Наука, изучающая экологию: основные понятия и цели. Экология
В начале XX в. сформировалась новая биологическая наука - экология . В переводе с греческого - это «наука о местообитании».
Экология - это наука о взаимоотношениях организмов, сообществ между собой и с окружающей средой.
Представления о наличии взаимосвязи живых существ между собой и со средой их обитания существовали в биологии уже давно. В зоологических и ботанических работах издавна помимо описания строения животных и растений рассказывалось об условиях их существования.
Сам термин «экология» был введен в науку в 1866 г. видным немецким биологом Э. Геккелем. Однако лишь в XX в., преимущественно во второй его половине, чисто экологические исследования получили огромный размах. И это, конечно, не случайно.
Развитие человеческого общества в конце II тысячелетия характеризуется интенсивным ростом численности населения, а следовательно, и возрастанием потребностей человечества в пище и сырье. В условиях научно-технического прогресса воздействия людей на природу приобрели поистине планетарный характер. Огромные пространства на Земле подверглись коренным преобразованиям в результате хозяйственной деятельности человека. Это выразилось и в истощении природных ресурсов, и в разрушении природных комплексов, и в загрязнении внешней среды.
Человек вступил в острый конфликт с природой, углубление которого грозит глобальной экологической катастрофой. В результате могут погибнуть многие виды организмов, и в первую очередь сам человек. Чтобы предотвратить это, нам необходимо пересмотреть свои взаимоотношения с окружающим миром. Существование и развитие человеческого общества должно строиться на глубоком понимании законов существования и развития живой природы, природных комплексов и систем.
Научной основой для решения вышеназванных проблем послужит именно экология. Сегодня она стремительно накапливает данные и оказывает все усиливающееся влияние на естествознание, науку в целом, а также на все сферы деятельности человека - сельское хозяйство, промышленность, экономику и политику, образование, здравоохранение и культуру. Только на базе экологических знаний могут быть построены эффективная система охраны природы и рациональное природопользование.
Задачи экологии как науки:
1) изучение взаимоотношений организмов и их популяций с окружающей средой;
2) исследование действия среды на строение, жизнедеятельность и поведение организмов;
3) установление зависимости между средой и численностью популяции;
4) исследование взаимоотношений между популяциями разных видов;
5) изучение борьбы за существование и направления естественного отбора в популяции.
Экология человека - комплексная наука, изучающая закономерности взаимоотношений человека с окружающей средой, вопросы народонаселения, сохранения и развития здоровья, совершенствование физических и психических возможностей человека.
Среда обитания человека по сравнению со средой обитания других живых существ - очень сложное переплетение взаимодействующих естественных и антропогенных факторов, причем этот набор в разных местах резко различается.
У человека имеется 3 среды обитания:
1) природная;
2) социальная;
3) техногенная. Критерий качества среды обитания человека - состояние его
здоровья.
В отличие от всех других существ человек имеет двойственный характер с точки зрения экологии: с одной стороны, человек является объектом различных факторов среды (солнечный свет, другие существа), с другой - человек сам является экологическим (антропогенным) фактором.
Экология:Происхождение,определение,объекты,предметы,цел и задачи
Происхождение:
Определение: Экология - это наука изучающая отношения организмов между собой и окружающей средой
Объекты: экосисистема
Предметы: предметом экологии является совокупность или структура связей между организмами и средой
Цель: изучение законов функционирования экологических систем всех уровней и биосфер в целом
Задачи:
1. исследование закономерностей организации жизни в связи с антропогенными воздействиями,влияния на природную среду и биосферу
2. создание научной основы рациональной эксплуатации биологических ресурсов
3. управление процессами протекающими в среде
4. сохранение сферы обитания человека
5. регулирование численности популяций
6. восстановление нарушенных природных систем
7. сохранение заповедных участков биосферы
8. создание устойчивого развития общества
История развития экологии как науки
Ключевым моментом в развитии экологического знания было возникновение самого термина «экология». Днем рождения, а точнее «крещения», экологии как науки можно считать 14 сентября 1866 г., когда немецкий биолог Э. Геккель (1834-1919) закончил написание фундаментального труда «Всеобщая морфология организмов». Классифицируя разделы биологии в одном из подстрочных примечаний, Геккель впервые употребил слово «экология» (от греч. oikos - дом, жилище, родина, местопребывание, обиталище и logos - слово, учение) в отношении научного знания.
Э. Геккель дал следующее определение экологии как науки: «...познание экономики природы, одновременное исследование всех взаимоотношений живого с органическими и неорганическими компонентами среды, включая непременно неантагонистические и антагонистические взаимоотношения животных и растений, контактирующих друг с другом. Одним словом, экология - это наука, изучающая все сложные взаимосвязи и взаимоотношения в природе, рассматриваемые Дарвином как условия борьбы за существование». Геккель относил экологию к биологическим наукам и наукам о природе, которых прежде всего интересуют все стороны существования живых организмов: «Под экологией мы подразумеваем науку об экономии, о домашнем быте животных организмов. Она исследует общие отношения животных как к их неорганической, так и к органической среде, их дружественные и враждебные отношения к другим животным и растениям, с которыми они вступают в прямые и непрямые контакты...»
К концу XIX в. термином «экология» начали пользоваться многие биологи, причем не только в Германии, но и в других странах. В 1868 г. в России под редакцией И.И. Мечникова вышел в конспективном изложении труд Э. Геккеля «Общая морфология», где впервые было упомянуто слово «экология» на русском языке.
Экология как наука возникла в середине XIX в. в недрах биологической науки, которая к тому времени стала интересоваться не только классификацией всего живого и строением организмов, но и реакцией животных и растений на условия существования.
Особую роль в развитии экологических идей сыграли труды великого английского ученого-естествоиспытателя Ч. Дарвина (1809-1882) - основателя учения об эволюции органического мира. Вывод Дарвина о присущей всему живому постоянной борьбе за существование принадлежит к числу центральных проблем экологии.
Если Геккеля можно считать праотцом новой науки, интуитивно предвосхитившим всю значимость и глобальность экологии, то Дарвин заложил ее биологический фундамент - основание, на котором строилось экологическое знание. Вначале оно имело практической целью регулирование численности экономически важных видов животных и изменение естественных сообществ (биоценозов) в выгодном для человека направлении.
В 1859 г. Дарвин публикует книгу «Происхождение видов путем естественного отбора, или Сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь», которая совершила подлинный переворот в биологии.
Важным шагом на пути экологии к изучению целостных природных комплексов стало введение в 1877 г. немецким гидробиологом К. Мёбиусом (1825-1908) понятия о биоценозе. Он сформулировал его в книге «Устрицы и устричное хозяйство», где описал комплексы донных животных, образующих гак называемые устричные банки. Такие комплексы Мёбиус назвал биоценозами, имея в виду объединения живых организмов, которые соответствуют по составу, числу видов и особей средним условиям среды и в которых организмы связаны взаимной зависимостью и сохраняются благодаря постоянному размножению в определенных местах.
Заслуга Мёбиуса в том, что он сумел раскрыть многие закономерности формирования и развития естественных природных сообществ (биоценозов). Тем самым были заложены основы важного направления в экологии - биоценологии.
Таким образом, К. Мёбиус один из первых применил к исследованию объектов живой природы особый подход, который в наши дни получил название системного подхода. Этот подход ориентирует исследователя на раскрытие целостных свойств объектов и механизмов, их обеспечивающих, на выявление многообразных связей в биологической системе и разработку эффективной стратегии ее изучения. В современной науке системная парадигма (господствующая теоретическая концепция, система взглядов) доминирует, а в экологии системный подход к рассмотрению объектов живой природы является основным.
Как признанная самостоятельная научная дисциплина экология оформилась около 1900 г.
В процессе детального исследования окружающей среды возник особый раздел экологии - аутоэкология (от греч. autos - сам) - экология отдельных видов, организмов, изучающая их взаимоотношения с окружающей средой. Аутоэкология имеет большое прикладное значение, особенно в области биологических методов борьбы с вредителями растений, исследований переносчиков болезней и их профилактики.
Однако каждый отдельный вид даже при его изучении во взаимосвязи с другими видами, оказывающими на него непосредственное влияние, является всего-навсего мельчайшей частичкой среди тысяч таких же видов растений, животных и микроорганизмов, которые обитают в той же зоне. Осознание этого факта привело к появлению в середине 20-х гг. XX в. синэкологии (от греч. sin - вместе), или биоценологии, исследующей взаимоотношения популяций, сообществ и экосистем со средой. На III Международном ботаническом конгрессе в Брюсселе в 1910 г. синэкология официально оформилась в качестве составной части экологии.
Постепенно ученые-экологи перешли от стадии описательной к стадии осмысления собранных фактов. Интенсивное развитие получила экспериментальная и теоретическая экология. Именно на 20-40-е гг. XX в. приходится расцвет теоретической экологии. Были сформулированы основные задачи изучения популяций и сообществ, предложены математические модели роста численности популяций и их взаимодействий, проведены лабораторные опыты по проверке этих моделей. Установлены математические законы, описывающие динамику популяций взаимодействующих групп особей.
В тот же период появились первые основополагающие экологические концепции, такие как «пирамида чисел», в соответствии с которой численность особей снижается от растений (в основе пирамиды) до травоядных животных и хищников (на ее вершине); «цепь питания»; «пирамида биомасс».
С самого начала экологи пытались осознать предмет своей деятельности как целостную дисциплину, призванную свести множество разнообразных фактов в стройную систему, вскрыть достаточно общие закономерности, а главное - объяснить и по возможности составить прогноз тех или иных природных явлений. На данном этапе развития экологии остро ощущалась нехватка базовой единицы изучения.
Такой единицей стала экологическая система, или экосистема. Термин «экосистема» был предложен английским экологом А. Тенсли в 1935 г. Ее можно определить как ограниченное во времени и пространстве единство, природный комплекс, образованный живыми организмами (биоценоз) и средой их обитания (косной, например атмосферой, либо биокосной - почвой, водоемом и т.п.), связанными между собой обменом веществ и энергии. Экосистема - одно из основных понятий экологии, применимое к объектам разной сложности и размеров.
Примером экосистемы может служит пруд с обитающими в нем растениями, рыбами, беспозвоночными животными, микроорганизмами, донными отложениями, с характерными для него изменениями температуры, количества растворенного в воде кислорода, состава воды и т.п. Экосистемой является лес с лесной подстилкой, почвой, микроорганизмами, с населяющими его птицами, травоядными и хищными млекопитающими, с характерным для него распределением температуры и влажности воздуха, света, почвенных вод и других факторов среды, с присущим ему обменом веществ и энергии. Гниющий пень с живущими на нем и в нем организмами и условиями обитания тоже можно рассматривать как экосистему.
Огромное влияние на развитие экологии оказали работы выдающегося русского геохимика В.И. Вернадского (1863-1945). Он изучал процессы, протекающие в биосфере, и разработал теорию, названную им биогеохимией, которая легла в основу современного учения о биосфере. Биосфера - это область активной жизни, охватывающая нижнюю часть атмосферы, гидросферу и верхнюю часть литосферы. В биосфере живые организмы и среда их обитания органически связаны и взаимодействуют друг с другом, образуя целостную динамичную систему.
Появление и развитие учения о биосфере стало новой вехой в естествознании, изучении взаимодействия и взаимоотношений между косной и живой природой, между человеком и окружающей средой.
В 1926 г. В.И. Вернадский опубликовал труд «Биосфера», который ознаменовал рождение новой науки о природе и связи с ней человека. В этой книге биосфера впервые показана как единая динамическая система, населенная и управляемая жизнью, живым веществом планеты. В работах но биосфере ученый утверждал, что живое вещество во взаимодействии с косным есть часть большого механизма земной коры, благодаря которому происходят разнообразные геохимические и биогенные процессы, миграции атомов, осуществляется их участие в геологических и биологических циклах.
В.И. Вернадский установил, что химическое состояние наружной коры нашей планеты всецело находится под влиянием жизни и определяется живыми организмами, с деятельностью которых связан планетарный процесс - миграция химических элементов в биосфере.
В дальнейшем ученый приходит к выводу, что биосфера тесно связана с деятельностью человека, от которой зависит сохранность равновесия состава биосферы. Он вводит новое понятие - ноосфера, т.е. «мыслящая оболочка», сфера разума. Вернадский писал: «Человечество, взятое в целом, ставится мощной геологической силой. Перед ним, перед его мыслью и трудом становится вопрос о перестройке биосферы в интересах свободного мыслящего человечества как единого целого. Это новое состояние биосферы, к которому мы, не замечая этого, приближаемся, и есть ноосфера».
Взаимосвязи в живой природе, с которыми приходится сталкиваться ученым, чрезвычайно широки и многообразны. Поэтому в идеале эколог должен обладать поистине энциклопедическими знаниями, сконцентрированными во многих научных и общественных дисциплинах. Для успешного решения реальных экологических задач необходима совместная междисциплинарная работа исследовательских групп, каждая из которых представляет различные отрасли науки. Именно поэтому во второй половине XX в. в экологии сложились экологические школы ботаников, зоологов, геоботаников, гидробиологов, почвоведов и др.
Экология - это наука, изучающая жизнь различных организмов в их естественной среде обитания, или окружающей среде. Окружающая среда - это все живое и неживое вокруг нас. Ваша собственная окружающая среда - это все, что вы видите, и многое из того, чего вы не видите вокруг себя (например, которым вы дышите). Она в основном неизменна, но ее отдельные детали постоянно изменяются. Ваше тело - в каком-то смысле тоже окружающая среда для многих тысяч крошечных существ - бактерий, помогающих вам усваивать пищу. Ваше тело является для них естественной средой обитания.
Общая характеристика экологии как раздела общей биологии и комплексной науки
На современном этапе развития цивилизации экология представляет собой сложную комплексную дисциплину, основанную на различных областях человеческого знания: биологии, химии, физики, социологии, природоохранной деятельности, различных видов технологии и т. д.
Впервые в науку понятие «экология» ввел немецкий биолог Э. Геккель (1886). Это понятие первоначально являлось чисто биологическим. В дословном переводе «экология» означает «наука о жилище» и подразумевала изучение взаимоотношений между различными организмами в природных условиях. В настоящее время это понятие очень усложнилось и разные ученые вкладывают в это понятие различный смысл. Рассмотрим некоторые из предлагаемых понятий.
1. По В. А. Радкевичу: «Экология - это наука, исследующая закономерности жизнедеятельности организмов (в любых ее проявлениях, на всех уровнях интеграции) в их естественной среде обитания с учетом изменений, вносимых в среду деятельностью человека». Это понятие соответствует биологической науке и его нельзя признать полностью соответствующим той области знания, которую изучает экология.
2. По Н. Ф. Реймерсу : «Экология (всеобщая, «большая») - это научное направление, рассматривающее некую значимую для центрального члена анализа (субъекта, живого объекта) совокупность природных и отчасти социальных (для человека) явлений и предметов с точки зрения интересов (в кавычках или без кавычек) этого центрального субъекта или живого объекта». Данное понятие является универсальным, но оно трудно для восприятия и воспроизведения. Оно показывает многообразие и комплексность экологической науки на современном этапе.
В настоящее время экология распадается на несколько направлений и научных дисциплин. Рассмотрим некоторые из них.
1. Биоэкология - отрасль биологической науки, изучающая взаимосвязи организмов друг с другом; средой обитания и воздействие деятельности человека на эти организмы и среду их обитания.
2. Популяционная экология (демографическая экология) - раздел экологии, изучающий закономерности функционирования популяций организмов в среде их обитания.
3. Аутэкология (аутоэкология) - раздел экологии, изучающий взаимоотношения организма (отдельной особи, вида) с окружающей средой.
4. Синэкология - раздел экологии, изучающий взаимоотношения популяций, сообществ и экосистем со средой.
5. Экология человека - комплексная наука, изучающая общие законы взаимоотношения биосферы и антропосистемы, влияние природной среды (в том числе и социальной) на отдельного человека и группы людей. Это наиболее полное определение экологии человека, оно может быть отнесено и к экологии отдельной личности, и к экологии человеческих популяций, в частности, к экологии различных этносов (народов, народностей). Большую роль в экологии человека играет социальная экология.
6. Социальная экология - многозначное понятие, одно из которых следующее: раздел экологии, изучающий взаимодействия и взаимосвязи человеческого общества с природной средой, разрабатывающий научные основы рационального природопользования, предполагающие охрану природы и оптимизацию жизненной среды человека.
Различают также прикладную, промышленную, химическую, онкологическую (канцерогенную), историческую, эволюционную экологию, экологию микроорганизмов, грибов, животных, растений и т. д.
Все вышеизложенное показывает, что экология - это комплекс научных дисциплин, имеющих в качестве объекта исследования Природу, учитывающих взаимосвязь и взаимодействие отдельных компонентов живого мира в виде отдельных особей, популяций, отдельных видов, взаимоотношения экосистем, роль отдельных людей и человечества в целом, а также пути и способы рационального природопользования, меры по охране Природы.
Взаимосвязи
Экология изучает, как растения и животные, включая людей, живут вместе, влияют друг на друга и на окружающую их среду. Начнем с вас. Подумайте, как вы связаны с окружающей средой. Чем вы питаетесь? Куда выбрасываете отходы и мусор? Какие растения и животные живут рядом с вами. То, как вы воздействуете на окружающую среду, оказывает обратное воздействие и на вас, и на все , которые живут рядом с вами. Взаимосвязи между вами и ними образуют сложную и разветвленную сеть.
Среда обитания
Естественное окружение группы растений и животных называется средой обитания, а сама группа, живущая в ней, - сообществом. Переверните камень и посмотрите, о пол над ним живет. Миленькие сообщества - всегда часть больших сообществ. Так, камень может быть частью ручья, если он лежит на его берегу, а ручей - частью леса, в котором протекает. В каждой крупной среде обитания живут различные растений и животных. Попробуйте отыскать несколько различных типов среды обитания вокруг вас. Глядите вокруг: вверх, вниз - во все стороны. Но не забывайте, что жизнь надо оставить такой, какой вы ее застали.
Современное состояние экологической науки
Впервые термин «экология» был употреблен в 1866 г. в работе немецкого биолога Э. Геккеля «Всеобщая морфология организмов». Самобытный биолог-эволюционист, медик, ботаник, зоолого-морфолог, сторонник и пропагандист учения Ч.Дарвина, он не только ввел в научный обиход новый термин, но и приложил все свои силы и знания для формирования нового научного направления. Ученый считал, что «экология - это наука об отношениях организмов к окружающей среде». Выступая на открытии философского факультета университета в Йене с лекцией «Путь развития и задачи зоологии» в 1869 г. Э. Геккель отмечал, что экология «исследует общее отношение животных как к их органической, так и неорганической средам, их дружественные и враждебные отношения к другим животным и растениям, с которыми они вступают в прямые и непрямые контакты, или, одним словом, все те запутанные взаимодействия, которые Ч. Дарвин условно обозначил как борьбу за существование». Под средой он понимал условия, создаваемые неорганической и органической природой. К неорганическим условиям Геккель относил физические и химические особенности мест обитания живых организмов: климат (теплота, влажность, освещенность), состав и почвы, особенности , а также неорганическую пищу (минералы и химические соединения). Под органическими условиями ученый подразумевал взаимоотношения между организмами, существующими в пределах одного сообщества или экологической ниши. Название экологической науки произошло от двух греческих слов: «экое» - дом, жилище, местообитание и «логос» - слово, учение.
Надо отметить, что Э. Геккель и многие его последователи использовали термин «экология» не для описания изменяющихся условий среды и меняющихся со временем взаимоотношений между организмами и средой, а только для фиксации существующих неизменными условий и явлений окружающей среды. Как полагают С. В. Клубов и Л. Л. Прозоров (1993), фактически исследовался физиологический механизм взаимоотношения живых организмов, выделялось их отношение к окружающей среде исключительно в рамках физиологических реакций.
В рамках биологической науки экология просуществовала до середины XX в. Акцент в ней был сделан на изучение живого вещества, закономерностей его функционирования в зависимости от факторов среды обитания.
В современную эпоху экологическая парадигма основывается на концепции экосистем. Как известно, этот термин был введен в науку А. Тенсли в 1935 г. Под экосистемой подразумевают функциональное единство, образованное биотопом, т.е. совокупностью абиотических условий, и населяющими его организмами. Экосистема является главным объектом изучения общей экологии. Предметом познания ее являются не только законы формирования структуры, функционирования, развития и гибели экосистем, но и состояние целостности систем, в частности их устойчивость, продуктивность, круговорот веществ и баланс энергии.
Таким образом, в рамках биологической науки общая экология оформилась и окончательно выделилась как самостоятельная наука, которая основывается на изучении свойств целого, не сводимого к простой сумме свойств его частей. Следовательно, экология в биологическом содержании этого термина подразумевает науку об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществ между собой и с окружающей средой. Объектами биоэкологии могут быть гены, клетки, отдельные особи, популяции организмов, виды, сообщества, экосистемы и биосфера в целом.
Сформулированные законы общей экологии широко используются в так называемых частных экологиях. Точно так же, как и в биологии, развиваются своеобразные таксономические направления в общей экологии. Самостоятельно существуют экология животных и растений, экология отдельных представителей растительного и животного мира (водорослей, диатомовых водорослей, определенных родов водорослей), экология обитателей Мирового океана, экология сообществ отдельных морей и водоемов, экология определенных участков водоемов, экология животных и растений суши, экология пресноводных сообществ отдельных рек и водоемов (озер и водохранилищ), экология обитателей гор и возвышенностей, экология сообществ отдельных ландшафтных единиц и т. д.
В зависимости от уровня организации живого вещества экосистем в целом выделяют экологию особей (аутоэкологию), экологию популяций (демэкологию), экологию ассоциаций, экологию биоценозов и экологию сообществ (синэкологию).
При рассмотрении уровней организации живого вещества многие ученые полагают, что самые низшие ее ранги - геном, клетка, ткань, орган - изучаются сугубо биологическими науками - молекулярной генетикой, цитологией, гистологией, а высшие ранги - организм (особь), вид, популяция, ассоциация и биоценоз - как биологией и физиологией, так и экологией. Только в одном случае рассматриваются морфология и систематика отдельных особей и составляемых ими сообществ, а в другом - их взаимоотношение между собой и с окружающей средой.
К настоящему времени экологическое направление охватило практически все существующие области научного познания. Не только науки естественного профиля, но и сугубо гуманитарные науки при изучении своих объектов стали широко пользоваться экологической терминологией и главное методами исследования. Возникло множество «экологий» (экологическая геохимия, экологическая геофизика, экологическое почвоведение, геоэкология, экологическая геология, физическая и радиационная экология, медицинская экология и множество других). В связи с этим была проведена определенная структуризация. Так, в своих работах (1990-1994) Н. Ф. Реймерс сделал попытку представить структуру современной экологии.
Более простой выглядит структура Экологической науки с иных методологических позиций. В основу структуризации положено разделение экологии на четыре крупнейших и одновременно фундаментальных направления: биоэкологию, экологию человека, геоэкологию и прикладную экологию. Все перечисленные направления пользуются практически одинаковыми методами и методологическими основами единой экологической науки. В данном случае речь может идти об аналитической экологии с соответствующими подразделениями ее на физическую, химическую, геологическую, географическую, геохимическую, радиационную и математическую, или системную, экологии.
В рамках биоэкологии выделяют два равноценных и важнейших направления: эндоэкологию и экзоэкологию. Согласно Н. Ф. Реймерсу (1990), к эндоэкологии относятся генетическая, молекулярная, морфологическая и физиологическая экологии. К экзоэкологии относятся следующие направления: аутоэкология, или экология отдельных особей и организмов как представителей определенного вида; демэкология, или экология отдельных группировок; популяционная экология, которая изучает поведение и взаимоотношение в пределах какой-то определенной популяции (экология отдельных видов); синэкология, или экология органических сообществ; экология биоценозов, рассматривающая взаимоотношение сообществ или популяций организмов, составляющих биоценоз между собой и с окружающей средой. Наиболее высшим рангом экзоэкологического направления являются учение об экосистемах, учение о биосфере и глобальная экология. Последняя охватывает все области существования живых организмов - от почвенного покрова до тропосферы включительно.
Самостоятельным направлением экологического исследования является экология человека. В действительности, если строго придерживаться правил иерархии, данное направление должно входить составной частью в биоэкологию, в частности как аналог уаутоэкологии в рамках экологии животных. Однако, учитывая ту огромную роль, которую играет человечество в жизни современной биосферы, это направление выделяют в качестве самостоятельного. В экологии человека целесообразно выделить эволюционную экологию человека, археоэкологию, рассматривающую взаимоотношение человека со средой обитания начиная со времен первобытного общества, экологию этносоциальных групп, социальную экологию, экологическую демографию, экологию культурных ландшафтов и медицинскую экологию.
В середине XX в. в связи с проводившимися глубокими исследованиями среды обитания человека и органического мира возникли научные направления экологической направленности, тесно связанные с географическими и геологическими науками. Их цель - изучить не сами организмы, а только их реакцию на изменяющиеся условия среды обитания и проследить обратное воздействие деятельности человеческого общества и биосферы на среду обитания. Эти исследования были объединены в рамках геоэкологии, которой придано сугубо географическое направление. Однако представляется целесообразным в пределах как геологической, так и географической экологий выделить по крайней мере четыре самостоятельных направления - ландшафтную экологию, экологическую географию, экологическую геологию и космическую (планетарную) экологию. При этом надо особо подчеркнуть, что не все ученые согласны с таким разделением.
В рамках прикладной экологии, как следует из ее названия, рассматриваются многоаспектные вопросы экологии, связанные с сугубо практическими задачами. В ее составе выделяют промысловую экологию, т. е. экологические исследования, связанные с добычей определенных биоресурсов (ценных пород зверей или древесины), сельскохозяйственную экологию и инженерную экологию. Последняя отрасль экологии имеет много аспектов. Объектами изучения инженерной экологии являются состояние урбанизированных систем, агломераций городов и поселков, культурных ландшафтов, технологических систем, экологическое состояние мегаполисов, наукоградов и отдельных городов.
Концепция системной экологии возникла в ходе интенсивного развития экспериментальных и теоретических исследований в области экологии в 20-е и 30-е годы XX в. Эти исследования показали необходимость комплексного подхода к изучению биоценоза и биотопа. Впервые необходимость такого подхода была сформулирована английским геоботаником А. Тенсли (1935), который ввел в экологию термин «экосистема». Главное значение экосистемного подхода для экологической теории заключается в обязательном наличии взаимоотношений, взаимозависимости и причинно-следственных связей, т. е. объединение отдельных компонентов в функциональное целое.
Определенная логическая завершенность концепции экосистем выражается количественным уровнем их изучения. Выдающаяся роль в изучении экосистем принадлежит австрийскому биологу-теоретику Л. Берталанфи (1901-1972). Он разработал общую теорию, позволяющую с помощью математического аппарата описывать системы различных типов. Основой концепции экосистемы является аксиома системной целостности.
При всей полноте и глубине охвата в классификационной рубрикации экологических исследований, включающей все современные аспекты жизни человеческого общества, отсутствует такое важное звено познания, как историческая экология. Ведь при изучении современного состояния экологической обстановки исследователю для определения закономерностей развития и прогноза экологических условий в глобальном или региональном масштабе необходимо сравнивать существующие экологические ситуации с состоянием среды исторического и геологического прошлого. Эти сведения сосредоточены в исторической экологии, которая в рамках экологической геологии дает возможность с помощью геологических и палеогеографических методов определить физико-географические обстановки геологического и исторического прошлого и проследить их развитие и изменение вплоть до современной эпохи.
Начиная с исследований Э. Геккеля термины «экология» и «экологическая наука» широко вошли в обиход научных исследований. Во второй половине XX в. экология разделилась на два направления: сугубо биологическое (общая и системная экология) и геолого-географическое (геоэкология и экологическая геология).
Экологическое почвоведение
Экологическое почвоведение возникло в 20-е годы XX в. В отдельных работах почвоведы стали употреблять термины «экология почв» и «педоэкология». Однако сущность терминов, как и магистральное направление экологических исследований в почвоведении, были раскрыты только в последние десятилетия. В научную литературу Г. В. Добровольским и Е. Д. Никитиным (1990) были введены понятия «экологическое почвоведение» и «экологические функции крупных геосфер». Последнее направление авторы трактуют применительно к почвам и рассматривают как учение об экологических функциях почв. Под этим подразумеваются роль и значение почвенного покрова и почвенных процессов в возникновении, сохранении и эволюции экосистем и биосферы. Рассматривая экологическую роль и функции почв, авторы считают логичным и необходимым выявить и охарактеризовать экологические функции других оболочек , а также биосферы в целом. Это даст возможность рассмотреть единство среды обитания человека и всей существующей биоты, глубже понять неотделимость и незаменимость отдельных компонентов биосферы. В течение всей геологической истории Земли судьбы этих компонентов оказались сильно переплетенными. Они проникли друг в друга и взаимодействуют через круговороты вещества и энергии, что и обусловливает их развитие.
Разрабатываются и прикладные аспекты экологического почвоведения, связанные главным образом с охраной и контролем за состоянием почвенного покрова. Авторы работ подобного направления стремятся показать принципы сохранения и создания таких свойств почв, которые определяют их высокое устойчивое и качественное плодородие, не наносящее ущерба сопряженным компонентам биосферы (Г. В. Добровольский, Н. Н. Гришина, 1985).
В настоящее время в некоторых высших учебных заведениях читают специальные курсы «Экология почв» или «Экологическое почвоведение». В данном случае речь идет о науке, в которой рассматриваются закономерности функциональных связей почвы с окружающей средой. С экологических позиций изучаются почвообразовательные процессы, процессы накопления растительного вещества и гумусообразования. Однако почвы рассматриваются в качестве «центра геосистемы». Прикладное значение экологического почвоведения сводится к разработке мер по рациональному использованию земельных ресурсов.
Проточный пруд
Пруд - пример более крупной среды обитания, идеальной для наблюдения за экосистемой. Это дом для большого сообщества различных растений и животных. Пруд, его сообщества и неживая природа вокруг него образуют так называемую экологическую систему. Глубины пруда - хорошая среда для изучения сообществ его обитателей. Осторожно поводите сачком в разных местах пруда. Запишите все, что окажется в сачке, когда вы его вытащите. Положите самые интересные находки в банку, чтобы лотом изучить их подробнее. Воспользуйтесь любым пособием, в котором описана жизнь обитателей пруда, чтобы определить названия найденных вами организмов. А когда закончите опыты, не забудьте обязательно выпустить живых существ обратно в пруд. Сачок вы можете купить или сделать сами. Возьмите кусок толстой проволоки и согните ее кольцом, а концы воткните в один из краев длинной бамбуковой палки. Затем обшейте проволочное кольцо капроновым чулком и завяжите его снизу узлом. В наши дни пруды встречаются куда реже, чем лет сорок назад. Многие из них обмелели и заросли. Это неблагоприятно сказалось на жизни обитателей прудов: лишь немногие из них сумели выжить. При высыхании пруда гибнут и его последние обитатели.
Устройте пруд сами
Выкопав прудик, вы можете устроить у себя уголок дикой природы. Это привлечет к нему множество видов животных и не станет для вас обузой. Однако пруд надо будет постоянно поддерживать в хорошем состоянии. Чтобы его создать, потребуется немало времени и сил, но зато когда в нем поселятся различные животные, вы сможете изучать их в любое время. Самодельная трубка для подводных наблюдений позволит вам лучше познакомиться с жизнью обитателей пруда. Аккуратно обрежьте горлышко и дно у пластиковой бутылки. На один конец наденьте прозрачный полиэтиленовый пакет и закрепите его на горлышке резинкой. Теперь через эту трубку вы можете наблюдать жизнь обитателей пруда. Для безопасности свободный край трубки лучше всего оклеить клейкой лентой.
Задачи и упражнения к школьному курсу общей экологии
(Печатается с сокращениями)
Часть 1. ОБЩАЯ ЭКОЛОГИЯ
Введение. Экология как наука
1. Экология – это:
а) наука
о взаимоотношениях человека с окружающей средой;
б) наука о взаимоотношениях живых организмов с
окружающей средой;
в) природа;
г) охрана и рациональное природопользование.
(Ответ: б. )
а) Ч.Дарвин;
б) А.Тенсли;
в) Э.Геккель;
г) К.Линней.
(Ответ: в. )
3. Опираясь на определение экологии, установите, какие утверждения являются грамотными:
а) «В нашем районе плохая экология»;
б) «Экология в наших местах испорчена»;
в) «Экологию необходимо охранять»;
г) «Экология – основа природопользования»;
д) «Экология – здоровье людей»;
е) «Экология у нас стала хуже»;
ж) «Экология – это наука».
(Ответ: г и ж. )
Глава 1. Организм и среда.
Потенциальные возможности размножения
организмов
1.
Расположите названные виды
деревьев в порядке возрастания числа семян,
производимых ими за год: дуб черешчатый, береза
повислая, кокосовая пальма. Как изменяется в
выстроенном вами ряду деревьев размер семян
(плодов)?
(Ответ:
кокосовая пальма --> дуб черешчатый
--> береза повислая. Чем крупнее семена, тем
меньше их производит дерево за единицу времени.)
2.
Расположите названные виды
животных в порядке увеличения их плодовитости:
шимпанзе, свинья, обыкновенная щука, озерная
лягушка. Объясните, почему самки одних видов
приносят за один раз 1–2 детеныша, а других –
несколько сотен тысяч.
(Ответ
: шимпанзе --> свинья --> озерная
лягушка --> обыкновенная щука. У видов, самки
которых приносят относительно меньше потомков
за один раз, наблюдается более выраженная забота
о потомстве и меньшая смертность потомства.)
4*. Бактерии способны очень быстро размножаться. Каждые полчаса путем деления из одной клетки образуются две. Если одну бактерию поместить в идеальные условия с обилием пищи, то за сутки ее потомство должно составить 248= 281474976710 700 клеток. Такое количество бактерий заполнит 0,25-литровый стакан. Какое время должно пройти, чтобы бактерии заняли объем 0,5 л?
а) одни сутки;
б) двое суток;
в) один час;
г) полчаса.
(Ответ: г. )
5*.
Постройте график роста
численности домовых мышей в течение 8 месяцев в
одном амбаре. Исходная численность составляла
две особи (самец и самка). Известно, что в
благоприятных условиях пара мышей приносит 6
мышат каждые 2 месяца. Через два месяца после
рождения мышата становятся половозрелыми и сами
приступают к размножению. Отношение самцов и
самок в потомстве 1:1.
(Ответ:
если по оси X отложить время в месяцах,
а по оси Y – число особей, то координаты {x, y} и т.д.
последовательно расположенных точек на графике
будут: {0, 2}, {1, 8}, {2, 14}, {3, 38}, {4, 80}.)
6*. Прочитайте приведенные ниже описания особенностей размножения некоторых видов рыб примерно одинакового размера. На основе этих данных сделайте заключение о плодовитости каждого вида и сопоставьте названия видов с числом откладываемых рыбами икринок: 10 000 000, 500 000, 3 000, 300, 20, 10. Почему в выстроенном вами ряду видов рыб наблюдается падение плодовитости?
Дальневосточный лосось кета
откладывает относительно крупную икру в
специально вырытую ямку на дне реки и засыпает ее
галькой. Оплодотворение у этих рыб наружное.
Треска
откладывает мелкую, плавающую в
толще воды, икру. Такая икра называется
пелагической. Оплодотворение у трески наружное.
Африканские тиляпии
(из окунеобразных)
собирают отложенную и оплодотворенную икру в
ротовую полость, в которой вынашивают ее до
вылупления молоди. Рыбы в это время не питаются.
Оплодотворение у тиляпий наружное.
У мелких кошачьих акул
оплодотворение
внутреннее, они откладывают крупные яйца,
покрытые роговой капсулой и богатые желтком.
Акулы маскируют их в укромных местах и некоторое
время охраняют.
У катранов
, или колючих акул
, живущих
в Черном море, также внутреннее оплодотворение,
но их зародыши развиваются не в воде, а в половых
путях самок. Развитие происходит за счет
питательных запасов яйца. У катранов рождаются
зрелые, способные к самостоятельной жизни
детеныши.
Обыкновенная щука
откладывает мелкую
икру на водные растения. Оплодотворение у щук
наружное.
(Ответ: 10 000 000 – треска, 500 000 – обыкновенная щука, 3 000 – кета, 300 – тиляпия, 20 – кошачья акула, 10 – катран. Плодовитость вида зависит от показателя смертности особей, составляющих этот вид. Чем смертность выше, тем, как правило, выше и плодовитость. У тех видов, которые мало заботятся о выживаемости своих потомков, смертность довольно большая. И в качестве ее компенсации увеличивается плодовитость. Повышение степени заботы о потомстве приводит к относительному снижению плодовитости вида.)
7*. Почему человек из птиц
преимущественно разводит лишь представителей
отряда курообразных и гусеобразных? Известно,
что по качеству мяса, скорости роста, размерам,
степени привыкания к человеку им не уступают ни
дрофы, ни стрепеты, ни кулики, ни голуби.
(Ответ:
у представителей курообразных и в
меньшей степени гусеобразных очень высокая
плодовитость. В среднем в кладке представителей
куриных птиц 10–12, а у некоторых видов (перепела)
– и до 20 яиц. В кладке разных видов гусеобразных в
среднем 6–8 яиц. В то же время у голубей и дроф в
кладке не более 2, а у куликов – не более 4 яиц.)
8*. Если любой вид способен к беспредельному росту численности, почему же существуют редкие и находящиеся под угрозой исчезновения организмы?
(Ответ: в этом «повинны» факторы-ограничители. Их действие перекрывает способности вида восстанавливать и увеличивать свою численность. Человек своей деятельностью благоприятствует усилению разнообразных факторов–ограничителей, которые снижают численность вида.)
Общие законы зависимости организмов от факторов среды
2. Выберите правильное определение закона ограничивающего фактора:
а) оптимальное значение фактора
наиболее важно для организма;
б) из всех факторов, действующих на организм,
наиболее важен тот, значение которого больше
всего отклоняется от оптимального;
в) из всех факторов, действующих на организм,
наиболее важен тот, значение которого меньше
всего отклоняется от оптимального.
(Ответ: б. )
3. Выберите фактор, который можно считать ограничивающим в предлагаемых условиях.
1. Для растений в океане на глубине 6000 м:
вода, температура, углекислый газ, соленость
воды, свет.
2. Для растений в пустыне летом: температура, свет,
вода.
3. Для скворца зимой в подмосковном лесу:
температура, пища, кислород, влажность воздуха,
свет.
4. Для речной щуки в Черном море: температура,
свет, пища, соленость воды, кислород.
5. Для кабана зимой в северной тайге: температура;
свет; кислород; влажность воздуха; высота
снежного покрова.
(Ответ: 1 – свет; 2 – вода; 3 – пища; 4 – соленость воды; 5 – высота снежного покрова.)
4. Из перечисленных веществ с наибольшей вероятностью будет лимитировать рост пшеницы на поле:
а) углекислый газ;
б) кислород;
в) гелий;
г) ионы калия;
д) газообразный азот.
(Ответ: г. )
5*. Может ли один фактор полностью компенсировать действие другого фактора?
(Ответ: полностью никогда, частично может.)
Основные пути приспособления организмов к среде
1. Три основных способа приспособления организмов к неблагоприятным условиям среды: подчинение, сопротивление и избегание этих условий. К какому способу можно отнести:
а) осенние перелеты птиц с северных
мест гнездования в южные районы зимовок;
б) зимнюю спячку бурых медведей;
в) активную жизнь полярных сов зимой при
температуре минус 40 оС;
г) переход бактерий в состояние спор при
понижении температуры;
д) нагревание тела верблюда днем с 37 оС до 41 оС и
остывание его к утру до 35 оС;
е) нахождение человека в бане при температуре в 100
оС, при этом его внутренняя температура остается
прежней – 36,6 оС;
ж) переживание кактусами в пустыне жары в 80 оС;
з) переживание рябчиками сильных морозов в толще
снега?
(Ответ: избегание – а, з; подчинение– б, г, д; сопротивление – в, е, ж.)
2.
Чем отличаются теплокровные
(гомойотермные) организмы от холоднокровных
(пойкилотермных)?
(Ответ:
теплокровные организмы отличаются от
холодно–кровных тем, что имеют высокую (как
правило, выше 34 оС) и постоянную (колеблющуюся
обычно в пределах одного-двух градусов)
температуру тела.)
3. Из перечисленных организмов к гомойотермным относятся:
а) окунь
речной;
б) лягушка озерная;
в) дельфин-белобочка;
г) гидра пресноводная;
д) сосна обыкновенная;
е) ласточка городская;
ж) инфузория-туфелька;
з) клевер красный;
и) пчела медоносная;
к) гриб подберезовик.
(Ответ: в, е. )
4.
В чем преимущество гомойотермии
над пойкилотермией?
(Ответ:
постоянная внутренняя температура
тела позволяет животным не зависеть от
температуры окружающей среды; создает условия
для протекания всех биохимических реакций в
клетках; позволяет осуществлять биохимические
реакции с высокой скоростью, что повышает
активность организмов.)
5.
В чем недостатки гомойотермии по
сравнению с пойкилотермией?
(Ответ:
гомойотермные животные в сравнении с
пойкилотермными имеют большие потребности в
пище и воде.)
6.
Температура тела песца остается
постоянной (38,6 °С) при колебаниях температуры
окружающей среды в диапазоне от –80 °С до +50 °С.
Перечислите приспособления, которые помогают
песцу удерживать постоянную температуру тела.
(Ответ:
шерстный покров, подкожный жир,
испарение воды с поверхности языка (для
охлаждении организма), расширение и сужение
просветов кожных сосудов – физическая
терморегуляция. Поведение, которое помогает
менять температурные условия окружающей среды,
– поведенческая терморегуляция. Развитая
регуляция клеточных химических реакций,
вырабатывающих тепло, которая происходит по
команде из специального теплового центра в
промежуточном мозге, – химическая
терморегуляция.)
7.
Можно ли бактерий, постоянно
обитающих в горячих источниках гейзеров при
температуре 70 оС и не способных выжить, если
температура их клеток изменится всего на
несколько градусов, назвать теплокровными
организмами?
(Ответ:
нельзя, так как теплокровные животные
поддерживают постоянно высокую внутреннюю
температуру благодаря внутреннему теплу,
вырабатываемому самим организмом. Обитающие в
горячих источниках бактерии используют внешнее
тепло, но так как их температура всегда высокая и
постоянная, их называют ложногомойотермными.)
8. Клесты строят гнезда и выводят птенцов зимой (в феврале). Это происходит потому, что:
а) у клестов есть особые
приспособления, помогающие переносить низкие
температуры;
б) в это время много корма, которым питаются
взрослые птицы и птенцы;
в) им необходимо успеть вывести птенцов до
прилета основных конкурентов – птиц из южных
районов.
(Ответ:
б. Основной корм клестов – семена
хвойных пород. Они созревают в конце зимы –
начале весны.)
9*.
Какие птицы несколько
десятилетий тому назад из средних и северных
широт улетали осенью на юг, а сейчас живут
круглый год в крупных городах. Объясните, с чем
это связано.
(Ответ:
грачи, утки-кряквы. Это связано с тем,
что возросло количество доступной пищи зимой:
увеличилось число помоек и свалок, появились
незамерзающие водоемы.)
10*.
Почему в холодных частях ареала
можно встретить темноокрашенных рептилий чаще,
чем в теплых? Например, обитающие за полярным
кругом гадюки преимущественно меланисты
(черные), а на юге – светлоокрашенные.
(Ответ:
черный цвет в большей степени, чем
какой-либо, поглощает тепло. Темноокрашенные
рептилии быстрее нагреваются.)
11.
При летнем похолодании стрижи
бросают свои гнезда и перемещаются на юг, иногда
на сотни километров. Птенцы впадают в оцепенение
и способны в таком состоянии, без пищи,
находиться несколько дней. При потеплении
родители возвращаются. Объясните, чем вызваны
откочевки.
(Ответ:
при похолодании численность летающих
насекомых, которыми питаются стрижи, резко
уменьшается. Оцепенение птенцов стрижей – это
приспособление к жизни в северных странах, где
летнее похолодание наблюдается достаточно
часто.)
12*.
Почему птицы и млекопитающие
легче переносят низкую внешнюю температуру, чем
высокую?
(Ответ:
снизить потери тепла можно многими
способами, увеличить же теплоотдачу гораздо
труднее. Основной путь для этого – испарение
воды из организма. Однако в местах, где часто
наблюдается высокая (более 35 оС) температура
воздуха, обычно имеет место и дефицит влаги.)
13*.
Объясните, почему у поверхности
водоемов живут растения преимущественно зеленой
окраски, а на больших морских глубинах – красной.
(Ответ:
на глубину в несколько десятков и
сотен метров проникают только коротковолновые
лучи: синие и фиолетовые. Для их поглощения (с
последующей передачей энергии молекулам
хлорофилла) у водорослей имеется значительное
количество красных и желтых пигментов. Они
маскируют зеленый цвет хлорофилла, и растения
выглядят красными.)
Основные среды жизни
1. Самые быстродвигающиеся животные живут в среде:
а) наземно-воздушной;
б) подземной (почва);
в) водной;
г) в живых организмах.
2.
Назовите самое крупное животное,
которое когда-либо существовало (и существует
ныне) на Земле. В какой среде оно обитает? Почему в
других средах обитания возникнуть и
существовать такие крупные животные не могут?
(Ответ:
синий кит. В водной среде
выталкивающая (архимедова) сила позволяет
значительно компенсировать силу тяготения.)
3.
Объясните, почему в давние
времена воины определяли приближение вражеской
конницы, приложив ухо к земле.
(Ответ:
проводимость звука в плотной среде
(почва, земля) выше, чем в воздушной.)
4.
Ученые-ихтиологи сталкиваются с
серьезными проблемами при сохранении
глубоководных рыб для музеев. Поднятые на палубу
корабля, они в буквальном смысле слова
взрываются. Объясните, почему это происходит.
(Ответ:
на больших океанских глубинах
создается колоссальное давление. Чтобы не быть
раздавленными, организмы, живущие в этих
условиях, должны иметь такое же давление внутри
своего организма. При быстром поднятии на
поверхность океана они оказываются
«раздавленными изнутри».
)
5.
Объясните, почему глубоководные
рыбы имеют либо редуцированные, либо
гипертрофированные (увеличенные) глаза.
(Ответ:
на большие глубины проникает очень
мало света. В этих условиях зрительный
анализатор должен быть либо очень
чувствительным, либо он становится ненужным –
тогда зрение компенсируется за счет других
органов чувств: обоняния, осязания и др.)
6.
Если смешать воду, песок,
неорганические и органические удобрения, будет
ли эта смесь почвой?
(Ответ:
нет, т.к. почва должна иметь
определенную структуру и в ее состав должны
входить живые существа.)
7. Заполните пропуски, выбирая одно слово из пары в скобках.
(Ответ: не грозит, слабые, агрессивна, имеют, не имеют, не имеют, не имеют, большое.)
8*.
В каких средах обитания животные
имеют наиболее простое строение органа слуха
(сравнивать необходимо близкородственные группы
животных)? Почему? Доказывает ли это, что в этих
средах животные плохо слышат?
(Ответ:
в почве и воде. Это связано с тем, что
проводимость звука в этих плотных средах
наилучшая. Факт простой организации органов
слуха этих животных не доказывает того, что они
плохо слышат. Лучшее распространение звуковой
волны в плотной среде способно компенсировать
низкую организацию органов слуха.)
9.
Объясните, почему
постоянноводные млекопитающие (киты, дельфины)
имеют гораздо более мощные теплоизоляционные
покровы (подкожный жир), чем наземные звери,
обитающие в суровых и холодных условиях. Для
сравнения: температура соленой воды не
опускается ниже –1,3 °С, а на поверхности суши она
может падать до –70 °С.)
(Ответ:
вода обладает значительно более
высокой теплопроводностью и теплоемкостью, чем
воздух. Теплый предмет в воде будет намного
быстрее остывать (отдавать тепло), чем на
воздухе.)
10*.
Весной многие люди жгут
пожухлую прошлогоднюю траву, обосновывая это
тем, что свежая трава будет расти лучше. Экологи,
напротив, утверждают, что это делать нельзя.
Почему?
(Ответ:
мнение о том, что после пала новая
трава растет лучше, вызвано тем, что молодые
проростки кажутся более дружными и зелеными на
черном фоне пепелища, чем среди пожухлой травы.
Однако это не более чем иллюзия. На самом деле во
время пала многие побеги молодых растений
обугливаются и их рост замедляется. В огне гибнут
миллионы насекомых и других беспозвоночных,
обитающих в подстилке и травянистом ярусе,
уничтожаются кладки птиц, гнездящихся на земле. В
норме органические вещества, составляющие
пожухлую траву, разлагаются и постепенно
переходят в почву. Во время пожара они сгорают и
превращаются в газы, поступающие в атмосферу. Все
это нарушает круговорот элементов в данной
экосистеме, ее естественный баланс. Кроме того,
сжигание прошлогодней травы регулярно приводит
к пожарам: горят леса, деревянные постройки,
столбы линий энергоснабжения и связи.)
Продолжение следует
*Задания повышенной сложности, имеющие познавательный и проблемный характер.
Слово "экология" в наши дни прочно вошло в разговорную речь. Его употребляют для обозначения природных процессов в целом, как синоним состояния окружающей среды и даже в качестве бренда. Конечно, всё это верно. Но ведь экология - это ещё и наука, не менее заслуживающая внимания, чем химия, биология, физика. В этой статье мы попытаемся кратко описать, что представляет собой экология с такой точки зрения.
Начнём, пожалуй, с определения. Буквально само слово значит "изучение дома". "Домом" для живых объектов является любая среда обитания, будь то планета, город, лес, другой живой организм, или моховая кочка на болоте. Определение же экологии таково: это наука, изучающая взаимодействие живых организмов друг с другом и со средой обитания .
Краткая история экологии
"Отцом" экологии принято считать Александра фон Гумбольдта. Он был первым, кто стал изучать взаимосвязь между организмами и окружающей средой. Он установил наличие зависимости растений от климата, в котором они обитают, описал явление смены природных зон в зависимости от широты и высоты над уровнем моря (теперь это называется географической зональностью).
Позже Варминг Йоханнес Эугениус создал биогеографию –- синтез ботанической географии и зоогеографии, дисциплину, рассматривающую абиотические факторы, то есть воздействия неживой природы, наравне с биотическими, то есть связанными с живыми организмами, с точки зрения теории естественного отбора.
Термин «экология» ввёл Эрнстон Геккель в 1866г.
Конец XIX века стал периодом расцвета экологии, во многом благодаря открытиям в области химии (прежде всего благодаря открытию азотного цикла).
В 1875 г. Эдуард Зюсc предложил термин «биосфера» для обозначения охватывающей почти всю территорию Земли системы живых организмов, а в 1920-е годы Владимир Вернадский подробно описал её в работе «Биосфера» (1926 г.). Этот же учёный впервые предложил понятие "ноосфера" для обозначения части планеты, тем или иным образом изменяемой деятельностью человека и, с его точки зрения, являющеся очередным этапом в развитии биосферы.
Основные понятия экологии
Объектом изучения экологии являются виды, популяции, биоценозы, биогеоценозы и биосфера в целом.
Вид (лат. species ) - таксономическая, систематическая единица, группа особей с общими морфофизиологическими, биохимическими и поведенческими признаками, способная к взаимному скрещиванию, дающему в ряду поколений плодовитое потомство, закономерно распространённая в пределах определённого ареала и сходно изменяющаяся под влиянием факторов внешней среды. Вид - реально существующая единица живого мира, основная структурная единица в системе организмов.
Популяция (от лат. populatio - население) - это совокупность организмов одного вида, обитающих на одной территории. Популяция - группа особей, способная к более-менее устойчивому самовоспроизводству (как половому, так и бесполому), относительно обособленная (обычно географически) от других групп, с представителями которых (при половой репродукции) потенциально возможен генетический обмен. С точки зрения популяционной генетики, популяция - это группа особей, в пределах которой вероятность скрещивания во много раз превосходит вероятность скрещивания с представителями других подобных групп. Обычно говорят о популяциях как о группах в составе вида или подвида.
Биоценоз – это совокупность живых организмов, занимающих определённую территорию и взаимосвязанных между собой.
Биогеоценоз – это совокупность биоценозов, включающая сообщества живых организмов факторы неживой природы на данной территории.
Биосфера – это оболочка Земли, занимаемая живыми организмами, находящаяся под их воздействием и учавствующая в процессе их жизнедеятельности. Биосферу также называют "плёнкой жизни".
Факторы окружающей среды, влияющие на живой организм, делятся на 3 группы:
1. Абиотические – факторы неживой природы;
2. Биотические – факторы живой природы;
3. Антропогенные – факторы воздействия человека и техники.
Живые организмы, как правило, обитают в тех условиях окружающей среды, в которых совокупность воздействующих на них факторов наиболее благоприятна. Как недостаток, так и избыток воздействия какого-либо фактора оказывают негативное, угнетающее влияние на живой объект.
Термин «экологическая проблема», который мы сейчас, к сожалению, слышим всё чаще, означает изменение природной среды в результате воздействия человека, ведущее к ухудшению структуры и функционирования природы. Экологические проблемы подразделяют на:
Атмосферные;
Геолого-геоморфологические;
Биотические;
Комплексные.
Несмотря на такие названия, причиной любой экологической проблемы является неумение человека жить в гармонии с природой, нерациональное использование ресурсов, неспособность ограничить потребности.
Значение экологии
"Ведь, если звезды зажигают - значит - это кому-нибудь нужно?" - такой вопрос задавал советский поэт Владимир Маяковский современникам. В чём же значение экологии?
Во-первых, она обобщает ценные фундаментальные знания об устройстве живой и неживой природы, полученные нами из других наук, помогает понять основные законы её функционирования.
Во-вторых, экология может дать ответ на волнующий умы многих вопрос: почему в наши дни природа пребывает в таком бедственном состоянии и как мы можем что-либо изменить?
В-третьих, результаты исследований экологов порой находят применение в самых неожиданных, отдалённых областях, таких как экономика и социология. Оказывается, что в ряде случаев поведение людей в группе, изменение численности населения страны, а то и глобальные экономические проблемы весьма точно описываются уже известными законами экологии.
Возможно, ещё не все открытия экологов человечество сейчас способно верно оценить. Но в будущем они, вполне вероятно, принесут действительную пользу.