Нагорный карабах территория и население. Непризнанные государства – Нагорно-Карабахская Республика
"Правда.Ру", глава МИД Армении Эдвард Налбандян заявил, что в текущем году Ереван ожидает признания Республики Арцах со стороны одного из государств мира. О каком государстве идет речь, г-н Налбандян умолчал. Но важно не это. Слова руководителя армянской дипломатии наводят на мысль о том, что в ситуации вокруг Нагорного Карабаха и в Закавказье в целом готовятся серьезные перемены.
"Если Запад признает Нагорный Карабах - начнется война"
Во-первых, нужно пояснить, что "Республика Арцах" — это неофициальное название Нагорно-Карабахской Республики (НКР) — непризнанного мировым сообществом образования на территории бывшей Нагорно-Карабахской автономной области (НКАО), входившей в состав Азербайджана во времена СССР. Многие историки и аналитики придерживаются мнения, что именно с конфликта вокруг НКАО-НКР начался процесс развала Советского Союза. Это нужно понимать, чтобы корректно учитывать деструктивный потенциал, кроющийся внутри этой проблемы.
Второй ключевой момент — это тот факт, что Нагорно-Карабахская Республика, объявившая о своей независимости в сентябре 1991 года, сумела не только выжить и фактически состояться в качестве государства, но и добиться выдающихся военных успехов в вооруженном конфликте с Азербайджаном. Армяне Карабаха (или Арцаха, как называют эту область в Армении) смогли установить полный контроль над территорией своей бывшей автономии, а сверх того — захватить семь районов собственно азербайджанской территории вокруг нее. Захват этих районов позволил образовать пояс безопасности, а также обеспечить прямое наземное сообщение с территорией Армении.
Третье обстоятельство, которое следует учитывать, — это то, что НКР не признана ни в качестве государства, ни в качестве стороны конфликта. Официально нагорнокарабахский конфликт существует между Арменией и Азербайджаном. Никакой НКР или Республики Арцах тут нет. В том числе и для Армении: Ереван сам до сих пор (вот уже более 25 лет) не признает НКР.
Наконец, в целях нашего анализа нужно упомянуть и о сложившемся международном формате урегулирования конфликта. В рамках ОБСЕ была создана так называемая Минская группа, сопредседатели которой и занимаются практической работой. Это Россия, США и Франция.
Итак, что могут означать слова г-на Налбандяна на этом фоне?
Сразу вызывает недоумение: если Армения действительно хочет добиться международного признания НКР, то почему она сама не начнет этот процесс с себя? Почему Ереван воздерживается от признания Арцаха, в сторонке ожидая, что на этот шаг пойдет какое-то "одно государство"?
Справедливости ради нужно сказать, что чуть менее года назад правительство и парламент Армении предприняли некоторые действия, которые можно было расценить как начало процедуры признания КНР. Однако ничего решительного сделано не было; при этом прозвучало предупреждение, что признание последует в том случае, если Азербайджан развернет агрессию против Арцаха.
Как бы то ни было, но факт остается фактом: НКР не имеет официального признания даже со стороны своего ближайшего и естественного союзника — Армении.
Кто, какое государство в мире в такой ситуации согласится заявить о признании? И на каких условиях?
По опыту международного признания Южной Осетии и Абхазии, которые до недавнего времени имели статус, аналогичный статусу непризнанной НКР, можно полагать, что речь, скорее всего, идет о каком-нибудь небольшом островном государстве.
Что изменится в случае такого признания?
Думается, что для самой Нагорно-Карабахской Республики, которая и без этого фактически состоялась, почти ничего. НКР действительно доказала свою жизненность, способность обеспечивать собственную безопасность. Здесь функционирует экономика, работает социальная сфера, идет регулярный политический процесс. Конечно, трудно предположить, что все это было бы возможным без постоянной опоры на помощь со стороны Армении. И тем не менее, Арцах — признанный или непризнанный — это политическая, военная, социально-экономическая реальность, которая вряд ли изменится в ту или иную сторону, если где-то на далеком острове его официально признают государством.
В то же время совершенно ясно, что любое формальное признание НКР-Арцаха приведет к кардинальному изменению структуры нагорнокарабахского конфликта и, соответственно, к слому существующего международного механизма его урегулирования. Если НКР получит государственный статус, она превратится в сторону конфликта. Как тогда поведет себя Армения? Тоже останется участником и (что было бы логично) создаст какой-то военно-политический блок с НКР, противостоящий Азербайджану? Или постарается дистанцироваться от ситуации, умыв руки и переложив ответственность за будущее на власти признанного теперь Арцаха? Но в Баку уже твердо заявили: в этом случае Азербайджан перестанет рассматривать Армению как сторону конфликта.
В этих условиях не менее ясно, что Минская группа (МГ) с ее сопредседателями будет фактически стерта, потребуется совершено новый механизм урегулирования. Слов нет, МГ эффективностью похвастать не может: за 25 лет она не добилась никакого прогресса в деле достижения мира. Но режим прекращения огня, отсутствие или хотя бы пресечение крупномасштабных боевых действий она худо-бедно обеспечивает. Если ее не будет, никто не сможет поручиться за то, что война вновь не полыхнет. Учитывая же возможность создания единого армяно-карабахского блока в условиях, когда Армения входит в ОДКБ и на ее территории дислоцирована российская военная база, новая война в Карабахе может представлять большую опасность для России. Нужно ли нам это?
Возникает и еще один принципиальной важности вопрос: в каких границах некое государство признает НКР-Арцах? В границах советской НКАО или вместе с захваченными районами Азербайджана? Но в любом случае ясно, как отреагируют на это в Азербайджане: Баку будет вынужден ответить крайне резко и жестко.
Всего сказанного достаточно, чтобы отчетливо понять: признание НКР-Арцаха создаст в конфликте и в регионе в целом совершенно новую ситуацию. Это как новая сдача карт за игральным столом. Такое не происходит просто так, на пустом месте. Значит, есть силы, заинтересованные в подобном кардинальном изменении формата всей проблемы.
Вряд ли стоит полагать, что речь может идти о крупнейших игроках: России и США. Для Москвы новый взрыв в Карабахе не нужен совершенно: и без того забот хватает. Вашингтон тоже напрямую, скорее всего, не заинтересован в масштабной дестабилизации в Закавказье. Хотя, конечно, нельзя исключать, что кто-то может попытаться втянуть нового хозяина Белого дома в авантюру. Тем более, что его трудно заподозрить в близком знакомстве с положением в Закавказье.
Однако же при всем этом сложно предположить, что Ереван решился на заявления о якобы грядущем признании НКР, не заручившись хотя бы пониманием, если не поддержкой, со стороны дружественных сил. И в этой связи любопытно, что незадолго до этого в Армении побывал министр обороны Ирана.
Вообще, воздействие иранского фактора на ситуацию вокруг Карабаха и в Закавказье в целом не слишком активно освещается в прессе. Оно и понятно: до относительно недавнего времени у Ирана были иные приоритеты. Но сейчас, на фоне снятия с ИРИ санкций в рамках "ядерной сделки", невозможно отрицать неуклонное наращивание Тегераном внешнеполитической активности практически на всех направлениях. И было бы странно, если бы иранские стратеги не обратили свои взоры на Карабах.
Нельзя отрицать, что Иран располагает достаточным потенциалом для того, чтобы постараться сыграть ведущую роль в урегулировании этого конфликта. Территории современных Армении, части Азербайджана, включая Карабах, некогда входили в состав Персидской империи. Связи Ирана и с армянами, и с азербайджанцами носят давний исторический характер: в Иране очень много армян, причем они входят в деловую и административную элиту страны. Сильны в иранском обществе и позиции азербайджанцев, которые, кстати, исповедуют ислам шиитского толка.
Все эти преимущества Ирана, потенциальные рычаги его воздействия на ситуацию в Закавказье и, в частности, вокруг Карабаха до сих пор пропадали втуне: минский формат урегулирования не оставлял для ИРИ ни малейшей возможности вмешаться. Поэтому не придется удивляться, если окажется, что Тегеран решил заменить этот формат на новый, в котором будет место и ему.
Если это так, то России нужно серьезно готовиться. Иранцы уже сумели сделаться неизбежными участниками решения проблем в Ливане и Сирии, Афганистане и Ираке, в Йемене. Вероятно, теперь на очереди — Карабах.
[Приложение]
Приложение
Данный документ и приложение к нему были распространены в Организации объединенных наций 2 сентября 1997 года постоянной Миссией Республики Армения при ООН в Нью-Йорке.
(неофициальный перевод)
Ваше Превосходительство,
В течение последних нескольких лет правительство Азербайджана
активно распространяет сфабрикованную и фальшивую информацию о Нагорном Карабахе
и о последствиях нагорно-карабахского конфликта. Предоставленная Азербайджаном
информация об оккупированных территориях, беженцах и перемещенных лицах не
соответствует существующей действ-ительности.
Мы уверены, что предоставление неточной и недостоверной инофрмации о Нагорном
Карабахе и нагорно-карабахском конфликте посредникам и международной общественности
приводит к неправильным решениям и заключениям.
Приложенный документ, который подготовлен на основе беспристрастного анализа
и официальных источников, уточняет целый ряд вопросов и, таким образом, содействует
лучшему пониманию существующей действительности, фактов и общей обстановки
вокруг нагорно-карабахского конфликта.
Я в Вашем распроряжении для предоставления любой дополнительной информации.
Искренне Ваш,
Леонард Петросян,
исполняющий обязанности Президента
Нагорно-Карабахской Республики
Его Превосходительству г-ну Кофи Аннану,
Генеральному Секретарю ООН,
Нью-Йорк.
Копии письма:
Верховному Комиссару ООН по беженцам,
Верховному Комиссару ООН по правам человека,
Международной организации миграций,
Межпарламентскому союзу,
Парламентской ассамблее СНГ,
Парламентской ассамблее ОБСЕ,
Парламентской ассамблее Совета Европы,
Министрам иностранных дел государств-членов Минской группы ОБСЕ по
Нагорному Карабаху.
ПРИЛОЖЕНИЕ
ДАННЫЕ О БЕЖЕНЦАХ, ПЕРЕМЕЩЕННЫХ ЛИЦАХ И
ЗАНЯТЫХ В ХОДЕ ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ ТЕРРИТОРИЯХ
В НАГОРНОМ КАРАБАХЕ И АЗЕРБАЙДЖАНЕ
НАГОРНЫЙ КАРАБАХ
Говоря об оккупированных территориях Нагорного Карабаха, беженцах и перемещенных
лицах в Нагорном Карабахе, руководство НКР использует такие термины как “Нагорно-Карабахская
автономная область” (НКАО), “Нагорно-Карабахская Республика” (НКР) и “Нагорный
Карабах” (НК).
НКАО включает территории, входившие в административные границы бывшей Нагорно-Карабахской
автономной области.
Нагорно-Карабахская Республика (НКР) территориально охватывает не весь армянский
Нагорный Карабах в его географическом и историческом единстве а территории
бывшей НКАО и Шаумянского района. На этих территориях была провозглашена Нагорно-Карабахская
Республика (НКР) в соответствии с действовавшим на тот момент законодательством
СССР, в частности, ста-тьей 3 Закона СССР “О порядке решения вопросов, связанных
с выходом союзной республики из СССР” от 3 апреля 1990 г., а также Декларацией
совместной сессии Нагорно-Карабахского областного и Шаумянского районного Советов
народных депутатов с участием депутатов всех уровней от 2 сентября 1991 г.
и всенародным референдумом 10 декабря 1991 г. Именно население этих территорий
избирало и формировало руководящие органы власти НКР, о которых в мандате Минской
группы ОБСЕ от марта 1992 года говорится как об “избранных и иных представителях
Нагорного Карабаха”.
Армянский Нагорный Карабах в целом представляет собой более значительные территории.
Он включает в себя также северную часть Нагорного Карабаха (население которой
до 1988 года было преимущественно армянским), а также ряд других районов.
БЕЖЕНЦЫ И ПЕРЕМЕЩЕННЫЕ ЛИЦА В НАГОРНОМ КАРАБАХЕ
В 1918 г. численность армян Нагорного Карабаха достигала 300-330 тысяч человек.
При нормальном развитии края общая численность армянского населения НК должна
была к 1988 г. составить 600-700 тысяч человек. В 1918-1920 гг. в результате
турецко-азербайджанской агрессии, имевшей целью геноцид армян Нагорного Карабаха,
погибло 20% жителей края. Только в сто-лице края городе Шуши, одном из крупнейших
городов Закавказья того времени, и его окрестностях турецко-азербайджанскими
войсками было уничтожено в марте 1920 г. почти 20 тысяч армян. Несмотря на
это, при создании в 1923 г. Автономной области Нагорного Карабаха - АОНК (так
до 1936 года называлась бывшая НКАО) армяне составляли 95 % населения автономии,
а азербайджанцы - лишь 3%. За 75 лет советско-азербайджанского господства численность
армянского населения как в Нагорном Карабахе в целом, так и в НКАО, осталась
в абсолютном значении на прежнем уровне из-за дискриминационной политики властей,
вынудившей армян к эмиграции (ныне в Армении и странах СНГ проживают свыше
500 тысяч имеющих карабахские корни армян); вследствие этого численность армян
в НКАО снизилась в относительном выражении до 77 процентов, в то время как
абсолютная численность азербайджанцев выросла в несколько раз в результате
механического прироста за счет переселенцев из Азербайджана.
По официальным данным переписи 1989 г., население НКАО составляло 189 тысяч
человек, из них армян - 145,5 тыс. (76,9 %), азербайджанцев - 40,6 тыс. (21,5
%). В Шаумянском районе, по данным на тот же год, проживало свыше 17 тысяч
армян (примерно 80 % населения района) и около 3 тысяч азербайджанцев. В ходе
переписи неучтенными остались примерно 23 тысячи армянских беженцев из Баку,
Сумгаита, ряда других городов, которые к моменту проведения переписи в январе
1989 г. фактически проживали в бывшей НКАО, не имея местной прописки, а потому,
согласно имевшейся в их паспортах старой отметке о прописке, были отнесены
к местам своего прежнего проживания.
Таким образом, армянское население НКАО и Шаумяновского района, взятое вместе,
насчитывало 185 тысяч человек, азербайджанское - 44 тысячи, еще 3,5 тысячи
человек приходилось на долю русских, греков, украинцев, татар и других.
Северная часть Нагорного Карабаха, переданная в 1921 году российскими большевиками
Азербайджану в составе Нагорного Карабаха, не вошла, как и Шаумянский район,
в состав созданной в 1923 году на территории НК Автономной области Нагорного
Карабаха (границы которого Москвой было поручено определять Азербайджану).
Территории северной части НК, на которых компактно проживали карабахские армяне
неоднократно перекраивались и были затем включены в новосозданные в 1930-х
годах и более позднее время административные районы АзССР в целях искусственного
превращения армянского населения на этих территориях из подавляющего большинства
в меньшинство населения. Речь идет о Дашкесанском, Шамхорском, Кедабекском,
а также Ханларском районах, на территории которого расположен и древний карабахский
город Гянджа (Гандзак по-армянски, бывший Елисаветполь, в советское время -
Кировабад). Тем не менее, вплоть до 1988 г. армяне по-прежнему составляли подавляющее
большинство населения в зоне компактного проживания в Северном НК, который
охватывал горные и частично предгорные части вышеуказанных районов бывшей АзССР.
На 1988 г. на этих территориях проживало армян (порайонно):
- в Ханларском - 14,6 тыс. чел.,
- в Дашкесанском - 7,3 тыс. чел.,
- в Шамхорском - 12,4 тыс. чел.,
- в Кедабекском - 1,0 тыс. чел.,
- в г. Гянджа - 48,1 тыс. чел.
- Всего - 83,4 тыс. человек.
То есть армянское население Северного Нагорного Карабаха более чем в два раза
превышало численность азербайджанского населения в бывшей НКАО (в одном только
городе Гянджа жило армян на 7 тысяч больше, чем азербайджанцев в бывшей НКАО
в целом, или в четыре раза больше, чем жило азербайджанцев в городе Шуше).
Таким образом, к концу 1988 г. армянское население Нагорного Карабаха в целом
(НКАО, Шаумянский район и Северный НК) составляло 268 тысяч человек.
Армянское население Северной части НК было насильственно депортировано в 1988-1991
годах. Депортации начались осенью 1988 года и были завершены уже после начала
открытой вооруженной фазы конфликта. Последние армянские населенные пункты
этой зоны Геташен и Мартунашен были опустошены в апреле-мае 1991 года во время
совместной операции “Кольцо” МВД Азербайджана и внутренних войск СССР, в ходе
которой были полностью депортированы и захвачены Азербайджаном 24 населенных
пункта в Нагорном Карабахе. Ныне подавляющее большинство беженцев из Северного
НК находится в Армении, частично в России и лишь малая часть - в НКР.
В ходе боевых действий летом-осенью 1992 года азербайджанская армия заняла
полностью Шаумяновский район, около двух третей Мардакертского района, части
Мартунинского, Аскеранского и Гадрутского районов НКР. В результате этого 66
тысяч армян стали беженцами и перемещенными лицами. После освобождения Армией
обороны НК большей части оккупированных территорий (кроме Шаумяновского и частей
Мардакертского и Мартунинского районов НКР) 35 тысяч беженцев вернулись на
территорию НКР. Однако вследствие того, что их села были либо полностью разрушены,
либо продолжают оставаться под азербайджанской оккупацией, большую часть этих
людей следует отнести к категории перемещенных лиц.
Таким образом, общее количество армянских беженцев из Нагорного Карабаха -
114 тысяч человек, в том числе 83 тысячи из Северного НК и 31 тысяча - преимущественно
из Шаумяновского и Мардакертского районов НКР.
В настоящее время перемещенных лиц в НКР - примерно 30 тысяч человек.
При общей численности армянского населения НКР на 1991 1 год в 185 тысяч человек,
беженцев и перемещенных лиц непосредственно из самой НКР по состоянию на сегодня
насчи-тывается 61 тысяча человек, что составляет 33 процента армянского населения
Нагорно-Карабахской Республики. То есть треть населения НКР является ныне беженцами
или вынужденными переселенцами.
С учетом беженцев из северной части Нагорного Карабаха (см. выше), общее количество
беженцев и перемещенных лиц-армян в целом по Нагорному Карабаху достигает,
по данным на 1988 год, 144 тысячи человек, что составляет 54 процента от общей
численности армянского населения Нагорного Карабаха (НКР и Северного НК).
Таким образом, с 1988 года каждый второй карабахский армянин, из числа живших
на тот момент на своей Родине, стал беженцем или перемещенными лицом.
Несмотря на тот факт, что большинство армян, живших в Баку, Сумгаите, ряде
других городов и районов Азербайджана и ставших беженцами в результате конфликта 2 ,
являются выходцами из Нагорного Карабаха, мы намеренно ограничиваемся географическими
и демографическими рамками Нагорного Карабаха и не ведем речь об этой, самой
многочисленной, категории армянских беженцев, которая должна стать предметом
обсуждения между Арменией и Азербайджаном.
Вышеприведенные цифры наглядно показывают, что из двух основных сторон конфликта
- Нагорного Карабаха и Азербайджана (данные по АР будут приведены ниже) - у
первого несравненно более тяжелое положение с беженцами и перемещенными лицами.
К этому следует добавить, что в отличие от Азербайджана НКР практически не
получает помощи для своих беженцев и перемещенных лиц по линии международных
организаций. В то же время азербайджанские беженцы из Нагорного Карабаха получают
гуманитарную помощь от международных организаций. Таким образом, налицо к тому
же и фактическая дискриминация беженцев по национальном признаку со стороны
международных организаций.
ОККУПИРОВАННЫЕ ТЕРРИТОРИИ НАГОРНОГО КАРАБАХА
Говоря об оккупированных территориях Нагорного Карабаха, власти НКР ведут
речь об оккупированных Азербайджаном территориях Нагорно-Карабахской Республики,
которые, как уже говорилось ранее, охватывают не весь армянский Нагорный Карабах
в его географическом, историческом и этническом единстве, а только территории
бывшей НКАО и Шаумянского района (см. выше)
, на которые в начале открытых боевых
действий в полной мере распространялась власть руководства НКР.
В результате боевых действий между Азербайджаном и НКР азербайджанские войска
заняли в 1992 г. и оккупируют на сегодня около 750 кв. км территории НКР, что
составляет 15 процентов ее площади. Речь идет о всем Шаумянском (600 кв. км),
а также частях Мардакертского и Мартунинского районов.
АЗЕРБАЙДЖАН
Согласно пропагандистским утверждениям азербайджанских властей и официальных
представителей, на настоящий момент будто бы оккупировано 20 процентов территории
Азербайджана, а в стране, якобы, имеется свыше 1 миллиона беженцев и перемещенных
лиц. Утверждается также, что такая ситуация возникла вследствие “агрессии Армении
против Азербайджана и захвата Арменией как Нагорного Карабаха, так и прилегающих
к нему районов”.
Отметим, что ни в одной из резолюций Совета Безопасности ООН, принятых в связи
с нагорно-карабахским конфликтом, нет каких-либо выражений об “агрессии” Армении
и, как следствие, требований о выводе ее войск с территории Азербайджана и
Нагорного Карабаха (см. резолюции 822 , 853, 874, 884 /все от 1993 г./ СБ ООН).
ВОПРОС ЗАНЯТЫХ АЗЕРБАЙДЖАНСКИХ ТЕРРИТОРИЙ
Согласно картам, которые демонстрируют представители АР, общая площадь занятых
Армией обороны НК территорий составляет якобы 8780 кв. км при общей площади
Азербайджанской Республики 86600 кв. км. Простое арифметическое действие показывает,
что площадь семи прилегающих к НКР районов АР составляет лишь 10 процентов
от указанной территории. Даже если считать, как об этом официально заявляют
руководители АР, что сама Нагорно-Карабахская Республика также является “оккупированной
территорией”, то и тогда эти территории составят не 20, а 13 процентов 3 .
Как уже говорилось выше, ни в одной резолюции ООН или в документах ОБСЕ нигде,
никогда и ничего не говорилось об “оккупации Арменией территорий Азербайджана”.
Само это утверждение является плодом фальсификаторских усилий азербайджанской
пропаганды. Поскольку же Нагорный Карабах никак не может оккупировать сам себя,
следовательно территория НКР, находящаяся под контролем властей НКР (около
4300 кв. км) не может, естеств-енно, ни при каких условиях считаться “оккупированной
территорией АР”.
Следует особо отметить, что представляемые азербайджанской стороной карты-схемы,
во-первых, часто имеют преднамеренно искаженный масштаб, при котором НК и окружающие
его районы изображены крупнее, чем они есть на самом деле по отношению к соседним
регионам; во-вторых, линия карабахско-азербайджанского военного соприкосновения
проведена на них много восточнее подлинных границ противостояния, что легко
заметить, если сравнить азербайджанские карты-схемы с военными и иными картами,
используемыми в работе Минской группы ОБСЕ по НК.
Между тем, и после всего вышесказаннного, приводимая АР площадь занятых территорий
является завышенной.
Известно, что Армия обороны НК в ходе боевых действий заняла полностью 5 районов
АР (Лачинский, Кельбаджарский, Кубатлинский, Зангеланский и Джебраильский).
Агдамский и Физулинский районы заняты частично, в целом примерно на 30 процентов.
По азербайджанским же данным 4 , площадь и население указанных районов составляют:
Кельбаджар - 1936 кв. км, 50,6 тыс. чел.;
Лачин - 1835 кв. км, 59,9 тыс. чел.;
Кубатлы - 802 кв. км, 30,3 тыс. чел.;
Джебраил - 1050 кв. км, 51,6 тыс. чел.;
Зангелан - 707 кв. км, 33,9 тыс. чел.;
Агдам - 1094 кв. км, 158 тыс. чел.;
Физули - 1386 кв. км, 100 тыс. чел.
Общая площадь первых 5 районов - 6330 кв. км. Общая площадь Агдамского и Физулинского
- 2480 кв. км, но из них под контролем Армии обороны НК находится 35% территории
Агдамского и 25% Физулинского районов, т.е. соответственно 383 и 347 кв. км.
Таким образом, приводимые в азербайджанских данных цифры о площади занятых
территорий - в 8780 кв. км - также является фальсификацией.
Общая площадь территории АР, находящихся под контролем НКР, равняется не 8780
кв. км, а 7059 кв. км, что составляет 8 процентов от территории бывшей АзССР,
то есть в два с половиной раза меньше 20 %, о которых постоянно твердят руководители
и представители АР, намеренно вводя в заблуждение международное сообщество
и мировое общественное мнение.
Напомним, что Азербайджан со своей стороны оккупирует 15 процентов территории
НКР.
БЕЖЕНЦЫ И ПЕРЕМЕЩЕННЫЕ ЛИЦА В АЗЕРБАЙДЖАНЕ
Из Армении в 1988-1989 годы выехало 168 тысяч азербайджанцев 5 .
Эти 168 тысяч человек, покинувших Армению через 8-10 месяцев после погромов
армян в Сумгаите
и насильственного изгнания более 350 тысяч армян из АзССР, в большинстве своем
обменяли или продали свои дома. Остальные получили от правительства Армении
денежную компенсацию, в то время как беженцы-армяне из Азербайджана не получили
до сих пор никакой компенсации. Бывшую НКАО в 1991-92 годы в ходе военных действий
покинуло практически все азербайджанское население - 40,6 тысяч человек, или
21,5% ее населения (по данным переписи 1989 г.)
. Отметим, что Азербайджан намеренно
завышает численность азербайджанского населения бывшей НКАО, говоря о “60 тысячах”
азербайджанцев, или о “трети населения НКАО”.
Азербайджанское население Шаумянского района осталось в своих домах во всех
4-х азербайджанских селах, расположенных по периметру границ района в его северной
и восточной частях (там же в 1991-1992 годы проходила линия карабахско-азербайджанского
фронта). Не пострадало азербайджанское население и на территориях, прилегающих
к северной части НК, а также непосредственно в населенных пунктах Северного
НК, откуда в 1988-91 годах было депортировано 83 тысячи карабахских армян.
Более того, в дома и квартиры армян, изгнанных из северной части НК было заселено
более ста тысяч беженцев-азербайджанцев 6 .
Согласно вышеуказанным азербайджанским же данным, численность населения 7 районов,
полностью или частично занятых Армией обороны НК, составляла в 1989 г. 483,9
тыс. человек. С учетом того факта, что Агдамский и Физулинский районы заняты
частично, общее число перемещенных лиц, покинувших указанные районы, составило
примерно 420 тысяч человек, из которых 45 тысяч, по азербайджанским же данным,
вернулись в 1997 году в свои дома. Таким образом, из общего числа жителей указанных
семи районов лишь 375 тысяч человек являются перемещенными лицами и беженцами 7 .
Общее количество азербайджанских беженцев и перемещенных лиц в АР, таким образом,
складывается из вышеназванного числа, к которому следует приплюсовать количество
беженцев из Армении (168 тысяч человек, которые, как отмечалось выше, обменяли
дома или получили компенсацию и поэтому лишь с натяжкой могут считаться беженцами)
и Нагорного Карабаха (40 тысяч человек).
Таким образом, в Азербайджане вследствие нагорно-карабахского конфликта насчи-тывается
583 тысячи беженцев и перемещенных лиц, что составляет 7,9 процента декларируемой
Азербайджаном официальной численности населения Азербайджанской Республики.
Заявления о “миллионе беженцев в Азербайджане” является таким же плодом пропагандистских
фальсификаций, как и заявления о “20 процентах оккупированных территорий Азербайджана”.
Напомним, что в Нагорно-Карабахской Республике треть населения составляют беженцы
и перемещенные лица. По данным Республики Армения, беженцами в Армении являются
12 процентов населения. Кроме того, 300 тысяч человек в Армении лишились жилья
в результате землетрясения 1988 года, а сама страна продолжает находиться в
блокаде, осуществляемой Азербайджаном и одним из членов Минской группы ОБСЕ
по НК - Турцией.
ОСНОВНЫЕ СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ДАННЫЕ В ПРОЦЕНТАХ
Территория НКР, оккупированная Азербайджаном - 15%
Территория Азербайджана, находящаяся под контролем Армии обороны НКР - 8%
Беженцы и перемещенные лица в НКР (в % к численности населения) - 33%
Беженцы и перемещенные лица в Азербайджане (в % к численности населения) - 7,9%
_____________________________
1 Источники информации:
- перепись населения СССР 1989 г
- Отдел статистики Облсовета НКАО
- Райисполком Шаумяновского района
- Комитет по делам беженцам НКАО
2 Азербайджан покинуло свыше 350 тысяч армян,
которые находятся в Армении, России, странах СНГ и дальнего зарубежья.
3 С учетом реальной площади занятых друг у друга Азербайджаном
и НКР территорий
4 Данные МО АР, распространенные Посольством АР в РФ осенью
1994 г., данные переписей населения, книгу “Азербайджанская ССР - Административно-территориальное
деление, Азгосиздат, Баку, 1979 г., азербайджанская газета “Мухалифат”
от 3.04.1996 г. и т.д.
5 Именно такова была их численность в Армении по официальным
данным на начало 1988 г.; в Баку произвольно называют цифру в 200 и
даже 250 тысяч человек.
Столица:
Степанакерт
Крупные города:
Мартакерт, Гадрут
Государственный язык:
армянский
Денежная единица:
драм
Население:
152 000
Этнический состав:
армяне, русские, греки
Природные ископаемые:
золото, серебро, свинец, цинк, перлит, известняк
Территория:
11 тыс.кв.км.
Средняя высота над уровнем моря:
1,900 метров
Соседние страны:
Армения, Иран, Азербайджан
СТАТЬЯ 142 Конституции НКР:
«До восстановления целостности государственной территории Нагорно-Карабахской Республики и уточнения границ публичная власть осуществляется на территории, фактически находящейся под юрисдикцией Нагорно-Карабахской Республики».
Нагорно-Карабахская
Республика (НКР):
история и современность
Нагорно-Карабахская
Республика (НКР)
– государство, образовавшееся
в процессе распада СССР на базе Нагорно-Карабахской
автономной области (НКАО) – национально-государственного
образования в государственном устройстве
СССР, и армянонаселенного Шаумянского
района. Столица - город Степанакерт.
НКР была провозглашена 2 сентября 1991г. в соответствии с основополагающими нормами международного права.
Нагорный Карабах (армянское самоназвание - Арцах ), расположенный на северо-востоке Армянского нагорья, издревле являлся одной из провинций исторической Армении, северо-восточной границей которой, согласно всем античным источникам, являлась Кура. Природно-климатические условия горного края обусловлены благоприятным географическим положением. В древнеармянском государстве Урарту (VIII-V до н.э.) Арцах упоминается под названием Уртехе-Уртехини. В сочинениях Страбона, Плиния Старшего, Клавдия Птолемея, Плутарха, Диона Кассия и других авторов указывалось, что по Куре проходила граница Армении с соседней Албанией (Алуанком) – древним государством, представлявшим собой конгломерат разноязыких кавказских горских племен.
После раздела Армении между Византией и Персией (387г.) территория Восточного Закавказья (включая Арцах) перешла к Персии, что, однако, до позднего средневековья не повлияло на этнические границы в регионе: правобережье Куры вместе с Арцахом (Карабахом) остается армянонаселенным. И только в середине XVIII века в северные районы Карабаха началось проникновение тюркских кочевых племен, что положило начало многолетним войнам с армянскими княжествами. Меликства (княжества) Нагорного Карабаха, управляемые наследными удельными князьями – меликами, сумели сохранить фактический суверенитет, включая собственные дружины, княжеские дружины и т.п. Будучи вынужденными столетиями отражать нашествия войск Османской империи, набеги кочевых племен и отрядов многочисленных и часто враждебно настроенных соседних ханов, а то и войск самих шахов, меликства Арцаха стремились освободиться от иноверной власти.С этой целью в ХVII-XVIII веках карабахские мелики вели переписку с русскими царями,в том числе с императорами Петром I, Екатериной II и Павлом I.
В 1805 году территория исторического Арцаха,
формально получившая название Карабахского
ханства, вместе с обширными районами
Восточного Закавказья “на веки вечные”
перешла к Российской империи, что было
закреплено Гюлистанским (1813г.) и Туркменчайским
(1828г.) договорами между Россией и Персией.
Начался период мирной жизни, в целом продолжавшийся до 1917 года. После развала Российской империи, в процессе формирования на Кавказе государств, Нагорный Карабах в 1918-1920гг. превратился в арену жестокой войны между восстановившей свою независимость Республикой Армения и новосозданной в условиях турецкой интервенции Азербайджанской Демократической Республикой, которая с момента своего образования предъявила территориальные претензии на значительные армянские территории Закавказья.
Регулярные турецкие войска и азербайджанские
вооруженные формирования, воспользовавшись
смутой, вызванной мировой войной и распадом
Российской империи, в продолжение геноцида
армян в Турции в 1915 году, в 1918–1920гг. уничтожили
сотни армянских деревень, устроили резню
армян в Баку, Гяндже. И только в Нагорном
Карабахе эти формирования натолкнулись
на серьезное вооруженное сопротивление,
организованное Национальным Советом
НК, хотя Шуша – столица края, 23 марта 1920
года была сожжена и разграблена, а армянское
население города уничтожено.
Именно
тогда международное сообщество
сочло необходимым вмешаться
в конфликт, приобретавший все
более трагический характер. 1 декабря
1920 года на основе доклада своего третьего
подкомитета Пятый Комитет Лиги
Наций, реагируя на территориальные притязания
Азербайджана и массовые антиармянские
погромы, единогласно высказался против
принятия Азербайджанской Демократической
Республики в Лигу Наций. Тогда же Лига
Наций, до окончательного урегулирования
конфликта, признала Нагорный Карабах
спорной территорией, с чем согласились
все вовлеченные в конфликт стороны, в
том числе и Азербайджан. Таким образом,
в период возникновения в 1918-20гг. Азербайджанской
Демократической Республики ее суверенитет
не распространялся на Нагорный Карабах
(равно как и на Нахичеван).
Установление советской власти в Закавказье сопровождалось утверждением новых политических порядков. После провозглашения в 1920г. Советского Азербайджана российские войска, до мирного разрешения вопроса, согласно Договору между Советской Россией и Республикой Армения, временно оккупировали Нагорный Карабах.
Однако сразу после установления советской власти в Армении Ревком (революционный комитет – главный орган власти большевиков в то время) Азербайджана декларирует признание “спорных территорий” – Нагорного Карабаха, Зангезура и Нахичевана – неотъемлемыми частями Армении. К моменту декларирования отказа от притязаний на Нагорный Карабах, Зангезур и Нахичеван эти территории не входили в Азербайджанскую Республику.
На основе отказа Советского Азербайджана от притязаний на “спорные территории” и на основе соглашения между правительствами Армении и Азербайджана Армения в июне 1921г. объявила Нагорный Карабах своей неотъемлемой частью. Текст декрета правительства Армении был опубликован в прессе как в Армении, так и в Азербайджане (“Бакинский рабочий” (орган ЦК Компартии Азербайджана), 22 июня 1921г.). Таким образом, состоялся акт цессии, который оказался последним в международно-правовом смысле законным актом по Нагорному Карабаху за время коммунистического режима в Закавказье.
Акт цессии приветствовали как международное сообщество, так и Россия, что зафиксировано в резолюции Ассамблеи Лиги Наций (18.XII.1920г.), в Справке-ноте Генерального секретаря Лиги Наций членам – государствам Лиги Наций (4.III.1921г.) и в Годовом отчете Народного комиссариата (министерства) иностранных дел РСФСР за 1920–1921гг. высшему органу власти – XI съезду Советов.
Вскоре, однако, большевистское руководство России в контексте политики содействия “мировой коммунистической революции”, в которой Турции отводилась роль “факела революции на Востоке”, меняет свое отношение к этнически ей родственному Азербайджану и к проблеме “спорных” территорий, в том числе к Нагорному Карабаху.
Руководство Азербайджана по указанию
из Москвы возобновляет свои притязания
на Нагорный Карабах. Пленум Кавбюро РКП(б),
пренебрегая решением Лиги Наций и отвергая
плебисцит как демократический механизм
установления границ между Арменией и
Азербайджаном, в 1921 году под непосредственным
давлением Сталина и вопреки состоявшемуся
акту цессии, с процедурными нарушениями
принимает решение об отторжении Нагорного
Карабаха от Армении с условием сформирования
на этих армянских территориях национальной
автономии с широкими правами в составе
Азербайджанской ССР.
Азербайджан
всячески оттягивал выполнение требования
о предоставлении автономии Нагорному
Карабаху. Но после двухлетней вооруженной
борьбы карабахцев и по настоянию РКП(б)
в 1923г. незначительной части был предоставлен
статус автономной области – одной из
конституционных форм национально-государственного
образования в государственном устройстве
СССР. Более того, Нагорный Карабах, видимо,
с далеким прицелом, был раздроблен –
на одной части сформировали автономию,
а остальную растворили в административных
районах советского Азербайджана, причем
таким образом, чтобы ликвидировать физическую
и географическую связь между армянской
автономией и Арменией.
Таким
образом, значительная часть территории,
признанная Лигой Наций как спорная,
была прямо аннексирована, и за пределами
автономии осталась большая часть Нагорного
Карабаха (Гюлистан, Кельбаджар, Карахат
(Дашкесан), Лачин, Шамхор и др.). Тем самым,
карабахская проблема была не решена,
а заморожена почти на 70 лет, хотя и армянское
большинство Нагорного Карабаха неоднократно
обращалось с письмами и петициями к центральной
власти в Москве, требуя аннулировать
антиконституционное и неправовое решение
1921 года и рассмотреть возможность передачи
Нагорного Карабаха в состав Армении.
Даже в годы сталинских репрессий под
угрозой высылки всего армянского народа
со своей исторической родины (по примеру
других репрессированных наций) не прекращалась
борьба армян Нагорного Карабаха и Армении
за выход края из состава Азербайджанской
ССР.
1988г. стал поворотным в истории Нагорного Карабаха. Народ Арцаха поднял голос в защиту собственных прав и свобод. Соблюдая все действующие правовые нормы и используя исключительно демократические формы выражения своей воли, армянское население Нагорного Карабаха выступило с требованием о воссоединении с Арменией. Эти события стали переломными не только в жизни арцахцев; они, фактически, предопределили последующую судьбу всего армянского народа. 20 февраля 1988г. внеочередная сессия Совета народных депутатов НКАО приняла решение, которое содержало просьбу к Верховным Советам Азербайджана – о выходе из его состава, Армении – о принятии в свой состав, СССР – об удовлетворении этой просьбы и опиралось на правовые нормы и прецеденты разрешения подобного рода споров в СССР.
Однако за каждым актом демократического волеизъявления и стремления перевести спор в цивилизованное русло следовали эскалация насилия, массовое и повсеместное попрание прав армянского населения, демографическая экспансия, экономическая блокада и др. Начались погромы и массовые убийства армян в удаленных на сотни километров от НКАО городах Азербайджана – Сумгаите, Баку, Кировабаде, Шамхоре, затем по всему Азербайджану, в результате которых сотни людей погибли и были ранены. Около 450 тысяч армян из городов и сел Азербайджана и Нагорного Карабаха стали беженцами.
2 сентября 1991 года совместная сессия Нагорно-Карабахского
областного Совета и Совета народных депутатов
Шаумянского района провозгласила Нагорно-Карабахскую
Республику (НКР) в границах бывшей НКАО
и Шаумянского района. Была принята Декларация
о независимости НКР. Таким образом было
осуществлено право, отраженное в действующем
тогда законодательстве, в частности,
в Законе СССР от 3 апреля 1990г. “О порядке
решения вопросов, связанных с выходом
союзной республики из СССР”, которое
предусматривает право национальных автономий
самостоятельно решать вопрос о своем
государственно-правовом статусе в случае
выхода союзной республики из состава
СССР. В это же время (ноябрь 1991г.), вопреки
всем правовым нормам, Верховный Совет
Азербайджана принял закон об упразднении
НКАО, который Конституционным судом СССР
был квалифицирован как противоречащий
Конституции СССР.
10 декабря
1991 года, всего за несколько дней
до официального распада Советского
Союза, в Нагорном Карабахе
в присутствии международных
наблюдателей состоялся референдум,
на котором подавляющее большинство населения
- 99,89% - высказалось за полную независимость
от Азербайджана. На последовавших за
этим парламентских выборах 28 декабря
был избран парламент НКР, который сформировал
первое правительство. Правительство
независимой НКР приступило к исполнению
своих обязанностей в условиях абсолютной
блокады и последовавшей за ней военной
агрессии со стороны Азербайджана.
Используя сосредоточенное на своей территории оружие и боеприпасы 4-й армии вооруженных сил СССР, Азербайджан развязал широкомасштабную войну против Нагорного Карабаха. Эта война, как известно, продолжалась с осени 1991 года до мая 1994 года с переменным успехом. Были периоды, когда почти 60 процентов территории НК находилось под оккупацией, а столица Степанакерт и другие населенные пункты подвергались почти непрекращающимся массированным авианалетам и артиллерийским обстрелам.
К маю 1992 года силы самообороны НКР сумели
освободить г.Шуши, “пробить” коридор
в районе г.Лачин, воссоединивший территории
НКР и Республики Армения, тем самым частично
ликвидировав многолетнюю блокаду НКР.
В июне-июле
1992 года в результате наступления
азербайджанская армия оккупировала
весь Шаумянский, большую часть Мардакертского,
часть Мартунинского, Аскеранского
и Гадрутского районов НКР.
В августе
1992 года Конгресс США принял резолюцию,
осуждающую действия Азербайджана и
запрещающую администрации США
на правительственном уровне оказывать
экономическое содействие этому
государству.
С целью отражения агрессии Азербайджана жизнь НКР была полностью переведена на военные рельсы; 14 августа 1992 года был создан Государственный комитет обороны НКР, а разрозненные отряды сил самообороны были реформированы и на основах жесткой дисциплины и единоначалия организованы в Армию Обороны Нагорного Карабаха.
Армии Обороны НКР удалось освободить
большую часть ранее оккупированных Азербайджаном
территорий НКР, заняв в ходе боевых действий
и ряд прилегающих к республике районов
Азербайджана, превращенных в огневые
точки. Именно с созданием этой зоны безопасности
была предотвращена возможность непосредственной
угрозы мирному населению.
5 мая
1994 года, при посредничестве России,
Киргизии и Межпарламентской
Ассамблеи СНГ в столице Киргизии
Бишкеке Азербайджан, Нагорный
Карабах и Армения подписали Бишкекский
протокол, на основании которого 12 мая
теми же сторонами была достигнута Договоренность
о прекращении огня, действующая по сей
день.
В 1992г. для урегулирования карабахского конфликта была создана Минская группа ОБСЕ, в рамках которой осуществляется переговорный процесс с целью подготовки Минской Конференции ОБСЕ, призванной добиться окончательного решения вопроса статуса Нагорного Карабаха.
16:21 — REGNUM
Согласно официальным статистическим данным, население Нагорного Карабаха на сегодня составляет порядка 150 тысяч человек.
Первая со времени провозглашения независимой республики (1991 год) перепись населения Нагорного Карабаха была проведена в 2005 году и, согласно данным Национальной статистической службы НКР, численность постоянно проживающего в республике населения тогда составила 137 тыс. 737 человек, из коих армян - 137 тыс. 380 (99,74 %), русских - 171, греков - 22, украинцев - 21, грузин - 12, азербайджанцев - 6, представителей других национальностей - 125. В столице республики - г.Степанакерте - на тот момент проживало 49 тыс. 986 человек.
До этого, в годы советской власти, переписи населения края проводились в 1926, 1939, 1959, 1970, 1979, 1989 годах. Во время первой переписи численность населения Нагорного Карабаха составляла 125 тысяч человек, из коих 112 тысяч были армянами, около 12 тысяч - азербайджанцами. В 1989 году население НК составляло 189 тысяч 29 человек, из коих 145 тыс. 450 - армяне, 40 тысяч 632 - азербайджанцы, а 2 тыс. 417 - представители славянской национальности.
Со времени последней переписи в Нагорном Карабахе, проведенной в рамках Всесоюзной переписи в 1989 году, на постсоветском пространстве произошли серьезнейшие трансформации, которые не могли не сказаться и на Карабахе. Распад Советского Союза, провозглашение республики и развязанная Азербайджаном жестокая, почти четырехлетняя война (1991-1994 гг.), имевшие место вследствие всего этого миграционные процессы, переход к рыночным отношениям в корне изменили социально-демографическую и экономическую структуру края. Примерно 40 тысяч из 540 тысяч бежавших в 1989-1992 годах из Азербайджана армян нашли приют в Нагорном Карабахе. Однако не все смогли обосноваться здесь в условиях продолжающихся военных действий и экономической разрухи, были вынуждены ехать в Армению и Россию. В настоящее время общее число беженцев в Нагорном Карабахе достигает 30 тысяч человек.
Перепись 2005 года охватила всех прописанных в Нагорно-Карабахской Республике (Республике Арцах) граждан, в том числе тех, кто на тот момент находился вне пределов республики, служил в армии или пребывал в местах заключения, а также не имеющих гражданства лиц и иностранцев, находившихся в момент переписи в республике. В ходе переписи было проведено своеобразное социальное исследование, изучалась социально-экономическая ситуация в республике, ресурсы в той или иной сфере. Опираясь на эти данные, правительство получило возможность прогнозировать социально-экономическое развитие страны, разрабатывать реалистичные и прагматичные программы. В частности, анализ результатов переписи дал возможность улучшить государственное регулирование социально-экономических и демографических процессов. Полученная в ходе переписи информация позволила придать большую адресность мерам правительства по поддержке наименее защищенных слоев населения - пенсионеров, инвалидов, семей погибших, многодетных семей, молодежи и т.д.
Согласно закону "О переписи населения" в Нагорном Карабахе, перепись будет проводиться раз в 10 лет, то есть, следующая будет организована в 2015 году.
Сегодня в Нагорно-Карабахской Республике, включающей в себя 10 городов и 322 сельских населенных пунктов, проживает свыше 145 тысяч человек. Соотношение городского и сельского населения соответственно примерно 53% и 47%, мужчин и женщин - примерно 49% и 51%. Таким образом, по сравнению с 2005 годом численность населения республики увеличилась примерно на 8 тысяч человек. Естественный прирост населения в 2011 году составил 1 тыс. 289 человек. Рост населения обеспечен в основном за счет увеличения числа рождений: число рождений вдвое превысило число смертей. Кстати, 74,1% скончавшихся в первом полугодии текущего года были старше 70 лет. На первом месте по причинам смертей остаются болезни, связанные с системой кровообращения, на втором месте - злокачественные опухоли. Рождаемость в республике в первом полугодии 2012 года в 1,9 раз превысила смертность, в результате естественный прирост составил 596 человек.
Улучшение демографической ситуации в Арцахе объявлено приоритетом государственной политики и важнейшей составляющей обеспечения национальной безопасности. В этой сфере государственные и общинные органы власти НКР руководствуются концепцией демографической политики, согласно которой, много лет осуществляется правительственная программа стимулирования рождаемости и многодетности: при рождении первого ребенка семье выдается 100 тыс. драмов ($250), второго - 200 тыс. драмов ($500), третьего - 500 тыс. драмов ($1250), четвертого и каждого последующего - 700 тыс. драмов ($1750). Кроме того, в государственном банке открываются срочные вклады на имя третьего и каждого последующего ребенка в семье. На третьего ребенка открывается вклад в размере 500 тыс. драмов, четвертого и каждого последующего - 700 тысяч драмов. Для семей с 6 и более детьми строится или приобретается жилье. В рамках программы государственного содействия молодым семьям новобрачным предоставляется единовременное пособие в размере 300 тыс. драмов ($ 750).
Следует отметить, что 16 октября 2008 года в Нагорно-Карабахской Республике имело место беспрецедентное мероприятие - коллективная свадьба почти 700 новобрачных пар. Инициатива проведения коллективного бракосочетания принадлежала известному российскому благотворителю и бизнесмену, уроженцу Нагорного Карабаха Левону Айрапетяну, который и являлся главным спонсором свадьбы. Каждой паре молодоженов было выделено по $2500 в виде "золотой карты". При рождении первенца родителям предоставляется $2 тыс., второго ребенка - $3 тыс., третьего - $5 тыс., четвертого - $10 тыс., пятого - $20 тыс., шестого - $50 тыс., седьмого - $100 тысяч.
Молодым карабахским семьям помогает и известный предприниматель и благотворитель, председатель Совета директоров ЗАО "Америабанк" Рубен Варданян, являющийся крестным 250 новобрачных пар. По словам премьер-министра НКР Ара Арутюняна, данная акция не является простым выделением денег, а политикой, идеологией и в целом одним из завоеваний современной истории Карабаха.
Любопытно, что в течение последних нескольких лет среди родившихся в Нагорном Карабахе детей преобладают мальчики. В первом полугодии текущего года они составили 53,5%. Самыми распространенными именами среди новорожденных мальчиков являются Тигран, Давид и Гор, а среди новорожденных девочек - Нарэ, Мариам и Ани. Кроме традиционных армянских имен, армянские родители предпочитают давать своим детям такие иностранные имена, как Алекс, Эрик, Артур, Александр, Даниель, Милена, Мария, Элен, Ангелина.
Надо отметить, что если в послевоенные годы в Нагорном Карабахе в год в среднем рождалось 2 тыс. детей, то есть, 15 детей в расчете на 1000 жителей, то в последние 4 года данный показатель достиг 2 тыс. 600 детей. Национальная статистическая служба НКР приводит следующие сравнительные характеристики. Если в 2003-2007 годах среднегодовое число родившихся в НКР составляло 2081 человек, то в 2008-2011 годах - 2630. При этом среднегодовое число родившихся в сельской местности выросло с 894 до 1188 человек. Если в 2003-2007 число родившихся в расчете на 1000 жителей составляло 15,1 промилле, то 2008-2011 годах - 18,5 промилле. Данный показатель уступает на постсоветском пространстве лишь странам Средней Азии. Число родившихся в семье третьего и последующего ребенка увеличилось с 495 в 2003-2007 годах до 787 в 2008-2011 годах. В 2011 году суммарный коэффициент рождаемости в республике, необходимый для воспроизводства населения, составил 2,3 ребенка (вместо необходимого 2,15 ребенка), в сельских населенных пунктах - 2,5 ребенка. Если в 2003-2007 году среднегодовое число браков составило 714, то 2008-2011 годах данный показатель увеличился более чем вдвое.
В 2011 году в Нагорный Карабах прибыло 1109 человек, что на 372 человека больше по сравнению с 2010 годом. По районам удельный вес прибывших следующий: заселяемый Кашатагский район - 55,7%, столица - г.Степанакерт - 10%, Шаумянский район - 8,8%. При этом 94% прибыло из Армении, 4,2% из России. В то же время в 2011 году из НКР убыло 663 человека. Механический прирост населения составил 446 человек. 94,4% из 663 убывших из НКР выехало в Армению.
В январе-марте 2012 года, согласно данным Национальной статистической службы НКР, естественный прирост населения составил 276 человек. Соотношение количества официально зарегистрированных прибывших и отбывших из Нагорного Карабаха людей в первом полугодии 2012 года также положительное. Механический прирост населения составил 186 человек, что превышает показатель аналогичного периода прошлого года на 13,4 %. Надо отметить, что в связи с войной в Сирии в Кашатагский район НКР переехало на постоянное проживание несколько семей сирийских армян.
Премьер-министр НКР Ара Арутюнян утверждает, что улучшение демографической ситуации достигнуто не только благодаря правительственной программе стимулирования рождаемости и многодетности, но и улучшению жилищных условий населения, созданию рабочих мест и т.д. Вместе с тем более высоким темпам демографического развития республики мешает все еще достаточно трудное социальное положение, малые доходы или отсутствие постоянного заработка у значительной части населения. Безработица по-прежнему остается актуальной для Нагорного Карабаха проблемой. Национальная статистическая служба НКР провела выборочное исследование на рынке труда с целью выяснения реального уровня безработицы. По итогам исследования был определен 22,3-процентный уровень безработицы. Особенно высок он среди граждан возрастной категории до 24 лет - 31,1%, женщин - 29,1%, неграмотных граждан (имеющих неполное начальное образование) - 51,7%, граждан, живущих вместе без заключения брака - 57,1%, жителей сельских населенных пунктов - 24,8%. 26,3% прекратили трудовую деятельность из-за семейных обстоятельств, 16,3% - из-за сокращения и увольнения с работы.
41,9% опрошенных безработных потеряли свою работу более 4 лет назад. Около 46% безработных в прошлом имели опыт работы. Как отметили в Национальной статистической службе НКР, среднестатистического безработного в Нагорном Карабахе можно охарактеризовать следующим образом: 39-летняя женщина, жительница села, состоящая в браке, имеющая среднеспециальное или неполное высшее образование.
По утверждению представителей властей Нагорного Карабаха, природный и экономический потенциал республики позволяет увеличить численность населения НКР до 300 тысяч человек. Желающих переехать в Нагорный Карабах на постоянное жительство много, в частности, из стран СНГ, в особенности из Средней Азии. Однако для обеспечения их минимальными жилищными условиями требуются большие средства, которыми на сегодня правительство НКР не располагает и поэтому вынужденно ограничивает поток переселенцев. Совершенно очевидно, что данный вопрос невозможно решить без активной поддержки мирового армянства.
Ашот Бегларян, Степанакерт
История:
2 сентября 1991 года на совместной сессии Нагорно-Карабахского областного и Шаумяновского районного Советов народных депутатов была принята Декларация о провозглашении Нагорно-Карабахской Республики в границах Нагорно-Карабахской автономной области и сопредельного Шаумяновского района Азербайджанской ССР.
10 декабря 1991 года был проведён референдум (тогда как независимость Азербайджанской Республики была провозглашена не посредством референдума) о статусе НКР, 99,89 % участников которого высказались за её независимость. Такой процент был достигнут из-за того, что референдум был бойкотирован азербайджанским меньшинством области. Референдум не был признан международным сообществом. Кроме территорий НКАО и Шаумяновского района Азербайджанской ССР референдум также проводился на части территории Ханларского района, впоследствии получившей в карабахской и армянской литературе название Геташенский подрайон, что, как указывают власти НКР, юридически закрепило вхождение данной территории в состав Нагорно-Карабахской Республики. 6 января 1992 года парламент НКР первого созыва - Верховный Совет НКР - принял Декларацию «О государственной независимости Нагорно-Карабахской Республики». Провозглашению независимости предшествовал почти четырёхлетний армяно-азербайджанский конфликт, приведший к значительному числу жертв и беженцев с обеих сторон, вызванных применением массового насилия и этнических чисток.
В 1991-1994 между Нагорно-Карабахской Республикой и Азербайджаном разгорелся военный конфликт, в ходе которого азербайджанцы вытеснили армян с территории бывшего Шаумяновского района Азербайджанской ССР и части Нагорного Карабаха, а поддержанная Арменией Нагорно-Карабахская Республика установила контроль над несколькими районами Азербайджана, прилегающими к Нагорному Карабаху, и вытеснила оттуда азербайджанское население, что было квалифицировано в 1993 году Советом Безопасности ООН как оккупация территории Азербайджана армянскими силами.
Согласно административно-территориальному делению Азербайджана территория, фактически контролируемая НКР в настоящее время, занимает юго-западную часть основной территории Азербайджана (территория бывшей Нагорно-Карабахской автономной области и некоторые прилегающие территории), примыкает к государственным границам между Азербайджаном и Арменией на западе и Азербайджаном и Ираном на юге и граничит с контролируемой Азербайджаном территорией на севере и востоке.
К маю 1992 года силы самообороны НКР сумели взять Шушу, «пробить» коридор в районе города Лачин, воссоединивший территории Нагорного Карабаха и Республики Армения, тем самым частично ликвидировав блокаду НКР.
В июне-июле 1992 года в результате наступления азербайджанская армия взяла под контроль весь Шаумяновский, большую часть Мардакертского и Аскеранского районов.
В 1992 году, с целью экономической поддержки бывших советских республик, в США был принят «Акт в поддержку свободы» (Freedom Support Act). Сенатом США к акту была принята 907-я поправка, которая запрещала оказание помощи Азербайджану со стороны правительства США, до тех пор пока Азербайджан не прекратит блокаду и военные действия против Армении и Нагорного Карабаха. Согласно некоторым источникам, поправка была принята под давлением армянского лобби. По мнению Сванте Корнелла, поправка игнорирует тот факт, что Армения сама осуществила эмбарго в отношении Нахичевани, отделенной от основной части Азербайджана, а закрытие границы с Арменией, по мнению авторов книги «Хрупкий мир», произошло из-за оккупации азербайджанских земель. Более того, по мнению Сванте Корнелла, использование термина «блокада» само по себе вводит в заблуждение - Армения имеет тесные экономические связи с Грузией и Ираном и данном случае больше подходит термин «эмбарго».
С целью отражения действий Азербайджана жизнь НКР была полностью переведена на военные рельсы; 14 августа 1992 года был создан Государственный комитет обороны НКР, а разрозненные отряды сил самообороны были реформированы и организованы в Армию Обороны Нагорного Карабаха.
Армии Обороны НКР удалось взять под контроль большую часть ранее контролируемых Азербайджаном территорий Нагорно-Карабахской автономной области, заняв в ходе боевых действий и ряд прилегающих к республике районов Азербайджана. Данные действия были квалифицированы Советом безопасности ООН как оккупация территории Азербайджана армянскими силами.
5 мая 1994 года, при посредничестве России, Киргизии и Межпарламентской Ассамблеи СНГ в столице Киргизии Бишкеке, Азербайджан, Нагорный Карабах и Армения подписали Бишкекский протокол, на основании которого 12 мая теми же сторонами была достигнута Договоренность о прекращении огня, действующая по сей день.
В 1992 г. для урегулирования карабахского конфликта была создана Минская группа ОБСЕ, в рамках которой осуществляется переговорный процесс с целью подготовки Минской Конференции ОБСЕ, призванной добиться окончательного решения вопроса статуса Нагорного Карабаха.
Под контролем вооружённых сил Азербайджана находятся около трети Шаумяновского района, а также незначительные части Мартакертского и Мартунинского районов НКР.
Нагорно-Карабахская Республика является членом неформального объединения СНГ-2.
Признавшие страны:
Флаг:
Карта:
Территория:
Демография:
По результатам переписи населения Нагорно-Карабахской Республики 2005 года, численность населения в республике составила 137 737 человек, из них армян - 137 380 человек (99,74 %), русских - 171 человек (0,1 %), греков - 22 человека (0,02 %), украинцев - 21 человек (0,02 %), грузин - 12 человек (0,01 %), азербайджанцев - 6 человек (0,005 %), представителей других национальностей - 125 человек (0,1 %). В 2006 году в НКР родилось 2102 ребёнка - на 4,9 % больше, чем в 2005 году. В расчёте на 1000 жителей родилось 15,3 ребёнка против 14,6 в 2005 году. Естественный прирост населения за то же время увеличился на 16,5 %. В 2006 году в Нагорно-Карабахскую Республику из Армении и других стран СНГ переехала на постоянное жительство 241 семья, или 872 человека, 395 из которых - дети. По оценкам на 2009 год, численность населения республики составляла 141 100 человек
Религия:
Подавляющее большинство населения Нагорно-Карабахской Республики являются прихожанами Армянской Апостольской церкви, которая представлена на территории НКР Арцахской епархией.
В 2010 году в Степанакерте прошла церемония закладки русского православного храма в честь Покрова БогородицыПреимущественно православные
Языки: