Max payne 3 все золотое оружие. Мертвый член банды
Max Payne 3 можно смело назвать игрой для безумных коллекционеров. Множество званий, ачивок, длительнейшая прокачка в мультиплеере, где чтобы взять максимальный ранг Легенда 10, необходимо добраться до максимального 50-го уровня 10 раз, а также – золотое оружие.
В то время, как остальные награды в игре больше рассчитаны на упорных любителей ставить перед собой сложные цели, поиск золотого оружия понравится тем игрокам, которые привыкли обшаривать все тайные уголки каждой локации.
Во время прохождения главы, вы можете найти до трех видов оружия, которые можно будет превратить в золото. Каждое оружие разобрано на три части и разбросано в тайниках на локациях. Как только вы соберете все, оружие получит новый скин золотого цвета, у него увеличится обойма, а сила атаки вырастет на 10%.
Ниже мы расскажем вам, где именно искать составные части золотого оружия, но помните, что самостоятельное исследование локации доставляет гораздо больше удовольствия.
Первая глава
Здесь можно обнаружить золотой РТ 92.
Первая его деталь лежит едва ли не у входа в первую локацию – не пропустите ее! После завершения обучения, расправьтесь с первой группой атакующих вас врагов и посмотрите на пол перед окном. У левой стены будет лежать деталь золотого оружия.
Затем вы попадете в перестрелку, где необходимо будет освободить заложников. Сделав это, вы снова окажетесь в офисном здании. Пройдите в правый угол комнаты мимо овального стола, за которым сидел охранник. Около вазона с папоротником между колоннами будет лежать вторая деталь РТ92.
Следующая часть лежит на подземном паркинге. Найдите там стену, на которой написано Nivel A и присмотритесь – справа от этой надписи, сразу за колонной с маркировкой В01, вы сможете поднять третью деталь.
Вторая глава
Во второй главе можно обнаружить.38 Revolver и Mini-30.
Когда закончите отстреливать в клубе врагов, поднимитесь к пульту. Можете начать свою вечеринку, но лучше – просто подберите часть от.38 Revolver с пола. Зачем диджею нужна была часть золотого оружия?
Любая хорошая вечеринка заканчивается в баре, потому уйдите из зала через открывшуюся дверь. Вы попадете в небольшой бар, где за стойкой вас будет ждать первая деталь от Mini-30.
Когда оставите Рауля в вертолете – сможете вернуться к вечеринке. Снова оказавшись в развлекательном комплексе, войдите в следующий бар и снова поднимитесь к пульту, где будет лежать вторя деталь от.38 Revolver.
Следующая деталь золотого Mini-30 ждет Макса в суши-баре. Последи зала, между столиками вы сможете подобрать нужную часть оружия.
Далее – спокойно летите на вертолете. Когда выйдете на взлетную площадку, спуститесь вниз и пройдите направо в небольшое помещение. За дверью вас будет дождаться третья деталь золотого Mini-30, а также – неплохой вид из окна.
Когда расправитесь с противниками на крыше – не спешите. Пройдите вдоль огромных букв на крыше до конца, поверните вправо. Там будет лежать третья деталь.38 Revolver.
Третья глава
В этой главе можно достать золотые М10 и М82А1.
После допроса бандита, зайдите в небольшую телестудию, где на полу рядом с камерой найдете первую деталь М10.
Когда попадете в спортивный магазин – найдите полку с бутсами. Максу, конечно, вряд ли интересна новая спортивная обувь, а вот первая деталь от М82А1, которая лежит там же, точно лишней не станет.
Бутсы из магазина нужно опробовать, так что идите на стадион. Там спуститесь по крайней левой лестнице вдоль трибун до самого конца. Побегать по полю так и не удастся, зато вы подберете вторую деталь М10.
Снаружи вы снова попадете в длительную перестрелку, а после – опять войдете в здание. Найдите витрины с различными наградами и развешанные по стенам плакаты. За ними будет располагаться VIP-зона, где на кресле в первом ряду вы обнаружите третью деталь от М10.
Снова выйдя на трибуны, еще раз спуститесь вниз, после чего пройдите налево. У стены вас будет ждать вторая деталь М82А1.
Последнюю деталь собрать будет немного сложнее, поскольку на вас начнет охоту снайпер. Пробегите вверх, но добравшись до двери, не входите, а бегите направо, до противоположной стены. У самого забора будет лежать третья деталь М82А1, а снайпер вас здесь не заденет – вас защитит стена.
Четвертая глава
Здесь найти можно целых три отличных пушки: 1911, М500 и SAF 40 CAL.
Одна из деталей от 1911 встретится вам перед дверью бара после перестрелки. Возле двери обследуйте правый угол.
Поднявшись на второй этаж того же бара, найдите вторую деталь 1911. Она лежит в тупике неподалеку от батареи.
Когда пройдет сцена с пожаром, дойдите до лестницы и поверните направо. Эта деталь спрятана хитрее, чем все предыдущие – вам нужно пролезть через дыру в стене, за которой в куче обгоревшего хлама вы сможете подобрать первую деталь от SAF 40 CAL.
Поднявшись на крышу, когда покончите с бандитами, развернитесь назад и пройдите до края крыши, затем – вправо. Там будет лежать вторая деталь М500.
После падения с водокачки и последующей перестрелки оставьте Рауля и направляйтесь влево. Там, поднявшись на выступ, идите до карниза. Справа будет лежать вторая деталь SAF 40 CAL.
Затем вы снова войдете в здание, где нужно будет уничтожить противников и найти нишу в стене рядом с лестницей. Попасть в нее можно рядом со складом досок. Пролезьте туда и подберите последнюю часть М500.
Пятая глава
В пятой главе вы можете обнаружить золотые Micro 9MM и LMG.
С самого начала вы попадете на территорию старого склада, где у контейнеров нужно будет убить охрану. После этого заберитесь на ящик, а затем – на контейнер чуть правее от дороги. Там будет лежать первая деталь Micro 9MM.
Покинув комнату комнаты, где держали Фабиану, идите по дороге, держась правее. Около стального забора-сетки вы подберете вторую деталь от Micro 9MM.
Убив врагов на складе, перед тем, как нажимать на кнопку, поднимитесь на второй этаж и поверните налево, где и будет лежать третья деталь от Micro 9MM.
Открыв ворота гаража, идите к двери, где висит лампа. За ней будет двор со множеством железных ящиков, в одном из которых будет лежать первая деталь LMG.
Когда вам нужно будет идти в доки, войдите в сарай справа от лестницы и поднимите следующую деталь LMG.
Попав за ворота, посмотрите на право – там будут стоять две лодки. За той, что стоит от вас дальше, идите налево. Последняя деталь LMG будет лежать там.
Шестая глава
Здесь лежит один только MD-97L.
По завершении боя в офисе идите в левую сторону, там находится конференц-зал. За одним из столов будет лежать первая деталь MD-97L.
Когда вы спуститесь вниз, идите вправо – вы попадете во двор. Около фонтана, похожего на водопад, обнаружите следующую делать MD-97L.
Расстреляв врагов в холле здания, найдите его макет справа от входа. Нужно разбить стекло и достать оттуда третью деталь MD-97L.
Седьмая глава
Здесь у вас будет шанс соберать SPAS-15 и Sawn-Off.
Одна из деталей Sawn-Off ждет вас в довольно неприглядном месте – кабинке туалета. Пройдя мимо бильярдного стола, пройдите к изображению стриптизерши ка стене и войдите внутрь. В кабинке возле унитаза будет лежать нужная часть оружия.
Когда завершится перестрелка, и откроется дверь, пройдите в нее и найдите вторую деталь Sawn-Off слева.
Снова выйдя наружу, пройдите направо за подгнивающим корпусом автомобиля. Там около стопки досок будет лежать вторая деталь SPAS-15.
Миновав в трущобах несколько пролетов, идите влево до упора, чтобы подобрать последнюю деталь SPAS-15.
Когда за вашей спиной захлопнется очередная дверь – идите к пальме, которая растет между парой лестниц. Там на земле будет лежать последняя деталь Sawn-Off.
Восьмая глава
На территориях восьмой главы спрятаны 608 Bull и Auto 9MM.
У ворот кладбища идите от лестницы направо до последней могилы. Там найдется «подарок» от родственников погибшего – первая деталь от Auto 9MM.
Около грузовиков вас ждет очередная перестрелка. Уничтожив врагов, идите по маленькой тропинке к статуе ангела перед обелиском. Там вы подберете первую деталь 608 Bull.
Следующая деталь 608 Bull находится в центральной части кладбища посреди сооружения с саркофагом и куполом. Перед саркофагом и будет лежать часть золотого оружия.
Когда вы дойдете до офиса ритуальной службы, слева от дороги вы увидите сарай. Войдите в него и поищите в нише последнюю деталь Auto 9MM.
Теперь идите в церковь и пройдите к кафедре, за которой читает проповеди священника, под которой обнаружится очередная деталь 608 Bull. Священник явно был не так уж прост.
Девятая глава
На этом уровне вы обнаружите DE .50 и M972.
Убейте первого полицейского, затем спускайтесь. Войдя во двор, идите к дому, который покрашен в грязно-зеленый. Около входа обнаружится первая деталь DE .50.
Внутри квартиры, где вы встретили женщину, идите к висящему на стене распятию, а дальше – зайдите в ванную комнату. В душевой обнаружится первая деталь M972.
Уничтожив вертолет, идите по улочке вниз, до лестницы. Там стоит два больших мусорных пакета. Около них и дожидается вас вторая деталь M972.
После кат-сцены, где полицейские убивают граждан, проследуйте вдоль кованного забора и найдите ржавое колесо в кустах. Около него будет лежать вторая деталь DE .50.
Затем вас ждет еще одна кат-сцена, после которой нужно будет перейти по деревянному мостику. За мостом загляните за калитку – там обнаружится третья деталь DE .50.
Десятая глава
В этой главе можно будет найти золотые версии M4 Super 90 и FAL.
Убейте снайперов и идите к разбитым автобусам – они находятся справа. Обшарьте все автобусы – в одном из них и будет дожидаться вас деталь FAL.
Когда вы попадете на автобусную станцию, не спешите открывать дверь. По левую сторону от вас будет кладовка, где можно достать деталь от M4 Super 90.
Попав в офисные помещения на станции, идите вниз. Там будет стоять автобус, внутри которого и находится вторая деталь FAL.
В следующем офисе с множеством компьютером, где у входа на столе стоит коробка с пончиками. За этим столом на полу вас ждет третья деталь FAL.
Одиннадцатая глава
Во время прохождения этой главы вы сможете собрать золотые версии АК-47 и Super Sport.
В ресторане направляйтесь на кухню, но ищите там не еду, как обычно, а служебный вход. За дверью будет лежать первая деталь от Super Sport.
В яхте идите позагорать наверх – на палубу. Дойдите до тупика по правой стороне вдоль заграждения, возьмите вторую делать Super Sport.
На капитанском мостике вы обнаружите первую деталь АК-47 в распахнутом сейфе.
Когда окажетесь в доках – идите к подъемному крану по правую сторону рельс. Рядом с этим краном возьмите вторую деталь АК-47.
Окажитесь на противоположной стороне канала, перестреляйте противников и двигайтесь в правую сторону до упора. В углу вас ждет третья деталь Super Sport.
Наконец, войдите в здание и пройдите на второй этаж, затем поверните направо и снова идите вниз. У лавочки будет лежать третья деталь АК-47.
Двенадцатая глава
На локациях главы вы найдете детали RPG и FMP G3S.
В заброшенном доме, на втором этаже, идите налево. Там, в ванной, будет лежать деталь RPG – возьмите ее.
Затем вас ждет дорога по коридору, в котором нужно внимательно смотреть по сторонам. Вам нужно будет пролезть в дыру в стене, в комнату, где вас дожидается следующая деталь RPG.
Поднимитесь еще выше – на третьем этаже вы увидите стеклянные двери и офисный стол по правую сторону от них. За этим столом вы можете подобрать вторую делать FMP G3S.
После очередной кат-сцены вас перебросит в новую локацию. Внимательно смотрите по сторонам. За большим креслом справа от основного пути обнаружится третья деталь FMP G3S.
Спрячьтесь от снайперов и идите вправо, где вы увидите наполовину заброшенный балкон. Там за углом будет лежать третья деталь RPG.
Тринадцатая глава
На этом уровне вас ждут LAW, G6 Commando и MPK.
Первым делом вы попадете в коридор, по которому можно добраться до тюрьмы. Идите до упора, потом – налево, и обнаружите деталь МРК.
Когда расправитесь с автомобилем недалеко от участка – идите туда. Рядом со входом будет стоять мусорный бак, рядом с которым обнаружится вторая деталь от Law.
Следующая часть золотого оружия лежит, опять-таки, в душевой, но на этот раз в спортивном зале. Зайдите туда и подберите вторую деталь МРК.
Затем, когда окажетесь на следующей локации, идите на кухню. Здесь снова не будет еды, зато обнаружится вторая деталь G6 Commando в одном из ящиков стола.
Перед тем, как уйти с локации, зайдите в офис справа, чтобы взять там за столом финальную деталь G6 Commando.
В холле станьте лицом к комнате охраны – там видно множество мониторов, и идите в стеклянную дверь слева. Там лежит третья деталь МРК.
Последняя часть Law найдется в тире, слева от входа, прямо за кучей мешков.
Четырнадцатая глава
В финальной главе вы сможете собрать RPD и Rotary Grenade Launcher.
Попав на локацию, заберитесь на правую часть багажной ленты и бегите (или медленно катитесь, чем не вариант) вперед до возвышения. Поднявшись туда, вы обнаружите первую деталь Rotary Grenade Launcher.
На втором этаже идите до красной двери, затем – направо. Там будет лежать еще одна деталь Rotary Grenade Launcher.
Попав в зал аэропорта, заберитесь на второй этаж, пройдите по мостику над залом и идите налево до упора. Там вы обнаружите первую деталь RPD.
Снова вернитесь на первый этаж и поищите магазин «Gosto». Встав к нему спиной, идите прямо до тех пор, пока не уткнетесь в стойки регистрации. Именно здесь и будет ждать вас вторая деталь RPD.
Наконец, третью часть RPD вы сможете найти в вагоне электрички. Зайдите в вагон и идите назад. Там, в самом конце вагона, вы и подберете последнюю деталь в игре.
Так же, как и в прошлых частях серии, в Max Payne 3 доступно множество различных видов оружия.
Теперь Макс Пэйн может использовать оружие в обеих руках (как одинаковое, так и разное). Макс так же может использовать пистолет вместе с более тяжелым одноручным оружием, вроде обреза.
Введена система «колеса» для выбора оружия.
В отличии от предыдущих частей франшизы, в Max Payne 3 количество пушек, которые Макс может носить с собой, ограничено до двух пистолетов и одного более крупного оружия. При попытке использовать два пистолета одновременно, Макс автоматически выбросит свое двуручное оружие.
Коктейли Молотова и гранаты, которые бросают противники, можно подстрелить в полете, заставив взорваться.
Одноручное оружие
Ближнего боя:
- полицейская дубинка;
- электропогонялка для скота;
- электрошокер;
- перцовый спрей.
Пистолеты:
- .38 Revolver
- 608 Bull
- Auto 9mm (использует патроны от SMG)
Пистолеты-пулеметы:
- Micro 9mm
Гладкоствольное:
- Обрез
Двуручное оружие
Пистолеты-пулеметы:
- SAF .40
Гладкоствольное:
- M4 Super 90
- SPAS-15
- Super Sport
- Hammerhead
Штурмовые винтовки:
- AK-47
- MD-97L
- G6 Commando
- LMG .30
- M4 Assault
- UAR-21
- IMG 5.56
- IA2 AR
Винтовки и снайперские винтовки:
- Mini-30
- FMP G3S
- M82A1
Пусковые установки:
- Rotary Grenade Launcher
Снаряды
- консервная банка (только в мультиплеере)
- световая граната (только в мультиплеере)
- дымовая шашка (только в мультиплеере)
- слезоточивый газ (только в мультиплеере)
- граната (только в мультиплеере)
- коктейль Молотова (часть Disorderly Conduct в мультиплеере)
- скачущая Бэтти
Рукопашный бой
- Кулаки
Неиспользуемое оружие
- мачете (используется только NPC)
- пистолет-электрошокер (используется только NPC)
- скальпель (используется только NPC)
- С4 (только в кат-сценах одиночной игры)
- Mossberg 590
- Ruger Mini-14 GB
- MP5A3
Список оружия в MAX PAYNE 3
Американская классика, полуавтоматический пистолет 1911 – один из самых разносторонних видов оружия в арсенале Макса. Этот надежный и мощный пистолет можно взять в обе руки, делая их таким образом невероятно убийственными и быстрыми.
Ниже вы можете увидеть этот пистолет в действии, а так же исследовать полную модель оружия, включая его индивидуально смоделированные детали.
680 BULL
608 Bull – это крупный револьвер с восьмью патронами поразительной мощи, которые выстреливают очень точно на небольших расстояниях. Обычно этот револьвер используют военизированные подразделения, вроде U.F.E. 608 можно использовать как при обычной стрельбе, так и для более универсальной стрельбы с двух рук.
Ниже вы можете увидеть его в действии, а так же исследовать полную модель оружия, включая его индивидуально смоделированные детали.
Очень прочный, но при этом легкий, мощный Mini-30 – выбор Макса, если нужно стрелять и бежать прочь, становясь неуловимой целью для преследователей. Эта универсальная и компактная винтовка может как расчистить путь на близких дистанциях, так и быть смертельно точной с дальнего расстояния.
Ниже вы можете увидеть ее в действии, а так же исследовать полную модель оружия, включая его индивидуально смоделированные детали.
Пистолеты-пулеметы (SMG) в Max Payne 3 объединяют скорострельность более громоздких пулеметов с универсальностью и энергичностью пистолетов. Обычно они используются отрядами полиции особого назначения, U.F.E. и военизированным подразделением Cracha Preto. SMG идеальны для быстрой зачистки комнат с короткого расстояния. Кроме того, благодаря малому весу пистолетов-пулеметов, наносимый урон можно увеличить вдвое, стреляя с двух рук все так же быстро и маневренно.
Ниже вы можете увидеть (SMG) в действии, а так же исследовать полную модель оружия, включая его индивидуально смоделированные детали.
Гладкоствольное оружие
Ружья в Max Payne 3 способны свалить мамонта, и могут помочь избавиться от любого противника, которого вы встретите в игре. Вместе с непревзойденной мощью на близких расстояниях, ружья идеальны для того, чтобы быстро и навсегда впечатлить любого, кто встанет у вас на пути. От одноручного гладкоствольного оружия, вроде обреза, которое можно использовать в обеих руках, до боевого полуавтоматического ружья SPAS-15, эти взрывные тяжеловесы с легкостью решают любую сложную ситуацию с поразительной эффективностью.
Ниже вы можете увидеть несколько ружей в действии, а так же исследовать полную модель M4 Super 90, включая его индивидуально смоделированные детали.
Вступление
В данном руководстве показаны все спрятанные улики и туристы, собрав которые, мы получим достижения.
Глава 1 - Дурное предчувствие.
Глава 2 - Полный отстой.
Мертвая звезда футбола
Тело в VIP зоне возле ступеней слева. Обратите внимание на тело в белой футболке за маленьким столиком.
Флайер ночного клуба
В гостиной VIP зоны, справа от бара, лицом к выходу на следующий этаж.
Бывший коп
После зачистки 2го этажа ночного клуба Вы выходите через маленькую дверь к туалетным кабинкам. Вам нужна кабинка посредине (с зеленым огоньком).
Лоскут платья
Возле туалетных кабинок, у раковины. Ткань бежевого цвета.
Португальская газета
После зачистки кухни, справа, возле радио.
Ожерелье Джиованны
После зачистки крыши преследование перейдет в здание. Спускайтесь по ступеням. Ожерелье на земле.
Глава 3 - Обычные серые будни.
Картина Виктора
После нападения на стадионе очистите 1ый этаж. Картина в офисе рядом с мед. кабинетом
Дверь в крови
Возле 1го лифта, исследуйте белую в пятнах дверь слева.
Кровавое пятно в холле
После встречи с первым снайпером идите к тоннелю справа. Очистите холл. Пятно на колонне.
Мемориал Звезд Футбола
В комнате трофеев. Большой такой стенд.
Глава 4 - Купить мне выпивку может кто угодно.
Значок NYPD Макса
В квартире Макса, у окна, небольшой столик.
Журнал Бруера
Убегайте от снайперов, один из соседей бросится под пулю, спасая вас. В его комнате 2 улики. 1ая на рабочем столе со взрывчаткой (журнал).
Вырезки из газет
Возле входа в ванную.
Глава 5 - Жива, хоть и немного потрепана.
Вертолет на площадке
В начале главы двигайтесь по грязной тропинке. Исследуйте вертолет, стоя лицом к ограде.
Записка с требованием выкупа
В комнате с записью Фабианы, возле телевизора.
Видеокамера
В ангаре, где пытали Фабиану.
Семейное фото Бранко
Под платформой в том же ангаре. В той же комнате нажмите на кнопку для выхода из ангара. Фото на столе слева.
Газета
После выхода из гаража пересеките дворик, войдите в здание. Внутри стол для покера, возле него лачуга. Газета на матрасе.
План ночного клуба
В ангаре есть комната. На столе.
Глава 6 - Баба, ботан и бухой мужик.
Папка Фабианы
В начале уровня на столе в офисе справа.
Почта Родриго
В комнате с папкой Фабианы на столе стоит маленький ноутбук.
Архитектурные модели
В конференц-зале осмотрите первую модель слева.
Школьные фотографии
В холле, на правой стенке.
Мертвый АйТишник
После того, как разоружите террориста, проверьте тело позади него.
Глава 7 - Похмелье, уготованное самой матушкой-природой.
Экс-коп
Проходя по улицам в поисках телефона (и оружия) наткнетесь на копа из второй главы, того, который находился в туалетной кабинке. Ему принадлежит ларек в пригороде.
Фотография Серрано
На полу в стриптиз-баре, возле дивана, где вы пили с Вилсоном.
Турист
Идите к выходу из стриптиз-бара, комната справа у выхода. Турист под кроватью.
Граффити
Слева от голубой двери в ангар.
Граффити
Голубая стена с тремя бандюгами за предыдущей уликой. Макс скажет, что каждая следующая банда круче.
Святилище Клаудио
Граффити, цветы, мяч. Подойдите, осмотрите.
Флайер Джиованны
Расчистите крыши, прыгайте, идите к дворику. Единственный выход - через двери. За ними на земле справа (порог зарешеченной двери) будет флайер.
Сумка Оксидадо
После сценки с вечеринкой бандитов идите в дом. Сумка с наркотиками на полу возле двери.
Граффити
Макс разоряет нарколабораторию, возвращается на улицы. Граффити: череп, 2 пистолета, Comando Sombra.
Глава 8 - Пощады ждать неоткуда.
Могила Валери
Идите по ступенькам, убейте бандитов, идите через железные ворота. Справа от них будет могила с урной наверху.
Мавзолей Николь
Очередной памятник (с надписью Horne), где вы спасете Пассоса, является второй уликой.
Могила Винни
После сцены с Максом, копающим могилу. Убейте всех, ищите самое новое надгробие (коричневое, с золотой надписью).
Глава 9 - И вот я уже на другом краю света.
Мертвый член банды
В первом же здании, в которое войдете, будет тело у стены.
Мертвый член UFE
Идите по улице. Тело в синей форме на пороге справа. Исследуйте.
Мертвые гражданские
Найдете предыдущую улику, идите в конец улицы. Там будут полицейские и искомые тела.
Глава 10 - Либо ведешь, либо стреляешь, сестренка.
Глава 11 - Крем для загара, коктейли и алчность.
Заметки Макса
Убейте всех в ресторане, возвращайтесь к себе в комнату. Проверьте комнату напротив Вашей. Записка на столике возле душевой.
Кровать Пассоса
Выходите из комнаты, комната справа (лицом к ресторану). Обследуйте кровать.
Кровавый след
Убегайте из моторного отсека, идите к люку в корме. Выходите из него, там след.
Выброшенная газета
В комнате с 3мя пиратами, которые пытаются пробить стенку. На круглом столике.
Разрушенная стена
В том же помещении.
Паспорт Дафны
Выходите в холл, там будет маленький офис. Паспорт на столе.
Шкатулка Дафны
Комната справа, убивайте нападающих. Шкатулка на шкафу. Большая синяя.
Стенд в центре посетителей
В здании панамского канала, на втором этаже, есть музей исследователей. Цель - парная статуя исследователей.
Вступление
Золотое оружие - самый главный коллекционный фетиш Max Payne 3. В каждой главе вы найдете от одного до трех оружий, которые можно превратить в золотые. Каждый ствол разделен на три части. После того, как все части собраны, оружие буквально на глазах покрывается золотой краской. Помимо чисто визуальных изменений, «золотой» ствол отличается увеличенной емкостью обоймы и повышенной на 10% силой атаки. В этом гайде я расскажу и покажу, где можно их найти.
Глава 1 - Дурное предчувствие.
Глава 2 - Полный отстой.
Золотое оружие РЕВОЛЬВЕР.38
Первая часть находится на месте диджея в помещении, в которые вы попадете разбив стекло.
Вторая часть находится на месте диджея, в которое можно попасть поднявшись по лесенке слева и пройдя через две двери.
Третья часть находится в углу, слева большого рекламного щита на крыше.
Золотое оружие MINI-30
Первая часть находится за барной стойкой, в помещении, где находится труп футболиста.
Вторая часть находится на столике в кафе.
Когда вы будете спускаться по лестнице с вертолетной площадки, поверните направо и пройдите за двери. В комнате слева найдете третью часть оружия.
Глава 3 - Обычные серые будни.
Золотое оружие M10
Первая часть оружия находится в кабинете записей. Это кабинет справа от раненного бандита.
Вторая часть оружия находится внизу трибун. На тех трибунах, куда вы спрыгните из комментаторской комнаты.
Третья часть находится на кресле в первом ряду. Это комната слева от мемориала убитого футболиста.
Золотое оружие M82A1
Первая часть оружия лежит на шкафчике, там, где вы встретите неизвестных бойцов, которые будут охотится на бандитов с деньгами.
Вторая часть лежит в левом углу на трибунах. Это трибуны, когда вас будет прикрывать ваш друг.
Третья часть лежит в правом углу трибун. Там, где вас будет пытаться убить вражеский снайпер.
Глава 4 - Купить мне выпивку может кто угодно.
Золотое оружие 1911
В начале уровня зачистите бар. Оружие за диваном справа от входа.
В том же баре, после зачистки комнаты с биллиардным столом, идите вверх по лестнице. Оружие в коридоре слева.
Третья часть лежит под лестницей. Это лестница при выходе с кухни на улицу.
Золотое оружие M500
Первая часть лежит за диваном в квартире Макса.
После зачистки крыши вернитесь к месту, где вы появились, и пройдите дальше к тупику.
Третья часть лежит за стенкой в разрушенном здании.
Золотое оружие SAF 40 CAL
После того, как сбежите из здания, доберитесь до территории, разрушенной взрывом Бруера. Справа квартира. оружие на полу возле холодильника.
Когда вы прыгните с бочки и убьете всех врагов, развернитесь и идите назад. В углу справа от стола найдете вторую часть оружия.
После зачистки гаража проверьте комнату справа. Оружие на столе в мастерской.
Глава 5 - Жива, хоть и немного потрепана.
Золотое оружие MICRO 9MM
После выхода из 2го ангара пройдите направо по грязной тропинке. Наткнетесь на ящики. Оружие на среднем.
После выхода из пыточного ангара идите прямо вперед, возле ограды зайдите за угол здания(слева).
Третья часть находится в ангаре с Фабианой на верхней платформе в конце.
Золотое оружие LMG .30
В следующем ангаре несколько контейнеров. Оружие в среднем.
Пересекаете доки, очищаете первый ареал обитания злодеев(от злодеев), идите в ворота. Напротив вас хибара. Оружие внутри.
Слева в маленьком офисе Обойдите по платформам - уткнетесь в тупик.
Глава 6 - Баба, ботан и бухой мужик.
Золотое оружие MD-97L
Начало уровня. В центральной зоне маленький офис слева. Оружие за столом на полу.
После того, как восстановите охранную систему по дороге к офису Бронко, выйдите в садик. оружие на земле.
После холла с убитым секретарем проверьте стенд справа, у стены.
Глава 7 - Похмелье, уготованное самой матушкой-природой.
Золотое оружие ОБРЕЗ
В стрибтиз-баре, туалет, на полу в кабинке посредине.
После QTE в ангаре пробивайтесь к лестнице. Оружие слева, за дверью.
В дворике, где вас окружают люди Серрано, идите к ступенькам к выходу. Оружие слева от них.
Золотое оружие SPAS-15
Когда доберетесь до другой части ангара, ищите возле дверей, за ящиками.
Выйдите из ангара, идите к воротам (будет сценка). Справа будут железные штуки (платформы?). Оружие за ними.
Прыгайте с выступа, за стеной ищите святилище (Клаудио). Если найдете - повернитесь, идите к концу улицы, на блеск золота.
Глава 8 - Пощады ждать неоткуда.
Золотое оружие AUTO 9MM
После встречи с Пассосом идите во вторую часть кладбища. Обратите внимание на лестницу, возле нее находятся две крипты. Оружие перед правой.
Золотой 608 Bull часть 1
Идите за Пассосом, убейте бандитов возле машин. Осмотрите обелиск, оружие справа.
Золотой Auto 9MM часть 2
Перед вами будет масса ниш с урнами. По коридору направо, в конец. В нише и будет оружие.
Золотой 608 Bull часть 2
Спасайте Пассоса. Ищите возле саркофага в беседке с колоннами.
Золотой Auto 9MM часть 3
Уходите с территории, где Макс копал могилу. Поворачивайте налево, увидите здание. Заходите. Внутри, справа маленькая комнатка с раковиной. Оружие на полу.
Золотой 608 Bull часть 3
Войдите в церковь, смотрите сценку. Оружие на полу, под трибуной священника.
Глава 9 - И вот я уже на другом краю света.
Золотой DE .50 часть 1
После кат-сцены с Марселло и Джиованной убейте парамилитарес. Спуститесь по ступенькам. Слева будет двухэтажка (верхний этаж разрушен, первый выкрашен в зеленый). Вам к белой двери. Оружие на ступеньках.
Золотой M972 часть 1
Войдите в дом (после тела члена UFE). Увидите женщину, закрывающую за собой дверь. Идите в ванную.
Золотой M972 часть 2
После QTE с вертолетом Макс пробьет собой крышу. Выходите из здания, узкая улочка, смотрите влево (ориентир- ступеньки).
Золотой DE .50 часть 2
После сценки с парамилитарес и гражданскими окажитесь в дворике. Слева в кустах будут 2 шины.
Золотой M972 часть 3
Обратите внимание на крыльцо с зеленым ковриком. Идите в тупик. оружие слева на земле в той же локации.
Золотой DE .50 часть3
Идите по балконаде, на другой стороне убейте парамилитарес. Пересекайте деревянный мостик. Обратите внимание на зарешеченное окно. Вам в ворота слева от него.
Глава 10 - Либо ведешь, либо стреляешь, сестренка.
Золотой FAL часть 1
В начале уровня в правой части свалки в автобусе в углу.
Золотой M4 Super 90 часть 1
Входите в гараж. Внутри подсобка. Оружие на полу.
Золотой M4 Super 90 часть 2
После QTE c Джиованни НЕ идите за ней по ступенькам. Проверьте рабочий столик.
Золотой FAL часть 2
На следующей территории будет автобус. Оружие внутри.
Золотой M4 Super 90 часть 3
В следующем доме на втором этаже справа будет офис. Оружие на столе.
Золотой FAL часть 3
На первом этаже убейте боевика. В офисе, из которого он вышел, за столом возле оранжевого стула.
Глава 11 - Крем для загара, коктейли и алчность.
Золотой Super Sport часть 1
Пересеките ресторан, кухню, войдите в подсобку. Оружие на полу.
Золотой Super Sport часть 2
Верхняя палуба, справа, в тупике на полу.
Золотой AK-47 часть 1
Верхний мостик с пианино, пересекайте бар. Макс скажет, что уже осмотрел каждый дюйм. Откроются двери к мостику. Не идите по лестнице - обратите внимание на картину - за ней сейф (картину сбить).
Золотой AK-47 часть 2
Когда окажетесь вне корабля и перестреляете бандитов, развернитесь и обогните здание с правой стороны (там стоит яхта, на которой мы плыли). Оружие у крана.
Золотой Super Sport часть 3
Когда пересечёте канал и перестреляете бандитов, идите в правую сторону. Оружие в углу, возле ступеней.
Золотой AK-47 часть 3
На втором этаже выйдете на балкон. По ступенькам спуститесь вниз. Оружие на полу.
Глава 12 - Великий американец, защитник обездоленных.
Золотой RPG часть 1
Второй этаж разрушенного здания, в ванной слева, на земле.
Золотой FMP G3S часть 1
После холла будет коридор. В его конце чёрный ящик, оружие за ним.
Глава 12 – Великий американец, защитник обездоленных.
Сан-Паулу, отель «Империал-Палас».
Вторник, 17:30.
Да Силва подбрасывает нас к «Империал-Палас» и просит разузнать, что там происходит. Говорят, те, кто вошел туда, уже никогда не выходят оттуда… Это мы еще посмотрим. Пойдем через подвал, чтобы не привлекать лишнего внимания. Сооружаем самодельный глушитель для пистолета. Проходим вперед, видим двоих что-то бросающих в печь. Когда они уйдут, осмотрим каталку (улика «Каталка»). Проходим через дверь и поворачиваем налево. С полки забираем обезболивающее, осматриваем коричневый ящик (улика «Ящик с боеприпасами»). Открываем следующую дверь, на лифте поднимаемся наверх. Особо прятаться не стоит, убиваем врагов и забираем оружие помощнее. Внутри полуразрушенной ванной комнаты лежит часть золотого оружия. Продолжаем продвигаться, разделываясь с врагами. Добираемся до желтой двери, которые открывается нажатием на кнопку. Если пойти по прямой, т.е. по линии пулеметчика, то за тумбочкой обнаружим часть золотого оружия. Сворачиваем направо и спрыгиваем вниз. Запрыгиваем наверх и поворачиваем направо. В комнате обнаружим: под стулом – ксерокопия (улика «Удостоверение личности Пассоса»), на стене – фотографии (улика «Фотографии на стене»). Пойдем по левой стороне, выберемся в коридор – справа появятся сразу трое, стреляем по баллонам (их всё равно придется подорвать). Если пойти налево, то доберемся до позиции пулеметчика, рядом с которой находится комната. Оттуда забираем болеутоляющее. Проходим через подорванные двери и поднимаемся наверх. Движемся по длинному коридору, справа будет пролом в стене. Входим туда, рядом с ванной лежит очередная часть золотого оружия. Добираемся до приоткрытой двери, обнаруживаем пленников, среди которых (какой сюрприз) Серрано.
Через шахту лифта выбираемся наверх. Правее за прилавком лежит часть золотого оружия. Впереди враги, нападаем сразу. С другого конца бассейна появятся еще больше противников. Обходим местность и оказываемся в другом здании. Осматриваем газету, которая лежит на прилавке (улика «Статья в газете»). Проходим вперед, за дверьми обнаруживаем «доктора», который скорее калечит, чем лечит. «Око за око, зуб за зуб», появляется Серрано, чтобы отомстить обидчику. Мы его прекрасно понимаем, хоть он и сам некогда доставил нам неприятностей. Тем не менее, оставляем его наедине со своей жертвой. Движемся вперед, дойдя примерно до середины, справа заметим кресло, за которым лежит часть золотого оружия. Открываем дверь впереди и попадаем в настоящий тайник с оружием. Забираем то, что нам нужно, а именно побольше взрывчатки С4. Возвращаемся в арсенал и забираем две баночки с таблетками. Осматриваем квитанцию, лежащую в самом краю полки справа (улика «Квитанция для пожертвования»). Минируем красные колонны, когда появятся враги, уничтожаем их. Идем наверх через открывшиеся ворота рядом с арсеналом. Как раз над ними, в углу, лежит часть золотого оружия. Схватив снайперскую винтовку, уничтожаем врагов расположившихся в здании на противоположной стороне. Разделавшись со всеми, открываем дверь. Врагов здесь очень много, поэтому действует осторожно. Минируем оставшиеся колонны и выбираемся на крышу.
Подрываем заминированное здание и сразу же начинаем прорываться вперед. Медлить нельзя, так как всё активно рушится и мы можем не успеть спастись. Добираемся до лестницы, поднявшись по которой завернем направо. В маленькой комнате лежат два обезболивающих. Проходим дальше, взрыв блокирует проход. Сверху обычные враги, а затем появится более крепкий пулеметчик. Убить его достаточно сложно, стреляем исключительно в лицо. А когда он ослаблен, то можно просто по голове. Смотрим ролик, на помощь приходить Пассос и вызволяет нас с крыши в самый последний момент.
Глава 13 – Злобный лысый жирдяй.
55-й батальон полиции – отряд спецназа.
Среда, 20:48.
Попрощавшись с Пассосом и Джованной, отправляемся в полицейский участок и добровольно сдаемся. Нам нужно продержаться там ровно до десяти вечера. Затем вырываемся из комнаты допроса и убиваем трех противников. Из комнаты слева забираем болеутоляющие. Проходим дальше, заключенные сбежали и устроили бунт. Вовремя появившаяся охрана отвлекла их. Следуем в тюремные камеры, поворачиваем налево на первом же перекрестке и забираем часть золотого оружия. Убиваем двоих копов, которые схватили заключенных. Не доходя до них, свернем направо и попадем в душевую, где лежит часть золотого оружия. Пройдя через несколько камер, поворачиваем налево и в конце коридора встретим сидящего в камере и просящего о помощи туриста – растлителя малолетних, которого мы уже встречали во время облавы на Нова-Эсперансу (улика «Турист»). Продолжаем идти вдоль камер, пока не выберемся отсюда. Посещаем открытые камеры и забираем оттуда обезболивающие. Оказавшись в ловушке, как выразился сам Макс, хотя мы-то понимаем, что такие ситуации не редкость, уничтожаем всех. Враги будут пытаться окружить нас с обеих сторон. В угловой комнате справа найдем обезболивающее. Впереди комната, забираем со стола обезболивающее и осмтриваем ноутбук (улика «Тюремный журнал»). Нажимаем на кнопку, которая откроет ворота.
Снаружи наблюдаем, как заключенные пытаются противостоять бронированной машине. Выжидаем за укрытием, пока турель не перестанет стрелять. Затем быстро срываемся вперед, налету подбираем гранатомет и прячемся за следующей перегородкой. Снова ждем, и выстреливаем по вражескому транспорту. Появляются враги, расправляемся с ними и проходим в автостоянку. Слева за мусорным контейнером обнаружим часть золотого оружия. С двери вырывается заключенный, а за ним коп. Убиваем его и поднимаемся по лестнице. Выходим наружу: слева три противника, справа, за перегородкой, часть золотого оружия. Входим в здание, в раздевалке в шкафчиках найдем два болеутоляющих. Уничтожаем врагов в тренировочном зале. Далее, в мужском туалете найдем часть золотого оружия, а в женском – таблетки. Проходим дальше, убиваем врагов. На кухне найдем часть золотого оружия, в офисе рядом с компьютером лежит записка (улика «Вексель»). Переходим в следующее помещение. В небольшой перегородке справа найдем часть золотого оружия. А также еще одна часть лежит в правой комнате в углу. Входим в комнату охраны, появляются враги из лифта – элитный спецназ. Единственное, что позволяет нам отслеживать их в густом дыме – это лазерные указатели. Забираем болеутоляющее со стены слева. Добираемся до лифта и поднимаемся на 5-й этаж.
Лифт застревает, и поэтому экстренно покидаем его. Идем вперед, из комнаты забираем таблетки. Врываемся в офис и уничтожаем врагов, затем появится противник с пулеметом. Убив его, идем во вторую комнату справа. На столе лежит папка (улика «Папка с политической информацией»). В передней комнате обнаружим ноутбук (улика «Статья на Уилсона да Силву»), а рядом таблетки. У охраны забираем карточку и проходим дальше. Рядом с презентационным стендом осматриваем инструктаж. Прокручиваем слайды один за другим (улика «Слайд-шоу»). Идем дальше, проходим через арсенал, убивая врагов. Выбираемся к лестнице, и сюда вбрасывают слезоточивый газ. Поднимаемся повыше, простреливаем решетку на стене. Пройдя через вентиляционную шахту, спрыгиваем с другой стороны и быстро убиваем противника в замедлении. Обнаруживаем тот самый диск, на который записывалась съемка в кабинете Родриго. Узнаем истинного убийцу – это помощник Бэккера. Добираемся до лаборотории, куда ворвется спецназ. Уничтожаем их и встречаем в коридоре убийцу Родриго. Прокатываемся на тележке, расстреливая противников на крыше противоположного здания. Продолжаем уничтожать врагов, закончив с ними, добираемся до кнопки, нажав которую откроется дверь. Рядом есть полка с бронежилетами, надеваем один из них (улика «Бронежилет»). Проходим через учебную площадку, разделываясь с встречающимися спецназовцами. Тренировка с живыми людьми? Реалистичнее некуда.
В конце проходим через дверь, ведущую в тир. Прямо за нашим укрытием лежит последняя часть золотого оружия. Продолжаем идти к заветной цели через мастерские и наконец, в серверной встречаемся с помощником Бэккера. Чтобы убить его надо расстрелять потолок над ним. Когда он рухнет, противник переместится влево. Тогда уже стреляем в повисший кондиционер, пока он полностью не рухнет. Осталось только совершить меткий выстрел в голову убийцы. Забираем его карту доступа и попадаем в кабинет Бэккера. Встретив нас, он смеется нам в лицо, хватаем его за шею и начинаем душить. Появившийся сзади Виктор быстро останавливает нас. После короткого разговора этим двоим удается сбежать. Смотрим ролик.
Глава 16 – Последний козырь.
Аэропорт «Пиратининья».
Четверг, 14:07.
Прибываем в аэропорт, здесь нас быстро распознают и в честь этого, наплевав на гражданских, тут же открывают огонь. Быстро спрыгиваем с дорожки и укрываемся под соседней дорожкой для багажа. Уничтожаем врагов и поднимаемся наверх. Расправившись со всеми идем к красной двери. Справа от нее есть еще одна дверь, ведущая к лестнице, а на ней мы найдем часть золотого оружия. Проходим дальше, в коридоре убиваем врагов и осматриваем каждую открытую комнату, где могут лежать обезболивающие. В конце коридора будет белая дверь, ведущая в главный терминал, справа еще одна такая же, которая ведет в раздевалку. Там мы найдем болеутоляющие, часть золотого оружия и спрятавшегося бывшего копа (улика «Бывший полицейский»).
Выбравшись в главный терминал, уничтожаем множество врагов. Часть золотого оружия находится на верхнем мостике слева. И еще одна часть лежит за самой последней слева информационной стойкой. Открываем нижние ворота и проходим дальше. Добираемся до платформы, попутно разделываясь с противниками. В самом конце в комнате управления засел снайпер, попытаемся подкрасться к нему через поезд, если конечно у нас нет дальнобойного оружия. Снова подаем питание, на платформу прибывают враги сразу с двух поездов. Садимся в доступный поезд.
И тут нам нет покоя, враги из соседнего транспорта продолжают атаковать нас. Нужно убить их всех, чтобы продвинуться дальше. Поезд покинет туннель, с крыши к нам проникнут враги. Уничтожаем их и перебираемся в параллельный поезд прямо на лету! В замедлении убиваем сразу троих. Собираем всё необходимое – болеутоляющие, оружие и с последнего вагона часть золотого оружия. Выходим из поезда и смотрим ролик. Бэккер со щитом засел на трапе. Выкурить его не получится, пока не перебьем всех врагов. Десятки солдат пытаются убить нас, перемещаемся между тележками, если Бэккер повредил ту, за которой мы укрывались. Рядом с крайними тележками имеются по одному болеутоляющему и боеприпасы для любого оружия. Не нужно спешить и лезть на рожон, сидим за укрытием и потихоньку отстреливаем прибывающих врагов. Убив последнего, совершаем прыжок с трапа и в замедлении выстреливаем по снаряду. Бэккер подрывается из собственного же оружия. Добить его или нет – это полностью наш выбор. Вскоре подъедет Силва, хватаем гранатомет и отправляемся в погоню за улетающим самолетом. По пути уничтожаем вражеские транспорты и завершаем игру парочкой выстрелов в турбины самолета. Смотрим заключительный ролик.