Нацистская благотворительность и немецкое общество. Немцы в России: история их жизни Древняя Русь с немцами
Книгу «Путь в один конец» презентуют в Москве. Ее выход приурочен к 75-летию депортации российских немцев. Основой этой книги стали дневниковые записи одного из сотен тысяч российских немцев, депортированных в сентябре 1941 года – Дмитрия Бергмана. Свой дневник автор начал вести в тот день, когда был опубликован Указ о депортации немцев, а последние записи сделаны за несколько дней до его смерти. Дмитрий Бергман жил с семьей в Поволжье, но его вместе с родными вывезли из, тогда еще, Республики немцев в глухую Сибирскую деревню.
В 1941-го году автономия поволжских немцев перестала существовать. Хотя эта территория долгие годы была населена немецким народом. Самое массовое заселение произошло благодаря Екатерине II. В начале второй половины XVIII века императрица пригласила жителей некоторых стран Европы переселиться к берегам Волги.
Манифест о дозволении всем иностранцам, в Россию въезжающим, поселяться в которых Губерниях они пожелают и о дарованным им правах.
Мы, ведая пространство земель Нашей Империи, между прочего усматриваем наивыгоднейших к населению и обитанию рода человеческого полезнейших мест, до сего еще праздно остающихся, немалое число, из которых многие в недрах своих скрывают неисчерпаемое богатство разных металлов; а как лесов, рек, озер и в коммерции подлежащих морей довольно, то и к размножению многих мануфактур, фабрик и прочих заводов способность великая. Сие подало Нам причину в пользу всех Наших верноподданных издать манифест...
В своих документах императрица писала о том, чтобы в России жизнь для приезжих иностранцев стала мечтой: «с представлением им более благоприятных условий для лучшей жизни, чем они имели у себя на родине».
Колонистов снабдили деньгами, обещали не применять запреты на вероисповедание, дали возможность брать ссуду у государства. В то время рядовые жители Германии испытывали трудности – подвергались притеснению со стороны землевладельцев, испытывали хозяйственные нужды. Поэтому приглашение Императрицы Российской многие приняли с радостью. Большая часть иммигрантов поселилась на территориях нынешних Саратовской и Волгоградской областей. Эти места хорошо подходили для земледелия, и трудолюбивые немцы быстро там обжились.
В Поволжье немцам удалось сохранить свою культуру и обычаи. Хотя они относились с уважением к христианским праздникам, но отмечали их по-своему. В Пасху они, например, клали подарки в куриные гнезда, а детям говорили, что их принес «пасхальный заяц» (от этого, может быть, в России закрепилось выражение, - «это тебе от зайчика»,- когда детям приносят лакомства).
К ХХ веку в Поволжье было около двухсот колоний, которые населяло 407,5 тысяч человек. Из них большую часть составляли иммигранты из Германии. К этому времени они были известны как «немцы Поволжья». На родине их прозвали die Wolgadeutschen .
Немецкая слобода
Но поволжская земля не первая впустила немцев на свою территорию. Иноземцы из Германии селились в Москве и других российских городах еще в XV-XVI веках. Их селения называли Немецкой слободой. Первая слобода в Москве появилась и вовсе еще при Василии III. Но свой расцвет она пережила во время правления Петра Первого. Слобода привлекала юного царя - ему интересно было общаться с людьми, которые умели строить корабли, которые знали, как весело проводить время и искусно ухаживать за дамами.
Именно там Петр Алексеевич познакомился с учителями морского дела - Францом Тиммерманом и Карштеном Брандтом. Новая Немецкая слобода (Старую сожгли во время нападения хана Девлет Гирея в 1571 году) со временем стала общественно-культурным центром Москвы: Кремль с его старинными дворцами Петра не радовал.
Древняя Русь с немцами
Если копать еще глубже, то немало немецких корней можно встретить еще в Древней Руси. На территории восточнославянских княжеств пребывали немецкие мастера и ремесленники. Одни приезжали добровольно, а кому-то приходилось по приказу оставлять родные земли: например, сыну Юрия Долгорукого - князю Андрею, император Фридрих Барбаросса прислал своих архитекторов для строительства части Суздаля (первая половина XII века).
Активно в Древней Руси заключались двусторонние браки между знатью, которые позволяли укреплять русским князьям отношения с европейцами. Например, князь Владимир Красное Солнышко взял в жены дочь немецкого графа Куно фон Эннингена. А на немецких принцессах были женаты трое сыновей Ярослава Мудрого. Так что немецкие фамильные древа имеют очень длинную историю в России.
Век XX. Послевоенная жизнь
Большой отпечаток на судьбу немцев в России, конечно, наложила Великая Отечественная война. После событий 1941-1945 годов на территории СССР находились 2 389 560 немцев (это по советским данным, в Германии были другие цифры – более трех миллионов). Тема их жизни в послевоенном СССР была закрытой для разговоров. Они восстанавливали разрушенные города, жили в лагерях. Стоит отметить, что их работа была доброкачественной – они даже не могли понять значение слова «халтура».
Временное размещение поволжских немцев в Канзасе, 1875
В годы хрущевской «оттепели» картина немного меняется. В это время даже начали восстанавливаться институты национальной культуры. Но полной свободы немцы все еще не чувствовали. Например, им разрешали проводить свои культурные мероприятия, но лишь те, которые не противоречили политике партии.
Свободу немцы вдохнули в период перестройки. Показательным в этот период стало то, что о них стали писать в газетах.
Ближе к нашим дням
В начале 90-х в Санкт-Петербурге организовали «Немецкое общество Санкт-Петербурга». Возобновилось издание газеты «St. Petersburgische Zeitung» . Начинают возникать общественные движения российских немцев, которые занимались вопросом национального возрождения. Одним из лидеров такого движения был известный ученый академик Борис Раушенбах. Он же внес немалый вклад и в становление советской космонавтики. Впрочем, с немцами в истории России связно много событий, открытий, произведений культуры и искусства. След во времени оставили художник Карл Брюллов, мореплаватель Иван Крузенштерн, выдающиеся пианисты Святослав Рихтер и Рудольф Керер, поэт Афанасий Фет, Денис Фонвизин и многие другие выдающиеся личности.
Русские немцы сегодня
В начале 2010 года согласно Всероссийской переписи населения в России проживало более трехсот тысяч русских немцев. Эти люди с большим уважением относятся к своим предкам, чтят их традиции и культуру. Они собирают исторические факты, проводят фестивали в России.
Сегодня в России существует большое количество объединений российских немцев на местном, региональном и общероссийском уровне. В крупных городах страны имеются культурные немецкие центры. Так, Немецкий культурный центр им. Гете имеет множество своих филиалов в российских городах. Активно работает Российско-немецкий дом в Москве. В социальных сетях существуют сообщества, например «Немецкая община в России», «Российские немцы», «Общество российских немцев». Так, если ввести поиске «ВКонтакте» словосочетание «российские немцы», то результат выдаст порядка 40 найденных групп.
В одной из таких групп мы пообщались с русской немкой Мариной Эссен, которая живет в городе Оренбурге. В 1765 году ее далекий предок, на основании манифеста Екатерины Великой решил переехать в Россию. Он приехал из южной Германии и основал в Поволжье колонию под названием Галка. Предки Марины жили там вплоть до 1941 года, потом всех депортировали. К истории своей семьи, как и многие другие российские немцы Марина Эссен относится с глубоким уважением, но, по словам девушки, возрождать культуру крайне тяжело.
«К сожалению, депортация нанесла огромный ущерб и навсегда изменила жизнь немцев на русской земле. История (русских) немцев трагически закончена и практически невозможно что-то возродить: сохранить свой быт, культуру, традиции в такой огромной стране. На мой взгляд, через некоторое время немцы могут совсем исчезнуть из России. У нас нет своей территории, мы разбросаны не только по всей России, но и Казахстану. Смешанные браки растворят немцев в других многочисленных национальностях», - говорит Эссен.
Екатерина Гербст проживает в Тюмени. Ее предок Johann Herbst иммигрировал со своей женой из города Мекленбурга. В Россию они приехали примерно 1762-1763 году, уже в здесь у них родились дети.
Несколько поколений из рода Herbst жили в Волгоградской области. С началом Великой Отечественной войны семью дедушки Екатерины – Виктора Гербст (который был еще ребенком) – репрессировали в поселок Мирный Тюменской области. Деду Екатерины, его матери и братьям удалось выжить, а уже его дедушку и отца расстреляли.
Впоследствии трех братьев отправили в ГУЛАГ на 10 лет. После того, как братья деда Екатерины вышли из лагеря, они женились и взяли фамилии жен. Только дед Екатерины Гербст – Виктор оставил свою немецкую фамилию. Он жил в Мирном до 1985 года, потом переехал. Сейчас этот поселок не существует - последние его жители были немцы - бабушка и дедушка по материнской линии Екатерины Гербст. Когда они умерли, не стало и поселка.
Екатерина рассказывает, что ее дедушка переехал в село Ленинка Тюменской области и прожил там до своей смерти. Иногда она приезжает в это село. Там, по рассказу русской немки, еще отмечают Пасху по лютеранской традиции и хоронят людей по немецким обычаям: «это все что осталось от немецкой культуры и все что я наблюдаю как представитель этой нации. И когда отпевают людей эти две бабушки-немки и дедушка лет 78, я думаю о том, что же будет дальше. В этом селе живет и молодое поколение русских немцев, но мало кто из них чтит традиции немецкой культуры», - рассказывает Екатерина.
«Для моей семьи все это очень важно, так как это моя история, история моего рода. Я понимаю, что наши обычаи со временем забываются. Мои бабушки и дедушки свободно говорили на своем языке и чтили традиции, в послевоенное время - примерно с 50-х годов, когда родились мои родители - на них было клеймо «фашисты». Не только у моих родителей, а у всего поколения того времени. Кто-то этого стыдился, а кто-то выходил замуж или женился и брал фамилию супруга. Постепенно терялись традиции. В моей семье с обеих сторон все немцы, но таких, как мы, единицы остались. И я очень положительно отношусь к возрождению немецкой культуры - у нас есть тоже свои обычаи, традиции, так же как у кавказцев, чуваш, русских», - добавляет русская немка.
Свои среди чужих и чужие среди своих. Начала истории их жизни в России, кажется, не найти. Может быть, их история и вовсе не имеет границ. Ясно, что многие русские немцы очень чтят свои традиции и чувствуют свою принадлежность к какой-то особой культуре, люди которой любят Россию и уважают свои немецкие корни.
Когда-то в Россию их пригласила Екатерина II. Они приезжали в поисках лучшей доли, возделывали степные земли, рожали детей. А через несколько столетий их заставили бросить дома и в вагонах для скота отправили на Крайний Север, Алтай, в Сибирь, Казахстан. Откуда многие не вернулись.
Ирина Вебер. Родилась в 1942 году в городе Кизел Пермской области. Образование - незаконченное высшее. Хобби - чтение. Есть сын и внук, проживают в Германии с октября прошлого года.Наш рассказ - о российских немцах, на долю которых выпало немало тяжёлых испытаний. Обо всём этом «АиФ на Дону» поговорили с председателем Ростовской региональной организации российских немцев «Видергебурт-Дон» Ириной Вебер. Она могла бы жить в Германии, но выбрала Ростов.
Уютное гнёздышко
Юлия Морозова, «АиФ на Дону» : ИринаФридриховна, первых прибывших в Россию немцев называли колонистами. Зачем они были нужны Екатерине?
В 1763 году царица подписала «Манифест о даруемых иностранным переселенцам авантажах и привилегиях» (освобождение от воинской повинности и налогов на десятки лет, поселение в любой части страны, беспошлинная торговля, беспроцентные ссуды и т.д.).
Ирина Вебер Фото: Из личного архива /
И потянулись обозы из европейских стран. Большинство - из Германии, раздираемой внутренними проблемами.
На Дон немцы попали позже, примерно в 70-е годы XIX века. Поселенцы с характерной немецкой педантичностью умели устроить опрятное семейное гнёздышко, воссоздать уголок покинутой ими Германии.
В 1914 году в Области войска Донского насчитывалось 123 немецких поселения, среди них Ольгенфельд (Ольгино поле), Руэнталь (Долина покоя), Мариенталь (Долина Марии), Блюменталь (Долина цветов), Эйгенгейм (Наш дом), Эйгенфельд (Наше поле).
А в 1917 году на Дону проживало 35 тысяч немцев. Их способ вести хозяйство перенимали помещики, казаки и крестьяне.
Действительно, было чему поучиться. У немцев был самый современный для того времени сельскохозяйственный инвентарь. Который, кстати, в большинстве своём они сами и изготовляли в чугунно-литейных мастерских.
Заводики и кузни, столярни, ремесленные мастерские, паровые и водяные мельницы, маслобойни - всё это было почти в каждом посёлке. С коренными местными жителями немцы общались, но всё же их общины были обособлены. Только на родном языке говорили между собой поселенцы, и в школе всё обучение шло на немецком.
- Наверное, с наступлением Первой мировой войны для донских немцев начались тяжёлые времена?
Не совсем так. Эта война особенно не повлияла на размеренное течение их жизни. Во время Гражданской войны немецкие колонии грабили многочисленные банды, разъезжающие по степям. Но то же самое происходило и в казачьих станицах.
Потом по Дону поехали продотряды, прокатилась волна поборов и реквизиций. Однако немцы в большинстве приняли советскую власть и коллективизацию. И уже в 30-е годы газеты пестрили сообщениями о победах немецких бригад и колхозов в разных соцсоревнованиях.
А 28 августа 1941 году вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР о депортации немцев в Сибирь и Казахстан.
Представителей моего народа обвиняли в шпионаже. Тысячи немцев погибли в тюрьмах, в депортации, в трудармейских лагерях и спецпоселениях.
Детей отрывали от матерей, отправляли в детские до-ма. И на всех клеймо «фашист-ский диверсант». Сняли обвинения только в 1965 году. Теперь 28 августа - День памяти и скорби российских немцев.
Разлука длиной в жизнь
- Все эти трагические события разрушили и вашу семью?
Отец был директором школы небольшого городка Кизел в Пермском крае, преподавал немецкий. Там он познакомился с русской женщиной, которая работала бухгалтером. Её первого мужа расстреляли в 30-е годы, осталась дочь.
Фридрих Вебер, отец Ирины Вебер Фото: Из личного архива /
Брак моих родителей был счастливый. Но когда началась война, отца арестовали, по политической статье (враг народа) дали семь лет. Маму не тронули, она русская, и у неё было трое детей (я с братом и дочка от первого брака).
Всегда перед глазами вставала картинка: разбитая просёлочная дорога, я, мама и брат идём по ней под проливным серым дождём. На свидание в пересыльную тюрьму. Холодно. Железные ворота, решётки.
Потом мама рассказала, что пока отец сидел в пермской тюрьме, ей да-ли одно свидание, на которое разрешили привезти детей. Странно, что это запомнилось, ведь мне было только три года...
Мама, как могла, старалась нас прокормить, сводная сестра умерла от белокровия, лечить её было нечем. Срок заключения отца подходил к концу.
Как же мы радовались письму, в котором папа просил прислать денег на дорогу домой. Но он не приехал, и больше вестей о нём мы не имели. Мы постоянно были в поиске, нашли его маму и сестру, родственники сказали: «Не ищите его, скорее всего, Фридриха нет в живых».
Прошли годы. Мы переехали в Соликамск, потом я вышла замуж в Ростове, родился сын. Вдруг телефонный звонок, в трубке мамин голос: «Ирина, сейчас ты будешь говорить со своим отцом». До сих пор не могу вспоминать без слёз, не проходит это с годами. Услышать папу через 21 год после разлуки...
- Как же получилось, что он не смог все эти годы быть с вами?
Когда тюремный срок отца подошёл к концу, его отправили в Казахстан. Он тоже искал нас, но письма ни с той, ни с другой стороны не доходили. Потом мы узнали, что негласно переписка была подвержена люстрации и для властей нежелательна.
В 1964 году во время командировки в Прибалтике папа жил в гостинице, разговорился с одним из постояльцев. Выяснили, что тот из Перми и знает адрес мужа маминой сестры. Сразу из Прибалтики отец помчался туда.
Моя двоюродная сестра дала координаты матери. Не могу представить, какой была встреча родителей... Знаю, что они проплакали три дня.
Моя история не уникальна, таких поломанных судеб тысячи. Одна из членов нашей организации Полина Ивановна попала в трудовую армию в 17 лет. Она вспоминает, что их, как преступников, под конвоем гнали на работы. И ей было невыразимо стыдно за то, что на ногах у неё были тяжёлые деревянные ботинки, которые грохотали по мостовой.
Такую обувь выдавали немцам специально, в ней далеко не убежишь. Кстати, возвращаясь к моему отцу, скажу, что ему так и не дали потом работать по специальности учителем. Он до самой пенсии был... зоотехником.
Снимите розовые очки
- Почти все ваши родственники уже в Германии. Почему же вы не уехали на историческую родину?
Всё свое детство и юность я испытывала трудности из-за немецкой фамилии. Так, меня единственную из класса не приняли в пионеры: «Подождёшь, девочка».
В анкете я должна была писать, что отец осуждён по 58-й статье. Были проблемы с поступлением и работой. Но отчество и фамилию отца не меняла даже в замужестве.
Сейчас не хочу снова заниматься документами. И не хочу никуда ехать. Отказался выезжать и мой родной брат. Он говорил: «Не нужны мне их вычищенные газоны и цветочки-садочки. Где родился, там и пригодился».
Знаете, мно-гие российские немцы, побывав на исторической родине, рассказывают про необыкновенное ощущение «прикосновения к своим корням» и т.д. Я ничего такого не чувствую, мне кажется, это для красного словца.
- Те, кто вернулся в Германию, довольны своей жизнью там?
Очень многим, уезжающим на историческую родину, я советую снять розовые очки. Так, одна женщина, музыкант, перед отъездом из России планировала, что будет и в Германии работать музыкантом, иметь учеников.
Но в итоге немцы берут на престижную, хорошо оплачиваемую работу своих коренных граждан, а не приезжих. Образование надо доказывать, переобучаться.
Уехали мои знакомые, одна окончила филфак, другая тоже имеет высшее образование. В итоге обе нашли работу в бундесвере (военное министерство)... уборщицами. При этом им пришлось окончить для этого специальные курсы.
Кто-то из обладателей диплома российского вуза соглашается работать на мусоровозах, в барах, но кому-то тяжело с этим смириться. Вроде бы, и оплата вполне приличная по нашим меркам, но вот самолюбие страдает. Поэтому есть случаи, когда люди возвращаются в Россию.
- Вы председатель организации «Видергебурт-Дон», чем она занимается?
Однажды в газете «Аргументы и факты» я увидела материал о Ростовской региональной организации российских немцев «Видергебурт-Дон». Нашла их, написала заявление на вступление.
Общение с людьми, близкими мне по духу, изучение немецкого языка, культуры - всё это мне стало необходи-мо. В 1999 году я стала председателем организации и до сих пор остаюсь в этой должности.
Моей мечтой было возвращение лютеранской церкви всем донским немцам. До революции это было одно из красивейших зданий на улице Седова. Но потом сохранился лишь пасторский дом. Позже не стало и его.
На этом месте теперь частное заведение, ресторан и торговый дом. Сейчас у лютеран Ростовской области своего храма так и нет. Много мероприятий мы проводили с целью рассказать дончанам историю нашего народа.
Удивительно, но многие до сих пор искренне считают, что российские немцы - это «недобитые фашисты», цитирую дословно. На это я говорю: «Мы те, кто приехал по приглашению Екатерины. Мы те, для кого Россия стала родиной».
Каждый народ характеризуется конкретными особенностями характера, поведения и миропонимания. Вот тут-то и появляется понятие "менталитет". Что это такое?
Немцы - особенный народ
Менталитет - это довольно новое понятие. Если, характеризуя отдельного человека, мы говорим о его характере, то при характеристике целого народа уместно употреблять слово "менталитет". Итак, менталитет - это совокупность обобщённых и распространённых представлений о психологических свойствах национальности. Менталитет немцев - это проявление национального самосознания и отличительные признаки народа.
Кого называют немцами?
Немцы сами себя называют дойче. Они представляют собой титульную нацию народ относится к западногерманской подгруппе германских народов индоевропейской языковой семьи.
Говорят немцы на немецком языке. В нем выделяется две подгруппы диалектов, названия которых произошли от распространения среди жителей вдоль течения рек. Население юга Германии относится к верхненемецкому диалекту, обитатели северной части страны говорят на нижненемецком диалекте. Кроме этих основных разновидностей, существует 10 дополнительных диалектов и 53 местных говора.
Немецкоговорящих жителей Европы насчитывается 148 миллионов. Из них 134 миллиона человек называют себя немцами. Остальное немецкоговорящее население распределилось следующим образом: 7,4 миллиона - это австрийцы (90% всех жителей Австрии); 4,6 миллиона - швейцарцы (63,6% населения Швейцарии); 285 тысяч - люксембуржцы; 70 тысяч - бельгийцы и 23,3 тысячи - лихтенштейнцы.
Большая часть немцев проживает в Германии, примерно 75 миллионов. Они составляют национальное большинство во всех землях страны. Традиционные религиозные верования - католичество (преимущественно на севере страны) и лютеранство (распространено в южногерманских землях).
Особенности немецкого менталитета
Главная особенность немецкого менталитета - педантичность. Их стремление к наведению и соблюдению порядка завораживает. Именно педантичность является источником многих национальных достоинств немцев. Первое, что бросается в глаза гостя из другой страны, - это обстоятельность дорог, быта и сервиса. Рациональность сочетается с практичностью и удобством. Невольно возникает мысль: именно так должен жить цивилизованный человек.
Найти рациональное объяснение каждого события - цель каждого уважающего себя немца. У любой, даже абсурдной ситуации, всегда существует пошаговое описание происходящего. Менталитет немцев не позволяет оставить без внимания малейшие нюансы целесообразности каждой деятельности. Сделать «на глазок» - ниже достоинства истинного немца. Отсюда высокая оценка продукции, проявляющаяся в знаменитом выражении «немецкое качество».
Честность и чувство чести - вот черты, которые характеризуют менталитет немецкого народа. Маленьких детей учат добиваться всего самим, бесплатно ничего никому не достаётся. Поэтому в школах не распространено списывание, а в магазинах принято оплачивать все покупки (даже если кассир ошибётся в подсчётах или не заметит товар). Немцы испытывают чувство вины за деятельность Гитлера, поэтому в стране за послевоенные десятилетия не названо ни одного мальчика его именем Адольф.
Экономность - вот в чём ещё проявляется немецкий характер и менталитет. Перед совершением покупки истинный немец сравнит цены на товар в разных магазинах и найдёт самую низкую. Деловые ужины или обеды с немецкими партнёрами могут поставить в недоумение представителей других народов, так как расплачиваться за блюда им придётся самим. Немцы не любят излишнюю расточительность. Они очень бережливы.
К особенности менталитета немцев относится удивительная чистоплотность. Чистота во всём, начиная с личной гигиены и заканчивая местом проживания. Неприятный запах от сотрудника или мокрые вспотевшие ладони могут послужить весомой причиной для увольнения с работы. Выбросить мусор из окна автомобиля или бросить пакет с мусором рядом с мусорным баком - нонсенс для немца.
Немецкая пунктуальность - чисто национальная черта. Немцы очень трепетно относятся к своему времени, поэтому не любят, когда его приходится тратить впустую. Они сердятся на тех, кто опаздывает на встречу, но так же плохо относятся и к тем, кто приходит раньше. Всё время немецкого человека расписано по минутам. Даже для встречи с другом им потребуется заглянуть в расписание и найти окно.
Немцы - очень конкретный народ. Если они пригласили вас на чай, знайте, кроме чая ничего не будет. Вообще, немцы редко приглашают в свой дом гостей. Если вы удостоились такого приглашения - это является признаком большого уважения. Приходя в гость преподносит хозяйке цветы, а детям сладости.
Немцы и народные традиции
Менталитет немцев проявляется в соблюдении народных традиций и неукоснительном следовании им. Таких переходящих из века в век норм великое множество. Правда, в основе своей они носят не общенациональный характер, а распространяются по определённой местности. Так, урбанизированная Германия сохранила следы сельской планировки даже крупных городов. В центре поселения находится рыночная площадь с церковью, общественными зданиями и школой. От площади расходятся радиусами жилые кварталы.
Народная одежда на немцах появляется в В каждой местности свои цвета и отделка костюма, но покрой одинаков. Мужчины носят узкие штаны, чулки и башмаки с пряжками. Светлых цветов рубашка, жилет и длиннополый кафтан с огромными карманами заканчивают образ. Женщины облачаются в белую кофточку с рукавами, тёмный корсет со шнуровкой и глубоким вырезом и широкую юбку в сборку, поверх которой яркий фартук.
Национальная представляет собой кушанья из свинины (сосиски и колбаса) и пиво. Праздничное блюдо - свиная голова с тушёной капустой, запечённый гусь или карп. Из напитков подают чай, и кофе со сливками. Десерт состоит из пряников и печенья с конфитюром.
Как немцы приветствуют друг друга
Пришедшее из глубины веков правило приветствовать друг друга крепким рукопожатием сохранилось у немцев до сих пор. Гендерное различие не имеет значения: немецкие женщины делают так же, как и При прощании немцы снова жмут руки.
На рабочем месте сотрудники на «Вы» и строго по фамилии. А помимо деловой сферы, среди немцев распространено обращение на «ты». Возраст или социальное положение значения не имеет. Поэтому, если вы работаете с немецким партнёром, будьте готовы к обращению «господин Иванов». Если ваш немецкий друг младше вас на 20 лет, то к вам он будет всё равно обращаться на «ты».
Страсть к путешествиям
Стремление путешествовать и узнавать новые земли - вот в чём ещё проявляется менталитет немцев. Они любят посещать экзотические уголки далёких стран. А вот посещение развитых США или Великобритании немцев не привлекает. Кроме того, что здесь невозможно получить небывалые впечатления, поездка в эти страны дороговато обходится для семейного кошелька.
Стремление к получению образования
Немцы очень трепетно относятся к национальной культуре. Именно поэтому в общении принято демонстрировать свою образованность. Начитанный человек может блеснуть знаниями истории Германии, показать осведомлённость в других областях жизни. Немцы испытывают гордость за свою культуру и чувствуют причастность к ней.
Немцы и юмор
Юмор - дело, с точки зрения среднестатистического немца, чрезвычайно серьёзное. Немецкий стиль в юморе - грубая сатира или едкие остроты. При переводе немецких шуток передать всю их колоритность не удаётся, так как юмор зависит от конкретной ситуации.
Шутить на рабочем месте не принято, особенно в отношении с начальством. Осуждаются шуточки в адрес иностранцев. Над восточными немцами распространились шутки после объединения Германии. Самые часто встречаемые остроты высмеивают беспечность баварцев и коварство саксонцев, отсутствие сообразительности у восточных фризов и расторопность берлинцев. Швабы обижаются на шутки над своей бережливостью, так как не видят в ней ничего предосудительного.
Отражение менталитета в повседневной жизни
Немецкая культура и немецкий менталитет нашли отражение в ежедневных процессах. Для иностранца это кажется непривычно, для немцев - норма. Магазинов, работающих круглосуточно, в Германии нет. В будни они закрываются в 20:00, в субботу - в 16:00, в воскресенье не открываются.
Прогуливаться по магазинам не в привычке у немцев, они экономят своё время и деньги. Тратиться на одежду - самая нежелательная статья расходов. Немецкие женщины вынуждены ограничивать расходы на косметику и наряды. Но это мало кого волнует. В Германии не стремятся соответствовать каким-то принятым стандартам, поэтому каждый одевается так, как хочет. Главное - комфорт. Никто не обращает внимания на необычную одежду и не осуждает никого.
Дети с раннего детства получают карманные деньги и учатся удовлетворять на них свои желания. С четырнадцати лет ребёнок вступает во взрослую жизнь. Это проявляется в попытках найти своё место в мире и рассчитывать только на себя. Пожилые немцы не стремятся заменить родителей детям, становясь няньками внукам, а живут своей жизнью. Они много времени уделяют путешествиям. В старости каждый рассчитывает на себя, стараясь не обременять детей уходом за собой. Многие старики заканчивают жизнь в домах престарелых.
Русские и немцы
Принято считать, что менталитет немцев и русских является полной противоположностью. Поговорка «Что русскому благо, то для немца смерти подобно» подтверждает это. Но есть общие черты национального характера у этих двух народов: смиренность перед судьбой и послушание.
- Правила препинания. Пунктуационная норма. Значение пунктуации в русском языке. Виды знаков препинания, которые есть в русском языке
- Пьесы на немецком языке для детей - Немецкий язык онлайн - Start Deutsch Сценарий детских пьес на немецком языке
- Запятые при обращении и междометии
- Знаки препинания при обращении