«Мы не хулиганы, которые вернулись. Мы достойные граждане, так что не пытайтесь избавиться от нас»
Крепости крестоносцев имели весьма малочисленные гарнизоны - в конце концов, крестоносцы всегда были в численном меньшинстве и постоянно находилсь на осадном положении, - и для компенсирования этого недостатка укрепления их замков должны были быть гораздо более сложными и многоступенчатыми .
Из этого отрывка хорошо видна суть понятия крепости. Что касается человека, находящегося на пути интеллектуального и духовного просвещения - он постоянно находится в меньшинстве и вынужден держать оборону перед лицом многочисленных опасностей. Когда он беден, ему приходится бороться за пропитание, когда богат - с ленностью, когда слаб - терпеть унижения, когда силен - бороться с искушением притеснять других. И еще миллион других искушений...
Рабу, который собственноручно вручил себя Дьяволу, страсти и темной половинке своей души, бесполезно призывать кого-то на помощь...
Как говорится: «Сражайся с врагом, используй эти войска, как пожелаешь, сражайся, держи оборону в одной из этих крепостей! Стой до смерти! Поистине, конец близок! Время обороны очень коротко!».
Потом Великий Царь отправлит к тебе своих посланников. Они перенесут тебя в Его хоромы. И вот ты отдыхаешь от этой войны, ты далек от врага; ты наслаждаешься в обители Щедрости, как пожелаешь.
Враг заключен в самую строгую тюрьму, ты видишь его там, куда он хотел поместить тебя. Он ввержен туда, все ходы закрыты и он обречен на вечное пребывание там… А ты в наслаждениях за свое терпение, в короткий промежуток, за то, что держал защиту час, который так быстро пролетел, а испытаний как будто и не было. К сожалению, душа слишком ограничена, чтобы заметить краткость этого времени, его скоротечность.
Вдумайтесь в слова Всевышнего: «В тот день, когда они увидят то, что обещано, как будто бы они пробыли только час дня», (сура «Пески», 35 аят).
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«…Также я приказываю вам поминать Аллаха! Поминающий похож на человека, которого преследовали враги, и он спрятался от них в неприступном замке, таким образом, обезопасив себя от них. Раб способен защитить себя от дьявола только при помощи поминания Всевышнего Аллаха» .
Что внутри "экстремистской" книги?
Наделавшая много шума "Крепость мусульманина из слов поминания Аллаха, встречающихся в Коране и Сунне" по размеру примерно как средняя карманная записная книжка, и по цене примерно такая же. Она содержит молитвы Пророка Мухаммада (с.а.с.), сгруппированные по темам различных жизненных ситуаций и взятые из Пречистой Сунны (после каждой фразы идут ссылки на сборники хадисов). Ее оглавление примерно такое:"Слова поминания Аллаха при пробуждении ото сна, при одевании одежды, при выходе из дома, при виде первых плодов;... что следует сказать молодожену в первую брачную ночь, слова молитвы при рождении ребенка; молитва, оберегающая детей от сглаза, ...., что следует сказать когда мертвого кладут в могилу".
Эта маленькая книжка, результат большого труда автора, который переработал многочисленные тома, показывает неискушенному в богословии человеку, насколько универсальна религия Ислама. Через эту книжку мы можем взглянуть на жизнь глазами Пророка Мухаммада с.а.с. Оценить произошедшее не исходя из своих мимолетных впечатлений: эйфории или дипрессии, а исходя из мудрого восприятия Посланника Аллаха (с.а.с.).
Если ты увидел кошмарный сон, надо сказать "Прибегаю к Аллаху от проклятого сатаны" и перевернуться на другой бок, а после ни кому не рассказывать содержимое сна. Так он нам ничем не повредит. А многие ведь по невежеству рассказывают всякие дурные сны, которые потом заражают негативом окружающих. И реально могут в итоге принести зло.
Если тебя похвалили, ты должен сказать:
О Аллах, не взыщи с меня за то, что они говорят, и прости мне то, о чём они не знают, и сделай меня более хорошим, чем они думают!
Тот, кто произнесет эту молитву, напоминает себе о своих недостатках, которых другие могут не знать, тем самым защищая себя от соблазна впасть в высокомерие. Но и в то же время молитва не унижает человека, а напротив призывает к самосовершенствованию.
Встречаются и некоторые "политические" моменты. Например, в молитве за заимодавца при возвращении долга:
Да благословит Аллах твою семью и твоё достояние! Поистине, наградой за заём служит похвала и возвращение долга!
Эти слова также напоминают, что никакого процента по кредиту быть не может. Ведь Аллах запретил ростовщичество.
Самое удивительное, что молитвы универсальны по времени. Садясь в транспорт человеку желательно произнести эти аяты из Корана:
"Слава Тому, кто подчинил нам это, ведь нам такое не под силу! Поистине, мы к Господу нашему возвращаемся!" (Украшения: 13-14). Человеческие мышцы очень слабы для далеких путешествий, но Аллах подчинал нам сначала животных, а потом - энергию двигателя внутренного сгорания и др. Насколько четко подобраны слова аята, так что они заключают в себе всю суть явления, не обращаясь к конкретике.
Всеобъемлемость - это один из признаков успеха Ислама. Ведь широта ассортимента - основа успеха в бизнесе. Если какой-нибудь конкурент создал ассортимент шире чем у вас - это неизбежный проигрыш. Если человек не находит в религии что-то, он обращается к другим источникам. И со временем вообще перестает обращаться к религии, т.к. ее "ассортимент" скуп, а кругом много конкурентов, которые так и рвутся быть источниками идей и вдохновения. Что касается Ислама - то он перекрывает все другие идеологии своим "ассортиментом".
Воистину, те, которые читают Писание Аллаха, совершают намаз и расходуют из того, чем Мы наделили их, тайно и открыто, надеются на сделку, которая не окажется безуспешной. (Коран 35:29).
Поминания Аллаха из Корана и Сунны, привязанные ко всем жизненным ситуациям - это наша крепость, которая передвигается везде вместе с нами, напоминая нам, что к чему в этой жизни, чтобы мы не отвлеклись и не заблудились.
Экспертиза на предмет экстримизма
Представители "традиционного" ислама уже давно зачислили эту книгу в разряд "ваххабитских". Почему? - точно не ясно. Но у меня есть некоторые догадки.У дагестанских представителей "традиционного" ислама (у "супистов") я заметил такую привычку, по всем поводам жизни громко орать: "ФАааааатиха". И потом все кто услышал это - поднимают ладони к нему и читают суру Корана "Аль-Фатиха". Заходит кучка "супистов" в мечеть, кто-то из них говорит "фааааатиха" и поднимает руки и другие также. Проходят мимо кладбища, - история повторяется. Заходят в чей-то дом для прочтения молитва - история повторяется. Муаззин заканчивает призыв на молитву - и история повторяется.....
Ну вот я и подумал, что может быть радикальность "Крепости мусульманина" для них заключается уже в самом оглавлении: "молитва при входе в мечеть, при посещении кладбища, при входе в дом, при завершении азана,...". У "супистов" наверное мозг начинает трещать от того, что есть много молитв, в зависимости от ситуации: "Что за лживая клевета на нашего устаза!!! во всех этих случаях надо говорить "фааааатиха" и читать альхамд".
Один брат также выдвинул такое предположение: "Может быть эту книгу часто находят у убитых муджахидов, и из-за этого думают, что она экстремистская".
А журналисты недавно в очередной раз поразили своей любовью к "сенсациям". На этот раз заголовок выглядел так: "На западе Москвы нашли грузовик, забитый экстремистской литературой для будущих шахидов" .
На самом деле это был обычный грузовик, направлявшийся в один из регионов России, и в его кузове были помимо прочего груза коробки с книгами. (Да, москвичи, люди из провинций тоже иногда читают книги, а следовательно их приходится привозить, в том числе и на грузовиках из Москвы!)
Среди множества книг там была и "Крепость мусульманина", которая "призывает стать шахидом". Вот как выглядит этот эпизод в книге:
Слова мольбы за того, кто одел новую одежду:
"Ильбис джадидан ва "иш хамидан ва мут шахидан."
اِلبَـس جَديـداً وَعِـشْ حَمـيداً وَمُـتْ شهيداً
Перевод: Носи новое, живи достойно и умри смертью мученика за веру.
Думаю и комментарии к этой мольбе излишни. Никто не хочет носить рванье, жить недостойно и умереть как собака. А искренне верующие люди, разумеется, мечтают умереть за свою веру, самым достойным образом...
Заключение
Хвала Аллаху, насколько мне известно, задержанные книги вернули владельцам после экспертизы. А дагестанские "суписты" стают все более просвященными, начинают отращивать бороды, а на жен одевают платки, глядишь, и "Крепость мусульманина" начнут читать. Не сразу конечно, мы все понимаем, что для этого нужно время... Пусть Аллах поможет.
Кстати, есть целый сайт, где собраны все молитвы из "Крепости" с аудио-сопровождением.
Черный список запрещенной исламской литературы растет на глазах
Федеральный список экстремистской литературы пополнился еще восьмью изданиями. Возглавляет перечень запрещенной литературы скандально известная книга под названием «Крепость мусульманина». Дело в том, что она и ранее была под запретом. Однако на днях решением Оренбургского суда «Крепость мусульманина» и еще 49 книг были оправданы, но в конце февраля она снова попала в черный список, причем сразу две версии этой книги под одним авторством. Помимо книги «Крепость мусульманина» в запрещенный список вошли следующие издания: «Призыв», «Три основы», «Ислам - это реальность», «Мухаммад в Библии», «Жемчужина веры», «Принципы правильного понимания в исламе».
«МК в Дагестане» попытался узнать точку зрения алимов Дагестана, действительно ли все эти книги содержат экстремистскую пропаганду?
Имам одного из сел Шамильского района Мухамадрасул-хаджи Алискандиев уверен, что все эти книги принадлежат перу представителя ваххабитской школы. Переводы священных аятов с Корана в этих книгах искажены и доносят до читателей совершенно иной смысл, утверждает наш собеседник, поэтому их и окрестили экстремистскими трудами.
«Таким образом, искажая весь смысл священных аятов, они стараются, чтобы смысловое значение этих переводов соответствовало их идеологии. Все издания которые указаны в списке, я не читал, но знаю, что книги, выпущенные издательством «Бадр», проповедуют ваххабитскую идеологию», - отметил Мухамадрасул-хаджи Алискандиев.
На всей мусульманской литературе, выпускаемой в Дагестане, можно увидеть уведомление, что книга одобрена экспертным советом Духовного управления мусульман республики. Изданию, в котором отсутствует данная рецензия, не доверяют практически все читатели. Но такого совета больше не существует, рассказал «МК в Дагестане» имам центральной мечети города Буйнакска, Абдулкарим-хаджи Магомедов. В связи с этим, покупая ту или иную исламскую литературу, прежде всего надо посоветоваться со знатоками исламской науки, с большими алимами. Только после их положительной рекомендации желательно приобрести нужную литературу, считает Абдулкарим-хаджи.
«Ведь сегодня выпускают много нужной и ненужной исламской литературы. Раньше, когда существовал экспертный совет при ДУМД, он контролировал выход каждой книги. Сегодня его нет, и остается только опираться на богатый опыт видных алимов, чтоб посоветовали, какую книгу можно приобрести, а какую нет», - замечает имам.
Однако имам Абдулкарим-хаджи не согласился с тем, что книгу «Мухаммад в Библии» включили в федеральный список экстремистской литературы. «И Библия, и Тора - все эти книги, как и священный Коран, были ниспосланы Всевышним Аллахом другим пророкам. В этих книгах показано жизнеописание пророка (с. а. с.) Мухаммада, ничего такого, к чему можно было бы придраться, я там не вижу», - говорит имам Буйнакской мечети.
2017-12-24 19:49:06
В Гудермесе прошел юниорский турнир по смешанным единоборствам среди борцов республик СКФО.
Файткард состоял из шести боев. За пояс гран-при Ахмат боролись лучшие юниоры со всего Северокавказского федерального округа. Одним из главных претендентов был Адам «Лев» Кадыров. Поддержать своего фаворита прибыли многочисленные друзья, родственники, соклубники и представители общественных организаций. Перед началом турнира, главный трофей вынесли Эли и Ахмад Кадыровы.
Первым соперником Адама Кадырова стал Алан Индароков из республики Северная Осетия- Алания. Более чем убедительная победа осталась за Адамом «Львом» Кадыровым. Второй бой Адама против Мухаба Лиева из Карачаево-Черкесии прошел под тотальным контролем чеченского спортсмена. Итог - победа единогласным решение судей. В финальном поединке Адам Кадыров выступил против Алима Пшенкова из Кабардино-Балкарии. С первых минут чеченский спортсмен активно пошел вперед. Целый град ударов и зрелищные броски от Адама не оставляют ни единого шанса сопернику. В итоге после двух раундов в победе Кадырова сошлись все рефери поединка.