Наталья барбье личная жизнь муж дети. Наташа Барбье: биография, личная жизнь
Наталья Барбье - это псевдоним, настоящее имя прекрасного журналиста и телеведущей - Наталья Владимировна Троепольская. Публичное имя не было вымышлено, так как оригинальная фамилия была настоящей и принадлежала родной бабушке героини статьи. Необычное сочетание имени и фамилии великолепно гармонирует с мягкостью и обаянием Натальи. Она является эталоном женской мудрости, внутренней красоты и острого ума. Безусловно, никто не осуждает талантливую любимицу многих зрителей. Наоборот, в народе считают, что выбранный псевдоним как нельзя кстати подходит аристократической внешности.
"Капитанская дочка" Наталья Барбье. Биография
Дизайнер с творческой душой и прирожденным чувством стиля родилась в Кронштадте 3 сентября (год умалчивается). Практически сразу вся семья перебралась в Саратов на постоянное место жительства. Наталья Барбье Дева по гороскопу. Она обладает всеми ведущими чертами людей, родившихся в сентябре. Умеет легко находить общий язык с людьми, неконфликтная, кроткая и милая в общении. Ее отец Владимир уходил в море по роду своей профессии. Он моряк-капитан и яхтсмен. Себя она всегда называет не иначе как "капитанская дочка". Мама всю жизнь проработала преподавателем английского языка. Благодаря постоянному домашнему обучению Наташа с детства идеально произносит иностранные слова. Уже будучи взрослой и успешной, Наталья Барбье постоянно благодарит родителей за счастливое детство, которое они ей сумели подарить. Недаром говорят, что дети, которые выросли в любви и ласке, впоследствии не страдают от комплексов и невысказанных обид. Несмотря на детство, проведенное в приморском городке, она выбрала совершенно другую сферу деятельности, о чем ни капли не жалеет.
Образование и карьера
Наталья Барбье, биография которой могла бы быть связана с карьерой покорителя морских просторов, отдала предпочтение журналистике. Окончила Московский государственный университет. Художественный критик по образованию (получено в аспирантуре), она очень тонко чувствует красоту и обладает безупречным чувством стиля. Проходила стажировку на телеканале BBC. Начало карьеры было ознаменовано работой простым корреспондентом в "Литературной России". Также принимала активное участие в создании журналов "Домовой", "Огонек". Несмотря на ограниченность выбранной профессии, она умудрялась расширять ее возможности. Ее любовь к красивым домам и интерьерному искусству была взращена работой в качестве редактора "Мезонина". Этот популярный журнал получил нового талантливого сотрудника в лице Натальи Барбье в 1998 году.
Работа на телевидении
Приглашения выступить в качестве ведущей поступали с завидной регулярностью, она ответила согласием на предложение организаторов программы "Идеальный ремонт". Ведущая Наталья Барбье по сей день участвует в этой передаче в качестве главного эксперта. Также помогает разбираться в тонкостях дизайна в проектах "Интерьеры" и "Дом с мезонином". Этот процесс дается ей гораздо проще, чем журналистика в чистом виде. Она заняла именно ту нишу, в которой разбирается лучше всего. Наталья Барбье помогает миллионам телезрителей создать интерьер своей мечты.
Организация выставок
Ежегодно Наталья выступает организатором тематических выставок по декорированию. Занимает президентский пост "Объединения декораторов интерьеров". Она стала практически первопроходцем в теме развития решений для украшения дома и принесла свои идеи в народные массы. Ей удалось создать совершенно новый вид интерьерной журналистики, который интересен зрителям. Наталья активно раздает советы и делится собственными знаниями. Ее репортажи всегда полны эмоций, логики и особенного шарма.
Стремление к систематизации
Созданию понятия "интерьерная журналистика" предшествовали долгие поиски информации и общение с людьми, нуждающимися в изменениях. Все женщины мечтают об уютном жилье и красивом убранстве квартиры. Окружающее пространство имеет немалое значение для эмоционального фона человека, его самочувствия. В своих проектах Наталья Барбье рассказывает, как, используя простые вещи, организовать личное пространство. Основной идеей она предлагает гармоничное обустройство для счастливой жизни.
Интерьер - это душа дома
Наталья умеет давать точные характеристики интерьерным решениям. Она говорит, что необязательно проводить ремонт каждый год, достаточно освободиться от лишних вещей и правильно организовать атмосферу дома. Важный момент, на который она просит обратить особое внимание - это порядок в доме. Без него даже самый шикарный ремонт не сможет проявиться во всей красе. Советует не хранить и не покупать реально лишние вещи, которые будут лишь захламлять балконы и кладовки. Все предметы должны быть нужными и любимыми, только в этом случае домой захочется возвращаться снова и снова.
Личная философия
В силу своей деятельности Наталья очень много рассуждает о жизни. Скрывает свой настоящий биологический возраст, но с уверенностью заявляет, что главное - внутреннее ощущение, а не цифры в паспорте. Пытается донести до людей, что красивые вещи всегда должны присутствовать в интерьере, а не появляться лишь на редких праздниках. Очевидно, что русский менталитет не дает обществу развиваться в правильном русле, все привыкли откладывать все до лучших времен, забывая, что жить нужно здесь и сейчас. Красота должна быть внутри, а не появляться только напоказ для других. Ненормально, когда люди покупают дорогие брендовые вещи, а дома ужинают дешевой едой из бумажной посуды. Всегда и во всем должен быть баланс, важно быть, а не казаться. У себя дома Наталья имеет много винтажных вещей, которые находит даже на блошиных рынках.
Семья и дом
Наталья Барбье, личная жизнь которой спрятана от посторонних глаз, всячески старается скрыть информацию о своей семье. Но публичному человеку нельзя завуалировать абсолютно все, поэтому кое-какие факты о семье журналиста-дизайнера имеются. Известно, что муж Натальи Барбье по имени Александр Галушкин всегда и во всем поддерживает любимую супругу. Вместе они приобрели дом на морском побережье Черногории, как Наталья мечтала. Город Ульцин не был переполнен русским населением, но со временем многие представители богемы пожелали иметь недвижимость в сказочном месте. К тому же по тем временам жилье обошлось семье Натальи дешевле, чем можно было бы приобрести аналогичный вариант в Италии. Достаточно дальновидным поступком было приобретение заграничного дома в те года, когда цены были более приятными, чем сейчас.
Любовь навсегда
Семья имеет большое значение в жизни Натальи, поэтому в их доме всегда царит мир и любовь. Их пару можно назвать идеальной. Мягкая женская мудрость и демократичный характер помогли ей построить счастливый брак.
Запретная тема про детей
Если спросить, кто обожает детей? Все знакомые героини скажут: Наталья Барбье! Дети ее любят взаимно. Она с удовольствием играет и занимается со всеми знакомыми детишками. Но про своих они с супругом интригующе молчат. В обществе сложилось мнение, что они являются представителями течения "чайлдфри" и выбрали свою позицию по этому вопросу, которая предусматривает категоричный отказ от рождения собственных детей. Но, возможно, паре пока просто физически не удается обзавестить наследниками.
Н. Б.: - Иногда это возможно, но только в случае, если стены не гнилые, пол не проваливается, потолок не падает... Крепкую комнату в нормальном состоянии можно кардинально переоформить цветом стен, переобивкой и перестановкой мебели, освежить новыми шторами и светильниками, декоративными деталями. Но прежде всего надо выкинуть весь хлам, ненужный мусор, который накапливается годами, разобрать вещи и найти им правильное место - и это едва ли не главное! Вымойте окна в квартире, хрусталь и стекло - и жить уже станет светлее.
«ТВ-Гид»: - В программе «Идеальный ремонт» вы изменяете интерьер за несколько недель. Неужели этого времени всегда хватает?
Н. Б.: - Конечно, но можно и быстрее. Просто иногда вскрытие старого пола преподносит сюрпризы и удлиняет ремонт. А изменить декор комнаты можно вообще за несколько дней.
«ТВ-Гид»: - Наташа, что же делает интерьер по-настоящему модным - техника, мебель, цветовая гамма? Какие тонкости нужно знать хозяину дома, чтобы успешно и правильно сочетать между собой, скажем, цвет стен и мебель?
Н. Б.: - Вы хотите в двух словах рецепт модного интерьера? Профессионалы учатся этому годами! К тому же мода здесь не так принципиальна. Важнее стиль, вкус и даже чувство меры. И всё же я бы технике отдала последнее место. Даже мебель порой не главное, потому что и антикварные предметы тоже могут быть актуальны. Я вот с удовольствием сижу в старом кресле, правда, переобитом и отреставрированном... Наверное, цвет стен и рисунок обоев бросаются в глаза в первую очередь. Но вообще вынуждена признать, что железных правил нет - всё очень индивидуально. И это хорошо!
Ну ладно, вот вам пара секретов: модны обои или в очень крупный рисунок, или в мелкий. Цветочный орнамент, особенно если он выразительный, в интерьере должен быть единственным, если вы используете его в обоях. Обивку мебели и шторы лучше делать однотонными, но сочетающимися по цвету. Если, скажем, розы есть где-то - в драпировках ли, в мебели, на стенах, то ландышей уже не надо. (Смеётся. ) Не пытайтесь соединить два разных типа клетки - это только профессионалы могут, и то с трудом... И, кстати, не бойтесь ярких и тёмных цветов. В нас сидит стереотип «светленькое и бежевенькое», а это очень скучно.
«ТВ-Гид»: - Тенденции в интерьере домов, квартир равноценны моде на одежду? Что же модно в этом сезоне?
Н. Б.: - Интерьерная мода более тяжеловесна во всех смыслах. И не всегда совпадает с модой на одежду. Хотя идеологически они очень близки. Пышность барокко, текучесть линий ар нуво («модерна» в русском варианте), унылая строгость минимализма - всё есть и в архитектуре, и в интерьере, и в платьях. В этом году, по большому счёту, мода на экологичность, благородную скромность, естественность. Пафос не в моде!
«ТВ-Гид»: - Вот уже несколько сезонов дизайнеры одежды, стилисты призывают сочетать несочетаемые цвета и ткани. Это характерно и для дизайна интерьеров?
Н. Б.: - Тонкий момент... Очень легко всё испортить. Если нет опыта и врождённого или развитого вкуса - лучше не пытаться. Даже я не рискую.
«ТВ-Гид»: - Наташа, а как вы относитесь к расстановке мебели по фэн-шуй. Сами к этому методу прибегаете?
Н. Б.: - Никак не отношусь. У нас климат другой. Жизнь другая. Это восточная практика, а в тех краях морозов под 40 градусов нет.
«ТВ-Гид»: - Можно ли всего одной деталью сделать интерьер гостиной, к примеру, необыкновенным?
Н. Б.: - Запросто. Одна стена - главная, которую сразу видно, - делается так: в середине полоса ярких, сумасшедших обоев с птицами и цветами, например, по бокам от обоев ровная покраска одним цветом, выбранным из цветовой гаммы. Мимо не пройдёте! Или в центре комнаты журнальный столик, а люстра над ним - обязательно красивая, нарядная, как старинная, так и современная, - спускается почти до поверхности стола. Сразу будет композиционный центр.
«ТВ-Гид»: - Наташа, на чём в процессе ремонта можно сэкономить, а на чём категорически нельзя?
Н. Б.: - Если уже начали ремонт и ввязались в эту историю - не экономьте на основополагающих вещах: старые окна надо менять, полы или реставрировать (если есть что реставрировать), или сразу делать новые. Сначала чистота и порядок, потом детали. Декор легче всего изменить, а вот стены ломать сто раз не будешь...
«ТВ-Гид»: - Вы являетесь главным редактором журнала «Мезонин», а совсем недавно стали ведущей программы на Первом канале. Чем, на ваш взгляд, «Идеальный ремонт» отличается от остальных программ о ремонте на российском ТВ?
Н. Б.: - Это очень важный вопрос. Мне кажется, во многих других программах - при всём уважении - эксплуатируется потребительская и слегка инфантильная психология: кто-то - не я - выиграл лотерейный билет и кому-то - не мне - сейчас сделают дорогущий ремонт, а я посмотрю и позавидую. Мы принципиально делаем ремонт, который могут повторить миллионы, и делаем его с учётом психологии наших героев. Это не самовыражение дизайнера за счёт заказчика, а попытка объяснить и показать, как можно улучшить свой быт самим, своими руками и мозгами. Мы пытаемся разбудить творческую фантазию зрителя. Делаем интерьеры для счастья, а не для картинки, и это самое главное!
«Квартирный вопрос» (НТВ)
«Квартирный вопрос», пожалуй, самая популярная и долгоиграющая передача о «переделках» на отечественном ТВ. Она выходит на экраны с 2001 года. Её главное отличие от других, аналогичных пректов в том, что дизайнеры шоу делают по-настоящему фундаментальный ремонт в квартирах: они меняют полы и окна, выравнивают стены и потолки, а также дарят участникам дорогостоящую бытовую технику и электроприборы.
«Школа ремонта» (ТНТ)
В «Школе ремонта» речь идёт скорее о косметическом, нежели о серьёзном ремонте в квартирах участников. Ведущие передачи и дизайнеры учат зрителей как можно быстро, а главное - недорого преобразить внешний вид своего жилища при помощи декора. Кстати, в отличие от «Квартирного вопроса» результат «переделки» не становится сюрпризом для участников: они сами принимают непосредственное участие в процессе изменения внешнего вида своих квартир.
Она делает «идеальный ремонт» в домах знаменитостей, убеждая телезрителей, что уют можно создать и без дорогой антикварной и новомодной мебели. «Антенна» выяснила, в каком интерьере живет сама телеведущая.
Фото Дмитрий Дроздов
–Помню квартиру своего раннего детства, в которой жили с родителями и братом. Крошечное помещение на окраине Саратова. Отец – военный, мама – учитель. Жили небогато, но весело. Как у многих в те времена, заграничных вещей у нас не водилось. Но я часто гостила у бабушки с дедушкой в их старом доме в центре города. Там стояли голландская печка на три комнаты и резная деревянная мебель, которую потом, увы, поменяли на чехословацкую полированную стенку. И как жалко, что многое выкинули! Ведь все возвращается. Даже стиль 60-х – легкая мебель без декора, знаете, такие журнальные столики на трех ножках – тоже вернулся в интерьерную моду. Не надо ничего выбрасывать, все может пригодиться.
Время пить чай
– Квартиру я сделала похожей на бабушкину. В столовой висят часы – такие же, как из моего детства. Они всегда показывают пять вечера – время пить чай. Купила их на барахолке за пару тысяч рублей. Часто бываю на блошиных рынках. Лучшие из них находятся в Европе, в деревушках Бельгии, Франции. Мы же многое растеряли во время революции и двух мировых войн. Огромное количество красивых вещей сгорело в печурках. Но иногда и в России можно найти занимательные предметы интерьера. Например, на столичном Измайловском рынке. Недавно приобрела там цветных фарфоровых попугайчиков. Возможно, они сделаны в Китае в подражание европейским. Но от этого нравятся не меньше. У меня всегда цветут орхидеи, на шторах вышиты экзотические птички, так что и попугаям тут самое место.
В квартире нет ничего нарочито дорогого. Буфет сделали не итальянские, а белорусские мастера. Журнальный столик в гостиной не антиквариат, а настоящее седло слона. Правда! Подруга в свое время привезла из Индии. Они с мужем освобождали сарай и хотели выбросить его, а я забрала и придумала стол. Он интересный и удобный, только тяжелый очень. Зато на нем шестеро детей одновременно могут прыгать, если захотят.
Фото Дмитрий Дроздов
Сама себе дизайнер
– В столовой вместо дивана стоит деревянная садовая скамейка. Купила ее давно за небольшие деньги и натерла подсолнечным маслом, за неимением специального в те времена. Оно хорошо впитывыается и подчеркивает рисунок дерева. Вазочки для варенья и вовсе нашла в мусорном контейнере. Мы со съемочной группой «Идеального ремонта» были в городе Гжель, на заводе керамики. Рядом с одним из цехов обнаружили бак, в который выбросили несортную посуду, с небольшими дефектами. Подумала: «И зачем они выкидывают такую красоту?»
Я вовсе не призываю экономить на всем. Многое могу себе позволить, но не считаю нужным. Знаете ли, не надо преувеличивать значение вещей. Пафос – последнее, что нужно в интерьере, стильно не значит дорого-богато. Гармонию создает совокупность деталей.
Мещанские радости
– Чтобы изменить настроение в доме, не обязательно делать капитальный ремонт. Достаточно переставить мебель, подобрать освещение. Или за счет тканей создать новую цветовую гамму: поменять шторы, наволочки. Можно вернуть к жизни старые вещи. Я иногда покупаю вышивки у бабушек возле метро и декорирую ими подушки.
Фото Дмитрий Дроздов
Фото Дмитрий Дроздов
Никогда не оставляю грязную посуду на ночь. Мою сразу, причем без посудомоечной машины. Она на моей кухне не помещается. Раз в неделю приходит домработница. Но в ее отсутствие легко справляюсь самостоятельно. Стол всегда сервирован чайными чашками, салфетками. Все готово для приема нежданных гостей. Стоят свечи, цветы. И приятный запах. Эти детали очень важны. Можно назвать их мещанскими, но на самом деле это простые радости жизни. Быт нужно подчинить себе, сделать комфортным. Тогда хочется возвращаться домой.
Если же уборкой и перестановкой ограничиться нельзя, и вы решили сделать ремонт, но нет денег на дизайнера, справитесь и сами. Пролистайте журналы про интерьер. Не обращайте внимания на стили, просто выделяйте то, что нравится. Не торопитесь. Развивайте вкус, поверьте, он есть у каждого. А потом приступайте!
В моде цементные полы
– В 90-х в России любили выставлять богатство напоказ. Огромные замки на Рублевке с интерьерами, скопированными с трехзвездных европейских отелей, позолота и мрамор, нелепая планировка. С годами ситуация изменилась. Люди поняли, что кичиться деньгами неэтично. Да и уровень отечественных дизайнеров и архитекторов вырос. Интерьеры стали сдержаннее, вкуснее. Европейцы пошли еще дальше. Дом миллионера в Швейцарии выглядит как сарай, обитый горбылем, с цементным полом и камином внутри. Роскошь, которую не видно, – тренд. Еще веяния последних лет – натуральность и экологичность. Это не значит, что нужно вырубать леса. Массив дерева в мебели можно заменить опилками и стружкой, мрамор – прессованной крошкой. Дизайнеры разрабатывают новые технологии. Надеюсь, и мы придем со временем к этому. ∙
Популярная российская ведущая Наталья Барбье хоть и возглавляет довольно авторитетное и появившееся в своей нише самым первым печатное издание, в жизни является очень жизнерадостной, веселой и доброжелательной женщиной. При этом она очень активный, деятельный и невероятно любознательный человек, которому чужды снобизм и зазнайство.
Первые шаги Натальи Барбье
Год рождения свой как настоящая женщина скрывает. Происходит из интеллигентной советской семьи. Отец - военнослужащий Владимир Троепольский, моряк, капитан 2-го ранга; мать - учительница английского языка. Родилась в где служил в то время ее папа. Однако первые сознательные воспоминания связывает с Саратовом, где прошли школьные годы. Ей очень нравился этот город, совместивший в себе разные стили архитектуры, ставший пристанищем интеллигенции в военное и поствоенное время. Девочка часто ходила пешком из школы домой, наслаждаясь видами и своеобразным духом города.
и характер
Детство Натальи Барбьебыло очень счастливым. Она воспитывалась в атмосфере любви и заботы, всегда чувствовала поддержку семьи. Благодаря этому, как сама признается, она всегда чувствует себя счастливой и не поддается унынию.
Дедушка Натальи Барбье был деканом исторического факультета Саратовского университета, наверное, он и привил девочке с раннего возраста любовь к книгам. Мама была в постоянном поиске новой квартиры, любила менять место и обстановку. Скорее всего, именно от матери и унаследовала Наталья хороший вкус и чувство стиля, став в результате экспертом в области интерьеров.
Образование и стажировка
После окончания школы Наталья Барбье уехала из Саратова в Москву, где и поступила в МГУ, на факультет журналистики. После выпуска в том же университете она поступила еще и в аспирантуру по специальности «художественный критик». По окончании учебы появилась возможность пройти стажировку на канале BBC, которой девушка с удовольствием воспользовалась.
и профессиональная деятельность
Наталья Барбье, биография которой нас интересует, взяла этот псевдоним, когда стала развивать свою карьеру. Барбье - это фамилия ее бабушки, а настоящая фамилия ведущей - Троепольская. Впервые псевдоним был использован для подписи статей в журнале «Домовой».
Первым местом работы после стажировки была должность корреспондента в газете «Литературная Россия», позже - в «Литературной газете» и журнале «Огонек». Потом попробовала свои силы в редакторском деле в журнале «Домовой».
С 1998 года, когда она сгенерировала идею журнала «Мезонин», является главным редактором этого издания. На то время это был первый журнал, популяризирующий идеи создания индивидуальных интерьеров, декора. Дизайн интерьеров только начал входить в моду.
На телевидении Наталья Барбье в разное время принимала участие в проектах «Дом с мезонином», «Интерьеры», «Идеальный ремонт».
Помимо работы на телевидении и в печатной журналистике, эта деятельная женщина является президентом Объединения декораторов интерьеров, президентом ежегодных выставочных мероприятий «Неделя декора» и «Неделя садов», с успехом курирует свой авторский проект «Декор стола». С 2008 года участвовала в проекте «Сноб».
Идеальный ремонт
Главная идея проекта Первого канала «Идеальный ремонт», ведущей которого является Барбье, состоит не просто в замене старой обстановки или переоборудовании интерьера в какой-то другой, новый, модный, но, возможно, абсолютно непригодный для жилья. Команда проекта трудится в первую очередь над тем, чтобы будущий интерьер подходил как можно лучше его владельцу. Поэтому они изучают старую обстановку, знакомятся с хозяевами, подбирают такую планировку, материалы и декор, которые бы понравились жильцам квартиры. Как говорит сама ведущая, чтобы сделать интерьер «по-богатому и модно», стоит обратиться к другим специалистам. У данного же проекта задачи иные.
Личная жизнь
которой тоже не выставляется ведущей на всеобщее обозрение, замужем за Александром Галушкиным. По рассказам самой Натальи, она счастлива в браке, поскольку муж является ее единомышленником. Они вместе занимались реставрацией своей квартиры, переделанной из старой коммуналки в сталинском доме. Вместе строили и обставляли дачу в Подмосковье, а потом и в Черногории. Муж поддерживает и разделяет любовь женщины к книгам, путешествиям, посиделкам в обществе друзей и активному отдыху.Мой дом - моя крепость
Несмотря на то что Наталья Барбье является известным и авторитетным экспертом в области интерьеров и декора, сама она не любит показухи и не понимает, зачем делать ремонт каждый сезон. Хотя менять регулярно шторы и переставлять время от времени мебель ей очень нравится. Свою квартиру в Москве, которую очень любит, она постаралась обставить в духе русской интеллигенции. Пусть она и не очень большая по площади, всего 72 м 2 , однако обустроена так, чтоб было удобно в ней жить. Барбье очень любит читать, в ее доме много книг на полках почти под потолок, а также масса всевозможных сувениров и открыток, привезенных из разных стран, семейных фотографий и прочих милых сердцу мелочей. В этом интерьере все на своих местах.
А вот в средиземноморском доме в Черногории, купленном еще в 2002 году, совершенно другой интерьер. Эта квартира стала одной из первых в целом русском поселении известных людей. А привлекла она Наталью и ее мужа своей низкой стоимостью и тишиной городка.
По профессиональным убеждениям Натальи, каждый интерьер отображает личность своего хозяина. По нему можно составить представление о характере и предпочтениях человека. Вся деятельность этой журналистки направлена на прививание населению хорошего вкуса в интерьере, желание донести, что для обустройства квартиры и создания уюта вовсе не обязательно тратить много средств. Достаточно проявить фантазию, походить по блошиным рынкам, поискать, и нужный кусочек «мозаики» - деталь интерьера - обязательно отыщется.
Ведущая убеждена, что интерьер помимо всего прочего диктуется еще и местом расположения жилья. К примеру, европейский интерьер кардинальным образом отличается от русского, в силу погодных условий в первую очередь, а также традиций каждой конкретной страны, доступных материалов, окружающей обстановки. Равно как и в пределах одной страны, обстановка городского дома будет кардинально отличаться от деревенской.
Таким образом, Наталья Барбье стала одной из первых людей, несущих общественности идеи декораторского искусства и дизайна интерьеров, создала новую профессиональную отрасль интерьерной журналистики.
— Представьте себе, что в книге, которую вы читаете, написано что-то вроде «наш герой жил в типичной московской квартире». Какая картина рисуется вашему воображению?
— Если роман современный, то я просто теряюсь в догадках, что автор имел в виду. Типичных московских квартир нет уже очень давно. Вот если вы скажете хотя бы «типичная московская профессорская квартира», сразу возникает образ. Старый доходный дом, много комнат, может быть смежных, книги до потолка. Вообще подозреваю, что когда говорят «московская квартира», скорее всего подразумевают квартиры профессоров Московского университета или буржуазные квартиры начала века. Потому что потом происходит грандиозный обрыв, и никаких московских квартир после этого уже нет.
— Ну кое-где они еще остались. И для многих действительно до сих пор являются образцом для подражания.
— Я и свою собственную квартиру много лет назад делала как московскую профессорскую квартиру, потому что мой дед был деканом истфака, только не в Москве, а в Саратове. Для меня естественна эта стилистика: пусть небольшие комнаты, но уютные, в каждой есть уголок, где можно книжку почитать Видите, я опять говорю про книги — меня очень расстраивает то, что они практически исчезли из интерьеров. Когда в журнале попадается реальный, не выставочный интерьер, в котором есть полки с книгами, я, во-первых, стараюсь увеличить картинку и посмотреть, что там у людей стоит, а во-вторых, страшно радуюсь! Старые книги уходят из московских квартир (да и из квартир вообще, во всем мире). А старые картинки, старые фотографии из них ушли уже давно.
Подробнее домашних библиотеках, как использовать книги в интерьере или как распродать их в материале « »
— Мне кажется, семейные фотографии раньше на стенах висели почти везде.
— Вовсе нет. У физиков и лириков в 60-е висели Хемингуэй или Эйнштейн. Семейные фотографии — прекрасная буржуазная черта, а у нас буржуазность, в лучшем ее смысле, вымыта. А вместе с нею и традиция семейных фотографий и бабушкиных салфеток.
— А может, ее и не было никогда?
— Конечно, была. Если оставить в стороне экономические и политические последствия 1917 года, то первым делом нужно констатировать катастрофу бытовой сферы. Материальная культура была сожжена, распилена и выкинута. Русской антикварной мебели почти не осталось. Когда люди сегодня обставляют квартиру антикварной мебелью, «как у бабушки» и «как у прадедушки», то это, во-первых, не их мебель. А во-вторых, она скорее всего и не русская, а привезенная из Европы. Здесь все сгорело. Не в метафизическом смысле, а реально сожжено в печках в тяжелое время. Война, революция, Гражданская война, потом еще одна война — они сожрали весь наш бытовой слой. А как нас всех мотало! Кого-то по стране, а кого-то просто по лагерям. А то, что случайно уцелело и дожило до 60-х, было выкинуто на помойку, потому что 60-е принесли новую тенденцию, новый стиль жизни.
Портрет в интерьере
Наташа Барбье — основатель и бессменный главный редактор журнала «Мезонин», журналист, художественный критик, декоратор, телеведущая. После окончания журфака МГУ работала корреспондентом газет «Литературная Россия», «Литературная газета», журнала «Огонек», журнала «Домовой». Создатель и куратор выставочных проектов «Неделя декора» и «Декор стола». Соучредитель и президент Объединения декораторов интерьеров. Вела авторскую программу «Дом с мезонином» на телеканале «Домашний». С этого года автор и ведущая программы «Идеальный ремонт» на «Первом канале».
— Что же это за национальная особенность такая: что не сожжем, то выкинем?
— Ну как раз в 60-е годы мы действовали точно так же, как вся Европа.
— Несмотря на железный занавес?
— Большие стили проходят волнами по всему миру, они есть всюду, где существует хоть какой-то контакт с цивилизацией. Конечно, мебель у нас в 60-х была немножко другая, не было дизайнерских вещей, но к нам шли бледные копии из Восточной Европы. Кстати, теперь 60-е опять в моде, все эти легкие стулья, треугольные столики, гнутые торшеры а-ля Акилле Кастильони. А в свое время все это тоже выкидывали, потому что пришла следующая мода — полированная темная мебель. И у нас она тоже появилась. Ну а потом настало самое неинтересное для России в смысле дизайна время — 80-е.
— То есть то, что стояло и отчасти продолжает стоять в наших квартирах, — это был, оказывается, стиль. А мне-то казалось, что это был просто дефицит всего и обстановка, собранная по принципу «что достали, то и поставили».
— Мы же не Северная Корея и тогда ею тоже не были. Мебель закупали у чешских и румынских фабрик. А что они делали? Какую-то версию того, что модно в мире. Просто у нас всего было мало.
Сегодня типичный московский интерьер — это своя версия журнальной картинки. Что за версия, зависит от финансов, а еще больше от того, что у людей в мозгах
«Я уважаю стремление людей оборванную ниточку искусственно связать узелочком»
— Хорошо, 60-е закончились, 80-е были неинтересные. А в 90-е мы уже почти стали частью планеты всей.
— И, кстати, типичный московский интерьер 90-х годов некоторое время существовал. Когда появились первые деньги и первые стихийно сложившиеся состояния, то возник и так называемый московский стиль. Сейчас это все немножко смешно, но тогда он казался невероятно современным. Потолки были всегда сложносочиненные, разделенные на зоны и уровни, с галогеновыми светильниками, а пространство со сложной конфигурацией — стены переносили не стесняясь. К этому яркие цветные поверхности и по возможности современный итальянский дизайн мебели. Тогда люди совсем еще не понимали, что любить итальянский дизайн нужно тоже не без оглядки, потому что он бывает хорош, а бывает совсем средненький, там нужно здорово ориентироваться в фабриках, журнальной картинки недостаточно. А когда появилось еще больше денег, стали делать так называемую классику. Вообще в России по-прежнему с заказчиками и покупателями часто общаются по принципу «вам интерьер в стиле модерн или в стиле классика?». При этом модерн — значит, современный, а классика — значит, все тяжелое, лакированное, рюши, ламбрекены, хрустальные люстры. И главное, в этой классике все равно нет ничего подлинного. Это не антиквариат, а современная, сделанная на фабриках мебель.
— И тем не менее мы теперь двигаемся в ту же сторону, что и весь мир.
— Мы с ним более или менее выровнялись. Выросло поколение декораторов, дизайнеров и архитекторов, многие уже всего насмотрелись в мире, появились интересные современные интерьеры, готовые для конкуренции с европейскими. С одной небольшой поправкой: у нас почти все с искусственным привкусом. Пример: мода на квартиры-лофты. Откуда во всем мире берется лофт? Художникам дается промзона, и они из нежилых помещений делают жилые, делают как могут, то есть весело, экстравагантно и дешево. А в Москве, например, лофт — одна из самых дорогих разновидностей недвижимости, это престижные квартиры, в которых искусственно создается впечатление переделанного нежилого помещения.
— Искусственность — это недостаток?
— Не обязательно. В последнее время люди со вкусом и с деньгами стараются окружить себя стилем, проникнутым воспоминаниями. Поэтому так много интерьеров — не скажу с фальшивой, но со стилизованной историей. Когда я слышу: «вот это бабушкино, вот это дедушкино», почти никогда не верю. Но я уважаю стремление людей оборванную ниточку как-то искусственно связать узелочком, чтобы была хотя бы иллюзия. Если сказать, что в квартире, в которой мы сейчас сидим и разговариваем, жил мой дедушка, то вы поверите. А это неправда, но она так сделана, потому что мне хотелось создать иллюзию того, что это действительно квартира моей семьи.
— В общем, хоть вы вначале и отказались от этого понятия, но все же московская квартира, московский интерьер существуют.
— Если мы говорим об интерьере, имеющем хоть какую-то выразительность, а не просто подряд о жилье миллионов людей, живущих в Москве, то сегодня типичный московский интерьер — это своя версия журнальной картинки. Что за версия — зависит от финансовых возможностей людей, а еще больше от того, что у них в мозгах.
«Деньги не решают почти ничего»
— Ну хорошо, все уже можно купить, тенденции как во всем мире, а благосостояние хоть и медленно, но растет. И все же интерьеры наших квартир очень редко результат последовательного и сознательного решения. Что выросло, то выросло. На какую обстановку денег хватило, такую и купили.
— Мне в профессиональном отношении повезло, так получилось, что на данном этапе своей жизни я существую в двух полярных ипостасях. В одной — я главный редактор «Мезонина», это авторитетный интерьерный журнал, в котором за все 15 лет существования мы с моими коллегами ни разу не напечатали того, что считали не стильным, неинтересным, не элегантным или безвкусным. Нас интересуют тенденции, которые только возникли или даже только находятся в процессе возникновения и когда-нибудь будут определять нашу жизнь. Своего рода «Формула-1», только вместо машин завтрашнего дня у нас интерьеры завтрашнего дня. А вторая моя профессиональная ипостась работает в программе «Первого канала» «Идеальный ремонт», которая занимается тем, что делает обычным людям ремонт за вменяемые деньги. Ремонт, который могут себе позволить люди со средними зарплатами. Вот такие два полюса: на одном я вообще не думаю про обстоятельства, а хочу показать высшие достижения в области интерьера, а на другом я меньше всего думаю о том, модно ли это. При этом я вижу множество квартир и домов, в которых живут люди абсолютно всех социальных слоев и уровней достатка. Так вот могу в итоге сказать: мне не нравится, как мы относимся к своему жилищу. И это отношение — наша собственная, российская особенность, не мировая и не европейская.
Не надо ничего беречь. Не держите парадную скатерть в шкафу. Да, вы ее достаете два раза в год — все равно заляпаете и испортите
— А подробности?
— Мне бы хотелось вот чего. Чтобы вне зависимости от метража люди приходили в чистые квартиры, где вещи (хоть новые, хоть старые) лежат по порядку, где разумно организовано пространство, где горит яркий свет. Чтобы, придя туда, они надевали красивую домашнюю одежду и радовались каждой проведенной дома минуте. А вместо этого я чаще всего вижу, что люди приходят домой как на свалку. На работе они вроде на людях, а приходят домой — и как будто возвращаются в нору. И если нора грязная и темная, то это вроде бы в порядке вещей. А вот передача наша в первую очередь о том, что на любом метраже и почти при любых финансах можно жить чисто и уютно. Это и есть стиль и элегантность: чистота, простота, порядок.
— То есть если бы вам позвонил человек и сказал: я хочу изменить свое жилье, но у меня почти нет денег
— Первое, что я сказала бы: вымойте окна, вымойте все ваши осветительные приборы и вставьте яркие лампочки. Депрессия в пространстве, где горит тусклый свет, заводится гораздо быстрее. Второе. Сядьте и подумайте, что у вас есть лишнее, и безжалостно это выкиньте. Оставьте только то, что вам очень нужно, очень вам дорого или очень вас радует. От остального избавьтесь. Третье. Сядьте и подумайте, в каком порядке это все разложить. Так, чтобы это было логично и удобно. Четвертое. Поставьте мебель по углам и по стенам, а если можете себе это позволить — сделайте встроенную мебель, чтобы углы в небольшом пространстве не выпирали. И только потом, после того, как все это сделано, пятым пунктом, можете начинать думать о том, на какие краски, обивки и аксессуары начать тратить свой бюджет.
— Уборка вместо ремонта — это соблазнительно, такой совет мне в свое время мог очень пригодиться. А все же маленькая квартира от этого не станет большой.
— Но проблема не в этом. Наши люди так и не научились аккуратно, спокойно и комфортно жить при тех обстоятельствах, которые у них есть. Им все время кажется, что если бы у них были деньги или еще 30 квадратных метров, вот была бы жизнь. Но на плюс тридцати метрах все будет то же самое. И на плюс ста тридцати. Тот, кто может организовать себе жизненное пространство на двадцати пяти метрах, организует его и на ста двадцати пяти.
Возвращаясь к московской квартире. Конечно, Москва не Россия, здесь больше денег, больше возможностей, выше благосостояние. Но это же только в определенных границах «город миллионеров», а я вижу и самые сложные ситуации, в которых живет огромное число москвичей. Бабушка и внучка в одной комнате, обе хотят жить своей жизнью. Комната с одним окном. Это действительно очень сложно. Здесь очень нужен оказывается глаз дизайнера. Но все равно первое, что приходится делать, — это избавляться от лишнего, ненужного.
— И все же: за последние двадцать пять лет Москва и вся страна сильно разошлись по деньгам?
— Разрыв идет по социальным границам, не территориальным. Одинаково стильные, или роскошные, или интересные квартиры можно встретить в Москве, Саратове, Хабаровске, Перми, Петербурге. И одинаково плохие везде. Просто в Москве выше концентрация людей, которые могут себе позволить купить что-то новое. Нет никакой такой специальной Москвы. Большая часть московских квартир, чьи интерьеры мы снимаем для «Первого канала», — вы не определите, где они находятся.
— Так мы и не выясним, сколько денег нужно для счастья?
— Деньги не решают почти ничего. В интерьере за 200 тыс. руб. и за 200 тыс. долл. вы будете одинаково счастливы. Или несчастны. Сколько бы ни стоил ваш ремонт, в нем будет плохо без яркого верхнего света и уютного нижнего. Нужны хорошие плотные шторы, чтобы отгородиться от внешнего мира в плохую погоду и открыть их, когда выйдет солнце. В комнате всегда может стоять букет сезонных цветов, это стоит пять копеек, честное слово. И еще: не надо ничего беречь. Не держите парадную скатерть в шкафу. Да, вы ее достаете два раза в год — все равно заляпаете и испортите. Ею нужно пользоваться. И лучшей посудой тоже — изо дня в день. Пусть она побьется, но не хороните ее в коробках. Это тоже наше свойство, из-за того, что никогда ничего не было.
«Только не надо говорить про обаяние московской интеллигенции»
— Стили проходят, но есть какие-то вещи, которые не меняются. Есть ли объяснение тому, что у москвичей продолжает оставаться неувядаемо популярным так называемое сталинское жилье?
— Так оно единственное хорошее.
— Чем?
— Хорошие объемы. Вот я живу в квартире сталинского времени. В моей гостиной девять квадратных метров, и в ней еще стоят буфеты. Но из-за того, что потолки 3,40, получается кубатура три на три на три сорок — это много. Низкий потолок это не страшно, но его нужно уметь обыграть. Гораздо проще, когда высота есть. В «сталинских» квартирах дышать легче, и работать в них тоже проще. А стены лучше просто по качеству.
— Хорошо, а еще есть неувядаемая наша (вынужденная) любовь к мебели из Восточной Европы. Все эти стенки и гарнитуры, которые у нас стояли, за которыми охотились наши родители. Меня всегда интересовало, покупают ли сами чехи и румыны все эти стенки и кресла. Что-то из этого у них осталось в новой жизни?
— Ну, к примеру, в Черногории, там все это как стояло, так и стоит, а то, что делается сегодня, очень похоже на то, что делалось тогда. Но вообще-то в нашей теме нельзя перечислять через запятую. Между чешской стенкой и румынским гарнитуром — огромная разница.
— Не верю!
— А вот представьте себе! Чешская стенка — корпусная мебель родом из 60-х, тогда это выглядело нормально, а сегодня уже просто скучно. Но сделана она из очень легкой древесины или ДСП. А Румыния — страна очень консервативная. И румынская псевдоклассическая мебель как делалась, так и делается: массивная, основательная, местами густо залакированная. Но попробуйте взять румынскую мебель, если у кого-то осталась еще та, которую давали по талону в 70-е годы, не полениться и отшкурить лак, вместо темного взять прозрачный или пройтись сухой кистью. А потом переобить современной тканью. Вы получите прекрасную мебель, древесина крепкая, основательная, все добротное. Не хуже, чем какой-нибудь Прованс или Бретань. Так что чешскую мебель уже давно выкидывать пора, там и петли летят, а вот румынская да ею можно еще гвозди заколачивать. И цена вопроса не очень высока.
— Переобить, отшкурить, пройтись сухой кистью — кто на все это способен! Я уверена, если мы с вами пойдем в гости в московскую квартиру к хорошим людям, то увидим продавленный диван и прогнувшиеся книжные полки. И только когда у кухонного стола подломятся ножки, хозяева съездят за новым в IKEA, и это будет вся их забота об интерьере.
— Только не надо говорить, что это и есть обаяние московской интеллигенции. Можно прекрасно сидеть на кухне, как мы любим, с винцом и водочкой и говорить о Достоевском, или злобно ругать Пелевина, или обсуждать, как был прав Мамардашвили, но при этом у стола можно ножки подбить и покрасить. Это никому не мешает. И чистая рубашка никому не мешает и никого не разорит. Я эту этнографию московских кухонь и радость от безбытности никогда не любила. Ну хорошо, падают полки, и что? Книжки — это интересно, а падающие полки — нет. Есть обратная сторона, когда есть только порядок ради порядка, без мысли и без души, но об этом мы не говорим.
— Наверное, вас должны ужасно раздражать так называемые убитые квартиры, которых в московской реальности навалом. Тоже отчасти результат нашего отношения к жилью.
— А вот и нет, меня это, наоборот, вдохновляет. Я часто меняла квартиры и всегда просила риелтора подыскать мне «убитую» квартиру. Потому что из убитой квартиры мне гораздо проще сделать то, что я хочу. Это как щеночек, его можно воспитать. А сделанная квартира — это как взрослая собака. То живое, что кем-то сделано, ломать жалко и тяжело, проще поднимать из руин. Я понимаю, что «убитая» звучит плохо, но для меня это стимул. Нет безнадежных помещений, безнадежность есть только в мозгах.