Международный комитет красного креста ведущих. Международный комитет красного креста как субъект международного права
Он приехал в городок Сольферино, где стал свидетелем битвы, во время которой погибло или было ранено около 40 тыс. солдат с каждой стороны. Анри Дюнан был шокирован последствиями битвы и отсутствием элементарной медицинской помощи раненым. Он полностью отказался от первоначальной цели своего путешествия и несколько дней посвятил себя лечению и уходу за ранеными. Вернувшись домой в Женеву , он решил написать книгу, которую издал за свой счет в 1862 году под названием «Воспоминания о Сольферино». Он разослал несколько экземпляров книг ведущим политическим и военным деятелям Европы . Помимо издания книги, Дюнан отстаивал идею создания национальных добровольных организаций, которые бы помогали раненым солдатам во время войны. Кроме того, он призывал к разработке и подписанию еждународных договоров, которые бы гарантировали безопасность нейтральных медиков и больниц для раненых на поле боя.
9 февраля 1863 года в Женеве , Анри Дюнан основал «Комитет пяти», в который, кроме самого Дюнана, вошли ещё четыре представителя влиятельных женевских семей: Гюстав Муанье, юрист и председатель Женевского общества публичного благосостояния, врач Луи Аппиа с большим опытом работы в полевых условиях, друг и коллега Аппиа Теодор Монуар из Женевской комиссии гигиены и здравоохранения и Гийом-Анри Дюфур, влиятельный генерал швейцарской армии. Комитет был комиссией Женевского общества публичного благосостояния. Он поставил себе целью изучить вопрос о возможности реализации идеи Дюнана и организовать международную конференцию по практическому воплощению этой идеи в жизнь. Через восемь дней пятерка решила переименовать свой комитет в «Международный комитет помощи раненым».
Пять основателей Международного комитета Красного Креста
С 26 по 29 октября 1863 года в Женеве прошла международная конференция, организованная комитетом. Конференция ставила перед собой цель разработать систему практических мероприятий с целью улучшения работы медицинских служб на поле боя. В работе конференции приняли участие 36 делегатов: 18 официальных делегатов от правительств стран, 6 представителей неправительственных организаций, 7 неофициальных иностранных делегатов и 5 членов комитета. На конференции были представлены: Австро-Венгерская империя , Баден , Королевство Бавария , Франция, Великобритания, Ганновер , Гессен-Кассель , Итальянское королевство , Нидерланды, Пруссия , Российская империя , Королевство Саксония , Испания, Шведско-норвежская уния и Соединенное королевство Великобритании и Ирландии.
- Основание национальных обществ помощи раненым солдатам;
- Статус нейтральности и защита раненых;
- Использование волонтеров для оказания помощи на поле боя;
- Организация новых конференций, целью которых было бы включить эти концепции в обязательные для соблюдения правовые международные договора;
- Введение общего символа для медицинского персонала, по которому его можно было бы различить — повязки с красным крестом.
В следующем году швейцарское правительство пригласило правительства всех европейских стран, а также США, Бразилии и Мексики на официальную дипломатическую конференцию. Своих делегатов прислали в Женеву шестнадцать стран. 22 августа 1864 года конференция утвердила первую Женевскую конвенцию «Об улучшении участи больных и раненых воюющих армий на поле боя». Её подписали представители 12 стран и королевств: Бадена , Бельгии, Дании, Франции, Гессена , Италии, Нидерландов, Португалии, Пруссии, Швейцарии, Испании и Вюртемберга . Конвенция состояла из 10 статей, которые установили первые обязательные правила, которые гарантировали нейтральность и защиту во время вооруженного конфликта раненым солдатам, медицинскому персоналу и гуманитарным учреждениям. Кроме того, конвенция установила два требования для признания Международным комитетом национальных обществ:
Сразу же после подписания Женевской конвенции национальные общества были основаны в Бельгии, Дании, Франции, Ольденбурге , Пруссии, Испании и Вюртемберге. Ещё в 1864 году Луи Аппия и Шарль ван де Вельде, капитан голландской армии, стали первыми независимыми и нейтральными делегатами, которые начали работать во время вооруженного конфликта под эмблемой красного креста. Через три года, в 1867 году, была созвана первая Международная конференция национальных обществ по медицинской помощи раненым на войне.
В том же, в 1867 году, Анри Дюнан был вынужден объявить о банкротстве вследствие неудачи своего бизнеса в Алжире, причиной которой отчасти была его неутомимая работа в Международном комитете. Неудачи в бизнесе и конфликт с Гюставом Муанье привели к снятию Дюнана с должности секретаря Комитета и лишению его членства в нём. Дюнана обвинили в ложном банкротстве. Был выписан ордер на его арест. Он был вынужден покинуть родной город, в который больше никогда не возвращался. В последующие годы национальные комитеты движения были образованы почти во всех европейских странах. В 1876 году комитет утвердил название «Международный комитет Красного Креста», которое остается в силе по сей день. Через пять лет усилиями Клары Бартон был образован Американский Красный Крест. Число стран, подписавших Женевскую конвенцию, увеличивалось, её положения стали выполняться. Движение Красного Креста получило всеобщее признание, и работать в национальных комитетах соглашались многочисленные добровольцы. Когда в 1901 году впервые вручалась Нобелевская премия мира, Норвежский Нобелевский комитет решил дать её совместно Анри Дюнану и Фредерику Пасси — видному пацифисту. Важным событием, помимо самой чести награждения Нобелевской премией, было официальное поздравление от Международного комитета Красного Креста, которое означало реабилитацию Анри Дюнана и признание той выдающейся роли, которую он сыграл при образовании Красного Креста. Дюнан умер через девять лет в маленьком швейцарском курортном городке Гейден. Старый противник Дюнана, Гюстав Муанье умер двумя месяцами ранее. Он президентствовал в Комитете дольше, чем кто-либо в истории. В 1906 году Женевская конвенция от 1867 года впервые была пересмотрена. Через год Вторая международная мирная конференция в Гааге приняла Гаагскую конвенцию 1907 года, которая расширила действие Женевской конвенции на военные действия на море. Перед Первой мировой войной, через 50 лет после основания Красного Креста и принятия первой Женевской конвенции, в мире насчитывалось 45 национальных обществ помощи раненым. Движение вышло за пределы Европы и Северной Америки, к нему присоединились страны Центральной и Южной Америки: Аргентина, Бразилия, Чили, Куба, Мексика, Перу, Сальвадор, Уругвай, Венесуэла, страны Азии: Китайская Республика, Япония, Корея, Сиам ; и Африки: Южно-Африканская Республика .
Во время первой мировой войны
С началом Первой мировой войны Международный комитет Красного Креста встретился с чрезвычайными сложностями, справиться с которыми он смог лишь при содействии национальных обществ. На помощь медицинским службам европейских стран пришли работники Красного Креста со всего света, включая США и Японию. 15 октября 1914 года, Международный комитет Красного Креста основал Международное агентство по делам военнопленных, в котором уже к концу 1914 года работало 1200 человек, в основном волонтеров. К концу войны Агентство переслало более 20 миллионов писем и сообщений, 1,9 миллиона передач и собрало пожертвования на сумму 18 млн швейцарских франков. При содействии Агентства около 200 тыс. военнопленных смогли вернуться домой вследствие обмена пленными. Картотека Агентства за период с 1914 по 1923 годы включала в себя более 7 миллионов карточек на пленных и пропавших без вести. Этот каталог помог идентифицировать более 2 млн военнопленных и предоставил им возможность установить связь с родными. Сейчас этот каталог находится в женевском Музее Международного Красного Креста и Красного Полумесяца. Право пользования каталогом ограничено.
Во время войны Международный комитет Красного Креста отслеживал выполнение сторонами конфликта Женевских конвенций 1907 года и в случае нарушений обращался к стране нарушителя с жалобой. При первом в истории применении химического оружия Красный Крест выразил решительный протест. Даже не имея мандата Женевских конвенций, Международный комитет пытался улучшить условия пострадавшего гражданского населения. На территориях, которые имели официальный статус оккупированных, Международный комитет помогал гражданскому населению по условиям Гаагских конвенций 1899 и 1907 годов. Эти конвенции были также правовой основой работы Красного Креста с военнопленными. Кроме описанной выше работы Международного агентства, Красный Крест проводил инспектирование лагерей военнопленных. В течение войны 41 делегат Красного Креста посетил 524 лагеря на всей территории Европы.
С 1916 по 1918 год Международный комитет Красного Креста опубликовал ряд почтовых открыток с фотографиями из лагерей военнопленных. На них была запечатлена повседневная жизнь пленных, получение ими писем из дома и т. д. Международный комитет пытался таким образом вселить надежду в сердца семей военнопленных, уменьшить неопределенность относительно судьбы близких им людей. После войны Красный Крест организовал возвращение домой более 420 тыс. военнопленных. С 1920 года задача репатриации была передана только что основанной Лиге Наций, которая поручила эту работу норвежскому дипломату Фритьофу Нансену. Впоследствии его правовой мандат был расширен и в его обязанности вошли вопросы оказания помощи беженцам и перемещенным лицам. Нансен ввёл так называемый паспорт Нансена, который выдавался беженцам, потерявшим свое гражданство. В 1922 году усилия Нансена были отмечены Нобелевской премией мира.
За свою плодотворную работу во время войны Международный комитет Красного Креста был награжден Нобелевской премией мира 1917 года . Эта премия была единственной Нобелевской премией, врученной в период между 1914 и 1918 годами.
В 1923 году Комитет изменил политику относительно избрания новых членов. До тех пор в Комитете могли работать только жители Женевы. Это ограничение было снято, и теперь право работы в Комитете получили все швейцарцы. Учитывая опыт Первой мировой войны, в 1925 году было утверждено новое дополнение к Женевской конвенции, поставившее вне закона использование в качестве оружия удушающие и ядовитые газы и биологические вещества. Через четыре года была пересмотрена сама Конвенция, и утверждена вторая Женевская конвенция «по обращению с военнопленными». Война и деятельность Красного Креста в военный период значительно подняли репутацию и авторитет Комитета в международном сообществе, и привели к расширению сферы его деятельности. В 1934 году появился и был утвержден Международным комитетом проект новой конвенции по защите мирного населения в период вооруженного конфликта. Однако большинство правительств были мало заинтересованы во внедрении этой конвенции, и до начала Второй мировой войны она не вступила в силу.
Во время второй мировой войны
Правовой основой работы Международного комитета Красного Креста во время Второй мировой войны была Женевская конвенция в редакции 1929 года. Деятельность комитета была аналогична его деятельности в Первую мировую войну: инспекция лагерей военнопленных, организация помощи мирному населению, обеспечение возможности переписки военнопленных, сообщение о пропавших без вести. К концу войны 179 делегатов совершили 12750 посещений лагерей военнопленных в 41 стране. Центральное информационное агентство по вопросам военнопленных (Zentralauskunftsstelle für Kriegsgefangene) имело 3 тыс. работников, картотека пленных насчитывала 45 миллионов карточек, Агентство обеспечило пересылку 120 млн писем. Значительным препятствием было то, что Немецкий Красный Крест, который контролировали нацисты, отказывался соблюдать женевские статьи.
Международный комитет Красного Креста не смог достичь договоренности с нацистской Германией по обращению с людьми в концентрационных лагерях, и, в конце концов, прекратил оказывать давление, чтобы не поставить под угрозу работу с военнопленными. Он также не смог получить удовлетворительного ответа по лагерям смерти и массовому истреблению европейских евреев, цыган и т. д. В ноябре 1943 года Международный комитет получил разрешение на посылки в концентрационные лагеря в тех случаях, когда известны имена и местонахождение адресатов. Поскольку сообщение о получении посылок часто подписывали другие заключенные, Международный комитет сумел идентифицировать примерно 105 тыс. заключенных и передать около 1,1 млн посылок, в основном в Дахау, Бухенвальд, Равенсбрюк и Заксенхаузен.
Известно, что швейцарский офицер Морис Россель, делегат от Международного Красного Креста в Берлине, посетил Освенцим в 1943 году и Терезинштадт в 1944 году. Его воспоминания были записаны Клодом Ланцманн в 1979 в документальном фильме «Посетитель от живых» .
Марсель Жуно, делегат Международного комитета Красного Креста в лагере военнопленных в Германии.(Benoit Junod, Switzerland)
12 марта 1945 года президент Международного комитета Красного Креста Карл Якоб Буркхардт получил сообщение от генерала СС Эрнста Кальтенбруннера с положительным ответом на требование Красного Креста о посещении концентрационных лагерей. Германия поставила условие, что делегаты должны оставаться в лагерях до конца войны. Международный комитет направил 10 делегатов. Один из них, Луи Гефлигер, сумел предотвратить уничтожение Маутхаузен-Гузена , сообщив американским войскам о планах немцев, чем спас около 60 тысяч заключенных. Международный комитет осудил его действия, поскольку они были частной инициативой, которая поставила под угрозу нейтральность Красного Креста в войне. Репутация Гефлигера была реабилитирована только в 1990 году.
Другой выдающийся пример гуманности продемонстрировал Фридрих Борн, делегат Международного комитета в Будапеште . Он спас жизнь от 11 до 15 тысяч евреев. Женевский врач Марсель Жуно был одним из первых европейцев, посетивших Хиросиму после ядерной бомбардировки.
В 1944 году Международный комитет Красного Креста получил вторую Нобелевскую премию мира. Как и во время Первой мировой войны, эта премия была единственной в период войны с 1939 по 1945 год. После войны Международный комитет работал с национальными обществами, пытаясь оказать помощь странам, пострадавшим от войны в наибольшей степени. В 1948 году Комитет опубликовал отчёт, в котором описывалась его деятельность во время войны. В 1996 году архив Международного комитета за этот период был открыт для академических и публичных исследований.
В послевоенный период
12 августа 1949 года были утверждены новые изменения в двух предыдущих Женевских конвенций. Приложение «об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море», которое теперь называют второй женевской конвенцией, было включено в основной текст Женевской конвенции как наследие Гаагской конвенции 1907 года. Женевская конвенция «по обращению с военнопленными» от 1929 года была второй с исторической точки зрения, но после 1949 года её стали называть третьей, поскольку она появилась позже Гаагской. Учитывая опыт Второй мировой войны, была утверждена Четвёртая женевская конвенция «по защите мирного населения во время войны». Дополнительные протоколы от 8 июня 1977 года провозгласили, что конвенции имеют силу и при внутренних конфликтах, например, гражданских войнах. На сегодня четыре конвенции и дополнительные протоколы к ним содержат более 600 статей по сравнению с 10 статьями начальной Женевской конвенции 1864 года. Перед столетним юбилеем, в 1963 году , Международный комитет Красного Креста совместно с Международной федерацией обществ Красного Креста и Красного Полумесяца получил третью Нобелевскую премию мира. Начиная с 1993 года право быть делегатами Международного комитета получили нешвейцарские граждане. С тех пор число таких работников Международного комитета достигло 35 %.
Международный Комитет Красного Креста (МККК) образован в 1863 г. по инициативе швейцарца Анри Дюнана для оказания гуманитарной помощи жертвам вооруженных конфликтов. Со временем деятельность МККК распространилась и на другие области: посредничество в конфликтных ситуациях, предоставление помощи лицам, пострадавшим во время вооруженных конфликтов, розыск пропавших без вести и услуги по воссоединению семей, содействие в подготовке медицинского персонала для гуманитарных миссий, разработка норм международного гуманитарного права, наблюдение за их выполнением и содействие распространению знаний по гуманитарному праву.
МККК является одним из трех компонентов всемирного краснокрестного движения - наряду с национальными обществами Красного Креста (Красного Полумесяца) и объединяющей их Международной Федерацией. Комитет состоит исключительно из швейцарских граждан (до 25 человек) и пополняется путем кооптации. С 1 января 2000 г. его Президентом стал Я.Келленбергер, который был переизбран на этот пост в 2003 г.
В правовой системе Швейцарии МККК считается частной ассоциацией, статус которой регулируется швейцарским гражданским правом. Однако на международной арене МККК признается специфическим субъектом международного права, способным поддерживать отношения и заключать договоры с государствами и межправительственными организациями. Юридическая основа такой международной правосубъектности и деятельности МККК - Женевские конвенции 1949 г. о защите жертв войны и дополняющие их протоколы 1977 г.
Комитет формирует свой бюджет и осуществляет деятельность за счет средств, полученных от государств - участников Женевских конвенций 1949 г. о защите жертв войны, национальных обществ Красного Креста и Красного Полумесяца, других общественных организаций и частных лиц. Причем все эти взносы делаются на добровольной основе и зависят от возможностей конкретных вкладчиков.
МККК выступает за отказ от оружия массового уничтожения и запрещение применения отдельных видов обычного оружия, причиняющих излишние страдания (в частности, за полный запрет противопехотных мин), проводит большую работу по распространению принципов и норм гуманитарного права в правительственных, военных, медицинских и университетских кругах, среди журналистов и активистов краснокрестного движения. Комитет настойчиво добивается присоединения возможно большего числа стран к Женевским конвенциям 1949 г. и Дополнительным протоколам 1977 г., касающимся защиты жертв международных и внутренних вооруженных конфликтов.
МККК - авторитетная организация, активно сотрудничающая с Россией. Это касается и нынешней ситуации на Северном Кавказе, в отношении которой МККК, оказывая непосредственно на территории Чеченской Республики гуманитарную помощь, придерживается достаточно взвешенных оценок.
В 2002 г. МККК предоставил гуманитарную помощь населению Северокавказского региона, в первую очередь временно перемещенным лицам из Чеченской Республики, на сумму 27 млн. долларов США. В 2003 г. было реализовано около 27 млн. долларов США. Финансовые потребности МККК на осуществление деятельности в России в 2004 г. оцениваются в 26,107 млн. долл. США. Для осуществления программ на Северном Кавказе МККК потребуется расчетное финансирование в размере 21,99 млн. долл. США.
Федеральные органы исполнительной власти сотрудничают с МККК в области реализации программ по распространению знаний о международном гуманитарном праве.
10 мая 2000 г. в соответствии с достигнутой договоренностью состоялся обмен письмами между И.С.Ивановым и Я.Келленбергером, в которых зафиксированы модальности деятельности МККК в России. Делегатам МККК предоставлен доступ ко всем лицам, задержанным властями Российской Федерации в связи с проводимыми операциями по обеспечению безопасности в Чечне, на всех этапах их содержания под стражей и во всех местах, где они в данный момент находятся. Указанные договоренности продлены 28 октября 2003 г. на новый шестимесячный срок.
Между Правительством РФ и МККК в 1992 г. заключено Соглашение о статусе МККК и его Делегации (Представительства) на территории Российской Федерации, в котором решаются правовые вопросы деятельности МККК в России. Оно вступило в силу после его подписания.
В Москве открыто региональное Представительство этой организации. В 2002 году оно переехало в новое помещение.
МККК активно содействует скорейшему вступлению в силу Статута Международного уголовного суда. С участием Комитета в России проведен ряд мероприятий, имеющих целью распространение знаний о нем.
4-5 февраля с.г. в Москве состоялась Конференция "Римский статут Международного уголовного суда: имплементация на национальном уровне".
Правовой департамент
МИД Российской Федерации
МККК иногда называют неправительственной организацией, или НПО. На самом деле, она таковой не является, как не является и международной или межправительственной организацией. Каков же ее статус? На этот вопрос помог ответить Габор Рона из Юридического отдела МККК.
Прежде всего, следует уточнить особенности классификации международных организаций.
Неправительственные организации - это частные организации (ассоциации, федерации, союзы, институты, и другие объединения), не учрежденные правительством или межправительственным соглашением. В силу своей деятельности они могут играть определенную международную роль, но не всегда обладают официальным статусом, а их существование и деятельность не определяются мандатом.
Если деятельность и состав сотрудников организации ограничиваются пределами одного государства, она считается национальной НПО. Если организация действует за пределами государства, то она становится международной НПО. Среди наиболее известных международных НПО - "Врачи без границ", "Международная амнистия", "Хьюман Райтс Уотч", "Оксфам" и др.
Термин "международная организация" или "межправительственная организация" обозначает ассоциацию, учрежденную государствами на основе договора, преследующую общие цели и имеющую специальные органы для выполнения определенных функций. Помимо норм, устанавливающих структуру организации, имеются положения, определяющие ее цель, а также права и обязанности ее членов.
В зависимости от сферы деятельности международные организации могут быть универсальными (ООН, Международная организация по миграции) и региональными (Организация американских государств, Организация африканского единства, Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе). В отличие от НПО, межправительственные организации, по определению, имеют мандат на существование и деятельность, предоставляемый им государствами, и пользуются определенными условиями работы, которые называются на дипломатическом языке "привилегиями и иммунитетами".
Тогда к какому же типу организации относить МККК? МККК - организация смешанного типа. Государства не давали мандата на существование МККК - частной ассоциации, сформированной на основе швейцарского Гражданского кодекса. Однако функции и деятельность МККК - предоставление защиты и оказание помощи жертвам конфликтов - закреплены мандатом международного сообщества государств. Эти функции и деятельность установлены также нормами международного права, а именно - Женевскими конвенциями, которые являются одними из наиболее широко ратифицированных международных договоров.
В силу этого считается, что МККК, как и любая межправительственная организация, обладает международной правосубъектностью, или особым статусом. Условия его работы (привилегии и иммунитеты) сравнимы с условиями работы ООН, подведомственных ей организаций и других межправительственных организаций. Эти условия включают освобождение от налогов и таможенных сборов, неприкосновенность помещений и документов и иммунитет от судебного вмешательства. Таким образом, МККК может выполнять свои функции по предоставлению защиты и оказанию помощи жертвам конфликтов только при условии уважения принципов, на которых основана его работа - беспристрастности, независимости и нейтральности. Признавая привилегии и иммунитеты МККК, государства и международные организации подтверждают уважение этих принципов. Так, в соответствии международным правовым мандатом МККК, его привилегии и иммунитеты широко признаны правительствами, Организацией Объединенных Наций и другими организациями. Это означает, что в силу той работы, которую выполняет МККК в рамках своего международного мандата, к нему относятся не как к частной организации или неправительственной организации, а как к межправительственной организации.
Юридические основания для основных привилегий и иммунитетов МККК признаются по-разному, в том числе в виде:
1) соглашений о статусе МККК, заключаемых между организацией и государствами, или национальное законодательство (МККК осуществляет значительную деятельность почти в 80 странах, и его международная правосубъектность, юридическая неприкосновенность и свидетельский иммунитет (право на отказ от дачи свидетельских показаний) закреплены либо в договорах, либо в законодательстве государств);
2) судебных решений Недавно Международный уголовный трибунал по бывшей Югославии (МУТЮ) провел различие между МККК и НПО, сославшись на его международный правовой мандат и статус, в том числе на право на отказ от дачи свидетельских показаний. Правила процедуры и доказывания недавно созданного Международного уголовного суда, отражающие позицию более чем ста государств, разработавших этот документ, также закрепляют свидетельский иммунитет МККК. (несколько национальных и международных судов приняли решение о юридической неприкосновенности и свидетельском иммунитете МККК);
3) решений Организации Объединенных Наций и других международных организаций (МККК предоставлен статус наблюдателя на Генеральной Ассамблее ООН, ему также предоставлен аналогичный статус другими международными и межправительственными организациями).
§2. Руководящие органы Международного Красного Креста и их компетенция См. Приложение 1
Органами управления МККК являются Ассамблея, Совет Ассамблеи, Директорат и Контрольный орган.
В соответствии с Уставом МККК (ст. 9), высшим органом МККК является Ассамблея. Будучи главным руководящим органом Международного Комитета, она формулирует его политику, определяет основные задачи и стратегические планы, принимает бюджет и финансовые отчеты. Некоторые из своих полномочий Ассамблея передает Совету Ассамблеи. В ее состав входят члены МККК. Все вопросы решаются на ее заседаниях коллегиально. Президентом В настоящее время президентом Ассамблеи является Якоб Келленбергер, доктор филологических наук Цюрихского университета, бывший министр иностранных дел Швейцарии (1999 г.). и вице-президентами Ассамблеи являются президент и вице-президенты МККК.
Совет Ассамблеи является вспомогательным органом Ассамблеи, которому она передает некоторые из своих полномочий. Он готовит повестку дня для заседаний Ассамблеи, выносит решения по вопросам, входящим в его компетенцию, в частности, по вопросам стратегического характера, касающимся общей политики финансирования, кадровой и информационной политики, а также обеспечивает связь между Директоратом и Ассамблеей, которую он систематически информирует о своей деятельности. В его состав входят пять членов, избираемых Ассамблеей. Возглавляет Совет Ассамблеи Президент МККК.
Директорат является исполнительным органом МККК, он несет ответственность за выполнение и обеспечение выполнения поставленных Ассамблеей или Советом Ассамблеи общих задач и осуществление стратегии организации. Он также отвечает за нормальное функционирование подразделений МККК и эффективность работы всех сотрудников Международного Комитета.
Примечательно, что в 2002 году Ассамблеей было принято решение об изменении структуры Директората для более эффективного выполнения задач, стоящих перед организацией До 25.04.2002 года Директорат состоял из генерального директора и трех директоров. Теперь же обновленный состав Директората назначается Ассамблеей на четырехлетний срок.. Так, генеральным директором был назначен Анжело Гнедингер, а директорами соответствующих Управлений Пьер Кренбюль, Жак Струн, Дорис Пфистер, Ив Даккор, Франсуа Бюньон.
Особое место в структуре руководящих органов МККК занимает Контрольный орган (Контрольная комиссия) Комиссия независима от Директората и подотчетна непосредственно Ассамблее. На него, в соответствии со ст.14 Устава МККК, возложены функции внутреннего аудиторского контроля оперативной и финансовой деятельности. Эта деятельность направлена на осуществление независимой оценки работы организации и выявление соответствия используемых средств ее политике. В финансовой области комиссия играет вспомогательную роль по отношению к внешним ревизорским службам, уполномоченным Ассамблеей на проведение проверки.
Кроме того, МККК имеет два типа делегаций в различных странах мира:
1) оперативные делегации, действующие в одной стране (их внимание сосредоточено на ответных действиях и коррективных действиях. Они занимаются, в основном, предоставлением защиты и помощи, а также превентивной деятельностью в интересах жертв - гражданского населения, лиц, лишенных свободы, раненых и больных - в ситуациях насилия или когда есть угроза возникновения такой ситуации);
2) региональные делегации, осуществляющие деятельность в нескольких странах (термин "региональная" в этом смысле отражает целый ряд реальных ситуаций в зависимости от конкретных обстоятельств).
В целом региональные делегации МККК можно разделить на две категории:
1) те, что осуществляют деятельность, которая ведется постоянно и в ходе которой внимание, прежде всего, сосредоточено на работе превентивного характера, сотрудничестве с национальными обществами, координации гуманитарной деятельности и гуманитарной дипломатии;
2) те, что осуществляют как постоянную, так и оперативную деятельность. Обе категории выступают в качестве важных систем "раннего предупреждения" в том, что касается политического насилия или назревающего вооруженного конфликта и их возможных последствий в гуманитарном плане. Конечная цель такой организации работы заключается в том, чтобы дать возможность МККК начать действовать заблаговременно, эффективно и правильно, если в стране складывается ситуация внутреннего насилия или начинается вооруженный конфликт.
На самом деле, в соответствии с развитием конкретной ситуации в стране, традиционно региональные делегации могут переориентироваться и превратиться в оперативные, как это было, например, в Кувейте, Абиджане и Ташкенте. И наоборот, традиционно оперативные делегации сейчас все чаще осуществляют некоторые виды деятельности для всего региона - Каирская - в области распространения знаний и информации, Амманская - в логистике, а делегация в Коломбо - в плане организации подготовки и обучения. Подобная гибкость и способность к эволюции дает МККК огромные преимущества в том, что касается оперативных возможностей.
Присутствие МККК может осуществляться также в форме офисов и других представительств в зависимости от конкретных обстоятельств или функций, которыми наделен персонал МККК на местах.
Содержание статьи
КРАСНЫЙ КРЕСТ – 1) Движение Международного Красного Креста, основная цель – предотвращать и облегчать страдания людей. Состоит из трех частей: Международного Комитета Красного Креста (МККК), Национальных обществ Красного Креста и Красного Полумесяца, Международной Федерации обществ Красного Креста и Красного Полумесяца (в прошлом – Лига обществ Красного Креста). Все они являются независимыми организациями, имеют свой устав и ни одна из них не подчиняется другим. Раз в два года они собираются на заседание Совета Делегатов. Деятельность всех организаций Красного Креста базируется на 7 основополагающих принципах:
– человечность;
– беспристрастие;
– нейтралитет;
– независимость;
– добровольность службы;
– единство цели;
– универсальность.
2) эмблема, которая согласно Женевским конвенциям присваивается гуманитарным и медицинским транспортам, зданиям, конвоям и миссиям с целью их защиты от атак со стороны конфликтующих сторон. В большинстве исламских стран ту же роль играет красный полумесяц, а в Иране – красный лев и солнце. В Израиле распространена красная звезда Давида, хотя она не получила признания со стороны международного гуманитарного права. В настоящее время Красный Крест разрабатывает новую универсальную символику, которая бы не содержала религиозных элементов.
История Красного Креста.
24 июня 1859 Анри Дюнан, гражданин швейцарского кантона Женева, направлявшийся в Северную Италию для встречи с Наполеоном III , стал свидетелем кровопролитного сражения при Сольферино между франко-сардинскими и австрийскими войсками. Ночь после сражения Дюнан провел в маленькой деревушке Кастильоне, куда привезли более девяти тысяч раненых французов и австрийцев. Он был потрясен тем фактом, что ни местные жители, ни французская армия были просто не в состоянии оказать первую помощь большинству раненых. Швейцарский филантроп провел несколько дней в Кастильоне, оказывая, вместе с местными жителями, помощь раненым. Вернувшись в Женеву, он опубликовал в 1862 свои воспоминания о сражении Память о Сольферино (Le memoire de Solferino ). Описывая франко-австрийскую войну и произошедшее сражение, он задался вопросом: а возможно ли создать добровольную благотворительную организацию, оказывающую помощь раненым во время войн и вооруженных конфликтов? Ответом на этот вопрос и стало создание Красного Креста. Развивая эту идею, Дюнан обратился к правительствам европейских стран с просьбой разработать и юридически сформулировать основные международные договоренности, регламентирующие практическую деятельность добровольческой неправительственной организации по оказанию помощи раненым и гражданскому населению, пострадавшему во время вооруженных конфликтов. Позже законодательное оформление этих договоренностей нашло свое отражение в Женевских конвенциях (1949).
Воспоминания Дюнана были переведены практически на все европейские языки и мгновенно стали бестселлером. Эти мемуары являлись настольной книгой многих представителей европейской политической элиты.
Женевское благотворительное общество «La Société genevoise d"utilité publique» («Женевский союз по поддержанию общественного блага») подробно изучило публикацию Дюнана и учредило комитет, занявшийся вопросами практической реализации рекомендаций. Этот орган, состоявший из 5 членов, стал позже известен как Международный Комитет Красного Креста (МККК). Первое заседание МККК состоялось 17 февраля 1863. Тогда же было принято решение о нейтральном статусе Красного Креста, что должно было обеспечить его беспристрастную и эффективную деятельность.
Датско-прусская война 1864 стала первой пробой сил для Красного Креста. МККК принял решение послать двух делегатов для наблюдения за ходом военных действий и оказания помощи раненым. Делегаты, носившие символику МККК (красный крест на белом фоне) работали по обе стороны фронта и нередко выступали в качестве посредников между датскими и прусскими войсками. Это, несомненно, повысило авторитет МККК как нейтральной и беспристрастной организации.
МККК не оказывал непосредственной помощи раненым и жертвам вооруженного конфликта во время Австро-Прусской войны (1866), что во многом было вызвано нежеланием Австрии подписывать Женевскую конвенцию. Однако, используя свой авторитет, МККК сумел убедить Пруссию и Италию , подписавших конвенцию, соблюдать ее в одностороннем порядке. Первой полномасштабной операцией МККК стала помощь постардавшим в ходе Франко-Прусской войны (1870). В ходе этой военной кампании Красный Крест не только оказывал помощь раненым, но и создал службу по пересылке писем военнопленных их семьям. Во время Восточного Кризиса (1875–1878) и Русско-турецкой войны (1877–1878) Османская империя разрешила деятельность Красного Креста на своей территории, однако, обязав МККК изменить свою символику на Красный Полумесяц.
Во время Первой мировой войны Красный Крест прежде всего концентрировал свои усилия на помощи военнопленным, гражданским лицам и репатриации военнопленных и беженцев после подписания перемирия в Компьене. Красный Крест также пытался (правда, безуспешно) заставить конфликтующие стороны отказаться от применения химического оружия.
В период между мировыми войнами деятельность Красного Креста характеризовалась не только отправкой миссий в районы вооруженных конфликтов, помощью раненым и беженцам (так, например, МККК оказывал помощь испанским беженцам во Франции , во время и после окончания Гражданской войны в Испании (1936–1939) , но и сбором помощи для голодающих Советской России в 1920-х.
Деятельность Красного Креста во время Второй мировой войны осложнялась тотальным характером вооруженного конфликта, затронувшего не только военнослужащих, но в огромной степени гражданское население воюющих стран. В то время международное право включало в себя положения о защите военнопленных (Женевская Конвенция, подписанная 27 июля 1929), но помощь гражданскому населению не была закреплена международным правом. Кроме того, нацистский режим вообще не признавал многие международные соглашения. Поэтому МККК оказал существенную поддержку военнопленным, в то время как его миссии по предоставлению помощи гражданским лицам и, в особенности, заключенным концентрационных лагерей, носили ограниченный характер либо вовсе были невозможны. Подписание в 1949 четырех Женевских конвенций и позже двух дополнительных протоколов, значительно расширило сферу деятельности организации. Так, Красный Крест стал оказывать помощь не только гражданским и военным жертвам международных и локальных внутренних конфликтов, но и политическим и неполитическим заключенным. В действительности, деятельность Красного Креста стала глобальной и всеобъемлющей.
В 2002 сотрудники МККК посетили свыше 2000 мест заключения и поддерживали индивидуальные контакты примерно со 150 тыс. заключенных. Подсчитано, что они собрали около 500 тыс. и роздали около 450 тыс. «посланий Красного Креста», чтобы помочь в деле воссоединения семей, разделенных вооруженными конфликтами. МККК оказал прямую материальную помощь 1,5 млн. человек, предоставил доступ к питьевой воде и здравоохранению нескольким миллионам человек. Красный Крест трижды получал Нобелевскую премию мира – в 1917, 1945 и 1963.
Бюджет МККК.
Финансирование МККК в основном состоит из взносов государств-участников, подписавших Женевские Конвенции, национальных обществ Красного Креста и Красного Полумесяца, добровольных пожертвований международных правительственных (например, Евросоюз) и неправительственных общественных организаций, а также частных лиц. В конце каждого календарного года МККК обращается с просьбой о финансовой поддержке двух основных статей своего бюджета (бюджет штаб-квартиры МККК и бюджет миссий МККК). Таким образом, он пытается собрать дополнительные фонды для осуществления ключевых миссий в конфликтных зонах. Красный Крест нередко обращается с подобными просьбами и в течение календарного года. Так, например, в марте 2003 МККК обратился за внеочередной финансовой помощью к странам-участницам, международным организациям и частным лицам для покрытия расходов, связанных с деятельностью миссии МККК в Ираке. Тогда потребовалось собрать 108 миллионов швейцарских франков.
По данным Красного Креста («Le CICR dans le monde, 2002», avril 2003) в 2002 расходы этой организации составили 821,7 млн. швейцарских франков (из них – 146,8 млн. составил бюджет женевской штаб-квартиры, а 674,9 млн. было израсходовано на проведение различных миссий). Общий бюджет на 2003 составил 938,7 млн. франков (для справки – по состоянию на апрель 2003 1 долл. США = 1,351 швейцарских франка).
Значительная часть поступающих средств (примерно 41% бюджета или 307,3 млн. франков) расходуется на поддержание миссий Красного Креста на африканском континенте, затем следуют Азия (159,6 млн. франков или 21,2% бюджета) и Евро-атлантический регион (Европа и Северная Америка) – 120,2 млн. франков или 16% бюджета. В начале 21 в. самыми «дорогостоящими» миссиями Красного Креста являются: Афганистан (бюджет – 89,6 млн. франков), Израиль и Палестинская автономия (71,2 млн. фр.), Российская Федерация (47,5 млн. фр.), Демократическая Республика Конго (46,4 млн. фр.), Судан (46,1 млн. фр.), Колумбия (34,8 млн. фр.) и Руанда (27,4 млн. фр.)
Структура МККК.
Международный Комитет Красного Креста управляется Ассамблеей МККК (высшая инстанция), Советом Ассамблеи (орган Ассамблеи, действующий на постоянной основе от ее имени) и Дирекцией МККК (исполнительный орган организации). Президент МККК Якоб Келленбергер - доктор Цюрихского университета и бывший министр иностранных дел Швейцарии, одновременно возглавляет Совет Ассамблеи и саму Ассамблею МККК.
Ассамблея МККК осуществляет основной контроль за деятельностью Красного Креста, разрабатывает доктрину МККК, его основные цели, организационную стратегию и определяет ключевые направления деятельности этой организации. Ассамблея также принимает бюджет МККК и осуществляет контроль за его исполнением. Ассамблея состоит из членов МККК (Members of the ICRC) и, по сути, представляет из себя коллегиальный орган принятия решений. Президент Ассамблеи и два вице-президента являются, соответственно, президентом и вице-президентами МККК. Иногда Ассамблея делегирует некоторые из своих полномочий Совету Ассамблеи.
Совет Ассамблеи МККК состоит из пяти членов, непосредственно избираемых Ассамблеей. Президент МККК также возглавляет и сам Совет Ассамблеи. Совет обеспечивает повседневное функционирование Ассамблеи, разрабатывает основные стратегические направления деятельности МККК: бюджетную, информационную и кадровую политику Красного Креста, связь с общественностью, поддержание контактов между Дирекцией и Ассамблеей.
Дирекция МККК , являющаяся исполнительным органом МККК, несет ответственность за реализацию основных задач и проведению в жизнь организационной стратегии, в том виде как ее определяют Ассамблея и Совет Ассамблеи. Дирекция также отвечает за эффективность работы администрации Красного Креста. Она назначается Ассамблеей и состоит из генерального деректора (Анжело Гнедингер, январь 2004) и пяти директоров (директора по операционной поддержке, проведению миссий, по кадрам, по информации и связи с общественностью, по международному праву и сотрудничеству).
Международная конференция Красного Креста – высший совещательный орган Красного Креста. В первый раз прошла в Париже в 1867. С тех пор она проводится регулярно, раз в четыре года. В ее работе участвуют представители национальных организаций Красного Креста, МККК, Международной федерации Красного Креста и Красного полумесяца, а также делегации стран, подписавших основные Женевские конвенции. Международная федерация национальных обществ Красного Креста, созданных в 178 странах и МККК являются составляющими Международного движения Красного Креста и Красного Полумесяца МККК. МККК и Федерация руководствуются идентичными принципами, являясь одновременно с этим, независимыми организациями. Национальные общества Красного Креста являются автономными организациями. Следует, однако, отметить, что часть их полномочий делегируется правительствами соответствующих стран. В своей деятельности национальные общества руководствуются своими уставами (базирующимися на основных принципах МККК) и национальным законодательством при решении насущных задач, таких как: оказание гуманитарной помощи, разработка и внедрение образовательных программ, помощь в сфере здравоохранения.
Общество Красного Креста в России было основано 15 мая 1867 и официально зарегистрировано как «Российское Общество попечения о раненых и больных воинах». Обществу покровительствовала императрица Мария Александровна, жена императора Александра II. В 1925 оно было переименовано в Союз Обществ Красного Креста и Красного Полумесяца в СССР. После распада СССР организация сменила свое название на «Российский Красный Крест» и в данный момент является частью Международного Движения Красного Креста и Красного Полумесяца. Общество Красного Креста проводило активную гуманитарную политику: в годы гражданской войны у него были свои госпитали и противоэпидемические отряды, в советское время Красный Крест построил на свои деньги пионерский лагерь «Артек». В 1919 национальные общества Красного Креста организовали Лигу обществ Красного Креста (позже – Международная Федерация обществ Красного Креста и Красного Полумесяца) для разработки программы взаимопомощи и развития в мирное время. Помощь новым национальным обществам Красного Креста, расширение сферы деятельности национальных организаций и координация их усилий для преодоления масштабных стихийных бедствий входят в число главных задач Лиги. Постоянный секретариат Лиги находится в Женеве, сама Лига, содержащаяся на добровольные пожертвования, включает свыше 100 национальных обществ с общим количеством членов более 108 миллионов человек. На данный момент объединение МККК, Лиги обществ Красного Креста и национальных обществ обозначается как Международное движение Красного Креста и Красного Полумесяца.
Законодательная база.
Женевские конвенции и Статуты Международного Комитета Красного Креста , принятые 24 июня 1998 на Ассамблее МККК являются юридической основой, определяющей деятельность движения. Статуты, состоящие из 18 статей, определяют миссию Красного Креста, новую организационную структуру, контроль за расходом средств и управлением собственностью, бюджет МККК, вопросы членства в Красном Кресте и взаимоотношения этой организации с правительственными и неправительственными организациями. Статуты также подчеркивают тот факт, что МККК является одним из основных защитников верховенства международного права.
Основная Женевская конвенция об отношении к раненым на поле боя (The Geneva Convention for the Amelioration of the Condition of the Wounded in Armies in the Field ) была подписана 22 августа 1864 в Женеве государствами-участниками Красного Креста. Договаривающиеся стороны не остановились на этом и решили расширить действие юрисдикции «права войны». В 1868 была принята так называемая «Санкт-Петербургская декларация», запрещавшая использование определенных типов артиллеристских снарядов. В течении последующих лет к Женевской конвенции был принят ряд значительных поправок и дополнений. В частности, юрисдикция «права войны» стала распространяться не только на сухопутные войска, но и на военно-морские силы, а в 1929 была принята специальная поправка, регламентировавшая отношение к военнопленным во время вооруженных конфликтов.
Ужасы Второй мировой войны и огромные жертвы среди мирного населения заставили участников МККК полностью пересмотреть существовавшее на тот момент гуманитарное право. Результатом многочисленных переговоров стало подписание в 1949 четырех Женевских Конвенций , включающих в себя основные принципы и нормы гуманитарного права и «права войны»:
Первая Конвенция (Geneva Convention for the Amelioration of the Condition of the Wounded and Sick in Armed Forces in the Field ) определяла отношение к раненым и больным военнослужащим сухопутных сил на территории театра военных действий; Вторая Конвенция (Convention for the Amelioration of the Condition of Wounded, Sick and Shipwrecked Members of Armed Forces at Sea ), аналогичная первой, относилась к военно-морским силам; Третья Конвенция (Convention relative to the Treatment of Prisoners of War ) регламентировала отношение к военнопленным, а Четвертая
(Convention relative to the Protection of Civilian Persons in Time of War , of 12 August 1949) определяла юридические нормы, применимые к гражданским лицам во время вооруженных конфликтов.
В 1977 было принято два дополнительных протокола к основным Женевским конвенциям (Протокол о защите жертв международных вооруженных конфликтов и Протокол о защите жертв внутренних вооруженных конфликтов ). Основная цель этих Протоколов – приспособить существующее международное гуманитарное право к новым реалиям международных и локальных вооруженных конфликтов.
Интернет-ресурсы: официальный сайт МККК- www.icrc.org
Данила Бочкарев
Сто пятьдесят лет назад состоялось первое заседание Международного Комитета помощи раненым, которое позднее получило название Международный комитет Красного Креста (МККК).
Международный Комитет Красного Креста (МККК) — независимая организация, которая оказывает гуманитарную помощь людям, пострадавшим в результате конфликтов и вооруженного насилия, а также распространяет знания о законах, защищающих жертв войны.
МККК был основан по инициативе гражданина Швейцарии Анри Дюнана (1828-1910), который в 1859 году после битвы близ деревни Сольферино (Италия) в период франко-австрийской войны оказался на поле боя, где тысячи раненых французских, австрийских и итальянских солдат были оставлены без должной медицинской помощи.
Дюнан был потрясен тем фактом, что ни местные жители, ни французская армия были не в состоянии оказать первую помощь большинству раненых. Он провел несколько дней в ближайшем городе Кастильоне (Италия), оказывая вместе с местными жителями помощь раненым. Вернувшись в Женеву, Дюнан опубликовал в 1862 году "Воспоминание о битве при Сольферино", где задался вопросом о создании добровольной благотворительной организации, оказывающей помощь раненым во время войн и вооруженных конфликтов. Он обратился к правительствам европейских стран с просьбой разработать и юридически сформулировать основные международные договоренности, регламентирующие практическую деятельность будущей организации.
Позже законодательное оформление этих договоренностей нашло свое отражение в принятии в 1864 году первой Женевской конвенции, провозглашающей правила защиты раненых солдат и санитаров, а также к созданию во всех странах обществ милосердия.
Женевское благотворительное общество "Женевский союз по поддержанию общественного блага", изучив публикацию Дюнана, учредило комитет, занявшийся вопросами практической реализации рекомендаций. Этот орган, состоявший из пяти членов, стал известен как Международный Комитет Красного Креста. Первое заседание МККК состоялось 17 февраля 1863 года. Тогда же было принято решение о нейтральном статусе Красного Креста, что должно было обеспечить его беспристрастную и эффективную деятельность.
Менее чем через год количество подобных обществ достигло десяти: они были созданы в Германии, Дании, Испании, Бельгии, Пруссии, Италии.
Первым вооруженным конфликтом, наблюдение за которым осуществляли делегаты Красного Креста, была датско-прусская война (1864). Делегаты работали по обе стороны фронта и нередко выступали в качестве посредников между воевавшими сторонами. Во время франко-прусской войны (1870) Комитетом было основано Первое информационное агентство для родственников раненых и попавших в плен солдат.
В дальнейшем делегаты комитета оказывали помощь раненым во время русско-турецкой войны (1877-1878), сербско-болгарской войны (1885-1886), балканской войны (1912-1913). Во время Первой мировой войны Комитет безуспешно пытался заставить конфликтующие стороны отказаться от использования химического оружия. Деятельность организации во время Второй мировой войны осложнялась тем, что фашистский режим не признавал многие международные заключения, помощь гражданскому населению к тому времени еще не была закреплена на международном уровне.
Подписание в 1949 году Женевских конвенций о защите жертв войны расширило сферу деятельности Красного Креста в области помощи гражданскому населению, военнопленным и заключенным.
МККК — частная организация, действующая согласно законодательству Швейцарии, независимая в вопросах своего управления и принятия оперативных решений. В Комитет входят до 25 кооптированных членов, каждый из которых является гражданином Швейцарии. В своей работе МККК придерживается основополагающих принципов движения — нейтральности, беспристрастности и независимости.
МККК обладает постоянным международным мандатом на осуществление своей деятельности на основании Женевских конвенций (1949). Штаб-квартира Международного Комитета Красного Креста находится в Женеве в Швейцарии.
МККК, национальные общества Красного Креста или Красного Полумесяца и их Международная федерация образуют Международное движение Красного Креста и Красного Полумесяца. В ситуациях вооруженных конфликтов МККК выступает в качестве координатора действий своих партнеров по движению.
Годовой бюджет МККК в последние годы составлял около одного миллиарда швейцарских франков. Финансирование комитета осуществляется правительством, региональными организациями, национальными обществами Красного Креста и Красного Полумесяца, муниципальными органами, а также частным сектором и представителями общественности.
В настоящее время более 1,4 тысячи специалистов трудятся в местных отделениях Международного Комитета Красного Креста по всему миру. Около 11 тысяч сотрудников составляют местные жители. Их деятельность координируют и поддерживают около 800 сотрудников штаб-квартиры в Женеве.
Органами управления Международного Комитета Красного Креста являются ассамблея, совет ассамблеи (вспомогательный орган, которому ассамблея делегирует ряд своих полномочий) и директорат (исполнительный орган). Ассамблея, в которую кооптируются (избираются "сверху") до 25 граждан Швейцарии, и совет ассамблеи возглавляет президент комитета. С 2012 года президентом МККК является Петер Маурер.
Директоратом в составе пяти членов руководит генеральный директор Ив Даккор.
В качестве отличительного знака МККК в 1864 году был принят Красный крест на белом фоне (обратное расположение цветов швейцарского флага).
Во время русско-турецкой войны османская империя отказалась использовать эту эмблему, заменив ее красным полумесяцем. Женевская конвенция 1929 года признала Красный полумесяц в качестве второго официального символа МККК.
В 2005 году был введен третий официальный логотип — Красный кристалл.
В 2011 году, благодаря МККК, более 4,9 миллиона человек получили продовольственную помощь, более 3,1 миллиона человек получили помощь в виде основных предметов гигиены и домашнего обихода.
В рамках проектов МККК в области водоснабжения, обеспечения санитарно-гигиенических условий и строительства была оказана помощь более 21,9 миллионам человек, большинство из которых женщины и дети.
Почти 6,8 миллиона пациентов получили медицинскую помощь в учреждениях здравоохранения, работающих при поддержке МККК. Делегаты Комитета Красного Креста посетили более 500 тысяч лиц, содержащихся под стражей в 75 государствах, а также в местах лишения свободы, находящихся в ведении пяти международных судов.
Международным Комитетом Красного Креста было послано 275 тысяч писем с информацией о родственниках, с которыми была потеряна связь из-за военных действий или других чрезвычайных ситуаций. Примерно 46 тысяч просьб о розыске пропавших были отправлены лицами, содержащимися под стражей, или членами их семей.
За свою деятельность МККК был трижды удостоен Нобелевской премии мира — в 1917, 1944 и 1963 годах.
С 1992 года в Москве открыта делегация Международного Комитета Красного Креста. В ее штате насчитывается около 250 человек, работающих в Москве и на Северном Кавказе. В 2012 году бюджет делегации составил около 15 миллионов долларов США.
Зона ответственности Московской делегации охватывает РФ, Белоруссию, Молдавию и Украину. Основное внимание уделяется конфликтам, имевшим место в прошлом и настоящем на Северном Кавказе. Делегация поддерживает стратегический диалог с Россией по гуманитарным вопросам и международному гуманитарному праву, сотрудничает с Российским Красным Крестом и поддерживает национальные общества Белоруссии, Молдавии и Украины.