Наталья медведева биография жена лимонова обсуждение. Наталия Медведева (певица) - биография, информация, личная жизнь
Экстравагантная модель, роковая женщина, настоящая леди… Это все о Наталье Медведевой, персоне, которая просто не может вызывать равнодушия. Ее в одночасье любили и ненавидели. Она умела перевоплощаться из одной роли в другую в один миг.
Наташа появилась на свет в июле 1958 года. Она была очень желанным ребенком, но ее папа был ранен и скончался спустя два дня после ее появления на свет… С самого ее рождения семья перебывала в трауре. Похоже, что этот самый траур перенесся и во взрослую жизнь Натальи.
Детские годы
Наташа жила в коммунальной квартире вместе с мамой, братом и бабушкой. Для того чтобы хоть как-то сводить концы с концами, они начали сдавать одну из двух комнат приезжим гражданам. Несмотря на то, что жить было не просто, мама отдала ее в музыкальную школу. Она уже тогда привлекала внимание публики. Кроме пения девочка также интересовалась актерской игрой. Еще, будучи школьницей, ей довелось сыграть несколько ролей второго плана в кино. Девочка стала взрослой.
Уже в 15 лет Наташа была способна принимать решения самостоятельно. Она сильно отличалась от подростков того времени. Спустя два года Наташа выезжает из страны за своим избранником.
Личная жизнь
Ее первый брак не был по любви , ей просто было так удобно, к тому же это был отличный шанс уехать жить в Америку. Разница в возрасте составляла более двадцати лет и для своего первого мужа она была просто красивой куклой. За год жизни в Америке девушка стала известной фотомоделью. Ее фото красовались на обложках журналов, косметических брендов. Но, как ни странно, карьера фотомодели не принесла ей ожидаемой эйфории… Девушка принимает решение переключиться на карьеру актрисы.
Во второй раз Наташа выходит замуж за очень обеспеченного мужчину, владельца ювелирных украшений. В это время она начинает играть второстепенные роли в американском кино. В фильме “Черный мрамор” девушке удалось сыграть саму себя.
Для Натальи всегда материальные блага уходили на второй план. Несмотря на то, что и первый, и второй брак были по расчету, это не являлось пределом ее мечтаний. Она не хотела поддаваться стадному инстинкту, ее привлекали проблемы в жизни и она словно магнитом тянулась на встречу к ним.
В 1982 году произошла встреча с писателем Эдуардом Лимоновым. Это знакомство перевернуло всю ее жизнь. Лимонов сразу обратил внимание на девушку, которая читала его произведения наизусть. Он сразу захотел увезти ее из Америки, где как ему казалось, она попросту затерялась. Наталья недолго думая отправилась за Лимоновым в Париж. Она быстро забыла об Америке, карьере фотомодели и состоятельном муже, к которому ничего не испытывала. Все это она променяла на известность скандального писателя.
Благодаря своему новому спутнику она оказалась на самом дне. Все что они могли себе позволить – это мансарда в самом убогом районе Парижа. Девушка неоднократно называла свое жилье с писателем болотом , из которого не так просто выбраться.
Во Франции Наталье не удалось построить карьеру фотомодели. Она прекрасно понимала, что на те гроши, которые получает ее муж, им не прожить и поэтому начала писать сама. В это время начали появляться ее новые романы на французском. В своих произведениях девушка описывала отрывки из своей жизни, а ей-то, уж многое удалось повидать. Все настолько было правдоподобно, что прочитав становится страшно, сколько же всего выпало на долю Наташи.
Ею было написано много романов, вот только, сколько из них имели прототипы в реальной жизни? На этот вопрос может ответить только она. Один из поклонников добивался ее признания и требовал, чтобы она ушла от мужа. Только вот он немного не рассчитал, что от такой женщины что-либо требовать вообще нельзя. Только она вправе решать, что и когда ей делать. Ни один мужчина не мог ее заставить силой.
В 1993 году Наталья уезжает из Франции. Она уже давно мечтала побывать на родине. Брак с Лимоновым уже буквально висел на волоске. Он последовал за ней. На родине ее уже не ждали. Ее прямолинейность в произведениях была чужда населению того времени. Еще, будучи замужней женщиной, она начинает романтические отношения с Сергеем Высокосовым. И отношения продолжались долгих 7 лет. Лимонов закрывал на это глаза. По всей видимости, он ждал, когда его любимая женщина наиграется. Эдуард так и остался вдовцом, ведь пара так и не была разведена.
Люди в то время были не готовы слышать правду, которую так любила излагать писательница. Ее эпатажность не позволяла продюсерам предлагать ей сотрудничество. Она каждый день проживала так, словно он последний в ее жизни… Никто даже не мог себе представить, что у кого-то поднимется рука ее убить. Своей энергией она сносила все напрочь… Ее не стало в возрасте 44 лет от внезапной остановки сердца.
Наталия Медведева являлась российской певицей, моделью и журналисткой, также за свою недолгую жизнь успела попробовать себя в роли писательницы.
Детские годы
Наталия родилась летом, 14 июля 1958 года в городе Ленинград. Её отца звали Григорий, он был военным, однако, он не успел воспитать свою дочь, так как всего через два дня после ее рождения, Григорий умер. До этого мужчина достаточно тяжело и продолжительно болел, поэтому он даже не рассчитывал, что доживет до рождения дочери.
Воспитание Наталии легко на ее мать, Маргариту Васильевну, которая по образованию и профессии являлась медиком.
Помимо дочери Маргарита также воспитывала своего старшего сына, в этом ей помогала бабушка детей, вместе с которой они жили в коммунальной квартире. Это была двухкомнатная квартира на площади Мира в Ленинграде, однако, денег в семье катастрофически не хватало, поэтому им приходилось вчетвером ютиться в одной комнате, а вторую – сдавать.
Маргарита Васильевна пыталась делать все для своих детей, при этом ей приходилось работать без выходных. Несмотря на то, что семья жила очень бедно, ей все же удалось отдать Наталию в музыкальную школу, в которой она научилась отлично играть на фортепиано.
Творческая натура Наталии проявилась в ней с самых ранних лет. Помимо того, что девочка занималась в музыкальной школе, она также неплохо пела, ее невероятный голос отмечали многие преподаватели.
Также в школе девочка заинтересовалась драматическим театром и ходила в школьный театральный кружок. Как раз в школьные годы Наталии удалось принять участие в съемках фильма “Дневник директора школы”, на площадке ленфильма, где она сыграла в эпизоде.
По словам самой Наталии, она повзрослела достаточно рано, в 15 лет она начала жить самостоятельно. При этом ей не нравились рамки, которые навязывались гражданам Советского Союза, поэтому у нее появилось желание эмигрировать за границу.
В 17 лет девушке удалось это сделать, она вышла замуж за мужчину, который был старше ее на 20 лет. Муж Натальи, Аркадий Гусаков, после свадьбы сразу улетел в США, а девушке удалось сделать это только через год, при этом для перелета она пересекла почти всю Европу на самолете.
Наталия также написала свою автобиографию, в которой подробно описала годы своей юности, книга вышла под названием “Мама, я жулика люблю”.
Жизнь в эмиграции
Наталии достаточно быстро удалось добиться успеха в Штатах, там она прославилась, как манекенщица. Одной из ее самых известных работ юности считается фотография, которую поместили на обложку дебютного альбома группы “The Cars”.
Помимо съемок девушка также работала с некоторыми музыкальными группами, которые исполняли джаз. Также она работала в русский ресторанах в разных городах США, где исполняла известные романсы и песни из кинофильмов.
Наталия все время старалась учиться чему-то новому, она училась актерскому мастерству, а также получила два образования : одно в Лос-Анджелесском колледже, другое в консерватории по классу вокала.
В Голливуд девушке удалось попасть в 21 год, тогда она снялась в фильме студии “ХХ век фокс” под названием “Черный шар” . В нем она сыграла девушку, которая исполняла в кафе русские романсы, то есть саму себя. Интересен тот факт, что режиссер фильма заметил ее как раз в ресторане за этой работой.
Девушка за годы жизни в США успела развестись со своим первым мужем и жениться во второй раз. На этот раз ее мужем стал ювелир, однако их союз просуществовал совсем недолго.
В самом начале 90-х годов девушке удалось связаться с отечественными газетами, выходящими в тот момент, она начала печататься во многих из них. Таким образом, в свет вышли 4 ее романа , которые являются автобиографическими. Примерно в этот же период девушка начала сочинять тексты песен.
Возвращение на родину
После долгого путешествия в первый раз девушка посетила свою Родину в 1989 году, После развала Советского Союза Наталия окончательно переезжает в Россию, где успешно строит журналистскую карьеру. Девушка в то время представлялась как “парижский корреспондент”, при этом в ее деятельности было немало скандалов.
Начиная с 1992 года также начали выходить диски с песнями Наталии, а в 1996 году собралась целая группа, где девушка была вокалисткой, она называлась “Трибунал Наталии Медведевой”. Последний ее альбом был выпущен в 1999 году.
С 2001 по 2002 год девушка крайне редко выступала перед публикой, она занялась созданием проекта, который призывал прекратить людей войну на Кавказе. На телевизионные концерты ее приглашали очень редко, ведь многие продюсеры боялись ее эпатажности и неординарности. Однако Наталия принимала участие в некоторых известных телевизионных передачах того времени.
Личная жизнь
Всего Наталия была замужем 4 раза.
Первый ее брак с Аркадием Гусаковым был фиктивен с обеих сторон, девушка вышла замуж, чтобы улететь из СССР, а мужчина женился на красивой девушке, которая должна была представлять его с лучшей стороны.
После переезда в США и первого успеха в роли модели девушка сразу ушла от своего мужа, ведь их ничего не связывало.
Со вторым мужем, Александром Плаксиным , она познакомилась на одном из показов в США, мужчина одаривал ее подарками, поэтому девушка ответила согласием на его скорое предложение о замужестве. Однано Александр оказался достаточно ветреным человеком, не прошло и месяца со дня свадьбы, как он нашел уже себе новую пассию, а Наталия осталась без внимания мужа.
За своим третьим мужем, Эдуардом Лимоновым , девушка даже переехала в Париж. Она была влюблена в него и его творчество. Девушка была готова бросить все ради жизни с писателем, в 1983 году они поженились, в этом же году девушка забеременела но решила пока не заводить ребенка и сделала аборт.
Это решение кардинально поменяло ее жизнь, девушка начала пить, после этого она так и не смогла забеременеть. Эдуард очень часто уезжал по своим делам без жены, она ждала его. После переезда в Россию их отношение совсем охладели, однако, официального развода не было.
С четвертым мужем, рок-музыкантом Сергеем Высоковым, девушка познакомилась на гастролях. У пары было много общих интересов, и в конце 90-х они открыто заявили о том, что живут вместе, при этом Лимонов делал вид, что ничего подобного не происходит.
Смерть
Наталия умерла в 2003 году, ей было всего 44 года. Официальной причиной смерти является инсульт. Могила женщины находится на одном из Московских кладбищ, ее похороны проходили совершенно обычно, не как у звезды.
По завещанию, тело Наталии кремировали, а прах рассеяли в США, Франции и России.
ПЛЕБЕЙКА И НОЛЬ
«Задатки ясновидящего у меня были всегда. В ночь с 24-го на 25-е мне приснился дьявол. Он плеснул в меня огненной водой, и я заорал… Наташа меня разбудила, я был уверен, что произойдет несчастье, так как сон был ужасающей интенсивности. Потому 30 марта я не был застигнут врасплох, я ожидал»,- написал в очередной книге Эдуард Лимонов.
Ранним утром 30 марта 1992 года в квартире Лимонова в Париже раздался звонок: «Мсье Савенко? С вами говорят из «Госпиталя Бога». Ваша жена у нас». И он понесся в лечебницу… То, что он увидел, превзошло самые страшные ожидания. Окровавленные слипшиеся волосы, изуродованное ударами отвертки лицо, безвольно повисшая сломанная рука… Неизвестные напали на Наталью Медведеву ночью, после ее выступления в кафе. Разумеется, она была пьяна. Разумеется, она была доступна…
Еще очень долго она будет являться ему во сне именно такой. Жалкой, испуганной, еле живой. Но не раскаявшейся.
Плохая хорошая девочка
В начале 80-х прошлого века писатель Эдуард Лимонов был уже знаменит. К этому времени во Франции был издан его первый роман «Это я, Эдичка», который позже разойдется по пяти континентам общим тиражом четыре миллиона экземпляров. Вместе с публикацией своего детища советский эмигрант Эдик Савенко избавился от болезненной любви к бывшей жене Елене Щаповой и ненавистного Нью-Йорка, в котором влачил жалкое существование. Он перебрался в Париж и развил бурную литературную деятельность. Но, как оказалось, существовать в стабильности и душевном покое Эдуард Лимонов не мог. Почти сразу после переезда он начал мечтать о новой любви. Любви, как ее понимал литературный Эдичка - то есть страстной, невыносимой, почти не совместимой с жизнью.
«Где все эти «гуд бэд герлс» / Жестокие девушки с резко откинутыми головами / с расширенными зрачками / безжалостно ищущие любовь по всему миру / начинающие с ничего?»,- тосковал Лимонов в стихах того периода, буквально материализовывая «плохую хорошую девочку» из окружающего хаоса. И новая любовь не замедлила явиться. В 1982 голу, находясь по делам в Лос-Анджелесе, 39-летний писатель познакомился с 24-летней певицей и моделью Натальей Медведевой, тоже эмигранткой из СССР. Впрочем, то, что эпатажная Наташа - его судьба, писатель не заметил ни с первого, ни даже со второго взгляда. Долговязая, коротко стриженая девица с грубым голосом зацепила Лимонова лишь тем, что наизусть читала его стихи и явно хотела ему понравиться. Проведя вместе вечер в ресторане, Эдичка и Наташа отправились вместе ночевать к друзьям, но даже не попытались заняться любовью. «Я первый раз в жизни уснула тогда с незнакомым мужчиной»,- признается позже Медведева. Действительно, весьма нехарактерное для нее поведение.
Наталья Медведева к моменту знакомства с будущим мужем уже успела прожить полторы обычных жизни. В 16 лет она вышла замуж и покинула родной Питер. Первый супруг был старше ее на двадцать лет и делал большие ставки на внешность молодой жены. Именно благодаря ему спустя год в США появилась русская модель международного класса. Пиком карьеры Медведевой в этой области стали съемки для обложки первого альбома известной группы «The Cars». Позже Наталья разочаровалась в модельном бизнесе и в муже. «Свято место» немедленно занял влиятельный американский ювелир. Богатенький Буратино не препятствовал Наташе зарабатывать деньги пением русских романсов и хитов из бродвейских мюзиклов в лос-анджелесском кабаре «Москва». Ее заметили и пригласили сниматься в кино. Первой серьезной работой стали съемки на студии «XX век Фокс» в фильме «Черный мрамор» режиссера Джозефа Уэмбо. Петь в ресторане Наталья перестала, но по старой привычке по вечерам заходила туда выпить. Однажды в этот ресторан зашел и Эдичка.
Талантливое уродство
После той невинной ночи Лимонов и Медведева задались целью во что бы то ни стало «сделать любовь», как выражался литературный Эдичка. Нашли квартиру упали друг другу в объятия, технично исполнили необходимые трюки и,.. почти ничего не почувствовали. «Каждый из нас делал это тысячи раз. Однако стеснялись именно друг друга»,- позже проанализирует первый опыт Лимонов. Однако Наталья, как выяснилось, поняла ситуацию иначе. «Все думают, читая его книги, что Эдуард Лимонов - супермужчина. Да что Лимонов… Да он удовлетворить меня не может, ваш Лимонов, да он…» - запивая водку шампанским, пожаловалась Медведева обществу на следующий день. Эх, бежать бы Эдичке подальше от грядущего кошмара… Но, вопреки тому, что ему подсказывало уязвленное мужское самолюбие, он остался. Более того, неожиданно для себя предложил этой скандалистке, эгоистке и пьянице переехать к нему в Париж. Медведева согласилась. Несколько раз до отъезда во Францию Лимонова охватывала паника. Он отправился домой первым - с тайной надеждой, что Медведева передумает и где-нибудь затеряется в лабиринте лос-анджелесских улиц. Он не поехал ее встречать, когда она все-таки прилетела в Париж, и даже не подумал каким-либо образом отпраздновать приезд. Наталья явилась в столицу моды в жутких желтых сапогах и в бесформенной куртке. И в дальнейшем наряды и макияж, старившие ее лет на десять, шокировали Лимонова. «Как можно так талантливо себя уродовать? Чужая. Ненужная»,- писал он в дневнике, но… продолжал делить с гостьей крышу и постель. Наталья в долгу не осталась. Пила, буянила, не приходила ночевать. Пьяная и разъяренная, с размазавшейся помадой на больших губах, она кричала ему: «Как мужчина ты - никто! Ты ноль как мужчина!» Но… продолжала жить с Лимоновым. Более того, вскоре после приезда расписалась с ним в Парижской мэрии.
Привычка жениться
Формально женитьба ничего не изменила в жизни Лимонова и Медведевой. Однако таким образом они все же признались друг другу что их отношения - нечто большее, чем просто сожительство двух творческих натур. Педантичный Эдичка сдерживал неукротимую Наталью. Он следил за тем, есть ли еда, куплена ли зубная паста и не текут ли краны. В ответ она уносила его в эротический космос. В перерывах между скандалами он называл ее Тигрицей, Дикой кошкой. Она его - Лимончиковым, Лимой, Лимочкой. «Никто нас не любит, Лимончиков,- смеялась Наталья.- Поедем на рю дез"Экуфф и будем любить друг друга».
Но кошмар усиливался. Лимонов жил по четкому расписанию: рано вставал, салился за стол и писал до упора с перерывом на физические упражнения. Обедал по часам и регулярно гулял. Медведева работала в ночном клубе, поэтому приходила ночью, вставала поздно и к 10 вечера опять ехала петь. И пить. Алкоголь (и подогретые градусами скандалы) были неотъемлемой частью ее жизни. Она ругалась с Лимоновым отчаянно, до драки. «Ты меня достал, чертов зануда»,- вопила она в пьяном угаре. Через два года и восемь месяцев после знакомства они разъехались по разным квартирам. Им казалось, что навсегда.
Порознь Медведева и Лимонов прожили полтора года. Потом решили попробовать еще раз. «Я не подозревал, что наша дальнейшая любовь примет характер трагедии, извращения, бреда»,- напишет позже Лимонов. Наталья все больше пила и все больше изменяла мужу. Надо сказать, Лимонов тоже не скучал. Своих малознакомых поклонниц, которые встречались ему в многочисленных командировках, он не считал. Тем не менее превзойти супругу ему не удалось - Медведева, даже не пытаясь сохранить это в тайне, могла на несколько суток запереться где-нибудь в чужой квартире с двумя незнакомыми мужиками, а потом явиться домой - грязной, оборванной, довольно ухмыляющейся.
В 1988 году Лимонов и Медведева предпринимают еще одну попытку освободиться друг от друга. На этот раз по инициативе Натальи. Лимонов тяжело переживает разрыв. Как-то, пытаясь осмыслить свои безумные отношения с женой, он пришел к гадалке. «В прошлой жизни ваша супруга была проституткой, а вы - германским рыцарем. Вы убили ее тогда. Теперь искупаете свою вину»,- просветила писателя ясновидящая. И он вернул жену - чаша искупления, видимо, еще не была испита до дна.
В том же 1988 году Наталье поставили диагноз «алкоголизм», и Лимонов добровольно превратился в гремучую смесь сиделки и полицейского. Когда у жены начинался запой, он запирал ее в квартире, приносил безалкогольное пиво и пичкал лекарствами. «Ты не даешь мне жить»,- жаловалась она. Когда трезвела, всем рассказывала, что имя «Эдвард» переводится со староанглийского как «вэлфи гардиан» - «богатый покровитель», «охранитель». И ее Эдвард ее хранит.
Назад, в будущее
В начале 90-х Эдичка с головой окунулся в политическую деятельность. Разъезжал по миру, оставляя Наталью одну в Париже. Домой Лимонов рвался уже через несколько дней. А за пару часов до посадки в парижском аэропорту он и вовсе не находил себе места. «Уже в автобусе начинает безумно ныть в предвкушении встречи с ней низ живота»,- вспоминал он. Наталья встречала его в лучших традициях - то есть пьяная и только что проводившая любовника. «Потом будешь меня ругать. Ложись на меня»,- звала она, и Лимонов безропотно подчинялся. В такие минуты он забывал о том, что за ней по пятам ходит беда.
Вскоре Лимонов восстановил советское гражданство и вернулся в Россию, где с головой ушел в борьбу с режимом: участвовал в обороне Белого дома в Москве, издавал газету «Лимонка». Но политические страсти ни на секунду не давали забыть о той, которая осталась в Париже.
«Я улетел спасать Наташу 17 декабря 1993 года. Вблизи все выглядело трагично, но менее страшно, чем в 1992-м, когда Наташу ударили шесть раз отверткой по лицу и сломали руку. В этот раз синяки почти сошли… Я запер ее на ключ на несколько дней»,- записал Лимонов в дневнике. Куда бежать, где прятаться от парижского кошмара? Медведева дорогу знала. В 1994 году она, вслед за Лимоновым, возвращается на бывшую Родину. Как оказалось, чтобы расстаться с ним навсегда.
Осторожно, двери закрываются!
В России Медведева всерьез занялась музыкой. Во время записи очередного альбома она познакомилась с гитаристом группы «Коррозия металла» Сергеем Высокосовым по кличке «Боров». Рок-музыканту удалось то, что не получилось у сотен случайных мужчин Медведевой: Боров забрал ее у Лимонова. Окончательно и бесповоротно.
За двое суток до разрыва Лимонов всю ночь разыскивал жену, словно пытаясь повернуть время вспять. Он был явно не в себе, носил с собой огромный кухонный нож. «Для него Наташа была не просто женщиной, ушедшей к другому. Предательство - так оценивал ее действия Эдуард»,- рассказывали позже друзья Лимонова. Ни Наталью, ни ее нового любовника Лимонов не нашел, и в отместку искромсал на куски все ее вещи. Он изуродовал даже ее любимую мягкую игрушку, с которой Наталья не расставалась с 16 лет. Медвежонку, пропутешествовавшему с ней по всему миру, отчаявшийся Эдичка отрезал голову…
Наконец она пришла. «В доме есть алкоголь?» - поинтересовалась Медведева. Водки не оказалось. «Чего, Лимонов, от тебя еще ожидать?» - равнодушно пожала плечами Наталья и пошла собирать оставшиеся целыми вещи. Эдичка молча сидел на кухне. «До свидания!» - бросила она через плечо тому, с кем прожила 13 лет. Дверь захлопнулась.
Эпилог
В апреле 2001 года Лимонов по обвинению в хранении оружия и создании незаконных вооруженных формирований был заключен в следственный изолятор, где провел время до суда. 1 февраля 2003 года прокуратура потребовала осудить Лимонова на 14 лет лишения свободы. Через сутки Наталья Медведева умерла во сне в своей квартире, не дожив до 45-летия несколько месяцев. «Она всегда была какой-то пропащей силой, как это говорят в России. Гибель ей была суждена. Одно время я в этом сомневался, поскольку я ее очень любил. И все время, пока она жила со мной, этого не случалось»,- подведет черту под совместной жизнью с Медведевой Эдичка. До последнего дня он официально оставался ее мужем.
В 2003 году, в Москве, дома, во сне умерла Наталья Георгиевна Медведева, писательница, певица, актриса, модель, бывшая жена и муза Эдуарда Лимонова. Тем летом 2003 года ей исполнилось бы всего 45 лет.
Красавица, модель, писательница, певица
Родилась Наталья Медведева в Ленинграде. Мать Маргарита Васильевна - школьная учительница, отец - военнослужащий, умер через два дня после рождения дочери.
В 16 лет Наталья вышла замуж и уехала с мужем жить в Лос-Анджелес. За плечами был диплом об окончании музыкальной школы по классу фортепиано, эпизод в ленфильмовском "Дневнике директора школы". И куча взрослых поклонников.
Наталья Медведева была красавицей, расцветшей рано и страстно. Высокая, узкая, темная. Красота ее была из разряда неувядающих, но не из завораживающих. Большеротая и крупнозубая, она выбирала яростно-красную помаду. От природы подавляющая, агрессивная, она провоцировала и дразнила, часто раздражала, слишком страстная - не просто женщина - натура.
Первый муж оказался владельцем ювелирного магазинчика и автомастерской, где он, по мнению своей несовершеннолетней по-американским меркам жены, эксплуатировал мексиканских рабочих.
О детских и подростковых годах Наталья Медведева написала свою первую книгу "Мама, я жулика люблю" (1985).
В Лос-Анджелесе Наталья Медведева, конечно, стала моделью. Работала на подиуме в Европе и Японии. Снялась для обложки диска группы «The Cars». О модельном бизнесе - самая популярная ее книга "Отель "Калифорния"" (1987). Брала уроки вокала и изучала историю костюма. Брала частные уроки актёрского мастерства, училась в Лос-Анджелесском городском колледже и консерватории по классу вокала.
Наталья много работала с джаз-группами, в пиано-баре, в русских ресторанах США - «Ренессанс» Сан-Франциско, «Миша» Лос-Анджелес, «Голден Палас» Нью-Йорк (Брайтон-Бич), исполняя русские романсы и популярные мелодии из мюзиклов. В фильме «Чёрный мрамор» («Black marble») на студии «XX век Фокс» (режиссёр Джозефа Уэмбо) сыграла роль исполнительницы русских романсов.
Эдуард Лимонов
Познакомившись с Эдуардом Лимоновым, уехала с ним в Париж и начала писать. Она была третьей женой писателя, но он у нее был пятым. После 15 совместных лет она ушла от него уже в России, в 1995 году, вскоре после возвращения из эмиграции.
Роман с эпатирующем названием "Моя борьба" (кончено же, в первую очередь вспоминается "Майн Кампф" в паре с одним из псевдонимов Медведевой, под ним она пряталась в "Лимонке" - Марго Фюрер) - книга о них, и в эпиграф вынесены слова из американского блюза: "Борьба за мужчину всегда превращается в борьбу с мужчиной".
Эдуард Лимонов был её третьим и последним мужем. В последние годы супруги вместе не жили, но официально не разводились.
Книги и журналистика
В 1989 году впервые после долгого перерыва посетила СССР, а в 1992 году возвращается на родину окончательно, тогда же издателем Александром Шаталовым выпускается её первая в России книга - «Отель „Калифорния"». Её книги во многом строятся на газетных публикациях.
Деятельность в качестве журналиста сопряжена со скандалами: в июне 1994 года Пресненский суд Москвы обязал газету «Новый Взгляд», напечатавшую статью Медведевой о пиратском издании книг её мужа, опубликовать опровержение и выплатить 1 млн руб. компенсации издательству. В эту пору она позиционирует себя как „парижского корреспондента" московской газеты «Новый Взгляд». Её журналистская активность замечена: Константин Эрнст снимает о писательнице выпуск программы «Матадор» для телекомпании ВИD (Первый канал).
В России Наталью Медведеву стали издавать довольно активно, "Вагриус" приличным тиражом выпустил сборник "А у них была страсть" (так же называется и ее последний альбом), самой последней вышла "Ночная певица". В сущности, если опустить вкрапления нецензурной лексики и, может быть, все еще шокирующие кого-то подробности, книги ее на самом деле нежны и сентиментальны и более всего напоминают женскую прозу журнала "Юность".
Рок-львица, панк-королева
В России Наталье Медведевой удалось избежать приставки экс-жена. Она без дураков, с кулаками доказала собственную самодостаточность и даже самоизбыточность. В ней хватало всего, даже чтобы соединить несоединимое: ее называли светской рок-львицей и панк-королевой. Хотя по понятным, прежде всего географическим, причинам ходить в "Сайгон" или Ленинградский рок-клуб она не могла, но стиль их она сохранила больше, чем отставные королевы "Сайгона".
Только ее рок был самым тяжелым, и ее личный Сайгон не давал скидки на здоровый образ жизни, похоже она так и не повзрослела. Вернувшись в Россию, в Москве она сколотила группу "Трибунал", в ее окончательный состав вошел Сергей (Боров) Высокосов ("Коррозия металла"). Вместе с Боровом Наталья Медведева устраивала выставки и свои сольные клубные концерты.
Первый диск Натальи Медведевой, с её парижским репертуаром, выпустил на своём лейбле «Звукореки» поэт Аркадий Семёнов. В постановке первой российской программы «Трибунал Натальи Медведевой» приняли участие известный клавишник Иван Соколовский и музыканты из группы «ХЗ» Карабас, Алексей Заев и Алексей Медведев. Песенные зарисовки 1992-1994 годов вылились в альбом «Russian Trip» (1995).
К февралю 1996 года сложился постоянный аккомпанирующий состав, названный «Трибунал Натальи Медведевой» (Сергей «Боров» Высокосов («Коррозия Металла») - гитара, Игорь Вдовиченко - бас-гитара, Юрий Кистенев («Альянс») - ударные). Первый концерт коллектива состоялся в марте 1996 года. Стиль группы сама Наталья определила как «панк-кабаре». Последний альбом был издан на ОРТ-рекордз в 1999 году и назван так же, как и одна из последних её книг - «А у них была страсть». В 2001 году Наталья Медведева создает проект NATO, направленный против войн на Кавказе и Балканах, с 2002 года давала редкие концерты вместе с Сергеем Высокосовым.
Принимала участие в телевизионных программах «Акулы пера» (1995), «Антропология» (1997), «Рождественские встречи» (1998).
Песни ее стали называть медитативными и шаманскими, она их такими не считала, говорила: "У меня это глубже". И понятно почему: она не была заклинающим хаос и неведомые силы шаманом, она сама была неукротимым, мощным, существом яростной природы. Она не признавала условностей и политеса, могла уйти из телестудии во время прямого эфира, могла петь в "Горбушке" под градом консервных банок чужих поклонников.
Смерть
Наталья Медведева умерла во сне 3 февраля 2003 года в Москве в возрасте 44 лет. По данным врачей, смерть наступила в результате инсульта. Кремирована в крематории Хованского кладбища. Похоронена на Большеохтинском кладбище в Санкт-Петербурге рядом с могилой своего отца.
Часть праха Натальи Медведевой, согласно её завещанию, была развеяна в четырёх городах: Париже, Лос-Анжелесе, Москве и Санкт-Петербурге.
Наталия (Наталья) Георгиевна Медведева (14 июля 1958 — 3 февраля 2003) - певица, поэтесса, успешная фотомодель международного класса, эссеист, прозаик, автор множества книг, замечательно писавшая искреннюю прозу, кроме того жена известного опального писателя Эдуарда Лимонова. Родилась в 1958 году в Ленинграде, в юном возрасте занималась в драматическом театре, окончила музыкальную школу по классу фортепиано, сыграла несколько эпизодических ролей в советском кино.
Будущая выдающаяся русская певица, писательница и авантюристка Наталья Медведева школьницей сыграла в эпизодах в кинофильме Бориса Фрумина "Дневник директора школы", где главную роль исполнил великий русский актер Олег Борисов. Этот эпизод описан в автобиографической повести Медведевой "Мама, я жулика люблю!"
Музыка - В. Лебедев, в фильме также снимались Ия Саввина, Людмила Гурченко и др.
Наталья Медведева умерла 4 февраля 2003 года во сне в 44 года. Похоронена на Большеохтинском кладбище родного Ленинграда (пр. Металлистов, 5).
(P) Ленфильм, 1974
В 1975-ом, удачно выйдя замуж, в возрасте 17-ти лет покинула СССР и длительное время (почти 20 лет) проживала "на западе", в США, Японии и Франции.
Работала фото-моделью и манекенщицей в США, снималась для журнала "Плэйбой" (её изображение украшает обложку дебютного альбома культовой американской группы "The Cars"), параллельно занималась эстрадным вокалом и историей сценического костюма в Лос-Анджелесской Консерватории, пела и танцевала в ночных клубах, ресторанах и кабаре Лос-Анджелеса.
Исполняла русские романсы и отрывки из Бродвейских мюзиклов в кабаре "Миша" на Сансет-бульваре. В голливудской театральной школе брала частные уроки актёрского мастерства и сыграла несколько небольших ролей в американских кино-фильмах.
Наталия Медведева в роли исполнителицы русских романсов в американском фильме «Чёрный мрамор» («Black marble») снятом и выпущенном в 1980-ом на студии «XX век Фокс» (режиссёр Джозеф Уэмбо)
В 1982 году переехала в Париж, где продолжила концертировать. Пела в русском кабаре "Балалайка", а в знаменитом ресторане "Распутин" в начале 80-х работала вместе с легендарным цыганским певцом Алёшей Димитриевичем, которому впоследствии посвятила большую главу в своей автобиографической книге - "Моя борьба" (Наталия явилась одним из последних литераторов, не задолго до смерти записавшей воспоминания "цыганской звезды" русской эмиграции - А.Димитриевича). Была близко дружна с тогдашними советскими диссидентами, проживавшими во Франции, художниками-авангардистами и музыкантами.
Наталия Медведвева и Алеша Димитриевич. Единственная сохранившаяся совместная фотограия
Будучи в Париже активно писала статьи и репортажи для французских андеграундных журналов "Figaro Madame" и "Idiot International", а с 1990-х годов, под псевдонимом "Марго Фюрер" начала печатать статьи и для российских изданий (газета "Лимонка", журнал "Ом", "Новый взгляд", "Смена", "День"/"Завтра", "Иностранец" и многие другие). С давнего времени Наташа писала стихи, позднее, под влиянием мужа-писателя Э.Лимонова, постепенно также занялась большой литературой. В 1985 году вышел её первый автобиографический роман "Мама, а я жулика люблю!", рассказ о своём питерском детстве и юности, затем роман "Отель Колифорния"(1987) воспоминания о своей жизни в Голливуде. Эти произведения сразу же стали культовыми в среде российских ценителей андеграундной литературы.
Несколько её книг были переведены на французский и немецкий языки, и не без успеха изданы в Европе. Находясь в Париже, во второй половине 80-х она начала писать свои первые собственные песни на русском языке в жанре панк-рок-музыки в синтезе с музыкой кабаре-шансон.
В 1989-ом, впервые после долгого отсутствия на родине, в качестве "гостьи" Наталия посетила СССР, а несколько лет спустя, в 1994-ом, как и многие бывшие "эмигранты", Наталия Медведева окончательно вернулась на родину, но оказалась здесь поразительно невостребованной и непонятой, оставаясь популярной исключительно "в узких кругах" преданных поклонников.
В 1994-ом году певица записала альбом "Russian Trip" (вышел в 1995), а к февралю 1996-го собрала постоянный аккомпанирующий состав, названный ансамблем "Трибунал". Но контрастность и прямолинейность её творчества (свободно приемлемом и поощряющимся на Западе) оказались чуждыми в России того времени (да и сейчас). И в итоге, Наталия стала - главной "Королевой Российского Андерграунда". В сущности, по выбранному жанру и стилистике, во всей тогдашней стране ей мог частично соответствовать лишь один Пётр Мамонов, тоже в начале отвергнутый отечественной поп-индустрией и долгое время "не понимаемый".
Лишь в 1998-ом году, был короткий и яркий "всплеск" её творческой карьеры в России - выход нового (и последнего "официально-изданного") СД-альбома "А у них была страсть" (фирма "ОРТ-рекордс", 1999 г.) названного по одноимённому роману Н.Медведевой. Затем - несколько показов выступлений и видео-клипов на российском телевидении, и личное приглашение от Аллы Пугачёвой в её теле-шоу "Рождественские Встречи". К сожалению, это был первый и последний факт сотрудничества двух звезд. Медведева, своими точными и едкими ироническими репликами буквально в пух и прах "разогнала" элиту молодого российского шоу-бизнеса. Даже несмотря на то, что Алла Борисовна чувствовала некое духовное родство, понимание и тягу к Наталии, однако всё же она не решилась пойти на дальнейший "промоушн" певицы такой ценой.
Это тяжелое и неблагодарное бремя - "петь, писать и кричать от имени всех красивых женщин эпохи". И если же, бесспорный литературный талант Наталии Медведевой, возможно и был не слишком большим (тем более, что её книги постоянно и несправедливо сравнивали с работами её мужа Э.Лимонова), чего никак не скажешь о ее безусловном музыкальном даре. Тогда, в середине 90-х годов многих "отпугнул" неожиданный, необычный и непривычный "сплав" шансона и жанра "кабаре", с "панк-музыкой", "хард-роком", и мощным неистовым вокалом певицы.
Между тем, мелодизм Медведевой - составлял идеальный баланс между забойным роком, кондовой эстрадой и классическим русским кабаре. В музыке ёё сравнивали с популярной западно-германской "панк"- певицей Ниной Хаген ("родоначальницей и матерью" "панк-шок-рока" и немецкой "экстремальной" сцены), а в литературном творчестве - с известнейшим американским писателем-гипер-реалистом Генри Чарльзом Буковски. Кроме прочего, Наталия Медведева была известна и как великолепный дизайнер одежды - она сама придумывала себе сценические наряды, составившие впоследствии целую авторскую коллекцию.
Сейчас уже, по прошествии почти 10-ти лет, Наталия Медведева видится для понимающих слушателей - большой трагической певицей, личностью недооценённой современниками, равной которой у нас не было и нет. Как и любой артист, она хотела любви и признания, мечтала стать актрисой, но как и некоторые другие творчески-одарённые личности, она совершенно ничего не предпринимала для собственного "промоушна" и при этом не могла взять в толк, как это люди не понимают, что она талантлива (ведь на Западе поиском талантов специально занимаются целые фирмы и объединения, но в сегодняшней России, где всё решают деньги, истинный талант никому не нужен). А ведь она на самом деле была "звездой", по самому высшему, нездешнему счёту. При этом всегда относилась к самой себе с большой иронией.
"Повторяй каждый день - жить!!! И живи - страстно, по-русски, безудержно", - пела Наталия Медведева, вернувшись на Родину. Она так и жила, выбрав экстенсивный путь, путь протеста и нон-конформизма. Никто не верил, что однажды Наталия может уйти навсегда. И никто не верил, что ей когда-то может быть 60-сят. Энергия этой женщины, словно ураган, уносила за собой многие чужие судьбы...
Наталия Медведева - "Ночная певица" или "Большая Медведица" (как называли её близкие друзья и поклонники, по названию одного из романов), ушла в мир иной 3 февраля 2003 года в Москве, на 45-ом году жизни. По данным врачей, смерть наступила в результате инсульта. Она умерла во сне от внезапной остановки сердца, а ее прах (по её личной просьбе) был рассеян друзьями в четырёх городах мира: Санкт-Петербурге, Лос-Анджелесе, Париже и Москве.
После неё осталось 5 музыкальных альбомов (и ещё столько же неизданных), записанных в разных жанрах в сотрудничестве со многими рок-группами и музыкантами, несколько музыкально-поэтических фонограмм и видео-клипов, а так же восемь автобиографических романов (среди которых наиболее известные: "Мама, я жулика люблю", "Отель "Калифорния", "Моя борьба", "Ночная певица", "А у них была страсть"), книга стихов и песен, повести и рассказы, пъеса "Дневник Марго Фюрер", сборник эссеистики и множество журнальных публицистических статей и политических "обзоров" (в последние годы жизни, Н.Медведева была тесно связана с ультра-крайней "Национал-большевистской партией" - "НБП").
В 2004 году, на "годовщину её трагической гибели" известными российскими, питерскими и московскими рок-музыкантами был устроен большой памятный концерт, посвящённый Наталье Медведевой. В настоящее время, можно с уверенностью говорить, что "рождается" ещё одна "легенда" и нынешние поклонники певицы в один голос с музыкальными критиками, утверждают, что в будущем литературно-музыкальное творчество Наталии Медведевой обязательно станет "культовым" среди молодёжи, особливо "женской" её части. За свои сорок четыре года, Наталия шесть раз была "замужем" и прожила "четыре жизни" - питерскую, американскую, парижскую и московскую, всё это она описала в своих романах и даже уже стала героиней чужих книг, а её имя - стало продолжением реальной и настоящей истории российской культуры и искусства...
© "Северная Энциклопедия"
/по архивным и интернет-материалам/
_______________________________________________________________________________
Документальный фильм "Большая Медведица", посвящённый памяти писательницы и певицы Наталии Медведевой. Лента была сделана по заказу ОРТ и должна была демонстрироваться на годовщину смерти Наталии, 3-его февраля, однако по непонятным причинам этого показа не произошло.
Немного любительской и профессиональной видео-хроники, записанной еще при жизни Наталии Медведевой, вырезки с ее концертных выступлений, фрагменты ток-шоу и телевизионных интервью с участием певицы, и много памятных монологов близко-знавших ее людей, записанных уже после её смерти.
Подборка концертного видео певицы Наталии Медведевой
Трибунал Натальи Медведевой - Клип Мы полетим во сне (СД "А у них была стратсть" 1999 г.)
Презентация книги Наталии Медведевой "А у них была страсть" в московском ЦДХ.
Концерт в ЦДХ (продолжение)
Концерт в ЦДХ (продолжение)" И ты меня"
Одна из самых популярных песен Наталии Медведевой "На станции Токсово". Телеканал "Ностальгия"
Фргагменты программы "Акулы пера" с участием Наталии Медведевой.
Выступление Трибунала Наталии Медведевой в клубе "Европа-Азия" 7 февраля 1997 года с программой "Punk Cabaret"
Трибунал Наталии Медведевой:
Наталия Медведева - вокал
Сергей Высокосов - гитара
Игорь Вдовченко - бас
Юрий Кистенев - ударные
Сергей Тайдаков - звук