Наталия медведева писатель. Наталья Медведева
В 2003 году, в Москве, дома, во сне умерла Наталья Георгиевна Медведева, писательница, певица, актриса, модель, бывшая жена и муза Эдуарда Лимонова. Тем летом 2003 года ей исполнилось бы всего 45 лет.
Красавица, модель, писательница, певица
Родилась Наталья Медведева в Ленинграде. Мать Маргарита Васильевна - школьная учительница, отец - военнослужащий, умер через два дня после рождения дочери.
В 16 лет Наталья вышла замуж и уехала с мужем жить в Лос-Анджелес. За плечами был диплом об окончании музыкальной школы по классу фортепиано, эпизод в ленфильмовском "Дневнике директора школы". И куча взрослых поклонников.
Наталья Медведева была красавицей, расцветшей рано и страстно. Высокая, узкая, темная. Красота ее была из разряда неувядающих, но не из завораживающих. Большеротая и крупнозубая, она выбирала яростно-красную помаду. От природы подавляющая, агрессивная, она провоцировала и дразнила, часто раздражала, слишком страстная - не просто женщина - натура.
Первый муж оказался владельцем ювелирного магазинчика и автомастерской, где он, по мнению своей несовершеннолетней по-американским меркам жены, эксплуатировал мексиканских рабочих.
О детских и подростковых годах Наталья Медведева написала свою первую книгу "Мама, я жулика люблю" (1985).
В Лос-Анджелесе Наталья Медведева, конечно, стала моделью. Работала на подиуме в Европе и Японии. Снялась для обложки диска группы «The Cars». О модельном бизнесе - самая популярная ее книга "Отель "Калифорния"" (1987). Брала уроки вокала и изучала историю костюма. Брала частные уроки актёрского мастерства, училась в Лос-Анджелесском городском колледже и консерватории по классу вокала.
Наталья много работала с джаз-группами, в пиано-баре, в русских ресторанах США - «Ренессанс» Сан-Франциско, «Миша» Лос-Анджелес, «Голден Палас» Нью-Йорк (Брайтон-Бич), исполняя русские романсы и популярные мелодии из мюзиклов. В фильме «Чёрный мрамор» («Black marble») на студии «XX век Фокс» (режиссёр Джозефа Уэмбо) сыграла роль исполнительницы русских романсов.
Эдуард Лимонов
Познакомившись с Эдуардом Лимоновым, уехала с ним в Париж и начала писать. Она была третьей женой писателя, но он у нее был пятым. После 15 совместных лет она ушла от него уже в России, в 1995 году, вскоре после возвращения из эмиграции.
Роман с эпатирующем названием "Моя борьба" (кончено же, в первую очередь вспоминается "Майн Кампф" в паре с одним из псевдонимов Медведевой, под ним она пряталась в "Лимонке" - Марго Фюрер) - книга о них, и в эпиграф вынесены слова из американского блюза: "Борьба за мужчину всегда превращается в борьбу с мужчиной".
Эдуард Лимонов был её третьим и последним мужем. В последние годы супруги вместе не жили, но официально не разводились.
Книги и журналистика
В 1989 году впервые после долгого перерыва посетила СССР, а в 1992 году возвращается на родину окончательно, тогда же издателем Александром Шаталовым выпускается её первая в России книга - «Отель „Калифорния"». Её книги во многом строятся на газетных публикациях.
Деятельность в качестве журналиста сопряжена со скандалами: в июне 1994 года Пресненский суд Москвы обязал газету «Новый Взгляд», напечатавшую статью Медведевой о пиратском издании книг её мужа, опубликовать опровержение и выплатить 1 млн руб. компенсации издательству. В эту пору она позиционирует себя как „парижского корреспондента" московской газеты «Новый Взгляд». Её журналистская активность замечена: Константин Эрнст снимает о писательнице выпуск программы «Матадор» для телекомпании ВИD (Первый канал).
В России Наталью Медведеву стали издавать довольно активно, "Вагриус" приличным тиражом выпустил сборник "А у них была страсть" (так же называется и ее последний альбом), самой последней вышла "Ночная певица". В сущности, если опустить вкрапления нецензурной лексики и, может быть, все еще шокирующие кого-то подробности, книги ее на самом деле нежны и сентиментальны и более всего напоминают женскую прозу журнала "Юность".
Рок-львица, панк-королева
В России Наталье Медведевой удалось избежать приставки экс-жена. Она без дураков, с кулаками доказала собственную самодостаточность и даже самоизбыточность. В ней хватало всего, даже чтобы соединить несоединимое: ее называли светской рок-львицей и панк-королевой. Хотя по понятным, прежде всего географическим, причинам ходить в "Сайгон" или Ленинградский рок-клуб она не могла, но стиль их она сохранила больше, чем отставные королевы "Сайгона".
Только ее рок был самым тяжелым, и ее личный Сайгон не давал скидки на здоровый образ жизни, похоже она так и не повзрослела. Вернувшись в Россию, в Москве она сколотила группу "Трибунал", в ее окончательный состав вошел Сергей (Боров) Высокосов ("Коррозия металла"). Вместе с Боровом Наталья Медведева устраивала выставки и свои сольные клубные концерты.
Первый диск Натальи Медведевой, с её парижским репертуаром, выпустил на своём лейбле «Звукореки» поэт Аркадий Семёнов. В постановке первой российской программы «Трибунал Натальи Медведевой» приняли участие известный клавишник Иван Соколовский и музыканты из группы «ХЗ» Карабас, Алексей Заев и Алексей Медведев. Песенные зарисовки 1992-1994 годов вылились в альбом «Russian Trip» (1995).
К февралю 1996 года сложился постоянный аккомпанирующий состав, названный «Трибунал Натальи Медведевой» (Сергей «Боров» Высокосов («Коррозия Металла») - гитара, Игорь Вдовиченко - бас-гитара, Юрий Кистенев («Альянс») - ударные). Первый концерт коллектива состоялся в марте 1996 года. Стиль группы сама Наталья определила как «панк-кабаре». Последний альбом был издан на ОРТ-рекордз в 1999 году и назван так же, как и одна из последних её книг - «А у них была страсть». В 2001 году Наталья Медведева создает проект NATO, направленный против войн на Кавказе и Балканах, с 2002 года давала редкие концерты вместе с Сергеем Высокосовым.
Принимала участие в телевизионных программах «Акулы пера» (1995), «Антропология» (1997), «Рождественские встречи» (1998).
Песни ее стали называть медитативными и шаманскими, она их такими не считала, говорила: "У меня это глубже". И понятно почему: она не была заклинающим хаос и неведомые силы шаманом, она сама была неукротимым, мощным, существом яростной природы. Она не признавала условностей и политеса, могла уйти из телестудии во время прямого эфира, могла петь в "Горбушке" под градом консервных банок чужих поклонников.
Смерть
Наталья Медведева умерла во сне 3 февраля 2003 года в Москве в возрасте 44 лет. По данным врачей, смерть наступила в результате инсульта. Кремирована в крематории Хованского кладбища. Похоронена на Большеохтинском кладбище в Санкт-Петербурге рядом с могилой своего отца.
Часть праха Натальи Медведевой, согласно её завещанию, была развеяна в четырёх городах: Париже, Лос-Анжелесе, Москве и Санкт-Петербурге.
Наталия Медведева фотография
Наталия Медведева: Да, российское. Еще есть французское.
- Если бы вам сейчас предложили уехать во Францию, где вы прожили много лет, чтобы, к примеру, сняться в фильме, вы бы согласились?
Н. М.: Мне никто ничего вообще не предлагает. Вот что я хочу сказать: в нашей стране очень мало что предлагают людям талантливым.
- С кем бы из популярных (не будем классифицировать по жанрам) исполнителей вы бы записали дуэт, пусть даже и ради рекламы?
Н. М.: Ну уж ради рекламы я вообще никогда ничего не делаю. Сложно сказать, с кем. У нас была идея сделать проект с «Запрещенными Барабанщиками», но не в их стиле. В нем должно было быть больше лоска, больше шика, больше сексуальности. Прямого секса. Вообще, в нашей российской музыке отсутствует этот элемент, который изначально является чем-то базовым для рок-н-ролла. Он ведь берет свои корни от блюза, соула. Это негритянская музыка. А на мой взгляд, черный человек очень сильно отличается от белого человека по своим сексуальным проявлениям. У них все время секс. Спросили знаменитого джазового пианиста, что такое джаз? Он сказал: «F*ck, исключительно». А у нас нет этого вообще. Онанизм сплошной. Как у Курта Воннегута: «Норки нараспашку!»
- Ну вот и о литературе заговорили. Кто из молодых авторов-писателей вам нравится?
Н. М.: Да-да, сейчас вспомню… этот… как его…
Лучшие дня
- Ну, например, Спайкер и Собакка, которые «Больше Бэна» написали..
Н. М.: А кто это? Разве они известны? Вроде это какие-то диджеи.
- Вообще-то получили премию «Дебют», как лучшие авторы прошлого года..
Н. М.: Правильно, надо же кому-то премии давать! Поощрять начинающих. Только я не уверена, что эти люди - писатели. Для них это был такой trip, приключение. Что, они писать книжки и дальше собираются?! Вообще, как мне кажется, само понятие «писатель» себя постепенно изживает в традиционном смысле. Разговаривая с кем-нибудь по телефону, я знаю, что человек слушает меня в полуха, потому что все сейчас целыми днями сидят за компьютером. Одной рукой стучат по клавиатуре, другой держат трубку.
- А вы разве свои книги не на компьютере пишете?
Н. М.: Нет, я на компьютере рукописи не пишу и никогда не писала. При работе пользуюсь своими тетрадками, записями. Что, я похожа на сумасшедшую - разговаривать по телефону и писать книгу?!
- Спонсоры-поклонники вам помогают?
Н. М.: Как вы себе это представляете? Я проведу себе Интернет, сподоблюсь разместить свою страничку и вот на этой страничке буду обращаться к своим поклонникам: «Давайте, помогайте!» Так, да? Комедия.
- А если все-таки предположить, что найдется сумасшедший поклонник - подпольный миллионер - и даст вам денег на творчество. Просто так.
Н. М.: Нет таких миллионеров. Вот недавно был случай: пришел один богатый человек на мой концерт, якобы хотел оказать финансовую помощь. Уселся за первый столик и стал так громко орать, что я просто послала его на … Сказала: «Убирайтесь вон отсюда, вы мешаете людям, которые пришли специально послушать концерт, заплатили, между прочим, за вход. А вы пришли сюда бесплатно, сидите и орете громче меня». Что это за спонсор? Придурок.
- Эпитеты, которыми вас награждают, часто содержат в себе слово «скандал» или его синоним «эпатаж». Как думаете, почему?
Н. М.: Вообще, все эти слова не имеют больше никакого смысла. Скоро по каналу «Культура» пойдет передача под названием «Коммунизм - светлое будущее человечества». А я им сказала, что с таким же успехом можно назвать программу «Банан - светлое будущее человечества». Вот столько же смысла и в словах «эпатаж» и «скандал».
- Вам льстит, что в литературных рецензия вас называют Буковски в юбке?
Н. М.: (Слегка смутившись.) Первый раз об этом слышу. С ума сойти… Ну, не знаю, приятно или нет. Я в свое время с удовольствием читала Буковски и находила в нем такие вещи, которые отсутствовали в российской литературе напрочь. Это умение преподнести окружающую тебя действительность так, чтобы ее можно было ценить. Пусть она будет противной и облеванной. Это же твоя жизнь! И к ней надо относиться хорошо и по-доброму. А русский человек, по-моему, не хочет и не привык к этому. Он все время мечтает о каких-то заморских странах. О местах, где нас нет.
Факты:Медведева Наталья Георгиевна родилась в 1958 году в Ленинграде. В 1972 году эмигрировала в США. Добилась международного признания как манекенщица. В 1982 году переехала в Париж.
Медведева Наталья Георгиевна родилась в 1958 году в Ленинграде. В 1972 году эмигрировала в США. Добилась международного признания как манекенщица. В 1982 году переехала в Париж. Занималась литературной деятельностью, готовила статьи и репортажи для французских журналов "Figaro Madame" и "Idiot International", в начале 90-х наладила сотрудничество с отечественной периодикой ("Новый взгляд", "Смена", "Завтра", "Иностранец"). Опубликовала ряд имевших успех автобиографических романов ("Мама, я жулика люблю", "Отель"Калифорния"", "Любовь с алкоголем", "Моя борьба"). В 1994 г. вернулась в Россию.
Внезапная смерть известной писательницы и бывшей жены скандально известного писателя Эдуарда Лимонова Натальи Медведевой породила множество слухов в богемной среде. Бывший муж Медведевой, Сергей Высокосов, рассказал о ее последних днях.
Этот человек был для Натальи Медведевой все эти годы не только близким другом, но и, как она сказала о нем в одном из последних своих интервью газете "Комсомольская правда", "самым любимым и самым надежным мужчиной".
" Меня несколько дней не было дома, а когда вернулся, обнаружил Наташу в постели. Она спала. Я попробовал разбудить ее, прикоснулся и... понял, что она мертва. Только вечером приехали врачи и отвезли ее в морг. Я сидел с ней один весь день, прощался. И только сегодня утром сам узнал, что сказали врачи: у Наташи было слабое сердце", - поделился Сергей. Один из последних снимков...
"Мы с друзьями сидим, киряем тут уже второй день и не можем поверить, что Наташи нет рядом, что я теперь один, без нее. Тяжко. Ужасно. Муторно на душе. У меня есть связи, я мог бы договориться, чтобы Наташу похоронили на Ваганьковском, но приехали Наташины родители и считают, что должны отвезти ее в Питер…" .
От друзей, которые хорошо знали Наталью Медведеву, корреспондент "Комсомолки" узнал, что в последнее время Наташа себя неважно чувствовала, сильно похудела, почти ничего не ела. 14 июля ей должно было бы исполниться 45 лет.
Она неумолимо приближалась к критическому для женщины возрасту и сильно из-за этого переживала. Не хотела и боялась стареть. Мечтала поправиться, хотя все время жаловалась на боли в желудке. У Наташи не было времени ходить по врачам и не было денег. Вместе с Сергеем они перебивались, как могли, Наташа много писала, мелькала по ТВ. Она была человеком эмоциональным, взрывным и в то же время сильной и волевой женщиной. Такой она и останется в нашей памяти...
Эстрадная певица, писательница.
Родилась 14 июля 1958 года в Ленинграде.
Окончила музыкальную школу по классу фортепиано. Снялась в роли Поплавской в фильме "Дневник директора школы" (1975).
В 1976 году эмигрировала в США. Добилась международной известности как манекенщица, модель. Брала частные уроки актёрского мастерства в Лос-Анджелесе, эстрадного вокала в Лос-Анджелеской консерватории.
Выступала как исполнительница русских романсов и мелодий из американских мюзиклов в ночных клубах, ресторанах.
С 1982 года - во Франции, концертировала в парижских кабаре. Печаталась в российской периодике с 1990 года ("Смена", "Новый взгляд", "День" и др.)
В 1989 году окончательно вернулась на родину. Выпустила несколько альбомов: "Париж-Кабаре Рюс" (1993), "Russian Trip" (1995) и др. Сочиняла и исполняла собственные песни, написала романы: "Мама, я жулика люблю", "Отель"Калифорния", "Любовь с алкоголем", "Моя борьба", "А у нас была страсть".
Наталия Медведева была женой писателя и политического деятеля Эдуарда Лимонова.
Ушла из жизни во сне в ночь на 3 февраля 2003 года в Москве.
Похоронена на Большеохтинском кладбище Санкт-Петербурга.
- Правила препинания. Пунктуационная норма. Значение пунктуации в русском языке. Виды знаков препинания, которые есть в русском языке
- Пьесы на немецком языке для детей - Немецкий язык онлайн - Start Deutsch Сценарий детских пьес на немецком языке
- Запятые при обращении и междометии
- Знаки препинания при обращении