Международная конференция за запрещение химического оружия. Досье: организация по запрещению химического оружия
Лутай Г.А.
Заместитель Постоянного представителя Российской Федерации при ОЗХО
Организация по запрещению химического оружия (ОЗХО) была создана 29 апреля 1997 года, сразу после вступления в силу Конвенции о запрещении химического оружия, открытой к подписанию в январе 1993 года. Конвенция о запрещении химического оружия стала первым многосторонним разоруженческим соглашением, которое установила запрет на разработку, производство, накопление и применение целого вида оружия массового уничтожения - химического оружия и обязала государства, обладающие им, уничтожить свои запасы. За прошедшие семь лет членский состав ОЗХО расширился до 162 государств. Организация успешно выполняет задачи обеспечения контроля за соблюдением запрета химического оружия, ликвидации его запасов, уничтожением или конверсией бывших мощностей по его производству. В соответствии с Конвенцией в задачи ОЗХО входит также содействие развитию международного сотрудничества в области мирной химии, помощь государствам в обеспечении защиты от химического оружия в случае его применения против них. Важнейшее направление деятельности ОЗХО - обеспечение нераспространения химического оружия. Для решения этой задачи ключевое значение имеет достижение универсальности Конвенции (на сегодняшний день 32 государства не участвуют в Конвенции) и осуществление контроля в химической промышленности, призванного исключить ее использование в целях, запрещенных по Конвенции.
Организационная cтруктура ОЗХО
В соответствии с Конвенцией Организация по запрещению химического оружия имеет три основных органа. Это Конференция государств - участников, Исполнительный совет и Технический секретариат.
Главный орган ОЗХО - Конференция государств-участников. В ее состав входят все члены Организации, она собирается один раз в год, а при необходимости и чаще. Конференция рассматривает любые вопросы в рамках сферы охвата Конвенции. Соответственно, она может давать рекомендации и принимать решения по любым вопросам, касающимся Конвенции. Конференция осуществляет надзор за осуществлением Конвенции, принимает меры для содействия реализации ее предмета и целей, а также рассматривает ее соблюдение. Конференция также осуществляет надзор за деятельностью Исполнительного совета и Технического секретариата. Один раз в пять лет Конференция собирается на специальную сессию для рассмотрения действия Конвенции (первая такая специальная сессия Конференции состоялась в апреле 2003 года).
Исполнительный совет ОЗХО является исполнительным органом Организации. Он подотчетен Конференции. Исполнительный совет действует в соответствии с решениями Конференции и обеспечивает их надлежащее выполнение. В задачу Исполнительного совета входит содействие эффективному осуществлению и соблюдению Конвенции, а также надзор за деятельностью Технического секретариата.
Исполнительный совет состоит из 41 члена. В состав Исполнительного совета в соответствии с принципом ротации имеет право входить каждое государство-участник. Члены Исполнительного совета избираются Конференцией сроком на два года. Для обеспечения эффективного функционирования Конвенции закреплены нормы представительства в Исполнительном совете государств от различных географических регионов. Исполнительный совет проводит четыре регулярные сессии в году, на которых рассматривается обширная повестка дня, посвященная выполнению Конвенции и функционированию Организации. В случае необходимости могут проводиться внеочередные заседания Исполнительного совета. Исполнительный совет принимает рекомендации, которые затем рассматриваются и утверждаются Конференцией государств-участников.
Технический секретариат является постоянно действующим органом. Он помогает Конференции и Исполнительному совету в выполнении их функций. Технический секретариат путем проведения инспекций осуществляет предусмотренные Конвенцией меры проверки ее соблюдения, получает и систематизирует первоначальные и ежегодные объявления государств-участников (информация о запасах химического оружия, о бывших объектах по его производству, их уничтожении и конверсии, о деятельности химической промышленности, о передачах химикатов и т.д.). Технический секретариат поддерживает постоянную связь с Национальными органами государств-участников по выполнению Конвенции, оказывает им помощь в разработке национального законодательства, регулирующего выполнение Конвенции на национальном уровне.
В состав Технического секретариата входят Генеральный директор (назначается Конференцией государств-участников по рекомендации Исполнительного совета), который является его руководителем и главным административным сотрудником, инспекторы и другой политико-административный, научный и технический персонал. Среди прочего Генеральный директор учреждает Научно-консультативный совет, который должен предоставлять Конференции, Исполнительному совету и государствам-участникам специализированные консультации в тех областях науки и техники, которые имеют отношение к Конвенции. В состав Научно-консультатив-ного совета назначаются независимые эксперты исходя из их компетентности в конкретных научных областях, имеющих отношение к осуществлению Конвенции.
Инспекторат является подразделением Технического секретариата. Он действует под надзором Генерального директора. В задачи инспектората входит проведение международных инспекций в государствах-участниках Конвенции с целью проверки ее соблюдения.
Главной задачей ОЗХО является обеспечение соблюдения Конвенции. Инструментом контроля является режим проверки. В Техническом секретариате эту работу осуществляют два подразделения - отдел проверки и инспекторат. В задачу Технического секретариата входит лишь сбор фактологической информации. Выводы о возможных нарушениях Конвенции могут делать только государства - участники Конвенции в рамках рассмотрения данного вопроса в руководящих политических органах ОЗХО.
В соответствии с положениями Конвенции государства-участники представляют в ОЗХО первоначальные и ежегодные объявления, касающиеся запасов химического оружия, бывших объектов по его производству, объектов гражданской химической промышленности, а также передач химикатов, включенных в списки, содержащиеся в Конвенции.
По состоянию на начало 2004 года 95% государств-участников представили свои первоначальные объявления в ОЗХО. В частности, шесть государств объявили о том, что они обладают запасами химического оружия (Албания, Индия, Ливия, Россия, США и другое государство-участник, которое пожелало, чтобы его название не упоминалось в официальных документах ОЗХО). В общей сложности эти запасы насчитывали около 70 тыс. тонн отравляющих веществ различных типов. Из них нервно–паралитические ОВ - VX (28%), зарин (22 %), зоман (13%) составляли 63 %, кожно–нарывные (главным образом иприт и люизит) 35 %. Остающиеся 2% приходились на бинарное химическое оружие и различные токсичные отходы.
13 государств объявили о существовавших у них на момент вступления в Конвенцию или в прошлом мощностей по производству химического оружия (всего 64 объекта в Албании, Боснии и Герцеговине, Китае, Франции, Индии, Ливии, Иране, Японии, России, Великобритании, США, Югославии и в другом государстве-участнике).
В соответствии с Конвенцией на начало 2004 года государствами - участниками было объявлено 5466 объектов гражданской химической промышленности, подпадающих под сферу охвата режима проверки химической промышленности, а также передачи химикатов, входящих в списки, содержащиеся в Конвенции.
Технический секретариат анализирует и систематизирует объявления государств-участников и готовит на их основе планы инспекционной деятельности. Задачей инспекций является проверка полноты и точности объявлений, а, соответственно, и соблюдения положений Конвенции ее участниками.
Химическое разоружение
С момента вступления в силу Конвенции (29 апреля 1997 г.) и началом 2004 года ОЗХО засвидетельствовала уничтожение более 8 тыс. тонн отравляющих веществ в 4 государствах, объявивших о наличии у них запасов химического оружия (Индия, Россия, США и другое государство-участник). В 2003 году в этих государствах функционировали 9 объектов по уничтожению химического оружия. 29 апреля 2003 года Россия выполнила предусмотренный Конвенцией первый этап уничтожения химического оружия категории I, ликвидировав 400 тонн отравляющих веществ (1% общих запасов) на первом российском объекте по уничтожению в пос. Горный Саратовской области.
В связи с трудностями, возникшими в процессе уничтожения химического оружия, три государства-обладателя (Россия, США и другое государство-участник) вынуждены были обратиться к ОЗХО с просьбой о продлении установленных Конвенцией сроков уничтожения химического оружия (возможность продления этих сроков до 2012 года предусматривается Конвенцией). Решение о продлении сроков было принято. Оно также предполагает регулярную отчетность получивших отсрочку государств перед Исполнительным советом ОЗХО о ходе выполнения их программ уничтожения химоружия.
Инспекционная деятельность ОЗХО
Технический секретариат ОЗХО осуществляет инспекционную деятельность в государствах-участниках. За подготовку, планирование и анализ результатов инспекций отвечает отдел проверки Технического секретариата. Непосредственно осуществляет инспекции отдел инспектората, укомплектованный квалифицированными инспекторами, проходящими регулярную специальную подготовку.
Большая часть инспекционной деятельности (около 60 % инспекций) осуществляется на объектах, связанных с химическим оружием. На объектах по уничтожению химического оружия (ОУХО) в период их функционирования обеспечивается постоянное присутствие инспекторов (на ротационной основе). Так, например, в 2003 году на ОУХО было проведено 74 ротации инспекторов. В этом же году была проведена 31 инспекция для проверки уничтожения и конверсии бывших объектов по производству химического оружия (ОПХО) и 36 инспекций по проверке объектов по его хранению (ОХХО).
Одной из важнейших целей Конвенции является противодействие распространению химического оружия. В рамках деятельности на этом направлении, а также для обеспечения того, чтобы предприятия химической промышленности не использовались для целей, запрещенных по Конвенции, проводится инспектирование промышленных химических объектов. Так, в 2002 году было проведено 85 таких инспекций.
Конвенция о запрещении химического оружия предусматривает возможность проведения инспекций по запросу. Инспекция по запросу может проводиться в любом государстве-участнике по запросу другого государства–участника без права отказа с целью прояснения или разрешения любого вопроса, касающегося возможного несоблюдения Конвенции. Запрашивающее инспекцию государство обязано ограничивать запрос на инспекцию рамками Конвенции и представлять в запросе всю соответствующую информацию, на основе которой возникла озабоченность. Каждое государство–участник должно воздерживаться от необоснованных запросов, избегая злоупотреблений. Инспектируемое государство обязано предоставлять доступ в пределах запрашиваемого места исключительно с целью установления фактов, имеющих отношение к озабоченности относительно возможного несоблюдения Конвенции.
За годы действия Конвенции ни одно государство-участник не запрашивало проведения подобных инспекций. Однако с целью отработки соответствующих процедур и поддержания готовности Технического секретариата к их проведению в ряде государств (Великобритания, Бразилия, США) проводились тренировочные инспекции по запросу. Ряд государств-членов Исполнительного совета ОЗХО, включая Россию, на протяжении многих лет ставят вопрос о необходимости принятия решения, регулирующего ответственность за злоупотребление правом запрашивать такие инспекции.
Конвенция предусматривает оказание государствам-участникам помощи и защиты в случае применения против них или угрозы применения химического оружия. В соответствии с положениями Конвенции такая помощь может предусматривать предоставление государствам-участникам средств обнаружения и систем сигнализации, защитного и дегазационного оборудования и средств дегазации, медицинских антидотов и средств лечения, а также консультирования по любым защитным мерам.
По Конвенции каждое государство-участник обязано способствовать как можно более широкому обмену оборудованием, материалами и научно-технической информацией о средствах защиты от химического оружия. В Техническом секретариате создан банк данных, содержащий доступную информацию о различных средствах защиты, а также информацию, которая может быть предоставлена государствами-участниками. Технический секретариат по просьбе государства-участника может обеспечить ему экспертные консультации в определении путей осуществления его защитных программ. Кроме этого, Технический секретариат в рамках имеющихся у него ресурсов проводит тренировочные курсы для представителей государств-участников по гражданской обороне и защите от химического оружия.
В соответствии с Конвенцией каждое государство-участник взяло на себя обязательство либо вносить взносы в добровольный фонд помощи, который был учрежден на первой Конференции государств-участников, либо объявить о том, какого рода помощь оно могло бы предоставить по призыву Организации.
Международное сотрудничество, экономическое и техническое развитие в химической области
Согласно Конвенции, ее положения должны осуществляться таким образом, чтобы избегать помех для экономического развития государств-участников и для международного сотрудничества в области химической деятельности.
Государства-участники имеют право проводить исследования, разрабатывать, производить, приобретать, сохранять, передавать и использовать химикаты, обмениваться оборудованием и научно-технической информацией в целях, не запрещаемых по Конвенции. Конвенция также гласит, что ее участники не устанавливают между собой никаких ограничений, которые сдерживали бы или затрудняли торговлю, а также развитие и распространение научно-технических знаний в области химии в промышленных, сельскохозяйственных, исследовательских, медицинских, фармацевтических или иных мирных целях.
Организация осуществляет целый ряд программ, направленных на содействие сотрудничеству в области химии. Эти программы направлены на подготовку ученых и инженеров из развивающихся стран или стран с переходной экономикой, на поддержку проведения семинаров и конференций по тематике развития химической промышленности, торговли химикатами в условиях действия Конвенции, развития национальной законодательной базы, регулирующей эти области, а также на содействие развитию аналитических химических лабораторий.
Организация по запрещению химического оружия, уже семь лет обеспечивающая режим запрета химического оружия, является одной из основных составляющих системы международной безопасности, важнейшим многосторонним инструментом, работающим на уничтожение опаснейшего вида оружия массового уничтожения, каким является химическое оружие, и на обеспечение его нераспространения. Опыт, накопленный ОЗХО за эти годы, является залогом дальнейшего поступательного совершенствования ее деятельности с целью обеспечения эффективного контроля за соблюдением Конвенции и содействия развитию химической промышленности и сотрудничества в области химии в условиях безопасного мира.
11 ноября 2013 года Норвежский Нобелевский комитет объявил лауреатом Нобелевской премии мира Организацию по запрещению химического оружия. Она стала 22-й в списке организаций-обладателей этой премии.
Организация по запрещению химического оружия (ОЗХО; Organisation for the Prohibition of Chemical Weapons, OPCW) официально приступила к деятельности 27 апреля 1997 года. Она призвана обеспечить практическое претворение положений Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и его уничтожения (подписана 13 января 1993 г. в Париже и вступила в силу 29 апреля 1997 г.). Членами ОЗХО являются государства, ратифицировавшие Конвенцию о запрещении химоружия. В настоящее время это 189 стран. Вне режима Конвенции и ОЗХО остаются Ангола, Египет, Израиль, КНДР, Мьянма и Южный Судан (Израиль и Мьянма подписали Конвенцию в 1993 г.). Сирия объявила о присоединении к Конвенции 12 сентября 2013 года (документ вступит в силу для Сирии 14 октября 2013 г.). В государствах-членах Конвенции проживают почти 98 проц. населения земного шара, их территории составляют почти столько же материковой площади земли. В этих странах сосредоточено 90 проц. мировой химической промышленности.
Высшим органом ОЗХО является конференция государств- участников; высший исполнительный орган - исполнительный совет (41 человек), постоянный технический секретариат возглавляет генеральный директор (с 2010 г. этот пост занимает Ахмет Узюмджю). Штаб-квартира находится в Гааге.
Конвенция о запрещении химического оружия стала первым международным документом, поставившим под контроль химическое оружие (ХО) как вид вооружения. Ее участниками было задекларировано в общей сложности свыше 71 тыс. тонн боевых отравляющих веществ (ОВ). О наличии собственных запасов химоружия заявили Албания, Индия, Ливия, Россия, США и еще одна неназванная страна. Китай, Италия, Франция, Великобритания, Словения, Канада и Япония заявили о наличии небольшого количества чужого химоружия времен Второй мировой войны. Обладатели запасов ХО обязались окончательно ликвидировать его в течение десяти лет после вступления Конвенции в силу. Однако в силу экономических причин этот срок был продлен до апреля 2012 года, а для некоторых на более длительное время. Так, Албания и Великобритания уничтожили все запасы ХО в 2007 году, Индия и Южная Корея - в 2009 году. Для США, задекларировавших 31,5 тыс. тонн отравляющих веществ /зарин, иприт, VX/, срок полной ликвидации химзапасов был отодвинут сначала до 2017, затем до 2023 года. Россия задекларировала 40 тыс. тонн отравляющих веществ, это самый большой арсенал ХО в мире. Его уничтожение началось в 2002 году. В июне 2011 года срок обязательств по уничтожению химоружия был продлен до 31 декабря 2015 года. На сегодняшний момент уничтожено 76 проц. запасов. По данным ОЗХО, по состоянию на июль 2013 года, в общей сложности уничтожено 57 740 метрических тонн или 81,10 проц. мировых объявленных запасов химического оружия.
Уже через пару часов там должно пройти голосование по очень острому вопросу. Западные страны пытаются как могут продавить свое - фактически наделить ОЗХО правом назначать виновных за химические атаки в обход Совбеза ООН. Москва и не только выступает против этого и требует создать рабочую группу, чтобы проверить, соответствует ли эта реформа основным положениям Конвенции. Но напряжение, что называется, витает в воздухе.
Американский посол нервничает: размахивает табличкой с названием своей страны, то снимает, то вновь надевает наушники, выкрикивает указания партнерам.
Это конкретно про российские и иранские предложения по бюджету. Наш посол Александр Шульгин говорит, ему показывали даже памятку, которую американцы вручают представителям стран, входящим в ОЗХО.
«Во время визитов в ведомства иностранных государств приходят, проводят беседу агитационную за то, чтобы поддержать западную позицию и кладут листочек, как голосовать, что с Россией не надо работать. Все отвергать и голосовать лишь за западные проекты», - рассказывает постоянный представитель России в ОЗХО Александр Шульгин.
О том, какие методы давления США используют, могут рассказать здесь же в Гааге в международном уголовном суде. Как только разговор зашел о расследовании военных преступлений в Афганистане, суд для Вашингтона стал «нелегитимным», а судьям и прокурорам советник США по вопросам нацбезопасности Джон Болтон пригрозил санкциями. Разговор в зале тем временем идет на повышенных тонах. Кризис в Организации по запрещению химоружия нельзя не заметить, и проявляется он, как будто, даже в мелочах.
Если вы думаете, что это какие-то материалы к текущей сессии ОЗХО, то глубоко ошибаетесь. Детская раскраска, изданная на всех официальных языках организации. Вот, например, задание: разукрасьте президиум. Как раз к вопросу обсуждения бюджета. И на это тоже тратят деньги.
Казалось бы, ну что может быть менее интересным для широкой аудитории, чем принятие бюджета ОЗХО? Однако в июне этого года по инициативе Великобритании было принято решение о наделении ОЗХО новыми функциями: называть виновных в химатаках. По сути, в обход Совбеза ООН. Россия, Китай и их союзники против. Без допфинансирования реформу не провести. И так очередным рубежом противостояния стал бюджет.
«Плавно организация сейчас тонет, занимается несвойственными себе вопросами. Организация должна заниматься конвенцией, исполнением конвенции. Если у кого-то остались арсеналы, то их нужно уничтожить. Как мы знаем, у американских коллег эти арсеналы остались», - заявил глава российской делегации, заместитель министра промышленности и торговли РФ Георгий Каламанов.
Американские и европейские коллеги, кстати, вынуждены были идти в зал мимо стендов с фотографиями жертв химических атак времен ирако-иранской войны. Тысячи погибших. Выставку организовали иракские курды и иранцы. Речь о 80-х, когда Саддам Хусейн был для Запада еще правильным диктатором. Как показало расследование «Нью-Йорк Таймс», в США и европейских странах тогда даже разрабатывались для Саддама химические боеприпасы. Ответственность? Курды считают, о неудобном деле Запад просто забыл.
«Германия, Нидерланды, Швейцария, Швеция - все они поставляли химикаты Саддаму Хусейну, они не делают ничего», - отмечает представитель Международной кампании по запрещению ядерного оружия Кава Надер Кадер.
Все силы направлены на спорную реформу ОЗХО, которая грозит и вовсе развалить организацию и похоронить общие усилия по уничтожению химического оружия во всем мире.
Организация по Запрещению Химического Оружия
Организация по Запрещению Химического Оружия (ОЗХО) - международная организация, созданная при поддержке ООН 29 апреля года, после вступления в силу Конвенции о запрещении химического оружия, открытой к подписанию в январе 1993 года.
Главные задачи - обеспечение контроля за соблюдением запрета на использование химического оружия , ликвидации его запасов, содействие развитию сотрудничества в области мирной химии , помощь государствам в обеспечении защиты от химического оружия, обеспечение нераспространения химического оружия.
Штаб квартира расположена в Гааге (Нидерланды).
Структура ОЗХО
Организация по запрещению химического оружия имеет три основных органа: Конференция государств - участников, Исполнительный совет и Технический секретариат.
Конференция государств-участников
Конференция государств-участников - главный орган ОЗХО. В ее состав входят все члены Организации . Собрание проходит не реже одного раза в год и рассматривает вопросы в рамках сферы охвата Конвенции. Конференция осуществляет надзор за осуществлением Конвенции, принимает меры для содействия реализации ее предмета и целей, а также рассматривает ее соблюдение. Конференция осуществляет надзор за деятельностью Исполнительного совета и Технического секретариата. Раз в пять лет Конференция государств-участников собирается на специальную сессию для рассмотрения действия Конвенции.
Исполнительный совет ОЗХО - исполнительным органом Организации. Отчет о деятельность предоставляется на ежегодном собрании Конференции. Исполнительный совет действует в соответствии с решениями Конференции и обеспечивает их исполнение. В задачу Исполнительного совета входит содействие осуществлению и соблюдению Конвенции, за деятельностью Технического секретариата. Исполнительный совет состоит из 41 члена. В состав Исполнительного совета имеет право входить каждое государство-участник. Заседания Исполнительного совета проводят четыре раза в году или более, если этого требуют государства-участники совета или Конференция.
Технический секретариат
Технический секретариат помогает Конференции и Исполнительному совету в выполнении их функций. Технический секретариат осуществляет предусмотренные Конвенцией меры проверки ее соблюдения, получает и систематизирует первоначальные и ежегодные данные государств-участников (информация о запасах химического оружия, о бывших объектах по его производству и т. д.). В состав Технического секретариата входят Генеральный директор (назначается Конференцией государств-участников по рекомендации Исполнительного совета), который является его руководителем и главным административным сотрудником, инспекторы и другой политико-административный и технический персонал.
Химическое разоружение
По состоянию на начало 2004 года 95 % государств-участников представили свои данные в ОЗХО. Шесть государств объявили о том, что они обладают запасами химического оружия (Албания , Индия , Ливия , Россия , США и другое государство-участник, которое пожелало, чтобы его название не упоминалось в официальных документах ОЗХО). В сумме эти запасы насчитывали около 70 тыс. тонн отравляющих веществ различных типов. Из них нервно-паралитические ОВ - VX (28 %), зарин (22 %), зоман (13 %) составляли 63 %, кожно-нарывные (главным образом иприт и люизит) 35 %. Остающиеся 2 % приходились на бинарное химическое оружие и различные токсичные отходы.
13 государств объявили о существовавших 64 объектов на момент вступления в Конвенцию или в прошлом мощностей по производству химического оружия (Албания , Боснии и Герцеговина , Китай , Франция , Индия , Ливия , Иран , Япония , Россия , Великобритания , США , Югославия и в другом государстве-участнике).
На начало 2004 года государствами - участниками было объявлено 5466 объектов гражданской химической промышленности , подпадающих под сферу охвата режима проверки химической промышленности, а также передачи химикатов, входящих в списки, содержащиеся в Конвенции.
В период с 1997 г. и по начало 2004 года ОЗХО уничтожила более 8 тыс. тонн отравляющих веществ в 4 государствах, объявивших о наличии у них запасов химического оружия. 29 апреля 2003 года Россия выполнила предусмотренный Конвенцией первый этап уничтожения химического оружия категории I, ликвидировав 400 тонн отравляющих веществ (1 % общих запасов) на первом российском объекте по уничтожению в пос. Горный Саратовской области .
Инспекционная деятельность ОЗХО
За подготовку, планирование и анализ результатов инспекций отвечает отдел проверки Технического секретариата.
Большая часть инспекционной деятельности (около 60 % инспекций) осуществляется на объектах, связанных с химическим оружием . На объектах по уничтожению химического оружия (ОУХО) в период их функционирования обеспечивается постоянное присутствие инспекторов. Так в 2003 году на ОУХО было проведено 74 ротации инспекторов. В 2002 году было проведено 85 таких инспекций.
Конвенция о запрещении химического оружия предусматривает возможность проведения инспекций по запросу. Инспекция по запросу может проводиться в любом государстве-участнике по запросу другого государства-участника без права отказа с целью прояснения или разрешения любого вопроса, касающегося возможного несоблюдения Конвенции. Запрашивающее инспекцию государство обязано ограничивать запрос на инспекцию рамками Конвенции и представлять в запросе всю соответствующую информацию, на основе которой возникла озабоченность. Каждое государство-участник должно воздерживаться от необоснованных запросов, избегая злоупотреблений. Инспектируемое государство обязано предоставлять доступ в пределах запрашиваемого места исключительно с целью установления фактов, имеющих отношение к озабоченности относительно возможного несоблюдения Конвенции. Но за годы действия Конвенции ни одно государство-участник не запрашивало проведения подобных инспекций.
Конвенция предусматривает оказание государствам-участникам помощи и защиты в случае применения против них или угрозы применения химического оружия. В соответствии с положениями Конвенции такая помощь может предусматривать предоставление государствам-участникам средств обнаружения и систем сигнализации, защитного и дегазационного оборудования и средств дегазации, медицинских антидотов и средств лечения, а также консультирования по любым защитным мерам.
В соответствии с Конвенцией каждое государство-участник взяло на себя обязательство либо вносить взносы в добровольный фонд помощи, который был учрежден на первой Конференции государств-участников, либо объявить о том, какого рода помощь оно могло бы предоставить по призыву Организации.
Международное сотрудничество
Государства-участники имеют право проводить исследования, разрабатывать, производить, приобретать, сохранять, передавать и использовать химикаты, обмениваться оборудованием и научно-технической информацией в целях, не запрещаемых по Конвенции. Конвенция также гласит, что ее участники не устанавливают между собой никаких ограничений, которые сдерживали бы или затрудняли торговлю, а также развитие и распространение научно-технических знаний в области химии в промышленных, сельскохозяйственных, исследовательских, медицинских, фармацевтических или иных мирных целях.
Организация осуществляет целый ряд программ, направленных на содействие сотрудничеству в области химии. Эти программы направлены на подготовку ученых и инженеров из развивающихся стран или стран с переходной экономикой, на поддержку проведения семинаров и конференций по тематике развития химической промышленности, торговли химикатами и т. д. Организация по запрещению химического оружия, уже семь лет обеспечивающая режим запрета химического оружия, является одной из основных составляющих системы международной безопасности, работающим на уничтожение опаснейшего вида оружия массового уничтожения.
Ссылки
- вопросы разоружения и ограничения распространения ядерного, химического и биологического оружия
- пример соглашения ОЗХО и государства-участника «О химическом оружии»
Организация Объединённых Наций (ООН) | |
---|---|
Главные органы | Генеральная Ассамблея · Совет Безопасности · Экономический и социальный совет · Секретариат · Совет по опеке · Международный суд |
Членство | Страны-члены · Наблюдатели |
Специализированные учреждения |
ВМО · ВОЗ · ВОИС · ВПС · ИКАО · ИМО · ИФАД · МАГИ · МАР · МБРР · МВФ · МОТ · МСЭ · МФК · МЦУИС · ФАО · ЮНВТО · ЮНЕСКО · ЮНИДО |
Вспомогательные органы | Военно-штабной комитет · Компенсационная комиссия · МТБЮ · МТР · ЮНМОВИК · ЮНСИТРАЛ |
Консультативные органы | Комиссия по миростроительству |
Программы и фонды | БАПОР · ВПП · ООН-Хабитат · ПРООН · УВКБ · ЮНДКП · ЮНЕП · ЮНИСЕФ · ЮНКТАД · ЮНФПА |
Учебные и научно- исследовательские институты |
МУНИУЖ · ЮНИДИР · ЮНИКРИ · ЮНИТАР · ЮНРИСД |
Другие организации | УВКПЧ · ЮНЭЙДС · УНП ООН |
Другие целевые фонды | ФМПООН · ФДООН |
Связанные органы | МАГАТЭ · ОЗХО · ОДВЗЯИ подготовительная комиссия |
Отделения | ЮНОВ · ЮНОГ · ЮНОН |
Департаменты, управления | ДВР · ДГАКУ · ДОБ · ДОИ · ДОПМ · ДПВ · ДУ · ДЭСВ · КВПНРМ · КГС · УКГВ · УПВ · УСВН · |
Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении (далее – КЗХО или Конвенция) была открыта к подписанию Генеральным секретарём ООН (депозитарий Конвенции) в Париже 13 января 1993 года и вступила в силу 29 апреля 1997 года (через 180 дней после сдачи на хранение 65-й ратификационной грамоты, статья XXI КЗХО). Россия, имевшая самые крупные запасы химоружия в мире (порядка 40 тыс. тонн), стала полноправным участником Конвенции 5 декабря 1997 года.
КЗХО – международно-правовой документ, направленный на решение двух важных задач. Первая – ликвидация целого класса опасного вида оружия массового поражения под строгим международным контролем (разоружение), вторая – запрещение производства и применения химоружия (предотвращение его распространения). Конвенция является бессрочной.
Для контроля за осуществлением КЗХО государства-участники учредили Организацию по запрещению химического оружия (ОЗХО), её штаб-квартира расположена в г. Гааге, Нидерланды. ОЗХО является международной площадкой для обсуждения всех вопросов, касающихся выполнения Конвенции.
Участниками КЗХО в настоящее время являются 193 государства. В 2015 г. к Конвенции присоединились Мьянма и Ангола, в 2018 г. – Государство Палестина. Вне её правового поля остаются Израиль и Южный Судан (подписали Конвенцию, но пока не ратифицировали), КНДР и Египет.
Руководящие органы ОЗХО
В качестве руководящих органов ОЗХО учреждены: Конференция государств-участников (КГУ), Исполнительный совет (ИС) и Технический секретариат (ТС).
КГУ состоит из всех 193 государств-членов ОЗХО. Конференция собирается на очередные сессии ежегодно. Кроме того, раз в пять лет проводятся конференции по обзору действия КЗХО. Четвёртая Обзорная конференция состоялась 21-30 ноября 2018 г.
ИС подотчётен КГУ и состоит из 41 члена, которые избираются сроком на два года по принципу ротации. Его возглавляет председатель, избираемый на один год. При формировании состава ИС особое внимание уделяется справедливому географическому распределению, значимости химической промышленности стран, а также политическим интересам и интересам в сфере безопасности. Места в ИС распределены между региональными группами: африканская и азиатская – по 9, восточноевропейская – 5, группа латиноамериканских стран и Карибского бассейна – 7, западноевропейские и другие государства – 10. Также имеется одно место, которое каждые два года поочерёдно занимают страны латиноамериканской и азиатской групп. ИС проводит свои регулярные сессии три раза в год.
ТС (подотчётен ИС) возглавляет Генеральный директор, назначаемый КГУ по представлению ИС сроком на четыре года с возможным продлением на один четырехлетний период. С 25 июля 2018 г. Гендиректором ТС является испанец Фернандо Ариас Гонсалес (срок окончания полномочий 24 июля 2022 г.).
Для содействия выполнению предмета и целей Конвенции в состав ТС входят инспекторы, научные, технические и административные сотрудники различной квалификации. ТС осуществляет проверочно-инспекционную деятельность в государствах-участниках для подтверждения выполнения положений КЗХО, оказывает содействие КГУ и ИС в реализации их функций и занимается другими задачами, порученными ему этими руководящими органами ОЗХО.
Сроки ликвидации химоружия
В соответствии с положениями КЗХО все запасы химоружия в мире должны были быть уничтожены через 10 лет после её вступления в силу – 29 апреля 2007 г. По решению государств-участников этот срок был продлен на 15 лет – до 29 апреля 2012 г. (пункты 24-28 Приложения к КЗХО по осуществлению и проверке).
Основываясь на вышеуказанных положениях, на 11-й сессии КГУ (декабрь 2006 г.) для России и США срок ликвидации национальных химарсеналов был перенесён на 2012 г. В соответствии с решениями 46-й (июль 2006 г.) и 48-й (март 2007 г.) сессий ИС были продлены сроки уничтожения химоружия, оставленного Японией на территории Китая по окончании Второй мировой войны , и ликвидации Италией «старого химического оружия» (определение дано в КЗХО, п.5 статьи II).
Япония и Китай представили на 67-й сессии ИС (февраль 2012 г.) план ликвидации оставленного японского химоружия, в соответствии с которым его уничтожение «предпочтительно» завершить не позднее конца 2016 г., за исключением захоронения в районе г.Хаэрбалинь, где процесс уничтожения продлится до 2022 г. По некоторым оценкам, в Китае захоронено от 700 тыс. до 2 млн. единиц «оставленных» боеприпасов.
Во исполнение решения 16-й сессии КГУ в ходе 68-й сессии ИС (май 2012 г.) государства-обладатели представили подробные планы уничтожения химоружия, остающегося у них после 29 апреля 2012 г. Россия объявила конечной датой завершения своей программы химразоружения 31 декабря 2015 г., США – 30 сентября 2023 г., Ливия – 31 декабря 2016 г.
В декабре 2014 г. в ходе 19-й сессии КГУ было принято решение о завершении уничтожения химического оружия в Российской Федерации не позднее 2020 года.
Ход ликвидации химоружия в государствах-обладателях
Российская Федерация досрочно, на три года раньше установленного срока, под эффективным международным контролем завершила уничтожение национальных запасов химического оружия. Последний химический боеприпас по указанию Президента Российской Федерации В.В.Путина был ликвидирован 27 сентября 2017 г. на специализированном объекте «Кизнер» (Удмуртская Республика). В общей сложности Россия уничтожила 39 тысяч 967 тонн отравляющих веществ.
В третьем квартале 2015 г., помимо объектов по уничтожению химоружия «Горный» (Саратовская область) и «Камбарка» (Удмуртская Республика), где уничтожение химоружия было завершено в 2005 и 2009 гг. соответственно, в 2016 г. химзапасы были полностью ликвидированы ещё на четырех российских объектах: «Марадыковский» (Кировская область), «Леонидовка» (Пензенская область), «Щучье» (Курганская область) и «Почеп» (Брянская область).
В США , присоединившихся к Конвенции 29 апреля 1997 г. и имевших в арсенале 31,500 тыс. тонн отравляющих веществ (являлись вторым крупнейшим обладателем запасов химоружия), процесс ликвидации национальных запасов химоружия ещё не завершён. К декабрю 2018 г. было уничтожено порядка 91,19 проц. запасов отравляющих веществ. Работы осуществляются на введённом в эксплуатацию в сентябре 2016 г. объекте в г. Пуэбло (штат Колорадо). Ещё один объект (г. Блю-Грасс, штат Кентукки) планируется ввести в эксплуатацию в 2020 г.. Процесс полной химдемилитаризации США должен завершиться лишь в 2023 г.
Ливия , ставшая членом КЗХО в 2004 г., к февралю 2014 г. уничтожила 31,1 тонн иприта и начала тогда подготовку к ликвидации менее опасных химикатов. В 2016 г. Триполи заявил о невозможности уничтожения запасов химоружия в установленный срок (декабрь 2016 г.). Ввиду того, что ситуация в сфере безопасности в Ливии оставалась непростой, во избежание попадания оставшихся ливийских запасов химоружия в руки террористических группировок было принято решение об их вывозе за пределы страны для последующего уничтожения за рубежом. При этом Россия настояла на том, чтобы данное решение соответствовало положениям КЗХО и осуществлялось по «сирийскому сценарию», то есть с обязательным принятием на этот счёт резолюции СБ ООН (№ 2298 от 22 июля 2016 г.). В 2017 г. под контролем ОЗХО было завершено уничтожение на германском химпредприятии «ГЕКА» (г.Мюнстер) вывезенных в 2016 г. с территории Ливии порядка 500 тонн прекурсоров химоружия.
Ирак , присоединившийся к КЗХО в 2009 г., представил в ОЗХО предварительную информацию о составе и структуре объявленных запасов только в октябре 2011 г. Методом сплошного бетонирования были ликвидированы два бункера по хранению химоружия времен С.Хусейна.
Сирия подписала Конвенцию 14 сентября 2013 г. и официально присоединилась к ней через 30 дней после подписания – 14 октября 2013 г. К 23 июня 2014 г. из Сирии были вывезены все имевшиеся на её территории компоненты химоружия. Они были уничтожены в конце 2015 г.
Во исполнение требований КЗХО и соответствующего решения ИС с конца 2014 г. при содействии Управления по обслуживанию проектов ООН (UNOPS) велись работы по ликвидации 12 сирийских бывших объектов по производству химоружия (7 авиационных ангаров и 5 подземных бункеров). В конце декабря 2017 г. были уничтожены 7 ангаров и все подземные бункеры.
В рамках «сирийского досье» ещё остается ряд вопросов, связанных с уточнением первоначального объявления Дамаска по КЗХО и информацией о применении на территории Сирии химоружия. Для этих целей Гендиректор Техсекретариата ОЗХО учредил две специальные миссии. Первая - Миссия ОЗХО по уточнению первоначального объявления Сирии по Статье III КЗХО – МООС (создана в апреле 2014 г. под давлением западных государств). Её задача – прояснение ситуации с якобы неполным декларированием части военно-химического потенциала Сирии. Несмотря на то, что сирийцы проявляют беспрецедентную открытость в сотрудничестве с МООС, что неоднократно подтверждалось в документах ОЗХО и ООН, претензии к ним по-прежнему сохраняются.
Вторая - Миссия по установлению фактов применения химоружия в Сирии – МУФС (создана в апреле 2014 г.). В круге ведения МУФС определено, что её целью является установление фактов, имеющих отношение к случаям предполагаемого применения химического оружия в Сирии. В настоящее время обе миссии продолжают свою работу.
С ноября 2015 г. начал свою работу Совместный механизм ОЗХО-ООН по расследованию случаев применения химоружия в Сирии (СМР), созданный на основании резолюции СБ ООН 2235 (2015). В 2016 г. его мандат был продлён ещё на год (резолюция СБ ООН 2319 от 17 ноября 2016 г.). Цель его работы заключалась в определении виновных в соответствующих преступлениях и представлении своих выводов в Совет Безопасности ООН.
Первые два доклада, в основном, носили общий информационный характер. 24 августа 2016 г. СМР выпустил третий доклад, в котором сделал совершенно неубедительные выводы, основанные на недостоверных и, зачастую, сфальсифицированных фактах в отношении причастности сирийских военных к двум инцидентам с применением хлора (н.п. Талменес – 21 апреля 2014 г. и н.п. Сармин – 16 марта 2015 г.) и о виновности ИГИЛ в использовании иприта (н.п. Мареа – 21 августа 2015 г.), что, в отличие от первых двух случаев, не вызывает сомнения.
21 октября 2016 г. вышел четвертый доклад, в котором вина за ещё один «хлорный инцидент» возлагалась на правительственные силы (н.п. Кменас – 16 марта 2015 г.). По ещё пяти инцидентам СМР пришел к выводу, что представленная информация либо является противоречивой, либо её недостаточно, в связи с чем дальнейшее расследование по ним было прекращено.
Исходя из необходимости консолидации усилий по антитеррору в контексте применения в Сирии и Ираке химоружия, Россия согласилась на принятие резолюции СБ ООН 2319 (2016), предусматривавшей продление деятельности СМР ещё на один год. При этом исходили из важности расширения действия мандата Механизма на сопредельные с Сирией страны и придание ему отчетливой антитеррористической направленности.
13 февраля 2017 г. вышел пятый доклад, в котором фактически были подтверждены выводы двух предыдущих.
Шестой доклад СМР был представлен 23 июня 2017 г. Документ носил в основном технический характер, поскольку после продления мандата Механизма и смены его руководства он несколько месяцев фактически бездействовал, формируя новую команду экспертов.
4 апреля 2017 г. после химинцидента с применением зарина в сирийском н.п.Хан-Шейхун США, Великобритания и Франция обвинили вооруженные силы Сирии в «новой» химической атаке и в обход СБ ООН нанесли ракетный удар по авиабазе «Шайрат», на которой якобы складировался примененный в Хан-Шейхуне зарин.
Целью седьмого доклада, вышедшего 26 октября 2017 г., являлось установление виновных в предполагаемом применении химоружия в двух случаях: в н.п.Хан-Шейхун (4 апреля 2017 г.) и в н.п. Марат Ум-Хош (16 сентября 2016 г.). В результате СМР возложил ответственность за применение зарина в н.п. Хан-Шейхун на сирийские власти, иприта в н.п. Ум-Хош – на ИГИЛ. В своей работе СМР опирался, главным образом, на результаты деятельности МУФС, которая во многом на основе предоставленных сирийской вооруженной оппозицией данных пришла к заключению о том, что в Хан-Шейхуне действительно использовался зарин.
За два с лишним года своей деятельности СМР так и не смог создать необходимый экспертный потенциал и технический инструментарий для проведения профессиональных и объективных расследований случаев применения химоружия в Сирии. 17 ноября 2017 г. истёк срок действия мандата СМР, однако нежелание США и их союзников деполитизировать и оптимизировать его деятельность не позволило продлить функционирование этой структуры.
7 апреля 2018 г. с подачи сирийских оппозиционных структур стала поступать информация о том, что правительственные войска якобы нанесли удар с использованием химического оружия по удерживаемым боевиками территориям в г. Дума (Восточная Гута). В социальных сетях получил распространение отснятый аффилированной с тергруппировками НПО «Белые каски» видеоролик, запечатлевший оказание первой помощи местным жителям, будто бы пострадавшим от химатаки.
Место предполагаемого химинцидента в г. Дума оперативно обследовали российские военные эксперты – никаких подтверждений применения отравляющих веществ обнаружено не было. 10 апреля 2018 г. сирийские власти официально обратились к ТС с просьбой направить на место предполагаемого инцидента профильных экспертов для установления всех обстоятельств произошедшего. Сформированная Гендиректором ТС экспертная группа МУФС отправилась в Сирию 12 апреля 2018 г., однако смогла прибыть в Дамаск только 15 апреля 2018 г.
Тем не менее, уже 14 апреля 2018 г. США, Великобритания и Франция, не дожидаясь завершения расследования, нанесли ракетный удар по Научно-исследовательскому центру в г. Барза и другим сирийским объектам военной и гражданской инфраструктуры, где якобы хранилось химическое оружие, примененное в Восточной Гуте.
26 апреля 2018 г. совместно с Дамаском был организован брифинг в ОЗХО и пресс-конференция с участием сирийских граждан, якобы пострадавших от химатаки в г. Дума и показанных в псевдорепортаже «Белых касок». Большинство западных стран отказались присутствовать на брифинге.
6 июля 2018 г. вышел предварительный доклад МУФС по химинциденту в Думе, в котором говорится об отсутствии следов нервно-паралитических веществ во всех отобранных экспертами ОЗХО пробах.
По состоянию на январь 2019 г. окончательный доклад так и не был представлен.
24 ноября 2018 г. боевики обстреляли жилые кварталы в пригороде Алеппо снарядами, начинёнными хлором. По настоянию сирийской и российской сторон 5 января с.г. Техсекретариат ОЗХО направил экспертов МУФС в Сирию для выяснения обстоятельств произошедшего. По результатам работы Миссии будет подготовлен соответствующий доклад.
Антироссийская кампания в ОЗХО
В марте 2018 г. Великобритания обвинила Россию в причастности к инциденту с отравлением 4 марта 2018 г. в г. Солсбери бывшего полковника ГРУ, двойного агента С.Скрипаля и его дочери Ю.Скрипаль нервно-паралитическим веществом, получившим на Западе название «Новичок». При этом никаких доказательств этому представлено не было.
Ни Техсекретариат ОЗХО, ни британская лаборатория в Портон-Дауне не смогли определить страну принадлежности химикатов, использованных в Солсбери, а затем и Эймсбери. Вместе с тем замалчивается факт того, что синтез веществ семейства «Новичок» осуществлялся в целом ряде государств, прежде всего в самой Великобритании, а также США, Чехии, Швеции и других. Только в США выдано более 140 патентов, связанных с боевым применением отравляющих веществ этого типа и защитой от них.
26-27 июня 2018 г. в Гааге состоялась специальная сессия Конференции государств-участников (КГУ) КЗХО, которая была созвана по инициативе Великобритании при поддержке Австралии, Болгарии, Германии, Канады, Новой Зеландии, Польши, Румынии, США, Франции и Японии. Лондону и его союзникам в результате голосования удалось «продавить» свой проект решения, предусматривающий наделение Технического секретариата ОЗХО не свойственными ему полномочиями «по определению виновных» в применении химоружия в Сирии.
На регулярной 23-й сессии КГУ (19-20 ноября 2018 г.) под давлением стран Запада голосованием был принят бюджет ОЗХО на текущий год, в котором предусмотрено выделение средств на финансирование навязываемого ими атрибутивного механизма.
На состоявшейся 14 января с.г. 62-й внеочередной сессии Исполсовета ОЗХО по инициативе западных стран было принято решение с рекомендацией относительно целесообразности включения в контрольные списки КЗХО двух новых «семейств» токсичных химикатов. Рассмотрение российского предложения на этот счёт запланировано на конец февраля 2019 г.