Методика изучения мотивации избегания неудач т элерса. Методика диагностики мотивации избегания неудач Т.Элерса
Методика диагностики личности на мотивацию к избеганию неудач Т. Элерса. (Тест / Опросник Т. Элерса для изучения мотивации избегания неудач) определяет насколько сильно вы ориентированы на защиту, т.е. к стратегии избегания неудач. Этот тест Эслера на избегание неудач будет полезен всем, кого преследуют неудачи, и не понимает почему он неудачник. Причины неудач и как убрать с пути к успеху далее, в интерпретации к тесту Т Эслера.
Личность, у которой преобладает мотив избегания неудач, предпочитает малый, или, наоборот, чрезмерно большой риск, где неудача не угрожает престижу. У нее, как правило, высокий уровень защиты и страха перед несчастными случаями. И она чаще попадают в подобные неприятности. Доминирование у человека мотива избегания неудач приводит к занижению самооценки и уровню притязаний. Повторяющиеся неудачи могут привести такого человека в состояние привычной подавленности, к устойчивому снижению веры в себя и к хронической боязни неудач. У таких людей, как правило, низкий уровень развития мотивации достижения. Люди с низким уровнем мотивации к успеху проявляют неуверенность в себе, тяготятся выполняемой работой. Выполнение трудных заданий вызывает у них дискомфорт.
Инструкция к методике Элерса избегания неудач:
Вам предлагается список слов из 30 строк, по 3 слова в каждой строке. В каждой строке выберите только одно из трех слов, которое наиболее точно Вас характеризует, и на листочке отметьте выбранное Вами слово, например 1.2 (строка №1, столбец №2).
Тестовый материал опросника Элерса.
бдительный |
предприимчивый |
|
2. Кроткий |
||
3. Осторожный |
решительный |
пессимистичный |
4. Непостоянный |
бесцеремонный |
внимательный |
5. Неумный |
трусливый |
недумающий |
предусмотрительный |
||
7. Хладнокровный |
колеблющийся |
|
8. Стремительный |
легкомысленный |
боязливый |
9. Незадумывающийся |
жеманный |
непредусмотрительный |
10. Оптимистичный |
добросовестный |
|
11. Меланхоличный |
сомневающийся |
неустойчивый |
12. Трусливый |
небрежный |
взволнованный |
13. Опрометчивый |
боязливый |
|
14. Внимательный |
неблагоразумный |
|
15. Рассудительный |
мужественный |
|
16. Предприимчивый |
осторожный |
предусмотрительный |
17. Взволнованный |
рассеянный |
|
18. Малодушный |
неосторожный |
бесцеремонный |
19. Пугливый |
нерешительный |
|
20. Исполнительный |
преданный |
авантюрный |
21. Предусмотрительный |
отчаянный |
|
22. Укрощенный |
безразличный |
небрежный |
23. Осторожный |
беззаботный |
терпеливый |
24. Разумный |
заботливый |
|
25. Предвидящий |
неустрашимый |
добросовестный |
26. Поспешный |
пугливый |
беззаботный |
27. Рассеянный |
опрометчивый |
пессимистичный |
28. Осмотрительный |
рассудительный |
предприимчивый |
неорганизованный |
боязливый |
|
30. Оптимистичный |
бдительный |
беззаботный |
Ключ к опроснику Т. Элерса.
Расчет значений: добавьте по 1 баллу за следующие ответы, приведенные в ключе (первая цифра перед чертой означает номер строки, вторая цифра после черты – номер столбца, в котором нужное слово. Например, 1 /2 означает, что слово, получившее 1 балл в первой строке, во втором столбце – "бдительный"). Другие выборы баллов не получают.
1/2; 2/1; 2/2; 3/1; 3/3; 4/3; 5/2; 6/3; 7/2; 7/3; 8/3; 9/1; 9/2; 10/2; 11/1; 11/2; 12/1; 12/3; 13/2; 13/3; 14/1; 15/1; 16/2; 16/3; 17/3; 18/1; 19/1; 19/2; 20/1; 20/2; 21/1; 22/1; 23/1; 23/ 3; 24/1; 24/2; 25/1; 26/2; 27/3; 28/1; 28/2; 29/1; 29/3; 30/2.
Интерпретация к тесту Элерса .
Чем больше сумма баллов, тем выше уровень мотивации к избеганию неудач, защите.
от 2 до 10 баллов: низкая мотивация к защите;
от 11 до 16 баллов: средний уровень мотивации;
от 17 до 20 баллов: высокий уровень мотивации;
свыше 20 баллов: слишком высокий уровень мотивации к избеганию неудач, защите.
Результат теста "Мотивация к избеганию неудач" следует анализировать вместе с результатами таких тестов как "Мотивация к успеху, "Готовность к риску" Шуберта.
Мотивы к достижению успеха и избеганию неудач, поддерживающие и направляющие поведение личности, влияют на его успешность деятельности и встречаются у всех людей. Психодиагностическое изучение этих мотивов позволяет направить деятельность человека в сторону максимально успешной реализации.
Проводя внутреннюю работу над собой для осознания своих мотивов, можно адаптироваться ко всякой проблеме и "твёрдо держать курс на позитивную эффективность". В данном случае предполагается адаптация к предстоящей борьбе, которая, прежде всего, внутренняя. Речь идёт о той самой внутриличностной работе для осознания своих мотивов с учётом собственных особенностей человека. Именно "благодаря" психофизиологическим особенностям быть нежизнерадостным, например, можно извлечь пользу в "борьбе за выживание". Это генетически заложено природой.
Под внутриличностной работой понимается переключение мотива "избегания неудач" на мотив "к успеху", исходя из способностей уже имеющихся у человека. Это повысит ориентацию "на результат" и повлияет на остальные базовые компетенции решения жизненных задач, разработанных в Гарварде: инициативность, принятие ответственности, ориентация на результат, коммуникабельность, организованность, умение воздействовать на других, умение согласовывать интересы.
Людям, у которых преобладает мотив "избегания неудач", очень важно найти ту область деятельности, где можно применять в современной жизни свои психофизиологические задатки, трансформируя их в позитивный результат.
Позитивный взгляд на мир можно сформировать, если научиться менять своё отношение к происходящему и в соответствии с этим мобилизовать себя к переменам.
Rating 5.00 (2 Votes)
Инструкция: Вам предлагается список слов из 30 строк, по 3 слова в каждой строке. В каждой строке выберите только одно из 3-х слов, которое наиболее точно Вас характеризует и пометьте его.
1. Смелый 2. Кроткий 3. Осторожный 4. Непостоянный 5. Неумный 6. Ловкий 7. Хладнокровный 8. Стремительный 9. Незадумывающийся 10. Оптимистичный 11. Меланхоличный 12. Трусливый 13. Опрометчивый 14. Внимательный 15. Рассудительный 16. Предприимчивый 17. Взволнованный 18. Малодушный 19. Пугливый 20. Исполнительный 21. Предусмотрительный 22. Укрощенный 23. Осторожный 24. Разумный 25. Предвидящий 26. Поспешный 27. Рассеянный 28. Осмотрительный 29. Тихий 30. Оптимистичный |
бдительный робкий решительный бесцеремонный трусливый бойкий колеблющийся легкомысленный жеманный добросовестный сомневающийся небрежный тихий неблагоразумный быстрый осторожный рассеянный неосторожный нерешительный преданный бойкий безразличный беззаботный заботливый неустрашимый пугливый опрометчивый рассудительный неорганизованный бдительный |
предприимчивый упрямый пессимистичный внимательный недумающий предусмотрительный удалой боязливый непредусмотрительный чуткий неустойчивый взволнованный боязливый смелый мужественный предусмотрительный робкий бесцеремонный нервный авантюрный отчаянный небрежный терпеливый храбрый добросовестный беззаботный пессимистичный предприимчивый боязливый беззаботный |
Вы получаете по 1 баллу за следующие выборы, приведенные в ключе (первая цифра перед дефисом означает номер строки, вторая цифра после дефиса - номер столбца, в котором нужное слова. Например, 1/2 означает, что слово, получившее 1 балл в первой строке, во втором столбце - «бдительный»). Другие выборы баллов не получают.
Ключ подсчета
1/2; 2/1; 2/2; 3/1; 3/3; 4/3; 5/2; 6/З; 7/2; 7/3; 8/3; 9/1; 9/2; 10/2; 11/1; 11/2; 12/1; 12/3; 13/2;13/3; 14/1; 15/1; 16/2; 16/3; 17/3; 18/1; 19/1; 19/2; 20/1; 20/2; 21/1; 22/1; 23/1; 23/3; 24/1; 24/2; 25/1; 26/2; 27/3; 28/1; 28/2; 29/1; 29/3; 30/2.
Результат
Чем больше сумма баллов, тем выше уровень мотивации к избеганию неудач, защите.
От 2 до 10 баллов: низкая мотивация к защите;
от 11 до 16 баллов: средний уровень мотивации;
от 17 до 20 баллов: высокий уровень мотивации;
свыше 20 баллов: слишком высокий уровень мотивации к избеганию неудач, защите.
Анализ результата:
Результат анализируется вместе с тестами «Мотивация к успеху» и «Готовность к риску».
Исследования Д. Мак-Клеманда показали, что люди с высоким уровнем защиты, то есть страхом перед несчастными случаями, чаще попадают в подобные неприятности, чем те, которые имеют высокую мотивацию на успех.
Исследования показали также, что люди, которые боятся неудач (высокий уровень защиты), предпочитают малый, или, наоборот, чрезмерно большой риск, где неудача не угрожает престижу. Немецкий ученый Ф. Буркард утверждает, что установка на защитное поведение в работе зависит от 3-х факторов:
степени предполагаемого риска;
преобладающей мотивации; .
опыта неудач на работе.
Усиливают установку на защитное поведение два обстоятельства:
первое, когда без риска удается получить желаемый результат;
второе, когда рискованное поведение ведет к несчастному случаю. Достижение же безопасного результата при рискованном поведении, наоборот, ослабляет установку на защиту, т. е. мотивацию к избеганию неудач.
Цель: выяснить уровень мотивации к избеганию неудач у испытуемого.
Испытуемые: студентка II курса, Психологического факультета, возраст 20 лет.
Описание методики: Методика предназначена для диагностики, выделенной Хекхаузеном мотивационной направленности личности на избегание неудач. Стимульный материал представляет собой список слов из 30 строк, по 3 слова в каждой строке. В каждой строке испытуемому необходимо выбрать только одно из трех слов, которое наиболее точно его характеризует. Тест относится к моношкальным методикам. Степень выраженности мотивации к успеху оценивается количеством баллов, совпадающих с ключом. Результат теста «Мотивация к избеганию неудач» следует анализировать вместе с результатами теста «Мотивация к успеху».
Методика исследования
- 1. Экспериментальный материал. 1 ручка, 1 лист бумаги, 1 протокол, стимульный материал (тест «Мотивация к избеганию неудач» Т.Элерса).
- 2. Ход исследования. В ходе исследования испытуемому была дана следующая инструкция: «Вам предлагается список слов из 30 строк, по 3 слова в каждой строке. В каждой строке выберите только одно из трех слов, которое наиболее точно Вас характеризует, и подчеркните его. Ответы занесите в соответствующий бланк».
- 3. Обработка результатов (количественный материал).
После теста подсчитывались по баллы по следующему ключу:
Ключ:
1/2; 2/1; 2/2; 3/1; 3/3; 4/3; 5/2; 6/3; 7/2; 7/3; 8/3; 9/1; 9/2; 10/2; 11/1; 11/2; 12/1; 12/3; 13/2; 13/3; 14/1; 15/1; 16/2; 16/3; 17/3; 18/1; 19/1; 19/2; 20/1; 20/2; 21/1; 22/1; 23/1; 23/ 3; 24/1; 24/2; 25/1; 26/2; 27/3; 28/1; 28/2; 29/1; 29/3; 30/2.
Порядок подсчета :
Испытуемый получает по 1 баллу за следующие выборы, приведенные в ключе. Первая цифра перед чертой означает номер строки, вторая цифра после черты - номер столбца, в котором нужное слово. Например, 1/2 означает, что слово, получившее 1 балл в первой строке, во втором столбце - «бдительный». Другие варианты ответов испытуемого баллов не получают.
Результат . Чем больше сумма баллов, тем выше уровень мотивации к избеганию неудач, защите:
- · от 2 до 10 баллов : низкая мотивация к защите;
- · от 11 до 16 баллов : средний уровень мотивации;
- · от 17 до 20 баллов : высокий уровень мотивации;
- · свыше 20 баллов : слишком высокий уровень мотивации к избеганию неудач, защите.
На Рис. 2 видно, что уровень мотивации испытуемого равен отметке 12 баллов и входит в область «Средний», что говорит о среднем уровне мотивации к неудачам.
На Рис. 3 видно, что у испытуемого больше уровень мотивации к успеху, чем мотивации к избеганию неудач.
4. Интерпретация результатов (качественный анализ).
Результат теста "Мотивация к избеганию неудач" следует анализировать вместе с тестом «Мотивация к успеху». Исследования показали, что испытуемый чаще всего умеренно сильно ориентирован на успех, предпочитает средний уровень риска. Чем выше мотивация человека к успеху - достижению цели, тем ниже готовность к риску. При этом мотивация к успеху влияет и на надежду на успех: при сильной мотивации к успеху, надежды на успех обычно скромнее, чем при слабой мотивации к успеху. К тому же, людям, мотивированным на успех и имеющим большие надежды на него, свойственно избегать высокого риска. Те, кто сильно мотивирован на успех и имеют высокую готовность к риску, реже попадают в несчастные случаи, чем те, которые имеют высокую готовность к риску, но высокую мотивацию к избеганию неудач. И наоборот, когда у человека имеется высокая мотивация к избеганию неудач (ориентация на защиту), то это препятствует мотиву к успеху - достижению цели.
У испытуемого средний уровень мотивации к избеганию неудач. При сравнении выявлено, что испытуемый чаще всего умеренно сильно ориентирован на успех, предпочитает средний уровень риска.
Инструкция: «Вам предлагается список слов из 30 строк, по 3 слова в каждой строке. В каждой строке выберите только одно из трех слов, которое наиболее точно Вас характеризует, и пометьте его».
бдительный
предприимчивый
2. Кроткий
3. Осторожный
решительный
пессимистичный
4. Непостоянный
бесцеремонный
внимательный
5. Неумный
трусливый
недумающий
предусмотрительный
7. Хладнокровный
колеблющийся
8. Стремительный
легкомысленный
боязливый
9. Незадумывающийся
жеманный
непредусмотрительный
10. Оптимистичный
добросовестный
11. Меланхоличный
сомневающийся
неустойчивый
12. Трусливый
небрежный
взволнованный
13. Опрометчивый
боязливый
14. Внимательный
неблагоразумный
15. Рассудительный
мужественный
16. Предприимчивый
осторожный
предусмотрительный
17. Взволнованный
рассеянный
18. Малодушный
неосторожный
бесцеремонный
19. Пугливый
нерешительный
20. Исполнительный
преданный
авантюрный
21. Предусмотрительный
отчаянный
22. Укрощенный
безразличный
небрежный
23. Осторожный
беззаботный
терпеливый
24. Разумный
заботливый
25. Предвидящий
неустрашимый
добросовестный
26. Поспешный
пугливый
беззаботный
27. Рассеянный
опрометчивый
пессимистичный
28. Осмотрительный
рассудительный
предприимчивый
неорганизованный
боязливый
30. Оптимистичный
бдительный
беззаботный
КЛЮЧ
Вы получаете по 1 баллу за следующие выборы, приведенные в ключе (первая цифра перед чертой означает номер строки, вторая цифра после черты – номер столбца, в котором нужное слово. Например, 1 /2 означает, что слово, получившее 1 балл в первой строке, во втором столбце – «бдительный»). Другие выборы баллов не получают.
Ключ подсчета:
1/2; 2/1; 2/2; 3/1; 3/3; 4/3; 5/2; 6/3; 7/2; 7/3; 8/3; 9/1; 9/2; 10/2; 11/1; 11/2; 12/1; 12/3; 13/2; 13/3; 14/1; 15/1; 16/2; 16/3; 17/3; 18/1; 19/1; 19/2; 20/1; 20/2; 21/1; 22/1; 23/1; 23/ 3; 24/1; 24/2; 25/1; 26/2; 27/3; 28/1; 28/2; 29/1; 29/3; 30/2.
Результат. Чем больше сумма баллов, тем выше уровень мотивации к избеганию неудач, защите. От 2 до 10 баллов: низкая мотивация к защите; от 11 до 16 баллов: средний уровень мотивации; от 17 до 20 баллов: высокий уровень мотивации; свыше 20 баллов: слишком высокий уровень мотивации к избеганию неудач, защите.
Анализ результата. Результат анализируется вместе с тестами «Мотивация к успеху» и «Готовность к риску».
Исследования Д. Мак-Клемавда показали, что люди с высоким уровнем защиты, то есть страхом перед несчастными случаями, чаще попадают в подобные неприятности, чем те, которые имеют высокую
мотивацию на успех. Исследования показали также, что люди, которые боятся неудач (высокий уровень защиты), предпочитают малый или, наоборот, чрезмерно большой риск, где неудача не угрожает престижу. Немецкий ученый Ф. Буркард утверждает, что установка на защитное поведение в работе зависит от трех факторов:
Степени предполагаемого риска;
Преобладающей мотивации;
Опыта неудач на работе.
Усиливают установку на защитное поведение два обстоятельства: первое - когда без риска удается получить желаемый результат; второе - когда рискованное поведение ведет к несчастному случаю. Достижение же безопасного результата при рискованном поведении, наоборот, ослабляет установку на защиту, т. е. мотивацию к избеганию неудач.
Мотивация в изначальном, чисто психологическом смысле (не обезображенном, если не сказать сильнее, различными ) — это психологический процесс, заключающийся в побуждении человека к тому или иному действию. Грубо говоря, мотивация — это то, что лежит в основе поведения человека, то, что заставляет его что-то делать.
В самом примитивном виде дело обстоит так: потребности порождают мотивацию, она, в свою очередь, толкает индивида на определенное поведение, связанное с удовлетворением потребностей.
Короче, мотивация — это не только то, что нам пытаются подороже продать разнообразные «гуры» (об этом подробно , и ). Это еще и свойство психики, неотъемлемая часть любой личности.
Не открою Америку, если напишу, что в отношении достижения целей, обретения успеха, это свойство принято подразделять на два вида. Во-первых, это мотивация достижения успеха: направленность личности на работу во имя своих целей, решение поставленных задач. Во-вторых, это мотивация избегания неудач: направленность личности не на победу, а на отсутствие поражения.
Чудовищно упрощая, ситуацию можно пояснить на примере: человек с первым типом личности утром вскакивает и с удовольствием бежит на работу, потому что у него не доделан важный проект, которым он хочет блеснуть перед шефом и забраться повыше на карьерной лестнице. Другой же человек тоже идет на работу и тоже садится на проект — потому что боится головомойки босса за непопадание в сроки.
Понятно, что в чистом виде тот или иной тип встречается редко, можно говорить только о преобладающей мотивации.
Широко распространена такая точка зрения: в плане жизненного успеха и вообще благополучия гораздо лучше принадлежать к первому типу людей. С этим трудно не согласиться: если хочешь чего-то сделать или добиться, то намного эффективнее стремиться именно к этому, а не к чему-то еще.
Какие «минусы» в себе содержит в себе мотивация избегания неуспеха?
- стремление заниматься в основном срочными делами, пренебрегая важными;
- боязнь начать новое дело, что ведет к упущенным возможностям;
- постепенно стиль мышления «от негатива» может стать привычкой — это означает , отсутствие веры в себя, отсутствие и так далее (все не так ужасно, говорим о том, что МОЖЕТ быть ).
Итак, подобный тип мышления и поведения может быть помехой на пути к успеху и гармоничной жизни. Разумеется, встает вопрос: «А как тогда избавиться от мотивации избегания и переключиться на более продуктивный ее вид «?
Вот несколько возможных советов в данной ситуации (они не являются альтернативами, напротив, взаимосвязаны).
1. Определиться с наиболее важными целями, с мечтами, которые важны и зовут за собой. Определиться с , написать личную миссию. А потом — естественно! — начать идти к этим целям. Логично: если мечта настоящая, живая, горячая, то и идти к ней можно с удовольствием.
2. Заняться делом, к которому, как теперь модно говорить, у вас призвание. Тем, которое вам нравится как процесс. Тогда мотивировать себя не понадобится, самой мысли об этом не возникнет. Как нам советуют наши любимые «бизнес-тренеры»: «Любишь вырезать из дерева ложки? Во! И занимайся этим. Сделай сайт, зарегистрируй ИП, продавай ложки через Интернет и живи в свое удовольствие!»
Эти три совета лежат на поверхности. Их вам даст любой «коуч» или «учитель жизни», удосужившийся прочитать пару-тройку популярных книжек по успеху и начавший добиваться своего успеха, обучая других, как это делать.
Поймите меня правильно. Советы хорошие и верные. Беда только в том, что мы, люди, недостаточно хороши для них. Мы с вами почему-то имеем наглость быть более сложными, более неоднозначными существами, с большими индивидуальными особенностями, чем этого хотелось бы «гуру».
Попробуем посмотреть на проблему с другой стороны.
Для начала я вас обрадую. «Мотивация избегания» — это не приговор. Помимо минусов, она может нести и плюсы. Люди с таким типом личности в чем-то благополучнее тех, кто нацелен на успех. (Вообще, применительно к человеку очень редко можно сказать однозначно что такое хорошо и что такое плохо — если только речь не идет о патологиях ).
Например, «достигаторы» зачастую плохо умеют отдыхать, проходят мимо простых радостей жизни, забывают о том, что надо жить и сейчас. А люди, стремящиеся убежать от неудачи, могут быть, например, более творческими личностями (вспомним годы и экзамены: отличник тупо выучит материал, хорошист придумает хитрый план с шпаргалками, отвлечением внимания преподавателя, лихо выкрутится на дополнительных вопросах — а значит, сэкономит уйму сил и времени для более важных дел).
Перечислять можно долго, но вернемся к нашим баранам. Что делать, если несмотря на все прекрасности, м…ция избежания как-то мешает жить?
(способ 1)
Исходя из этого соображения можно предложить вот какой путь. Можно попытаться не ломать себя, а «поймать волну» избегания неудачи. Многие люди говорят, что обязаны всем, чего добились, ряду ситуаций, когда нельзя не работать на результат: пан или пропал. Некоторые специально ставят себя в такие условия
. Не могу сказать, что всецело одобряю такой метод: зачем искать лишнего риска? Но сама идея не так плоха, как может показаться: ведь ее суть в том, чтобы поставить себя в условия, в которых ты можешь работать хорошо и в то же время не ломать свою психику.
Может, есть смысл слегка изменить подход. Задумайтесь над своей жизнью, осознайте свои истинные цели (как сказано выше) и поймите, что их недостижение — это тоже неудача. Прожить жизнь как все, не поднявшись над общим уровнем, как миллионы других людей, будучи запертым в клетке своих слабостей — это разве не неудача? Причем глобального масштаба!? Вот и избегайте ее!
Может, есть смысл повысить планку, установить более высокий уровень здоровых амбиций? Подумайте над этим!
(способ 2)
Второй путь, который лично мне нравится больше, заключается в том, чтобы нейтрализовать последствия «не такой» мотивации. Определитесь, чем именно она вам мешает. Выше есть короткий перечень — не обращайте на него внимания, составьте свой, подходящий только вам. И теперь подумайте, как убрать эти последствия, не насилуя собственную психику. О подобном подходе я писал в статье про . В самом деле, нам важные не какие-то результаты психологических тестов, а реальные результаты в жизни. Если убрать то, что мешает их добиваться — какая разница, как у вас обстоит дело со словом на букву М?
Напоследок считаю своим долгом напомнить, что далеко не всегда есть смысл приносить в жизнь психологические понятия и открытия. Многих проблем попросту нет до тех пор, пока мы не прочитаем их описание — таково уж свойство человеческой психики. Так, например, хорошо известен «синдром второго курса» у студентов-медиков, когда они начинают отыскивать у себя признаки несуществующих болезней. Тут немного другое: определив проблему, вы можете только усилить ее вред, начиная о ней беспокоиться. Лекарство же от всех проблем с психологическими корнями — это умение (и желание!) спокойно и трезво анализировать собственную жизнь, свои желания, успехи и провалы.
p.s. Если кто не понял. В статье шла речь не о самомотивировании в прикладном смысле, о чем много и с удовольствием пишут любители поп-психологии (на эту тему я высказался не раз и не два, в том числе в своей . Разговор был о глубинном свойстве личности, ее направленности и побуждающих причинах деятельности. Это разные вещи.
Твитнуть
Плюсануть
Отправить