Наталия медведева и эдуард лимонов. Тайна смерти натальи медведевой
В 2003 году, в Москве, дома, во сне умерла Наталья Георгиевна Медведева, писательница, певица, актриса, модель, бывшая жена и муза Эдуарда Лимонова. Тем летом 2003 года ей исполнилось бы всего 45 лет.
Красавица, модель, писательница, певица
Родилась Наталья Медведева в Ленинграде. Мать Маргарита Васильевна - школьная учительница, отец - военнослужащий, умер через два дня после рождения дочери.
В 16 лет Наталья вышла замуж и уехала с мужем жить в Лос-Анджелес. За плечами был диплом об окончании музыкальной школы по классу фортепиано, эпизод в ленфильмовском "Дневнике директора школы". И куча взрослых поклонников.
Наталья Медведева была красавицей, расцветшей рано и страстно. Высокая, узкая, темная. Красота ее была из разряда неувядающих, но не из завораживающих. Большеротая и крупнозубая, она выбирала яростно-красную помаду. От природы подавляющая, агрессивная, она провоцировала и дразнила, часто раздражала, слишком страстная - не просто женщина - натура.
Первый муж оказался владельцем ювелирного магазинчика и автомастерской, где он, по мнению своей несовершеннолетней по-американским меркам жены, эксплуатировал мексиканских рабочих.
О детских и подростковых годах Наталья Медведева написала свою первую книгу "Мама, я жулика люблю" (1985).
В Лос-Анджелесе Наталья Медведева, конечно, стала моделью. Работала на подиуме в Европе и Японии. Снялась для обложки диска группы «The Cars». О модельном бизнесе - самая популярная ее книга "Отель "Калифорния"" (1987). Брала уроки вокала и изучала историю костюма. Брала частные уроки актёрского мастерства, училась в Лос-Анджелесском городском колледже и консерватории по классу вокала.
Наталья много работала с джаз-группами, в пиано-баре, в русских ресторанах США - «Ренессанс» Сан-Франциско, «Миша» Лос-Анджелес, «Голден Палас» Нью-Йорк (Брайтон-Бич), исполняя русские романсы и популярные мелодии из мюзиклов. В фильме «Чёрный мрамор» («Black marble») на студии «XX век Фокс» (режиссёр Джозефа Уэмбо) сыграла роль исполнительницы русских романсов.
Эдуард Лимонов
Познакомившись с Эдуардом Лимоновым, уехала с ним в Париж и начала писать. Она была третьей женой писателя, но он у нее был пятым. После 15 совместных лет она ушла от него уже в России, в 1995 году, вскоре после возвращения из эмиграции.
Роман с эпатирующем названием "Моя борьба" (кончено же, в первую очередь вспоминается "Майн Кампф" в паре с одним из псевдонимов Медведевой, под ним она пряталась в "Лимонке" - Марго Фюрер) - книга о них, и в эпиграф вынесены слова из американского блюза: "Борьба за мужчину всегда превращается в борьбу с мужчиной".
Эдуард Лимонов был её третьим и последним мужем. В последние годы супруги вместе не жили, но официально не разводились.
Книги и журналистика
В 1989 году впервые после долгого перерыва посетила СССР, а в 1992 году возвращается на родину окончательно, тогда же издателем Александром Шаталовым выпускается её первая в России книга - «Отель „Калифорния"». Её книги во многом строятся на газетных публикациях.
Деятельность в качестве журналиста сопряжена со скандалами: в июне 1994 года Пресненский суд Москвы обязал газету «Новый Взгляд», напечатавшую статью Медведевой о пиратском издании книг её мужа, опубликовать опровержение и выплатить 1 млн руб. компенсации издательству. В эту пору она позиционирует себя как „парижского корреспондента" московской газеты «Новый Взгляд». Её журналистская активность замечена: Константин Эрнст снимает о писательнице выпуск программы «Матадор» для телекомпании ВИD (Первый канал).
В России Наталью Медведеву стали издавать довольно активно, "Вагриус" приличным тиражом выпустил сборник "А у них была страсть" (так же называется и ее последний альбом), самой последней вышла "Ночная певица". В сущности, если опустить вкрапления нецензурной лексики и, может быть, все еще шокирующие кого-то подробности, книги ее на самом деле нежны и сентиментальны и более всего напоминают женскую прозу журнала "Юность".
Рок-львица, панк-королева
В России Наталье Медведевой удалось избежать приставки экс-жена. Она без дураков, с кулаками доказала собственную самодостаточность и даже самоизбыточность. В ней хватало всего, даже чтобы соединить несоединимое: ее называли светской рок-львицей и панк-королевой. Хотя по понятным, прежде всего географическим, причинам ходить в "Сайгон" или Ленинградский рок-клуб она не могла, но стиль их она сохранила больше, чем отставные королевы "Сайгона".
Только ее рок был самым тяжелым, и ее личный Сайгон не давал скидки на здоровый образ жизни, похоже она так и не повзрослела. Вернувшись в Россию, в Москве она сколотила группу "Трибунал", в ее окончательный состав вошел Сергей (Боров) Высокосов ("Коррозия металла"). Вместе с Боровом Наталья Медведева устраивала выставки и свои сольные клубные концерты.
Первый диск Натальи Медведевой, с её парижским репертуаром, выпустил на своём лейбле «Звукореки» поэт Аркадий Семёнов. В постановке первой российской программы «Трибунал Натальи Медведевой» приняли участие известный клавишник Иван Соколовский и музыканты из группы «ХЗ» Карабас, Алексей Заев и Алексей Медведев. Песенные зарисовки 1992-1994 годов вылились в альбом «Russian Trip» (1995).
К февралю 1996 года сложился постоянный аккомпанирующий состав, названный «Трибунал Натальи Медведевой» (Сергей «Боров» Высокосов («Коррозия Металла») - гитара, Игорь Вдовиченко - бас-гитара, Юрий Кистенев («Альянс») - ударные). Первый концерт коллектива состоялся в марте 1996 года. Стиль группы сама Наталья определила как «панк-кабаре». Последний альбом был издан на ОРТ-рекордз в 1999 году и назван так же, как и одна из последних её книг - «А у них была страсть». В 2001 году Наталья Медведева создает проект NATO, направленный против войн на Кавказе и Балканах, с 2002 года давала редкие концерты вместе с Сергеем Высокосовым.
Принимала участие в телевизионных программах «Акулы пера» (1995), «Антропология» (1997), «Рождественские встречи» (1998).
Песни ее стали называть медитативными и шаманскими, она их такими не считала, говорила: "У меня это глубже". И понятно почему: она не была заклинающим хаос и неведомые силы шаманом, она сама была неукротимым, мощным, существом яростной природы. Она не признавала условностей и политеса, могла уйти из телестудии во время прямого эфира, могла петь в "Горбушке" под градом консервных банок чужих поклонников.
Смерть
Наталья Медведева умерла во сне 3 февраля 2003 года в Москве в возрасте 44 лет. По данным врачей, смерть наступила в результате инсульта. Кремирована в крематории Хованского кладбища. Похоронена на Большеохтинском кладбище в Санкт-Петербурге рядом с могилой своего отца.
Часть праха Натальи Медведевой, согласно её завещанию, была развеяна в четырёх городах: Париже, Лос-Анжелесе, Москве и Санкт-Петербурге.
Даже на фоне современных эпатажных фигур она выделялась особенно. , которой сегодня не было бы и 46 лет и которая ровно год назад оставила этот мир. Последний раз я встретил ее совсем незадолго до смерти. Она шла под руку с известным журналистом по "пушкинскому" переходу – высокая, как всегда элегантная, как всегда странная. И как всегда совсем невычурная при всей этой нынешней столичной вычурности. И вскоре…Кем она только не была – и поэтессой, и романисткой, пела песни и дефилировала по подиуму. Рожденная в Ленинграде и влюбившаяся в 14 лет в жулика, уехала искать счастье в США. Помог первый муж с "пятой" графой в серпасто-молоткастом документе. В Америке ее словно ждали. Ждали в русских ресторанах, ждали в нерусских казино, ждали именно такой типаж в русских и нерусских модных журналах. Ее фотосессии пользовались куда большим успехом, чем многих иных моделей. И это невзирая на известную старомодность ее облика - она казалась задержавшейся в романтических 20-х – причем в советских 20-х - с торжеством нэпа, джаза на русский лад и песен про "кирпичики" и "бублички".
Ее новым мужем стал один из самых богатых людей Америки – хозяин ювелирного магазина г-н Плаксин. Но влюбилась она в Лимонова. Того самого – Эдичку, "Русского Кон-Бендита", левака-самоучку - некрасивого и нестатного. Но зато эскападного, скандального и уже знаменитого романом про самого себя (который в те времена пылился в спецхране "Ленинки" и выдавался по особым разрешениям).
Наталья Медведева, ничтоже сумняшеся, променяла богатство с Плаксиным на бедность с Эдичкой в крошечной квартирке Парижа. Карьера в парижских кабаре уже не была столь удачной, хотя Наташа появлялась время от времени на подмостках. В России же ее имя, известное меломанам и поклонникам шансона, было овеяно ореолом легенд и тайн. И в конце концов она вернулась…
Она уже была без Лимонова – они разошлись, и Медведева жила одна в маленькой однокомнатной квартирке в центре города, и приходившие к ней интервьюеры не могли поверить, что это та самая звезда. Впрочем, певицу совсем не интересовало ее материальное положение. Интересовал дух. И высокие идеалы. За жесткой - а некоторые считали и грубой - внешностью актрисы скрывалась ранимая и тонкая душа человека, который совсем не по-женски – отчаянно и правдиво - написал свою жизнь. В том числе и на бумаге.
Уже в России вышли и ее романы. "Отель "Калифорния" - о том, как живут на самом деле в Америке. "Мама, я жулика люблю" - о том, что любить можно и должно лишь по зову сердца, иначе это просто не любовь. И, наконец, "Моя борьба" - о том, как выжить на этом свете. Она стремилась выжить все время, старалась, но не могла. Никак не могла. Всегда романтическая чужестранка среди всегда неромантичных аборигенов.
Нет, она не обижалась на тех, кто не платил ей за книги и диски – она заглушала боль вином, постоянно курила и вершила свой суд над предателями – Трибунал Наталии Медведевой. Так назывался и один из самых знаменитых ее дисков. Чужие суды и пересуды ее ничуть не волновали. А потому она пропускала мимо ушей сплетни о ее союзе с Сергеем Высокосовым, известным под кличкой Боров, из группы "Коррозия металла". Может быть, он был единственным, кто ее любил. Оставил ради подруги рок-группу и создал ансамбль, чтобы аккомпанировать Наташе. Конечно, жили они непросто. То и дело говорили об их разладе, о том, что Наташа уже одна. Словом, как говорится, интерес к личности не угасал. Ей было безразлично.
От чего она умерла?.. Известно, что неожиданно. А от чего?.. Не все ли равно?.. Она была постоянным пациентом эскулапов. А чаще всего такие пациенты живут недолго. Прах просила развеять там, где родилась - в Санкт-Петербурге. Там, где искала счастье – в Лос-Анджелесе и Париже. И там, куда вернулась, так и не найдя его – в Москве. От того, наверное, и умерла.
Наталия Медведева являлась российской певицей, моделью и журналисткой, также за свою недолгую жизнь успела попробовать себя в роли писательницы.
Детские годы
Наталия родилась летом, 14 июля 1958 года в городе Ленинград. Её отца звали Григорий, он был военным, однако, он не успел воспитать свою дочь, так как всего через два дня после ее рождения, Григорий умер. До этого мужчина достаточно тяжело и продолжительно болел, поэтому он даже не рассчитывал, что доживет до рождения дочери.
Воспитание Наталии легко на ее мать, Маргариту Васильевну, которая по образованию и профессии являлась медиком.
Помимо дочери Маргарита также воспитывала своего старшего сына, в этом ей помогала бабушка детей, вместе с которой они жили в коммунальной квартире. Это была двухкомнатная квартира на площади Мира в Ленинграде, однако, денег в семье катастрофически не хватало, поэтому им приходилось вчетвером ютиться в одной комнате, а вторую – сдавать.
Маргарита Васильевна пыталась делать все для своих детей, при этом ей приходилось работать без выходных. Несмотря на то, что семья жила очень бедно, ей все же удалось отдать Наталию в музыкальную школу, в которой она научилась отлично играть на фортепиано.
Творческая натура Наталии проявилась в ней с самых ранних лет. Помимо того, что девочка занималась в музыкальной школе, она также неплохо пела, ее невероятный голос отмечали многие преподаватели.
Также в школе девочка заинтересовалась драматическим театром и ходила в школьный театральный кружок. Как раз в школьные годы Наталии удалось принять участие в съемках фильма “Дневник директора школы”, на площадке ленфильма, где она сыграла в эпизоде.
По словам самой Наталии, она повзрослела достаточно рано, в 15 лет она начала жить самостоятельно. При этом ей не нравились рамки, которые навязывались гражданам Советского Союза, поэтому у нее появилось желание эмигрировать за границу.
В 17 лет девушке удалось это сделать, она вышла замуж за мужчину, который был старше ее на 20 лет. Муж Натальи, Аркадий Гусаков, после свадьбы сразу улетел в США, а девушке удалось сделать это только через год, при этом для перелета она пересекла почти всю Европу на самолете.
Наталия также написала свою автобиографию, в которой подробно описала годы своей юности, книга вышла под названием “Мама, я жулика люблю”.
Жизнь в эмиграции
Наталии достаточно быстро удалось добиться успеха в Штатах, там она прославилась, как манекенщица. Одной из ее самых известных работ юности считается фотография, которую поместили на обложку дебютного альбома группы “The Cars”.
Помимо съемок девушка также работала с некоторыми музыкальными группами, которые исполняли джаз. Также она работала в русский ресторанах в разных городах США, где исполняла известные романсы и песни из кинофильмов.
Наталия все время старалась учиться чему-то новому, она училась актерскому мастерству, а также получила два образования : одно в Лос-Анджелесском колледже, другое в консерватории по классу вокала.
В Голливуд девушке удалось попасть в 21 год, тогда она снялась в фильме студии “ХХ век фокс” под названием “Черный шар” . В нем она сыграла девушку, которая исполняла в кафе русские романсы, то есть саму себя. Интересен тот факт, что режиссер фильма заметил ее как раз в ресторане за этой работой.
Девушка за годы жизни в США успела развестись со своим первым мужем и жениться во второй раз. На этот раз ее мужем стал ювелир, однако их союз просуществовал совсем недолго.
В самом начале 90-х годов девушке удалось связаться с отечественными газетами, выходящими в тот момент, она начала печататься во многих из них. Таким образом, в свет вышли 4 ее романа , которые являются автобиографическими. Примерно в этот же период девушка начала сочинять тексты песен.
Возвращение на родину
После долгого путешествия в первый раз девушка посетила свою Родину в 1989 году, После развала Советского Союза Наталия окончательно переезжает в Россию, где успешно строит журналистскую карьеру. Девушка в то время представлялась как “парижский корреспондент”, при этом в ее деятельности было немало скандалов.
Начиная с 1992 года также начали выходить диски с песнями Наталии, а в 1996 году собралась целая группа, где девушка была вокалисткой, она называлась “Трибунал Наталии Медведевой”. Последний ее альбом был выпущен в 1999 году.
С 2001 по 2002 год девушка крайне редко выступала перед публикой, она занялась созданием проекта, который призывал прекратить людей войну на Кавказе. На телевизионные концерты ее приглашали очень редко, ведь многие продюсеры боялись ее эпатажности и неординарности. Однако Наталия принимала участие в некоторых известных телевизионных передачах того времени.
Личная жизнь
Всего Наталия была замужем 4 раза.
Первый ее брак с Аркадием Гусаковым был фиктивен с обеих сторон, девушка вышла замуж, чтобы улететь из СССР, а мужчина женился на красивой девушке, которая должна была представлять его с лучшей стороны.
После переезда в США и первого успеха в роли модели девушка сразу ушла от своего мужа, ведь их ничего не связывало.
Со вторым мужем, Александром Плаксиным , она познакомилась на одном из показов в США, мужчина одаривал ее подарками, поэтому девушка ответила согласием на его скорое предложение о замужестве. Однано Александр оказался достаточно ветреным человеком, не прошло и месяца со дня свадьбы, как он нашел уже себе новую пассию, а Наталия осталась без внимания мужа.
За своим третьим мужем, Эдуардом Лимоновым , девушка даже переехала в Париж. Она была влюблена в него и его творчество. Девушка была готова бросить все ради жизни с писателем, в 1983 году они поженились, в этом же году девушка забеременела но решила пока не заводить ребенка и сделала аборт.
Это решение кардинально поменяло ее жизнь, девушка начала пить, после этого она так и не смогла забеременеть. Эдуард очень часто уезжал по своим делам без жены, она ждала его. После переезда в Россию их отношение совсем охладели, однако, официального развода не было.
С четвертым мужем, рок-музыкантом Сергеем Высоковым, девушка познакомилась на гастролях. У пары было много общих интересов, и в конце 90-х они открыто заявили о том, что живут вместе, при этом Лимонов делал вид, что ничего подобного не происходит.
Смерть
Наталия умерла в 2003 году, ей было всего 44 года. Официальной причиной смерти является инсульт. Могила женщины находится на одном из Московских кладбищ, ее похороны проходили совершенно обычно, не как у звезды.
По завещанию, тело Наталии кремировали, а прах рассеяли в США, Франции и России.
Наталия Медведева (певица)
Наталия Георгиевна Медведева. Родилась 14 июля 1958 года в Ленинграде - умерла 3 февраля 2003 года в Москве. Российская певица, фотомодель и писательница. Третья жена Эдуарда Лимонова.
Мать - Маргарита Васильевна, медик.
Отец - военнослужащий, тяжело болел и умер через два дня после рождения дочери.
Имела старшего брата.
Семья жила в коммунальной квартире на Площади Мира: Наталия, ее брат, мама и бабушка. Одну комнату они сдавали, в другой жили сами. Семья жила бедно, но несмотря на трудности, мама отдала ее в музыкальную школу, которую Наталия окончила по классу фортепиано.
Как рассказывала артистка, она рано повзрослела, с пятнадцати лет уже жила собственной сознательной жизнью, а советские общественные рамки были для нее в тягость. Свою юность она подробно описала в автобиографической книге «Мама, я жулика люблю».
Наталия Медведева в фильме "Дневник директора школы"
В 17 лет Наталья Медведева приняла решение покинуть СССР, что и сделала благодаря замужеству - выйдя замуж в 17 лет за человека на 20 лет старше ее. Супруг годом ранее эмигрировал в Америку. Вслед за ним через Австрию и Рим она тоже эмигрировала в США.
Быстро добилась международного признания как манекенщица. Снялась для обложки диска группы «The Cars». Брала частные уроки актёрского мастерства, училась в Лос-Анджелесском городском колледже и консерватории по классу вокала.
Работала с джаз-группами, в пиано-баре, в русских ресторанах США - «Ренессанс» Сан-Франциско, «Миша» Лос-Анджелес, «Голден Палас» Нью-Йорк (Брайтон-Бич), исполняя русские романсы и популярные мелодии из мюзиклов.
В 1979 году Наталья Медведева попала в Голливуд. Ее первой серьезной работой стали съемки на студии «XX век Фокс» в фильме «Черный шар» («Black marble») Джозефа Уэмбо. Она исполняла русские романсы и отрывки бродвейских мюзиклов в кабаре «Миша» на Сансет-бульваре, где ее и заметил Уэмбо. В «Черном шаре» Наталья Медведева сыграла саму себя, исполнительницу русских романсов.
В 1982 году переехала в Париж, где продолжила концертировать в увеселительных заведениях (фрагменты этих программ вошли в компакт-диск «Париж-Кабаре Рюс», записанный в Париже в 1993 году), пела в ресторанах «Балалайка» и «Chez Raspoutine» (вместе с А. Димитриевичем). Параллельно продолжала заниматься литературной деятельностью.
В начале 1990-х наладила сотрудничество с отечественной периодикой: «Лимонка», «Новый Взгляд», «Смена», «День»/«Завтра», «Иностранец». Опубликовала ряд имевших успех автобиографических романов: «Мама, я жулика люблю», «Отель "Калифорния"», «Любовь с алкоголем», «Моя борьба».
В тот же период начала писать собственные песни.
В 1989 году впервые после долгого перерыва посетила СССР, а в 1992 году возвращается на родину окончательно, тогда же издателем Александром Шаталовым выпускается её первая в России книга - «Отель "Калифорния"». Её книги во многом строятся на газетных публикациях: «В эту книгу вошли тексты, некоторые из которых ранее были опубликованы в российской периодике: конечно же в газете «Новый Взгляд», у Додолева, где я и начала впервые печататься в России», - рассказывала она.
Ее деятельность в качестве журналиста была сопряжена со скандалами: в июне 1994 года Пресненский суд Москвы обязал газету «Новый Взгляд», напечатавшую статью Медведевой о пиратском издании книг её мужа, опубликовать опровержение и выплатить 1 млн руб. компенсации издательству. В ту пору она позиционировала себя как «парижского корреспондента» московской газеты «Новый Взгляд», Наталия писала под псевдонимом Марго Фюрер.
Но ее журналистская активность была замечена: снял о писательнице выпуск программы «Матадор» для телекомпании ВИD (Первый канал).
Первый диск Наталии Медведевой, с её парижским репертуаром, выпустил на своём лейбле «Звукореки» поэт Аркадий Семёнов. В постановке первой российской программы «Трибунал Наталии Медведевой» приняли участие известный клавишник Иван Соколовский и музыканты из группы «ХЗ» Карабас, Алексей Заев и Алексей Медведев.
Наталия Медведева - Поедем на войну
Песенные зарисовки 1992-1994 годов вылились в альбом «Russian Trip» (1995).
К февралю 1996 года сложился постоянный аккомпанирующий состав, названный «Трибунал Наталии Медведевой» (Сергей «Боров» Высокосов («Коррозия Металла») - гитара, Игорь Вдовиченко - бас-гитара, Юрий Кистенев («Альянс») - ударные). Первый концерт коллектива состоялся в марте 1996 года. Стиль группы сама Наталия определила как «панк-кабаре».
Последний альбом был издан на ОРТ-рекордз в 1999 году и назван так же, как и одна из последних её книг - «А у них была страсть».
В 2001 году Наталия Медведева создала проект NATO, направленный против войн на Кавказе и Балканах, с 2002 года давала редкие концерты вместе с Сергеем Высокосовым.
Медведеву редко приглашали принять участие в концертах: продюсеров пугала ее скандальность и эпатажность. рискнула однажды включить в свои «Рождественские встречи» выступление Наталии Медведевой. Но это был первый и последний раз.
Принимала участие в телевизионных программах «Тема» с Владом Листьевым, «Акулы пера» (1995), в программе Насти Рахлиной на ОРТ «Подъем» (1996), «Антропология» (1997), «Рождественские встречи» (1998).
Смерть Наталии Медведевой
Скончалась во сне 3 февраля 2003 года в Москве в возрасте 44 лет. По данным врачей, смерть наступила в результате инсульта.
Кремирована в крематории Хованского кладбища. Похоронена на Большеохтинском кладбище в Санкт-Петербурге рядом с могилой своего отца.
Часть праха Наталии Медведевой, согласно её завещанию, была развеяна в четырёх городах: Париже, Лос-Анджелесе, Москве и Санкт-Петербурге.
Наталия Медведева
Рост Наталии Медведевой: 177 сантиметров.
Личная жизнь Наталии Медведевой:
Первый муж - Аркадий Гусаков. Вышла за него замуж в 17 лет. За год до их свадьбы он выехал в США. Этот брак являлся полностью коммерческим проектом для обоих супругов. Муж Натальи Медведевой был старше ее на двадцать лет и делал большие ставки на внешность своей молодой русской жены. Он хотел на ней заработать, а ей нужно было уехать за границу.
Второй муж - Александр Плаксин, владелец ювелирного магазина. Вышла за него замуж в США.
Третий муж - , писатель. Состояли в браке с 1983-го по 1995-й годы. В последние годы супруги вместе не жили, но официально не разводились.
С середины 1990-х годов жила в гражданском браке с Сергеем Высокосовым, музыкантом группы «Коррозия металла». С ним певица жила до своей кончины.
Фильмография Наталии Медведевой:
1975 - Дневник директора школы - Поплавская, ученица, влюблённая в Кольцова
1980 - Черный шарик (Black Marble, The) - ресторанная певица
1996 - Цыган Алёша (документальный)
Дискография Наталии Медведевой:
1994 - «Париж - кабаре рюс»
1995 - «Russian Trip»
1996 - «Russian Trip»
1997 - «Она пела королю Египта. Голливуд»
1999 - «А у них была стRRaсть»
2002 - «XX век. Хроника предпоследнего лета»
2002 - «Звериная лирика»
2005 - «Мирными средствами не достичь блаженства»
2013 - «Russian Trip» (переиздание)
Библиография Наталии Медведевой:
1988 - Мама, я жулика люблю
1989 - Последнее 16 декабря 1989 года. Коллективный сборник
1989 - Maman, j’aime un voyou
1990 - Au Pays des Merveilles
1990 - Wir nennen es Liebe
1992 - Ein wunderbares Land - Frankfurt am Main
1992 - Отель «Калифорния»
1992 - В стране чудес
1994 - Моя борьба
1995 - Любовь с алкоголем
1995 - Я рею знаменем...
1997 - А у них была страсть
1999 - В стране чудес
2000 - Ночная певица
2003 - Мой любимый
2005 - Настя и Наташа (сост. Э. Лимонов): Медведева Наталия «Жизнь в ноу-фьючер»