Математическая сказка про ноль и единицу. Как Семёрка-Кочерга получила новый дом
Ф ЕЯ У МНОЖЕНИЯ
Когда на абрикосовых деревьях завязались плоды, цифры решили посчитать их, но, увы, такие длинные примеры не помещались в тетради.
«У меня есть обои для ремонта», - сказал Нолик.
Все похвалили его за изобретательность. Единица развернула обои и начала писать: 1+1+1+1+1… Длинные рулоны зазмеились возле домика каждой цифры, только Двойка написала на них: 2+2+2+2+2…, а Тройка - 3+3+3+3+3…
«Здравствуйте, цифры»! Серебристые волосы струились по плечам феи. В руке она держала серебристый крестик, повернутый наискосок. И ларчик у феи тоже был серебристый.
Я - фея Умножения, - объяснила незнакомка, - моя младшая сестра - фея Сложения, попросила меня помочь вам. Волшебный знак умножения в одну минуту умножит то, что моей сестре пришлось бы складывать полчаса. - Фея взмахнула серебристым крестиком, и все единицы, написанные на рулоне, исчезли. Вместо них появился пример: 500х1=500.
Пожалуйста, умножьте и мои тройки, никак не могу сложить их без ошибок, - попросила Троечка.
Это не так быстро, - ласково сказала фея, - сначала нужно выучить таблицу умножения на три.
Я не смогу ее выучить, у меня очень плохая память, - расстроилась Тройка.
А ты представь, что печешь треугольное печенье и кладешь в каждое по три вишенки. Сколько вишен потребуется для пяти штук? - спросила фея.
Пятнадцать. Это я знаю, ведь я часто его пеку, - рассмеялась Троечка.
Так это и есть таблица умножения на три: 3х5=15, - объяснила фея.
Отлично! Значит, я знаю таблицу умножения! - обрадовалась Троечка и запела свою любимую песенку про вишневое печенье на новый лад:
Печем, печем печенье,
Вишневый аромат,
Положим по три вишенки
Мы в каждое подряд.
Дл» двух печенье
Шесть,
Для трех печенье - девять,
Для четырех - двенадцать,
Пятнадцать - для пяти.
Ты восемнадцать ягодок
Найдешь в шести печеньях,
В семи - двадцать одну,
В восьми - двадцать четыре.
А сколько будет вишенок
Во всех других печеньях
Ты сам узнаешь, если
Ты выучишь таблицу.
Пекись, пекись печенье,
Вишневый аромат.
Таблицу умножения
Все цифры знать хотят.
Вопросы и задания к сказке:
Как вы думаете, почему таблица умножения трудно запоминается?
Почему Тройка думала, что не сможет запомнить таблицу умножения, а потом сразу ее запомнила?
Где в жизни может пригодиться таблица умножения на два или на три?
Например: Если каждый час учить по три иностранных слова, то за пять
часов можно выучить пятнадцать слов.
Математическая СКАЗКА
«Гордая цифра Один»
Привет ракета! – воскликнула цифра Один, увидев остроносую ракету в небе. Я цифра Один похожа на тебя! Ты одна в пустынном космосе и ничего не боишься! Я люблю считать тех, кто один! Тот, кто один, он самый важный!
Я не одна, внутри меня космонавты, а вокруг – звезды, – возразила ракета с высоты.
Цифра Один, пошли гулять, – позвала Единицу ее соседка цифра Два.
Я хочу гулять одна. Тот, кто один он самый важный, – гордо ответила Единица. – В небе светит только одно солнце и у человека только одна голова.
А ходит человек на двух ногах и делает все двумя руками, – возразила цифра Два.
Самое главное в человеке, это его голова, - упрямо повторила Единица.
Зато два глаза и два уха, - возразила Двойка. - Разве может голова хорошо работать без них?
Помоги цифрам решить, кто важнее: Единица или Двойка
Рисунок «Портрет Единицы»
Дети делятся на группы. Каждая группа на листе ватмана рисует портрет Единицы в образе феи (царицы, девочки, человечка) и т.д. Затем дети по рисункам рассказывают о характере изображенной Единицы.
Игра «Озорная Единичка»
Дети встают в разные места комнаты. Педагог обходит их и незаметно вкладывает в руки кого-то карточку с Единицей. Этот человек становится озорной Единичкой. При счете: «Один, два, три, Единичка, води!» тот, у кого карточка, поднимает одну руку, и все стараются на одной ноге ускакать от него. В свою очередь, Единичка тоже на одной ноге, должна осалить кого-либо из детей.
Тот, кого осалили, замирает на месте. Задача Единички - осалить как можно больше игроков. Если Единичка устанет и опустится на две ноги, игра повторяется заново с другой Единичкой.
Математическая СКАЗКА
«О чем мечтает цифра Два»
Однажды цифра Два встретила лебедя и сказала ему:
Я похожа на тебя, и мечтаю научиться летать.
Я не хочу больше летать, – грустно ответил лебедь. – Моя лебедушка попала в силки охотника, и мне тоскливо без нее.
Я помогу тебе освободить лебедушку, – пообещала Двойка.
Вскоре два прекрасных лебедя поклонились цифре Два и сказали:
Спасибо за помощь, ты похожа на нас и такая же добрая как мы.
Но я не умею летать, как вы, - вздохнула Двойка.
Возьми от нас на память эти два белых перышка, они исполнят твое самое заветное желание, – предложил лебедь.
На следующий день цифра Два гордо парила в воздухе на двух больших крыльях.
Лебеди подарили мне два перышка, но когда они улетели, перышки превратились в крылья, – взволнованно рассказала Двойка цифрам.
Тот, кто мечтает летать, обязательно полетит, – решили цифры.
Как ты думаешь, о чем еще мечтает цифра Два?
Игра «Чья пара быстрее»
Дети делятся на пары и берутся за руки. Каждая пара, не разнимая рук, добегает до стола и быстро складывает в портфель разбросанные по столу тетради, учебники, карандаши, ручки и т.д. Затем дети возвращаются на место и рассказывают, сколько и каких предметов было на столе. Побеждает самая быстрая и внимательная пара.
Игра «Подыщи пару»
Один человек - цифра два. За пять минут цифра два должна разделить всех детей по парам так, чтобы:
Оба увлекались одним и тем же видом спорта;
Оба в паре были одного роста;
У обоих был одинаковый цвет волос или глаз;
У обоих была одежда одинакового цвета и т.д.
Игра проигрывается несколько раз. Побеждает тот, кто за пять минут успеет собрать больше пар.
Рисунок «Два предмета»
Нарисуйте какие-либо предметы, связанные с цифрой два, например: ворота (две перекладины, велосипед (два колеса), варежки, лыжи, очки, спицы. Напишите или нарисуйте небольшие истории о дружбе цифры Два с этими предметами цифры Два.
Математичесая СКАЗКА
«С кем дружит цифра Три»
У цифры Три есть веселый друг Светофор. Он стоит на перекрестке и подмигивает всем машинам и пешеходам тремя разноцветными огоньками: красным, желтым и зеленым. Цифре Три больше всего нравится красный. Пока он горит, она угощает светофор своим вкусным треугольным печеньем.
Светофор кушает печенье и пытается угадать, из чего оно сделано:
Изюм, миндаль и рис.
Нет, таким печеньем, я угощала тебя вчера, – смеется Троечка
Вишня, арахис и овес, - снова угадывает Светофор.
Треугольное печенье цифры Три всегда состоит из трех продуктов: фруктов, орехов и злаков. Но Светофору трудно угадать, из каких именно оно состоит.
Что в твоей жизни связано с цифрой три?
Творческое задание «Разложи по размерам»
На столе лежат карточки с рисунками разных зверей (рыб, птиц, насекомых, предметов). Каждый по очереди подходит к столу, выбирает три карточки и раскладывает их так, чтобы на первом месте был кто-то самый крупный, на втором - средних размеров, на третьем - самый маленький. Побеждает тот, кто правильно и быстрее всех разложит карточки.
Игра «Три комплимента»
Дети встают в линию в 15-20 шагах от водящего. Водящий поворачивается к ним спиной и говорит: «Тише едешь - дальше будешь. Раз. Два. Три!»
Дети медленно идут вперед. При счете «три» водящий резко оборачивается, и все замирают. Тот, кто не успел замереть, должен сказать три комплимента в адрес того, на кого укажет водящий. Кто не справился с заданием, возвращается назад. Дошедший первым до водящего, становится новым водящим. Затем игра повторяется с другим заданием, например: сказать три вежливых слова.
Игра «Смешная таблица»
Попросите детей перечислить, что у человека имеется по парам, например: ноги, руки, глаза, уши, почки, легкие, дырочки в носу, пятки. Все перечисленное записывается на доске. Поделите детей на пары и предложите им сочинить смешную таблицу умножения на два, используя записанные на доске слова, например:
Если два глаза увидят одну маму, то… (в них появится два отражения маминой улыбки: 1х2=2);
Если в каждое легкое вмещается два литра воздуха, то… (в два легких вместится четыре литра: 2х2=4);
Если две ноги три часа пинают мяч, то… (на обуви будет шесть дырок: 3х2=6);
Если четыре кошачьи лапы схватят по две сосиски, то… (киска съест целых восемь сосисок, и у нее заболит живот: 4х2=8);
Если на две руки надеть по пять пальчиковых кукол, то… (в спектакле будет десять персонажей: 5х2==10);
Если в пятку попало шесть колючек, то… (врач вытащит двенадцать заноз: 6х2=12);
Если одна почка за сутки перерабатывает один литр жидкости, то две почки за неделю… (переработают четырнадцать литров: 7х2=14);
Если в каждую ноздрю попадет по восемь пылинок, то… (нужно чихнуть
шестнадцать раз, чтобы все они вылетели: 8х2=16);
Если вымыть девять чашек с блюдцами, то… (будут помыты восемнадцать предметов: 9х2=18);
Если подпрыгнуть на каждой ноге десять раз, всего… (будет двадцать прыжков: 10х2=20);
Если два уха не слушают учителя, то… (ученик ничего не поймет: 2х0=0).
Педагог зачитывает первую половину задачи, все остальные угадывают, что получится в результате.
З ОЛОТОЕ В ЕДЕРКО
Было у девушки сироты на память от родителей деревянное ведерко. Она любила его и называла золотым. Однажды зачерпнула девушка ведерком воды из речки, но большая рыба выбила его из руки. Поплыло оно по течению. Расстроилась девушка, побежала вдоль речки, надеясь, что ведерко к берегу пристанет. Видит, избушка стоит, а возле - бабушка сидит. Спрашивает девушка:
- Не видели ли вы моего золотого ведерка, оно по речке от меня уплыло?
Видела, милая, я его из речки достала. Верну его, если поможешь мне. Девушка согласилась и стала работать у бабушки. Через два дня бабушка вынесла девушке золотое ведерко, но та воскликнула:
Мое ведерко деревянное, я его просто называю золотым.
Тогда возьми свое ведерко и вот эту монетку за работу, - сказала старушка. Обрадовалась девушка и побежала домой. Навстречу ей нищий идет и просит:
Подай кусочек хлебушка, два дня не ел.
Нет у меня хлеба, дедушка, только одна медная монетка.
Дай хоть монетку, - снова просит старик, - мне в деревне за нее хлеба дадут.
Отдала девушка старику свою монетку и пошла дальше. Видит, у обочины сидит девочка знакомая, слезами заливается.
Что с тобой случилось? - спрашивает девушка.
Послала меня мачеха в магазин, а я монетку потеряла. Побьют меня.
«Жаль, что нет у меня монетки», - подумала девушка, глянула в свое ведерко, а там две монетки блестят. Обрадовалась она, отдала одну монетку девочке, а на другую себе хлеба купила. На следующий день пошла девушка за водой на речку и видит, на дне ведерка снова две монетки блестят.
Так и повелось. Все, что из ведерка отдавалось, на следующий день в нем снова в двойном количестве появлялось. Девушка постепенно своим хозяйством обзавелась, но никто и никогда не уходил от нее без помощи.
Вопросы и задания для беседы:
Расскажите, кому еще и как помогла девушка.
Почему одним людям удается умножать свое добро, а другим- нет?
Что бы вы хотели умножить в своей жизни и во сколько раз?
П РОПАВШИЙ К ОШЕЛЕК
У одного человека пропал кошелек с деньгами. Повесил он объявление: «Тот, кто вернет мой кошелек, получит одну третью часть его содержимого - сто рублей».
Вскоре нашел кошелек прохожий, увидел объявление, принес хозяину и попросил обещанные сто рублей. Пожалел хозяин денег и говорит прохожему: «Ты уже сам взял сто рублей, потому что в кошельке четыреста рублей было».
В этом городе мудрый судья был. Пожаловался ему прохожий на несправедливость. Позвал судья хозяина кошелька, взял у него кошелек и спрашивает:
Сколько в нем денег было?
Четыреста рублей, - отвечает хозяин;
Но ведь ты в объявлении ясно написал, что одна треть содержимого твоего кошелька равна ста рублям. Значит - это не твой кошелек. Верни его прохожему, а свой сам иди ищи.
Вопросы и задания к сказке:
Сколько денег было в кошельке?
Почему купец не выполнил свое обещание?
Почему люди иногда что-то обещают, а потом отказываются от своих обещаний?
сказка про цифру 1 ПРОЕКТ «ЧУДИКИ»
На Солнечной полянке, на зелёной мягкой травке лежали Чудики и наблюдали как летают бабочки, как светит Солнышко, как плывут по голубому небу белые пушистые облака. Им было хорошо и радостно вместе.
Представляете, как было бы здорово научиться считать… Мы бы стали такими умными-разумными! Что хочешь, можно было бы посчитать!- сказал Рыжий Ёжик.
Да, что цветочки… Хоть все листья на дереве можно посчитать… – сказал Чудик.
А зачем листья на дереве? Можно лучше яблочки на яблоне посчитать! Вот это будет здорово! Сколько всего яблочек и как их на всех поровну поделить… Вот это задачка! Жаль, но мы считать не умеем… Как теперь ровно на всех яблочки разделить? Чтоб никому обидно не было? – грустно сказал Ёжик.
Конечно, мы бы старались – сказал Зайчик: «Но кто же нас научит?»
Я! Я научу! Хи-Хи!
Кто это сказал? Вы слышали? – спросил Чудик.
Да-а! Слышали — сказали Чудики.
Но ведь нет никого! – сказал Чудик: «Вы кого-нибудь видите?»
Нет, не видим – ответили Чудики.
Хи-хи! Ха-ха!
Ну, так не честно! Сам сказал, что научишь, а сам не выходишь, только дразнишься… – обиженно сказала Белочка-Припевочка.
Ладно! Ладно! Хватит дуться! Что поиграть, что ли нельзя? – вдруг появился и радостно сказал Солнечный Зайчик, он был пушистый-лучистый и круглый: «Привет, Чудики! Я Солнечный Зайчик! Я знаю все-все цифры! Вы так хотели научиться считать, что я решил Вас познакомить с цифрами, а если будете стараться, то может, даже научу Вас решать волшебные примеры и задачки!»
Солнечный Зайчик! Зайчик! Солнечный! Это мой друг! –радовался и прыгал Зайчик — Попрыгайчик.
Это просто замечательно! Ты такой…. ВОЛШЕБНЫЙ! Давай с тобой дружить! – предложила Белочка — Припевочка.
Рад познакомиться! Я Рыжий Ёжик. Я думаю, мы все станем друзьями! — представился Ёжик.
Что за чудо — чудное! Что за диво — дивное! Никогда такого не видал! Солнечный Зайчик! Это просто потрясающе! Да ещё и все цифры знает! Просто потрясающе! – это радовался и подлетал и подпрыгивал Попугай Чудик: «Вот это нам повезло! Вот это здорово!»
Да! Это очень здорово! Мы выучим все цифры и научимся считать! – радовалась Белочка — Припевочка и хлопала в ладоши, и все Чудики тоже радовались и прыгали.
Такое чудо – к нам прилетел Солнечный Зайчик и научит нас считать! – Чудик не мог успокоиться и запел весёлую песенку:
Чудо — чудо! Трам — парам!
Скачет Зайчик прямо к нам!
Будем весело играть!
Вместе цифры изучать!
Чудик! Как здорово! Какая хорошая песенка! – радовалась Белочка — Припевочка
Да, очень хорошая! Давайте споём все вместе! – предложил Рыжий Ёжик, и все Чудики встали в хоровод, вместе с Солнечным Зайчиком и стали весело петь песенку:
Чудо — чудо! Трам — парам!
Скачет Зайчик прямо к нам!
Будем весело играть!
Вместе цифры изучать!
И вдруг, прямо в центр круга опустился Солнечный лучик и остался стоять по середине!
Что это за чудное явление? – удивились Чудики.
Это же цифра 1 ! Вот здорово! Прямо с Солнышка к Чудикам! Просто чудеса! – радовался Солнечный Зайчик!
Цифра 1 ! Ты такая Солнечная- Жёлтенькая! Ты такая замечательная! – радовалась и хлопала в ладоши Белочка-Припевочка.
Вот это фокус-покус! Цифра 1 ! Ты похожа на Солнечный лучик! – радовался и прыгал выше Белочки Зайка -Попрыгайка.
Да-а! Приятно познакомиться! Я Рыжий Ёжик – представился Ёжик.
И мне так приятно! Просто очень приятно, Чудики, с Вами познакомиться! –улыбаясь сказала цифра один.
А Чудик запел:
Чудо-чудо-развлечение!
Начинается учение!
Как здорово ты придумал! – восхитилась цифра один.
Давайте споём все вместе! – предложила Белочка, и все запели:
Чудо-чудо-развлечение!
Начинается учение!
А мне 1 годик! – немножко похвасталась Белочка и показала 1 пальчик.
А… А у меня…. А у меня 1 хвостик – радостно сказал Зайчик — Попрыгайчик и показал всем свой пушистый хвостик.
— А у меня 1 рот! Вот! –подхватил игру веселый Ёжик!
А у меня 1 клюв! – хохотал Чудик.
А у всех у нас одно Солнышко! – сказала цифра 1 и все посмотрели на Солнышко. Всем было хорошо и приятно, что их согревало такое ласковое, самое замечательное Солнышко!
Чудику так понравилось, что они познакомились с цифрой 1 , что он запел:
В одной далекой математической стране жили цифры. Да-да, обычные цифры, с которыми мы имеем дело каждый день, когда хотим посчитать сдачу в магазине, узнать, сколько у нас яблок, после того как мы поделились одним из лучшим другом, или даже просто набрать телефонный номер. В современном мире абсолютно все связано с цифрами. Даже то, что на первый взгляд совсем никак не похоже на математику. Например, просмотр любимого мультика на компьютере был бы невозможен, если бы не эта сказка про ноль и его приключения. Но, обо всем по порядку.
Итак, когда-то цифры можно было найти только в далекой математической стране. Они жили целыми семьями и имели своих друзей. В них царила абсолютная математическая гармония и только одному жителю этой необычной страны было грустно и некомфортно. Кому? Маленькому круглому нолику.
Сказка про ноль и единицу: как маленькое может стать большим или через тернии к звездам
Каждая из цифр в математической стране имела свое значение и чем больше оно было, тем больше эта цифра гордилась. Именно поэтому нолик и чувствовал себя ненужным и неважным, ведь он ничего не значил. Другие цифры были не только гордые, но и очень жестокие, поэтому не теряли ни одного случая посмеяться над бедным ноликом. Насмешки часто бывали столь болезненными и оскорбительными, что нолик не раз думал покинуть свой дом и отправиться куда глаза глядят.
Только один человек в математической стране никогда не смеялся над ноликом. Это была единичка — хорошая и воспитанная цифра. Ей было жаль маленького нолика, поэтому однажды она набралась смелости и начала защищать его от других цифр. К сожалению, это закончилось неудачей — цифры не только не прекратили смеяться над ноликом, но и начали придумывать обидные шутки про единичку.
Конечно, единичке это было обидно, но она ни разу не пожалела о своем смелом поступке. Еще бы! Теперь она имела настоящего верного друга. А нолик больше никогда не был одиноким — друзья всегда проводили время вместе и старались не обращать внимания на насмешки других цифр.
И кто знает, сколько все так бы и продолжалось, если бы однажды в математической стране не узнали важную новость – в мире появился первый компьютер! Все цифры только и говорили об этом открытии и его важности для дальнейшего прогресса. Правда, компьютер еще не умел проводить вычисления, его нужно было этому научить. Именно в этом и заключалась задача цифр.
В математической стране начались настоящие соревнования — каждая из цифр хотела быть тем, кому удастся научить компьютер проводить вычисления и решать сложные задачи. Но все было бесполезно — цифры только гордились и кичились, а дело все время стояло на месте. Никто не знал, что делать, ведь компьютер не распознавал цифр и их значений.
Однажды свои силы решили попробовать наши закадычные друзья — нолик и единичка. Цифры из них смеялись, ведь если им ничего не удалось, то этой парочке и подавно.
Однако нолик и единичка придумали простую схему, которую решили объяснить компьютеру:
— Смотри, нас только двое, поэтому нас будет легко распознать! — воскликнул взволнованный нолик.
— Если ты видишь меня, то это означает «действуй» или «да», — добавила единичка.
— А если меня — это «стоп» или «нет», — продолжил нолик — и так мы будем управлять твоими действиями.
И о чудо, такое простое объяснение было понятным и доступным для компьютера. Именно таким образом он научился обрабатывать информацию. А потом образовался целый двоичный код — специальный язык, который понимает компьютер. Она состояла из множества комбинаций единички и нолика, ведь они стали неразлучными друзьями компьютера и технического прогресса.
Другим цифрам пришлось признать свою неправоту и прекратить гордиться. А нолик и единичка, кстати, совсем не зазнались. Они просто еще раз подтвердили, что каждый имеет в этом мире свое предназначение, и если быть хорошим и стремиться к большему, обязательно можно достичь высот.
Вот и завершилась наша математическая сказка про ноль, единицу и их приключения. А вы теперь знаете больше о том, как работает компьютер.
Ми створили більше 300 безкоштовних казок на сайті Dobranich. Прагнемо перетворити звичайне вкладання спати у родинний ритуал, сповнений турботи та тепла. Бажаєте підтримати наш проект? Будемо вдячні, з новою силою продовжимо писати для вас далі!
Все родители хотят вырастить своих детей умными, способными к наукам. И помочь этому могут ранние занятия математикой. Однако дети не очень-то любят эту сложную науку. Познакомиться с основами математики малышам поможет сказка про числа.
Математику изучать можно играючи
Казалось бы, о каких играх и сказках можно говорить, когда речь идёт о такой серьёзной науке, как математика. Однако мудрые педагоги утверждают, что даже младшим дошкольникам можно объяснить различные нюансы в этом направлении, если сделать занятие интересным и увлекательным для малышей. Истории, где фигурируют живые существа, которым даны имена - числа и цифры - воспринимаются начинающими математиками более эффективно, чем сухая констатация материала, фактов и законов.
К тому же всем детям так нравятся истории, в которых вымысел переплетается с реальностью, где добро побеждает зло. Поэтому сказка про числа ещё полезна малышам и потому, что не только даёт математические понятия, но и в традиционной иносказательной манере раскрывает перед ними суть человеческих отношений.
Сказка про и разрядные единицы
Современные дети с удовольствием читают сказки про числа и цифры. А их сложено детскими писателями немало. Даже сами ребята сочиняют удивительные истории, в которых фигурируют числа.
Например, одна девочка придумала удивительную сказку про царство, которым правила мудрая и добрая царица Тысяча. Она очень любила своих подданных, которых постоянно награждала, умножая на себя. И жители её государства от этого становились величественнее и значимее.
Но вот приключилась с царицей болезнь, которая превратила её при помощи страшного вируса - «перевёртыша с запятой» - в 0,001. И теперь, умножая своих подданных, царица в тысячу раз уменьшала их… И никто не мог её вылечить, кроме одного очень мудрого доктора. Именно он снова привил царице вирус-перевёртыш, который вернул ей прежнюю величину. Вот такая удивительная получилась сказка про числа.
Город Десятки
Это сказка про числа от единицы до десяти. Они, подобно людям, проживали в собственном городе, дружили, ссорились, мирились и совершали ошибки. Итак, словами «Жили-были числа» математическая сказка начинается…
В красивом небольшом городке, что раскинулся на берегу лесного ручейка, стояли маленькие разноцветные домики. Они были очень маленькими, просто даже совсем крошечными, не больше спичечного коробка. Но самим жителям этого города домики казались достаточно большими. А всё потому что сами-то обитатели этого населенного пункта были малюсенькими-малюсенькими, ростом с фасолинку.
Но, несмотря на небольшие размеры жителей, страсти в городке кипели нешуточные. И один из мудрых старожилов городка, имя которому было число Шесть, решил записать самые удивительные истории в книгу и назвать её «Сказки про числа и цифры».
История первая про числа под названием «Кто важнее?»
Естественно, что начиналось повествование словами «Жили-были числа». как и всякая другая, вроде бы ложь, да есть в ней важный намёк, который должен стать уроком добрым молодцам да мудрым девицам.
Жили числа дружно да согласно. Особенно ладно всё было у четырёх неразлучных друзей: Единички, Двойки, Тройки и Четвёрки. А только однажды случился и у них спор, кто же средь них важнее. Начала его Четвёрка:
Хоть и люблю я вас, мои друзья закадычные, но должна сказать вам одну вещь. На самом деле я средь нас самая главная. Вот посмотрите: у дома четыре угла, у стола - четыре ножки. Столько же лап у собак и кошек, колёс у автомобилей. И потому должны вы с сегодняшнего дня обращаться ко мне на «Вы»!
Какая глупость! - возмутилось число Три. - Самое важное число средь нас - я! Только посмотрите: число 3 в сказках является волшебным, магическим. Сыновей у царей всегда трое, заданий нужно выполнить тоже не четыре, не два, а именно три. Да и происходит всё самое важное на третий день. Поэтому лучше уж меня зовите «Господин Три».
Ну это как посмотреть, - засомневалась Двойка.- Люди обычно ищут себе пару, чтобы создать полноценную семью. Рук и ног у человека тоже по паре. Только представьте себе, что люди ходят на четырёх ногах - это ж уму непостижимо! И глаза у человека два, и уха. Так что давайте-ка лучше ко мне обращаться на «Вы», так будет справедливее.
Так-то так, а что-то всё-таки не так, - засмеялась Единичка.- Я, хотя и самая маленькая среди нас, а вот ведь стою в числовом ряду самой первой. И во время соревнований победителю почему-то присуждают первое место и выдают золотую медаль. А за второе-то только серебро положено… Не буду говорить здесь про третье и четвёртое место - нескромно это как-то.
Самое качественное люди всегда называют первосортным. А второсортный или, тем паче, третьесортный товар большинство покупателей стороной обойдёт. Да и мастерство специалистов чаще всего обозначают категориями, где первая указывает на самый высокий уровень.
А уж ежели касаться строения человеческого тела, то органы, которых у людей по одному, являются самыми важными: сердце, печень, мозг.
Если же задуматься о нашем главном предназначении - участвовать в математических действиях, то только я могу разделить на себя любое число без остатка, да таким образом, что оно даже не заметит этого.
Знаете что? Я думаю, что все мы важны одинаково! И поэтому не стоит об этом спорить. Давайте не будем больше спорить. И пусть словами «Дружно и согласно жили-были числа» математическая сказка наша и закончится. А новые истории будут про интересные события, которые произойдут в городке, где жители не спорят и не ругаются друг с другом.
И с тех пор больше не выясняют Единичка, Двойка, Тройка и Четвёрка, кто из них важнее.
История вторая под названием «Сказка про число 5»
Происшествие такое
Приключилось тут на днях:
Прибежала вдруг Пятёрка
Вся в грязи, пыли, репьях!
«Что с тобою? Где была ты?» -
Удивились Семь и Восемь.
«Ох, отстаньте же, ребята!
Лезть туда, куда не просят,
Некрасиво! Я устала», -
Так сказала и упала…
Из кустов тут вышло Шесть:
"Расскажу я всё как есть.
Нынче утром число Пять
С Зайцем бегало гулять.
Тут охотник выбегает,
Как положено, стреляет.
Заяц падает, и Пять
В страхе бросилось бежать.
Сунул Зайца я в корзину,
Поднял ношу я на спину
И пошёл к себе домой.
Пять, вставай! Зайка живой!
Раз, два, три, четыре, пять -
Зайка бегает опять!
Сказки новые, друзья,
Сочиню для всех вас я!"
Предыстория третьей сказки про Семёрку-Кочергу
В городке Десятки жила цифра Семь. Местные жители дразнили ее Кочергой - прозвище такое ей придумали. А цифра эта, и правда, была очень похожа на это приспособление для того, чтобы угли в печи ворошить.
Как известно, кочерга - вещь со странным характером. С одной стороны, с её помощью можно печь растопить и дом обогреть. Хорошая вещь, вроде бы, нужная. А если с другой стороны посмотреть, то кочергой можно и огреть так, что мало не покажется. Частенько в историях про жизнь наших предков фигурировала эта чугунная изогнутая буквой «Г» палка как орудие драк и даже убийств.
Вот и характер Семёрки также был противоречив. Вчера она придумала неделю, в которую входит 7 дней, а последний, седьмой, выходным сделала. Уж как ей все были благодарны! А сегодня уже разозлилась на кого-то и давай орать: «Только попадись мне - семь шкур с тебя спущу!».
А потом вдруг успокоилась и такую красивую радугу на небе нарисовала - загляденье просто! Семь разноцветных полос дугой изогнула, воротами сказочными поставила.
Только это ещё не история, а присказка. Начало же сказки с ждёт читателя впереди…
Как Семёрка-Кочерга получила новый дом
Может быть, так оно и было, а возможно, враки всё это. Только говорят, что решила однажды Семёрка новый дом себе построить. Да не простой, как у всех, а особенный, чтобы был он о семи стенах. Долго думала она, как бы это сделать, голову ломала. Ничего не получается! Кучу бумаги на чертежи извела Семёрка, пачку карандашей источила, а дело так и не сдвинулось ни на йоту.
Очень расстроилась цифра Семь, прямо до слёз. Закрылась в своём старом домике на замок и не выходит. Всё числа в городе даже забеспокоились, как бы чего плохого не случилось. Столпились они вокруг забора, что жилище числа Семь окружал, обсуждают ситуацию, думают, как бы им поступить. И вдруг…
Услышали они, что из открытых окон вдруг музыка изумительная потекла. Да такая чудесная, что ни в сказке сказать, ни во сне услышать! Такая нежная да приятная, такая душевная мелодия у Семёрки получилась.
А она, оказывается, от горя, что дом необыкновенный у неё не вышел, придумала семь нот. И научилась записывать с их помощью мелодий, подслушанных у ручейка да шелестящих деревьев, поющих птиц и напевающих себе под нос мастеровых. Сначала просто записала на нотный лист музыку, а потом и сыграла на флейте. Так вот и до сей поры музыканты свои произведения записывают при помощи этих удивительных значков.
А дом? Его числа дружно построили для своей соседки Семёрки! Новый, добротный и стенок в нём было ровно семь. А ещё числа раскрасили его в семь цветов так, как будто бы сама радуга решила отдохнуть на нём. С тех пор Семёрку никто Кочергой больше не дразнил. Ведь она одна сумела создать такие прекрасные вещи - радугу и музыку. И имя её стало "Семёрка Прекрасная".
История четвёртая, страшная и ужасная, о кровожадном драконе по имени Ноль
В некотором царстве, Арифметическом государстве, жили-были числа. Математическая сказка не была бы сказкой, если б в ней не случались волшебства разные да чудеса необъяснимые. Вот и на Арифметическое государство напал дракон кровожадный, злой и безжалостный. Имя его было Ноль.
Хватал он всех без разбору, перемножал на себя и уничтожал. А всё потому, что после этого действия числа сами превращались в Ноль. И после каждого преступления у дракона вырастала новая голова, он становился сильнее и кровожаднее. Ну а жителей в государстве становилось всё меньше и меньше. И вот случилось такое ужасное событие - похитил дракон саму принцессу! Траур был объявлен по всему государству.
Стали тут числа думать-гадать, как бы им дракона победить, чтобы можно было сказки новые, добрые и весёлые слагать да детям своим рассказывать. И надумали они подружиться с драконом, хотя дело это было, нужно сказать, непростое.
Бросили числа жребий, и выпало так, что идти к дракону принцессу выручать должно было число 9. В сказках, как известно, оно волшебным считается, ведь получается оно при умножении тройки (которая и так входит в состав чисел сказочных, магических) на саму себя. «Трижды три раза солнце взойдёт, трижды три раза роса на травы упадёт - и появится из-за горы всадник на коне. Вот он-то и спасёт принцессу от лютого змея!» - сказали пророки царские, произведя свои странные обряды.
Так и получилось. Недаром важную роль играют числа в русских народных сказках. Потому-то и здесь ровно через девять дней число Девять, сев на коня, подъехало к логову дракону - принцессу выручать. А за пазухой была у него фляжка водицы родниковой, что, говорят, силой обладает магической.
И встретились они около девятой горы - злобный Ноль и самоотверженное число Девять. Захохотал тут дракон, хвостом своим забил, огонь стал из пасти выпускать. Но только Девять не растерялось, подскочило к нему да встало перед драконом, брызнув в его пасть водою родниковой, магической. И улыбнуться Девятка не забыл, открыто и дружелюбно. Ноль даже растерялся от изумления... Не успел дракон даже умножение своё традиционное произвести, как в один миг срослись цифры 9 и 0 и превратились в одно целое - число Девяносто.
И вышла тут из темницы принцесса, поцеловала своего спасителя, который стал в десять раз сильнее и величественнее, и дала ему согласие стать его супругой верной. Сели они на коня и поехали домой, счастливые и довольные. Тут и закончилась страшная сказка про числа. По математике у кого «отлично» или «хорошо» в журнале стоит - тот понял её. А уж у кого познания в этой науке слабые - не обессудьте, правила учите да примеры решайте, глядишь, в следующий раз и вы всё поймёте!
Почему у царя было три сына и зачем безглазому дитяти семь нянек?
Не только в реальной жизни огромную роль играют числа. В русских народных сказках очень часто фигурируют три сына, три задания, три дня. А драконы или Змеи Горынычи, которые также появляются трижды, каждый раз имеют возрастающее число голов: сначала три, потом пять, семь или девять, а в третий, самый сложный, раз у чудовища их может быть даже двенадцать. Числа в русских сказках играют чисто символическую роль. Ребёнок, ещё не знакомый с математикой, визуально не станет представлять себе именно то количество голов у дракона, о котором идёт речь. Для него важны такие понятия, как увеличение опасности с каждым разом, и тот факт, что голов было много.
Есть ли какой-то алгоритм, которому подчиняются числа в Наверное, есть. Например, три символизирует совершенство и гармонию не только в русской культуре, но и во всём мире. Поэтому и помним мы по сей день трёх богатырей. А к Илье Муромцу перед чудесным излечением его являются именно три старца. И далёкое место, куда отправляется часто герой сказки, находится за тридевять земель, где-то аж в тридесятом государстве.
В православной религии существует Святая Троица, символизирующая единство Отца, Сына и Святого Духа. А в древней славянской вере было божество о трёх головах. Одна голова властвовала над небесным миром, вторая - над земным, а третья - над подводным.
Шлейф сказочности и чародейства тянется также за числом семь. Например, все помнят сказки, в которых встречаются семимильные сапоги, Белоснежка попадает к семи гномам, подобно тому, как и Спящая красавица - к богатырям соответствующего количества.
В пословицах же и поговорках тоже часто встречается семёрка.
- Семь раз отмерив, один лишь раз можно отрезать.
- Семеро с сошкой, а один с ложкой.
- Семь вёрст до небес.
- Семеро одного не ждут.
- У семи нянек дитя без глазу.
- Семеро по лавкам.
А закрепилась такая слава за этим числом, скорее всего, потому, что когда-то, ещё до возникновения десятичной системы исчисления, существовала семеричная. То есть двузначные числа начинались не после десятка, а после семи.
То же касается и числа пять. Ведь было время, когда была пятеричной и даже восьмеричной. Осталось тайной только то, почему число восемь не оставило своего следа в устном народном творчестве.
Зато девятка даже в современном мире часто выделяется людьми, которые увлекаются значениями чисел их влиянием на судьбу. Происходит это оттого, что это число как бы представляет собой начало и конец жизненного опыта человека. Оно несет последний земной урок человечества - прощение.
Однако встречается в поговорках и пословицах также и число два, которое не входит в разряд «магических». Это, скорее, отражение положения диалектического материализма, в котором отражается единство и борьба противоположностей.
- Двум медведям не ужиться в одной берлоге.
- Два сапога - пара, да оба на левую ногу.
- За двумя зайцами погнаться - ни одного не поймать.
А в современной сказке лентяю Вовке "помогают" двое из ларца. Да и часто в историях рассказывается о двух дочерях, где одна - добрая и работящая, а вторая - злая и ленивая.
Существуют современные крылатые выражения с самыми разными числами, например: "Просто как дважды два", "Опять двадцать пять!", "Лучше однажды увидеть собственными глазами, чем сто раз услышать".
Нумерология
Думаете, что волшебные числа в сказках только бывают? Вовсе нет! Людей давно уже занимало, какое влияние на человеческие судьбы оказывают цифры и числа. И на этой почве возникла нумерология - то ли наука, то ли верование в мистическую силу чисел. Но, как бы там ни было, а очень многие люди нет-нет, да и обращают своё внимание на то, что цифры автобусного билета или номера встречного транспорта будто бы обладают даром предсказания. Возможно, это простое совпадение. Но, кто знает…
Даже самые отпетые циники с большим неудовольствием заселяются в гостиничные номера под цифрой 13 или 666. Зато практически все просто обожают седьмые, третьи, пятые и девятые. Уж такая слава закрепилась за ними в народе - одни считаются добрыми, волшебными, а другие - приносящими несчастье, даже дьявольскими.
Сегодня можно найти целые научные труды, в которых по схеме есть возможность сделать расчёт своего "числа" по дате рождения и прочитать о себе на страничке, посвящённой этой цифре. Составители этих трудов связывают и характер человека, и его возможности, и его будущее как раз с этим "главным" его числом. А уж насколько они правы, каждый решает сам для себя.
Виктория Ларёхина
Тема : «Уникальная единица »
Цели : 1. Формировать интерес к изучению математики .
2. Расширение кругозора детей.
3. Развитие мыслительных операций : сравнение, анализ, обобщение.
Оборудование : 2 плаката (с цифрами и буквами, иллюстрации солнца, луны, планеты Земля и другие.
Ход занятия
Ребята, посмотрите на доску, что вы видите на доске? (плакаты) А на плакатах что изображено? (буквы и цифры)
Какие вы видите буквы? Чем они отличаются? (размером и цветом)
А как вы думаете, для чего нам нужны буквы? (ответы детей)
А какие видите цифры? Чем они отличаются? (размером и цветом)
Для чего нам нужны цифры? (ответы детей)
Сколько вы знаете цифр(10)
Давайте назовем их (1,2,3,4,5,6,7,8,9,0)
А какая самая первая цифра? (1)
Вот сегодня мы и будем говорить об этом удивительном числе и тема у нас сегодня «Уникальная единица » .
А как вы понимаете слово «уникальная » ? (редкая, особая)
Ребята, как вы думаете, на что похожа цифра 1? (ответы детей)
С. Я. Маршак написал про единицу стихотворение , послушайте.
Вот один иль единица ,
Очень тонкая как спица!
Какое число является соседом цифры 1? (2)
Как получить 2? (1+1=2)
А сейчас я вам прочитаю сказку «Гордая цифра один»
Привет ракета! – воскликнула цифра Один, увидев остроносую ракету в небе. Я цифра 1 похожая на тебя! Ты одна в пустынном космосе и ничего не боишься! Я люблю считать тех, кто один! Тот, кто один, он самый важный!
Я не одна, внутри меня космонавты, а вокруг звезды, - возразила ракета с высоты.
Цифра 1, пошли гулять, - позвала Единицу ее соседка цифра 2 .
Я хочу гулять одна. Тот, кто один он самый важный, - гордо ответила Единица . – В небе светит только одно солнце и у человека только одна голова.
А ходит человек на 2-х ногах и делает всё двумя руками – возразила цифра 2.
Самое главное в человеке, это его голова, - упрямо повторила Единица . Зато 2 глаза и 2 уха, - возразила Двойка. – Разве может голова хорошо работать без них?
Помогите цифрам решить, кто важнее : двойка или двойка?-
Почему у каждого из нас по 1 языку, но по 2 глаза, по 2 уха? Почему 1 рот и 1 голова?
(Голова одна, чтобы думать, слушать, а языка 1-ого достаточно, чтобы спросить, общаться)
Почему лучше 1 раз увидеть, чем сто раз услышать?
(чтобы знать его, иметь своё собственное представление о нем) .
Физминутка
Если хочешь строить мост,
Наблюдать движенье звёзд,
Управлять машиной в поле
Иль вести машину ввысь.
Ребята, а сейчас поиграем в игру «Что на свете одно» . У вас на столе лежат иллюстрации, вам нужно выбрать из них предмет, который на свете один. (солнце, луна, Земля)
Молодцы! Справились с заданием!
Очень давно люди не могли числам дать имена. И вот римляне первые начали давать названия цифре 1, имя СОЛЮС. На что похоже это название? (на солнце)
Закройте глаза и подумайте, что нового вы узнали сегодня на занятии ?
- Правила препинания. Пунктуационная норма. Значение пунктуации в русском языке. Виды знаков препинания, которые есть в русском языке
- Пьесы на немецком языке для детей - Немецкий язык онлайн - Start Deutsch Сценарий детских пьес на немецком языке
- Запятые при обращении и междометии
- Знаки препинания при обращении