На лицо ужасная, добрая внутри: жизнь и смерть бородатой Хулии, женщины-обезьяны из Мексики. Бородатая артистка посетила Россию
В XIX веке невероятную популярность имели цирковые представления, в которых выступали люди со всякого рода особенностями внешности. Одни были сросшимися от природы близнецами, другие имели лишние конечности, а третьи напоминали животных. Именно к последним и относилась Хулия Пастрана. Ее называли «Женщина-медведь» или «Леди Обезьяна». А все потому, что женщина имела невероятно густой волосяной покров на лице и на теле.
Хулия Пастрана - женщина с густым волосяным покровом
Хулия Пастрана (Julia Pastrana) родилась в 1834 году в Мексике. У нее было редкое наследственное заболевание – гипертрихоз, т. е. все тело Хулии от ног до головы покрывали густые жесткие волосы. В дополнение к этому девочка имела необычайно большой нос, уши и зубы, чем напоминала гориллу.
Когда Хулии Пастране было около 20 лет, она пересекла границу между Мексикой и США, где ее заметил некий М. Райтс. Он предложил девушке работать в популярном шоу уродов, и она согласилась. Несмотря на жуткую внешность, Хулия Пастрана была очень доброжелательна, хорошо пела и танцевала.
Хулия Пастрана - артистка цирка второй половины XIX века.
Через некоторое время у нее появился другой антрепренер, а затем Хулия попала к Теодору Ленту, ставшему в последствие ее мужем. Они отправились в турне по Европе, где помимо выступлений, удивительную женщину показывали профессорам и докторам наук. Теодор Лент даже сочинил историю, согласно которой мать Хулии якобы отправилась в горы, где спаривалась с обезьянами. А от этого появился младенец, весь покрытый волосами.
Марка с изображением Julia Pastrana
В 1860 году в возрасте 26 лет Хулия Пастрана забеременела. Когда пришло время родов, она находилась на гастролях в Москве. Ребенок родился с таким же густым волосяным покровом, что и мать. Он прожил всего 35 часов. Сама же Хулия скончалась через пять дней из-за послеродовых осложнений.
Вместо того чтобы похоронить жену и ребенка, Теодор Лент обратился к профессору Московского университета с просьбой мумифицировать умерших. Даже в кончине Хулии он усмотрел свою выгоду: поместил забальзамированные останки в стеклянный гроб и стал возить по Европе, выставляя перед публикой.
Тело Хулии Пастраны и ее новорожденного ребенка
Через два года после смерти Хулии Теодор Лент нашел еще одну женщину с таким же волосатым лицом, женился на ней, назвал Сероной Пастраной и стал представлять ее публике как сестру Хулии Пастраны.
После смерти Теодора Лента в 1884 году в русской психиатрической больнице след мумий потерялся. В 1921 они появились в норвежском музее, но по настоянию общественности, саркофаги запечатали и отправили в архив, где они пробыли до 1970 года. Потом мумии отправили на выставку в США. Там вандалы изувечили тело новорожденного, а его останки съели мыши.
Мумия Хулии Пастраны
Тело Хулии Пастраны обрело покой только в 2013 году, когда университет Осло, где находился саркофаг, согласился выдать мумии мексиканцам. Тело захоронили через 150 лет после смерти.
Спустя 152 года после того, как скончалась бородатая женщина Юлия Пастрана, ее мумифицированные останки будут переданы на родину, в Мексику, где их, наконец-то, ждет захоронение. Современники называли Юлию "женщиной-обезьяной" из-за того, что все ее тело было покрыто густыми волосами, а на лице, которое напоминало морду гориллы, росла борода. На протяжении почти двух десятилетий ее возили по Европе и Америке и выставляли на публику как диковинное животное, а толпы людей в просвещенных столицах валом валили, чтобы увидеть редкое "чудовище".
Лишь в XX веке стало понятно, что ее уродство было вызвано болезнью, но в XIX столетии находчивые хозяева-импрессарио перекупали Юлию друг у друга, чтобы выставлять напоказ за деньги, следуя моде на демонстрацию всевозможных уродств. Ею заинтересовался сам Чарльз Дарвин, а сторонники теории эволюции считали, что она является "потерянным звеном" между обезьяной и человеком. И все же удивительное жизнеописание этой женщины-урода говорит о том, что чудовищами на самом деле были все действующие лица этой истории, кроме нее самой. Впрочем, называть окружавших ее людей монстрами было бы все-таки преувеличением: таковы были нравы того времени, да и в XX столетии люди продолжали выставлять напоказ останки Юлии и ее умершего в младенчестве сына, собирая с публики деньги за билеты.
Лишь в августе 2012 года было принято решение о том, что университет Осло, в котором мумия хранилась на протяжении 15 лет под предлогом необходимости ее научного изучения, должен передать ее мексиканским властям для предания земле. После запроса от журналиста мексиканской газеты Reforma, Департамент образования и науки Норвегии выяснил, что останки Пастраны так и не были исследованы, и попросил университет оценить степень необходимости их изучения. Департамент постановил, что если никакие научные работы проводить не надо, мумию женщины необходимо захоронить. 4 июня Национальный комитет Норвегии по анализу исследований человеческих останков опубликовал заявление, в котором призвал власти предать земле Юлию Пастрану. Авторы ссылались на общие этические принципы уважения к человеку, а также предположили, что воспитанная в католической традиции Юлия должна быть похоронена по христианскому обряду.
В заявлении подтверждаются основные факты биографии женщины и диагноз болезней, вызвавших ее уродство. Причиной ее необычной, жутковатой внешности был гипертрихоз - заболевание, сопровождающееся ростом волос по всему телу, в том числе, на лице, а также гиперплазия (избыточный рост тканей). Следствием этой болезни стало то, что уши, нос и челюсти Юлии были очень крупными, а зубы - иррегулярными: врожденное уродство сделало ее похожей, скорее, на обезьяну, чем на человека. Рост ее составлял около 150 сантиметров, что, в принципе, является нормой для человека, и у нее было совершенно нормальное телосложение. Ученые из Осло подтвердили, что она родилась в 1834 году в семье мексиканских индейцев, однако документальные свидетельства о ее жизни появляются лишь в 1854 году - в этот момент она была впервые выставлена на всеобщее обозрение в Нью Йорке.
По словам врача и историка медицины из Университета Кардиффа Яна Боденсона, написавшего книгу о Пастране, 20-летнюю Юлию открыл миру американец М. Рейтс (M. Rates). Девушка работала прислугой в доме губернатора мексиканского штата Синалоа. Увидев ее, Рейтс понял, что на ней можно неплохо заработать. В Нью-Йорке, куда он привез ее, Юлия привлекла внимание не только зевак, но также журналистов и ученых, которые проводили научные исследования, пытаясь объяснить причины ее необычной внешности. Профессор Александр Мотт (Alexander Mott) назвал ее "самым удивительным из существующих созданий", а доктор С. Брaйнерд (S. Brainerd) даже заявил, что она являет собой отдельный новый вид. Пока ученые спорили, девушку - с нехитрой целью наживы - перекупали друг у друга "импрессарио", которых, по всей видимости, можно смело назвать "хозяевами".
Несмотря на уродство, Юлия отличалась грациозностью, кроме того, она пела и танцевала. Есть свидетельства того, что на одном из военных балов она танцевала с офицерами. Многие также отмечали, что у нее приятный мелодичный голос. Помимо своего родного языка, она владела английским и испанским, ей нравилось путешествовать, готовить и шить. Во время ее "турне" по Европе власти Германии запретили выставлять ее, и после этого она играла в театре, закрыв лицо маской, до тех пор пока обман не раскрылся. О Юлии писали, что она хорошо воспитана, дружелюбна, обладает тягой к знаниям и вполне охотно разрешает ученым проводить над ней исследования. Тем не менее, все это время продолжались дебаты относительно того, каким животным она являлась.
Эти споры получили новое развитие в Лондоне, куда ее привез новый владелец по имени Теодор Лент (Theodor Lent). В книге "Викторианское чудо: Юлия Пастрана, бородатая и волосатая женщина", ее авторы Дж. Браун (J. Browne) и С. Мессенджер (S. Messenger) утверждают, что девушка приехала в британскую столицу вскоре после публикации скандальной работы Чарлза Дарвина "Происхождение видов" и в связи с этим некоторые сторонники теории эволюции называли ее "потерянным звеном" между обезьяной и человеком. Сам Дарвин тоже обратил на нее внимание, она даже упоминается в его работе "Изменение животных и растений в домашнем состоянии" (1868) как "испанская танцовщица, у которой росла густая борода, как у мужчины".
"Замечательные из женихов Юлии Пастраны", рисунок XIX века
(Нажмите, чтобы увеличить)
Считается, что руки бородатой барышни добивались десятки поклонников, сама она утверждала, что отвергла предложения руки и сердца по меньшей мере 20 претендентов. Возможно, именно для того, чтобы снять вопрос о браке и сохранить источник дохода, ее менеджер Лент женился на ней в 1857 году. Однако, судя по всему, у Лента были и другие помыслы - через два года выяснилось, что Юлия беременна.
Перед этим она успела посетить с "гастролями" Россию, где Юлия произвела фурор. В книге "Тайны XX века" писатель Геннадий Черненко приводит слова знаменитого русского актера Василия Далматова: "Я видел ее еще в детстве, в цирке, где она появилась в качестве певицы и танцовщицы, в коротком платье с декольте. Я помню даже ее горловые звуки и английские слова. Помню, как она напугала меня, когда ее водил импресарио по барьеру огромного цирка, и она, поравнявшись с нашей ложей у барьера, вздумала приласкать меня". Писатель также приводит сообщение газеты "Ведомости московской городской полиции": "В саду "Эрмитаж" в четверг, 3 июля, большой увеселительный и музыкальный вечер, в котором прибывший в сию столицу известнейший феномен мисс Юлия Пастрана в первый раз будет иметь честь явиться пред московскою публикой. Цена за вход 1 рубль 50 копеек серебром с персоны. Дети платят половину".
Черненко также цитирует статью петербургской газеты "Северная пчела", в которой утверждалось: женщина является жертвой каприза природы, ставшей игрушкой в руках жадных корыстолюбцев. Газета также сообщала, что даже изображения ее служат источником дохода: "Портреты Пастраны так распространены, что едва ли найдется постоялый двор между двумя столицами, где бы не было вывешено ее лицо". В саду "Эрмитаж" московская публика, точно так же, как перед этим американская и европейская, толкалась и давилась, чтобы увидеть выставленную напоказ "женщину-обезьяну". Юлия Пастрана приобрела в России такую известность, что о ней даже упомянул Лев Толстой в рассказе "Поликушка".
Впрочем, вскоре ее злосчастная карьера оборвалась трагическим образом, причем именно в России. В марте 1860 года она родила ребенка, который унаследовал ее волосатость и неправильное строение лица. Она скончалась от послеродовых осложнений через пять дней после родов, ее сын умер спустя несколько часов после рождения. Однако ее муж решил, что смерть несчастной женщины не является достойным поводом для того, чтобы перестать на ней зарабатывать. Теодор Лент передал трупы жены и сына профессору Московского университета Суколову, который забальзамировал их доселе неизвестным способом: в отличие от египетских мумий, останки сохранили цвет и форму и в целом выглядели вполне натурально.
Лент продолжил "гастролировать", на этот раз выставляя мумии. К этому чудовищному турне присоединилась женщина, очень похожая на Юлию, которой он дал имя Зенора. Видимо, она страдала теми же болезнями. В 1880 году они поселились в Петербурге и открыли музей восковых фигур. В конце жизни Лент сошел с ума - он закончил свои дни в психиатрической лечебнице. Но мрачная история Юлии не прекратилась и с его смертью. Мумиями Пастраны и ее сына завладела Зенора, передавшая их в Германию, где их выставляли на множестве ярмарок. Затем они попали в Вену и на протяжении нескольких десятилетий переходили из рук в руки, пока в 1990 году не обнаружилось, что они находятся на хранении в Институте судебной медицины в Осло. Коллегия Университета Осло еще в 1994 году рекомендовала предать земле останки Пастраны, взяв образцы ДНК для дальнейших исследований. Потребовалось почти 20 лет для того, что этот призыв был наконец-то услышан.
Страсти вокруг Кончиты — бородатой победительницы Евровидения — заставляют вспомнить других известных в истории женщин с густой растительностью на лице. Самая известная из них — бородатая женщина Юлия Пастрана. (Интересные фото).
Женщина-обезьяна.
Родилась Юлия около 1834 года в индейской семье, а перед публикой предстала впервые в 1854 году, в Нью-Йорке.
Жутковатого вида женщину при жизни называли «женщиной-обезьяной» из-за покрывавших всё её тело густых волос и из-за схожести её лица с мордой гориллы.
К тому же, и без того безобразное лицо Юлии «украшала» жёсткая чёрная борода. А рост Пастраны по людским меркам тоже был очень мал — всего 138 см.
Бородатые женщины на потеху публике.
Известно, что в прежние века людей с уродствами, в том числе, бородатых женщин, часто показывали в цирках, на площадях, возили по ярмаркам. Юлию постигла та же участь – она два десятилетия удивляла и ужасала своим видом толпы зевак в Европе и Америке.
Публика глазела на обделённую природой женщину как на диковинное животное, некоторые называли её «чудовищем» среди людей.
Борода — признак генетической болезни.
Много позже наука разобралась, что подобные виды уродства вызываются генетическими нарушениями, но в те времена за демонстрацию девушки, с врождённым заболеванием под названием гипертрихоз, её хозяева получали огромные деньги.
Гипертрихоз – вдвойне неприятная болезнь, потому что она приводит не только к появлению волосяного покрова на всём теле (в том числе — и лице), но и к непропорционально быстрому росту отдельных частей тела. Так у Юлии челюсти, нос и уши имели более крупные размеры, чем обычно бывает у среднего человека. Именно это придавало ей сходство с обезьяной.
Интерес для науки.
Известно, что Ю.Пастраной заинтересовался в своё время (в интересах науки) даже Чарльз Дарвин, который как раз в то время разрабатывал свою знаменитую Теорию эволюции.
Учёному посоветовали обратить внимание на необычную, заросшую шерстью, девушку, как на возможное «потерянное звено» между обезьяной и человеком. У ученого в записках остались упоминания о Юлии, как о танцовщице, имевшей мужскую бороду.
Бородатая артистка.
Надо сказать, что в свои молодые годы Юлия Пастрана, вопреки своему уродству, была хорошо сложена, прекрасно танцевала, и отличалась приятным голосом с уникальными горловыми звуками.
Благодаря этим способностям, Юлия была артисткой цирка, долго выступала в качестве танцовщицы и певицы.
Замужество женщины-обезьяны.
Популярность бородатой артистки в те времена была столь высока, что к ней сватались десятки ухажеров. Но добиться её руки удалось лишь одному импресарио, который и женился на Юлии в 1857 году.
Считается, что основная причина этой странной женитьбы весьма банальна: предприимчивый молодой человек не хотел терять источник дохода, который постоянно поступал в его карман от показов публике своей волосатой подопечной.
Бородатая артистка посетила Россию.
Юлии Пастране удалось посетить и Россию во время одних своих гастролей.
В нашей стране волосатую артистку ожидала настолько огромная известность, что даже у Льва Толстого в одном из рассказов имеется упоминание о ней.
Смерть бородатой артистки.
Жизнь Юлии Пастраны неожиданно закончилась во время тяжелых родов в 1860 году. По некоторым сведениям произошло это в России.
Младенец также скончался сразу после рождения. К тому же, врачи выяснили, что у новорожденного имелась та же болезнь, связанная с усиленным ростом волос на теле.
Юлия Пастрана приносила доход и после своей смерти.
Как же поступил импресарио, потерявший жену и сына, долго ли он горевал?
Оказалось – совсем не долго. Он понял, что и после смерти его умершие члены семьи могут приносить деньги.
Делец забальзамировал трупы жены и сына, и стал возить их мумии для демонстрации в разных странах.
Даже когда предприниматель сам умер, мумии стали использоваться то одними, то другими случайными людьми с теми же целями зарабатывания денег, пока след останков полностью не затерялся на полтора века!
Завершение истории бородатой женщины.
Но забальзамированные экспонаты не исчезли навсегда.
Их в 1990 году обнаружили в Норвегии, в столичном Институте судебной медицины.
Таким образом, только через 152 года после смерти, мумифицированные останки бородатой женщины были возвращены в Мексику, на родину Юлии Пастраны.
История «женщины-обезьяны», наконец-то, завершилась.
Хулия Пастрана (1834-1860) - мексиканка. Родилась на западе Мексики в глухой горной деревушке. От рождения страдала гипертрихозом. Это повышенная волосатость тех участков тела, для которых не свойственен волосяной покров. У Хулии всё тело, а также лицо были покрыты жёсткими чёрными волосами. Волосы не росли лишь на ладонях рук и подошвах ног. Нос, уши и зубы имели непропорционально большую величину. Всё это давало сходство с крупной обезьяной. В добавление к этому мексиканка имела рост всего 140 см, и за ней прочно закрепилось прозвище женщина-обезьяна.
Чарльз Дарвин описал эту женщину так: "Испанская танцовщица Юлия Пастрана поразила меня своим совершенным танцем. Но у неё густая мужская борода и волосатый лоб. Интерес также вызывают зубы этой невероятно уродливой, но обаятельной женщины. На верхней и нижней челюсти растут двойные ряды зубов. Причём один ряд помещён в другой".
Дарвин ещё не знал, а в наше время такой дефект во рту называется гиперплазией дёсен. При нём наблюдается не только дефект зубов, но также значительное утолщение дёсен и губ. Это даёт большое сходство с обезьяной.
Следует заметить, что девочка родилась в индейском племени. То есть была индианкой по происхождению. Но о её детстве и юности известно очень мало. Считается, что она до 1854 года работала горничной в одной зажиточной мексиканской семье. Затем её увидел американец с фамилией Райтс. Он уговорил девушку поехать в Штаты и там зарабатывать большие деньги, участвуя в шоу уродов. Уже в Нью-Йорке уродливую женщину перекупил Теодор Пост, специализирующийся на подобных шоу.
По другой версии Теодор Пост выкупил девочку ещё в 10-летнем возрасте прямо у матери. Он научил её петь, танцевать, а также говорить, читать и писать на 3-х языках. После этого девушка поехала в мировое турне под именем Бородатой леди.
Заработки Хулии Пастраны были чрезвычайно высокими. Поэтому Пост задался целью выдать свою подопечную замуж за богатого господина. Но затем по каким-то причинам Теодор решил сам жениться на ней. Свадьба состоялась в 1857 году. А в 1859 году семейная пара приехала выступать в Россию.
Однако вскоре обнаружилось, что женщина беременна. В 1860 году она родила в Москве мальчика. Его тело, как и тело матери, было полностью покрыто волосами. Младенец прожил всего 3 дня и скончался. Сама же Хулия заболела родильной горячкой и умерла через 2 дня после смерти своего сына.
Теодор Пост, по всей вероятности, был чрезвычайно практичным человеком, так как решил зарабатывать на жене и ребёнке даже после их смерти. Он нашёл в Москве специалистов по мумификации и мумифицировал усопших. Мумии были помещены в специальный шкаф, и убитый горем муж и отец начал демонстрировать их всем желающим за деньги.
Заработав на этом приличную сумму, предприимчивый американец продал мумии в музей курьёзов, который странствовал по всему миру. В 1880 году Теодор Пост попал в психиатрическую клинику, и его дальнейшая судьба неизвестна.
Демонстрация мумии Хулии Пастраны
Что же касается мумий, то они переходили из рук в руки, пока не осели в Норвегии. Их в 1920 году приобрёл некий Лунд. В своём доме он организовал комнату ужасов, в которой показывал гостям разнообразных уродов, сотворённых природой.
В 1943 году фашистский режим постановил мумии у Лунда изъять и выставлять их на всеобщее обозрение, а вырученные деньги переводит на государственные нужны. Затем режим поменялся, но иссохшие тела Хулии и её ребёнка продолжали демонстрировать зрителям.
В середине 70-х годов их поместили в закрытое хранилище. Здесь их изрядно подпортили мыши. Мумию ребёнка они вообще съели, а мумия матери пропала в 1979 году. Но полиция её нашла и передала судебным медикам в Осло. Те запечатали мумию в ящик и хранили её в таком состоянии вплоть до 2012 года.
В апреле месяце указанного года останки бедной женщины передали мексиканским властям, и умершая на чужбине Хулия Пастрана наконец-то вернулась на родину.
Изображение Хулии Пастраны и белый гроб, в котором похоронили её останки
В мексиканском штате Синалоа состоялись торжественные похороны. С прощальной речью выступил сам губернатор штата. Он сказал, что несчастная женщина столкнулась с агрессией, жестокостью, человеческой чёрствостью и равнодушием, но, в конце концов, справедливость восторжествовала.
Останки несчастной покоились в белом гробу, а вокруг лежала целая гора венков, сплетённых из белых роз. На похороны собралась огромная толпа народа. В большинстве это были земляки усопшей. Все они пришли, чтобы выразить своё почтение женщине, на уродстве которой недобросовестные личности зарабатывали деньги.
По поводу похорон одна из самых крупных мексиканских газет написала: "Во вторник наконец-то нашла покой самая уродливая женщина планеты. Её останки предали родной земле через 153 года после кончины. Справедливый акт свершился по воле Бога и по воле честных людей".
Егор Ласкутников
Не так давно человеческие зоопарки и "фрики" считались приемлемой формой развлечений; сегодня они смотрятся с отвращением, поскольку этические границы нарушаются ради славы и прибыли. В 19 веке одной из таких людей была «бородатая леди». Юлия Пастрана была выставлена на показ при жизни и довольно долго демонстрировалась после смерти. Только в 2013 году она наконец была похоронена в своем родном месте в Мексике с надлежащими почестями.
Юлия Пастрана родилась в горах Западной Мексики в 1834 году. Ее жизнь определялась ее внешностью. Она выросла только до 1,34 метра в высоту и 50 кг. в весе, но для большинства людей она была привлекательна тем, что все ее тело было покрыто волосами, кроме ладоней рук и подошв ступней.
Ее необычная внешность была результатом редкого врожденного заболевания, известного как синдром акромегалоидного гипертрихоза, который покрывал ее тело густыми волосами и вызывал необычные черты лица, в том числе аномально толстые губы и большую челюсть. У Пастраны также были густые изогнутые брови, ее нос был необычайно большим, зубы были неровные.
Ее мать была убеждена, что какая-то сверхъестественная сила была виновата во внешности ее дочери, в то время как местные мексиканские племена обвинили оборотней, которые, как говорили, вызывали мертворождения и уродства.
Бальзамированное тело Юлии Пастраны
Юная Юлия провела свое детство в приюте, став местной знаменитостью из-за ее необычной внешности. Узнав о ней, губернатор штата удочерил Юлию, чтобы она служила ему в качестве конферансье и горничной. Она оставалась в его доме, пока ей не исполнилось 20 лет, когда она решила вернуться в свое племя.
Однако ей так и не удалось завершить свое путешествие, потому что по дороге домой она встретила американского шоумена М. Рэйтса, который убедил ее выступить на сцене. Вскоре она начала свою карьеру в Соединенных Штатах и Европе, участвуя в путешествиях и шоу-цирках.
Джулия добилась успеха как исполнительница, по-разному известная как «Женщина-обезьяна» или «Бабуин-леди». Ее дебют состоялся в Готическом зале на Бродвее в Нью-Йорке в 1854 году. Она носила красное платье и пела испанские песни, танцуя Горский флинг. Огромная аудитория стекалась на ее шоу, с нетерпением ожидая увидеть «женщину-медведя из дикой природы Мексики!», как ее рекламировали. Одна газета того времени описывала ее следующими словами: "Глаза сверкают, а челюсти, зазубренные клыки и уши ужасно отвратительны… почти вся её поверхность покрыта длинными блестящими волосами. Меж тем её голос достаточно гармоничен".
Идея Юлии как получеловека была основана врачом Александром Б. Моттом, который осмотрел ее и объявил ее гибридом человека и орангутанга. Стоит отметить, что в то время орангутанги считались самыми дикими и примитивными приматами. Продюсер Джулии также поддержала это утверждение, поделившись рекламными материалами, которые подчеркнули ее анималистичность. В ней она была описана как происходящая из племени «индейцев-корнеплодов», которые были «злобными и трудными в управлении», жили с животными и предавались близким отношениям с ними.
Юлия была на самом деле добросердечной, нежной женщиной. Она была очень умной, энергичной ученицей, которая научила себя петь и танцевать, она говорила на трех языках, включая английский. Джулия любила путешествовать, готовить и шить и была готова посвятить себя медицинскому исследованию, которое включало в себя исследование ее состояния, которое тогда озадачило многих врачей.
Прежде чем ее привезли в Европу, Юлия вышла замуж за своего следующего менеджера, мистера Теодора Лента, но их брак произошел в тайне. Многие полагали, что Джулия его очень любила и вышла замуж за любовь, а Теодор сделал это, чтобы полностью контролировать свой заработок. В одном из интервью для прессы Джулия заявила, что отклонила более 20 предложений о браке, потому что мужчины были недостаточно богаты.
В 1857 году в Лейпциге, Германия, Юлия появилась на сцене в пьесе, которая была написана специально для нее. Рекламные плакаты для шоу дали ей довольно гротескный вид, поскольку ее губы приобрели преувеличенный красный цвет, похожий на радикализированные образы афроамериканцев того времени. Когда немецкая публика увидела Пастрану, они сочли ее шоу дурным тоном и отвергли его. Ситуация быстро вышла из-под контроля, вызвав вмешательство полиции, которая должна была остановить шоу.
В январе 1860 года, когда она была в Москве, она родила мальчика, который умер через два дня. Через три дня после смерти мальчика сама Джулия скончалась, и последние слова на смертном одре были: «Я умру счастливой, я знаю, что меня любили за то, какая я есть».
Другая трагическая история рассказывает о том, как муж и менеджер Юлии продали тела ее и ребенка профессору анатомии Соколову в Москве. Соколов забальзамировал оба тела и публично показывал их. Когда муж узнал о прибыльных действиях Соколова, он попросил вернуть тела. После восстановления контроля над телом Джулии и ее сына, в течение следующих шести лет он выставлял их в стеклянных шкафах по всему миру.
Во время гастролей он встретил женщину Мари Бартел, которая очень напоминала Джулию, так как она также страдала от редкого заболевания. Он воспользовался ее положением и женился на ней, переименовав ее в Зенору Пастрану, и публично представил ее как сестру Джулии. Забальзамированные тела он спрятал, отложив их показы на какое-то время.
Трупы были похищены и позднее захоронены в Норвегии, где они были окончательно обнаружены полицией в 1967 году. Тела хранились на складе в университете в Осло, пока в 2005 году мексиканская художница Лорен Андерсон Барбата не привезла тело Джулии обратно в Мексику. Она сообщила: «Я чувствовала, что она заслужила право вернуть себе достоинство и свое место в истории и в мировой памяти». Наконец, 12 февраля 2013 года Джулию Пастрану похоронили.