Международная терпимость. Всемирный день толерантности: мероприятия и история праздника
ТОЛЕРАНТНОСТЬ, или терпимость, стремление и способность к установлению и поддержанию общности с людьми, которые отличаются в некотором отношении от превалирующего типа или не придерживаются общепринятых мнений
Символ толерантности – радужный флаг.
В 1996 году Генеральная Ассамблея предложила государствам-членам ежегодно 16 ноября отмечать Международный день, посвященный терпимости, приурочивая к нему соответствующие мероприятия, ориентированные как на учебные заведения, так и на широкую общественность (резолюция 51/95 от 12 декабря).
Это решение было принято в связи с проведением в 1995 году Года Организации Объединенных Наций, посвященного терпимости, который был провозглашен Ассамблеей в 1993 году (резолюция 48/126). Этот Год был объявлен по инициативе Генеральной конференции ЮНЕСКО. 16 ноября 1995 года государства - члены ЮНЕСКО приняли Декларацию принципов терпимости и Программу действий в продолжение мероприятий Года.
Итоговый документ Всемирного саммита 2005 года (A/RES/60/1) года подчеркивает стремление глав государств и правительств улучшать благосостояние человека, свободу и прогресс где бы то ни было, а также способствовать терпимости, уважению, диалогу и взаимодействию между различными культурами, цивилизациями и народами.
ТОЛЕРАНТНОСТЬ, или терпимость, стремление и способность к установлению и поддержанию общности с людьми, которые отличаются в некотором отношении от превалирующего типа или не придерживаются общепринятых мнений. Толерантность – трудное и редкое достижение по той простой причине, что фундаментом сообщества является родовое сознание. Мы объединяемся в одной общности с теми, кто разделяет наши убеждения, или с теми, кто разговаривает на том же языке или имеет ту же культуру, что и мы, или с теми, кто принадлежит к той же этнической группе. В сущности, общность языка и чувство этнической близости на всем протяжении человеческой истории выступают в качестве оснований сообщества. В то же время мы склонны враждебно или со страхом относиться к "другим" – тем, кто от нас отличается. Различие может иметь место на любом уровне биологической, культурной или политической реальности.
Международный день, посвящённый терпимости (на других официальных языках ООН: англ. International Day for Tolerance, исп. Dia Internacional para la Tolerancia) - ежегодно отмечается 16 ноября. Этот Международный день был торжественно провозглашён в «Декларации принципов терпимости» ЮНЕСКО. Декларация была утверждена в 1995 году на 28-ой Генеральной конференции ЮНЕСКО (резолюция № 5.61).
Под терпимостью (толерантностью) в Декларации понимается «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности». Декларация провозглашает «признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность».
Декларация рассматривает угрозы человечеству, которые несёт нетерпимость, предлагает методы и программы борьбы с нетерпимостью.
В 1997 году Генеральная Ассамблея ООН (резолюция № A/RES/51/95) также предложила государствам-членам ООНотмечать этот Международный день. Генеральная Ассамблея в этой резолюции ссылается на свои решения о проведении Года Организации Объединённых наций, посвящённого терпимости; ссылается на Устав ООН, в котором устанавливается, что принцип терпимости должен применяться при предотвращении войн; принимает во внимание решение ЮНЕСКО об утверждении Декларации принципов терпимости.
В своём послании в 2005 году по случаю Международного дня, посвящённого терпимости, Генеральный секретарь ООН говорит, что борьба с нетерпимостью - это одно из главных направлений деятельности ООН. В условиях роста населения и увеличения миграции во всём мире идёт рост ксенофобии и экстремизма. Терпимость, говорится в послании, означает, что надо знать больше друг о друге, выявлять лучшее в традициях и верованиях друг друга. Нужно уважать друг друга как личностей, самостоятельно определяющих свою самобытность, религиозную и культурную принадлежность, как личностей, понимающих, что мы можем ценить свои особенности, не ненавидя особенности других.
Владислав Ленторский предлагает 4 возможных способа понимания толерантности:
1) толерантность как безразличие (существование мнений, истинность которых никогда не может быть доказана)-религиозные взгляды, ценности различных культур, этические верования, убеждения и т.д.
2) толерантность как невозможность взаимопонимания (ограничивает проявление терпимости уважением к другому, которого вместе с тем понять невозможно и с которым невозможно взаимодействовать).
3) толерантность как снисхождение (привилегированное в сознании человека положение собственной культуры, поэтому все иные оцениваются как более слабые: их можно терпеть, но при этом одновременно и презирать).
4) терпимость как расширение собственного опыта и критический диалог – позволяет не только уважать чужую позицию, но и изменять свою в качестве критического диалога. Этот подход является самым желаемым в современной ситуации.
Основные принципы толерантности.
К числу этих принципов следует, прежде всего, отнести:
отказ от насилия как неприемлемого средства приобщения человека к какой-либо идее. Добровольность выбора, «свобода совести», акцент на искренности убеждений.
Умение принудить себя, не принуждая других. Страх и принуждение извне не способствуют формированию терпимости, хотя в качестве воспитательного фактора в определенный момент дисциплинируют людей, при этом формируя определенные нравы;
Толерантность, в европейском понимании, задает пример «законопослушания», подчинения законам, традициям и обычаям. Подчинение законам, а не воле большинства или одной личности, представляется важным фактором общественного развития;
Принятие ДРУГОГО, который может отличаться по разным признакам - национальным, расовым, культурным, религиозным и т.д.
Формирование взаимоотношений согласно «золотому» правилу: «Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе».
Международный день толерантности стремится содействовать терпимости, уважению, признанию и сотрудничеству между различными культурами мира.
Толерантность относится к признанию и восприятию взглядов, мнений, убеждений и практик, которые отличаются от собственных. Толерантность считается основой прав человека и основных свобод, поскольку люди, естественно, различны. Толерантность позволяет смешанным сообществам процветать и гарантирует, что все люди одинаково важны.
Международный день толерантности был назначен Генеральной Ассамблеей ООН в 1996 году. С тех пор он отмечается ежегодно 16 ноября теми, кто стремится объединить мир на основе взаимопонимания и уважения.
Международный день толерантности: мы все разные, но все равно должны уважать друг друга
На планете Земля есть много национальностей и народностей. Каждая этническая группа имеет свои обычаи, традиции, религиозные убеждения, идеи о том, когда и как работать, отдыхать, строить семейную жизнь и воспитывать детей. К сожалению, не все понимают, насколько важно терпеть других. А среди представителей одного народа часто возникают разногласия, недоразумения, а иногда и серьезные конфликты.
И как и все другие международные дни, это не должно быть просто датой, это должно быть нормой жизни. Более того, это должно быть постоянной политикой, осуществляемой правительствами и осуществляемой гражданским обществом не на одну дату, а на 24/7, 52 недели в год.
Проблема толерантности вызывает озабоченность у представителей ООН, поэтому в 1995 году по предложению ЮНЕСКО был создан Международный день толерантности.
С толерантностью приходит признание, с терпимостью приходит осознание того, что другое не обязательно опасно, с терпимостью приходит любовь, совместное использование и многосторонний обогащающий процесс
Что такое терпимость?
Терпимость понимается как признание того факта, что окружающий нас мир разнообразен, и все члены общества проявляют свою индивидуальность по-разному. Толерантный человек не должно быть снисходительным, но он должен развивать толерантное отношение к другим, уважать права и свободы человека.
Терпимость понимается как признание того факта, что окружающий нас мир разнообразен, и все члены общества проявляют свою индивидуальность по-разному. Толерантное лицо не должно быть снисходительным, но он должен развивать толерантное отношение к другим, уважать права и свободы человека.
Толерантность (по-другому — толерантность) проявляется на государственном уровне, в повседневной жизни людей и формируется в результате образования и воспитания. Законодательным органам рекомендуется разрабатывать законопроекты на основе принципов справедливости и беспристрастности, соблюдать верховенство закона, судебные и административные процедуры.
На уровне семейной и общинной толерантности проявляется уважение друг к другу. При необходимости человеку или группе людей предлагается социальная и юридическая защита.
Если социальная группа не терпит представителей другой национальности, расы, религии, пропагандирует ненависть и вражду, то отношение к такому сообществу не может быть толерантным.
Толерантность должна воспитываться с детства, и поэтому ООН поддерживает разработку и осуществление образовательных программ для содействия толерантности среди молодого поколения. Рекомендуется начинать образование с объяснения прав и свобод ребенка, тогда ученик ведет к пониманию того, что все люди равны. Наряду с воспитанием толерантности осуществляется предупреждение насилия на национальной, расовой и религиозной почве.
16 ноября Международный день толерантности отмечается каждый год. В штаб-квартире Организации Объединенных Наций они проводят тематический праздник «Мы — одна семья: мы обучаем наших детей жить в безопасном мире».
На государственном уровне фестиваль отмечается в школах, детских садах и внеклассных заведениях.. В отличие от событий, проведенных в другие дни, 16 ноября, учителя подчеркивают, что дети должны быть друзьями, уважать и понимать друг друга. Если представитель другого гражданства учится в классе или группе, его не следует оскорблять, подчеркивайте различия в его поведении, речи, манерах и суждениях. То же самое касается детей с особенностями развития.
Международный день толерантности (толерантности) отмечается всеми странами-членами ООН.
В Российской Федерации политика толерантности законодательно закреплена в Конституции. В статье 13 отмечается, что государство признает идеологическое разнообразие, и никакая идеология не может преобладать. Уголовный кодекс также предусматривает соответствующие статьи.
Благодаря ратификации международно-правовые акты стали юридически действительными, в соответствии с которыми отмечаются другие международные праздники России (Международный женский день, День охраны труда):
Всеобщая декларация прав человека.
Конвенция о правах ребенка.
Пакты о гражданских и политических, экономических и культурных правах.
Правила поведения толерантного личности
Международный день толерантности — хороший повод вспомнить, какие позиции следует принимать при общении с другими людьми.
Человек, который следует принципам толерантности:
Признает, что все люди имеют свое собственное достоинство без исключения.
Уважает различия между людьми.
Знает что такое «индивидуальность».
Он признает, что совместные действия основаны на взаимодополняемости.
Стремится поддерживать мир на земле.
Он сохраняет историческую память о своих людях.
Способна заставить себя, не заставляя других.
Соблюдает законодательные и моральные нормы.
Награды за толерантность
Международные организации поощряют деятельность по распространению идей толерантности. Итак, трон Испании Хуан Карлос I в 2010 году получил Европейскую медаль толерантности. Два года спустя президент Хорватии Иво Йосипович и бывший президент Сербии Борис Тадич были награждены. Премия ЮНЕСКО в размере 100 тысяч долларов была присуждена гражданам Мали и Чили. В своих странах мужчины активно занимаются защитой прав человека.
Еще по теме “День толерантности” можно посмотреть на . Ссылка на презентацию находится в самом конце перед последним рекламным блоком, щелкаете сначала по нему, потом по ссылке (откроется в новой вкладке).
Международный день толерантности
В России день толерантности носит названия Международный день, посвященный терпимости (tolerare с лат. - терпеть, переносить, привыкать). 16 ноября 1995 г. на 28-й Генеральной конференции ЮНЕСКО была принята «Декларация принципов терпимости».
Толерантность (терпимость) – это
«уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности». Декларация провозглашает «признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность».
Генеральная Ассамблея ООН в 1997 г. рекомендовала
государствам-членам ООН отмечать день толерантности 16 ноября. Смысл праздника заключается в активизации усилий людей всего мира по борьбе с нетерпимостью, насилием, экстремизмом и ксенофобией; по предотвращению войн и локальных конфликтов.
В современном глобальном мире как никогда актуальны терпимое отношение к другим религиозным, национальным и культурным традициям, уважение индивидуальности и самобытности.
В России одним из первых отмечать Международный день, посвященный терпимости стал Петербург. В 2006 г. город принял программу “Толерантность”, в рамках которой проводятся различные мероприятия – концерты, чтения, спортивные праздники, фестивали. В 2017 г. к этой программе присоединилось уже более 26 городов России.
Сценарий классного часа: “Планета толерантности”
- формирование представлений о толерантности (возникновение понятия, значение слова, способы формирования толерантности);
- формирование толерантного мировоззрения, уважения к своим правам и правам других людей;
- воспитание чувства уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов;
- развитие критического мышление, навыков групповой работы, умения вести диалог и аргументировать свою точку зрения, находить компромиссные решения обсуждаемых проблем;
- развитие творческой активности учащихся.
Ход мероприятия
Звучит песня Булата Окуджавы «Давайте восклицать…»
Ведущий. Здравствуйте, дорогие друзья! Чтобы наше общение удалось – приготовьте хорошее настроение, желание высказаться, позитивный настрой друг к другу.
Притча «Ладная семья»
– Класс – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье царил покой, мир, уважение и взаимопонимание. Что же для этого нужно. Прослушайте притчу, и вы всё поймёте.
«Жила-была на свете семья. Но это было необычная семья, она состояла из более чем ста человек. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажите: ну и что, мало ли больших семей на свете. Но дело в том, что была эта семья особая – мир и лад царили в этой семье. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.
Дошел слух об этой семье до самого владыки государства. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришёл к главе семейства: расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье.
Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго, видно, не очень силён был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: (слайд № 3)
Любовь. Прощение. Терпение
И в конце листа: 100 раз любовь, 100 раз прощение, 100 раз терпение. Прочёл владыка, почесал за ухом и спросил: «И всё?». «Да, – ответил старик, – это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И мира тоже».
– Согласны ли вы с тем, что написал на листе бумаги глава семьи?
– Как вы думаете, о чем я хочу сегодня с вами поговорить?
Что такое толерантность?
– У этого определения есть свое понятие ТОЛЕРАНТНОСТЬ.
Не всем, может быть, знакомо это слово, и, на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несет, очень важен для существования и развития человеческого общества.
Тема нашего классного часа «Планета толерантности». (слайд 4).
Эпиграф нашего занятия – слова Бернарда Шоу (слайд 5).
«Теперь, когда мы научились
Летать по воздуху, как птицы,
Плавать под водой, как рыбы,
Нам не хватает только одного:
Научиться жить на земле, как люди».
Ребята, как вы понимаете смысл этого высказывания? Что значит, жить на земле как люди?
Вы сделали вывод. Жизнь человеку дается только один раз и, каждый сам выбирает, как его прожить.
История происхождения понятия толерантность
И так, что же такое «толерантность»? Заглянем в прошлое. (Слайды № 6,7).
В конце XVIII – начале XIX века во Франции жил Талейран-Перигор, князь Беневентский. Он отличился тем, что при разных правительствах (и при революционном, и при Наполеоне, и при короле Людовике XVII) оставался неизменно министром иностранных дел.
Это был человек, талантливый во многих областях, но, несомненно, более всего – в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам.
На самом деле слово толерантность произошло от латинского tolerare - терпеть, переносить, привыкать. Но имя этого человека созвучно
этому слову и принципы его действий соотносятся с этим понятием.
День толерантности – 16 ноября
Толерантность – уважительное, терпимое отношение людей к инакомыслию, особенно актуальна в современном мире. Толерантность предполагает готовность признать “другого”, имеющим равные права на определенные жизненные ценности.
(Декларация принципов толерантности, утвержденная резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года). (Слайд 8).
16 ноября жители многих стран мира отмечают Международный день толерантности или День терпимости. Этот праздник был учрежден в 1996 году по решению Генеральной Ассамблеи ООН. 16 ноября 1995 года, в Париже участники двадцать восьмой конференции ЮНЕСКО, а это 185 стран, приняли Декларацию принципов толерантности.
«Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений.
Толерантность – это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая и правовая потребность. Толерантность – это добродетель, которая делает возможным постижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира».
День терпимости отмечается в разных странах по аналогичному сценарию. В этот день проводятся массовые мероприятия, посвященные воспитанию терпимости у жителей стран-участниц ООН и других народов мира. Большинство мероприятий ориентировано на учебные и профессиональные заведения, но часть их проводится и для всей общественности.
Понимание толерантности в разных языках неоднозначно.
Чтец. (Слайд № 9).
В английском – это «готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь».
Во французском – «уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, этических и религиозных взглядов».
В испанском оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения.
В китайском языке быть толерантным – значит «позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других».
В арабском языке толерантность – «прощение, снисхождение, мягкость, сострадание, снисходительность, благосклонность, терпение, расположенность к другим».
В персидском – «терпение, выносливость, готовность к примирению».
В русском – способность терпеть что- то или кого–то (быть выдержанным, стойким, уметь мириться с существованием чего – либо или кого – либо).
– Какое из определений вам импонирует более всего? Почему, на ваш взгляд, в разных странах определения различны? А что же объединяет эти определения? 3
– Давайте вместе обобщим все сказанное. Слово «толерантность» я изобразила в виде солнца. Давайте изобразим ваши ответы в виде лучиков.
Стихи, посвященные дню толерантности
(слайд № 11). Читают дети.
Толерантность - это дружба,
Труд и уважение.
И для нас она не служба,
А одно спасенье.
Толерантным будь всегда!
Ненависть откинь ты.
И гуманность навсегда,
Закрепи ты в мире.
Совладать сумей с собой,
Слушай своих близких.
В мире мы живем семьей,
Нет поступкам низким!
Доверяй своим друзьям!
Будь, терпим и вежлив!
Не кричи по пустякам!
Не кати ком снежный!
Кто в беде покинет друга,
Сам узнает горечь бед,
И на сердце будет вьюга,
Если дружбы в сердце нет!
– Ребята, давайте создадим нашу планету толерантности.
(На доске карта мира – заменить континенты, океаны, моря на
соответствующие термины: терпимость, дружба, любовь, сотрудничество и т.д.)
Мультфильм «Толерантность»
Игра « Пазлы».
Чего не хватает? (слайд № 12)
– Что такое пазлы?
(Игра «Пазлы». Детей разделить на 3 команды и раздать пазлы. У двух команд не хватает по 1-2 элементов. Ребята должны сделать вывод.)
– Наш класс – это тоже единое целое, а каждый ученик в нём – пазл, составляющая, без которой нет единения. Каждый по-своему важен и нужен.
Игра «Поднимите руку, у кого…».
– Но в чём же мы похожи? Давайте поиграем в такую игру: «Поднимите руку, у кого…»
- русый цвет волос;
- родился зимой;
- в имени есть буква А;
- карие глаза;
- любит мороженое;
- чья фамилия заканчивается на –ов;
- читал «Приключения Буратино»;
- кто учится в нашей школе (слайд № 13).
«МЫ РАЗНЫЕ – В ЭТОМ НАШЕ БОГАТСТВО,
МЫ ВМЕСТЕ – В ЭТОМ НАША СИЛА»
Каждый из нас неповторим и значим. Все люди имеют право достойно жить на планете и не страдать от презрения и оскорблений.
А теперь я приведу один известный пример. Речь идет о немецком плакате, формирующем повседневную толерантность. Он был создан в конце 60-х годов, во Франкфурте-на-Майне и публикуется сегодня в немецких школьных учебниках, представлен в музейных витринах и на уличных рекламных тумбах.
Простой и динамичный ритм плаката, его очевидная связь с повседневной толерантностью, ссылки на повседневность – сделали его необыкновенно популярным.
Он нравится интеллектуалам и молодежи, он убедителен для людей разных возрастов.
В нем есть открытое просветительство и скрытая ирония. Его создавали философы, культурологи и активисты университетских молодежных движений 68 года.
– Что же собой представляет этот плакат?
Это всего семь строчек, написанных как бы от руки
(слайд № 15).
Твой Иисус – еврей.
Твой автомобиль – японский.
Твой кофе – бразильский.
Твои цифры – арабские.
Твои буквы – латинские.
Твоя демократия – греческая.
Твой сосед после этого всего - лишь иностранец?
Концепция плаката, как это ясно, состоит в том, чтобы дать информационный конструкт – имидж: человек всегда пользуется культурными достижениями, опытом других наций (буквы, цифры, демократия); повседневными трудами других народов (кофе выращивают в одной стране, отпуск проводят в других странах, пользуются автомобилями разных стран). и символ веры, Иисус Христос был рожден другим народом.
Можно ли при этом смотреть свысока на иностранцев, людей других национальностей?!
Что необходимо человеку в эпоху глобализации? Конечно, толерантность.
Упражнение «Толерантная и нетолерантная личности».
Вам даны разные понятия, рассмотрите их и определите к какой личности они относятся.
(слайд № 16)
Терпение, чувство юмора, непонимание, уважение мнения других, игнорирование, эгоизм, доброжелательность, умение владеть собой, нетерпимость, выражение пренебрежения, раздражительность, умение слушать собеседника, равнодушие, цинизм, понимание и принятие, чуткость, любознательность, гуманизм, немотивированная агрессивность.
Игра «Волшебное лукошко»
Дорогие ребята, я сегодня принесла с собой «Волшебное лукошко». Что же в нём лежит?
(Понятия: Толерантная личность. Толерантная семья. Толерантный город. Толерантная школа. Толерантная страна.)
Толерантная личность. Я:
- терпимый и терпеливый;
- считающийся с чужими мнениями и интересами;
- умеющий решать конфликты путем убеждения и взаимопонимания;
- приветливый и заботливый, вежливый и деликатный;
- уважающий окружающих и уважаемый ими;
- уважающий права свои и других, умеющий слушать и слышать;
- заботливый, сострадающий, поддерживающий;
- патриот своей школы, города, России, заботящийся об их процветании;
- человек, берегущий природу и культуру;
- трудолюбивый, успешный, независимый, счастливый.
Толерантная семья. В моей семье:
- все терпимые и терпеливые;
- здоровые, добрые, любящие;
- уважающие, понимающие, поддерживающие друг друга;
- окружающие друг друга заботой;
- внимательные, отзывчивые, интересующиеся планами и заботами друг друга;
- успешные, независимые, счастливые.
Толерантный город. В моём городе:
- прохожие доброжелательные, вежливые, нарядные;
- улицы, дворы и парки чистые, ухоженные;
- река и воздух чистые, природа здоровая.
Толерантная школа:
- школа просторная, светлая;
- учителя умные, добрые, справедливые, понимающие, умеющие поддержать, любящие свое дело, свою работу и детей, знающие и понимающие интересы учеников;
- учащиеся доброжелательные, уважающие друг друга и всех сотрудников школы, умеющие слушать и слышать, понимающие и поддерживающие друг друга.
Толерантная страна. Что же такого особенного должно быть в такой стране, в нашей России? Продолжите фразу «В моей России…….»
– В моей России
- власть справедливая, профессиональная, ответственная, заботящаяся о своих гражданах;
- народ здоровый, доброжелательный, трудолюбивый, обеспеченный, заботящийся о процветании своей страны;
- все граждане – патриоты своей страны, свободные, уважающие права свои и других, ценящие добрососедские отношения, мир и согласие, право каждого быть самим собой;
- страна сотрудничает с другими странами мира, сохраняя мир и дружбу во всем мире.
Тренинг
Наша Родина – Россия. Россия – многонациональная страна
Мы живем дружно.
Мы терпимы друг к другу.
Мы милосердные, добрые, справедливые. (слайд № 18)
Эмблема и флаг толерантности
Демонстрация нарисованными детьми эмблемы и флага Дня толерантности.
Творческая работа «Дерево толерантности».
Ребята, давайте попробуем посадить дерево толерантности. (Заготовки – дерево, листы).
– Перед вами на партах лежат листы, напишите на них, что для вас есть толерантность. Прикрепите ваш листок на дереве.
– Вы выбирали те качества, которые позволяют нам жить вместе. Когда-то до нас было прошлое со своими открытиями, с людьми, которые до нас жили, творили, общались, любили. А сейчас живём мы и обязательно будем жить в своём и нашем общем будущем. Мы не знаем, каким оно будет.
Но мы волею судьбы встретились в настоящем. И нельзя допустить, чтобы на каждом из нас прекратилась связь времён, прекратилась передача мыслей, открытий, традиций, чувств. В этом наша ответственность перед самими собой, пред другими. Человек не может жить один.
Сказка о любви
Жила-была на земле девушка по имени Любовь.
Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет волшебнику: (слайд № 20)
– Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь.
Подумал волшебник и сказал: – Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют и роса еще не просохнет… (слайд № 21)
Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место… Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше.
Вот выбирай, – сказал волшебник, – (слайд № 22-26) одну зовут Радость, другую – Удача, третью – Красота, четвертую – Печаль, пятую – Доброта.
(слайд № 27) Они все прекрасны, – сказала Любовь. – Не знаю, кого и выбрать…
– Твоя правда, – ответил волшебник, – они все хороши, и ты в жизни еще встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю твою жизнь.
Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь.
– А кого выбрали бы вы? Почему? (Ответы детей.)
(Звучит музыка и продолжение сказки.)
Любовь подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку.
– Почему Любовь выбрала Доброту? (Ответы детей.)
Прикоснитесь ко мне добротой,
И болезни смоет волной,
И печаль обойдёт стороной,
Озарится душа красотой.
(слайд № 28)
Рефлексия
Какую полезную информацию вы для себя получили на занятии? Что больше всего понравилось? На следующих встречах мы продолжим разговор о толерантности.
(Заключительное действие - «Техасские объятия»)
Все встают в ровный круг лицом внутрь очень тесно друг к другу. Затем кладут руки друг другу на плечи, поднимают правую ногу и вытягивают ее к центру круга, и по команде ведущего все делают шаг внутрь.
(Звучит тихая музыка. Заключительное слово преподавателя).
Молитва о встрече
Я пришел в этот мир
не для того, чтобы оправдывать твои надежды,
не для того, чтобы отвечать твоим интересам,
не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям.
И ты пришел в это мир
не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям,
не для того, чтобы отвечать моим интересам,
не для того, чтобы оправдывать мои надежды.
Потому что я - это я, а ты - это ты.
Но если мы встретились и поняли друг друга - то это прекрасно!
А если нет - ну что ж, ничего не поделаешь.
Благодарю всех за активное участие. Я надеюсь, что классный час оставил глубокий след в душе каждого, помог нам всем понять, что только уважение друг к другу, взаимопонимание, терпимость, соблюдение равноправия на деле спасут мир.
Пусть каждый из вас, пусть наш класс, наша школа, наш город и наша Россия всегда будут островами толерантности для всех жителей большой планеты Земля.
Анкета «Насколько вы терпимы?»
1. Вы считаете, что у вас возникла интересная идея, но ее не поддержали. Расстроитесь?
а) да; б) нет.
2. Вы встречаетесь с друзьями, и кто-то предлагает начать игру.
Что вы предпочтете?
а) чтобы участвовали только те, кто хорошо играет;
б) чтобы играли и те, кто еще не знает правил.
3. Спокойно ли воспримете неприятную для вас новость?
а) да; б) нет.
4. Раздражают ли вас люди, которые часто опаздывают?
а) вы терпеливо ждете, находя для себякакие-то занятия, например, читаете или отгадываете кроссворд;
б) вам неприятны люди, которые часто опаздывают.
5. Можете ли вы легко найти контакт с людьми, которые сильно отличаются от вас своими привычками?
а) мне трудно было бы это сделать;
б) я не обращаю внимания на такие вещи.
6. Как вы реагируете на шутку, объектом которой становитесь?
а) мне не нравятся ни сами шутки, ни шутники;
б) если даже шутка и будет мне неприятна, то я постараюсьответить в такой же манере.
7. Согласны ли вы с мнением, что встречают по одежке?
а) да; б) нет.
8. Вы приводите в компанию друга (подругу), который становится объектом всеобщего внимания. Как вы на это реагируете?
а) мне, честно говоря, неприятно, что таким образом внимание отвлечено от меня;
б) я лишь радуюсь за него (нее).
9. В гостях вы встречаете пожилого человека, который критикует современное молодое поколение, превозносит былые времена. Как вы “реагируете?
а) уходите пораньше под благовидным предлогом;
б) вступаете в спор.
Обработка результатов
А теперь подсчитайте очки. Запишите себе по два балла за ответы
1-6, 2-6, 3-6,4-а, 5-6, 6-6, 7-6 ,8-6, 9-а.
От 0 до 4 баллов. Вы непреклонны и, простите, упрямы. Где бы вы ни находились, возникает такое впечатление, что вы, не колеблясь, стремитесь навязать свое мнение другим; чтобы достичь своей цели, часто повышаете голос. С вашим характером трудно поддерживать нормальные отношения с людьми, которые думают иначе, чем вы, не соглашаются с тем, что вы говорите и делаете.
От 6 до 12 баллов. Вы способны твердо отстаивать свои убеждения, но, безусловно, можете и вести диалог, менять свое мнение, если это необходимо. Иногда вы излишне резки и неуважительны к собеседнику. В такой момент вы действительно можете выиграть спор с человеком, у которого более слабый характер. Но стоит ли брать горлом, когда можно победить более достойно?
От 14 до 18 баллов. Твердость ваших убеждений отлично сочетается с большой тонкостью, гибкостью вашего ума. Вы можете принять любую идею, с пониманием отнестись к парадоксальному на первый взгляд поступку, даже если вы его не разделяете. Вы критически относитесь к своему мнению и способны с уважением и тактом по отношению к собеседнику отказаться от взглядов, которые, как выяснилось, были ошибочными.
Презентацию к сценарию классного часа по теме “День толерантности” можно скачать
«Терпимость очень трудная добродетель, для некоторых труднее героизма... Наш первый порыв и даже последующий – это ненависть ко всякому, кто не так думает, как мы». (Ж. Леметр).Мне кажется, что все беды в мире происходят от нетерпимости. Когда человек решает, что он знает, как должны выглядеть и вести себя другие люди и начинает насаждать свои правила, он становится опасным для общества. И самое ужасное, что нетерпимыми могут быть целые страны, вернее их правители.
Само слово «толерантность» произошло от латинского «tolerantia» – терпение.
Международный день толерантности, на английском – International Day for Tolerance, на испанском – Día Internacional para la Tolerancia отмечается ежегодно 16 ноября.
Семья уже совсем не та, что была прежде, когда по вечерам вся семья собиралась за ужином за столом, накрытом белой скатертью. И когда не просто ели, а беседовали, родители и дети рассказывали друг другу, что произошло у них за день. Взрослые незаметно подсказывали, корректировали поведение и восприятие своими чадами окружающего мира.
Да и в школе тогда не просто давали знания, а воспитывали, учили думать, анализировать свои поступки и относиться по-товарищески к своим одноклассникам, уважать взрослых, помогать пожилым и просто слабым.
К нам в класс пришёл мальчик, который совсем не улыбался, мало реагировал на обращения к нему, с трудом усваивал материал. Тогда не говорили ни о каких диагнозах. Его родители оказались настойчивым людьми и добились зачисления сына в обычный класс. Надо отдать должное нашему директору и учителям, которые часто пол-урока простаивали рядом с ребёнком, донося до него учебный материал.
А нас собрала в самом начале классная руководительница и объяснила, что этому мальчику очень трудно, если мы ему не поможем, то неизвестно, что и будет с ним.
Помню, что практически все мы почувствовали ответственность за судьбу этого мальчика и стали всем классом его опекать, не выпуская ни на минуту из поля зрения на переменах, или если мы куда-то отправлялись всем классом.
Помню, когда он кому-то улыбнулся в первый раз в 9 классе, был всеобщий праздник. К концу дня об этом говорила уже вся школа.
А мальчик тот не только хорошо окончил школу, но и институт.
И страшно подумать, что было бы с ним, если бы наши учителя не нашли правильный подход к классу.
Так что, по-моему, школа снова должна не оказывать услуги, нашпиговывая знаниями, а воспитывать детей, прививать им с младых лет уважение к «иным» и если потребуется ответственность за них.
Тут надо заметить, что чем больше в стране толерантных граждан, тем успешнее и миролюбивее эта страна. К сожалению, во многих из нас сидит противный червячок осуждения. Мы судим людей за то, что они не так одеваются, не за тех, с нашей точки зрения выходят замуж, женятся, и даже не правильно поливают газон или не там ставят мусор, прежде чем вынести его из подъезда. Мы осуждаем своих коллег на работе, перемываем кости начальству, родственникам, супругам, детям.
И к чему это приводит?
Только к разладу.
Терпимость же творит чудеса.
Помню, как в первое время после замужества меня раздражал способ мужа убираться, стирать, и другое. Но я вовремя прикусила язык и не вмешивалась. Много позже, я предложила ему что-то изменить. Он охотно согласился.
Уже и серебряная свадьба позади, а муж по-прежнему полон энтузиазма возиться с домашними делами. Делать всё в четыре руки, и быстрее и веселея. Так что спасибо толерантности. А прояви я тогда нетерпимость, всё, скорее всего, сложилось бы совсем по-другому.
Поэтому мне хочется попросить всех, прежде чем начинать пылать «праведным гневом», сто раз подумать. И хотя бы из чистого эгоизма проявить терпимость.
Все мы разные и имеем право каждый на свою точку зрения. Её можно отстаивать, но при этом, не грубя и не унижая другого. Тем более неприемлемо насильственное принуждение принятия другим человеком нашей точки зрения.
Любое насилие рано или поздно обернётся бумерангом и однажды так вернется, что мало не покажется.
Особенно показательно в этом плане тираническое без всяких объяснений навязывание своей точки зрения детям и насильственное вмешательство в дела других народов.
Пережитое унижение и страх рано или поздно превращаются в , которая распрямляется и мстит, рождая в свою очередь очередную нетерпимость.
Нельзя требовать от другого человека, чтобы он думал и поступал, так как считаем правильным мы. Не зря народная мудрость советует влезть в шкуру другого человека, а психологи рекомендуют посмотреть на ситуацию с точки зрения своего оппонента. Поняв и приняв, мы сможем жить в гармонии не только с другими людьми, но и с самими собой. А комфорт, особенно душевный, по-моему, стоит того, чтобы изгнать из своей души, подтачивающего её основы червячка осуждения и нетерпимости.
И никогда не стоит забывать золотую мудрость человечества: «Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе».
Так что празднование 16 ноября – Международного дня толерантности это ещё один повод задуматься о том, что к миру во всём мире все мы способны приложить и свою золотую крупинку терпимости.
«Будь не таким, как другие,
и позволь другим быть другими».
(Хенрик Ягодзинский).
Двадцать первый век позволил современному человеку сделать множество важных открытий, а развитие новых технологий значительно упростило нашу жизнь, сделало ее комфортнее. Но почему-то это не дало homo sapiens стать добрее и терпимее друг к другу. Вечная борьба добра со злом все еще продолжается в наше прогрессивное время.
В результате новостные каналы пестрят тревожными сообщениями о фактах терроризма, агрессии, криминальных инцидентов. Поэтому сегодня проблема поиска оптимальных методов искоренения нетерпимости достигает колоссальных масштабов и является чрезвычайно актуальной. Важным шагом на пути к ее решению можно считать День толерантности, который отмечается ежегодно 16 ноября.
Международный день с акцентом на терпимости
Два десятилетия назад, в 1995 году, состоялась 28-я Генеральная Конференция ЮНЕСКО, на которой приняли Декларацию принципов терпимости и торжественно объявили о намерении ежегодно отмечать Всемирный день толерантности. В данном документе понятие «терпимость» (или же «толерантность») рассматривается как понимание и принятие многогранности, разнообразности, самобытности культур, существующих на нашей планете. к другим людям, несмотря на избранные ими формы самовыражения и способы проявления собственной индивидуальности.
В Декларации указано, что такова человеческая природа: все мы - разные, и в то же время равные, независимо от внешнего вида, национальной принадлежности, социального статуса, ценностей или поведения. День толерантности призван подчеркнуть эту общность.
Будущее человечества - в единстве
К сожаленью, нетерпимость существует, продолжая составлять угрозу миру и гармонии на Земле. Поэтому человечество, вкусившее горечь изнурительных войн, избрало толерантность основополагающим принципом морали.
Все чаще мы приходим к пониманию, что непримиримость и бескомпромиссность должны исчезнуть, на первый план нужно поставить усилия по предотвращению назревающих и преодолению существующих конфликтов. А чудесным напоминанием о такой необходимости является, собственно, толерантности. Мероприятия, которые он предусматривает, наилучшим образом учат нас единству, справедливости и уважению.
Путь к гармонии с окружающим миром
Происхождение термина «толерантность» непосредственно связано с именем влиятельной фигуры в правительственных кругах Франции на рубеже XVIII-ХІX веков - Талейраном-Перигором.
Князь Талейран в свое время был одним из близких помощников Наполеона. Этот человек сумел удержаться на посту министра иностранных дел при неоднократной смене власти - революционной, наполеоновской и королевской. Он действительно был талантлив во многих сферах, но особенно хорошо ему удавалось считаться с мнением посторонних, учитывать их нрав и личностные качества, относиться к ним с уважением и при этом не изменять своим собственным принципам, заглаживать спорные вопросы без ущерба для всех участвующих сторон. Он сам управлял ситуацией, а не слепо подчинялся обстоятельствам и оппонентам.
Используя поведенческую линию этого политика как пример для подражания, влиятельные лица развитых государств современности призывают население всего мира не игнорировать День толерантности, а наоборот - учиться быть мудрыми, лояльными, милосердными, сострадательными и прощающими. Ведь именно эти качества помогают человеку находиться в постоянной гармонии с окружающим миром и добиваться успеха во всех своих начинаниях, независимо от внешних факторов.
Черты толерантной и интолерантной личности
Толерантным следует считать человека, наделенного особым нравственным качеством, что отображает активную социальную позицию и отсутствие психологического барьера для конструктивного общения с представителями другой национальности, социальной группы, иных взглядов, верований, мировоззрений, поведения.
Интолерантная личность проявляет такие качества, как нигилизм, эгоизм, игнорирование мнения других, нетерпимость и непонимание по отношению к ним, раздражительность, цинизм, пренебрежение, стремление переносить ответственность на других людей, постоянное ощущение нависшей угрозы и необоснованная агрессия.
Семья и школа: курс на толерантность
Тенденции последних лет свидетельствуют о катастрофическом росте в подростковой и молодежной среде различных форм Заметьте, уже привычным в нашей повседневности выглядит проявление грубости, насилия, жестокости со стороны подрастающего поколения.
И эта серьезная проблема не оставляет равнодушными наиболее сознательных представителей общественности, в частности педагогов и родителей. На сегодняшний день даже разрабатывается новое, уникальное направление - педагогика толерантности.
Внимание на правильном воспитании
Ведущая задача современной образовательной политики - воспитание толерантности у детей, юношества и молодежи. Предлагаем коротко рассмотреть наиболее эффективные педагогические способы развития этого качества у школьников во время учебного процесса.
Однозначно благоприятной для воспитания толерантности считается совместная творческая деятельность, особенно если у нее имеется общественно значимый смысл. Отличный результат может продемонстрировать и применение коллективного обсуждения проблем. Такой подход даст возможность каждому учащемуся вступить в разговор, выразить собственное мнение, предложить решение определенной задачи, выслушать других и достичь компромисса. При этом педагогу не следует проявлять излишнюю опеку, открыто управлять процессом обсуждения, что будет тормозить развитие отношений между детьми. Естественно, уместно планировать подобные мероприятия ко Дню толерантности, что лишний раз подчеркнет важность общей деятельности классного коллектива.
Правила конструктивного общения
Накоплению опыта толерантного взаимодействия успешно способствует и специальное обучение детей основам конструктивного общения. Достижению поставленной цели лучше всего поспособствуют коммуникативные тренинги, развивающие компетентность школьников в сфере установления контактов с разными людьми и формирующие у них способы преодоления трудностей в общении. С помощью таких занятий проведение не вызовет больших проблем у его организаторов. Главное, дети должны запомнить следующие правила: учись уважать ближнего; слушай, о чем он говорит; тактично отстаивай свое мнение; отыскивай подходящие аргументы; будь справедливым; стремись учитывать интересы окружающих.
Отмечаем День толерантности в школьном коллективе
С целью формирования и укрепления в сознании представителей ценностей социокультурного взаимодействия в общеобразовательных учреждениях принято организовывать не одно, а небольшой цикл тематических занятий на протяжении года.
Но самое важное - День толерантности в школе, мероприятия в его рамках особенно поучительные и интересные. Его программу могут значительно украсить праздничные концерты, «круглые столы», тренинги, лекции, киносеансы, экскурсии и даже творческие фестивали. Лучше, чтобы именно дети были активными участниками этого содержательного разнообразия.