Нагиев и рост что случилось. Сергей рост рассказал всю правду о дмитрии нагиеве
Выйдя из офиса-корабля Александра Любимова, где закончилось моё с ним интервью, я тут же позвонил Росту: «Я от Любимова вышел, где встретимся?» Дворник на Фрунзенской набережной чуть метлу не выронил, уставился, как на воскресшего. «Что за тип?» - подумали мы, как видно, одновременно. Чуть погодя я понял: метельных дел мастеру послышалось, что «я от любимого вышел…».
Вот ведь оно как в жизни всё переплетается, переиначивается, наизнанку выворачивается: слова играют с тобой, как бантик с котёнком, жизнь пихает каменья за пазуху, а белое, нередко ещё засветло, становится чёрным. Как мысли предавшего тебя друга. Или вываленное перед всеми грязное бельё.
Давно ли, казалось, было: Сергей Рост на пару с Димой Нагиевым поставили на уши целую ядерную державу своим юморительно-уморительным триллером «Осторожно, модерн!». Пьяный чёрт не сыграл бы смешнее того, что вытворяли в кадре эти сногсшибательные два кадра! Но - раз! - и к чёрту полетела и их многолетняя дружба, и плодотворное сотрудничество.
За ресторанным московским столиком об этом и многом другом эксклюзивно повествует сам «без вины виноватый»…
Сергей Анатольевич, начинать разговор лучше с главного: если с Пушкиным - то про Дантеса. Если с Ростом - естественно, про Нагиева. Чем был вызван ваш исторически значимый для народа разрыв? И чем подробнее, тем интереснее.
- Я это всё понимаю: «чем подробнее»… Но если я начну об этом рассказывать, то пройдёт несколько часов, прежде чем я замолчу. Это ведь пятнадцать лет моей жизни. И довольно бурных пятнадцать лет: шёл мой рост и становление меня как личности, как артиста, как человека. Об этом можно написать интересную книгу, и меня давно уже все подбивают. Но я не хочу эту книгу писать, потому что противно. А противно, потому что я не хочу уподобляться людям, которые пишут гадости о своих друзьях, чтобы заработать деньги. Я не хочу, чтобы это так выглядело. Но, может быть, я всё-таки её напишу, «оставлю наследие», чтобы потом кому-то было в назидание. Особенно занимающимся психотерапией будет, наверно, любопытно её почитать.
- А если, так сказать, предвосхитить её появление…
- Дима - с одной стороны, это моя самая сильная человеческая привязанность была в жизни, если оглядываться в прошлое. И, соответственно, самое моё сильное разочарование в людях, в дружбе и вообще во всём. Такой боли, таких ударов, какие он мне наносил, мне не наносил никто. И никто так не предавал, не унижал, не оскорблял меня. Это, конечно же, невозможно забыть. Но можно со временем по-другому воспринимать. Более весело, что ли, потому что все мы должны быть в этом мире очень стрессоустойчивыми. А помогают этому только самоирония и юмор. Это единственное, что позволяет выжить в нашем жестоком мире. И если не будет этой стрессоустойчивости, амортизатора, и я не смогу рассмеяться над чем-то, да и над самим собой в какой-то ситуации, то я просто не выдержу. И никто не выдержит.
- В данном случае важно, чтобы внакладе не остались читатели «Конкурента».
- Когда я говорю о Диме, это касается всех журналистов и людей, которые его знают, с ним общаются сейчас или будут общаться потом. Нужно иметь в виду самое главное правило - то, что составляет его основу: он всё время врёт. У него нет ни одного жеста, взгляда, слова, которое не было бы продумано, которое не было бы сто раз выверено перед зеркалом, перед родными, перед близкими, не отрепетировано и не служило бы его карьере. То есть «вот так я должен сделать, чтобы произвести более глубокое впечатление. А это я должен сказать, потому что девчонкам понравится. Вот так я должен сделать, потому что бабы от этого млеют. А так - потому что это вызовет эффект сенсации у газетчиков. Вот здесь я должен поднапрячься и это нужно сказать, потому что…» Он придумал самого себя полностью. Он придумал себя и убедил себя и всех остальных, что он великий, дорогой, самый лучший, самый красивый, самый сексуальный, самый талантливый и самый-самый! Убедил себя и после этого - всех. То есть это, с одной стороны, болезнь. А с другой стороны, это болезни общества, ибо каково же то общество и каковы те люди, которые позволяют себя, как баранов, вот так одурманивать и оболванивать? Я видел механизмы, которыми достигаются те или иные результаты в шоу-бизнесе, как раз на его примере. И мог только улыбаться и смеяться по поводу того, как просто, оказывается, можно околпачить людей, используя радио, телевидение и прессу для создания образа, который тебе нужен. И заставить думать о себе так, как нужно тебе и твоему кошельку. В этом можно даже брать с него пример - людям, которые хотят открыть школу подлецов и негодяев.
- Он бы был там преподавателем номер один?
- Совершенно точно! И он бы, конечно, очень многому научил людей, которые хотят идти к своей карьере, невзирая ни на что, не оглядываясь и не сомневаясь. Все средства хороши. Всё возможно. Всё дозволено. Можно идти по головам, по трупам, можно менять убеждения, ориентацию, что угодно. А в результате он на все вопросы может рассмеяться и сказать: «Зато ведь я достиг результата! Зато ведь я вот где! А ты что со своими принципами, со своими морализациями, со своими взглядами романтика? Чего ты-то достиг?» У нас с ним из-за этого постоянно возникали разногласия. Это мягко сказать - «разногласия». Но во всех наших недопониманиях и спорах я опять же, говоря коротко, уступал. Я гасил конфликты. Есть такое выражение - «не расшатывать лодку». Я гасил конфликты, я проглатывал обиду, я сносил оскорбления. Я просил уже под конец всю съёмочную группу «Осторожно, модерна!», «Однажды вечером» и всех наших совместных передач, чтобы как-то найти с ним взаимопонимание, каким-то образом помириться. Всё-таки надо кормить детей, всё-таки контракт, всё-таки это стабильность, ля-ля-ля… Делегации ко мне приходили втайне от него, чтобы я пошёл и помирился с ним. И я шёл, мирился, делал этот шаг, уступки. Он воспринимал эти уступки как проявление моей человеческой и творческой слабости. И, откусив палец, захватывал дальше локоть, руку и уже отхватывал всё по самое плечо. И пытался грызть дальше.
- Свят-свят, страсти какие…
- Последним его предложением, которое меня обескуражило окончательно и поставило все точки над «i», явилось вообще Нечто! Я тогда понял, что дальше уступать уже некуда, как в сказке про золотую рыбку. Дальше уже действительно некуда было. Вот это я уступил, вот это и вот это. Но когда вдруг мне ТАКОЕ предложил друг, с которым мы начинали ещё в театральном институте, с которым прошли огонь, воду, медные трубы, повидали всё на свете и ради которого я даже ломал свою карьеру… Я всегда писал такие сценарии, чтобы он выглядел лучше. Я всегда оставлял ему последнее слово. Я всё время работал где-то на него, понимаете. И после всего, что между нами было хорошего, человеческого, - я просто уже и не говорю про то, что это была хорошая бизнес-штука, которую он в результате потерял, - он мне в один прекрасный день предлагает: «Хочу со следующего года, чтобы я был один в титрах, чтобы я был один на экране со звёздами не меньше, чем Алла Пугачёва, Киркоров и остальные. А ты просто продолжай писать мне сценарии, подноси мне чай, чисть мне ботинки». Естественно, что мог ответить на это мужчина? Если он мужчина, а не педик? Естественно, он мог только ответить: «Пошёл ты на хрен!» И, собственно говоря, мы из-за этого и расстались. Это была уже последняя капля, после которой я, кого только ни спрашиваю, встречаю полное одобрение и поддержку своих действий. Ко мне ведь многие подходят с этим вопросом, на улицах люди автографы берут: «А что, собственно, произошло?» Я говорю: «Вы бизнесмен? Вот вы вместе построили предприятие, пятьдесят на пятьдесят вложились, а потом ваш друг вас выгоняет с этого предприятия и говорит, что он будет здесь хозяин и всё такое. Что, после этого какие-то нежные чувства остаются? Какие-то недоговорённости, может, или планы о том, как мы будем ещё вместе крестить детей…» Да нет. Хорошо, что друг друга ещё не поубивали.
- То есть у Нагиева, как в повести Оскара Уайльда…
- Да-да, наверняка есть где-то у него портрет, где вымещены все его недостатки и пороки...
- Где он старый и отвратительный…
- Кстати говоря, я его давно не видел, но мне говорили люди, которые его периодически встречают, что он очень постарел. Значит, как раз такого портрета Дориана Грея у него нет, потому что все его ужасные преступления против человечества ложатся на него тяжким грузом.
У него тихий, вкрадчивый голос, приятная улыбка, удивительно добрые глаза и ни капли «звездности». Сразу и не поймешь, что перед тобой популярный актер театра и кино, человек, сыгравший сотни мужских и женских ролей в юмористическом сериале «Осторожно, модерн!», автор бесчисленного количества сценариев, шоумен и просто мужчина с отличным чувством юмора. Полушутя - полувсерьез журналу «СОБРАНИЕ exclusive» о себе, предательстве, красивых машинах и одиночестве рассказал Сергей Рост.
Сергей, прошло уже почти четыре года с тех пор, как вы перестали быть участником программы «Осторожно, Модерн!» и начали сольную карьеру. И все же очень хочется узнать из первых уст, почему распалась пара Рост-Нагиев?
Потому что Димка - подлец, который предал пятнадцатилетнюю дружбу. С ним абсолютно невозможно работать. Он влюблен в свое отражение в зеркале и смотрит на свой портрет по сто раз на день, считая себя самым великим, красивым, замечательным и вообще - большим подарком для всего человечества… До какого-то предела это можно терпеть... А потом - либо сменить ориентацию и быть с ним, либо остаться мужиком и развиваться без него. Мне надоело «тащить» его на себе, надоело, что он «выезжал» на моих сценариях... Так я остался один.
Кстати, Рост – это псевдоним?
Да. Взял я его, во-первых, потому что выговаривается хорошо и читать легко – всего четыре буквы. А во-вторых, при поступлении в театральный институт мне все время говорили, что рост у меня очень маленький… Всего 162 сантиметра. Я решил выставить этот недостаток на всеобщее обозрение, дабы стать сильнее.
Что сейчас происходит в профессиональной жизни Сергея Роста?
Для меня сейчас самое главное дело - театр. На телевидении я предлагаю какие-то свои проекты, но многие из них не воспринимаются руководством телеканалов. Такое ощущение, что они не заинтересованы в развитии собственного оригинального продукта, предпочитая раскручивать шоу, основанные на иностранных форматах. Еще я периодически снимаюсь в кино и сериалах, но это сезонная работа. Некоторые из фильмов, в которых я играл года два назад, по каким-то причинам так до сих пор и не вышли в прокат. Часто веду разнообразные вечеринки, но это все несерьезно… И самое важное, что сейчас есть в моей жизни, - это театр, творчество. Собственно, с этой целью я поступал в театральный институт. Да и моей маме это нравится!
В спектакле «Вид на море со шкафа» вы играете с настоящими театральными звездами…
Я сразу включился в игру. Ведь с детства мечтал выйти на сцену так, чтобы там можно было и петь, и танцевать, и плакать, и смеяться. В этом спектакле перемешаны все жанры. Однако с началом репетиций я понял, насколько был нахален, смело думая, что все будет очень просто… Не просто. Как бы банально это не звучало, выходу на сцену предшествует огромный труд.
А к своим поклонникам как вы относитесь?
С большим пониманием. Им есть кого любить! За это я их уважаю! Любить своих поклонников и давать им автографы - это обязанность артистов. Иначе, зачем все это?! Тот же Дмитрий Нагиев не любит поклонников, отказывает в интервью, не дает автографы, не хочет фотографироваться... Я вот пока никому не отказал. Единственное, я всегда с надеждой спрашиваю: «Вы знаете, как меня зовут?» Ни с кем не путаете?
Помимо театра, кино и телевидения чем еще увлекается Сергей Рост?
Моей слабостью всегда были автомобили. Я на них езжу недолго - максимум полгода, а потом продаю, причем продаю гораздо дешевле, чем покупаю. По-хорошему, надо бы ограничиться тест-драйвом, но не получается… Каких только машин у меня не было! Пожалуй, все самые передовые модели: и «Mercedes» в разных кузовах, и стильные BMW, и культовый Toyota Land Cruiser и модные внедорожники Lexus. Сейчас у меня два авто. Как коренному ленинградцу мне приходится часто ездить в Москву. Вот я и определил: для Питера - Mercedes SL 500, а для Москвы с ее «чудными дорогами», как раз «X5» подойдет.
А в вашей личной жизни как обстоят дела? Вы по-прежнему одиноки?
Да, я одинок. Недавно расстался с очередной девушкой, приехавшей с Кавказа. Моя мама сразу предположила, что она встречается со мной только ради получения прописки в России. А я понял это только через год. Однако… все к лучшему.
Город – сказка, город - мечта
Во Владивостоке я впервые. Конечно, за три дня узнать город невозможно, но, тем не менее, общее впечатление сложилось - солнечный город с прекрасным видом на Тихий океан. Не пойму, почему здесь так много старых, запущенных домов. Ведь можно же было сделать город-сказку. Но это по всей России такая беда – только Москва строится. Очень радует, что здесь все-таки живут русские люди. Я читал в газетах, что на Дальнем Востоке живут одни китайцы. Я смотрю, что нет… Видимо, какие-то не очень знающие журналисты писали. Завтра проверю, действительно ли здесь дешевая рыба, - поеду на рыбный рынок. Еще хочу приобрести здесь себе маленькую машинку с правым рулем, чтобы проверить свое водительское умение. Хотя мне кажется, что машины с правым рулем придуманы для левшей. Им удобнее держать рычаг переключения скоростей левой рукой. Правшам удобнее правой…
Текст: Валерия Зольникова
Вы родились в семье инженеров. Как родители относились к вашему желанию стать артистом?
Папа считал, что артистами становятся только по блату. Зато мама с раннего детства культивировала во мне мечту о сцене. Все домашние праздники превращались в мои творческие вечера. Я пел, плясал, читал стихи и даже собственные сочинения. Уже в четыре года понимал, что смешно, а что нет. Большим успехом пользовался мой авторский монолог «Все беды от женщин». Кроме того, я не выговаривал букву «р», и взрослым нравилось, как звучали в моем произношении слова типа «ребята» и «ребро». В школьные годы я прошел кастинг в престижную театральную школу-студию при Дворце пионеров имени Жданова. При хорошем аттестате у меня был неуд по поведению: от моих комментариев хохотал весь класс и уроки превращались в балаган. Учителя были уверены, что я стану артистом, однако приемные комиссии театральных институтов Москвы и Ленинграда были противоположного мнения. Я весил пятьдесят килограммов, был метр шестьдесят ростом и явно не походил на Евгения Урбанского и других героев советского кино - мне сказали, что я талантливый, но некрасивый, поэтому взяли на специализацию «актер кукольного театра». К слову, мои любимые актеры Сергей Гармаш, Зиновий Гердт и Валерий Гаркалин тоже были актерами театра кукол, естественно, я мечтал быть похожим на них. После второго курса я перевелся на режиссуру, где внешность не имеет значения.
Радио «Модерн» стало стартовой площадкой для многих популярных шоуменов, от Геннадия Бачинского до Сергея Шнурова. Как изменилась ваша жизнь с работой в легендарной команде?
Во времена моего выпуска из театрального в стране была разруха, есть было нечего, рубль ничего не стоил, примерно как и сейчас. Меня не приняли в академические театры, и это стало преимуществом. Я был свободен. Американцы говорят: «Тебя не приняли? Здорово! Впереди столько возможностей!». Большой удачей стал пройденный кастинг на должность ведущего программ на только что открывшемся радио «Модерн». Кроме меня в команду попали Алла Довлатова, Гена Бачинский, Яна Ермолаева и Дима Нагиев. Основатель и руководитель радиостанции Тамара Петровна Людевиг дала нам установку: «Вы должны держать внимание слушателей! Как? Я не знаю! Делайте, что считаете нужным». И мы пустились во все тяжкие, проверяя границы возможного. Мы были революционерами, до этого в формате постоянных импровизаций на радио никто не работал. Позднее Тамара Людевиг благословила нас на создание собственной телепрограммы. Я стал актером и сценаристом, Анна Пармас - режиссером и сценаристом, Дима - секс-символом. Благодаря продюсеру Михаилу Галкину наше трио оказалось на канале СТС, делая самое популярное в стране шоу «Осторожно, Модерн!».
Высокие рейтинги этого бюджетного трэш-сериала, съемки которого проходили в хрущевке в спальном районе Петербурга, стали логичным продолжением успеха на радио?
Сначала мы играли скетчи на заданную тему, потом появилась единая сюжетная линия. К «Осторожно, Модерн! - 2» мы пришли уже после кризиса 1998 года - и без того малый бюджет был урезан, наши герои превратились в соседей по многоквартирному дому. В это же время команда «Осторожно, Модерн!» создала суперпопулярное ток-шоу «Однажды вечером». Что касается «Осторожно, Задов!», это был полный провал. Дима хотел доказать, что обойдется без меня и Пармас, что весь наш предыдущий успех - только его заслуга. Увы, он ошибался. Рейтинги «Задова» были неприлично низкими. Вместе со мной и Анной из скетчкома ушел весь юмор и задор, остался только секс-символ. Я не дождался от бывшего друга звонка с извинениями и тяжело переживал разрыв c Нагиевым и утрату проекта, имевшего большое будущее. Потом какое-то время жил в Москве: работал на радио «Маяк», делал программы «Очевидец» и «Шестое чувство» на канале «Рен ТВ». У меня было много проектов, которые не увидели свет. В кино снимался, однако удачных ролей не было. Впору было спиться, обозлиться на весь мир, но появление любимой жены и рождение дочери придали сил. Я открыл для себя театр, стал играть во множестве антрепризных спектаклей и сделал несколько постановок в качестве режиссера. Сейчас я продолжаю писать сценарии полнометражных фильмов, в основном комедий.
Сериал «Лондонград» канала СТС показывает историю агентства по решению проблем русских в столице Англии под руководством героя Никиты Ефремова. Как вы попали на этот проект?
Перед пробами я переоделся в рубашку, жилетку, надел цацки, а по дороге купил гамбургер, решив, что мой герой Брикман должен постоянно есть. После моего монолога сценарист и режиссер Дима Киселев зааплодировал: «Вот она, петербургская школа! Вот как надо!». Меня утвердили.
Перед интервью я узнала, что ваша настоящая фамилия Титивин.
Теперь я и по паспорту Рост, жена захотела, чтобы у нашей дочери была такая фамилия. В русской традиции использовать псевдонимы: и Станиславский был Алексеевым. Мои коллеги, которые выросли в СССР, часто удивляются: «У тебя была русская фамилия, а ты сменил ее на еврейскую?! Ну ты дурак!». Недавно узнал, что меня внесли в список «Самые знаменитые евреи Петербурга». Ну что ж, значит, так оно и есть. (Смеется.)
Звезды популярных сериалов показали воронежцам, что юмор XIX века даст фору тому, что «ниже пояса». От забавных ситуаций и искрометных реплик водевилей «Вицмундир» и «Аз и ферт» зрители хохотали от души. Особенно публика была в восторге от Сергея Роста ("Осторожно, модерн!") в образе служанки Акульки: с ярко напомаженными губами он был неподражаем, особенно, когда подтягивал чулки с начесом. В эксклюзивном интервью «Комсомолке» артист рассказал, куда он пропал после закрытия популярных программ «Осторожно, модерн!» и «Слава богу, ты пришел!».
ПИШУ ДЛЯ БЕКМАМБЕТОВА, СНИМАЮСЬ В ЛОНДОНЕ
Да никуда не пропадал. Сидел в засаде! Просто проекты, которыми я занимался, не были столь известными. Играл в театре, ставил пьесы, писал сценарии на заказ, один из них - для компании Тимура Бекмамбетова , воплощения пока не видел, может, ждет своей очереди - у Бекмамбетова же много проектов. Снимался в большом количестве сериалов. В основном попадались роли новых русских, директоров от шоу-бизнеса, это превратилось в амплуа – одно время сыграл четырех подряд антрепренеров. Почти грим и костюмы не менял. Один из последних – в четырехсерийном фильме с Николаем Басковым , в котором я играл его продюсера. Снимали в Крыму , кстати, тогда уже предвидели, что он будет наш. Мы устроили концерт на площади в Севастополе . Много было народу. Тогдашний мэр города закричал: «Да здравствует Украина !». И как-то хлипенько ответили. А когда мы закричали «Да здравствует Россия !» – все ответили дружным «Ура!». Я уже тогда понял, что Крым все-таки наша земля... Еще на телевидении был у меня проект «Свои люди», где я брал интервью у звезд. Потом была передачи «Очевидец», «Шестое чувство», которые я вел.
- Сейчас где снимаетесь?
Грядут съемки в проекте СТС «Лонdонград », где я буду играть русского адвоката Борю Бирмана , который помогает нашим соотечественникам, попадающим в сложные ситуации. Кому ведь доверяют в таком случае – земляку. У моего адвоката внешность Черчиля, он любит деньги и все красивое и дорогое, у него жена-красавица очень развратного поведения. Пока сняли пилот, показали его на медиафоруме в Питере . Съемки будут масштабными – в Лондоне , подготовку начали еще три года назад. Еще снялся в фильме «Только не они», который продюсирует Федор Бондарчук . Играю там бандита – убийцу и насильника, чего раньше исполнять не доводилось. Сюжет напоминает американский блокбастер, рассчитан на молодежь. Наша планета после глобальной катастрофы, апокалипсиса, и единственные, кто может всех спасти – горстка школьников, которые ни сном ни духом, что именно от них все зависит, которые не хотят брать на себя такую ответственность. Они не супермены. Поэтому «только не они». Бороться им придется с бандитами, мародерами, такими, как мой герой. Играют еще Максим Коновалов , Владимир Стеклов, Сергей Белоголовцев.
В СОЮЗЕ С НАГИЕВЫМ Я СТАРАЛСЯ, ЧТОБЫ НАША ЛОДКА НЕ ПОТОНУЛА
- Вы, человек, хорошо знакомый с телекухней, какие проекты предпочитаете смотреть?
Мне нравятся шоу, которые выпускает Comedy Club Production - Comedy Woman, «Наша RUSSIA» нравилась. Очень жалко, что закрыли «Прожекторпэрисхилтон», шоу «Слава богу, ты пришел!», в котором я участвовал. Сейчас я и сам написал несколько новых проектов, они в стадии утверждения. Этим сейчас занимаются мои друзья. Мне всегда удавалось легко придумывать сюжет, идею фильма или новый формат передачи. Но никогда я не мог это все ходить продвигать! Скоро начнем снимать пилот авторской программы, и будете тогда меня чаще видеть.
- После закрытия «Осторожно, модер!» вы с Дмитрием Нагиевым вообще никак не общаетесь?
Нет. Нет точек пересечения.
- Не хотелось вернуть отношения?
Для этого же нужно, чтобы не один, а оба хотели! А в нашем дуэте, в нашем творческом союзе я, по аналогии с супругами, был тем, кто борется за семью, а кто-то всегда считал, что, мол, любите меня. И все время поглядывал на сторону, считая, что может найти и лучше. Я все время был тем склеивающим все составом, тем человеком, который не давал раскачаться лодке, чтобы она не потонула. Мы больше 10 сезонов делали успешный проект без продюсеров. Но когда только один человек и пишет, и старается, все время оказываешься в неприятной ситуации, что тебя унижают и не ценят. Чем дальше – тем больше это происходит. Ну и на фиг это надо! Поэтому я в такой ситуации советую всем себя больше любить.
А если сейчас найдутся продюсеры, которые захотят вернуть успех этой программы и попытаются ее восстановить, вы согласитесь вернуться?
Думаю, это в любом случае не получится. Потому что для этого надо как минимум с Дмитрием помириться. А у нас это не получается.
- Ваша дочка какие таланты проявляет?
Алисе три года. У нее прекрасные актерские способности. Она обаятельная, корчит рожи, музыкальная, танцует. Думаю, она будет звездой обязательно!
- Супруга по-прежнему занимается журналистикой?
Нет, пока она дома сидит. Но, может, и вернется к работе.