Нефть свойства и применение 4. Добыча, разработка, очистка и применение нефти
Краткие сведения о нефти
К атегория:
Ремонт топливной аппаратуры автомобилей
-
Краткие сведения о нефти
Нефть - это жидкое ископаемое, горючее вещество. По внешнему виду нефть - вязкая маслянистая жидкость темно-коричневого, иногда буро-зеленого цвета со специфическим запахом.
Химический состав нефти неоднороден. Она представляет собой смесь большого количества разнообразных веществ: многочисленных углеводородов, сернистых, кислородных, азотистых и других соединений.
По составу нефти, добытые в разных географических районах и даже из разных пластов одного и того же месторождения, сильно отличаются одна от другой. Любая нефть состоит из следующих химических элементов (%): углерода 83-87, водорода Н -14, азота 0,3-2,3, серы 0,1-6, кислорода 0,1 -1,3 и небольшого количества различных металлов. В нефти содержатся углеводороды, которые делят на парафиновые (алканы), нафтеновые (цикланы) и ароматические (арены).
-
Кроме парафиновых углеводородов нормального строения существуют изомерные. Изомерное строение могут иметь углеводороды парафинового ряда с количеством атомов углерода 4 и более. Изомерные парафиновые углеводороды улучшают процесс сгорания бензинов, а нормальные парафиновые углеводороды повышают самовоспламеняемость дизельных топлив.
Углеводороды содержатся в нефти в значительных количествах. Присутствие легких нафтеновых углеводородов в бензине улучшает его свойства. Нафтеновые углеводороды обладают высокой химической стабильностью, т. е. способностью не вступать в химические реакции с другими веществами.
В автомобильных топливах не должно быть кислородных, азотистых и особенно сернистых соединений, которые вызывают сильную коррозию металлов.
Горное масло из . Думаете о продукте питания, или косметическом средстве? Житель Поднебесной подумал бы о другом.
Горным маслом в КНР называют нефть . Ши йоу, — примерно так звучит ее название в оригинале. В 21-ом веке нефть добывают повсюду.
Но, Китай – первая страна, где пробурили скважину. Произошло это еще в 347-ом году. Для бурения применили стволы бамбука.
Запасы нефти использовали в качестве топлива для выпаривания морской воды. Из нее китайцы получали .
Нефтью, так же, снабжали армию Поднебесной. наливали топливо в керамические горшки, поджигали и бросали во врагов.
Как видно, еще в начале нашей эры народ Китая знал и ценил свойства нефти. Но, китайцы затруднялись ответить, чем она является. К 21-му веку ученые детально разобрались в этом вопросе.
Что такое нефть
Нефть – черное золото . Известная всем фраза подчеркивает важность жидкости, ее весомую роль в истории.
Однако, более нефть с ничего не объединяет. Природа драгоценного металла неорганическая.
Же – полезное ископаемое предположительно органического происхождения.
От 80-ти до 90 процентов его состава приходятся на углеводороды. Еще около 9-18-ти процентов занимает простой водород.
На кислород, , и прочие неорганические составляющие приходиться не более 10%.
Однако, углеводороды, считающиеся следствием разложения органики, то есть остатков растений и , могут иметь и неорганическое происхождение.
С этим связаны теории, как нефть образуется . Их три. Подробности в отдельной главе. Пока же, продолжим рассмотрение топлива.
Оно жидкое и, действительно, маслянистое. В зависимости от состава, нефть и нефтепродукты бывают , бурыми, зеленоватыми, желтоватыми.
Встречается даже полностью прозрачное топливо. Такое имеется, к примеру, на Кавказе.
С экономической точки зрения нефть сегодня – это товар сырьевого , от цены которого зависит стоимость другой продукции.
Этому вопросу, так же, будет посвящена отдельная глава. С политической же точки зрения, жидкий энергоноситель – причина масштабных войн и локальных конфликтов.
Все хотят контролировать месторождения нефти, но не у всех они есть. Наличие залежей – еще не гарантия успеха и экономического благополучия.
Формула нефти может быть разная, а значит, будут разниться и свойства. От них зависит эффективность топлива, его качественные параметры, «запросы» на доработку.
Свойства нефти
Есть месторождения нефти текучей, словно вода, и смолистой. Дело в плотности энергоносителя.
Показатель тем выше, чем больше асфальтосмолистых веществ. Это высокомолекулярная органика на основе серы, водорода, кислорода и углерода.
Наличие асфальтосмол способствует образованию водонефтяных эмульсий, то есть смесей взаимнонерастворимых компонентов.
Промышленникам приходиться очищать углеводороды от воды, что увеличивает стоимость переработки. Вывод: смолистая нефть считается низкокачественной.
В смолистых углеводородах повышено содержание серы. Это еще один риск. Сера ускоряет коррозию аппаратуры, а она в нефтепроизводстве, как известно, не из дешевых.
Плотность нефти варьируется в пределах от 8-ми до 9,98 граммов на кубический сантиметр.
Нижняя планка – энергоносители, богатые светлыми фракциями. Именно из них получают бензиновые и дизельные дистилляты.
Получается, менее плотная, светлая нефть ценнее темной, маслянистой. Однако, пользу можно извлечь из обоих типов. Об этом поговорим в главе «Применение».
Светлые фракции нефти выкипают при температуре до 350-ти градусов Цельсия. Желательно 60-процентное присутствие легких компонентов.
Такова норма, к примеру, для производства дизельного топлива. Если содержание светлой фракции меньше, значит, много парафинов. Они негативно влияют на качество топлива.
На свойства нефти влияет и концентрация хлористых . Их наличие в составе – следствие загрязнения сырья при его добыче.
Приходиться проводить обессоливание. В противном случае, как и при избытке серы, увеличивается коррозия оборудования.
Она проявляется особенно «ярко», если ведется переработка нефти , насыщенной водой.
При высокой температуре она растворяет хлористые соли, а значит, образуется хлористый водород. Он-то и разъедает поверхности.
Вода часто входит в состав эмульсий нефти, — тех самых, что в избытке встречаются в смолистых сортах.
Но, встречается и энергоноситель, в котором влага содержится в чистом виде, отдельно.
Вода, кстати, является постоянной спутницей нефти. Если не входит в ее состав, то располагается рядом.
Образование нефти
Наличие рядом с нефтью воды – одно из свидетельств ее органического происхождения. Его, так же, называют биогенным.
Считается, что, энергоресурс формировался в водоемах. Необходимые условия – стоячая вода, ее высокая температура, обилие жизни, а значит, и смерти.
Отмирая, водоросли, рыбы, планктон, опускались на дно, где перегнивали. В стоячей воде мало кислорода, поэтому, процесс не завершался полностью.
При распаде органики выделялись газы. Меж биогенных материалов затесывались песок, вода.
Если водоем располагался среди песчаников и прочих пористых пород, илистые массы со дна просачивались сквозь них.
Встречая на пути непроницаемые , массы останавливались, растекаясь между контрастными по структуре слоями земной коры.
Теперь оставалось закрыть нефть непроницаемым слоем и сверху. Водоем со временем исчезал.
Подвижки литосферных плит, выветривание и прочих камней, содержащих , приводили к наносу и над нефтяными озерами.
Так сырье попадало в ловушку. Снизу и сверху – пласты , по бокам – вода.
Она ведь тоже просачивалась сквозь породы, почти не смешивалась с углеводородами, отходя в стороны от них.
Нефть залегает в ловушках антиклиналях. Они служат свидетельством тектонических процессов, которым местность когда-то подверглась.
Антиклинали – пласты пород, выгнутые вверх. Отложение земной коры формируются горизонтально.
Если появляются волны, значит, что-то давило снизу, а это – магма, прорывающаяся между литосферными плитами при их растрескивании, столкновении.
Получается, нефть стоит искать там, где некогда были моря, озера, и тектоническая активность.
Согласно биогенной теории происхождения энергоносителя, на его формирование требуются миллионы лет.
Некоторые ученые даже считают, что нефть – стадия преобразования антрацита, то есть, .
На его образование уходит примерно 400 000 000 лет. Что уж тогда говорить о жидких углеводорода.
В общем, если придерживаться органической теории, нефть – невосполнимый продукт, поскольку тратиться быстрее, чем образуется.
Вторая теория происхождения жидкого топлива – неорганическая, или минеральная.
Выдвинута в 1805-ом, а к 1877-му ее поддержал даже – приверженец биогенных взглядов на рождение нефти.
Суть гипотезы в формировании сырья на больших глубинах, где «царят» высокие температуры.
Если здесь есть вода и карбиды металлов, они вступят в реакцию. Так и образуется нефть .
К 2016 -му году проведена масса успешных экспериментов по неорганическому синтезу углеводородов.
Первые опыты состоялись в 1870-ых. Пример реакции: 2FeC + 3H 2 O = Fe 2 O 3 + H2COCOCH 4 .
Согласно минеральной теории, нефть может быстро восполняться, и человечество зря бьет в набаты по поводу ее дефицита.
Нужно лишь искать вновьобразовавшиеся месторождения. Со временем, тектонические подвижки, давление, проталкивают их ближе к поверхности.
Биогенная и минеральные теории образования нефти – соперники. Но, есть и третья гипотеза, стоящая особняком, мало кем поддерживаемая.
Выдвинута в конце 19-го века, может считаться подвидом неорганической. Говорится, что нефть сформировалась все из тех же минеральных веществ, но еще на начальном этапе жизни планеты.
На такую мысль натолкнуло наличие углеводородов в хвостах комет, . Сначала углеводороды находились в газовой оболочке Земли.
Но, она остывала, формировались горные породы. Они поглощали углеводороды, накапливали.
Если это правда, то нефть, как и в случае биогенного происхождения – ресурс невосполняемый.
Добыча нефти
Какая нефть в антиклиналях? Конечно, неочищенная. Углеводороды смешаны с газами, водой.
От их количества, температуры в слоях месторождения, зависит давление, образующееся в ловушке.
Оно может быть слабым. В этом случае, промышленникам приходиться устанавливать специальные насосы, чтобы выкачивать жидкость на поверхность.
Но, давление может и зашкаливать. Тогда, сырье самостоятельно устремляется к еще необорудованным скважинам, что создает проблемы.
Движение жидкости к скважине – первый этап добычи. Курс нефти от забоя до устья – вторая стадия.
Сбор сырья и его разделение на фракции – предфинальная стадия. Остается очистить нефть и транспортировать ее к переработчикам.
Применение нефти
При переработке нефти выделяется газ. Но, его не используют из-за несоответствия гостам.
Требуется затратить много сил и средств, чтобы ресурс можно было пускать по трубам.
Начни подавать газ из нефти в необработанном виде, это, в лучшем случае, закончиться копотью в помещениях с газовыми плитами.
Теперь, об используемых углеводородах нефти. Россия , как и другие страны, потребляет около 5-ти основных фракций.
Наиболее легкая – газолиновая. Она идет на производство бензинов, как авиационных, так и автомобильных.
Вторая фракция – лигроиновая, нужна для тракторного топлива. Керосиновые углеводороды закупают для пуска ракет и реактивных самолетов.
Дизельное топливо – это четвертая фракция, называемая газойлем. По сравнению с легкой фракцией, ее температура кипения вырастает минимум в 3,5 раза.
Пятая фракция нефти – мазут. Это самая тяжелая составляющая, состоящая из углеводородов с большим числом атомов.
Отделенный от них баррель нефти – ходовой товар. Но, польза есть и в мазуте. Из него получают соляровые и смазочные масла, вазелин и парафины.
Не стоит забывать, что нефть служит сырьем для производства многих синтетических тканей, резин, пластиков.
В общем, углеводородов в жизни человека гораздо больше, чем имеется в баке личного автомобиля.
Цена на нефть
Эталоном энергоносителя считается нефть «Брент» . Она добывается в Северном море, то есть, является российской.
Продукт – ни один вид топлива, а смесь нескольких. На 22-е июня 2016-го года стоимость нефти марки «Брент» составляет почти 51 рубль.
Для отечественной экономики это лучше установленных среднегодовых прогнозов в 40 рублей за баррель, то есть, примерно за 160 литров.
От цены на нефть, во многом, зависит иностранных валют и стоимость продукции, почти всей.
Даже то, что производится внутри страны, часто содержит импортные комплектующие, составляющие. Так что, «Брент» — главный России и ее главная надежда на светлое будущее.
Физические свойства нефти
Нефть - жидкость от светло-коричневого (почти бесцветная) до тёмно-бурого (почти чёрного) цвета с характерным запахом. Она немного легче воды и практически в ней не растворяется, растворима в органических растворителях. Нефть – смесь различных углеводородов, у неё нет определённой температуры кипения. Нефть - легко воспламеняющаяся жидкость.
Химический состав нефти
Нефть представляет собой смесь около 1000 индивидуальных веществ, из которых большая часть - жидкие углеводороды (80-90 % по массе). В зависимости от месторождения нефть имеет различный состав. В основном в нефти представлены алканы и циклоалканы, в меньшей степени - ароматические углеводороды.
Применение
Сырая нефть непосредственно почти не применяется. Для получения из неё технически ценных продуктов, главным образом моторных топлив, растворителей, сырья для химической промышленности, её подвергают переработке. Вначале из неё удаляют растворённые газообразные углеводороды. Затем нефть нагревают. Первыми переходят в парообразное состояние углеводороды с небольшим числом атомов углерода в молекуле, имеющие относительно низкую температуру кипения. С повышением температуры смеси перегоняются углеводороды с более высокой температурой кипения. Таким образом можно собрать отдельные смеси (фракции) нефти. Основные фракции нефти следующие:
1. Газолиновая фракция, собираемая от 40 до 200°С, содержит углеводороды от С 5 Н 12 до С 11 Н 24 . При дальнейшей перегонке выделенной фракции получают: газолин (40-70°С), бензин (70-120°С) авиационный, автомобильный и т.д.
2. Лигроиновая фракция, собираемая от 150 до 250°С, содержит углеводороды от С 8 Н 18 до С 14 Н 30 . Лигроин применяется как горючее для тракторов.
3. Керосиновая фракция, собираемая от 180 до 300°С, содержит углеводороды от С 12 Н 26 до С 18 Н 38 . Керосин используется в качестве горючего для тракторов, реактивных самолётов и ракет.
4. Газойль – дизельное топливо (выше 275°С)
5. Остаток после перегонки нефти – мазут – содержит углеводороды С 19 Н 40 – С 53 Н 108 . Мазут также разделяют на фракции: соляровые масла – дизельное топливо, смазочные масла, вазелин (основа для косметических средств и лекарств). Из некоторых сортов нефти получают парафин (для производства свечей, спичек). После отгонки остаётся гудрон , который применяют в дорожном строительстве.
Главный недостаток перегонки нефти – малый выход бензина (не более20%).
Крекинг нефтепродуктов.
Крекингом называется процесс расщепления углеводородов, содержащихся в нефти, в результате которого образуются углеводороды с меньшим числом атомов углерода в молекуле.
С помощью крекинга выход бензина из нефти можно значительно увеличить до 70%.
Процесс крекинга можно выразить уравнениями:
С 16 Н 34 → С 8 Н 18 + С 8 Н 16 С 8 Н 18 → С 4 Н 10 + С 4 Н 8 С 4 Н 10 → С 2 Н 6 + С 2 Н 4
октан октен бутан бутен этан этен
Различают два основных вида крекинга: термический (протекающий при высокой температуре) и каталитический (протекающий при более низкой температуре в присутствии катализаторов).
Нефть занимает ведущее место в мировом топливно-энергетическом балансе: доля её в общем потреблении энергоресурсов составляет 48 %. В перспективе эта доля будет уменьшаться вследствие возрастания применения атомной и иных видов энергии, а также увеличения стоимости и уменьшения добычи.
Экология
Нефть, попадая в воду, образует на её поверхности тончайшие плёнки толщиной в микрон, которые не пропускают воздух. Это наносит водоёмам существенный урон: нарушается биологическое равновесие, страдают водные растения, животные, гибнут птицы.
Нефть - ископаемое вещество, представляющее собой маслянистую горючую жидкость. Залежи нефти находят на глубинах от нескольких десятков метров до 5-6 километров. Максимальное количество залежей располагается на глубине 2-3 километра. Нефть остается главным топливным сырьем в мире. Ее доля в мировом энергобалансе - 46%.
Характеристики и виды нефти
По химическому составу нефть - смесь около 1000 веществ. Главный "ингредиент" - углеводороды с различной молекулярной массой. В составе нефти их около 80-85%. Различают три вида углеводородов: парафиновые (метановые), нафтеновые и ароматические. Последние - самые токсичные.
Около 4-5% в составе нефти занимают органические соединения - сернистые, азотистые и кислородные. Остальные компоненты: углеводородные газы, вода, минеральные соли, металлы, механические примеси (песок, глина, известняк).
Цвет нефти разнится: от светло-желтого до темно-коричневого. Встречается и черная нефть, и насыщенно-зеленая и даже бесцветная. Запах тоже может быть разным: от легкого и приятного до тяжелого. Все зависит от содержания в нефти серы, кислорода и азота.
Самый важный показатель качества нефти - ее плотность. Чем она легче, тем выше ценится. Выделяют: легкую нефть (800— 870 кг/м ³), среднюю (870-910 кг/м ³) и тяжелую (свыше 910 кг/м ³). Показатели зависят от состава нефти, от температуры, давления и количества содержания газов. Плотность нефти измеряют ареометром.
Другие параметры, по которым определяется качество нефти: вязкость, температура кристаллизации, горения и вспышки, электрическая проводимость и теплоемкость.
Месторождение нефти
Нефть относится к невозобновляемым ресурсам. Месторождения этого полезного ископаемого классифицируют по-разному: в зависимости от географического месторасположения, от разведанности и изученности, от форм и размеров залежей.
Самая богатая нефтью страна - Саудовская Аравия (36 млрд. тонн). Далее следуют Канада (28 млрд. тонн), Иран (19 млрд. тонн) и Ливия (15 млрд. тонн). Россия в этом списке на 8-ом месте (13 млрд. тонн).
Супергигантские месторождения нефти, запасы которых превышают отметку 5 млрд. тонн: Румайла в Ираке, Кантарел в Мексике, Тенгиз в Казахстане, Аль-Гавар в Саудовской Аравии, Самотлорское в России, Бурган в Кувейте и Дацин в Китае.
Постоянно ведутся работы по разработке новых месторождений. По оценочным данным BP Statistical review of world energy, весьма перспективны в этом отношении Венесуэла и Канада. Специалисты считают, что при нынешних темпах развития промышленности, нефти только в этих двух странах хватит всему миру на 110 лет.
Добыча и переработка нефти
Добыча нефти - весьма сложный процесс, состоящий из множества этапов.
Выделяют три способа нефтедобычи:
Первичный - нефть сама под естественным давлением верхних пластов фонтанирует. Чтобы нефть поднялась на поверхность, используют погружные насосы и станки-качалки. Таким образом добывают до 15% нефти во всем мире.
Вторичный способ. Когда естественного давления уже не хватает, в пласт для усиления давления закачивают пресную воду, углекислый газ или воздух. Коэффициент извлечения нефти в этом случае составляет 45%.
Третичный метод применяют, когда вторичный становится уже не актуальным. В этом случае либо закачивают водяной пар, либо разжижают нефть, нагревая ее до определенной температуры. Таким образом из месторождения можно выкачать еще процентов 15 нефти.
Переработка нефти - многоступенчатый цикл операций, который проводят с целью получения нефтепродуктов из сырья. Вначале нефть очищают от газов, воды, различных примесей, затем транспортируют на нефтеперерабатывающие заводы, где путем сложных операций получают промышленные продукты.
Применение нефти
Люди стали использовать нефть задолго до нашей эры. Так, например, при строительстве стен Вавилона использовали асфальт и битум. Царь Навуходоносор топил нефтью огромную печь. А древнегреческий историк Геродот описывал способ добычи нефти, которым пользовались древние греки. А в Древней Индии нефть вовсю применяли в строительстве.
В настоящее время перечень продуктов, получаемых из нефти, исчисляется тысячами. Достаточно упомянуть, что продукты из нефти используют практически во всех видах промышленности: энергетической, тяжелой и легкой, химической и пищевой. Нефтепродукты нашли применение в автомобилестроении, медицине, в ракетостроении, сельском хозяйстве и строительстве.
Переработка нефти - сложный многоступенчатый технологический процесс, результатом которого является широкий ассортимент товарных продуктов, отличающихся строением, физико-химическими свойствами, составом и областями применения; на нефтеперерабатывающих заводах после предварительной очистки от механических примесей, обессоливания и обезвоживания нефть поступает на переработку; по одному из вариантов:
- 1) по топливному варианту нефть поступает на атмосферновакуумную перегонку, где после многократной конденсации и испарения на тарелках ректификационной колонны происходит разделение нефти на фракции, после ректификации светлые продукты по-фракционно направляются на гидроочистку или каталитический риформинг, а вакуумный газойль и гудрон - на крекинг; выход светлых нефтепродуктов составляет 85% и выше в зависимости от состава перерабатываемой нефти;
- 2) по масляному варианту после отбора светлых нефтепродуктов, оставшийся после ректификации мазут направляют на глубокую вакуумную перегонку с температурами 350-500оС, где выделяют масляные дистилляты, которые подвергают комплексной очистке и используют для получения товарных масел; по м.в. получают также ряд ценных продуктов для нефтяного синтеза, строительной и химической отраслей промышленности.
Вырабатываемые на нефтеперерабатывающих заводах продукты подразделяют на следующие группы, различающиеся по составу, свойствам и областям применения:
- 1) Асфальт
- 2) Дизельное топливо
- 3) Мазут
- 4) Бензин
- 5) Керосин
- 6) Сжиженный нефтяной газ (СНГ)
- 7) Нефтяные масла
- 8) Парафин
- 9) Смазочные материалы
Асфамльт (от греч. Ьуцблфпт -- горная смола) -- смесь битумов (60-75 % в природном и 13-60 % в искусственном) с минеральными материалами (щебень или гравий, песок и минеральный порошок). Применяют для устройства покрытий на автомобильных дорогах, как кровельный, гидро- и электроизоляционный материал, для приготовления замазок, клеев, лаков и др. Асфальт может быть природного и искусственного происхождения. Часто словом асфальт называют асфальтобетон -- искусственный каменный материал, который получается в результате уплотнения асфальтобетонных смесей. Классический асфальтобетон состоит из щебня, песка, минерального порошка (филера) и битумного вяжущего (битум, полимерно-битумное вяжущее; ранее использовался дёготь, однако, являясь крайне неэкологичным, он в настоящее время не применяется).
Искусственный асфальт
Искусственный асфальт или асфальтобетонная смесь -- это строительный материал в виде уплотнённой смеси щебня, песка, минерального порошка и битума. Различают горячий, содержащий вязкий битум, укладываемый и уплотняемый при температуре не ниже 120 °C; тёплый -- с мало-вязким битумом и температурой уплотнения 40-80 °C; холодный -- с жидким битумом, уплотняемый при температуре окружающего воздуха, но не ниже 10 °C. Асфальтобетон применяют для покрытий дорог, аэродромов, площадок и пр.
Димзельное томпливо (соляровое масло, солярка) -- жидкий продукт, использующийся как топливо в дизельном двигателе внутреннего сгорания, а также -- и в газодизелях. Обычно под этим термином понимают топливо, получающееся из керосиново-газойлевых фракций прямой перегонки нефти.
Применение: Основные потребители дизельного топлива -- железнодорожный транспорт, грузовой автотранспорт, водный транспорт и сельскохозяйственная техника. Кроме дизельных и газодизельных двигателей, остаточное дизельное топливо (соляровое масло) зачастую используется в качестве котельного топлива, для пропитывания кож, в смазочно-охлаждающих средствах при механической и закалочных жидкостях при термической обработке металлов.
Основные характеристики топлива: Различают дистиллятное маловязкое -- для быстроходных, и высоковязкое, остаточное, для тихоходных (тракторных, судовых, стационарных и др.) двигателей. Дистиллятное состоит из гидроочищенных керосино-газойлевых фракций прямой перегонки и до 1/5 из газойлей каткрекинга и коксования. Вязкое топливо для тихоходных двигателей является смесью мазутов с керосиново-газойлевыми фракциями. Теплота сгорания дизельного топлива в среднем составляет 42624 кДж/кг (10180 ккал/кг).
Физические свойства: Летнее дизельное топливо: Плотность: не более 860 кг/мі. Температура вспышки: 62 °C. Температура застывания: ?5 °C. Получается смешением прямогонных, гидроочищенных и вторичного происхождения углеводородных фракций с температурой выкипания 180--360 градусов Цельсия. Рост температуры конца выкипания приводит к усиленному закоксовыванию форсунок и дымности.
Зимнее дизельное топливо: Плотность: не более 840 кг/мі. Температура вспышки: 40 °C. Температура застывания: ?35 °C. Получается смешением прямогонных, гидроочищенных и вторичного происхождения углеводородных фракций с температурой выкипания 180--340 °C. Так же зимнее дизельное топливо получается из летнего дизельного топлива добавление депрессорной присадки, которая снижает температуру застывания топлива, однако слабо меняет температуру предельной фильтруемости. Кустарным способом в летнее дизельное топливо добавляют до 20 % керосина ТС-1 или КО, при этом эксплуатационные свойства практически не меняются.
Арктическое дизельное топливо: Плотность: не более 830 кг/мі. Температура вспышки: 35 °C. Температура застывания: ?50 °C. Получается смешением прямогонных, гидроочищенных и вторичного происхождения углеводородных фракций с температурой выкипания 180--330 градусов Цельсия. Пределы кипения арктического топлива примерно соответствуют пределам выкипания керосиновых фракций, поэтому данное топливо -- по сути утяжеленный керосин. Однако чистый керосин имеет низкое цетановое число 35-40 и плохие смазывающие свойства (сильный износ ТНВД). Для устранения данных проблем в арктическое топливо добавляют цетаноповышающие присадки и минеральное моторное масло (лучше тепловозное или камазовское) для улучшения смазывающих свойств. Более дорогой способ получения арктического дизельного топлива -- депарафинизация летнего дизельного топлива.
Мазумт (возможно, от арабского мазхулат -- отбросы), жидкий продукт темно-коричневого цвета, остаток после выделения из нефти или продуктов ее вторичной переработки бензиновых, керосиновых и газойлевых фракций, выкипающих до 350--360°С. Мазут это смесь углеводородов (с молекулярной массой от 400 до 1000 г/моль), нефтяных смол (с молекулярной массой 500--3000 и более г/моль), асфальтенов, карбенов, карбоидов и органических соединений, содержащих металлы (V, Ni, Fe, Mg, Na, Ca). Физико-химические свойства мазута зависят от химического состава исходной нефти и степени отгона дистиллятных фракций и характеризуются следующими данными: вязкость 8--80 ммІ/с (при 100 °C), плотность 0,89--1 г/смі (при 20 °C), температура застывания 10--40°С, содержание серы 0,5--3,5 %, золы до 0,3 %, низшая теплота сгорания 39,4--40,7 МДж/моль
Мазуты применяются в качестве топлива для паровых котлов, котельных установок и промышленных печей (см. Котельные топлива), для производства флотского мазута, тяжелого моторного топлива для крейцкопфных дизелей. Выход мазута составляет около 50 % по массе в расчете на исходную нефть. В связи с необходимостью углубления ее дальнейшей переработки мазут во все большем масштабе подвергают дальнейшей переработке, отгоняя под вакуумом дистилляты выкипающие в пределах 350--420, 350--460, 350--500 и 420--500°С. Вакуумные дистилляты применяют как сырье для получения моторных топлив, в процессах каталитического крекинга, гидрокрекинга, и дистиллятных смазочных масел. Остаток вакуумной перегонки мазута используют для переработки на установках термического крекинга и коксования, в производстве остаточных смазочных масел и гудрона, затем перерабатываемого на битум. Основные потребители мазута -- промышленность и жилищно-коммунальное хозяйство.
Бензин -- смесь лёгких углеводородов с температурой кипения от 30 до 200 °C. Плотность около 0,75 г/смі. Теплотворная способность примерно 10500 ккал/кг (46 МДж/кг, 34,5 МДж/литр). Горючая жидкость. Предназначен для применения в качестве топлива. Получается путём перегонки нефти, гидрокрекингом и, при необходимости дальнейшей ароматизации -- каталитическим крекингом и риформингом. Для специальных бензинов характерна дополнительная очистка от нежелательных компонентов и смешение с полезными добавками.
Применение: В конце 19 века бензин не находил лучшего применения, чем антисептическое средство (бензин продавался в аптеках) и топлива для примусов. Зачастую из нефти отгоняли только керосин, а все остальное, включая бензин, либо сжигали, либо просто выбрасывали. Однако с появлением двигателя внутреннего сгорания, работающего по циклу Отто, бензин стал одним из главных продуктов нефтепереработки. Хотя по мере более широкого распространения дизельных двигателей на первый план выходит дизельное топливо вследствие более высокого КПД дизельных двигателей. Бензин применяется как топливо для карбюраторных и инжекторных двигателей, высокоимпульсное ракетное топливо (Синтин), при производстве парафина, как растворитель, как горючий материал, сырье для нефтехимии прямогонный бензин или бензин газовый стабильный (БГС).
Керосимн (англ. kerosene от греч. кзсьт -- воск) -- смеси углеводородов (от C12 до C15), выкипающие в интервале температур 150-250 °С, прозрачная, слегка маслянистая на ощупь, горючая жидкость, получаемая путём перегонки или ректификации нефти.
Свойства и состав: Плотность 0,78--0,85 г/смі (при 20 °C), вязкость 1,2 -- 4,5 мм2/с (при 20 °C), температура вспышки 28-72°С, теплота сгорания ок. 43 МДж/кг.
В зависимости от химического состава и способа переработки нефти, из которой получен керосин, в его состав входят:
предельные алифатические углеводороды -- 20-60 %
нафтеновые 20-50 %
бициклические ароматические 5-25 %
непредельные -- до 2 %
примеси сернистых, азотистых или кислородных соединений.
Применение: Керосин применяют как реактивное топливо, горючий компонент жидкого ракетного топлива, горючее при обжиге стеклянных и фарфоровых изделий, для бытовых нагревательных и осветительных приборов, в аппаратах для резки металлов, как растворитель (например для нанесения пестицидов), сырьё для нефтеперерабатывающей промышленности. Керосин может использоваться как заменитель зимнего и арктического дизтоплива для дизельных двигателей, однако необходимо добавить противоизносные и цетаноповышающие присадки цетановое число керосина около 40, ГОСТ требует не менее 45. Для многотопливных двигателей (на основе дизеля) возможно применение чистого керосина и даже бензина АИ-80. Допускается добавление до 20% керосина в летнее дизельное топливо для снижения температуры застывания, при этом не ухудшаются эксплуатационные характеристики. А также применяется в народной медицине при ангине. Также керосин -- основное топливо для проведения фаершоу (огненных представлений), из-за хорошей впитываемости и относительно низкой температуры горения. Применяется так же для промывки механизмов, для удаления ржавчины.
Сжиженные углеводородные газы (СУГ) (англ. Liquefied petroleum gas (LPG)) -- смесь сжатых под давлением лёгких углеводородов с температурой кипения от?50 до 0 °C. Предназначены для применения в качестве топлива. Состав может существенно различаться, основные компоненты: пропан, пропилен, изобутан, изобутилен, н-бутан и бутилен.
Производится в основном из попутного нефтяного газа. Транспортируется и хранится в баллонах и газгольдерах. Применяется для приготовления пищи, кипячения воды, отопления, используется в зажигалках, в качестве топлива на автотранспорте.
Нефтяные (минеральные) масла -- жидкие смеси высококипящих углеводородов (температура кипения 300--600 °C), главным образом алкилнафтеновых и алкилароматических, получаемые переработкой нефти. По способу производства делятся на дистиллятные, остаточные и компаундированные, получаемые соответственно дистилляцией нефти, удалением нежелательных компонентов из гудронов, депарафинизации, гидрочисткой или смешением дистиллятных и остаточных. В последнее время получил распростанение метод преобразования исходного нефтяного сырья в более ценные продукты гидрокрекингом -- получаемые в таком производстве масла, при значительно более низкой себестоимости, приближаются по свойствам к синтетическим.
По областям применения делятся на смазочные масла, электроизоляционные масла, консервационные масла. Используются также в косметической промышленности.
Для придания необходимых свойств в нефтяные масла часто вводят присадки. На основе нефтяных масел получают пластичные и технологические смазки, специальные жидкости, например смазочно-охлаждающие жидкости, гидравлические и т. п.
Парафин -- воскоподобное вещество, смесь предельных углеводородов (алканов) состава от С18Н38 до С35Н72. Название происходит от лат. parum -- «мало» и athnis -- «сродный» из-за его низкой восприимчивости к большинству реагентов. tпл 40-65 °С; плотность 0,880-0,915 г/смі (15 °C). Получают главным образом из нефти.
Свойства: Применяют для приготовления парафинистой бумаги, пропитки древесины в спичечном и карандашном производствах, в составе садового вара, для аппретирования тканей, как изоляционный материал, химическое сырье и т. д. В медицине используется для парафинолечения. Парафины представляют собой смесь твёрдых углеводородов метанового ряда преимущественно нормального строения с 18-35 атомами углерода в молекуле и температурой плавления 45-65°С. В парафинах обычно содержится некоторое количество изопарафиновых углеводородов, а также углеводородов с ароматическим или нафтеновым ядром в молекуле.
Парафин -- вещество белого цвета кристаллического строения с молекулярной массой 300--450, в расплавленном состоянии обладает малой вязкостью. Величина и форма кристаллов парафина зависят от условий его выделения: из нефти парафин выделяется в виде мелких тонких кристаллов, а из нефтяных дистиллятов и дистиллятных рафинатов селективной очистки -- в виде крупных кристаллов. При быстром охлаждении выделяемые кристаллы мельче, чем при медленном. Парафины инертны к большинству химических реагентов. Они окисляются азотной кислотой, кислородом воздуха (при 140 °C) и некоторыми другими окислителями с образованием различных жирных кислот, аналогичных жирным кислотам, содержащимся в жирах растительного и животного происхождения. Синтетические жирные кислоты, получаемые окислением парафина, применяют вместо жиров растительного и животного происхождения в парфюмерной промышленности, при производстве смазок, моющих средств и других продуктов.
Парафины могут быть выделены также из других продуктов, напр., из озокерита. В зависимости от фракционного состава, температуры плавления и кристаллической структуры парафины разделяют на жидкие (температура tпл? 27 °C), твердые (tпл = 28 -- 70 °C) и микрокристаллические (tпл >60--80 °C) -- церезины. При одинаковой температуре топ. церезины отличаются от парафинов большей молекулярной массой, густотой и вязкостью. Церезины энергично реагируют с дымящей серной кислотой, с соляной кислотой, в то время как парафины реагируют с ними слабо. При перегонке нефти церезины концентрируются в осадке, а парафин перегоняется с дистиллятом. Церезины, которые концентрируются в остатке после перегонки мазута, представляют собою смесь циклоалканов и в меньшем количестве твердых аренов и алканов. Изоалканов в церезине сравнительно мало. По степени очистки парафины делят на гачи (петролатумы), которые содержат до 30 % (масс.) масел; неочищенные парафины (церезины) с содержанием масел до 6 % (масс.); очищенные и высокоочищенные парафины (церезины). В зависимости от глубины очистки они имеют белый цвет (высокоочищенные и очищенные марки) или слегка желтоватый и от светло-жёлтого к светло-коричневому (неочищенные парафины). Для парафина характерна пластинчатая или ленточная структура кристаллов. Очищенный парафин имеет плотность 881--905 кг/мі. Церезины представляют собой смесь углеводородов с количеством углеродных атомов в молекуле от 36 до 55 (от С36 к С55). Их извлекают из природного сырья (природного озокерита также остатков высокопарафинистых сортов нефти, получаемых при ее переработкке) и производят синтетически из окисла углерода и водорода. В отличие от парафинов, церезины имеют мелкокристаллическое строение. Температура плавления 65--88 °C, молекулярная масса 500--700. Парафины широко используют в электротехнической, пищевой (парафины глубокой очистки; t_плавл = 50--54 °C; содержание масел 0,5--2,3 % по массе), парфюмерной и других отраслях. На основе церезина изготавливают разные композиции в промышленности бытовой химии, вазелины; они используются также как загустители в производстве пластичных смазок, изоляционных материалов в электро- и радиотехнике и восковых смесей.
Неочищенные твёрдые парафины производят методами: 1) обезмасливания гачей и петролатумов -- побочных продуктов производства (депарафинизации) масел с применением растворителей (смеси кетона, бензола и толуола, дихлоретан), получая при этом неочищенные парафины (из гача) и церезины (из петролатума); 2) выделения и обезмасливания парафина из дистиллятов высокопарафинистых нефтей смесью кетона, бензола и толуола; 3) кристаллизации твердых парафинов без применения растворителей (путем охлаждения в кристаллизаторах и фильтропрессованияя). Неочищенные парафины после этого облагораживают (доочищают) с использованием кислотно-щелочного, адсорбционного (контактного или перколяционного) или гидрогенизационного доочищення (для удаления нестабильных веществ, которые окрашивают и имеют запах). Жидкие парафины выделяют из дизельных фракций депарафинизацей с использованием избирательных растворителей (смесь ацетона, бензола и толуола), карбамидной депарафинизации (в производстве низкозастывающего дизельного топлива) и адсорбции на молекулярных ситах (выделение жидких парафинов С10-С18 с помощью пористого синтетического цеолита).
Применение: свечи для освещения, смазка для трущихся деревянных деталей (направляющих выдвижных ящиков, пеналов и т. п.), в смеси с бензином -- антикоррозионное покрытие (огнеопасно!), в косметике для производства вазелина, парафины зарегистрированы в качестве пищевых добавок E905х.
Смамзочные материамлы -- твёрдые, пластичные, жидкие и газообразные вещества, используемые в узлах трения автомобильной техники, индустриальных машин и механизмов, а также в быту для снижения износа, вызваного трением.
Назначение и роль смазочных материалов (смазок и масел) в технике: Смазочные материалы широко применяются в современной технике, с целью уменьшения трения в движущихся механизмах (двигатели, подшипники, редукторы, и.т д), и с целью уменьшения трения при механической обработке конструкционных и других материалов на станках (точение, фрезерование, шлифование и т.д.). В зависимости от назначения и условий работы смазочных материалов (смазок), они бывают твёрдыми (графит, дисульфид молибдена, иодид кадмия, диселенид вольфрама, нитрид бора гексагональный и т.д.), полутвёрдыми, полужидкими (расплавленные металлы, солидолы, консталины и др), жидкими (автомобильные и другие машинные масла), газообразными (углекислый газ, азот, инертные газы).
Виды и типы смазочных материалов: В зависимости от характеристик материалов трущейся пары, для смазки могут быть использованы жидкие (например, минеральные, частично синтетические и синтетические масла) и твёрдые (фторопласт, графит, дисульфид молибдена) вещества.
По материалу основы смазки делятся на: 1) минеральные - в их основе лежат углеводороды, продукты переработки нефти 2) синтетические - получаются путем синтеза из органического и неорганического (например, силиконовые смазки) сырья
Классификация: Все жидкие смазочные материалы делятся на классы по вязкости (классификация SAE для моторных и трансмиссионных масел, классификация ISO VG (viscosity grade) для индустриальных масел), и на группы по уровню эксплуатационных свойств (классификации API, ACEA для моторных и трансмиссионных масел, классификация ISO для индустриальных масел.
По агрегатному состоянию делятся на: 1) твёрдые, 2) полутвёрдые, 3) полужидкие, 4) жидкие, 5) газообразные.
По назначению: 1) Моторные масла -- применяемые в двигателях внутреннего сгорания. 2) Трансмиссионные и редукторные масла -- применяемые в различных зубчатых передачах и коробках передач. 3)Гидравлические масла -- применяемые в качестве рабочей жидкости в гидравлических системах. 4) Пищевые масла и жидкости -- применяемые в оборудовании для производства пищи и упаковки, где возможен риск загрязнения продукты смазывающим веществом. 5)Индустриальные масла (текстильные, для прокатных станов, закалочные, электроизоляционные, теплоносители и многие другие) -- применяемые в самых разнообразных машинах и механизмах с целью смазывания, консервации, уплотнения, охлаждения, выноса отходов обработки и др. 6) Электропроводящие смазки (пасты) - применяемые для защиты электрических контактов от коррозии и снижения переходного сопротивления контактов. Электропроводящие смазки изготавливаются консистентными. 7) Консистентные (пластичные) смазки -- применяемые в тех узлах, в которых конструктивно невозможно применение жидких смазочных материалов.