Николай сладков какой заяц длины. Лесные сказки - Сладков Н
Цели: познакомить учащихся со стихотворением И. Сурикова «Зима»;
развивать навык правильного выразительного чтения, умение анализировать стихотворение;
обучать пониманию поэтической речи, правильному чтению стихов; развивать память, речь, мышление.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта; различать стихотворный и прозаический тексты; наблюдать за жизнью слов в художественном тексте, объяснять интересные выражения в лирическом тексте; наблюдать за сравнением как средством создания картины природы в лирическом стихотворении; находить рифмующиеся слова.
Оборудование : карточки (текст речевой разминки, задания); сборники стихов И. Сурикова, его портрет, аудиозапись.
Ход урока
I .Организационный момент
II .Речевая разминка
Умные совята
Совята у совушки
Умные головушки:
На каждый совушкин совет
Глазами хлопают в ответ.
И. Котляр
Найдите однокоренные слова. (Совята, совушки, совушкин.)
Прочитайте с интонацией удивления (еще: с вопросительной интонацией, сердито, радостно).
III . Проверка домашнего задания
Проверить план к стихотворению И. Сурикова «Детство», чтение понравившихся эпизодов.
IV .Введение в тему .
Сейчас я вам прочитаю еще одно стихотворение Ивана Сурикова.
Ярко солнце светит,
В воздухе тепло,
И, куда ни взглянешь,
Все кругом светло,
На лугу пестреют
Яркие цветы;
Золотом облиты
Темные листы,
Дремлет лес:
Ни звука,
Лист не шелестит,
Только жаворонок
В воздухе звенит,
Да взмахнет порою
Птичка под кустом,
Да, жужжа, повьется
Пчелка над цветком,
Да золотокрылый
Жук лишь прошуршит, -
И опять все тихо,
Все кругом молчит.
Хорошо!.. И если б
Пруд не призывал,
Долго бы весною
В поле простоял.
Понравилось стихотворение? Стало вам тепло? Суриков писал о поздней весне. Если вам захотелось прочитать другие его стихи, найдите их в библиотеке или дома. Обязательно почитайте.
V. Физкультминутка
Мы устали чуточку,
Отдохнём минуточку.
Поворот, наклон, прыжок,
Улыбнись давай, дружок.
Ещё попрыгай: раз, 2, 3!
На соседа посмотри,
Руки вверх и тут же вниз
И за парту вновь садись.
VI .Подготовка к восприятию стихотворения.
1. Сегодня мы познакомимся со стихотворением И.Сурикова «Зима», но сначала давайте посмотрим на слова, которые будут встречаться в тексте, и объясним их значение.
Пелена, крестьянин, стужа, изба.
2.Чтение стихотворения учителем.
3. Работа над анализом стихотворения.
Памятка для анализа.
Как ты думаешь, какое настроение было у автора, когда он писал стихотворение?
Что, по-твоему, послужило толчком для создания этого стихотворения?
В каких строчках заключена главная мысль стихотворения?
Какие строчки показались тебе наиболее образными?
Какие рифмы показались самыми необычными?
Перечисли наиболее яркие сравнения в стихотворении. Какова их роль?
Как ты думаешь при каких обстоятельствах ты мог бы вспомнить строки этого стихотворения?
Прочитайте, как крестьянин готовился встретить зиму.
Почему поэт называет сани - санишки?
Какая интонация соответствует содержанию стихотворения: спокойная, печальная, радостная? Передайте ее при выразительном чтении.
4.Выразительное чтение стихотворения
5. Сравнение в стихотворении
С чем поэт сравнивает поле и лес, покрытый первым снегом? Что дает нам такое сравнение?
Напомню вам, для того чтобы передать свои чувства, авторы используют различные приемы: олицетворение,метафоры, эпитеты.
Олицетворение (олицетворить ) - выразить, представить в образе живого существа.
Метафора - оборот речи: употребление слов и выражений в переносном смысле на основе аналогии, сходства, сравнения.
Эпитет - образное, художественное определение (например, постоянные эпитеты: синее море, златые кудри).
Найдите в прочитанных стихотворениях олицетворения, метафоры, эпитеты.
VII . Рефлексия
Прослушивание композиции П. Чайковского «Времена года. Зима».
VIII .Подведение итогов урока, выставление оценок.
Домашнее задание.
Подготовить выразительное чтение стихотворения «Зима».
Заяц в штанах
Вылиняли у зайца-беляка задние ноги. Снега ещё нет, а у него ноги белые стали. Будто белые штаны надел. Раньше бурого зайца никто и на поляне не замечал, а теперь он и за кустом сквозит. Всем как бельмо на глазу! В ельник забился - синицы увидели. Окружили и давай пищать:
Того и гляди лиса услышит. Заковылял заяц в осинник. Только под осинкой залёг - сороки увидели! Как затрещат:
- Заяц в штанах, заяц в штанах!
Того и гляди волк услышит. Замелькал заяц в густель. Там ёлку вихрь повалил. Легла ёлка вершиной на пень. Как шалашиком, пень покрыла. Вспрыгнул беляк на пень и притих. «Вот, - думает, - теперь от всех спрятался!»
Шёл по лесу охотник и видит: в самой густели будто глазок на небо сквозит. А какое там небо, если позади лес чёрный. Заглянул охотник в лесной глазок - заяц! Да близко - ружьём ткнуть можно. Ахнул охотник шепотком. А заяц - некуда податься - шасть прямо на охотника!
Отшатнулся охотник, запутался ногами в валежнике и упал. А когда вскочил, только белые штаны заячьи мелькали вдали.
Опять увидели зайца синицы, запищали:
- Заяц в штанах, заяц в штанах!
Сороки увидели, затрещали:
Заяц в штанах, заяц в штанах! И охотник кричит:
- Заяц в штанах!
Вот штаны: ни спрятать, ни переменить, ни сбросить! Хоть бы уж снег поскорей - беспокойству конец.
Синичий запас
Собирать в запас - значит себя спасать. Каждый спасает себя на свой лад. Суслик зерно с полей ворует и прячет в свою нору. Даже особые кладовые роет для ворованного зерна. Водяная крыса забивает отнорки картошкой. До пуда, бывает, натаскает. Сыч на зиму замораживает в дупле, как в холодильнике, мышей и птичек. У одного такого запасливого сыча нашли однажды целых два килограмма лесных мышей! А один горностай сложил в норе пять водяных крыс, семь полёвок, синичку, гадюку, ящерицу, тритона, лягушку и плавунца!
Всё это - на чёрный день.
Запасают как могут, где могут. Все по-разному, но всё для себя: в своей кладовой, в своём дупле, в своей норе.
И только одни весёлые синички-хохлатки собирают запасы совсем не так. Хоть они и весёлые но и у них бывают чёрные дни. И потому запасают они неустанно. Жучок, паучок, муха - годится. Семечко, зёрнышко, ягодка - подойдёт. Нет у них собственных кладовых: ни норок, ни дупел. Была бы удобная трещинка в коре, особенно под сучком, куда не пробьётся ни дождь, ни ветер.
В лесу деревьев - не сосчитать. И на каждом найдётся укромная трещинка. С дерева на дерево, с сучка на сучок, от трещинки к трещинке. Куда жука, куда зёрнышко; осенью еды много. А зимой и сушёному комару будешь рад.
Сотни деревьев, тысячи кладовых. Но разве все их запомнишь?
А их и не надо запоминать: кладовые-то эти для всех! Не всё ли равно, чей запас ты найдёшь: свой или чужой? Ты чей-то склевал, и твой кто-то забрал. Ты для всех, и все для тебя.
Чёрный день всем страшен: всем надо иметь запас. А собирать его можно по-разному. Можно как крыса - только себе. Или как синичка-хохлатка - для себя и для всех.
Какой заяц длины?
Какой заяц длины? Для кого как. Для человека - с берёзовое поленце. А для лисы или собаки заяц длиной километра в два. А то и ещё длиннее! Потому что для них заяц начинается не тогда, когда они его схватят или увидят, а когда учуют заячий след. Короткий след - два-три прыжка - и зверь невелик. А если заяц успел наследить, напетлять, то становится он длиннее самого длинного зверя на земле. Ох как непросто такому в лесу схорониться!
Из всех своих сил старается заяц стать короче. То след в болоте утопит, то прыжком-скидкой надвое его разорвёт. Мечта заячья - стать наконец самим собой, с берёзовое поленце. Живёт и грезит, как бы от своего следа ускакать, спрятаться, как бы его, негодного, укоротить, разорвать, отбросить.
Жизнь у зайца особая. Всем от дождя и метели мало радости, а зайцу они на пользу: след смывают и заметают. И хуже нет для него, когда погода тихая, тёплая: след тогда горячий и запах держится долго. В такую погоду заяц длиннее всего. Куда бы ни спрятался - нет покоя: может, лиса хоть и за два ещё километра, а уже держит тебя за хвост!
Так что трудно сказать, какой заяц длины. В тихую погоду и умный заяц растягивается, а в метель да ливень - и глупый укорачивается.
Что ни день - длина у зайца другая.
И очень редко, когда уж очень здорово повезёт, бывает заяц той длины - с берёзовое поленце, - каким мы его видим. И знают про это все, у кого нос лучше глаз работает. Собаки знают. Лисицы и волки знают. Знайте и вы.
Конспект занятия по чтению по сказке
«Заяц и белка» Н. Сладкова.
Занятие по чтению по сказке: « Заяц и белка » Н. Сладкова .
Цели занятия:
1. Коррекционно-образовательные :
Познакомить учеников с произведением Н. Сладкова « Заяц и белка » ,
Развитие навыка чтения целыми словами ,
Формирование навыка ролевого чтения ,
Формирование отвечать на вопросы полными предложениями,
Формирование умения выражать свою точку зрения,
Обучение выразительности чтения ,
Активизация словаря детей;
2. Коррекционно-развивающие :
Развитие устной речи,
Развитие умения учащихся ориентироваться на рисунке и при работе с текстом,
Умение думать, анализировать,
Развитие интонационной гибкости при передаче речи героев;
3. Коррекционно-воспитательные :
Воспитание мотивации к обучению,
Воспитание умения слушать,
Воспитание интереса к чтению .
Оборудование : календарь природы, художественная книга, иллюстрации с изображением зайца и белки .
Этапы занятия.
1. Организационный момент :
Доброе утро, ребята!
Здравствуйте!
Садитесь! (дети садятся)
В это солнечное утро я шла на работу и наблюдала за облаками, зелеными листочками, слушала пение птиц. Я думаю, вы тоже любовались красивой природой и у вас хорошее настроение. Давайте улыбнемся друг другу. И от этих улыбок мы будем добрее, счастливее, веселее. И с удовольствием будем работать на уроке .
Работа с календарем природы.
Какой сегодня день недели? А какой был вчера? Будет завтра?
Что можете сказать об изменениях погоды? (ответы учеников) .
2. Артикуляционная гимнастика :
БУ – БЮ БА – БЯ
ЗУ – ЗЮ ЗА – ЗЯ
ФУ – ФЮ ФА – ФЯ
ЛУ – ЛЮ ЛА – ЛЯ
Читаем слоги на таблицах, четко произнося все звуки, сначала вместе со мной.
проводится игра «молния» (сначала ребенок читает в обычном темпе, а по команде : «Молния!» начинает читать в быстром темпе, при этом, стараясь не допускать артикуляционных ошибок).
Учащиеся :
читают хором;
читают мальчики, потом девочки;
читают шепотом, радостно, грустно
3. Вступительная беседа :
Сегодня на уроке мы совершим путешествие в лес. Отгадав загадки вы узнаете о ком сегодня мы будем читать.
1. Что за зверь лесной - как столбик под сосной :
И стоит среди травы – уши больше головы. (Заяц )
2. Кто с высоких толстых сосен в ребятишек шишку бросил.
И в кусты через пенёк промелькнул как огонёк. (Белка ) .
Дети отгадывают загадки.
Беседа с детьми по вопросам :
На каком дереве любит строить гнездо белка ? Как она готовит пищу на зиму? Где хранит свои запасы?
Как готовится к зиме заяц ? Делает ли он запасы на зиму? Где он спит? Чем питается?
Сравнение по иллюстрациям белки и зайца : чем похожи, чем отличаются?
Физкультминутка :
Зайка прыгал – скок, скок, скок.
Мишка шёл вразвалку.
Прилетело 5 сорок, село на полянку.
Мы сегодня будем знакомиться с новой сказкой , которая называется « Заяц и белка » , а написал ее Н. Сладков . Сейчас я прочитаю вам эту сказку , а вы слушайте внимательно. Прослушав сказку , вы ответите мне на следующий вопрос : «О чём вели разговор Заяц и Белка ?»
Дети отвечают на вопросы и просматривают иллюстрации.
4. Чтение учителем сказки (при этом учебники детей закрыты) .
Прослушивание детьми сказки
5. Беседа на основе слухового восприятия :
Ребята, о чем вели разговор Заяц и Белка , какую новость сообщил Заяц , а какую - Белка ? Молодцы!
Работа по развитию активного словаря : подберите слова, которые больше всего подходят к белке : весёлая, рыжая, пушистая, упрямая, ловкая, смелая. А какие подходят к зайцу?
Подготовительные упражнения для чтения детей :
во – ново – новость е – съе – съела
ы – лы – слы – слыхала ве – вест – извест – известно.
Ответы на вопросы и активизация словаря детей.
6. Самостоятельное чтение текста :
Ребята посмотрите, кто нарисован на картинке. Правильно заяц и белка , а что еще вы видите в верхней части рисунка. Женя, покажи верхнюю часть рисунка, что там нарисовано (облака) . Поднимите правую руку, а теперь левую и скажите кто нарисован слева, а кто - справа? А что еще изображено на рисунке (трава, цветочки? Какие вы молодцы!
А сейчас вы ребята прочитаете сказку сами , но читать вы будете шепотом.
Дети открывают учебники, рассматривают картинку, отвечают на вопросы, читают самостоятельно.
Заканчиваем чтение .
Дети останавливаются.
7. Аналитическое чтение текста :
«- Ты слышал новость, Заяц ?
Я всё, Белка , слышу : вон уши-то у меня какие». Маша остановись, достаточно. Ребята о чем спросила Белка Зайца , что он ей ответил. Саша, где остановилась Маша покажи. Молодец! Продолжает читать Ваня :
«- Так что же ты своими ушами слышал?
Я слыхал, что тебя, Белка , Лиса съела!»
Достаточно Ваня. Ребята, что услышал Заяц ? А чем он это услышал?
«- Ну, это что! А я вот слыхала, что ты Заяц , Лису съел!
Вот это да! Что же мне теперь делать?
- Известно что : глазам верить, а не ушам!»
Вика, ответь на вопрос : «Чему надо верить?»
Вася, найди эти слова в тексте.
Чтение по ролям и ответы на поставленные вопросы.
8. Подведение итогов :
Какую сказку мы читали ? Кто ее автор? О чем эта сказка ? Как вы думаете почему надо верить тому что видишь, а не тому что услышал.
Ответы детей
9. Домашнее задание : чтение по ролям , пересказ .
10. Ребята, вы сегодня меня очень порадовали : на уроке вы активно отвечали на вопросы, хорошо читали, работали дружно. Молодцы! А сейчас наш урок подошел к концу .