Музыкально-литературная гостиная «К нам весна шагает. Литературная гостиная: "Весна в поэзии, музыке, искусстве" Литературная гостиная на тему весна
Татьяна Семенова
Конспект литературно-музыкальной гостиной «Весенняя капель»
Цель : Приобщать детей к музыкальной культуре, доступной для ребёнка. Накапливать опыт музыкальных впечатлений в процессе слушания.
Развивать эстетические эмоции, чувства,переживания. А так-же : внимание,
слух, музыкальную память.
Воспитывать :
любовь и интерес к песенному, танцевальному и поэтическому искусству.
Ход занятия
Под песню «Весна- красна идёт» муз. Олифировой дети заходят в зал и заводят хоровод.
Ведущая : Под звонкие капели
Птицы прилетели
Зелёные косыночки
Берёзоньки надели.
Скворцы спешат к скворечникам
Всем стало не до сна
А значит, к нам опять пришла
Красавица. Весна!
Песня : «Звонко капают капели »
Ведущая : Дети, проходите, в нашу музыкальную гостиную и садитесь на
стульчики. Первый месяц весны -март.
На солнце тёмный лес зардел
В долине пар белеет тонкий
И песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий.
Послушайте музыку, которая так и называется «Жаворонок» ,написал эту музыку великий русский композитор П. И. Чайковский. Послушайте как звуки музыки передают звонкий и нежный голос жаворонка. Слушание музыки сопровождается слайдами на экране телевизора.
Ведущая : Дети, у меня на столе картинки на которых изображены птицы. Найдите и назовите мне перелётных птиц (жаворонок, скворец, ласточка) Второй месяц - апрель. Послушайте музыку и скажите как она называется? Что мы делали под эту музыку? (ответы детей) Правильно, под эту музыку,которая называется «Подснежник» наши девочки танцевали на празднике. Девочки исполняют танец : «Подснежников»
Воспитатель читает стихотворение :
В лесу где берёзки столпились гурьбой,
Подснежника глянул глазок голубой.
Сперва понемножку,
Зелёную выставил ножку,
Потом потянулся
Из всех своих маленьких сил
И тихо спросил :
Я вижу погода тепла и ясна!
Скажите, ведь правда что это весна!
Стихотворение сопровождается показом слайдов на экране телевизора.
Ведущая : Третий месяц весны -май.
Теперь в ветвях берёзы поют и соловьи,
В лугах поют стрекозы,в полях поют ручьи.
Наступает время звонкое, певучее, цветущее. Скоро деревья покроются молодой листвой. Расцветут первые весенние цветы . Этот месяц все называют «цветущий май» . Послушайте отрывок из произведения П. И, Чайковского «Вальс цветов» .
Ведущая :Наша встреча в музыкальной гостиной подошла к концу . Мы слушали музыку русского композитора П. И. Чайковского, читали стихи, поговорили о первых прилетевших птицах, цветах,о наступившей весне. А теперь все встанем и представим что мы с вами «птички» , покажите, как они рады приходу весны.
Дети свободно располагаются по залу и изображают «Пляску птиц» на одноимённую музыку Н. Римского-Корсакого.
Публикации по теме:
В начале марта в нашем ДОУ проходила выставка детских рисунков "Весенняя капель". С большим желанием принимали ребята в ней участие,а.
«К нам весна шагает быстрыми шагами, И сугробы тают под её ногами. Чёрные проталины на полях видны. Видно, очень теплые ноги у весны». Каждый.
Цель: Продолжать знакомить детей с природным явлением – весна, ее характерными особенностями (ярко светит солнце, тает снег, появляются.
Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе «Весенняя капель» Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе «Весенняя капель» Подготовила воспитатель Литвинова Наталья Александровна.
Сценарий литературно-музыкальной композиции «Весна! Весна! И всё ей радо!»
(Звучит музыка. «Весенние воды» С. Рахманинова.)
Ведущий.
Весна, долго задерживаемая холодами, вдруг началась во всей красе своей, и жизнь заиграла повсюду. И все собиралось поближе посмотреть друг друга. Вдруг населилась земля, проснулись леса, луга. Прошли морозы, отзвенела капель. Природа проснулась. Появились первые цветы.Наступила весна –утро года!
Чтец.
Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потопленные луга
(Музыка. Антонио Вивальди "Весна" Концерт №1 ми мажор «Весна», RV 269№1 ми мажор «Весна», RV 269).
Ведущий
Наступила весна, которую все с таким нетерпением ждали. Солнце теперь встает раньше, а заходит позже, и с каждым днём греет всё сильнее и сильнее. Птицы, которых так давно не было слышно, поют громче.
Чтец.
На солнце темный лес зардел,
В долине пар белеет тонкий,
И песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий.
(Музыка.Глинка. стихи Кукольника «Жаворонок»).
Ведущий.
Весна-это новая жизнь, это светлый праздник природы. Распускаются почки на деревьях и в поле появляется робкая зелень травы. Жуки, бабочки, мухи выползают из щелей и греются на солнышке, чуть помахивая слабыми крылышками. Из берлоги, отряхиваясь, выползает отощавший за зиму медведь. Все живое и еще малосильное население лесов, рек, озер, полей, едва двигаясь, тянется к солнечному теплу.
Чтец.
Голубенький, чистенький
Подснежник-цветок
И подле сквозистый
Последний снежок…
Солнечные зайчики радостно скачут между просыпающимися от зимнего сна деревьями. А на проталинах уже появляются первые весенние цветы. Это подснежники. Еще местами земля покрыта талым темным снегом, а эти маленькие и нежные синие цветочки уже пробиваются к свету и теплу, радуя глаз яркими красками. Они упорно тянутся к солнцу даже сквозь прошлогодний снег. Подснежники появляются на полянах так дружно, что кажется, будто на земле лежит кусочек голубого весеннего неба. Не хочется срывать такие цветы, ими можно только любоваться.
(П. Чайковский «Апрель. Подснежник.» из фортепианного цикла «Времена года»).Ведущий
Едва-едва пригрело солнышко, как на земле появляются первые проталинки. Вслушайтесь в песню весны, всмотритесь в ее краски и вы как будто выпьете волшебный напиток и поймете, о чем щебечут птицы, журчит ручей или о чем тихо шепчутся только что родившиеся листочки. Слушайте и смотрите весну!
(Петр Ильич Чайковский "Весна" "Песня жаворонка", "Подснежник", "Белые ночи").
Чтец
С горы бежит поток проворный,
В лесу не молкнет птичий гам,
И гам лесной, и шум нагорный_
Всё вторит весело громам!
Ведущий
Воздух весной с каждым днём становится теплее и свежее. Особенно сильно это ощущается после дождя или резкого потепления. А если стать под расцветающее дерево, то можно насладиться ароматом его цветения. Также запах весны хорошо чувствуется в парках, скверах, полях, за городом в лесопосадках или в лесу.
Чтец
Опять весной в окно мое пахнуло,И дышится отрадней и вольней...В груди тоска гнетущая заснула,Рой светлых дум идет на смену ей.
Чтец
Солнце брызжет, солнце греет.Небо – василек.Сквозь березки тихо веетТеплый ветерок.
Чтец
Распустились почки, лес зашевелился,Яркими лучами весь озолотился.На его окраине из травы душистойВыглянул на солнце ландыш серебристый,И открылись кротко от весенней ласкиМилой незабудки голубые глазки.
Ведущий
Ветви деревьев покачивались от свежего ветра и чуть слышно шептали свою весеннюю песню.Шоколадные чешуйки лопаются, как будто выстреливают, и показываются зеленые хвостики. И лес, и сад по-особому пахнут - зеленью, оттаявшей землей, чем-то свежим. Это почки с разных деревьев разными запахами перекликаются. Понюхаешь черемуховую почку - горьковато-вкусный запах напоминает тебе белые кисточки ее цветов. А у березы свой особый аромат, нежный и легкий.
Ведущий
Запахи наполняют весь лес. В весеннем лесу дышится легко и свободно. И уже зазвенела короткая, но такая нежная и радостная песня малиновки. Если прислушаться к ней, то можно разобрать знакомые слова: «Славься, славься все кругом!» Свистит, переливается на все лады молодой, зеленеющий лес.Радостно, молодо и на небе, и на земле, и в сердце человека.
(Астор Пьяццолла "Весна " Primavera Porteña Allegro).
Чтец
Шумит тростинка малая,Шумит весёлый клён…Шумят они по-новому,По-новому, весеннему…Идёт-гудёт, Зелёный Шум,Зелёный Шум, весенний шум!
Чтец
Зелень нивы, рощи лепет,В небе жаворонка трепет,Теплый дождь, сверканье вод,-Вас назвавши, что прибавить?Чем иным тебя прославить,Жизнь души, весны приход?
Ведущий
Весна - прекрасная пора пробуждения природы после зимнего сна. В это время в воздухе действительно пахнет весной, солнышко все чаще улыбается нам и вместе с природой «оживают» и наши чувства. Неудивительно, что весной особенно хочется творить. Художникам - рисовать изумительные пейзажи, поэтам - писать удивительные стихи про весну.
Чтец
Весна, весна, пора любви,Как тяжко мне твое явленье,Какое томное волненьеВ моей душе, в моей крови...Как чуждо сердцу наслажденье...Все, что ликует и блестит,Наводит скуку и томленье.Отдайте мне метель и вьюгуИ зимний долгий мрак ночей
Чтец
О, весна без конца и без краю -Без конца и без краю мечта!Узнаю тебя, жизнь! Принимаю!И приветствую звоном щита!
(А. Вивальди «Весна» 1 часть из концерта «Времена года» (фрагмент)Чтец
Песни жаворонков сноваЗазвенели в вышине."Гостья милая, здорово!"-Говорят они весне.Уже теплее солнце греет,Стали краше небеса...Скоро все зазеленеет -Степи, рощи и леса.
Позабудет бедный горе,Расцветет душой старик...В каждом сердце, в каждом взореРадость вспыхнет хоть на миг.
Выйдет пахарь на дорогу,Взглянет весело вокруг;Помолясь усердно богу,Бодро примется за плуг.
С кротким сердцем, с верой сильной,Весь отдастся он трудам,-И пошлет господь обильныйУрожай его полям!
Ведущий
Первые лучи весеннего солнца говорят, что прошла долгая и трудная зима, не будет больше трескучих морозов, метелей и снежных заносов, настало новое удивительное и радостное время. Дыхание весны ощущается во всем. Она пробуждает еще спящую природу к новой жизни. Греет солнце, тает снег, звенит капель, бегут быстрые ручьи. Все вокруг ликует и поет, радуясь приходу весны. Особенно люблю я слушать хор весенней капели. Это поразительная и не сравнимая ни с чем музыка, созданная природой, уставшей от долгой зимы.
Чтец
Вешний цветик в травке новойЩурит ласковый глазок.Сел щегленок на кленовыйЗеленеющий сучок.
Любо птичке желтогрудой:В ясном блеске вышина,Светит солнце, радость всюду,-Здравствуй, милая весна!
Ведущий
Григорович Дмитрий Васильевич писал:«Апрель идет к концу. Весна была ранняя. Снег сошел с полей. Зеленеют озими. Как хорошо в поле! Воздух наполнен песнями жаворонка. В ветках и стебельках движется свежий сок. Солнце греет чащу и поля. В лесу и овраге тают остатки снега. Жужжат жуки. Река вступила в свои берега. Прекрасное это время - весна!»
(Э. Григ «Утро» из симфонической сюиты «Пер Гюнт»).
Ольга Васильевна Ремизова
Музыкально-литературная гостиная «Весна, весна» в старшей группе
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Кораблик» г. Волгодонска
Развлечение в старшей группе
«Весна , весна !»
Воспитатель : Ремизова О. В.
Музыкально-литературная гостиная «Весна , весна !»
Цель : Развитие духовно-нравственного потенциала воспитанников
Задачи :
1. Закреплять знания детей о весенних изменениях в природе.
3. Пробуждать интерес детей к русской поэзии и музыке , к народной культуре.
4. Активизировать и расширять словарный запас.
5. Воспитывать эстетическое отношение к жизни.
Ход развлечения
Ведущий :
Я хочу предложить открыть нашу гостиную загадкой :
Она приходит с ласкою,
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнет,
В лесу подснежник расцветет.
(Весна )
Природа просыпается после долгого зимнего сна, и это пробуждение никого не оставляет равнодушным! Сегодня в нашей литературной гостиной мы будем читать стихи о красавице весне . - Весной погода бывает разная то холодная, то теплая, то пасмурная, то солнечная.
1-й ребёнок
Снег теперь уже не тот –
Потемнел он в поле,
На озёрах треснул лёд,
Будто раскололи.
Облака бегут быстрей,
Небо стало выше,
Зачирикал воробей
Веселей на крыше.
Всё чернее с каждым днём
Стёжки и дорожки,
И на вербах серебром
Светятся серёжки.
Разбегайтеся, ручьи!
Растекайтесь, лужи!
Вылезайте, муравьи,
После зимней стужи!
Пробирается медведь
Сквозь лесной валежник,
Стали птицы песни петь,
И расцвёл подснежник.
С. Маршак.
2 ребёнок
Леса вдали виднее,
Синее небеса,
Заметней и чернее
На пашне полоса,
Весна идёт сторонкой ,
Не это ли весна ?
Нет, это звонко, тонко
В ручье журчит волна.
3-й ребёнок
Весна ,весна ! Весна , весна ! Как воздух чист!
Как ясен небосклон!
Своей лазурию живой
Слепит мне очи он.
Весна , весна ! как высоко
На крыльях ветерка,
Ласкаясь к солнечным лучам,
Летают облака!
Шумят ручьи! блестят ручьи!
Взревев, река несет
На торжествующем хребте
Поднятый ею лед! А. Майков
Ведущий :
Ребята, а какие приметы весны вы знаете ?
(Ответы детей)
4-й ребёнок.
Проталинки
Проталинки, проталинки –
Веснушки на снегу !
На них подснежник маленький
Проклюнется : ку-ку!
И в роще, за околицей,
Откликнутся грачи,
Земля водой умоется,
И зашумят ручьи!
Зима всё упирается
И ловит тишину,
А тропка обрывается,
Споткнувшись о весну !
Всё началось с проталинок,
И каждый солнцу рад.
Ботинки вместо валенок
Подковами стучат!
(М. Тахистова)
5-й ребёнок
У весны работы много ,
Помогают ей лучи :
Дружно гонят по дорогам
Говорливые ручьи,
Топят снег, ломают льдинки,
Согревают всё вокруг.
Из-под хвои и травинок
Выполз первый сонный жук.
На проталине цветочки
Золотые расцвели,
Налились, набухли почки,
Из гнезда летят шмели.
У весны забот немало ,
Но дела идут на лад :
Изумрудным поле стало,
И сады в цвету стоят.
(Т. Шорыгина)
Ведущий :
А сейчас поиграем в игру «Выбери правильный ответ» .
1. После какого времени года наступает весна ? (лето, зима, осень) .
2. Кто плачет только весной ? (дети, взрослые, сосульки) .
3. Во что превращается снег на солнце? (В талую воду, сутулую воду) .
4. Что происходит со льдом на реке весной ? (ледопрыг, ледобег, ледоход) .
5. Какие птицы прилетают весной ? (воробьи, соловьи, снегири) .
6. Что появляется на полях, когда тает снег? (Проталинки, заталинки, обталинки) .
Молодцы! Правильно.
Ведущий :
Весной много птиц возвращаются из теплых стран.
6-й ребёнок
Жаворонок
На солнце тёмный лес зардел,
В долине пар белеет тонкий,
И песню раннюю запел
Поёт, на солнышке сверкая :
- Весна пришла к нам молодая,
Я здесь пою приход весны .
В. Жуковский 7-й ребёнок
Возвращаются певцы От полуденных лучей
Побежал с горы ручей,
И подснежник маленький
Вырос на проталинке.
Возвращаются скворцы -
Работяги и певцы,
Воробьи у лужицы
Шумной стайкой кружатся.
И малиновка и дрозд
Занялись устройством гнёзд :
Носят, носят в домики
Птицы по соломинке.
Г. Ладонщиков.
Ведущий :
С наступлением весны в жизни животных и насекомых происходят изменения.
8-й ребёнок
Весна аукнула
Весело аукнула
Из лесу весна ,
Ей медведь откликнулся
Проурчав со сна.
Поскакали зайки к ней,
Прилетел к ней грач;
Покатился ёжик вслед,
Как колючий мяч.
Всполошилась белочка,
Глянув из дупла, –
Дождалась пушистая
Света и тепла!
Гордо приосанился
Посветлевший бор;
На ветвях коричневых
Грянул птичий хор.
Л,Аграчёва.
Ведущий :
Ребята послушайте звуки природы (звучит фонограмма) .
Ведущий :
- Весной набухают почки на деревьях и из них появляются первые зеленые листочки.
9-й ребёнок
«По весне набухли почки » (Заходер Б.)
По весне набухли почки
По весне набухли почки ,
И проклюнулись листочки
Посмотри на ветки клена :
Сколько носиков зеленых!
(Заходер Б.)
Ведущий :Весной распускаются первые весенние цветы
10-й ребёнок
Подснежник
Рядом с сосенкой подснежник
Смотрит в небо - светлый, нежный
Что снежинки лепестки!
Не тяни к нему руки -
Вдруг растают лепестки.
И,Емильянов
Ведущий :
. Весной оживает природа и это пробуждение никого не оставляет равнодушным!
11-й ребёнок
«Деньки стоят погожие»
Деньки стоят погожие,
На праздники похожие,
А в небе - солнце теплое,
Веселое и доброе.
Все реки разливаются,
Все почки раскрываются,
Ушла зима со стужами,
Сугробы стали лужами.
Покинув страны южные,
Вернулись птицы дружные.
На каждой ветке скворушки
Сидят и чистят перышки.
Пришла пора весенняя,
Пришла пора цветения.
И, значит, настроение
У всех людей – весеннее
Ведущий :
Весна – красивое время года. Слушайте пение птиц и любуйтесь красотой природы
А сейчас приглашаем всех в хоровод («Весна-красна » )
Литературно- музыкальная гостиная «Весеннее настроение»
Интегрированный досуг для детей старшего дошкольного возраста
Цель : продолжать знакомить детей с прекрасным миром классической музыки, творчеством русских поэтов – классиков, художников через синтез искусств (музыка, поэзия, художественное искусство).
Задачи :
Развивать музыкальные и художественно - творческие способности детей;
Учить детей эмоционально откликаться на содержание произведений;
Развивать двигательные качества и умения, передавая характер музыкальных произведений через движение;
Прививать любовь к русскому художественному слову через его нравственное и
духовное восприятие;
Постигать красоту музыки и живописи через лучшие произведения русских и зарубежных классиков;
Совершенствовать интонационную выразительность речи, её завершённость;
Центральная стена музыкального зала украшена весенней композицией. Проектор.
Музыкальный центр. Диски с записями классической музыки по программе «Музыкальные шедевры» О. П. Радыновой. Портреты композиторов: Антонио Вивальди, Петра Ильича Чайковского; поэтов - классиков: С. Есенина, А. Пушкина, А. Блока, Н. Некрасова. Репродукции картин.
Предварительная работа
Беседы о весне, ее характерных признаках и приметах, подбор и разучивание песен
и стихов о весне. Знакомство с творчеством композиторов, художников и поэтов, писавших произведения о весне. Слушание произведений П. И. Чайковского «Март. Песнь жаворонка», «Апрель. Подснежник», «Май. Белые ночи» из альбома «Времена года»; Антонио Вивальди концерт «Времена года» «Весна». Беседы о характере прослушанной музыки, о ее выразительных средствах. Постановка и разучивание музыкально – ритмических композиций.
Под звуки «Вальса» Свиридова, дети заходят в музыкальный зал, рассаживаются на стулья.
Ведущий 1.
Добрый день! Снова распахнула свои двери наша литературно- музыкальная гостиная. И так радостно и светло от того, что мы с вами, наши маленькие друзья, снова собрались здесь,
чтобы поговорить о чудесном времени года весне.
(Слайд 1)
Ведущий 2
Весна, долго задерживаемая холодами, вдруг началась во всей красе своей, и жизнь заиграла повсюду. Вдруг населилась земля, проснулись леса, луга. Прошли морозы, отзвенела капель. Природа проснулась. Появились первые цветы. Наступила весна – утро года!
(Слайд 2)
Ребенок 1.
Ф. Тютчев
Весенние воды
Ребенок 2
А. Плещеев
Весна
Ведущий 2.
На полянках травка зелена,
В хоровод зову я вас,
Мы устроим перепляс.
«Трепак» музыка П. И. Чайковского
Ведущий 1 . Ребята, назовите месяцы весны. Конечно, март - первый месяц весны. Еще лежит кругом снег, но солнышко пригревает всё теплей и ласковей. (Слайд 3)
Ребёнок 3.
А. Весенний
Светлее небо, тает снег.
Ребенок 4
Ведущий 1. Наступила весна, которую все с таким нетерпением ждали. Солнце теперь встает раньше, а заходит позже, и с каждым днём греет всё сильнее и сильнее. Птицы, которых так давно не было слышно, поют громче.
Ведущий 2. Ребята, послушайте, как звучит утро в музыкальном произведении известного композитора.
Звучит «Утро» Э. Григ
Ведущий 2.
Вы узнали это произведение? Молодцы. Утро… пробуждение. После долгого зимнего сна начинает пробуждаться природа. Воздух прозрачен и чист. Что за звонкие птичьи трели слышатся высоко в небе? Кто так радостно щебечет и купается в теплых лучах весеннего солнышка? (Слайд 4)
Ребенок 5.
Ф.Тютчев
Зима недаром злится.
Ведущий 1. Под солнце самое взвился незримый жаворонок мой.
И в яркой светлой вышине поёт и кружится с весной. (Слайд 5)
Дети исполняют песню А. Филиппенко «Тает снег»
Ведущий 2.
Ребята, послушайте, какая прекрасная музыка прозвучит сейчас! Может быть, кто-то из вас узнает ее, и вспомнит название?
Звучит фонограмма пьесы П. И. Чайковского «Жаворонок»
Ведущий 2. Композитор очень любил природу и изобразил в музыке каждый месяц. Этот цикл он назвал: «Времена года». Кто покажет портрет П. И Чайковского? (Слайд 6)
Ведущий 1. Весна радостно продолжает своё шествие по земле. И вот уже апрель - второй месяц весны, весны воды , вступил в свои права.
Ребенок 6.
С. Есенин
Черёмуха
Ребенок 7.
С. Маршак
«Апрель! Апрель!»
(Слайд 7)
Ведущий 1.
Расскажите, что в народе про апрель говорят.
Дети называют пословицы.
Вода с гор потекла - весну принесла!
Апрельские ручьи всех будят.
Апрель всех напоит.
Ведущий 2. Ребята, предлагаю вам послушать, как музыка, передает звучание бегущих ручьев в пьесе «Ручеек» музыка Эдвард Грига.
Ведущий 1. Есть у меня загадка для вас. Послушайте.
Наступило в лесу утро раннее.
Что за песенка звенит на проталине?
Кто, расправив лепестки, из – под снега вышел? (Слайд 8)
Ребенок 8.
А. Рязанцев
Под покровом леса снежного
Ребенок 9.
С Маршак
Снег теперь уже не тот
Ведущий 1
. Веселые солнечные лучи искрятся в шумливых ручейках. Тревожно и
радостно тянется навстречу солнышку первый весенний цветок – подснежник. (Слайд 9)
Солнечные зайчики радостно скачут между просыпающимися от зимнего сна деревьями.
А на проталинах уже появляются первые весенние цветы. Это подснежники. Подснежники появляются на полянах так дружно, что кажется, будто на земле лежит кусочек голубого весеннего неба. Не хочется срывать такие цветы, ими можно только любоваться.
Ведущий 2. Ребята, послушайте еще одно музыкальное произведение. Вместе с музыкой хорошей к нам приходит волшебство. Осторожней, осторожней! Не спугнуть бы нам его. Вы знаете, сейчас у нас есть возможность увидеть танец маленьких нежных цветов.
Музыкально – ритмическая композиция танец с шарфами.
(П. Чайковский «Апрель. Подснежник.» из фортепианного цикла «Времена года»).
Ведущий 1. В апреле дни становятся длиннее и теплее. Пробуждается природа.
Прольются первые весенние дожди. Солнышко ласкает всех своими лучами. (Слайд 10)
В едущий 2. А у какого композитора есть цикл «Времена года»?
Сейчас мы услышим фрагмент хорошо знакомого вам концерта «Весна».
Звучит фрагмент «Времена года. Весна» Вивальди
В едущий 2. Что вы услышали в этом произведении?
А я услышала в этой музыке птичьи трели. Как прекрасно, что все перелетные птицы вернулись. Вы рады им?
Ребенок 10
А. Плещеев
Сельская песня
Ребенок 11
Г. Горбовский
Капель
Ведущий 1. А сейчас, ребята, я предлагаю проверить ваши знания в викторине «Знатоки весенней природы».
В о п р о с ы в и к т о р и н ы:
– Крашеное коромысло над лугом повисло. (Радуга.)
– Меня ждут-не дождутся, как увидят – разбегутся. (Дождь.)
– Был тугим он кулачком, а разжался – стал цветком. (Бутон.)
– Без рук, без топоренка построена избенка. (Гнездо.)
– Какое дерево поит нас сладким соком? (Береза.)
– Какое дерево – самый лучший медонос? (Липа.)
– Какие цветы расцветают ранней весной? (Мать-и-мачеха, ландыш, одуванчик, подснежник.)
– Какой цветок облетает
От ветра, словно он тает? (Одуванчик.)
Ведущий 1.
Май - третий месяц весны, весны зеленой травы. Все вокруг зеленеет, на деревьях распускаются листочки. В мае гремят первые грозы.
Зеленеет все вокруг,
Птичьих трелей слышен звук,
В зелень наш оделся край
Нас теплом встречает… май
Ребенок 12
C. Маршак
Сосулька
Ведущий 1. А сейчас я предлагаю окунуться в мир балета и посмотреть фрагмент из балета П. И. Чайковского «Золушка», «Танец цветов»
Показ фрагмента.
Ведущий 2.
Ребята, приглашаю вас послушать ансамбль музыкальных инструментов «Капелька». Они исполнят произведение на треугольниках.
Игра на треугольниках на фоне слайда «Пробуждение весны»
Ведущий 2.
Вот такая многогранная наша весна! Сегодня мы с вами ещё раз могли
убедиться в том, что музыка прекрасно может сочетаться со стихами. И всё это связано
между собой. Выражает один образ, образ нашей русской красавицы - Весны.
Приглашаю вас поиграть в разную весну.
Игра «Разная Весна»
Ведущий 1.
Мои юные друзья, благодарю всех, кто пришел сегодня и разделил со всеми радость встречи Красавицы - Весны! Всем желаю добра и весеннего настроения! Предлагаю вам в группе нарисовать свои впечатления об этой встрече. И показать выставку вашим друзьям. До свидания!
Приложение
Ф. Тютчев
Весенние воды
Ещё в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят -
Бегут и будят сонный брег,
Бегут, и блещут, и гласят...
Они гласят во все концы:
«Весна идёт, весна идёт,
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперёд!
Весна идёт, весна идёт,
И тихих, тёплых майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней!..»
А. Плещеев
Весна
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною...
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала.
А. Весенний
Светлее небо, тает снег.
Светлее небо, тает снег,
Мы вам расскажем о весне:
Как птицы с юга к нам летят,
Как ручейки бегут, звенят.
И хочется, конечно, нам
Пустить кораблик по волнам.
И. Пивоварова «Картина ясна – пришла весна»
Что такое? В чем же дело?
Небо вдруг заголубело,
И умчались злые стужи…
На дворе капель - да лужи…
Кто же в этом виноват?
Ну, конечно, месяц март!
Ф. Тютчев
Зима недаром злится.
Зима недаром злится ,
Прошла её пора -
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
И всё засуетилось,
Всё нудит Зиму вон -
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.
Зима ещё хлопочет
И на Весну ворчит.
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит...
С. Есенин
Черёмуха
Черёмуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри, завила.
Кругом роса медвяная
Сползает по коре,
Под нею зелень пряная
Сияет в серебре.
А рядом, у проталинки,
В траве, между корней,
Бежит, струится маленький
Серебряный ручей.
С. Маршак
«Апрель! Апрель!»
Апрель! Апрель!
На дворе звенит капель.
По полям бегут ручьи,
На дорогах лужи.
Скоро выйдут муравьи,
После зимней стужи.
Пробирается медведь,
Сквозь густой валежник.
Стали птицы песни петь,
И, расцвел подснежник.
А. Рязанцев
Под покровом леса снежного.
Под покровом леса снежного
Он вырос, невысок,
Ласкает солнце нежное
Теплом своим цветок.
Он, словно небо ясное,
Такой же голубой,
Его весна прекрасная,
К нам принесла с собой!
С Маршак
Снег теперь уже не тот
Снег теперь уже не тот –
Потемнел он в поле,
На озёрах треснул лёд,
Будто раскололи.
Облака бегут быстрей,
Небо стало выше,
Зачирикал воробей
Веселей на крыше.
Всё чернее с каждым днём
Стёжки и дорожки,
И на вербах серебром,
Светятся серёжки.
А. Плещеев
Сельская песня
Травка зеленеет,
Солнышко блестит,
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
С нею солнце краше
И весна милей...
Прощебечь с дороги
Нам привет скорей.
Дам тебе я зёрен,
А ты песню спой,
Что из стран далёких
Принесла с собой…
Урок внеклассного чтения
Литературная гостиная «С любовью о природе»
Цель: 1)Формировать умения выделять признаки весны, различать весенние месяцы; познакомить с приметами весны, почувствовать красоту слова; совершенствовать осознанное чтение.
2)Развивать речь, воображение, память, внимание, наблюдательность; умение видеть главное в прочитанном и услышанном.
3) Воспитывать читательский интерес; эстетическое и бережное отношение к природе.
Тип урока: комбинированный
Методы: словесный, наглядный, практический, репродуктивный.
Оборудование: презентация, материал к газете «Весна идёт», видеоклип «Весна», звукозапись.
Ход урока:
1. Орг. момент. Психологический настрой. Релаксация (играет «Лирическая музыка»)
2. Погружение в тему.
Очень давно, более 300 лет назад (18 в.) стало традицией организовывать литературные гостиные. Здесь собирались знаменитые люди: писатели, поэты, музыканты, художники, люди с общими интересами – творческие личности. Они рассуждали о литературе, читали свои художественные и научные работы, общались, разговаривали, делились своими мыслями. А потом из этих встреч рождались новые стихи, музыкальные произведения, картины. Мы тоже сегодня будем с вами общаться, и кто знает, может наш разговор натолкнёт кого – то из вас написать стихотворение или картину. А о чём же мы будем говорить с вами в нашей литературной гостиной? (демонстрация клипа «Весна»)
- Да, действительно мы поговорим о весне. А в ходе нашей беседы будем оформлять газету «Весна идёт».
3. Дыхательная гимнастика.
- Давайте вдохнём запах весны и насладимся его ароматом (вдох через нос, выдох через рот)
4. Ассоциации к слову весна (составление кластера)
- Назовите первый месяц весны. А сейчас в нашей газете мы опубликуем первое стихотворение (читает ученица)
С.Маршак «Март»
Снег теперь уже не тот,-
Потемнел он в поле.
На озёрах треснул лёд,
Будто раскололи.
Облака бегут быстрей.
Небо стало выше.
Зачирикал воробей
Веселей на крыше.
Всё чернее с каждым днём:
Стёжки и дорожки.
И на вербах серебром
Светятся серёжки.
- Назовите приметы марта месяца (потемнел снег, лёд треснул на озёрах, птицы поют веселее, небо стало выше)
6. Рассказ учителя.
Всем известно, что Новый год наступает зимой и первый месяц года – это январь. Но оказывается, в далёкие времена наступление Нового года народ праздновал весной – в марте. Не ёлочкой наряженной, а песнями отмечался этот праздник – Желанный праздник света, тепла, надежды на богатый урожай. Все собирались в хоровод и пели(дети становятся в хоровод и говорят слова)
Приди к нам весна с радостью,
С великой милостью,
С рожью зернистой,
С пшеницей колосистой.
С ячменём усатым…
Сестрички – синички
Вы на волю полетите,
К нам весну скорей ведите!
Март – утро года. Солнце с каждым днём всё выше и выше и светит больше. Высоки ещё сугробы, голы и черны деревья, но на южных пригорках уже земля показалась. «Дзынь –дзынь!»-поёт капель. Недаром в народе называют март - капельник.
7. Чтение поговорок о марте.
22 марта –день равен ночи. А ещё в этот день мы празднуем праздник «Наурыз». А ещё в этот день можно услышать первые песенки полевого жаворонка (стихотворение читает ученик)
Василий Жуковский «Жаворонок»
На солнце тёмный лес зардел.
В долине пар белеет тонкий.
И песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий.
Весна пришла к нам молодая,
Я здесь пою приход весны.
Удивительно красива звонкая песня жаворонка. Многие великие композиторы в своих музыкальных произведениях старались изобразить эту радостную песню. Одним из таких композиторов был Пётр Ильич Чайковский. И сейчас мы прослушаем отрывок из его альбома «Март. Пение жаворонка» (прослушивание музыки)
8. Упражнение для расслабления.
Закройте глаза и представьте, что вы лежите на спине в траве. Прекрасный весенний день. Вы смотрите в удивительно чистое голубое небо, оно такое необыкновенное. Вы наслаждаетесь им. Вы наслаждаетесь его чудесным видом. Вы полностью расслаблены и довольны. Вы видите, как далеко на горизонте появляется крошечное белое облачко. Вы очарованы его простой красотой. Вы видите, как оно приближается к вам. Вы лежите, и вы совершенно расслаблены. Облачко очень медленно подплывает к вам. Вы наслаждаетесь красотой великолепного голубого неба и маленького белого облачка. Оно как раз сейчас над вами. Представьте себе, что вы медленно встаёте. Вы поднимаетесь к маленькому белому облачку. Вы парите всё выше и выше. Наконец вы достигли маленького белого облачка и ступаете на него. Вы ступаете на него и сами становитесь маленьким белым облачком. Вы совершенно расслаблены, в вас царит гармония, и вы парите высоко – высоко.
- А раз затянул свою песню жаворонок – значит скоро и апрель (читает ученица) Самуил Маршак «Апрель»
Апрель, апрель.
На дворе звенит капель.
По полям бегут ручьи,
На дорогах лужи.
Скоро выйдут муравьи
После зимней стужи.
Пробирается медведь
Сквозь лесной валежник.
Стали птицы песни петь
И расцвёл подснежник.
9. Словарная работа: валежник – сухие сучья, деревья, лежащие на земле.
- Что происходит в природе в апреле? (чтение поговорок об апреле)
Подснежник занесён в Красную книгу и его срывать нельзя, а наоборот нужно охранять.
В народе говорят «Апрель водою славен» Почему? – Дело апреля снег согнать, землю разбудить и обогреть. В апреле начинает оживать лес (читает ученик)
Иван Василевский «Весна в лесу»
Ещё в лесу висят туманы
Непроходимой пеленой.
Но выйди в полдень на поляны,
И мир становится иной.
Взгляни на небо голубое.
Весна знакомою тропою
Пришла в ожившие леса.
(прослушивание «Пение птиц»)
10. Составление синквейна «Лес»
-Какой месяц идёт за апрелем?
-Долг мая тёплую землю в зелень убрать. Говорят: «Май землю наряжает, лето в гости ожидает»
(пословицы о мае)
- Май называют «цветень» Почему?
11. Чтение стихотворения С. Есенина «Черёмуха»
-Найдите олицетворения, сравнения.
12. Чтение загадки:
Цветёт он майскою порой.
Его найдёшь в тени лесной.
На стебельке, как бусы в ряд
Цветы душистые висят.
Белые горошки на зелёной ножке. (ландыш)
Красивы цветы ландыша. Вот и рвут их целыми букетами. Безжалостно срывают зелёные листья, чтобы обернуть ими букеты, и часто повреждают корень. От этого гибнет вся ландышевая поляна. И виноват в этом человек. Нельзя рвать полевые цветы! Нужно ими любоваться.
-Не только поэты и композиторы восхищались природой. Но и художники воспевали её в своих картинах.
(просмотр репродукций известных художников)
А сейчас мы организуем совместное рисование картины.
13.Чтение рассказа Г.Скребицкого «На лесной полянке»(работа со слайдами – рисование картины)
-Как мы назовём свою работу?
14. Обобщение.
В стихотворениях известных поэтов и писателей, с которыми мы сегодня работали, в музыке замечательных композиторов и в картинах известных художников мы увидели душу этих людей, безграничную любовь к родной природе и к прекрасному времени года – весне. Все они по-своему изображают это время года, но все одинаково восхищаются им.
-Выразите и вы своё отношение к весне(написать в газете)
Весна никогда не повторяется. Каждый год она приносит что- нибудь новое, неведомое, восхищая и и радуя людей прекрасным зрелищем. Надо только быть внимательным и суметь увидеть эту красоту. Надо учиться видеть прекрасное. Которое нас окружает, учиться чувствовать его и учиться выражать свои чувства. А выразит свои чувства мы можем через стихи, музыку. Танцы. Рисунки, слова и поступки. Весна – это светлый праздник рождения природы. Весной на земле зацветает новая жизнь: распускаются почки на деревьях, в поле появляется робкая зелень травы, насекомые и букашки выползают из своих щелей на солнышко и греют свои слабые крылышки. Прохожие улыбаются друг другу и настроение у всех такое, что хочется запеть песню.
(песня «Звонко капают капели»)
15. Рефлексия.
-Где мы сегодня побывали? Что вам понравилось на уроке?
Изобразите своё настроение цветом. А в память о нашем уроке у нас получилась вот такая замечательная газета. Любите природу!
15. Задание на дом(с.129 -130 пересказ близко к тексту; написать письмо весне, сочинить стихотворение)