Межведомственного взаимодействия по профилактике работы с несовершеннолетними. Межведомственное взаимодействие в решении социально-педагогических проблем ребенка в образовательной организации
В соответствии с Федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» общеобразовательные учреждения являются субъектом системы профилактики и призваны организовывать взаимодействие с остальными участниками этой работы.
Муниципальные общеобразовательные учреждения взаимодействуют:
1. С органами исполнительной и представительной власти муниципального уровня:
− администрация муниципального образования;
− территориальный орган социальной защиты населения;
− муниципальный орган образования;
− муниципальный орган здравоохранения;
− муниципальные органы внутренних дел;
− районный (городской) суд;
− районная (городская) прокуратура;
− муниципальный орган занятости населения;
− муниципальный орган по физической культуре, спорту и туризму;
− муниципальный орган культуры.
2. С межведомственными комиссиями:
− территориальная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав;
− муниципальная комиссия по профилактике правонарушений;
− муниципальная комиссия по организации отдыха, оздоровления и занятости детей в каникулярное время.
3. С общественными объединениями, организациями, фондами.
4. Со средствами массовой информации.
Формы педагогической профилактики : Основными формами педагогической профилактики являются социально – педагогическая диагностика, информационно-просветительская и социально – профилактическая работа с обучающимися и их родителями (законными представителями).
Социально-педагогическая диагностика с обучающимися и их родителями – осуществляется специалистами образовательного учреждения, в котором происходит сбор информации о влиянии на личность и социум социально-психологических, педагогических, экологических и социологических факторов в целях повышения эффективности педагогических факторов.
Цельюдиагностической работы с родителями является диагностика типа семейного воспитания, установок родителей по отношению к детям и к собственной семье.
Работа с родителями, семьей представляет собой сложный и необходимый для профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних вид деятельности, так как семья является одним из важнейших факторов, влияющих на формирование отклонений в поведении детей и подростков.
Результаты диагностической работы не только дают специалисту информацию о возможных неблагополучиях в системе семейного воспитания, детско-родительских отношений, но и позволяют выявить область возможных проблем в тех семьях, где дисбаланс семейных отношений еще не наступил, но уже имеются некоторые негативные тенденции.
Диагностическая работа может проводиться как групповым, так и индивидуальным методом, сообщение же результатов диагностики всегда осуществляется индивидуально.
Диагностическая работа с обучающимисяпозволяет своевременно выявить группу детей с повышенным риском формирования различных вредных привычек и девиации поведения, а также особенности аномального развития детей.
Информационно-просветительская работа с родителями направлена на формирование жизнеспособной личности, гуманистически ориентированной по отношению к обществу и к себе самой, углубление и конкретизацию знаний о предупреждении правонарушений и преступлений несовершеннолетних.
Информационно-просветительская работа с родителямиимеет целью профилактику, предупреждение возможных нарушений в семейных отношениях и семейном воспитании. С этой целью родителей необходимо знакомить с теми формами семейных отношений и семейного воспитания, которые могут приводить к негативным отклонениям в поведении детей и подростков.
Информационно – просветительская работа с родителями должна быть направлена на разъяснение влияния супружеских отношений и типа семейного воспитания на развитие негативных отклонений в поведении детей и подростков. Формами такой работы являются лекции, семинары, беседы, тематические родительские собрания с привлечением специалистов (медиков, психологов, юристов и т. д.)
Информационно-просветительская работа с обучающимися . Именно в школе такая работа может оказаться наиболее действенной и эффективной. Вся работа педагогов должна быть построена на профилактике вредных привычек и негативных отклонений в поведении. Необходимо формировать у ребенка на всех этапах его развития правильные представления об аномальных привычках и формах поведения, об их социальных последствиях.
Информационно-просветительскую форму работы по профилактике и предупреждению отклонений в поведении детей и подростков можно условно разделить на следующие основные направления:
– социально-педагогические корни возникновения отклонений в поведении;
– правовые отклонения последствий отклоняющегося поведения от нормы;
– социальные последствия асоциальных привычек.
На каждом из этих направлений необходимо привлекать для работы с детьми специалистов различного профиля (врачей, юристов, психологов).
Педагоги образовательных учреждений должны осуществлять профилактическую работу как непосредственно на уроках по предмету, так и на внеклассных мероприятиях.
Важное значение приобретают внеклассные мероприятия, направленные на выработку общественной позиции к тем или иным нарушениям дисциплины, общепринятых норм поведения.
Информация для детей представлена широко и разнообразно, с использованием средств массовой информации, технических средств обучения. Все это позволяет детям получить стройную систему знаний, преодолеть ошибочные мнения о тех или иных вредных привычках, способствует формированию адекватного поведения.
Социально-профилактическая работа включает комплекс активных воспитательно-педагогических мероприятий, проводимых образовательным учреждением.
При разработке социально-профилактических мероприятий необходимо учитывать:
− особенности проявления той или иной вредной привычки у ребенка, социально-культурные условия, при которых она сформировалась;
− уровень общей осведомленности ребенка о последствиях девиации;
− степень выраженности аномально-личностных проявлений.
Основные методы педагогической профилактики . Основные методы работы, используемые в профилактической работе: тренинг, лекция, дискуссия, мозговой штурм, ролевые игры, групповые задания.
1. Тренинг.
Психологический термин «тренинг» происходит от английского «totrain» - обучать, тренировать. В широком смысле тренинг это: познание себя и окружающего мира; изменение «Я» через общение; общение в доверительной атмосфере и неформальной обстановке; эффективная форма работы для усвоения знаний.
Задачи профилактического тренинга:
– повышение уровня информированности обучающихся в области профилактики беспризорности и правонарушений несовершеннолетних;
– изменение отношения обучающихся к появлению и развитию негативных явлений;
– выработка и развитие навыков эффективного общения, уверенности в себе, лидерских качеств;
– формирование позитивных ценностей и мотивации у обучающихся к сохранению здоровья.
Эти задачи все вместе или каждая в отдельности могут являться целью тренинга. Тренинг проводится для целевой группы в интерактивной форме – когда он имеет возможность одновременно с получением информации обсуждать неясные моменты, задавать вопросы, тут же закреплять полученные знания, формировать навыки поведения. Такой метод вовлекает участников в процесс, а сам процесс обучения становится легче и интереснее. Оптимальное количество участников в группе – 14-18 человек, максимальное количество – 20 человек.
Структура тренинга: введение (5% рабочего времени); краткое представление целей и задач тренинга, организаторов, гостей; знакомство (5% рабочего времени); ожидания участников (3% рабочего времени); принятие правил работы группы (5% рабочего времени); оценка уровня информированности (5-10% рабочего времени); актуализация уровня информированности(5-10% рабочего времени); актуализация проблемы (10-30% рабочего времени); информационный блок (20-30% рабочего времени); приобретение практических навыков (20-60% рабочего времени); завершение работы; получение обратной связи (5% рабочего времени).
2. Лекция
Лекция – наиболее быстрый способ предоставления необходимой информации неограниченному количеству слушателей. Готовить лекцию необходимо следующим образов: выбрать тему; определить, о чем будет ваше выступление, т. е. что вы будете говорить. Сообщение материала должно быть максимально исчерпывающим . Новое знание усваивается лучше, если оно каким-либо образом связано с тем, что человеку уже известно. Помните, что слушатели интересуются следующими подробностями: Когда и где? Кто? Что произошло? Как и почему? Каковы результаты? Сообщение материала должно быть честным и нейтральным . Не имеет смысла преувеличивать негативные факты и скрывать привлекательные стороны. Помните, что информацию можно получить из разных источников, а мелкая ложь сразу понизит ценность ваших слов. Искажая информацию, вы берете на себя роль «опекающего родителя». Оптимальной является позиция волонтера, который не запугивает, а сообщает то, что знает о радостях и опасностях, для того чтобы люди могли разобраться в окружающем мире и в том, как поступить правильно. Материал должен быть интересным и компетентным . Информация, которую выдаете, должна быть абсолютно верной. Имеет смысл подключить к работе некоторых специалистов из разных областей: врачей, психологов, социологов и др. Помните, что в ходе лекции нужно использовать наглядный материал.
3. Дискуссия
Дискуссия возникает тогда, когда каждый участник высказывает свое мнение по той или иной теме, на основе своего знания и опыта. Это обмен мнениями. В дискуссии могут принимать участие двое и более человек. Наиболее конструктивный вариант – 6-8 человек. Такое количество участников позволяет каждому в полной мере выразить свое мнение и выслушать партнеров по дискуссии.
Требования при ведении дискуссии: четкое выделение предмета, объекта; нельзя упускать основные положения того, из-за чего ведется дискуссия; необходимо следить за тем, чтобы участники не использовали некорректные приемы дискуссии такие как: нарушение литературных норм; аргументы к жалости; использование недостоверных аргументов; ведущий, должен подвести итоги, т. е. сформулировать то, к чему пришла группа.
4. Акция
Акция (от французского action – поступок, действие, дело, операция, активность, выступление) – действие, предпринимаемое для достижения какой-либо цели. Акция как форма работ – реальное социально-значимое дело с достижением определенного результата, полезного как для самих организаторов, так и для окружающих. Основные критерии акции: Актуальность – свойство мероприятия быть нацеленным, ориентированным на решение наиболее важных для общества проблем. Преемственность – это требование к мероприятию учитывать то, что делалось до того, как стали разрабатывать данное мероприятие; преемственность как качество мероприятия свидетельствует, что оно создается не на пустом месте, а исходя из предшествующего опыта деятельности. Реальность – свойство мероприятия быть выполнимым, оптимальным для потенциала конкретных участников. Оригинальность – качество мероприятия отражать специфику определенного направления, своеобразие содержания, форм и методов деятельности, нетрадиционный подход к решению проблем.
5. Мозговой штурм
Мозговой штурм представляет собой хороший способ быстрого включения всех членов группы в работу на основе свободного выражения своих мыслей по рассматриваемому вопросу. Основные правила проведения мозгового штурма:
– сформулировать вопрос/задание;
– фиксировать/записывать все поступающие от участников предложения;
– высказанные мысли и предложения не критикуются и не оцениваются.
6. Ролевые игры
Ролевые игры – это небольшие сценки произвольного характера, отражающие модели жизненных ситуаций. В ролевых играх участникам предоставляется возможность: показать существующие стереотипы реагирования в тех или иных ситуациях; разработать и использовать новые стратегии поведения; отработать, пережить свои внутренние опасения и проблемы.
11 марта 2016 Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав района Новогиреево был организован Круглый стол на тему: «Роль межведомственного взаимодействии в профилактике безнадзорности несовершеннолетних и семейного неблагополучия». Мероприятие проводилось при содействии учреждения культуры - районной библиотеки №98 по адресу: Зелёный проспект 87 корпус 1.
“Дети - это наша старость. Правильное воспитание - это наша счастливая старость, плохое воспитание-это, будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной”.
А. С. Макаренко:
С таким лозунгом открыл круглый стол Председатель комиссии - глава управы района Новогиреево А.П.Хрулёв. Он приветствовал участников встречи и заострил их внимание на теме, которая освещает исключительно актуальную проблему, поскольку все внимание общества обращено на укреплении защиты прав детей и значимости семейных устоев.
Говорить о том, что дети сейчас стали совсем другие, что они неуправляемые и жестокие стало уже привычным. Чья роль в воспитании подрастающего поколения больше - семьи, школы, улицы, кто более ответственен за то, что в нашем районе есть безнадзорные дети? За круглым столом собрались все ответственные за это службы: сотрудники ОДН ОМВД России по району Новогиреево, Председатели ОПОП района Новогиреево, представители органов образования - ГБОУ СОШ №1324, ГБОУ СОШ №2093, ГБОУ МКЛ №1310, ГБОУ Гимназия №2972, ГБОУ Гимназия №1798, дошкольных отделений, органов здравоохранения - ДГП №7 филиалы №2 и №3, МНПЦ наркологии филиал №4, органов социальной защиты и обслуживания населения - ОСЗН района Перово (орган опеки, попечительства и патронажа) и ГБУ ТЦСО Новогиреево, ГБУ Центр досуга и спорта «Новогиреево», Центр физкультуры и спорта ВАО.
Председатель комиссии напомнил всем присутствующим, что Федеральный закон №120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и Регламент «Межведомственного взаимодействия в сфере выявления семейного неблагополучия и организации работы с семьями, находящимися в социально опасном положении или трудной жизненной ситуации» регламентируют деятельность каждой из служб системы профилактики. Однако на практике иногда случаются недопонимания. Встреча на круглом столе была посвящена именно межведомственному взаимодействию, т.к. в одиночку возникающие проблемы невозможно решить, их важно обсуждать. Необходимо обмениваться со всеми службами о фактах безнадзорности несовершеннолетних и о выявленных случаях семейного неблагополучия. Несвоевременное и не полное информирование всех заинтересованных структур приводит только к усугублению проблемы. Важным условием, межведомственного взаимодействия, отметил председатель комиссии А.П.Хрулёв, является информационная связь, она должна быть четко налажена.
Цель круглого стола - обеспечение комплексного взаимодействия учреждений системы профилактики по раннему выявлению семей с признаками семейного неблагополучия. Выявление неблагополучных семей на ранней стадии и проведение профилактической работы семейного неблагополучия, которое и является одной из главных причин, влияющих на состояние правонарушений среди подростков, на безнадзорность детей - главная задача. Были рассмотрены вопросы:
1) проблемы раннего выявления семейного неблагополучия
2) роль субъектов системы профилактики в профилактической работе с семьями, находящимися в социально опасном положении и трудной жизненной ситуации.
Выслушав выступления всех участников круглого стола, обсудив возникающие на практике вопросы и проблемы, субъекты системы профилактики безнадзорности несовершеннолетних района Новогиреево пришли к выводу, что межведомственное взаимодействие - это формула успеха в профилактической работе. Формулировка «раннее выявление» - это отправная точка в профилактической работе, первая ступень по предупреждению всех асоциальных процессов. Раннее выявление дает возможность всем учреждениям и органам системы профилактики сообща оказать помощь, не дать семье или несовершеннолетнему оказаться за чертой. Самая основная задача субъектов системы профилактики - это сохранение семьи, её ценностей и традиций.
Для обеспечения комплексного подхода к проблеме профилактики и правонарушений несовершеннолетних субъектами профилактики, в целях комплексного решения задач по предупреждению преступлений, в том числе совершаемых в состоянии алкогольного опьянения, на территории нашего района традиционно организуются «Единые дни профилактики». Проводятся они в соответствии с приказами МВД по Республике Коми и МО МВД России «Сысольский».
Очередное такое мероприятие прошло на территории самого крупного сельского поселения района - «Объячево». Участие в нём приняли старший инспектор по делам несовершеннолетних отдела полиции №18 МО МВД России «Сысольский» И.Р.Сердитова, ответственный секретарь КпДНиЗП М.П.Жукова, методист Управления образования И.М.Чопик и помощник прокурора Прилузского района М.Н.Лешукова. Первым учреждением, куда направились члены комиссии, стала администрация СП «Объячево». Здесь тщательно проверялись все документы, которые ведутся в каждом поселении в соответствии с Федеральным Законом №120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Среди них - дела семей, которые состоят на учетё как семьи, находящиеся в социально-опасном положении, и «группы риска», карты реабилитации, планы проходящих межведомственных социальных консилиумов, рейдовых мероприятий и ряд других.
В ходе проверки выяснилось, что необходимая документация в администрации сельского поселения имеется, хотя и не в полном объёме. Все семьи, состоящие на учёте, как находящиеся в социально-опасном положении или «группы риска», посещаются специалистами администрации, проверяются и их жилищно-бытовые условия. Но межведомственные социальные консилиумы проводятся нерегулярно. Не проводится и каких-либо мероприятий по социальной реабилитации семей и несовершеннолетних. А ведь на территории этого крупного сельского поселения проживает 1800 семей с несовершеннолетними детьми. Причём, из них 14 семей - «группы риска» и 15 семей, находящихся в социально-опасном положении.
В работе администрации поселения выявлен также ряд нарушений в порядке взаимодействия органов и субъектов профилактики. Как отметила секретарь комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации района Марина Павловна Жукова, в работе с семьями и несовершеннолетними, состоящими на учётах, нет комплексного подхода, нет согласованного взаимодействия всех субъектов профилактики поселения, не распределены между ними и обязанности по участию в реабилитационном процессе.
Следовательно, и нет эффективности работы по реабилитации таких семей и несовершеннолетних, - подчеркнула ответственный секретарь КпДНиЗП.
Вторым пунктом проверки стал Прилузский межпоселенческий центр культуры и досуга, где также шла проверка документации в соответствии с Федеральным законом №120.
Надо отметить, что в учреждении всё оказалось в порядке: вся необходимая документация имеется, работа с несовершеннолетними ведётся, - отметила при подведении итогов Ирина Робертовна Сердитова. - Минус в том, что у них не оказалось обновлённого списка банка данных семей, находящихся в социально опасном положении, и «группы риска». Причина - нет тесного взаимодействия непосредственно с админис
трацией сельского поселения, нет взаимной информированности между всеми субъектами профилактики.
Такая же проблема была и в Детском оздоровительно-образовательном спортивном центре с.Объячево. Новых списков семей, состоящих на учётах, также не было. Кстати, в этом учреждении новый руководитель - Мария Витальевна Москаленко, которая, можно сказать, только входит в должность и приводит в порядок все необходимые документы. Но работа с несовершеннолетними, по словам членов комиссии, здесь ведётся довольно неплохая, так как постоянно действуют различные секции и кружки, в которых занимаются учащиеся, в том числе и из семей, находящихся в социально опасном положении, и «группы риска».
В тот же день члены комиссии приняли участие в «круглом столе» на тему: «Система работы и взаимодействия субъектов профилактики», который состоялся в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа» с.Объячево. Это учреждение для проведения подобного мероприятия было выбрано не случайно: именно школа является одним из главных субъектов профилактики преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних.
Участниками «круглого стола» стали классные руководители 5-11 классов, директор школы В.М.Масальцев, социальный педагог Е.А.Осипова. Всем присутствовавшим М.П.Жукова и И.Р.Сердитова поведали об алгоритме действий классного руководителя.
Педагог должен, в первую очередь, выявлять проблемы учащихся, обращая внимание и на их поведение, учебную деятельность и даже на внешность, - сказала в ходе беседы Ирина Робертовна.
В пример привели употребление школьниками галлюциногенных грибов, так называемых «прушек». Первый признак того, что ребёнок их ест, - это чернота у рта и на руках. И если учитель обратил внимание на эти признаки, а также заметил неадекватное поведение детей, он незамедлительно должен позвонить либо в КпДНиЗП, либо в отдел полиции, а также сообщить родителям. Здесь, несомненно, большая ответственность ложится именно на классного руководителя, который ведёт индивидуальную профилактическую работу с учениками, состоящими на учёте. Он также оказывает помощь учащимся в отношениях с одноклассниками, поощряет их активность.
Но для положительного результата профработы должны быть объединены усилия всех, не только классного руководителя, но и заместителя директора по воспитательной работе, психолога, социального педагога, педагогов-предметников, - отметила Марина Павловна Жукова.
Помощник прокурора района М.Н.Лешукова затронула вопросы жестокого обращения с детьми. Марина Николаевна, обращаясь к педагогам, обратила особое внимание на тот факт, что при лишении родительских прав в суде учитывается и реабилитационная работа образовательных учреждений с семьями.
Итоги Дня профилактики были подведены в администрации СП «Объячево», где также присутствовал глава поселения А.А.Теньков. На все высказанные членами комиссии замечания по поводу работы с семьями Андрей Алексеевич пообещал разобраться в сложившейся ситуации и устранить выявленные недостатки.
По результатам проверки главе СП «Объячево» необходимо устранить все выявленные нарушения в кратчайшие сроки. Следует привести в порядок документацию, а также обратить внимание на организацию и координацию деятельности субъектов профилактики, в которую входит и своевременное реагирование на семейное неблагополучие, - подвела итог заместитель председателя КпДНиЗП - начальник Управления образования администрации МР «Прилузский» Г.В.Захарова.
В своей практической деятельности социальный педагог выполняет основные функции: защитно-охранную, профилактическую, организаторскую через различные социальные роли – посредника, защитника, наставника, координатора, организатора и др. В современных условиях его спектр деятельности очень широк: от работы с ближайшим окружением обучающихся (семья, одноклассники, учителя, друзья, соседи) до координации действий с различными социальными партнерами, субъектами профилактики, без участия которых часто невозможно эффективно, оперативно и результативно решить социальные проблемы ребенка и его семьи. В центре внимания социального педагога - личность каждого обучающегося, его семья, а также социальные общности, которые формируются в различных сферах их жизнедеятельности. Социальные пороки и проблемы, такие как социальная депрессия, социальная дезадаптация, бродяжничество, душевные травмы, бытовая неустроенность и материальные проблемы, вынужденная миграция, инвалидность, алкоголизм, наркомания и т. п. ориентируют социального педагога на разработку и реализацию комплекса мер , которые способствовали бы выравниванию социальных возможностей обучающихся, их социально-психологической реабилитации, компенсации ограниченных возможностей, возникших вследствие определенных обстоятельств, конкретных жизненных ситуаций. Таким образом, можно кратко сформулировать профессиональные обязанности социального педагога:
Обеспечение профилактики негативных явлений, девиаций в поведении обучающихся, их общении, оздоровлении школьного социума;
Оказание комплексной помощи находящимся в трудной жизненной ситуации;
Проведение системной работы с социально-незащищенными категориями обучающихся и их родителями.
Комплексный подход социального педагога образовательной организации к решению социальных проблем обучающихся позволяет не только привлечь специалистов учреждений конкретных ведомств (в зависимости от типа проблемы), но и внесет необходимый педагогический компонент в общую межведомственную систему служб, педагогическую целесообразность работы, которую будут проводить различные учреждения, организации. Тем самым через свою посредническую функцию социальный педагог осуществит взаимодействие в рамках социального партнерства со всеми ведомствами и субъектами профилактики, гарантирующими социальную помощь и защиту интересов ребенка и его семьи. Социальный паспорт образовательной организации, каждого класса в отдельности, дополнительная диагностика, перечень категорий детей и семей “группы риска” согласно ФЗ №124 “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации” от 24 июля 1998 г. позволяют выделить группы социально-незащищенных обучающихся и необходимые приоритетные формы социальной помощи для них. Главным социальным партнером в оказании различных видов социальной поддержки и помощи таким категориям семей являются органы социальной защиты и учреждения данного ведомства. Взаимодействие социального педагога и органов социальной защиты направлено на создание стабильных позитивных изменений в жизнедеятельности обучающегося и его семьи, на создание оптимальных условий их существования, оказание социальной помощи и дополнительной государственной поддержки. В соответствии с законодательством выделены категории семей и детей, имеющие право на государственную поддержку, например дети-инвалиды, дети-сироты и лишенные родительского попечения, несовершеннолетние, освободившиеся из мест лишения свободы, многодетные и малоимущие семьи, беженцы и переселенцы, ликвидаторы аварий и т. д. Социальный педагог должен знать и информировать такие категории семей не только об утвержденных законодательством льготах, но и о различных программах федерального и регионального уровня, направленных на оказание дополнительных видов помощи и услугах населению. Необходимую информацию о мерах социальной поддержки, льготах, а также о государственных учреждениях и общественных организациях, оказывающих юридическую, медицинскую, социальную, психологическую, педагогическую помощь социальный педагог Санкт-Петербурга может найти в ежегодном справочнике “Социальная поддержка семей и детей в Санкт-Петербурге”, который выпускает Комитет по социальной политике и распространяют районные отделы социальной защиты населения. Сотрудничество с Центрами социальной помощи семье и детям, реабилитационными центрами, деятельность которых максимально приближена к реальным нуждам семей и детей, где помогут оказавшимся в трудной жизненной ситуации или социально-опасном положении, окажут реабилитационную помощь и содействие в необходимом жизнеустройстве или предоставят временный приют, окажут комплекс других услуг в зависимости от проблемной ситуации, является необходимым условием эффективности и результативности работы социального педагога. Успешность сотрудничества обеспечат следующие условия взаимодействия:
Взаимное информирование о семьях и детях, нуждающихся в социальной и педагогической помощи;
Организация и проведение совместных мероприятий с целью повышения результативности в оказании психолого-педагогической и медико-социальной помощи;
Исключение дублирования форм и методов, противоречивых действий, применяемых для изменения ситуации или решения проблемы.
Решение сложных жизненных ситуаций, социальных проблем обучающихся невозможно без взаимодействия социального педагога с органами опеки и попечительства, т.к. на основании Гражданского и Семейного кодексов только орган опеки и попечительства имеет законодательно оформленное право выявлять нарушения и принимать меры к изменению ситуации, вмешиваться в семейную жизнь. Дети, лишенные родительского попечения, - субъекты деятельности социального педагога и специалистов органов опеки. Взаимодействие осуществляется с целью взаимного информирования об условиях жизни детей с опекунами и оказания им различных видов социальной помощи и поддержки, а также о детях, чьи права нарушены для принятия соответствующих мер и совместных действий. В последнем случае социальный педагог, имея полную информацию о причинах и следствиях, приведших к сложной ситуации, определяет оптимальный путь жизнеустройства ребенка, а орган опеки и попечительства на законодательной основе утверждает решение о жизнеустройстве, исходя из интересов ребенка.
Взаимодействие социального педагога с учреждениями дополнительного образования помогут социальному педагогу не только в решении проблем адаптации и реабилитации обучающихся “группы риска”, но и материально необеспеченной семье в организации досуга несовершеннолетнего. Сеть учреждений дополнительного образования способна успешно переориентировать или развить интересы, способности, возможности, но с учетом запросов и потребностей современного детского сообщества. Взаимодействие строится на основе сотрудничества и объединения усилий. Социальный педагог информирует детей и родителей об услугах учреждений дополнительного образования, представляет и защищает интересы несовершеннолетних в выборе вида занятий. Для учреждения дополнительного образования он является партнером по формированию социального заказа на формы и виды деятельности.
Взаимодействие со специалистами органов и учреждений молодежной политики помогает социальному педагогу решать социально-педагогические проблемы посредством организации отдыха, досуга и занятости несовершеннолетних, т.к. центры по работе с подростками и молодежью предоставляют бесплатно социальные, правовые и другие услуги, организуют досуг и занятость в трудовых отрядах, ведут деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений.
В рамках взаимодействия с Центром занятости населения социальный педагог решает социальные задачи, связанные с необходимостью трудоустройства несовершеннолетних и их семей, нуждающихся в помощи государства. Форма оказания данного вида помощи может быть разной в зависимости от возраста, запроса и потребностей.
Взаимодействие с учреждениями здравоохранения помогает предупреждению и решению социальных проблем, требующих медицинского вмешательства: это употребление ПАВ, токсикомания, социальные болезни и т. п. Партнерами социального педагога в работе по данному направлению являются специалисты районного наркологического кабинета, районной молодежной консультации, Городского Центра “Ювента”, районных поликлиник и диспансеров.
Важными социальными партнерами образовательных учреждений являются общественные организации и фонды . Социальный педагог может привлечь к решению той или иной проблемы этот источник средств, ведь у общественных организаций в отличие от государственных больше возможностей для деятельности, максимального развития потенциала. Общественность является той силой, которая отрабатывает технологии, изыскивает средства, формирует специалистов как более мобильная и гибкая структура.
Руководствуясь инструкцией по межведомственному взаимодействию субъектов системы профилактики в предупреждении безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, социальный педагог знает, что органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в пределах своей компетенции обязаны обеспечивать соблюдение прав и законных интересов несовершеннолетних, осуществлять их защиту от всех форм дискриминации, физического или психического насилия, оскорбления, грубого обращения, сексуальной и иной эксплуатации, выявлять несовершеннолетних и семьи, находящиеся в социально опасном положении, в соответствии со ст.9 ФЗ№120-1999 г. информировать:
прокуратуру - о нарушениях прав и свобод несовершеннолетних; КДН и ЗП – о нарушенных правах несовершеннолетних на образование, труд, отдых, жилище и других прав, а также недостатках в деятельности органов и учреждений, препятствующих предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; опеку и попечительство – о выявлении несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, либо находящихся в обстановке представляющей угрозу их жизни, здоровью или препятствующей их воспитанию; органы социальной защиты – о несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, в связи с безнадзорностью или беспризорностью, а также семей, находящихся в социально опасном положении; ОВД – о выявлении родителей и иных лиц, жестоко обращающихся с несовершеннолетними или вовлекающих их в совершение преступлений или антиобщественных действий, а также о несовершеннолетних, совершивших правонарушение или антиобщественные действия; органы здравоохранения - о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в обследовании, наблюдении или лечении в связи с употреблением спиртных напитков, наркотических средств, психотропных или одурманивающих веществ; органы управления образованием – о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства в связи с самовольным уходом из детских домов, школ-интернатов и других образовательных учреждений либо в связи с прекращением по неуважительным причинам занятий в образовательных учреждениях; органы по делам молодежи – о выявлении несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в этой связи в оказании помощи в организации отдыха, досуга, занятости; органы службы занятости – о выявлении несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в этой связи в профессиональной ориентации и трудовом устройстве.
Таким образом, четкое представление о правах несовершеннолетних и семьи, знание функционала специалистов и возможностей субъектов межведомственного взаимодействия, порядка уведомлений и обращений к ним, используя принцип комплексного подхода в решении проблем ребенка, социальный педагог может успешно решать социально-педагогические задачи и проблемы в образовательной организации.
Список использованных источников и литературы:
- Лодкина Т. В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства.- М.: Изд. Центр “Академия”, 2003.-192с.
- В.Г. Дмитриева, Ф.П. Черноусова, И.В. Яркова. Социальный педагог в образовательном учреждении. - М., Педагогическое общество России, 2007. – 96 с.
- ФЗ №124 “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации” от 24 июля 1998 г.
- ФЗ №120 “Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних” от 24 июня 1999 г.
- Инструкция по межведомственному взаимодействию субъектов системы профилактики в предупреждении безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
Межведомственное взаимодействие органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений Малмыжского района при выявлении и организации работы с семьями, находящимися в социально опасном положении Докладчик: Колупаева Елена Александровна – заместитель главы администрации Малмыжского района по профилактике правонарушений, правовым и социальным вопросам, председатель КДН и ЗП
МАЛМЫЖСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ МАЛМЫЖСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ Площадь территории – 2196,39 кв.км 18 поселений: (1 – городское, 17 сельских) Численность населения района Сельское население – (71 %) Городское население (29 %) Несовершеннолетних – (19 %)
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ МАЛМЫЖСКОГО РАЙОНА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ МАЛМЫЖСКОГО РАЙОНА 14 дошкольных образовательных организаций 14 дошкольных образовательных организаций 12 средних общеобразовательных школ 12 средних общеобразовательных школ (в том числе 2 городские школы) (в том числе 2 городские школы) 12 основных общеобразовательных школ 12 основных общеобразовательных школ 4 начальные общеобразовательные школы 4 начальные общеобразовательные школы 1 коррекционное образовательное учреждение общеобразовательная школа-интернат VIII вида 1 коррекционное образовательное учреждение общеобразовательная школа-интернат VIII вида 3 учреждения дополнительного образования 3 учреждения дополнительного образования
Система субъектов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Малмыжского района: КДН и ЗП КОГКУ Центр занятости Малмыжского района Образовательные организации КОГАУ СПО «Савальский политехникум» 18 поселений (общественные комиссии) Упр. культуры, молодежной политики и спорта администрации Малмыжского района КОГАУ СО «Малмыжский КЦСОН» Управление образования администрации Малмыжского района УИИ 17 по Малмыжскому району ОМВД России по Малмыжскому району Опека и попечительство КОГБУЗ «Малмыжская ЦРБ»
Нормативные акты, обеспечивающие межведомственное взаимодействие Межведомственный приказ от /5015/5299/158 «Об утверждении порядка взаимодействия органов внутренних дел, учреждений образования, здравоохранения и социального обслуживания Кировской области по выявлению и пресечению фактов жестокого обращения с несовершеннолетними, а также противоправных деяний против половой свободы и половой неприкосновенности несовершеннолетних». Межведомственный приказ от /119/298/800 «Об утверждении Порядка межведомственного взаимодействия по вопросам жизнеустройства детей, находящихся в трудной жизненной ситуации либо проживающих в семьях, находящихся в социально опасном положении».
Нормативные акты, обеспечивающие межведомственное взаимодействие Порядок взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по раннему выявлению семейного неблагополучия, оказанию ребенку и его семье своевременной помощи на территории Малмыжского района (утвержден постановлением администрации Малмыжского района от) Механизм взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по выявлению и пресечению фактов насилия и жестокого обращения с несовершеннолетними на территории Малмыжского района (утвержден постановлением администрации Малмыжского района от) Схема оперативного обмена информацией между органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по вопросам профилактики и безнадзорности правонарушений несовершеннолетних на территории Малмыжского района (утверждена постановлением КДН и ЗП от)
МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ЦЕЛЕВЫЕ ПРОГРАММЫ «Молодежь Малмыжского района» на 2011 – 2015 годы. «Молодежь Малмыжского района» на 2011 – 2015 годы. «Профилактика правонарушений и борьба с преступностью в муниципальном образовании Малмыжский муниципальный район Кировской области» на 2012 – 2015 годы. «Профилактика правонарушений и борьба с преступностью в муниципальном образовании Малмыжский муниципальный район Кировской области» на 2012 – 2015 годы. «Комплексные меры противодействия немедицинскому потреблению наркотических средств и их незаконному обороту в Малмыжском районе Кировской области» на 2012 – 2015 годы. «Комплексные меры противодействия немедицинскому потреблению наркотических средств и их незаконному обороту в Малмыжском районе Кировской области» на 2012 – 2015 годы.
Межведомственный банк данных Семей СОП Семей ТЖС
ВЫЯВЛЕНИЕ СЕМЕЙ СОП Образовательные организации (ходатайства, сообщения) Управление образования администрации района (ходатайства, сообщения) Администрации поселений (ходатайства, сообщения) КОГБУЗ «Малмыжская ЦРБ» (докладные, ходатайства) Члены КДН и ЗП, специалисты субъектов профилактики (протоколы, ходатайства) Сообщения граждан ОМВД России по Малмыжскому району КОГАУ СО «Малмыжский КЦСОН Прокуратура Малмыжского района КДН и ЗП
Телефон доверия – Изготовление закладок, наклеек, методичек, календарей, расписаний уроков с информацией о телефонах доверия, телефонов специалистов субъектов профилактики Малмыжского района
Организация индивидуально профилактической работы с семьей СОП КДН и ЗП (Постановление о постановке на учет в единый межведомственный банк данных семей, находящихся в социально опасном положении) Ответственные лица субъектов профилактики (10 дней на разработку Планов ИПР) Межведомственный социальный консилиум (30 дней на разработку Межведомственной программы ИПР) КДН и ЗП (Постановление об утверждении Межведомственной программы ИПР, контроль каждое полугодие)
Количество выявленных семей СОП месяцев Количество снятых с учета семей СОП месяцев