На земле, в небесах и на море. Крылатые близнецы
Как известно, в 1972 г. между СССР и США было подписано Временное соглашение по ограничению наступательных стратегических вооружений (Договор ОСВ-1), охватывающее баллистические ракеты наземного и морского базирования. На принципе взаимности за рамки договора были выведены стратегические бомбардировщики (многократное преимущество по которым имели США) и крылатые ракеты большой дальности (которыми тогда располагал только СССР).
В США было принято решение также начать разработку крылатых ракет большой дальности. В связи с необходимостью вывода согласно Договору из состава флота ракетоносцев ранней постройки было принято решение рассмотреть их перевооружение на крылатые ракеты, запускаемые из торпедных аппаратов. Такое решение было вызвано необходимостью соблюдения положения Договора о взаимном контроле. Новая крылатая ракета получила название «Томагавк».
Вскоре после появления информации о начале работ по крылатым ракетам нового поколения в США аналогичные исследования развернулись и в СССР. При этом соответствующие конструкторские разработки и исследовательские работы проводились намного раньше, но не получили развития из-за успехов по разработке более тяжелых сверхзвуковых крылатых ракет. Американские работы по «Томагавку» и ALCM позволили дать «зеленый свет» аналогичным отечественным изделиям. Решением ВПК, а затем и Постановлением правительства от 9 декабря 1976 г. разработка комплекса «Гранат» поручалась свердловскому МКБ «Новатор» (ОКБ-4). К середине 1970-х гг. его конструкторами были спроектированы несколько образцов ракет для комплексов ПВО и ПРО, включая «Круг» и «Бук», а также ракетоторпеды комплексов «Вьюга» и «Ветер».
Летная отработка ракеты началась в июле 1976 г. на полигоне «Песчаная балка» с бросковых испытаний снабженных натурным стартовым двигателем макетов КС-122РС для отработки сброса капсулы. Дальнейшие испытания проводились с борта опытной ДЭПЛ С-49 пр.633РВ. Для проведения испытаний «Граната» подводная лодка С-49 прошла переоборудование на Севастопольском морском заводе. В период с 28 июля по 30 октября 1977 г. на феодосийском глубоководном полигоне были проведены четыре пуска. В первых двух отрабатывался начальный участок полета вплоть до раскрытия аэродинамических поверхностей, а в ходе последующих – также и процесс запуска маршевого двигателя. К концу 1977 г. началась отработка функционирования ракеты на основном маршевом участке полета. Оснащенная автопилотом маршевая ступень ракеты сбрасывалась над акваторией Черного моря с самолета Ту-16КСР-2 для выполнения программного полета по дуге протяженностью 90 км. Однако заданная дальность вначале не была достигнута. 28 марта вновь приступили к пускам с ПЛ, которые выявили низкую надежность маршевого двигателя ТРДД-50. Поэтому было принято решение перейти к применению на ракете двигателя Р-95-300. После ряда неудачных пусков и проводимых доработок во второй половине 1980 г. была достигнута заданная дальность полета 200-220 км.
Далее в течение полутора лет ракета доводилась до штатной комплектации оборудования, после чего начался этап государственных испытаний на Севере. Испытания на Севере стартовали еще в 1979 г. и начались с отработки корабельной аппаратуры, включая систему управления стрельбой. В процессе испытаний были успешно решены наиболее сложные задачи, связанные с отработкой бортовой системы управления и полетов на неслыханные для корабельных крылатых ракет дальности. Первый пуск с лодки по программе главного конструктора провели 30 ноября 1981 г. Государственные испытания начались 23 апреля 1982 г. пуском с берегового стенда, а с 21 июля продолжились и с подводной лодки К-254 – головной ПЛА пр.671РТМК. завершающий их этап осуществлялся пусками с ПЛ с 8 апреля по 23 августа 1983 г., а в апреле следующего года комплекс «Гранат» был принят на вооружение. В 1988 г. завершились и испытания ракеты с ПЛА пр.971.
Общность требований определила и сходство ряда технических решений, воплощенных в советской и американской крылатых ракетах. Выбор торпедного типоразмера определил и основные тактико-технические показатели проектируемых ракет. В принятых массогабаритных ограничениях было невозможно создать скоростную высотную ракету. Прорыв ПВО можно было обеспечить только за счет скрытности: снижением эффективной поверхности рассеяния и полетом на предельно малой высоте. Были, однако, и различия. Так, в соответствии с возможностями торпедных аппаратов отечественных подводных лодок «Гранат» имел на 15% больший полетный вес и был на 1.7 м длиннее по сравнению с «Томагавком». Напротив, единый для большинства флотов мира калибр ТА 533 мм определил в сочетании применением капсулы на подводном участке траектории одинаковый диаметр миделя ракет 514 мм.
Крылатая ракета «Гранат» имеет цилиндрическую форму, обусловленную пуском ее из ТА, прямое несущее крыло малого удлинения, являющееся оптимальным для длительного полета на околозвуковых скоростях и крестовидное хвостовое оперение. Схема крылатой ракеты выполнена по нормальной аэродинамической схеме с раскрываемыми после пуска крыльями и тоннельным воздухозаборником. Запуск производится при помощи твердотопливного стартового ускорителя, смонтированного за соплом ТРД. Для предельной легкости конструкции ракеты как летательного аппарата и минимизации силовых воздействий на нее на подводном участке движения ракета заключена в капсулу из нержавеющей стали, сбрасываемую после выхода из воды. На подводном участке после выхода из торпедного аппарата и удаления от лодки на 10-20 м ракета в капсуле движется за счет работы твердотопливного двигателя. После пересечения водной поверхности капсула сбрасывается. Отработавший твердотопливный двигатель отделяется, раскрываются консоли крыла и хвостовое оперение и запускается турбореактивный двигатель, обеспечивающий дальнейший полет к цели.
Ракета «Гранат» имеет дальность, почти на порядок превышающую показатели ранее созданных корабельных крылатых ракет. Это потребовало разработки высокоэкономичного турбореактивного двигателя. Что не менее важно, этот двигатель должен был иметь крайне малые габариты и вес. По результатам испытаний был применен Р-95-300, разработанный в ОКБ Фаворского. В сочетании с минимальной высотой полета это также обусловило применение инерциальной системы наведения с радиокоррекцией. Задачи создания малогабаритной бортовой аппаратуры, в особенности системы коррекции, отличались новизной и сложностью.
Ракетный комплекс стоит на вооружении ПЛА пр.671РТМК, пр.971, пр.945А, стоял на вооружении АПКРРК пр.667АТ. Применительно к последней ПЛ в нашей стране воплотилась в жизнь «американская мечта» - так и не реализованный в США замысел перевооружения носителей баллистических ракет на крылатые ракеты нового поколения. А основными носителями комплекса являются наиболее совершенные многоцелевые отечественные ПЛА пр.971.
В системе стратегических вооружений Советского Союза комплекс «Гранат», конечно, имел не очень большое значение, что обусловлено его дальностью в 3000 км. Но, тем не менее, его применение позволяло дополнить удар баллистических ракет крылатыми ракетами, запускаемыми с многоцелевых ПЛ. А это могло иметь и решающее значение. Кроме того, появление этого комплекса позволило многоцелевым подводным лодкам наносить удары по берегу также и при решении задач оперативного уровня, а при оснащении крылатых ракет обычной БЧ – применять комплекс в условиях неядерного конфликта. Таким образом, комплекс «Гранат» хорошо вписывается в систему вооружений нашего ВМФ и является хорошим и качественным оружием – комплексом XXI века.
С-10 Гранат (3М-10; SS-N-21 Sampson) - КР морского базирования
Дозвуковая малогабаритная стратегическая крылатая ракета, совершающая полет с огибанием рельефа местности на малой высоте, предназначена для использования против важных стратегических обьектов противника с заранее разведанными координатами. Модификацией ракеты является ракета РК-55 "ГРАНАТ" (по классификации НАТО SS-N-21 Sampson). Крылатая ракета "ГРАНАТ" предназначена для поражения наземных объектов противника и имеет дальность стрельбы до 3 000км. Может быть оснащена ядерной головной боевой часть мощность 200 кт. Управление ракетой в полете на начальном этапе осуществляется пассивной системой наведения. При приближении к цели на заданную дальность включается активная система самонаведения.
Для уничтожения ПЛ, кораблей и судов противника АПЛ оснащена противокорабельными ракетами "Новатор-1"(SS-N-15 Snarfish) и "Новатор-2"(SS-N-16 Stallion). Запуск ПКР "Новатор-1" производится из торпедных аппаратов калибра 533мм, дальность поражения целей составляет 45 км. Запуск ПКР "Новатор-2" производится из 650мм торпедных аппаратов, дальность поражения целей до 100км. Данные ПКР могут быть оснащены ядерной боевой частью или подвесной универсальной торпедой. Наличие нескольких типов торпед позволяет эффективно уничтожать подводные и надводные корабли и суда противника.
Корабельный комплекс ПКР
Ракета РК-55
Тип ПУ - ТА 533мм
Носитель - ПЛ
Дальность - 3000 км
Скорость - 0.7 М
Тип БЧ - ядерная
Длина - 8.09 м
Диаметр - 0.51 м
Размах крыльев - 3.3 м
Стартовый вес - 1.7 т
ИНС+по рельефу местности
В 70-е гг. в США, опираясь на успехи, достигнутые в области создания
миниатюрных высокоэкономичных воздушно-реактивных двигателей, приступили к разработке малоразмерных дозвуковых стратегических крылатых ракет воздушного и морского базирования. Последние должны были запускаться из стандартных торпедных аппаратов калибром 533 мм, совершать полет на малой высоте и поражать наземные цели ядерными БЧ на дальности до 2000 - 2500 км с относительно высокой точностью (КВО менее 200 м). Появление нового высокоэффективного оружия грозило нарушить уже сложившийся между сверхдержавами баланс в области стратегических ядерных
вооружений. Это потребовало от советской стороны поиска "адекватного" ответа. Перед отраслевой наукой и промышленностью была поставлена задача провести оценку технической возможности и военной целесообразности создания стратегических крылатых ракет, аналогичных американской КР типа "Томагавк".
Анализ показал, что задача может быть решена в течение пяти-шести лет, однако относительно целесообразности проведения подобных работ мнения специалистов разделились: многие считали ненужным создание стратегических КР, так как они будут значительно уступать баллистическим ракетам в способности преодоления ПРО противника, потребовав при этом значительных государственных
ассигнований на создание и развитие инфраструктуры, обеспечивающей их использование. В частности, для КР нужно было создать цифровые карты местности территории вероятных противников и мощные вычислительные центры, необходимые для обработки и ввода в системы наведения ракет информации о рельефе местности по маршрутам полета. В пользу КР говорили их относительная простота и дешевизна,
возможность использования различных (в том числе и не специально созданных) носителей, а также высокая вероятность преодоления ПВО противника за счет маловысотного профиля полета и малой радиолокационной заметности. Следовало учесть и тот факт, что для успешного отражения массированного удара советских крылатых ракет Соединенным Штатам потребовалось бы создать систему ПРО, затраты на которую в несколько раз превосходили стоимость развертывания группировки КР.
В результате руководство СССР в 1976 г. приняло принципиальное решение о разработке стратегических крылатых ракет воздушного, морского и наземного базирования. При этом предполагалось создать морские КР двух типов - малоразмерные, дозвуковые, способные стартовать из ТА подводных лодок, и более крупные, сверхзвуковые, стартующие из специальных вертикальных ПУ. Создание дозвуковой крылатой ракеты РК-55 "Гранат", являющейся аналогом американской ракеты "Томагавк", было поручено свердловскому НПО "Новатор", возглавляемому Л. В. Люльевым. Разработка КР была начата в 1976 г. В 1984 г., на четыре года позже, чем американский аналог ("Томагавк"), ракета была принята на вооружение.
Для обеспечения боевого применения КР, оснащенных экстремальной корреляционной системой наведения в ВМФ, был создан специальный вычислительный центр по формированию цифровых карт местности предполагаемых театров военных действий и выработке полетных заданий. Аппаратура системы управления ракеты, подводной лодки и берегового вычислительного центра была разработана НИИ авиационного приборостроения (директор и главный конструктор А. С. Абрамов).
Первыми кораблями, которые были оснащены КР "Гранат", стали подводные крейсера проекта 667АТ ("Груша"), созданные на базе подводных лодок 667А проекта. Лодки этого типа в соответствии с советско-американским договором об ограничении стратегических вооружений должны выводиться из состава флота с вырезанием ракетного отсека, после чего допускалось их дальнейшее использование.
В результате модернизации, проводимой в Северодвинске, у подводных лодок вырезался ракетный отсек и вместо него вваривался новый, в котором располагались по 4 с каждого борта 533-мм торпедных аппарата, установленных (впервые в отечественном подводном кораблестроении) под утлом к ДП корабля. В ходе модернизации корабли получили усовершенствованный навигационный комплекс
"Тобол-6б7АТ", БИУС "Омнибус-АТ" и ряд других новых или модернизированных систем. ГЭУ и основные общекорабельные системы остались фактически без изменений.
Стратегическая крылатая ракета РК-55 "Гранат" имеет стартовую массу 1700 кг, длину 8,09 м и диаметр корпуса 0,51 м. Она оснащена турбореактивным маршевым двигателем и твердотопливным стартовым ускорителем. Крейсерская скорость соответствует М=0,7, максимальная дальность -3000 км, система наведения - инерциальная, с экстремальной корреляцией по рельефу местности.
Программа создания ракеты была реализована в следующие сроки: начало - середина 1976 года, окончание - середина 1982 года, принятие на вооружение - 31 декабря 1983 года. В результате был создан оригинальный летательный аппарат со складывающимися крылом и оперением, а также с двухконтурным турбореактивным двигателем, размещающимся внутри фюзеляжа и выдвигаемым вниз.
выполнена по нормальной аэродинамической схеме с прямым крылом относительно большого удлинения, в нерабочем положении убирающимся в фюзеляж. Двигатель расположен на выдвижном подфюзеляжном пилоне (в нерабочем положении также находится внутри ракеты). В конструкции ракеты реализованы мероприятия по снижению радиолокационной и тепловой заметности. Ракета использует инерциальную систему наведения с коррекцией местоположения, основанной на принципе сравнения с картой местности, введенной в бортовую вычислительную машину перед пуском. Система наведения ракеты является одним из существенных отличий данной крылатой ракеты от предшествующих систем авиационного оружия. Это и обеспечило автономный полет ракеты независимо от протяженности, погодных условий и т.д. В этих целях было изготовлено соответствующее картографическое обеспечение (цифровые карты местности).
Министерства обороны России на утилизацию на Северном флоте 60 стратегических крылатых ракет 3М10 ракетного комплекса 3К10 "Гранат" (в тендерной документации они почему-то - видимо из каких-то "конспиративных" соображений - названы "противокорабельными ракетами").
Напомним, что ракетный комплекс морского базирования 3К10 (С-10) "Гранат" с крылатой ракетой стратегического назначения 3М10 (КС-122), предназначенный для использования из 533-мм торпедных аппаратов подводных лодок для поражения административно-промышленных центров противника с заранее известными координатами, был разработан Свердловским машиностроительным конструкторским бюро «Новатор» и принят на вооружение ВМФ СССР 31 декабря 1983 года (фактическое поступление серийных ракет на флот, по известным данным, началось лишь в 1987 году) . Ракета 3М10 имела ядерную боевую часть и фактически являлась аналогом американской корабельной стратегической крылатой ракеты BGM-109A Tomahawk TLAM-N. Согласно неформальным "политически обязывающим" советско-американским договоренностям осени 1991 года, все стратегические крылатые ракеты с ядерными боевыми частями к середине 1990-х годов были сняты с кораблей обеих сторон и заскладированы. Считается, что все американские КР TLAM-N с конца 1990-х годов были переделаны в неядерные варианты.
Крылатая ракета РК-55 (3М10) советского стратегического наземного подвижного ракетного комплекса 3К12 "Рельеф" перед уничтожением в ходе реализации Договора о ракетах средней и меньшей дальности. Елгава (Латвия), октябрь 1988 года. Ракеты 3М10 наземного ракетного комплекса 3К12 "Рельеф" были практически идентичны ракетам корабельного комплекса 3К10 "Гранат" (с) СеРЖ/offtop.ru / militaryrussia.ru
Оригинал взят у коллеги twower в Утилизация противокорабельных ракет
Минобороны продолжает начатую ранее утилизацию старых противокорабельных ракет ЗМ-10, используемых в 80-е годы на советских подводных лодках.
Основная цель - утилизация в полном объёме ракетного оружия, его составных частей и элементов ВВТ, (далее РАВ), высвобожденных ранее (снятого с вооружения, выработавшего ресурсные показатели, имеющего истекшие сроки службы, негодного по техническому состоянию, морально устаревшего, не имеющего дальнейшего предназначения для обороны государства).
Утилизация РАВ выполняется в рамках федеральной целевой программы «Промышленная утилизация вооружения и военной техники на 2011-2016 годы и на период до 2020 года».
Для утилизации изделий номенклатуры РАВ, содержащих взрывчатые вещества, могут использоваться основные методы:
Предварительной разборки (с отделением взрывоопасных элементов от компонентов);
Уничтожение средств взрывания и воспламенения, пиротехнических средств методом выжигания в бронепечах;
-выжигания крупных зарядов взрывчатых веществ.
Для утилизации аппаратуры и блоков, содержащих сведения, составляющих государственную тайну (ТМ аппаратура 3П-11.0300-01, АБ-51-1, А065МА) провести разрыв межблочных связей и демилитаризацию методом дробления на мелкие фрагменты.
От советского ВМФ в наследство российскому достались избыточные возможности по борьбе с надводными целями. Но противоавианосные функции сегодня не так актуальны, как в 70–80-е годы. Способности же поражения наземных объектов, особенно укрепленных, у флота ограниченны. Если прибрежные радиоконтрастные цели еще доступны для тяжелых российских ПКР, то в глубине территории вероятного противника они достижимы только для баллистических ракет подводных лодок, что исключает участие флота в локальном конфликте.
Мероприятия по созданию нового поколения стратегических крылатых ракет (КР) в США стартовали в начале 70-х. 17 декабря 1971 года была запущена программа, получившая название SLCM (Sea-Launched Cruise Missile – «Крылатая ракета морского базирования»), а в марте 1983-го представитель ВМС США объявил о том, что после трехлетних интенсивных летных испытаний ракета BGM-109A достигла эксплуатационной готовности и рекомендуется к принятию на вооружение.
Х-55СМ – дозвуковая крылатая ракета воздушного базирования
Главный конструктор ракеты Роберт Олдридж, ведущий инженер General Dynamics, так описывал свое изделие в журнале «Нейшн» в статье «Пентагон на тропе войны» (27 марта 1982 года):
«Стратегический вариант ракеты рассчитан на то, чтобы пролететь со скоростью 0,7 Маха максимально возможное расстояние на высоте двадцать тысяч футов. Для ракеты это считается невысокой скоростью, но она обеспечивает наибольшую экономию топлива и, следовательно, увеличивает радиус действия.
Инерциальная система наведения, управляющая автопилотом во время полета, периодически перестраивается с учетом меняющихся условий при помощи датчика под названием TERCOM (Terrain Contour Matching, то есть отслеживание рельефа местности). Он позволяет следовать по заранее запрограммированному маршруту с такой, можно сказать, убийственной точностью, что ракета способна уничтожить мишени, даже сверхзащищенные и практически недоступные для более мощных ракет, например межконтинентальные баллистические ракеты.
Когда ракета достигает вражеской территории, система наведения переводит ее на столь малую высоту, что позволяет ей избежать обнаружения радиолокационными средствами, и даже если радиолокатор засечет цель, «Томагавк» на экране будет похож на чайку. В пределах 500 миль от мишени ракета снижается на высоту всего 50 футов, увеличивая при этом скорость до 1,2 Маха для последнего броска ».
С небольшим отставанием от американцев
Развертывание «Томагавков» в период с 1982 по 1991 год шло по определенному плану. Из заказанных Пентагоном почти четырех тысяч ракет на борту кораблей ВМС США размещено около двух тысяч единиц, 385 из них – ядерные (TLAM-N), 179 – на надводных кораблях, 206 – на подводных лодках. Ежегодно оснащалось новым оружием пять надводных и десять подводных кораблей.
К концу 1990-го «Томагавками» вооружили 27 надводных кораблей и 37 подводных лодок . Данные ракеты входили в боекомплект только атомных подводных лодок (ПЛАТ) типа «Лос-Анджелес». Лодки SSN 703 «Бостон», SSN 704 «Балтимор», SSN 705 «Сити оф Корпус-Кристи», SSN 706 «Альбукерк», SSN 707 «Портсмут», SSN 708 «Минеаполис-Сент-Пол», SSN 709 «Хайман Риковер», SSN 710 «Аугуста» получили по четыре «Томагавка» TLAM-N и столько же противокорабельных TLAM-B, остальные – по шесть TLAM-N и по два TLAM-B либо по шесть и шесть для лодок начиная с SSN 719 «Провиденс», оснащенных установкой вертикального пуска Mk 45. Таков был состав ракетного вооружения ПЛАТ типа «Лос-Анджелес» до начала 90-х годов.
Состав ракетного вооружения надводных кораблей оказался иным: для линкоров типа «Айова» – восемь TLAM-N и 24 конвенциональных TLAM-C, крейсеров типа «Тикондерога» – шесть TLAM-N и 20 TLAM-C.
В советском флоте вооружение аналогами ядерных «Томагавков» – ракетами 3К10 «Гранат» атомных подводных лодок третьего и четвертого поколений началось с небольшим (в полтора-два года) отставанием от американцев. Надводные корабли комплекс «Гранат» не получили.
Технический проект по переоборудованию атомной подводной лодки с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) проекта 667А в атомную подводную лодку с крылатыми ракетами (ПЛАРК) проекта 667АТ («Груша») создавался центральным конструкторским бюро морской техники «Рубин». Корабль данного типа предназначен для нанесения ударов по военным, промышленным и административным объектам на территории противника дозвуковыми стратегическими крылатыми ракетами РК-55 комплекса «Гранат».
КР запускалась из торпедных аппаратов (ТА), в которых она находится со сложенными консолями крыльев, состыкованным стартовым ускорителем и герметизированным маршевым двигателем. Перед пуском ТА заполняется водой кольцевого зазора и для открывания передней крышки давление воды в нем сравнивается с забортным. После выхода ракеты из ТА запускается стартовый ускоритель, с помощью которого она выносится на поверхность. При этом раскрываются консоли крыльев и начинает работать маршевый турбореактивный двигатель (ТРД), а стартовый ускоритель отделяется.
Первоначально в качестве носителей комплекса «Гранат» предполагалось использовать ПЛАТ второго и третьего поколений, а также модернизированные ПЛАРБ проекта 667А, выведенные из состава морских стратегических ядерных сил в соответствии с Договором ОСВ-1. На последних вместо вырезанных шахт для баллистических ракет вставили блок из двух отсеков. В первом (кормовом) находились восемь вертикальных 533-мм ТА (по четыре на борт, расположены под углом 15 градусов к диаметральной плоскости корабля). Во втором – контейнер со стеллажами на 24 КР комплекса «Гранат» (общий боекомплект – 32 ракеты, восемь из которых находятся в ТА) и устройствами быстрой перезарядки ТА.
До конца 1990 года ракетами успели оснастить восемь ПЛАТ проекта 671РТМК (Victor 3) – К-254, К-292, К-298, К-358, К-244, К-292, К-388, К-264, две лодки четвертого поколения проекта 971 (Akula) – К-284, К-263 (по четыре ракеты на лодку) и две ПЛАРК проекта 667АТ – К-253, К-423.
Осенью 1991-го Джордж Буш-старший и Михаил Горбачев заключили соглашение о демонтаже ТЯО. 27 сентября того же года Буш объявил, что США вывозят свое наземное тактическое оружие, включая ракеты с дальностью пуска до 300 миль (500 км), с территории третьих государств, а также ТЯО, размещенное на кораблях ВМС США, и демонтируют его.
В общей сложности с территории третьих стран вывезли чуть больше двух тысяч нестратегических ядерных зарядных устройств – 850 боеголовок W-70 тактических ракет «Лэнс» и 1300 артиллерийских снарядов калибра 155 мм W-48 и 203 мм W-33. С кораблей ВМС сняты все тактические ядерные заряды и их ракетные носители – ядерные «Томагавки» (TLAM-N по американской классификации относятся к тактическому оружию), противолодочные ракеты SUBROC и ASROC – всего около 500 боеголовок. Опустошены также ядерные погреба авианосцев почти на 900 авиабомб B57.
5 октября 1991 года президент СССР Горбачев сделал ответный шаг, избавившись от 15 тысяч советских тактических ядерных зарядов и их носителей, в том числе примерно от 100 ракет РК-55 советского ВМФ . Именно с этого момента начинается самое интересное. Дело в том, что в советском арсенале РК-55 или ее авиационный вариант Х-55 (речь идет фактически об одном и том же изделии) являлась единственной стратегической КР, поэтому ее конвенциональный (неядерный) вариант изначально, в стадии проектирования даже не планировался.
На вооружении советских ВВС, авиации дальнего действия, ВМФ и даже Сухопутных войск состояло более двадцати типов КР. Все они не были стратегическими по сути, поскольку обладали максимальной дальностью пуска до 600 км, даже те из них, что имели стратегические носители.
В 1979 году по инициативе советской стороны в Договор ОСВ-2 был включен пункт, который как бы устанавливал предел – границу между стратегической и нестратегической КР. Формально к стратегическим относилась только РК-55, никому и в голову не пришло создавать конвенциональный вариант РК-55 . Боевых задач для таких ракет в то время просто не существовало.
В американской армии, точнее, только в ВМС состояла на вооружении лишь ПКР малой дальности «Гарпун», да и та разрабатывалась в то же самое время, что и «Томагавк». В результате советский ВМФ остался безоружным, а американские морские силы получили неограниченные возможности развивать свои конвенциональные (стратегические по сути) ракетные вооружения.
Четвертое поколение «Томагавков»
Сегодня на вооружении американского флота состоят КР «Томагавк» четвертого поколения. Новейшая модификация RGM/UGM-109E Tac Tom Block 4 (тактический «Томагавк») предлагалась флоту в 1998 году фирмой Raytheon как дешевая замена ракетам предыдущего поколения.
Главной целью программы Tac Tom была ракета, которая станет значительно, почти втрое дешевле (569 тысяч долларов) в производстве, чем прежняя модель TLAM-C/D Block 3 (около полутора миллионов долларов). Корпус ракеты, включая аэродинамические поверхности, почти полностью выполнен из углепластиковых материалов. С четырех до трех сокращено количество перьев стабилизатора. На ракете установлен более дешевый турбовентиляторный двигатель Williams F415-WR-400/402. Недостатком нового изделия оказалась невозможность стрельбы через торпедный аппарат.
Система наведения обладает новыми возможностями идентификации целей и перенацеливания в полете. Ракету можно повторно запрограммировать в полете через спутниковую (ультравысокочастотную) связь на 15 любых заранее предопределенных дополнительных целей. У ракеты существует техническая возможность барражировать в районе предполагаемой цели в течение трех с половиной часов на удалении 400 км от точки пуска до получения команды на поражение цели или же ее можно использовать в качестве беспилотного летательного аппарата для доразведки уже пораженной цели. Общий заказ ВМС на новую ракету в период с 1999 по 2015 год составил более трех тысяч единиц.
В арсенале современных американских ВМС находятся без малого 3500 «Томагавков» . В основном это ракеты RGM/UGM-109E Block 4. На базе ВМС в Бангоре до конца 2012 года хранилось еще около 100 BGM-109A и боеголовок W80 Mod 0 к ним. Боеголовки переведены из активного резерва в пассивный и начат процесс разборки. Ракеты конвертированы в вариант RGM/UGM-109C/D серии Block 3. После этого общее количество ракет устаревшей серии Block 3 в арсенале достигло тысячи. За прошедшие четверть века в ходе локальных конфликтов, которые американцы вели чуть ли не по всему миру, израсходовано две тысячи ракет. Еще около 500 единиц переведено на тестовые пуски.
Расчетная максимальная дальность полета КР отличается от операционной. Фактически в боевых условиях полет КР проходит по сложному маршруту, часть которого идет на малой высоте с большим (в 2–2,5 раза) расходом горючего. Это предполагает, что оценка максимальной дальности КР «Томагавк» в 3400 км соответствует прямолинейному полету КР на большой высоте. В реальности эту величину надо уменьшить примерно на 26 %. Операционная дальность полета КР сильно зависит от его профиля.
Так, операционная дальность 2500 км для ядерного «Томагавка» не означает, что он неспособен поразить цели на расстояниях 3000 или 3200 км (хотя для РК-55 3000 км являются фактически предельной дальностью). Но в сложных операционных условиях, таких как плотное насыщение района цели средствами ПВО, и 2500 километров могут оказаться недостижимыми.
Между тем советские КР 3М-10 даже при несколько меньшей дальности обеспечивали полное покрытие основных целей на территории США, которое можно обеспечить запусками крылатых ракет морского базирования (КРМБ) с операционной дальностью до 2500 километров.
Сделать ставку на КР Х-101/102
Западные эксперты часто говорят о том, что США более уязвимы к КРМБ, нежели Россия, поскольку большая часть американских крупных мегаполисов находится вблизи побережья Тихого океана и Атлантики. Но огромная часть России также уязвима с учетом дальности современных американских КР.
Используя приведенные в таблице № 2 изменения дальности в зависимости от высоты полета и скорости, можно определить оптимальную скорость (ОС) ракеты как функцию высоты и веса ракетного топлива. ОС дозвуковой КР «Томагавк» при полете над уровнем моря изменяется между М=0,45 и М=0,61. Постоянная скорость М=0,55 приведет к большей дальности полета. Однако при высоте полета 6,1 километра М=0,75 даст максимальную дальность, поскольку для основной части полета ОС будет превышать М=0,7.
Можно сделать вывод, что именно так, как описывал в своей статье главный конструктор «Томагавка», выглядят оптимальный профиль полета и аэродинамические параметры полета КР к цели. Сегодня уже это классика.
Уже в процессе разработки ракет РК-55/Х-55 стало ясно, что оба двигателя – и Р-95-300, и ТРДД-50 обладают избыточной тягой для выбранной размерности, ограниченной стандартным советским 21-дюймовым торпедным аппаратом 533х8200 мм. Вывод напрашивался сам собой: под эти двигатели необходимо сделать ракету больших размеров.
Ту-95МС могут нести до 8 КР Х-101 на внешней подвеске
20 марта 2012 года министр обороны России Анатолий Сердюков в выступлении на расширенном заседании коллегии Министерства обороны заявил, что ВС России получили на вооружение новую крылатую ракету воздушного базирования большой дальности Х-101/102.
На взгляд автора, дубненское машиностроительное КБ «Радуга» сделало очень удачную ракету, и этой программе нужно придать приоритетное значение. КР Х-101 способна поражать цели на расстоянии до 5 тысяч километров с круговым вероятным отклонением всего 5-6 метров. Именно на эту КР, а не малоразмерную 3М-14 необходимо сделать ставку в перевооружении ВМФ, причем как для ПЛ, так и для надводных кораблей. Следует разработать морской вариант Х-101, переупаковав ракету в цилиндрический корпус под 26-дюймовый торпедный аппарат, и оснастить стартовым твердотопливным ускорителем.
Помимо ТА ПЛАТ ракета свободно, без переделки корабельной пусковой архитектуры «ляжет» в любую пусковую установку советских крупногабаритных ПКР – СМ-225А комплекса «Гранат», ПЛАРК проекта 949А, СМ-233А на ракетных крейсерах проекта 1144, ПУ СМ-248 комплекса «Вулкан» ракетных крейсеров проекта 1164. С учетом низкой стоимости самих ракет довести общий арсенал до двух тысяч единиц в течение двух-трех лет вполне реально.
Комплекс 3К-10 / С-10 "Гранат", ракета КС-122 / 3М-10 - SS-N-21 SAMPSON
Крылатая ракета большой дальности морского базирования. Полноценная разработка комплекса морского базирования с ракетой КС-122 в ответ на создание в США крылатых ракет SLCM и GLCM начата КБ "Новатор" (г.Свердловск) по решению ВПК при Совмине СССР №282 от 19 июня 1975 г. Главный конструктор - Л.В.Люльев. Согласно неподтвержденным официально воспоминаниям (ист. - Широкорад ) предварительная проработка проекта дозвуковой крылатой ракеты большой дальности велась в КБ "Новатор" в инициативном порядке в конце 1960-х - начале 1970-х годов. Так же существует легенда о попадании в КБ "Новатор" одного из испытательных образцов КР SLCM, который случайно оказался на Кубе.
В результате проведенной ГосНИИАС в конце 1960-х годов НИР "Эхо" установлена возможность преодоления системы ПВО и ПРО противника дозвуковыми крылатыми ракетами при массированном их применении, а так же с применением приема "встречного подрыва" для поражения ядерными взрывами средств ПВО и ПРО противника с целью расчистки коридора для других атакующих КР. Разработка торпедно-ракетного комплекса с ракетой КС-122 начата КБ "Малахит" (главный конструктор - Л.А.Подвязников) по приказу Минсудпрома от 9 декабря 1975 г. Торпедно-ракетный комплекс предназначался для решения оперативно-стратегических задач на континентальном театре боевых действий путем поражения административно-политических и крупных военно-промышленных центров с заранее известными координатами. Комплекс обеспечивал боевое применение в любое время суток и года, в любых метеоусловиях, в условиях гористой и труднопроходимой местности.
Официальное проектирование комплексов с крылатыми ракетами большой дальности воздушного и морского базирования начато в СССР по Постановлению Совмина СССР от 9 декабря 1976 г. Позже на базе комплекса С-10 "Гранат" с ракетой КС-122 был создан его вариант наземного базирования - . 26 мая 1978 г. Постановлением Совмина СССР задана переработка проекта ПЛА для размещения КРБД "Гранат".
Испытания ракет КС-122 начаты в июле 1976 г. в Крыму совместными усилиями двух полигонов - полигон "Песчаная балка" УРАВ ВМФ и Глубоководный полигон УПВ ВМФ СССР. Техническая база для подготовки техники к испытаниям размещалась на Глубоководном полигоне, наземные испытательные пуски велись на полигоне "Песчаная балка", пуски с подводных лодок отслеживались средствами обоих полигонов. Обработка материалов испытаний велась на полигоне "Песчаная балка".
Первый пуск с наземной полигонной пусковой установки в ходе летно-конструкторских испытаний на 21-м морском полигоне ВМФ СССР в Неноксе. 25.05.1981 г. или 23.04.1982 г. Стартовый пенал-капсула скинут, работает стартовый РДТТ ракеты (кадры из фильма "Государственный Центральный Морской полигон. 50 лет. ", 2004 г.).
- первый этап испытаний: "Экспериментальные испытания изделия КС-122РС с береговой подвижной пусковой установки КС-93В3, установленной на танке Т-70". Проведено два пуска.
- второй этап испытаний - "Экспериментальные испытания изделия КС-122РТ с подводной лодки" - использовалась опытовая ПЛ С-49 пр.633РВ 475-го дивизиона подводных лодок (командир - капитан 2 ранга Н.Н.Синичкин).
- третий этап испытаний - "Испытания изделий КС-122РП пусками с самолета Ту-16КСР-2 по проверке аэродинамических характеристик". Пуски производились с самолета Ту-16КСР-2 авиации Балтийского флота временно базировавшемуся на аэродроме Гвардейское между Симферополем и Джанкоем.
- четвертый этап испытаний - "Летно-конструкторские испытания ракет 3М-10 в разных модификациях изготовления бортовой аппаратуры управления". Испытывались ракеты с вариантами бортовой аппаратуры АБ-12, АБ-13 и АБ-51. Начиная с 26 декабря 1978 г. испытывались ракеты с двигателем Р-95А-300. 30.05.1980 г. произведен первый пуск с опытовой ПЛ С-128 пр.633КС (командир тот же - капитан 2 ранга Н.Н.Синичкин). ПЛ пр.633РВ более в испытаниях ракет КС-122 не участвовала. Испытания четвертого этапа проводились на полигоне "Песчаная балка" и в акватории Черного моря в районе Феодосии (по 23-й пуск включительно).
Совместные испытания средств комплекса С-10 "Гранат" проводились на 21-м морском полигоне ВМФ СССР в Неноксе. Летно-конструкторские испытания по программе главного конструктора, а так же Государственные испытания комплекса предполагалось вести на ПЛА пр.671РТМ К-254 (Б-254 с 03.06.1992 г.). В октябре 1979 г. ПЛА с подготовленными для установки оборудования комплекса помещениями прибыла Беломорско-Балтийским каналом из Ленинграда в Северодвинск на сдаточную базу "Дубрава". Летом 1980 г. в Северодвинске на лодке проведены основные монтажные работы по установке оборудования комплекса. Летом 1981 г. установка оборудования комплекса завершена. В июле 1981 г. проведены комплексные испытания аппаратуры комплекса и корабельных систем с ракетой 3М-10В2. Акт готовности ПЛА К-264 к первому пуску КР 3М-102 подписан 29.07.1981 г.
Раскадровка первого пуска с наземной полигонной пусковой установки летно-конструкторских испытаний на 21-м морском полигоне ВМФ СССР в Неноксе. 25.05.1981 г. или 23.04.1982 г. Ракета стартует в пенале-капсуле, который скидывается после окончания первого этапа работы стартового двигателя (кадры из фильма "Государственный Центральный Морской полигон. 50 лет. ", 2004 г.).
http://www.shipmodels.info).
ПЛА К-254 пр.671РТМ с дополнительным торпедным аппаратом для испытаний КРБД 3М-10 "Гранат" (http://www.atrinaflot.narod.ru).
Летно-конструкторские испытания проводились в Белом и Баренцевом морях с 23 апреля 1982 г. по 15 апреля 1983 г. Государственные испытания начаты пуском с ПЛА К-254 21 июля 1982 г. С августа по декабрь 1982 г. по техническим причинам выходы на пуски по программе Госиспытаний неоднократно откладывались. После перебазирования в Североморск в январе-марте 1983 г. на ПЛА велись налалочные работы и стыковочные испытания аппаратуры комплекса и ракет. 30 марта 1983 г. подписан акт о готовности к пуску ракеты 3М-10В5 - завершающего этапа программы Госиспытаний. 8 апреля 1983 г. - первый пуск ракеты 3М-10В5 завершающего этапа Госиспытаний. Государственные испытания завершены в Баренцевом море на ПЛА К-264 успешными пусками 23 августа 1983 г.
Раскадровка одного из пусков с ПЛА К-254 пр.671РТМ в ходе летно-конструкторских испытаний на 21-м морском полигоне ВМФ СССР в Неноксе, 1981-1983 г.г. Ракета стартует в пенале-капсуле, который скидывается после окончания первого этапа работы стартового двигателя (кадры из фильма "Государственный Центральный Морской полигон. 50 лет. ", 2004 г.).
Первые пуски КРБД 3М-10 "Гранат" с головной ПЛА пр.971 К-284 проведены в январе 1987 г. на Тихом океане. Испытания вооружения завершены только в 1988 г.
Хронология испытательных пусков КР 3М-10 / КС-122 (в работе):
№пп | Дата | Ракета | Пусковая установка | Дальность пуска | Примечания |
1 | 05.08.1976 | КС-122РС без системы управления и маршевого двигателя | КС-93В-3 | 3.6 км | Первый этап. Отработка сброса капсулы с ракеты. Капсула без головного обтекателя (труба). Старт произведен под углом 50 град. |
2 | 12.08.1976 | КС-122РС без системы управления и маршевого двигателя | КС-93В-3 | 3.6 км | Первый этап. Отработка сброса капсулы с ракеты. Капсула штатная с головным обтекателем. Старт произведен под углом 50 град. |
3 | 28.07.1977 | КС-122РТ, аппаратура управления АБ-12, без маршевого двигателя | ПЛ С-49 пр.633РВ | Второй этап. Успешный пуск с глубины 40 м - ракета прошла подводный участок в капсуле, вышла из воды, "сбросила" капсулу, кралья и стабилизатор раскрылись, РДТТ-ускоритель отстрелился. | |
4 | 10.08.1977 | КС-122РТ, аппаратура управления, без маршевого двигателя | ПЛ С-49 пр.633РВ | Второй этап. Успешный пуск с глубины 40 м. | |
5 | 27.09.1977 | ПЛ С-49 пр.633РВ | 2129 м | Второй этап. Первый пуск с включением ТРДД. Пуск с глубины 40 м прошел штатно (время движения под водой - 4.88 с). Полет длился 39.5 с, отклонение от директрисы влево. |
|
6 | 20.10.1977 | КС-122РТ, аппаратура управления, маршевый ТРДД-50 | ПЛ С-49 пр.633РВ | Второй этап. Пуск с глубины 40 м прошел штатно. Маршевый двигатель включался. |
|
7 | 01.11.1977 | КС-122РТ, аппаратура управления, маршевый ТРДД-50 | КС-93В-3 | Старт произведен под углом 50 град. | |
8 | 24.12.1977 | Ту-16КСР-2 | 57 км | Третий этап. Пуск с самолета без капсулы, пуск прошел успешно на высоте 2150 м. На 35-й сек полета ракеты вышла на заданный эшелон 1000 м и должна была лететь по кругу радиусом 100 км. Из-за неисправности ТРДД-50 ракета упала в море. | |
9 | 27.01.1978 | КС-122РП, с системой управления и маршевым ТРДД-50 | Ту-16КСР-2 | 82.5 км | Третий этап. Пуск с самолета без капсулы, пуск прошел успешно на высоте 2250 м. Ракета выполнила полет по кругу с выполнением маневров по программе (5 по тангажу 2 по крену и 3 по курсу). Продолжительность полета - 376 с, плановая дальность - 90 км. |
10 | 28.03.1978 | КС-122РТ, аппаратура управления, маршевый ТРДД-50 | видимо ПЛ С-49 пр.633РВ | ||
11 | 28.03.1978 | КС-122РТ, аппаратура управления, маршевый ТРДД-50 | видимо ПЛ С-49 пр.633РВ | Четвертый этап. Пуск с целью доработки ТРДД-50 | |
12 | 04.07.1978 | ПЛ С-49 пр.633РВ | 130 км | Четвертый этап. Полностью успешный пуск
с глубины 40 м, скорость лодки 5.1 уз. Запланированная дальность пуска достигнута. |
|
13 | 10.08.1978 | 3М-10В1А, аппаратура управления АБ-12 | ПЛ С-49 пр.633РВ | 27,6 км | Четвертый этап. Пуск с глубины 40 м прошел штатно. Из-за отрыва лопасти турбины ротора двигатель ТРДД-50 выключился. |
14 | 26.12.1978 | 3М-10В1, аппаратура управления АБ-13 | КС-93В-3 | 24.7 км | Старт произведен под углом 70 град. Первый пуск ракеты с двигателем Р-95А-300. Запланированная дальность полета - 120 км. Из-за отказа системы управления ракета упала на дальности 24.7 км. |
15 | 23.04.1979 | КС-93В-3 | Старт произведен под углом 70 град. Ракета с двигателем Р-95А-300. Запланированная дальность полета - 120 км. Из-за отказа системы управления ракета упала через 8.8 с после старта. | ||
16 | 05.06.1979 | 3М-10В1, аппаратура управления | КС-93В-3 | 125 км | Успешный пуск . Запланированная дальность пуска 120 км. Время полета - 506 с, средняя скорость на марше - 240 м/с |
17 | 19.07.1979 | 3М-10В1, аппаратура управления АБ-51 | КС-93В-3 | 0.9 км | Из-за отказа системы управления ракета упала в 921 м от пусковой установки. |
18 | 23.09.1979 | 3М-10В1, аппаратура управления АБ-51 | ПЛ С-49 пр.633РВ | 1.49 км | Из-за отказа системы управления ракета упала в 1490 м от места старта. |
19 | 30.05.1980 | 3М-10, аппаратура управления | ПЛ С-128 пр.633КС | 23.1 км | Пуск с ПЛ пр.633КС. Из-за отказа системы подачи топлива остановился двигатель, ракета пролетела 141.7 с, дальность - 23.1 км. Плановая дальность - 125 км. |
20 | 31.07.1980 | 3М-10, аппаратура управления | ПЛ С-128 пр.633КС | 21 км | Из-за помпажа двигателя Р-95А-300 на 144-й секунде полета ракета упала. Плановая дальность - 125 км. |
21 | 18.09.1980 | 3М-10, аппаратура управления | ПЛ С-128 пр.633КС | 206 км | Успешный пуск с глубины 40 м, волнение моря 2-3 балла. время полета 1103 с. |
22 | 04.11.1980 | 3М-10, аппаратура управления | ПЛ С-128 пр.633КС | 220 км | Успешный пуск с глубины 40 м, волнение моря 4 балла. время полета 1119 с. |
23 | 23.12.1980 | 3М-10, аппаратура управления | ПЛ С-128 пр.633КС | Пуск произведен с глубины 40 м при солнении моря 4 балла. При выходе из воды ракета потеряла устойчивость и упала на 20-й секунде полета. | |
24 | 25.05.1981 23.04.1982 | 3М-10В2 | наземная полигонная ПУ | Программа ЛКИ. | |
25 | 30.11.1981 (источники по ПЛА К-254
) 30.12.1981 (фильм 21 ГЦМП ) | 3М-10В2 | ПЛА К-264 пр.671РТМ | Программа ЛКИ. Первый пуск со штатного носителя. |
|
26 | 21.07.1982 | 3М-10В2 | ПЛА К-264 пр.671РТМ | Первый пуск программы Государственных испытаний. | |
27 | 08.04.1983 | 3М-10В5 | ПЛА К-264 пр.671РТМ | Завершающий этап Государственных испытаний, первый пуск. Баренцево море. |
|
28 | 15.04.1983 | 3М-10В5 | ПЛА К-264 пр.671РТМ | Завершающий этап Государственных испытаний, второй пуск. Баренцево море. | |
.. | 23.08.1983 | 3М-10В5 ? | ПЛА К-264 пр.671РТМ | Завершающие пуски пуск программы Государственных испытаний. Баренцево море (по др.данным - Белое море, Северодвинск). |
Ракетный комплекс С-10 "Гранат" принят на вооружение 31 лекабря 1983 г. (в апреле 1984 г. по др.данным и в 1985 г. по данным полигона в Неноксе). К концу 1988 г. по западным данным на подводных лодках ВМФ СССР размещено около 100 ракет 3М-10 "Гранат". Для обеспечения боевого применения КР, оснащенных экстремальной корреляционной системой наведения, в ВМФ был создан специальный вычислительный центр по формированию цифровых карт местности предполагаемых театров военных действий и выработке полетных заданий.
По состоянию на 2012 г. комплекс С-10 "Гранат", вероятно, находится на вооружении ВМФ России, но крылатые ракеты не размещены на подводных лодках, а располагаются в базах Флота на хранении.
Пусковая установка
:
- КС-93В3 - опытная подвижная полигонная ПУ на шасси танка Т-70 - использовалась на первом этапе испытаний КР на полигоне "Песчаная балка" в Крыму.
533-мм торпедные аппараты подводных лодок - ракетно-торпедный комплекс разработки КБ "Малахит" (главный конструктор - Л.А.Подвязников). Разработка начата по приказу Минсудпрома от 9 декабря 1975 г. для размещения на ПЛА пр.671, 671РТ, 671РТМ, 667А, 670 и 670М. Корабельная система управления стрельбой (КСУС) "Акация" (ПЛА пр.671РТМ как минимум).
Ракета КС-122РС:
Конструкция
- нормальная аэродинамическая схема с раскрывающимися после старта крыльями и двигателем, находящимся внутри фюзеляжа. Крылья складывались каждое в свою нишу в топливном баке в корпесе ракеты назад по полету. В отличие от аналогичных КРБД типа Х-55 разработки МКБ "Радуга" у ракет КС-122 после старта маршевый двигатель НЕ выдвигался из фюзеляжа. Рули направления и рули высоты цельноповоротные раскладные.
Боковая проекция крылатой ракеты КС-122 комплекса С-10 "Гранат" - SS-N-21 SAMPSON (http://forum.keypublishing.com , обработано).
Аналог ракеты 3М-10 "Гранат" - ракета 3М-54Э (кадр из фильма "Государственный Центральный Морской полигон. 50 лет. ", 2004 г.).
Старт подводный из торпедного аппарата на стартовом РДТТ. До выхода из воды ракета находится в пенале-капсуле. После выхода из воды головной обтекатель капсулы отсекался от капсулы с помощью специального заряда (время действия 0.001-0.003 с) и ракета освобождается от капсулы под воздействием газов стартового РДТТ.
Система управления и наведение - автономная инерциальная с коррекцией от рельефометрической корреляционно-экстремальной системы коррекции. Система коррекции включает в себя БЦВМ, радиовысотомер, систему хранения цифровых матриц-карт участков коррекции и полетного задания. В основу принципов работы системы коррекции положены работы академика Красовского. Разработку бортового оборудования системы наведения и комплекса технических средств подготовки полетных заданий вел НИИ приборостроения (г.Москва, директор - А.С.Абрамов). Блоки разных систем БРЭО выполнены в собственных корпусах, электрические кабели, как правило, выполнены не "многохвостыми".
До установки на ракеты бортовая аппаратура системы наведения отрабатывалась на самолете-летающей лаборатории Ан-30. В ходе испытаний на ракетах устанавливались разные варианты бортовой аппаратуры - АБ-12, АБ-13, АБ-51 и, возможно, другие. АБ - "аппаратура бортовая".
Корабельная система управления стрельбой (КСУС) "Акация" (ПЛА пр.671РТМ как минимум).
Двигатели
:
Стартовый двигатель (агрегат) - РДТТ массой 382 кг
Маршевый - малогабаритный ТРДД - на конкурсной основе по заданию МАП для КРБД КС-122РС велось создание малогабаритных маршевых ТРДД с размещением в фюзеляже в Омском моторостроительном КБ и в МНПО "Союз".
Омское моторостроительное КБ, главный конструктор В.С.Пащенко - ТРДД ТРДД--50 / изделие 36-01 (ныне - изделие 37-01 и 37-01Э) тягой 450 кг. Проектирование ТРДД начато в 1976 г. Государственные испытания выдвигаемого пилонного варианта ТРДД-50 (для КРБД МК "Радуга", изделие 36) успешно проведены в 1980 г., несколько позже так же успешно была испытана и встроенная компоновка двигателя (изделие 36-01). После положительных государственных испытаний и подготовки к запуску в серию на Рыбинском моторостроительном заводе (ныне - НПО "Сатурн") по нетехническим причинам МАП СССР сделан выбор в пользу ТРДД Р-95А-300. Хотя несколько неудачных испытательных пусков по вине двигателя, включая пуск 10.08.1978 г., могли сыграть в принятии такого решения определенную роль.
Длина ТРДД - 850 мм
Диаметр - 330 мм
Масса сухая - 82 кг
Марки топлива - Т-1 (авиационный керосин), Т-6, Т-10 (децилин), ТС-1, РТ
Масло - ВТ-301
Удельный расход топлива на максимальном режиме - 0,71 кг/кгс в час
Более поздний вариант беспилонного (встроенного) ТРДД "изделие 37-01Э" разработки и производства ОМКБ (http://www.uk-odk.ru).
Вариант двигателя для КР МКБ "Радуга" с пилонной установкой - малогабаритный двигатель ТРДД-50АТ ("изделие 36МТ") разработки и производства ОМКБ, выставка МАКС-2005 (фото - Евгений Ерохин, http://www.missiles.ru).
- МНПО "Союз", главный конструктор - О.Н.Фаворский - ТРДД Р-95А-300 / изделие 95 / Р-95ТМ-300 тягой 400 кг. Производство освоено на Запорожском машиностроительном заводе (Украина).
Длина - 850 мм
Диаметр - 315 мм
Масса сухая - 100 кг
Топливо - Т-1 (авиационный керосин), ТС-1, Т-10 (децилин)
ТТХ ракеты
:
Длина ракеты со стартовым РДТТ - 8090 мм
Длина ракеты маршевая - 6200 мм
Размах крыла - 3300 мм
Диаметр фюзеляжа ракеты - 510 мм
Диаметр капсулы:
- внутренний - 518 мм
- наружный - 533 мм
Масса стартовая в капсуле - 2385 кг (КС-122РТ, пуск 27.09.1977 г.)
Масса стартовая:
- 1485 кг (КС-122РТ, пуск 27.09.1977 г.)
- ок. 1700 кг (3М-10)
Масса без стартового двигателя - 1103 кг (КС-122РТ, пуск 27.09.1977 г.)
Масса стартового РДТТ - 382 кг
Масса БЧ - до 200 кг
Дальность действия - 3000 км (максимальная, данные не потдверждены)
Скорость крейсерская:
- 240 м/с (испытания, 1979 г.)
- 720 км/ч
- 0.7 М
Потолок крейсерский - 15-200 м
Глубина пуска - 40 м (в ходе испытаний)
Время прохождения подводного участка после пуска - 4.88 с (КС-122РТ, пуск 27.09.1977 г.)
Типы БЧ
:
- ядерная, мощностью 200 кт - основной тип боевой части.
Фугасная - по западным данным разрабатывалась и, возможно, устанавливалась на размещенные на лодках ракеты (маловероятно).
Модификации
:
- КС-122РС - первый опытный вариант ракеты КС-122, видимо, "Статический" - без системы управления и маршевого двигателя.
КС-122РТ - второй опытный вариант ракеты КС-122, видимо, "Телеметрический" - с инерциальной системой управления (автопилотом) и маршевым двигателем. Ракеты выполняли прямолинейный полет.
КС-122РП - третий опытный вариант ракеты КС-122, видимо, "Программный" - предназначался для испытательных пусков с самолета Ту-16КСР-2 с выполнением полета с инерциальной системой управления (автопилотом) с выполнением маневров по программе.
3М-10В1А - вариант ракеты для испытаний с двигателем ТРДД-50 и аппаратурой управления АБ-12, пуски 1978 г.
3М-10В1 - вариант ракеты с двигателем Р-95А-300 и разными вариантами аппаратуры управления, первый пуск 26.12.1978 г.
3М-10В2 - вариант ракеты с двигателем Р-95А-300 для проведения летно-конструкторских испытаний с подводных лодок. Первый пуск с наземного стенда - 23.04.1982 г.
3М-10В5 - вариант ракеты, применявшийся на завершающем этапе Государственных испытаний, первый пуск - 8 апреля 1983 г.
КС-122 / 3М-10 - базовый вариант крылатой ракеты большой дальности морского базирования.
Источники
:
Асанин В. Ракеты отечественного флота. ().
"Государственный Центральный Морской полигон. 50 лет". Документальный фильм, 2004 г.
. 2012 г.
Широкорад А.Б. Огненный меч Российского флота. М., Яуза, Эксмо, 2004 г.
Штурм глубины. Сайт