Наталья рогожкина личная жизнь. Наталья рогожкина - биография, информация, личная жизнь
Владелица лаборатории стиля Ai Lab Айза Анохина рассказала, почему в бизнесе важно всё брать в свои руки, и поделилась секретом успешности своего салона красоты.
Не скажу, что салон красоты - это была какая-то мечта детства, просто знакомые предложили сделать совместный бизнес. И я так втянулась в управление салоном, что когда мы разошлись (спустя три года), я решила сохранить этот бренд и всё то, что было сделано на протяжении предыдущих лет.
Первоначальные средства для инвестирования, около 15 миллионов рублей, мне дал мой муж. Конечно, на старте было страшно, получится или нет, ведь когда ты вкладываешь в бизнес собственные деньги - это ещё большая ответственность. По своему прошлому опыту я понимала, что если перекладывать все задачи на других, при возникновении реальной проблемы тебе попросту не хватит знаний для её решения.
В этот раз с самого начала я вникала абсолютно во все мелочи: от подписания договора с арендодателем до решения вопросов с пожарной инспекцией.
Бухгалтерия, финансы, юридические вопросы, общение с персоналом - всё под моим контролем. Конечно, у нас есть управляющий, но, например, я сама выдаю зарплату и перечисляю налоги. Все спрашивают, как с такой загрузкой я могу жить длительное время на Бали. Это вовсе не проблема. ИП работает без печати, а директору я сделала нотариальную доверенность. Несколько раз мне присылали документы экспресс-доставкой (это занимает всего один день) - к двери подносят документ, я расписываюсь и отправляю, всё просто.
Салон окупился за год. Мог и быстрее, если бы аренда стоила меньше и если бы я не покупала такую дорогую косметику. Помещение для аренды мы выбирали долго: важно было наличие парковки, витражных окон (я о них прямо-таки мечтала). К тому же за многими помещениями есть задолженности, и надо было тщательно проверять документы. Салон мы возводили с нуля, не было ни стен, ничего, зато мы стали первыми, кто сюда заехал. Для ремонта и для оформления понадобилось месяца четыре. Дизайн - стиль экоурбан, наша отличительная особенность, в Москве такого действительно нет. Я это точно знаю.
Ещё одно наше преимущество - это профессионализм мастеров. К какому бы специалисту вы ни попали - вы точно останетесь довольны. Я, кстати, до сих пор ищу мастеров, потому что бизнес растёт, растёт и клиентская база. Например, к нам в июле пришли около 940 новых клиентов.
Но даже когда не хватает специалистов, я всё равно не ставлю тех, в ком не уверена. Вместо четырёх стилистов в смену у меня выйдет два, но это те два стилиста, которые обладают топ-мастерством.
Сейчас работает 25 человек, на старте было чуть меньше. На самом деле найти профессионалов - это самая большая проблема в салонном бизнесе. Именно найти мастеров, а не клиентов. Многие предпочитают работать на себя, делать это на дому или арендовать какие-то кабинеты. Но так или иначе, часть из них возвращается именно в салоны, потому что самостоятельно клиентов находить тоже непросто.
В том числе чтобы растить для себя мастеров, мы открыли школу Ai Lab School. Три человека, прошедшие обучение, остались работать у нас в лаборатории - один специалист по макияжу и два по маникюру. А всех учениц мы отправляем на съёмки клипов, на разного рода журнальные фотосессии, они сразу полученные знания могут применить на практике. Но честно скажу, со школой ещё надо много работать.
Кроме офлайн-курса у нас планируется и онлайн-обучение. Мы его тщательно продумали, занятия будут с домашними работами, и пока ты их не сдашь, не сможешь перейти на следующий этап. Непосредственный контакт с преподавателем, конечно же, лучше, но обратите внимание на ценовую политику: 1 500 рублей за онлайн-курс вместо 30 000 рублей за офлайн. И я уверена, если человек стремится научиться чему-то, у него всё получится. Приведу отвлечённый пример. Мне очень часто говорят: «А почему ты не отдашь своих детей в частную дорогую школу?», на что я отвечаю: «Если мой ребёнок захочет быть умным и развивать себя, он это сделает в любой школе, совершенно неважно, сколько я буду за неё платить».
Моё хобби и наш с мамой семейный бизнес - бренд одежды MO Moments. Изначально я сшила первую коллекцию на большом производстве, быстро её продала, но в тот период я как раз родила, и у меня не было сил продолжать в таком же темпе. И тут мама говорит: «У меня же есть ателье, давай я тебе буду здесь шить». Я говорю: «А давай!» Я ожидала, что как и при работе с фабрикой я буду ждать неделями, но тут спустя шесть часов мама звонит: «Айзочка, уже готово, я тебе сшила шесть платьев». Она сделала лекала и сшила шесть идеальных платьев!
Сейчас у нас система выстроена так: я рисую обычный эскиз, а мама делает потом технический. Выбором тканей тоже занимается она, я лишь говорю свои предпочтения. Планов развития бренда пока нет, мне нравится семейный бизнес в таком формате, это некая реализация мечты.
А вот лабораторию Ai Lab развивать планирую. Первый шаг - работа с франчайзи. Сейчас заключаем первые договоры, я ради этого в Москву и прилетела. В каких городах откроются салоны, пока не хочу говорить. Контроль, конечно, будет, потому что салон носит моё имя. Франшиза у меня стоит дорого (девять миллионов рублей. - Прим. ред. ), поэтому её не могут себе позволить молодые девочки, чьи-то дочки или жёны; я бы хотела иметь дело именно с бизнесменами, которые рассчитывают получить готовый бизнес с быстрой окупаемостью. А вот открываться в Европе - нет. Как однажды сказала моя знакомая иностранка: «Я лучше куплю бутылку хорошего вина, чем схожу на маникюр». Только в России женщины так часто ходят в салон красоты, открывать в Европе или Америке не имеет никакого смысла. А вот над вторым салоном в Москве задумываюсь.
Скандал вокруг салонов красоты Айзы Долматовой продолжает набирать обороты. Как оказалось, партнеры 31-летней звезды «Инстаграма» недовольны тем, что лицо бренда постоянно отсутствует в стране, проживая вместе с семьей на Бали, и фактически не занимается делами. После того, как в СМИ появилась информация о том, что управление бизнесом якобы перешло под крыло владелицы юридической фирмы Екатерина Гордон, «СтарХит» решил напрямую обратиться к 35-летней хозяйке компании Saferoom за подробностями громкого конфликта. Как призналась юристка, новость, что она отнимает у Долматовой бизнес - не соответствует действительности.
«Бизнес никто не забирает. Соучредителем юридически она и не была. Произошел ряд каких-то стандартных женских салонных интриг, которые привели к публичным оскорбительным высказываниям Айзы. Я нейтрально отношусь к обеим сторонам, и надеюсь, ее мечта сделать свой салон сбудется. Логотип ей отдают. То, что она решает вопросы не переговорами, а постоянными всплесками эмоций и взываниям к некой пиксельной семье, знают все подростки страны. Надеюсь, создав свой бизнес, она изменит свою тактику поведения, как это сделала, к примеру, я. Я тоже была когда-то истеричкой, но возраст, сын и свое дело закономерно сделали из меня человека», - признается Екатерина Гордон.
К слову, пока совладельцы ищут новое лицо бренда, Айза продолжает заниматься семейными делами и обустраивать гнездышко на Бали. Несмотря на то, что неудавшаяся бизнесвумен подтвердила в микроблоге информацию о переносе салонов маникюра, школы макияжа, магазина одежды и барбершопа в другое место, со своими официальными партнерами, с которыми несколько лет проработала бок о бок, она так и не пожелала связаться. Екатерина Гордон же, вопреки слухам, просто-напросто помогает компании, получшившей новое название Art Street, разобраться с юридическими вопросами.
«Моя фирма оказывала и оказывает консультационную помощь, не более. Разговоры о том, что я что-то отнимаю у Айзы Долматовой сильно преувеличены. Тем более, что и отнимать-то де-юре нечего», - пояснила Гордон.
Мы взяли это интервью незадолго до того, как погиб Андрей Панин . Но для нас и для миллионов наших читателей он остается живым: в своем творчестве, в своих фильмах, в своей семье, в своих детях. И поэтому мы решили опубликовать это интервью именно так, как оно прозвучало, когда мы разговаривали с женой Андрея Панина - актрисой Натальей Рогожкиной.
Мы с Андреем вместе уже 18 лет. И наши отношения - настоящие американские горки.
Мы же с ним совершенно разные люди! Полярные противоположности с диаметральными взглядами на семейную жизнь. Хорошо еще, что у нас такая счастливая профессия, что мы имеем возможность отдыхать друг от друга. Я не могу без ужаса вообразить, как бы мы 18 лет без перерыва встречались после работы дома - не успев соскучиться, не успев все проанализировать и прийти к выводу, что заменить друг друга кем-то на стороне мы не сможем.
- Но если мысли на этот счет вообще возникают, это означает, что с какими-то недостатками вашего мужа вам трудно мириться…
Это только поначалу Андрей казался мне человеком без недостатков. Не в том смысле, что я их не замечала, просто в тот период мне даже странно было бы называть какие-то особенности его характера недостатками.
Я видела в них исключительно проявление его неординарности. Что неудивительно: на момент знакомства мне было 19 лет, Андрею - 32. То есть я - совсем девчонка и он - сформировавшийся мужчина. Разумеется, я приняла его таким, какой он есть. Меня устраивало, что он - планета абсолютно самодостаточная. Вокруг него можно только вращаться неким спутником. И что он человек-хаос. Андрей врывался в мою жизнь и исчезал, потом вновь появлялся и опять надолго пропадал, а затем возникал снова. Пока люди не живут вместе, такая фрагментарность появлений кажется нормой. Человек привносит в твою жизнь праздник, дарит тебе общение с собой - и ты так и воспринимаешь это, как некий подарок. Но когда ты с этим человеком начинаешь жить семьей, а фрагментарность его появлений не меняется - это сказывается на семейной жизни.
Ты вдруг обнаруживаешь, что такую же жадную потребность в нем испытывают еще и другие люди. А ты теперь - по другую сторону баррикад…
- А как вы с Андреем Паниным познакомились?
Он появился на нашем курсе в Школе-студии МХАТ в качестве ассистента-педагога по приглашению Дмитрия Владимировича Брусникина - ставить спектакль «Женитьба Бальзаминова». Хотя, по-моему, таких, как Панин, нельзя пускать к студентам. Это же бешеный человек, с безумным обаянием. Помню, он постоянно что-то говорил, бегал по аудитории, вообще был сгустком какой-то немыслимой энергии. Любви с первого взгляда я к нему не почувствовала, но невозможно было не обратить на такого человека внимание. Что за эмоции испытывал в тот момент Андрей по отношению ко мне, не знаю, но под его пристальное мужское внимание я попала.
Фото: АНДРЕЙ ФЕДЕЧКО
Может быть, благодаря колдовскому действию своей рыжины. Просто не успела за кого-нибудь спрятаться, и яркий цвет моих волос бросился Андрею Владимировичу в глаза…
А в конце третьего курса мне предложили сыграть во МХАТе главную роль в спектакле «Ундина». Андрей в нем участвовал и взялся помогать мне на вводных репетициях. Мы опять соприкоснулись. Теперь уже в театре, то есть на его территории. И я смотрела на него все с большим интересом. Ведь обаяние таланта завораживает! А тут еще я увидела Андрея в спектакле «Смертельный номер». И для меня это действительно стало «смертельным номером» - я «погибла» окончательно и бесповоротно. (С улыбкой.) Правда, со временем поняла, что погибала-то я под очень четким прицелом оптического ружья Панина, который и сделал окончательный выстрел.
- Неужто Андрей пленил вас исключительно со сцены и не было с его стороны никакого флирта, никаких особенных мужских приманочек?
Просто Андрей каким-то чудодейственным образом стал постоянно появляться около меня - за кулисами, в столовой, на репетициях и банкетах.
Незадолго до гибели Андрея Панина журналисты «Семи дней » взяли интервью у жены актера Натальи Рогожкиной . Интервью большое, откровенное, хорошее…
Наталья Сергеевна рассказала о природе их отношений с Андреем, не пожалела для него критических замечаний, но также была щедра и на комплименты.
«Мы с Андреем вместе уже 18 лет. И наши отношения - настоящие американские горки. — Говорила Рогожкина. — Мы же с ним совершенно разные люди! Полярные противоположности с диаметральными взглядами на семейную жизнь. Хорошо еще, что у нас такая счастливая профессия, что мы имеем возможность отдыхать друг от друга. Я не могу без ужаса вообразить, как бы мы 18 лет без перерыва встречались после работы дома - не успев соскучиться, не успев все проанализировать и прийти к выводу, что заменить друг друга кем-то на стороне мы не сможем».
«Моя жизнь поделилась на два периода: до встречи с Паниным и после. И то, что было «до», мне трудно вспомнить, словно это было не со мной, а с другим каким-то человеком. Андрей затмил собой все!»
Андрей, мягко говоря, не соответствовал идеалу мужчины и мужа, который сложился у Натальи по примеру ее собственного отца:
«Наши отношения категорически не подходили под ту модель семейной жизни, какую я с детства считала нормой. Образ мужчины, который до встречи с Паниным заполнял мое воображение, был связан с отцом. А папа - человек интеллигентный, деликатный, уравновешенный, очень уважительно, нежно и мягко относящийся к женщине. И все то, что я получила в Андрее, никаким образом не пересекалось с таким типажом. Безумно импульсивный, он вел себя так, как ему свойственно, говорил тем языком, который ему удобен, не оглядываясь лишний раз, сидит за столом женщина или нет. И первое время я пугалась, что он не воспринимает меня как женщину, раз не считает нужным при мне быть как-то аккуратнее в выражении своих эмоций. Пыталась осторожно намекнуть. Однако Андрюша относится к той категории людей, которые даже мысли не допускают о возможности меняться под чьим-то влиянием».
Были и недостатки, с которыми не каждая женщина способна примириться:
«Это только поначалу Андрей казался мне человеком без недостатков. Не в том смысле, что я их не замечала, просто в тот период мне даже странно было бы называть какие-то особенности его характера недостатками. Я видела в них исключительно проявление его неординарности. Что неудивительно: на момент знакомства мне было 19 лет, Андрею - 32. То есть я - совсем девчонка и он - сформировавшийся мужчина. Разумеется, я приняла его таким, какой он есть. Меня устраивало, что он - планета абсолютно самодостаточная. Вокруг него можно только вращаться неким спутником. И что он человек-хаос. Андрей врывался в мою жизнь и исчезал, потом вновь появлялся и опять надолго пропадал, а затем возникал снова. Пока люди не живут вместе, такая фрагментарность появлений кажется нормой. Человек привносит в твою жизнь праздник, дарит тебе общение с собой - и ты так и воспринимаешь это, как некий подарок. Но когда ты с этим человеком начинаешь жить семьей, а фрагментарность его появлений не меняется - это сказывается на семейной жизни… »
Касалось это и мелочей — скажем, Панин никогда не заправлял по утрам постель. Ерунда, но, согласитесь, если вы — аккуратист, со временем это неминуемо начнет выводить вас из себя. Однако Наталья нашла выход:
«Взять, например, ерундовый банальный пример. Человек никогда не заправляет кровать. На первом этапе это безумно нравится. Потому что даже такие аккуратистки, как я, в глубине души мечтают позволить себе пожить в хаосе. Но рано или поздно наступает момент, когда вечно неубранная кровать уже раздражает. При этом позиция Андрея простая: ты хочешь жить в убранной, чистой квартире? Убирай, ради бога, никто тебе не мешает, но меня самого это ни к чему не обязывает. Ты считаешь, что, если люди живут вместе, они должны предупреждать друг друга, когда где-то задерживаются? Пожалуйста, предупреждай. Но не принуждай меня к этому. Я пыталась высказать мужу какие-то претензии, объяснить, что у меня на душе. Но наткнулась на стену непонимания. И тогда я просто… абстрагировалась от проблемы. От всех проблем! К счастью, к этому моменту я уже имела свою собственную спальню со своей собственной кроватью, которая у меня всегда в таком виде, в каком я хочу ее видеть. Словом, наступил третий этап отношений - когда ты живешь так, как тебе комфортно, а от мужчины не требуешь ничего…»
Кто-то назовет это жертвенностью, но Рогожкина так не считает:
«Ты миришься с какими-то недостатками человека, пока находишь на это силы. Пока тебе самой это в удовольствие. Пока жива твоя любовь к нему. И пока потребность в человеке больше, чем любые огорчения из-за него. Я думаю, что талант и профессию обязательно нужно учитывать. Потому что актерская профессия придает мужчине некоторые очень женские черты. Ведь он постоянно обязан нравиться! Мужчина-актер требует огромной заботы, огромной поддержки, огромного внимания к себе, а подчас и реанимации. Нужно уметь помочь ему справляться со всеми его депрессиями, с разыгравшимися нервами. Нужно время от времени становиться для него крепким плечом…А Андрей в некотором плане абсолютный ребенок! Мой третий, самый тяжелый ребенок…
Кстати, о детях! У Андрея и Натальи их двое — сыновья Александр и Петр . Насколько хорош Панин в роли отца?
«Он потрясающий папа! Я иногда говорю ему: «Андрей, в качестве мужа ты фигура довольно сомнительная. Но в качестве отца великолепен!» Это отец-счастье. И от общения с ним дети получают колоссальное количество щенячьего восторга. Потому что папа - сам ребенок, хулиган. Он сам не заправляет кровать, готов сколько угодно бегать, пугать всех из-за угла, скакать лошадкой, кричать и драться подушками. Другой разговор, что у него не всегда находится на все это время - просто в силу его занятости».
Продолжая разговор на тему «противоположности притягиваются» Наталья рассказала, что Андрей — человек очень резкой энергетики (теперь уж надо говорить «был», но не хочется):
«Он достаточно циничный, вспыльчивый, категоричный. Он легко черпает энергию из разного рода негатива, из собственного недовольства. Андрей сам говорил: чтобы он выдал максимальный результат, нужно загнать его в угол. А я выросла в тепличных условиях, под ударами слабею. И меня в угол загонять нельзя, иначе я там и останусь навсегда. Помести меня в холод недоброжелательности, и мои резервы немедленно иссякнут. И наоборот: когда вижу расположенность к себе, когда мне комфортно, я способна выдать такое, о чем сама не подозревала. Андрей вечно пеняет мне, что я не прислушиваюсь к нему по поводу профессиональных дел. Считает, что я сознательно отвергаю его советы и специально делаю все наоборот. Но, к сожалению, я почти никогда не могу воспользоваться его советами. Что поделать: то, что хорошо для него, совершенно не годится мне. И так во многом!
Взять хотя бы привычку Андрея пугать. Его самого в детстве пугал папа, и Андрей, видимо, получал от этого какое-то удовольствие, непонятное мне. Это как щекотка - кто-то любит, кто-то не выносит… Вот я из тех, кто терпеть не может такие вещи. И если меня напугать, я потом с трудом прихожу в себя. Помню, однажды я была дома одна, а Андрей тихонечко зашел в квартиру и на коленях подполз ко мне сзади. Когда я обернулась, он возник где-то на уровне моих ног - там, где человек вообще не ожидает нападения. Я потом оч-ч-чень долго не могла успокоиться. К счастью, Андрей понял, что я не шучу и что от таких сюрпризов у меня действительно могут наступить серьезные, а может быть, даже и необратимые последствия. И с некоторых пор перестал так делать. Помню, мы отдыхали с детьми во Франции . Андрея не ждали - он был занят, но каким-то образом к нам вырвался. И вот он сначала хотел устроить сюрприз, спрятавшись в шкафу, - с тем, чтобы, когда мы вернемся с пляжа, неожиданно выйти оттуда. Но вовремя сообразил, что впечатление, которое он произведет, будет слишком сильным. И изменил план. Просто вошел следом за электриком, которого мы как раз вызвали, и говорит: «Ну что у вас тут надо починить?»
Очень легко после этого сделать вывод об эгоцентричности Панина, но Рогожкина снова говорит — ничего подобного!
«Я лично чувствую его любовь. Семья для Андрея - единственное, что у него на самом деле есть и куда приложены его усилия. При всех его особенностях, все, что он делает, - ради нас. И все, что мы имеем, создано Андреем. Наша жизнь полностью организована им - начиная от дома, где мы живем, до выбора места отдыха. В его представлении дети летом должны ездить на море. Это константа. На этой идее он настаивает. Андрей постоянно заботится о том, чтобы у нас было всего по максимуму. Другое дело, как он понимает эту заботу… Взять тот же отдых: он узнает, куда лучше поехать, создаст условия. Ну а уж покупать билеты, звонить, договариваться, бегать с чемоданами - этим он не станет заниматься никогда. Или, к примеру, он признает, что нам с маленькими детьми необходима машина. Говорит: «Пожалуйста! Какую захочешь машину - такая у тебя и будет». Но водить сам он не будет никогда! Или он говорит, что мы покупаем квартиру. И зарабатывает на нее деньги. Но дальше все этапы покупки, ремонта предоставлены мне».
Поговорили и о ревности:
«Если меня спросить, считаю ли я, что все мысли и чувства Андрея сконцентрированы только на мне… Нет, я так не считаю. Я прекрасно отдаю себе отчет в том, чтоу Андрея огромная жизнь: бесконечные встречи, постоянные отъезды в командировки. И, стало быть, я являюсь всего лишь частью этой жизни, даже не самой большей ее частью - просто в силу количества людей вокруг него и времени, которое он с ними проводит. Допустим, Андрей почти все девять месяцев съемок в «Шерлоке Холмсе » жил в Питере . Надо быть слишком наивной, излишне самоуверенной, а то и просто глупой, чтобы считать, что при таких обстоятельствах человек полностью принадлежит мне. Или что Андрей в принципе способен на протяжении 18 лет дышать только мной одной, оставаясь все это время на том же накале эмоций, и не замечать, что на свете существуют другие люди. Но также я знаю и другое: в каждый выходной, даже без возможности ночевать дома, Андрей приезжал со съемок в Москву - для того, чтобы побыть со мной и с детьми. И все время ждал нас в Питере, постоянно звал приехать. И я ни секунды не сомневаюсь: ему было бы очень приятно, если бы у меня была возможность проводить с ним больше времени. И этого знания мне достаточно».