Морская гадюка рыба. Рыба-гадюка
Бело-голубой ансамбль Смольного монастыря с воздушным пятиглавым собором посередине является, возможно, самым нарядным культовым сооружением нашего города. И все же именно с ним связаны довольно мрачные городские легенды. 87 лет ушло на строительство собора, в течение последующих 87 лет в нем совершались богослужения, и еще 87 лет он стоял разоренный.
Смольный собор. © Фотобанк Лори
Намоленное место
Считается, что в древности в излучине Невы, на землях, принадлежащих Великому Новгороду, располагалось село Спас, а на месте нынешнего собора стоял храм. После основания Санкт-Петербурга здесь построили «Смольный двор» - варили корабельную смолу для Адмиралтейских верфей. Во времена Анны Иоанновны рядом был возведен Летний дворец, называвшийся также Смольным домом. Взойдя на престол, Елизавета Петровна велела заложить Воскресенский девичий монастырь, куда собиралась удалиться в старости. Строительство было поручено великому архитектору Франческо Бартоломео Растрелли, который приступил к работе в 1748 году. Однако планам императрицы не суждено было сбыться, она умерла, так и не приняв постриг. В 1760-ые годы Екатерина II учредила в бывшем монастыре (который являлся таковым до 1797 года) Смольный институт для благородных девиц, первое женское учебное заведение в России. В начале XIX века Институт был переведен в специально построенное для него здание по соседству.Смольный монастырь. Цветная литография. Середина XIX в.
Главный храм учебных заведений
После окончания строительства, которое завершилось лишь в 1835 году,Смольный собор стал Главным храмом учебных заведений. Вопреки изначальному плану возвести однокупольный храм, Растрелли уступил Елизавете и спроектировал пятиглавый собор, перекликающийся с Успенским собором московского Кремля. Весь ансамбль выдержан в пышном стиле елизаветинского барокко. По легенде, даже архитектор Джакомо Кваренги, поклонник строгих классических линий, и тот признавал совершенство форм Смольного собора. «Вот это храм!» - якобы восклицал он, проходя мимо. И снимал шляпу.
Здание монастыря являет собой греческий крест. Высота собора 93,7 метра.
Концертный зал. © Фотобанк Лори
Призраки Смольного монастыря
Ни один храм Петербурга не строился так долго, как Смольный собор. Он был заложен в 1735 году архитектором Б. Ф. Растрелли при Елизавете Петровне, а закончен лишь в 1835 В. П. Стасовым. Причиной такого долгостроя явилась смена власти, а также следовавшие друг за другом войны, которые требовали от государства больших финансовых затрат.Однако петербуржцы были уверены, что на собор наложено проклятие. Рассказывали, что во время строительных работ в звоннице повесился рабочий (другие источники упоминают помощника архитектора, аптекаря, жившего по соседству, или же обманутого подрядчика). С тех пор призрак самоубийцы всячески препятствовал завершению строительства.
Смолянки, сначала расположившиеся в монастыре, а затем переехавшие в здание по соседству, утверждали, что встречали Белую Даму, прогуливавшуюся по коридорам Института или вокруг собора.
А работники учреждений, нашедших пристанище в монастыре после революции, рассказывали, что иногда поздно вечером задержавшийся сотрудник порой встречал в сводчатом коридоре неприметного человека с портфелем в руках, который, отступив в сторону, вдруг исчезал в глухой стене.
Вид со звонницы собора. © Фотобанк Лори
Невидимая колокольня
По задумке архитектора Растрелли, рядом с собором должна была возвышаться 140-метровая колокольня. Если бы проект был осуществлен, то колокольня Смольного собора стала бы самым высоким зданием в Европе XVIII века.Однако позже Растрелли отказался от этой идеи, к тому же в связи с начавшейся Семилетней войной финансирование строительства было сильно урезано. Тем не менее, рабочие успели заложить мощный фундамент, который археологи обнаружили на глубине 4 метра.
Макет монастыря с несуществующей колокольней можно увидеть в музее Академии художеств. А горожане поговаривают, что в петербургском осеннем тумане порой можно различить черты несуществующей колокольни.
Старая открытка. © Фотобанк Лори
Современность
В 1922 году храм был закрыт и разорен. Сохранилась лишь икона Богородицы кисти А. Г. Венецианова, оригинал которой можно увидеть сегодня в Русском музее. Очередная городская легенда утверждает, что хрустальная балюстрада собора была использовала при оформлении станции метро «Автово». В 1990 году в соборе был открыт концертно-выставочный зал. Первое богослужение совершилось в 2009 году, а начиная с 2011 года в храме регулярно проходят церковные службы.Монастырь же в какой-то мере продолжает традиции, заложенные Екатериной Великой: уже в XXI веке здесь располагаются учебные заведения - факультет социологии, факультет международных отношений, факультет политологии СПбГУ.
Сегодня все желающие могут подняться на звонницу, чтобы проверить наличие того самого призрака. Или же для того, чтобы увидеть панораму, от которой захватывает дух.
Смольный монастырь в Санкт-Петербурге построен по проекту Бартоломео Франческо (Варфоломей Варфоломеевич) Растрелли (1700-1771), итальянца по происхождению, ставшего великим русским архитектором. "Лучшей жемчужиной в творчестве Растрелли" и ""наиболее русским из его произведений" называют этот монастырь.
Его главное здание - Воскресенский собор, неповторимо-прекрасный, соперничающий с выдающимися шедеврами мировой архитектуры, - лучшее из всего, что создано в русском барокко. Даже не любивший барокко архитектор Джакомо Кваренги, проходя мимо собора Смольного монастыря, снимал шляпу: "Вот это храм!".
Смольный монастырь основала накануне своего 40-летия императрица Елизавета Петровна. Там, в тишине и покое, она надеялась завершить свою бурную жизнь. Елизавета задумала построить монастырь, небывалый по красоте и величию, который стал бы достойным памятником ее благополучному 20-летнему царствованию. Она предполагала стать игуменьей этой обители и жить в особом вместительном доме в окружении 120 девиц из благородных семей, причем для каждой из них надлежало построить "отдельный апартамент". А Смольным монастырь стали именовать по расположенному рядом еще со времен Петра Первого Смоляному двору, где варили деготь для нужд молодого российского флота.
В первоначальном варианте проекта Воскресенский собор был задуман однокупольным. Однако в июле 1749 г. Елизавета велела переделать уже готовый проект: главный храм надлежало строить "не по римскому маниру", а по образу и подобию Успенского собора Московского Кремля, и колокольня должна быть такой, "как здесь Ивановская башня". То есть следовало возводить традиционный прямоугольный русский храм с пятиглавием, от которого в угоду европейской моде отказался Петр Первый. Елизавета же, изгонявшая все немецкое и утверждавшая свое, российское, считала, что внешний облик монастыря должен олицетворять незыблемость православия и извечность национального духа.
Строительству Смольного монастыря, продолжавшемуся с 1748 по 1769 г.г., предшествовала работа с моделью. Ее детали собирали в той же последовательности, в какой после строили обитель: сначала восточный корпус келий, потом северный, южный, затем ограду, башенки и, наконец, собор. Таким образом, главный храм монастыря - Воскресенский собор оказался вписан в крест, составленный из келий, трапезной, библиотеки, покоев настоятельницы и четырех церквей, расположенных по углам у самой ограды. Красота храма открывалась с любой точки монастырской территории, центром которой он являлся.
План собора напоминает греческий крест. Его главный параболический купол словно вырастает из мощного барабана, прорезанного огромными окнами. К барабану почти вплотную примкнули четыре двухъярусные башенки, увенчанные, как и центральный купол, луковичными главками, сформировав компактный живописный силуэт. Фасады здания отличаются необыкновенной нарядностью и пластичностью форм, при этом ни один фасад не похож на другой и открывает свою красоту в зависимости от освещения каждой стороны. Архитектурное решение собора создаёт необычную иллюзию его размеров. По мере приближения собор визуально уменьшается, при этом не теряя своей величественности.
К 1757 г. собор был почти готов, но работы остановились из-за Семилетней войны. Екатерина Вторая, взошедшая на престол в 1762 г., отказалась от замысла Растрелли возводить колокольню, и этот архитектурный шедевр остался только в модели, хранящейся ныне в музее Академии художеств в Санкт-Петербурге. С 1762 года отделку собора вел архитеткор Ю.М. Фельтен. Завершал строительство ансамбля уже в 1830-х г.г. В.П. Стасов, бережно отнесшийся к первоначальному проекту. Он оформил въезд в монастырь и закончил отделку интерьера, который, правда, оказался намного скромнее, чем задумывал Растрелли. В то время уже господствовал классицизм, поэтому в отделке нет характерных для барокко роскошной золоченой резьбы, насыщенных яркими красками росписей, изобилия причудливых листьев, цветов и фруктов. Во внутреннем декоре Стасов ограничился лепным фризом, эффектными капителями колонн коринфского ордера и лепными поясами на барабане купола. Светлая окраска стен и сдержанность декора особенно подчеркивают необыкновенную легкость и устремленность вверх залитого светом пространства. Кажется, легкие арки не поддерживают свод, а напротив, увлекают за собой вверх четыре пилона и поднимают барабан высокого купола. Церковный зал огромного размера с тремя величественными иконостасами был отделан под мрамор. Перед алтарями установили балюстраду из граненого хрусталя (балюстрада - ограждение балконов, лестниц, галерей, крыш, состоящее из ряда балясин, соединенных сверху поручнем). Кафедру украшала тончайшая резьба. В настоящее время из реликвий храма сохранились иконы А.Венецианова "Воскресение Христово" и "Введение во храм Пресвятой Богородицы".
бесконечность глаз масонской птицы
1. Удильщик
РЫБА РЫБОЛОВ / МОРСКОЙ ЧЕРТ / ЕВРОПЕЙСКИЙ УДИЛЬЩИК / ANGLER FISH
Это глубоководное чудовище может с легкостью стать ночным кошмаром любого дайвера и по праву считается самой уродливой рыбой на планете Земля.
Существует 200 видов удильщиков, которые широко распространены в холодных водах Атлантического и Антарктического океанов. Глубины, на которых обитают эти существа, поистине поражают воображение: так в 2006 году женская особь морского черта была обнаружена в Средиземном океане на глубине 1.86 км.
Вследствие глубоководного обитания кожа этих рыбы имеет темно-серый или темно-коричневый цвет, что делало бы их невзрачными, если бы не огромная плоская голова, усеянная шипами и гигантская ротовая щель. На нёбе и челюстях имеется несколько рядов острых как бритва и загнутых вовнутрь зубов. Некоторые рыбы-рыболовы могут достигать 2 метров в длину и весить до 28 килограммов.
На голове женских особей имеется небольшой отросток с мясистым двулопастным придатком (удилище), который ведет себя как поплавок и на больших глубинах начинает флюоресцировать, благодаря чему эта рыбешка и получила такое необычное название. Удилище, как правило, длиннее самой рыбы в 4 раза, а мясистый придаток, заполненный слизью, в которой обитают бактерии, испускающие свет, располагается прямо перед пастью хищника. Рот рыбы-рыболова поистине гигантский, по сравнению с остальным телом, а в сочетании с мягким эластичным туловищем эта ‘малютка’ может целиком проглотить добычу, которая больше ее в два раза.
2. Рыба гадюка
МОРСКАЯ ГАДЮКА/ ГЛУБОКОВОДНАЯ ГАДЮКА / VIPERFISH
Коренного жителя мезопелага, глубоководную гадюку, можно встретить в тропических и умеренных регионах Мирового океана на глубине от 80 до 1600 метров.
Особи, обитающие ближе к поверхности, черны как смоль, а их более глубоководные собратья и вовсе прозрачны, как в прочем и большинство обитателей глубин, куда не проникают солнечные лучи. Рыбы-гадюки приманивают добычу при помощи специального светящегося органа - фотофора, который располагается вдоль их спинного плавника. У этой рыбы просто гигантские, в сравнении с размером ее тела, глаза, благодаря которым она может неплохо видеть даже в кромешной тьме морских глубин. Пасть вооружена огромными острыми зубами, выступающими на несколько сантиметров изо рта.
Добычей глубоководной гадюки становятся, как правило, рыбы, которые в два, а то и в три раза крупнее их самих. Хищник молниеносно вцепляется своими зубами-саблями в морду жертвы мертвой хваткой, и дожидается, пока бьющаяся в агонии рыба не выдохнется из сил, после чего, перехватываясь зубами, начинает в прямом смысле слова надеваться на нее, пока не заглотит целиком.
3. Алепизавр
ALEPISAURUS
Большие зубастые существа, несущие наследие доисторических времен в наши дни, могут достигать в длину двух метров и весить более 8 кг.
Рыба чрезвычайно умная и попадается в рыболовные сети очень редко, а на крючок, как утверждают рыбаки, поймать алепизавра попросту невозможно.
Обитает преимущественно в открытых океанических водах.
Впервые этот вид был описан в 1741 одним из участников Второй Камчатской экспедиции, Георгом Вильгельмом Стеллером, который обнаружил выброшенное на берег одного из Алеутских островов морское чудовище.
4. Саблезубая рыба
РЫБА-САБЛЕЗУБ / FANGTOOTHS
Рыба-саблезуб или рогатая рыба – это еще одно страшилище, обитающее в океанических глубинах.
Несмотря на свой грозный вид, эта рыба обладает поистине миниатюрными размерами, достигая в длину всего 15,24 см.
У саблезуба короткое тело, крупная голова и огромная пасть, с мощными челюстями, усеянными острыми клыками.
Рыба-саблезуб - одна из самых глубоководных рыб в нашем мире, которая комфортно себя чувствует на глубинах свыше 4 875 метров, где на них действует давление свыше 425 атм.
Эти крошечные хищники нападают на все, что движется и способны целиком заглотить жертву, которая в два-три раза крупнее их самих. Некоторые ученые предполагают, что чрезвычайная агрессивность саблезубов – это наследственный рефлекс, выработавшийся в результате крайнего дефицита пищи на таких глубинах.
Саблезубые рыбы обитают в умеренных и тропических океанических регионах, включая воды в близ берегов Австралии.
5. Рыба-дракон
МОРСКОЙ ДРАКОН / GRAMMATOSTOMIAS FLAGELLIBARBA
Глубоководная рыба-дракон – безжалостный хищник, нападающий на все, что можно употребить в пищу. Агрессия этой рыбки совершенно не вяжется с ее размерами - длина тела морского дракона всего 15,24 см.
У миниатюрного чудовища крупная голова и большая пасть, усеянная острыми, похожими на клыки зубами.
На подбородке у рыбы-дракона имеется длинный ус, на конце которого находится фотофор, выполняющий роль рыболовной приманки. Мигая и размахивая им взад-вперед перед своей зубастой пастью, хищник дожидается, пока ничего неподозревающая жертва подплывет к нему на достаточно близкое расстояние, после чего молниеносным движением схлопывает свои мощные челюсти на ее голове, если добыча достаточно крупная, в ином случае просто проглатывает ее целиком.
Помимо этого, как и у большинства глубоководных рыб, тело и голова рыбы-дракона усеяны фотофорами, служащими для коммуникации с другими представителями своего вида (н-р, в период спаривания).
Морских драконов можно встретить в тропических регионах Мирового океана на глубине от 1 500 метров.
6. Большерот
EURYPHARYNX PELECANOIDES
Большинство костей черепа большерота были редуцированы или просто исчезли за своей ненадобностью. Вследствие этого невозможно определить, к какому роду рыб относится большерот. Лишь внешний вид мальков, похожих на угрей, намекает на родство этих двух видов.
Во время охоты нижняя челюсть большерота откидывается вниз и принимает форму сачка, в который с легкостью помещается добыча, которая больше охотника в несколько раз.
Многие исследователи морских глубин подмечали, что большерот, несущий в своей пасти добычу, похож на обрюзгшего пеликана. Именно поэтому это морское создание зачастую называют пеликановым угрем (pelican eel).
Желудок большерота так же приспособлен к приему крупной пищи и способен растягиваться.
Еще одной отличительной чертой этого обитателя морских глубин является длинный, похожий на хлыст, хвост. Часто хвосты, пойманных в рыболовные сети большеротов, были спутаны во множество узлов.
Большероты вырастают в длину до 2 метров и обитают на глубине от 915 до 1830 метров.
7. Черный живоглот
CHIASMODON NIGER
В род хиазмодонов входят пять видов преотвратительнейших существ, каждый из которых с легкостью смог бы стать украшением любого низкобюджетного ужастика.
Самым распространенным членом этого морского ‘семейства Адамсов’ является черный живоглот.
Длина этих чудищ всего 15-25 см, но благодаря широкой пасти, увенчанная большими подвижными клыками, они с легкостью могут заглотить полуметровую рыбешку.
Дабы самому не стать жертвой во время охоты, живоглот заглатывает добычу, начиная с хвоста, затем, перехватывая ее зубами, затягивает в свой желудок, который эластичен и способен вместить все, что пролезет в пасть этого морского уродца.
Находить добычу в кромешной тьме живоглоту помогает система органов боковой линии, позволяющая ему улавливать колебания воды.
Помимо этого для привлечения добычи и общения с потенциальными партнерами для спаривания на его теле имеются фотофоры.
Черные живоглоты обитают в тропических и субтропических водах Мирового океана на глубине 700-2700 метров.
- Правила препинания. Пунктуационная норма. Значение пунктуации в русском языке. Виды знаков препинания, которые есть в русском языке
- Пьесы на немецком языке для детей - Немецкий язык онлайн - Start Deutsch Сценарий детских пьес на немецком языке
- Запятые при обращении и междометии
- Знаки препинания при обращении