Мартин лютер кинг - биография, информация, личная жизнь. Кто такой мартин лютер кинг М л кинг биография
В 1964 году Мартину Лютеру Кингу была присвоена Нобелевская премия мира за успехи в деле демократизации американского общества. Он очень хотел полностью уничтожить расовые предрассудки, чтобы черные и белые люди могли наконец-то сосуществовать в Америке совершенно на равных.
Его отец Майкл Кинг был пастором баптистской церкви в Атланте, штат Джорджия. Однажды в 1934 году отец Майкл поехал путешествовать по Европе, побывал в Германии. Там он познакомился с учением немецкого реформатора Мартина Лютера и настолько был впечатлен его работой, что решил взять его имя себе и своему пятилетнему сыну. С этих пор их звали Мартин Лютер Кинг Старший и Мартин Лютер Кинг Младший. Этим актом Кинг Старший обязал своего сына и себя следовать учению выдающегося немецкого священника и богослова.
Позже преподаватели колледжей и школ отметили, что по способностям Мартин Младший значительно превосходил остальных сверстников. Он сдавал все экзамены на «отлично», хорошо учился, пел в церковном хоре.
В 10 лет он был приглашен на премьеру фильма «Унесенные ветром» и исполнил там песню. В 13 Мартину удалось поступить в лицей при университете Атланты, спустя 2 года стал победителем ораторов, проводимый Афроамериканской организацией Джорджии. Свои выдающиеся способности он в очередной раз доказал, поступив в колледж Морхауз, сдав экзамены средней школы экстерном.
В 1947 году Мартин стал служителем и помощником в баптистской церкви отца Мартина Лютера Кинга Старшего. Учебу он при этом решил не оставлять и на следующий год поступил в теологическую семинарию в Честере, в штате Пенсильвания. Там ему в 1951 году была присуждена степень бакалавра богословия. В Бостонском университете он в июне 1955 года защитил степень доктора философии.
Жизнь после учебы и начало активной деятельности
После окончания учебы, Мартин Лютер принялся . В баптистской церкви в Монтгомери он стал лидером протеста чернокожего населения, выступавшего против расовой сегрегации. Первопричиной стал инцидент, который произошел с чернокожей Розой Паке, когда ее попросили покинуть автобус. Она отказалась это сделать, обратив внимание оппонентов на то, что же равноправная гражданка Америки. Эту женщину поддержало все чернокожее население города. На год был объявлен бойкот всем автобусам. Кинг Младший довел это дело до Верховного суда. Судом сегрегация была признана неконституционной и тогда власти сдались.
Вышеописанная ситуация - это бескровного и ненасильственного сопротивления властям. Далее Мартин Лютер решил бороться за равные права негров, касающихся получения образования. В Верховный суд США был подан иск против властей тех штатов, где черным не давали учиться наравне с белыми. Суд признал правоту этого иска, так как раздельное обучение белых и черных противоречило конституции Америки.
Первые серьезные проблемы и опасность для жизни
Противники объединения черных и белых стали охотиться на Кинга Младшего, так как его выступления собирали тысячи черных и белых людей вместе и были очень эффективны. Он стал для многих влиятельных людей словно кость в горле.
В 1958 году, на одном из многочисленных выступлений его ударили в грудь ножом. Мартина тут же увезли в больницу, спасли его жизнь и после лечения он продолжил агитацию. Его часто показывали по телевидению, писали о нем в газетах. Мартин Лютер стал очень популярным политическим деятелем и лидером, гордостью чернокожего населения совершенно всех штатов.
В 1963 году он арестован и обвинен в нарушении общественного порядка. Попав в тюрьму Бирмингема, его вскоре отпустили, так как не нашли никакого криминала. В этом же году Мартин Младший был принят президентом США Джоном Кеннеди. После встречи с ним, он поднялся на ступени Капитолия и произнес многотысячной толпе свою знаменитую речь, которую все сегодня знают под названием «У меня есть мечта».
Последнее выступление
В 1968 году, во время выступления перед участниками демонстрации в Мемфисе, в него выстрелили и выстрел этот оказался смертельным. В этот момент темнокожая Америка потеряла своего самого верного защитника, мечтавшего о равноправии в стране и отдавшего за это собственную жизнь. С тех пор третий понедельник января отмечается в США как День Мартина Лютера Кинга и является национальным праздником.
Дело Мартина Лютера Младшего продолжила его жена Коретта Скот Кинг. Она продолжила ненасильственное сопротивление сегрегации, дискриминации, колониализму, расизму и т.п.
Проповедников, Кинг еще в годы учебы в колледже стал сторонником ненасильственных методов борьбы за гражданские права негров. Посвященный в сан баптистского проповедника (1954), он стал пастором церкви в Монтгомери (Алабама). В следующем году Кинг защитил в Бостонском университете степень доктора философии. Будучи руководителем Ассоциации улучшения положения негров в Монтгомери, Кинг в декабре 1955 организовал бойкот неграми общественного транспорта. Эта акция привела к решению Верховного суда США о запрете сегрегации на общественном транспорте. В 1957 году Кинг организовал и возглавил негритянскую организацию «Конференция лидеров христиан Юга» (Southern Christian Leadership Conference), начал читать лекции по всей стране, призывая к активным ненасильственным действиям за гражданские права негров. Большое значение имела для Кинга его поездка в Индию (1959). Под влиянием учения Махатмы Ганди он разработал тактику массовых ненасильственных действий в борьбе за гражданские права, включая акции гражданского неповиновения.
В 1960 Кинг вернулся в Атланту, где стал пастором Эбенезерской баптистской церкви и был арестован во время одной из акций протеста против сегрегации. Арест Кинга привлек внимание широких кругов американской общественности, кандидат в президенты Джон Кеннеди ходатайствовал об его освобождении. В 1963 Кинг стал одним из организаторов марша на Вашингтон, который собрал более 200 тысяч участников и во время которого он произнес речь «У меня есть мечта» («I have a Dream»). Этот марш содействовал принятию закона о гражданских правах (1964), а сам Кинг удостоился Нобелевской премии мира (1964). В 1965 Кинг организовал марш из Селмы в Монтгомери (Атланта), пытаясь добиться отмены сегрегации в жилищной сфере, но был вынужден отступить перед национальными гвардейцами штата. Эта неудача вызвала критику Кинга со стороны других лидеров борьбы за гражданские права, которые рассматривали его тактику слишком мягкой и нерешительной. С этого времени Кинг стал выступать в более жесткой форме, призывал к совместной борьбе социальных низов белого и цветного населения за общественные преобразования. Кинг одним из первых негритянских лидеров выступил против агрессии США во Вьетнаме. Весной 1968 он приехал в Мемфис (Теннесси), чтобы поддержать забастовку сантехников и 4 апреля был убит расистом Джеймсом Эрлом Реем. После убийства вспыхнули массовые негритянские волнения - «апрельские бунты» (April riots), жестоко подавленные властями.
Квартал Суит-Оберн в Атланте, где родился Мартин Лютер Кинг, объявлен национальным мемориалом. Это культурный центр негритянской общины города. Здесь находятся дом, в котором родился Кинг, Эбенезерская баптистская церковь, где он и его отец читали проповеди, Часовня межрелигиозного мира (Interfaith Peace Chapel), могила Кинга с вечным огнем и надписью на надгробии «Свободен, наконец» («Free At Last»), общинный центр и мемориальный музей Кинга - Центр за ненасильственные социальные перемены. В Суит-Оберне в 1974 была смертельно ранена мать Мартина Лютера Кинга. 15 января в США является национальным праздником - Днем Мартина Лютера Кинга. В ряде южных штатов его отмечают в третий понедельник января одновременно с Днем Роберта Ли.
КИНГ (King), Мартин Лютер (15 января 1929 г. - 4 апреля 1968 г.) - Американский священник и борец за гражданские права Мартин (первоначально Майкл) Лютер Кинг родился в Атланте (штат Джорджия), в семье пастора баптистской церкви он был старшим сыном. Когда мальчику было шесть лет, отец изменил его и свое имя на Мартин. Мать Кинга, Алберта Кристина Уильяме, до замужества преподавала в школе. Детство Кинга пришлось на годы Великой депрессии, однако рос он в благополучной семье среднего достатка. Обучаясь в начальной школе Дэвида Т. Говарда и средней школе Букера Т. Уошингтона, Кинг значительно опередил сверстников, т. е. прошел программу самостоятельно. В 1944 г., не окончив средней школы, он сдал экзамены и поступил в колледж Морхауса для цветных в Атланте. Тогда же он стал членом Национальной ассоциации прогресса цветного населения (НАПЦН). В 1947 г. Кинг принял сан и стал помощником отца в церкви. Окончив колледж со степенью бакалавра социологии в 1948 г., Кинг поступил в Теологическую семинарию Крозера в Честере (штат Пенсильвания) и в 1951 г. получил в ней степень бакалавра богословия. Назначенная ему стипендия позволила поступить в аспирантуру Бостонского университета, где в 1955 г. Кинг защитил диссертацию на тему "Сравнительный анализ концепций Бога в системах Пауля Тиллиха и Генри Нельсона Вимэна", став доктором философии. Глубокое влияние на Кинга в эти годы оказали труды священника и реформиста Вальтера Раушенбуша, Георга Гегеля, Генри Торо, Эдгара Брайтмена, Пауля Тиллиха и Рейнгольда Нибура. "Попытки создания социального евангелия, - говорил Кинг, - свидетельство христианской жизни". В 1953 г. Кинг женился на студентке Коретте Скотт, у них родилось двое сыновей и две дочери. Священником баптистской церкви на Декстер-авеню в Монтгомери (штат Алабама) Кинг стал в 1954 г., исполняя там обязанности до января 1960 г., когда вновь соединился с отцом в Эбинизерской церкви. В Монтгомери Кинг организовал комитеты социальных действий, собирал средства для НАПЦН, входя в состав местного исполнительного комитета этой ассоциации. После инцидента с Розой Парке (швея была арестована за отказ уступить место в автобусе белому пассажиру) в декабре 1955 г. в Монтгомери создается Ассоциация совершенствования, и Кинг становится ее президентом. Сохраняя сомнения в отношении оправданности бойкота цветным населением автобусного транспорта Монтгомери, Кинг колебался, должен ли он принять этот пост, и согласился, вспомнив цитату из Торо: "Сотрудничать с порочной системой больше невозможно". Вечером 5 декабря Кинг произнес решающую, как он позже вспоминал, речь в своей жизни. "Сопротивлению нет альтернативы", - заявил Кинг собравшимся и выразил уверенность, что протест поможет отрешиться "от терпения, заставляющего соглашаться на меньшее, чем свобода и справедливость". Под руководством Кинга негритянская община бойкотировала транспорт Монтгомери 382 дня. В ноябре 1956 г. Верховный суд США признал закон о сегрегации в Алабаме неконституционным. В декабре черные и белые впервые пользовались автобусами совместно. Кинг приобрел общенациональную известность, в феврале 1957 г. его портрет появился на обложке журнала "Тайм". Движение за гражданские права середины XX в., к которому примкнул Кинг, уходило корнями еще в предвоенные годы. НАПЦН и Конгресс расового равенства, такие рабочие лидеры, как А. Филип Рэндолф, предприняли ряд шагов в пользу равноправия негров. Кульминацией их достижений стал процесс 1954 г. "Браун против совета по делам образования Топеки". Верховный суд положил конец сегрегации в сфере образования, постановив, что раздельное обучение белых и черных порождает неравенство и, следовательно, противоречит 14-й поправке к Конституции США. Уникальный вклад Кинга в дело прав человека сделала возможным его приверженность принципам христианской философии. Примером для себя Кинг считал деятельность Махатмы Ганди, лидера движения пассивного сопротивления, благодаря которому Индия освободилась от британского господства. "Философия ненасильственного сопротивления Ганди, - заявил Кинг однажды, - единственный метод, оправданный в борьбе
за свободу". Бойкот в Монтгомери, во время которого дом Кинга был взорван, а сам он арестован, сделал его героем негритянской общины США. В январе 1957 г. негритянские лидеры юга создали союз церковных организаций за гражданские права под названием "Конференция руководства христиан юга" (КРХЮ), где Кинг был избран президентом. В это же время Кинг, признанный защитник прав цветного населения, написал книгу "Шаг к свободе. Рассказ о Монтгомери" ("Stride Toward Freedom: The Montgomery Story"). В сентябре 1958 г., при раздаче автографов в Гарлеме, он был ранен ножом в грудь психически больной женщиной. Используя КРХЮ в качестве базы, Кинг организовал ряд кампаний за гражданские права, нацеленных на уничтожение сегрегации на транспорте, в театрах, ресторанах и т.д. Он путешествовал по всей стране, читая лекции, причем 15 раз подвергался аресту. В 1960 г. по приглашению премьер-министра Джавахарлала Неру он провел месяц в Индии, где углубил знакомство с деятельностью Ганди. В марте - апреле 1963 г. К. возглавил массовые демонстрации в Бирмингеме (штат Алабама) против сегрегации на производстве и в быту, одним из лозунгов было создание комитетов граждан различных рас. Полиция разгоняла демонстрантов (среди которых было много детей) с помощью собак, водометов и дубинок. За нарушения запрета на демонстрации Кинг был арестован на 5 дней. В это время он написал "Письмо из бирмингемской тюрьмы" белым религиозным деятелям города, которые упрекали его за "неблагоразумные и несвоевременные действия". "На самом деле время не имеет никакого значения, - писал Кинг. - Прогресс человечества отнюдь не катится на колесах неизбежности. Он наступает вследствие неустанных усилий людей, творящих Божью волю, без которых время становится союзником сил застоя в обществе". Несмотря на периодические вспышки, напряженность в Бирмингеме смягчилась, когда белые и черные лидеры достигли соглашения о десегрегации. В 1963 г. Кинг совместно со своим заместителем Ральфом Эбернати, основателем Конгресса расового равенства Байярдом Рустином и другими лидерами организовал крупнейшую в истории США демонстрацию за гражданские права. 28 августа около 250 тыс. белых и черных собралось в Вашингтоне, когда в конгрессе США обсуждалось законодательство о гражданских правах. В тот же день негритянские лидеры совещались с президентом Джоном Ф. Кеннеди. Позже на ступенях Мемориала Линкольна Кинг произнес речь, в которой выразилась вера в братство людей; речь стала широко известна под названием "У меня есть мечта" - эти слова звучат в тексте речи рефреном. Книга Кинга "Почему мы не можем ждать" ("Why We can"t wait") была опубликована в 1964 г. В мае - июне того же года Кинг вместе с членами КРХЮ участвовал в демонстрациях за интеграцию жилищного фонда, проводившихся в Сент-Огастене (штат Флорида). Через месяц президент Линд он Б. Джонсон пригласил его в Белый дом, где Кинг присутствовал при подписании билля о жилищах, ставшего частью закона 1964 г. о гражданских правах. Закон запрещал сегрегацию в общественных местах и на производстве, в условиях труда и зарплате. В конце года Кингу была присуждена Нобелевская премия мира. Во вступительной речи представитель Норвежского нобелевского комитета Гуннар Ян отметил: "Хотя Мартин Лютер Кинг непричастен к международным делам, его борьба служит делу мира... В западном мире он был первым, кто показал, что борьба не обязательно подразумевает насилие". В своей Нобелевской лекции Кинг говорил: "Ненасилие означает, что мой народ все эти годы терпеливо переносил страдания, не причиняя их другим... Это значит, что мы не испытываем больше страха. Но из этого не следует, что мы хотим устрашить тех или других или даже общество, частью которого мы являемся. Движение не стремится освободить негров за счет унижения и порабощения белых. Оно не хочет победы над кем бы то ни было. Оно желает освобождения американского общества и участия в самоосвобождении всего народа". В марте 1965 г. Кинг организовал марш из Селмы (штат Алабама) в Монтгомери под лозунгом предоставления избирательных прав, однако сам в марше не участвовал. После того как демонст
ранты подверглись нападению дорожной полиции, Кинг призвал к новому маршу. В нем участвовало более 3 тыс. белых и черных демонстрантов, и более 25 тыс. присоединилось к ним по дороге. У стен Капитолия в Монтгомери с речью к собравшимся обратился Кинг. 6 августа президент Джонсон подписал закон об избирательном праве, Кинг был приглашен в Вашингтон и присутствовал на церемонии подписания. Оставаясь противоречивой фигурой, Кинг имел много врагов - не только на юге, но и в других частях страны. Наиболее влиятельным критиком Кинга был, очевидно, директор Федерального бюро расследований (ФБР) Эдгар Гувер, который называл его коммунистом, предателем и глубоко аморальным человеком. Когда Кинг обвинил агентов ФБР в непринятии мер по жалобам в Олбэни (штат Джорджия), объясняя это их южным происхождением, Гувер не постеснялся назвать негритянского деятеля "самым отъявленным лжецом в стране". ФБР прослушивало телефоны Кинга и КРХЮ, собрало обширное досье о личной и общественной жизни Кинга. В нем, в частности, нашли отражение внебрачные связи Кинга во время поездок по стране. В 1967 г. Кинг издал книгу "Куда мы пойдем отсюда?" ("Where do We go from here?"). В апреле он открыто высказался против войны во Вьетнаме. Кинг обратился с посланием к большому антивоенному митингу в Вашингтоне; стал сопредседателем организации "Священники и миряне, встревоженные событиями во Вьетнаме". В последние годы жизни внимание Кинга было привлечено не только к расизму, но и к проблеме безработицы, голода и бедности во всей Америке. Расширение кругозора обусловила необходимость поддержать радикальные круги негритянской молодежи во время беспорядков в гетто Уоттса, Ньюарка, Гарлема и Детройта, которые противоречили принципам ненасилия. Кинг стал сознавать, что расовая дискриминация тесно связана с проблемой бедности. Но программу по данному вопросу он создать не успел, чем объясняется неудача усилий по улучшению условий жизни в трущобах Чикаго в 1966 г. Однако в ноябре 1967 г. Кинг объявил о начале Кампании бедных людей, которая должна была завершиться в апреле 1968 г. сбором белых и черных бедняков в Вашингтоне. 28 марта 1968 г. Кинг возглавил 6-тысячный марш протеста в деловой части Мемфиса (штат Теннесси), целью которого была поддержка бастующих рабочих. Несколько дней спустя, выступая в Мемфисе, Кинг сказал: "Впереди у нас трудные дни. Но это не имеет значения. Потому что я побывал на вершине горы... Я смотрел вперед и видел Землю обетованную. Может быть, я не буду там с вами, но я хочу, чтобы вы знали сейчас - все мы, весь народ увидит эту Землю". На следующий день Кинг был ранен снайпером, когда стоял на балконе в мемфисском мотеле "Лоррэйн". От раны он скончался в госпитале Сент-Джозефа и был похоронен в Атланте. Деятельность Кинга изучает и продолжает Центр ненасильственных социальных изменений имени Мартина Лютера Кинга-младшего в Атланте. В 1983 г. конгресс США отклонил предложение отмечать день рождения К. в третий понедельник января. Однако 16 января 1986 г. бюст Кинга был установлен в Большой ротонде Капитолия в Вашингтоне - темнокожий американец удостоился такой чести впервые. 20 января 1986 г. нация отметила первый День Мартина Лютера Кинга.
Мартин Лютер Кинг – это величайший деятель Америки, борец за права и свободу человека. Прирожденный оратор стал лауреатом Нобелевской премии мира, а его идеи равенства стали основой для современного порядочного общества. Этот человек стал национальной иконой борьбы с сегрегацией в Соединенных Штатах, а с его мнением согласна большая часть людей по всему миру.
Детство и юность
20 век в Европе. Хотя рабство отменили в декабре 1865 года из-за гражданской войны, отношение к цветным слоям населения у предрассудочного общества не поменялось, ибо государство на законодательном уровне ничего не сделало для защиты темнокожих людей.
Цветных ущемляли в правах и считали людьми второго сорта. Они не могли устроиться на нормальную работу и были лишены права выбора. В Америке после гражданской войны действовали неофициальные законы Джона Кроу, по которым цветное меньшинство не могло стоять наравне с белым человеком. К цветному населению приписывали людей с хотя бы малой долей негритянской крови.
В это время общественных распрей родился Мартин Лютер Кинг 15 января 1929 года в городе Атланта, находящемся в штате Джорджия, что в южной части Америки. На юге сосредотачивалась большая часть негритянского населения среднего класса.
Отец мальчика Мартин Лютер Кинг старший был пастором в баптистской церкви, а мать Альберта Уильямс Кинг до замужества работала учительницей. Главу семейства первоначально звали Майклом, но он изменил свое имя и имя сына, когда тому исполнилось 6 лет.
Мартин младший был вторым ребенком в семье, и не сказать, что Кинги жили бедно: семья будущего борца за равенство относилась к классу выше среднего и жила в достатке.
Кинг воспитывался в строгой и религиозной атмосфере, за проступки родители иногда применяли физические наказания. Но Мартин старший и Альберта Уильямс старались оградить сына от процветающей расистской ненависти.
Когда мальчику было 6 лет, его друг, который играл с ним во дворе, неожиданно заявил, что мама не разрешает больше дружить с Мартином, потому что тот черный. После случившегося Альберта Уильямс старалась утешить мальчика и говорила, что Мартин не хуже других.
Когда Кингу исполнилось 10 лет, он пел в хоре баптистской церкви. В то время в Атланте была премьера фильма «Унесенные ветром», и хор участвовал в этом событии.
Будущий политический деятель был развит не по годам, Мартин Лютер Кинг с отличием учился в негритянской школе. Мальчику не пришлось заканчивать 9 и 12 классы, так как он самостоятельно изучил школьную программу и поступил в университет Морхауз экстерном в 15 лет. В 1944 году Мартин становится победителем на конкурсе ораторов, который проходил в Джорджии среди цветного населения.
На новом месте учебы Кинг вступает в «Национальную ассоциацию прогресса цветного населения» и узнает, что против расизма выступают как темнокожие, так и некоторые белые.
В 1948 году Мартин оканчивает университет и получает степень бакалавра социологии. Будучи студентом, Мартин Лютер Кинг помогает отцу в церкви Эбенезер. На рабочем месте Кинга старшего будущий общественный деятель был частым гостем: в 1947 году парень принял сан помощника в церкви.
Политик продолжает учебу в теологической семинарии Кроузера в городе Честере, находящемся в штате Пенсильвания. Там будущий революционер получает степень доктора богословия в 1951 году, но продолжает учебу в бостонской аспирантуре и в 1955 году получает степень доктора философии.
Деятельность
Мартин Лютер Кинг пошел по стопам отца и дедушки, и в 1954 году политик становится пастором в баптистской церкви. На протяжении жизни мужчиной двигали идеи свободы и равенства людей. Кинг обладал незаурядными ораторскими способностями, которые направил в правильное русло.
Мартин был активным участником НАПЦН, но в 1955 году становится руководителем ассоциации совершенствования в Монтгомери.
Мартин Лютер Кинг возглавлял бойкот автобусных линий в Монтгомери. По неофициальному согласию цветные пассажиры транспорта не имели права занимать первые четыре ряда автобуса, которые предназначались для белых граждан. Также некоторые водители автобуса вели себя некультурно и допускали оскорбления в адрес афроамериканцев. Общественная темнокожая деятельница Роза Паркс отказалась уступать место «привилегированному» мужчине, за что была арестована местной полицией. И это не первый случай общественного произвола, в США была частой практика ареста невинных темнокожих людей. Водителю автобуса ничего не грозило, даже если бы тот застрелил афроамериканского пассажира.
Мартин Лютер Кинг, не согласный с этой общественной проблемой, организовал ненасильственный бойкот транспорта, в котором участвовали темнокожие. Протест длился больше года, 382 дня. Цветные отказывались передвигаться на общественном транспорте и ходили пешком с призывами свободы и равенства. Иногда афроамериканские водители машин подвозили бойкотирующих, но общественным транспортом они категорически не пользовались. В акции участвовало около 6 тысяч человек.
Продолжительная акция прошла успешно, в 1957 году верховное правительство США постановило, что ущемление прав других слоев населения в штате Алабама противоречит конституции США, а Тайм публикует фото и интервью с Мартином на обложке.
Не все люди поддерживали Кинга, за время протеста на него неоднократно покушались, а также пытались взорвать дом. Мартин Лютер Кинг стал кумиром цветного населения, а также символом борьбы за равенство свободы и прав. За придуманный Кингом метод ненасильственной оппозиции Мартин Лютер Кинг удостоился Нобелевской премии мира.
Также Кинг собирал демонстрации за любое проявление сегрегации. Так, в 1962 году Мартин вступает в сообщество «Движение алабамских христиан за права человека». Кинг побуждал к участию в демонстрациях учеников университетов, которые выходили на митинги. Хотя «движения» Мартина Лютера Кинга не имели насильственного характера, полиция мешала демонстрантам, например, на протестующих студентов спускали служебных собак. Сам Мартин Кинг неоднократно подвергался арестам.
В 1962 году университет штата Миссисипи принимает темнокожего студента Джеймса Мередита, который стал первым цветным, поступивший в учебное заведение. В США были специальные училища для цветных, которые не имели права обучаться наравне с белыми.
Это был прогресс в обществе Америки, однако не все согласились с зачислением афроамериканцев в вузы, например, губернатор Алабамы Джордж Уоллес соглашался с расовыми предрассудками и загородил дорогу в университет двум темнокожим студентам.
Мартин отстаивал честь и достоинство ущемленного в правах человека и продолжал многолетнюю борьбу с сегрегацией.
Но наибольшую известность темнокожему деятелю принесла другая акция, которая состоялась в 1963 году и расширила политическую биографию Мартина. На акции «марш на Вашингтон» собралось около 300 тысяч жителей Америки. Кинг озвучил самую запоминающуюся речь, которая начинается со слов: «У меня есть мечта». Мартин восславил расовое примирение и рассказал, что неважно к какой национальности относится человек, главное то, что у него внутри. Лидеры марша встретились с президентом США и обсудили общественно важные проблемы. В 1964 году был подписан закон «О гражданских правах», который запрещал расовое ущемление прав цветных граждан.
Идеи и взгляды
Сфера внимания Кинга не ограничивалась проблемой сегрегации. Этот политик выступал за равенство и свободу всех граждан Соединенных Штатов Америки, он был недоволен уровнем безработицы и голода.
Мартин часто путешествовал и выступал, призывая людей к борьбе за права, которые должны гарантироваться любому человеку с рождения. Причем, по мнению Мартина Лютера Кинга, любая общественная борьба должна быть ненасильственной, ведь можно договориться с помощью языка, а не с помощью массовых беспорядков и войн. Лютер написал множество книг, которые стали основой учения о праве и порядке в обществе.
Личная жизнь
При жизни Мартин Лютер был веселым человеком с удивительно добрым взглядом, он показывал пример семьянина, порядочного мужа и отца, любящего четверых детей. С ученицей консерватории Кореттой Скотт Мартин познакомился в 1952 году, пребывая в Бостоне.
Избранница Кинга понравилась его родителям, и они дали согласие на брак. Летом 1953 года Кинг и Коретта обвенчались в доме матери девушки. Венчал возлюбленных Мартин Кинг старший.
Осенью 1954 года семья Кингов переезжает в штат Алабама в город Монтгомери, где и начинается активная деятельность Мартина Лютера.
Смерть
В феврале 1968 года в городе Мемфис штата Теннесси организовывалась забастовка афроамериканских мусорщиков. Рабочие были недовольны невыплатами заработанной платы, а также условиями и отношением начальства, которое было похоже на сегрегацию: белые имели ряд привилегий и могли не работать из-за плохой погоды, в отличие от негров, которым приходилось собирать мусор даже в грозу.
Люди обратились к борцу за права Мартину Лютеру Кингу, единственному защитником цветных слоев населения.
3 апреля Кинг вновь отправился в Теннесси, но политику пришлось сменить рейс, так как в самолете обнаружили угрозу взрыва. В городе общественный деятель забронировал 306 номер в мотеле «Лорейн».
Сутки спустя Мартин Лютер Кинг стоял на балконе номера, тогда как белокожий преступник Джеймс Эрл Рэй целился в политика из винтовки. Джеймс выстрелил один раз: пуля попала в челюсть Мартина Лютера Кинга. Политик скончался в госпитале святого Иосифа в 19:05. Накануне смерти Мартин произнес речь «Я был на вершине горы». Слушателям запомнилась цитата из выступления:
«Как любой, я бы хотел прожить долгую жизнь. Долголетие значимо. Но я не думаю об этом сейчас. Я просто хочу выполнить волю Господа».
Джеймса поймала полиция: молодой человек написал чистосердечное признание. Парень поверил, что за признание вины наказание будет смягчено. В суде преступнику дали 99 лет заключения. Тогда Рэй заявил, что не совершал убийства, но суд настоял на виновности подсудимого.
Однако в деле по убийству Кинга много неясных и мутных обстоятельств. Например, осталось неизвестным, какое орудие для убийства использовал снайпер, да и четких доказательств причастности Джеймса к покушению на Кинга нет. Жена Мартина оказалась недовольна решением суда, потому что, по ее мнению, в гибели мужа виноват не сбежавший с тюрьмы за кражу преступник, а политический заговор. Поэтому Коретту опечалила весть о кончине Рэя, единственного свидетеля.
Кто убил Мартина Кинга, и из какой винтовки – загадка, которая до сих пор не разгадана.
В память о политическом деятеле в Америке каждый третий понедельник января отмечается федеральный «День Мартина Лютера Кинга». Окончательно праздник укоренился только в 2000 году.
Также в память Мартину отсняты документальные фильмы, рассказывающие об его деятельности. Могила находится в Национальном историческом музее Мартина Лютера Кинга.
Цитаты
Мартин Лютер Кинг знаменит высказываниями не только о правах человека, но и о нравственности. Отвага, смелость, упорство и благородство – пожалуй, малая часть характеристик, которыми обладал американский политик.
- Любовь - это единственная сила, способная превратить любого врага в друга.
- Если человек не открыл для себя нечто такое, за что он готов умереть, он не способен полноценно жить
- Если бы мне сказали, что завтра наступит конец света, то еще сегодня я посадил бы дерево.
- Исследования науки обогнали духовное развитие. У нас есть управляемые ракеты и неуправляемые люди.
- Предельное мерило ценности человека - не то, как он ведет себя в часы уюта и удобства, а то, как он держится во времена борьбы и противоречий.
- Трусость спрашивает - безопасно ли это? Целесообразность спрашивает - благоразумно ли это? Тщеславие спрашивает - популярно ли это? Но совесть спрашивает - правильно ли это? И приходит время, когда нужно занять позицию, которая не является ни безопасной, ни благоразумной, ни популярной, но ее нужно занять, потому что она правильная.
Мартин Лютер Кинг
Мартин Лютер Кинг, 1984 год.
Баптистский теолог
Кинг (King) Мартин Лютер (1929-1968) - один из руководителей борьбы за гражданские права негров в США, баптистский теолог. Выдвинутая Кингом тактика «прямых ненасильственных действий» сыграла решающую роль в подрыве системы сегрегации и дискриминации черных американцев. Социально-религиозные взгляды Кинга формировались прежде всего на основе его собственного опыта негра, с ранних лет столкнувшегося с системой повседневного насилия и унижения, с жестокостью полиции и несправедливостью судов, господствовавшими в южных штатах. Стремясь найти причины и пути преодоления расизма, Кинг изучает теологическую и философскую литературу. Особое впечатление на него произвели идеи У. Раушенбуша о долге церкви и христианина бороться против социальной несправедливости. Вместе с тем он признает обоснованность критики его взглядов Р. Нибуром: призывы к совести, к самоусовершенствованию в обстановке «аморального общества» серьезных результатов дать не могут. Однако, по мнению Кинга, неоортодоксы впадают в другую крайность, слишком пессимистически оценивая возможности человека. И либерализм, и неоортодоксия предлагают лишь частичную истину. В итоге Кинг склоняется к тактике гандизма. «Одним из мощных средств, приемлемых для угнетенного народа в его борьбе за свободу, является христианская любовь, которая действует через «метод Ганди». Неграм, утверждает Кинг, противостоят не отдельные расисты, а общественная система, в которой господствует расистская идеология - результат греха, проявляющегося «на всех уровнях человеческого существования». Кинг отстаивает модернистские позиции и критикует попытки т. н. традиционалистов отвергнуть новейшие достижения науки ссылками на библейские высказывания. Однако успехи науки породили повсеместную иллюзию, будто «научные лаборатории способны заменить алтари» и обеспечить социальный прогресс. Но «если человеком не руководит божий дух, то сила его научных открытий станет разрушительным духом монаха Франкенштейна, который превратит земную жизнь в золу». В человеке заложены могучие силы и стремление к созиданию справедливого общества, но своим происхождением он обязан богу, и без его помощи с расизмом покончить сам человек не способен. Однако люди не могут просто ждать и молиться, необходимо действовать, быть «не просто термометром общества, но его термостатом». Здесь ключевую роль призвана сыграть «сила любви», пробуждаемая в человеке богом. Христианин никогда не должен примиряться с несправедливыми порядками, но сердце его не должно ожесточаться, насилие невозможно ликвидировать насилием, ему следует противопоставить «силу души». В русле таких размышлений конкретизируется известная тактика «прямых ненасильственных действий». Прежде всего, Кинг резко осуждает «самоубийственную» пассивность и примиренческое отношение к расизму большинства американских церквей и выдвигает категорическое требование: «Свободу немедленно!» Чтобы ее добиться, нужно активными («прямыми») действиями создавать такую напряженную обстановку, которая вынуждала бы расистские власти идти на переговоры. Подобная тактика неизбежно вызовет репрессивные меры, однако борцы за справедливость не могут, в свою очередь, отвечать насилием, они должны последовательно руководствоваться принципом евангельской любви ко всем, пробуждая ее в сердцах своих противников. Впервые эту тактику Кинг успешно применил против дискриминационных порядков на городском транспорте г. Монтгомери (1955). Вскоре Кингом была создана «Южная конференция христианского руководства», которая развернула широкую деятельность в южных штатах, и тактика Кинга стала доминирующей в массовых антирасистских выступлениях в начале 60-х годов. Заметными этапами деятельности Кинга была борьба против сегрегации в Бирмингеме, поход в Селме и поход на Вашингтон (1963). В 1964 году был принят Закон о гражданских правах негров, а через год - Закон об избирательных правах. Борьба, однако, продолжалась. Активно участвуя в ней, Кинг решительно выступал против националистических программ типа лозунга «черной власти» и деятельности «черных мусульман». В 1968 году Кинг был убит расистами в Мемфисе. В 1988 года день рождения Кинга объявлен национальным праздником в США.
Протестантизм. [Словарь атеиста]. Под общ. ред. Л.Н. Митрохина. М., 1990, с. 128-130.
Негритянский религиозный и общественный деятель
Кинг (King) Мартин Лютер (15 января 1929, Атланта - 4 апреля 1968, Мемфис) - негритянский религиозный и общественный деятель США, сыгравший выдающуюся роль в борьбе против расизма . Учился в баптистском колледже в Атланте (1945-48), в теологической семинарии в Честере (1948-51) и в Бостонском университете (1951-55), где получил степень доктора философии. В 1955 возглавил «автобусный бойкот» негров г. Монтгомери, обозначивший новый этап борьбы против сегрегации и дискриминации чернокожих. Кинг возглавил массовые выступления за равноправие негров, которые завершились принятием Закона о гражданских правах (1964) и Закона об избирательных правах негров (1965). В 1964 Кинг стал лауреатом Нобелевской премии мира. В 1968 он был убит в г. Мемфис. Спустя 20 лет в честь него был установлен национальный праздник (третий понедельник января).
Социальная философия Кинга представляет собой теологически интерпретируемый и легко узнаваемый опыт образованного потомственного пресвитера негритянской баптистской церкви, с ранних лет столкнувшегося с системой повседневного насилия и унижения, с жестокостью полиции и самоуправством судов. Уже в семинарии Кинг, по его словам, был озабочен «интеллектуальным поиском способа устранения социального зла». Он с воодушевлением воспринял доктрину социального евангелиста У. Раушенбуша, утверждавшего, что долг церкви не только в спасении людей, но и в преобразовании всех общественных отношений - в «перенесении небесной гармонии на землю», - осуществляемом с Божией помощью. Всякая религия, сделал вывод Кинг, претендующая на заботу о душах людей, но проявляющая полное равнодушие к ужасным условиям, в которых они живут, мертва и действительно является «опиумом народа». Долг христианина бороться против расизма, потому что «расовая сегрегация - это крикливое отрицание единства, которое мы имеем во Христе».
В 50-х гг. программа построения «Царства Божиего» на земле, апеллирующая к совести верующих, уже обнаружила свою практическую неэффективность, тем более очевидную, когда речь шла о ликвидации системы сегрегации, господствующей в южных штатах. «По горькому опыту мы знаем, - писал Кинг, - что угнетатели никогда не предоставят свободу угнетенным - ее нужно требовать». Глубокое впечатление на Кинга произвела критика Райнхольдом Нибуром представления о способности к нравственному самоусовершенствованию индивида, живущего в «аморальном обществе», и его концепция неискоренимого греха, восходящая к М. Лютеру. Нибур помог мне осознать, вспоминал Кинг, «иллюзорность легковесного оптимизма и реальность существования коллективного зла». Но чернокожий богослов, стремящийся найти способ ликвидации расизма, не мог до конца принять социальный пессимизм неоортодоксии, в частности концепцию трансцендентного Бога, находящегося по ту сторону мира. Стремление решить эту имеющую для него острый практический смысл дилемму (ответственности церкви за состояние общества и практическую неэффективность апелляций к совести индивидов) объясняет своеобразие интерпретаций Кингом ключевых христианских догматов и категорий.
Кинг ясно понимал, что нефам противостоят не отдельные аморальные индивиды, а «система зла», которую он, как протестантский богослов, выводил из грнехопадения первых людей, в результате которого «грех проявляется на всех уровнях человеческого существования»; он стремился совместить этот факте признанием возможности преодоления расизма, иными словами, найти разумную середину между концепциями имманентного Бога у Раушенбуша и трансцендентного Бога у Нибура. Здесь сталкиваются две логики. С одной стороны, евангельские идеалы, по мнению Кинга, забытые американцами, служат ему решающим доводом против примирения с расистской реальностью, с другой - эти «внешние» по отношению к земной реальности идеалы адекватно в земной жизни воплотиться не могут. Иными словами, Бог и имманентен (в той мере, в которой Его моральные предписания выступают в качестве мотива и гарантии успеха борьбы против расизма), и трансцендентен, поскольку Его заветы «превосходят» человеческие возможности. Но эти проблемы «высокой» теологии интересовали Кинга прежде всего в практическом плане - как религиозное обоснование наиболее эффективной борьбы с сегрегацией.
Кинг выступил против ортодоксального протестантского представления о том, что образ Божий в человеке полностью разрушен вследствие грехопадения Адама. Нет, утверждал Кинг, он только искажен и «Страшно испуган». В человеке сохранились могучие силы к созиданию, но он сам не способен полностью проявить их. Это может сделать лишь вера, которая «открывает дверь для работы Бога», обеспечивая чудесное единство божественной и человеческой воли к ликвидации греховного расизма. Американцы не могут лишь ждать и молиться, необходимо действовать, быть не просто термометром, но термостатом общества. Долг христианина не примиряться с дискриминацией чернокожих, однако сердце его не должно ожесточаться, насилие невозможно ликвидировать силой. Насилию следует противопоставить «способность любви», пробуждаемую в человеке Богом.
Кинг предложил четкую программу ликвидации расизма, а главное - возглавил практическую борьбу по ее претворению в жизнь. Решающую роль в ее оформлении сыграл опыт ненасильственного сопротивления М. Ганди, подсказавший Кингу, как сделать «христианскую любовь эффективным орудием социальных преобразований». «Христос дает дух, мотивацию протеста, а Ганди - метод, технику выражения», - писал он. Резко осуждая «самоубийственную» пассивность и примиренческое отношение к расизму большинства американских церквей, Кинг выдвигает категорическое требование: «Свободу немедленно!» Чтобы ее добиться, нужно активными («прямыми») действиями создавать напряженную обстановку, которая вынуждала бы расистские власти идти на переговоры. Такие акции неизбежно вызовут репрессивные меры, однако борцы с дискриминацией не должны отвечать насилием, им следует до конца воплотить принцип евангельской любви ко всем, в т. ч. и к врагам, стремясь пробудить ее в сердцах гонителей. Именно эта тактика, впервые примененная в Монтгомери, стала доминирующей в массовых антирасистских выступлениях в начале 1960-х гг. и обеспечила принятие целого ряда антидискриминационных законов. Однако она не могла изменить фактического неравенства. Создавалась взрывоопасная ситуация: растущая воинственность негров наталкивалась на все более жестокое сопротивление властей. В середине 1960-х гг. по стране прошла волна яростных бунтов в негритянских гетто, сопровождавшихся вандализмом, кровопролитными схватками, массовыми арестами. Новые лидеры, выдвинувшие лозунг «Власть черным!», обличали Кинга в сговоре с властями; в глазах последних он оставался зачинщиком общественных беспорядков, особенно после того как публично выступил с осуждением войны во Вьетнаме. Сам Кинг мучительно переживал кризис своего движения. Последовательно отстаивая принцип ненасилия, он признавал необходимость выработки новой тактики, соответствующей «возросшему нетерпению негров и крепнущему сопротивлению белых», в частности укрепления союза всех бедняков - и белых, и чернокожих.
Л. H. Митрохин
Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. II, Е – М, с. 243-244.
Далее читайте:
Философы, любители мудрости (биографический указатель).
Сочинения:
Есть у меня мечта. М., 1970; Паломничество к ненасилию. - В кн.: Этическая мысль. Научно-публицистические чтения. М., 1991; Stride Toward Freedom. The Montgomery Story. N. Y., 1958; Strength to Love. N. Y., 1964; Why We Can"t Wait. N. Y., 1964; The Tmmpet of Conscience. N. Y., 1967; Where Do We Go from Here: Chaos or Community? N.Y., 1967.
Литература:
Нитобург Э. Л. Церковь афро-американцев в США. М., 1995; Митрохин Л. Н. Мартин Л. Кинг: способность любить. - В кн.: Баптизм: история и современность. СПб., 1997; Miller Keith D. Voice of Deliverence: The Language of Martin Luther King. J., and Its Sources. N.Y., 1992.