Мистическое обаяние волка. Тасманийский волк – загадочный хищник Австралии Загадочный волк
Волк - олицетворяет свирепость, коварство, жестокость, зло, но также храбрость и победу. Кроме того, при определенных обстоятельствах волк мог стать могучим защитником беспомощных созданий. Общим для многих мифологий Евразии является сюжет о воспитании родоначальника племени (а иногда и его близнеца) волчицей. Известно множество историй о волках-прародителях: римская легенда о капитолийской волчице, вскормившей Ромула и Рема; древнеиранская - о волчице, вскормившей Кира и т.д. У степных тюркских народов волк воспринимался как родовой тотем, отсюда знамена и штандарты с волчьей головой. Герой-родоначальник, вождь племени или дружины мог называться волком или имеющим «голову (тело) волка».
Волк - символ воинов
Волк мог служить эмблемой воинов и выступать в качестве атрибута бога войны. Важная роль отводилась волку в культе Марса в Риме и Одина в скандинавской мифологии. В хеттской, иранской, греческой, германской и других индоевропейских традициях воины, отражая представление о волчьей стае как символе единой дружины, именовались волками и часто одевались в волчьи шкуры.
В египетской мифологии бог в образе волка, Упуат, почитался как бог-проводник, разведчик, а также покровитель умерших. Его эпитет - «вожатый» («тот, кто ведет»). Упуата называли «первым бойцом Осириса» и иногда отождествляли с ним.
В греко-римской традиции волк (иногда хтонический, трехглавый) был посвящен Марсу (Аресу); он символизировал доблесть и служил предзнаменованием победы. Ромул и Рем, дети Марса и легендарные основатели Рима, были вскормлены волчицей. По преданиям, священные животные Марса - дятел, конь, бык и волк - вели родившихся весной юношей, указывая им места для поселений. С культом волка был связан и древнейший праздник Луперкалий, праздник очищения и плодородия, возможно связанный с обрядом инициации. Один из эпитетов Аполлона - Ликейский («волчий») - связывает его с волком или указывает на него как на защитника от волков.
В скандинавской мифологии сидящий на высоком престоле за пиршественным столом Один пьет только вино и не притрагивается к еде - он бросает ее двум волкам, которые вместо псов лежат у его ног. Их имена - Гери и Фреки - «Жадный» и «Прожорливый». Эти волки были чудесными помощниками Одина, символом боевой дружины.
Другой гигантский волк находится на западной стене Вальхаллы - это Фенрир, скованный волшебными путами. Род Фенрира - «многих сыновей-великанов, все они видом волки» - породили великанша Ангрбода и ас Локи. Согласно пророчеству, последняя битва богов и следующая за ней гибель мира начинается с того, что на свободу вырываются хтонические животные. «И тогда свершится великое событие: Волк поглотит солнце, и люди почтут это за великую пагубу. Другой же волк похитит месяц, сотворив тем не меньшее зло. Звезды скроются с неба… И вот Фенрир Волк на свободе». В последней битве волк проглатывает верховного аса Одина. Лишь сын Одина Видар успевает отомстить за отца: чудесным башмаком он наступает Фенриру на челюсть и разрывает ему пасть. Здесь волк выступает символом хаоса и злого начала.
Христиане
В христианстве волк - зло, жестокость, хитрость и ересь, дьявол, угрожающий верующим. Лишь святым дана сила любвеобильного убеждения, чтобы приручить дикость свирепого зверя, как это сделал, к примеру, Франциск Ассизский, атрибутом которого стал волк. Такое представление основано на знаменитой истории о волке, на которого охотились жители Губбио, так как тот приносил огромный вред. Но встретивший его Св.Франциск Ассизский обратился к нему «Брат Волк» и защитил его как друга, который прежде не знал ничего лучшего.
В средневековой геральдике о волке упоминают в положительном смысле: «Волк имеет значение бдительности и осмотрительности, и в этом качестве имя этого животного и его образ используется в гербах; волк заполучает свою добычу с таким умом, что редко попадается охотнику».
У славян
Символ волка связан и с нижним миром, в некоторых мифологиях он выступает как проводник душ. В славянской народной традиции волку присуща хтоническая символика, в облике волка появляются умершие; в русских волшебных сказках волк может доставить героя в иное царство, он имеет отношение к подземным кладам. Во многих сказках волк - это проводник по заколдованному лесу, воплощение загробного мира. Проводник, впрочем, не бескорыстный, за свои услуги волк всегда брал плату - коня или скот. В этой волчьей особенности слышны отзвуки древней справедливости, «взявши - отдай сполна», ныне мы его знаем, как закон сохранения энергии. Волк, из мифологии славян, по сей день, внушает страх и уважение. Как и у любого тотемного животного, у волка было несколько прозвищ, заменяющих настоящее имя - «хорт», «лютый». Слово «волк» вслух не произносилось. Волк по своей природе не злобное существо и если он нападает так не на людей, а на те темные качества, что срослись с телом человека, но в этом уже вина не волка, он просто санитар.
Волк воющий на луну
Темная сущность волка, странным образом связанного с луной и морозными ясными ночами, пугала Славян. Считалось, что волк принадлежит к миру мертвых и ведает его секреты. Унылый волчий вой заставлял содрогаться наших предков и считался дурным знаком. Таким образом, в представлении славян, волк - существо двуединое. С одной стороны он тесно связан с солнечными божествами, мудрый и верный спутник, могущественный прорицатель. С другой - хищный демон, чужой зверь из мира мертвых. Волк - Зверь Дажьбогов, а Даждьбог (звезда рассенов) был у языческих славян богом Солнца.
Люди волки
Люди - волки индивидуальны по своей природе. Они решают все свои проблемы самостоятельно, но могут для решения великих проблем собираться в большое сообщество (стихийные стаи). Эти люди живут собственными интересами, они выносят своё решение по какому-либо вопросу лишь после того как проверят всё на «собственной шкуре». Человек-Волк по своей сути - санитар общества, ему присущи чувство справедливости и строгого порядка. Как правило, Люди-Волки живут собственным, а не чужим умом, не воспринимают советов со стороны, но при всём при этом в них заложена «волчья жадность» к познанию. Они стремятся изучить и обжить всю близлежащую территорию, которую впоследствии будут защищать не жалея собственной жизни. Единственное их уязвимое место - это «сердечные проблемы» (любовные), но чувство долга и справедливости для них превыше всего.
В лето 2012 произойдет переход из чертога Лиса, в чертог Волка. Самосознание и миропонимание людей после этого заметно изменятся. Что интересно, данное событие является неким переходом от «темного» к «светлому». В привычном мире всего человечества произойдут невероятные изменения. А именно в этот период, мы станем свидетелями проявления на Земле иного типа сознания.
ОДА ВОЛКУ
(Сергей Бородин )
Волк - это образ, в равной степени проявленный как в животном мире, так и человеческом сообществе. Образ Волка настолько чист в своей первооснове, что поношения, наветы и прочие лживые выдумки, постоянно несущиеся в его адрес, довольно быстро блекнут, обращаются в подножную пыль перед истинной мощью явления, обобщённое название которого - Волк. Благородство, неподкупность и бескомпромиссность - вот стержень натуры Волка. Он явлен нашему грешному, погрязшему во лжи и пороке миру, как зримое воплощение великой очистительной силы. В его образе воплощена великая сущность, главной задачей которой является ускорение преображения земного мира.
Чутко реагирующий на внутренние пороки души человека Волк возникает на нашем жизненном пути в качестве или грозного предвестника, или непосредственного исполнителя воли владык Судьбы. Слабые, одурманенные, похотливые людишки до умопомрачения боятся Волка, поскольку его появление всегда кладёт начало кардинальным изменениям в жизни человека, пересёкшегося на тропе с Волком.
Волк-животное - проявление в животном царстве благородного принципа высшей справедливости. Это объективный судья, блюститель чистоты и незапятнанности жизненного пути сущностей эпохи преображения, первый этап которой - различение «зёрен от плевел». Волк призван вершить правосудие над нечестивцами животного мира.
Если же в сферу его воздействия попадает человек, то ему так же, как и его «меньшим» братьям, приходится проходить проверку на праведность своей души непогрешимым волчьим чутьём. И горе злодею, встретившемуся на лесной тропинке с судьёй-Волком! Праведник же может не беспокоиться за свою жизнь: Волк с достоинством уступит ему дорогу.
Многоликая Волк-сущность приходит и в человеческом облике. Ответственность человеко-Волка - людское сообщество. Глупо думать, что это всего лишь оборотень, в лунные ночи разрывающий одиноких прохожих. Так литераторы и режиссёры в низкопробных голливудских фильмах пытаются опорочить перед широкой публикой его благороднейшую миссию в нашем мире. Зачем? Теневые заправилы современной цивилизации, заставляющие киношников играть по их правилам, прекрасно осведомлены об этой миссии человеко-Волка в общественных процессах, протекающих в данный момент на планете. Для исполнения их собственных человеконенавистнических планов Волки опасны в любой ипостаси. Поэтому-то образ Волка всеми средствами поражения массового сознания «озверяется», сводится всего лишь к носителю кровожадных инстинктов. Таким образом, у обывателя формируют условный рефлекс на уничтожение Волков всюду, где для этого представится хоть малейшая возможность. Такое живодёрское отношение людей к себе приходится испытывать Волкам как животного царства, так и человеческого сообщества.
Чем же Волки так опасны для сил, препятствующих дальнейшей эволюции земного человечества? Прежде всего, необходимо чётко понимать, что человеко-Волк - это страж моральных законов общества. Он же и карает аморальные личности за их непристойное поведение. С другой стороны, он всячески способствует исполнению людьми эволюционных законов мироздания. Тайные же силы Нового Мирового Порядка стремятся перестроить мировое сообщество так, чтобы мораль полностью исчезла из мотивационных установок земного человека. Волки же, отстаивающие моральность жизнепроявления людей, мешают такой перестройке общества. Поэтому эмиссары Нового Мирового Порядка ведут кропотливую работу по поиску и уничтожению человеко-Волков, создавая им невыносимые условия жизни, провоцируя у них различные заболевания, устраивая несчастные случаи для их физической ликвидации. « Идёт охота на Волков…», - прорицал в своё время В.Высоцкий. И оказался полностью прав в своём пророчестве.
Но справиться с Волками не так то просто, как это может показаться на первый взгляд, поскольку они в своих действиях опираются на всю мощь светлых сил эволюционного плана. Волк - это бесстрашное благородство во плоти. Он не ведает страха. Он всегда в атаке. Это боец за чистоту помыслов. И всегда на место павшего приходит новый борец с нечистью. Так было всегда, так будет до свершения перехода Земли на новый эволюционный цикл развития.
Волк обычно действует в одиночку. Но в период грозной опасности для ничего не подозревающих простых людей Волки могут объединяться в стаю: так легче отразить угрозу всеобщей гибели. Это даже не стая, а дружина профессиональных воителей против мирового зла. Так что, Волки - это крепкий орешек для мировой закулисы. В своих действиях они гибки, нестандартны, смелы и готовы на всё ради Света на пути человечества к новым высотам эволюционной пирамиды мироустроения. И главное - за ними будущее. Потуги же тех, кто толкает человечество на путь деградации и самоуничтожения, по большому счёту обречены на провал. И основную партию в этом провале призваны сыграть Волки. Вот из-за этого то на них так усердно охотятся их супостаты.
Находясь рядом с Волком в человеческом обличье, всеми фибрами своей души ощущаешь благоговейное уважение к этой личности. К сожалению, таким человеко-Волком можно любоваться и почитать его только на расстоянии: накоротко сблизиться с ним невозможно в силу его сверхчеловеческой миссии среди нас, простых смертных. Такие люди кажутся обывателю совершенно бессердечными, лишёнными теплоты чувств. На самом деле, это не так: та задача, что они реализуют в жизни, требует от них железной выдержки и трезвой оценки ситуации, а это, в свою очередь, не позволяет им впускать кого-нибудь себе в душу. Грандиозность решаемых ими проблем может попросту раздавить обычного человека, решившего по той или иной причине поближе узнать человеко-Волка. Более того, не очень щепетильный к себе в смысле моральных норм поведения человек испытывает в присутствии Волка резкий внутренний дискомфорт. Волк чует это и применяет к такому человеку ту или иную систему наказания или профилактики. Поэтому большинство людей, имеющие за душой многие грешки, не любит Волков и на бытовом уровне.
Легенда о Ромуле и Реме, а также о волчице, вскормившей их своим молоком.
Это случилось в те времена, когда погибла легендарная древняя Троя. Некоторым ее защитникам удалось спастись, они ушли в море. Многие месяцы носили волны утлые суденышки, пока их не прибило к берегу. Измученные люди увидели перед собой покрытые травами, лесами и кустарниками равнины. Солнце в этой земле было теплым, море - ласковым, земля - плодовитой. Это и была Италия, область Лаций. Здесь сын древнего героя Энея построил город и дал ему название Альба-Лонга.
Прошло не одно десятилетие, прежде чем эта история получила дальнейшее развитие. Городом Альба-Лонга из поколения в поколение правили потомки Энея. В описываемое нами время правителем был Нумитор - честный, благородный и добродушный человек. Зато брат его Амулий слыл жестоким, коварным и завистливым. Он во что бы то ни стало хотел свергнуть власть брата своего Нумитора, и в конце концов это ему удалось. Добродушного Нумитора брат не боялся, поэтому ему была сохранена жизнь. Были убиты дети и внуки правителя, а дочь Рею Сильвию вынудили стать весталкой - жрицей богини Весты. Несмотря на это у Реи Сильвии вскоре родились очаровательные мальчики-близнецы. Согласно легенде, их отцом был Марс - бог войны.
Узнав об этом событии, Амулий очень испугался и разгневался, ведь мальчишки, окрепнув, могли отомстить ему за сверженного деда, убиенных родственников и сломанную жизнь матери. По приказу Амулия Рея Сильвия была казнена, а ее новорожденных детей было решено отдать на волю волнам, бросить в Тибр. Сделать это было поручено рабу, который, разместив детей в корзине, оставил ее на берегу реки. Он решил, что с приливом вода поднимется и унесет корзину по реке в море.
Настал прилив, вода поднялась, но корзина не сдвинулась с места, поскольку зацепилась за торчавшую корягу. Когда вода спала, дети выпали на землю. Они промокли, проголодались и стали громко плакать. В то время к реке подошла огромная волчица, чтобы попить воды. Услыхав детский плач, волчица не набросилась на близнецов, а лишь подошла к ним, облизала, обогрела своим дыханием и накормила молоком. Эту картину увидел пастух, пасший неподалеку овечье стадо. Он подобрал детей и воспитал как умел.
Названный отец дал имена малышам. Одного было решено назвать Ромулом, второго Ремом. Братья росли сильными и крепкими. Они занимались охотой, помногу путешествовали по родной земле, заслужили всеобщее расположение местных жителей. Каждый из них постепенно создал себе отряд из единомышленников. К братьям стекались беглые рабы, местные пастухи, бродяги. В одной из стычек с отрядом Амулия Рем попал в плен.
И вот он стоит перед глазами правителя. Старый Амулий был поражен благородным видом простого пастуха и стал расспрашивать о происхождении юноши. Рем на это отвечал: «Мы, Ромул и Рем, - близнецы-братья. Раньше мы считали себя сынами пастуха, но знай же, о правитель, - наше рождение окутано тайной. Наш приемный отец поведал нам, что, будучи совсем маленькими, мы были вскормлены волчицей, на съедение которой были брошены».
Амулий пришел в ужас - неужели это дети Реи Сильвии?
На помощь Рему поспешил его брат Ромул с большим отрядом единомышленников. К ним примыкали люди, которым надоело жестокое правительство Амулия. Вспыхнуло восстание против правителя, власть в стране была возвращена деду близнецов - Нумитору. Сами Ромул и Рем решили поселиться отдельно, для этого было решено построить большой город. Для строительства выбрали территорию, на которой располагались семь холмов, которые могли служить защитой от будущих набегов врагов. Первые постройки появились на Палатинском холме - месте, где братьев нашел пастух.
Древнегреческая легенда гласит: Много преступлений совершили люди медного века. Надменные и нечестивые, не повиновались они богам-олимпийцам. Громовержец Зевс прогневался на них; особенно же прогневил Зевса царь Ликосуры в Аркадии, Ликаон. Однажды Зевс под видом простого смертного пришел к Ликосуру. Чтобы жителя знали, что он бог, Зевс дал им знамение, и все жители пали ниц перед ним и чтили его как бога. Один лишь Ликаон не хотел воздать Зевсу божеских почестей и издевался над всеми, кто чтил Зевса. Ликаон решил испытать, бог ли Зевс. Он убил заложника, бывшего в его дворце, часть тела его сварил, часть изжарил и предложил как трапезу великому громовержцу. Страшно разгневался Зевс. Ударом молнии он разрушил дворец Ликаона, а его самого превратил в кровожадного волка.
В египетской мифологии бог в образе волка, Упуат, почитался как бог-проводник, разведчик, а также покровитель умерших. Его эпитет - «вожатый» («тот, кто ведет»). Упуата называли «первым бойцом Осириса» и иногда отождествляли с ним.
(Вепуат «открыватель путей»)
в египетской мифологии, бог в образе волка. Центр его культа - город Сиут (греческий - Ликополь. "волчий город"). От Снута начинался крупный караванный путь, и Упуат почитался как бог-проводник, разведчик. Его эпитет - "вожатый" ("ведущий"). Упуат - воинственное божество, его атрибуты - булава и лук. Имел также функции покровителя умерших, его называли "первый боец Осириса" и иногда отождествлялся с ним. Упуат - волк. часто отождествлялся с шакалом Анубисом. Штандарты с атрибутами и изображениями Упуат выносили перед выходом фараона, несли во главе процессии во время мистерий Осириса в Абидосе.
В скандинавской мифологии сидящий на высоком престоле за пиршественным столом Один пьет только вино и не притрагивается к еде - он бросает ее двум волкам, которые вместо псов лежат у его ног. Их имена - Гери и Фреки - «Жадный» и «Прожорливый». Эти волки были чудесными помощниками Одина, символом боевой дружины.
Другой гигантский волк находится на западной стене Вальхаллы - это Фенрир, скованный волшебными путами.
Волк Фенрир
Самопожертвование Тюра
Исполинский волк не любил богов и не доверял им. И когда боги в третий раз явились к нему, чтобы помериться силой, он заподозрил неладное. Волк притворился спящим, а сам украдкой наблюдал
за небожителями. А ну как они проведали о его ненависти и о тайных замыслах? Ведь ему было известно, что Один обладает даром провидения: а он лишь выжидал удобного случая, чтобы напасть на Асгард, вот только пока не придумал, как ему обмануть бога света Хеймдалля, хранителя и неусыпного стража небесной радуги, ведущей в священный чертог Асгарда.
Но боги вели себя вполне дружелюбно, они смеялись и весело переговаривались между собой. Вот они уже совсем близко. Фенрир сделал вид, что проснулся, и зевнул, широко раскрыв пасть- так, чтобы еще раз показать врагам свои огромные зловещие клыки.
- Здравствуй, Фенрир,- сказал Один.- Хочешь поиграть с нами?
«Берегись! - подумал про себя волк.- Что еще они от меня хотят?» И ответил ворчливо:
- Что же это за игра?
- Посмотри на ленту.- продолжал бог.- Каждый из нас пытался ее разорвать, но напрасно; даже Тору, несмотря на его могучие мускулы, это не удалось! Одни из нас считают, что у тебя это тоже не получится. Другие, напротив, утверждают, что лишь тебе под силу разорвать ленту. Не возьмешься ли ты разрешить наш спор?
Фенрир задрожал от гнева, глаза его так и полыхнули ненавистью, из груди вырвался хриплый стон. «Это ловушка!»- подумал он. Однако не принять вызова богов он не мог, иначе они сочли бы его трусом. Волк немного помедлил и ответил, стараясь вновь обрести спокойствие:
- Хорошо, я согласен на испытание, но при одном условии: кто-то из вас. Пока я буду связан, положит свою руку мне в пасть...
Теперь Фенрир пристально наблюдал за тем, какое впечатление произвели его слова на богов. Ему показалось, что Один незаметно опустил голову, чтобы получше спрятать свое лицо под большой шапкой, с которой он не расставался, потому что, увы, у него не было одного глаза. Тор чуть не задохнулся от ярости, с силой сжимая в руке священный молот. Его жена Сив побледнела, а Фриг, супруга Одина. нервно теребила свое тяжелое золотое ожерелье. Лишь Бальдр сохранял невозмутимость.
Волк торжествовал: о, он оказался прав - боги действительно готовили ему ловушку, и вот теперь
они вынуждены отступить, признаться в собственном бессилии. Довольный собой, Фенрир распрямился - своим гигантским ростом он стремился произвести на противника еще более сильное впечатление.
Неожиданно один из богов выступил вперед. Это был Тюр, бог сражения, почитаемый на поле брани за храбрость, а также за прямоту и мудрость. До той минуты он скромно держался в стороне, так что Фенрир его не заметил.
Как только волк увидел Тюра, его охватило мрачное предчувствие, которое он попытался отогнать. «Я ничего не боюсь,- говорил он себе,- ни у кого из этих богов не достанет смелости, чтобы пожертвовать рукой». Тем временем Тюр, не говоря ни слова, без малейшего страха протянул правую руку и поднес ее прямо к пасти чудовища. Фенриру ничего не оставалось, как разжать челюсти...
Все произошло очень быстро. В одно мгновение могучие руки сжали волка, затем связали его волшебной лентой. Потом боги осторожно отошли, все, кроме Тюра, которому пришлось соблюдать условия сделки, заключенной с Фенриром.
Волк попробовал пошевелиться. Он из кожи лез вон, лишь бы избавиться от ненавистных пут, но и его мощные лапы не помогли ему освободиться. Пена бешенства выступила у него на губах. Фенрир просто обезумел от ярости и собственного бессилия, а боги безудержно смеялись, показывая пальцами на своего врага, которого наконец-то одолели. Все потешались над ним. Все ли? Нет, рядом с волком спокойно и достойно стоял отважный Тюр. Фенрир слегка сжал челюсти, но бог не сделал ни малейшего движения, чтобы убрать руку; потом волк резко сомкнул челюсти и своими страшными клыками отсек Тюру кисть до запястья.
Боги вздохнули с облегчением: волк проиграл. Самопожертвование Тюра сполна искупило бесчестность шутки, сыгранной с Фенриром. Его оставили связанным на острове. Гигантский волк завыл. Тогда, прежде чем уйти, один из богов приблизился к нему и вставил между челюстями зверя свой меч, чтобы волк не мог даже выть от ярости.
В христианстве волк - зло, жестокость, хитрость и ересь, дьявол, угрожающий верующим. Лишь святым дана сила любвеобильного убеждения, чтобы приручить дикость свирепого зверя, как это сделал, к примеру, Франциск Ассизский, атрибутом которого стал волк. Такое представление основано на знаменитой истории о волке, на которого охотились жители Губбио, так как тот приносил огромный вред. Но встретивший его Св.Франциск Ассизский обратился к нему «Брат Волк» и защитил его как друга, который прежде не знал ничего лучшего.
В славянской мифологии упоминается божество, которое находится в неразрывной связи с волком. Это Дажьбог - бог Солнца, сын Сварога, входящий в группу сварожичей. Дажьбог, как и многие другие божества, является «оборотнем», т.е. имеет животную сущность, превращаясь в ней в большого хромого белого волка. Дажьбог, по одному из вариантов славянских мифов, это бог подземного мира, где проживают умершие, но в основном его считали добрым, светлым богом.
Существует еще один миф, связанный с волком, и этот миф говорит о путешествии Дажьбога в преисподнюю, и его браке с Мораной, славянской богиней смерти. У них родился сын по имени Ван, которого мать лишила зрения, в отместку Дажьбогу, с которым они разошлись. Ван был брошен в яму, но его спас Радгост, и помог ему обрести зрение. В качестве наказания Дажьбог уничтожает Морану, но она успевает проклясть Вана, превращая его в волка. Сестра Вана узнала, что может спасти брата, если будет хранить молчание в течение семи лет - и она с честью выдержала это испытания, и даже при угрозе смерти не заговорила. Ван, хоть и ставший человеком, потерял волшебные способности, и по преданию, стал родоначальником сербского народа.
Другое божество, связанное с волком и его лунным аспектом - Гориз, бог Луны и восходящего солнца. Правление Гориза простирается от заката до восхода солнца. Этот период целиком совпадает с периодом власти волка, который охотится в ночное время, это также время, когда оборотни становятся животными.
В мифических преданиях, легендах и сказках, а также в поверьях, обычаях, обрядах и народных праздниках башкир волк выступает как тотемический предок - прародитель, покровитель и защитник. В основе таких мотивов лежат древнейшие представления людей о тождестве человека и животного, возможности их взаимопревращения.
Такие идеи проявляются у башкир в фольклорных источниках. В одном из вариантов эпоса "Урал-батыр" имеется сюжет о том, как Шульган, старший брат и антипод Урала, стремясь стать могучим батыром, по совету змеи-юхи в облике красивой женщины выпивает из бурдюка глоток крови хищного зверя, нарушив запрет отца, и в тот же миг превращается в волка.
Сюжет "человек-волк, оборотень" является одним из популярных в мифологии урало-алтайских, палеоазиатских, индоевропейских и кавказских народов. Не меньшее распространение нашел в мировой мифологии и сюжетный тип "волк-человек", о чем свидетельствует бытование во всех частях света сказочных мотивов о встрече героев с волками, обладающими человеческим языком и интеллектом.
В башкирском фольклоре имеются образы как волчиц-прародительниц, так и волков-прародителей людей. Так, в легенде усерганского племени башкир говорится, что однажды молодой охотник встретил волчицу и хотел убить ее. Но волчица вдруг заговорила человеческим голосом и сказала: "Возьми меня за хвост и ударь оземь". Он так и сделал. Волчица превратилась в красивую девушку. Охотник привел ее в кочевье и женился на ней, но усергане не согласились с этим и выгнали их из племени. Охотник и девушка ушли в глухие леса и стали жить вместе. Девушка-волчица родила ему много детей, их потомство составило родовое подразделение бурелер токомо (род волков). В настоящее время жители деревень Башбуре (Назаргулово) Кувандыкского района Оренбургской области и Хакмар бурехе (Сакмар-Назаргулово) Хайбуллинского района Республики Башкортостан связывают свое происхождение с этой легендой.
Мотив волчицы-прародительницы, кормилицы и воспитательницы сохранился и в сказке "Санай-батыр": у героя сказки Кусун-батыра молодая жена родила мальчика, его нарекли именем Санай. Воспользовавшись тем, что в это время Кусун-батыр находился на охоте, две его старшие жены подменили мальчика щенком и отнесли в лес. Оклеветанная молодая жена батыра была заточена в темницу. Брошенного в лесу Саная выкормила и вырастила волчица. Когда Санай стал батыром, волчица оставалась рядом с ним и оказывала всяческую помощь.
Образ волка-прародителя и предка людей нашел отражение в сказке "Сын волка Сынтимер-пехлеван", где единственную дочь царя похищает волк-оборотень и уносит в горную пещеру. Через некоторое время царевна рожает от волка сына, которого нарекают Сынтимером.
Мотив о чудесном муже или женихе, выступающем в облике волка, присутствует и в других сказках башкир, например, в сказке "Ак буре", где белый волк женится на луноликой девушке. Во время обрядового купания новорожденного в бане его называют в благопожеланиях айыу, буре балахы (дитя медведя, волка).
Этот мотив косвенно преломляется в мифологических сюжетах оживления волками погибших героев. В сказке "Два брата" благодарный волк оживляет коварно убитого героя, зализав его раны. Такие же сцены имеются в сказках "Белый волк" и "Золотое яблоко". Как нам кажется, их нужно воспринимать как пережитки веры предков башкир в происхождение людей от волков: волк, оживляя мертвых героев, заново рождает их, дает им вторую жизнь.
Подобные идеи настолько глубоко укоренились в исторической памяти юго-восточных башкир, что и сегодня некоторые информаторы убежденно говорят, что в прошлом от волков и медведей рождались человеческие дети.
С вышеупомянутыми легендами перекликается древнетюркский обычай, согласно которому люди, желая узнать пол новорожденного, спрашивали: "Родился волк или лисица?" Волк был символом мужского начала. Этот обычай интересен тем, что в нем проступает идея о возможности разрешения роженицы волчонком или лисенком.
Предание о волке-прародителе существует также и у монголов. Тотемические истоки подобных мифов особенно отчетливы в типологически сходном предании рода кагвантанов у североамериканского индейского племени тлинкитов. По этой легенде, один из предков рода встретил волка, подружившегося с ним и обещавшего его осчастливить, после чего род стал считать волка своим тотемом. У индейского племени нутка существовал миф, согласно которому волки украли сына вождя. В подобных мифах предок - вождь племени выступает в образе волка или обладает способностью превращаться в волка, что связывается с представлениями (проявляющимися и в фольклорной традиции) об оборотнях типа славянских и балканских волкодлаков (вурдалаков), литовских вилктаков и др. Герой-родоначальник вождь племени или дружины называется иногда волком или имеющим "голову волка" или "тело (живот) волка".
Связь мифологического символа волка с нижним миром, миром мертвых характерна для мифологии индейцев-алгонкинов, согласно которой волк - брат Манабозо (На-на-буша) провалился в нижний мир, утонул и после воскрешения стал хозяином царства мертвых. В "Эдде" конец мира вызван чудовищным волком, сорвавшимся с цепи.
В античности волка считали зверем-призраком, один взгляд которого лишает дара речи. Геродот и Плиний сообщают, что принадлежащие к скифскому племени невры раз в году превращаются в волков, после чего снова принимают человеческий облик. В этом, возможно, скрываются воспоминания о волке-тотеме племени. Чингисхан тоже похвалялся своим происхождением от серо-голубого, с высоких небес спустившегося “избранного волка”.
Его негативный аспект отмечен египетской культурой, где он воплощал разрушительную силу солнца.
Этот грозный образ бытует в сказках и легендах, где волк олицетворяет кровожадность, вышедшую из-под контроля, и примитивную силу, присутствует в качестве лицемерного искусителя, алчного, бессовестного самца-соблазнителя Красной Шапочки.
Аналогично Змее и Медведю волк символизирует тьму, темный и бессознательный аспект личности, проявление которого может быть опасным ввиду пробуждаемых в нем энергий, способных “утопить” сознание. Означает землю, зло, пожирающую страсть и ярость. Волки и вороны часто оказываются близкими друзья примитивных богов мертвых. У алхимиков волк вместе с собакой символизирует двойственную природу Меркурия, философскую ртуть и соус.
У ацтеков воющий волк - бог танца. В кельтской мифологии волк проглатывает Небесного Отца (солнце), после чего наступает ночь. У китайцев он символизирует прожорливость и алчность. В христианстве волк - зло, дьявол, погубитель паствы, жестокость, хитрость и ересь, а также человек с неподвижной шеей, так как считается, что волк не способен обернуться. Волк был эмблемой святого Франциска Ассизского, приручившего волка Губбио. У египтян он является атрибутом Кхенти Аменти и Упуат. В греко-римской традиции волк посвящен Марсу (Аресу) как олицетворение ярости, а также Аполлону и Сильвину. Волчица, согласно легенде, вскормившая Ромула и Рема, часто изображается в римском искусстве.
ВОЛК-СИМВОЛ
Волк - это, в первую очередь, высший символ свободы и бесстрашия в животном мире, символ самостоятельности, также символ бесстрашия - в любой схватке волк борется до победы или до смерти.
Волк не подбирает падаль, а значит - это и символ чистоты.
Волк живет семьей, ухаживает только за своей волчицей-женой, и сам волк-отец воспитывает своих детей-волчат. У волков не существует такого порока, как прелюбодеяние.
Волк - это и символ высокой нравственности, преданности семье.
Волк - символ справедливости и честолюбия. В обычных условиях волк не допустит, со своей стороны, обидеть более слабого.
У китайцев он символизирует прожорливость и алчность.
В христианстве волк - зло, дьявол, погубитель паствы, жестокость, хитрость и ересь, а также человек с неподвижной шеей, так как считается, что волк не способен обернуться. Волк был эмблемой святого Франциска Ассизского, приручившего волка Губбио.
У египтян он является атрибутом Кхенти Аменти и Упуат.
В греко-римской традиции волк посвящен Марсу (Аресу) как олицетворение ярости, а также Аполлону и Сильвану. Волчица, согласно легенде, вскормившая Ромула и Рема, часто изображается в римском искусстве.
У евреев волк олицетворяет кровожадность, жестокость, преследующий дух (Бытие, 49:17).
У индийцев ашвины спасают перепела дня от волка ночи.
Волк является ездовым животным ведьм и чернокнижников, его облик принимает оборотень или вервольф.
Скандинавская мифология рассказывает о волке Фенрире, разрывавшем железные цепи и оковы и, в конце концов, запертом в недрах земли. Говорилось также, что во время сумерек богов - конца света - это чудовище вырвется из плена и пожрет солнце. Здесь волк выступает символом злого начала.
Волки произошли от нечистой силы?
Происхождение волка в народных поверьях связывалось обычно с нечистой силой. По одной из легенд, черт слепил волка из глины, но не мог его оживить, и тогда Бог сам вдохнул в волка жизнь, ко при этом оживленный волк бросился на черта и схватил его за ногу (поэтому черт с тех пор хромает). Другая легенда гласит, что черт позавидовал Богу, когда тот создал Адама, и попытался сам сотворить человека, ко вместо этого у него получился волк...
Культ волка очень древен и сложен. Вероятно, для древних славян-земледельцев волки были очень полезны весной, когда всходили яровые хлеба и лён, а в лесных чащах было много рогатой мелочи (косули, дикие козы, серны), оленей, кабанов, причинявших огромный вред посевам; волки на открытых пространствах засеянных нив легко ловили эту живность, оберегая тем самым поля от потравы. Возможно, это и была одна из причин, по которой волк в народном представление стал связываться с плодородием; другой же причиной могло быть древнейшее представление тучи в образе волка.
При этом связь волка с урожаем сохранилась и при христианстве; так, например, сербы полагали, что волк приносит удачу и даже специально может предсказывать урожай, а встреча с ним и у восточных славян считалось доброй приметой. В облике волка иногда представляли себе духа нивы, хлеба: например, когда хлеба колыхали ветры, в некоторых местах говорили; «По хлебам проходит волк», «Ржаной волк бежит по полю», и т.д.
А детей, собирающих в поле рвать колоски и васильки, предостерегали: «В хлебе сидит волк, -он разорвет вас на кусочки», «Смотрите, придет ржаной волк и вас съест» и т.п. В некоторых местах считалось даже, что волк прячется в последнем снопе хлеба, сам такой сноп изредка называли «Ржаным волком».
Волки некогда считались священными животными бога богатства и плодородия Велеса. «Велесовы дни», приходившиеся на зимние святки, называли также «волчьим праздником». Кроме того, покровителем волков, по-видимому, был солнечный бог Дажьбог (аналогичный греческому Аполлону Ликейскому, «Волчьему», покровителю волков), а также богиня земли и плодородия Лада (аналогичной греческой богине Лето, оборачивающейся в мифах волчицей).
Как священное животное, волк весьма почитался славянами, и отголоски этих почитаний сохранились и поныне в сказках и легендах, где волк, между прочим, является одним из самых честных персонажей. Даже некоторые старославянские имена связывались с волком; например, имена типа Волк, Вук и уменьшительное Вучко, Хорт и пр.
Хтонические свойства волка (происхождение, связанное с землей, глиной, поверье о кладах, «выходящих» из земли в роде волка) сближают его с гадами - змеями, ящерицами, угрями и пр.; даже происхождение у них иногда считалось общим (так, по одному из поверий, гады появились на свет из стружек от выструганного чертом волка). При этом волк в народных поверьях объединяется порой с различными нечистыми животными, не употребляемыми в пищу, характерным принципом которых являлась слепота или слепорожденность.
Некоторые поверья о волках являлись как бы несколько видоизменёнными поверьями о гадах: так, например, в некоторых местах верили, что волчица приносит волчат раз в жизни, а принёсшая потомство пять раз превращается в рысь (сродни представлению о том, что змея или лягушка, дожившая до определенного возраста превращается в летучего змея); при этом волчата выводятся там, где волк завоет во время пасхальной Всенощной, и их бывает столько, сколько дней пришлось на мясоед от Рождества до Великого поста.
Как существо сверхъестественное, причастное к миру Богов и Духов, волк в народных поверьях наделялся даром всевидения (он и в русских сказках предстаёт обычно если не всеведущим, то, по крайней мере, мудрым и искушенным в различных делах зверем). Помимо этого ему традиционно приписывались функции посредника между «этим» и «тем» светом, между людьми и богами или нечистой силой, вообще силами иного мира; так, например, сербы верили, что волк часто бывает у мертвых на «том свете», а при встрече с волком иногда призывали на помощь умерших. Из-за подобных поверий, а также из-за представлений о ликантропии и оборотничестве, волк в народных поверьях нередко соотносится с «чужими»: мертвыми, предками, «ходячими» покойниками и пр.
Помимо этого, волк в народных поверьях обычно был тесно связан с нечистой силой. Так, например, в рассказах жителей некоторых мест волки противостоят человеку как нечистые духи, и их отгоняют крестом, молитвой, колокольным звоном, другими освященными предметами. Часто считалось также, что волк «знается» с нечистой силой и колдунами, которые по своему желанию могут обращаться волком или насылать волков на людей и скотину. Черти, бесы и пр. также нередко появляются в образе волка, или имеют волчьи признаки (волчьи зубу, уши, глаза и т.д.).
Повсюду существовало поверье о том, что волки находятся в подчинение у лешего, и леший распоряжается ими, как своими собаками, кормит их хлебом и указывает им, какую скотину в стаде можно задрать; при этом леший и сам может обернуться белым волком. Однако при этом отношение волка к нечистой силе было двойственно: с одной стороны считалось, что нечистая сила распоряжается волками и даже пожирает волков (сравните представления о том, что нечистые духи иногда пригоняют волков к человеческому жилью, чтобы потом поживиться волчьей падалью, а дьявол ежегодно таскает себе по одному волку в пекло); но, с другой стороны, волки в народный поверьях поедают и вообще истребляют чертей, чтобы они меньше плодились.
Согласно народным поверьям, волки бывают особенно опасны для людей начиная со дня Ильи-Пророка, так как именно в это время «открываются волчьи норы»; а с Юрия Холодного (9 декабря) волки начинают подходить к сельским задворкам за добычей, и в это время опасно выходить за пределы села. Около дня св. Анны (22 декабря - начало зимы в народном календаре; «с праздником зачатия св. Анны, зима зачинается») волки, по народному наблюдению, собираются в стаи и становятся особенно опасны; разбегаются же они только после выстрелов на Крещение (19 января).
С Николы Зимнего волки стаями начинают рыскать по лесам, полям и лугам; с этого дня, вплоть до Крещения продолжались «волчьи праздники». Эти праздники, отмечавшиеся среди зимы на Святках, справляли многие славянские народы, желая чествованием волков в это время умилостивить «паству солнечного Егория», особенно лютую в зимние месяцы. Например, в западно-украинских и подольских сёлах вплоть до XX в. сохранялся обычай рядиться на Коляду в волчьи шкуры, и с песнями носить по улицам чучело волка.
В древности подобные праздники, по-видимому, посвящались богу плодородия и богатства Велесу и его священным животным - волкам; при христианстве некоторые из этих святочных обрядов, в том числе и посвящённые волкам, сохранились, хотя и несколько видоизменились.
В древности волки иногда воспринимались крестьянами, как угроза не меньшая, чем нашествие вражеских армий. Особенно это касалось глухих лесных деревень. Поэтому несмотря на все положительные функции волков, к ним крестьяне относились настороженно и со страхом, от них пытались защититься всеми возможными способами, как обычными так и магическими. Например, для защиты скота в некоторые особые дни соблюдали определенные запреты на действия и работы, связанные с овечьей шерстью и пряжей, мясом скота, навозом, с ткацкими работами и острыми предметами.
Так, например, для того, чтобы волки не тронули скот, крестьяне не выполняли никакой работы в день св. Георгия и др.: не давали ничего взаймы во время первого выпаса скота и вывоза навоза на поле; не пряли на святки; не отдавали за границы села ткацкие орудия, не ставили изгороди в период между днями св. Юрия и св. Николая; не ели мясо в день св. Николая; не допускали половых сношений в последнюю ночь перед масленицей и т.д.
Чтобы волк не тронул пасущийся скот, во многих местах совершали различные магические действия, символизирующие возведение преграды между волком и скотом. Например, для защиты скота в день св. Николая клали в печь железо, втыкали нож в стол, в порог или накрывали камень горшком со словами: «Моя коровка, моя кормилица надзорная, сиди под горшком от волка, а ты, волк, гложи свои бока». При первом выгоне скота с той же целью замыкали замки («замыкали волку зубы»), посыпали печным жаром порог в конюшне и т.д.
Повсеместно считалось, что волк, подобно нечистым духам, мгновенно отзывается на звук своего имени, поэтому в народе запрещалось упоминать имя волка, чтобы не накликать его. У крестьян обычно использовались другие названия для этого табуированного животного, например: «зверь», «серый», «бирюк», «лыкус», «Кузьма» и др. Но даже и такие прозвища применялись редко, так как и они (хотя и с меньшей вероятностью) могли притянуть внимание зверя, а следовательно, навлечь опасность на человека и его окружение.
Глаз, сердце, зубы, когти, шерсть волка в народе нередко служили амулетами и лечебными средствами. Волчий зуб в некоторых местах давали грызть ребенку, у которого прорезаются зубы; считалось, что тогда у малыша будут такие же крепкие и здоровые зубы, как у волка. Волчий хвост иногда носили при себе от болезней, порчи и пр.: а знахари могли использовать его наряду с волчьими лапами, для ворожбы и чародейства.
Оберегом для простых людей могло даже служить само упоминание или имя волка (например, о появившемся на свет телёнке говорили: «Это не телёнок, а волчонок», полагая что после этого волк примет теленка за одного из своих щенят и не тронет его во время летнего выпаса).
В народных приметах волк, пробежавший мимо деревни, перебежавший дорогу или встретившийся в пути, предвещал обычно удачу, счастье и благополучие; но волк, забежавший в деревню, считался приметой неурожая. Множество волков, появившихся в окрестностях деревни, сулило войну (как, впрочем и появления множества чего бы то ни было, например, белых бабочек, Муравьёв и т.д.); вой волков предвещал голод, а вой их под жильем - войну или сильный мороз, осенью - дожди, а зимой -метель.
Возвращаясь к древнему покровителю волков Перуну, вспомним, что он был покровителем прежде всего воинов-дружинников, которые, в свою очередь, чтили животных своего бога и старались им подражать. В древнерусской литературе не раз встречается сравнение воина с серым волком. Молодые воины называли себя волками. Это сравнение дожило и до XIX века. В.И. Даль записал такую пословицу: «Солдат, как волк; где попало там и рвёт».
Однако основным занятием наших предков было всё же скотоводство и земледелие, поэтому за волком всё более закрепляется дурная слава злого демона. Хищный характер волка возбуждает представление о грабеже, насилии и резне. До сих пор ещё встречается выражение: «волк зарезал овцу или корову». В более поздние времена волками называли людей, ворующих чужой скот.
Наслоения этих мотивов друг на друга создали причудливую картину отношения народа к волку, где смешались почитание и уважение, страх и ненависть.
В давние времена волков считали посланниками бога. Приносили им жертвы, обычно в декабре. Крестьяне брали козу, вели ее в лес и привязывали на перекрестке лесных дорог. Утром шли посмотреть, не отказались ли от их подарка лесные хозяева. Волки от подобного подарка никогда не отказывались.
При встрече с волком в лесу белорусы приветствовали его: «Здорово, браток!» Считали, что если поприветствовать его первыми, то он никогда не нападет, а перебежит дорогу - это к добру, удаче. Если волк пробежит возле села или через него перед закатом солнца, то ночь будет доброю для всех сельчан.
По народным сказаниям, волк является олицетворением темной тучи, которая хранит в себе живую воду дождя. С ней неразрывно связано понятие силы, здоровья и красоты, поэтому волк иногда выступает помощником героя сказаний.
Повторяющиеся не только на Руси, но и у всех славянских и соседних с ними народов сказки об Иване-царевиче и сером волке наделяют этого зверя-хищника даже крыльями. Летает он быстрее ветра, переносит серый на своей спине царевича из одной стороны света белого в другую, помогает ему добыть чудесную Жар-птицу, золотогривого коня и всем красавицам красавицу - Царь-девицу. Говорит этот сказочный волк голосом человечьим и одарен необычайной мудростью.
Почему же волк - вор и разбойник по своей звериной натуре - помогает почти во всех преданиях человеку и даже готов пожертвовать за него жизнью? Мы находим здесь следы почитания волка как тотема, священного предка, покровителя людей из своего племени. Именно поэтому он способен даже раздобыть живую и мертвую воду, воскресить погибшего героя, хотя обычному зверю это было бы не под силу.
Но со временем почитание тотема-предка и страх перед лютым зверем разошлись в разные стороны. Волк стал более недругом, чем помощником, и люди нашли способы успешно оберегаться от него - как с помощью оружия, так и колдовских средств.
По рассказам ямщиков, волки боятся колокольного звона и огня. Поддужный колокольчик отгоняет их от проезжего: «Чует нечистая сила, что крещеные едут!» - говорит бывалый люд. Во многих деревнях для предохранения скота от волков, в зимнее время подбирающихся по ночам к задворкам, в старину было в обычае обегать околицу с колокольчиком в руках, причитая под звон: «Около двора железный тын, чтоб через этот тын не попал ни лютый зверь, ни гад, ни злой человек!».
Верящие в силу колдовства люди рассказывают, что если навстречу свадебному поезду бросить высушенное волчье сердце, то молодые будут жить несчастливо. Волчья шерсть считалась в старину одною из злых сил в руках чародеев.
Волчий вой
Среди разнообразных звуков, издаваемых волками, особенно выделяется вой - выразительный, тоскливый, леденящий душу звук, слышный на большом расстоянии, который всегда будоражит воображение людей, никого не оставляя безучастным.
Пожалуй, именно слышимая в вое тоска действует на подсознание человека, вызывая беспокойство и смятение в душе каждого, чьих ушей достигает обычно многоголосое исполнение этой песни безнадежного, вечного, первобытного одиночества.
Вой является самым загадочным феноменом в биологии волка. Даже среди ученых, посвятивших свою жизнь изучению этого хищника, нет единого мнения о функциях воя. Бесспорными остаются несколько фактов: из млекопитающих только волки, койоты и шакалы издают вой, слышный на расстоянии нескольких километров; способность к вою формируется у волков примерно к шестому месяцу жизни; инициатором воя всегда бывает самец, начинающий выть относительно низким голосом с плавными переходами к более высоким нотам, затем к нему присоединяется «набирающий высоту» голос волчицы, а потом и голоса других волков.
В момент воя волки находятся в крайнем возбуждении, можно сказать, экстазе и стремятся к скучиванию. Морды зверей сближаются, но на них сохраняется выражение отрешенности от всего окружающего. Это, собственно, и порождает иллюзию тоски и обреченности каждого из них на вечное одиночество. Иногда волчий вой производит впечатление песни презрения к жизни и смерти.
С точки зрения биологии, вой - один из механизмов регулирования популяционной структуры данного вида животных. Но так ли всё однозначно? Ведь у всех, кто хоть немного знаком с жизнью волков, возникает ряд вопросов. Например, почему вой звучит особенно часто, когда для волков наступают трудные времена зимней бескормицы и они должны объединять усилия, чтобы выжить?
Волчья стая
Основной популяционной группировкой волка является семейная группа особей, именуемая стаей и состоящая из родителей - двух старых, или матерых, волков - 3-6 молодых, а также прибылых -волков из выводка последнего года - и переярков - волков, уже переживших одну зиму, но еще не достигших половой зрелости.
Иногда в такой семье остаются по тем или иным причинам не нашедшие себе пары взрослые волки трех-пятилетнего возраста, обычно самцы.
Звери, родившиеся от других родителей, в стаю-семью не допускаются и встречаются как враги. Таким образом, стая представляет собой относительно замкнутую разновозростную группу особей, длительное время сообща использующую кормовые ресурсы «своей» территории, которая обеспечивает проживание 5-15 животных данного вида. Иногда встречаются и более крупные стаи - от 15 до 22 волков.
Используя научную терминологию, можно так характеризировать типичную структуру стаи. Стая состоит из трех высокоранговых волков: альфа-самца, лидера сообщества, исключительно агрессивно встречающего чужаков; старшей самки, отдающей предпочтение альфа-самцу и агрессивно относящейся ко всем прочим половозрелым самкам стаи; альфа-самца - обычно сына или брата молодого волка и наиболее вероятного его приемника, который периодически проверяет прочность позиции лидера.
Кроме высокоранговых волков, в стаю входят более молодые, низкоранговые самцы и самки. Живя в стае, они получают очевидное преимущество от коллективных охот. Но в то же время у этих волков резко ограничены возможности репродукции, так как агрессивность главных самца и самки препятствует участию в размножении их потенциальных соперников. В связи с этим низкоранговые волки стремятся выйти из старой, и образовать новую, свою стаю.
Переярки держатся обособленной группой и уклоняются от участия во внутристайных конфликтах. Прибылые находятся вне семейной иерархии и, демонстрируя подчинение как высоко, так и низкоранговым волкам, вызывают у них ответные проявления заботы.
Все члены стаи во все периоды года тяготеют к территории, где расположено семейное логово, которое они периодически посещают. В результате они постоянно поддерживают связь с главной самкой, являющейся фактически основным координатором отношений в семье. Зимой волки поддерживают наиболее тесные семейные связи, которые существенно ослабевают летом...
50-я Североамериканская Конференция по проблемам управления живой природой протекала так, как и положено подобному сборищу - нудно, размеренно и монотонно. Дядечки в "мартышкиных костюмах" (так у демократичных американцев называется обычный пиджак с брюками и галстуком; и считается он, кстати, атрибутом гангстеров и госчиновников) становились к микрофону и тягучими голосами гнусаво изрекали истины.
"Стабилизация экологической системы", "общественный контроль за использованием природных ресурсов", "государственное управление национальными богатствами Штатов" и прочие замысловатые словосочетания привычно спивались в хорошо знакомый мотив "I love me" и "Good, bless us" ("Я люблю себя" и "Бог нас благослови"). Если американский чиновник не может найти никого, кого надо учить жить, он будет учить этому самого себя.
Я привычно подремывал под бормотание боссов из различных департаментов, вконец убаюканный их радением за окружающую среду, как вдруг меня из этого состояния выбросил дикий истерический женский визг. Мне был хорошо знаком этот звук - как фронтовику знаком свист артиллерийского снаряда - именно так лет десять назад на митингах визжали остервеневшие тетки, да-да, именно те, которые до сих пор составляют основной эшелон любой политической партии.
Но это верещала не тетка.
Убийцы, - визжал он, - управленцы! Вы все живое ставите под контроль с помощью смерти?
Человек, к которому эти слова обращались, был на вид тем образцом, который нам в больших количествах преподносит англосаксонский управленческий аппарат - румяный, лет шестидесяти здоровяк, в сером костюмчике и с непоколебимым здравым смыслом. С несказанным-таки удивлением я услышал, как голос его запнулся, понизился, он произнес нечто вроде: "бешеные дураки". А потом, как и его оппонент, потерял человеческий облик и зашипел.
Зал респектабельного "Иган-Центра" будто бы продернуло током. Визг и шип стали доноситься с разных его концов, а председатель бешено застучал ложечкой по графину.
Внимание, - кричал он, стараясь переорать все нараставший бедлам. - Вы все, все - помните! Дискуссия по контролю за волками состоится вечером, не сейчас - вечером! Сохраните до вечера свои эмоции!
Тут только до меня дошло, что эти два слова - ВОЛЧИЙ КОНТРОЛЬ - и спровоцировали имевшую место сцену.
И что - всегда у вас так на дискуссиях по волчьему контролю? - спросил я сидевшего рядом коллегу из Кенайского парка, флегматичного здоровяка Стива Бишема.
- - Куда там, - мрачно сказал он. - В прошлом году на такой же Конференции в Оклахоме полиция драку разнимала...
Волк... Почему же он так популярен и внушает столь сильные чувства - буквально от лютой ненависти до исступленной любви, что способен свести с ума непоколебимого американского бюрократа?
Итак, волк... Друг или враг? Санитар леса или маньяк-убийца? Кровожадное чудовище или незаметный рядовой житель леса? И что делать с ним?
Истреблять петлями, ядами и вертолетами или, наоборот, завозить в те места, где с трудом от них удалось избавиться, тратя на это тысячи человеко-часов и долларов? О тотальном засилье волков на Севере говорят лесорубы и охотоведы. И проклятый русский вопрос "Что делать? снова всплывает в наше непростое время.
"О, волки, - говорит Том Ситон, аспирант Университета Штата Аляска, - я их так люблю, мне кажется, что эти существа - самые близкие из всех, что живут на свете". И голубые его глаза подергиваются легкой поволокой.
"Нашли мы как-то волчью нору, - рассказывает пастух-оленевод Петр Дьячков из совхоза "Омолон", - всех щенков утопили в ведре с бензином и сожгли". И той же сладостной поволокой подергиваются его черные узкие глаза.
Чем же, интересно, был волк для наших предков? И о чем гласят многочисленные легенды?
Вход в Валгаллу - Чертоги Героев у древних германцев и скандинавов - охраняют два гигантских волка Гери и Фреки. Эти звери сопровождают Одина на войну, и именно они сражаются с его врагами. "Псы Войны" - это не "Солдаты удачи" Фредерика Форсайта и тем более не уродливые ротвейлеры собачьих клубов - это волки Одина, и ни один смертный не остался в живых, повстречав их на своем пути!
..."Конец света наступит, едва только изгложет свою цепь гигантский волк - страж Ада. Слишком долго томился он на цепи, и, освобожденный, разнесет он в клочья весь верхний мир", - гласит "Эдда" -эпос древних скандинавов.
Дьявол превращает людей в оборотней - вервольфов. Укушенный оборотнем, сам становится вервольфом, и когда вервольфов станет больше людей, они прекратят таиться, обернутся волками и заполонят собой мир. Тут-то и наступит всему конец", - гласит германская легенда.
Трудно найти зверя в жизни северных народов, который занимал бы такое большое в ней место, как волк. Ему могут составить конкуренцию разве что лось, медведь и северный олень. Но эти звери являлись, по большей части, источниками пищи, и только в одном случае - с медведем - в основе их обожествления лежал страх. Страх этот, правда, не мешал нашим предкам есть и медведя, правда, с некоторой (иногда довольно значительной) опаской. Что же заставило человека сперва поместить волка на самый верх пантеона языческого тотемизма, потом предать его анафеме, как первого помощника Сатаны, а затем снова слагать о нем стихи, писать книги и даже завозить его обратно в места, где тот же человек его когда-то с великим трудом и ненавистью истребил? Это не расчет, не любовь и не ненависть - похоже, род Homo связывают с волком более сильные чувства, из тех, о которых китайцы так и говорят - неназываемые.
Германцы античного времени одевались волками в походах, а в древнегерманских текстах говорится о воинах-волках и воинах в волчьих шкурах. Свои военные отряды сравнивали с волчьими стаями иранцы и арьи, греки и арабы. Волчьи головы украшали знамена тюркских дружин.
У других племен волком было принято называть военного вождя. Мужественный грузинский царь Вахтанг I имел прозвище Горгасал, что означает "волчья голова". Похожее значение имело имя одного из героев "Бхагаватгиты" - Бхима - "тело волка".
Существует множество легенд о человеке или людях, воспитанных волками. Многие эти легендарные личности заложили фундаменты крупнейших государств, империй, орд. Основатели Рима Ромул и Рем, первый персидский царь Кир, славянские богатыри Вырвидуб и Валигора, германский герой Дитрих, основатель монгольского государства Чингисхан - все они выкормыши волчьего логова. Китайская хроника о происхождении тюркютского племени гласит: народ гуннов, держава Атиллы были полностью истреблены врагами. Уцелел лишь девятилетний мальчик, и то лишь условно. Враги отрубили ему руки и ноги и бросили умирать в болоте. Там от него забеременела волчица. Мальчика все-таки убили, а волчица убежала аж на Алтай, спряталась в пещере, где и родила десять сыновей. По прошествии нескольких поколений некий Арслан-шад вышел из пещеры и признал себя вассалом жужаньского хана. Тот сдуру поверил ему, за что и был убит. От этого вот Арслан-шада и пошла династия тюркютских властелинов - ашинов, что означает именно благородный волк.
А в эскимосской сказке "Кикмирасик" волки выступают в роли справедливых судей., наказавших родственников за жестокое отношение к племяннику. Волки забирают к себе на воспитание бедного племянника-сироту и воспитывают его, предварительно перерезав всех оленей жестокого дяди, в результате чего последний умер с голоду. Я лично не сомневаюсь в том, что из племянника вырос наидостойнейший человек.
Если верить нашим предкам, волки не только спасали от смерти человеческих детенышей, но и время от времени вливали свежую кровь в людское племя. Камчадалы, к примеру, считали, что волки совсем не равнодушны к женщинам. Если у них рождались близнецы, то один из них, во всяком случае, был волчьим ребенком. Не может же от одного мужчины родиться двое детей сразу! Для удовлетворения интереса волчьего мужского племени к неотразимым камчадальским женщинам держали даже специальное чучело волка, которое демонстрировало живым волкам, что тутошние бабы уже заняты, и являло собой пыльный и вонючий пример сексуального оберега.
Когда род или целое племя выводило свою родословную от какого-либо животного, ощущало с ним свою кровную связь, это животное становилось тотемом племени. Тотем тем и отличается от Бога, что он не является Вседержителем Судеб. Его роль скромнее и ближе - он родственник, он постоянно находится рядом, его нельзя обижать, при случае он может помочь, при плохом отношении - напакостить. У Бога много дел, и он только изредка может бросить косой взгляд на маленького человека -охотника-тлинкита или гурона. А тотем - он всегда тут как тут - то выглядывает из-за куста, то оленя нагонит, то мясо украдет.
Список племен, считавших (или считающих) волка своим непосредственным предком, очень внушителен. Стоит рассказать о некоторых, из них. Это самые воинственные и беспощадные индейцы Русской Америки тлинкиты и воспетые Ф.Купером ирокезы, это 11 родов туркмен. Волк считался предком узбеков и чеченцев. Некоторые исследователи говорят, что эскимосы Берингова пролива тоже считали волка своим прямым родственником.
Почитатели тотема думают, что они могут рассчитывать на поддержку своего "родственника" во многих ситуациях. У узбеков, например, это было связано со стремлением сохранить новорожденных. В тех семьях, где дети умирали рано, ребенка обычно заворачивали в волчью шкуру. Волчьи зубы, когти и сухие кисти лап служили амулетами-оберегами, их подвешивали к изголовьям люлек. Волчьими оберегами пользуются и взрослые узбеки и чеченцы. Чтобы спасти себя от несчастья, мужчины носили в карманах волчьи клыки. Зубы и когти в кожаных мешочках пришивали к одежде. Ложась спать, люди подстилали под себя волчью шкуру от дурного глаза. Для охраны жилища от злой силы в передний угол вешали волчьи лапы, зубы или когти. Буряты при "крапивной лихорадке" считали самым действенным лечением заворачивание человека в волчью шкуру. Казахи и казанские татары любую сыпь растирали волчьим хвостом. Если человек считал то или иное создание своим родственником, то он, естественно, к нему и покойному относился уважительно. В древней Греции человек, убивший волка, был обязан похоронить его по-человечески. Обязательно хоронили волка узбеки. Якуты, которые считали волка сыном древнего божества Улуу-тойона, тоже не оставляли убитого волка на произвол судьбы. Они заворачивали его в сено и вешали на дерево. Чукчи и коряки для того, чтобы избежать мести убитого волка, устраивали специальный праздник. Чукчи на этом празднике снимали с волка шкуру. Хозяин дома одевал ее так, что голова зверя оказывалась на его собственной голове. Затем он начинал танцевать, петь и бить в бубен. Сходные праздники были и у ительменов. На празднике волка у коряков, когда убитого волка несли к дому, женщины выходили навстречу с факелами. Шкуру вместе с головой надевал один из мужчин и танцевал вокруг очага, приговаривая, что это не они убили волка.
С незапамятных времен люди считали, что животные не только в состоянии понимать человеческую речь, но могут даже читать мысли, а что сами не говорят - так это, скорее всего, сами не желают. По поверьям многих народов, хищного зверя, также, как демона, нельзя было называть по имени: "Не зови черта, а то услышит, подойдет". Во избежание сего неприятного момента существовала целая система фальшивых имен для наиболее могущественных обитателей нашего мира. Эстонцы, например, называли волков «пастухами», «длинными хвостами» , «дядьями» и почему-то – «одноногими». У литовцев волк заслужил прозвище "полевой", у абхазов - "счастливая пасть". Коряки звали волка длинно и непонятно –«тот, кто держится в стороне».
Человек выискивал волку и родственников среди животного мира тоже под стать ему. Прибрежные чукчи и эскимосы находили так много общего между волками и касатками, что считали, что зимой касатка превращается в волка, а летом снова одевает свою шкуру, то есть, по сути, является одним и тем же существом. Сходного мнения придерживались индейцы хайда, заселявшие острова у берегов Канады и Аляски. На своих тотемных столбах они располагали священных животных так: сверху - белоголовый орлан, под ним - волк, а внизу - касатка, символизируя таким образом единство неба, земли и воды.
У многих народов, ощущавших когда-то с волками родственные связи, существовало много поверий, связанных с этим зверем. Казахи, к примеру, до сих пор считают, что приснившийся волк - к удаче и благополучию. Абхазские охотники были более требовательны и считали, что к удаче увидеть волка не во сне, а наяву - дескать, больше шансов, что повезет. У узбеков cуществовало поверье, что если вокруг много волков, то год будет счастливым - не очень понятно для народа, который жил также и скотоводством. По белорусским поверьям, если волк пробегал через деревню или около нее перед закатом, то для всех селян ночь будет спокойной (тоже не совсем понятно, с чего?). Особенно благоприятной считалась встреча с волчьей свадьбой.
Интересно, что все эти, в общем-то, благоприятные для волка верования и поверья были присущи народам, имевшим кочевой образ жизни, или охотничьим племенам. При обращении в христианство людей обуяла какая то волчья фобия, граничащая с истерией. Особенно она была характерна для позднего средневековья, когда волк был признан практическим пособником Сатаны.
В какой-то степени это можно объяснить тем, что в тот период по территории Европы пронеслась буря разрушительнейших воин. В мирное время численность волка в той или иной степени сокращали специальные охотники-волчатники, пастухи, феодалы, травившие их собаками. Но едва начиналась война, вооруженному человеку мигом становилось не до волка. Трупы устилали поля, тонули в придорожных рвах, засыпали пепелища городов...
Волк и ворон становились хозяевами этой жатвы. И оба внушали ужас.
Людям волк и ворон казались прямыми посланцами Ада, "почтальонами Сатаны".
Германские земли в наибольшей степени пострадали от разрушительных религиозных распрей. Тилли и Валленштейн, Мориц Саксонский и Густав-Адольф, Александр Фарнезе и Тюренн - для каких только воителей эта земля не становилась учебным полем брани! Сожженные леса и города, разоренные деревни, витийствующие попы, трупы, трупы... И везде был волк, создававший легенды.
Самыми распространенными волками германской мифологии следует считать, наверное, вервольфов. Но и помимо вервольфов германские княжества населяла пропасть всякой нечисти в волчьем обличье. Вспомнить хотя бы Бранденбургскую Охотницу, она же Повелительница Тумана! Бранденбургская Охотница (на ее настоящее имя было наложено табу, и оно забылось впоследствии) проживала в хорошо укрепленном замке посреди болота где-то в центральной Германии. Замок был, естественно, уединен, дорога мимо него шла, опять-таки, одна. Как и положено в подобной истории, стали на ней пропадать люди. Некий доблестный рыцарь вызвался проехать по ней ночной порой и едва отбился от огромной волчьей стаи. Однако, отбившись от нее, он не удрал благоразумно во все лопатки, а, проявив тевтонскую хитрость, затаился и проследил за стаей до самого ее логова. Логовом этим оказался, соответственно, пресловутый замок. Собрав отряд бравых вояк, сей рыцарь пошёл на штурм и обнаружил; что замок в великом множестве населен волками, которых посылала на бой таинственная хозяйка. С помощью всяких хитростей ему удалось с этой хозяйкой сразиться, после чего она и все ее воинство загорелись и взлетели вверх. Замок сожгли (то ли горящие трупы, то ли доблестные рыцари), но на этом дело не успокоилось. Время от времени на дороге через болота стали видеть белую даму на белом коне. Завидев одинокого путника, она взмахивала мечом, и из тумана, клубившегося над топями, постепенно возникали волки. Эти волки бесшумно (пока ещё) окружали путника, причем сквозь белесую туманную плоть ярким огнем горели зеленые их глаза. Бросившись разом со всех сторон, они как бы душили человека в туманном клубке и только тогда над болотом раздавался торжествующий волчий вой.
Литература, посвященная вервольфам, по своему объему может, пожалуй, поспорить со всеми трудами о волке в целом. Про вёрвольфов доподлинно известно почти все, кроме одного; есть ли они на самом деле. Известны вервольфы-инкубы и вервольфы-суккубы, известны вервольфы, бывшие рыцарями и крестьянами, графами и нищими, судьями и адвокатами, ландскнехтами и купцами... Болев того, вервольф, наверное, - единственное создание мистического мира, которое могло быть и было священником. Ну, ладно, муллой еще куда ни шло. Но вервольфы были священниками католическими и лютеранскими, православными и униатскими, англиканской и кальвинистской веры!
Существовал даже целый городок, заселенный исключительно вервольфами, - Зинклайхт в Нижней Швабии. Все в нем были вервольфами - старики, грудные младенцы, стража и ремесленники. Проверить это утверждение нет никакой возможности, так как городок со всем населением уничтожил в ходе тридцатилетней войны прославленный полководец Священной Римской Империи граф Тзерклас Тилли. Он-то и установил с необходимой достоверностью, что все жители истреблённого городка были вервольфы.
Превращение человека в волка у германцев связывалось напрямую с лунными циклами. К примеру, в новолуние новые вервольфы не появлялись. От магической силы луны зависело и то, как долго человек мог оставаться в волчьей шкуре. К примеру, полная луна помогала удерживать вервольфу волчий облик в дневное время.
Любопытно, что у славян пресловутые вервольфы совсем не имели той мрачной славы, что у немцев. Вилктаки - назывались они у литовцев. Вилктаком, по литовским поверьям, мог быть волк с человеческими зубами и с белым пятном на горле. Среди литвин люди по большей части становились оборотнями не вследствие испорченности человеческой природы, не за грехи и не по злобе, а из-за колдовства специальных местных чародеев - буртининок. Искусством превращения человека в волка буртининка овладевал втайне и перед смертью был обязан хоть кому-то передать свое зловещее умение.
Вилктаком можно было стать и по собственной воле, каким-то особым образом перекинувшись через вязовый пень. Зта категория вилктаков считалась самой противной. Если вилктаки, ставшие ими не по своей воле, ели домашнюю скотину, только чтобы не умереть с голоду, то вилктаки-добровольцы разбойничали намеренно, нападая и на людей.
У других славянских племен волчьи оборотни назывались волкодлаками, позднее переиначенными в "вурдалаки". (Впервые в обиход русского языка слово "вурдалак" ввел А.С.Пушкин.) Здесь тоже не обходилось без злого умысла колдунов, причем колдуны особенно недолюбливали молодоженов, и в Жемайтии, а также на Белой Руси превращали в волков целые свадебные поезда.
Среди оборотней славянских земель были и герои, как, например, сербский герой Вук - Огненный змей, родившийся от женщины царской крови и дракона - Огненного Змея. Этот мог не только оборачиваться волком сам, но и оборачивать своих дружинников, что, вероятно, им шло только на пользу.
Однако все эти легенды и поверья лишь отчасти проливают свет на почти мистическую связь человека с волком.
Ведь и в самом деле, приглядимся: волк - зверь не самый сильный (куда ему до медведя или сохатого-), как хищник он тоже не слишком хорош (взрослая рысь, во всяком случае, один на один побеждает ЛЮБОГО волка). Размером он тоже не располагается на вершине животного царства. Есть, правда, точка зрения, что волк - самый умный из всех наших лесных соседей, но в дальнейшем я позволю себе оспорить это мнение.
Многие люди считают, что любовь к волку у человека является формой любви к собакам, которые, по одной из версий, произошли от волков и являются одними из первых домашних животных.
Другое объяснение (из рациональных, разумеется) гласит: как и человек, волк - существо общественное. Конечно, при случае он может пообедать своим ближним, подраться с ним из-за самки или добычи, но такая мелочь вряд ли смущала наших предков. Они видели и понимали одно - эти существа, подобно нам живут семьями и охотятся стаями.
В XVII веке до нашей эры хеттский царь Хаттусилис, обращаясь к войску, говорил: "Желаю вам быть едиными, как волчья стая!"
Волк является племенным тотемом вайнахов - чеченцев и ингушей. Причем это именно тотем в чистом виде - общий предок, потомки которого ощущают с ним духовное единство. Здесь не обошлось и без волчицы, вскормившей убежавших сирот в горных пещерах Северного Кавказа, и без кровавой мести, и без братоубийственной войны, словом, всех атрибутов "волчьей легенды". Однако главное здесь - не легенда, а то, что "волчье" мировоззрение, судя по всему, на самом деле преобладает среди чеченцев. Многое из того, что мы знаем об этом кавказском народе, очень похоже на наши знания о биологии волка как вида! Любопытный это осколок, в нем можно наблюдать, как в магическом кристалле, как дело обстояло полторы тысячи лет назад, когда носители этого мировоззрения (и тотема!), такие, как половцы, авары и саксы, господствовали в Европе. Кстати, пережитки тотемизма не могут уживаться с традиционным исламом, поэтому на Кавказе и нашли приют огромное количество мусульманских сект.
В понимании людей, подобных чеченцам, волк являлся прежде всего воином. Но воином - не богатырем-одиночкой, а воином - членом отряда, способным соблюдать дисциплину и быть товарищем.
Джунглей заветы вечны
И нетленны
Точно небесная твердь,
Благо законопослушному Волку,
Доля ослушника - Смерть.
Словно лиана. Облекшая древо,
Взад-вперед пробегает Закон,
В Волке едином
могущество Стаи,
вкупе со Стаей всесилен и он...
Вероятно, структура волчьей стаи наилучшим образом отвечает мироощущению современного человека. До более совершенной формы социальной организации мы, видимо, еще не доросли.
Волк непредсказуемое, интересное и загадочное животное. Многие егеря, на участках которых проживают волчьи выводки, даже по роду своей работы никогда не встречались с матерым волком, хотя им доводилось видеть зарезанных животных, этим матерым хищником. Многие охотники, которые имеют богатый стаж и опыт, добывшие немало ценных трофеев, могли видеть этого зверя в луже крови и распластанного на снегу. Но кому-то из охотников все же удавалось перехитрить матерого хищника и сделать точный выстрел. Есть охотники-волчатники, которые посвящают себя этому делу и их очень затруднительно вытащить на другую охоту. Волк имеет силу, острый ум и чутье, которые ему помогают угадать действие охотника, миновать приготовленную для него засаду и скрыться от преследования.
Волк — непредсказуемый хищник
Его называют санитаром леса, якобы он истребляет больных и раненый животных. Бывали случаи, когда стая волков вырезала целые стада овец и коров. Волки делали это, как утверждали старцы в деревнях, с целью мести, часто в тех местах, где были убиты вожаки волчьих стай, наблюдались подобные волчьи выходки. Многие инстинктивно боятся волка, и он это чувствует.
Для любого охотника считается большим мастерством и почином добыть этого зверя, и те охотники, которым выпала эта возможность, пользуются особым уважением. Чтобы охота на волка была удачной, есть 100 факторов, так вот, если хотя бы один фактор проигнорировать, то не сомневайтесь, волк «вычислит», воспользуется ошибкой охотника и уйдет. Есть охотники, которые отдают предпочтение волчьей охоте, их привлекает сложность охоты и понимание, что нужно регулировать численность этого зверя. А есть такие охотники, которые стали охотиться на волка, когда находили места волчьей охоты, например, зарезанных вживую лосей. Волк охотится с жестокостью, они обкладывают со всех сторон зверя и по очереди набрасываются на жертву, вырывая из нее куски мяса.
Кто видел волка, знает, насколько развита у него мускулатура, насколько он мощный и сильный зверь. Если волк ранен, он постарается уйти от погони, запутает собак, но на прямую атаку никогда не идет на человека с ружьем. Охотникам приходилось общаться с владельцами бойцовских собак, которые пытались убедить, что их собака справится с волком. Но это не так, волк — это профессиональный убийца, который настолько идеально создан природой, что ни одна собака не победит этого зверя.
У волка за многие годы преследования его человеком, выработались инстинкты самосохранения, и если охотник совершил ошибку на охоте и упустил зверя, то волк понимает и осознает, что на его жизнь было совершено покушение, и каким-то образом он успевает передать сородичам эту информацию, а потом практически невозможно добыть их этим способом.
Тому служит пример охоты с флажками. Предполагаемое место, где обитает волчья стая, по всему периметру обкладывают веревкой с флажками, которая располагается на уровне головы волка. По периметру выставляют стрелков по номерам, внутри участка работают загонщики, которые создают шум криками или выстрелами. Но в силу каких-то необъяснимых причин зверь не может пройти под натянутой веревкой или перепрыгнуть через нее, хотя ему ничего не мешает. Но если волку удавалось преодолеть смертельное препятствие, то в этих местах следующая охота с использованием этого метода, как правило, оказывалась безрезультатной.
Случалось находить на теле убитого зверя следы от огнестрельных ранений. Волку после такой картечи и пули было суждено погибнуть, но он умудрялся выжить, зализывал раны и жил.