На лицо ужасная, добрая внутри: жизнь и смерть бородатой Хулии, женщины-обезьяны из Мексики. Борода — признак генетической болезни
Хулия Пастрана (1834-1860) - мексиканка. Родилась на западе Мексики в глухой горной деревушке. От рождения страдала гипертрихозом. Это повышенная волосатость тех участков тела, для которых не свойственен волосяной покров. У Хулии всё тело, а также лицо были покрыты жёсткими чёрными волосами. Волосы не росли лишь на ладонях рук и подошвах ног. Нос, уши и зубы имели непропорционально большую величину. Всё это давало сходство с крупной обезьяной. В добавление к этому мексиканка имела рост всего 140 см, и за ней прочно закрепилось прозвище женщина-обезьяна.
Чарльз Дарвин описал эту женщину так: "Испанская танцовщица Юлия Пастрана поразила меня своим совершенным танцем. Но у неё густая мужская борода и волосатый лоб. Интерес также вызывают зубы этой невероятно уродливой, но обаятельной женщины. На верхней и нижней челюсти растут двойные ряды зубов. Причём один ряд помещён в другой".
Дарвин ещё не знал, а в наше время такой дефект во рту называется гиперплазией дёсен. При нём наблюдается не только дефект зубов, но также значительное утолщение дёсен и губ. Это даёт большое сходство с обезьяной.
Следует заметить, что девочка родилась в индейском племени. То есть была индианкой по происхождению. Но о её детстве и юности известно очень мало. Считается, что она до 1854 года работала горничной в одной зажиточной мексиканской семье. Затем её увидел американец с фамилией Райтс. Он уговорил девушку поехать в Штаты и там зарабатывать большие деньги, участвуя в шоу уродов. Уже в Нью-Йорке уродливую женщину перекупил Теодор Пост, специализирующийся на подобных шоу.
По другой версии Теодор Пост выкупил девочку ещё в 10-летнем возрасте прямо у матери. Он научил её петь, танцевать, а также говорить, читать и писать на 3-х языках. После этого девушка поехала в мировое турне под именем Бородатой леди.
Заработки Хулии Пастраны были чрезвычайно высокими. Поэтому Пост задался целью выдать свою подопечную замуж за богатого господина. Но затем по каким-то причинам Теодор решил сам жениться на ней. Свадьба состоялась в 1857 году. А в 1859 году семейная пара приехала выступать в Россию.
Однако вскоре обнаружилось, что женщина беременна. В 1860 году она родила в Москве мальчика. Его тело, как и тело матери, было полностью покрыто волосами. Младенец прожил всего 3 дня и скончался. Сама же Хулия заболела родильной горячкой и умерла через 2 дня после смерти своего сына.
Теодор Пост, по всей вероятности, был чрезвычайно практичным человеком, так как решил зарабатывать на жене и ребёнке даже после их смерти. Он нашёл в Москве специалистов по мумификации и мумифицировал усопших. Мумии были помещены в специальный шкаф, и убитый горем муж и отец начал демонстрировать их всем желающим за деньги.
Заработав на этом приличную сумму, предприимчивый американец продал мумии в музей курьёзов, который странствовал по всему миру. В 1880 году Теодор Пост попал в психиатрическую клинику, и его дальнейшая судьба неизвестна.
Демонстрация мумии Хулии Пастраны
Что же касается мумий, то они переходили из рук в руки, пока не осели в Норвегии. Их в 1920 году приобрёл некий Лунд. В своём доме он организовал комнату ужасов, в которой показывал гостям разнообразных уродов, сотворённых природой.
В 1943 году фашистский режим постановил мумии у Лунда изъять и выставлять их на всеобщее обозрение, а вырученные деньги переводит на государственные нужны. Затем режим поменялся, но иссохшие тела Хулии и её ребёнка продолжали демонстрировать зрителям.
В середине 70-х годов их поместили в закрытое хранилище. Здесь их изрядно подпортили мыши. Мумию ребёнка они вообще съели, а мумия матери пропала в 1979 году. Но полиция её нашла и передала судебным медикам в Осло. Те запечатали мумию в ящик и хранили её в таком состоянии вплоть до 2012 года.
В апреле месяце указанного года останки бедной женщины передали мексиканским властям, и умершая на чужбине Хулия Пастрана наконец-то вернулась на родину.
Изображение Хулии Пастраны и белый гроб, в котором похоронили её останки
В мексиканском штате Синалоа состоялись торжественные похороны. С прощальной речью выступил сам губернатор штата. Он сказал, что несчастная женщина столкнулась с агрессией, жестокостью, человеческой чёрствостью и равнодушием, но, в конце концов, справедливость восторжествовала.
Останки несчастной покоились в белом гробу, а вокруг лежала целая гора венков, сплетённых из белых роз. На похороны собралась огромная толпа народа. В большинстве это были земляки усопшей. Все они пришли, чтобы выразить своё почтение женщине, на уродстве которой недобросовестные личности зарабатывали деньги.
По поводу похорон одна из самых крупных мексиканских газет написала: "Во вторник наконец-то нашла покой самая уродливая женщина планеты. Её останки предали родной земле через 153 года после кончины. Справедливый акт свершился по воле Бога и по воле честных людей".
Егор Ласкутников
Хулия Пастрана | |
---|---|
Julia Pastrana | |
|
|
Дата рождения | |
Место рождения | Синалоа , Мексика |
Дата смерти | 25 марта (1860-03-25 ) |
Место смерти |
|
Страна | |
Род деятельности | цирковая артистка |
Хулия Пастрана на Викискладе |
Биография
Театр
Личная жизнь
К этому времени Хулия, уже ставшая известной, получила множество предложений о браке. Тем не менее, все они были отвергнуты, так как все претенденты, по словам Хулии, не были достаточно богаты. Считается, что она давала отказы под влиянием Теодора, желавшего выдать её замуж за как можно более богатого человека, которого он старался найти. Однако к этому времени Хулия сама заработала на выступлениях много денег, и на ней решился жениться сам Теодор в 1857 году .
Мумии вскоре исчезли из поля зрения общественности. Они появились в Норвегии в 1921 году у некоего господина Лунда, который демонстрировал их в своей «Комнате ужасов». В 1943 году, во время оккупации Норвегии войсками Третьего Рейха , нацисты постановили уничтожить коллекцию Лунда, но он сумел убедить их, что демонстрирование «женщины-обезьяны» сможет принести в казну Рейха хорошие деньги, и в итоге мумии Хулии и её сына демонстрировались публично в оккупированной Норвегии.
Мумии были выставлены до 1970-х годов, когда начались многочисленные протесты против правительства в связи с предполагаемым туром с мумиями по США , и они были выведены из поля зрения общественности. Вандалы ворвались в хранилище в августе 1976 года и изуродовали мумию ребенка. Останки её были съедены мышами. Мумия Хулии была украдена в 1979 году, но хранилась в Институте судебной медицины в Осло с тех пор, как тело было обнаружено полицией, но не опознано. Оно было обнаружено в 1990 году и находилось в запечатанном гробу на кафедре анатомии университета Осло с 1997 года. В 1994 году сенат Норвегии рекомендовал похоронить её, но министр науки решили сохранить тело, чтобы ученые могли проводить с ним исследования. Для получения доступа к останкам Хулии Пастраны требовалось специальное разрешение, выдаваемое обычно только учёным.
В апреле 2012 года Университет Осло согласился вернуть тело Мексике. Её челюсти изучались в Королевском колледже хирургов в Лондоне . Хулию Пастрану похоронили в Мексике спустя 150 лет после её смерти. Церемония состоялась 12 февраля 2013 года в городе Синало-де-Лейва. Мумифицированное тело Пастраны похоронили в белом гробу, украшенном белыми розами.
Юлия или Хулия Пастрана ( Julia Pastrana , Мексика — 25 марта , ) — с врождённым , в выставлявшаяся на множестве передвижных выставок в .
Биография
Хулия Пастрана относилась к коренным жителям — индейцам, родилась предположительно в , где-то в горных лесах (штат ) , вдали от населённых мест. Она страдала , то есть её лицо и тело, кроме ладоней и подошв, были полностью покрыты прямыми чёрными жёсткими плотными волосами. Её уши и нос были необычайно большими, а зубы — неровными, что делало её похожей на гориллу. Рост её был совсем небольшим — всего 138 сантиметров.
Описание её внешности и характера оставил, в частности, упомянувший, что, несмотря на уродство, Пастрана замечательно танцевала и была доброй и приветливой . Она научилась читать и писать на испанском и английском, а также готовить еду и шить.
Настоящая история Хулии Пастраны неизвестна. В брошюрах XIX века, сопровождавших её выступления, она описывается примерно следующим образом. Индейская девушка по имени Эспиноса была в 1830 году разлучена со своим племенем: соплеменники думали, что она утонула. Эспиноса впоследствии, когда её нашли, говорила, что она была захвачена в плен и заключена в пещеру группой враждебных индейцев в районе, полном хищных зверей, хотя этот факт никогда не был подтверждён. Эспиносу сопровождала девочка в возрасте примерно четырёх лет, и Эспиноса утверждала, что это не её дочь, что она нашла девочку в лесу (как она оказалась там — неизвестно) и привязалась к ней. Позднее Эспиноса вышла замуж и крестила ребёнка как Хулию Пастрану. Затем Эспиноса умерла, а Хулия переехала в соседнюю деревню. В конце концов девушка стала служанкой в семье губернатора штата Синалоа Педро Санчеса, где работала в течение многих лет, но в апреле 1854 года предпочла вернуться в родные места .
По дороге домой она встретила американца М. Райтса, который в её необычной внешности сразу увидел возможность заработка, и в том же году Хулия, согласившаяся на его предложение, отправилась в . Её первое появление в качестве экспоната на шоу уродов состоялось в Готическом зале Нью-Йорка. Затем она оказалась в Кливленде, но уже с другим менеджером (а скорее всего — хозяином) по фамилии Бич. Там она принимала участие в торжественных балах и военных парадах, и якобы солдаты выстраивались в очередь, чтобы потанцевать с ней. Затем она отправилась в , в Великобританию, с очередным менеджером — Теодором Лентом (также известный как Льюис Б. Лент), который выкупил её у прежнего хозяина. До прибытия в Лондон в газетной рекламе она описывалась как «неописуемая» .
Лент научил её танцевать, играть на музыкальных инструментах и взял в мировое турне под названием «бородатые и волосатые леди». В демонстрировалась в , в том числе в 1860 году — в . Она упоминается в первом томе романа « », повести «Поликушка», рассказе «На «Французской выставке за сто лет», водевиле «Жених из долгового отделения» И.Е. Чернышева, а также во многочисленных текстах мемуарного характера. писал жене, что граф , заплатив 200 рублей, привёз Юлию в своё имение , где её заставили вечером гулять под руку с господами из высшего общества . свидетельствовал, что даже на рубеже веков Пастрана ещё упоминалась в выкриках балаганщиков. В начале XX века в России ходила почтовая открытка с изображением усатой и бородатой женщины.
Театр
Личная жизнь
К этому времени Хулия, уже ставшая известной, получила множество предложений о браке. Тем не менее, все они были отвергнуты, так как все претенденты, по словам Хулии, не были достаточно богаты. Считается, что она давала отказы под влиянием Теодора, желавшего выдать её замуж за как можно более богатого человека, которого он старался найти. Однако к этому времени Хулия сама заработала на выступлениях много денег, и на ней решился жениться сам Теодор в 1857 году .
Мумии вскоре исчезли из поля зрения общественности. Они появились в в 1921 году у некоего господина Лунда, который демонстрировал их в своей «Комнате ужасов». В 1943 году, во время войсками , нацисты постановили уничтожить коллекцию Лунда, но он сумел убедить их, что демонстрирование «женщины-обезьяны» сможет принести в казну Рейха хорошие деньги, и в итоге мумии Хулии и её сына демонстрировались публично в оккупированной Норвегии.
Мумии были выставлены до 1970-х годов, когда начались многочисленные протесты против правительства в связи с предполагаемым туром с мумиями по , и они были выведены из поля зрения общественности. Вандалы ворвались в хранилище в августе 1976 года и изуродовали мумию ребенка. Останки её были съедены мышами. Мумия Хулии была украдена в 1979 году, но хранилась в в с тех пор, как тело было обнаружено полицией, но не опознано. Оно было обнаружено в 1990 году и находилось в запечатанном гробу на кафедре анатомии университета Осло с 1997 года. В 1994 году рекомендовал похоронить её, но решили сохранить тело, чтобы ученые могли проводить с ним исследования. Для получения доступа к останкам Хулии Пастраны требовалось специальное разрешение, выдаваемое обычно только учёным.
В апреле 2012 года согласился вернуть тело Мексике. Её изучались в Королевском колледже хирургов в . Хулию Пастрану похоронили в Мексике спустя 150 лет после её смерти. Церемония состоялась 12 февраля 2013 года в городе . Мумифицированное тело Пастраны похоронили в белом гробу, украшенном белыми розами.
Литература
- Аверченко А. Т. Бритва в киселе. — М. , 1990. — 466 с.
- Gylseth, Christopher Hals; Lars O. Toverud, (2003). Julia Pastrana: The Tragic Story of the Victorian Ape Woman. Sutton. . OCLC 52829869.
- Miles, A.E.W. (febrero 1974). «Julia Pastrana: The Bearded Lady» (PDF). Proceedings of the Royal Society of Medicine 67 (2): pp. 160-164. PMID 4595237. PMC 1645262 .
- Bondeson, Jane. «Gabinete de Curiosidades Médicas». Primera Edición en Español 1998. (Есть отрывки на Google Books)
- Carol Birch «Orphans of the Carnival» — 2016, 352 pages
Не так давно человеческие зоопарки и "фрики" считались приемлемой формой развлечений; сегодня они смотрятся с отвращением, поскольку этические границы нарушаются ради славы и прибыли. В 19 веке одной из таких людей была «бородатая леди». Юлия Пастрана была выставлена на показ при жизни и довольно долго демонстрировалась после смерти. Только в 2013 году она наконец была похоронена в своем родном месте в Мексике с надлежащими почестями.
Юлия Пастрана родилась в горах Западной Мексики в 1834 году. Ее жизнь определялась ее внешностью. Она выросла только до 1,34 метра в высоту и 50 кг. в весе, но для большинства людей она была привлекательна тем, что все ее тело было покрыто волосами, кроме ладоней рук и подошв ступней.
Ее необычная внешность была результатом редкого врожденного заболевания, известного как синдром акромегалоидного гипертрихоза, который покрывал ее тело густыми волосами и вызывал необычные черты лица, в том числе аномально толстые губы и большую челюсть. У Пастраны также были густые изогнутые брови, ее нос был необычайно большим, зубы были неровные.
Ее мать была убеждена, что какая-то сверхъестественная сила была виновата во внешности ее дочери, в то время как местные мексиканские племена обвинили оборотней, которые, как говорили, вызывали мертворождения и уродства.
Бальзамированное тело Юлии Пастраны
Юная Юлия провела свое детство в приюте, став местной знаменитостью из-за ее необычной внешности. Узнав о ней, губернатор штата удочерил Юлию, чтобы она служила ему в качестве конферансье и горничной. Она оставалась в его доме, пока ей не исполнилось 20 лет, когда она решила вернуться в свое племя.
Однако ей так и не удалось завершить свое путешествие, потому что по дороге домой она встретила американского шоумена М. Рэйтса, который убедил ее выступить на сцене. Вскоре она начала свою карьеру в Соединенных Штатах и Европе, участвуя в путешествиях и шоу-цирках.
Джулия добилась успеха как исполнительница, по-разному известная как «Женщина-обезьяна» или «Бабуин-леди». Ее дебют состоялся в Готическом зале на Бродвее в Нью-Йорке в 1854 году. Она носила красное платье и пела испанские песни, танцуя Горский флинг. Огромная аудитория стекалась на ее шоу, с нетерпением ожидая увидеть «женщину-медведя из дикой природы Мексики!», как ее рекламировали. Одна газета того времени описывала ее следующими словами: "Глаза сверкают, а челюсти, зазубренные клыки и уши ужасно отвратительны… почти вся её поверхность покрыта длинными блестящими волосами. Меж тем её голос достаточно гармоничен".
Идея Юлии как получеловека была основана врачом Александром Б. Моттом, который осмотрел ее и объявил ее гибридом человека и орангутанга. Стоит отметить, что в то время орангутанги считались самыми дикими и примитивными приматами. Продюсер Джулии также поддержала это утверждение, поделившись рекламными материалами, которые подчеркнули ее анималистичность. В ней она была описана как происходящая из племени «индейцев-корнеплодов», которые были «злобными и трудными в управлении», жили с животными и предавались близким отношениям с ними.
Юлия была на самом деле добросердечной, нежной женщиной. Она была очень умной, энергичной ученицей, которая научила себя петь и танцевать, она говорила на трех языках, включая английский. Джулия любила путешествовать, готовить и шить и была готова посвятить себя медицинскому исследованию, которое включало в себя исследование ее состояния, которое тогда озадачило многих врачей.
Прежде чем ее привезли в Европу, Юлия вышла замуж за своего следующего менеджера, мистера Теодора Лента, но их брак произошел в тайне. Многие полагали, что Джулия его очень любила и вышла замуж за любовь, а Теодор сделал это, чтобы полностью контролировать свой заработок. В одном из интервью для прессы Джулия заявила, что отклонила более 20 предложений о браке, потому что мужчины были недостаточно богаты.
В 1857 году в Лейпциге, Германия, Юлия появилась на сцене в пьесе, которая была написана специально для нее. Рекламные плакаты для шоу дали ей довольно гротескный вид, поскольку ее губы приобрели преувеличенный красный цвет, похожий на радикализированные образы афроамериканцев того времени. Когда немецкая публика увидела Пастрану, они сочли ее шоу дурным тоном и отвергли его. Ситуация быстро вышла из-под контроля, вызвав вмешательство полиции, которая должна была остановить шоу.
В январе 1860 года, когда она была в Москве, она родила мальчика, который умер через два дня. Через три дня после смерти мальчика сама Джулия скончалась, и последние слова на смертном одре были: «Я умру счастливой, я знаю, что меня любили за то, какая я есть».
Другая трагическая история рассказывает о том, как муж и менеджер Юлии продали тела ее и ребенка профессору анатомии Соколову в Москве. Соколов забальзамировал оба тела и публично показывал их. Когда муж узнал о прибыльных действиях Соколова, он попросил вернуть тела. После восстановления контроля над телом Джулии и ее сына, в течение следующих шести лет он выставлял их в стеклянных шкафах по всему миру.
Во время гастролей он встретил женщину Мари Бартел, которая очень напоминала Джулию, так как она также страдала от редкого заболевания. Он воспользовался ее положением и женился на ней, переименовав ее в Зенору Пастрану, и публично представил ее как сестру Джулии. Забальзамированные тела он спрятал, отложив их показы на какое-то время.
Трупы были похищены и позднее захоронены в Норвегии, где они были окончательно обнаружены полицией в 1967 году. Тела хранились на складе в университете в Осло, пока в 2005 году мексиканская художница Лорен Андерсон Барбата не привезла тело Джулии обратно в Мексику. Она сообщила: «Я чувствовала, что она заслужила право вернуть себе достоинство и свое место в истории и в мировой памяти». Наконец, 12 февраля 2013 года Джулию Пастрану похоронили.
Родилась Юлия Пастрана (Julia Pastrana) предположительно в 1834 году в Мексике (Sinaloa, Mexico), в семье коренных жителей. Несчастная девочка получила врожденное заболевание гипертрихоз, а попросту – избыточные рост волос. Так, тело Юлии было сплошь покрыто жесткими черными волосами. Кроме того, уши, нос и зубы ее были непомерно большими, что делало ее внешность очень схожей с обезьяньей. Известно, что позднее интерес к Пастране проявлял сам Чарльз Дарвин (Charles Darwin), который довольно подробно описывал ее внешность в своих трудах.
Вообще, история детства Юлии остается загадкой, известно лишь, что в какой-то момент в начале 1830-х одна индейская девушка попала в плен к враждебному племени, а когда ее нашли, с ней вместе была маленькая девочка. Девушка утверждала, что ребенка она нашла в лесу. Позднее малышку крестили как Юлию Пастрану, она выросла и работала служанкой в доме губернатора штата. Местные относились к волосатости девушки привычно, а чужих она встречала не так часто.
В какой-то момент она повстречалась с неким американцем, который был поражен не столько необычной внешностью девушки, сколько возможностью заработка, которую эта внешность могла принести. Он убедил Юлию отправиться с ним в Штаты, и так и началась работа Пастраны на всевозможных шоу и выставках. Позднее она перебралась в Англию (England).
Кстати, она была прекрасной танцовщицей, несмотря на свой малый рост, а ее оригинальная внешность привлекала огромное количество поклонников. Впрочем, остается только гадать, были ли это по-настоящему влюбленные мужчины или охотники за наживой, ведь из внешности Юлии удавалось извлекать неплохие деньги. Один из таких воздыхателей – Теодор Лент (Theodore Lent) – и стал в итоге мужем Пастраны.
Девушка выучилась английской и испанской грамоте, она писала и читала на обоих языках, а, кроме того отлично шила и готовила.
В середине XIX века Бородатую женщину можно было увидеть на европейских шоу, а позднее Пастрана прибыла в Россию. Шел 1860 год, и именно в Москве Юлия родила своего ребенка. Увы, малыш, так же, как и мать, покрытый волосами, прожил всего несколько дней, а сама Пастрана так и не смогла пережить осложненные роды. Она скончалась спустя 5 дней. Кстати, по другой информации, умерла Юлия Пастрана вовсе не в Москве, но в Германии (Germany).
Смерть Юлии, которая была гвоздем гастрольной программы, никак не вписывалась в планы ее мужа Тео Лента. Так, он все же нашел выход и не прервал своего тура. Связавшись с московским университетским профессором Суколовым (Professor Sukolov), он нашел возможность мумифицировать тело Юлии и ее малыша. После этого Лент поместил их в специальный стеклянный шкаф и продолжил показывать Бородатую женщину.
Позднее он женился вновь, причем тоже на женщине с симптомами гипертрихоза. Он назвал ее Зенора Пастрана (Zenora Pastrana) и тоже делал с ней шоу. Лент прожил до 1884-го, а позднее оказалось, что обе мумии – Юлии и ребенка - пропали.
Лучшие дня
Позднее мумии появились в Норвегии (Norway), в частной коллекции. До 1970-х мумии выставлялись, однако в какой-то момент общественные протесты не дали возможности выставлять их. В 1976-м тело малыша было изуродовано вандалами. Тело Юлии Пастраны, так и не захороненное находилось в Норвегии еще много лет, хранилось оно в Институте судебной медицины в Осло (Oslo). Лишь в 2012 году Норвегия согласилась передать его Мексике.
В феврале 2013 года мумия Пастраны была доставлена в город Синалоа де Лейва (Sinaloa de Leyva), неподалеку от места, где она родилась. Так, спустя более чем 150 лет после смерти, останки несчастной Юлии Пастраны, наконец-то, упокоились в земле.