Н медведева очень больная женщина. Наталия Медведева (II)
Наталия Медведева (певица)
Наталия Георгиевна Медведева. Родилась 14 июля 1958 года в Ленинграде - умерла 3 февраля 2003 года в Москве. Российская певица, фотомодель и писательница. Третья жена Эдуарда Лимонова.
Мать - Маргарита Васильевна, медик.
Отец - военнослужащий, тяжело болел и умер через два дня после рождения дочери.
Имела старшего брата.
Семья жила в коммунальной квартире на Площади Мира: Наталия, ее брат, мама и бабушка. Одну комнату они сдавали, в другой жили сами. Семья жила бедно, но несмотря на трудности, мама отдала ее в музыкальную школу, которую Наталия окончила по классу фортепиано.
Как рассказывала артистка, она рано повзрослела, с пятнадцати лет уже жила собственной сознательной жизнью, а советские общественные рамки были для нее в тягость. Свою юность она подробно описала в автобиографической книге «Мама, я жулика люблю».
Наталия Медведева в фильме "Дневник директора школы"
В 17 лет Наталья Медведева приняла решение покинуть СССР, что и сделала благодаря замужеству - выйдя замуж в 17 лет за человека на 20 лет старше ее. Супруг годом ранее эмигрировал в Америку. Вслед за ним через Австрию и Рим она тоже эмигрировала в США.
Быстро добилась международного признания как манекенщица. Снялась для обложки диска группы «The Cars». Брала частные уроки актёрского мастерства, училась в Лос-Анджелесском городском колледже и консерватории по классу вокала.
Работала с джаз-группами, в пиано-баре, в русских ресторанах США - «Ренессанс» Сан-Франциско, «Миша» Лос-Анджелес, «Голден Палас» Нью-Йорк (Брайтон-Бич), исполняя русские романсы и популярные мелодии из мюзиклов.
В 1979 году Наталья Медведева попала в Голливуд. Ее первой серьезной работой стали съемки на студии «XX век Фокс» в фильме «Черный шар» («Black marble») Джозефа Уэмбо. Она исполняла русские романсы и отрывки бродвейских мюзиклов в кабаре «Миша» на Сансет-бульваре, где ее и заметил Уэмбо. В «Черном шаре» Наталья Медведева сыграла саму себя, исполнительницу русских романсов.
В 1982 году переехала в Париж, где продолжила концертировать в увеселительных заведениях (фрагменты этих программ вошли в компакт-диск «Париж-Кабаре Рюс», записанный в Париже в 1993 году), пела в ресторанах «Балалайка» и «Chez Raspoutine» (вместе с А. Димитриевичем). Параллельно продолжала заниматься литературной деятельностью.
В начале 1990-х наладила сотрудничество с отечественной периодикой: «Лимонка», «Новый Взгляд», «Смена», «День»/«Завтра», «Иностранец». Опубликовала ряд имевших успех автобиографических романов: «Мама, я жулика люблю», «Отель "Калифорния"», «Любовь с алкоголем», «Моя борьба».
В тот же период начала писать собственные песни.
В 1989 году впервые после долгого перерыва посетила СССР, а в 1992 году возвращается на родину окончательно, тогда же издателем Александром Шаталовым выпускается её первая в России книга - «Отель "Калифорния"». Её книги во многом строятся на газетных публикациях: «В эту книгу вошли тексты, некоторые из которых ранее были опубликованы в российской периодике: конечно же в газете «Новый Взгляд», у Додолева, где я и начала впервые печататься в России», - рассказывала она.
Ее деятельность в качестве журналиста была сопряжена со скандалами: в июне 1994 года Пресненский суд Москвы обязал газету «Новый Взгляд», напечатавшую статью Медведевой о пиратском издании книг её мужа, опубликовать опровержение и выплатить 1 млн руб. компенсации издательству. В ту пору она позиционировала себя как «парижского корреспондента» московской газеты «Новый Взгляд», Наталия писала под псевдонимом Марго Фюрер.
Но ее журналистская активность была замечена: снял о писательнице выпуск программы «Матадор» для телекомпании ВИD (Первый канал).
Первый диск Наталии Медведевой, с её парижским репертуаром, выпустил на своём лейбле «Звукореки» поэт Аркадий Семёнов. В постановке первой российской программы «Трибунал Наталии Медведевой» приняли участие известный клавишник Иван Соколовский и музыканты из группы «ХЗ» Карабас, Алексей Заев и Алексей Медведев.
Наталия Медведева - Поедем на войну
Песенные зарисовки 1992-1994 годов вылились в альбом «Russian Trip» (1995).
К февралю 1996 года сложился постоянный аккомпанирующий состав, названный «Трибунал Наталии Медведевой» (Сергей «Боров» Высокосов («Коррозия Металла») - гитара, Игорь Вдовиченко - бас-гитара, Юрий Кистенев («Альянс») - ударные). Первый концерт коллектива состоялся в марте 1996 года. Стиль группы сама Наталия определила как «панк-кабаре».
Последний альбом был издан на ОРТ-рекордз в 1999 году и назван так же, как и одна из последних её книг - «А у них была страсть».
В 2001 году Наталия Медведева создала проект NATO, направленный против войн на Кавказе и Балканах, с 2002 года давала редкие концерты вместе с Сергеем Высокосовым.
Медведеву редко приглашали принять участие в концертах: продюсеров пугала ее скандальность и эпатажность. рискнула однажды включить в свои «Рождественские встречи» выступление Наталии Медведевой. Но это был первый и последний раз.
Принимала участие в телевизионных программах «Тема» с Владом Листьевым, «Акулы пера» (1995), в программе Насти Рахлиной на ОРТ «Подъем» (1996), «Антропология» (1997), «Рождественские встречи» (1998).
Смерть Наталии Медведевой
Скончалась во сне 3 февраля 2003 года в Москве в возрасте 44 лет. По данным врачей, смерть наступила в результате инсульта.
Кремирована в крематории Хованского кладбища. Похоронена на Большеохтинском кладбище в Санкт-Петербурге рядом с могилой своего отца.
Часть праха Наталии Медведевой, согласно её завещанию, была развеяна в четырёх городах: Париже, Лос-Анджелесе, Москве и Санкт-Петербурге.
Наталия Медведева
Рост Наталии Медведевой: 177 сантиметров.
Личная жизнь Наталии Медведевой:
Первый муж - Аркадий Гусаков. Вышла за него замуж в 17 лет. За год до их свадьбы он выехал в США. Этот брак являлся полностью коммерческим проектом для обоих супругов. Муж Натальи Медведевой был старше ее на двадцать лет и делал большие ставки на внешность своей молодой русской жены. Он хотел на ней заработать, а ей нужно было уехать за границу.
Второй муж - Александр Плаксин, владелец ювелирного магазина. Вышла за него замуж в США.
Третий муж - , писатель. Состояли в браке с 1983-го по 1995-й годы. В последние годы супруги вместе не жили, но официально не разводились.
С середины 1990-х годов жила в гражданском браке с Сергеем Высокосовым, музыкантом группы «Коррозия металла». С ним певица жила до своей кончины.
Фильмография Наталии Медведевой:
1975 - Дневник директора школы - Поплавская, ученица, влюблённая в Кольцова
1980 - Черный шарик (Black Marble, The) - ресторанная певица
1996 - Цыган Алёша (документальный)
Дискография Наталии Медведевой:
1994 - «Париж - кабаре рюс»
1995 - «Russian Trip»
1996 - «Russian Trip»
1997 - «Она пела королю Египта. Голливуд»
1999 - «А у них была стRRaсть»
2002 - «XX век. Хроника предпоследнего лета»
2002 - «Звериная лирика»
2005 - «Мирными средствами не достичь блаженства»
2013 - «Russian Trip» (переиздание)
Библиография Наталии Медведевой:
1988 - Мама, я жулика люблю
1989 - Последнее 16 декабря 1989 года. Коллективный сборник
1989 - Maman, j’aime un voyou
1990 - Au Pays des Merveilles
1990 - Wir nennen es Liebe
1992 - Ein wunderbares Land - Frankfurt am Main
1992 - Отель «Калифорния»
1992 - В стране чудес
1994 - Моя борьба
1995 - Любовь с алкоголем
1995 - Я рею знаменем...
1997 - А у них была страсть
1999 - В стране чудес
2000 - Ночная певица
2003 - Мой любимый
2005 - Настя и Наташа (сост. Э. Лимонов): Медведева Наталия «Жизнь в ноу-фьючер»
Факты:Медведева Наталья Георгиевна родилась в 1958 году в Ленинграде. В 1972 году эмигрировала в США. Добилась международного признания как манекенщица. В 1982 году переехала в Париж.
Медведева Наталья Георгиевна родилась в 1958 году в Ленинграде. В 1972 году эмигрировала в США. Добилась международного признания как манекенщица. В 1982 году переехала в Париж. Занималась литературной деятельностью, готовила статьи и репортажи для французских журналов "Figaro Madame" и "Idiot International", в начале 90-х наладила сотрудничество с отечественной периодикой ("Новый взгляд", "Смена", "Завтра", "Иностранец"). Опубликовала ряд имевших успех автобиографических романов ("Мама, я жулика люблю", "Отель"Калифорния"", "Любовь с алкоголем", "Моя борьба"). В 1994 г. вернулась в Россию.
Внезапная смерть известной писательницы и бывшей жены скандально известного писателя Эдуарда Лимонова Натальи Медведевой породила множество слухов в богемной среде. Бывший муж Медведевой, Сергей Высокосов, рассказал о ее последних днях.
Этот человек был для Натальи Медведевой все эти годы не только близким другом, но и, как она сказала о нем в одном из последних своих интервью газете "Комсомольская правда", "самым любимым и самым надежным мужчиной".
" Меня несколько дней не было дома, а когда вернулся, обнаружил Наташу в постели. Она спала. Я попробовал разбудить ее, прикоснулся и... понял, что она мертва. Только вечером приехали врачи и отвезли ее в морг. Я сидел с ней один весь день, прощался. И только сегодня утром сам узнал, что сказали врачи: у Наташи было слабое сердце", - поделился Сергей. Один из последних снимков...
"Мы с друзьями сидим, киряем тут уже второй день и не можем поверить, что Наташи нет рядом, что я теперь один, без нее. Тяжко. Ужасно. Муторно на душе. У меня есть связи, я мог бы договориться, чтобы Наташу похоронили на Ваганьковском, но приехали Наташины родители и считают, что должны отвезти ее в Питер…" .
От друзей, которые хорошо знали Наталью Медведеву, корреспондент "Комсомолки" узнал, что в последнее время Наташа себя неважно чувствовала, сильно похудела, почти ничего не ела. 14 июля ей должно было бы исполниться 45 лет.
Она неумолимо приближалась к критическому для женщины возрасту и сильно из-за этого переживала. Не хотела и боялась стареть. Мечтала поправиться, хотя все время жаловалась на боли в желудке. У Наташи не было времени ходить по врачам и не было денег. Вместе с Сергеем они перебивались, как могли, Наташа много писала, мелькала по ТВ. Она была человеком эмоциональным, взрывным и в то же время сильной и волевой женщиной. Такой она и останется в нашей памяти...
Наталия Георгиевна Медведева (14 июля 1958, Ленинград - 3 февраля 2003, Москва) - российская певица певица, поэтесса, успешная фотомодель международного класса, эссеист, прозаик, автор множества книг, замечательно писавшая искреннюю прозу, кроме того жена известного опального писателя Эдуарда Лимонова.
Мать Маргарита Васильевна - школьная учительница, отец - военнослужащий, умер через два дня после рождения дочери. Окончила музыкальную школу по классу фортепиано, одновременно снималась на «Ленфильме», ещё школьницей сыграла в эпизодах в кинофильме Бориса Фрумина «Дневник директора школы». О годах своей юности она позже подробно напишет в своей биографической книге «Мама, я жулика люблю»
Эмиграция
Выйдя замуж в 17 лет, в 1975 году вслед за первым мужем Аркадием Гусаковым, эмигрировавшим за год до того, через Австрию и Рим эмигрировала в США. Добилась международного признания как манекенщица. Снялась для обложки диска группы «The Cars». Брала частные уроки актёрского мастерства, училась в Лос-Анджелесском городском колледже и консерватории по классу вокала. Работала с джаз-группами, в пиано-баре, в русских ресторанах США - «Ренессанс» Сан-Франциско, «Миша» Лос-Анджелес, «Голден Палас» Нью-Йорк (Брайтон-Бич), исполняя русские романсы и популярные мелодии из мюзиклов. В фильме «Чёрный шар» («Black Marble», 1980) на студии «XX век Фокс» (режиссёр Харольд Беккер (Harold Becker)) сыграла роль исполнительницы русских романсов.
В 1982 году переехала в Париж, где продолжила концертировать в увеселительных заведениях (фрагменты этих программ вошли в компакт-диск «Париж-Кабаре Рюс», записанный в Париже в 1993 году), пела в ресторанах «Балалайка» и «Chez Raspoutine» (вместе с А. Дмитриевичем). Параллельно продолжала заниматься литературной деятельностью.
В начале 1990-х наладила сотрудничество с отечественной периодикой («Лимонка», «Новый Взгляд», «Смена», «День»/«Завтра», «Иностранец»). Опубликовала ряд имевших успех автобиографических романов («Мама, я жулика люблю», «Отель „Калифорния“», «Любовь с алкоголем», «Моя борьба»). В тот же период начала писать собственные песни.
В 1989 году впервые после долгого перерыва посетила СССР, а в 1992 году возвращается на родину окончательно, тогда же издателем Александром Шаталовым выпускается её первая в России книга - «Отель „Калифорния“». Её книги во многом строятся на газетных публикациях:
«В эту книгу вошли тексты, некоторые из которых ранее были опубликованы в российской периодике: …конечно же в газете «Новый Взгляд», у Додолева, где я и начала впервые печататься в России.»
Деятельность в качестве журналиста сопряжена со скандалами: в июне 1994 года Пресненский суд Москвы обязал газету «Новый Взгляд», напечатавшую статью Медведевой о пиратском издании книг её мужа, опубликовать опровержение и выплатить 1 млн руб. компенсации издательству. В эту пору она позиционирует себя как «парижского корреспондента» московской газеты «Новый Взгляд». Её журналистская активность замечена: Константин Эрнст снимает о писательнице выпуск программы «Матадор» для телекомпании ВИD (Первый канал).
Первый диск Наталии Медведевой, с её парижским репертуаром, выпустил на своём лейбле «Звукореки» поэт Аркадий Семёнов. В постановке первой российской программы «Трибунал Наталии Медведевой» приняли участие известный клавишник Иван Соколовский и музыканты из группы «ХЗ» Карабас, Алексей Заев и Алексей Медведев. Песенные зарисовки 1992-1994 годов вылились в альбом «Russian Trip» (1995).
К февралю 1996 года сложился постоянный аккомпанирующий состав, названный «Трибунал Наталии Медведевой» (Сергей «Боров» Высокосов («Коррозия Металла») - гитара, Игорь Вдовиченко - бас-гитара, Юрий Кистенев («Альянс») - ударные). Первый концерт коллектива состоялся в марте 1996 года. Стиль группы сама Наталия определила как «панк-кабаре». Последний альбом был издан на ОРТ-рекордз в 1999 году и назван так же, как и одна из последних её книг - «А у них была страсть». В 2001 году Наталия Медведева создает проект NATO, направленный против войн на Кавказе и Балканах, с 2002 года давала редкие концерты вместе с Сергеем Высокосовым.
Принимала участие в телевизионных программах «Акулы пера» (1995), «Антропология» (1997), «Рождественские встречи» (1998).
В Америке Наталия Медведева ещё раз была замужем - за владельцем ювелирного магазина Александром Плаксиным.
С 1983 по 1995 годы - жена Эдуарда Лимонова, который был её третьим и последним мужем. В последние годы супруги вместе не жили, но официально не разводились.
В середине 1990-х годов познакомилась с Сергеем Высокосовым (музыкант из «Коррозии металла»), который стал её гражданским мужем, с кем певица жила до своей кончины.
3 февраля 2003 года в Москве в возрасте 44 лет умерла во сне. По данным врачей, смерть наступила в результате инсульта. Кремирована в крематории Хованского кладбища. Похоронена на Большеохтинском кладбище в Санкт-Петербурге рядом с могилой своего отца. Часть праха Наталии Медведевой, согласно её завещанию, была развеяна в четырёх городах: Париже, Лос-Анжелесе, Москве и Санкт-Петербурге.
Библиография:
Мама, я жулика люблю. - New York: Russica Publishers, 1988.
Последнее 16 декабря 1989 года. Коллективный сборник. - Париж, 1989.
Maman, j’aime un voyou. - Editions Climats, 1989.
Au Pays des Merveilles. - Editions Climats, 1990.
Wir nennen es Liebe. - Frankfurt am Main, 1990.
Отель «Калифорния». - М.: Глагол 1992.
В стране чудес. - Tel-Aviv: M.Michelson Publishers, 1992.
Мама, я жулика люблю. - М.: Конец века, 1993.
Моя борьба. - Харьков: Грампус Эйд, 1994.
Любовь с алкоголем. - Харьков: Грампус Эйд, 1995.
«Я рею знаменем…». - СПб.: Искусство, 1995. - 285 с.
«А у них была страсть». - М.: Вагриус, 1997.
Любовь с алкоголем. - М.: Вагриус, 2001.
Ночная певица. - М.: Вагриус, 2003.
Мой любимый. - М.: Вагриус, 2003.
Дискография:
1994 - «Париж - кабаре рюс»
1995 - «Russian Trip»
1997 - «Она пела королю Египта. Голливуд»
1999 - «А у них была стRRacть»
2002 - «XX век. Хроника предпоследнего лета»
2002 - «Звериная лирика»
2005 - «Мирными средствами не достичь блаженства»
Сайт памяти Наталии Медведевой: http://medwedeva.narod.ru
ПЛЕБЕЙКА И НОЛЬ
«Задатки ясновидящего у меня были всегда. В ночь с 24-го на 25-е мне приснился дьявол. Он плеснул в меня огненной водой, и я заорал… Наташа меня разбудила, я был уверен, что произойдет несчастье, так как сон был ужасающей интенсивности. Потому 30 марта я не был застигнут врасплох, я ожидал»,- написал в очередной книге Эдуард Лимонов.
Ранним утром 30 марта 1992 года в квартире Лимонова в Париже раздался звонок: «Мсье Савенко? С вами говорят из «Госпиталя Бога». Ваша жена у нас». И он понесся в лечебницу… То, что он увидел, превзошло самые страшные ожидания. Окровавленные слипшиеся волосы, изуродованное ударами отвертки лицо, безвольно повисшая сломанная рука… Неизвестные напали на Наталью Медведеву ночью, после ее выступления в кафе. Разумеется, она была пьяна. Разумеется, она была доступна…
Еще очень долго она будет являться ему во сне именно такой. Жалкой, испуганной, еле живой. Но не раскаявшейся.
Плохая хорошая девочка
В начале 80-х прошлого века писатель Эдуард Лимонов был уже знаменит. К этому времени во Франции был издан его первый роман «Это я, Эдичка», который позже разойдется по пяти континентам общим тиражом четыре миллиона экземпляров. Вместе с публикацией своего детища советский эмигрант Эдик Савенко избавился от болезненной любви к бывшей жене Елене Щаповой и ненавистного Нью-Йорка, в котором влачил жалкое существование. Он перебрался в Париж и развил бурную литературную деятельность. Но, как оказалось, существовать в стабильности и душевном покое Эдуард Лимонов не мог. Почти сразу после переезда он начал мечтать о новой любви. Любви, как ее понимал литературный Эдичка - то есть страстной, невыносимой, почти не совместимой с жизнью.
«Где все эти «гуд бэд герлс» / Жестокие девушки с резко откинутыми головами / с расширенными зрачками / безжалостно ищущие любовь по всему миру / начинающие с ничего?»,- тосковал Лимонов в стихах того периода, буквально материализовывая «плохую хорошую девочку» из окружающего хаоса. И новая любовь не замедлила явиться. В 1982 голу, находясь по делам в Лос-Анджелесе, 39-летний писатель познакомился с 24-летней певицей и моделью Натальей Медведевой, тоже эмигранткой из СССР. Впрочем, то, что эпатажная Наташа - его судьба, писатель не заметил ни с первого, ни даже со второго взгляда. Долговязая, коротко стриженая девица с грубым голосом зацепила Лимонова лишь тем, что наизусть читала его стихи и явно хотела ему понравиться. Проведя вместе вечер в ресторане, Эдичка и Наташа отправились вместе ночевать к друзьям, но даже не попытались заняться любовью. «Я первый раз в жизни уснула тогда с незнакомым мужчиной»,- признается позже Медведева. Действительно, весьма нехарактерное для нее поведение.
Наталья Медведева к моменту знакомства с будущим мужем уже успела прожить полторы обычных жизни. В 16 лет она вышла замуж и покинула родной Питер. Первый супруг был старше ее на двадцать лет и делал большие ставки на внешность молодой жены. Именно благодаря ему спустя год в США появилась русская модель международного класса. Пиком карьеры Медведевой в этой области стали съемки для обложки первого альбома известной группы «The Cars». Позже Наталья разочаровалась в модельном бизнесе и в муже. «Свято место» немедленно занял влиятельный американский ювелир. Богатенький Буратино не препятствовал Наташе зарабатывать деньги пением русских романсов и хитов из бродвейских мюзиклов в лос-анджелесском кабаре «Москва». Ее заметили и пригласили сниматься в кино. Первой серьезной работой стали съемки на студии «XX век Фокс» в фильме «Черный мрамор» режиссера Джозефа Уэмбо. Петь в ресторане Наталья перестала, но по старой привычке по вечерам заходила туда выпить. Однажды в этот ресторан зашел и Эдичка.
Талантливое уродство
После той невинной ночи Лимонов и Медведева задались целью во что бы то ни стало «сделать любовь», как выражался литературный Эдичка. Нашли квартиру упали друг другу в объятия, технично исполнили необходимые трюки и,.. почти ничего не почувствовали. «Каждый из нас делал это тысячи раз. Однако стеснялись именно друг друга»,- позже проанализирует первый опыт Лимонов. Однако Наталья, как выяснилось, поняла ситуацию иначе. «Все думают, читая его книги, что Эдуард Лимонов - супермужчина. Да что Лимонов… Да он удовлетворить меня не может, ваш Лимонов, да он…» - запивая водку шампанским, пожаловалась Медведева обществу на следующий день. Эх, бежать бы Эдичке подальше от грядущего кошмара… Но, вопреки тому, что ему подсказывало уязвленное мужское самолюбие, он остался. Более того, неожиданно для себя предложил этой скандалистке, эгоистке и пьянице переехать к нему в Париж. Медведева согласилась. Несколько раз до отъезда во Францию Лимонова охватывала паника. Он отправился домой первым - с тайной надеждой, что Медведева передумает и где-нибудь затеряется в лабиринте лос-анджелесских улиц. Он не поехал ее встречать, когда она все-таки прилетела в Париж, и даже не подумал каким-либо образом отпраздновать приезд. Наталья явилась в столицу моды в жутких желтых сапогах и в бесформенной куртке. И в дальнейшем наряды и макияж, старившие ее лет на десять, шокировали Лимонова. «Как можно так талантливо себя уродовать? Чужая. Ненужная»,- писал он в дневнике, но… продолжал делить с гостьей крышу и постель. Наталья в долгу не осталась. Пила, буянила, не приходила ночевать. Пьяная и разъяренная, с размазавшейся помадой на больших губах, она кричала ему: «Как мужчина ты - никто! Ты ноль как мужчина!» Но… продолжала жить с Лимоновым. Более того, вскоре после приезда расписалась с ним в Парижской мэрии.
Привычка жениться
Формально женитьба ничего не изменила в жизни Лимонова и Медведевой. Однако таким образом они все же признались друг другу что их отношения - нечто большее, чем просто сожительство двух творческих натур. Педантичный Эдичка сдерживал неукротимую Наталью. Он следил за тем, есть ли еда, куплена ли зубная паста и не текут ли краны. В ответ она уносила его в эротический космос. В перерывах между скандалами он называл ее Тигрицей, Дикой кошкой. Она его - Лимончиковым, Лимой, Лимочкой. «Никто нас не любит, Лимончиков,- смеялась Наталья.- Поедем на рю дез"Экуфф и будем любить друг друга».
Но кошмар усиливался. Лимонов жил по четкому расписанию: рано вставал, салился за стол и писал до упора с перерывом на физические упражнения. Обедал по часам и регулярно гулял. Медведева работала в ночном клубе, поэтому приходила ночью, вставала поздно и к 10 вечера опять ехала петь. И пить. Алкоголь (и подогретые градусами скандалы) были неотъемлемой частью ее жизни. Она ругалась с Лимоновым отчаянно, до драки. «Ты меня достал, чертов зануда»,- вопила она в пьяном угаре. Через два года и восемь месяцев после знакомства они разъехались по разным квартирам. Им казалось, что навсегда.
Порознь Медведева и Лимонов прожили полтора года. Потом решили попробовать еще раз. «Я не подозревал, что наша дальнейшая любовь примет характер трагедии, извращения, бреда»,- напишет позже Лимонов. Наталья все больше пила и все больше изменяла мужу. Надо сказать, Лимонов тоже не скучал. Своих малознакомых поклонниц, которые встречались ему в многочисленных командировках, он не считал. Тем не менее превзойти супругу ему не удалось - Медведева, даже не пытаясь сохранить это в тайне, могла на несколько суток запереться где-нибудь в чужой квартире с двумя незнакомыми мужиками, а потом явиться домой - грязной, оборванной, довольно ухмыляющейся.
В 1988 году Лимонов и Медведева предпринимают еще одну попытку освободиться друг от друга. На этот раз по инициативе Натальи. Лимонов тяжело переживает разрыв. Как-то, пытаясь осмыслить свои безумные отношения с женой, он пришел к гадалке. «В прошлой жизни ваша супруга была проституткой, а вы - германским рыцарем. Вы убили ее тогда. Теперь искупаете свою вину»,- просветила писателя ясновидящая. И он вернул жену - чаша искупления, видимо, еще не была испита до дна.
В том же 1988 году Наталье поставили диагноз «алкоголизм», и Лимонов добровольно превратился в гремучую смесь сиделки и полицейского. Когда у жены начинался запой, он запирал ее в квартире, приносил безалкогольное пиво и пичкал лекарствами. «Ты не даешь мне жить»,- жаловалась она. Когда трезвела, всем рассказывала, что имя «Эдвард» переводится со староанглийского как «вэлфи гардиан» - «богатый покровитель», «охранитель». И ее Эдвард ее хранит.
Назад, в будущее
В начале 90-х Эдичка с головой окунулся в политическую деятельность. Разъезжал по миру, оставляя Наталью одну в Париже. Домой Лимонов рвался уже через несколько дней. А за пару часов до посадки в парижском аэропорту он и вовсе не находил себе места. «Уже в автобусе начинает безумно ныть в предвкушении встречи с ней низ живота»,- вспоминал он. Наталья встречала его в лучших традициях - то есть пьяная и только что проводившая любовника. «Потом будешь меня ругать. Ложись на меня»,- звала она, и Лимонов безропотно подчинялся. В такие минуты он забывал о том, что за ней по пятам ходит беда.
Вскоре Лимонов восстановил советское гражданство и вернулся в Россию, где с головой ушел в борьбу с режимом: участвовал в обороне Белого дома в Москве, издавал газету «Лимонка». Но политические страсти ни на секунду не давали забыть о той, которая осталась в Париже.
«Я улетел спасать Наташу 17 декабря 1993 года. Вблизи все выглядело трагично, но менее страшно, чем в 1992-м, когда Наташу ударили шесть раз отверткой по лицу и сломали руку. В этот раз синяки почти сошли… Я запер ее на ключ на несколько дней»,- записал Лимонов в дневнике. Куда бежать, где прятаться от парижского кошмара? Медведева дорогу знала. В 1994 году она, вслед за Лимоновым, возвращается на бывшую Родину. Как оказалось, чтобы расстаться с ним навсегда.
Осторожно, двери закрываются!
В России Медведева всерьез занялась музыкой. Во время записи очередного альбома она познакомилась с гитаристом группы «Коррозия металла» Сергеем Высокосовым по кличке «Боров». Рок-музыканту удалось то, что не получилось у сотен случайных мужчин Медведевой: Боров забрал ее у Лимонова. Окончательно и бесповоротно.
За двое суток до разрыва Лимонов всю ночь разыскивал жену, словно пытаясь повернуть время вспять. Он был явно не в себе, носил с собой огромный кухонный нож. «Для него Наташа была не просто женщиной, ушедшей к другому. Предательство - так оценивал ее действия Эдуард»,- рассказывали позже друзья Лимонова. Ни Наталью, ни ее нового любовника Лимонов не нашел, и в отместку искромсал на куски все ее вещи. Он изуродовал даже ее любимую мягкую игрушку, с которой Наталья не расставалась с 16 лет. Медвежонку, пропутешествовавшему с ней по всему миру, отчаявшийся Эдичка отрезал голову…
Наконец она пришла. «В доме есть алкоголь?» - поинтересовалась Медведева. Водки не оказалось. «Чего, Лимонов, от тебя еще ожидать?» - равнодушно пожала плечами Наталья и пошла собирать оставшиеся целыми вещи. Эдичка молча сидел на кухне. «До свидания!» - бросила она через плечо тому, с кем прожила 13 лет. Дверь захлопнулась.
Эпилог
В апреле 2001 года Лимонов по обвинению в хранении оружия и создании незаконных вооруженных формирований был заключен в следственный изолятор, где провел время до суда. 1 февраля 2003 года прокуратура потребовала осудить Лимонова на 14 лет лишения свободы. Через сутки Наталья Медведева умерла во сне в своей квартире, не дожив до 45-летия несколько месяцев. «Она всегда была какой-то пропащей силой, как это говорят в России. Гибель ей была суждена. Одно время я в этом сомневался, поскольку я ее очень любил. И все время, пока она жила со мной, этого не случалось»,- подведет черту под совместной жизнью с Медведевой Эдичка. До последнего дня он официально оставался ее мужем.
Экстравагантная модель, роковая женщина, настоящая леди… Это все о Наталье Медведевой, персоне, которая просто не может вызывать равнодушия. Ее в одночасье любили и ненавидели. Она умела перевоплощаться из одной роли в другую в один миг.
Наташа появилась на свет в июле 1958 года. Она была очень желанным ребенком, но ее папа был ранен и скончался спустя два дня после ее появления на свет… С самого ее рождения семья перебывала в трауре. Похоже, что этот самый траур перенесся и во взрослую жизнь Натальи.
Детские годы
Наташа жила в коммунальной квартире вместе с мамой, братом и бабушкой. Для того чтобы хоть как-то сводить концы с концами, они начали сдавать одну из двух комнат приезжим гражданам. Несмотря на то, что жить было не просто, мама отдала ее в музыкальную школу. Она уже тогда привлекала внимание публики. Кроме пения девочка также интересовалась актерской игрой. Еще, будучи школьницей, ей довелось сыграть несколько ролей второго плана в кино. Девочка стала взрослой.
Уже в 15 лет Наташа была способна принимать решения самостоятельно. Она сильно отличалась от подростков того времени. Спустя два года Наташа выезжает из страны за своим избранником.
Личная жизнь
Ее первый брак не был по любви , ей просто было так удобно, к тому же это был отличный шанс уехать жить в Америку. Разница в возрасте составляла более двадцати лет и для своего первого мужа она была просто красивой куклой. За год жизни в Америке девушка стала известной фотомоделью. Ее фото красовались на обложках журналов, косметических брендов. Но, как ни странно, карьера фотомодели не принесла ей ожидаемой эйфории… Девушка принимает решение переключиться на карьеру актрисы.
Во второй раз Наташа выходит замуж за очень обеспеченного мужчину, владельца ювелирных украшений. В это время она начинает играть второстепенные роли в американском кино. В фильме “Черный мрамор” девушке удалось сыграть саму себя.
Для Натальи всегда материальные блага уходили на второй план. Несмотря на то, что и первый, и второй брак были по расчету, это не являлось пределом ее мечтаний. Она не хотела поддаваться стадному инстинкту, ее привлекали проблемы в жизни и она словно магнитом тянулась на встречу к ним.
В 1982 году произошла встреча с писателем Эдуардом Лимоновым. Это знакомство перевернуло всю ее жизнь. Лимонов сразу обратил внимание на девушку, которая читала его произведения наизусть. Он сразу захотел увезти ее из Америки, где как ему казалось, она попросту затерялась. Наталья недолго думая отправилась за Лимоновым в Париж. Она быстро забыла об Америке, карьере фотомодели и состоятельном муже, к которому ничего не испытывала. Все это она променяла на известность скандального писателя.
Благодаря своему новому спутнику она оказалась на самом дне. Все что они могли себе позволить – это мансарда в самом убогом районе Парижа. Девушка неоднократно называла свое жилье с писателем болотом , из которого не так просто выбраться.
Во Франции Наталье не удалось построить карьеру фотомодели. Она прекрасно понимала, что на те гроши, которые получает ее муж, им не прожить и поэтому начала писать сама. В это время начали появляться ее новые романы на французском. В своих произведениях девушка описывала отрывки из своей жизни, а ей-то, уж многое удалось повидать. Все настолько было правдоподобно, что прочитав становится страшно, сколько же всего выпало на долю Наташи.
Ею было написано много романов, вот только, сколько из них имели прототипы в реальной жизни? На этот вопрос может ответить только она. Один из поклонников добивался ее признания и требовал, чтобы она ушла от мужа. Только вот он немного не рассчитал, что от такой женщины что-либо требовать вообще нельзя. Только она вправе решать, что и когда ей делать. Ни один мужчина не мог ее заставить силой.
В 1993 году Наталья уезжает из Франции. Она уже давно мечтала побывать на родине. Брак с Лимоновым уже буквально висел на волоске. Он последовал за ней. На родине ее уже не ждали. Ее прямолинейность в произведениях была чужда населению того времени. Еще, будучи замужней женщиной, она начинает романтические отношения с Сергеем Высокосовым. И отношения продолжались долгих 7 лет. Лимонов закрывал на это глаза. По всей видимости, он ждал, когда его любимая женщина наиграется. Эдуард так и остался вдовцом, ведь пара так и не была разведена.
Люди в то время были не готовы слышать правду, которую так любила излагать писательница. Ее эпатажность не позволяла продюсерам предлагать ей сотрудничество. Она каждый день проживала так, словно он последний в ее жизни… Никто даже не мог себе представить, что у кого-то поднимется рука ее убить. Своей энергией она сносила все напрочь… Ее не стало в возрасте 44 лет от внезапной остановки сердца.
- Правила препинания. Пунктуационная норма. Значение пунктуации в русском языке. Виды знаков препинания, которые есть в русском языке
- Пьесы на немецком языке для детей - Немецкий язык онлайн - Start Deutsch Сценарий детских пьес на немецком языке
- Запятые при обращении и междометии
- Знаки препинания при обращении