Мистические легенды вокруг крушения «титаника. Пассажиры «Титаника» затерялись во времени
Всемирно известный и считавшийся непотопляемым лайнер «Титаник» затонул в водах Атлантического океана 105 лет назад, в ночь с 14 на 15 апреля 1912 года. Прошло уже больше века с этой громкой катастрофы, но до сих пор гибель «Титаника» окружает множество подчас самых мистических и зловещих слухов, заставляющих современного человека содрогнуться от ужаса.Почему затонул «Титаник»? Мистика началась еще на этапе строительства роскошного лайнера. Согласно легенде, еще когда судно закладывалось на верфях, корабелы не раз слышали загадочные стуки в той части корабля, где располагалось второе дно. Существует мнение, что, поскольку строительство «Титаника» велось в спешке, в корпусе случайно мог остаться замурованным кто-то из рабочих. И именно его дух впоследствии мог загубить корабль.Впрочем, есть и другие мистические объяснения произошедшей с «Титаником» катастрофы. Одна из них гласит, что в серийный номер корпуса корабля – 3909 04 – был заложен антихристианский код. Как гласит миф, некоторые строители судна, негативно относившиеся к католической церкви, вложили в шестизначный номер секретное послание. Если посмотреть на зеркальное отражение номера, то различима надпись «No Pope» (в переводе означает «Нет Папы»). Ирландские протестанты полагали, что эти слова имеют отношение к Папе Римскому, и именно поэтому божественное возмездие не заставило себя долго ждать, потопив лайнер в первом же его плавании.Другая легенда гласит, что в крушении «Титаника» виновен необычный груз, находившийся на его борту. Один из пассажиров, историк лорд Кэнтервиль, перевозил через Атлантику в деревянном ящике прекрасно сохранившуюся египетскую мумию жрицы-прорицательницы. Сторонники этой версии уверяют, что случаи загадочной гибели людей, побеспокоивших покой древних захоронений, нередки. Особенно часто разрушителям своих могил мстят египетские правители. Поэтому мумия, находившаяся на борту корабля, вполне могла свести счеты со своим обидчиком, вместе с историком отправив на дно океана все судно и многих его пассажиров. Проделками мумифицированной жрицы объясняют и тот факт, что капитан «Титаника», имея предупреждение об айсбергах, не сбросил скорость и тем самым обрек судно на верную гибель. Именно мумия, как гласит легенда, лишила рассудка капитана Смита.Страшное предчувствие Говорят, что некоторым пассажирам за несколько дней до отплытия приснились сны о том, что судно тонет, а они становятся жертвами трагедии. Этим объясняют отказ от плавания некоторых пассажиров. Например, лондонский бизнесмен по имени Джон Миддлтон две ночи подряд видел страшные сны, оказавшиеся вещими, в котором корабль тонул, а люди барахтались в воде. Напуганный Миддлтон отложил свое путешествие в Америку, и это спасло ему жизнь.Были и те, кто поднялся на борт корабля, но на остановке в Куинстауне, поддавшись необъяснимому предчувствию, покинул судно. Это была последняя остановка «Титаника» и последний шанс покинуть судно живым, и многие матросы и инженеры воспользовались им. Известна и история история старшего помощника капитана Генри Уайлда, опытного моряка, ранее служившего на «Олимпике» – судне, аналогичном «Титанику». Незадолго до отплытия из Англии Уайльд писал своей сестре: «И все-таки мне не нравится это судно, оно оставляет у меня какое-то странное, необъяснимое ощущение. Ощущение какой-то опасности, ненадежности». Несмотря на это, он не стал отказываться от плавания и погиб во время катастрофы.Пассажиры-призраки Правдивы или нет эти легенды, но корабль действительно затонул, и даже после гибели его сопровождает масса леденящих душу легенд. Широко распространены сведения, что из воды спустя несколько десятилетий после катастрофы доставали выживших пассажиров «Титаника», якобы провалившихся во времени. Например, 24 сентября 1990 года в Атлантике, в 340 километрах юго-восточнее Исландии, рыбаки норвежского траулера «Фоссхаген» обнаружили и сняли с айсберга примерно тридцатилетнюю женщину, одетую по моде начала ХХ века. Спасенная назвалась миссис Винни Каутс из Саутгемптона и утверждала, что чудом спаслась с тонущего «Титаника», только что на ее глазах погрузившегося в пучину. Такая пассажирка действительно значилась в списках пассажиров, но на момент, когда её обнаружили рыбаки, ей должно было исполниться 108 лет, хотя выглядела она на 29 – именно столько лет Винни Каутс было, когда затонул «Титаник». «Это сверхъестественно, – заявили 27 врачей и учёных, обследовавших спасённую, – похоже, что эта женщина в течение 78 лет находилась во "временном искажении". Она ничуть не постарела». Однако очень быстро спасенная женщина состарилась и умерла.А почти через год, 9 августа 1991 года, команда исследовательского судна норвежского военно - морского флота «Ларсон Нэейпер» в 365 километрах юго-западнее Исландии (почти на том же месте) подобрала со спасательной лодки ещё одного человека, назвавшегося свидетелем гибели «Титаника». И это оказался не кто иной, как сам капитан «Титаника» Эдвард Джон Смит. На нём была униформа пароходной компании «Уайт Стар», также при нём нашли старинную трубку для курения. Отпечатки пальцев найденного человека совпали с отпечатками, содержащимися в морских документах 80-летней давности и принадлежащими капитану Смиту. Дальнейшую судьбу спасённого Эдварда Джона Смита норвежские власти засекретили.Но это не помешало просочиться информации о капитане и об еще одной странной находке норвежских мореплавателей: в 1994 году они выловили из вод Северной Атлантики 10-месячную девочку, привязанную к спасательному кругу с символикой «Титаника».И уж совсем невероятную историю рассказывали члены команды рыболовного судна, в 1992 году сломавшегося в водах Атлантики. Судно остановилось, и рабочие занялись ремонтом. Вдруг из глубин океана, как рассказывают ошеломленные рыбаки, всплыл огромный корабль, по палубам которого в панике метались пассажиры. Через несколько минут судно-призрак вновь ушло под воду. Из-за неработающего двигателя норвежцы не могли подойти к месту катастрофы и оказать помощь плавающим в ледяной воде людям. Рыбаки дали радиограмму об этом невероятном событии. Ее приняли в штабе ВМС США. В указанный район срочно направился американский военный корабль, находившийся неподалеку. Ему удалось поднять из воды 13 человек, облаченных в спасательные жилеты. Все они были живы. А дальше на эту историю опустилась плотная пелена секретности. Пентагон отказался давать какую-либо информацию. Правительство Норвегии тоже.Однако эксперт по морским катастрофам Филин Старнес заявил репортерам: «Возможно, в данном случае было перемещение людей во времени и переход их в другое измерение. Анализом происшествия занимается специальная группа исследователей. Могу только подтвердить, что 14 декабря 1992 года “Титаник” всплыл на поверхность и на его борту были живые люди».Загадочный сигнал SOS Через шестьдесят лет после катастрофы, 15 апреля 1972 года, Ллойд Детмер, радист американского линкора «Теодор Рузвельт», принял сигнал SOS. Сквозь помехи в наушниках прорывалась морзянка с призывом прийти на помощь тонущему «Титанику».
Из любопытства Детмер решил затеять расследование и разыскал в военных архивах донесения своих коллег-радистов о том, что и они получали аналогичные сигналы. Интересно, что SOS якобы с «Титаника» были приняты в 1924, 1930, 1936 и 1942 годах, то есть раз в шесть лет. О 1978, 1984, 1990 годах ничего не известно, но в апреле 1996 года появилась очередная информация о сигнале SOS с «Титаника», полученным канадским судном «Квебек».
Некоторые ученые полагают, что «в поле пространства-времени сформировался фантом радиосигнала». И именно его и ловят моряки. Причем, по мнению ученых, периодичность «радиоматериализации» фантома работает в обе временные стороны. То есть SOS должен был ловиться не только в будущем, но и в прошлом: в 1906, 1900, 1894 (и так далее) годах. Впрочем, в то время это было невозможно, так как сам радиосигнал был открыт только в 1895 году.
И тем не менее, в 1896 году в Англии вышла книга абсолютно никому не известного автора Моргана Робертсона. В его романе «Тщетность» подробно описана гибель огромного пассажирского парохода. Место гибели – Атлантика, на пути из Англии в Америку. Время – весна 1912 года. Название парохода – «Титан». Случайное ли это совпадение или оно имеет под собой мистическую основу?
А самые отчаянные исследователи-аномальщики уверены, что Эдвард Джон Смит, капитан реального «Титаника», незадолго да катастрофы получил свой собственный сигнал SOS. Якобы этим можно объяснить его оцепенение, неожиданную попытку изменить курс. И то, что настоящий сигнал о помощи был передан примерно с двухчасовым опозданием.
В пользу такой версии говорит и то, что корабли «Олимпик» и «Карпатия» получили SOS с «Титаника» в 23 часа 17 минут, тогда как корабль столкнулся с айсбергом только в 23 часа 40 минут и никак не мог передать SOS 23 минутами раньше.
Обреченное судно Все предания, связанные с гибелью непотопляемого лайнера, так или иначе говорят о том, что «Титаник» был обречен. Так ли это, и есть ли мистика в его гибели и в том, какие слухи ходят вокруг катастрофы века? Возможно, именно сегодняшней ночью, в 105-ю годовщину катастрофы, которую потерпело роскошное судно, кто-то из моряков наткнется в холодной Атлантике на очередные зловещие и мистические послания с затонувшего «Титаника».Материал подготовила Виолетта ПотаповаГибель крупнейшего морского лайнера под названием «Титаник» является самой известной и обсуждаемой трагедией подобного рода. На эту тему исследовано бесконечное количество документов, приводятся воспоминания тысяч свидетелей, написаны сотни работ и книг, сняты документальные и художественные фильмы...
Тем не менее тайна гибели «непотопляемого корабля» до сих пор не разгадана до конца и, более того, эхо величайшей трагедии доносится до наших времен.
Место гибели этого «непотопляемого» лайнера, утонувшего в холодных водах Атлантики после столкновения с айсбергом 15 апреля 1912 года, находится в координатах 41°43"55" северной широты 49°56"45" западной долготы, что в 600 километрах от острова Ньюфаундленд. Во время этой катастрофы утонуло 1 513 человек из 2 224 пассажиров и членов экипажа.
Только 711 несчастных были спасены подобравшим их кораблем «Карпатия». В настоящее время «Титаник» находится в нескольких милях от координат, которые были переданы радистом в момент крушения, и поэтому он был обнаружен лишь недавно.
Мешала поискам и огромная глубина, на которой лежит изрядно проржавевший и покрытый водорослями остов корабля, — 3 750 метров. Технологий для поисков на такой глубине раньше просто не существовало.
ПЕРВЫЙ ЗВОНОК
Скажем сразу, что мистическая предыстория этого события, связанного с именем корабля, началась еще 2 000 лет назад с древнего мифа, в котором говорится, что Зевс сбросил восставших против него великанов-титанов в темные глубины Тартара...
Катастрофа «Титаника» стала легендарной и сопряжена с различными необъяснимыми случаями, совпадениями и пророчествами. Увы, на них обратили внимание только после гибели корабля.
Так, к примеру, еще на стадии строительства судна на верфи в Белфасте среди докеров постоянно ходили пугающие слухи о том, что лайнер ожидает скверная судьба, поскольку они неоднократно слышали странные стуки в той части судна, где у него располагается второе дно.
Их связывали с наличием в этом замкнутом пространстве целой бригады рабочих верфи, случайно замурованных внутри и неспособных выбраться наружу. Постепенно стуки стали тише, а потом и вовсе пропали, но разговоры об этом не только не прекратились, а стали еще активнее, поскольку на верфи начали появляться призраки тех, заживо замурованных докеров.
ЗАБОЛЕТЬ, ЧТОБЫ ВЫЖИТЬ
Около сотни пассажиров, с трудом доставшие билет на этот корабль, накануне отплытия внезапно сдали билеты обратно. Никто из них потом не смог толком объяснить причину такого решения.
Мало того, даже сам владелец судна, миллионер Пирсон Морган, отказался плыть на корабле «по состоянию здоровья». Несмотря на «плохое здоровье», его в последующие дни видели улыбающимся и веселым на одном из французских курортов под руку с любовницей.
МЕСТЬ ЕГИПТЯНКИ
Были и очевидные пророчества. Так, например, в 1912 году молодожены Тэд и Бланш Маршалл проводили медовый месяц на острове Уайт, мимо которого проходил «Титаник». Когда Бланш увидела судно, она вся задрожала и, выкрикнув «Корабль не доплывет до Америки, он утонет, а многие пассажиры погибнут!», потеряла сознание.
Позднее она сообщила врачам и мужу, что причиной было ее видение. Поначалу на это не обратили внимания, решив, что у женщины просто нелады с психикой.
А еще раньше некая американская поэтесса в 1874 году написала роковую песню о столкновении большого корабля с айсбергом. Но самым известным является случай, когда за 14 лет до катастрофы с «Титаником» Морган Робертсон опубликовал роман «Тщетность», в котором с удивительной точностью описал внутреннее устройство корабля, предсказав даже его название (у Робертсона он назывался «Титан»).
Совпадали даже все научно-технические данные вымышленного и реального кораблей, число пассажиров и количество спасательных шлюпок, а также многие другие детали. Но больше всего впечатляет, что выдуманный «Титан» точно так же погибал от столкновения с айсбергом.
К дополнительной мистической причине гибели корабля многие относят и проклятие древней египетской прорицательницы. Ее мумия была извлечена из гробницы и отправлена на «Титанике» на выставку в Лос-Анджелес. Она и ушла на дно вместе с ним.
ТИТАНИЧЕСКИЕ «ШУТКИ»
Считается, что потусторонняя активность, связанная с «Титаником», усилилась в наше время, когда со дна начали поднимать части затонувшего корабля и личные вещи пассажиров. Многие посетители выставки этих предметов с ужасом рассказывали, как ниоткуда взявшиеся призраки срывали со стен фотографии или роняли на пол экспонаты, толкали экскурсантов и хватали их за волосы...
Но проделки привидений можно списать на впечатлительность посетителей. А ведь есть и реальное продолжение этой истории, которое уж точно ничем, кроме мистики, объяснить невозможно. Так, например, корабль с похожим названием — «Титаниан» — столкнулся с ледяной глыбой в 1939 году, что до смерти напугало экипаж, наслышанный о вышеупомянутой трагедии.
Как некую запредельную шутку можно расценивать падение неизвестно откуда взявшейся ледяной глыбы на крышу одного из домов во время просмотра фильма о «Титанике», а также «утопление» героини кинематографического «Титаника» — актрисы Кейт Уинслет, исполнившей роль шекспировской Офелии в фильме «Гамлет».
Или же «водная» тема другого главного героя — актера Ди Каприо в фильме «Пляж». Таким образом, все, что так или иначе связано с трагедией злополучного корабля или его названием, несет в себе мистическую угрозу...
СИГНАЛ ИЗ ПРОШЛОГО
Однако самое удивительное во всей этой многолетней истории, что радиосигналы с тонущего «Титаника» поступают до сих пор. Один такой случай был зафиксирован 15 апреля 1972 года, когда радист американского военного корабля «Теодор Рузвельт» принял с давно затонувшего океанского лайнера сигнал о помощи.
Радист поначалу решил, что у него галлюцинации или что кто-то решил его разыграть. Теряясь в догадках, он запросил берег. Ответ оказался на удивление флегматичным: на сигнал SOS не отвечать, продолжать двигаться прежним курсом. Уже в порту командованию этого линкора настоятельно разъяснили, что давно утонувший корабль по понятным причинам не может подавать сигналы.
Однако радисту корабля, который поймал сигнал SOS, показалось странным, что разъяснения по поводу его иллюзий или неустановленного шутника в эфире давали представители ФБР, а не его непосредственное начальство. Он не поверил и начал свое расследование. Оказалось, что в разные годы, с периодичностью один раз в шесть лет, аналогичные сигналы с утонувшего «Титаника» слышали и многие другие радисты.
ПУТЕШЕСТВУЮЩИЕ ПО ВРЕМЕНИ
Абсолютно необъяснимой выглядит и следующая история. В начале августа 1991 года научно-исследовательское судно «Ларсон Напер» в том самом месте, где некогда утонул «Титаник», якобы подобрало спасательную шлюпку.
В ней находился бородатый мужчина в годах, облаченный в морскую офицерскую форму начала века и утверждавший, что он является капитаном «Титаника». Поскольку человек настойчиво твердил, что сейчас 1912 год, то его поместили в психиатрическую клинику. Что с ним было дальше — неизвестно...
В том же 1991 году глубоководный робот достал со дна океана из руин «Титаника» некоторые вещи, которых там никак не могло быть, поскольку они относились к другому времени. Это было ружье, из которого, как считалось, стрелял капитан, желая прекратить панику, но выпущенное в 1928 году, и чемодан с 10 000 долларов, датированных 1996 годом!..
В 1992 году в Северной Атлантике некое норвежское судно занималось ловлей сельди. Внезапно у него отказал двигатель, и в то же время рыбаки увидели, как по правому борту в зоне их видимости из морской пучины возник огромный корабль. Видно было, как по его палубе мечутся люди и падают в воду. Надпись на борту судна гласила, что это и есть тот самый «Титаник»!
Но уже через две минуты призрачный корабль в мгновение ока скрылся в водах Атлантики. На поверхности воды видны были борющиеся со стихией пассажиры с затонувшего корабля. Однако рыбаки траулера не могли подплыть к ним из-за поломки своего двигателя, поэтому дали команду SOS в эфир, на которую откликнулся военный корабль США.
Он поднял на борт около десятка людей в спасательных жилетах, на которых было написано Titanic. Примечательно, что это действительно были люди, а не призраки умерших. Однако в дальнейшем вся информация о случившемся также была засекречена.
В 1994 году, опять-таки в водах Атлантики, где затонул «Титаник», моряки датского рыбацкого судна увидели в спасательном круге посиневшую от холода девочку приблизительно двух лет. Ее вытащили из воды, отогрели и оказали медицинскую помощь.
Примечательно, что на круге также была надпись: Titanic. Пытались расследовать этот случай, но безуспешно. Девочка была слишком мала для того, чтобы что-нибудь рассказать. А когда она выросла, то уже ничего не помнила о том, что с ней было...
СМЕРТЕЛЬНАЯ ПЕТЛЯ
Понятно, что появление людей из прошлого на месте гибели корабля кажется абсолютно невозможным и не отвечает ни одной из существующих научных теорий.
А поэтому за дело взялись парапсихологи. По их предположению, время в этом месте потеряло свое значение, образуя своеобразную петлю. В результате этого некоторые пассажиры «Титаника» попадают в наше время.
Другими словами, «Титаник» столкнулся не столько с айсбергом, сколько с порталом во времени, в результате чего не только предметы, но и люди попадают из прошлого в будущее и наоборот. Правда, случаев, когда наши современники попали в прошлое, пока не зафиксировано. Да и как их зафиксируешь? Возможно, они в этом месте и были, но утонули вместе с другими пассажирами «Титаника»...
НЕ ЗНАЯ БРОДУ...
Как известно, все художественные кинофильмы о гибели «Титаника» снимались в безопасных условиях на суше, были смоделированы на макетах и муляжах и с помощью компьютерных технологий. До сегодняшних дней не отмечалось даже попыток по созданию полной копии «Титаника». Эта идея, казалось, никогда не сможет найти своего творца — слишком страшной оказалась мистическая напасть, исходящая от имени этого корабля...
Однако смельчак все-таки нашелся. Им оказался австралийский миллионер Клайв Палмер, который в апреле 2012 года, когда отмечалось столетие со дня гибели «Титаника», внезапно объявил всему миру, что он закажет китайской компании полную копию этого лайнера, но с современной начинкой — двигателем и остальным навигационным оборудованием.
Название будущего корабля — «Титаник II», что, по его мнению, отвлечет от лайнера мистическую угрозу. Предположительная дата спуска корабля на воду — 2016 год. Однако, по некоторым данным, «Титаник II» все-таки не будет построен, по-видимому из-за тех же мистических опасений...
Аркадий ВЯТКИН
15 апреля 2012 года исполняется 100 лет со дня гибели знаменитого британского парохода «Титаник». Немногие знают, что эту страшную трагедию, унесшую жизни около 1,5 тысячи человек, можно было предотвратить. Так получилось, что на борту лайнера не было ключа от ящика, в котором находился бинокль впередсмотрящего. В момент смерти корабля этот ключ лежал в кармане офицера, которого в последний момент сняли с «Титаника» и перевели на другой корабль, а на его место поставили другого впередсмотрящего. Так вот, в сентябре 2007 года, когда на Западе уже вовсю бушевал кризис, этот ключ был продан анонимному покупателю за 180 тысяч долларов - сумму, которую мог позволить себе на тот момент любой обладатель однокомнатной квартиры в Москве.
Тайна и мистика гибели "Титатника"
Крушение легендарного "Титаника", унесшее жизни полторы тысячи человек, потрясло весь мир и стало одной из самых громких катастроф XX века. О роковом вояже люди помнят до сих пор, хотя с момента крушения скоро минет ровно 100 лет. Столетний юбилей крушения "Титаника" придется на ночь с 14 по 15 апреля - трагическую дату столкновения корабля с айсбергом, 2012 года.
О гибели Титаника писать достаточно трудно - с одной стороны, нет человека, который не знал-бы о этой трагедии, с другой - есть масса любопытнейших фактов, неизвестных даже специалистам.
Разумеется, после чуда 20-го века, фильма «Титаник», если кто в мире и не знал про Титаник, или знал только, что что-то такое было и вроде утонуло, то теперь все знают и считают, что там и знать больше нечего.
Здоровенное такое пароходище отплыло из Англии в Америку, имея на борту Кейт Уинслет, Леонардо Ди Каприо и кучу других актеров. Леонардо соблазнил Кейт и они-бы поженились, но тут случился на пути айсберг, и большую часть фильма герои шныряли по закоулкам тонущего Титаника, как крысы в лабиринте. Потом, наконец, Титаник с треском утонул, Ди Каприо не смог влезть на одну доску с Кейт и очень красиво погрузился в воды Атлантики, Кейт подобрали, и она осталась верна. Еще уцелели главный злодей и другие несущественные. Кейт дожила до наших дней и, дура старая, выкинула в океан драгоценный камень. История Титаника для большинства превратилась в историю ужасно красивой любви ужасно красивых героев на фоне компьютерных чудес современного фильмопроизводства.
Начну с общеизвестных фактов вкратце:
Лайнер Титаник:
валовая вместимость 46328 регистровых тонн, водоизмещение 66 тыс. тонн.
Размерения:
длина 268,98 м., ширина 28,2 м., расстояние от ватерлинии до шлюпочной палубы 18,4 м. или 53,3 м. от киля до верхушек четырех его огромных труб.
Короче говоря, Титаник был высотой с 11-этажный дом и длиной в четыре городских квартала.
Трехвинтовой Титаник был оснащен двумя четырехцилиндровыми паровыми машинами, работающими на наружные гребные винты, и паровой турбиной, приводящей в движение средний винт. Номинальная мощность этой энергетический установки составляла 50 000 л.с., но легко могла быть развита и мощность 55 000 л.с. При полном ходе Титаник мог идти со скоростью 24 - 25 уз.
Наиболее интересной конструктивной особенностью лайнера являлись его водонепроницаемые переборки. Титаник имел двойное дно и был разделен на 16 водонепроницаемых отсеков пятнадцатью водонепроницаемыми переборками. Странно, однако, что эти переборки простирались вверх не очень высоко. Первые две и последние пять переборок были доведены до палубы D, а средние восемь - только до палубы Е. Тем не менее непотопляемость лайнера обеспечивалась при затоплении любых двух отсеков, и, поскольку конструкторы не могли себе вообразить несчастья хуже, чем пробоина в районе стыка двух отсеков, Титаник был объявлен "непотопляемым".
Непотопляемый Титаник спустился на воду со стапеля белфастской верфи судостроительной фирмы "Харланд энд Вулф" 31 мая 1911 года Следующие десять месяцев он находился у достроечной стенки. Ходовые испытания Титаника были завершены 1 апреля 1912 года, а 3 апреля лайнер прибыл в Саутгемптон. Неделей позже он отправился в Нью-Йорк.
И в ночь с 14 на 15 апреля 1912 года Титаник затонул, находясь в своем первом рейсе. Столкнулся с айсбергом. Из 2224 человек на борту спаслись 711, погибло 1513. Главной причиной таких больших потерь считается огромное несоответствие между местами в шлюпках и количеством людей. Шлюпки могли забрать только 1178 человек. Так то оно так, да не совсем. Об этом ниже.
Причины столкновения - прежде всего, полное игнорирование ледовой опасности, несмотря на многочисленные предупреждения о том, что впереди - лед и айсберги. Скорость не сбросили, вахту не усилили. Затем, бдительность впередсмотрящих. Несмотря на то, что были это люди со стажем, опытные моряки, в данном случае они сплоховали. Поздно заметили, что резко сократило возможность для маневра. Далее - если-бы на мостике стали не уклоняться от айсберга, а просто дали-бы машинам «Полный назад» и носом врезались в айсберг, лайнер сильно-бы пострадал, но - не затонул. Смяло-бы бак и находившиеся там каюты третьего класса, но судно осталось-бы на плаву.
Роковую роль сыграло и то, что в те времена не было единых общепринятых правил о подаче сигналов бедствия сигнальными ракетами и фальшфейерами. То есть красный цвет ракет не был принят, как сигнал бедствия. Палили, чем придется. С Титаника палили белыми ракетами. Ну пуляют, а зачем, кто их знает. Может, празднуют что. Именно так и решили на мостике находившейся на расстоянии всего 10 миль Калифорнии, и поэтому спокойно прошли мимо.
К месту гибели Титаника подошел пароход Карпатия, не сразу, а некоторое время спустя. Титаник погрузился в воду в 02.20, первые спасшиеся поднялись на палубу Карпатии в 04.10, а последних людей с последней шлюпки приняли в 08.30 утра. Разница во времени вроде небольшая, меньше двух часов, но дело в том, что она небольшая для тех, кто попал в шлюпки, хотя и там медлить было нельзя. Но для большинства - тех, кто оказался в воде, счет шел на минуты. Именно минутами определяется жизнь человека, попавшего в ледяную воду, да еще в экстремальных условиях внезапной гибели судна. 5 - 15 минут, и человека можно уже не вытаскивать, разве что для похорон.
А вот если-бы грузопассажирский пароход Калифорния распознал сигналы с Титаника, как сигналы бедствия, то он мог-бы оказаться на месте катастрофы еще даже до того, как Титаник погрузился в воду, и тогда количество спасенных было-бы несоизмеримо большим. Почти всех могли спасти.
Вот и вся история вкратце. А теперь - некоторые малоизвестные, любителям кино и не только, факты.
Шлюпки, посадка в шлюпки, кого и сколько спаслось, кто и как умирал.
В те годы строительство судов и оборудование их спасательными средствами регулировались дикими с нашей точки зрения правилами. Так, для судов водоизмещением более 10000 тонн требовалось максимум 20 спасательных шлюпок, то есть количество мест в шлюпках регулировалось не пассажировместимостью, а тоннажем.
Шлюпки Титаника: всего 20, из них 14 спасательных вместимостью 65 человек каждая, 2 рабочих вместимостью 40 человек каждая, и 4 типа Энгельгардт, вместимостью 47 каждая. Итого - 1178 мест.
Если строго следовать тогдашним правилам, то Титаник должен был иметь не более 962 спасательных мест, а было - больше. Компания "Уайт Стар Лайн" еще и посетовала, что никто не ценит ее заботливости и лишних расходов. Сетовала она до, а не после трагедии, когда расхваливала строящегося гиганта.
На воду были спущены все 14 спасательных шлюпок, обе рабочие и две типа Энгелгардт, общей вместимостью 1084 человека. Большинство шлюпок оказались загруженными НЕ ПОЛНОСТЬЮ. Причин тому было много. Например, большинство женщин и детей, особенно вначале, боялись переходить с борта все еще казавшегося им непотопляемым лайнера на хрупкие лодчонки раскичивающиеся над водой на высоте 20 метров доходило до того, что первыми в шлюпки спускались мужчины, чтобы убедить женщин в безопасности посадки. Интересно, что количество мест позволяло спасти ВСЕХ находившихся на борту женщин и детей, плюс еще 550 мужчин. Да, спаслись не все женщины и только половина детей - 74% женщин, 52% детей. Но по сравнению с процентом погибших мужчин, даже женщины,следовавшие третьим классом, имели больше шансов остаться в живых, чем мужчины из первого класса - а среди были люди, которых знал весь мир! Суммируя статистику полов, можно сказать, что у мужчин Титаника было куда меньше шансов выжить, чем у женщин и детей. На Титанике правил старинный морской закон «Женщины и дети - первыми»!
Перейдя к статистике спасшихся мужчин, также начинаем удивляться. Применим столь излюбленный публицистами и писателями, особенно нашими, классовый подход, и застынем в недоумении. Чему нас учили семья и школа, помните? Озверелый капиталист в смокинге, накрывшись собольей шубой и сжимая в потных жирных пальцах драгоценности, забился в угол шлюпки, его прикрывают, вооруженные пистолетами, верные слуги капитала, и стреляют без разбора по обезумевшим женщинам и деткам.
За исключением смокингов, все было как раз наоборот. Как гибли эти самые капиталисты? Вот вам пример - Гуггенхейм, один из богатейших людей своего времени.
«..Он был воистину неподражаем. Исчез свитер, который стюард Этчес заставил его надеть, исчез также и спасательный нагрудник. Теперь миллионер и его камердинер стояли в великолепных вечерних костюмах. - Мы облачились в наши лучшие одежды, - объяснял Гуггенхейм, - и приготовились умереть, как подобает джентльменам..»
На Титанике в числе пассажиров первого класса были «сливки» высшего света, и вот как они себя вели:
«..Эллисоны стояли, улыбаясь, на прогулочной палубе; миссис Эллисон обняла маленькую Лоррейн с одной стороны, ее супруг - с другой. Супруги Страусы прислонились к леерному ограждению шлюпочной палубы, обняв друг друга за талию. Неподалеку ожидала чего-то молодая супружеская чета с Запада США; Лайтоллер спросил у молодой женщины, не посадить ли ее в шлюпку, на что она бодро ответила:
- Ни за что на свете! Мы отправились вместе и, если нужно, вместе завершим свой путь.
Арчибальд Грейси, Клинч Смит и десяток других пассажиров первого класса работали вместе с экипажем, готовя к отправлению последние шлюпки. Когда эти мужчины помогали садиться в шлюпку миссис Уиллард из города Дулут, штат Миннесота, они улыбались ей и советовали не падать духом. Она заметила на их лицах крупные капли пота.
Члены высшего нью-йоркского и филадельфийского общества продолжали держаться вместе - небольшой кучкой стояли Джон Б. Тэйер, Джордж и Гарри Уайднеры, Дуэйн Уильяме; рядом бродили светила меньшей величины, такие как Клинч Смит и полковник Грейси. Астор почти все время оставался в одиночестве, а супруги Страусы сидели в палубных креслах..»
Большинство, мягко говоря, не совсем добросовестных публицистов, исследователей и писателей, не могло избежать соблазна впасть в классовый подход, и переставляли кубики статистики таким образом, чтобы максимально наглядно продемонстрировать человеческую несостоятельность пассажиров первого класса. Однако строгий подход к статистическим данным неопровержимо свидетельствует - определяющими при спасении были пол и возраст. Например, у женщин третьего класса шанс выжить был на 41% больше, чем у мужчин первого класса.
Джеймс Камерон в своем громоздком творении также не исбежал марксистского подхода. Ди Каприо был выходцем из народа с пролетарскими кулаками, а главный негодяй - подонком из высшего света. Статистика и показания очевидцев дают нам совсем другую картину.
Да и вообще главный вопрос в таких трагедиях был, есть и надеюсь, будет - кого первого спасали, женщин и детей, или правил сильнейший? В трагедии Титаника ответ однозначен, первыми спасали женщин и детей.
Любителям классового подхода придется удовлетвориться следующими выдержками из доклада лорда Мерсея - документа, наиболее полно и беспристрастно освещающего катастрофу:
«..было достаточно много инсинуаций и спекуляций на тему несправедливостей, совершенных в ходе спасения по отношению к пассажирам третьего класса. В них нет ни капли правды. Да, процент спасшихся пассажиров третьего класса значительно меньше такового для пассажиров второго и первого классов. Это обьясняется, прежде всего, значительно большим количеством пассажиров третьего класса, но кроме того, и такими факторами, как нежелание многих пассажиров бросить свое имущество (а там ведь, напомню, было много эмигрантов, плывущих в Америку на постоянное место жительством со всем имуществом, какое удалось забрать), отдаленность помещений третьего класса от шлюпочной палубы и рядом других. Защитник некоторых из пассажиров третьего класса в исковых заявлениях в суд по возмещению ущерба, г-н Гаррисон, однозначно заявил, что у него нет никаких ни доказательств, ни даже заявлений о том, что пассажиров третьего класса пытались силой удерживать в их помещениях для того, чтобы избежать паники, или не помешать эвакуации пассажиров второго и первого классов. Никакой дискриминации, и комиссия заявляет это с полной ответственностью, не было. Во время эвакуации все были равны.»
Причины трагедии, выводы, и мысли по поводу
Согласно докладу лорда Мерсея, судно погибло вследствии столкновения с айсбергом, а оно произошло потому, что судно следовало с недопустимо высокой, в данных обстоятельствах, скоростью. Вот и все. А дальше - многочисленные выводы. Сначала я приведу выводы, а уж потом некоторые мысли. Итак:
«..Никогда больше не станут люди направлять свои суда в ледяные поля, не прислушиваясь к предупреждениям, уповая только на прочность нескольких тысяч тонн склепанных стальных листов. С той достопамятной ночи на трансатлантических лайнерах будут серьезно относиться к ледовым предупреждениям, стараться обойти опасные места или идти умеренным ходом. Никто больше не будет верить в "непотопляемые" суда.
И айсберги не будут больше безнадзорно болтаться по морям. После гибели "Титаника" американское и английское правительства организовали международный ледовый патруль, и сегодня корабли береговой охраны следят за блуждающими айсбергами, которые дрейфуют в сторону морских путей. В качестве дополнительной меры предосторожности на зиму морские пути сдвигают к югу.
И нет больше лайнеров, на которых радиовахты несли бы неполные сутки. На каждом пассажирском судне обязательно предусмотрена круглосуточная радиовахта. Люди больше не будут гибнуть из-за того, что какой-нибудь Сирил Эванс в десяти милях от них закончил вахту и улегся спать.
"Титаник" был последним лайнером, вышедшим в море без достаточного количества спасательных шлюпок. Имевший валовую регистровую вместимость 46. 328 т., он был оборудован в соответствии с безнадежно устаревшими правилами обеспечения безопасности. Согласно этим правилам, потребность судна в спасательных шлюпках определялась по нелепой формуле: все британские суда валовой регистровой вместимостью свыше 10.000 т. должны были иметь на борту 16 спасательных шлюпок общим объемом свыше 155,7 м^3 плюс такое количество плотов и плавучих приборов, которое соответствует 75% объема спасательных шлюпок..»
Кроме того, в докладе Мерсея обращалось внимание на необходимость должного обучения экипажа, как в области несения вахты, так и в области организации и проведения шлюпочных тревог. Смешно сказать, но в докладе отмечалась необходимость контроля за зрением моряков, несущих ходовую вахту на мостике. Еще смешнее с высот современности требование к количеству биноклей на судах. На Титанике их было два или три на все судно. Впередсмотрящие, то есть, не только не отличались орлиной остротой зрения, но и биноклей не имели.
Капитан "Титаника" Эдвард Смит
Гибель Титаника стала переломным моментом в обеспечении безопасности мореплавания. Если говорить в общем, то до гибели Титаника мореплаватели еще не осознали и не прочувствовали, что они уже в 20-м веке, что парусники ушли в прошлое, что судоходство с каждым днейм становится все оживленнее, скорости - выше, размеры судов - больше. И что мерки 19-го века устарели и стали просто опасными. Титаник, можно сказать, стал жертвой менталитета 19-го века в приложении к технике века 20-го.
Современному судоводителю многие установки тех времен, царившие на мостике Титаника, покажутся просто чем-то диким. Как можно, зная о айсбергах и льдах по курсу, лететь в черную неизвестность ночи, не снижая скорости? А ведь радиолокаторов тогда и в помине не было, однако скорости и размеры уже определялись прогрессом 20-го века. Как можно было не снабдить впередсмотрящих биноклями? Как вообще можно водить лайнеры огромных размеров, не имея общепринятых международных сигналов бедствия, от радио до фальшфейеров до ракет? Как можно считать судно, на мостике которого ты находишься, непотопляемым - а ведь экипаж и общественность именно так и думали!
Тонет все, как ты его ни делай. Стихия есть стихия. Гибель Титаника вбила в гены мореплавателей следующих поколений здоровое недоверие к непотопляемости и постоянную, на мостике-ли, в каюте во время отдыха, готовность к худшему. Шок и последующие оргвыводы сделали очень и очень много для того, чтобы люди осознали - на дворе 20-й век, и чтобы избежать трагедий на море, необходимо пересмотреть существующие правила. И пересмотрели. Еще как пересмотрели, до сих пор многие из принятых после Титаника правил остаются в силе, их даже подправлять не надо.
За одно это Титанику памятник надо поставить. Его гибель не была напрасной.
Некоторые любопытные факты
Айсберг, отправивший на дно Титаник, отыскали через 90 лет
Почти через 90 лет после его гибели неутомимые исследователи и любители загадок отыскали… тот самый айсберг, который отправил Титаник на дно и дал возможность Камерону получить кучу «Оскаров». Фотографии этого негодяя находились в частной коллекции, и нигде, никогда не публиковались. Тщательное исследование фотографий установило, что запечатленный на них айсберг несет на себе следы повреждений, нанесенных столкновением с каким-то немалым плавучим обьектом соответствующей крепости - стали, то есть.
Итак, некий Стефан Регорек из Богемии совершал путешествие на борту лайнера Бремен, следовавшего из Бремерхафна на Нью-Йорк. 20 апреля Бремен проходил то место, где произошла катастрофа. Все присутствоващие на борту Бремена высыпали на палубу, наблюдая в воде многочисленные останки кораблекрушения, и нечто более страшное - десятки трупов. Бремен не стал подбирать тела только потому, что через несколько часов должен был подойти пароход Маккей-Беннет, отфрахтованный специально для этого. Ну, а герой этого рассказа сделал несколько фотографий и послал их из Нью-Йорка домой.
фото рокового айсберга с борта лайнера Бремен
Сфотографированный айсберг совпадал с его описанием, данным уцелевшими с Титаника.
В ближайшие после трагедии дни были сделаны фотографии нескольких айсбергов, однако после изучения фотографий Регорека, сопоставления их с описанием айсберга очевидцами, исследования ветра и течений, можно с достаточно высокой степенью вероятности предполагать, что искомый айсберг был сфотографирован только одним человеком, Стефаном Регореком, с борта лайнера Бремен. И обнаружились эти фото только в апреле 2000 года. Оригиналы фотографий в настоящее время хранятся в банковском сейфе в Мюнхене.
Действительно-ли оркестр Титаника играл до конца, и если это действительно так, то что именно?
Скорее всего, эта легенда соответствует действительности. Да, играли до конца. А что именно? Тут труднее, так как показания очевидцев очень отличаются. Согласно легенде оркестр тонул, исполняя, конечно, религиозный гимн "Ближе к тебе, о Господи". Многие из спасшихся утверждают, что это было именно так, и нет причин сомневаться в искренности их слов. Другие же уверяют, будто единственное, что играл оркестр - это рэгтайм. Один человек сообщает, что очень хорошо помнит последние минуты оркестра, но музыканты будто бы вовсе ничего не играли. В этой сумятице противоречивых показаний несколько выделяется рассказ младшего радиста Хэролда Брайда. Сама профессия требовала от него наблюдательности, скрупулезной точности. Кроме того, Брайд находился на "Титанике" до самого, что называется, конца. Он ясно запомнил, что оркестр играл мелодию "Осени" - одного из гимнов англиканской церкви.
Самый волнующий вопрос - а был-ли ди Каприо?
Реальный Джек Доусон был кочегаром на Титанике, и даже и не кочегаром, а угольщиком, то есть тем, кто шихтовал уголь в угольных бункерах для того, чтобы кочегарам легче было его подхватывать. Катастрофы Титаника он не пережил, но не утонул вместе с лайнером. Его тело было извлечено из воды вместе с десятками других, а опознали его по карточке члена профсоюза, которую он спрятал на груди. Останки настоящего Доусона не погрузились под звуки рыданий кинозалов всего мира в ледяные воды Атлантики, а были захоронены на кладбище Фэйрвью Лаун, в Галифаксе, могила номер 227.
Его любовью была не звезда высшего света в исполнении Кейт Уинслет, а сестра его приятеля, кочегара Джона Приста, который, кстати, и уговорил его стать моряком. Доусону было 23 года.
После выхода в свет фильма Титаник, фанаты ди Каприо и Уинслет осадили все возможные исторические инстанции с вопросом - были-ли прототипы звезд на самом деле, да или нет? Затем выяснилось, что если Уинслет под вопросом, то с Доусоном все в порядке, он был, и более того - его праху можно поклониться. Что поклонники немедленно и сделали. С тех пор и по сей день груды цветов на могиле ошалевшего от такой всемирной славы кочегара вянуть не успевают, их сменяют новые.
Камерон утверждает, что имя «Доусон» он взял, что говорится, «с потолка» и был искренне удивлен, узнав, что такой человек на Титанике был на самом деле. Мутит хитромудрый Камерон, дабы сотворить еще одну легенду, или говорит правду - кто его знает?
Заключение - мистика
Любители мистики и загадок всех мастей, от занимающихся спиритизмом до озабоченных вторжением инопланетян, накинулись на Титаник, как стервятники на дохлого осла. Разложили его по всем параметрам, от магии чисел до расположения звезд и комментариев по Апокалипсису, откровениям Иоанна Богослова и наставленям адептам черной магии. Все это достаточно смешно, но кое-что воистину мистическое действительно, имеет место быть. Это - история книги «Тщета», написанной в 1898 году, за 14 лет до трагедии.
Итак:
«..Некий Морган Робертсон, сочинил в 1898 году роман о трансатлантическом лайнере, который своими фантастическими размерами превосходил все построенные дотоле суда. Сказочный корабль Робертсон населил богатыми, самодовольными пассажирами. По ходу действия романа холодной апрельской ночью происходит столкновение лайнера с айсбергом и судно погибает. Кораблекрушение это, по мысли автора, должно было символизировать тщету всего земного. Книга Робертсона, выпущенная в том же году издательской фирмой "М. Ф. Мэнсфилд", так и называлась: "Тщета".
Спустя четырнадцать лет английская судоходная компания "Уайт Стар Лайн" построила лайнер, который удивительно походил на судно, описанное Робертсоном. Водоизмещение нового лайнера было 66 тыс. тонн, парохода из книги Робертсона - 70 тысяч. Длина реального лайнера составляла 269 м, литературного - 243. Оба лайнера имели по три гребных винта и могли развивать скорость порядка 24-25 узлов. Каждый из них был рассчитан примерно на 3000 человек, а спасательные шлюпки того и другого могли вместить лишь часть пассажиров и членов экипажа, однако никто не придавал этому значения, поскольку оба судна считались "непотопляемыми".
Робертсон назвал свое судно "Титаном", владельцы компании "Уайт Стар Лайн" окрестили принадлежащий им новый лайнер "Титаником".
10 апреля 1912 года реальный лайнер отправился в свой первый рейс из Саутгемптона в Нью-Йорк. Помимо прочих грузов на его борту находился бесценный манускрипт "Рубайат" Омара Хайяма, а путешественники, внесенные в список пассажиров лайнера, "стоили" в общей сложности 250 миллионов долларов. Холодной апрельской ночью этот лайнер, как и его литературный "прототип", столкнулся с айсбергом и тоже пошел ко дну..»
Виолетта Джессоп
Она едва не пошла ко дну вместе с тонущим кораблем…трижды.
Традиционно считается, что присутствие женщины на корабле приведет к несчастью и будто женщины злят море. С другой стороны, поверье гласит, что вид обнаженной женщины успокаивает море. Если бы Виолетта Джессоп об этом знала, возможно, Титаник не столкнулся бы с айсбергом.
Но история Джессоп начинается не на Титанике, а на борту корабля-побратима Олимпика. В 1911 году Джессоп была стюардессой на этом роскошном лайнере.
тот самый Олимпик
20 сентября 1911 года Олимпик столкнулся с британским военным судном. К счастью, никто не пострадал, но Виолетта приняла решение перейти на службу на огромное непотопляемое судно, ее выбор пал на Титаник.
а это уже Титаник
С собой она принесла не только неудачу, но и «привела» капитана Олимпик Эдварда Смита. Впоследствии, как вы знаете, корабль столкнулся с айсбергом. Мы догадываемся, о чем вы подумали. Едва ли можно считать совпадением то, что она оказалась на борту во время двух крушений, при том, что капитан был один и тот же. Все дело в нем, да?
Это еще не все.
Джессоп сидела в спасательной шлюпке и наблюдала, как самый огромный в мире корабль скрывается под водой. Она спаслась, в отличие от капитана.
В 1916, после некоторого перерыва, Джессоп устроилась медсестрой на борт Британника. Вскоре судно наткнулось на мину и затонуло. Корабль, шедший ко дну, уже почти задел шлюпку, в которой сидела Виолетта, но она успела выпрыгнуть в воду… К счастью, женщина выжила и в третий раз вернулась на сушу.
Умерла она от сердечной недостаточности в 1971 году и была похоронена в море.
Гибель Титаника таит в себе еще очень много загадок, большинство из которых вряд-ли теперь удастся разгадать, разве что в далеком будущем, когда смогут считывать те неуловимые частицы, которые, как утверждают некоторые ученые, сохраняют в себе картины прошлого.
Войтенко Михаил
http://www.odin.tc/disaster/titanic.asp
Последняя ночь Титаника: http://www.titanic.infoall.info/
Исповедь, потрясшая мир: http://bibliotekar.ru/chip/1005-6.htm
13 ИНТЕРЕСНЫХ ФАКТОВ О ТИТАНИКЕ
1. Теоретически Титаник был непотопляем, поэтому владельцы решили сэкономить на шлюпках и расширить полезное пространство. Корабль был оборудован только 20 спасательными шлюпками с общей вместимостью 1178 человек, то есть на половину пассажиров.
2. Судно было разделено на 16 водонепроницаемых отсеков, которые в случае разгерметизации блокировались в течение 25 секунд, предохраняя судно от затопления. «Титаник» был построен так, что мог оставаться на плаву при затоплении любых двух из его 16 водонепроницаемых отсеков, любых трёх из первых пяти отсеков, или же всех первых четырёх отсеков. Исследователи предполагают, что айсберг пропорол сразу не менее шести отсеков, что привело к гибели судна.
3. Стоимость билета первого класса составляла $ 4350, баснословные по тем временам деньги.
4. В момент трагедии на борту находилось 1 316 пассажиров и 908 членов экипажа, всего 2 224 человека. Из них спаслись 711 человек, погибло 1 513. Большинство пассажиров умерло от переохлаждения в океанской воде.
5. Интересно, что из-за паники многие шлюпки отчаливали заполненными на половину.
6. Постройка Титаника обошлась в $ 7,500,000 и заняла три года. При строительстве Титаника было использовано 3 миллиона заклепок.
7. На момент постройки Титаник был самым большим пассажирским кораблем в мире, его длина составляла 268 метров. Вес "Титаника" при полной загрузке был 46328 тонн.
8. Корабль был оснащен 29 паровыми котлами, которые потребляли 825 тонн угля в день. Из четырех дымовых труб, только три работали по назначению, четвертая была для красоты и служила вентиляцией.
9. Титаник не крестили по морскому обычаю (разбить о борт бутылку шампанского на счастье), поскольку его владельцы не верили в приметы.
10. Титаник столкнулся с айсбергом в 11:40 вечера 14 апреля 1912 года, через 2 часа 40 минут после выхода в свой первый и последний рейс.
11. Титаник затонул на глубине 12600 футов (примерно 4 километра) на дне Атлантического океана недалеко от берегов Ирландии.
12. Оркестр продолжал играть во время гибели Титаника и утонул вместе с кораблем.
13. Снятый по мотивам трагедии фильм "Титаник" был номинирован на 14 Оскаров и выиграл 11 из них. Кассовый сбор составил более миллиарда долларов.
10 апреля 1912 года из Саутгемптонского порта в свое первое и последние плавание отправился лайнер «Титаник», который спустя 4 дня столкнулся с айсбергом. О трагедии унесшей жизни почти 1496 человек мы с вами знаем во многом благодаря фильму, но давайте познакомимся с реальными историями пассажиров «Титаника».
На пассажирской палубе “Титаника” собирались настоящие сливки общества: миллионеры, актеры и писатели. Не каждый мог позволить себе купить билет I класса - цена равнялась $60000 по нынешним ценам.
Пассажиры 3-го класса купили билеты всего по 35 долларов ($650 в наши дни), потому выше третьей палубы подниматься права не имели. В роковую ночь деление на классы оказалось как никогда ощутимым...
Одним из первых в спасательную шлюпку запрыгнул Брюс Исмей - генеральный директор компании "White Star Line", которая и владела “Титаником”. Лодка, рассчитанная на 40 человек, отчалила от борта лишь с двенадцатью.
После катастрофы Исмея обвинили в том, что он сел в спасательную лодку в обход женщин и детей, а также в том, что именно он дал капитану "Титаника" указание увеличить скорость, что и привело к трагедии. Суд его оправдал.
Уильям Эрнест Картер сел на борт "Титаника" в Саумпгемптоне вместе со своей женой Люси и двумя детьми Люси и Уильямом, а также двумя собаками.
В ночь катастрофы он находился на вечеринке в ресторане корабля первого класса,а после столкновения вместе с товарищами вышел на палубу, где уже готовили шлюпки. Сначала Уильям посадил дочь в шлюпку №4, но когда настала очередь сына, их ждали проблемы.
Прямо перед ними в лодку сел 13-летний Джон Райсон, после чего офицер, отвечавший за посадку, приказал не брать на борт мальчиков-подростков. Люси Картер находчиво накинула на 11-летнего сына свою шляпку и села вместе с ним.
Когда процесс посадки завершился и лодка начала спускаться на воду, Картер и сам быстро сел в нее вместе с еще одним пассажиром. Именно им оказался уже упомянутый Брюс Исмей.
21-летняя Роберта Мэони работала служанкой графини и плыла на "Титанике" вместе со своей хозяйкой в первом классе.
На борту она познакомилась с бравым молодым стюардом из команды корабля, а вскоре молодые люди влюбились друг в друга. Когда "Титаник" начал тонуть, стюард примчался в каюту Роберты, вывел ее на шлюпочную палубу и посадил в лодку, отдав ей свой спасательный жилет.
Сам он погиб, как и многие другие члены экипажа, а Роберту подобрало судно "Карпатия", на котором она доплыла до Нью-Йорка. Лишь там, в кармане пальто, она нашла значок со звездой, который в момент расставания стюард положил ей в карман на память о себе.
Эмили Ричардс плыла вместе с двумя маленькими сыновьями, мамой, братом и сестрой к своему мужу. В момент катастрофы женщина спала в каюте вместе со своими детьми. Разбудили их крики матери, вбежавшей в каюту после столкновения.
Ричардсы чудом смогли через окно залезть в спускающуюся шлюпку №4. Когда "Титаник" полностью затонул, пассажирам ее шлюпки удалось вытащить из ледяной воды еще семь человек, двое из которых, к сожалению, вскоре умерли от обморожения.
В первом классе путешествовал известный американский предприниматель Исидор Штраус с женой Идой. Штраусы были женаты уже 40 лет и никогда не расставались.
Когда офицер корабля предложил семье сесть в шлюпку, Исидор отказался, решив уступить место женщинам и детям, но Ида также последовала за ним
Вместо себя Штраусы посадили в шлюпку свою служанку. Тело Исидора было опознано по обручальному кольцу, тело Иды не было найдено.
На “Титанике” играло два оркестра: квинтет под руководством 33-летнего британского скрипача Уолласа Хартли и дополнительное трио музыкантов, которое было нанято, чтобы придать Café Parisien континентальную нотку.
Обычно два состава оркестра "Титаника" работали в разных частях лайнера и в разное время, но в ночь гибели корабля все оин объединились в один оркестр.
Один из спасенных пассажиров "Титаника" напишет позже:"В ту ночь было совершено много героических поступков, но ни один из них не мог сравниться с подвигом этих нескольких музыкантов, игравших час за часом, хотя судно погружалось все глубже и глубже, а море подбиралось к месту, где они стояли. Музыка, которую они исполняли, дала им право быть внесенными в список героев вечной славы".
Тело Хартли было найдено через две недели после гибели "Титаника" и отправлено в Англию. К его груди была привязана скрипка - подарок невесты. Среди других участников оркестра выживших не оказалось…
Четырехлетний Мишель и двухлетний Эдмонд путешествовали с отцом, который погиб во время крушения, и считались "сиротами Титаника", до тех пор, пока их мать не нашлась во Франции.
Мишель умер в 2001 году, он был последним из оставшихся в живых лиц мужского пола на "Титанике".
Винни Коутс направлялась в Нью-Йорк вместе с двумя детьми. В ночь катастрофы она проснулась от странного шума, но решила подождать распоряжений членов экипажа. Ее терпение лопнуло, она долго металась по бесконечным коридорам корабля, заблудившись.
Внезапно встреченный член экипажа направил ее к шлюпкам. Она накнулась на сломанные закрытые ворота, но именно в этот момент появился еще один офицер, который и спас Винни и ее детей, отдав им свой спасательный жилет.
В итоге Винни оказалась на палубе, где шла посадка в шлюпку №2, на которую, буквально чудом, ей и удалось погрузиться..
Семилетняя Ева Харт спаслась с тонущего "Титаника" вместе с матерью, но ее отец погиб во время крушения.
Элен Уокер считает, что ее зачатие произошло именно на "Титанике" перед столкновением с айсбергом. "Для меня это много значит", – признавалась она в интервью.
Ее родителями были 39-летний Сэмюэл Морли, владелец ювелирного магазина в Англии, и 19-летняя Кейт Филлипс, одна из его работниц бежали в Америку от первой жены мужчины, стремясь начать новую жизнь.
Кейт села в спасательную шлюпку, Сэмюэл прыгнул за ней в воду, но не умел плавать и утонул. "Мама провела в спасательной шлюпке 8 часов, – рассказывала Элен. – Она была в одной ночной рубашке, но один из моряков отдал ей свой джемпер".
Вайолетт Констанс Джессоп. До последнего момента стюардесса не хотела наниматься на “Титаник”, но ее переубедили друзья, поскольку считали, что это будет "прекрасный опыт".
До этого, 20 октября 1910 года Вайолетт стала стюардессой трансатлантического лайнера "Олимпик", который через год из-за неудачного маневрирования столкнулся с крейсером, но девушке удалось спастись.
И с “Титаника” Вайолетт спаслась на шлюпке. Во время Первой мировой войны девушка пошла работать медсестрой, а в 1916-м попала на борт "Британика", который… тоже пошел ко дну! Две шлюпки с экипажем затянуло под винт тонущего судна. Погиб 21 человек.
В их числе могла бы быть и Вайолетт, которая плыла в одной из разбитых шлюпок, но вновь удача была на ее стороне: она успела выпрыгнула из лодки и выжила.
Кочегар Артур Джон Прист также пережил кораблекрушение не только на "Титанике", но и на "Олимпике" и "Британике" (кстати, все три судна были детищами одной компании). На счету Приста и вовсе 5 кораблекрушений.
21 апреля 1912 года "New York Times" опубликовала историю Эдварда и Этель Бинов, которые плыли на "Титанике" во втором классе. После крушения Эдвард помог супруге сесть в шлюпку. Но когда лодка уже отплыла, он увидел, что она наполовину пуста, и бросился в воду. Этель втащила мужа в шлюпку.
Среди пассажиров "Титаника" был известный теннисист Карл Бер и его возлюбленная Хелен Ньюсом. После катастрофы, спортсмен прибежал в каюту и вывел женщин на шлюпочную палубу.
Влюбленные уже готовы были навсегда попрощаться, когда глава компании "Уайт Стар Лайн" Брюс Исмей лично предложил Беру место в лодке. Спустя год Карл и Хелен поженились, а позже стали родителями троих детей.
Эдвард Джон Смит - капитан "Титаника ", который был очень популярен и среди членов экипажа, и среди пассажиров. В 2.13 ночи, всего за 10 минут до окончательного погружения корабля под воду, Смит вернулся на капитанский мостик, где и решил встретить смерть.
Второй помощник капитана Чарльз Герберт Лайтоллер спрыгнул с корабля одним из последних, чудом избежав засасывания в вентиляционную шахту. Он доплыл до складной шлюпки Б, плававшей вверх дном: оторвавшаяся и упавшая в море рядом с ним труба "Титаника " отогнала шлюпку дальше от тонущего судна и позволила ей оставаться на плаву.
Американский бизнесмен Бенджамин Гуггенхайм во время крушения помогал женщинам и детям погрузиться в спасательные шлюпки. На предложение спастись самому, он ответил: "Мы одеты в наши лучшие наряды и готовы погибнуть как джентльмены".
Бенджамин погиб в возрасте 46 лет, тело его не было найдено.
Томас Эндрюс - пассажир первого класса, ирландский бизнесмен и судостроитель, был конструктором "Титаника"...
Во время эвакуации Томас помогал пассажирам усаживаться в шлюпки. Последний раз он был замечен в курильной комнате первого класса возле камина, где смотрел на картину "Порт Плимут". Его тело после крушения так и не было найдено.
Джон Джейкоб и Маделин Астор - миллионер, писатель-фантаст со своей молодой супругой путешествовали первым классом. Маделин спаслась на шлюпке №4. Тело Джона Джейкоба было поднято с глубин океана через 22 дня после его гибели.
Полковник Арчибальд Грейси IV - американский писатель и историк-любитель, который остался в живых после крушения "Титаника". Вернувшись в Нью-Йорк, Грейси сразу начал писать книгу о своём плавании.
Именно она стала настоящей энциклопедией для историков и исследователей катастрофы, благодаря содержащемуся в ней большому количеству имен пассажиров-безбилетников и пассажиров 1-го класса, оставшихся на "Титанике". Здоровье Грейси было сильно подорвано переохлаждением и травмами, и он умер в конце 1912 года.
Маргарет (Молли) Браун - американская светская дама, филантроп и активист. Выжила. Когда на " Титанике " возникла паника, Молли усаживала людей в спасательные шлюпки, сама же отказывалась садиться туда.
"Если случится худшее, я выплыву", - говорила она, пока в конце концов кто-то силой не столкнул ее в шлюпку номер 6, сделавшую ее знаменитой.
После Молли организовала Фонд помощи спасшимся с "Титаника".
Миллвина Дин была последней из выживших пассажиров "Титаника ": она умерла 31 мая 2009 года в возрасте 97 лет в доме престарелых в хэмпширском Эшурсте в 98-ю годовщину спуска лайнера на воду. .
Ее прах был развеян 24 октября 2009 года в порту Саутгемптона, откуда "Титаник " начал свой первый и последний рейс. На момент гибели лайнера ей было два с половиной месяца
Гибель крупнейшего морского лайнера под названием «Титаник» является самой известной и обсуждаемой трагедией подобного рода. На эту тему исследовано бесконечное количество документов, приводятся воспоминания тысяч свидетелей, написаны сотни работ и книг, сняты документальные и художественные фильмы... Тем не менее тайна гибели «непотопляемого корабля» до сих пор не разгадана до конца и, более того, эхо величайшей трагедии доносится до наших времен.
Место гибели этого «непотопляемого» лайнера, утонувшего в холодных водах Атлантики после столкновения с айсбергом 15 апреля 1912 года, находится в координатах 41°43"55" северной широты 49°56"45" западной долготы, что в 600 километрах от острова Ньюфаундленд. Во время этой катастрофы утонуло 1 513 человек из 2 224 пассажиров и членов экипажа. Только 711 несчастных были спасены подобравшим их кораблем «Карпатия». В настоящее время «Титаник» находится в нескольких милях от координат, которые были переданы радистом в момент крушения, и поэтому он был обнаружен лишь недавно. Мешала поискам и огромная глубина, на которой лежит изрядно проржавевший и покрытый водорослями остов корабля, - 3 750 метров. Технологий для поисков на такой глубине раньше просто не существовало. ПЕРВЫЙ ЗВОНОК Скажем сразу, что мистическая предыстория этого события, связанного с именем корабля, началась еще 2 000 лет назад с древнего мифа, в котором говорится, что Зевс сбросил восставших против него великанов-титанов в темные глубины Тартара... Катастрофа «Титаника» стала легендарной и сопряжена с различными необъяснимыми случаями, совпадениями и пророчествами. Увы, на них обратили внимание только после гибели корабля. Так, к примеру, еще на стадии строительства судна на верфи в Белфасте среди докеров постоянно ходили пугающие слухи о том, что лайнер ожидает скверная судьба, поскольку они неоднократно слышали странные стуки в той части судна, где у него располагается второе дно.
Их связывали с наличием в этом замкнутом пространстве целой бригады рабочих верфи, случайно замурованных внутри и неспособных выбраться наружу. Постепенно стуки стали тише, а потом и вовсе пропали, но разговоры об этом не только не прекратились, а стали еще активнее, поскольку на верфи начали появляться призраки тех, заживо замурованных докеров. ЗАБОЛЕТЬ, ЧТОБЫ ВЫЖИТЬ Около сотни пассажиров, с трудом доставшие билет на этот корабль, накануне отплытия внезапно сдали билеты обратно. Никто из них потом не смог толком объяснить причину такого решения. Мало того, даже сам владелец судна, миллионер Пирсон Морган, отказался плыть на корабле «по состоянию здоровья». Несмотря на «плохое здоровье», его в последующие дни видели улыбающимся и веселым на одном из французских курортов под руку с любовницей. МЕСТЬ ЕГИПТЯНКИ Были и очевидные пророчества. Так, например, в 1912 году молодожены Тэд и Бланш Маршалл проводили медовый месяц на острове Уайт, мимо которого проходил «Титаник». Когда Бланш увидела судно, она вся задрожала и, выкрикнув «Корабль не доплывет до Америки, он утонет, а многие пассажиры погибнут!», потеряла сознание. Позднее она сообщила врачам и мужу, что причиной было ее видение. Поначалу на это не обратили внимания, решив, что у женщины просто нелады с психикой. А еще раньше некая американская поэтесса в 1874 году написала роковую песню о столкновении большого корабля с айсбергом. Но самым известным является случай, когда за 14 лет до катастрофы с «Титаником» Морган Робертсон опубликовал роман «Тщетность», в котором с удивительной точностью описал внутреннее устройство корабля, предсказав даже его название (у Робертсона он назывался «Титан»).
Совпадали даже все научно-технические данные вымышленного и реального кораблей, число пассажиров и количество спасательных шлюпок, а также многие другие детали. Но больше всего впечатляет, что выдуманный «Титан» точно так же погибал от столкновения с айсбергом. К дополнительной мистической причине гибели корабля многие относят и проклятие древней египетской прорицательницы. Ее мумия была извлечена из гробницы и отправлена на «Титанике» на выставку в Лос-Анджелес. Она и ушла на дно вместе с ним. ТИТАНИЧЕСКИЕ «ШУТКИ» Считается, что потусторонняя активность, связанная с «Титаником», усилилась в наше время, когда со дна начали поднимать части затонувшего корабля и личные вещи пассажиров. Многие посетители выставки этих предметов с ужасом рассказывали, как ниоткуда взявшиеся призраки срывали со стен фотографии или роняли на пол экспонаты, толкали экскурсантов и хватали их за волосы... Но проделки привидений можно списать на впечатлительность посетителей. А ведь есть и реальное продолжение этой истории, которое уж точно ничем, кроме мистики, объяснить невозможно. Так, например, корабль с похожим названием - «Титаниан» - столкнулся с ледяной глыбой в 1939 году, что до смерти напугало экипаж, наслышанный о вышеупомянутой трагедии. Как некую запредельную шутку можно расценивать падение неизвестно откуда взявшейся ледяной глыбы на крышу одного из домов во время просмотра фильма о «Титанике», а также «утопление» героини кинематографического «Титаника» - актрисы Кейт Уинслет, исполнившей роль шекспировской Офелии в фильме «Гамлет». Или же «водная» тема другого главного героя - актера Ди Каприо в фильме «Пляж». Таким образом, все, что так или иначе связано с трагедией злополучного корабля или его названием, несет в себе мистическую угрозу... СИГНАЛ ИЗ ПРОШЛОГО Однако самое удивительное во всей этой многолетней истории, что радиосигналы с тонущего «Титаника» поступают до сих пор. Один такой случай был зафиксирован 15 апреля 1972 года, когда радист американского военного корабля «Теодор Рузвельт» принял с давно затонувшего океанского лайнера сигнал о помощи.
Радист поначалу решил, что у него галлюцинации или что кто-то решил его разыграть. Теряясь в догадках, он запросил берег. Ответ оказался на удивление флегматичным: на сигнал SOS не отвечать, продолжать двигаться прежним курсом. Уже в порту командованию этого линкора настоятельно разъяснили, что давно утонувший корабль по понятным причинам не может подавать сигналы. Однако радисту корабля, который поймал сигнал SOS, показалось странным, что разъяснения по поводу его иллюзий или неустановленного шутника в эфире давали представители ФБР, а не его непосредственное начальство. Он не поверил и начал свое расследование. Оказалось, что в разные годы, с периодичностью один раз в шесть лет, аналогичные сигналы с утонувшего «Титаника» слышали и многие другие радисты. ПУТЕШЕСТВУЮЩИЕ ПО ВРЕМЕНИ Абсолютно необъяснимой выглядит и следующая история. В начале августа 1991 года научно-исследовательское судно «Ларсон Напер» в том самом месте, где некогда утонул «Титаник», якобы подобрало спасательную шлюпку. В ней находился бородатый мужчина в годах, облаченный в морскую офицерскую форму начала века и утверждавший, что он является капитаном «Титаника». Поскольку человек настойчиво твердил, что сейчас 1912 год, то его поместили в психиатрическую клинику. Что с ним было дальше - неизвестно... В том же 1991 году глубоководный робот достал со дна океана из руин «Титаника» некоторые вещи, которых там никак не могло быть, поскольку они относились к другому времени. Это было ружье, из которого, как считалось, стрелял капитан, желая прекратить панику, но выпущенное в 1928 году, и чемодан с 10 000 долларов, датированных 1996 годом!.. В 1992 году в Северной Атлантике некое норвежское судно занималось ловлей сельди. Внезапно у него отказал двигатель, и в то же время рыбаки увидели, как по правому борту в зоне их видимости из морской пучины возник огромный корабль. Видно было, как по его палубе мечутся люди и падают в воду. Надпись на борту судна гласила, что это и есть тот самый «Титаник»! Но уже через две минуты призрачный корабль в мгновение ока скрылся в водах Атлантики. На поверхности воды видны были борющиеся со стихией пассажиры с затонувшего корабля. Однако рыбаки траулера не могли подплыть к ним из-за поломки своего двигателя, поэтому дали команду SOS в эфир, на которую откликнулся военный корабль США. Он поднял на борт около десятка людей в спасательных жилетах, на которых было написано Titanic. Примечательно, что это действительно были люди, а не призраки умерших. Однако в дальнейшем вся информация о случившемся также была засекречена. В 1994 году, опять-таки в водах Атлантики, где затонул «Титаник», моряки датского рыбацкого судна увидели в спасательном круге посиневшую от холода девочку приблизительно двух лет. Ее вытащили из воды, отогрели и оказали медицинскую помощь. Примечательно, что на круге также была надпись: Titanic. Пытались расследовать этот случай, но безуспешно. Девочка была слишком мала для того, чтобы что-нибудь рассказать. А когда она выросла, то уже ничего не помнила о том, что с ней было... СМЕРТЕЛЬНАЯ ПЕТЛЯ Понятно, что появление людей из прошлого на месте гибели корабля кажется абсолютно невозможным и не отвечает ни одной из существующих научных теорий. А поэтому за дело взялись парапсихологи. По их предположению, время в этом месте потеряло свое значение, образуя своеобразную петлю. В результате этого некоторые пассажиры «Титаника» попадают в наше время. Другими словами, «Титаник» столкнулся не столько с айсбергом, сколько с порталом во времени, в результате чего не только предметы, но и люди попадают из прошлого в будущее и наоборот. Правда, случаев, когда наши современники попали в прошлое, пока не зафиксировано. Да и как их зафиксируешь? Возможно, они в этом месте и были, но утонули вместе с другими пассажирами «Титаника»...
НЕ ЗНАЯ БРОДУ... Как известно, все художественные кинофильмы о гибели «Титаника» снимались в безопасных условиях на суше, были смоделированы на макетах и муляжах и с помощью компьютерных технологий. До сегодняшних дней не отмечалось даже попыток по созданию полной копии «Титаника». Эта идея, казалось, никогда не сможет найти своего творца - слишком страшной оказалась мистическая напасть, исходящая от имени этого корабля... Однако смельчак все-таки нашелся. Им оказался австралийский миллионер Клайв Палмер, который в апреле 2012 года, когда отмечалось столетие со дня гибели «Титаника», внезапно объявил всему миру, что он закажет китайской компании полную копию этого лайнера, но с современной начинкой - двигателем и остальным навигационным оборудованием. Название будущего корабля - «Титаник II», что, по его мнению, отвлечет от лайнера мистическую угрозу. Предположительная дата спуска корабля на воду - 2016 год. Однако, по некоторым данным, «Титаник II» все-таки не будет построен, по-видимому из-за тех же мистических опасений... Аркадий ВЯТКИН