Методическая копилка. Расскажи, что изображено на картинке весной
Разделены на две большие категории: самостоятельные и служебные. Среди самостоятельных одной из наиболее сложных для понимания принято считать причастия. Главной трудностью для учащихся и студентов является деление на страдательные и действительные причастия. На самом деле эта задача будет под силу каждому, кто знает опознавательные черты, которыми обладают все представители данной части речи. Для того чтобы различать страдательные и действительные причастия, необходимо запомнить две нехитрые формулы:
А) Действительное причастие служит для обозначения признака объекта, который совершает действие.
Б) Страдательное, в свою очередь, необходимо для обозначения субъекта действия, т. е. того предмета, на который это действие направлено.
Иногда действительное причастие сложно отличить от страдательного только по смыслу. В этом случае нужно обращать внимание на грамматические и морфемные характеристики слова. Для образования данной части речи используются специальные суффиксы-идентификаторы, по которым мы можем с уверенностью судить, действительное причастие или страдательное причастие видим перед собой.
Действительные причастия настоящего времени
Берут свою основу у глаголов настоящего времени (несовершенного вида) с добавлением суффиксов -ущ, -ющ (для I спряжения) или -ащ, -ящ (для II спряжения). Например, причастие «бегущий» образовано от глагола I спряжения бегать. Картинка 1: Девушка, готовящая суп (готовящая - действительное причастие настоящего времени).
Действительное причастие прошедшего времени
Образуется от основы инфинитива глаголов, стоящих в прошедшем времени (совершенного вида), при добавлении суффиксов -ш, -вш. Например, причастие "заснувший" образовалось от глагола "заснуть". Глаголы с суффиксом -ну несколько выбиваются из этого правила, так как у действительных причастий, образованных от этих глаголов, соответстующий суффикс пропадает. Пример: промокнуть - промокший.
Страдательные причастия
Образуются по тем же правилам, но отличаются от действительных опознавательными морфемами. Так, страдательным причастиям настоящего времени, образованным от основы инфинитива глаголов прошедшего времени, свойственны такие суффиксы, как -нн, -енн, -ённ, -т. Примеры: сказать - сказанный (суффикс -нн), раскалить - раскаленный (суффикс -ённ).
Страдательные причастия настоящего времени же берут свою основу у глаголов настоящего времени, к которой добавляются суффиксы -ем (-ом) или -им, в зависимости от спряжения. К примеру, причастие "сжигаемый" соответствует глаголу I спряжения «сжигать», а причастие "любимый" (не путать с прилагательным «любимый») - глаголу II спряжения «любить». Картинка 2: Собака, ругаемая хозяином (ругаемая - страдательное причастие настоящего времени). Любопытное свойство возвратных глаголов с постфиксом -ся заключается в том, что при образовании причастий они этот постфикс сохраняют. Например: забыться - забывшийся (действительное причастие прошедшего времени). Таким образом, научиться разбираться в многообразии причастий отнюдь не сложно. Немного теории и постоянная практика помогут любому начинающему "лингвисту".Что такое причастие прошедшего времени и как его понять?
Русский язык - это куча правил, которые нужно не просто знать, а понимать, чтобы грамотно писать и красиво говорить. Тема причастие - одна из важных тем, усвоив которую можно научиться немногословной, но выразительной речи.
Сравните предложения вялым и причастным оборотом: Первый вариант более лаконичный, красивый и поэтичный, чем второе предложение.
Из курса школы известно, что причастие - это совсем не простая форма глагола потому, что она имеет свойства и глагола и прилагательного. От глагола эта часть речи имеет вид и время, а от прилагательного - род, число, падеж и полную/краткую форму. Также причастие делится на действительное и страдательное.
Например:
Идущий мальчик - это действительное причастие, т.к. это он сам делает это действие - он идет!
Стрекочущий кузнечик - само насекомое выполняет действие - стрекоче.
Платье, носимое девочкой - это страдательное причастие, потому что это не платье производит действие, а девочка: это же она носит платье.
Вымытая Таней посуда искрила блеском и чистотой. Действие производит, не посуда, а Таня.
Каковы главные условия правописания суффиксов у причастий в настоящем времени вроде не сложно: надо только запомнить, какой суффикс относится к определенному спряжению.
А как образуется причастие прошедшего времени ?
Оно формируется с помощью основы глагола любого времени и суффиксов, которые ему помогают:
Идет - идущ ий, поет - поющий, играет - играющий - это настоящее время; любил - любивш ий, хотел - хотевший, мечтал - мечтавший, кормить - кормивший - это прошедшее. Для действительного и страдательного времени есть свои специфичные суффиксы:
Действительное причастие прошедшего времени.
Образуется от основы глагола с помощью суффиксов: -вш-, -ш-. Вид и переходность значения не имеют.
Суффикс зависит от окончания основы глагола:
- Если она оканчивается на гласный, то - вш-. Рисов а ть - рисовавш ий, строить - строивший, смотреть - смотревший.
- И если на согласный, то -ш-. Вез ти - вез ший.
- Если причастие прошедшего времени составляется от глагола на -ть, то суффикс -вш- будет писаться после той гласной, которая перед -ть.
Например: мы ть - мы вший, хохота ть - хохота вший, висе ть - висе вш ий.
На примере таблицы можно подробно рассмотреть образование действительного причастия прошедшего времени в зависимости от глагольных признаков.
Действ. причастие |
|||
Таким образом, действительные причастия прошедшего времени совсем не трудны в понимании.
Чтобы легко проверять переходность причастия можно от слова поставить вопрос, если от него можно задать вопрос косвенного падежа, то это непереходный глагол. Например:
Глядеть (что?) фильм, печатать (что?) реферат;
Бежать (где?) по дороге. Здесь вопрос «что?» не подойдет, значит это непереходный глагол и причастие соответственно.
С видом проблем не должно возникнуть: если действие в процессе - это несов. вид, если уже произошло - сов. вид.
Страдательное причастие в прошедшем времени.
Они образуются от переходного глагола соответствующего времени. Вид особо не имеет значения, но от глаголов несов. вида причастий совсем не много.
Какой основой оканчивается глагол |
От глагола с сов/несов. видом |
|||
Ать, -ять, -еть. |
||||
Оть, -нуть + односложные гл. |
По таблице теперь возникает только один важный вопрос: когда суффиксы страдательных причастий прошедшего времени пишутся с одним н, а когда с двумя?
Тут важно запомнить несколько немудреных правил:
Одна -Н будет у глаголов несовершенного вида если они:
- не имеют зависимое слово, приставку, -ова-/ -ёва-; Например: жареный, вареный, копченый.
- краткие причастия; Например: дети кормлены, товарищество образовано, дело решено.
Две - НН имеют полные страдательные причастия прошедшего вида , образованные глаголами совершенного вида с наличием:
- зависимых слов. Например: жареный в масле осетр. Вареный в бульоне горох.
- -ова-/-ёва-. Например: балованный мамой ребенок. Заколдованный ее чарующим взглядом принц.
Они имеют ту же синтаксическую функцию, что и прилагательные, т.е. в предложении являются чаще всего определением .
Причастие прошедшего времени также может иметь возвратный суффикс -ся. Например: спрятавшийся таракан, колотый орех, вывалившийся песок, рассмеявшаяся красавица, испугавшаяся муха.
Но всегда в русском языке есть свои исключения, которые могут быть не такими так все. Такие слова как «искать», «любить» и «брать» не способны образовывать страдательные причастия: им это абсолютно не под силу. Есть еще такая особенность у глаголов оканчивающихся на -сти: они могут перевоплотиться в страдательное причастие прошедшего времени .
Например:
- Сплести. Сплетенные бабушкой варежки смотрятся совсем как магазинные.
- Украсть. Украденные котом тапки мы долго не могли найти.
- Обрести: Вновь обретенная Шариком кость долго его радовала, из-за чего он долго вилял хвостом.
- Найти: Когда найденные шпаргалки учитель обнаружил, Вася понял, что надо придумать способ схитрить лучше, но чем больше он хитрил, тем больше ему приходилось знать.
Подводя итоги важно вспомнить главное: суффиксы причастий прошедшего времени - это вш, ш у действительных причастий, и нн,т, енн у страдательных. Запомнив их и правила употребления одной и удвоенных н вопросов с причастиями прошедшего не будет.
Следует остановить внимание учащихся на том, что страдательные причастия прошедшего времени образуются от глаголов совершенного вида и почти не образуются от глаголов несовершенного вида (исключениями являются причастия читанный, писанный, виденный, слышанный, надеванный, несенный, тертый, колотый и некоторые другие).
Это полезно показать на парных глаголах, например: встретить и встречать; от глагола совершенного вида встретить образуется форма встреченный, а от глагола несовершенного вида встречать страдательное причастие прошедшего времени не образуется (учащиеся часто образуют несуществующую форму «встречанный»).
Полученные знания закрепляются в процессе выполнения упражнения.
Обозначить вид и переходность каждого глагола. Где возможно, образовать страдательные причастия прошедшего времени, где невозможно, объяснить почему: бросить (с. в., перех.) - брошенный; бросать (н. в., перех.) - не образуется; броситься (с. в., неперех.) - не образуется.
а) Выявить, выявлять; решить, решать; доставить, доставлять; повысить, повышать; расчистить, расчищать; полить, поливать; сеять, посеять; выключить, выключать.
б) Повторить, повторять, повториться; встречать, встретить, встретиться; назвать, называть, назваться; возвратить, возвратиться, возвращать; ходить, исходить; убежать, пробежать; гулять, прогуляться; занять, занимать, заняться, заниматься.
При образовании страдательных причастий прошедшего времени учащиеся чаще всего ошибаются в написании гласной перед суффиксом -нн- или неправильно употребляют суффикс -енн-. Очень важно научить их различать эти суффиксы. Для этого учащиеся должны запомнить, что суффикс -нн- прибавляется к основе прошедшего времени, оканчивающейся на а, я.
Во всех остальных случаях прибавляется суффикс -енн-. Перед суффиксом -нн- сохраняется та же гласная, что стояла в глаголе прошедшего времени. Учащимся полезно напомнить, что действительные и страдательные причастия прошедшего времени образуются от основы прошедшего времени, к которой прибавляются суффиксы причастий.
Тренировку можно провести на следующем материале.
1. Образовать страдательные причастия прошедшего времени с суффиксами -нн- и -енн- от данных глаголов.
Закончить, потерять, оскорбить, схватить, зажечь, распахать, выслушать, потревожить, обидеть, осветить, услышать, успокоить, осмеять, испечь, претворить.
2. Образовать действительные и страдательные причастия прошедшего времени от глаголов.
Почистить, расплавить, выдержать, взлелеять, отворить, смутить, разложить, доставить, укусить, обещать, прострочить, рассказать, разрушить, наградить, овеять, преобразить.
3. Данные причастия разобрать по составу; указать глаголы, от которых они образованы.
Увенчанный славой, отвинченная гайка, сломанный стул, сломленная воля, разбросанные вещи, заброшенные поля, настоянные травы, удостоенный награды, выкаченная из погребабочка, выкачанная вода, взвешенные товары, развешанные ковры, замешенное тесто, размешанный раствор, припаянная труба, вспоенный молоком, затаенная обида, затеянная игра, вываленный из машины торф, вывалянная в муке рыба.
4. Образовать страдательные причастия прошедшего времени и составить с ними словосочетания: потерять - потерянное время.
а) Заклеить, напечатать, одержать, ограничить, засеять, накормить, исказить, выучить, затратить, удержать, вылечить, разбудить, раскрасить, перемножить, вымазать.
б) Сшить, разбить, понять, согнуть, забыть, выбить, прополоть, свернуть, скрыть, снять, развернуть, принять, покинуть, открыть, обмануть, вынуть.
5. К данным глаголам подобрать видовые пары и, где возможно, образовать действительные и страдательные причастия прошедшего времени: оставить - оставивший - оставленный; оставлять - оставлявший.
Возвратить, продолжить, сохранять, исправлять, запретить, удивить, озлоблять, возглавить, объяснить, уточнить, стеснять.
После соответствующей тренировки учащиеся довольно успешно овладевают написанием этой орфограммы. Однако трудности возникают тогда, когда появляется необходимость отличать причастие от сходных форм прилагательного. Так, школьники смешивают написание однокоренных слов разменянный (рубль), замененная (деталь), разменная (монета) потому, что не могут правильно разобрать их по составу и найти слова, от которых они образованы. Или еще пример: слово медленный учащиеся считают причастием, образованным от глагола медлить.
Однако глагол медлить непереходный, и страдательные причастия от него не образуются. Значит, медленный - прилагательное (от него можно образовать форму сравнительной степени медленнее, что характерно для качественных прилагательных) слово же замедленный (шаг) - причастие, оно образовано от переходного глагола совершенного вида замедлить.
Таким образом, учащиеся должны понять, что, если к данному слову невозможно подобрать глагол, от которого оно образовано, значит, это прилагательное.
Владимир Степанов
АЗБУКА ВРЕМЁН ГОДА
ЗИМА
Бела дороженька, бела.
Пришла зима. Зима пришла.
Я шапку белую ношу,
Я белым воздухом дышу,
Белы мои ресницы,
Пальто и рукавицы, -
Не различить меня в мороз
Среди белеющих берез.
Замру. И белка в тишине
Вдруг спрыгнет на руки ко мне.
Декабрь
Стынут ветви у берез,
По утрам трещит мороз.
Ну а мишке все равно -
Он в берлоге спит давно.
Январь
Замело в лесу пригорки
И овражки замело.
Зайка выскочил из норки -
Тихо. Холодно. Бело...
Февраль
Ходит грозный Вьюговей
В снежной шапке до бровей.
Даже волк, разбойник-волк,
Испугался и примолк.
ВЕСНА
По опушке шла Весна,
Ведра с дождиком несла.
Оступилась на пригорке -
Опрокинулись ведерки.
Зазвенели капли -
Загалдели цапли.
Испугались муравьи -
Двери заперли свои.
Ведра с дождиком Весна
До села не донесла.
А цветное коромысло
Убежало в небеса
И над озером повисло -
Чу-де-са!
Март
Замер лес в прозрачной дымке,
На деревьях тают льдинки.
С веток падает капель,
И слышна синицы трель.
Апрель
Снег сошел. Запахло прелью.
Прокатился в небе гром.
Муравьи под старой елью
Всем семейством строят дом.
Май
Дружно лопаются почки,
Распускаются листочки.
На траве роса дрожит,
Лось за радугой бежит.
ЛЕТО
Соломенное лето,
Соломенный песок.
Соломенная шляпа
Сползает на висок.
Соломенные дали,
Соломенные дни.
Соломенные кони
На солнышке видны.
Соломенное небо,
Соломенный шалаш.
Соломинкой рисую,
Забыв про карандаш.
Июнь
Солнце в небе светит ярко,
Но в густой тени не жарко.
Тут и там поют птенцы -
Леса новые жильцы.
Июль
В золотых цветах опушка,
Пчелы водят хоровод.
В камышах кричит лягушка:
Из-за речки дождь идет.
Август
До утра в лесу тепло
От смолистых сосен.
Белка гриб несет в дупло...
Наступает осень.
ОСЕНЬ
Заглянула осень в сад -
Птицы улетели.
За окном с утра шуршат
Желтые метели.
Под ногами первый лед
Крошится, ломается.
Воробей в саду вздохнет,
А запеть -
Стесняется.
Сентябрь
Пусто в домике стрижа -
Улетел бедовый,
И как зонтик у ежа
Желтый лист кленовый.
Октябрь
Вяжет сети паучок,
Гонит тучи ветер.
Загрустил бурундучок
О прошедшем лете.
Ноябрь
В инее ложбина,
В огоньках рябина.
Дятел клювом бьет -
Зиму в гости ждет.
Лидия Огурцова
12 МЕСЯЦЕВ
В ночь под самый Новый год
На лесной опушке
У костра сидел народ,
Будто на пирушке.
Молодцы шумели там,
Слышен гул и споры.
Тайну их открою вам
Я, бесспорно, скоро.
Старший говорил: - Я рад
Встрече с вами, братцы!
Новый год помог собрать
Месяцев двенадцать.
У костра мы ночь зимой
Вместе коротаем -
И по очереди свой
Посох поднимаем.
Первым посох взял Январь -
И взыграла стужа.
Подошёл к нему Февраль -
Ветер снег завьюжил.
Встал за ними месяц Март -
Вмиг весной пахнуло.
Посох взял четвёртый брат -
И земля вздохнула.
Засмеялся тут Апрель
Голосочком нежным.
Посох вверх - звенит капель
И цветёт подснежник.
Рядом встал красавец Май -
Зашумели травы,
Слышен гомон птичьих стай,
Зелены дубравы.
А когда пришёл Июнь -
Лето заиграло.
Посох взял за ним Июль -
Всё вокруг сияло.
Вот уж Август подошёл -
Лето подустало:
Дождик ласковый пошёл,
Ягод много стало.
Поспешил за ним Сентябрь -
Листья пожелтели.
Посох братец взял Октябрь -
Птицы улетели,
Закружился листопад,
Вот и дни короче.
"Осень", - люди говорят, -
Холоднее ночи.
Первый снег принёс Ноябрь -
Попрощалась осень.
Посох в руки взял Декабрь -
Снегом лес заносит.
На пороге Новый год -
Веселятся братцы:
Водят дружно хоровод,
Месяцев двенадцать!
Олег Бундур
ВЕРНИСАЖ
Листья. Жёлтый карандаш –
Это осени пейзаж.
Белизна, сугроб, осинка –
Это зимняя картинка.
Тает снег, ручьи, капели –
Тут весна на акварели.
Солнце, луг, цветов полно –
Это лета полотно.
А вот тут – художник ваш,
Кто творил всю эту прелесть
И устроил вернисаж!
Валентин Берестов
ВРЕМЕНА ГОДА
Будь лето вечным -
всё бы погорело.
Будь вечной осень -
всё бы отсырело.
Зимою вечной
всё б оледенело.
Вот вечная весна -
другое дело!
Ирина Гурина
ВРЕМЕНА ГОДА
Зима спускалась к нам с небес,
Мешок большой несла чудес:
И новый год, и сказки,
И лыжи, и салазки,
И елку, и игрушки,
И снег в большой кадушке!
Но вдруг растаяла она,
Сменила зимушку весна!
Бежит, торопится ручей,
Поет чудесно соловей,
Расцвел в проталине подснежник,
А с неба солнце светит нежно!
Но вот весна уж на исходе,
И лето царствовать приходит!
Душистый запах земляники,
Кусты колючей ежевики,
Пшеница зреет в колоске,
Грибочки первые в леске!
А вот и осени черед,
Но осень не спеша идет!
Она несет нам листопад,
И спелых яблок целый сад!
Вот так проходит длинный год,
И вновь зиме идти черёд!
Татьяна Варламова
ВРЕМЕНА УЧЕБНОГО ГОДА
ОСЕНЬ
Осенний дождик барабанит мне в окошко,
У школы лужи и опавшая листва.
И тучи серые, и мокрая дорожка,
И всюду грязь, и заболела голова…
Льет слезы горести печальная природа.
Тоскливо нА сердце, и хочется поспать.
Ну, как не совестно в ненастную погоду
ЗИМА
Земля окутана хрустальной пеленою,
В сугробы белые ныряет детвора,
Коньки наточены, и лыжи предо мною,
Метель закончилась, и в лес давно пора.
Полно на улице веселого народу!
Зима-проказница зовет в снежки играть!
Ну, как не совестно в морозную погоду
Уроков школьникам так много задавать?!
ВЕСНА
Лучи весенние всю землю отогрели,
Повсюду буйствует зеленая трава,
И разливаются над нами птичьи трели,
И светит солнце, и кружится голова!
Манит в объятия волшебница-природа!
Гляжу на улицу, и хочется гулять…
Ну, как не совестно в хорошую погоду
Уроки нам, несчастным детям, задавать?!
Иван Суриков
ЧЕТЫРЕ ЦВЕТА ГОДА
Белый
Белые шапки на белых березах.
Белый зайчишка на белом снегу.
Белый узор на ветвях от мороза.
По белому лесу на лыжах бегу.
Синий
Синее небо, синие тени.
Синие реки сбросили лёд.
Синий подснежник – житель весенний,
На синей проталинке смело растет.
Зеленый
В зеленом лесу на зеленой травинке,
Поводит усами зеленый жучок.
Зеленую бабочку на тропинке,
Накрыл мой сачок, нитяной колпачок.
Желтый
Желтое солнце греет слабее.
Желтые дыни на желтой земле.
Желтые листья шуршат по аллее.
Желтая капля смолы на стволе.