Наталья Медведева. Богемная штучка
Экстравагантная модель, роковая женщина, настоящая леди… Это все о Наталье Медведевой, персоне, которая просто не может вызывать равнодушия. Ее в одночасье любили и ненавидели. Она умела перевоплощаться из одной роли в другую в один миг.
Наташа появилась на свет в июле 1958 года. Она была очень желанным ребенком, но ее папа был ранен и скончался спустя два дня после ее появления на свет… С самого ее рождения семья перебывала в трауре. Похоже, что этот самый траур перенесся и во взрослую жизнь Натальи.
Детские годы
Наташа жила в коммунальной квартире вместе с мамой, братом и бабушкой. Для того чтобы хоть как-то сводить концы с концами, они начали сдавать одну из двух комнат приезжим гражданам. Несмотря на то, что жить было не просто, мама отдала ее в музыкальную школу. Она уже тогда привлекала внимание публики. Кроме пения девочка также интересовалась актерской игрой. Еще, будучи школьницей, ей довелось сыграть несколько ролей второго плана в кино. Девочка стала взрослой.
Уже в 15 лет Наташа была способна принимать решения самостоятельно. Она сильно отличалась от подростков того времени. Спустя два года Наташа выезжает из страны за своим избранником.
Личная жизнь
Ее первый брак не был по любви , ей просто было так удобно, к тому же это был отличный шанс уехать жить в Америку. Разница в возрасте составляла более двадцати лет и для своего первого мужа она была просто красивой куклой. За год жизни в Америке девушка стала известной фотомоделью. Ее фото красовались на обложках журналов, косметических брендов. Но, как ни странно, карьера фотомодели не принесла ей ожидаемой эйфории… Девушка принимает решение переключиться на карьеру актрисы.
Во второй раз Наташа выходит замуж за очень обеспеченного мужчину, владельца ювелирных украшений. В это время она начинает играть второстепенные роли в американском кино. В фильме “Черный мрамор” девушке удалось сыграть саму себя.
Для Натальи всегда материальные блага уходили на второй план. Несмотря на то, что и первый, и второй брак были по расчету, это не являлось пределом ее мечтаний. Она не хотела поддаваться стадному инстинкту, ее привлекали проблемы в жизни и она словно магнитом тянулась на встречу к ним.
В 1982 году произошла встреча с писателем Эдуардом Лимоновым. Это знакомство перевернуло всю ее жизнь. Лимонов сразу обратил внимание на девушку, которая читала его произведения наизусть. Он сразу захотел увезти ее из Америки, где как ему казалось, она попросту затерялась. Наталья недолго думая отправилась за Лимоновым в Париж. Она быстро забыла об Америке, карьере фотомодели и состоятельном муже, к которому ничего не испытывала. Все это она променяла на известность скандального писателя.
Благодаря своему новому спутнику она оказалась на самом дне. Все что они могли себе позволить – это мансарда в самом убогом районе Парижа. Девушка неоднократно называла свое жилье с писателем болотом , из которого не так просто выбраться.
Во Франции Наталье не удалось построить карьеру фотомодели. Она прекрасно понимала, что на те гроши, которые получает ее муж, им не прожить и поэтому начала писать сама. В это время начали появляться ее новые романы на французском. В своих произведениях девушка описывала отрывки из своей жизни, а ей-то, уж многое удалось повидать. Все настолько было правдоподобно, что прочитав становится страшно, сколько же всего выпало на долю Наташи.
Ею было написано много романов, вот только, сколько из них имели прототипы в реальной жизни? На этот вопрос может ответить только она. Один из поклонников добивался ее признания и требовал, чтобы она ушла от мужа. Только вот он немного не рассчитал, что от такой женщины что-либо требовать вообще нельзя. Только она вправе решать, что и когда ей делать. Ни один мужчина не мог ее заставить силой.
В 1993 году Наталья уезжает из Франции. Она уже давно мечтала побывать на родине. Брак с Лимоновым уже буквально висел на волоске. Он последовал за ней. На родине ее уже не ждали. Ее прямолинейность в произведениях была чужда населению того времени. Еще, будучи замужней женщиной, она начинает романтические отношения с Сергеем Высокосовым. И отношения продолжались долгих 7 лет. Лимонов закрывал на это глаза. По всей видимости, он ждал, когда его любимая женщина наиграется. Эдуард так и остался вдовцом, ведь пара так и не была разведена.
Люди в то время были не готовы слышать правду, которую так любила излагать писательница. Ее эпатажность не позволяла продюсерам предлагать ей сотрудничество. Она каждый день проживала так, словно он последний в ее жизни… Никто даже не мог себе представить, что у кого-то поднимется рука ее убить. Своей энергией она сносила все напрочь… Ее не стало в возрасте 44 лет от внезапной остановки сердца.
В 2003 году, в Москве, дома, во сне умерла Наталья Георгиевна Медведева, писательница, певица, актриса, модель, бывшая жена и муза Эдуарда Лимонова. Тем летом 2003 года ей исполнилось бы всего 45 лет.
Красавица, модель, писательница, певица
Родилась Наталья Медведева в Ленинграде. Мать Маргарита Васильевна - школьная учительница, отец - военнослужащий, умер через два дня после рождения дочери.
В 16 лет Наталья вышла замуж и уехала с мужем жить в Лос-Анджелес. За плечами был диплом об окончании музыкальной школы по классу фортепиано, эпизод в ленфильмовском "Дневнике директора школы". И куча взрослых поклонников.
Наталья Медведева была красавицей, расцветшей рано и страстно. Высокая, узкая, темная. Красота ее была из разряда неувядающих, но не из завораживающих. Большеротая и крупнозубая, она выбирала яростно-красную помаду. От природы подавляющая, агрессивная, она провоцировала и дразнила, часто раздражала, слишком страстная - не просто женщина - натура.
Первый муж оказался владельцем ювелирного магазинчика и автомастерской, где он, по мнению своей несовершеннолетней по-американским меркам жены, эксплуатировал мексиканских рабочих.
О детских и подростковых годах Наталья Медведева написала свою первую книгу "Мама, я жулика люблю" (1985).
В Лос-Анджелесе Наталья Медведева, конечно, стала моделью. Работала на подиуме в Европе и Японии. Снялась для обложки диска группы «The Cars». О модельном бизнесе - самая популярная ее книга "Отель "Калифорния"" (1987). Брала уроки вокала и изучала историю костюма. Брала частные уроки актёрского мастерства, училась в Лос-Анджелесском городском колледже и консерватории по классу вокала.
Наталья много работала с джаз-группами, в пиано-баре, в русских ресторанах США - «Ренессанс» Сан-Франциско, «Миша» Лос-Анджелес, «Голден Палас» Нью-Йорк (Брайтон-Бич), исполняя русские романсы и популярные мелодии из мюзиклов. В фильме «Чёрный мрамор» («Black marble») на студии «XX век Фокс» (режиссёр Джозефа Уэмбо) сыграла роль исполнительницы русских романсов.
Эдуард Лимонов
Познакомившись с Эдуардом Лимоновым, уехала с ним в Париж и начала писать. Она была третьей женой писателя, но он у нее был пятым. После 15 совместных лет она ушла от него уже в России, в 1995 году, вскоре после возвращения из эмиграции.
Роман с эпатирующем названием "Моя борьба" (кончено же, в первую очередь вспоминается "Майн Кампф" в паре с одним из псевдонимов Медведевой, под ним она пряталась в "Лимонке" - Марго Фюрер) - книга о них, и в эпиграф вынесены слова из американского блюза: "Борьба за мужчину всегда превращается в борьбу с мужчиной".
Эдуард Лимонов был её третьим и последним мужем. В последние годы супруги вместе не жили, но официально не разводились.
Книги и журналистика
В 1989 году впервые после долгого перерыва посетила СССР, а в 1992 году возвращается на родину окончательно, тогда же издателем Александром Шаталовым выпускается её первая в России книга - «Отель „Калифорния"». Её книги во многом строятся на газетных публикациях.
Деятельность в качестве журналиста сопряжена со скандалами: в июне 1994 года Пресненский суд Москвы обязал газету «Новый Взгляд», напечатавшую статью Медведевой о пиратском издании книг её мужа, опубликовать опровержение и выплатить 1 млн руб. компенсации издательству. В эту пору она позиционирует себя как „парижского корреспондента" московской газеты «Новый Взгляд». Её журналистская активность замечена: Константин Эрнст снимает о писательнице выпуск программы «Матадор» для телекомпании ВИD (Первый канал).
В России Наталью Медведеву стали издавать довольно активно, "Вагриус" приличным тиражом выпустил сборник "А у них была страсть" (так же называется и ее последний альбом), самой последней вышла "Ночная певица". В сущности, если опустить вкрапления нецензурной лексики и, может быть, все еще шокирующие кого-то подробности, книги ее на самом деле нежны и сентиментальны и более всего напоминают женскую прозу журнала "Юность".
Рок-львица, панк-королева
В России Наталье Медведевой удалось избежать приставки экс-жена. Она без дураков, с кулаками доказала собственную самодостаточность и даже самоизбыточность. В ней хватало всего, даже чтобы соединить несоединимое: ее называли светской рок-львицей и панк-королевой. Хотя по понятным, прежде всего географическим, причинам ходить в "Сайгон" или Ленинградский рок-клуб она не могла, но стиль их она сохранила больше, чем отставные королевы "Сайгона".
Только ее рок был самым тяжелым, и ее личный Сайгон не давал скидки на здоровый образ жизни, похоже она так и не повзрослела. Вернувшись в Россию, в Москве она сколотила группу "Трибунал", в ее окончательный состав вошел Сергей (Боров) Высокосов ("Коррозия металла"). Вместе с Боровом Наталья Медведева устраивала выставки и свои сольные клубные концерты.
Первый диск Натальи Медведевой, с её парижским репертуаром, выпустил на своём лейбле «Звукореки» поэт Аркадий Семёнов. В постановке первой российской программы «Трибунал Натальи Медведевой» приняли участие известный клавишник Иван Соколовский и музыканты из группы «ХЗ» Карабас, Алексей Заев и Алексей Медведев. Песенные зарисовки 1992-1994 годов вылились в альбом «Russian Trip» (1995).
К февралю 1996 года сложился постоянный аккомпанирующий состав, названный «Трибунал Натальи Медведевой» (Сергей «Боров» Высокосов («Коррозия Металла») - гитара, Игорь Вдовиченко - бас-гитара, Юрий Кистенев («Альянс») - ударные). Первый концерт коллектива состоялся в марте 1996 года. Стиль группы сама Наталья определила как «панк-кабаре». Последний альбом был издан на ОРТ-рекордз в 1999 году и назван так же, как и одна из последних её книг - «А у них была страсть». В 2001 году Наталья Медведева создает проект NATO, направленный против войн на Кавказе и Балканах, с 2002 года давала редкие концерты вместе с Сергеем Высокосовым.
Принимала участие в телевизионных программах «Акулы пера» (1995), «Антропология» (1997), «Рождественские встречи» (1998).
Песни ее стали называть медитативными и шаманскими, она их такими не считала, говорила: "У меня это глубже". И понятно почему: она не была заклинающим хаос и неведомые силы шаманом, она сама была неукротимым, мощным, существом яростной природы. Она не признавала условностей и политеса, могла уйти из телестудии во время прямого эфира, могла петь в "Горбушке" под градом консервных банок чужих поклонников.
Смерть
Наталья Медведева умерла во сне 3 февраля 2003 года в Москве в возрасте 44 лет. По данным врачей, смерть наступила в результате инсульта. Кремирована в крематории Хованского кладбища. Похоронена на Большеохтинском кладбище в Санкт-Петербурге рядом с могилой своего отца.
Часть праха Натальи Медведевой, согласно её завещанию, была развеяна в четырёх городах: Париже, Лос-Анжелесе, Москве и Санкт-Петербурге.
Наталия Георгиевна Медведева (14 июля 1958, Ленинград - 3 февраля 2003, Москва) - российская певица певица, поэтесса, успешная фотомодель международного класса, эссеист, прозаик, автор множества книг, замечательно писавшая искреннюю прозу, кроме того жена известного опального писателя Эдуарда Лимонова.
Мать Маргарита Васильевна - школьная учительница, отец - военнослужащий, умер через два дня после рождения дочери. Окончила музыкальную школу по классу фортепиано, одновременно снималась на «Ленфильме», ещё школьницей сыграла в эпизодах в кинофильме Бориса Фрумина «Дневник директора школы». О годах своей юности она позже подробно напишет в своей биографической книге «Мама, я жулика люблю»
Эмиграция
Выйдя замуж в 17 лет, в 1975 году вслед за первым мужем Аркадием Гусаковым, эмигрировавшим за год до того, через Австрию и Рим эмигрировала в США. Добилась международного признания как манекенщица. Снялась для обложки диска группы «The Cars». Брала частные уроки актёрского мастерства, училась в Лос-Анджелесском городском колледже и консерватории по классу вокала. Работала с джаз-группами, в пиано-баре, в русских ресторанах США - «Ренессанс» Сан-Франциско, «Миша» Лос-Анджелес, «Голден Палас» Нью-Йорк (Брайтон-Бич), исполняя русские романсы и популярные мелодии из мюзиклов. В фильме «Чёрный шар» («Black Marble», 1980) на студии «XX век Фокс» (режиссёр Харольд Беккер (Harold Becker)) сыграла роль исполнительницы русских романсов.
В 1982 году переехала в Париж, где продолжила концертировать в увеселительных заведениях (фрагменты этих программ вошли в компакт-диск «Париж-Кабаре Рюс», записанный в Париже в 1993 году), пела в ресторанах «Балалайка» и «Chez Raspoutine» (вместе с А. Дмитриевичем). Параллельно продолжала заниматься литературной деятельностью.
В начале 1990-х наладила сотрудничество с отечественной периодикой («Лимонка», «Новый Взгляд», «Смена», «День»/«Завтра», «Иностранец»). Опубликовала ряд имевших успех автобиографических романов («Мама, я жулика люблю», «Отель „Калифорния“», «Любовь с алкоголем», «Моя борьба»). В тот же период начала писать собственные песни.
В 1989 году впервые после долгого перерыва посетила СССР, а в 1992 году возвращается на родину окончательно, тогда же издателем Александром Шаталовым выпускается её первая в России книга - «Отель „Калифорния“». Её книги во многом строятся на газетных публикациях:
«В эту книгу вошли тексты, некоторые из которых ранее были опубликованы в российской периодике: …конечно же в газете «Новый Взгляд», у Додолева, где я и начала впервые печататься в России.»
Деятельность в качестве журналиста сопряжена со скандалами: в июне 1994 года Пресненский суд Москвы обязал газету «Новый Взгляд», напечатавшую статью Медведевой о пиратском издании книг её мужа, опубликовать опровержение и выплатить 1 млн руб. компенсации издательству. В эту пору она позиционирует себя как «парижского корреспондента» московской газеты «Новый Взгляд». Её журналистская активность замечена: Константин Эрнст снимает о писательнице выпуск программы «Матадор» для телекомпании ВИD (Первый канал).
Первый диск Наталии Медведевой, с её парижским репертуаром, выпустил на своём лейбле «Звукореки» поэт Аркадий Семёнов. В постановке первой российской программы «Трибунал Наталии Медведевой» приняли участие известный клавишник Иван Соколовский и музыканты из группы «ХЗ» Карабас, Алексей Заев и Алексей Медведев. Песенные зарисовки 1992-1994 годов вылились в альбом «Russian Trip» (1995).
К февралю 1996 года сложился постоянный аккомпанирующий состав, названный «Трибунал Наталии Медведевой» (Сергей «Боров» Высокосов («Коррозия Металла») - гитара, Игорь Вдовиченко - бас-гитара, Юрий Кистенев («Альянс») - ударные). Первый концерт коллектива состоялся в марте 1996 года. Стиль группы сама Наталия определила как «панк-кабаре». Последний альбом был издан на ОРТ-рекордз в 1999 году и назван так же, как и одна из последних её книг - «А у них была страсть». В 2001 году Наталия Медведева создает проект NATO, направленный против войн на Кавказе и Балканах, с 2002 года давала редкие концерты вместе с Сергеем Высокосовым.
Принимала участие в телевизионных программах «Акулы пера» (1995), «Антропология» (1997), «Рождественские встречи» (1998).
В Америке Наталия Медведева ещё раз была замужем - за владельцем ювелирного магазина Александром Плаксиным.
С 1983 по 1995 годы - жена Эдуарда Лимонова, который был её третьим и последним мужем. В последние годы супруги вместе не жили, но официально не разводились.
В середине 1990-х годов познакомилась с Сергеем Высокосовым (музыкант из «Коррозии металла»), который стал её гражданским мужем, с кем певица жила до своей кончины.
3 февраля 2003 года в Москве в возрасте 44 лет умерла во сне. По данным врачей, смерть наступила в результате инсульта. Кремирована в крематории Хованского кладбища. Похоронена на Большеохтинском кладбище в Санкт-Петербурге рядом с могилой своего отца. Часть праха Наталии Медведевой, согласно её завещанию, была развеяна в четырёх городах: Париже, Лос-Анжелесе, Москве и Санкт-Петербурге.
Библиография:
Мама, я жулика люблю. - New York: Russica Publishers, 1988.
Последнее 16 декабря 1989 года. Коллективный сборник. - Париж, 1989.
Maman, j’aime un voyou. - Editions Climats, 1989.
Au Pays des Merveilles. - Editions Climats, 1990.
Wir nennen es Liebe. - Frankfurt am Main, 1990.
Отель «Калифорния». - М.: Глагол 1992.
В стране чудес. - Tel-Aviv: M.Michelson Publishers, 1992.
Мама, я жулика люблю. - М.: Конец века, 1993.
Моя борьба. - Харьков: Грампус Эйд, 1994.
Любовь с алкоголем. - Харьков: Грампус Эйд, 1995.
«Я рею знаменем…». - СПб.: Искусство, 1995. - 285 с.
«А у них была страсть». - М.: Вагриус, 1997.
Любовь с алкоголем. - М.: Вагриус, 2001.
Ночная певица. - М.: Вагриус, 2003.
Мой любимый. - М.: Вагриус, 2003.
Дискография:
1994 - «Париж - кабаре рюс»
1995 - «Russian Trip»
1997 - «Она пела королю Египта. Голливуд»
1999 - «А у них была стRRacть»
2002 - «XX век. Хроника предпоследнего лета»
2002 - «Звериная лирика»
2005 - «Мирными средствами не достичь блаженства»
Сайт памяти Наталии Медведевой: http://medwedeva.narod.ru
Наталия Медведева (певица)
Наталия Георгиевна Медведева. Родилась 14 июля 1958 года в Ленинграде - умерла 3 февраля 2003 года в Москве. Российская певица, фотомодель и писательница. Третья жена Эдуарда Лимонова.
Мать - Маргарита Васильевна, медик.
Отец - военнослужащий, тяжело болел и умер через два дня после рождения дочери.
Имела старшего брата.
Семья жила в коммунальной квартире на Площади Мира: Наталия, ее брат, мама и бабушка. Одну комнату они сдавали, в другой жили сами. Семья жила бедно, но несмотря на трудности, мама отдала ее в музыкальную школу, которую Наталия окончила по классу фортепиано.
Как рассказывала артистка, она рано повзрослела, с пятнадцати лет уже жила собственной сознательной жизнью, а советские общественные рамки были для нее в тягость. Свою юность она подробно описала в автобиографической книге «Мама, я жулика люблю».
Наталия Медведева в фильме "Дневник директора школы"
В 17 лет Наталья Медведева приняла решение покинуть СССР, что и сделала благодаря замужеству - выйдя замуж в 17 лет за человека на 20 лет старше ее. Супруг годом ранее эмигрировал в Америку. Вслед за ним через Австрию и Рим она тоже эмигрировала в США.
Быстро добилась международного признания как манекенщица. Снялась для обложки диска группы «The Cars». Брала частные уроки актёрского мастерства, училась в Лос-Анджелесском городском колледже и консерватории по классу вокала.
Работала с джаз-группами, в пиано-баре, в русских ресторанах США - «Ренессанс» Сан-Франциско, «Миша» Лос-Анджелес, «Голден Палас» Нью-Йорк (Брайтон-Бич), исполняя русские романсы и популярные мелодии из мюзиклов.
В 1979 году Наталья Медведева попала в Голливуд. Ее первой серьезной работой стали съемки на студии «XX век Фокс» в фильме «Черный шар» («Black marble») Джозефа Уэмбо. Она исполняла русские романсы и отрывки бродвейских мюзиклов в кабаре «Миша» на Сансет-бульваре, где ее и заметил Уэмбо. В «Черном шаре» Наталья Медведева сыграла саму себя, исполнительницу русских романсов.
В 1982 году переехала в Париж, где продолжила концертировать в увеселительных заведениях (фрагменты этих программ вошли в компакт-диск «Париж-Кабаре Рюс», записанный в Париже в 1993 году), пела в ресторанах «Балалайка» и «Chez Raspoutine» (вместе с А. Димитриевичем). Параллельно продолжала заниматься литературной деятельностью.
В начале 1990-х наладила сотрудничество с отечественной периодикой: «Лимонка», «Новый Взгляд», «Смена», «День»/«Завтра», «Иностранец». Опубликовала ряд имевших успех автобиографических романов: «Мама, я жулика люблю», «Отель "Калифорния"», «Любовь с алкоголем», «Моя борьба».
В тот же период начала писать собственные песни.
В 1989 году впервые после долгого перерыва посетила СССР, а в 1992 году возвращается на родину окончательно, тогда же издателем Александром Шаталовым выпускается её первая в России книга - «Отель "Калифорния"». Её книги во многом строятся на газетных публикациях: «В эту книгу вошли тексты, некоторые из которых ранее были опубликованы в российской периодике: конечно же в газете «Новый Взгляд», у Додолева, где я и начала впервые печататься в России», - рассказывала она.
Ее деятельность в качестве журналиста была сопряжена со скандалами: в июне 1994 года Пресненский суд Москвы обязал газету «Новый Взгляд», напечатавшую статью Медведевой о пиратском издании книг её мужа, опубликовать опровержение и выплатить 1 млн руб. компенсации издательству. В ту пору она позиционировала себя как «парижского корреспондента» московской газеты «Новый Взгляд», Наталия писала под псевдонимом Марго Фюрер.
Но ее журналистская активность была замечена: снял о писательнице выпуск программы «Матадор» для телекомпании ВИD (Первый канал).
Первый диск Наталии Медведевой, с её парижским репертуаром, выпустил на своём лейбле «Звукореки» поэт Аркадий Семёнов. В постановке первой российской программы «Трибунал Наталии Медведевой» приняли участие известный клавишник Иван Соколовский и музыканты из группы «ХЗ» Карабас, Алексей Заев и Алексей Медведев.
Наталия Медведева - Поедем на войну
Песенные зарисовки 1992-1994 годов вылились в альбом «Russian Trip» (1995).
К февралю 1996 года сложился постоянный аккомпанирующий состав, названный «Трибунал Наталии Медведевой» (Сергей «Боров» Высокосов («Коррозия Металла») - гитара, Игорь Вдовиченко - бас-гитара, Юрий Кистенев («Альянс») - ударные). Первый концерт коллектива состоялся в марте 1996 года. Стиль группы сама Наталия определила как «панк-кабаре».
Последний альбом был издан на ОРТ-рекордз в 1999 году и назван так же, как и одна из последних её книг - «А у них была страсть».
В 2001 году Наталия Медведева создала проект NATO, направленный против войн на Кавказе и Балканах, с 2002 года давала редкие концерты вместе с Сергеем Высокосовым.
Медведеву редко приглашали принять участие в концертах: продюсеров пугала ее скандальность и эпатажность. рискнула однажды включить в свои «Рождественские встречи» выступление Наталии Медведевой. Но это был первый и последний раз.
Принимала участие в телевизионных программах «Тема» с Владом Листьевым, «Акулы пера» (1995), в программе Насти Рахлиной на ОРТ «Подъем» (1996), «Антропология» (1997), «Рождественские встречи» (1998).
Смерть Наталии Медведевой
Скончалась во сне 3 февраля 2003 года в Москве в возрасте 44 лет. По данным врачей, смерть наступила в результате инсульта.
Кремирована в крематории Хованского кладбища. Похоронена на Большеохтинском кладбище в Санкт-Петербурге рядом с могилой своего отца.
Часть праха Наталии Медведевой, согласно её завещанию, была развеяна в четырёх городах: Париже, Лос-Анджелесе, Москве и Санкт-Петербурге.
Наталия Медведева
Рост Наталии Медведевой: 177 сантиметров.
Личная жизнь Наталии Медведевой:
Первый муж - Аркадий Гусаков. Вышла за него замуж в 17 лет. За год до их свадьбы он выехал в США. Этот брак являлся полностью коммерческим проектом для обоих супругов. Муж Натальи Медведевой был старше ее на двадцать лет и делал большие ставки на внешность своей молодой русской жены. Он хотел на ней заработать, а ей нужно было уехать за границу.
Второй муж - Александр Плаксин, владелец ювелирного магазина. Вышла за него замуж в США.
Третий муж - , писатель. Состояли в браке с 1983-го по 1995-й годы. В последние годы супруги вместе не жили, но официально не разводились.
С середины 1990-х годов жила в гражданском браке с Сергеем Высокосовым, музыкантом группы «Коррозия металла». С ним певица жила до своей кончины.
Фильмография Наталии Медведевой:
1975 - Дневник директора школы - Поплавская, ученица, влюблённая в Кольцова
1980 - Черный шарик (Black Marble, The) - ресторанная певица
1996 - Цыган Алёша (документальный)
Дискография Наталии Медведевой:
1994 - «Париж - кабаре рюс»
1995 - «Russian Trip»
1996 - «Russian Trip»
1997 - «Она пела королю Египта. Голливуд»
1999 - «А у них была стRRaсть»
2002 - «XX век. Хроника предпоследнего лета»
2002 - «Звериная лирика»
2005 - «Мирными средствами не достичь блаженства»
2013 - «Russian Trip» (переиздание)
Библиография Наталии Медведевой:
1988 - Мама, я жулика люблю
1989 - Последнее 16 декабря 1989 года. Коллективный сборник
1989 - Maman, j’aime un voyou
1990 - Au Pays des Merveilles
1990 - Wir nennen es Liebe
1992 - Ein wunderbares Land - Frankfurt am Main
1992 - Отель «Калифорния»
1992 - В стране чудес
1994 - Моя борьба
1995 - Любовь с алкоголем
1995 - Я рею знаменем...
1997 - А у них была страсть
1999 - В стране чудес
2000 - Ночная певица
2003 - Мой любимый
2005 - Настя и Наташа (сост. Э. Лимонов): Медведева Наталия «Жизнь в ноу-фьючер»