Митяй певец. Олег митяев
Никита Джигурда дико ревновал Марину к Гордону и Суханову, а по ночам водил на кладбище
На канале «Россия» продолжается показ сериала «Все только начинается». Одну из заметных ролей там играет нечастая гостья на экране - прима Театра им. Вахтангова Марина ЕСИПЕНКО. Совсем скоро Марина Николаевна отметит 50-летие, с которым, конечно, ее готовится поздравить супруг - знаменитый бард Олег МИТЯЕВ. Предыдущий спутник жизни актрисы - Никита ДЖИГУРДА - тоже не захотел оставаться в стороне от важной даты и через нашу газету поделился воспоминаниями о непростых, но счастливых совместно прожитых годах. К Никите присоединились и другие не посторонние для Марины люди.
Мы с Мариной однокурсники по Щукинскому училищу, - начал рассказ Джигурда. - Встретились в 83-м при поступлении, когда Есипенко нашему мастеру Евгению Симонову на вопрос «Для чего вы пришли в театральный вуз?» прямо ответила: «Чтобы стать гениальной актрисой!» Это отличалось от того, что говорили другие, и я сразу понял, что она будет моей! Ненакрашенная, независимая, гордая, настоящая сибирячка. Я взял ее на абордаж!
Подруга Марины по ее родному Омску, режиссер Елена Шиляева, хорошо помнит те годы:
- До поступления в Щуку мы играли в самодеятельном Омском народном театре поэзии у Любови Ермолаевой. Еще на родине Марина (дочь медсестры и водителя «скорой помощи») стала примой, гениально исполняла роль в «Утиной охоте». Из девяти человек, кто у нас поступал из Омска в те годы, только Есипенко выросла в настоящую звезду. Правда, прошла она лишь на второй год. В бытовом плане тогда приходилось туго: мы питались только макаронами, денег вообще не было, как возвращались после экзаменов из Москвы домой, одному Богу известно! Спасибо добрым людям за помощь. И это при том, что мы обе были еще практически детьми, такие наивные, чистые. До Джигурды у Марины никого и не было, а с ним случился бурный роман, растянувшийся на 12 лет.
Сам Никита тоже не скрывает, что взял девушку нецелованной:
Марина оказалась единственной девственницей в моей жизни. Я их - ни до нее, ни после - никогда не трогал, потому что очень ответственный товарищ. А вот перед Есипенко не устоял. Наш мастер Симонов мне говорил, что, если бы не я, Маринку из вуза быстро отчислили: поначалу она вела себя дико - такая отчаянная целомудреница, но очень настоящая! Она по-своему воспринимала эту студенческую ерунду, мы ходили в Театр на Таганке, бегали по крышам, гуляли ночью по Ваганьковскому кладбищу, куда приходилось перелезать через забор (там похоронен кумир Джигурды - Владимир Высоцкий, у могилы которого Никита часто пел его песни. - Г. У.). При мне Марина расцвела. На втором курсе ее взяли в Театр Вахтангова на роль принцессы Турандот - вот что с ней любовь ко мне сделала!
По словам короля эпатажа, со временем на его спутницу стали обращать внимание другие однокурсники, теперь - весьма известные:
- Саша Гордон (с ним Марина играла отрывки из «Чайки». - Г. У.) был в нее влюблен. Но я всегда оказывался рядом: молодой, горячий, мог начистить рожу кому хочешь. А потом мы втроем - я, Марина и Гордон в 1985 году подняли бунт против парторга нашего вуза. Не нравилось, как нам промывают мозги, и мы смогли добиться снятия этого партийца. Уникальная ситуация для того времени! Осмелев, мы написали письмо в Министерство культуры, пытаясь добиться замены руководства нашего института. Марина отчаянно бросалась на приходящих на беседу кагэбэшников с криками: «Фашисты, негодяи!» После этого еще больше наших мальчишек стало на нее засматриваться.
Никита уверяет, что еще одним его соперником оказался Максим Суханов:
- Во время репетиции спектакля «Стакан воды» у Марины и Максима начался, как бы это помягче сказать, флирт. На тот момент мы с Есипенко уже лет пять были вместе. И тут, продолжая любить друг друга, расстались на полгода. Конечно, она вольна была экспериментировать с кем угодно, из-за того что, возможно, с первым мужчиной ей и скучновато стало, и захотелось другого опыта. Но спустя несколько месяцев сошлись опять. Она призналась мне в любви, и еще лет шесть мы были вместе.
Сама Марина несколько лет назад в интервью моей близкой подруге - Инессе Ланской - рассказала о своих взаимоотношениях с Джигурдой:
- Вот я себя иногда спрашиваю: «Как прожила столь долгое время с Никитой?» Да, он - моя первая большая любовь. И я, как всякая правильная девочка, считала, что это навсегда. Впрочем, что ни делается, все к лучшему. Если бы я не имела такого предыдущего опыта, не понимала бы, какое счастье у меня сейчас с Олегом Митяевым. С Никитой-то мы жили сначала в общежитии, потом скитались по коммуналкам. Может, отношения с ним стали для меня испытанием, посланным свыше?
С этими словами согласна и приятельница нашей героини Елена Шиляева:
- Никита взрывной, импульсивный, а двое таких - это много. Джигурда сам то уходил от Марины, то возвращался. А она никогда его ни в чем не упрекнула. Это о многом говорит!
Полеты во сне и наяву
При знакомстве Марина дала мне журнал, где была напечатана знаменитая повесть-притча Ричарда Баха «Чайка по имена Джонатан Ливингстон», - поведал Джигурда. - Она сказала «Это про тебя, почитай». Оказалось, и правда про меня. Я и по сей день живу в безбашенном полете, а Маринка выбрала другое - семью, материнство. Увы, после разрыва со мной Есипенко не сыграла ни одной весомой роли - ни в театре, ни в кино. Все это не идет ни в какое сравнение с ее образами Турандот, Клеопатры, что она воплощала при мне.
Именно я ее познакомил с Митяевым. Это случилось, когда мы уже расстались. А то, что она ушла от меня к нему, как пишут в газетах, такого не было. Олег мне должен ящик шампанского за то, что я ему воспитал такую женщину! А ей самой я очень благодарен за то, что она была в моей судьбе и книгой Баха направила меня в космос. При расставании я Есипенко сказал, что не надо бояться эзотерики и того, что я уходил в 20-дневное голодание. Я просто хотел постичь, что постигали великие Пифагор, Платон, Сократ. Психология Блаватской и Рериха интересовали меня и 20 лет назад, и сейчас, а Марину - нет. Есипенко умоляла меня прекратить заниматься всем этим, дескать, от лукавого, от сатаны. Окружающие ей то же самое жужжали. Наших разговоров Марина боялась как огня, а вот свою нынешнюю жену Анисину я пленил этим полетом, действиями духовной «Камасутры»!
Конечно, не все дамы готовы поддаться подобному напору, и Есипенко порой с жалостью говорит о других женщинах Джигурды. А вот о своем муже Олеге Митяеве - всегда с восхищением:
- Мы познакомились с Олегом в Сочи на фестивале. Он на тот момент был женат. Но, как всякий благородный человек, он никогда и ничего себе бы не позволил, если б в его той семье отношения не исчерпали себя. С бывшей женой Олега мы не общаемся. Думаю, она меня не простила, на что имеет полное право. У Митяева есть трое сыновей от предыдущих отношений. А у нас родилась дочка Даша. И я счастлива, что именно тогда мне Бог послал ребенка, а не раньше. Всему свое время.
Джигурда считает, что у Есипенко и Митяева замечательный брак:
Я видел их по ТВ, как они великолепно поют вместе. Хотя Митяев мало повлиял на жену, ведь у нее были задатки гениальной актрисы, а он вкладывался в себя, в семью, а не в нее конкретно. У них хорошая дочка. Думаю, я бы Даше понравился! Накануне 50-летия Марине я пожелаю сыграть в антрепризном спектакле со мной. Уверен, получится великолепно!
Наталья Меньшикова, помощник многих легендарных режиссеров из родного для Есипенко Театра им. Вахтангова, считает, что у Марины все впереди:
- Петр Фоменко называл ее не актрисой, а «брызгами шампанского». Я с ним полностью согласна. У актеров многое зависит от удачи, а Мариночке она всегда сопутствовала в профессии. К тому же она хорошая мама, жена, дочка. Очень горестно, что совсем недавно ушла из жизни ее мама Мария Григорьевна, до этого она тяжело болела. Марина заказала для нее специальные ходунки, надеялась, что мама поднимется. Но, увы, Мария Григорьевна так и не успела ими воспользоваться.
Жизнерадостный Иван Шабалтас, с которым наша героиня снималась в сериале «Все только начинается», буквально потерял от нее во время работы голову:
- Мариночка - потрясающая женщина. По фильму я влюблен в нее. Да и в жизни, когда Есипенко впервые увидел на сцене Вахтанговского театра, влюбился, о чем она знает. И пусть Олег не ревнует!
В картине мы жили только на приколах: выпендривались, постоянно хохотали, расставаться было тяжко... 50 лет - немного. В этом возрасте женщина еще совсем ребенок.
Цитата
Олег МИТЯЕВ в интервью Первому каналу:
- Конечно, хотелось, чтобы у меня была скромная трудолюбивая покладистая деревенская женщина с пирогами, но досталась вот такая: яркая, привередливая, со своими представлениями. И приходится как-то подстраиваться. В таких женщин, как Марина, обычно влюбляются, а женятся на других. А мне не повезло, я и влюбился, и женился на ней же и вот теперь живу.
Олег Григорьевич Митяев - российский композитор, исполняет авторские песни. Он появился на свет 19 февраля 1956 года в Челябинске. Всю жизнь бард признавался в любви родному городу. Каждый год Олег приезжает туда с концертами, наслаждается прогулками по знакомым улицам. Он часто видит сны о дворе, в котором прошло беззаботное детство артиста. Бард считает счастьем тот факт, что он может жить в этом мире, видеть красоту в простых и незатейливых моментах.
Детские годы и семья
Отец будущего композитора был сотрудником трубопрокатного завода. Его мать не работала, но всё свободное время она посвящала уходу за домом. Воспитывался сын в строгости, но родители старались быть справедливыми по отношению к нему. Отец нередко выпивал, поэтому Митяев до тридцати лет не употреблял алкоголь. Мать научила Митяева сдерживать свои эмоции, сохранять самообладание даже в самых трудных ситуациях. Благодаря ей мальчик не начал курить и употреблять наркотики, в отличие от многих своих друзей детства.
В 1963 году Олег пошёл в первый класс начальной школы №59. К учёбе юноша не был готов, постоянно получал двойки. Спустя четыре года он перешёл в 55 школу, а в 1969 году снова сменил место обучения. Митяев стал выпускником средней школы №68. В аттестате барда были тройки и четвёрки, ближе к концу обучения у него получилось наконец-то исправить оценки.
О своём детстве артист до сих пор вспоминает с умилением. Неподалёку от дома находилось озеро, куда они с ребятами частенько ходили купаться и ловить рыбу. Уже с седьмого класса Олег начал увлекаться игрой на гитаре. Также ему всегда нравились собаки, в детстве юноша даже планировал стать кинологом. Митяев приручал животных, строил для них будки.
По соседству с будущим певцом жили такие известные хоккеисты, как Сергей Макаров и Сергей Стариков. Были и такие мальчишки, которые впоследствии попали в тюрьму. Во дворе постоянно происходили драки, но было много и хороших моментов. Именно там девочки и мальчики начинали играть на гитаре, не зная даже простейших аккордов.
Первый инструмент, который попал в руки Митяеву, имел всего две струны. Разумеется, после появления полноценной гитары репертуар стал расширяться. Юноша наизусть выучил песни, услышанные на кассетах Суханова, Визбора и Дольского. В то время он уже умел играть все популярные композиции, в том числе «Синий иней», «Гимн восходящему солнцу» и «От меня до тебя шагать».
Обучение в университете, первые песни
Одной из любимых композиций будущего артиста был популярный в то время «Марш монтажников». Именно поэтому в 1971 году он принял решение поступить в монтажный техникум, парень выбрал специализацию техника-электрика. Учёба шла не слишком гладко, это профессия не стала призванием Митяева. С 1975 по 1977 год Олег служит в Москве на должности матроса.
После армии юноша поступил в институт физкультуры на специальность тренера по плаванию. Поскольку у него уже был опыт служения в морском флоте, учебное заведение Митяев окончил с отличием в 1981 году. В течение некоторого времени Олег был преподавателем в родном институте, спустя четыре года он отправился работать заведующим в пансионат «Сосновая горка».
Ещё во время учёбы в институте физкультуры юноша начал писать первые песни. После знакомства «на картошке» с Петей Старцевым они решили петь дуэтом. Парни активно участвовали в самодеятельности, увлекались творчеством известных бардов. Вместе они посетили Ильменский фестиваль, где и был написан гимн «Изгиб гитары жёлтой».
Развитие карьеры
В 1978 году Олег начал писать песни, уже в 1980 году его приглашали выступать на различных фестивалях и конкурсах самодеятельности. С 1985 Митяев занимает пост артиста в городской филармонии. Одновременно с этим парень задумывается об актёрской карьере, поэтому решает поступить в ГИТИС на режиссёрский факультет. Учебное заведение он окончил в 1992 году.
В 1986 году, сразу после поступления, юноша знакомится с Константином Тарасовым. Он был гитаристом, создавал аранжировки для песен разных исполнителей. Совместно они записали несколько пластинок. Некоторые из их композиций звучали в музыкальном спектакле «Песни нашего века».
В это же время Олег Григорьевич пробует себя на театральных подмостках и снимается в кино. Он играет роль в постановке «Большой Владимир». Также его можно увидеть в таких фильмах, как «Сафари номер шесть», «Два часа с бардами» и «Игра с неизвестным».
Булат Окуджава очень тепло отзывался о творчестве барда. Он говорил, что в композициях Митяева ощущается непрерывное стремление к совершенству. Именно это подкупало поклонников и критиков. Ведь иногда желание и постоянная работа над собой могут привести к большему успеху, чем равномерное движение на одном и том же уровне. Даже без врождённого таланта можно добиться значительных целей, если постоянно трудиться. Такой путь и выбрал Олег Григорьевич.
В 1998 году Митяев встречает Леонида Марголина - талантливого композитора и аранжировщика. С тех пор они сотрудничают, совместно записывают альбомы и гастролируют далеко за пределами России. Концерты этого творческого тандема всегда проходят в виде импровизации. Репертуар напрямую зависит от настроения зала, Олег чутко улавливает даже интонации случайно услышанных слов. На сцене он держится очень легко, рассказывает шутки и истории из жизни. После выступлений барда зрители выходят, заряженные его невероятной энергетикой.
Последние достижения артиста
За время сотрудничества с Марголиным было записано три альбома, также сняты видеоклипы на композиции «Дорога», «Крепитесь, люди», «С добрым утром, любимая» и «Лето - это маленькая жизнь». Вместе они объездили всю Россию, побывали с концертами в Германии, Франции, Италии и США. Также Митяев выступал в ЮАР и в Израиле. Олег Григорьевич выпустил несколько сборников своих сочинений. В этих книгах можно прочесть не только тексты песен, а и стихи, записки из зала, ноты и многое другое.
На сегодняшний день бард является лауреатом множества фестивалей и престижных премий. Он основал благотворительную организацию, которая помогает начинающим музыкантам развивать движение авторской песни. Артист всегда окружён друзьями, которые тянутся к сильному и доброму человеку. Он притягивает людей своей честностью, тонким и незлым чувством юмора и невероятной щедростью. Когда большая компания собирается за столом, они всегда ощущают тепло, исходящее от певца.
Свою личную жизнь Митяев не считает удачной, поскольку всегда мечтал найти единственную женщину навсегда. Первый брак артиста продлился недолго, после него остался сын Сергей. Вторая супруга родила Олегу двоих детей, но их отношения также не были длительными. На текущий момент бард уже 14 лет женат на актрисе театра Вахтангова. Они воспитывают совместную дочь.
Олег Митяев – народный советский и российский поэт, известный певец и автор песен. Его творчество любит вся страна, его стихи и музыка вошли в золотой архив бардовской песни, а отдельные строчки из произведений до сих пор расходятся на цитаты среди многих поколений слушателей. Вклад этого артиста в развитие культуры и музыки поистине невероятен.
Родился поэт в 1956 году в скромной семье рабочего завода и домохозяйки. Семья жила дружно, Олега и его брата с детства приучили помогать родителям в хозяйстве и ставить интересы семьи превыше своих. Именно поэтому всю свою зарплату юный Митяев долгие годы приносил домой и отдавал маме. А зарабатывать мальчик начал рано – сначала это были стипендии за хорошую учебу, затем – гонорары за песни, а также за хорошую работу в качестве электрика.
С родителями и старшим братом
Будучи натурой увлеченной, Олег мечтал стать то кинологом, то пловцом, однако в школе испытывал скуку и с большой радостью при первой же возможности перешел в техникум на специальность «монтажер». Там он учился хорошо и получал стипендию, однако настоящей любви к профессии не испытывал. Получив среднее специальное образование, далее он поступил учиться в местный университет на факультет физической культуры. У юноши не было тяги к творчеству, пока он не поехал работать в качестве преподавателя в лагере, где услышал бардовские песни и проникся к ним необъяснимой симпатией.
Приехав из лагеря, он самостоятельно освоил гитару, начал записывать и петь свои теплые и добрые стихи и песни. Но сам певец не рассчитывал, что в нем проявится музыкальный талант. Каково же было его удивление, когда первая же песня стала настоящим шлягером.
Успех не вскружил композитору голову. Он решил получить профильное образование и потому поступил в ГИТИС. Активно творить и писать песни на свои стихи Олег Митяев начал с 1979 года, сам исполнять свои произведения – несколькими годами позже. Очень продуктивным стало сотрудничество Олега с хорошим другом Петром Старцевым.
Однажды Олег Митяев выступил в качестве театрального актера – в постановке «Большой Владимир» он успешно сыграл роль .
Олег Митяев неоднократно удостаивался премий, наград, орденов и знаков отличия за свое выдающееся творчество. Он носит гордое звание Народного артиста России.
Песни
Первая песня, впервые исполненная для широкой аудитории на фестивале бардовской песни, сразу же сделала Олега Митяева невероятно популярным. Этой песней он и сейчас зачастую завершает свои выступления. И ему совершенно не надоедает раз за разом петь эти добрые строчки «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались».
Вторая песня у него появилась на следующий год, поэт написал ее в честь рождения сына. Далее поэт сочинял песни на разнообразные темы – от политики до любви. Лучшие песни Олега Митяева пронизаны добротой и теплой энергией. Произведения «С добрым утром, любимая», «Давай с тобой поговорим» и многие другие стали очень популярными среди бардов по всей стране.
Продуктивным оказалось сотрудничество с композитором по имени Константин Тарасов – в дуэте с ним певец создал три альбома.
За всю карьеру Олегом Митяевым было выпущено 9 компакт-дисков и столько же сборников. Его песни звучат по телевидению и на радио до сих пор, проверенные шлягеры и новые песни исполняют звезды современной эстрады.
Концерты в честь Олега Митяева собирают полные залы, на них выступает целый список заслуженных исполнителей России, записи выступлений транслирую по общефедеральным каналам. Диски с видеозаписями выступлений певца и композитора также раскупаются преданными поклонниками его творчества.
За свою карьеру Митяев успел выступить во многих странах, его песни переведены на многие языки, включая немецкий и иврит. Его творчество знают, ценят и любят миллионы людей. Оно стало своеобразным окном в Россию для европейского слушателя – ведь именно бардовские песни передают настоящее настроение жителей нашей страны, их переживания и чувства.
По признанию самого Митяева, некоторые советские реалии были непонятны неподготовленному зарубежному зрителю. Ведь мелкие детали формируют культурный код страны и ее жителей, и эти мелочи не всегда можно понятно и достойно перевести на другой язык так, чтобы слушатели поняли, о чем идет речь.
Личная жизнь
Как заявил в одном из интервью Олег Митяев, любовь – это некая субстанция, которая неподвластна планированию и предсказанию. Говорил певец это, основываясь на личном опыте. В молодости он загадывал жениться и прожить всю жизнь влюбленным в одну женщину. Однако этому желанию не суждено было сбыться. В настоящее время он женат третьим браком. У него есть дети от всех трех браков. В общей сложности у Олега четверо детей.
Про личную жизнь Олег Митяев рассказывать не любит, а если и приходится – то говорит нехотя и скупо. Тем не менее, известно, что от первой жены Светланы Митяев ушел из-за внезапной влюбленности в новую знакомую по имени Марина. Все произошло как в кино, увидел – и всё, любовь! Развелся и женился на своей новой возлюбленной. Первую жену и маленького сына не бросил – помог с жильем, помогал в воспитании мальчика.
С третьей женой Мариной Есипенко
Союз с Мариной был продолжительным, но жена видела мужа редко, ведь он буквально пропадал на гастролях. Где снова и влюбился – на этот раз в актрису . Послед долгих душевных терзаний новые возлюбленные ушли из своих семей и стали жить вместе, а после и поженились.
Характер известного композитора прекрасно отражен в его творчестве – по своей природе Олег Митяев очень мягкий, спокойный, добрый человек. Хотя он уже много лет как перебрался в Москву, он по-прежнему очень привязан к своей малой родине – Челябинск с концертами и просто так поэт навещает несколько раз в год.
Олег Митяев сегодня
Свободного времени у артиста не так много – плотный график расписан по дням и часам на многие месяцы вперед. Олег признается, что мог бы выступать и меньше, выделяя освободившееся время на семью. Однако он не может себе этого позволить – узнав, что в каком-то городе собирается полный зал людей, которые хотят услышать его песни и пообщаться с легендарным артистом, он не может отказать в выступлении.
Концерты у этого композитора проходят своеобразно – это в какой-то мере и выступление певца, и творческий вечер, и моноспектакль. Очень многое в длительном выступлении (концерт длится в среднем три часа) отдается под импровизацию. Артист общается со зрителем, улавливает общее настроение и исполняет с улыбкой на лице свои подчас грустные песни.
Олег Митяев является общественным активистом. Им было инициировано создание специального общественного Фонда, который занимается поддержкой всевозможных культурных проектов. С недавних пор начала свою работу под его покровительством отдельная Ассоциация, деятельность которой направлена на формирование и передачу культурных ценностей молодому поколению. В рамках деятельности в фонде Олег Митяев выступает своеобразным патроном нескольких музыкальных фестивалей и культурных инициатив.
Рост композитора составляет 186 см, вес – 88 кг.
Российский автор-исполнитель, музыкант, актёр. Член Союза писателей России. Заслуженный артист Российской Федерации (2002), Народный артист Российской Федерации (2009). Автор и первый исполнитель песни «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались» (1978).
Фото: http://www.akkords.ru/m_r/mityaev/1917.jpg
Биография Олега Митяева
Родился в семье рабочего Челябинского трубопрокатного завода. Мать - домохозяйка. В 1963 г. поступил в городскую начальную школу № 59. В 1967 г. перешёл в городскую среднюю школу № 55. В 1969 г. перешёл в городскую среднюю школу № 68 Ленинского района г. Челябинска. В 1971 г. поступил и в 1975 г. закончил Челябинский монтажный техникум по специальности «монтаж электрооборудования промпредприятий». С 1975 по 1977 гг. служил на флоте. В 1977 г. поступил и в1981 г. окончил с отличием Челябинский институт физической культуры по специальности «тренер по плаванию» (кандидат в мастера спорта). С 1981 по 1985 гг. работал преподавателем в данном институте и заведующим клубом в пансионате «Сосновая горка» под Челябинском. В 1985 г. приглашён на работу в Челябинскую филармонию в качестве артиста. С 1986 по 1991 гг. учился в ГИТИСе им. Луначарского. В 1992 г. сыграл Маяковского вместе с группой актёров Театра им. Моссовета в спектакле «Большой Владимир».
Песни пишет с 1978 года. Начал выступать в составе дуэта вместе с Петром Старцевым. Песня «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались», с которой Митяев стал Лауреатом Ильменского фестиваля (1978), является своеобразным гимном бардовского движения. Вышли пластинки и книги песен. Участвовал в проекте «Песни нашего века». Снялся в нескольких художественных и документальных фильмах. В 1987 г. знакомится с гитаристом и аранжировщиком Константином Тарасовым, с которым они выступают вместе до 1998 г. С 1998 г. работает с музыкантом-мультиинструменталистом Леонидом Марголиным и музыкантом Родионом Марченко (c 2006 г.).
Лауреат премии Фонда русской поэзии «Петрополь» (2001, за книгу «Непраздничные вещи»), национальной премии «Овация» (2001, 2008), премии «Золотой Остап»(2003), Царскосельской художественной премии (2003, совместно с Л. Марголиным; 2009, совместно с Д. Тухмановым, В. Смеховым, М. Есипенко, В. Петровским).
Женат. Жена (третья) - Марина Есипенко, Заслуженная артистка России, актриса театра им. Е. Вахтангова. Дети: Сергей (1980), Филипп (1984), Савва (1998), Дарья (2000). Внуки: Анастасия Сергеевна, Олег Сергеевич, Анна Сергеевна.
Творчество Олега Митяева
Дискография
Перечислены официальные диски Олега Митяева:
· 1990 - Давай с тобой поговорим
· 1992 - Теперь толкуют о деньгах (песни Юрия Визбора)
· 1994 - Письмо из Африки (фактически сборник: из 19 номеров 8 песен О. Митяева, одна из которых издана на CD впервые, 7 - повторно; 11 песен - других авторов или народные)
· 1995 - Светлое прошлое (считается альбомом, при этом 8 песен издаются впервые, 9 - повторно)
· 1996 - Лето - это маленькая жизнь
· 1998 - Крепитесь, люди, скоро лето!
· 1999 - Лучшие песни (сборник с одной новой песней)
· 2000 - Нелучшие песни (сборник с двумя новыми песнями)
· 2002 - Ни страны, ни погоста… (на стихи Иосифа Бродского песни Леонида Марголина поёт Олег Митяев)
· 2002 - Небесный калькулятор, или Жизнь замечательных людей
· 2003 - Концерт в Кремле (2 CD)
· 2005 - Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались! Четверть века спустя (фактически 2-е издание альбома «Давай с тобой поговорим» с несколько иной последовательностью номеров и двумя новыми песнями)
· 2005 - Запах снега
· 2006 - Митяевские песни (две части. Разные исполнители. Сам О. Митяев исполняет 2 и 1 песни в каждой части.)
· 2007 - Крепитесь, люди, скоро лето! (второе издание)
· 2007 - Олег Митяев в гостях у Эльдара Рязанова (2 CD)
· 2008 - Новая коллекция. Лучшие песни Олега Митяева (сборник)
· 2008 - Романтики больше не будет (CD + DVD)
· 2009 - Да здравствуют музы! (CD + DVD) (идея проекта О. Митяева, стихи Александра Пушкина, музыка Давида Тухманова. Олег Митяев исполняет 3 песни и ещё в двух участвует среди других исполнителей)
· 2011 - Митяевские песни (третья часть. Разные исполнители. О.Митяев исполняет 1 песню сам и одну - совместно.)
· 2011 - Позабытое чувство (CD + DVD) (на DVD переписано видео, выпускавшееся на VHS-кассете Крепитесь, люди, скоро лето! как видеофильм Театр общения: Песни Олега Митяева /обозначался продюсер С. Фоминцев, Г. Хомчик как режиссёр не называлась. Кассета издавалась ООО Фамилия Паблишинг/.
· 2013 - "Волгари"
Библиография
· 1992 - Давай с тобой поговорим. Песни Олега Митяева
· 1997 - Песни
· 2000 - Песни
· 2000 - Непраздничные вещи
· 2001 - Травник
· 2003 - Светлое прошлое: стихи и песни с нотным приложением
· 2003 - Вечная история: стихи и песни с нотным приложением
· 2004 - Давай с тобой поговорим: стихотворения, песни
· 2004 - Лето - это маленькая жизнь: стихи и песни
· 2005 - Песни-2
· 2006 - Песни
· 2009 - Небесный калькулятор
· 2009 - Одинаковые сны
· 2009 - Стихи о любви
· 2010 - По прожилкам лиственной руки
· 2012 - Песни. Книга третья
Фильмография
Актёрские работы
· 1987 - «Два часа с бардами» (ТВ)
· 1988 - «Игра с неизвестным»
· 1990 - «Сафари № 6»
· 1990 - «Убийца»
· 1998 - "Песни нашего века" часть 1
· 2007 - «Монологи на фоне красного кирпича, или Двадцать лет спустя»
· 2011 - «В сетях одиночества»
Видеокассеты и концертные DVD
· ? - Как здорово, что все мы здесь… (на 2 кассетах)
· 1998 - Как здорово, что все мы здесь…
· 1999 - Песни нашего века
· 2001 - Крепитесь, люди, скоро лето! (Концерт в Государственном центральном концертном зале «Россия» 28 февраля 1999 г.; Видеофильм Театр общения: Песни Олега Митяева, + 4 видео
· 2002 - Почему мы так долго не видимся? (в 2 частях)
· 2003 - Концерт в Кремле
· 2004 - «Из ничегонеделанья». Концерт в Кремле. /Запись с концертов 28 и 29 февраля 2004 года в Государственном Кремлёвском Дворце. Дополнен видео и фото/
· 2007 - Митяевские песни. Юбилейный концерт в Кремле. /Запись концерта 19 февраля 2006 года, посвящённого 50-летию артиста/
· 2008 - Романтики больше не будет (DVD + CD)
· 2009 - Да здравствуют музы! (DVD + CD) /Включает в себя видеоклип «Вакхическая песня» (реж. И. Миронова) и фильм о съёмках клипа/
· 2011 - …которому за 50 (DVD) /Видеоверсия юбилейного концерта Олега Митяева с участием приглашённых гостей/
· 2011 - Песни Олега Митяева. Архивная запись 1992 г.(DVD) /Издано как bonus-DVD с CD Позабытое чувство. См. комментарий в Дискографии/
· 2012 - Почти весь Митяев. Три вечера в киноклубе «Эльдар» (на 3-х DVD)
Награды и звания
Премии:
· Национальная премия Овация - 2001, 2008
· Царско-Сельская премия. Фонд русской поэзии - 2003, 2009
· Премия «Петрополь». Фонд русской поэзии - 2002
· Премия Телеканал «Ля-Минор» - 2003
· Премия Шансон года - 2002, 2006
· Золотая премия - «Признание»
· Премия «Золотое перо границы»
· Благодарность от Всероссийского форума «Южный Урал. Россия без сирот» - 2014
· Премия «Золотой Остап»
Ордена и медали:
· Орден «За вклад в культуру» - 25.05. 2011
· Медаль «за веру и добро» (постановление от 01.02.11)
· Медаль за заслуги перед Челябинской областью (постановление от 18.12.12)
· Орден «Служение искусству - 23.08. 2013(Московский Фонд мира)
· Орден почета Кузбасса - 2014
· Орден Петра Великого 1-й степени
· Медаль подвижнику просвещения от общества «Знание России»
· Серебряный орден служения искусства от благотворительного общественного движения «Добрые люди мира»
Фонд Олега Митяева
В 2000 году по инициативе Олега Митяева создан благотворительный фонд для поддержки проектов в области культуры и в 2012 году - Ассоциация «Всё настоящее - детям».
Фондом поддерживаются: Ильменский фестиваль, народная премия «Светлое прошлое», молодёжная программа «Открытия», национальная общественная премия в области авторской песни «Благодарность». Фонд осуществляет помощь организаторам других мероприятий: детского городского фестиваля авторской песни «Поющие дворы», программы «Барды - детям» (концерты для воспитанников детских домов и детей-инвалидов), Второй фестиваля гитарной музыки имени Ивана Кузнецова, Первый городского открытого фестиваля авторской песни «Челябинск - Ильмень». Фонд финансирует, софинансирует и оказывает помощь в организации издания аудио-, видеозаписей и книг различных авторов и исполнителей (Анатолий Киреев, ансамбль «Ариэль», Лев Рахлис и др.).
Родился 19 февраля 1956 года в г. Челябинске. Отец - рабочий Челябинского трубопрокатного завода. Мать - домохозяйка.
В 1963г. поступил в начальную школу №59. Затем в 1967г. в среднюю школу №55. В 1969 году перешел в среднюю школу №68.
В детстве Митяев хотел стать собаководом (кинологом) и приручил всех собак в округу. Мать воспитывала строго, но спроведливо. Отец пил, поэтому сам Олег не употреблял спиртного до тридцати лет. В школе учился плохо, поэтому очень любил каникулы и перемены.
Гитара начиналась, как у всех. Мальчики и девочки выучили бой "восьмерочкой", еще не зная никаких аккордов. Потом появилась гитара, на которой было вначале две струны, и все научились играть "Цыганочку", ведь ее как раз очень удобно играть на двух струнах. Когда появились все струны, пошли уже "маленькая звездочка", "большая звездочка", "барре", "Гимн восходящему солнцу" и весь набор тех лет: "От меня до тебя шагать...", "Синий-синий иней..." и т.д.
В 1971г. из-за любви к песне "Марш монтажников" поступил и в 1975 г. закончил Челябинский монтажный техникум по специальности техник-электрик, но быстро понял что это не его. С 1975 по 1977 г. служил в армии. Служить выпало в городе Москве, где он охранял адмирала флота Советского Союза, был ма
тросом, носил морскую форму.
В 1977 г. поступил и в 1981 г. окончМитяев Олег Григорьевич ил с отличием Челябинский институт физкультуры. Специальность - тренер по плаванию. С 1981 - 85 г. работал преподавателем в институте и зав. клубом в пансионате "Сосновая горка" под Челябинском. С Петей Старцевым познакомились в Институте физкультуры, когда убирали картошку, и стали петь дуэтом.
Послушав первые песни Митяева, Окуджава скажет: "У Олега Митяева есть неукротимое стремление совершенствоваться, работать над собой. А это иногда важнее, чем неизменно ровный, средний, хороший уровень. Когда работа не прекращается - значит зреет открытие".
В 1985г. приглашен на работу в Челябинскую филармонию в качестве артиста. С 1986 по 1991 г. закончил ГИТИС им. Луначарского. И ни одно из полученных образований до сих пор не пригодилось.
Олег Митяев снялся в нескольких фильмах: д/ф "Два часа с бардами" (Мосфильм), х/ф "Игра с неизвестным" (киностудия им А. Довженко), х/ф "Сафари номер шесть" и "Убийца
(Свердловская киностудия).
Песни Митяев пишет с 1979 года на свои стихи.
В 1987 году Митяев знакомится с Константином Тарасовым, и они начинают выступать вместе. С ним же, как аранжировщиком и вторым гитаристом, записаны три пластинки Митяева и три компакт-диска.
Константин Тарасов до шестнадцати лет вместе с родителями жил в небольшом колымском поселке, и всегда на чем-нибудь играл. В 1972 году, в составе ансамбля Тарасов стал лауреатом Всесоюзного фестиваля самодеятельного творчества.
"После того как мы переехали в Москву, я играл в небольших оркестрах и занимался гитарой, немного сочинял, - рассказывает К. Тарасов. - До сих пор отношусь к композиторам, как к небожителям... Я закончил исторический факультет пединститута, решив не заниматься музыкой. Но все вернулось на круги своя. Мы встретились с Олегом Митяевым, и я перешел на работу в Челябинскую филармонию..."
В 1992 году с группой актеров Театра им. Моссовета О. Митяев и К. Тарасов участвовали в спектакле "Большой Владимир" (
итяев в роли В. Маяковского, Тарасов - как актер и автор музыки к спектаклю). Премьера спектакля состоялась в Италии.
В последние годы Олег Митяев работает с аккомпаниатором и аранжировщиком Леонидом Марголиным, с которым записано 3 альбома, в том числе альбом "Крепитесь, люди! Скоро лето!". В записи альбома принимали участие С. Манукян и группа "Ариэль" - это девятый по счету альбом Митяева. Также с Леонидом Марголиным Олег Митяев записал альбом "ЖЗЛ" и альбом на стихи И.Бродского и музыку Леонида Марголина, которые вышли в 2002 году.
На такие песни Олега Митяева как "Лето-это маленькая жизнь", "С добрым утром, любимая", "Дорога" и "Крепитесь, люди! Скоро лето!" сняты видеоклипы, которые вошли в видеокассету с записью концерта в ГЦКЗ "Россия".
Концерты Олега Митяева обычно длятся от двух с половиной до трех часов, хотя слово "концерт" в привычном понимании к выступлению Митяева не совсем подходит. Его концерт - чистая импровизация, песни зависят от настроения зала, а шутки и воспоминания
от интонации сказанного кем-то из зрителей слова. Несмотря на то, что песни Митяева зачастую грустные, на сцене Митяев очень веселый, зал прекрасно реагирует на его шутки, хотя в песнях и грусть.
С гастролями Митяев объездил всю Россию и множество стран: был в Германии и США, Франции и Израиле, в Италии и ЮАР (дважды), где записал диск в зале Национального театра в Претории, также диск вышел в Кёльне (Германия).
У Олега Митяева вышло несколько сборников песен, в том числе книга "Песни" - на сегодняшний день самое полное собрание его сочинений: стихи, ноты, записные книжки, коллекция записок из зала, множество фотографий, готовится новая книга "Светлое прошлое", составителем которой является Р.А. Шипов. В нее вошли 18 еще неизданных песен: очень ранних, которые так и не были записаны ни на один диск, и совсем поздние, еще незаписанные.
За поэтический сборник "Непраздничные вещи" Фонд русской поэзии в 2001 году вручил Митяеву премию "Петрополь".
Олег Митяев приехал из Челябинска и моме
тально оброс друзьями, среди которых артисты, космонавты, врачи – люди разных народов и разных профессий. К нему тянутся. Рядом с ним тепло и светло. Олег выстроил большой дом и поставил на участке большой стол. И все приходят и садятся – тот самый случай, когда «поднимем бокалы, сдвинем их разом» или «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались…» В этих Митяевских словах – какая-то магия. Казалось бы, что за фраза?.. Элементарно, как «В лесу родилась ёлочка, в лесу она росла»… Просто до примитивизма. И вот живет эта ёлочка – из года в год, из десятилетия в десятилетие. И Митяевская строчка – такой же судьбы.
Для туристов и компанейской публики Митяев - это "Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались". Для публики ресторанной он - "Ненаточенные ножи" и другие песни из репертуара М. Шуфутинского. Из тех, кто любит авторскую песню, одни безоговорочно присваивают ему первое место в "новой волне" бардовской песни, другие столь же безоговорочно заявляют, что Митяев - это вовсе не авторская песня