Морев, глеб алексеевич. Смотреть что такое "Морев, Глеб Алексеевич" в других словарях Морев глеб алексеевич как выйти на него
Известный литературовед, шеф-редактор отдела «Литература» сайта Colta.ru Глеб Морев отказался от присужденной ему за 2017 год в номинации "За заслуги перед русской литературой". Об этом он написал на своей странице в фейсбуке: "Коллеги, я узнал о присуждении мне "Премии Андрея Белого" в номинации "За заслуги перед русской литературой". Благодарю всех, кто меня поздравил. Однако в этой связи должен повторить то, что вместе с покойным Борисом Владимировичем Дубиным, Александром Скиданом и Александром Улановым сформулировал четыре года назад: Премия Андрея Белого в том виде, в каком литературное сообщество эту институцию знало, закончила свое существование в 2013 году. Премию же (фактически) Центра имени Андрея Белого, присуждающуюся последние годы я, к сожалению, принять не могу: это, на мой взгляд, было бы поощрением рейдерских методов в культурном поле".
19 июня 2014 года на сайте "Кольты" было опубликовано письмо членов Комитета премии, о котором напомнил Морев. Ниже текст заявления приводится целиком:
Заявление членов Комитета Премии Андрея Белого
Мы хотели бы разъяснить сложившуюся вокруг премии ситуацию, как она видится нам. Опубликованное на сайте Премии Андрея Белого заявление Б.И. Иванова и Б. Останина противоречит духу и букве Премии в том виде, в каком она стала складываться в конце 1990-х годов, возродившись после значительного перерыва на новых — открытых и коллегиальных — началах. В отличие от «тайного», «анонимного» жюри эпохи ленинградского андеграунда, с 1999 года за Премией Андрея Белого стоит определенная общественная институция — Комитет премии. Это, в полном соответствии со статусом Премии Андрея Белого как «корпоративной» и «общественной» (цитируем формулировки Б.И. Иванова из его статьи, предваряющей антологию произведений лауреатов премии 1978-2004 годов: М.: НЛО, 2005, с. 10, 13), добровольное и независимое содружество равноправных людей, объединенных общими интересами и ценностями, что, понятно, никоим образом не означает поющих в один голос. Поэтому любое значимое для членов Комитета решение может быть только солидарным — продуктом коллективной воли его членов, и достигается это в ходе обсуждения, в результате убеждения, на основе взаимных уступок и разумного компромисса, а, в конечном счете, посредством голосования, как это всегда и бывало при разрешении конфликтных ситуаций в Комитете. Еще раз: независимость, общественный характер, соревновательная процедура, открытое голосование, солидарная воля, коллективные решения. Все это внятно прописано в Положении о премии, одобренном всеми членами Комитета еще в 2001 году и подтверждено в Коммюнике 2009 года. Ссылки же на федеральные законы и документы государственной регистрации, к которым прибегают в своем Заявлении Б.И. Иванов и Б. Останин, перечеркивают все обозначенные выше принципы и нарушают сложившиеся за последние 15 лет механизмы работы премии.
В то же время, эти ссылки недвусмысленно свидетельствуют о том, что ситуация необратимо изменилась -- и внешне и внутренне. Подведена черта, завершен определенный этап в истории премии. В настоящее время мы фактически имеем дело с другой институцией - самостоятельно основанным Б.И. Ивановым и Б. Останиным АНО Санкт-Петербургский Культурный центр им. Андрея Белого и премией этого центра как одним из направлений («подразделением») его многообразной и в высшей степени благородной деятельности. Характерно, что формулировки принятого в 2001 году Положения о премии, повторенные в упомянутой статье Б.И. Иванова — о корпоративности, общественном характере Премии Андрея Белого, тех или иных согласованных и коллективных намерениях, решениях, действиях Комитета — в новом Положении о премии, как о подразделении Культурного центра им. Андрея Белого, сменяются симптоматичными словами о «руководителях “Премии Андрея Белого”».
В этих условиях нам не остается ничего другого, как сложить с себя полномочия членов Комитета и с сожалением констатировать завершение работы Премии Андрея Белого в том формате, в каком она существовала в 1999-2013 годах. Подписавшие настоящее заявление рассматривают сейчас возможность учреждения другой литературной премии. Мы надеемся на конструктивное сотрудничество в этом вопросе с нашими коллегами — членами Комитета и лауреатами Премии Андрея Белого разных лет. Социокультурная реальность 2010-х годов в ее уже вполне определившихся политических, идеологических, экономических и массмедиальных планах, которые меняют положение автора, создают новые контексты и конфликты его самоопределения, творчества, признания, требует для критической рефлексии и адекватного отклика новых институций.
Борис Дубин, Глеб Морев, Александр Скидан, Александр Уланов
P.S. Премия Андрея Белого — старейшая в России регулярная негосударственная награда в области культуры — была учреждена в 1978 году ленинградским самиздатовским журналом «Часы», редакторами которого были Борис Иванов и Борис Останин. Премия присуждается в номинациях «Поэзия», «Проза», «Гуманитарные исследования», «За заслуги перед русской литературой», «Перевод» и «Литературные проекты и критика». Денежный приз в каждой категории составляет 1 рубль.
Напомню, что это не первый случай отказа от премии Андрея Белого. В 2009 году награду не принял литературовед Анатолий Барзах, входивший в 2006-2009 гг. в жюри этой литературной институции.
Глеб Алексеевич Морев (род. 3 июля 1968, Ленинград) литературовед, редактор, литературный деятель. Краткая биография Окончил философский факультет Тартуского университета (отделение русского языка и литературы) в 1992 г. Специалист по истории… … Википедия
Глеб Алексеевич Морев - … Википедия
Морев - Морев русская фамилия. Амвросий (Морев) Морев, Александр Сергеевич (1934 1979) советский поэт, прозаик, художник. Морев, Глеб Алексеевич Море Лев Николаевич филолог таист, составитель первых тайско русских и лаосско русских словарей.… … Википедия
Дерптский университет
Императорский Юрьевский университет - Тартуский университет. Главное здание (2004) Тартуский университет (Дерптский, Юрьевский (1893 1918); эст. Tartu Ülikool (с 1918), нем. Universität Dorpat (1802 1893)) в Тарту (Эстония), основан шведским королём Густавом II Адольфом в 1632 на… … Википедия
Юрьевский университет - Тартуский университет. Главное здание (2004) Тартуский университет (Дерптский, Юрьевский (1893 1918); эст. Tartu Ülikool (с 1918), нем. Universität Dorpat (1802 1893)) в Тарту (Эстония), основан шведским королём Густавом II Адольфом в 1632 на… … Википедия
Лауреаты Сталинской премии за выдающиеся изобретения и коренные усовершенствования методов производственной работы - Сталинская премия за выдающиеся изобретения и коренные усовершенствования методов производственной работы форма поощрения граждан СССР за значительные заслуги в техническом развитии советской индустрии, разработки новых технологий, модернизации… … Википедия
3 июля - ← июль → Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс 1 2 3 4 … Википедия
Сталинская премия за выдающиеся изобретения и коренные усовершенствования методов производственной работы (1951) - Эта страница информационный список. Основные статьи: Сталинская премия, Сталинская премия за выдающиеся изобретения и коренные усовершенствования методов производственной работы … Википедия
Герой Российской Федерации - Герой Российской Федерации … Википедия
Книги
- Диссиденты , Морев Глеб Алексеевич. Под этой обложкой объединены самые разные голоса, в свое время - с конца 1950-х до середины 1980-х - принадлежавшие в СССР общественному движению инакомыслящих, получившему имя диссидентства.…
(отделение русского языка и литературы) в г. Специалист по истории русской литературы XX века (М. Кузмин , Андрей Николев , Евгений Харитонов и др.).
Труды
- Михаил Кузмин и русская культура XX века: Тезисы и материалы конференции 15-17 мая 1990 г. - Л.: [Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме], 1990. / Составление и редакция.
- Андрей Николев (Андрей Н. Егунов). Собрание произведений. - Wien: Wiener Slawistischer Almanach, SBd. 35, 1993. / Редакция [составление, подготовка текстов, послесловие (совместно с В. И. Сомсиковым), комментарии].
- Юр. Юркун . Дурная компания. - СПб.: Терра-Азбука, 1995. / Составление, примечания (совместно с П. В. Дмитриевым).
- М. Кузмин. Дневник 1934 года. - СПб.: Издательство Ивана Лимбаха , 1998. / Составление, подготовка текста, вступительная статья, комментарии.
- То же. - [Издание 2-е, исправленное и дополненное.] СПб.: Издательство Ивана Лимбаха , 2007
- То же. - Издание 2 -е, исправленное и дополненное. СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 2011
- Эдуард Багрицкий . Стихотворения и поэмы. - СПб.: Академический проект, 2000. (Новая Библиотека поэта. Малая серия) / Составление.
- Андрей Николев. Елисейские радости. - М.: ОГИ, 2001. / Составление и предисловие.
- Евгений Харитонов . Под домашним арестом. Собрание произведений. - М.: Глагол, 2005 / Составление, подготовка текста, комментарии.
- Кирилл Медведев . Тексты, изданные без ведома автора. - М.: Новое литературное обозрение , 2005 / Составление.
- Ольга Гильдебрандт-Арбенина. Девочка, катящая серсо… - М.: Молодая гвардия, 2007 / Комментарии.
- [Поэтическая серия] «Премия Андрея Белого». - М.: Новое литературное обозрение, 2000-2005 / Составление, редакция, идея и концепция серии.
Напишите отзыв о статье "Морев, Глеб Алексеевич"
Ссылки
- на сайте «Новая литературная карта России »
Примечания
Отрывок, характеризующий Морев, Глеб Алексеевич
Ростов дал шпоры лошади, окликнул унтер офицера Федченку и еще двух гусар, приказал им ехать за собою и рысью поехал под гору по направлению к продолжавшимся крикам. Ростову и жутко и весело было ехать одному с тремя гусарами туда, в эту таинственную и опасную туманную даль, где никто не был прежде его. Багратион закричал ему с горы, чтобы он не ездил дальше ручья, но Ростов сделал вид, как будто не слыхал его слов, и, не останавливаясь, ехал дальше и дальше, беспрестанно обманываясь, принимая кусты за деревья и рытвины за людей и беспрестанно объясняя свои обманы. Спустившись рысью под гору, он уже не видал ни наших, ни неприятельских огней, но громче, яснее слышал крики французов. В лощине он увидал перед собой что то вроде реки, но когда он доехал до нее, он узнал проезженную дорогу. Выехав на дорогу, он придержал лошадь в нерешительности: ехать по ней, или пересечь ее и ехать по черному полю в гору. Ехать по светлевшей в тумане дороге было безопаснее, потому что скорее можно было рассмотреть людей. «Пошел за мной», проговорил он, пересек дорогу и стал подниматься галопом на гору, к тому месту, где с вечера стоял французский пикет.– Ваше благородие, вот он! – проговорил сзади один из гусар.
И не успел еще Ростов разглядеть что то, вдруг зачерневшееся в тумане, как блеснул огонек, щелкнул выстрел, и пуля, как будто жалуясь на что то, зажужжала высоко в тумане и вылетела из слуха. Другое ружье не выстрелило, но блеснул огонек на полке. Ростов повернул лошадь и галопом поехал назад. Еще раздались в разных промежутках четыре выстрела, и на разные тоны запели пули где то в тумане. Ростов придержал лошадь, повеселевшую так же, как он, от выстрелов, и поехал шагом. «Ну ка еще, ну ка еще!» говорил в его душе какой то веселый голос. Но выстрелов больше не было.
Только подъезжая к Багратиону, Ростов опять пустил свою лошадь в галоп и, держа руку у козырька, подъехал к нему.
Долгоруков всё настаивал на своем мнении, что французы отступили и только для того, чтобы обмануть нас, разложили огни.
– Что же это доказывает? – говорил он в то время, как Ростов подъехал к ним. – Они могли отступить и оставить пикеты.
– Видно, еще не все ушли, князь, – сказал Багратион. – До завтрашнего утра, завтра всё узнаем.
– На горе пикет, ваше сиятельство, всё там же, где был с вечера, – доложил Ростов, нагибаясь вперед, держа руку у козырька и не в силах удержать улыбку веселья, вызванного в нем его поездкой и, главное, звуками пуль.
– Хорошо, хорошо, – сказал Багратион, – благодарю вас, г. офицер.
– Ваше сиятельство, – сказал Ростов, – позвольте вас просить.
– Что такое?
– Завтра эскадрон наш назначен в резервы; позвольте вас просить прикомандировать меня к 1 му эскадрону.
– Как фамилия?
– Граф Ростов.
– А, хорошо. Оставайся при мне ординарцем.
– Ильи Андреича сын? – сказал Долгоруков.
Но Ростов не отвечал ему.
– Так я буду надеяться, ваше сиятельство.
– Я прикажу.
«Завтра, очень может быть, пошлют с каким нибудь приказанием к государю, – подумал он. – Слава Богу».
Крики и огни в неприятельской армии происходили оттого, что в то время, как по войскам читали приказ Наполеона, сам император верхом объезжал свои бивуаки. Солдаты, увидав императора, зажигали пуки соломы и с криками: vive l"empereur! бежали за ним. Приказ Наполеона был следующий:
«Солдаты! Русская армия выходит против вас, чтобы отмстить за австрийскую, ульмскую армию. Это те же баталионы, которые вы разбили при Голлабрунне и которые вы с тех пор преследовали постоянно до этого места. Позиции, которые мы занимаем, – могущественны, и пока они будут итти, чтоб обойти меня справа, они выставят мне фланг! Солдаты! Я сам буду руководить вашими баталионами. Я буду держаться далеко от огня, если вы, с вашей обычной храбростью, внесете в ряды неприятельские беспорядок и смятение; но если победа будет хоть одну минуту сомнительна, вы увидите вашего императора, подвергающегося первым ударам неприятеля, потому что не может быть колебания в победе, особенно в тот день, в который идет речь о чести французской пехоты, которая так необходима для чести своей нации.