Марк бернес жены. Марк Бернес
Марк Наумович Бернес (урожденный Менахем-Ман Неухович Нейман). Родился 25 сентября (8 октября) 1911 года в Нежине Черниговской губернии - умер 16 августа 1969 года в Москве. Советский актёр театра и кино, певец. Народный артист РСФСР (1965). Лауреат Сталинской премии первой степени (1951).
Менахем-Ман Нейман, ставший широко известным как Марк Бернес, родился 25 сентября (8 октября по новому стилю) 1911 года в Нежине Черниговской губернии в еврейской семье.
Отец - Неух Шмуэлевич (Наум Самойлович) Нейман, родом из Старобыхова Могилёвской губернии, был служащим в артели по сбору утильсырья.
Мать - Фрума-Махля Липовна (Фаня Филипповна) Вишневская, домохозяйка.
В 1916 году семья переехала в Харьков, где Марк и вырос.
Окончил школу-семилетку, после чего родители отправили его учиться на бухгалтера в Харьковское торгово-промышленное училище. Однако он училище бросил и поступил в театральный техникум. Параллельно работал статистом в Харьковском театре «Муссури». На сцене этого театра сыграл свою первую роль - заменил заболевшего артиста. Его высоко оценил знаменитый в то время режиссёр Н.Н. Синельников. Именно тогда он и взял себе сценический псевдоним Бернес.
В возрасте семнадцати лет в 1929 году отправился в Москву, где стал работать статистом в нескольких театрах, в том числе Малом и Большом.
В 1930-1933 годах в Московском драматическом театре играл небольшие роли. Позже он называл своим учителем артиста Николая Мариусовича Радина.
С 1936 года снимался в кино, дебютировав в эпизоде картины «Заключённые». В 1937-м сыграл шпиона Красовского в драме «Шахтёры».
Марк Бернес в фильме "Шахтёры"
В 1938-м исполнил роль Кости Жигилёва, красногвардейца Путиловского завода в известной картине «Человек с ружьём». Тогда же обратил на себя внимание исполнением песни «Тучи над городом встали».
Марк Бернес в фильме "Человек с ружьём"
Удачной стала работа 1939 года - главная роль в военной картине «Истребители». Его герой - лейтенант Сергей Кожухаров. В фильме он спел песню «Любимый город».
Марк Бернес в фильме "Истребители"
Звездой первой величины Бернес стал во время войны благодаря своим работам в военных картинах, прежде всего в фильме «Два бойца». В ленте он сыграл бойца Аркадия Дзюбина, бывшего в мирной жизни сварщиком-судостроителем. В фильме он исполнил свои знаменитые песни «Тёмная ночь» и «Шаланды».
Марк Бернес в фильме "Два бойца"
Член КПСС с 1953 года.
В 1950-х-1960-х годах Марк Бернес создал в кино ряд сложных характеров, воплотил образы людей с нелёгкой судьбой - таких, как Умара Магомет («Далеко от Москвы»), Еремей Лукич Окладников («Море студёное»), Чубук («Школа мужества»), Родионов («Они были первыми»), Огонёк («Ночной патруль»).
В 1951 году ему была присуждена Сталинская премия первой степени за исполнение роли Умары Магомета в фильме «Далеко от Москвы».
Марк Бернес в фильме "Море студёное"
Марк Бернес пользовался огромной популярностью не только как актер, но и как исполнитель песен. Его первый публичный концерт как певца состоялся в Свердловске в Доме офицеров 30 декабря 1943 года, после чего последовало концертное турне по Уралу.
Песни Богословского из фильмов («Любимый город», «Спят курганы тёмные», «Шаланды, полные кефали», знаменитая «Тёмная ночь») в исполнении Бернеса зазвучали по радио, были записаны на пластинки (сотрудничество актёра и композитора продолжалось до 1956 года).
Марк Бернес - Темная ночь
В Москве он начал выступать как исполнитель песен с конца 1940-х годов. Сначала на вечерах в Домах творческих союзов. По радио в передаче «Клуб весёлых артистов» от лица своего персонажа шофёра Минутки («Великий перелом», 1945) исполнял «Песенку фронтового шофёра» («Путь-дорожка фронтовая») Мокроусова, «В жизни так случается» Соловьёва-Седого и др.
Продолжая сниматься в кино, Бернес всё больше внимания уделял эстраде, которая давала широкий простор для реализации его творческих замыслов. Он стал активно работать над созданием собственного репертуара. Предъявляя высокие требования и к музыке, и к стихам, артист долго и придирчиво работал с поэтами и композиторами.
В 1950-1960-е годы песенный репертуар Бернеса пополнился такими произведениями, как «Москвичи» (А. Эшпай - Е. Винокуров), «Если бы парни всей земли» (В. Соловьёв-Седой - Е. Долматовский), «Я люблю тебя, жизнь» (Э. Колмановский - К. Ваншенкин).
В 1960 году на стадионе в Лужниках в программе Московского мюзик-холла Бернес впервые исполнил песню «Враги сожгли родную хату» М. Блантера на стихи М. Исаковского, написанную за 15 лет до того, в 1945 году, и лишь однажды прозвучавшую тогда по радио (в исполнении В. Нечаева). В лице Бернеса песня обрела интерпретатора, сумевшего раскрыть весь её трагический смысл и сделавшего песню широко популярной.
Позже вышли другие его песни: «Хотят ли русские войны» (Э. Колмановский - Е. Евтушенко), «Я спешу, извините меня» (Я. Френкель - К. Ваншенкин), «Я работаю волшебником» (Э. Колмановский - Л. Ошанин) и мн. др. В четырёхсерийном фильме «Щит и меч» (1968) за кадром в исполнении Бернеса прозвучала песня «С чего начинается Родина» (В. Баснер - М. Матусовский).
Из 82 песен репертуара Бернеса более 40 создано по его заказу или при его непосредственном участии.
Бернес гастролировал по стране и за границей - в Польше, Югославии, Чехословакии, Румынии, Болгарии, получая множество восторженных откликов СМИ. Выступал на английском телевидении.
Смерть Марка Бернеса
В июне 1969 года Бернесу стало плохо. Врачи, обследовавшие его, предположили, что у него инфекционный радикулит. Однако при более тщательном обследовании был поставлен куда более страшный диагноз: неоперабельный рак лёгких.
8 июля 1969 года, будучи тяжело больным, артист с одного дубля записал песню «Журавли» Яна Френкеля на стихи Расула Гамзатова в переводе Наума Гребнева.
Марк Бернес скончался в субботу 16 августа 1969 года на 58-м году жизни в Москве. При том что на понедельник 18 августа был подготовлен к выходу Указ о присвоении ему звания Народный артист СССР. Однако посмертно почётные звания не присваиваются.
Похоронен на Новодевичьем кладбище Москвы (участок № 7).
В 1978 году советский астроном Н. И. Черник назвал его именем одну из малых планет Солнечной системы - 3038 Bernes.
В 1996 году в Москве, на доме № 1 по Садовой-Сухаревской улице, где последние годы жил М. Н. Бернес, установлена мемориальная доска.
1 апреля 2002 года в Одессе в саду скульптур Литературного музея (ул. Ланжероновская, 2) открыта скульптурная композиция «Шаланды, полные кефали...» (скульптор Т. Судьина), изображающая героев одноимённой песни из кинофильма «Два бойца» - рыбачку Соню и Костю-моряка.
7 октября 2011 года в Нежине в связи со 100-летием со дня рождения Бернеса на доме № 70 по ул. Авдеевской (бывш. Миллионной), где он родился, открыта обновлённая мемориальная доска (с ошибочной датой рождения - 7 октября), а 13 октября 2011 года в Театральном сквере - бронзовый памятник (скульпторы Владимир Чепелик и Александр Чепелик, архитектор Владимир Павленко), в основе которого - кадр из кинофильма «Два бойца»: Аркадий Дзюбин сидит с гитарой в руках. Украден в ночь на 3 мая 2017 года, найден 4 мая 2017 поврежденным (отбитые куски валялись рядом).
Одна из улиц Краматорска носит имя Марка Бернеса.
20 ноября 2015 года на сессии Харьковского городского совета в ходе переименования многих улиц и других объектов города улица Щорса была переименована в честь Марка Бернеса.
Рост Марка Бернеса: 163 сантиметра.
Личная жизнь Марка Бернеса:
Дважды был женат.
Первая жена - Полина (Паола) Семёновна Линецкая (1911-1956). Паола была примой частного Театра Корша, на момент знакомства - замужняя женщина, но ушла от своего мужа, состоятельного инженера, к Марку Бернесу. Поженились в 1932 году. В браке в 1954 году родилась дочь Наталья, она окончила Институт восточных языков при МГУ, ныне живёт в США. Жена умерла от рака спустя два года после рождения дочери, что было сильнейшим ударом для Бернеса.
При этом Бернес, любивший супругу, не стал ей опорой в сложный момент: он испугался - в его семье перед тем от рака умерли отец и сестра, а актер боялся заразиться смертельной болезнью. Муж перестал общаться с женой, приказал домработнице разбить дом на две половины, разделил все вещи. Никто не смог переубедить Бернеса. Жена умерла в больнице, где муж её не разу за два месяца не навестил.
Далее у него был роман с актрисой . Из-за нее он поссорился с зятем Хрущева Алексеем Аджубеем. Как-то Бернес нарушил правила движения и скрылся с места происшествия. Милиция догнала нарушителей, признала за рулем актера и отпустила. Но протокол был сохранен и об этом узнал отвергнутый соперник. Аджубей тогда возглавлял «Комсомольскую Правду» и развернул кампанию против Бернеса. В ход пошло не только обсуждение его творческих успехов и провалов, но главным образом были извлечены на свет подробности его личной жизни. Публично обсуждались его моральные качества.
17 сентября 1958 года одновременно две центральные газеты начали травлю Бернеса. В «Правде» Георгий Свиридов в статье «Искоренять пошлость в музыке» подверг артиста несправедливым и тенденциозным нападкам. В «Комсомольской правде» в фельетоне А. Суконцева и И. Шатуновского «Звезда на "Волге"» нарушение Бернесом правил дорожного движения в максимально мрачных тонах подавалось как «поведение, недостойное советского артиста». Следствием этих и нескольких последующих публикаций стало фактическое отлучение Бернеса от съёмок и записей на радио и грампластинки. Путь на эстраду также был закрыт, опала длилась три долгих года. Бернес выживал, дублируя фильмы.
История с Извицкой закончилась, они расстались. Много лет спустя Алексей Аджубей извинился перед Бернесом.
Изольда Извицкая - любовница Марка Бернеса
Вторая жена - Лилия Михайловна Бодрова (1929-2006). Они познакомились, когда 1 сентября 1960 года Бернес повёл свою дочь Наташу в первый класс 2-й французской спецшколы в Банном переулке. В ту же школу привели своего сына Жана фотокорреспондент журнала "Пари-матч" и его 31-летняя жена Лилия Михайловна Бодрова. Бернес, увидев Бодрову, влюбился в неё с первого взгляда. Их дети сели за одну парту, что вскоре сблизило Бернеса и Бодрову. А в ноябре того же года Лилия Михайловна ушла от мужа и переехала в двухкомнатную квартиру Бернеса на Сухаревской. Она вспоминала: "Марк оформил меня на работу. С тех пор я вела все его концерты. Мы не расставались ни на минуту".
Поженились в 1960 году. Марк Бернес воспитал сына Бодровой от предыдущих отношений - Жана Люсьеновича Бодрова (1953 г.р.), он окончил операторский факультет ВГИКа, живёт в Москве.
Фильмография Марка Бернеса:
1936 - Заключенные - заключенный (нет в титрах)
1937 - Шахтеры - Красовский, шпион
1938 - Человек с ружьём - Костя Жигилёв, красногвардеец Путиловского завода
1938 - Старая крепость
1939, 1946 - Большая жизнь - Борис Николаевич Петухов, горный инженер
1939 - Истребители - лейтенант Сергей Кожухаров (в титрах как Бернэс)
1940 - Преступление и наказание (короткометражный) - следователь
1941 - Стебельков в небесах (короткометражный) - Стебельков
1941 - Последняя очередь (короткометражный) - лётчик Феденко
1941 - Валерий Чкалов - комментатор авиапарада (нет в титрах)
1941 - Боевой киносборник №8 - Михайло Юрченко, командир танка
1942 - Дорога к звёздам - генерал Кожухаров
1942 - Боевой киносборник №9 - польский рабочий
1943 - Жди меня - эпизод (нет в титрах)
1943 - Два бойца - Аркадий Дзюбин
1944 - Большая земля - Алексей Васильевич Козырев
1945 - Великий перелом - "Минутка", шофер командующего
1948 - Третий удар - матрос Чмыга
1950 - Далеко от Москвы - Умара-Магомет, сварщик
1950 - В степи (короткометражный) - Емельянов, отец Сережи
1951 - Тарас Шевченко - Косарев, капитан
1952 - Максимка - корабельный врач
1953 - Огни на реке - старший помощник капитана
1954 - Школа мужества - Афанасий Чубук
1954 - Море студёное - Окладников Еремей Лукич
1954 - Запасной игрок - Лев Павлович Коломягин, тренер
1956 - Они были первыми - Иван Александрович Родионов
1956 - Дело № 306 - Василий Иванович Градов, подполковник милиции
1957 - Цель его жизни - Иван Максимович Ануфриев, лётчик
1957 - Удивительное воскресенье (V šest ráno na letišti) - Командир ТУ-104
1957 - Ночной патруль - Павел Васильевич Обручев / «Огонёк»
1959 - Особый подход - Николай Дмитриевич Налимов
1959 - Звёзды встречаются в Москве (документальный)
1961 - Чёртова дюжина (Maizes ducis) - Исаак Львович, пассажир
1963 - Это случилось в милиции - Сергей Панфилович Прошин, полковник милиции
1963 - Мелодии Дунаевского (документальный)
1963 - Аппассионата (короткометражный) - Гиль, шофёр Ленина
1966 - Сказки русского леса
1967 - Самая высокая... (фильм-спектакль)
1967 - Женя, Женечка и "катюша" - полковник Караваев (озвучил Григорий Гай)
Озвучивание Марка Бернеса:
1947 - Рюи Блаз (Ruy Blas)
1950 - Адрес неизвестен (Sans laisser d"adresse)
1952 - Покорители вершин (роль Зураба Лежава)
1953 - Хлеб, любовь и фантазия (Pane, amore e fantasia)
1953 - Граф Монте-Кристо (Comte de Monte-Cristo, Le) - Жерар де Вильфор (роль Жака Кастелло)
1953 - Банковский билет в миллион фунтов стерлингов (Million Pound Note, The)
1955 - Счастье Андруса (Andruse õnn) (роль Р.Нууде)
1955 - Салтанат - Джоомарт
1955 - Крушение эмирата - Джафар
1955 - Дым в лесу (короткометражный) - Федосеев
1956 - После шторма (Pēc vētras) (роль Ж.Катлапа)
1956 - Война и мир (Guerra e pace) - Пьер Безухов
1957 - Я скажу правду - Коста (роль Г.Шавгулидзе)
1958 - Мари-Октябрь (Marie-Octobre)
1960 - На пороге бури (Vētra) - Силениек (роль Роберта Мустапса)
1962 - Шестнадцатая весна - текст от автора
Вокал Марка Бернеса:
1938 - Человек с ружьём - песня "Тучи над городом встали";
1939, 1946 - Большая жизнь - песня "Три года ты мне снилась" (Н.Богословский - А.Фатьянов);
1939 - Истребители - песня "Любимый город" (Н.Богословский - Е.Долматовский);
1943 - Два бойца - песни "Темная ночь", "Шаланды посные кефали", "Бессмертный Ленинград" ("Споем, товарищ боевой, о славе Ленинграда...") (Н.Богословский - В.Агатов);
1950 - В степи (короткометражный) - песня "Дорожная" ("Городов в России много и дорог красивых много, и людей хороших много - всех их надо повидать...") (А.Лепин - А.Галич);
1954 - Школа мужества - песня "Разгулялся вольный ветер над моею стороной..." (М.Зив - В.Коростылёв);
1957 - Цель его жизни - песня пилотов (В.Юровский - автор слов неизв.);
1957 - Ночной патруль - песня о Родине (А.Эшпай - Л.Ошанин);
1962 - Шестнадцатая весна - песня "Рабочий человек" (Ю.Левитин - М.Матусовский);
1966 - Я родом из детства - поёт песню Владимира Высоцкого "На братских могилах";
1968 - Щит и меч - песня "С чего начинается Родина" (В.Баснер - М.Матусовский);
1970 - Смерти нет, ребята! - песня "Тёмная ночь" (Н.Богословский - В.Агатов);
1970 - Кавказец родом из Цада (документальный) - песня "Журавли";
1971 - Поговорить нам необходимо... (документальный)
Песни Марка Бернеса:
Тучи над городом встали из кинофильма «Человек с ружьём» (муз. и сл. П. Арманда);
Любимый город из кинофильма «Истребители» (муз. Н. Богословского, сл. Е. Долматовского);
Спят курганы тёмные из кинофильма «Большая жизнь» (муз. Н. Богословского, сл. Б. Ласкина);
Огонёк (муз. Н. Богословского, Е. Долматовского);
Письмо в Москву (муз. Н. Богословского, сл. М. Тевелева);
Боевые ястребки из кинофильма «Последняя очередь» (муз. Н. Богословского, сл. Б. Ласкина);
До свиданья, города и хаты из кинофильма «Стебельков в небесах» (муз. Григория Лобачёва, сл. М. Исаковского);
Тёмная ночь из кинофильма «Два бойца» (муз. Н. Богословского, сл. В. Агатова);
Шаланды, полные кефали из кинофильма «Два бойца» (муз. Н. Богословского, сл. В. Агатова);
Песня о Ленинграде из кинофильма «Два бойца» (муз. Н. Богословского, сл. М. Голодного);
Наша любовь из кинофильма «Большая жизнь. 2 серия» (муз. Н. Богословского, сл. В. Агатова);
Три года ты мне снилась из кинофильма «Большая жизнь. 2 серия» (муз. Н. Богословского, сл. А. Фатьянова);
В жизни так случается (муз. В. Соловьёва-Седого, сл. Н. Лабковского и Б. Ласкина);
Песенка фронтового шофёра (муз. Б. Мокроусова, сл. Н. Лабковского и Б. Ласкина);
Полевая почта (муз. Ю. Левитина, сл. Н. Лабковского);
Морская песенка (муз. Н. Богословского, сл. В. Дыховичного и М. Слободского);
Далеко от дома (муз. Ю. Левитина, сл. Н. Лабковского);
В дальнем рейсе (муз. Ю. Левитина, сл. Н. Лабковского);
Дорожная из кинофильма «В степи» (муз. А. Лепина, сл. А. Галича);
Собачка верная моя из кинофильма «Тарас Шевченко» (русская народная песня терских казаков);
Песенка влюблённого шофёра (муз. Б. Мокроусова, сл. В. Бахнова и Я. Костюковского);
Разгулялся вольный ветер из кинофильма «Школа мужества» (муз. М. Зива, сл. В. Коростылёва);
Песня посвящается моя (муз. Б. Мокроусова, сл. Я. Хелемского);
Дружеский подарок москвича (Привет Бухаресту) (муз. М. Табачникова, сл. Я. Хелемского (рус.) и К. Пастрамэ (румын.));
Когда поёт далёкий друг (муз. Б. Мокроусова, сл. Я. Хелемского);
Мы в этом сами виноваты (Мужской разговор) (муз. Н. Богословского, сл. Н. Доризо);
Песня (Романс) Рощина из кинофильма «Разные судьбы» (муз. Н. Богословского, сл. Н. Доризо);
Воспоминание об эскадрилье «Нормандия» (муз. М. Фрадкина, Е. Долматовского);
Песня о Родине из кинофильма «Ночной патруль» (муз. А. Эшпая, сл. Л. Ошанина);
Песня пилотов из кинофильма «Цель его жизни» (муз. В. Юровского, авт. сл. неизв.);
Песенка-импровизация из кинофильма «Звёзды встречаются в Москве» (авторы неизвестны);
Если бы парни всей земли (муз. В. Соловьёва-Седого, Е. Долматовского);
Вечерняя песня (муз. В. Соловьёва-Седого, сл. А. Чуркина);
Злата Прага (Песня о Праге) (муз. Гарри Мацоурека, сл. Я. Хелемского);
Москвичи (Серёжка с Малой Бронной) (муз. А. Эшпая, сл. Е. Винокурова);
Песня туристов (муз. М. Табачникова, сл. Я. Хелемского);
Я люблю тебя, жизнь (муз. Э. Колмановского, сл. К. Ваншенкина);
Перекрёсток (муз. Э. Колмановского, сл. Виктора Орлова);
Старому другу (муз. В. Соловьёва-Седого, сл. М. Матусовского);
С добрым утром (муз. О. Фельцмана, сл. Ольги Фадеевой);
Хотят ли русские войны (муз. Э. Колмановского, сл. Е. Евтушенко);
Течёт река Волга из кинофильма «Течёт Волга» (муз. М. Фрадкина, сл. Л. Ошанина);
Рабочий человек из кинофильма «Шестнадцатая весна» (муз. Ю. Левитина, сл. М. Матусовского);
Где же ты, друг (муз. М. Фрадкина, сл. Л. Ошанина);
Настоящие мужчины (муз. Я. Френкеля, сл. И. Шаферана и М. Владимова);
Песня о кино (муз. Я. Френкеля, сл. М. Танича);
Сыновья (муз. О. Фельцмана, сл. В. Сергеева);
Солдаты (муз. Я. Френкеля, сл. К. Ваншенкина);
Я спешу, извините меня (муз. Я. Френкеля, сл. К. Ваншенкина);
Моя Москва (муз. И. Дунаевского, сл. М. Лисянского и С. Аграняна);
Напиши мне, мама, в Египет (муз. Я. Френкеля, сл. Л. Ошанина);
Американцы, где ваш президент? (муз. Э. Колмановского, сл. Е. Евтушенко);
Песенка моего друга (муз. О. Фельцмана, сл. Л. Ошанина);
Я работаю волшебником (муз. Э. Колмановского, сл. Л. Ошанина);
Пани Варшава (муз. Э. Колмановского, сл. Я. Хелемского);
Слушай, Земля (муз. Э. Колмановского, сл. Александра Кравченко);
Слышишь, я жду, приходи (муз. А. Островского, сл. С. Гребенникова и Н. Добронравова);
Служи, солдат! (муз. О. Фельцмана, сл. В. Сергеева);
Воспоминание об Алжире (муз. В. Мурадели, Е. Долматовского);
Новобранцы (муз. Р. Майорова, сл. Д. Иванова);
Нелётная погода (муз. Я. Френкеля, сл. К. Ваншенкина);
Убийцы ходят по земле (муз. Э. Колмановского, сл. Е. Евтушенко);
Тополя (муз. Я. Френкеля, сл. К. Ваншенкина);
Гитара (муз. В. Соловьёва-Седого, сл. Андрея Лядова);
Песня издалека (муз. Виктора Драманта, сл. Владимира Бута);
Я улыбаюсь тебе (муз. Э. Колмановского, сл. И. Гофф);
Я не забуду (муз. А. Эшпая, сл. В. Котова и Л. Дербенёва);
На братских могилах (муз. и сл. В. Высоцкого);
Холода, холода (муз. и сл. В. Высоцкого);
Всё ещё впереди (муз. Э. Колмановского, сл. К. Кулиева, пер. Н. Гребнева);
Враги сожгли родную хату (Прасковья) (муз. М. Блантера, сл. М. Исаковского);
Красный командир (муз. Б. Терентьева, сл. Марии Швечиковой);
Когда разлюбишь ты (муз. Э. Колмановского, сл. И. Гофф);
Последний урок (муз. Я. Френкеля, сл. В. Лифшица);
Грустная песенка (муз. Я. Френкеля, сл. М. Светлова);
Здравствуйте, дети (муз. И. Якушенко, сл. Л. Дербенёва);
Песня о Белграде (муз. Я. Френкеля, сл. Я. Хелемского);
А самолёты сами не летают (муз. Я. Френкеля, сл. И. Шаферана);
С чего начинается Родина из кинофильма «Щит и меч» (муз. В. Баснера, сл. М. Матусовского);
На площади Красной (муз. Б. Савельева, сл. Л. Дербенёва);
Огромное небо (муз. О. Фельцмана, сл. Р. Рождественского);
Журавли (муз. Я. Френкеля, сл. Р. Гамзатова, пер. Н. Гребнева)
Mark Bernes
Марк Нейман
Родился 8 октября (25 сентября) 1911 года в Нежине, Черниговская губерния, Российская империя (ныне Черниговская область, Украина) в семье служащего артели по сбору утильсырья.
Советский актёр и исполнитель песен.
Заслуженный артист РСФСР (1956).
Народный артист РСФСР (1965).
Когда Марку было 5 лет, семья переехала в Харьков. Там он закончил среднюю школу и родители его отправили учиться на бухгалтера в Харьковское торгово-промышленное училище. Однако никакого желания заниматься счетоводством у Марка не было. Он мечтал о сцене. Впервые он попал в театр в 15 лет и с тех пор заболел им на всю жизнь. Чтобы быть к нему поближе, он нанимался в бригаду расклейщиков афиш, а через некоторое время - работал зазывалой - напялив на себя афишу, приглашал "добропорядочных" граждан посетить театр.
Между тем, страсть своего опрыска к театру родители Бернеса категорически не одобряли. И тогда, в возрасте 17-ти лет, он сбежал от них в Москву. В столице он несколько дней жил на Курсокм вокзале, а днём обивал пороги столичных театров, соглашаясь на любую работу. И его взяли в массовку Малого театра. Одновременно он успел записаться и в массовку Большого театра.
В феврале 1930 года Бернес подал заявление в Московский драматический театр (бывший Корш) и получил положительный ответ. Он стал актёром вспомогательного состава. И уже через 11 месяцев - в январе 1931 года - его зачислили актёром в основной состав. Однако роли в спектаклях ему доставались небольшие: за три года их было всего пять.
Своего угла в Москве Бернес долгое время не имел, поэтому первые несколько месяцев ему приходилось жить в крохотной гримёрной. А когда в доме напротив театра в Петровском переулке надстроили этаж (пятый), то одну из его комнат отдали молодому актёру. В начале 1933 года он перешёл работать в Театр революции.
В середине 1930-х годов он женился на молодой девушке, которую звали Полина (друзья Марка называли её Паолой или просто Пашей) Линецкая. Именно она стала прививать Бернесу интерес к литературе, заразила его чтением.
С 1935 года работал только в кино. А после небольшой роли красноармейца в Фильме Юткевича "Человек с ружьём" (1938) 26-летний Марк Бернес стал знаменит.
В 1938 году успех Бернеса в мире кино закрепляется фильмом "Истребители" (1939), а песня "В далёкий край", которую исполняет герой Бернеса, тут же становится шлягером.
Свою вторую, и как оказалось, последнюю главную роль в кино Бернес сыграл во время войны - роль Аркадия Дзюбина в фильме Леонида Лукова "Два бойца" (1943). Однако съёмки в этой картине были для актёра отнюдь не лёгкими. Этот фильм стал вершиной популярности Бернеса. За исполнение главной роли правительство наградило его орденом Красной Звезды, а жители Одессы присвоили Бернесу звание "Почётный житель города".
В 1954 году в семье актёра произошло радостное событие - у них с Полиной Семёновной родилась дочь, которую назвали Наташей. Однако радость длилась недолго, через два года Полина Семёновна умерла от рака.
Эта смерть настолько потрясла Бернеса, что в течение нескольких месяцев он не мог прийти в себя. Но рядом были друзья, а главное, работа...
В начале 1960-х годов серьёзные изменения произошли и в личной жизни артиста. 1 сентября 1960 года Бернес повёл свою дочь Наташу в первый класс 2-й французской спецшколы в Банном переулке. В эту же школу привели своего сына Жана фотокорреспондент журнала "Пари-матч" и его 31-летняя жена Лилия Михайловна Бодрова. Бернес, увидев Бодрову, влюбился в неё с первого взгляда. Судьбе было угодно, чтобы их дети сели за одну парту, что вскоре сблизило Бернеса и Бодрову. И в ноябре того же года Лилия Михайловна ушла от мужа и переехала в двухкомнатную квартиру Бернеса на Сухаревской. Она вспоминала: "Марк оформил меня на работу. С тех пор я вела все его концерты. Мы не расставались ни на минуту...".
В июне 1969 года Бернесу стало плохо. Врачи, обследовавшие его, предположили, что у него инфекционный радикулит. Однако, при более тщательном обследовании, был поставлен страшный диагноз неоперабельный рак лёгких. Артист был обречён.
8 июля 1969 года будучи тяжело больным, артист с одного дубля записал песню «Журавли» Яна Френкеля на стихи Расула Гамзатова в переводе Наума Гребнева.
Марк Бернес скончался в субботу 16 августа 1969 года на 58-м году жизни в Москве. А в понедельник готовился к выходу Указ о присвоении ему звания "Народный артист СССР". Однако посмертно почётные звания не присваиваются.
Похоронен актёр на Новодевичьем кладбище Москвы (участок № 7).
Марк Бернес - выдающийся исполнитель песен советских композиторов на эстраде, радио и телевидении ("Я люблю тебя жизнь","Прасковья", "Журавли" и многие другие известные песни). Обладал запоминающимся, особым, душевным тембром голоса.
В 1978 году советский астроном Н. И. Черник назвал его именем одну из малых планет Солнечной системы - 3038 Bernes.
В 1996 году в Москве, на доме № 1 по Садовой-Сухаревской улице, где последние годы жил М. Н. Бернес, установлена мемориальная доска. В 2016 году в г.Харькове одна из улиц названа именем Марка Бернеса.
«Три года ты мне снилась...» – будто о себе пел Бернес в фильме «Большая жизнь». А позже овдовевший актер и певец встретил Лилю, ставшую его последней женой. Ей Марк говорил: «Ты – моя лебединая песня».
Судьба отмерила им всего лишь девять лет совместной жизни. Любовь Бернеса к Бодровой была огромной. Он старался постоянно находиться рядом с супругой. Как рассказывала Лилия Михайловна: «С Марком я распрямилась. Он никогда мне не говорил: "Ах, какая ты красивая!" Но я знала: он счастлив оттого, что я рядом».
Марк Наумович родился 21 сентября 1911 года в Нежине на Черниговщине в семье старьевщика. (Сам актер говорил, что в энциклопедии ошибочно указана дата его рождения – 21 сентября, – а на самом деле он родился 8 октября.) Когда Марку было пять лет, семья перебралась в Харьков. Отец мечтал, чтобы сын стал счетоводом, и даже отдал его в Харьковское торгово-промышленное училище. Но сын решил стать артистом после того, как в 15 лет попал на спектакль в театр.
После школы Нейман расклеивал на улицах афиши харьковского театра «Миссури», работал в нем статистом, помогал рабочим сцены, бутафорам, осветителям, суфлерам. В 17 лет юноша сбежал в Москву. Еще в поезде он узнал, что главные московские театры – Большой и Малый – находятся в Охотном Ряду. Как ни странно, провинциальный паренек получил работу статиста в двух театрах. Нередко Марку, взявшему себе псевдоним Бернес (что означала эта фамилия, сам артист так и не объяснил), приходилось выступать в один вечер на двух сценах. Например, отыграв роль бессловесного слуги в Малом театре, Бернес спешил в Большой, где изображал столь же молчаливого стражника в балете или слугу в какой-нибудь опере.
Теперь это кажется неправдоподобным, но, в сущности, Бернес нигде не учился, не окончил никаких театральных студий. Тем не менее талантливого юношу в начале 1930 года приняли в театр Корша актером «вспомогательного» состава: те же роли на выходах. И даже премировали в 1934 году ордером на обувь «За лучшие качественные показатели работы».
В этом коллективе Марк познакомился со своей первой женой – знаменитой московской красавицей Полиной, или Паолой, как ее звали друзья, Липецкой. В то время молодые жили в Петровском переулке, рядом с филиалом МХАТа, в крохотной комнатушке. Здесь, у Бернесов, Исаак Бабель впервые прочитал свой новый рассказ «Отелло», в котором после посещения спектакля жена обращается к мужу: «Наум! Ты видел сейчас любовь? А у тебя что?..» С тех пор рефреном Бернеса – когда он сталкивался с пошлостью в искусстве и жизни – стала фраза: «Сегодня животные штуки, завтра животные штуки, а где же любовь, ребята?..»
В 1936 году режиссер «Мосфильма» В. Червяков пригласил Марка на небольшую роль в киноленте «Заключенные». Тут его и заметил прославленный в будущем режиссер С. Юткевич. В его фильме «Шахтеры» Бернес сыграл одну из главных ролей – инженера Красовского. Через два года актер снялся в небольшой, но яркой роли Кости Жигулева в кинокартине «Человек с ружьем». Здесь Бернес исполнил ставшую легендарной песню «Тучи над городом встали...» и быстро приобрел всесоюзную известность. Его заметил даже Сталин. За фильм «Человек с ружьем» Марк получил орден «Знак Почета» и взошел на кинематографический олимп.
Всего же Бернес снялся в 35 фильмах, среди которых безусловная вершина – роль лихого, отважного одессита-пулеметчика и балагура Аркадия Дзюбина в фильме «Два бойца» (1943 г.). За эту работу актер получил боевой орден Красной Звезды.
Начиная с первых кинокартин герои Марка Наумовича приходили на экран с песней, многие из которых в эфире по сей день («Шаланды, полные кефали», «Я люблю тебя, жизнь», «Любимый город», «Хотят ли русские войны?», «Враги сожгли родную хату», «Темная ночь», «С чего начинается Родина?», «Если бы парни всей земли», «Журавли» и др.).
Если говорить о песенной карьере, то в 1950–1960-х годах по популярности Марку, пожалуй, не было равных. Поклонницы даже создали клуб «Ура, Бернес!».
Это был видный мужчина, прославившийся своими победами на любовном фронте. Когда приятели спрашивали актера, что он говорит жене, вернувшись под утро домой, источая аромат духов другой женщины, Марк Наумович со свойственным ему юмором отвечал: «Я говорю ей: "Здравствуй", остальное говорит она».
Популярная советская киноактриса Лидия Смирнова вспоминала: «Первая жена Бернеса, Паола Липецкая, была замечательная женщина, умная, красивая, энергичная. Он слушался ее беспрекословно. Супруга умирала в больнице от рака, и Марк ее не навещал, ему казалось, что он может от жены заразиться. При этом актер невероятно страдал, ибо Марк без Паолы был не Марк».
Липецкая скончалась в 1956 году, когда их дочери Наташе было около трех лет. Почти одновременно началась кампания в прессе, которая чуть не уничтожила актера. Поводом послужила реплика Н. С. Хрущева.
«В лужниковском Дворце спорта шел концерт для делегатов юбилейного съезда комсомола, – вспоминал в интервью газете «Культура» поэт Константин Ваншен-кин. – Присутствовало правительство. Мероприятие должно было уложиться в строго отведенное время. Режиссер строжайше запретил артистам бисирование. Бернес спел две песни, его не отпускают. Он вернулся, поклонился. В зале обвал. Он опять ушел, его вновь вызывают. За кулисами не оказалось никого из начальства, чтобы можно было спросить разрешения остаться на сцене. Как стало известно, Хрущев выразил неудовольствие: "Ишь ты, не может удовлетворить потребности молодежи, спеть лишнюю песню!"».
Этого было достаточно для того, чтобы начать травлю популярного певца и актера. Несколько лет у него не было ни концертов, ни фильмов (и, естественно, заработков), его не выпускали за границу. В «Правде» появилась заказная статья «Пошлость на эстраде».Чуть позже Бернес, ехавший за рулем автомобиля, нарушил правила. Это послужило поводом для фельетона в «Комсомольской правде» – «Звезда на "Волге"». Потом оказалось, что нападки в прессе – это результат негласного конфликта Бернеса со всемогущим зятем Хрущева, Алексеем Аджубеем, из-за одной актрисы, за которой оба ухаживали.
В октябре 1958 года выяснилось, что после выхода на экраны детективного фильма «Ночной патруль», в котором Марк Наумович сыграл роль «завязавшего» с криминальным прошлым воровского авторитета Огонька, жизнь актера была поставлена на кон. Уголовная братва вынесла ему смертный приговор. По их понятиям, Огонек как вор, предавший святые законы, был «ссученным», а артист, сыгравший его роль, – «сукой» и подлежал наказанию. К счастью, об этом через осведомителя стало известно начальнику колонии, а он, в свою очередь, сообщил правоохранительным органам. (По другим сведениям, Бернеса предупредил об опасности один из бывших заключенных, симпатизировавший знаменитому актеру.) Марку Наумовичу выделили круглосуточную охрану, в состав которой зачислили бывшего телохранителя самого председателя Совета министров Булганина. Были отменены все концерты и гастроли актера, ему рекомендовали отказаться от ежевечерних прогулок возле дома.
Дни с 26 октября по 1 ноября 1958 года можно по праву назвать одними из самых драматичных в судьбе Марка Бернеса – он ограничил до минимума свои выходы из дома и все свои действия согласовывал с охраной. Однако убийца в те дни так и не объявился. По одной из версий, по пути в Москву он попал в руки милиции, попытался бежать и был застрелен.
После этого беспрецедентного случая актер больше никогда не играл в кино преступников.
А вскоре жизнь Марка Наумовича кардинальным образом изменилась – в 1960 году он второй раз женился. Первого сентября знаменитый актер повел в первый класс дочь Наташу. И в школьном дворе познакомился с Лилией Бодровой, которая вместе с мужем привела в школу своего сына Жана.
«Я – коренная москвичка, – рассказывала в одном из интервью вторая супруга певца Лилия Михайловна Бернес-Бодрова. – После курсов стенографии и машинописи, потрудившись несколько лет в секретариате Министерства сельского хозяйства и в Госснабе СССР, уехала работать в Венгрию. Но через год ужасно заскучала и вернулась, не выдержав срока договора. И затем трудилась уже здесь, в Москве».
Первый муж Лилии Люсьен был фотокорреспондентом французского журнала «Пари-матч». После их случайной встречи он два года разыскивал ее по Москве. Они поженились, и в семье родился сын.
Бернес и Бодрова привели своих детей в единственную на всю столицу французскую школу, в которой учились дети многих известных людей. В то время Лилия Михайловна не была, как сказали бы сейчас, фанаткой артиста, поэтому увидев Марка, державшего за руку дочку, она шепнула мужу: «Смотри, вон Крючков стоит». «Не Крючков, а Бернес», – поправил ее супруг и представил их друг другу. «А потом было первое родительское собрание. Помню, я была больна, с температурой, огорченная, даже злая, пошла на это собрание. И увидела Марка – он прилетел специально с гастролей, чтобы меня увидеть. Оказывается, уже тогда Бернес ходил по Москве и всем сообщал о том, что влюбился. Я же этого не знала. Хотя в школе его дочка иногда подходила ко мне и говорила: "Лилия Михайловна! Папа звонил, спрашивал, как вы себя чувствуете". Мне это казалось немного странным – чего это вдруг чужой человек интересуется моим самочувствием?»
Дети Бернеса и Бодровой сидели в классе за одной партой, поэтому на собраниях их родители тоже оказывались рядом. Марк Наумович старался сблизиться с женщиной, которая его покорила: он то приглашал ее к друзьям послушать Азнавура, которым все восхищались понаслышке, потому что ни у кого в Москве еще не было его пластинок; то звонил и звал на закрытые просмотры фильмов, которые не шли в прокате: Феллини, Бергман, Антонио-ни. Так продолжалось довольно долго – целых два месяца. Бернес умел красиво ухаживать. В ноябре Лилия Михайловна, оставив мужа, переехала в его дом. «Марк был очень обаятельным человеком, а в молодости так просто красивым, – вспоминает Бодрова. – Когда мы познакомились, ему уже исполнилось 48 лет – он старше меня на 18 лет, но удивительная улыбка, хитрющий прищур – все это осталось. Он мог подойти, положить руку на плечо – и женщина была готова на все. Правда, со мной он такого не проделывал – был очень осторожен, видимо, боялся спугнуть. Поначалу я не была в него влюблена. Только чувствовала какое-то тепло и нежность – он очень трогательно ко мне относился, бережно, внимательно. Его терпеливое ухаживание, обещание спокойной счастливой жизни с двумя детьми было для меня важнее самых пылких признаний.
Когда я ушла от Люсьена, у наших знакомых был шок. Мои подруги, которым я рассказывала, что Марк сделал мне предложение, никак не хотели поверить, что я говорю серьезно: «Как? Ты готова уйти из такого благополучного дома?» (В те годы мой первый супруг был знаменитым московским иностранцем, обладателем немыслимой красоты замшевых пиджаков и единственного в Москве автомобиля "Шевроле").
Несколько раз я пыталась от него уйти, он меня возвращал, клялся-божился, что его "походы налево" больше не повторятся. Но все повторялось... Некоторые женщины с этим мирятся – я не хотела прощать измен. Мне надо было вырваться из той семьи, а Марк сделал все, чтобы я ушла к нему».
Хотя, конечно, все было не так просто. Любовь к Бодровой пришла позже. Со стороны Марка Наумовича была ложь во спасение: чтобы «заполучить» чужую жену, он сказал ее мужу, что спал с ней. Ловелас Люсьен не слишком пытался найти правду: он вошел в дом и сказал Лилии: «Идем, он тебя ждет внизу». И она ушла. Просто поняла, что она нужнее Марку. Конечно, жизнь сложилась не сразу, но в первую очередь радовало то, что дети поняли их. Бернес никогда не делил детей на своих и чужих, а жене даже частенько повторял: «Лиля, что ты так много внимания уделяешь детям? У них вся жизнь впереди. А мы не знаем, сколько нам дано».
Марк Наумович любил, чтобы в доме все было чисто и красиво. Правда, по дому сам никогда ничего не делал: его голова все время была занята творческой работой. Но если где-то что-то было не так, обязательно замечал и просил жену переделать.
«Друзья Марка приняли меня сразу, – рассказывала далее Лилия Михайловна. – Его окружали интересные люди: Лидия Русланова, Зоя Федорова, Зиновий Гердт, балерина Ольга Лепешинская и другие. Часто в семье бывал тогдашний американский посол Томпсон, множество иностранных корреспондентов – французы, югославы. И дом у нас был веселый, хлебосольный, к нам любили приходить – я хорошо готовила.
А питейные скандалы Бернеса – это полная чепуха. При мне он вообще не пил – ни рюмки, раздражался, когда -к нему с этим приставали. Я говорила: "Ради Бога, не трогайте Марка, я сама выпью вместо него с вами...". Он ведь мог вспылить, наорать, не терпел фамильярности. И, конечно, не прощал оскорблений. У него был взрывной характер, и мне часто приходилось сглаживать ситуацию, звонить людям и объяснять: "Ну, Марк погорячился, давайте не будем обострять отношения". Иногда кто-то из наших детей выводил его из себя, и тогда по дому летали тарелки. Все это было. Но я знала главное – он не может жнть без меня».
Бернес был настоящим мужчиной. Зная, что любимые цветы супруги – гвоздики, он следил за тем, чтобы в их квартире всегда стоял свежий букет. Каждые Три дня Марк Наумович звонил в цветочный магазин, директор которого был его хорошим знакомым, и просил прислать новый букет. Лилия Михайловна при нем не знала даже, сколько хлеб стоит. Он обо всем заботился, все за нее решал, потому что ему казалось, что без него жена ничего сделать не сможет. Бернес отменил ей даже курсы французского языка, убедив, что нет ничего лучше, как работать вдвоем. Лилии Михайловне пришлось быстро осваивать конферанс, и она стала вести его творческие встречи.
За все девять лет совместной жизни они практически не расставались. Жена сопровождала его во всех поездках. Лишь однажды Бернесу пришлось уехать в Ростов одному: Лилия Михайловна вынуждена была остаться дома из-за болезни детей. Он каждый день звонил ей и сетовал: «Ну почему тебя нет рядом?» Если он уезжал по делам сам, то звонил каждые полчаса, не давая даже возможности сосредоточиться на домашних делах. «Супруг не мог без меня работать, – говорит Лилия Михайловна. – Как-то его отправили на гастроли в Польшу – по-моему, вместе с Майей Кристали некой. Мой паспорт не был готов, и я осталась дома. Приезжает Марк в Варшаву – а через три дня звонок от посла с просьбой, чтобы меня немедленно отправили к Бернесу. Мне принесли паспорт на дом и чуть ли не вытолкнули за границу. Оказывается, муж объявил: "Без Лили не буду выступать!". Если его приглашали куда-то одного, он отказывался: "Разве вы не знаете, что я женат?".
Помню один смешной случай: отмечали 50-летие Зямы Гердта. А перед этим был юбилей Утесова, на который из Одессы доставили специально приготовленную фаршированную рыбу. Зяматоже купил рыбы и принес мне: "Лиля, приготовь!". На банкете администраторы-одесситы стали спрашивать: "А кто фаршировал эту рыбу? Она же вкуснее, чем наша с Одессы!". Тогда Марк гордо объявил: "Это моя гойка готовила!" (имелось в виду – русская)».
Летом 1969 года во время выступления в Ленинграде Бернесу стало плохо, но он допел до конца, вышел за кулисы и упал. Его увезли прямо с концерта. У актера начались боли в спине, и первое, что пришло в голову: радикулит. С этим его и положили в Москве в госпиталь им. Бурденко. А на другой день Лилии Михайловне сказали, что муж умирает. Рак корня легких – он был неоперабельный. И отец Марка Наумовича, и первая жена тоже умерли от этой страшной болезни.
«Начиналось все очень медленно, – вспоминала вдова. – Марка оставляли силы. Он говорил, что не может петь по 15–20 песен, сокращал выступления. Не было сил гулять, потом передвигаться. А по-настоящему – когда уже поставили диагноз – он болел всего 51 день. Супруг лежал один в огромной палате. Был консилиум: Перельман, Шехтер, Чазов, Павлов. Кто-то попросил меня выйти. Марк сказал: "Нет, она останется здесь". При мне они его осмотрели, а потом, уже наедине, сказали, что ничего нельзя сделать, можно только облучать.
Однажды супруг сказал: "Пришли Жана, я скажу, к кому пойти в дом звукозаписи, чтобы он на маленький магнитофон записал четыре мои песни: "Я люблю тебя, жизнь", "Журавли", "Три года ты мне снилась", "Мужской разговор". Когда будете меня хоронить, чтобы никаких речей и оркестров не было, а звучали только эти песни". Жан это сделал. Потом Марк сказал: "Лилька, у тебя будет забота похоронить меня на Новодевичьем". Ас другой стороны, говорил врачам: "Вот поправлюсь, такой концерт вам закачу!". Последние дни он не отпускал меня ни на минуту. Мне даже предлагали лечь рядом в палату».
Умер М. Н. Бернес 16 августа 1969 года. Его должны были похоронить на Ваганьковском кладбище рядом с могилой его первой жены Паолы. Новодевичье «полагалось» только народным артистам СССР, а указ о присвоении актеру этого высшего звания вышел только через три дня после его смерти. Но для любимца публики было сделано исключение.
«Вновь, пластинка, кружись, – написал в дни прощания с Марком Бернесом поэт Евгений Евтушенко. – Настоящее прошлым наполни. Он любил тебя, жизнь. Ты люби его тоже и помни».
«Когда его не стало, моя жизнь кончилась, – вспоминала Лилия Михайловна. – Я осталась одна с двумя 16-летними детьми, которых надо было ставить на ноги. 16 лет – жуткий возраст, если у детей нет отца. Мне пришлось быть и мамой и папой, думать, как сделать, чтобы они не чувствовали сиротства, чтобы семья не развалилась. Все это было очень трудно. Я села за руль – починила старый автомобиль, который стоял с тех пор, как Марк попал в аварию. Прежде я никогда не водила машину.
Наташа окончила МГУ, факультет восточных языков (ИСАА), потом уехала в Америку с мужем. К сожалению, личная жизнь дочери не сложилась. От первого мужа она ушла сама, второй ушел от нее. Сын Жан закончил ВГИК, операторский международный факультет, но оператором никогда не работал».
Лилия Михайловна Бодрова-Бернес живет одна в квартире мужа на Сухаревской улице в Москве. Со своим сыном и дочерью покойного супруга женщина не общается.
После смерти Марка Наумовича она похудела на 18 кг, у нее открылось язвенное кровотечение, позже вдова перенесла два инфаркта. Врачи посоветовали сделать операцию на сердце, но она отказалась – некому ухаживать и навещать в больнице. (Правда, в последнее время ей стал оказывать помощь фонд Анастасии Вертинской). Теперь вся ее надежда на внучку, Люсеньку, которая любит слушать записи песен в исполнении деда.
Лилия Михайловна добилась, чтобы на доме, в котором они с мужем жили последние годы, установили мемориальную доску. Кстати, Жан долгие годы безуспешно судился с матерью за эту двухкомнатную квартиру, в которой вдова пытается организовать музей Бернеса.
Бодрова-Бернес больше так и не встретила новую любовь. «За кого после Марка можно выйти замуж?» – горько улыбалась она.
«Три года ты мне снилась...» – будто о себе пел Бернес в фильме «Большая жизнь». А позже овдовевший актер и певец встретил Лилю, ставшую его последней женой. Ей Марк говорил: «Ты – моя лебединая песня».
Судьба отмерила им всего лишь девять лет совместной жизни. Любовь Бернеса к Бодровой была огромной. Он старался постоянно находиться рядом с супругой. Как рассказывала Лилия Михайловна: «С Марком я распрямилась. Он никогда мне не говорил: "Ах, какая ты красивая!" Но я знала: он счастлив оттого, что я рядом».
Марк Наумович родился 21 сентября 1911 года в Нежине на Черниговщине в семье старьевщика. (Сам актер говорил, что в энциклопедии ошибочно указана дата его рождения – 21 сентября, – а на самом деле он родился 8 октября.) Когда Марку было пять лет, семья перебралась в Харьков. Отец мечтал, чтобы сын стал счетоводом, и даже отдал его в Харьковское торгово-промышленное училище. Но сын решил стать артистом после того, как в 15 лет попал на спектакль в театр.
После школы Нейман расклеивал на улицах афиши харьковского театра «Миссури», работал в нем статистом, помогал рабочим сцены, бутафорам, осветителям, суфлерам. В 17 лет юноша сбежал в Москву. Еще в поезде он узнал, что главные московские театры – Большой и Малый – находятся в Охотном Ряду. Как ни странно, провинциальный паренек получил работу статиста в двух театрах. Нередко Марку, взявшему себе псевдоним Бернес (что означала эта фамилия, сам артист так и не объяснил), приходилось выступать в один вечер на двух сценах. Например, отыграв роль бессловесного слуги в Малом театре, Бернес спешил в Большой, где изображал столь же молчаливого стражника в балете или слугу в какой-нибудь опере.
Теперь это кажется неправдоподобным, но, в сущности, Бернес нигде не учился, не окончил никаких театральных студий. Тем не менее талантливого юношу в начале 1930 года приняли в театр Корша актером «вспомогательного» состава: те же роли на выходах. И даже премировали в 1934 году ордером на обувь «За лучшие качественные показатели работы».
В этом коллективе Марк познакомился со своей первой женой – знаменитой московской красавицей Полиной, или Паолой, как ее звали друзья, Липецкой. В то время молодые жили в Петровском переулке, рядом с филиалом МХАТа, в крохотной комнатушке. Здесь, у Бернесов, Исаак Бабель впервые прочитал свой новый рассказ «Отелло», в котором после посещения спектакля жена обращается к мужу: «Наум! Ты видел сейчас любовь? А у тебя что?..» С тех пор рефреном Бернеса – когда он сталкивался с пошлостью в искусстве и жизни – стала фраза: «Сегодня животные штуки, завтра животные штуки, а где же любовь, ребята?..»
В 1936 году режиссер «Мосфильма» В. Червяков пригласил Марка на небольшую роль в киноленте «Заключенные». Тут его и заметил прославленный в будущем режиссер С. Юткевич. В его фильме «Шахтеры» Бернес сыграл одну из главных ролей – инженера Красовского. Через два года актер снялся в небольшой, но яркой роли Кости Жигулева в кинокартине «Человек с ружьем». Здесь Бернес исполнил ставшую легендарной песню «Тучи над городом встали...» и быстро приобрел всесоюзную известность. Его заметил даже Сталин. За фильм «Человек с ружьем» Марк получил орден «Знак Почета» и взошел на кинематографический олимп.
Всего же Бернес снялся в 35 фильмах, среди которых безусловная вершина – роль лихого, отважного одессита-пулеметчика и балагура Аркадия Дзюбина в фильме «Два бойца» (1943 г.). За эту работу актер получил боевой орден Красной Звезды.
Начиная с первых кинокартин герои Марка Наумовича приходили на экран с песней, многие из которых в эфире по сей день («Шаланды, полные кефали», «Я люблю тебя, жизнь», «Любимый город», «Хотят ли русские войны?», «Враги сожгли родную хату», «Темная ночь», «С чего начинается Родина?», «Если бы парни всей земли», «Журавли» и др.).
Если говорить о песенной карьере, то в 1950–1960-х годах по популярности Марку, пожалуй, не было равных. Поклонницы даже создали клуб «Ура, Бернес!».
Это был видный мужчина, прославившийся своими победами на любовном фронте. Когда приятели спрашивали актера, что он говорит жене, вернувшись под утро домой, источая аромат духов другой женщины, Марк Наумович со свойственным ему юмором отвечал: «Я говорю ей: "Здравствуй", остальное говорит она».
Популярная советская киноактриса Лидия Смирнова вспоминала: «Первая жена Бернеса, Паола Липецкая, была замечательная женщина, умная, красивая, энергичная. Он слушался ее беспрекословно. Супруга умирала в больнице от рака, и Марк ее не навещал, ему казалось, что он может от жены заразиться. При этом актер невероятно страдал, ибо Марк без Паолы был не Марк».
Липецкая скончалась в 1956 году, когда их дочери Наташе было около трех лет. Почти одновременно началась кампания в прессе, которая чуть не уничтожила актера. Поводом послужила реплика Н. С. Хрущева.
«В лужниковском Дворце спорта шел концерт для делегатов юбилейного съезда комсомола, – вспоминал в интервью газете «Культура» поэт Константин Ваншенкин. – Присутствовало правительство. Мероприятие должно было уложиться в строго отведенное время. Режиссер строжайше запретил артистам бисирование. Бернес спел две песни, его не отпускают. Он вернулся, поклонился. В зале обвал. Он опять ушел, его вновь вызывают. За кулисами не оказалось никого из начальства, чтобы можно было спросить разрешения остаться на сцене. Как стало известно, Хрущев выразил неудовольствие: "Ишь ты, не может удовлетворить потребности молодежи, спеть лишнюю песню!"».
Этого было достаточно для того, чтобы начать травлю популярного певца и актера. Несколько лет у него не было ни концертов, ни фильмов (и, естественно, заработков), его не выпускали за границу. В «Правде» появилась заказная статья «Пошлость на эстраде».
Чуть позже Бернес, ехавший за рулем автомобиля, нарушил правила. Это послужило поводом для фельетона в «Комсомольской правде» – «Звезда на "Волге"». Потом оказалось, что нападки в прессе – это результат негласного конфликта Бернеса со всемогущим зятем Хрущева, Алексеем Аджубеем, из-за одной актрисы, за которой оба ухаживали.
В октябре 1958 года выяснилось, что после выхода на экраны детективного фильма «Ночной патруль», в котором Марк Наумович сыграл роль «завязавшего» с криминальным прошлым воровского авторитета Огонька, жизнь актера была поставлена на кон. Уголовная братва вынесла ему смертный приговор. По их понятиям, Огонек как вор, предавший святые законы, был «ссученным», а артист, сыгравший его роль, – «сукой» и подлежал наказанию. К счастью, об этом через осведомителя стало известно начальнику колонии, а он, в свою очередь, сообщил правоохранительным органам. (По другим сведениям, Бернеса предупредил об опасности один из бывших заключенных, симпатизировавший знаменитому актеру.) Марку Наумовичу выделили круглосуточную охрану, в состав которой зачислили бывшего телохранителя самого председателя Совета министров Булганина. Были отменены все концерты и гастроли актера, ему рекомендовали отказаться от ежевечерних прогулок возле дома.
Дни с 26 октября по 1 ноября 1958 года можно по праву назвать одними из самых драматичных в судьбе Марка Бернеса – он ограничил до минимума свои выходы из дома и все свои действия согласовывал с охраной. Однако убийца в те дни так и не объявился. По одной из версий, по пути в Москву он попал в руки милиции, попытался бежать и был застрелен.
После этого беспрецедентного случая актер больше никогда не играл в кино преступников.
А вскоре жизнь Марка Наумовича кардинальным образом изменилась – в 1960 году он второй раз женился. Первого сентября знаменитый актер повел в первый класс дочь Наташу. И в школьном дворе познакомился с Лилией Бодровой, которая вместе с мужем привела в школу своего сына Жана.
«Я – коренная москвичка, – рассказывала в одном из интервью вторая супруга певца Лилия Михайловна Бернес-Бодрова. – После курсов стенографии и машинописи, потрудившись несколько лет в секретариате Министерства сельского хозяйства и в Госснабе СССР, уехала работать в Венгрию. Но через год ужасно заскучала и вернулась, не выдержав срока договора. И затем трудилась уже здесь, в Москве».
Первый муж Лилии Люсьен был фотокорреспондентом французского журнала «Пари-матч». После их случайной встречи он два года разыскивал ее по Москве. Они поженились, и в семье родился сын.
Бернес и Бодрова привели своих детей в единственную на всю столицу французскую школу, в которой учились дети многих известных людей. В то время Лилия Михайловна не была, как сказали бы сейчас, фанаткой артиста, поэтому увидев Марка, державшего за руку дочку, она шепнула мужу: «Смотри, вон Крючков стоит». «Не Крючков, а Бернес», – поправил ее супруг и представил их друг другу. «А потом было первое родительское собрание. Помню, я была больна, с температурой, огорченная, даже злая, пошла на это собрание. И увидела Марка – он прилетел специально с гастролей, чтобы меня увидеть. Оказывается, уже тогда Бернес ходил по Москве и всем сообщал о том, что влюбился. Я же этого не знала. Хотя в школе его дочка иногда подходила ко мне и говорила: "Лилия Михайловна! Папа звонил, спрашивал, как вы себя чувствуете". Мне это казалось немного странным – чего это вдруг чужой человек интересуется моим самочувствием?»
Дети Бернеса и Бодровой сидели в классе за одной партой, поэтому на собраниях их родители тоже оказывались рядом. Марк Наумович старался сблизиться с женщиной, которая его покорила: он то приглашал ее к друзьям послушать Азнавура, которым все восхищались понаслышке, потому что ни у кого в Москве еще не было его пластинок; то звонил и звал на закрытые просмотры фильмов, которые не шли в прокате: Феллини, Бергман, Антонио-ни. Так продолжалось довольно долго – целых два месяца. Бернес умел красиво ухаживать. В ноябре Лилия Михайловна, оставив мужа, переехала в его дом. «Марк был очень обаятельным человеком, а в молодости так просто красивым, – вспоминает Бодрова. – Когда мы познакомились, ему уже исполнилось 48 лет – он старше меня на 18 лет, но удивительная улыбка, хитрющий прищур – все это осталось. Он мог подойти, положить руку на плечо – и женщина была готова на все. Правда, со мной он такого не проделывал – был очень осторожен, видимо, боялся спугнуть. Поначалу я не была в него влюблена. Только чувствовала какое-то тепло и нежность – он очень трогательно ко мне относился, бережно, внимательно. Его терпеливое ухаживание, обещание спокойной счастливой жизни с двумя детьми было для меня важнее самых пылких признаний.
Когда я ушла от Люсьена, у наших знакомых был шок. Мои подруги, которым я рассказывала, что Марк сделал мне предложение, никак не хотели поверить, что я говорю серьезно: «Как? Ты готова уйти из такого благополучного дома?» (В те годы мой первый супруг был знаменитым московским иностранцем, обладателем немыслимой красоты замшевых пиджаков и единственного в Москве автомобиля "Шевроле").
Несколько раз я пыталась от него уйти, он меня возвращал, клялся-божился, что его "походы налево" больше не повторятся. Но все повторялось... Некоторые женщины с этим мирятся – я не хотела прощать измен. Мне надо было вырваться из той семьи, а Марк сделал все, чтобы я ушла к нему».
Хотя, конечно, все было не так просто. Любовь к Бодровой пришла позже. Со стороны Марка Наумовича была ложь во спасение: чтобы «заполучить» чужую жену, он сказал ее мужу, что спал с ней. Ловелас Люсьен не слишком пытался найти правду: он вошел в дом и сказал Лилии: «Идем, он тебя ждет внизу». И она ушла. Просто поняла, что она нужнее Марку. Конечно, жизнь сложилась не сразу, но в первую очередь радовало то, что дети поняли их. Бернес никогда не делил детей на своих и чужих, а жене даже частенько повторял: «Лиля, что ты так много внимания уделяешь детям? У них вся жизнь впереди. А мы не знаем, сколько нам дано».
Марк Наумович любил, чтобы в доме все было чисто и красиво. Правда, по дому сам никогда ничего не делал: его голова все время была занята творческой работой. Но если где-то что-то было не так, обязательно замечал и просил жену переделать.
«Друзья Марка приняли меня сразу, – рассказывала далее Лилия Михайловна. – Его окружали интересные люди: Лидия Русланова, Зоя Федорова, Зиновий Гердт, балерина Ольга Лепешинская и другие. Часто в семье бывал тогдашний американский посол Томпсон, множество иностранных корреспондентов – французы, югославы. И дом у нас был веселый, хлебосольный, к нам любили приходить – я хорошо готовила.
А питейные скандалы Бернеса – это полная чепуха. При мне он вообще не пил – ни рюмки, раздражался, когда -к нему с этим приставали. Я говорила: "Ради Бога, не трогайте Марка, я сама выпью вместо него с вами...". Он ведь мог вспылить, наорать, не терпел фамильярности. И, конечно, не прощал оскорблений. У него был взрывной характер, и мне часто приходилось сглаживать ситуацию, звонить людям и объяснять: "Ну, Марк погорячился, давайте не будем обострять отношения". Иногда кто-то из наших детей выводил его из себя, и тогда по дому летали тарелки. Все это было. Но я знала главное – он не может жнть без меня».
Бернес был настоящим мужчиной. Зная, что любимые цветы супруги – гвоздики, он следил за тем, чтобы в их квартире всегда стоял свежий букет. Каждые Три дня Марк Наумович звонил в цветочный магазин, директор которого был его хорошим знакомым, и просил прислать новый букет. Лилия Михайловна при нем не знала даже, сколько хлеб стоит. Он обо всем заботился, все за нее решал, потому что ему казалось, что без него жена ничего сделать не сможет. Бернес отменил ей даже курсы французского языка, убедив, что нет ничего лучше, как работать вдвоем. Лилии Михайловне пришлось быстро осваивать конферанс, и она стала вести его творческие встречи.
За все девять лет совместной жизни они практически не расставались. Жена сопровождала его во всех поездках. Лишь однажды Бернесу пришлось уехать в Ростов одному: Лилия Михайловна вынуждена была остаться дома из-за болезни детей. Он каждый день звонил ей и сетовал: «Ну почему тебя нет рядом?» Если он уезжал по делам сам, то звонил каждые полчаса, не давая даже возможности сосредоточиться на домашних делах. «Супруг не мог без меня работать, – говорит Лилия Михайловна. – Как-то его отправили на гастроли в Польшу – по-моему, вместе с Майей Кристали некой. Мой паспорт не был готов, и я осталась дома. Приезжает Марк в Варшаву – а через три дня звонок от посла с просьбой, чтобы меня немедленно отправили к Бернесу. Мне принесли паспорт на дом и чуть ли не вытолкнули за границу. Оказывается, муж объявил: "Без Лили не буду выступать!". Если его приглашали куда-то одного, он отказывался: "Разве вы не знаете, что я женат?".
Помню один смешной случай: отмечали 50-летие Зямы Гердта. А перед этим был юбилей Утесова, на который из Одессы доставили специально приготовленную фаршированную рыбу. Зяматоже купил рыбы и принес мне: "Лиля, приготовь!". На банкете администраторы-одесситы стали спрашивать: "А кто фаршировал эту рыбу? Она же вкуснее, чем наша с Одессы!". Тогда Марк гордо объявил: "Это моя гойка готовила!" (имелось в виду – русская)».
Летом 1969 года во время выступления в Ленинграде Бернесу стало плохо, но он допел до конца, вышел за кулисы и упал. Его увезли прямо с концерта. У актера начались боли в спине, и первое, что пришло в голову: радикулит. С этим его и положили в Москве в госпиталь им. Бурденко. А на другой день Лилии Михайловне сказали, что муж умирает. Рак корня легких – он был неоперабельный. И отец Марка Наумовича, и первая жена тоже умерли от этой страшной болезни.
«Начиналось все очень медленно, – вспоминала вдова. – Марка оставляли силы. Он говорил, что не может петь по 15–20 песен, сокращал выступления. Не было сил гулять, потом передвигаться. А по-настоящему – когда уже поставили диагноз – он болел всего 51 день. Супруг лежал один в огромной палате. Был консилиум: Перельман, Шехтер, Чазов, Павлов. Кто-то попросил меня выйти. Марк сказал: "Нет, она останется здесь". При мне они его осмотрели, а потом, уже наедине, сказали, что ничего нельзя сделать, можно только облучать.
Однажды супруг сказал: "Пришли Жана, я скажу, к кому пойти в дом звукозаписи, чтобы он на маленький магнитофон записал четыре мои песни: "Я люблю тебя, жизнь", "Журавли", "Три года ты мне снилась", "Мужской разговор". Когда будете меня хоронить, чтобы никаких речей и оркестров не было, а звучали только эти песни". Жан это сделал. Потом Марк сказал: "Лилька, у тебя будет забота похоронить меня на Новодевичьем". Ас другой стороны, говорил врачам: "Вот поправлюсь, такой концерт вам закачу!". Последние дни он не отпускал меня ни на минуту. Мне даже предлагали лечь рядом в палату».
Умер М. Н. Бернес 16 августа 1969 года. Его должны были похоронить на Ваганьковском кладбище рядом с могилой его первой жены Паолы. Новодевичье «полагалось» только народным артистам СССР, а указ о присвоении актеру этого высшего звания вышел только через три дня после его смерти. Но для любимца публики было сделано исключение.
«Вновь, пластинка, кружись, – написал в дни прощания с Марком Бернесом поэт Евгений Евтушенко. – Настоящее прошлым наполни. Он любил тебя, жизнь. Ты люби его тоже и помни».
«Когда его не стало, моя жизнь кончилась, – вспоминала Лилия Михайловна. – Я осталась одна с двумя 16-летними детьми, которых надо было ставить на ноги. 16 лет – жуткий возраст, если у детей нет отца. Мне пришлось быть и мамой и папой, думать, как сделать, чтобы они не чувствовали сиротства, чтобы семья не развалилась. Все это было очень трудно. Я села за руль – починила старый автомобиль, который стоял с тех пор, как Марк попал в аварию. Прежде я никогда не водила машину.
Наташа окончила МГУ, факультет восточных языков (ИСАА), потом уехала в Америку с мужем. К сожалению, личная жизнь дочери не сложилась. От первого мужа она ушла сама, второй ушел от нее. Сын Жан закончил ВГИК, операторский международный факультет, но оператором никогда не работал».
Лилия Михайловна Бодрова-Бернес живет одна в квартире мужа на Сухаревской улице в Москве. Со своим сыном и дочерью покойного супруга женщина не общается.
После смерти Марка Наумовича она похудела на 18 кг, у нее открылось язвенное кровотечение, позже вдова перенесла два инфаркта. Врачи посоветовали сделать операцию на сердце, но она отказалась – некому ухаживать и навещать в больнице. (Правда, в последнее время ей стал оказывать помощь фонд Анастасии Вертинской). Теперь вся ее надежда на внучку, Люсеньку, которая любит слушать записи песен в исполнении деда.
Лилия Михайловна добилась, чтобы на доме, в котором они с мужем жили последние годы, установили мемориальную доску. Кстати, Жан долгие годы безуспешно судился с матерью за эту двухкомнатную квартиру, в которой вдова пытается организовать музей Бернеса.
Бодрова-Бернес больше так и не встретила новую любовь. «За кого после Марка можно выйти замуж?» – горько улыбалась она.
- Как можно вернуть порчу тому, кто ее сделал
- Нумерология: матрица Пифагора и ваше предназначение по дате рождения Таблица пифагора предсказания
- Как вылечить эпилепсию народными средствами
- Шепотки из Белой магии на любовь мужчины, парня, мужа, на расстоянии, чтобы любимый, муж, мужчина, парень любил, звонил, скучал, пришел, вернулся на фото, растущую луну, в полнолуние, спину: слова, читать