Николай лазаревич тарасов история любви. Тарасов николай лазаревич
Рассказывает экскурсовод Ирина Стрельникова:
В газете осенью 1910 года появились одна за другой три заметки:
«29 октября в доме Лопатиной, на Бол. Никитской ул., выстрелом из револьвера покончил расчеты с жизнью содиректор Барановской мануфактуры, сын действительного статского советника Николай Михайлович Журавлев, 24 лет. В оставленном письме покойный просит в смерти его никого не винить».
«Вчера, 30 октября, в 10 часу вечера, в собственном доме, по Чудовскому переулку (нынче – улица Огородная слобода – прим. СДГ) , застрелилась из револьвера жена известного в Москве негоцианта, Ольга Васильевна Грибова, урожденная Ясюнинская. Накануне покойная была в особенности грустна, но ничто не предвещало катастрофы. После обеда к супругам Грибовым пришли двое знакомых. Весь вечер разговор вращался на самоубийстве сына известного богача Журавлева и все искренно сожалели этого, всегда жизнерадостного молодого человека, не так давно окончившего Императорский лицей Цесаревича Николая. Напившись чаю, супруг покойной, Алексей Назарович Грибов, пошел с своим приятелем в биллиардную играть. Его супруга со своею приятельницею прошла в спальню и там стала ей высказывать свое горе по поводу смерти молодого Журавлева и, вынув из шифоньерки револьвер, сказала: „Не последовать ли и мне за ним?” Подруга стала ее успокаивать, и г-жа Грибова дала ей слово ничего над собой не делать, но, как только ее подруга отошла в сторону, грянул выстрел, и О.В. Грибова упала на ковер с простреленным сердцем».
И ещё 1 ноября, в «Новом времени» — заметка «Самоубийство Н.Л.Тарасова»:
«Вчера, в 10 1/2 час. утра, у себя на квартире застрелился пайщик Художественного театра, основат. кабарэ «Летучая мышь», Николай Лазаревич Тарасов.
Накануне рокового дня покойный был на спектакле Художественного театра и вернулся домой бодрый, веселый со своим приятелем Н.Ф.Балиевым, с которым беседовал до 2 час. ночи. Условившись, что на следующий день, после дневного спектакля, они поедут вместе обедать, покойный пошел в свою спальню. Утром, в 10 1/2 ч. прислуга услышала грохот и шум, раздавшийся из спальни г. Тарасова, и поспешила туда. Глазам ее представилась ужасная картина. На кровати, в луже крови лежал Тарасов и тяжело стонал. Тотчас же было послано за врачом, которому пришлось констатировать смерть.
Покойный никаких записок не оставил.
Говорят, что три последних самоубийства: Н.М.Журавлева – в пятницу, О.В.Грибовой – в субботу и вчера Н.Л.Тарасова, стоят в тесной связи. В городе упорно циркулирует такая версия:
Н.М.Журавлев в пятницу, в условленный час, в 9 час. вечера, ждал решительного ответа от О.В.Грибовой. Пробило 9 часов. Ответа нет. Еще 15 минут ожидания – и из кабинета Журавлева раздается выстрел. Через 10 минут звонок от г-жи Грибовой.
На первой панихиде у гроба Н.М.Журавлева, в 7 час. веч. в субботу, присутствовала и г-жа Грибова. Тотчас после панихиды она возвращается домой, запирается в своей комнате. И новый выстрел. После тяжелых мучений О.В. скончалась только в полночь.
Какой-то неизвестный Тарасову женский голос немедленно сообщил ему о покушении Грибовой на самоубийство. Но Тарасов до 2-х часов ночи не мог добиться ответа: жива ли О.В. И только на утро из газет узнал об ее смерти. через три дня»…
ОСОБНЯК
Особняк, украшенный двумя симметрично расположенными эркерами с изящным лепным декором, сочетает черты модерна и неоклассицизма. Был построен в 1885 году по заказу владельца текстильной фабрики Щербакова архитектором Петером-Йозефом Дриттенпрейсом, уроженцем Баварии. Известно, что заказчик выдвинул единственное условие: чтобы дом был весь голубой. Что архитектор и воплотил (так что нынешний цвет — не совсем правильный). Но Щербаков, по всей видимости, остался не слишком доволен результатом, потому что довольно быстро продал особняк одному из Грибовых – владельцев крупной мануфактуры бумажных, шелковых и суконных товаров. Алексей Назарович Грибов поселился здесь со своей женой, актрисой Ольгой Васильевной Грибовой. Той самой самоубийцей. Драма разыгралась именно в этом особнячке. Со временем газетам удалось докопаться до причины трех самоубийств. Мало того, они заподозрили, что вот-вот произойдет и четвертое – у ворот виллы Николая Рябушинского несколько дней толкались репортеры, ожидая очередной трагической сенсации. Впрочем, обо всем по порядку. Прежде всего – о Николае Лазаревиче Тарасове, третьем самоубийце, которого горько оплакивала артистическая Москва…
СПАСЕНИЕ МОСКОВСКОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО
Летом 1905 года Станиславский записал: «Со смертью милого и незабвенного Саввы Тимофеевича (кстати, тоже застрелившегося — во всяком случае по официальной версии — прим.СДГ) материальные условия театра резко изменились к худшему». Конечно, в Московский Художественный по-прежнему ломилась публика. Да и сам Станиславский – человек весьма небедный, управляющий фамильной золотоканительной фабрикой Алексеевых. Но с самого основания МХТ был задуман как театр для публики недорогой, общедоступный – соответственно, продажа билетов не окупала весьма затратных постановок. А фабричные дела с театральными Константин Сергеевич никогда не путал – это в Камергерском переулке он был Станиславским. А у себя на фабрике, на Малой Алексеевской — по-прежнему Алексеевым, промышленником, предпринимателем, администратором, и отчасти не мог, а отчасти и не считал нужным финансировать МХТ за счет доходов золотоканительного производства.
Для поправки дел решили организовать первые в истории МХТ зарубежные гастроли. Взяли довольно большой кредит и отправились в Берлин. Дальше предполагались Дрезден, Прага, Париж. Да вот только деньги кончились уже в Берлине. «Немцы идут в театр очень туго», - признавал Немирович-Данченко. Зал не наполнялся, спектакли ведь шли на русском (поди-ка, сыграй по системе Станиславского на неродном языке!). Константин Сергеевич позже писал: «Мы истощились материально и готовы были возвращаться по шпалам из–за границы».
И тут пришло неожиданное спасение. Актеры Москвин и Вишневский передали Немировичу, что о встрече с ним просят два российских подданных – горячие поклонники МХТ. Эти люди давно уже не пропускали ни одного спектакля и, соответственно, поехали за труппой в Европу: Николай Лазаревич Тарасов, только что по смерти отца унаследовавший трехмиллионное состояние и семейное дело (оптовую мануфактурную торговлю), и его неразлучный друг Никита Федорович Балиев. Оба, кстати, обрусевшие армяне (Тарасовы в недавнем прошлом были Торосянами, а настоящее имя Никиты Федорвича Балиева — Мкртич Асвадурович Балян).
В первый раз к Немировичу на беседу пришел один Балиев - бойкий толстяк с круглым веселым лицом и плутовскими глазами. «Сколько вам нужно, чтобы продолжить гастроли?» - без обиняков спросил он. Оказалось, 30 тысяч. Которые Балиев тут же обещал дать. Да не в долг, а просто так, безвозмездно. На развитие театра.
Поскольку переговоры вел он, у Немировича создалось сначала ошибочное впечатление, что деньги – балиевские. На самом деле Никита Федорович был гол, как сокол, просто Тарасов всегда предпочитал выставлять вместо себя именно его, а сам вечно держался в тени из-за некоторой нелюдимости и скромности натуры. Хотя скромничать у него, объективно говоря, не было никаких причин. Немирович писал о нем: «Трудно встретить более законченный тип изящного, привлекательного, в меру скромного и в меру дерзкого денди. Вовсе не подделывается под героев Оскара Уайльда, но заставляет вспомнить о них». Остается добавить, что Тарасову было 24 года, он отличался яркой красотой, эрудированностью и, мало того, всесторонней одаренностью. С одинаковой легкостью писал (стихи, пьесы, скетчи, пародии) и рисовал (карикатуры, эскизы костюмов, да и просто картины). Как-то раз он подарил актеру Качалову картину Константина Коровина с подписью художника. И довольно долго эта картина висела в гримуборной у Качалова в качестве шедевра, вызывая восторг у поклонников Коровина. Пока Тарасов не признался, что это – его собственный этюд «под Коровина», и подпись он тоже подделал сам. При этом на оригинальное творчество, под себя самого, Тарасов не решался.
Анатолий Эфрос писал об этом удивительном человеке: «Как будто был он баловнем жизни, этот изящный юноша с бархатными глазами на красивом матовом лице. Но феи, стоявшие у его колыбели, позабыли туда положить один подарок - способность радоваться жизни. А без этого подарка чего стоят все остальные, самые щедрые и прекрасные? Тарасов носил в себе жажду этой радости - и никогда не мог ее утолить. Он любил те места, где звенел смех, где порхала шутка, но сам лишь едва улыбался и редко ронял слова. В нем жила богатая фантазия, но не то застенчивость, не то какая-то необоримая лень вязали ей крылья при первом взлете, и она упадала, не воспарив». А Качалов сетовал, что богатство губит Тарасова, рождает в нем комплекс неполноценности, отравляет для него отношения с людьми. Тарасов подозревал, что всем нужны только его миллионы, и никому не мог поверить: ни женщинам, ни друзьям. Разве что одному Никите Балиеву…
30 тысяч, которые Тарасов дал Московскому Художественному театру, пошли впрок. Гастроли были продолжены, а тут германский кайзер Вильгельм выразил желание посмотреть «Царя Федора». Это послужило прекрасной рекламой: публика повалила на спектакли московских гастролеров. Газеты раструбили об их успехе, и во всех других городах проблем со сборами уже не было. Театр действительно сумел поправить дела. Ну а Станиславский с Немировичем были людьми благодарными. По возвращении в Москву Балиева приняли в труппу в качестве актера. Предлагали и Тарасову – он отказался. Хотели вернуть ему долг – не взял. Тогда его просто сделали пайщиком (со взносом 30 тысяч рублей) и членом дирекции. Эту честь Тарасов с благодарностью принял, но в управление театром деликатно не вмешивался. Просто помогал театру, чем мог.
Тем временем дела друга Тарасова Никиты Балиева в театре складывались не очень хорошо. Актерский дар, который у него, несомненно, имелся, по своей природе мало подходил МХТ. Балиев раз за разом получал маленькие роли (вроде Хлеба в «Синей птице») и проваливал их. У него было слишком комичное лицо, не поддававшееся никакому гриму, плюс армянский акцент. Но нет худа без добра! Ему поручили капустники, и тут-то талант Балиева развернулся! Так родилась знаменитая, легендарная «Летучая мышь» — театр-кабаре для увеселения и отдыха труппы. В который при этом мечтала попасть вся Москва, да только это было потруднее, чем попасть в МХТ в день премьеры…
Дом Перцевой – первый адрес «Летучей мыши». Фото Ю.Звездкина
Помещение для «Летучей мыши» Балиев с Тарасовым нашли сами — подвал в доме Перцова в Курсовом переулке. Когда они в первый раз вошли в этот подвал, им навстречу метнулась летучая мышь. Отсюда и название. Кстати, к потолку зала была подвешена матерчатая летучая мышь. Что же за представления давались в «Летучей мыши»? Об этом театре впору делать отдельную статью – он того стоит. Сейчас расскажу только пару их скетчей.
В те дни в газетах писали о поразительной политической ловкости и пробивной силе создателя партии «17 октября» Александра Ивановича Гучкова (из московской купеческой династии староверов Преображенского кладбища, о которых СДГ). Гучков был избран в III Государственную думу и поставил себе цель добиться поста председателя, причем шел к этой цели, как танк. И вот – очередное ночное представление в «Летучей мыши». На сцене – огромный бутафорский телефон, который то и дело звонит. Балиев поднимает трубку: «Откуда говорят? Из Петербурга? Здравствуйте! Очень счастлив»… Затем, после паузы: «Нет! Извините, не могу, никак не могу. Вынужден отказать. Да, спасибо, всего доброго»… Вешает трубку. Снова звонок, и снова какие-то реплики того же рода, означающие вежливый отказ. Балиев весьма комично изображает нарастающее раздражение, муку… В конце концов закрывает ладонью трубку и обращается к залу: «Гучков спрашивает, не нужен ли на нашем капустнике председатель». Зал хохочет.
Или вот еще, накануне отъезда певца Собинова (большого друга МХТ) на гастроли в Буэнос-Айрес в «Летучей миши» были устроены проводы. На сцене – фанерный поезд. Кондуктор-Балиев звонит в колокольчик, приглашает всех присутствующих занять места в купе. Начинает играть оркестр. Минуты через три Балиев опять звонит в колокольчик и объявляет: станция Витебск! Музыка умолкает. Публику приглашают выйти на перрон – то есть к столам, где расставлены рюмки с водкой. Не успевают все выпить, как снова колокольчик – пора по вагонам. Оркестр принимается играть опять. Дальше – станция Варшава. Краков. Прага. Берлин. И так далее. Много станций. И везде хлопается по рюмахе. Так и ехал поезд до утра. Правда, до Буэнос-Айреса в здравом уме и трезвой памяти добрались немногие. Собинов сошел с дистанции довольно рано – его увезли домой на извозчике с полдороги. Кстати, те гастроли так и не состоялись: разорился антрепренер Собинова… но это уж не вина «Летучей миши». Их дело было – проводить!
Для «Летучей мыши» Балиев оказался бесценной находкой. Его способность на мгновенную импровизацию, его комический дар, бурная и неутомимая натура – все было к месту. Но за всеми этими придумками, идеями, комическими куплетами, пародиями, эпиграммами, буффонадой, за всеми этими блестящими в своей веселости и абсолютной несерьезности номерами стоял Тарасов. Он же был и автором карикатур на труппу МХТ, повсюду развешенными на стенах «Летучей мыши». При этом Николай Лазаревич по-прежнему держался в тени. Будто и не имеет к происходящему никакого отношения. Эфрос пишет: «Как будто Тарасов был посторонний в «Летучей Мыши», или только ее золотой мешок. Первый среди гостей, всегда на том же месте, с цветком в петлице похожий на героя из уайльдовского романа». Ну а после представления Тарасов терпеливо ждал, пока его друг, разгоряченный и возбужденный успехом, снимет грим и переоденется. Они шли домой по ночной Москве и разговаривали. Вернее, Балиев делился радостью от успеха, обсуждал реакцию публики на ту или иную шутку, а Тарасов молча слушал. При этом за ними медленно-медленно, черепашьим ходом следовал тарасовский автомобиль – самый мощный и дорогой в Москве…
Друзья жили вместе, в роскошной квартире на Большой Дмитровке. Нет-нет, это не то, о чем вы подумали. Они просто были очень нужны друг другу. По отдельности они не могли проявлять свои таланты в полной мере. При этом оба, конечно, использовал свое холостяцкое положение в полной мере, то есть крутили бесконечные романы. Вернее, Балиев все больше «мопассанничал», то есть искал знакомств с невзыскательными дамами, бурно ухаживал, но редко добивался успеха. Его комическая фигура как-то мало вязалась с романтикой. Но и Тарасов был не так уж счастлив в любви. Всерьез увлекся замужней дамой – Ольгой Грибовой, ученицей Намировича… А она его бросила – завела себе другого. И добро бы – какого-нибудь гения, перед гениями Тарасов привык молча и скромно склонять голову. Но ее новый избранник был довольно ничтожен: юнец, папенькин сынок Николай Журавлев. Ну пристроил его отец (к слову, гораздо менее богатый, чем Тарасов) содиректором Барановской мануфактуры, а толку-то? У Журавлева-младшего были одни карты на уме. Вот он и проигрался в пух, спустил чужие деньги. Бросился к Грибовой за помощью, грозил самоубийством. Ольга, попутно кокетничавшая (а может, и не только кокетничавшая) еще и с третьим Николаем – миллионером Рябушинским, кинулась за помощью к нему. Тот, вроде бы, был в нее страстно влюблен. К тому же, он был (единственный из восьмерых братьев Рябушинских, вообще-то отличавшихся большой деловой хваткой) известным прожигателем жизни, легкомысленно швырял деньгами направо-налево (о его художествах я много рассказываю на экскурсии , где у него была вилла «Черный лебедь» — в частности, там во дворе в будке на цепи сидел леопард). Но Николай Павлович Рябушинский вовсе не был дураком. И денег сопернику не дал. Отказал и глазом не моргнул!
Тогда Грибова не нашла ничего лучше, чем обратиться к Тарасову. Уж на что жертвенный человек – но все-таки эта просьба показалась ему унизительной. Отказал и он… В самых изысканных выражениях, надо полагать. В итоге Журавлев, не получивши помощи, выполнил свою угрозу и застрелился. Вслед за возлюбленным покончила с собой и Грибова. Правда, в газете немного поспешили объявить ее мертвой – она попала не прямо в сердце и жила еще три дня. Все это время Николай Тарасов названивал в больницу, справляясь о ее здоровье…
И ведь у него уже началась после расставания с ней другая жизнь. Завязался новый роман – с восходящей звездой МХТ Алисой Коонен. Мало того, накануне описываемых событий судьба сделала Николаю Лазаревичу очередной подарок в виде дядюшкиного наследства: роскошного особняка на Спиридоновке, почти точно скопированного архитектором Жолтовским с палаццо Тьене в городе Виченце, чуда архитектуры XVI века (Жолтовский вообще много копировал итальянского архитектора Андреа Палладио, сделав подражательство своего рода собственным стилем).
Дом Тарасова на Спиридоновке https://pastvu.com/p/82478
Но и этот подарок щедрой фортуны Николай Лазаревич так же мало оценил, как и все предыдущие за все 28 лет своей недолгой, но богатой такими подарками жизни. И когда Ольга Грибова все-таки умерла, вынес себе приговор.
Алиса Коонен вспоминала: «Рано утром меня разбудил телефонный звонок. Ольга Лазаревна (сестра Тарасова, тоже актриса МХТ – прим.СДГ) каким–то странным, чужим голосом попросила меня сейчас же приехать на квартиру к Тарасову. Предчувствуя что–то страшное, я помчалась на Дмитровку. Дверь была открыта, и я прямо прошла в комнату Николая Лазаревича. Он лежал на тахте в костюме, тщательной одетый. Лицо было спокойное, чуть розовое, можно было подумать, что он спит, на виске запеклась одна-единственная капелька крови. На полу рядом с тахтой лежал маленький револьвер… Уткнувшись мне в плечо, глухо рыдала Ольга Лазаревна».
Там было еще одно страшное и дикое обстоятельство. Одна экзальтированная дама, подруга Грибовой, узнавшая о ее смерти часом-другим ранее Тарасова и посчитавшая виновником именно его, позволила себе жестокую выходку: послала на квартиру Николаю Лазаревичу могильный венок и гроб. Не понятно, застал ли Тарасова в живых этот «подарок», или пришел несколькими минутами позже. Хочется верить, что все-таки – позже. Но как бы то ни было, когда явилась полиция, гроб с венком уже стояли у дверей.
В тот вечер в Художественном театре был отменен спектакль. Кажется, в первый раз за историю театра. Ну а гражданская панихида состоялась на следующий день — в «Летучей мыши». МХАТовсцы были неутешны. Ну а Никита Балиев просто убит горем. Как назло, его в роковой час не было рядом с другом. Был бы, может, все сложилось бы иначе…
Николай Лазаревич Тарасова похоронен на Армянском кладбище. Памятник изваял скульптор Андреев (знаменитый автор сидящего, трагического Гоголя, что нынче задвинут во двор дома 7 на Никитском бульваре). И это хоть и по-своему красивый, но странный, даже шокирующий памятник: скульптор запечатлел момент самоубийства.
Впрочем, надо отдать должное, этот памятник отлично отражает эпоху декаданса. Вся эта история ее отражает. Тройное самоубийство в стиле модерн…
Ну а мне остается только прибавить, что Николай Павлович Рябушинский и не подумал присоединиться к этому «клубу самоубийц». Напрасно газетчики взволновались. Даже самый легкомысленный Рябушинский был слишком здравомыслящим для таких жестов. Его личный декоданс ограничивался леопардом и прочими диковинками виллы «Черный лебедь», да еще поддержкой символистов: Брюсова, Бальмонта… Для них он сделал, пожалуй, не меньше, чем Тарасов для Московского Художественного…
Вилла Рябушинского в Петровском парке. Фото Ю.Феклистова
Да, чуть не забыла. В этой истории есть же еще один персонаж, о котором мы как-то забыли. Владелец дома 5 по Огородной слободе — Алексей Грибов, муж роковой красавицы Ольги. Он все это время тихо пил. А овдовев, и вовсе ушел в загул, и в скором времени сам тоже умер – в момент, когда протянул руку к очередному бокалу с вином. В общем, все умерли. Кончилось кино.
#совсемдругойгород
Дом Щербаковых-Грибовых. Фото Ю.Звездкина
Улица Большая Дмитровка, самый центр Москвы, почти каждый дом, из сохранившихся, таит в себе ту или иную историю. Истории могут быть грустными, курьезными или же трагическими. Вот о трагической истории, произошедшей в доме № 9-11 по улице Большая Дмитровка, и пойдет речь. Но сначала немного о том, чем знаменит сей дом, который знают хорошо те москвичи, кто учился в технических ВУЗах и вынужден был выполнять великое множество чертежей. На первом этаже этого дома располагался в советское время знаменитый магазин "Чертежник".
Улица Большая Дмитровка, дом №9. Архитектор А.Э.Эрихсон 1905 г
Первоначально на месте нынешнего дома располагался дом генерала Н.Н. Муравьева. Создавая регулярную русскую армию, Петр Великий стремился перенять многое полезное из армий европейских государств. Одним из этих новшеств было создание квартирмейстерской части, явившейся прообразом современного Генерального штаба. К началу XIX века эта служба претерпела ряд изменений и стала называться по повелению императора Павла - “Свита Его Императорского Величества по квартирмейстерской части”.
В конце 1810 года 14-летний студент Московского университета Михаил Муравьев (будущий граф), большой любитель математики, собрал вокруг себя товарищей с близкими ему интересами и организовал с ними Общество математиков. Им же был написан устав общества. Своей целью общество постановило распространение математических знаний путем сочинений, переводов и преподавания. Президентом общества был избран отец Михаила Муравьева - Николай Николаевич. Выйдя в отставку после окончания войны, Н. Н. Муравьев весной 1815 года вновь занялся в Москве у себя на дому преподаванием военных наук. Слушателями его были родственники и близкие знакомые. Узнав об этом, главный квартирмейстер князь Волконский предложил этим молодым людям вступить в колонновожатые.
В 1816 году было официально образовано училище, которое получило официальное название - Московское учебное заведение для колонновожатых. Однако оно оставалось по-прежнему на иждивении Н. Н. Муравьева, который предоставил ему свой каменный двухэтажный дом по Большой Дмитровке № 9, приличную библиотеку, большое количество инструментов и иных учебных пособий. Предоставив свой дом под учебный корпус, сам Н. Н.Муравьев жил в одном из дворовых флигелей, окружавших главное здание. Московское училище для колонновожатых воспитало многих будущих декабристов: И. Б. Абрамова, Н. Ф. Заикина, В. П. Зубкова, П. И. Колошина, А. 0. Корниловича, В. Н. Лихарева, Н. Н. Муравьева, П. П. Титова, А. А. Тучкова, 3. Г. Чернышова, А. В. Шереметева и других. Летом 1826 года по высочайшему повелению училище было упразднено. Причиной его закрытия явилось то, что большое количество выпускников Московского учебного заведения для колонновожатых было привлечено по делу 14 декабря "Декабристов". Из привлеченных осуждено было 13 человек...
С 1818 года, чувствуя нехватку средств для содержания своего любимого детища, Муравьев вынужден был сдавать под Английский клуб свой главный дом, переселив учеников во второй флигель. Английский клуб, находившийся в этом доме видел в своих стенах и А.С.Пушкина и его друзей. Потом клуб переехал и уже в 1903-1905 гг. двухэтажный особняк был перестроен и объединен в единое целое с домом № 11, став доходным домом купца Михайлова. На первом этаже располагался знаменитый меховой салон поставщика Двора Его Императорского Величества купца А.М. Михайлова, продававший горжетки, палантины и кокетливые шапочки, в общем меховые мечты многих женщин...
1910 год... именно в это время и разыгралась та самая трагедия, о которой упоминалось выше. Причиной трагедии стала и любовь и сложные человеческие отношения. Основных действующих лиц всего четверо: директор Барановской мануфактуры Журавлев, московская красавица Оленька Грибова, нефтяной магнат и меценат Николай Лазаревич Тарасов и также меценат, богатый промышленник Николай Павлович Рябушинский.
История не сохранила нам изображения Оленьки Грибовой, но внешность ее типична и пусть условно эта девушка на фото олицетворяет нашу... роковую женщину
Первый персонаж истории был удачливым карьеристом, бонвиваном. Его часто можно было встретить в "Славянском базаре" или же у цыган в "Яре". Оленька Грибова была хорошей знакомой Журавлева, дамой приятной во всех отношениях,. Она была невероятно красива и имела головокружительный успех у мужчин. В салон Оленьки Грибовой были вхожи лишь люди с деньгами и положением, она кружила головы и разбивала судьбы.
Н.Л.Тарасов
"Трудно встретить более законченный тип изящного, привлекательного, в меру скромного и в меру дерзкого денди. Вовсе не подделывается под героев Оскара Уайльда, но заставляет вспомнить о них. Вообще не подделывается ни под какой тип, сам по себе: прост, искренен, мягок, даже нежен, но смел".
В.И.Немирович-Данченко о Н.Л.Тарасове
Третий персонаж истории наиболее значителен. Николай Лазаревич Тарасов - представитель богатого армяно-черкесского рода. И при всем при том денди, спортсмен и любитель прогресса (у Тарасова был самый мощный в городе автомобиль). Пользовался английскими духами, название которых держал в тайне. Ежедневно прогуливался по Кузнецкому мосту, а по завершении прогулки в одиночестве сидел в кондитерской Трамбле (угол Петровки и Кузнецкого). Николай Лазаревич, писал изящные стихи. Но, правда, собственной манеры не имел, все больше увлекался подражаниями. К примеру, модному тогда Верлену. Актеру В. Качалову он подарил собственноручно сделанный этюдник "под Коровина". Из множества художников один лишь Бенуа смог разгадать подделку.
Но главным увлечением Тарасова все-таки был театр. Получив в наследство состояние отца, Николай Лазаревич отправился путешествовать за границу. В Германии в 1906 году труппа Московского Художественного театра, гастролирующая тогда в Европе, едва не прервала гастроли: у нее не было денег. Николай Лазаревич и его друг Никита Балиев встретились с Немировичем-Данченко и Тарасов одолжил безвозмездно труппе тридцать тысяч рублей. Театр смог продолжить гастроли, а Тарасова и Балиева записали в состав пайщиков и сделали членами дирекции МХТа. По правде сказать, Тарасов любил театр, но актрис - гораздо больше. Был увлечен Алисой Коонен и постоянно раскатывал с ней на своем шикарном авто.
Именно друзья Тарасов и Балиев и начали при МХТ новое дело - открыли кабаре под названием "Летучая мышь", где с конферансом Балиева (и, конечно, на средства Тарасова) устраивались знаменитые мхатовские капустники. Кабаре было закрытым, для своих. Поначалу оно размещалось в подвале доходного дома Перцова (Соймоновский переулок, 1) - этаком теремке, сделанном по рисункам Сергея Малютина. Когда Тарасов и Балиев в первый раз вошли в этот подвал, им навстречу метнулась летучая мышь. Так и возникло название. Главным же правилом было остроумно шутить и, естественно, не обижаться на шутки.
Затея удалась. Один из посетителей писал: "Лица, которые мы привыкли видеть важными и деловитыми, стонали от спазм неудержимого хохота. Всех охватило какое-то беззаботное безумие смеха: профессор живописи кричал петухом, художественный критик хрюкал свиньей. Такое можно встретить только на кипучем карнавале в Италии или веселой Франции ".
Н.П.Рябушинский
Четвертый персонаж, Николай Павлович Рябушинский. Меценат, издатель роскошного журнала "Золотое руно", любитель прекрасного, устраивающий, по слухам, на своей вилле "Черный лебедь" афинские ночи с голыми актрисами. Рябушинский спонсировал в тоже время приюты, больницы, помогал художникам и композиторам. Именно ему принадлежит фраза:"Богатство обязывает!"
И тут приключилась трагедия. Оленька Журавлева успешно морочила голову и Тарасову и Рябушинскому, но ни тот, ни другой успеха не достигли. Сердце же красавицы завоевал господин Журавлев, он был робок и нежен и не сводил глаз с дамы сердца. И тут господин Журавлев прилично проигрался в карты. Обратился к своей возлюбленной, Оленьке Грибовой с тем, чтобы та одолжила необходимые средства, иначе его ждал страшный скандал за растрауте денег акционеров. Угрожал, что иначе застрелится.
У красавицы денег, не было, и она обратилась за помощью к Николаю Тарасову. Нет, Тарасов вовсе не был до беспамятства влюблен в госпожу Грибову. Но выручать соперника не позволяла честь. Естественно, Тарасов отказал. А Журавлев и вправду застрелился - тоже дело чести. Тарасов вместе с Грибовой отправились на панихиду по директору. После чего Оленька Грибова покончила с собой. Она неумело стрелялась, попала в больницу, но спасти самоубийцу не смогли.
Николай Лазаревич по газетам следил за состоянием Грибовой. И, когда прочитал о ее смерти, то накрылся одеялом (чтобы не слышали соседи) и выстрелил себе в висок. Трагедия же эта разыгралась именно в этом доме на Большой Дмитровке №9, где Николай Лазаревич Тарасов снимал роскошнейше мебелированную квартиру. Тарасов занимал целый этаж, часть аппартаментов выделил другу Никите Балиеву.
После трагедии стали расползаться слухи о том, что застрелился еще и промышленник и меценат Николай Павлович Рябушинский. Но четвертый фигурант не состоялся - Рябушинский тихим образом сидел в Петровском парке, на своей вилле "Черный лебедь", конечно, сильно горевал среди своих роскошных статуй и картин, однако же стреляться и не думал.
Памятник-надробие на могиле Н.Л.Тарасова. Скульптор Н.Андреев
Похоронили Тарасова на Армянском кладбище. Скульптор Николай Андреев (автор знаменитого памятника Гоголю) сделал по тем временам шокирующий памятник - Николай Лазаревич изображен в момент самоубийства. На постаменте возлежит мертвое тело с беспомощно откинутой рукой. Разве что пистолета не хватало. Лицо Николая Лазаревича сделано с посмертной маски, но кажется, что молодой человек безмятежно спит. Но если обойти могилу, можно понять, что это ложе смерти, поддерживаемое плакальщицами, стилизованными под восточные миниатюры. Памятник окружает высокая кованная ограда из девяти прясел, изготовленная в Венеции, по рисункам Андреева. На пряслах изображен райский сад с павлинами и гроздьями винограда. По бокам входа стоят архангелы Гавриил и Михаил. Большая часть решетки в очень печальном состоянии: часть фрагментов разъята, часть исчезла. Детали памятника можно посмотреть вот тут: Ваганьковское (Армянское) кладбище. Надгробие Н.Л. Тарасова
Н.Ф.Балиев
С прекращением финансирования Балиеву пришлось самостоятельно зарабатывать деньги на содержание "Летучей мыши". Это уже был не закрытый клуб, а общедоступный театр с весьма дорогими билетами.После революции Балиев со своим театром эмигрировал в Америку. Артисты уехали в Париж, где уже назывались "La shouve sourrie" - "Летучая Мышь", а потом с большим успехом гастролировали на Бродвее. Свои восторженные отзывы о театре оставили и Мелани Гриффит, и Чарли Чаплин. Однако, по разным причинам, театр перестал существовать. Балиев умер в Нью-Йорке, в возрасте чуть более 60-ти лет.
Вот так выглядел магазин "Чертежник" во времена СССР
Улица Большая Дмитровка, дом № 9. Детали фасада
А дом? А дому в 2003 году исполнилось сто лет и он продолжает поражать московских обывателей своим смелым фасадом, оформленным архитектором А.Э.Эрихсоном в египетском стиле. И жильцы сейчас, как и раньше... богатые и самодовольные, квартиры в доме стоят безумно дорого... все как и было раньше, только вот нет уже ни Н.Л.Тарасова, ни магазина "Чертежник"...
Прогуливаясь по армянскому кладбищу в Москве, вы можете увидеть это великолепное скульптурное надгробие - кажется, что молодой человек присел в удобное кресло и просто ненадолго задремал. Но он дремлет уже более ста лет. Подробнее об истории смерти и посмертия Николая Тарасова - в статье.
Эта могила внесена в каталог как "одно из лучших надгробий Москвы эпохи модерна" и имеет охранный статус "выявленного объекта культурного наследия". Похоронен здесь меценат, нефтепромышленник-миллионщик, основатель и вдохновитель театра-кабаре "Летучая мышь" Николай Тарасов (1882- 1910). Так он звался на русский манер, на самом же деле - его звали Никогайос Торосян, и он был представителем богатейшей армянской семьи купцов Торосянов.
Успешный купец-мануфактурщик и владелец нефтяных промыслов, он получил от отца 6 миллионов наследства, и был одним одним из богатейших людей Москвы того времени. Главной страстью Тарасова был театр - он сам писал стихи и пьесы, которые потом ставились в его театре-кабаре. Часто там собирались виднейшие театральные деятели - Станиславский, Москвин, Качалов, многие другие. Тарасов также был пайщиком и щедрым меценатом Художественного театра, а однажды практически спас труппу, которой не на что было возвращаться с гастролей из Германии. Тогда Николай безвозмездно передал Немировичу-Данченко 30 тысяч рублей.
Скончался Тарасов в 28 лет, совершив самоубийство. Всю жизнь он любил театр, и смерть его была, по-своему, театральна. Причиной стала бывшая любовница Николая, актриса Ольга Грибова. После окончания бурного романа с Тарасовым, у Грибовой появился новый друг сердца - 23-летний юнкер Журавлев. Актриса любила юношу, а он любил карты. Однажды Журавлев проиграл огромную, по тем временам, сумму - 25 000 рублей. Возможности отдать такие деньги у него не было, и он попросил Грибову помочь, грозя самоубийством. Ольга попросила для него денег у Тарасова, но тот резко отказал. Спустя некоторое время, неудачливый игрок действительно свел счеты с жизнью. На следующий день после похорон Журавлева, Грибова последовала за ним. Узнав о смерти возлюбленной из газет, Тарасов застрелился. По словам свидетелей, он быстро подошел к секретеру, вытащил из ящика револьвер, приставил дуло к виску и нажал на курок. Произошло это в конце октября 1910 года.
Похоронили Тарасова на Армянском кладбище. Скульптор Николай Андреев (автор знаменитого памятника Гоголю) сделал шокирующий памятник - Николай Лазаревич изображен в момент сразу после самоубийства. На постаменте лежит мертвое тело с беспомощно откинутой правой рукой. Лицо очень точно сделано с посмертной маски, и кажется, что молодой человек безмятежно спит. Но если посмотреть на могилу сбоку, можно понять, что это ложе смерти, поддерживаемое плакальщицами (они изображены в стиле традиционных старинных армянских миниатюр).
Могилу окружает кованая ограда, изготовленная в Венеции по рисункам Андреева с изображением райского сада с павлинами и гроздьями винограда.
По бокам входа стоят архангелы Гавриил и Михаил. К сожалению, в настоящий момент большая часть решетки в очень печальном состоянии, а часть фрагментов исчезла.
В советские годы пропадала и сама фигура на надгробии. Кто ее похитил и с какой целью - так и не выяснили.
Восстановил фигуру Тарасова-Торосяна в 1991 г. скульптор Юрий Орехов (автор другого, римского памятника Гоголю, что стоит на вилле Боргезе). И теперь молодой миллионер снова дремлет на своем прекрасном кресле.
Никола́й Ла́заревич Тара́сов (1882 - октябрь 1910, Москва) - меценат, нефтепромышленник–миллионер, московский щёголь и ловелас.
Прославился как меценат. В 1906 году, едва вступив в наследство, Тарасов одолжил деньги Немировичу–Данченко, когда труппа Московского художественного театра попала в трудное положение во время гастролей в Германии. Так Николай Тарасов стал пайщиком и членом дирекции МХТ и покровителем многих актрис.
Николай Лазаревич Тарасов - представитель до безумия богатого армяно–черкесского рода. И при всем том щеголь, богема, спортсмен и любитель прогресса (имел самый мощный в городе автомобиль). Пользовался английскими духами, название которых держал в тайне. Ежедневно прогуливался по Кузнецкому мосту, а по завершении прогулки в одиночестве сидел в кондитерской Трамбле. Немирович–Данченко писал о нем: «Трудно встретить более законченный тип изящного, привлекательного, в меру скромного и в меру дерзкого денди. Вовсе не подделывается под героев Оскара Уайльда, но заставляет вспомнить о них. Вообще не подделывается ни под какой тип, сам по себе: прост, искренен, мягок, даже нежен, но смел».
Если бы не богатство, которое губило Тарасова тем, что он ничего не должен был делать, он был бы жизнеспособнее. А одного жизнелюбия, чтобы жить, ему не хватало. Он никому не верил - ни друзьям, ни женщинам, за всяким их отношением к себе видел один стимул - своё богатство.
Жизнь Николая Тарасова закончилась трагически из–за «любовного треугольника».
Его бывшая любовница, актриса Оленька Грибова просила у Николая Тарасова денег для своего любовника, юнкера Николая Журавлёва (по его же просьбе), который сильно проигрался в карты. Юнкер обещал застрелиться если Оленька не попросит или Тарасов не даст денег. Ибо карточный долг - вопрос чести.
Тарасов отказал, рассудив, что нет смысла давать денег сопернику. Юнкер застрелился.
На следующий день Ольга Грибова тоже стрелялась и после нескольких мучительных дней умерла в больнице.
Тарасов наблюдал о судьбе Оленьки из газет. Когда же узнал что она умерла, зашел в спальню, накрылся одеялом и выстрелил себе в висок.
Когда слуга Тарасова вернулся домой, то обнаружил тело покойника, гроб и венок. Оказывается подруга Ольги Грибовой заказала гроб и венок на адрес Тарасова в отместку за свою подругу, когда он ещё не знал о смерти своей бывшей любовницы.
Похоронили Тарасова на Армянском кладбище. Скульптор Николай Андреев (автор знаменитого памятника Гоголю) сделал шокирующий памятник - Николай Лазаревич изображен в момент сразу после самоубийства. На постаменте лежит мертвое тело с беспомощно откинутой правой рукой. Лицо очень точно сделано с посмертной маски, и кажется, что молодой человек безмятежно спит. Но если посмотреть на могилу сбоку, можно понять, что это ложе смерти, поддерживаемое плакальщицами (они изображены в стиле традиционных старинных армянских миниатюр).
Какие тайны хранит Спиридоновка - одна из старейших улиц Москвы? Правда ли, что это место обладает особой энергетикой? И какие известные личности стали жертвами Спиридоновки? Об этом читайте в документальном расследовании телеканала "Москва Доверие"
Какие тайны загадки хранит Спиридоновка - одна из старейших улиц Москвы? Правда ли, что это место обладает особой энергетикой? И какие известные личности стали жертвой Спиридоновки? Об этом читайте в документальном расследовании телеканала "Москва Доверие".
Осенью 1910 года Москву облетела сенсационная новость: миллионер, меценат, владелец одного из изысканнейших московских особняков на Спиридоновке, ловелас и красавец Николай Тарасов покончил с собой. Первому столичному жениху было всего 28 лет. Московские газеты писали: "Утром, в 10 часов, прислуга услышала грохот и шум, раздавшийся из спальни господина Тарасова, и поспешила туда. Глазам ее представилась ужасная картина: на кровати в луже крови лежал Тарасов и тяжело стонал. Тотчас же было послано за врачом, которому пришлось констатировать смерть. Покойный никаких записок не оставил".
Что подтолкнуло молодого миллионера к последней черте? Почему он нажал на курок? Как связана смерть Тарасова и его родовое поместье на Спиридоновке? И какие еще тайны скрывает эта древняя московская улица?
О загадочном самоубийстве Николая Тарасова судачил весь столичный бомонд. Это и понятно, молодого миллионера называли баловнем судьбы. Он обладал не только огромным состоянием, но и прекрасным вкусом, и считался одним из законодателей московской моды.
"Молодой Тарасов был типичным московским денди, представителем "золотой молодежи" того времени, у него было все самое-самое – один из самых быстрых первых автомобилей в Москве, лучший парфюм, который он сам приготовил в Париже и который существовал только в одном экземпляре", - объясняет москвовед Александр Мишин.
Буквально накануне самоубийства судьба преподнесла Николаю Тарасову щедрый подарок – он унаследовал один из самых роскошных особняков в Москве на Спиридоновке.
"Это была очень дорогая, затратная постройка. Архитектором проекта стал замечательный русский мастер Иван Владиславович Жолтовский, который никогда не изменял своей самой большой любви в этой жизни – стилю классицизма, неоклассицизма", - утверждает Мишин.
Дом на Спиридоновке напоминает дворец, и это не случайно. Иван Жолтовский при строительстве особняка ориентировался на творение знаменитого итальянского мастера Андреа Палладио – палаццо Тьене, построенное в городе Виченце в XVI веке. Внутренняя отделка под стать итальянскому замку. Облицовка первого этажа имитирует гранит, второго – мрамор.
Потолки парадных комнат покрыты фресками – это копии известных произведений итальянских художников: Пинтуриккио, Тинторетто, Тициана и Джулио Романо. А заказал эту "сказку былых времен", как назвали особняк в ежегоднике "Московский архитектурный мир" за 1912 год, Гавриил Тарасов, дядя знаменитого самоубийцы.
"Здание это принадлежало богатой армянской семье Тарасянов, которые происходили из города Армавира, торговали ватой. Перебираются в Москву и решают себя увековечить постройкой такого родового гнезда", - рассказывает
Однако особняк на Спиридоновке так и не стал родовым поместьем Тарасовых. Более того, ни один из представителей династии не прожил в этом доме ни дня.
"Есть понимание или ощущение того, что хозяин этого здания всегда очень плохо кончает. Габриель Тарасян, он же Тарасов, так и не пожил в этом здании. Закончили строительство уже тогда, когда он умер, но это была самая невинная и наименее печальная, наверное, часть истории. Буквально через год кончает жизнь самоубийством его наследник", - говорит заместитель директора Института Африки РАН Леонид Фитуни.
Смерть Николая Тарасова породила множество сплетен. Злые языки поговаривали, что молодой миллионер покончил с собой от скуки, то есть из чистого декадентства, столь модного в те годы.
"Эта пресыщенность, то есть очень ранняя изношенность жизни заставила Тарасова себя вести подобным образом", - считает Александр Мишин.
Однако некоторые специалисты, изучавшие историю знаменитого рода и места, где разворачивалась трагедия, склоняются к другой версии.
"Этот район в Москве традиционно именовался Козьим болотом. Он, как любое болото, был местом с отрицательной энергетикой", - рассказывает Леонид Фитуни.
Впрочем, гиблым местом этот район называли недолго. В 1627 году на Козьем болоте возвели единственный в Москве храм, посвященный святителю Спиридону Тримифунтскому. Церковь сразу стала очень популярной, а за улицей закрепилось название Спиридоновка. В начале XVII века патриарх Гермоген решил построить здесь резиденцию. Болото осушили, оставив три пруда, которые в народе тут же прозвали Патриаршими.
"Патриаршая слобода, действительно, принадлежала русским патриархам, здесь выращивали овощи, выращивали черных коз, мех которых замечателен – все, что угодно, из него можно сделать", - говорит Мишин.
В 1930 году церковь святого Спиридона была разобрана, а вот другому строению той эпохи повезло больше. На углу Спиридоновки и Гранатного переулка и по сей день размещаются палаты Гранатного двора – один из самых интересных памятников московской допетровской архитектуры.
"Это промышленное предприятие, которое изготовляло то взрывное устройство, которое называлось гранатой. Причем провинция Гранада испанская, плод граната и граната как взрывное устройство в своем старом, первоначальном варианте – это все однокоренные слова. Первые варианты гранаты действительно были похожи, если его разрезать, на плод граната, где роль семян выполняли кусочки свинца. И когда оболочка взрывалась путем поджигания фитиля, вставленного сверху в открытое пространство, это имело очень сильный поражающий характер", - рассказывает Александр Мишин.
Взрывоопасная продукция, которую выпускал Гранатный двор, в итоге сыграла с ним искрометную, но весьма злую шутку.
"В 1711 году Гранатный двор взлетел на воздух, начался сильный пожар, которые, к сожалению, были характерны для Москвы того времени. Как пишут современники, сгорело 200 дворов. И тогда уже Гранатный двор был переведен на окраины Москвы", - поясняет Мишин.
Долгое время считалось, что от Гранатного двора ничего не осталось, но со временем постройки удалось восстановить, в основном, силами сотрудников дизайнерского бюро, арендовавшего полуразрушенное здание около 15 лет назад.
"Это XVII век, и это доказано, в этом доме, во-первых, действительно нашли подлинные образцы изразцов XVII века", - говорит директор школы дизайна Татьяна Рогова.
При расчистке исследователей ждало еще одно не менее интересное открытие. Выяснилось, что Гранатный двор связан подземными коммуникациями с другим районом Москвы.
"У нас стоит маленький павильончик на территории нашего садика, откуда поступает газ к могиле Неизвестного солдата, то есть вечный огонь находится под нашим неусыпным контролем", - рассказывает Рогова.
К началу XIX века Москва расширяется, и некогда болотистый пригород становится одним из центральных районов столицы.
"Во второй половине XIX века здесь жило много студентов. Дело в том, что жилье здесь было достаточно дешевое, плохонькое, но студентам как раз подходившее. И вот этот район Патриарших прудов называли "московским латинским кварталом" по аналогии с Парижем", - утверждает Мишин.
К концу XIX века Спиридоновка - уже одна из самых престижных улиц Москвы, своего рода Рублевка того времени. Здесь строят роскошные особняки представители многих известных московских фамилий – Рябушинские, Беляевы, Морозовы.
"Часто можно в литературе встретить его название – особняк Зинаиды Морозовой. Я думаю, что любая женщина во все времена хотела бы иметь такой свадебный подарок, какой преподнес Савва Тимофеевич Морозов своей супруге Зинаиде Григорьевне", - говорит Александр Мишин.
Женитьбе Саввы и Зинаиды Морозовых предшествовал грандиозный скандал.
"Дело в том, что в старообрядческой среде развод равнялся преступлению худшего пошиба. А помимо того, что Зинаида Григорьевна развелась, для того чтобы бракосочетаться с Саввой Тимофеевичем, он ее еще увел от собственного двоюродного племянника. И отец Зинаиде Григорьевне сказал: "Доченька, я бы лучше тебя в гробу видел, чем при таких обстоятельствах", - объясняет Мишин.
Тем не менее, свадьба состоялась. И здесь, в аристократическом районе Москвы, на Спиридоновке, по проекту архитектора Федора Шехтеля началось строительство особняка, который впоследствии назовут одной из жемчужин русского модерна.
"Отделка шла три с лишним года, и я бы сказал, что это был дом приемов семейства Морозовых. Из молодой, двадцати с небольшим лет девушки стали делать светскую львицу, ей срочно наняли учителей, чтобы они из алмаза сделали бриллиант. Но, как говорится, когда человека чему-нибудь слишком быстро и настойчиво учат, получается, что это видно. Максим Горький так писал, что личные покои Зинаиды Григорьевны с обилием фарфоровых изделий напоминали магазин фарфоровой посуды", - рассказывает Мишин.
Светские рауты в невероятно роскошных интерьерах были лишь одной стороной жизни Зинаиды Морозовой, внешней. В душе же копилась черная обида на мужа. За ее спиной вся Москва судачила о его новом увлечении. Предпринимателя и мецената все чаще видели в компании первой красавицы русской сцены Марии Андреевой. Эту любовную связь считают одной из причин гибели Саввы Морозова.
"Когда Савва Морозов захотел сделать рабочих совладельцами, то есть акционерами предприятия, его сильная, властная мать сказала: "Только через мой труп". И его объявили невменяемым. И люди в это поверили, потому что в семействе Морозовых, к сожалению, душевные недуги коренились. Он с супругой Зинаидой Григорьевной выезжает на юг в Канны, и в мае 1905 года при не совсем ясных обстоятельствах происходит как бы самоубийство. Но есть версия, что это было подстроено большевиками, потому что за несколько месяцев до смерти он застраховал свою жизнь в пользу актрисы Андреевой", - утверждает Александр Мишин.
С особняком Зинаиды Морозовой связана еще одна легенда Спиридоновки. Поговаривали, что вдове мецената буквально в каждом коридоре мерещился призрак покойного супруга.
"Как известно, в Соединенном Королевстве – Великобритании – цена замков всегда увеличивается, если там есть свое привидение. Думаю, что русские люди, как ни странно, более рациональны. Да, она избавилась от этого места, чтобы память о первом супруге ушла в прошлое", - рассказывает Мишин.
Как и Савва Морозов, миллионер Николай Тарасов тоже был большим поклонником театра. Его имя стало известно в артистических кругах Москвы после щедрого подарка, который он преподнес руководителям МХАТа.
"Дело в том, что Николай Лазаревич Тарасов особое внимание уделял Художественному театру. Однажды даже деньгами выручил Станиславского и Немировича-Данченко, когда они на гастролях в Германии попали в долговую яму", - утверждает Александр Мишин.
Тарасов безвозмездно пожертвовал знаменитым режиссерам 30 тысяч рублей, по тем временам немалая сумма. Подарок приняли, а щедрого дарителя сделали пайщиком театра. В результате были спасены не только гастроли, но и репутация МХАТа. С этого момента Николай Тарасов стал одним из главных спонсоров театра. И вместе с деловым партнером и другом Никитой Балиевым начала при МХАТе новое дело – открыл кабаре под названием "Летучая мышь", в котором устраивались знаменитые мхатовские капустники. Когда приятели в первый раз спустились в подземелье, им навстречу метнулась летучая мышь. Так и возникло название. Впрочем, молодой миллионер увлекался не только сценой и зрелищами, но и актрисами и имел славу штатного столичного сердцееда.
"Его большой любовью была молодая талантливая актриса, протеже Немировича-Данченко, Оленька Грибова", - говорит Мишин.
Роман Тарасова и Грибовой был стремителен и безнадежен. Вскоре красавица завела другого поклонника, который оказался отчаянным картежником и однажды растратил казенные деньги.
"И вот этот деловой человек обратился к Оленьке Грибовой, не сможет ли она занять у Тарасова необходимую сумму денег. Естественно, Тарасов не стал помогать своему, так сказать, конкуренту за сердце актрисы", - рассказывает Александр Мишин.
Никто тогда и предположить не мог, что этот, казалось бы, мелкий неприятный инцидент будет стоить Тарасову жизни.
Инна Андреева на Спиридоновке бывает ежедневно. Сегодня по этой улице пролегает ее путь на работу, в музей Алексея Толстого, а в юности это было просто любимым местом для прогулок.
"Практически улица Спиридоновка начинается с храма Большого Вознесения. Я выхожу из своих ворот и сразу вижу этот храм. И то, что в этом храме венчался Пушкин с Натальей Гончаровой, для меня очень многое значит. Потом начинается мой любимый Шехтель. Русский модерн – это что-то, что, на мой взгляд, просто не поддается всяческим эпитетам", - говорит директор Музея-квартиры А. Толстого Инна Андреева.
Еще одно замечательное творение Федора Шехтеля – особняк представителя богатейшей московской династии Степана Рябушинского. Великолепное здание эпохи зрелого модерна, сооруженное в самом начале ХХ века, соседствует с храмом Большого Вознесения.
АЛЕКСАНДР МИШИН (москвовед): Для любого архитектора решение строить дом, участвовать в проекте постройки, которая находится на углу, это всегда экзамен. Так вот, со своей задачей Шехтель справился совершенно безукоризненно. Дело в том, что ему надо было найти тот объем здания для особняка Рябушинского, который бы соотносился с объемом церкви Большого Вознесения. И вот эти два объема, практически равные по величине, друг другу не мешают, они друг друга дополняют и даже гармонируют.
Строительство особняка Рябушинского было завершено в 1902 году. Эта работа Федора Шехтеля стала настоящей сенсацией. На фоне деревянных построек Спиридоновки того времени он выглядел просто фантастически.
"Дом делился на две половины: нижний, первый этаж был занят хозяином дома, а на втором этаже обитали жена и дети. И своеобразная граница обозначена Шехтелем во внутреннем облике, интерьерах этого дома: если вы попадаете в столовую особняка, то на потолке видите ряску, то есть как будто мы находимся под водой; а второй этаж и те керамические изразцовые цветы, которые мы видим на внешних фасадах, это уже земля; а соединено это все вместе изумительной, единственной в своем роде лестницей – "волна", - рассказывает Александр Мишин.
Особняк удивлял современников не только отделкой, но и своим техническим оснащением. В доме была проложена первая в Москве система кондиционирования. Блюда из кухни в гостиную доставлял лифт. При этом просторный двухэтажный дом был рассчитан на одну семью.
"Степан Павлович Рябушинский, кстати говоря, ему было 26 лет на тот момент, когда он мог позволить себе построить этот дом, был по образованию ученым-археологом, помимо того, что у них было наследственное их дело – хлопчатобумажное производство. Это были талантливые, образованные, высокодуховные люди. Это были предприниматели, люди нового класса", - говорит экскурсовод Музея-квартиры А. М. Горького Юлия Болховитинова.
Есть в особняке и своя особая тайная комната – старообрядческая молельня, расположенная в мансарде северо-западной части дома. Стены и купол покрывает уникальная абстрактная храмовая роспись.
"Старообрядчество было под запретом до указа Николая II, до апреля 1905 года. Указ-манифест был об уравнении всех религиозных конфессий, а дом был построен раньше. Поэтому молельня тайная, секретная, ни с одной стороны ее не видно. Рябушинские туда поднимались, как минимум, два раза в день", - рассказывает Болховитинова.
Октябрь 1917-го искалечил судьбы не одной семьи. Рябушинские, оставив процветающий бизнес, эмигрировали в Европу, а роскошная усадьба на Спиридоновке перешла во владение города.
"Здесь было государственное издательство, был отдел виз и паспортов, сюда приходил Василий Сталин в качестве воспитанника, когда здесь был детский сад для правительственных детей. Здесь был психоаналитический центр с детским домом, лабораторией. И также здесь было общество по культурным связям с зарубежными странами", - объясняет Юлия Болховитинова.
В 1931 году у особняка появился новый хозяин – Максим Горький. Он еще размышлял, покидать ли ему прекрасный остров Капри, а из Москвы уже ползли слухи – для Горького готовят дворец. Пролетарский писатель слал в Россию гневные депеши: "Вопрос о вселении моем во дворцы не решать до моего приезда". Бывший особняк Рябушинского дворцом, конечно, не был, но Горькому все равно не понравился.
"Он сказал так: "Величаво, грандиозно, улыбнуться не на что". Но потом сказал, что работать можно. Дело в том, что особняк этот считался буржуазным, мещанским. Такое было отношение к этому прекрасному стилю – стилю модерн. Тем не менее, сад вокруг дома, и то, что в то время во флигеле, когда жил писатель, находились редакции журналов-газет, все это позволило ему здесь остаться", - утверждает Болховитинова.
В этом доме писатель часто принимал гостей, иногда до 100 человек в день. Особняк превратился в своеобразный писательский клуб. В 1931 году Горького здесь навещал Бернард Шоу, а четыре года спустя – Ромен Роллан. Впрочем, по этой лестнице поднимались не только знаменитости, но и простые люди, которые привозили живому классику подарки.
"Например, приехали колхозники из Татарии, и действительно привезли интересный подарок. Они привезли ему живую корову. Дело в том, что писатель был болен. Он 40 лет болел туберкулезом, и парное молоко ему было необходимо для улучшения состояния его здоровья. Конечно, Горький был очень растроган этим подарком, но судьба коровы известна – она была отправлена в подмосковный детский сад", - рассказывает Юлия Болховитинова.
В особняке на Спиридоновке Максим Горький прожил пять последних лет жизни. Степана Рябушинского, первого хозяина особняка, он не знал, но с другими представителями знаменитой династии его не раз сводила судьба.
"Так получилось, что в Петрограде был убит Урицкий, а до этого с ним встречался Дмитрий Павлович Рябушинский, один из братьев Рябушинского, который провел месяц в ЧК. И только благодаря хлопотам Горького был выпущен на свободу. Потом он уехал за границу", - говорит Болховитинова.
Горький был знаком и с младшим сыном знатной семьи – Николаем Павловичем Рябушинским, который в начале ХХ века издавал в Москве популярный литературный журнал "Золотое руно". Впрочем, Николай Рябушинский был известен не только успехами на редакторском поприще, но и благодаря многочисленным романам. Тайную страсть он питал и к актрисе Ольге Грибовой, возлюбленной Николая Тарасова.
Сама же Оленька Грибова (так ласково называли актрису поклонники) была страстно влюблена в юнкера Николая Журавлева. Это для него она пыталась занять денег у бывшего любовника Тарасова. Получив отказ, проигравшийся Журавлев застрелился. Вслед за возлюбленным попыталась покончить с собой и Грибова.
"Придя с его похорон, стреляет в себя Оленька Грибова, но стрелять она не умела, прожила еще три дня. И вот в октябре 1910 года москвичи из газет узнают о той драме, которая, можно сказать, на их глазах разворачивалась в связи с любовным треугольником", - рассказывает Александр Мишин.
Но почему свел счеты с жизнью сам Николай Тарасов? Известно, что к моменту этого двойного самоубийства он уже охладел к Грибовой и, более того, был увлечен другой актрисой – восходящей звездой МХАТа Алисой Коонен.
Смерть миллионера будоражила воображение обывателей, порождавшее все новые и новые версии. Тем более, что в этой трагедии было и еще одно странное обстоятельство.
"По иронии судьбы, опять-таки, когда на выстрел прибежал дворник, оказалось, что в квартире уже стоял гроб. То ли сам Николай Тарасов заказал этот гроб, то ли прислала подруга Оленьки Грибовой, намекая на то, чего он достоин", - считает Мишин.
Гроб доставили на Большую Дмитровку – там была квартира Николая. В особняк на Спиридоновке он еще не переехал, так как за права наследства боролись сыновья Гавриила Тарасова.
"Наследники попытались вступить в права, но, оказывается, уже в тот период это было не так просто. Местные власти муниципальные посчитали, что с наследников кавказского хозяина этого здания можно взять больше денег за вхождение в права наследования, чем положено. Пошли судебные процессы, это затянулось, и наследники в юридические права так и не вступили. А дальше революция", - объясняет Леонид Фитуни.
После революции особняк Тарасова, как и остальные усадьбы на Спиридоновке, был национализирован. Сначала здесь располагался Верховный Суд СССР, а после 1937 года – Посольство Польши. С 1941 года переименована и сама улица Спиридоновка. Она стала носить имя писателя Алексея Толстого, который поселился во флигеле особняка Степана Рябушинского.
"Дело в том, что у него было такое, как он считал, достаточно скромное требование для своего жилища – две большие комнаты. Одна – для того, чтобы работать, другая – для того, чтобы принимать пищу и принимать гостей. И как раз получилось так, что именно эта квартира, а предложила ее посмотреть Тимоша, так звали невестку Горького, Надежда Алексеевна Пешкова, он посмотрел, здесь была совершеннейшая разруха, но наметанным глазом он понял, что если что-то разгородить, что-то подправить, получатся те самые требуемые две большие комнаты", - объясняет Инна Андреева.
Писателю, действительно, была нужна для работы большая комната. В его рабочем кабинете стояли сразу четыре письменных стола. Это было необходимым условием для творчества.
"Этот принцип четырех столов кабинетный железный у него совершенно. Он писал всегда стоя, потом переходил к столу с машинкой, перепечатав, потому что он физически не мог править свой текст, написанный от руки. Говорил так, что "рукой писателя водит некто свыше, и то, что написано мною, то гениальное, и исправлению не подлежит". Поэтому, перепечатав текст, он переходил к круглому столику у камина, закуривал одну из своих любимых трубок и тогда уже правил текст, представив себе, что это страничка из рукописи, присланная кем-то из молодых писателей", - рассказывает Андреева.
С героями собственных произведений у Алексея Толстого тоже были особые отношения.
"Ведь об этом уже ходят легенды, что Алексей Толстой, особенно при написании "Петра Первого", так сжился со своими героями, а особенно с Петром Великим, что утверждал, что герои приходили к нему в кабинет, то есть он галлюцинировал героев, он каждому из этих героев придавал свой голос, свой тембр голоса и так далее", - утверждает Инна Андреева.
Часто из-за дверей кабинета писателя доносились женские, мужские и даже детские голоса. Алексей Толстой прекрасно имитировал чужую речь и был мастером розыгрышей.
"Иногда очень нехорошо разыгрывал друзей по телефону, звоня голосом или Микояна, или Сталина. Представляете, какие были реакции на том конце провода", - говорит Андреева.
Квартиру на Спиридоновке Алексей Толстой тоже считал местом особым, связанным с легендой его древнего рода.
"Когда-то общий пращур всех Толстых, Петр Андреевич Толстой, сидя в семибашенном замке в Турции, готовился к повешению. Его должны были казнить наутро, и вот он всю ночь молился святому Спиридонию, чтобы тот спас его. И так случилось по всяким дипломатическим переговорам, его все-таки освободили, и с того времени все Толстые стали считать этого Спиридония покровителем рода Толстых", - объясняет Инна Андреева.
Алексей Толстой умер в 1945-м, но улица еще долго носила его имя. Историческое название ей было возвращено только в 1994 году.
Не только сама Спиридоновка, но и прилегающие к ней улицы и переулки представляют большой интерес для историков, в том числе и потому, что в этом районе жил всесильный министр внутренних дел и госбезопасности Советского Союза Лаврентий Берия.
"Недалеко от Спиридоновки, на углу Вспольного переулка и Малой Никитской, находится представительный городской особняк начала ХХ века, особняк инженера Бакакина. Но самым известным жителем этого великолепного особняка был, конечно, маршал Лаврентий Павлович Берия. Это его резиденция, которую он занимал с 1943-го до ареста в 1953 году", - рассказывает Александр Мишин.
В этом доме постоянно находилось несколько десятков чекистов-телохранителей. Однако известно, что неподалеку в Спиридоньевском переулке было еще одно здание, где тоже несли вахту охранники. Два строения соединял специально проложенный подземный ход.
"Лаврентий Павлович прекрасно понимал, как к нему относятся его коллеги по ЦК партии, по Политбюро, и было от чего себя охранять. И те, кто задумали его арестовать и уничтожить, понимали, что пытаться арестовать его в этом здании – пустой номер", - говорит Мишин.
Лаврентий Берия - пожалуй, самый зловещий персонаж советской политической истории. Инициатор и вдохновитель массовых репрессий, по мнению некоторых историков, был весьма неравнодушен к женскому полу. А молва еще при жизни считала его насильником и просто сексуальным маньяком. Впрочем, эту точку зрения разделяют не все.
"В отношении этого дома большие легенды ходят, что там он и подвал имел, в котором кости перемалывал несчастных женщин, и что там стояла ванна с соляной кислотой, в которой он растворял всех изнасилованных женщин. Не было этого, ничего не было. Женой Берии была грузинка очень строгих нравов. Надо очень хорошо понимать, что такое менталитет грузинской женщины. Я кавказец, я хорошо это понимаю. И она в жизни бы не допустила, чтобы нога посторонней женщины ступила на площадь ее дома. В жизни этого бы не произошло", - считает историк Арсен Мартиросян.
Лаврентий Берия был арестован 26 июня 1953 года в Кремле и пять месяцев спустя по приговору суда расстрелян. Но и после смерти его последнее местожительство осталось местом действия самых жутких городских легенд.
"И вот с тех пор уже на протяжении более чем 60 лет незримо дух Берии витает над этим домом. Рассказывают истории, что по ночам подъезжает черная машина, открываются двери, человек в пенсне и форме выходит, садится в машину, уезжает", - утверждает Александр Мишин.
Спустя несколько лет после смерти Берии в особняке разместилось посольство Республики Тунис. За последние 60 лет его сотрудники призрак Лаврентия Павловича ни разу здесь не встречали.
"Да что вы! Это самое обычное здание. Духи, о которых люди говорят, игра воображения или какие-то оптические иллюзии. Мы ничего подобного не видели", - говорит посол Тунисской Республики в Российской Федерации Али Гутали.
Поэтические баталии и "Открытый клуб"
Инна Андреева, директор Музея Алексея Толстого, может часами рассказывать о Спиридоновке, ведь здесь буквально у каждого дома своя удивительная история.
Так, на Спиридоновке чуть было не разыгралась еще одна любовная драма. Александр Блок, приревновав супругу к Андрею Белому, вызвал коллегу по цеху на дуэль. В ситуацию вовремя вмешалась виновница конфликта Любовь Менделеева. И лишь благодаря ее усилиям удалось утихомирить темпераментных друзей.
Спиридоновка и сегодня влечет художников и поэтов. Почти каждый вечер они собираются в небольшом клубе неподалеку от Музея Алексея Толстого.
"Клуб у нас называется "Открытый", и он, действительно, открытый во всех смыслах, то есть открыт для любого человека с улицы и открыт для любых тем и обсуждений, лишь бы они к культуре какое-то имели, хотя бы косвенное, отношение", - объясняет директор галереи "Открытый клуб" Вадим Гинзбург.
Небольшими выставками и литературными вечерами здесь с помощью живого слова пытаются одолеть главного конкурента в борьбе за зрителя – телевизор.
"Телевидение побеждает. Сериалы побеждают. Иногда звонишь, говоришь: "Вот вечер поэта такого-то, приходи". – "Ты знаешь, я сейчас включил свой любимый фильм". – "Ну, купи диск". – "Я на диске и смотрю", - сетует Гинзбург.
Однако бывают в "Открытом клубе" вечера, когда яблоку негде упасть. Здесь всегда с нетерпением ждут встреч с представителями старой школы: писателями, режиссерами, журналистами.
"Старейший театровед, например, российский Борис Михайлович Поюровский, вот ему исполнилось недавно 80 лет, были серьезные чествования. Это человек, который придумал когда-то на телевидении "Театральные встречи", много лет их вел. То, что он здесь рассказывает, нельзя услышать нигде", - рассказывает Вадим Гинзбург.
Буквально в 500 метрах от "Открытого клуба" на другом конце Спиридоновки тоже происходят удивительные и не слишком привычные для Москвы события. Мелодии древних племен и рисунки в стиле тинка-тинка. Сегодня в старинном особняке Тарасовых располагается Институт Африки Российской Академии Наук. Изучению культуры "черного" континента интерьеры в стиле модерн не мешают, даже напротив, способствуют.
"Очень красивые потолки. По всему зданию они сохранились. Не везде, но есть очень красивые фрагменты. Зеркало венецианское. Женщины и в прошлом, и в этом веке с удовольствием смотрят на себя в это зеркало, когда входят в институт", - рассказывает ученый секретарь Института Африки РАН Марина Амвросова.
Работники института признаются: особняк требует пристально следить за собой. Здесь хочется держать спину прямо.
"Внешнее воздействие, особенно на женщин, оно всегда немаловажно. В такие интерьеры входить в расхлябанном виде вроде бы и не пристало", - считает Амвросова.
Разумеется, Африка – главная точка приложения сил сотрудников института, но и отечественная история им отнюдь не чужда. Каждый, кто оказывается в старинном особняке на Спиридоновке впервые, непременно услышит рассказ о трагической судьбе владельцев этого здания.
В тот злополучный день в октябре 1910 года Николай Тарасов пребывал в ужасном расположении духа. Газеты сообщали: его бывшая возлюбленная, актриса Ольга Грибова после неудачной попытки самоубийства уже третий день балансировала на грани жизни и смерти. Николай не находил себе места.
Как он мог отказать ей, такой прекрасной и ранимой, в сущей безделице – в деньгах? Как мог опуститься до мелочности, гордыни и отвратительной ревности? Тарасов понимал: вся театральная Москва винит в этой драме только его. Когда пришла страшная весть о смерти Грибовой, молодой миллионер уже принял решение. Он накрылся одеялом, чтобы не услышали соседи, и выстрелил себе в висок.
Всю Спиридоновку от Бульварного до Садового кольца можно пройти неспешным шагом за 10 минут. Но для внимательного пешехода каждый шаг по ее тротуарам – открытие. Здесь даже век спустя вполне ощутим ни с чем не сравнимый аромат страсти. Так что не стоит удивляться тому, что знатоки московской старины давно уже окрестили район между Спиридоновкой и Малой Никитской "любовным треугольником", местом, где вершились судьбы и разбивались сердца.