Методическая разработка путешествие по природным зонам. Игра путешествие по природным зонам нашей родины в начальной школе
Тип занятия:
Актуализация ранее полученных знаний.
Вид занятия:
Занятие-путешествие.
Цель:
Формирование целостного представления о природных зонах России.
Задачи:
1) обобщить знания детей о климатических условиях, характерных для растений и животных, об экологических проблемах, возникающих по вине человека;
2) воспитывать экологическое сознание, чувство патриотизма, культуру общения.
3) умение работать в парах, учитывать мнение партнера.
Литература:
При разработке презентации использовались фотоматериалы Интернет-ресурсов, иллюстрации из Красной Книги РФ, Н.В. Коломина «Воспитание основ экологической культуры в детском саду».
Методы и приемы:
Беседа, демонстрация слайдов.
Оборудование:
Ноутбук, экран, диапроектор, материал для детских работ.
Ход занятия:
Дети стоят около воспитателя.
Отгадайте загадку:
Загадка про глобус
На столе передо мной
Закрутился шар земной
Арктика, экватор, полюс,
Уместил всю землю...
(Глобус)
Вы любите путешествовать?
Ответы детей.
Отправляемся в путешествие по природным зонам. Представьте, что мы полетим вот на таком самолёте. Начнём наше путешествие с самой крайней точки Земли. Прикрепляет на доску картинку самолёта.
Приглашаю вас садиться поудобнее (дети садятся на стулья). Начинаем наше путешествие!
Слайд № 1
Где мы находимся?
Ответы детей (в Арктике).
А как ещё называют эту природную зону?
Ответы детей (царство льда и снега).
Слайд № 2
Почему она получила такое название?
Ответы детей (вечная мерзлота, сильные морозы, ветра, бывает полярное сияние, 6 месяцев –ночь, 6 месяцев – день, люди там постоянно не живут).
Как приспособились животные к суровому климату Арктики?
Ответы детей (густой мех, толстый слой жира).
– Какие экологические проблемы существуют в Арктике?
Ответы детей (убивают животных из-за красивой шкуры).
Как решается вопрос об охране животных?
Ответы детей (созданы заповедники).
– А кто скажет, что такое заповедник?
Ответы детей (заповедники – это огромные территории, где охраняются законом редкие растения и животные).
– Куда вносят наиболее охраняемых животных и растений, которые могут исчезнуть? Ответы детей (в Красную Книгу).
Почему она красного цвета?
Ответы детей (красный цвет знак тревоги и опасности. Книгу так назвали, чтобы привлечь внимание людей и остановить их).
Какие животные внесены в Красную Книгу зоны Арктики?
Ответы детей (моржи, белые медведи, тюлени, чайки).
– А теперь давайте посмотрим несколько слайдов об арктической пустыне.
Слайды № 3, 4, 5, 6
– Итак, наше «путешествие» продолжается. А куда мы с вами дальше отправимся, вы скажите после, того, как прослушаете следующие стихотворные строки.
«Белый мох на скале, а в расщелине лед.
Старый снег залежался, не тает».
– Что это за природная зона?
Ответы детей (тундра).
Что указывает на то, что это тундра?
Слайд № 7
Ответы детей (очень холодная зима, сильные холодные ветра, солнце почти нее греет землю, много болот).
Как приспособились животные и растения к климатическим условиям?
Ответы детей (олень копытами разгребает снег и достаёт мох-ягель, олени помогают песцам и куропаткам найти себе корм, волки преследуют стада оленей. У них густой мех и густое оперение, растения невысокие, растут близко к земле. Так они спасаются от холодного ветра).
А какие экологические проблемы есть в этом краю?
Ответы детей (люди занимаются браконьерством, взять под охрану оленьи пастбища, бережно относиться к природным богатствам).
– Кто взят под охрану?
Ответы детей (олень, песец, тюлень, краснозобая казарка, полярный мак). Несколько слайдов о тундре.
Слайды № 8, 9
«Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь, какая птица?»
Кто догадался, где мы находимся?
Ответы детей (в зоне лесов).
Слайд № 10
Одно из замечательных богатств, которыми наделена наша Родина, это лес.
Какое значение для человека и животных имеет лес?
Ответы детей (дом для растений и животных, защитник воздуха, водоемов, почв; место для отдыха человека, источник ягод, грибов, лекарственных растений, источник древесины, лесные растения выделяют огромное количество кислорода и поглощают углекислый газ).
– Назовите экологические проблемы леса.
Ответы детей (пожары, вырубка лесов).
– А какие правила поведения должен соблюдать человек в лесу?
Ответы детей.
Какие растения и животные внесены в Красную Книгу?
Ответы детей.
Слайд № 11
– Как связаны между собой осина, заяц, волк?
Ответы детей (цепочкой питания).
Какое дерево является символом России?
Ответы детей (берёзка).
Встали и представили себя березкой. Как расположены ветви у березки? (Дети поднимают руки).
Ответы детей (пустыня).
Слайд № 12
Как приспособились растения к жизни в пустыне?
Ответы детей (у растений вместо листьев колючки, мелкие листья, длинные корни).
Почему в пустыне редко встречаются растения? Ответы детей (мало воды).
Слайд № 13
Где скрываются животные от жары?
Ответы детей (в норах, в тени камней).
Эти животные тоже занесены в Красную Книгу.
Слайд № 14
Вот и закончилось наше путешествие.
Слайд № 15, 16
– Молодцы ребята! Понравилось вам путешествовать? Спасибо!
У нас осталось с вами еще одно задание, в котором мы подведем итог нашего путешествия. Подойдите к столу. Здесь лежат картинки животных и растений всех природных зон. Вы в выбранную природную зону помещаете, те животные и растения, которые им соответствуют.
Работа в парах.
Итог:
Мы соединяем все природные зоны. Получился земной шар, населённый животными и растениями. Прикрепляем на доску.
И на прощание я хочу вручить вам билеты на следующее путешествие. Но это непростые билеты. Вы можете смело продолжить путешествия в страну знаний.
Обо всём на свете:
В 1930 году в американский прокат вышел фильм "Песня мошенника" (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев...
Материалы раздела
Занятия для младшей группы:
Занятия для средней группы.
МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 188»
КОНСПЕКТ
Непосредственной образовательной деятельности
по познавательному развитию.
Тема: «Путешествие по природным зонам»
(для детей старшего дошкольного возраста)
Конспект разработала:
Кузнецова М. В.
Воспитатель 1 квалификационной категории
Приоритетная область – познавательное развитие .
Формировать целостное представление о природных зонах;
Обобщить знания детей о климатических условиях, характерных для растений и животных;
Воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому.
Интеграция образовательных областей .
Речевое развитие :
Обогащать словарный запас детей.
Физическое развитие :
Способствовать укреплению физического и психического здоровья детей средствами физкультминутки.
Социально-коммуникативное развитие :
Формировать у детей чувство сплоченности, единства, положительного эмоционального настроя внутри коллектива.
Художественно-эстетическое развитие :
Развивать чувство прекрасного через музыкальное произведение «Мы вокруг березки…».
Предпосылки УУД:
развитие умения осознавать свои возможности, умения, качества, переживания;
воспитание нравственных ориентиров (любовь к близким, малой родине, уважение к старшим, бережное отношение ко всему живому и т.п.)
развитие умения сохранять заданную цель;
развитие умения удерживать задачу на протяжении всего времени выполнения задания;
развитие умения (при помощи взрослого) создавать алгоритмы действий при решении поставленных задач;
развитие умения узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности.
умение выделять существенные признаки объектов;
воспитание эмоционально позитивного отношения к процессу сотрудничества;
Развитие умения формулировать собственное мнение и позицию.
Оборудование и материалы : 3 игровых поля, дидактический материал по каждому игровому полю, наборы игрушек животных, растений, бросовый материал, глобус, иллюстрации и картины природных зон, магнитофон.
Предварительная работа :
Беседы о климатических условиях, животном и растительном мире природных зон Арктики, зоны лесов и пустыни.
Чтение художественной литературы: Жидков, Чарушин, Бианки, Пришвин, Сладков, Пермяк; детских энциклопедий.
Просмотр презентаций: «Леса России», «Арктика – царство снега и льда», «Жаркая пустыня».
Рассматривание иллюстраций, картин, фотографий.
Разгадывание загадок.
Просмотр мультфильмов: «Корабль пустыни», «Умка», «Снежная королева», «Царевна-лягушка», «Лесная братва».
Пополнение полей новым игровым материалом.
Ход НОД
Вводная часть.
Воспитатель: Дети, здравствуйте! Отгадайте загадку:
На столе передо мной
Закрутился шар земной
Арктика, экватор, полюс,
Уместил всю землю … (глобус).
В: Ребята, какое у вас настроение? А вы любите путешествовать? Сегодня, в очередной раз, мы отправимся с вами в очень увлекательное путешествие! А отправляемся мы в путешествие по природным зонам на самолете. Давайте встанем в круг и полетим (включается музыка, дети бегут по кругу, изображая самолеты).
Основная часть.
В: А сейчас выберите каждый для себя кружок (круги 3 цветов - перевернутые). Как вы думаете, какую природную зону обозначает каждый круг.
Д: Белый – Арктика, зеленый – зона лесов, желтый – пустыня.
В: А сейчас давайте объединимся в подгруппы по цветам (дети расходятся к игровым полям своего цвета).
Д: Белый – Арктика.
В: Как вы думаете, почему Арктика обозначена белым цветом?
Д: Там много снега и льда.
В: Кто там живет?
Д: Белый медведь, тюлень, морж, полярная сова, северный олень, белый песец.
В: Какие растения там растут? Почему?
Д: Никаких. Потому что там вечная зима.
В: Какую зону обозначает ваш круг?
Д: Зеленый – зона лесов.
В: Как вы думаете, почему зона лесов обозначена зеленым цветом?
Д: Там много лесов.
В: Кто там живет?
Д: медведь, белка, еж, лиса, волк, заяц, кабан, лось, рысь, бобер.
В: Какие растения там растут?
Д: клен, рябина, ель, липа и др. деревья; сирень, шиповник и др. кустарники; ромашка, незабудка, колокольчик и др. цветы; различные травы.
В: Какую зону обозначает ваш круг?
Д: Желтый - пустыня.
В: Как вы думаете, почему пустыня обозначена желтым цветом?
Д: Там много песка, много солнца, мало воды.
В: Кто там живет?
Д: Ящерица, верблюд, змеи, тушканчик, черепаха, пауки, суслик, скорпион, ушастый еж.
В: Какие растения там растут?
Д: Кактусы, верблюжья колючка, саксаул.
В: Ребята, а вы знаете, какое дерево является символом России?
Д: Береза.
В: Предлагаю вам отдохнуть и поиграть.
Физкультминутка
А ну, честной народ,
Становись – кА в хоровод!
(Раздаем платочки)
Хоровод «Мы вокруг березки»
Посмотри березка,
Мы к тебе идем,
Яркие платочки
Мы к тебе несем.
(Дети ходят по кругу)
Золотые листочки золотом горят.
Кружатся с платочками
Хоровод ребят.
(Кружатся на месте).
Девочки к березке
Ближе подойдут.
Яркими платочками
Весело взмахнут.
(Идут в центр круга, назад, мальчики стоят в кругу, приплясывая)
Разошлись ребятки
И пошли гулять.
Про березку песню
Нежно напивать.
(Идут в разных направлениях, гуляя).
В: Ну вот и повеселились.
В: А сейчас, каждая подгруппа, подойдите к своему игровому полю (Дети подходят к столу с игровым материалом для наполнения игровых полей (природных зон)). Давайте мы их заполним животными и растениями. (Открываем коробку с игровым материалом для разных природных зон.)
В: Что же случилось с животными и растениями? (Ответы детей)
В: А теперь, каждая подгруппа, выберите себе животных, растения и нужный материал для своей природной зоны.
(Работа детей по заполнению игровых полей)
В: Давайте посмотрим, правильно ли заполнены игровые поля? (взаимопроверка)
В: Как вы думаете, почему надо охранять животных? (ответы детей)
В: Как же решается вопрос об охране животных и растений?
Д: Создаются заповедники.
В: Что такое заповедники? (вместе с воспитателем дети формулируют понятие «заповедник»)
Д: Заповедник – большая территория, где охраняются редкие растения и животные.
В: Наиболее охраняемых растений и животных, которые могут исчезнуть, заносят в специальную книгу. Кто-нибудь знает, как называется она?
Д: В Красную Книгу.
В: А может вы догадаетесь, почему она красного цвета?
Д: Красный цвет – знак тревоги и опасности.
В: Каких животных, занесенных в Красную Книгу, вы можете назвать?
Д: Тигр, зубр, белый медведь, рысь, морж, тюлень, синий кит, антилопа, ушастый еж, корсак, выхухоль, бобр.
Заключительная часть.
В: Вот и подошло к концу наше путешествие. Понравилось ли оно вам? Какое у вас настроение после нашего путешествия? Что было для вас самым сложным?
В: Ребята, мы с вами – жители планеты Земля, которая является нашим общим домом. Так давайте будем любить нашу Землю, беречь и охранять природу!
Галина Бабикова
НОД по окружающему миру на тему «Путешествие по природным зонам»
НОД по окружающему миру на тему «»
Подготовила и провела воспитатель I кв. категории Бабикова Г. А.
Тип занятия : актуализация ранее полученных знаний.
Вид занятия : занятие-викторина.
Цель : формирование целостного представления о природных зонах . Обобщение и закрепление представлений детей об обитателях природных зон : Арктика, Жаркие страны, Смешанный лес.
Методические приемы : беседа, игра.
Предварительная работа : Рассматривание энциклопедий, просмотр презентаций по теме, беседа, дидактические игры.
Задачи :
Образовательные : обобщить знания детей о климатических условиях, характерных для растений и животных; закреплять ранее полученные знания. Развивать логическое мышление, память, внимание.
Развивающие : развивать словесно-логическое мышление у детей, рассуждать, делать выводы. Развивать фонематический слух
Воспитательные : воспитывать чувство доброжелательности, ответственности, сотрудничества, формировать навык работы в команде. Воспитывать любовь к природе .
Средства : презентация «Путешествие по природным зонам » , для показа, разрезные картинки (Арктика, буквы, предметы для сборки макетов природных зон (Арктика, смешанный лес, изображения животных Африки и Антарктиды, жарких стран, смешанного леса, клей, салфетки, музыка для входа. Конверты для вкладывания заданий, эмблемы, табло для начисления баллов.
Ход викторины:
Дети под музыку входят в зал, берут из коробочки эмблемы и делятся на команды. (на экране слайд №1)
- Воспитатель : Здравствуйте ребятишки, девчонки и мальчишки. Я рада, что мы снова вместе и не стоим на одном месте. Нам с вами некогда скучать, ну что пора игру начать. Но прежде чем начать игру я вам про правила скажу. Итак :
1. Чтоб команда победила, работать дружно, сообща и не ссориться сгоряча;
2. Вместе хором на вопросы не отвечать, не кричать, только по одному отвечать;
3. Друг друга слушать, не перебивать, уметь подождать, а потом дополнять;
4. За игрой следит жюри, ох и строгие они, если команда правильно отвечает, ей баллы начисляют, если плохо себя ведет, баллы отчисляют, а за неправильный ответ баллов нет.
Представление команд «Снежинка» и «Солнышко»
Разминка.
Воспитатель : Ребята, что такое природная зона ? Какие природные зоны вы знаете ?
Ответы детей : Часть земли с определенным климатом, растениями и животными; Пустыня, тропики, Арктика, Антарктида, смешанный лес, тундра, …
Воспитатель : Молодцы! А наша викторина начинается, в Путешествие по природным зонам отправляемся .
1. ЗАДАНИЕ : Перед вами две природных зоны Африка и Антарктида сейчас вам, придется заселить эти природные зоны животными , Команда снежинка будет заселять Антарктиду, а команда солнышко будет заселять Африку. Будьте внимательны, у вас в конвертах находятся животные, которые живут в других природных зонах , их надо оставить на столе и сказать, почему они лишние.
Дети под музыку наклеивают животных на мольберты с природными зонами .
Объясняют, каких животных они не наклеили, обосновывают ответ.
Воспитатель : Молодцы с заданием справились, двигаемся дальше.
2. Задание. Прятки.
Воспитатель : -А теперь животные решили с вами поиграть в прятки сейчас на экране будут появляться спрятанные животные, а вы должны отгадать кто же изображен на экране. (Слайды с замаскированными животными)
3. Загадки
Воспитатель : Третий конкурс мозговой, нужно думать головой, кто загадки отгадает тот и баллы получает.
Вот лошадки, все в полосках,
Может быть, они в матросках
Нет, они такого цвета.
Угадайте, кто же это? (Зебры)
В зоопарке я найду
Зверя этого в пруду.
Если выйдет он на сушу,
Станет очень неуклюжим. (Бегемот)
Вылупился из скорлупки,
У него большие зубки,
Нравом он не очень мил,
Любит погружаться в Нил. (Крокодил)
Полюбуйтесь поскорей!
Перед вами - царь зверей,
Всколыхнулась чудо-грива,
Шелковиста и красива. (Лев)
Панцирь - это не рубашка,
Это домик, в нем не страшно.
И хозяйка смотрит гордо -
Мне спокойно в доме твердом! (Черепаха)
Вот живой подъемный кран,
Обитатель жарких стран.
Со стволов многоэтажных
Рвет и листья, и банан. (Жираф)
Носом-шлангом великан
Моется, как в душе.
Этот житель жарких стран
Всех крупней на суше. (Слон)
Прибыла из жарких стран,
Там жила среди лиан
И, за хвост на них повиснув,
Уплетала я банан. (Обезьяна)
4. Подвижный.
Воспитатель : А теперь давайте немного подвигаемся наши животные
проголодались и просили их покормить. Для этого, вам нужно быстро собрать
для них фрукты. Каждому участнику команды, брать только по одному фрукту,
положить его в корзину, победит та команда, которая соберёт фрукты быстрее.
Воспитатель : -Хорошо, молодцы, все животные остались сытыми и довольными.
А теперь настало время подумать головой и ответить на мои вопросы : Вопрос первой команде : Какие особенности животных помогают им выжить в жарком климате?
Ответы детей - могут долго обходиться без воды, у них нет шерсти, тонкий кожный покров и т. д.
Воспитатель : Вопрос второй команде Смогли бы эти животные жить на севере?
Ответы детей нет
Воспитатель Почему?
Ответы детей на севере холодно, а у этих животных нет теплого меха, им нечего будет есть.
5. Молодцы, а теперь внимание на экран игра кто лишний и почему?
6. Собери слово Африка и Север.
7. Блиц опрос для капитанов команд каждому капитану будут задаваться вопросы отвечать надо быстро, не задумываясь ответ должен быть ДА или НЕТ за каждый правильный ответ 1 балл
Блиц вопросы
1. Лев хищное животное? (ДА)
2. Белый медведь живёт в Африке?
3. В жарких странах почти каждый день идет снег? (НЕТ)
4. Жирафы, слоны и бегемоты живут в жарких странах? (ДА)
5. Верблюд может долго находиться без воды? (ДА)
6. В Арктике живет бурый медведь? (НЕТ)
7. Дом волка - это дупло? (НЕТ)
8. Белый медведь ест малину? (НЕТ)
9. Животные севера надежно защищены от стужи? (ДА)
10. Тигр большая кошка? (ДА)
11. Крокодил живет в воде? (ДА)
12. Обезьяны питаются бананами? (ДА)
Вы отлично справились с заданием
8. Домашнее задание Мини-рассказ о животном.
Молодцы, а сейчас послушаем членов жюри, они скажут, сколько баллов набрала каждая команда.
Отчет жюри
Воспитатель :
Ой, какие молодцы,
Все трудились от души,
А теперь черед настал,
Наградить всех кто играл!
Награждение победителей.
Публикации по теме:
Добрый день, дорогие друзья, коллеги и гости страницы! За окнами уже весна, но мне хотелось бы вспомнить уходящую зиму, ведь она принесла.
Целевые ориентиры: Обобщить и систематизировать знания детей о сезонном явлении. Образовательные задачи: Закрепить знания детей о характерных.
Конспект НОД по окружающему миру «Путешествие Лунтика в Хвалынский заповедник» Цель: познакомить детей с Хвалынским заповедникам; формировать ответственное и бережное отношение к родной природе; воспитывать у детей.
Тема: «Овощи». Цели: - закрепить знания детей об овощах, уточнить их название, цвет, форму, учить различать по внешнему виду; - расширять.
Абрамова Татьяна Васильевна
Должность:
учитель начальных классов
Учебное заведение:
МБОУ "СОШ №70"
Населённый пункт:
г. Владивосток, Приморский край
Наименование материала:
методическая разработка
Тема:
КВН "Путешествие по природным зонам России"
Дата публикации:
07.10.2017
Раздел:
начальное образование
«ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ПРИРОДНЫМ ЗОНАМ
РОССИИ»
1 КОНКУРС - РАЗМИНКА
Проведем небольшую разминку. Я буду загадывать загадки каждой команде по очере-
ди. Если команда не сможет ответить, то право отгадать загадку переходит другой ко-
манде. За каждый правильный ответ команда получает один балл.
О какой природной зоне эта загадка?
Здесь только желтые пески,
Здесь солнце полыхает,
Здесь от жары и от тоски
Все сразу засыхает.
А в небе нет ни облаков,
Ни самой малой тучки.
Вот потому среди песков
Растут одни колючки. (Пустыня)
Может полем она стать,
Если землю распахать.
Пока ж на ней ковыль растет
Да по весне сорняк цветет. (Степь)
Весь год там купайся и загорай,
Нет жарче на свете, чем этот край. (Тропики)
Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом –
Чудеса увидишь в нем! (Лес)
Здесь березы – по колени.
Щиплют мох стада оленьи.
Их пасет с семьей каюр,
Чум у них из дымных шкур. (Тундра)
Мы найдём на глобусе
Два различных полюса!
А у Севера найдём
Природную зону, покрытую льдом! (Арктические пустыни)
2 конкурс ОПРЕДЕЛИТЕ ПРИРОДНУЮ ЗОНУ.
безлесная
заболоченная
ветреная
холодная
морозами
градусов
промерзает
бескрайние
безлесные
просторы
короткая
довольно
холодная
особенно
продолжительное
основном
Поверхность
барханами
должительное
короткая
Температура
достигает
градусов
3 конкурс ЗАГАДКИ О ЖИВОТНЫХ
1.Бегает среди камней
Не угонишься за ней.
Ухватил за хвост – но ах!
Удрала, а хвост в руках! (Ящерица – степь)
2. Мха копытами касаясь,
Ходит северный красавец.
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко. (Северный олень – тундра)
3. Гнездо свое он в поле вьет,
Где тянутся растения.
Его и песни, и полет
Вошли в стихотворения. (Жаворонок – степь)
4. Горбатый корабль по пустыне плывет,
Сухую колючку лениво жует. (Верблюд – пустыня)
5. Меньше тигра, но немножко
Больше крупной ружей кошки.
На суку она обычно
Притаившись, ждет добычу.
Не робей, но берегись
В том лесу, где бродит … (Рысь – лесная зона)
Вьется веревка,
На конце – головка. (Змея – степь)
4 конкурс « Звери спрятались.»
Пришли ребята в зоопарк. Возле входа – поленья. И объявление: « Мухомор
жареный».
Рысью побежал охранник. Ребята за ним, но на пути заслон. Послышалось
Принесли самые новые.
Их здесь вон сколько! Целых девять, и все на виду. Найдите их ребята!
Ключ к ответу:
заСЛОН = СЛОН,
принесЛИ САмые = ЛИСА.
5 КОНКУРС - УЗНАЙТЕ РАСТЕНИЕ ПО ОПИСАНИЮ
Животных вы знаете хорошо. Теперь проверим, как вы знаете рас-
тения. Вы должны определить, как называется растение и в какой
природной зоне оно произрастает.
1) Это растение похоже на накипь или корочку, растет на валунах и
скалах. (Лишайники)
растения
огромная
красивые
резные листья, а плодами лакомятся кабаны, белки, мыши. (Дуб)
3) Это таежное хвойное дерево имеет ценную древесину, в отличие
от своих сородичей полностью сбрасывает листву на зиму. (Лист-
4) Высокое растение, достигает 35 метров в высоту, долгожитель –
живет до тысячи лет. Листовые пластинки продолговатые с зуб-
чиками. Плоды человек употребляет в пищу. (Каштан)
5) Это растение за год вырастает на толщину спички, похоже на ми-
ниатюрный кустарник, является пищей для северных оленей.
6) Корни этого растения проникают на 20-метровую глубину и отту-
да добывают воду. Поэтому даже в сильный зной оно остается
ярко-зеленое. (Верблюжья колючка)
6 КОНКУРС «Что где растёт»
Саксаул растёт в
Дуб растёт в
Дыни растут в
Ягель растёт в
Персик растёт в
7 КОНКУРС
« Третий лишний»:
Кукуруза, сахарная свекла, хлопчатник. (Степь.)
Оленевод, строитель каналов, охотник. (тундра.)
Гага, тупик, иволга. (Крайний Север.)
Апельсин, черемуха, абрикос. (Черноморское побережье Кавказа.)
Тушканчик, бобр, антилопа – джейран. (Пустыня.)
8 конкурс НАЙДИ ОШИБКИ
Команды получают карточки с рассказом охотника.
« Это было в пустыне. Охотники три дня гонялись за тиграми, изнемогая от
жары и зноя. Верблюды не выдержали и пали. Поддерживая друг друга, об-
жигая ноги о раскаленные камни, охотники едва добрели до большой реки.
Здесь они утолили жажду и, скинув пыльную одежду, бросились в воду.
Долго плавали, а затем укрылись от палящего зноя в тени саксаулового
строили из саксаульных бревен плот и благополучно достигли на нем бли-
жайшего селения.»
Ошибки: тигры в пустыне не живут; за три дня верблюды не могут пасть
от недостатка воды; саксаул не дает тени; бревен из стволов саксаула сде-
лать нельзя, они корявые.
9-Й КОНКУРС – ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРИРОДНЫХ ЗОН
Соедините экологическую проблему с природной зоной, к которой она
относится.
Экологическая проблема
Природная зона
Неумеренный выпас скота
Арктические пустыни
Разрушение почвы тяжелой техникой
Загрязнение морей и побережий нефтью Тундра
Вырубка лесов
Черноморское побережье
Образование подвижных песков
Браконьерство
Лесная зона
Приложение
Саксаул растёт в
Ягель растёт в
Дуб растёт в
Дыни растут в
Персик растёт в
В тексте найти названия животных.
Пришли ребята в зоопарк. Возле входа – поленья.
И объявление: « Мухомор жареный».
Рысью побежал охранник. Ребята за ним, но на
пути заслон. Послышалось рычание.
Принести грабли! – скомандовал охранник.
Принесли самые новые.
Велика банка, - почему-то сказал охранник. И
Так и не увидели ни одного зверя. А жаль.
Их здесь вон сколько! Целых девять, и все на виду.
Найдите их ребята!
Ключ к ответу:
заСЛОН = СЛОН,
принесЛИ САмые = ЛИСА.
Ну а остальных вы теперь без труда сами найдете.
Определить лишнее слово и объяснить, назвав природную зону.
1. Кукуруза, сахарная свекла, хлопчатник.
2. Оленевод, строитель каналов, охотник.
3. Гага, тупик, иволга.
4. Апельсин, черемуха, абрикос.
5. Тушканчик, бобр, антилопа – джейран.
Соедините экологическую проблему с природной зоной, к которой она относится.
Экологическая проблема
Природная зона
Неумеренный выпас скота
Арктические пустыни
Разрушение почвы тяжелой техни-
Загрязнение морей и побережий
Вырубка лесов
Черноморское побережье
Образование подвижных песков
Браконьерство
Лесная зона
Необходимо найти и объяснить ошибки.
« Это было в пустыне. Охотники три дня гонялись за
тиграми, изнемогая от жары и зноя. Верблюды не вы-
держали и пали. Поддерживая друг друга, обжигая
ноги о раскаленные камни, охотники едва добрели до
большой реки. Здесь они утолили жажду и, скинув
пыльную одежду, бросились в воду. Долго плавали, а
затем укрылись от палящего зноя в тени саксаулового
сообразили: построили из саксаульных бревен плот и
благополучно достигли на нем ближайшего селения.»
Конспект урока по окружающему миру в 4 классе
с мультимедийной презентацией
«Путешествие по природным зонам России»
Подготовила и провела
учитель начальных классов
МКОУ «Раздольевская ОШ»
Саламатова А.Ю.
2016-2017 учебный год
Тип урока : нетрадиционный - обобщение изученного материала.
Форма урока : Урок-путешествие.
Цели урока:
Обобщить знания учащихся по разделу «Природа России»;
Закрепить представления об особенностях природы, условиях неживой природы, живых существ,
взаимосвязей в природе, значении природы данной зоны для человека, её использования;
Проверить знания, умения и навыки учащихся по теме.
Развивать:
Познавательный интерес;
Творческую активность;
Умение анализировать с опорой на ранее изученный материал и делать выводы;
Умение работать с картой.
Воспитывать:
Бережное отношение к природе;
Взаимопомощь и взаимоконтроль через совместную деятельность в процессе решения и проверки заданий.;
Повысить интерес к предмету через игровую форму урока.
Оборудование:
Мультимедийная установка, карточки с названием природных зон России, 6 конвертов с набором описания природных зон, «Зоологическое лото», учебники «Окружающий мир» 4 класс, тетради на печатной основе к учебнику «Окружающий мир», карта «Природные зоны России», листы контроля для каждого ученика.
Формы работы: фронтальная, групповая, парная.
Методы обучения: словесно - наглядный, самостоятельная работа учащихся в группах, игровые моменты, конкурсы.
Планируемый результат:
Развитие интереса к изучению природы России.
Совершенствование и углубление первоначальных знаний о природных зонах России.
Самостоятельное составление таблицы с использованием материала учебника.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Учитель: Интересная игра сегодня у нас
К ней готовился каждый из вас.
Чтоб победить, надо много знать,
Уметь думать, логически рассуждать.
Вам, я думаю, всё по плечу,
(Презентация. Слайд 1)
2. Вхождение в тему урока
Учитель: - Сегодня у нас контрольно – обобщающий урок по теме “Природные зоны России”. Путешествуя по природным зонам, мы с вами увидели и услышали много интересного о природе, о растительном и животном мире нашей страны. Наша задача –проверить и обобщить знания по этой теме. Вы сами сможете проверить себя на дорожке знаний.
Если вы будете хорошо отвечать на вопросы, сможете преодолеть большое расстояние. Не забудьте взять с собой смекалку, внимание, наблюдательность, честность и другие хорошие качества.
Для удачного путешествия я предлагаю вспомнить, с чем мы с вами знакомились при изучении каждой природной зоны.
3. Актуализация знаний.
«Разминка» С условиями разминки познакомьтесь на экране. (Презентация. Слайд 2)
(За каждый правильный ответ с места ученик получает картинку с изображением животного) (приложение 1)
(Фронтальная работа по вопросам учителя)
Вопросы учителя:
Предполагаемые ответы учащихся
1. Какими океанами омывается Россия
а) с запада?
б) с севера?
в) с востока?
Атлантический
Северный-Ледовитый
Тихий
2. На территории России располагаются равнины…
Восточно-Европейская, Западно-Сибирская, Средне-Сибирское плоскогорье.
3. Каменным поясом России называют
Уральские горы
4. Самое глубокое озеро России
Байкал
5. Река, несущая свои воды в Каспийское море
Волга
6. Сколько природных зон на территории России
Арктика
Лесная
Пустынь и полупустынь
10. Зона субтропиков на территории России
Черноморское побережье Кавказа.
Учитель: Подведем итоги. Закрасьте столько клеточек на дорожке, сколько есть у вас картинок животных.
4. Обобщение знаний о положении, особенностях неживой природы и занятиях населения природных зон.
Работа в группах.
Учитель:
Мы находимся на станции «Географическая» (Презентация. Слайд 3)
Разделитесь на группы по 4 человека, сидящих по соседству. Каждая группа выбирает руководителя, и получат конверт с названием природной зоны. Внутри конверта находятся различные карточки, но только 3 из них соответствуют вашей природной зоне. Ваша задача отобрать и поместить на доску правильные ответы.
(Ученики работают в группах, находят 3 соответствующих карточки, прикрепляют их на доску, один из группы кратко рассказывают по карточкам о природной зоне при желании добавляя сведения с просмотренного сайта)
Доска:
Черноморс.
Тундра
Арктика
Пустыня
Лесная
Степь
Природная зона
Положение зоны
климат
Занятие населения
Примерный ответ учащегося: «Зона Арктики находится на Северном Ледовитом океане и островах, расположенных в нем. Климат в зоне Арктики характеризуется коротким прохладным летом и длительной морозной зимой. В зоне Арктики многолетняя мерзлота, глубокие снега и сильная метель. Малочисленное население занимается рыболовством, научными исследованиями, перевозкой грузов на кораблях».
(аналогично о других природных зонах).
Проверка и подведение итогов этапа в «Дорожке знаний» по количеству правильных ответов группы.
(Если группа не допустила ошибок, все её члены закрашивают по 3 клеточки, каждая ошибка -1 балл)
5.Физминутка. По родному краю дружно мы шагаем. (марш на месте)
Справа от нас – зелёный луг. (поворот)
Слева от нас находится лес (поворот)
В таком лесу полно чудес.
Белки с ветки на ветку скок, (прыжки)
Филин крыльями машет. Ух!
Аж захватывает дух! (махи руками)
Солнце над берёзами светит нам. (повороты головы)
Мы рады ягодам, грибам! (наклоны)
6. Обобщение знаний о животных, населяющих природные зоны.
Учитель: Мы прибываем на следующую станцию нашего путешествия «Зоологическую»
Игра «Рассели животных по природным зонам» (Презентация. Слайд 4)
(Учащиеся, получившие карточки расселяют их по соответствующим зонам.)
О т в е т: Арктика – кит, тюлень, тупик;
Субтропики – богомол, косуля, дельфин, жук-скарабей;
Тундра – лемминг, северный олень;
Степи – кобылка, суслик;
Зона лесов – рысь, глухарь,лось;
Пустыни – корсак, ушастый ёж.
Проверка:
Учитель: Назовите животных, которые расселены ребятами в зоне Арктики (тундры, лесов и т.д.)
Кто не согласен? Объясните свой ответ.
Подведение итогов по этапу. Если вы поселили своего животного правильно, закрасьте 1 клеточку
Учитель: Пришло время отправляться дальше. Мы прибываем на станцию «Ботаническая»
(Презентация. Слайд 5)
7. Обобщение знаний о растениях природных зон.
Учитель: Ребята! Вам предлагается вспомнить различные растения, произрастающие в той или иной природной зоне и выполнить тест. На индивидуальных листах проставьте номера описаний растений рядом с угаданным названием.
Индивидуальный лист:
каштан
лиственница
ягель
дуб
лишайник
Учитель читает поочередно вопросы по слайду. Дети проставляют номера угаданных растений
(Презентация. Слайд 6)
Самопроверка. Проверьте свои достижения на экране.
(Презентация. Слайд 7)
Правильный ответ: 1-лишайник
2-дуб
3-лиственница
4-каштан
5-ягель.
Учитель: По числу правильных ответов закрасьте клеточки в «Дорожке знаний».
Учитель: Я думаю, что вы успешно справились с заданием, и мы отправляемся на последнюю станцию в нашем путешествии «Экологическую»
8. Обобщение знаний о национальных парках и заповедниках России.
Формирование умения работать с таблицами, самостоятельно используя материал учебника.
(Презентация. Слайд 8)
Учитель: Во время путешествия мы успешно расселили животных по природным зонам, узнали названия растений, произрастающих на территории России. Хочется напомнить, что некоторые из них находятся под охраной государства, как исчезающие. Давайте вспомним, какие заповедники и национальные парки созданы в России в каждой природной зоне.
В тетрадях на печатной основе найдите задание на стр. 46
Используя материал учебника, заполните таблицу
«Заповедники и национальные парки России».
название
Где находится
Когда создан
Остров Врангеля
Зона Арктики
(Между Восточно-Сибирским и чукотским морями)
Таймырский заповедник
Зона Тундры
(Таймырский полуостров)
Приокско-террасный
Зона лесов
(На юге Московской области по берегу Оки)
1945 год
Дрофиный питомник
Зона степей
Заповедник «Черные земли»
Зона пустынь
(республика Калмыкия)
1990 г.
Сочинский национальный парк
Черноморское побережье
Работа в парах по проверке заполненной таблицы по слайду на экране.
(Презентация. Слайд 8)
Учитель: За каждый правильно указанный заповедник закрашивается одна клетка. Суммируйте количество правильных ответов и закрасьте соответствующее количество клеток.
Учитель:
Какой вывод по получившейся таблице можно сделать?
Предполагаемый ответ учащегося: Государство заботится о природных ресурсах страны. Это подтверждается тем, что по всей территории России созданы заповедники и национальные парки, где редкие растения и животные находятся под охраной.
9. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Учитель: Сколько километров прошли по дорожке знаний? (1 клетка – 1 км)
На какой из станций Вам особенно было интересно?
Что удалось на уроке?
Что не получилось, над чем нужно поработать?
Учитель: Мне особенно хочется отметить ребят,
которые активно работали на уроке...
10. Домашнее задание: (Презентация. Слайд 9)
Вам предоставляется задание по выбору:
А) «Я эколог-исследователь» .Приготовить сообщение о редком растении или животном одного из заповедников;
Б) « Охраняй природу!» Выполнить задание в тетради с печатной основой стр. 47-48 «Красная книга России»
В) «Юный географ» подготовить реферат по теме “Природные зоны России»
- Правила препинания. Пунктуационная норма. Значение пунктуации в русском языке. Виды знаков препинания, которые есть в русском языке
- Пьесы на немецком языке для детей - Немецкий язык онлайн - Start Deutsch Сценарий детских пьес на немецком языке
- Запятые при обращении и междометии
- Знаки препинания при обращении