Написать аналитическую статью. Как написать грамотный аналитический материал
Анализ публикаций в газетах «Известия» и «Челябинский рабочий»
Анализ первой группы текстов: информационные материалы
Событие, выбранное для проводимого исследования в качестве опорного - принятие Государственной Думой знаменитого «Закона Димы Яковлева» (от 28 декабря 2012 года). Оно получило широкий общественный резонанс и освещалось подавляющим большинством изданий, в том числе, «Известиями» и «Челябинским рабочим».
«Известия» с самого начала - как только законопроект был внесен на рассмотрение в Думу - внимательно отслеживали ход событий, оперативно извещая читателей о каждой новой подробности дела. Статьи, выходившие в этой газете, отличают большой объем и исчерпывающее количество информации.
«Челябинский рабочий», как региональное СМИ, освещает, в основном, происходящее на Южном Урале. Из событий всероссийского и мирового масштаба - только наиболее значимое и интересное для широкого круга читателей. Поэтому в челябинском издании материалов о нашумевшем законе вышло намного меньше, чем в московских «Известиях». И, как правило, они носили более сжатый и лаконичный характер.
Тем не менее, из обеих газет удалось отобрать достаточное количество публикаций. В итоге было решено провести сравнительный анализ, во-первых, статей информационного характера, и, во-вторых - материалов в жанре «журналистский комментарий».
Основные критерии, которыми руководствовались при анализе/сравнении, следующие:
Источники, на которые ссылается журналист.
Теперь непосредственно к практической части работы. Итак, в первую очередь рассмотрим и сопоставим информационные материалы из обоих изданий, связанные с заявленным выше информационным поводом.
Со стороны «Известий» - статья «Усыновители в США просят Путина отменить «поправку Димы Яковлева». Авторы - Дмитрий Рункевич, Алена Сивкова и Юлия Цой.
Со стороны «Челябки» - «А просил ли мальчик?» Михаила Галяна и «Я по-прежнему хочу попасть в США» Михаила Фомина.
Речь здесь идет уже скорее не о самом законе, а о последствиях его принятия для отдельных общественных групп/лиц. Все три публикации объединяет именно то, что в их центре - те, кто пострадал от данного законопроекта. У «Известий» это американская организация по усыновлению, у «ЧР» - челябинский сирота Максим Каргапольцев, который так хотел жить в американской семье, что даже написал письмо Путину.
Лексику статьи из «Известий» можно определить как стандартную общественно-политическую. К такому выводу помогает прийти явное наличие следующих признаков:
сухой стиль изложения;
прямой порядок слов;
опора исключительно на факты;
нейтральность интонации - минимум каких-либо оценочных конструкций, эпитетов, риторических вопросов и восклицаний.
Помимо этого, следует обратить внимание на присутствие в тексте
статистических данных: «…за последние 40 лет поспособствовавшая усыновлению 10 тыс. детей»;
характерных для информационной журналистики штампов: «Кроме того, парламентарий напомнила»; «пакет законопроектов, призванный защитить интересы»; «направили в органы власти письмо»; «инициатор отмены поправки» и т. п.
Но в конце публикации элементы авторского субъективизма/оценочности все-таки появляются. Интонация в этих местах автоматически перерастает из абсолютно нейтральной в ироничную - «Елизавета Глинка, более известная как Доктор Лиза» - или драматически-напряженную - «за судьбу детей-инвалидов вступился…». И уже в последнем предложении сотрудники «Известий» позволяют себе прямой оценочный эпитет - «бурных обсуждений».
Тем не менее, уровень субъективизма в статье - крайне низкий. Несмотря на то, что отдельные вкрапления с намеком на эмоциональность все же присутствуют, вычленить позицию журналистов по освещаемому ими вопросу практически невозможно. К тому же, статья написана коллективно, поэтому логично предполагать, что взгляды авторов на рассматриваемую проблему могли существенно различаться.
В ходе повествования журналисты «Известий» часто ссылаются на различные источники. В основном, приводят комментарии представителей структур и организаций, имеющих отношение к описываемому событию. При этом используются характерные вводные конструкции, которые также можно отнести к разряду газетных штампов: «Как рассказала «Известиям» глава российского представительства WACAP Светлана Миронова…», «…говорит первый зампред комитета ГД по вопросам семьи, женщин и детей Ольга Баталина».
Тенденция обильного цитирования источников наглядно показывает, что работники СМИ не хотят брать на себя лишнюю ответственность и таким образом лишний раз подчеркивают свой нейтралитет. Материал выстроен так, что фактически вся эмоционально-оценочная составляющая сосредоточена вне самого авторского текста. Такие конструкции как «Но мы надеемся, что…», «Я опасаюсь, что…», «Мое мнение, что…», «мы уже определили свою позицию», «Надо было раньше искать компромисс», встречаются только в речи респондентов.
Две публикации «Челябинского рабочего» объединены общим героем - уже упоминавшимся выше сиротой Максимом Каргапольцевым. Несмотря на то, что материалы написаны разными людьми, их объединяет открыто выражаемое сочувствие авторов к Максиму. По отношению к нему употребляются слова с чисто положительной окраской - «парень», «ребенок», «мальчик». Журналист Михаил Галян называет его «одним из тех, кто «опоздал на поезд». Этим метафорическим сравнением он как бы подчеркивает всю трагичность и тупиковость ситуации, в которую правительство своим новым законом поставило героя его статьи. Все это способствует формированию в сознании читателя положительного образа, чувства жалости, солидарности.
В то время как интернат, в котором воспитывается Максим, и его руководство показываются в чисто негативном ключе: «Чтобы перекинуться с Максимом всего парой слов, пришлось преодолеть сопротивление администрации дома-интерната». Подчеркиваются такие качества, как черствость, неотзывчивость, нежелание помогать своему воспитаннику в тяжелых обстоятельствах: «Директор Денис Мацко считает, что «ребенку и так достаточно внимания»; «На другие вопросы парень отвечать не решился. Как он говорит, ему это запретили».
В обеих статьях достаточно открыто выражается отрицательное отношение авторов к сложившейся ситуации и Закону Димы Яковлева в целом. Предложения практически идентичны: «Новый закон фактически лишил их (сирот) уже почти обретенных семей» (Михаил Галян); «Дима, наряду с сотнями других российских сирот, фактически лишился шанса обрести семью» (Михаил Фомин).
Следовательно, уровень авторского субъективизма в статье высок. Не прибегая к слишком прямолинейному выражению своего мнения в виде фраз «я думаю», «я считаю», «мне кажется» и т. п., сотрудники издания, тем не менее, расставляют смысловые акценты в своих материалах таким образом, что читателю понятна их позиция.
К источникам из «центра» - «…в президентской администрации», «депутат от «Единой России» Екатерина Лахова», «пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков», «информационное агентство «РИА Новости» - добавляются местные: «Директор дома-интерната № 13 Денис Мацко», «детский обмудсмен области Маргарита Павлова», «митрополит Челябинский и Златоустовский Феофан».
В этом плане инцидент с челябинским детдомовцем любопытен тем, что предпосылкой к его возникновению послужило событие государственного масштаба - а именно, принятие Закона Димы Яковлева. Затем уже челябинское событие получило широкую общественную огласку и стало известно всей стране. Но рассматривать его, тем не менее, можно только в контексте «антимагнитского акта», т. к. он послужил непосредственной причиной. Следовательно, при освещении данной темы, журналистам необходимо работать как с местными, так и с всероссийскими экспертами и организациями.
Также упоминаются популярные социальные сети - «ВКонтакте» и «Твиттер». Т.к. сегодня практически все дети и молодые люди имеют собственные аккаунты в соцсетях, виртуальные анкеты в качестве источников ценной информации для журналистов - и в столице, и в регионах - более чем актуальны.
Подводя итоги анализа первой группы публикаций, отметим, что
«Известия», освещая то или иное событие, выпускают более подробные, взвешенные и беспристрастные материалы, чем «Челябинский рабочий». Для них важно дать своему читателю исчерпывающую информацию о том или ином событии/явлении, показать ему наиболее полную картину этого события;
Поскольку оперативная информация о событиях в масштабах страны - прерогатива федеральных изданий, «Челябинский рабочий» отражает лишь основные тенденции происходящего. Если есть такая возможность, как-то связывает их со своей региональной тематикой - как в случае с Максимом Каргопольцевым. У журналистов намного больше возможностей для творческой самореализации, есть возможность в корректной форме высказать свое видение, оценку того или иного события, явления.
Аналитическая статья - это текст, который содержит в себе анализ фактов и выводы, касающиеся определенной темы. Можно даже сказать, что это небольшое исследование. Если информационная статья дает общее понимание о каком-то событии, вещи, то аналитическая открывает те факты, о которых ранее не было известно, делает более глубокий анализ.
Основные характеристики
Качественной статья публицистического жанра будет считаться в том случае, если она будет соответствовать следующим характеристикам.
- Описываемая тема актуальна на определенный момент.
- Грамотно сформулирован тезис и четко поставлен вопрос, который рассматривается в статье.
- Материал, необходимый для раскрытия темы подобран очень основательно.
- Анализ материала глубокий, логически идеальный, грамотный.
- Подача материала последовательная, выделены подзаголовки.
- Отсутствие необоснованных повторов.
- Наличие логических выводов.
- Отсутствие стилистических, грамматических и логических ошибок.
- Достижение цели - статья дает ответ на поставленный вопрос.
- Присутствие в анализе свежего образа мышления.
- Форма изложения подобрана правильно, она является читаемой для целевой аудитории.
Первый этап работы: изучение темы
Для того чтобы получилась интересная и полезная аналитическая материала нужно провести очень тщательно. Самое главное - это то, чтобы вы сами поняли тему и могли передать ее целевой аудитории. Нужно найти как можно больше источников информации, подойти к решению вопроса с разных сторон. Такой подход придаст материалу больше глубины и вызовет интерес.
Если вы взялись за написание серьезного текста публицистического жанра, то данный этап может занять у вас несколько дней. Если почувствуете, что прониклись интересом к материалу и нестандартные идеи по вопросу переполняют вашу голову, тогда можно уже переходить к следующему этапу.
Второй этап работы: систематизирование полученного материала
Итак, перед вами огромное количество информации, но приступать к написанию работы еще очень рано. Все что есть теперь нужно четко структурировать. Перечитайте еще раз всю полученную информацию, распределите все по полочкам по степени важности. Каждый кусочек материала имеет свою ценность и место в общей структуре.
Информационно-аналитическая статья должна хорошо раскрывать тему, текст должен плавно перетекать из одного подзаголовка в другой. В обратном случае получится просто каша, которая будет очень тяжела для освоения целевой аудиторией.
Третий этап работы: определяем структуру
Когда вся имеющаяся информация систематизирована, можно приступать к определению структуры будущей статьи. Она зависит от многих факторов. В том числе от количества доказательств тезиса, самой темы и многого другого. Чтобы было понятно, как должна выглядеть аналитическая статья, пример "скелета" ее структуры представлен ниже.
Примерная структура построения текста:
- Вводная часть, в которой вы должны объяснить, почему ваша тема актуальна на сегодняшний день. Кроме того, именно тут важно сформулировать вопрос, рассматриваемый в вашей статье.
- Основная часть. В данной главе должен быть собран весь аналитический материал. Должны быть рассмотрены несколько точек зрения по теме, высказано ваше личное мнение.
- Заключительная часть должна быть одновременно информативной и лаконичной. Добиться этого не так просто. Но, самое главное - это передать все сделанные выводы по теме в этой главе. Необходимо также оценить результат своего исследования и рассказать, чего удалось добиться, получилось ли раскрыть тему.
После того, как структура составлена, уже можно приступать к написанию самого текста. Четко следуйте плану - тогда работа будет легко восприниматься целевой аудиторией. Возможно, что в процессе написания у вас могут возникнуть еще несколько интересных идей. Это нестрашно - можете дополнить ими свою работу.
Виды аналитической статьи
Данный тип публицистического жанра может быть разделен на несколько основных категорий.
- Общеисследовательская статья;
К этой группе можно отнести все публикации, в тексте которых проводится анализ широких общезначимых вопросов. Например тут можно рассуждать о нравственности и экономике, о церкви и государстве, о международных отношениях. Аналитические статьи о политике тоже относятся к этой категории. Данный тип публикации отличается глобальностью мышления автора. Главная цель работы заключается в том, чтобы не просто раскрыть тему, а изучить закономерности, перспективы и тенденции в развитии общества.
- Практико-аналитическая статья;
Сюда относится раскрытие вопроса о проблемах промышленности. Это может быть что угодно: культура, наука, сельское хозяйство, бизнес и финансы. В таких статьях уделяется внимание анализу конкретного события, ситуации в определенной сфере деятельности. Главная задача автора при написании текста данного типа заключается в том, чтобы выявить причины, по которым возникла проблема, оценить эффективные пути решения на примере практических задач.
- Полемическая статья;
Публикуется в том случае, если в обществе возникает спор по определенной проблеме. Поводом для написания может послужить, например, выступление политических оппонентов. Цель работы двоякая. Автор высказывает свое собственное мнение по рассматриваемому вопросу и предлагает наиболее эффективные на свой взгляд пути решения. Факты, приведенные в работе, могут касаться только точки зрения самого автора. Он не может позволить себе привести пример, который будет противоречить поставленному тезису.
Стиль написания текста
Аналитические статьи делаются довольно просто, если определиться со стилем написания. Например, если предстоит написать работу, которая далее будет публиковаться в научно-популярном журнале, тогда подойдет легкий слог. Самое главное - опирайтесь на целевую аудиторию.
Газеты и журналы просто кричат о том, что им нужны яркие, интересные заголовки. Использование узкоспециализированных терминов возможно, но обязательно потом расшифруйте, что вы имели ввиду. В обратном случае читатель просто отложит вашу работу в сторону и найдет другую статью, более понятную для него.
Если аналитические статьи делают для научного журнала, то это более серьезная работа. Такие тексты читают только специалисты в своем деле. Если не разбираетесь в тематике, то даже не беритесь за подобные работы. Текст должен быть составлен грамотно, содержать термины по специализации и полезную информацию. Что касается заголовка для данного вида текста, то тут "кричащим" его делать не стоит. Человек, который возьмет в руки научный журнал, хочет фактов. Поэтому заголовок должен четко отражать суть статьи, а текст раскрывать проблему.
Объем текста
Еще один важный вопрос заключается в том, какой аналитическая статья должна быть по своему объему. Особых рекомендаций по этому поводу нет. Сначала напишите работу и не считайте слов и букв. Сделайте развернутый, интересный текст.
Потом автору нужно встать на место читателя. Поставьте перед собой вопрос - прочитали бы вы свою статью до конца? Текст может быть длинным, но захватывающим. В том случае, если вы заметили в работе некоторые фрагменты, от которых ослабевает интерес, тогда нужно их заменить, или вовсе убрать.
Объем написанного текста, по сути, не так важен, как информация, которую он несет. Оформляйте работу подзаголовками и списками, чтобы для читателя информация легче воспринималась.
И не забывайте про собственное мнение - публицистический жанр подразумевает аргументы и размышления по тематике вопроса.
- Если решились взять за написание статьи публицистического жанра, то берите только ту тему, в которой разбираетесь, по которой у вас есть что сказать. Личное мнение автора - обязательная часть текста.
- Делайте текст структурированным и приятным для чтения. Работа должна привлекать внимание визуально. Для этого используются подзаголовки, списки.
- В зависимости от того, где будет опубликована статья, поработайте с заголовком. Для целевой аудитории научного журнала - только факты, для газет - интрига.
- Желательно, чтобы статьи сопровождалась тематическими иллюстрациями. Так человеку будет гораздо приятнее ее читать.
- Перед тем, как опубликовать работу, несколько раз пересмотрите ее самостоятельно, определите, интересна ли она для вас. Переделайте неудачные фрагменты, если такие есть.
- Используйте в работе как можно больше фактов из разных источников по выбранной тематике. Чем больше информации вы учтете при написании, тем интереснее получится статья.
Подводим итог
Аналитическая статья дастся вам легко для написания, если подберете тематику, близкую вам. И не забывайте про главное правило - выбранная тема должна быть актуальна, только тогда она вызовет интерес у целевой аудитории.
Общая характеристика жанра. Аналитическая статья - один из самых сложных журналистских жанров. Обычно такие тексты пишут опытные журналисты, специализирующиеся на определенной тематике, либо эксперты, умеющие излагать свои мысли понятным языком. Публикуются аналитические статьи, прежде всего, в журналах - печатных и онлайновых, так как эти материалы рассчитаны на длительное вдумчивое чтение.
Аналитическая статья посвящена разъяснению происходящего в какой-то сфере, выявлению скрытых причин и построению прогнозов дальнейшего развития событий. Аналитическая статья может отталкиваться от общеизвестных фактов и проблем, но давать им новую трактовку. Так, когда журнал Русский Newsweek (выходил с 2004 по 2010 г.) трансформировался из репортерского издания в аналитическое, девизом журнала стало «Все знают, мы понимаем».
Новое понимание происходящего - то, ради чего читают аналитические статьи. Поэтому качество аналитической статьи определяется оригинальностью гипотезы, глубиной проникновения в тему и обоснованностью аргументов и выводов. Для аналитической статьи также важна объективность. Если автор отбирает аргументы в поддержку своей гипотезы и игнорирует то, что этой гипотезе противоречит, такая аналитика лишь введет читателя в заблуждение. Читатель же, знакомый с темой и знающий то, что скрыл журналист, воспримет материал с недоверием. Хороший же журналист- аналитик использует факт или довод, противоречащий гипотезе, как возможность уточнить ее, показать ее ограниченность, подтвердив при этом правильность. Только в таком случае аналитическая статья будет пользоваться доверием аудитории.
Сбор информации для аналитической статьи. Подготовка аналитической статьи начинается с построения гипотезы. Например, журналист решил доказать, что используемые в его городе в данный момент (если материал готовится зимой) противогололедные реагенты опасны для людей и окружающей среды, причем более опасны, чем другие существующие реагенты и другие меры борьбы с гололедом. Это будет рабочей гипотезой.
Дальше журналист погружается в тему. В случае с противогололедными реагентами это будет изучение всего, что с ними связано: состав реагентов и потенциальный вред этих веществ и их комбинаций, примеры такого вреда, исследования влияния реагентов на человека, животных и растения.
Кроме того, необходимо найти специалистов по реагентам и пообщаться с ними. На первом этапе общение проводится не столько для того, чтобы потом процитировать этого специалиста в материале, сколько для собственного понимания проблематики и для возможности уточнить гипотезу.
Циклов уточнения гипотезы может быть несколько. Например, вначале журналист предполагает, что используемые в его городе реагенты крайне вредны в принципе. Потом выясняется, что реагенты вредны только в определенных дозах. Потом - что вредны не все реагенты, а только некоторые. Потом - что для минимизации вреда реагенты нужно использовать в соответствующих сочетаниях, и опасность возникает тогда, когда нарушается это правило.
Дальше направление исследования может стать уже иным - журналист будет выяснять, в какой мере правильно сочетают реагенты те, кто их использует. Когда будет найден ответ на этот вопрос, возникнут новые вопросы: почему так происходит, кто в этом виноват, и кому это выгодно.
Исследование можно продолжать до бесконечности. Так, собственно, и устроена наука, когда ответ на вопрос приводит к новым вопросам. Но журналисту целесообразно в какой-то момент остановиться, определившись с гипотезой, которая подтверждается и которая была бы интересна широкой аудитории. Здесь можно использовать метод двух циклов:
- - первый цикл - рабочая гипотеза и предварительное ознакомление с темой для проверки и уточнения гипотезы;
- - второй цикл - финальная гипотеза, которая будет предложена читателю в качестве идеи аналитической статьи.
Дальнейший сбор информации уже направлен на поиск доказательств гипотезы и на выявление и устранение противоречий. Например, журналист решил остановиться на том, что противогололедные реагенты вредны, но этот вред можно минимизировать, если постоянно подстраивать комбинации реагентов под состояние окружающей среды. Тогда в качестве источников информации могут выступить:
- - нормативные документы, касающиеся использования противогололедных реагентов (законы, постановления, ГОСТы и др.);
- - организации, проводящие обработку дорог противогололедными реагентами;
- - личное наблюдение журналиста за обработкой дорог реагентами, общение с работниками, которые эту обработку выполняют;
- - чиновники, отвечающие за состояние дорог;
- - экологи, исследовавшие влияние реагентов на окружающую среду;
- - медики и ветеринары, способные оценить влияние реагентов на здоровье людей и животных;
- - мастера автосервисов, способные оценить воздействие реагентов на автомобили;
- - ученые-химики, понимающие механизм действия реагентов и возможности науки в этой сфере;
- - научные исследования, касающиеся использования реагентов.
Приведенный выше список - не исчерпывающий. Кроме того, для исследования различных тем подходят различные комбинации источников, а в рамках одной темы журналист сможет далеко не всегда получить доступ ко всем потенциальным источникам. Например, чиновники могут не ответить на запрос, медики - заявить, что им ничего не известно о влиянии реагентов на здоровье человека, а понаблюдать за обработкой дорог журналист не сможет, потому что в период подготовки статьи наступит оттепель. Однако, чтобы сбор информации был проведен качественно, нужно использовать следующие ориентиры:
- - понимание технической или технологической стороны вопроса;
- - наличие примеров, подтверждающих и иллюстрирующих гипотезу;
- - позиция второй стороны - тех, кого считают виновниками проблемы;
- - пояснения ученых, занимающихся данной сферой;
- - позиция государства - в лице чиновников или в виде нормативных актов.
Что же касается глубины погружения в тему, то достаточным можно считать такой уровень, когда доказательства убедительны, а гипотеза небанальна. Чтение аналитической статьи требует со стороны читателя усилий и времени. Поэтому награда за это должна быть высокой - новое понимание темы и возможность блеснуть в споре, приведя аргументы, которые подобрал журналист.
В приведенном ниже примере показано, какими источниками информации пользуется журналист и как выстраивает текст. 1
Пример аналитической статьи (с разбором)
Страна под властью борщевиков 1 Как гигантская ядовитая трава захватывает Россию Ожоги, слепота и даже смертельный исход. Всем этим грозит человеку соприкосновение с борщевиком Соснов- ского - гигантской травой, которая захватывает Россию, увеличивая территорию распространения на 10% в год. Чтобы отразить нашествие, нужна комплексная государственная программа. Пока же ядовитому сорняку противостоят лишь отдельные мужественные граждане да слабо мотивированные организации |
Постановка проблемы, показ ее значимости, предложение решения и обещание разъяснить происходящее |
В середине июля газета Daily Express опубликовала статью «Борщевик захватывает Великобританию, в этом виноват Владимир Пугин». Поводом для публикации был инцидент, случившийся с десятилетней Лорен Фуллер, жительницей шотландского городка Лок-Ломонд. Однажды девочка решила построить шалаш из крепких стеблей растения hogweed (букв, «кабанья трава», |
Пример, иллюстрирующий опасность борщевика |
1 Шер М. Страна под властью борщевиков // Коммерсант. Деньги. URL: http:// kommersant.ru/doc/2781947 (дата обращения: 06.01.2017).
по-русски - борщевик), а в результате оказалась в больнице со страшными ожогами, и ей сделали несколько операций по пересадке кожи. Комментируя случившееся, специалист по борщевику биолог Дик Шоу заявил газете, что противоядие против чудовищно размножившегося на территории Британии ядовитого растения - ржавчинный гриб - уже почти было найдено в Грузии. Однако поискам помешал военный конфликт между Грузией и Россией. Почему гриб не продолжили искать после завершения конфликта, ученый не пояснил |
|
В римейке триллера под названием «Борщевик Соснов- ского» изменились только имена и названия, в остальном он практически не отличается от исходного сюжета. В 80-е траву-убийцу уже называли местью Сталина. Якобы Иосиф Виссарионович лично распорядился высаживать недавно обнаруженное и названное в честь известного ботаника плодовитое растение на огромных площадях на силос, а, когда выяснилось, что трава ядовита и размножается со скоростью света, было уже поздно. К 1970-м годам борщевик выбрался с колхозных земель на придорожные полосы и опустевшие ноля, в 80-е добрался до огородов, начиная с 90-х - зарится на города. И ржавчинный гриб - далеко не первое средство, объявленное панацеей в борьбе с ним. Борщевиковая совка и плоская моль пастериаковая, глифосат- ные гербициды, богатырская удаль с саперной лопатой наперевес - надежда в деле борьбы с чудовищем имени Сосновского то появляется, то угасает, чудовище же между тем планомерно увеличивает захваченную территорию на 10% в год |
Предыстория: откуда появился борщевик, и как с ним борются. Статистика (без ссылки), показывающая значимость проблемы |
Ужас , ужас , ужас В прошлом году я подготовилась по полной программе: надела перчатки, резиновые сапоги, плотные брюки. Все равно не помогло,- рассказывает о своем опыте выведения борщевика жительница Рязанской области Елена Шакина.- Вышла косить, сок, похоже, подействовал через одежду - на следующий день появились ожоги, и дышать было трудно, надышалась паров. Загорать не могу до сих пор |
Еще один пример, показывающий опасность борщевика и тщетность борьбы с ним |
Сок борщевика из-за содержащихся в нем веществ фура- нокумарииов лишает кожу человека способности сопротивляться ультрафиолету. Результат - ожоги вплоть до третьей степени тяжести. Если такими ожогами покрыто больше 80% тела, летальный исход практически неизбежен. А если соком поражены глаза, возможна потеря зрения |
Пояснение о механизме вреда, наносимого борщевиком |
Пенсионерка из Щелковского района Московской области Марина Петровна с ужасом вспоминает, как от борщевика чуть нс ослеп ее пятилетний внук: «Мы едва не сошли с ума от страха за пего. Говорила, конечно, ему сто раз, не трогай ты этот борщевик, близко даже не подходи. А он сделал себе “телескоп” из стебля, приложил к глазу, мне ничего не сказал, на следующий день смотрю - глаз оплыл, не открывался, хорошо, соседка врачом работает, сказала, еще бы чуть-чуть, и зрение до конца жизни нс восстановили бы» |
Еще один пример, показывающий опасность борщевика |
Достается от борщевика не только человеку: по словам директора Союза органического земледелия Якова Любоведского, сорняк отравляет почву вокруг себя, его токсины мешают расти другим культурам |
Пояснение эксперта - биолога о вреде борщевика |
«На брошенной пашне за 10-15 лет вырастает молодой лес: сначала бурьян, потом луговые травы, после - мелколесье и т.д. Но, если пашня занята борщевиком, на ней ничего не вырастет. Только сам борщевик», - утверждает Людмила Волкова, эксперт Центра охраны дикой природы |
Пояснение эколога, подтверждающее вред борщевика |
От Калининграда до Сахалина Доподлинно неизвестно, имел ли отношение к борщевику лично товарищ Сталин, но заявило это растение о себе действительно в послевоенные годы. Печем было кормить скотину, и на помощь пришли ученые: нашли в предгорьях Кавказа, в Кабардино-Балкарской АССР, гигантскую древовидную траву, сородича борщевика сибирского, который россияне издавна употребляли в пищу. Новый вид назвали в честь ботаника Соснов- ского и стали массово засеивать им поля - одно растение дает до 5 кг силоса, а ухода кавказский гость не требовал никакого - только бросить семена в землю |
Снова предыстория, но более развернуто и с опровержением распространенного мифа |
Сейчас в европейской части России борщевиком Соснов- ского покрыты тысячи гектаров, и площадь иод ним растет с каждым годом. В Кировской области опасный сорняк захватил нс менее тысячи гектаров, в Вологодской - больше 3 тыс., в Нижегородской - почти 2,5 тыс. |
Статистика, касающаяся распространенности борщевика |
«Вся средняя полоса им захвачена, я даже видела его в Карелии вдоль дорог. Везде, куда ступила нога человека, борщевик пошел за ним. Даже в центре Онежского озера на небольшом островке он есть,- рассказывает Ирина Окунева, старший научный сотрудник Главного ботанического сада РАН |
Пояснение ученого-био- лога о распространенности борщевика |
Но центральных и северо-западных областей борщевику, похоже, мало. Растение уже подбирается к Уралу - на форумах Екатеринбурга жители жалуются на прибавляющиеся год от года заросли. На Сахалин семена борщевика приехали в середине прошлого века в пробирках в лабораторию, но одну пробирку рассыпала лаборантка, и борщевик разросся по всему острову. Теперь десятки сахалинцев каждый год попадают с ожогами в больницу |
Снова информация о распространенности борщевика. Новый источник - интернет- форумы |
Эксперты считают, что борщевику помогает размножаться человек. «Когда очаг, или материнское растение, с которого осыпаются и прорастают семена, находится на лесной опушке или в центре луга, скорость роста этого очага составляет четыре-пять метров в год,- говорит Людмила Волкова.- По, если очаг подошел к дороге, скорость расселения возрастает многократно и составляет уже сотни метров в год». «Быстрое распространение вдоль дорог объясняется мощными потоками воздуха, которые создаются автомобилями при движении»,- поясняет старший научный сотрудник Института биологии Республики Коми кандидат биологических наук Игорь Далькэ |
Пояснения ученых, касающиеся размножения и распространения борщевика и роли человека в этом |
Способствует распространению борщевика и то, что многие люди продолжают использовать его в сельскохозяйственных и других целях. Пчеловоды Олег и Елена Бобровы из Ленинградской области, например, признают, что борщевик в их регионе - большая проблема, но не выращивать его не могут. Растение нужно им для меда. «Это прекрасный медонос, урожай меда с одного гектара щедрый - до 300 килограммов. Мед получается очень ароматный, красивого темного цвета, долго не дает осадка. Мы у себя на участке засадили им двадцать соток и еще на заросшее борщевиком поле через дорогу пчел пускаем». Для жителя Новгородской области Сергея Яковлева борщевик служит материалом для творчества - он делает из него калейдоскопы. Стебли борщевика вначале тщательно высушиваются, а затем нарезаются на трубки, из которых делается корпус калейдоскопа |
Два примера, касающиеся использования борщевика в сельском хозяйстве и в ремесле |
Другая причина агрессивного поведения борщевика - брошенные поля, пастбища и другие сельхозугодий. «Он прогрессирует там, где много бесхозных земель. Можно даже сказать, что борщевик своего рода индикатор плачевного состояния сельского хозяйства, - считает Яков Любовсдский. - Сравним, скажем, Кировскую область, где этот сорняк является огромной проблемой, и Кубань. Кубань - развитый в аграрном смысле регион, там много и малых форм сельского хозяйства, и крупных агрохолдингов. Поэтому там вы борщевик почти не встретите, хотя ему там теплее. А севернее, выше средней полосы, куда не доходят холдинги и фермеры, борщевик растет повсеместно, и если никто им не займется, то и продолжит расти. В России более 10% сельхозугодий пустуют, не используются и не обрабатываются. И, пока не сыщутся люди, заинтересованные в их развитии, единственным хозяином этих земель будет борщевик» |
Пояснение эксперта об еще одной причине распространения борщевика - большом количестве брошенных сельхозугодий |
Сводка с фронтов На государственном уровне с борщевиком борются, но крайне бессистемно и неэффективно. Вдоль федеральных дорог борьбу ведет Федеральное дорожное агентство (Росавтодор), на уровне муниципалитетов и правительств регионов придумывают специальные программы по искоренению ядовитого сорняка, которые обходятся недешево. В Ленинградской области на эти боевые действия в нынешнем году выделили 40 млн руб., псковская пятилетняя программа (с 2014 по 2018 г.) обойдется в 32 млн. Результаты, однако, весьма скромные: управление Росавгодора по Северо-Западному федеральному округу, например, в 2015 г. очистило от борщевика 291,8 га, в Пскове муниципалитет обещает в этом году освободить от растения 300 га. Учитывая, что в этих регионах сорняком заняты многие тысячи (в случае с Ленобластью - десятки тысяч) гектаров, это капля в море. Борцы оправдываются тем, что на госу- ровне бороться с борщевиком сложно: из реестра сельскохозяйственных культур его вывели только три года назад, а в список не то что карантинных, но даже сорных растений так и не внесли. «Он растет по всей стране, не можем же мы карантинную зону но всей Центральной России ввести!» - объясняет замруководителя управления Россельхознадзора по Москве, Московской и Тульской областям Дмитрий Васин |
Позиция государства: деятельность ведомств, результаты и пояснение чиновника |
Основная проблема, таким образом, - отсутствие системного подхода. «Надо, во-первых, провести картирование распространения борщевика, обозначить приоритетные районы борьбы с ним (школы, детские сады, спортивные объекты), уничтожать его поэтапно и проводить мониторинг в течение хотя бы нары лет, чтобы убедиться, что он не вырастет снова»,- говорит Игорь Далькэ. Не имея комплексной программы, точечные акции борцы осуществляют кое-как. «Видела я, как они борются, - рассказывает Александра Трофимова из Калужской области. - «Автодор», например, косит только траву, а борщевик обходит. Плюс делают это в августе, когда уже поздно, семена созрели и разносятся со страшной скоростью, больше вреда от такого покоса, чем пользы». Муниципальные программы, в отличие от «Автодора», делают больший упор на химию - гербициды, но, по мнению Игоря Далькэ, эффективность этих программ не выше. «Это скорее попытки борьбы, они не приносят реальных успехов», - уверен ученый |
Оценка действий государства со стороны эксперта. Рассказ очевидца о предпринимаемых мерах |
Не имея внятных программ борьбы с борщевиком, государство, как водится, норовит переложить ответственность на граждан. В Псковской и Ленинградской |
Позиция государства - продолжение |
областях, например, дело поручено юрлицам: сельхозпроизводителям предоставляются субсидии на отражение нашествия борщевика, а тех, кто эти субсидии не отрабатывает, штрафуют. Депутаты заксобрания Лснобласти пошли еще дальше - предложили штрафовать физических лиц, допустивших борщевик на дачный участок, на 10 тыс. руб., хотя никаких субсидий на предмет борщевика дачникам не положено |
|
Лопатой, песком и сеном Активно бороться приходится гражданам самостоятельно, причем зачастую примитивными и опасными методами, так как «химия» дорога и доступна далеко не всем. Литр гербицида «Раундап» стоит 1000 руб., ближайшие аналоги, «Торнадо» и «Ураган», не намного дешевле |
Наличие и доступность химических средств для борьбы с борщевиком |
«У нас в Шаховском районе недавно поросшее борщевиком поле отдали под участки, и люди начали с ним бороться,- говорит Людмила Волкова.- Никто не проинформировал их о мерах безопасности, и многие получили страшные ожоги» |
Пример опасности борщевика для садоводов |
Специалисты из компании «Мастер ДЕЗ», занимающейся гербицидной обработкой борщевика на частных и коммерческих участках Подмосковья, говорят, что спрос на их услуги в последние годы упал. «Гербициды дорогие, за стандартные шесть соток мы берем 15 тыс. руб., а в кризис многим это не по карману. Вот люди и пробуют самостоятельно справляться», - поясняет сотрудник компании Андрей |
Доступность профессиональной обработки против борщевика для дачников |
«К нам в институт приходят граждане и рассказывают о своих “инновациях” в борьбе, - рассказывает Игорь Далькэ. - Один товарищ додумался пеньки от борщевика песком засыпать, другой укрывал сеном - представляете, притащил на себе 500-килограммовый рулон сена! Через две недели поверх сена, конечно, показались борщевичиые листья» |
Пояснение эксперта о народных способах борьбы с борщевиком |
Житель Наро-Фоминского района Подмосковья Алексей Захаров для борьбы с опасным сорняком изобрел специальную лопату с длинным и острым лезвием и широким настуиом, выполненным из металлической трубы. «Разрабатывал ее больше года», - гордо сообщает Захаров. Лопату высоко оценило руководство области - изобретатель Захаров получил за нее губернаторскую премию «Наше Подмосковье». Теперь пенсионер вместе с возглавляемой им организацией «Остановим борщевик» намерен вооружить лопатой жителей области, чтобы выйти на бой всем миром: «Конечно, миллионы корней мы не выкопаем, но надо уничтожать хотя бы новые растения» |
Еще пример народного средства |
Эта аналитическая статья может быть интересна читателям, так как затрагивает важную и значимую проблему (с борщевиком сталкивались практически все жители средней полосы России, особенно имеющие огороды или дачи), а также дает новое понимание этой проблемы. Кроме того, материал подан в статье наглядно, с минимумом технических деталей (например, автор не углубляется в то, как на клеточном уровне происходит ожог из-за сока борщевика, или какие именно вещества борщевик выделяет в почву, чтобы не давать расти другим растениям) и с большим количеством примеров (их в тексте семь), касающихся и вреда от борщевика, и способов борьбы с ним.
Эссе – прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета.
Жанрообразующие признаки:
анализ какого-либо объекта мысли, а не личности автора.
особая актуализированность, соотнесенность с настоящим моментом.
наличие образности, экспрессивности.
диалогичность.
логическая выдержанность рассуждения: 1) закон тождества (мысль о предмете рассуждения должна сохранять однозначность), 2) закон противоречия (не могут быть истинными два противоположных высказывания), 3) закон исключения третьего (два потиворечивых высказывания об одном предмете не могут быть вместе истинными или ложными), 4) закон достаточного основания (всякая мысль должна быть обоснована другими мыслями – истинными или доказанными).
ясность структуры текста.
Виды эссе:
публицистическое (описание актуальных вопросов)
литературно-критическое (рассуждения о литературном произведении)
искусствоведческое(рассуждения об искусстве, о роли искусства в жизни)
научно-популярное (описание общенаучных проблем)
философское (общие вопросы бытия)
Очерк – художественно-публицистический жанр, требующий образного, конкретно-чувственного представления факта и проблемы.
Жанровую природу очерка определяют три начала – социологическое, публицистическое и художественное.
Социологическое начало очерка заключается в его направленности на исследование общественных отношений и проблем, в рассмотрении социальных сторон деятельности личности.
Публицистическое начало проявляется в опоре на факты, в открытости, незавуалированности авторской позиции, в прямоте высказываемых мнений и оценок.
Художественное начало очерка заключается в создании образной картины действительности, в которой ситуации, явления и характеры социально типизируются
В исследовательских трудах по очеркистике в общей сложности насчитывается более пятидесяти жанровых разновидностей очерка, но единой универсальной типологии так и не было выявлено.
Наиболее бесспорные, признаваемые всеми типы очерка:
По признаку наличия/отсутствия художественного вымысла: документальный (основанный на реальных событиях, с реальными действующими лицами) и беллетристический (описывающий типичную ситуацию, но с вымышленным действием и персонажами).
По способу исследования действительности: портретный (типичный представитель среды), путевой (движение через определенную среду и ее фиксация), очерк нравов (исследование моральных установок, царящих в определенном обществе или социальной группе).
По социально-тематическому признаку: деревенский, производственный, военный и т. д.
2. Повествование от первого лица единственного числа. Такое повествование имеет несколько разновидностей.
Повествователь – участник события, он стоит в центре изложения. Такой текст может строиться так, как будто автор заново переживает события, не зная его финала. Другой вариант – рассказ о событии как об уже свершившемся.
3. Повествование от первого лица множественного числа. Такой повествовательный тип может быть плодом коллективного творчества; может использоваться в наукообразных очерках. Часто «мы» появляется в путевых очерках, где автор ведет рассказ не только от своего имени, а от всех участников вояжа.
В стиле очерка, в зависимости от его содержания, от авторской манеры письма, могут сочетаться повествовательные формы различного качества. Эти стилевые отрезки могут отличаться друг от друга по экспрессивной окраске речи, употреблению форм времени, синтаксическому построению. В очерк могут быть включены статистические данные, документы, цитаты, хроникально-информационные вставки, интервью, лирические отступления и т. д.
Интервью – беседа журналиста с одним или несколькими лицами на актуальные темы, передаваемая по телевидению, радио или напечатанная в газете, журнале.
1) Интервью-диалог – беседа в форме вопросов и ответов. Самый распространенный вид. Журналист, наряду с основными вопросами, задает собеседнику уточняющие, получает информацию о значительном факте.
2) Интервью-монолог – выглядит в форме ответа интервьюируемого на вопрос корреспондента, поставленный в начале текста.
3) Интервью-портрет – на первый план выходит создание портрета интервьюируемого. В тексте появляются элементы биографии, присутствуют мнения героя по различным темам. Автор, посредством разнообразных вопросов, раскрывает личность человека.
4) Интервью-беседа – журналист ведет беседу с человеком на равных. Предмет разговора – проблемная актуальная ситуация, выход из которой следует найти в процессе разговора. Журналист не только получает от собеседника информацию, но и сам высказывает свое мнение. Возможен спор. Обратные вопросы.
5) Коллективное интервью – представление о мнении нескольких людей по тем или иным вопросам.
6) Анкета – массовый вид интервью, заочная беседа. Вопросы задаются на газетном листе, автор изучает поступившие в редакцию ответы и пишет текст. Иногда в издании существует рубрика «Анкета», в которой герой отвечает на стандартный набор вопросов.
7) Блиц-опрос – целью является получение мнений людей различного социального статуса по одному актуальному вопросу.
Структура:
стадия подготовки (создание вопросника, проработку хода будущей беседы),
собственно разговор
написание текста или подготовка сюжета.
Проблемная статья – разновидность публицистической статьи.
Проблемная статья в большей мере, чем другие прикладные статьи, опирается на теорию. В ней излагаются и защищаются с использованием теоретических доказательств различные точки зрения на проблему, подходы к ней и методы ее решения, обосновываются концепции. Такая статья создается учеными и специалистами и, хотя она публикуется в периодических изданиях, обеспечивающих воздействие на массового читателя, главными ее потребителями являются также специалисты. В ее структуре находят отражение логические аспекты содержания, и строится она по правилам логики научного исследования.
Особенности:
дискуссионный характер. Статья строится на сочетании критических или даже отрицательных доводов по отношению к каким-либо взглядам (где-либо изложенным или кем-либо высказанным) с утверждениями или обоснованиями иной точки зрения на предмет обсуждения.
логизированность текста.
рассуждение может эмоционально окрашиваться. В соответствии с общим книжным характером изложения появляются фигуры ораторского синтаксиса, но не ради нагнетания пафоса, а ради подчеркивания мысли. Включается и книжная эмоционально-оценочная лексика.
широко используется ориентация на разговорный стиль. При этом в статье резко возрастает количество приемов, имитирующих дружеское, заинтересованное устное общение с читателем по серьезному вопросу. В синтаксисе появляются конструкции, имитирующие разговорную речь: бессоюзные предложения, передающие причинно-следственные связи, разговорного типа присоединение. Уменьшается длина предложений. Текст насыщается разговорной лексикой, выражающей эмоциональную оценку предмета речи.
Аналитическая статья – это исследование, проводимое на основе исходной информации с использованием определенного метода.
Ее целевая направленность – всесторонний анализ фактов, выводящий на решение научной задачи.
Особенности:
обстоятельность разработки темы;
оценки взаимосвязей, взаимозависимости и значимости фактов, аргументированные доказательства и обоснования, теоретические обобщения, логические выводы и практические рекомендации.
строится на основе широкого применения рассуждений и умозаключений, опирающихся на фактический материал.
могут сочетать ораторский синтаксис и иронию, элементы разговорного синтаксиса и сниженную эмоционально-оценочную лексику, приемы комического (каламбуры, пародирование известных текстов и др.)
Разновидности аналитической статьи: установочные, или программные, научные (теоретические и/или специальные) и обзорные статьи.
Установочные, программные статьи обычно содержат анализ и оценку развития и состояния сферы деятельности, которую представляет журнал. Этот вид статей требует особого внимания к фактическому материалу. В них требуется обеспечить доказательность, обоснованность выдвигаемых положений, что весьма важно, поскольку статьи содержат своего рода программы для определенных направлений научных исследований.
Научные статьи отличают четкая тематическая направленность, глубокий анализ и основательная научная проработка материала; широта теоретических и практических обобщений значительных явлений, событий; аргументированность выводов и предложений, а также оперативность, актуальность, информационная новизна.
Заметка – жанр публицистического стиля, в котором излагаются результаты определенного изучения предмета выступления.
Цель – описание факта, случая.
Особенности:
актуальность
небольшой объем
краткое упоминание о том, откуда взята информация, не рассказывается о глубине и методах изучения
точность и лаконичность
Языковое воплощение:
экспрессивные варианты номинаций, перифразы
необходимы точность и красочность за счет имен собственных, цифр и терминов, не требующих разъяснения
Жанровые виды:
событийная заметка – итоговая, комплексная инф-я о событии
анонс – сообщение о будущих мероприятиях
аннотация – состоявшееся событие
мини-рецензия – оценочная заметка об информационном явлении
блиц-портрет – краткие сведения о человеке
мини-обозрение – совокупность событий, явлений
мини-история – история для развлечения читателей
мини-совет
Репортаж – жанр журналистики, дающий оперативное наглядное представление о событии через призму мировоззрения автора, его участника или очевидца. В основе репортажа лежит использование метода наблюдения, и, следовательно, присутствие журналиста на месте действия является обязательным.
Основные признаки жанра:
1. Наглядность (складывается из использования «сенсорных деталей»: звуков, красок, запахов).
2. Динамичность (поэтапное развитие действия, наличие фабулы, завязки, основного действия, кульминации и развязки).
3. Информативность (максимальная насыщенность деталями: выражения лиц, мимика, одежда участников, а также их речь и поведение; кроме того, журналист должен описать окружающую обстановку).
Грамотно написанный репортаж должен вызывать у читателя «эффект присутствия» (словно он находится в том месте, которое описывает автор) и «эффект соучастия» (читатель проникается эмоциями автора или героев репортажа).
Виды репортажа:
Событийный – оперативно отражает общественно-значимое событие в хронологической последовательности.
Познавательный – в основе тема, которую освещает репортер. Это рассказ о жизни рабочего коллектива, научной лаборатории, НИИ и т.д.
Проблемный – несет в себе элементы анализа события, авторские обобщения и выводы.
Репортаж с экспериментом – несет в себе интригу, так как журналист моделирует ситуацию, которая позволит ему узнать что-либо, проверить реакцию людей в неожиданном положении и т.д. При этом участники эксперимента не знают, что стали объектом изучения.
Итак, ответ на вопрос: являются ли статьи этой рассылки аналитическими? Эти мини-статьи, которые вы получаете в виде рассылки, нельзя отнести к жанру аналитики. Это скорее "истории из жизни" с комментариями. Точнее, истории с продолжением.
Наверное, писать можно в разных жанрах. Если вы умеете делать это хорошо и интересно, вам достаточно только начать общаться со СМИ, и вы увидите, как легко опубликоваться в них. Но давайте все-таки попробуем понять, что такое аналитические статьи. И как их можно использовать в PR-работе.
Вкратце, опишу тип аналитики, которые проще всего "пристроить" в СМИ.
1. Многосторонний анализ проблемы. Аналитические статьи представляют читателям несколько точек зрения на проблему. Если вы пишете, например, о потенциале рынка сбыта программных продуктов, не хвалите, как кулик, только свое болото. Попробуйте собрать мнения интересных и авторитетных людей за пределами своей компании.
2. Глубина анализа. Помимо разностороннего анализа ситуации читатели любят глубинный анализ. Глубинный анализ стоит делать в рамках своей узкой специальности. Иначе рискуете вызвать реакцию читателя, как у К.С. Станиславского: "Не верю!" Мы, психологи, пишем о подсознательных мотивах потребителей. Или о том, как с помощью нехитрых психологических приемов распознать человека, берущего "откаты". О чем пишут экономисты, можно почитать в "Коммерсанте" и "Эксперте". Экономического анализа там предостаточно. И, видимо, это связано с повышенным спросом на эту информацию от читателей. О чем может написать, например, социолог или химик-технолог, предлагаю подумать самостоятельно.
3. Статистика, графики, картинки. Используйте все это. Но имейте в виду, что все цифры должны быть доказуемыми. Например, провели вы необычный опрос своих потребителей, публикуйте его. Кроме того, что он дал вам ценную маркетинговую информацию, он еще может сработать на вас в качестве рекламы. Многие специалисты по PR не могут опубликовать свои статьи в деловых СМИ, потому что статистические выводы очень смутны, сомнительны. Так же как не понятны методы сбора информации. В общем, в деловые СМИ выходите только с проверенной, точной информацией. Или не выходите вообще. Как правило, среди редакторского состава любого приличного журнала есть люди, которые очень высоко образованны, и которые легко определят сомнительность выводов и недостоверность цифровых данных.
4. Точность анализа. Если используете в аналитике цифры, не допускайте неточностей. Любое приличное деловое издание потеряет к вам интерес очень быстро, если вы сначала напишете, что инвестиции в ваш проект были 300 млн. долл., а в следующем пресс-релизе или статье, "проговоритесь" про 120 млн. долл. Если журналист не смог проверить эту информацию, и опубликовал ее, а потом вы шлете ему другие цифры, вы очень сильно его "подставляете" Как и весь журнал (или газету).
5. Стиль и язык. Если литература и русский язык вам не давались, и вы всю жизнь предпочитали математику, химию или историю, найдите хорошего филолога или копирайтера, который сделает литературную правку вашего произведения. Потому как хоть аналитика жанр и серьезный, злоупотреблять фразами на полстраницы все-таки не стоит. Вообще, нет ничего страшного в том, чтобы написать аналитическую статью популярным, понятным и "приземленным" языком. Хорошо, конечно, продемонстрировать знание терминов. Но лучше продемонстрировать неподготовленному читателю, как ваша область знания может помочь ему на практике. Мы ведь сейчас говорим не об аналитике ради заработка. И не о высоком журналистском искусстве. Мы ведем речь об аналитике ради PR. И в этой ситуации ваша статья своим "тяжелым" языком не должна увеличивать дистанцию между вами и читателями. Ее цель обратная: сократить эту дистанцию, побудить читателей к контакту с вами.
6. Оригинальность и практичность материала. Не переписывайте учебники. Довольно много журналов все-таки публикуют такие "аналитические" статьи. Но резонанса в обществе такие статьи почти не имеют. Это, скорее, "затыкание дыр" для журнала, если нет более подходящего материала. Но такое в нормальном журнале бывает редко. Так что конспекты учебника принимаются редакторами плохо. А читателями воспринимаются еще хуже. Лучше опишите свой уникальный опыт решения какой-то проблемы.
Пожалуй, это все самое необходимое, что надо знать об аналитике, прежде чем начать ее эффективно использовать в качестве PR-инструмента.