Николай бестужев овеянный гениальностью портреты лунина. Бестужев Николай Александрович: биография, личная жизнь, чем известен
Николай Александрович Бестужев
Автопортрет.
Бестужев Николай Александрович (1791-1855) - декабрист: с 1824 г. состоял в "Северном обществе"; на 14 декабря 1925 г. был капитан-лейтенантом. По приговору суда лишен чинов и дворянства, отбывал наказание в Сибири - 20 года каторги; с июля 1839 г. на поселении. Занимался хозяйством, женат, имел двоих детей.
Бестужев Николай Александрович , один из руководителей декабристов, капитан-лейтенант (1824), старший из братьев Бестужевых. Окончил Мор. кадетский корпус в 1809 и был оставлен в нём воспитателем и преподавателем. В 1814 переведён на службу в Кронштадт. В 1815 и 1817 участвовал в мор. походах в Голландию и Францию. В 1820 прм. директора балт. маяков. В 1822 определён к Адмиралтейскому департаменту для составления истории рус. флота, затем смотритель мор. музея. С конца 1824 чл. Северного об-ва декабристов и его Верховной думы, выступал за респ. правление и за освобождение крестьян с землёй. В дни подготовки восстания ближайший помощник К. Ф. Рылеева . 14 дек. 1825 Б. составил проект манифеста к народу и вывел на Сенатскую площадь Гвард. экипаж. Царским судом приговорён «как преступник 1-го разряда» к вечной каторге, заменённой 20-ю годами каторги, к-рую отбывал в Нерчинских рудниках. С 1839 на поселении в Иркутской губ. Б. занимает видное место в русской военной историографии. Он впервые в труде «Опыт истории российского флота» (1822) показал на широком историческом материале организацию военно-морских сил, процесс создания кораблестроит. базы в России. Много работал в области науки и техники, обогатив их своими исследованиями о природе электричества, о необходимости стр-ва паровых судов и их применения в ВМФ. Изобрёл спасат. лодку-«бестужевку». Б. известен как живописец, экономист и писатель. Ему принадлежат «Рассказы и повести старого моряка» (1860), «Воспоминания братьев Бестужевых» (1817), трактат «О свободе торговли и промышленности» (1831).
Использованы материалы Советской военной энциклопедиию
БЕСТУЖЕВ Николай Александрович , декабрист, капитан-лейтенант (1824). Окончил Морской кадетский корпус (1809), оставлен в нем воспитателем и преподавателем морской тактики и практики. В 1820 переведен на службу в Кронштадт. Участвовал в плаваниях в Голландию и Францию (1815 и 1817). В 1819-1824 помощник директора балтийских маяков и начальник Морского музея. В 1822 переведен в Адмиралтейский департамент историографом русского флота. С конца 1824 член Северного общества декабристов и его Верховной думы, выступал за республиканское правление, освобождение крестьян и наделение их землей. В дни подготовки восстания ближайший помощник К. Ф. Рылеева. 14(26) декабря 1825 составил проект Манифеста к русскому народу и вывел на Сенатскую площадь Гвардейский экипаж. Приговорен «как преступник 2-го разряда» к вечной каторге, замененной 20 годами каторги, которую отбывал в Нерчинских рудниках. С 1839 на поселении в Иркутской губернии. В Сибири занимался просвещением населения, ремеслами, сделал {80} несколько изобретений (особой точности хронометр, прибор для регистрации землетрясений, спасательную лодку, названную «бестужевкой», усовершенствовал ружейный прицел). Бестужев известен как военный историк, живописец (в Чите создал портретную галерею жен декабристов), экономист и писатель. В 1822 издал труд «Опыт истории Русского флота». В своих работах обосновывал необходимость строительства паровых судов, сделал попытку проследить развитие русского военного искусства, установить закономерности этого процесса в связи с экономическим развитием страны.
Использованы материалы кн.: Военный Энциклопедический Словарь. М., 1986.
БЕСТУЖЕВ
Николай
Александрович (13.4.1791 - 15.5.1855). Капитан-лейтенант 8 флотского
экипажа (брат предыдущих).
Родился в Петербурге. Воспитывался в
Морском кадетском корпусе, куда поступил - 22.3.1802, гардемарин -
7.5.1807, мичман - 29.12.1809, зачислен в штат Морского корпуса
подпоручиком - 7.1.1810, переведен во флот мичманом - 14.6.1813,
лейтенант - 22.7.1814, с 1820 в Кронштадте, назначен помощником
смотрителя Балтийских маяков - 15.6.1820, в 1821-1822 организовал
литографию при Адмиралтейском департаменте, за что 7.2.1823
награжден орденом Владимира 4 ст., весной 1822 прикомандирован к
Адмиралтейскому департаменту («без выключки из флота») для написания
истории русского флота, за отличие по службе произведен в
капитан-лейтанты - 12.12.1824, в июле 1825 назначен директором
Адмиралтейского музея, с 1807 совершал плавания по Балтийскому морю,
в 1815 плавал в Голландию, в 1817 - во Францию, в 1824 на фрегате
«Проворный» в качестве историографа - во Францию и Гибралтар.
Прозаик, критик.
Член-сотрудник Вольного общества любителей российской словесности -
28.3.1821, действительный член - 31.5, в 1822 избран членом
Цензурного комитета, был главным редактором прозаических
произведений и кандидатом в помощники президента общества, член
Вольного общества учреждения училищ по методике взаимного обучения
(1818), член Вольного экономического общества - 12.9.1825, член
Общества поощрения художников (1825), с 1818 сотрудничал в журналах
(«Сын отечества», «Полярная звезда», «Благонамеренный».
«Соревнователь просвещения и благотворения» и др.). Художественное
образование получил дома и посещая вольнослушателем классы Академии
художеств (учителя - А.Н. Воронихин и Н.Н. Фонлев). Масон, член ложи
«Избранного Михаила» - 1818.
Его исторические исследовани,
результатом которых было сочинение «Опыт истории российского флота»,
и служба в Морском музее была поводом появления в кругу друзей
шуточного прозвища «Мумия».
Член Северного общества (1824),
написал проект «Манифеста к русскому народу», активный участник восстания
на Сенатской площади.
Арестован 16.12.1825 в с. Косном в 8 верстах от
Кронштадта в доме фейерверкера Белорусова, в тот же день в 10 часов
вечера доставлен в Петропавловскую крепость, закован в «ручные
железа» и помещен в №15 дома Алексеевского равелина («присылаемого
при сем сего Николая Бестужева посадить в Алексеевский равелин под
строгий арест, дав писать, что хочет»).
Осужден по II
разряду и по конфирмации
10.7.1826 приговорен в каторжную работу вечно. Дальнейшая судьба
совершенно совпадает с судьбой брата Михаила.
Приметы: рост 2 аршина 6 1/2 вершков, «лицом чист, смугловат, волосы
на голове и бровях темнорусые, глаза серые, нос посредственный,
острый, на бороде и бакенбардах волосы рыжеватые, на шее на левой
стороне ниже уха был ранен, бородавки природные на лбу и на левой
стороне на шеи».
Умер в Селингинске, где и похоронен.
Художник-акварелист, создавший портретную
галерею декабристов. Изобретатель.
ПЕТРОВСКИЙ ЗАВОД
Акварель Н.А. Бестужева. 1830-е гг.
Гражданская жена бурятка Сабилаева, у них двое детей: Алексей (1838 - 1900), крупный сибирский купец и промышленник, выполнял дипломатические поручения, и Екатерина (в замуж. Гомбоева, ум. в 1929 - 1930 в Харбине в возрасте около 90 лет); жили в семье селенгинского купца Д.Д. Старцева и носили его фамилию.
ВД, II, 57-98; ГАРФ, ф. 109, 1 эксп., 1826 г., д. 61, ч. 8? 49.
Использованы материалы с сайта Анны Самаль "Виртуальная энциклопедия декабристов" - http://decemb.hobby.ru/
Далее читайте:
Бестужев Александр Феодосьевич (1761-1810), российский просветитель-демократ, отец Николая Александровича.
Бестужев Александр Александрович (1797-1837), декабрист, брат Нколая Александровича.
Бестужев Михаил Александрович (1800-1871), декабрист, брат Нколая Александровича.
Бестужев Петр Александрович (1804-1840), декабрист, брат Нколая Александровича.
И. И. Горбачевский. Записки. Письма . Издание подготовили Б. Е. Сыроечковский, Л. А. Сокольский, И. В. Порох. Издательство Академии Наук СССР. Москва. 1963. (см. письма Бестужеву).
Литература:
Павлова Г. Е. Декабрист Н. Бестужев - историк русского флота. М., 1953;
Баpановская М. Ю. Декабрист Николай Бестужев. М., 1954;
Пештич С. Моряк, декабрист, историк русского флота.- «Воен.-ист. журн.», 1966, № 4.
Число искусств и ремесел, коими владел Н.А. Бестужев... исчислению не поддается, ибо... ...он вообще полагал, что за два-три дня можно любому делу обучиться – и домостроительному, и актерскому, и зубоврачебному, и ювелирному, и литографскому, и какому угодно. В Бурятии до сей поры, я точно знаю, о нем легенды ходят как о добром чародее, и, говорят, один старик к могиле его лет тридцать носил кое-какие съестные припасы, чтобы "не тужил улан-орон" (то бишь красное солнышко) Бестужев.
Натан Эйдельман Большой Жанно. Повесть об Иване Пущине
Автопортрет (1837–39 годы)
Николай Александрович Бестужев, по основному образованию морской офицер, был человеком необычайно разносторонним. Он известен также как литератор, критик, историк флота, переводчик, путешественник, изобретатель, этнограф, декабрист. Но сразу оговорюсь: меня он интересует прежде всего, как рисовальщик и живописец, поэтому об остальных его многочисленных талантах, увлечениях, участии в восстании на Сенатской площади будет сказано в лучшем случае вскользь.
Портреты Прасковьи Михайловны и Александра Федосеевича Бестужевых
Владимир БОРОВИКОВСКИЙ
Мой герой родился 24 апреля 1791 года в семье дворянина Александра Федосеевича и Прасковьи Михайловны Бестужевых. Он был старшим из восьми детей. До 10 лет Николай получал домашнее образование, которое в те времена предполагало не только изучение нескольких иностранных языков, литературы, основ наук и искусств, но и уроки рисования. К тому же его отец Александр Федосеевич был собирателем книг, минералов, редкостей Помпей и Геркуланума, эстампов, живописных полотен. Наш дом был богатым музеем в миниатюре... Будучи вседневно окружены столь разнообразными предметами, вызывавшими детское любопытство, пользуясь во всякое время доступом к отцу... слушая его толки и рассуждения с учеными, артистами и мастерами, мы невольно... всасывали всеми порами нашего тела благородные элементы окружающих нас стихий , – писал один из братьев Бестужевых. В доме отца бывали все лучшие художники и сочинители тогдашнего времени. Не мудрено, что Николай с детства проникся интересом и любовью к живописи, наукам и литературе. Выйдя в отставку с военной службы, А.Ф. Бестужев был назначен на должность правителя канцелярии при президенте Академии художеств графе А.С. Строганове. Это дало возможность братьям Николаю и Александру брать уроки рисования и живописи у лучших профессоров академии, хотя официальными воспитанниками её они не были.
Автопортрет
Гуашь, Кронштадт, 1814–15 годы
В 1802 году Николай был определён в одно из лучших учебных заведений Петербурга – Морской кадетский корпус, откуда вынес не только глубокие знания по морскому делу, но также познакомился с основами физики и астрономии, овладел немецким, французским и английским языками. По окончании курса был оставлен при корпусе преподавателем и воспитателем, затем служил во флотском экипаже, расквартированном в Кронштадте. В войне 1812 года и Заграничных походах русской армии ему поучаствовать не удалось. Более десяти лет Николай Бестужев отдал служению флоту, совершил несколько заграничных плаваний, став в 1822 году историографом флота, совместив служебную и литературную сферы деятельности.
Александр Бестужев
Гуашь, Петербург, 1823–24 годы
Николай БЕСТУЖЕВ
После окончания Морского корпуса и до восстания 1825 года. Николай Бестужев продолжал время от времени заниматься миниатюрной живописью, он писал много портретов и сам обрамлял их в изящные рамки. Но, к сожалению, до нашего времени дошло всего несколько работ. Эти портреты были ещё далеки от совершенства, в них нарушались пропорции, колорит был не всегда выразительным. Однако, как отмечали современники, сходства он сумел добиться.
Николай Бестужев, автопортрет
Гуашь, Петербург, 1825 год
Николай Александрович был знаком с приёмами письма гуашью (акварельными красками, растёртыми с белилами), которая давала непрозрачные глухие тона. Кроме этого, он освоил очень кропотливую и тонкую технику миниатюры на слоновой кости французского живописца Жана-Батиста Изабе (лёгким пунктиром и маленькими точками, сливавшимися в общий тон, создававшими впечатление живого и нежного свечения кожи), которая требовала тщательной обработки и отделки.
Николай и Александр Бестужевы нередко выступали в печати со статьями, посвящёнными академическим выставкам, размышлениями о художниках и проблемах изобразительного искусства. Непосредственно перед восстанием на Сенатской площади, Николай Бестужев стал членом Общества поощрения художников, где должен был курировать ту часть издания знаменитых происшествий , в которой изображались морские сражения.
В 1824 году Бестужев вошёл в состав тайного Северного общества и стал одним из активных его участников. 26 декабря 1825 года в чине капитан-лейтенанта он вывел на Сенатскую площадь Гвардейский морской экипаж и оставался с ним до трагического исхода мятежа. Именно Николая Александровича руководители восстания предложили поставить во главе восставших войск после самоустранения Сергея Трубецкого, но он отказался, так как здесь, на сухом пути, в командовании войсками совершенно не имеет понятия. Николай был осужден вместе с братом Михаилом по второму разряду на вечные каторжные работы, срок которых был сокращен впоследствии в З приема до 13 лет. Ссылку братья Бестужевы вместе с другими осужденными декабристами отбывали сначала в Чите, затем в Петровском Заводе.
Ворота читинского острога
Николай БЕСТУЖЕВ
В Читинский острог братья Бестужевы прибыли в конце декабря 1827 года. Именно здесь, в Чите, родилась у Николая Александровича мечта увековечить облик своих соратников, участников восстания, созданием портретной галереи декабристов.
Портрет Любиви Ивановны Степовой
По прибытию в Читу Николай Александрович нарисовал портрет Любови Ивановны Степовой, первой и единственной своей возлюбленной. Это была миниатюра на слоновой кости, выполненная по памяти гуашью. Поистине ювелирная работа: кончиком тонкой кисти пунктиром написаны лицо, локоны, кружевной чепец, воротник, передана сложная фактура ткани. С этой миниатюрой Бестужев не расставался до конца своих дней.
Мария Волконская с сыном Николенькой, 1826 год
Пётр СОКОЛОВ
Достать в тюремных условиях тонкие полупрозрачные пластинки слоновой кости было проблематично. Поэтому Николай Бестужев, прибыв в Читинский острог, начал изучать азы акварельной живописи. Но видимых успехов достичь не удавалось. Только после того, как в руки Бестужеву попали портреты, выполненные очень известным и модным в то время портретистом и новатором в области "чистой акварельной" живописи Петром Фёдоровичем Соколовым, дело сдвинулось с мёртвой точки. Эти портреты привезли с собой декабристы или их жёны. Портреты Петра Соколова послужили для Николая Александровича школой акварельной живописи, с их помощью он постигал не только тончайшую технику мастера, но и выбор своеобразной колористической гаммы для каждой работы. Взяв их за образец, Бестужев большую часть коллекции выполнил акварелью, выиграв, по словам брата Михаила, как во времени, так и в эффекте.
Николай Николаевич Раевский
Пётр СОКОЛОВ, Николай БЕСТУЖЕВ по оригиналу П.Ф. Соколова
По портретам Раевского, Марии Волконской, четы и детей Муравьёвых, Бестужев изучал манеру письма Соколова, переписывая их не единожды, пытаясь точно скопировать шедевры Соколова. До наших дней дошла копия портрета Николая Николаевича Раевского, отца Марии Волконской, сделанная Бестужевым с портрета Соколова. Вероятнее всего это первая акварель, выполненная им в остроге. Видно, что она ещё далека от идеала: помимо недостаточного сходства, отсутствует прозрачная лёгкость мазка, отличающая работы Петра Фёдоровича.
Никита Муравьёв, 1824 год
Пётр СОКОЛОВ
Александрина Муравьёва, 1825 год
Пётр СОКОЛОВ
Портрет жены Александрины Никита Муравьёв получил в каземате Петропавловской крепости 28 декабря 1825 года. В минуты наибольшей подавленности мне достаточно взглянуть на твой портрет, и это меня поддерживвает , – вспоминал Муравьёв. Он увёз его в Сибирь и не расставался до самой смерти. Эту работу Соколова Николай Бестужев копировал не один раз по просьбам друзей.
Откуда краски, спросите вы. Во-первых, в Читу два ящика акварельных красок привезли братья Борисовы, один из которых был любителем-натуралистом и неплохо владел акварелями, изучая флору и фауну и создавая целые альбомы птиц, бабочек, растений и т.д. Но в дальнейшем, на протяжении многих лет Николай постоянно получал из Санкт-Петербурга и Москвы все необходимые для живописи принадлежности благодаря заботам Александры Григорьевны Муравьёвой и её свекрови, Екатерины Фёдоровны Муравьёвой, которая несколько раз в год отправляла деньги и целые обозы с необходимым, тщательно выполняя каждую просьбу невестки. Именно Александрина постоянно выписывала для Бестужева (и других живописцев-декабристов) перья, карандаши, бумагу, краски для миниатюр на слоновой кости, гуашь и акварельные. Причём большинство работ художника находятся до сих пор в отличной сохранности. Даже бумага, которая стареет очень быстро, подвергаясь воздействию искусственного освещения и солнечного света, по мнению экспертов, не пострадала, она совершенно чистая, без пятен времени, плесени и т.д. То есть товар поставлялся отменного качества.
Иван Абрамов
Андрей Ентальцев, Александр Бригген
Василий Тизенгаузен, Алексей Черкасов
А первыми декабристами, портреты которых были исполнены Бестужевым, стали осуждённые по седьмому разряду, т.е. приговорённые к году каторжных работ с последующей отправкой на поселение. Они должны были покинуть Читу в апреле 1828 года, поэтому Николай Влександрович должен был работать быстро. Основную свою задачу художник видел в сохранении для потомков живых черт участников декабрьского восстания на Сенатской площади. По свидетельствам очевидцев это было основным достоинством первых портретов, в остальном они ещё оставались далеки от совершенства.
Николай Лисовский, Владимир Лихарев, Сергей Кривцов
Павел Фомич Выгодовский (Дунцов)
В коллекции осталось только 10 работ, портрет Захара Чернышёва, родного брата Александрины Муравьёвой, утрачен. Скорее всего он был подарен сестре, которая переслала его другим сёстрам и он затерялся. Вообще Николай Бестужев писал портреты своих товарищей в двух экземплярах. Один портрет оставался у него, другой он отдавал переходившему на поселение декабристу.
По словам Михаила Бестужева из всей коллекции акварельных портретов соузников в Чите было нарисовано не много, и те не могли быть первыми в художественном отношении, много было тому причин. Во-первых, недостаток в помещении освещения, во-вторых недостаток материалов и, в-третьих, в опытности акварельной живописи. Но не указана ещё одна немаловажная причина; дело в том, что Николай Бестужев работал закованным в кандалы, которые узники насили постоянно, и день, и ночь, их снимали только на время мытья в бане и в церкви. Окончательно оковы были сняты только в конце 1828 года. Под каждой работой есть собственноручная подпись изображённого (не везде она видна из-за паспарту), таким образом к портретам была приложена ещё и коллекция автографов.
Артамон Захарович Муравьёв, 21 преля 1828 года
Иван Александрович Анненков
Читинский острог, 1828 год
Затем были созданы три портрета, написанные непосредственно в остроге. Декабристы позировали художнику в своих камерах, Артамон Муравьёв изображён на фоне тюремной стены, а Иван Анненков – тюремного окна.
Пётр Иванович Фаленберг
Сначала Бестужев планировал создать галерею, изобразив декабристов в тюремной обстановке, чтобы было понятно, что на портрете запечатлён узник. Но затем он отказался от этой идеи, так как таким образом трудно было избежать однообразия. По этому образцу был задуман и портрет подполковника Петра Фаленберга, но он остался незаконченным. Эта акварель долгое время лежала у художника в архиве (и без автографа). Когда же он принялся комплектовать галерею, то вырезал подпись из письма Фаленберга, приклеил на лист и включил незаконченный портрет в основное собрание.
Екатерина Трубецкая
Миниатюра на слоновой кости, 1828 год
В Чите жили восемь жён декабристов: Александрина Муравьева, Мария Волконская, Екатерина Трубецкая, Елизавета Нарышкина, Александра Ентальцева, Наталья Фонвизина, Александра Давыдова, Полина Анненкова. Некоторым из них пришлось оставить своих детей на попечение родственников в европейской России: Волконской одного, Фонвизиной двоих, Муравьёвой троих, а Давыдовой – шестерых. Портреты этих славных женщин также создавал Николай Бестужев.
Мария Волконская на фоне тына Читинского острога
Акварель Николая Бестужева, 1828 год
На стене висит уже знакомый нам портрет отца – Николая Николаевича Раевского кисти Петра Соколова.
Мария Волконская на фоне тына Читинского острога, 1828 год
Николай Бестужев писал в эти годы портреты жён декабристов, в частности Александрины Муравьёвой, но, все они были отосланы родственникам в Европу и следы их утеряны. Не раз создавал он также портреты Марии Волконской (но сохранилось только два их них, на фоне тына Читинского острога) и Екатерины Трубецкой.
Юлиан Люблинский, 1828 год
Из осуждённых по шестому разряду, срок заключения которых подходил к концу июля 1829 года, в Чите находился всего один Юлиан Казимирович Люблинский (Мотошнович). Этот портрет интересен тем, что в нём художник попытался уже не просто передать сходство человека, но и стремился показать его характер, переживания и настроение.
Сергей Трубецкой, 1828–30 гг.
репродукция с утраченного портрета Трубецкого.
Этот акварельный портрет считался одним из лучших, созданных Бестужевым в Чите.
Иван Пущин, 1828–30 годы
Сергей Волконский
Рисунок с утраченного акварельного портрета Н. Бестужева, 1828–30 гг.
Без сомнения, в годы читинской каторги Николай Александрович очень много рисовал своих друзей и товарищей. Родственники декабристов, узнав о работах Бестужева, просили прислать их портреты, так что художник был завален заказами, которые охотно выполнял. Однако таких портретов сохранилось очень немного, они разошлись по рукам. В основное собрание, которое Бестужев комплектовал и хранил у себя, он старался включить лишь те портреты, которые писал накануне выхода узников из тюрьмы, поэтому большая часть его работ, не вошедших в эту галерею, до нас не дошла.
Василий Ивашов, конец 1820 годов
Иван Шимков, конец 1820 годов
Александр Бестужев
Портрет сделан по памяти, 1828 год
Александр Бестужев, 1828-1830 годы
Кроме этого, находясь в Читинском остроге, Николай Бестужев по просьбе своего младшего брата Александра (будущего А. Марлинского), который, минуя каторгу, из Шлиссельбургской крепости был отправлен на поселение в Якутстк, писал его портреты по памяти. Как и просил Александр, чтобы ...усы вниз и без бакенбард...
Вид Читы, снятый из-под горы.
Акварель Н.А. Бестужева. 1829–1830 гг.
Вид Читы, снятый из-под горы, 1829–1830 годы
Николай Александрович в Читинском остроге писал не только портреты декабристов, но и пейзажи с натуры. Особенно он любил наблюдать сибирскую природу летом, создал целую серию акварельных пейзажей Читы и её окрестностей, находя поэтические красоты в этой бедной, ничтожной деревушке .
Возвращение декабристов со съёмки плана окрестности Читы.
Акварель Н.А. Бестужева, 1828 год
По прибытию на которгу, узники пытались найти способ обойти суровый тюремный режим и получить возможность бывать на природе. Вскоре им было разрешено вести топографические работы (инструменты и приборы были изготовлены всё тем же Николаем Александровичем и Петром Ивановичем Фаленбергом)
Итогом этой деятельности стал этот план Читинского острога, выполненный Петром Фаленбергом в 1830 году.
Портрет коменданта Станислава Романовича Лепарского и его сестры Изабеллы, 1829–1830 гг.
В 1829 году Бестужеву удалось добиться у коменданта тюрьмы С.Р. Лепарского разрешения заниматься пейзажной живописью, то есть рисовать вне острога. Во время работы при живописце должен был находиться конвойный, но это не мешало ему создавать простые, выразительные и правдивые читинские пейзажи. Очень много своих акварелей Бестужев подарил Лепарскому в знак своей признательности.
Чита. Сад при комендантской квартире
Слева Николай Бестужев за работой, 1829–30 гг.
Внутренний двор Читинского острога. Акварель Н.А. Бестужева. 1829–1830 годы
Второй Читинский острог и парники С.Г. Волконского.
В Чите некоторые декабристы (Волконский, П. Борисов, Кюхельбекер, Розен) занимались изучением земледелия и сельского хозяйства; они сажали огороды, строили парники и разводили цветники. Чтобы облегчить их труд, Николай Александрович спроектировал и построил машину для поливки растений.
Главная улица в Чите. Слева дом Е.И. Трубецкой, направо дом А.Г. Муравьевой.
Единственная улица в Чите, дом княгини Е. Трубецкой, коменданта и А. Муравьевой, 1829-1830 годы
Дом штаб-лекаря Д.З. Ильинского в Чите. Чёртова могила. Дом и сад коменданта С.Р. Лопарского, 1829–1830 годы
Бестужев зарисовал виды тюремного двора, улицы селения, дома коменданта острога и жён декабристов, парники и цветочные клумбы, устроенные декабристами, места их отдыха. Почти все многочисленные пейзажи с натуры Николай Бестужев щедро раздаривал товарищам. А те в свою очередь отправляли их домой. По этим рисункам можно было составить представление о том, как жили декабристы и их жёны в Читинском остроге.
Церковь в Чите, 1829–30 годы
Церковь в Чите
Акварели Н.А. Бестужева, 1829–1830 годы
А это именно та церковь, в которой в феврале 1828 года состоялось венчание Ивана Анненкова и Полины Гебль: Это была любопытная и, может быть, единственная свадьба в мире. На время венчания с Анненкова сняли железа и сейчас же по окончании обряда опять надели и увели обратно в тюрьму. (Н.В. Басаргин.)
Читинский острог. Чёртова могила
Сопка близ Читы с могилой неизвестного солдата, участника восстания Семёновского полка
На акварели художник изобразил себя и плац-майора Читинского острога Осипа Лепарского
Акварель Н.А.Бестужева, 1829–1830 годы
Сопка близ Читы с могилой неизвестного солдата – участника восстания Семёновского полка
Река Чита - место купания декабристов, 1829–30 годы
Берега реки Ингоды в Чите
Многие живописные ландшафты, созданные Бестужевым, сохранились благодаря стараниям Александры Ивановны Давыдовой, которая собрала альбом Сибирь из акварелей с изображениями видов Читы, Петровского Завода, пейзажами местностей, через которые шли декабристы, переходя из одной тюрьмы в другую. Из 29 акварелей, 12 принадлежат кисти Николая Бестужева.
Но большая часть портретной галереи участников восстания на Сенатской площади была создана Никалаем Александровичем в другой тюрьме – Петровском заводе, куда узники были переведены в 1830 году. Но об этом в следующий раз.
Михаил Бестужев родился 4 октября 1800 года в городе Санкт-Петербург. В 1817 году он окончил морской корпус и был отправлен в плавание у берегов Франции. Знакомство с европейской жизнью произвело на него сильное впечатление. В его голове забродили вольнолюбивые мечты.
Второй раз Бестужев попал за границу через 4 года, когда, проездом из Архангельска в Кронштадт, остановился в Копенгагене; здесь, как он показывал на суде, «заимствованные во Франции понятия более укрепились». Рассказы товарищей, также бывавших за границей, усиливали впечатления. В том же направлении действовали известия о революционных брожениях в Италии, Испании и Германии.
В 1824 году Бестужев был введен в тайное общество. В 1825 году Михаил Александрович перешел в Московский полк в чине штабс-капитана.
В событиях декабрьского восстания принимал самое активное участие: убеждал солдат не давать присяги императору Николаю, вывел роту на Сенатскую площадь, вместе с тремя другими ротами, шедшими под командой князя Щепина-Ростовского и Александра Бестужева. Арестованный в тот же день, Бестужев был посажен сначала в Петропавловскую крепость, а в сентябре 1826 года переведен в Шлиссельбургскую. Отсюда в сентябре 1827 года вместе с братом Николаем был отправлен в Сибирь.
Сидя в крепости, он придумал «стенную азбуку» для перестукивания между заключенными, и это «изобретение» переходило из рода в род. Пока каторжные работы отбывались в Чите, ему жилось очень тяжело.
С переводом в 1830 году в Петровский завод положение улучшилось, и оставалось много времени для работы над своим образованием. Еще сидя в крепости, Бестужев увлекся изучением языков. В Сибири он хорошо усвоил не только все главные европейские языки, но и такие, как испанский и польский. Для кружка товарищей, систематически изучавших философию и историю, он написал ряд рефератов.
В 1839 году его выпустили на поселение, и он обосновался в Селенгинске. Здесь он приобрел усадьбу и со свойственным ему увлечением отдался сельскому хозяйству.
Как и все Бестужевы, он был на все руки мастер, знал множество ремесел и прилагал свои способности к разного рода изобретениям. Дела и женитьба прочно привязали его к Сибири, и он долго не пользовался амнистией 1856 года.
Только в 1867 году выбрался Бестужев в Москву, где и умер 3 июля 1871 года. Человек разносторонних дарований, Михаил Бестужев не сосредоточил свои таланты. Он много писал в прозе и стихах, но ничего не печатал. Под старость он написал интересные записки о дне 26 декабря и житье декабристов в Сибири, а также воспоминания о брате Александре.
В Москве всё меньше остаётся памятных мест. И потому Чудом выглядит маленький деревянный домик на Ростовской Набережной.
Он хорошо просматривается со стороны речного причала "Киевская".
Всё так же утопает в зелени.... Сколько раз я пробиралась сквозь его заросли.
И как много бурных событий, переломов пробуждает он во мне.
Владельцем особняка был Михаил Александрович Бестужев, штабс-капитан лейб-гвардии Московского полка, декабрист, писатель.\1800-1871\
Отец - Александр Федосеевич Бестужев \1761 - 1810\, артиллерийский офицер.
С 1800 года правитель канцелярии Академии художеств, писатель.
Мать - Прасковья Михайловна\177-1846\.
Братья Бестужевы: Александр, Николай, Петр, Павел.
В 1824 году Михаил принят в Северное общество.
Он вывел на Сенатскую площадь 3-ю роту Московского полка.
Арестован 14 декабря 1825 года на Сенатской площади.
18 декабря 1825 года заключён в Петропавловскую Крепость.
7 августа 1826 года вместе с братом Николаем доставлены в Шлиссельбург.
Отправлены в Сибирь 28 сентября 1827 года.
До Читинского острога добирались два месяца.
Через три года переведены в Петровский завод, сентябрь 1830 года.
8 ноября 1832 года срок каторги был сокращён до 15 лет, а 14 декабря 1835 года до 13 лет.
В «каторжной академии» изучал испанский язык, польский и латынь, итальянский язык, английский.
Изучал золотое, часовое, переплетное, токарное, башмачное, картонажное и шапочное дело.
М.Бестужев, автор популярной среди ссыльных песни «Уж как туман» (1835 год), посвящённой 10-й годовщине восстания Черниговского полка.
В 1839 года братья Михаил и Николай Бестужевы на свободном поселении в городе Селенгинск Иркутской губернии.
В феврале 1844 года мать братьев Бестужевых продала имение.
И, после смерти Прасковьи Михайловны (27 октября 1846 года), сёстрам Бестужевым разрешили поселиться в Селенгинске со всеми ограничениями, предписанными для жён государственных преступников.
Здесь М.А.Бестужев был счастлив, был женат на сестре казачьего есаула Селиванова - Марии Николаевне.
Имел четырёх детей: Елену, Николая, Марию, Александра.
Но.... все дети умерли в раннем отрочестве.
Построил дом, занимался акклиматизацией растений. Печатался в первой газете Забайкалья «Кяхтинский листок».
Сконструировал и производил конный экипаж, который в Забайкалье называли «сидейка», даже сейчас.
В Селенгинске братья Михаил и Николай Бестужевы близко сошлись с главой буддистов хамбо-ламой Гусиноозерского дацана Гомбоевым.
Михаил написал трактат о буддизме, основанный на «Буддийской космологии». Он был передан на хранение кяхтинскому купцу А. М. Лушникову. Купец поместил трактат в сундук с завещанием вскрыть его в 1951 году. Сундук потерялся.
Было написано нескольких повестей, воспоминаний по истории движения декабристов.
В 1857 году руководил флотилией в большом торговом сплаве по Амуру до Николаевска (Амурские экспедиции 1854 - 1858 годов).
Выехал из Селенгинска в июне 1867 года после смерти жены.
Безусловно это был человек выдающийся. Ему было 25 лет, когда желание изменить Мир, сделать его справедливым, было главным.
Это сейчас понятно, что Революционные действия ослабляют государство. Народ только проигрывает.
В России четыре поколения жили во имя "Грядущего Будущего" в нищете и лишениях.
А Аристократов Духа, сравнимых с декабристами, в России больше не было.
Была Советская номенклатура, чиновники, которые по должности должны были проявлять справедливость. Но, личное обогащение и использование своего положения,было превыше всего.
Вернулся М.А.Бестужев в Москву в возрасте 67-ми лет в родительский деревянный особняк,
под номером № 17, по 7-му Ростовскому переулку.
Был полон планов, замыслов.
Но...весной 1871 года Москва река вышла из берегов, были затоплены: Ростовская, Бережковская, Дорогомиловская набережные. Горожане передвигались на лодках.
Лето 1871 года было жарким. В Москве буйствовала эпидемия холеры.
М.А.Бестужев Умер от холеры в Москве 22 июня 1871 года. Похоронен на Ваганьковском кладбище.
Портрет\масло, холст\ - декабриста Михаила Александровича Бестужева 1800-1871год
Капитан-лейтенант, брат Бестужева-Марлинского, род. в 1791 г., ум. 15 мая 1855 г. в Селенгинске. Получив блестящую домашнюю подготовку, он поступил в морской корпус, из которого вынес превосходное знание математики и новых языков; кроме того, он брал уроки живописи в Академии художеств и обнаружил недюжинный художественный талант. В 1809 г. Бестужев был выпущен в мичмана, с зачислением в штат морского корпуса на вакансию подпоручика. Сперва на судах корпусной эскадры Бестужев плавал в Финском заливе, а в 1814 г. рассчитывал попасть в кругосветное плавание, но эта надежда не исполнилась, и он остался в Кронштадте, где и прослужил 9 лет в 14-м экипаже. В 1815 и 1817 г. (на корабле "Не тронь меня") Бестужев участвовал в экспедициях во Францию, Испанию и Голландию, а затем с десантными войсками возвратился в Кронштадт, и вскоре же, в чине лейтенанта, был назначен помощником директора балтийских маяков и начальником морского музея. В этой должности он состоял по 1824 г., когда был произведен в капитан-лейтенанты и, в звании историографа флота, совершил плавание от Кронштадта до Бреста и Гибралтара на фрегате "Проворный". В 1826 г. служебная карьера, так блестяще начатая, оборвалась: 14 декабря 1825 г. Бестужев принял участие в бунте и вывел на площадь гвардейский экипаж, за что был приговорен верховным уголовным судом к смертной казни, а по Высочайшей конфирмации, по лишении чинов и дворянства, сослан навечно в Сибирь, в каторжную работу. Обряд разжалования приведен был в исполнение на кронштадтском рейде, на корабле "Князь Владимир". Природа щедро одарила Бестужева всевозможными способностями: талантливый педагог, писатель, художник, механик, прекрасный рассказчик и чтец, отважный моряк, ученый исследователь, он в то же время был душей всякого общества и привлекал к себе лучших людей своего времени. С литературными кружками он сблизился особенно тесно в 1817 г., когда на корабле "Не тронь меня" познакомился с Гречем. Тогда же заграничные впечатления, а также сближение с семьей генерала Жомини и с генералом Огильви привили ему радикальные взгляды, поддержанные впоследствии разговорами с норвежским лейтенантом Эриксоном. Эти взгляды заставили Бестужева примкнуть к тайному обществу, а энергичный и прямолинейный характер сделал его одним из деятельнейших заговорщиков. Когда бунтовщики на Сенатской площади были рассеяны, Бестужев бежал в Кронштадт и, сбрив себе баки и запасшись фальшивыми документами, явился на Толбухин маяк, в качестве назначенного в штат маячной прислуги. Однако полиция скоро выследила его. Проведя 1826-1827 гг. вместе с другими заговорщиками в Петропавловской и Шлиссельбургской крепостях, Бестужев в конце 1827 г. был отправлен на каторгу в Читу, несколько лет спустя переведен в Петровский острог, а в 1840 г. перечислен в селенгинские поселенцы. Разнообразные природные дарования позволили Бестужеву скрасить жизнь в Сибири кипучею деятельностью. Еще до ссылки он изобрел особую спасательную лодку на полозьях ("бестужевку") и новый способ оснастки военных судов, усовершенствовал освещение на маяках и т. п. В Сибири нужда заставила его пользоваться всеми его знаниями и способностями. При самых жалких технических средствах, он писал акварелью портреты, исполнял на заказ иконы, чинил водяные мельницы, изобрел особую экономическую печь ("бестужевскую"), занимался сапожным и портняжным мастерством, делал гробы, занимался сельским хозяйством и т. п. Бестужев ввел моду на браслеты из кандалов, которые сам выковывал, а будучи еще в тюрьме, устроил хронометр удивительной точности и совершенно оригинальной системы, секрет которой унес с собою в могилу. Интересуясь естественными науками, он изобрел особый прибор для записывания землетрясений и производил ценные метеорологические наблюдения. - Плодом литературного дарования Бестужева были "Рассказы и повести старого моряка" (M. 1860 г.), в состав которых вошла изданная им в 1821. г. книга: "Записки о Голландии 1817 г.", 5 морских сцен, Опыт истории российского флота и 4 рассказа. Кроме того, в журналах 20-х годов Бестужевым были помещены: 1) Ответы на вопросы, предложенные в 1-й книге "Благонамеренного" ("Благонамеренный", 1818 г., № 5) 2) Письмо к издателю ("Сын Отечества", 1820 г., № 44); 3) Обожатели огня восточная повесть, из Т. Мура ("Соревнователь", 1821 г., №№ 11 и 12); 4) Паризина, прозаич. перевод из Байрона (ibid., 1822 г., № 3); 5) Сражение при Ганге-Удде 1714 г. (ibid., 1823 г., № 12) 6) Гленфиклас, из В. Скотта (ibid. 1822 г., № 5); 7) Об удовольствиях на море ("Полярная Звезда", 1824 г.); 8) К улетевшему гению ("Новости литературы" 1825 г., № 12). Наконец, в лондонской "Полярной Звезде" (1862 г., т. VII, вып. 2 напечатан отрывок из воспоминаний Бестужева о 14 декабря 1825 г.
Общий Морской Список, т. VI. - С. В. Максимов, "Сибирь и каторга"; его же, статья в "Наблюдателе", 1883 г. - "Записки Греча". - Некролог" в "С.-Петербургских Ведомостях" и в "Отечественных Записках" 1860 г. - Словари Геннади и Венгерова (статья И. Меньшикова).
{Половцов}
Бестужев, Николай Александрович
(13.4.1791-15.5.1855). - Капитан-лейтенант 8 фл. экипажа.
Род. в Петербурге. Воспитывался в Морском кадет. корп., куда поступил - 22.3.1802, гардемарин - 7.5.1807, мичман - 29.12.1809, зачислен в штат Морского корп. подпоручиком - 7.1.1810, переведен во флот мичманом - 14.6.1813, лейтенант - 22.7.1814, с 1820 в Кронштадте, назначен пом. смотрителя Балтийских маяков - 15.6.1820, в 1821-1822 организовал литографию при Адмиралтейском деп., за что 7.2.1823 награжден орденом Владимира 4 ст., весной 1822 прикомандирован к Адмиралтейскому деп. ("без выключки из флота") для написания истории русского флота, за отличие по службе произведен в капитан-лейтенанты - 12.12.1824, в июле 1825 назначен директором Адмиралтейского музея, с 1807 совершал плавания по Балтийскому морю, в 1815 плавал в Голландию, в 1817-во Францию, в 1824 на фрегате "Проворный" в качестве историографа - во Францию и Гибралтар.
Прозаик, критик. Член-сотрудник Вольного общества любителей российской словесности - 28.3.1821, действительный член - 31.5, в 1822 избран членом Цензурного комитета, был гл. редактором прозаических произведений и кандидатом в помощники президента общества, член Вольного общества учреждения училищ по методике взаимного обучения (1818), член Вольного экономического общества - 12.9.1825, член Общества поощрения художников (1825), с 1818 сотрудничал в журналах ("Сын отечества", "Полярная звезда", "Благонамеренный", "Соревнователь просвещения и благотворения" и др.). Масон, член ложи "Избранного Михаила" - 1818.
Член Северного общества (1824), написал проект "Манифеста к русскому народу", активный участник восстания на Сенатской площади.
Арестован 16.12.1825 в с. Косном в 8 верстах от Кронштадта в доме фейерверкера Белорусова, в тот же день в 10 час. вечера доставлен в Петропавловскую крепость, закован в "ручные железа" и помещен в № 15 дома Алексеевского равелина ("присылаемого при сем сего Николая Бестужева посадить в Алексеевский равелин под строгий арест. дав писать, что хочет").
Осужден по II разряду и по конфирмации 10.7.1826 приговорен в каторжную работу вечно. Дальнейшая судьба совершенно совпадает с судьбой брата Михаила (см.). Приметы: рост 2 арш. 6½ верш., "лицом чист, смугловат, волосы на голове и бровях темно-русые, глаза серые, нос посредственный, острый, на бороде и бакенбардах волосы рыжеватые, на шее на левой стороне ниже уха был ранен, бородавки природные на лбу и на левой стороне на шее".
Умер в Селингинске, где и похоронен. Художник-акварелист, создавший портретную галерею декабристов. Изобретатель.
Гражданская жена бурятка Сабилаева, у них двое детей: Алексей (1838-1900), крупный сибирский купец и промышленник, выполнял дипломатические поручения, и Екатерина (в замужестве Гомбоева, ум. в 1929-1930 в Харбине в возрасте около 90 лет); жили в семье селенгинского купца Д. Д. Старцева и носили его фамилию.
ВД, II, 57-98; ЦГАОР, ф. 109, 1 эксп., 1826 г., д. 61, ч. 8, 49.
Бестужев, Николай Александрович
{Половцов}
Бестужев, Николай Александрович
(1791-1855) - декабрист, старший из четырех братьев Бестужевых-декабристов. С 19 лет содержал своим заработком многочисленную семью. Служил во флоте, участвовал в дальних плаваниях, заведовал морским музеем и был историографом русского флота. Член масонской ложи, потом Союза Спасения, Союза Благоденствия и, наконец, Северного Общества. Обладая литературным дарованием, издавал с Рылеевым и своим братом Александром "Полярную Звезду". Подготовлял с Рылеевым декабрьское восстание и энергично настаивал на военном выступлении. За неприбытием 14 дек. диктатора Трубецкого на Сенатскую площадь, Рылеев предлагал ему принять команду, но он, как моряк, отказался командовать на суше. После восстания пытался бежать, но был арестован в Кронштадте. На допросах был очень сдержан в показаниях. Присужден к вечной каторге, которую отбывал в Шлиссельбурге и Нерчинских рудниках; в 1840 каторга заменена была ему поселением в Селенгинске, где, вместе с братом Михаилом Б., он занимался хозяйством и делал разного рода изобретения ("Бестужевские печи"). Совмещая в себе художника и ученого, Б. поражал разнообразием своих талантов (писатель, живописец, актер, техник, экономист). Оставил после себя много карандашных и акварельных портретов товарищей по ссылке, а также художественно написанные воспоминания о Рылееве и 14 декабря ("Воспоминания братьев Б.", изд. "Огни", П., 1917), сборник рассказов ("Рассказы и повести старого моряка") и ряд ненапечатанных работ (об электричестве, о свободе торговли и т. д.).
Большая биографическая энциклопедия . 2009 .
Смотреть что такое "Бестужев, Николай Александрович" в других словарях:
- (13 (24) апреля 1791, Петербург 15 (27) мая 1855, Селенгинск Иркутской губернии), русский политический деятель, декабрист (см. ДЕКАБРИСТЫ), потомственный дворянин; сын А.Ф. Бестужева. Морской офицер, капитан лейтенант (1824) Николай Бестужев с… … Энциклопедический словарь
Бестужев, Николай Александрович, декабрист, брат А. и М. Бестужевых. Родился в 1791 г. Учился в морском корпусе. По окончании курса был оставлен при корпусе преподавателем и воспитателем. Позднее, служа при адмиралтейском департаменте, занимался … Биографический словарь
В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Бестужев. Николай Александрович Бестужев … Википедия
Николай Александрович Бестужев Род деятельности: капитан лейтенант 8 флотского экипажа, декабрист, историограф флота, писатель, критик, изобретатель, художник Дата рождения … Википедия
БЕСТУЖЕВ Николай Александрович - (17911855), русский писатель, художник, декабрист. Брат А. А. Бестужева. Путевые очерки («Записки о Голландии 1815 года», 1821), пов. «Гуго фон Брахт» (1823, ист.), «Русский в Париже 1814 года». Рассказы, стихи, басни, статьи, этнография,… … Литературный энциклопедический словарь
Бестужев, Николай Александрович - БЕСТУ/ЖЕВ Николай Александрович (1791 1855) российский морской офицер, историк российского флота, писатель, экономист, изобретатель, акварелист портретист, декабрист, капитан лейтенант (1824). Старший из четырех братьев декабристов Бестужевых. С… … Морской биографический словарь
В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Бестужев. Михаил Александрович Бестужев … Википедия
Михаил Александрович Бестужев (22 сентября (4 октября) 1800, Санкт Петербург 22 июня (3 июля) 1871, Москва) штабс капитан лейб гвардии Московского полка, декабрист, писатель. Михаил Александрович Бестужев … Википедия