Непроходимые болота. Как выбраться из болота? Как перейти болото? Техника передвижения по болоту
К нам в редакцию пришло письмо от капитана 1 ранга запаса Владимира Ульянича. Собирая и сопоставляя в течение 9 лет все данные о катастрофе, произошедшей 16 апреля 1987 г. в Японском море с малым ракетным кораблем «Муссон», В.Ульянич сделал свои собственные выводы о произошедшем, которые в корне отличаются от официальной версии гибели ко рабля и 39 членов его экипажа. Сегодня, в 28-ю годовщину этой трагедии, данный материал как никогда актуален.
Уважаемые друзья. Обращаюсь к Вам за помощью.
Гибель МРК «Муссон» вот уже 28 лет будоражит умы и сердца военных моряков. В расследовании этой трагедии не поставлена точка, а наоборот, Сеть заполонили десятки публикаций и их перепечаток, где события подаются в искажённом виде, вводят в заблуждение читателей, а проще сказать: откровенно лживы и тенденциозны.
Я свидетель и участник этих событий.
В материале, который я вам высылаю, мои выводы по причинам трагедии, которые диаметрально отличаются от официальных выводов и доказательно опровергают скороспелые поверхностные измышления. как журналистов, так и некоторых ракетчиков разных рангов.
Поверьте, все эти события никогда не оставляли мою память ни днём, ни ночью, а за последние 10 лет я имел Интернет-переписку и телефонные переговоры с десятками участников и свидетелей трагедии, в том числе и теми, кто владеет информацией, которая осталась по каким-то причинам невостребованной.
Но главные мои выводы основаны только на объективных материалах, которые не могут иметь двоякого толкования, могут быть исследованы и изучены при доброй воле заинтересованных в установлении истины.
Зачем это нужно?
1. В официальных документах виновниками гибели 39 человек необоснованно назначены в т. ч. три погибших офицера.
Общественность должна знать, что это не так, а ещё лучше - это чтобы на официальную ложь было официальное опровержение.
2. Правда - она и есть правда, и должна восторжествовать.
3. Должны быть хоть в какой-то мере дезавуированы те завалы ложной, непрофессиональной, бессовестной информации, скопившейся в Интернете и в периодической печати.
На страницах вашего сайта тоже, к сожалению, есть недостоверные материалы по этой трагедии недобросовестного (мягко говоря) журналиста Г.Пасько. http://otvaga2004.ru/atrina/atrina-avar/gibel-korablya-musson/
В высылаемом материале всё разъяснено: фактология, причины и выводы, мои побудительные мотивы, эмоции и холодный анализ.
Я не знаю, как размещаются материалы на вашем сайте или на его форуме. Прошу мне помочь в этом. Готов к сотрудничеству с вами и с читателями.
С уважением, капитан 1 ранга запаса Владимир Ульянич.
ТРАГЕДИЯ МРК «МУССОН». НОВАЯ ВЕРСИЯ. ПОСТСКРИПТУМ
Владимир Ульянич, капитан 1 ранга запаса.
* * *
В сентябре 2012 года на форуме интернет-журнала «Военное обозрение» я разместил свою статью «»
За прошедшие 2,5 года с момента публикации было отмечено 3200 просмотров данного материала. А вот в графе «Обсуждение» стояло гордое «ноль». Мне это было совершенно непонятным, и я решил написал короткий комментарий. Но – вот незадача! – размещать его оказалось негде. По ссылке высвечивалось: «страница, которую вы пытаетесь просмотреть, не найдена. Код ошибки 2F173/1.»
Куда делась страница и весь старый форум «Военного обозрения» мне там так и не ответили. Это значило, что эта статья исчезла из интернет-поисковиков, а значит, по запросу «МРК «Муссон» читателю вновь будут предлагаться десятки инсинуаций Пасько и Ко и их перепечатки.
Черновик того моего короткого комментария сохранился. Цитирую: «Дорогие друзья! Два с половиной года назад был размещен этот материал, где опровергаются выводы комиссии по расследованию причин гибели МРК «Муссон» и ВСЕХ других авторов, кто публично высказывался по этой теме. Я был готов к самым жестким словам и высказываниям в свой адрес, так как называл конкретные фамилии, опровергал факты, поддерживаемые многими. Ждал этого и был готов к этому, так как все приближало к главной цели – разгадке причин трагедии и установлению истины. Но за два с половиной года - при количестве просмотров 3200! - комментариев по этим выводам не оказалось. А как живо годами обсуждались ничем не подкрепленные измышления Пасько и Ко, военных «экспертов», выдавших желаемое за действительное! Неужели нет темы для обсуждения? Неужели эта трагедия – еще свежая и кровоточащая - не достойна серьезного анализа флотских историков и исследователей? На Флоте и сейчас эксплуатируются системы «Оса-М» и «Оса-МА», «Монолит», «Термит». А значит, есть и специалисты, что-то в этом понимающие. На современном ВМФ двумя флотами командуют бывшие командиры ракетных катеров 2 гднрка 165 бррка, которые бок-о-бок терлись на пирсах с живыми и погибшими участниками трагедии. У них нет желания дать команду своим специалистам проверить изложенные факты, назначить срок и заслушать доклад о проделанной работе?
Я не профильный специалист по вооружению и системам, отмеченным в этой трагедии. Поэтому любую критику в любой форме и в любом тоне принимал и собираюсь принимать благодарно и с уважением, расценивая ее, как еще один шаг к постижению истины. Мы же проходили на втором курсе один из основных законов диалектики – переход количества в качество. Если мне докажут аргументированно мои заблуждения, я приму это благодарно и безропотно.
Ни к кому не собираюсь лезть в душу и не жажду ничьей (даже виртуальной) крови. Готов к общению со всеми, кто выразит любой интерес к теме.
Чем больше общаюсь со свидетелями трагедии, тем больше вскрывается невостребованных фактов, лежащих на поверхности. А вот почему эти факты оказались невостребованными – это уже другой разговор. Анализируя подобное, невозможно бывает абстрагироваться от мысли, что все материалы расследования – это дымовая завеса, за которой спрятаны очевидные причины, которые расследовались параллельно. Иголку в стоге сена не спрячешь, и она периодически напоминает о себе то там, то сям. Но это все лирика. Когда эта иголка выйдет наружу – а это обязательно случится! – тогда и поговорим конкретно.
А пока есть очевидные факты. Во всяком случае, для меня. Это:
– две фотографии ИКО и дисплея РЛК «Монолит»;
– это фотография с положением ПУ ЗИФ-122 в момент попадания РМ в борт;
– это показания рулевого «Вихря» матроса Сергея Баркова;
– это показания, сидевшего за приборами в стрелявшей «Осе-МА», которого никто никогда ни о чем не спрашивал;
– это записи в вахтенных журналах Р-42 и Р-87.
Фотография с положением ПУ ЗИФ-122 молча опровергает абсолютно все, что было написано о стрельбе «Осы» по РМ.
«И последнее… Очень не хочется, чтобы в очередную годовщину трагедии, снова и снова различные издания писали, что повреждённая ЗУРами ракета-мишень, выпущенная с Р-42, изменила направление и попала в борт МРК…
Я утверждаю, что в борт МРК «Муссон» попала РМ-15 с высотой маршевого полёта 200 м, выпущенная с ракетного катера Р-87.
Я утверждаю, что РМ-15 не была поражена ЗУР «Оса-МА», подрывов ЗУР 9м-33 не было. Следовательно, РМ-15 не изменяла траекторию движения от подрывов ЗУР.
Ракета-мишень РМ-15М с ракетного катера Р-42 прошла над МРК «Вихрь»…
Будет ли еще и ПОСТПОСТСКРИПТУМ? Возможно…
А пока позволю себе еще раз предложить публикацию, размещенную два с половиной года назад.
Владимир Ульянич.
ЭПИЛОГ. ТРАГЕДИЯ МРК «МУССОН» ГЛАЗАМИ И СЕРДЦЕМ ОФИЦЕРА ПОХОДНОГО ШТАБА.
«Иди за тем, кто ищет истину.
Беги от того, кто ее нашел.»
(Конфуций.)
Предлагаю читателям развитие своего взгляда на катастрофу 16.04.1987 г. Предупреждаю, что основная фабула тех событий, сформировавшаяся в умах на протяжении четверти века выводами комиссии по расследованию, СМИ и Интернет-изданий, будет опровергаться и признаваться несостоятельной. Основой для такого вывода послужат только зафиксированные документально цифры и фотоснимки ИКО РЛК «Монолит» ракетного катера Р-42. Никаких предположений, обобщений и ссылок на авторитетные мнения, в какой бы форме они не выражались.
Заранее приношу извинить тех, для кого изложенные в конце выводы – секрет Полишинеля.
А пока позволю себе введение в основную часть.
Семь лет назад в Интернете был размещен мой материал «Трагедия МРК «Муссон глазами и сердцем офицера походного штаба».
В нем я честно и подробно рассказал о том, в чем принимал участие, что знал, что видел, что чувствовал, что думал. Писал, во многом, сверх-эмоционально, потому что все внутри бурлило от бездонной мути бездоказательной лживой информации о катастрофе 16.04.2012 г., подписанной журналистами Г.Пасько, Е.Шолохом, В.Голодным и другими.
Позволю себе длинную цитату из той публикации:
«Обвинительная часть акта комиссии по расследованию причин катастрофы никого не удивила. Это не значит, что с ней были согласны. (Как и с выводами комиссии Уоррена). Даже в глубоко неформальной обстановке мне не встретился никто из людей, заслуживающих уважения, кто хотя бы частично разделял выводы комиссии по причинам катастрофы и ее виновникам. Это не говорит о том, что их не было. Дело в другом: ОНИ НЕ ВЫЯВЛЕНЫ. Есть ли другие варианты? Есть.
Например:
а) кто-то знает, но хранит тайну;
б) кто-то даже не догадывается, что он что-то сделал не так;
в) другие (но тоже!) домыслы, догадки и предположения.
Вывод комиссии, на мой взгляд, должен был быть честным и лаконичным:
«В результате работы комиссии, причины, приведшие к катастрофе, и лица, виновные в ней, НЕ УСТАНОВЛЕНЫ» .
Повторюсь: это не значит, что их не было. Это значит, что они не установлены.
Далее в частном определении могли быть перечислены выявленные недостатки в деятельности сил и органов управления при подготовке и проведении практических стрельб и принятые меры с наказанием виновных.
Я и сейчас не отказываюсь ни от единого слова, написанного выше.
Мне казалось, что кто-то, прочтя мое мнение о тех событиях, будет более тщательно обходиться с фактами, взвешивать оценки и не торопиться с однозначными выводами.
Что же изменилось за прошедшие семь лет? Тайна осталась тайной, но вместе с растиражированной по другим сайтам и форумам ложью в популярных газетах, в Интернете появились новые публикации. То, что продолжал писать Г.Пасько, воспринималось мной, как данность. Он не постеснялся даже включить в свою очередную статью отрывки моего текста – своего ярого оппонента – от своего имени. Ну, да ладно!
Появилось искреннее желание больше не принимать участие в этой публицистической тризне.
Но когда увидел и прочитал то, что вынесли на читательский суд не журналисты, а специалисты-ракетчики Г.Антонов, В.Михайлов, член комиссии по расследованию катастрофы А.Головачев, понял: молчать нельзя. Даже сами нескромные претенциозно-лубочные заголовки: «А город подумал – ученья идут», «Безопасность ниже ватерлинии», «Фарс и трагедия «Муссона» вызывали внутреннюю боль, которая не позволяла останавливаться и требовала дальнейших поисков для установления истины, опровержения обвинений в адрес конкретных офицеров – погибших и живых.
Кто-то спросит: «А как же поиски виновных?» Но об этом, в моем понимании, нельзя даже заикаться до установления неопровержимых причин катастрофы.
А разве не было нарушений при проведении совместных РС? Конечно, были! И даже серьезные. Но ни по одному из них – как по конкретному, так и в анализе комплекса нескольких нарушений – доказанных причинно-следственных связей нет ни у комиссии под руководством адмирала Смирнова, ни у перечисленных выше специалистов. Комиссия назвала виновных (как ей и положено), назвала массу недоказанных причин катастрофы (а что делать?), а вот в выводах, тем не менее, прозвучала фраза: «Стечение случайных обстоятельств и непредвиденных трагических факторов, приведших к катастрофе.»
Упомянутые выше офицеры-ракетчики этот тезис рассматривают, как ширму для вывода ответственных «из-под удара» и в прямой постановке бездоказательно формулируют для тысяч читателей свои однозначные выводы по причинам трагедии и ее виновникам. Вот уж, действительно, снова хочется обратиться к эпиграфу.
Московская комиссия не выполнила поставленной задачи. Хотя, не исключаю, что кто-то знал достоверно о причинах катастрофы. А может, и – нет. Во всяком случае, член комиссии А.Головачев точно не знал.
Не в моей компетенции - да и в манере тоже - кого-то осуждать за это на основании предположений. Факты, как понятно теперь, лежали на поверхности. Но их или не увидели, или…
Последние семь лет я регулярно возвращался к теме «Муссона», как самостоятельно, так и в дискуссиях с коллегами. Спасибо тем, кто делился материалами, своими знаниями, тратил драгоценное время на ознакомление с моими длинными письмами и присылал свои. Спасибо и тем, кто резко высказывался о моем подходе к расследованию. Это тоже помогало и подвигало не останавливаться. Если кого обидел – извините…
Точно не скажу, но, по-видимому, года два назад само собой наступило состояние предполагаемого озарения. Это было так мучительно и страшно. Хотелось, ну, пусть хоть кто-то доказательно опровергнет парадоксальные находки, потому что сам не мог. А когда со всеми фактами и выводами остался один на один, понял: чтобы предложить это к широкому рассмотрению, нужно знать тонкости, знать предполагаемые вопросы и уметь на них отвечать. Вот на это и ушло два года.
9 сентября я обратился к восьми офицерам, так или иначе причастным к данным событиям, с предложением к ознакомлению со сведенными в окончательную форму материалами. Кто-то не ответил, кто-то, ознакомившись, сказал, что эта версия – невероятная. Ни на кого не в обиде.
Меня мучил главный вопрос, к которым я обратился ко всем: нужно ли все это снова ворошить через 25 лет? Член первого экипажа «Муссона», мнением и отношениями с которым я очень дорожу, позвонил и сказал, что это необходимо делать. И обосновал – почему. Я тоже считаю, что нужно.
Значит, переходим к содержательной части, которая будет значительно короче вступления.
Я не считаю возможным и нужным публиковать выписки из навигационных журналов, фотографии ИКО, построенные на их анализе схемы, таблицы, логику своих рассуждений.
Только пара пояснений.
По фотографии ИКО и дисплея РЛК «Монолит» (она есть в Интернете) видно, что на момент пуска РМ-15м с Р-42 «Муссон» уже был поражен.
И еще. Всего лишь две цифры, записанные в навигационных журналах стреляющих катеров, напрочь опровергают официальную версию катастрофы и версии всех публиковавшихся исследователей.
Дпуска Р-42 – 21 км.
Дпуска Р-87 – 136 кбт. Но это же целых 25,2 км!
А теперь желающие на листе бумаги могут попытать изобразить строй тактической группы стреляющих катеров, где первым стреляет катер с Д-21 км, а вторым через минуту другой катер с Д-25,2 км.
ИТАК.
1. Тактическая группа ракетных катеров Р-42 и Р-87 16.04.1987г. выполняла ракетную стрельбу РС-21 по назначенному времени «Ч» – 18ч.42м.
Точкой прицеливания был назначен МРК «Муссон».
Первым пуск произвел Р-87 с Д-136 (25,2 км) кбт по П-171 град. в 18ч.41м.
2. С приходом Р-42 на Д-24км от МРК «Муссон» (назначенную планом дальность пуска) был произведен пуск РМ-15м.
В результате (скорее всего) ошибки (она зафиксирована на снимке ИКО РЛК «Монолит») в приборы управления стрельбой «Коралл» были введены данные по МРК «Вихрь» П-176 град, Д-21 км, куда и полетела РМ-15м. Ее и видели очевидцы, пролетающей над «Вихрем», когда «Муссон» уже горел.
Отсюда делаем выводы:
1. Абсолютно все, что написано о причинах и последствиях попадания РМ-15м с ракетного катера Р-42 в МРК «Муссон», должно быть признано недействительным и, если бы это было возможным, удалено со страниц прессы и Интернета. В этом случае о трагедии 16.04.1987г. можно было писать и рассуждать с чистого листа.
2. Названные в акте расследовании причин катастрофы одними из виновников Капитан 1 ранга Тимирханов Р., капитан 2 ранга Кимасов Н., капитан 3 ранга Рекиш В. таковыми не являются. Это подтверждается теми доказанными фактами, которые имеются на настоящее время.
3. Дальность стрельбы при выполнении РС-21 16.04.1987г. не изменялась в меньшую сторону ни в плане, ни при выполнении фактической стрельбы.
Пуск РМ-15м произведен по времени, когда дальность до «Муссона» составляла 24 км, т.е. была плановой. Почему ракета-мишень полетела на «Вихрь», находящийся на Д-21 км – это уже другой вопрос, и я о нем написал.
4. Табличное время подлета РМ-15 к цели с Д-136 кбт (25,2 км) – 85 секунд.
Следовательно, при пуске РМ-15 в настоящее место цели, имеющей ход 9 узлов, обеспечивался параметр безопасности Р–394м.
Да, это не 1600 м, но и не «ноль», согласитесь.
Ситуации, при которой, по словам находящихся в посту системы управления ЗРК «Оса-МА» МРК «Муссон», РМ на сопровождении летела с курсовым параметром «ноль», может быть только два объяснения:– cамонаведение;
– пуск РМ произведен в упрежденное место цели.
Все это требует дальнейшего исследования, где не может быть мелочей. Со слов мы знаем, что на Р-87 была загружена РМ-15 с установленной высотой маршевого полета 200м. Но этого мало. Необходимо точно знать: какая ракета и с какими установочными данными была переделана в РМ и загружена на катер для стрельбы.
Ждет дальнейшего исследования вопрос не поражения (или поражения) РМ ЗУРами и артиллерией «Муссона».
Мы с товарищами подробно и долго обсуждали все эти вопросы. Имеются версии, подкрепленные расчетами и схемами. Конечно, и я имею свой взгляд по главному вопросу трагедии. Но это не предмет обсуждения на форумах.
Хочется надеяться, что факты, изложенные здесь, заинтересуют соответствующие структуры действующего ВМФ, ВУНЦ ВМФ, ТОФ. В случае подтверждения моей информации, по-видимому, необходим официальный документ с официальными выводами.
Наш офицерский и человеческий долг – раскрыть тайну гибели МРК «Муссон» и 39-ти членов его экипажа, сколько бы лет не прошло со времени трагедии.
Вечная память «Муссону».
Четверг, 16 апреля 1987 года, выдался ясным весенним днем. После обеда отряд кораблей в составе МПК № 117 - малого противолодочного корабля, малых ракетных кораблей МУССОН и ВИХРЬ, а также двух ракетных катеров снялся с якоря в заливе Стрелок и взял курс в заданный район залива Петра Великого для отработки совместной стрельбы зенитно-ракетным комплексом.
Примерно часа через два они разделились, МПК № 117, “Муссон” и “Вихрь” образовали ордер, по которому ракетные катера должны были выполнить стрельбы ракетами-мишенями. Кораблям же ордера требовалось отбиться от них.
Шел седьмой час вечера, когда поступила команда и один из катеров пустил первую крылатую ракету-мишень по “Муссону” - ядру ордера. Обнаружив цель, “Муссон” ударил по ней двумя ракетами из зенитно-ракетного комплекса, которые и разорвались в зоне поражения ракеты-мишени. Выпущенная стреляющим катером следом вторая ракета-мишень пронеслась в свободном полете над “Муссоном”, так как на корабле было уже не до нее…
Пораженная первая ракета-мишень резко изменила траекторию полета, стала снижаться и спустя несколько мгновений вонзилась в надстройку “Муссона” - радиорубку. Пронизав ее, она взорвалась (горючее и окислитель ракеты) на главном командном пункте (ГКП) корабля. “Муссон”, содрогнувшись от удара и взрыва, загорелся. В ходовой рубке стреляющего катера по радиосвязям разнеслось: “Первый”, я “Третий” (позывной “Вихря”), во “Второй” (позывной “Муссона”) попало “изделие”. “Второй” горит. Люди покидают корабль…”
Было 18 часов 36 минут.
Получив трагическую весть, стреляющие катера полным ходом пошли к месту бедствия “Муссона”. В 19 часов 13 минут катера и корабли были в сборе и рассредоточились примерно в 2 кабельтовых от “Муссона”, надстройка которого была объята сильным пламенем.
Руководитель стрельб - командующий объединением контр-адмирал Л. Головко, находящийся на ПМК, пресек попытки некоторых командиров кораблей подойти к “Муссону” и помочь ребятам, призывно размахивающим руками. Он приказал не приближаться к горящему кораблю во избежание новой беды, ибо тот был загружен артбоезапасом и зенитными ракетами. Не предвещали ничего хорошего и крылатые ракеты на борту “Муссона”.
Корабль был полностью обесточен, вследствие чего вышли из строя все системы пожаротушения и связь. Часть спасательных средств сгорела, другие от моряков отрезал огонь. Надстройка и другие конструкции корабля, выполненные из алюминиево-магниевых сплавов, от высокой температуры горения плавились как пластилин. Этой лавой и дымом закрыло контейнеры с крылатыми ракетами по левому борту (они сгорят дотла не взорвавшись). Поэтому находящиеся на “Муссоне” и на окружающих кораблях не видели и не знали, что с ними. С правого же борта контейнеры с ракетами встали “на попа” и, свалившись в воду, затонули.
Командир “Муссона” капитан 3-го ранга В. Рекиш, 1-й заместитель командующего объединением капитан 1-го ранга Р. Темирханов и ряд других офицеров, мичманов, старшин и матросов погибли сразу же после взрыва. За старшего на объятом пламенем “Муссоне” остался помощник командира корабля капитан-лейтенант Игорь Голдобин. Получив при взрыве травму позвоночника, перелом ноги и ожог руки, он тем не менее остался в строю, возглавив вместе с замполитом старшим лейтенантом Василием Загоруйко сначала борьбу с огнем, а затем и организацию спасения оставшихся в живых людей.
Во избежание преждевременного взрыва морякам удалось приоткрыть крышки погреба с зенитными ракетами, чтобы снизить внутреннее давление. Они пытались подозвать к себе другие корабли, пусть не помочь, а чтобы хотя бы с них перебросили на “Муссон” пожарные шланги, ведь голыми руками и даже огнетушителями разбушевавшуюся огненную стихию не укротишь. Однако оттуда ответили, что командование не дает “добро” на сближение. Морякам “Муссона” оставалось рассчитывать только на себя.
Проверив температуру переборок в районе 33-го шпангоута, за которыми находились старшинский кубрик и погреб с зенитными ракетами, и убедившись, что переборки уже горячие и пламя вот-вот перебросится на старшинский отсек, поняли, что благие надежды тщетны: кораблю уже ничем не помочь. Тем более если учесть, какую угрозу могут представлять ракеты по левому борту, о состоянии которых ничего известно не было. И капитан-лейтенант Голдобин отдал приказ всем покинуть корабль. Тех, кто был тяжело ранен или не умел плавать и боялся прыгать в воду, хотя только что проявлял мужество на горящем корабле, облачали в спасательные жилеты и выбрасывали за борт в ледяную воду. Жестоко? Наверное, все-таки нет. В сложившейся ситуации это был единственный шанс выжить. Вслед им бросили плотик, сооруженный из контейнеров из-под зенитных ракет. Последними с гибнущего корабля спустились в воду по якорной цепи, цепляясь за нее обожженными руками, помощник командира Игорь Голдобин и замполит Василий Загоруйко…
Часы показывали 19 час. 20 мин. По местному времени.
Подобрав из воды ребят, корабли отошли, ожидая взрывов и наблюдая, как догорает в ночи их боевой собрат. Около полуночи, после того, как рванули артиллерийские снаряды и зенитные ракеты, “Муссон” затонул на глубине около 3 тысяч метров, унеся с собой в морскую бездну обгоревшие тела 39 человек: матросов, старшин, мичманов и офицеров из экипажа малого ракетного корабля вместе с его командиром, а также нескольких офицеров проверяющих-наблюдателей из штаба и курсантов школы техников ВМФ и мореходки, проходивших стажировку на “Муссоне”.
Произошло это в географической точке с координатами 42 градуса 08 минут северной широты, 132 градуса 22 минуты восточной долготы в 33 милях от острова Аскольд.
В базе отряд кораблей и катеров, поредевший на одну боевую единицу, встречали высокое флотское начальство, представители прокуратуры и особого отдела.
Так в чем же причина трагедии? Как же так случилось, что ракета-мишень поразила корабль, вместо того, чтобы после подрыва сразу же упасть камнем в море? Однозначного ответа на сей счет не дали ни оставшиеся в живых муссонцы, ни их сослуживцы с других кораблей, на глазах у которых все произошло.
По мнению одних, нелепая трагическая случайность: при поражении ракеты-мишени в ней заклинило руль, и так как мишень, хоть и посеченная осколками зенитной ракеты, оставалась объектом целостным, она продолжила полет прямо в надстройку корабля, а малая дистанция уже не позволяла ее добить.
Другие склонны считать, что если бы “Муссон” не застопорил ход (некоторые утверждают, что корабль был на малом ходу), то подбитая ракета-мишень никогда бы не попала в него. У некоторых же специалистов сложилось впечатление, что головка самонаведения ракеты-мишени не была отключена. Об этом говорили траектория полета ракеты и ее “поведение” на конечном отрезке, а в итоге - попадание в зону наибольшего радиолокационного отражения на корабле - радиорубку. Мол, если бы ракета-мишень после подрыва падала без включенной головки самонаведения, то давно свалилась бы в море, а не летела еще несколько километров так целенаправленно. Отсюда делались выводы: на базе подготовки ракет-мишеней допустили преступную халатность, позабыв отключить головку самонаведения…
Официальную версию служебного расследования, как говорили офицеры и мичманы, им никто не посчитал нужным сообщить, как не пожелал спустя несколько лет после катастрофы встретиться с журналистом “В” руководитель тех трагических учений контр-адмирал Л. Головко, у которого не оказалось “оснований и желания” говорить с репортером о былой трагедии, хотя, безусловно, у него и “имеется несколько иное мнение” о случившемся, чем “у некоторых официальных и неофициальных лиц”.
А между тем комиссия под руководством 1-го заместителя главкома ВМФ СССР адмирала флота Н. Смирнова в ходе расследования ЧП, не сбрасывая со счетов все вышеназванные моими собеседниками факторы, в конце концов пришла к выводу, что произошло роковое стечение обстоятельств, базирующихся на непродуманности действий и преступной халатности должностных лиц во время учений, стремлении флотских начальников пустить пыль в глаза вышестоящему командованию и заработать во что бы то ни стало высокую оценку за стрельбы, для чего были изменены и до минимума упрощены условия учений. В том числе дистанцию стрельбы и скорость кораблей спланировали в конце концов так, чтобы, не дай бог, не промахнуться…
Какой ценой пришлось заплатить за попытку очковтирательства - известно…
Прежде чем идти через болото , подумайте и о цените риски. Если на болоте видны молодые поросли сосны, оно покрыто густым слоем травы, скорее всего там можно пройти, а вот если на болоте много пушицы (фото), густой кустарник, березы и ивы, такое болото будет преодолеть сложно.
Если на болоте растет камыш, под травой явно видна вода или травы вообще нет, такое болото непроходимое. В такое болото заходить нельзя. Это самоубийство.
Передвигаться по болоту нужно очень аккуратно и быть максимально внимательным. Нельзя торопиться, делать резких движений, прыгать, но и стоять на одном месте тоже не следует. Старайтесь каждый свой шаг обдумывать, наступайте на кочки, основания кустов, около стволов деревьев. Если трава высокая, наступая, старайтесь её заминать от себя, чтобы она оказывалась под ступнёй, так будет образовываться дополнительная «подушка» и площадь прикосновения с поверхностью болота будет немного больше. Когда наступаете на кочку, будьте внимательны, чтобы нога не соскочила. Желание выбраться из болота всегда очень большое, но ни в коем случае не перепрыгивайте с кочки на кочку. Если пр омахнётесь, может засосать, так как по инерции будете продолжать движение, помогая тем самым трясине Передвигаясь по болоту , обязательно возьмите в руки палку. Хорошо если это будет прочная, около полутора метров длинной, палка. Палка послужит дополнительным упором «третьей ногой" и ей можно будет прощупывать почву перед шагом. Если Вы забрались так глубоко, что кругом одна трясина, рубите и ломайте кустарник, тонкие ветки бросайте под ноги крест на крест. Как правило, болотистые местности занимают большое пространство, в котором есть свои островки, по ним можно болото перейти, но иногда прочный с виду слой земли может оказаться настоящей трясиной.
Самое безопасное время для преодоления болота это зима. Но смотрите не расслабляйтесь, температура внутри болота выше чем на поверхности и поэтому не факт, что оно успело замерзнуть, поэтому даже по замерзшей сверху корке надо передвигаться очень аккуратно. Вероятность быть затянутым в болото , возрастает в летний и осенний период, а также после таяния снега и обильных осадков .
Как выбраться из болота?
Болото - одно из самых экологически чистых мест на земле. Но также это одно из очень опасных мест. Если уж так случилось, что вы попали в болото, сохраняйте спокойствие. Как и во всех сложных ситуациях, первым делом не паниковать! Если чувствуете, что ноги начинает засасывать, не делайте резких движений. Садитесь или ложитесь, очень важно увеличить площадь соприкосновения с почвой и снять нагрузку с ног. Если есть возможность «вылезти» из обуви, лучше так и сделать. Необходимо избавиться от рюкзака, его и верхнюю одежду нужно бросить перед собой, и использовать, как дополнительный упор чтобы выбраться из болота . Если есть палка, положите её перед собой и плавно пытайтесь переносить вес тела на палку. Не налегайте на неё сразу слишком сильно, а плавно и постепенно, передвигайте палку от себя и подтягивайте туловище к ней.
Самые опасные болота это так называемые низинные болота . Они питаются грунтовыми и поверхностными водами. Такое болото может быть глубоким водоемом, заросшим торфом и покрытым густой растительностью. Провалиться в такое болото, можно почти мгновенно на большую глубину, выбраться самому практически невозможно.
Поэтому, как только почувствуете, что слой растительности вот-вот разорвется под ногами, быстро, но без рывков ложитесь и отползайте назад. Если в болото засасывает очень быстро, помочь сможет только другой человек. Он должен кинуть вам веревку или палку, чтобы попытаться вытащить вас из болота
. Сила засасывания у болота бывает очень большая, иногда даже два человека не в состоянии вытащить неудачливого «болотоходца». И еще надо помнить о том, что если тянут вас из болота, или вы кому-то помогаете вылезти, нельзя останавливаться для передышки, отпущенный человек очень быстро уйдёт обратно в трясину, получив дополнительную энергию отталкивания с суши.
Не меньшую опасность таят в себе верховые болота . Это те болота, которые питаются атмосферными осадками. Узнать такие болота можно по форме шапки. Самые опасные места в таком болоте это окраина. А также если в центре такого болота есть зеленый участок с травой, под ним может быть провал, глубокая ямы.
Опытные охотники знают, что поверхность болот обманчива: порой думаешь, что болото перейти можно, а на деле оказывается, что зыбун под тяжестью резко уходит вниз.
Нередко на болотах встречаются скрытые топи, хотя на вид эти места, покрытые зеленью, могут и не вызывать опасения. Такие болота называются сплавинными, и переходить эти губительные топи следует с особой осторожностью.
Еще одной опасностью при пересечении болотистой местности являются так называемые чаруса - кажущиеся бездонными водоемы, поверхность которых скрыта от людских глаз бурной растительностью. В такую ловушку легко сможет угодить даже опытный охотник.
Вообще болото болоту рознь, встречаются низинные (торфяные) и верховые болота. Торфяное болото считается практически непроходимым. Оно сплошь покрыто травой, а деревья и кустарники напрочь отсутствуют. Торфяная масса на таких болотах очень жидкая, текучая, просачивается, как песок сквозь пальцы. Конечно, такое болото перейти можно, используя специальные болотоступы, но путь будет очень нелегкий и крайне опасный.
Верховые болота также считаются труднопроходимыми, поверхность таких водоемов покрыта моховым покровом, изредка встречаются деревья и кустарники, а также маленькие островки суши.
Каждый, кто ходит в лес на охоту, за грибами и ягодами, должен знать, что ни в коем случае нельзя делать резких, необдуманных движений, шагов, переходя болотные топи. Пускаясь в столь опасный путь, необходимо иметь при себе длинный посох или шест, которым, перед очередным шагом, проверяется глубина и ищется место опоры для ноги.
Пересекая болото, старайтесь ступать на прочные кочки или корни растений, предварительно прощупав шестом место около них. Провалившись в болото, не поддавайтесь панике, но действуйте незамедлительно: осторожно опираясь на шест, лежащий поперек, постарайтесь принять горизонтальное положение. Сбросьте «лишний» балласт (ружье, рюкзак), ведь ваша цель - отползти от опасного места. Если вам не удается вытащить ноги из трясины, постарайтесь высвободить их из сапог, опираясь на шест.
Пересекая болото группой, следуйте друг за другом, чтобы в случае возникшей опасности, утопающего своевременно вытащили из глубокой трясины. Болотистая местность однотипна и однообразна, поэтому, преследуя зверя или собирая ягоды, намечайте азимут движения, чтобы не плутать по топям вечно. Перемещаясь, наметьте для себя ориентиры, определите положение солнца на небе - это поможет вам не заблудиться.
ДВИЖЕНИЕ ПО БОЛОТУ. ВИДЫ БОЛОТ
Избегайте переходов через болота на маршруте Вашего похода. И делайте это с максимальным усердием. Если Вашей группе на пути встретилось болото, к переходу через него нужно тщательно подготовится:
Застегните одежду и обуйтесь, заправив при этом брюки. Это делается для того, чтобы брюки не мешали при ходьбе и не цеплялись за различные препятствия;
Пересмотрите, что из груза может быть испорчено сыростью (одежда, продукты, снаряжение). Такие предметы лучше всего сложить в полиэтиленовые пакеты и поместить в середину рюкзака;
Проведите осторожную разведку местности на предмет обходов топей, расположения надежных кочек и сухих островков и т.д. Лучше доверить разведку одному-двум опытным туристам, которые с облегченными рюкзаками или без них пройдут по болоту, ища безопасный путь.
Если разведка установила, что участок болота имеет под слоем воды имеется твердая надежная почва, то можно двигаться вперед след в след за ведущим;
Заготовьте какие-либо заметные средства для меток: вешки, кусочки материи или бинта, чтобы при необходимости выйти по ним обратно;
Кроме того, Вам понадобятся крепкие шесты и, по возможности, жерди.
КАК ПРОЙТИ БОЛОТО НАИБОЛЕЕ БЕЗОПАСНО:
Перед выходом на болото проверьте подгонку снаряжения, ослабьте лямки рюкзака;
Переходите болото медленно, не делая резких движений;
Соблюдайте дистанцию при движении в группе;
Перед выходом отметьте ориентиры, он помогут Вам избежать ненужных блужданий по болоту;
Турист, идущий впереди группы, передвигается к намеченному ориентиру. Затем группа намечает следующий ориентир и начинает двигаться к нему. Когда Вы идете по болоту держите перед собой в горизонтальном положении шест. При попадании в трясину постарайтесь быстро подтянуть шест к себе и лечь на него грудью.
НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ НЕ ДЕЛАЙТЕ РЕЗКИХ ДВИЖЕНИЙ!
Они могут привести к окончательному разрыву сплавины (ковра, образованного живыми растениями). Если упал Ваш товарищ и не может подняться сам - осторожно, но быстро постарайтесь загатить место поближе к нему ветками, шестами, жердями и т.д. Затем осторожно подберитесь к нему, помогите снять рюкзак и выбраться.
ПО ПРОХОДИМОСТИ БОЛОТА ДЕЛЯТ НА ТРИ ГРУППЫ:
Проходимые болота. Их можно без проблем проехать в сухое время. Обычно они покрыты густой травой и осокой;
Труднопроходимые болота - обычно покрыты мхом, травой, кустарниками, а между ними встречается вода. Такие места проходят по одному, ступая по холмикам с небольшими кустами и полоскам мха.
Непроходимые болота - болота с плавающим травяным покровом, или покрытое камышами. Перед прохождением такого болота необходимо провести разведку.
Проходите такие болота цепочкой, около стволов деревьев, кустов или по кочкам. Рекомендуемый интервал между людьми 4-5 метров. Ногу опускайте всей ступней на середину кочки и плавно переносите тело. Дополнительная опора, в виде шеста, облегчит и обезопасит Ваше прохождение.
Если в пути Вы встретите зарастающий водоем, покрытый ярко зеленой травой будьте осторожны - это ТОПЬ. Топкие места рекомендуется обходить стороной.
Если же Вашей группе необходимо пройти через топь, двигайтесь с интервалом 5-7 метров, стараясь не попадать в след. Постарайтесь также держаться подальше от «окон» - участков воды посередине сплавины (в таких местах сплавина надорвана или ее слой очень тонок) и мочажин - ям, наполненных болотной водой.
Мочажины глубиной до полуметра удобнее всего проходить по гатям. Делается это так: первый участник укладывает на почву жерди по направлению движения и выходит на них. Идущие за ним передают вперед еще жерди, потихоньку продвигаясь вперед. После прохода всей группой по жердям, последние участники снимают гать и передают жерди вперед. Проходить по гати рекомендуется приставными шагами, опираясь на шест.
В случае, если Ваш поход проходит зимой, помните о том, что первыми замерзают травянистые болота. Лед на них сплошной и крепкий, выдерживающий человека. Затем замерзают болота кочковатые и моховые. Последними замерзают болота покрытые кустарниками.