Марина влади биография личная жизнь дети. Влади, Марина, семья, сёстры, мужья и дети
Екатерина Марина Владимировна Полякова-Байдарова — именно такое сложное и красивое имя носит актриса на самом деле — родилась в семье потомственных русских дворян. Папа, родившийся в Москве, эмигрировал в Париж во время первой отечественной войны, мечтая стать военным. Фантазию воплотил в жизнь — был летчиком, а потом воплотил и вторую мечту — стал оперным певцом.
В столице Франции, а также в Монте-Карло, он был знаменитым тенором и работал в нескольких оперных театрах. Мама была балериной, дочкой русского генерала.
Помимо Марины, в семье воспитывались еще трое девочек, лишь одна из которых стала режиссером. Остальные посвятили себя актерской профессии.
Родилась Марина в тихом французском городке Клиши-ла-Гаренн, ребенком была внимательным и увлеченным, а позднее вместе с семьей переехала в Париж. Там училась в хореографическом училище, но танцевала совсем не долго. Куда больше красивую и изящную француженку с русскими корнями прельщала кинокамера.
Надо сказать, что первыми в объектив режиссеров попали Маринины старшие сестры. Сниматься с одной из них одиннадцатилетнюю Марину позвал Жорж Жере. Эпизодическая роль подарила девочке пропуск в кинематограф. Следующие четыре года она снова и снова приглашалась в кино.
15 лет
Про эту женщину ходят самые разные сплетни. В том числе подруга семьи Поляковых-Байдаровых вспоминает Марину, как девочку очень раскрепощенную. Когда на званых вечерах супруги Поляковы просили детей исполнить песни и танцы, маленькая Марина показывала самые непристойные па, искусно выдавая танец за балет.
Малышка задирала юбку и расставляла ноги, двусмысленно подмигивая приглашенным мужчинам. Но когда девочке было немного лет, такое кокетство принимали за дурачество, выглядело оно обаятельно.
Однако Марина никогда не скрывала: мама учила дочерей, что добиваться желаемого надо любым путем. В том числе используя мужчин, которые наверняка будут очаровываться такими милыми и хорошо образованными девочками.
Говорят, в 15 лет, с благословения матери, Марина буквально продала свою невинность продюсеру кинокартины «Черные перья», в котором сыграла первую главную роль. Там же девушка познакомилась с легендарным Марчелло Мастрояни. Мэтру было 27, и он моментально очаровал юную француженку.
Три легенды
Марина влюбилась в Мастрояни, а он и не посмотрел на возраст. Говорят, отношения у них были исключительно платонические, а чувства — крайне высокие. Марчелло воспринимал Марину, как свою новую возлюбленную, целовал ручки и представлял все новым и новым знаменитым приятелям — актерам, режиссерам, продюсерам.
Сплетники утверждают: интима от нее Мастрояни так и не добился. Виной всему новая влюбленность девушки. На этот раз ее сердце покорил новый приятель — 29-летний Марлон Брандо.
Марина пыталась обратить на себя его внимание самыми разными способами, но актер не поддался ее чарам. Влади не скрывает, что очень сожалела о так и не сбывшейся мечте о романе с Брандо.
Любовь
А вот вхожий в дом Поляковых-Байдаровых молодой режиссер с русскими корнями Робер Оссейн был очарован Мариной.
Оссейн, известный русскому зрителю по своей легендарной роли мужественного Жофрея де Пейрака в сериале «Анжелика», страшно гордился возможностью прикоснуться к благородному семейству. Именно на его предложение руки и сердца откликнулась актриса.
Тем временем отец Марины скончался. В его честь она взяла псевдоним, сократив его имя до ставшего впоследствии знаменитым Влади. В кинофильмах супруга она работала уже под псевдонимом и стала знаменитой именно как Марина Влади.
Ей было 17, когда они поженились. В семье выходцев из России родилось два мальчика, которых назвали русскими именами — Игорь и Петр. Оба сейчас живут во Франции, а младший, помня и чтя свои корни, стал знаменитым в узких кругах музыкантом — гитаристом и балалаечником.
С Робером они прожили пять лет, которые счастливыми Марина не называет. Это время было для нее периодом профессионального расцвета, а также подарило ей материнство. Но после развода с режиссером она почему-то дала себе слово больше никогда не выходить замуж — так ей не понравилась совместная жизнь.
Летчик
Однако фраза про планы, которые насмешили Бога, оказалась уместной в жизненной истории актрисы. Замуж она выйдет еще три раза.
Вторым мужчиной, покорившим ее сердце, стал Жан-Клод Бруйе, который пилотировал самолет со знаменитой пассажиркой на борту. Однако простым летчиком он не был: владелец крупного бизнеса, связанного с черным жемчугом, двух международных авиакомпаний и основатель первой летной школы в Африке.
У них был бесконечный, как небо, и такой же красивый роман, окончившийся предложением руки и сердца. Скоро Марина родила третьего сына, которого назвала в честь любимого отца Владимиром. Теперь он живет в Чехии и занимается сельским хозяйством.
Но и этот брак не продлился долго. Виной тому привыкший занимать главенствующую роль, да к тому же ревнивый, муж. Сначала он остро воспринимал ситуацию в которую попал, ведь теперь в театральных и кинокругах он моментально переставал быть Жаном-Клодом Бруйе, а становился просто супругом Марины Влади.
А последнюю точку в их браке поставил уже ставший знаменитым Жан-Поль Годар. Режиссер был совершенно очарован Мариной, жаждал ее внимания и даже сделал предложение руки и сердца, подарив вместо кольца один из шедевров Пикассо.
Замужнюю актрису ухаживания маэстро расстраивали. Картину она отправила обратно, но было поздно. Жест прославленного режиссера уже оценил супруг Влади и принял решение о разводе.
Высоцкий
Когда Влади говорит, что поехала в Россию утешаться после последнего развода, вспомнив о своих корнях, она лукавит. Одной из целей посещения страны происхождения было свидание с поэтом и бардом Владимиром Высоцким, о котором она была наслышана и ради которого немедленно по прибытии купила билет в театр на Таганке.
Талант и харизма актера, увиденные Мариной на сцене восхитили ее. Но первая эмоция быстро смеилась негодованием и даже легким разочарованием, когда на банкете к ней подошел щуплый и невзрачный Высоцкий. Но такая страсть была в его глазах, что, как завороженная, она смотрела на этого советского актера.
Тайну взгляда рассказал сам Владимир Семенович, сходу признавшись Марине в многолетней любви. Так начался самый главный, самый болезненный и самый непростой в ее жизни роман, полные творчества, любви и страданий.
О том, что происходило между Мариной Влади и Владимиром Высоцким, написаны истории и сняты фильмы. А последние сведения о супруге актера пришли полтора года назад, когда Марина выставила на продажу посмертную маску Высоцкого и еще несколько вещей.
Актриса мотивировала это тем, что теперь планирует жить в маленькой квартире и вещи там просто не поместятся. Кроме того, Влади заявила, что хочет проститься с прошлым и начать жизнь с чистого листа.
Доктор
Смерть супруга Марина Владимировна переживала очень сильно. Близкие друзья рассказывают, что из СССР она тогда приехала сломленной и даже пыталась покончить жизнь самоубийством. По слухам, актриса лечила депрессию самыми известными способами: прикладывалась к бутылке, ходила на вечеринки.
В тот период в Париже жил Андрей Тарковский, проходивший лечение у выдающегося онколога Леона Шварценберга. Режиссер познакомил актрису со своими доктором, а тот в свою очередь без памяти влюбился в Марину.
Именно он спас Влади из затяжной депрессии, которая потихоньку забирала из женщины жизненные силы. Врач проникся ее историей и поделился своей: в юности он потерял на войне всех своих близких, да и в своей врачебной практике постоянно сталкивался со смертью.
Они прожили вместе 23 года, до ухода из жизни Шварценберга, которому предстояло самому почувствовать то, что испытывают его пациенты. Леон умер от рака.
Сегодня о Марине Влади мало что слышно в России. После нескольких скандалов, связанных с ее книгой о Владимире Высоцком, а также с распродажей его вещей, интерес к актрисе угас.
Марина Влади (р. 1938) – французская певица, актриса кино и театра, имеет русское происхождение, автор документальных и художественных книг.
Рождение и семья
Настоящее имя Марины Влади – Екатерина Марина Владимировна Полякова-Байдарова. Родилась она 10 мая 1938 года во французском городке Клиши-ла-Гаренн. Она всегда считала себя русской, но с французским паспортом.
Её отец Владимир Васильевич Поляков-Байдаров родился в Москве, окончил здесь консерваторию. Когда началась Первая Мировая война, хотел пойти на фронт добровольцем. Но в русскую армию его не взяли, отказали по причине того, что недавно скончался его отец, мать осталась вдовой, а Владимир был в семье единственным ребёнком. Тогда он уехал во Францию, стал лётчиком. За время службы получил ранение и боевую награду – воинский крест. По окончании войны отец Марины остался во Франции, работал артистом в Парижском оперном театре, в течение семи сезонов выступал в опере Монте-Карло.
Мама Марины, балерина Милица Евгеньевна Энвальд, была дочерью русского генерала, училась в институте благородных девиц в Смольном. После революции семья некоторое время ещё оставалась в России, но в 1919 году они эмигрировали в Белград из-за начавшихся в Петербурге погромов. В этом городе Милица и познакомилась с Владимиром Поляковым-Байдаровым, приехавшим с театром на гастроли. Вскоре они поженились, и в их семье родилось четыре дочери.
Все четыре девочки связали свою жизнь с творческой профессией и взяли псевдонимы, звучащие по-разному, но начинающиеся с заглавной буквы «V». В 1955 году французский журнал «Пари-Матч» пришёл к выводу, что эта буква во всех псевдонимах сестёр Поляковых-Байдаровых означает «победа». Старшая Ольга Варен стала телережиссёром, средние сёстры Таня и Милица взяли соответственно псевдонимы Одиль Версуа и Элен Валье, обе стали актрисами. Самая маленькая Катрин Марина выбрала себе псевдоним Влади в честь своего отца Владимира после его смерти.
Детство, юность и первые шаги в кино
Мама, бывшая балерина, и папа, исполнитель русских и цыганских романсов, с раннего детства готовили дочерей к артистическому будущему, все они обучались игре на фортепиано.
Марина в детстве хотела связать свою жизнь с балетом, как мама. Девочка долгое время занималась в хореографическом училище при Гранд-опере. Балерина из неё не вышла, но полученные в училище навыки держать себя на сцене и красиво двигаться пригодились ей потом в кино. Красивая актриса Марина Влади всегда отличалась своей пластичностью и грациозностью.
В мир киноискусства Марина попала, будучи ещё совсем девчонкой. Её было всего 11 лет, когда она снялась в своём первом кинофильме – мелодраме режиссёра Ж. Жере «Летняя гроза». Главную роль в картине играла её старшая сестра Таня, а Марине досталась роль эпизодическая, тем не менее даже в таком незначительном появлении на экране просматривался потенциал будущей актрисы.
На протяжении следующих четырёх лет Марина много снималась в итальянских и французских мелодраматических и комедийных лентах. Роли у неё были небольшие, но так она приобретала опыт, позволивший ей в уже в 15-летнем возрасте играть главных героинь. Режиссёров она сводила с ума своими зелёными, слегка раскосыми глазами, точёной фигурой и фарфоровой кожей.
Кинокарьера
В 1952 году в итальянской картине «Чёрные перья» Марина снималась с Марчелло Мастроянни. Ей было 14 лет, ему – 27. Французская девушка, в которой течёт русская кровь, вскружила голову молодому актёру. Он влюбился, ухаживал, но Марине больше был по душе красавец Марлон Брандо, который ей взаимностью не ответил. Как вспоминал потом Мастроянни: «Не сказать, чтобы она была сногсшибательной красавицей, но в Марине было что-то такое, сражающее мужчин наповал с первого взгляда» .
В 1953 году на экраны вышли две мелодрамы, где Марина играла свои первые серьёзные роли: «Первая любовь» и «Первосортная девушка». После премьерных показов многие режиссёры рассмотрели в юной актрисе новый кинотипаж – женственная и хрупкая девушка с несгибаемой волей к жизни.
Громкий успех пришёл к Марине Влади после премьеры фильма «Перед потопом», за эту работу актриса была отмечена призом Сьюзанн Бьяншетти.
Советские зрители узнали актрису Марину Влади по фильму «Дни любви» режиссёра Джузеппе Де Сантиса. Юные влюблённые из крестьянских бедных семей имитировали побег, чтобы тайно обвенчаться, потому что у них не было денег на празднование свадьбы. Как только фильм вышел в прокат, молодая актриса покорила сердца зрителей в СССР.
А уже в 1956 году она завоевала весь мир после выхода на экраны фильма «Колдунья» режиссёра Андре Мишеля. Действия, которые описаны в повести А. И. Куприна «Олеся», перенесли во Францию. Лесная колдунья Инга влюбилась в заезжего инженера Лорана. Так как девушка из леса не может иметь никакого нижнего белья, режиссёр потребовал, чтобы Марина надевала платье на голое тело. И хоть в фильме не было ни одной эротической сцены, колдунья в исполнении Влади свела с ума весь мир.
Тысячи девочек, родившихся в то время, получали имя Инга. Зрители Советского Союза пересматривали картину несколько раз. Женщины рыдали над сценой, когда Ингу забивали камнями деревенские жители. А мужчины поголовно влюблялись в молодую прекрасную актрису. Это был самый громкий успех в кинокарьере Марины Влади.
В её жизни было ещё очень много удачных работ, более чем в ста фильмах сыграла Марина Влади, но для всего мира она так и осталась колдуньей Ингой.
В кинокарьере Марины были и негативные роли: нимфоманка Регина в «Современной истории, или Королеве пчёл», владелица магазина в киноновелле «Лицемерие», Мария в «Сирокко», Мария в фильме «Их двое». Многие режиссёры говорили о ней: «Вот что значит замечательная актриса. С такой лёгкостью перевоплощается из ангела в дьявола» .
К другим наиболее известным работам Марины Влади можно отнести:
- Лили Марселен в «Преступлении и наказании»;
- Принцесса Клевская в одноимённом фильме;
- Эльза в «Девушке в витрине»;
- Кейт Перси в «Фальстафе»;
- Ева Уилсон в картине «На прицеле у смерти»;
- Джульетта Янсон в фильме «Две или три вещи, которые я знаю о ней»;
- Лика Мизинова в «Сюжете для небольшого рассказа»;
- Мадам Парабер в картине «Пусть начнётся праздник»;
- Мюриэль Лоссрэ в фильме «Семь смертей по рецепту»;
- Ким в «Тайне Бермудского треугольника»;
- Матильда Брюнель в «Тайнах французского двора».
Творческие заслуги Марины Влади неоднократно были оценены по достоинству. В 1963 году картина «Королева пчёл» помимо громкого успеха и награды Каннского фестиваля за лучшую женскую роль принесла актрисе номинацию на «Золотой глобус». А в 2012 году за долгую и успешную кинематографическую карьеру Влади получила премию «Henri-Langlois».
Личная жизнь
Первый раз Марина вышла замуж в возрасте 17 лет за актёра и режиссёра Робера Оссейна. Это знакомство многое изменило в жизни молодой актрисы, Робер снял Марину в нескольких своих фильмах, наиболее яркой получилась роль Джульетты в картине «Очаровательная лгунья». Российскому зрителю Робер известен по роли Тулузского графа Жоффрея де Пейрака в экранизации романов Анн и Серж Голон «Анжелика». Красивая пара прожила в браке четыре года, Марина родила Роберу двух сыновей Игоря и Петра. Развод супругов был болезненным, хороших дружеских отношений они не сохранили.
Второй раз Влади вышла замуж за лётчика-испытателя Жан-Клода Бруйе, владевшего авиакомпанией в Африке. Героическая профессия Жан-Клода покорила Марину, она влюбилась в мужественного красавца, но снова ненадолго. Пара прожила в браке чуть больше трёх лет, у них родился сын Владимир.
Любовь всей жизни – Высоцкий
В 1967 году Марина Влади была приглашена в Советский Союз в качестве почётной гостьи на международный Московский кинофестиваль. Здесь её приняли очень доброжелательно, водили на многие театральные постановки. Один раз она попала в театр на Таганке на репетицию спектакля «Пугачёв». Знаменитый в СССР актёр, композитор и исполнитель Владимир Высоцкий как раз в это время репетировал на сцене роль Хлопуши. Марина оказалась поражённой его необыкновенным голосом, отчаянием и силой. Так она впервые увидела самую главную любовь всей своей жизни.
Марина попала на спектакль, а затем и на ужин в театральный ресторан, где волею судьбы оказалась с Высоцким за одним столиком. Он взял в свои руки её ладонь, долго держал, не выпуская. Он не ел и не пил, а только смотрел в её глаза: «Наконец-то я вас нашёл. Вы станете моей женой» . Марина засмеялась, ведь для того, чтобы жениться, надо хотя бы влюбиться друг в друга, и потом она замужем, у неё трое сыновей. На что Высоцкий ответил: «У меня тоже есть жена и двое сыновей. Но я вас люблю и сделаю так, что вы полюбите меня» .
Он сдержал своё слово. Вообще, те, кто знал близко Высоцкого, говорили, что он всегда добивался своего. Марина улетела во Францию с пока ещё непонятным ей чувством, каким-то неудобным и неуместным. Какие могут быть отношения? Она живёт в Париже, он в Москве. Оба жить не могут без своей работы и не захотят уезжать из своих стран. Со временем Марина поняла, что страдает. Первой её рассекретила мама: «Ты влюбилась, девочка моя!»
Да она не просто влюбилась, Марина сходила с ума от любви. Высоцкий присутствовал в её мыслях постоянно. Наконец Влади приняла решение вступить в Коммунистическую партию Франции и актёрский профсоюз. Благодаря этому она стала любимицей не только советских зрителей, но и чиновников. Теперь она с лёгкостью получала визы и могла беспрепятственно ездить в СССР.
С мамой и сыновьями она прилетела в Советский Союз, чтобы сыграть Лику Мизинову в фильме о Чехове. По окончании съёмок мама улетела в Париж, сыновей Марина отправила в пионерский лагерь, а сама окунулась с головой в бурный, яркий роман с Высоцким.
Марина постоянно моталась в Советский Союз. Чтобы быть вместе, влюблённые просились на ночь на постой к друзьям, арендовали на несколько часов каюту на катере либо покупали билеты в купе поезда «Москва - Ленинград». В конце концов они приняли решение пожениться и расписались 1 декабря 1970 года без всяких торжественных церемоний, платьев и костюмов. Им просто нужно было, чтобы Марина могла приезжать по запросу как супруга.
А потом в их жизни был умопомрачительный медовый месяц на теплоходе по Чёрному морю. Они настолько были очарованы друг другом, как будто подростки, впервые познавшие любовь. В Тбилиси поклонники Высоцкого устроили им настоящий свадебный пир. Полы в их комнате были усыпаны фруктами: персиками, инжиром, абрикосами и гранатами. Это время Марина называет самым лучшим в своей жизни.
Только через три года после свадьбы Высоцкому было разрешено получить заграничный паспорт, чтобы выехать во Францию к своей жене. Марина показала ему весь мир, они ездили по всей Европе, в США, Канаду, Мексику. Он везде охотно давал концерты для русских эмигрантов, ощущая, насколько сильно народ любит его творчество. Марине, конечно же, хотелось, чтобы он постоянно был рядом. Из-за этих долгих путешествий в СССР даже поползли слухи, что Высоцкий останется на Западе. Но Влади отчётливо понимала, что без России, без своего народа, для которого он пишет песни, Высоцкий задохнётся.
Двенадцать лет неистовой любви, безудержной страсти и упорной борьбы с его пагубными привычками – алкоголизмом и наркотиками. Марина отчаянно и до последнего боролась за любимого человека, устраивала его в парижские клиники для лечения. 11 июля 1980 года они виделись в последний раз. Он улетал в Москву, она плакала, целовала его и гладила по небритым щекам. Он уже с эскалатора в аэропорту помахал ей рукой и крикнул: «Не плачь. Ещё не время!»
Время пришло буквально через две недели. 25 июля в 4 часа утра Марина проснулась в поту и увидела на белоснежной подушке кровавое пятно – след от раздавленного комара. Зазвонил телефон, и она отчётливо поняла, какую новость сейчас услышит: «Володя умер…»
Она полетела в Москву, где похоронила самую главную любовь своей жизни.
Жизнь после Высоцкого
После смерти Высоцкого Марина вернулась в Париж, у неё началась жуткая депрессия. Выбраться ей помог врач-онколог, лечивший в то время её сестру, Леон Шварценберг. В 1981 году он стал её четвёртым супругом, с Леоном Влади прожила до самой его смерти. В 2003 году врач Шварценберг, спасавший по всему миру людей от онкологических заболеваний, умер от рака.
В настоящее время Марина Влади пишет книги. Одним из самых знаменитых её произведений является роман, посвящённый Высоцкому, – «Владимир, или прерванный полёт».
Ещё одна трагедия в жизни актрисы произошла на автомобильной трассе, где в жуткой аварии погибли двое её внуков, а сын, едва выжив, долгое время находился в коме. Спастись от депрессии в этот раз Марине помогли собаки, которых она подбирает на улице, берёт в приютах и обеспечивает им уход, дарит свою заботу и ласку.
Марина Влади , настоящее имя Марина Де Полякова-Байдарова (Marina De Poliakoff-Baidaroff) родилась 10 мая 1938 в Клиши, в Верховьях Сены во Франции. Дочь актеров, русских эмигрантов. Занималась в хореографическом училище при Гранд-Опера в Париже. Карьера балерины не сложилась, однако приобретенная пластичность движений стала одним из отличительных достоинств актрисы.
В кино с 11 лет, дебютировала в эпизодической роли в мелодраме "Летняя гроза" (1949) Ж.Жере, где главную героиню играла старшая сестра Влади , актриса Одиль Версуа. Влади сыграла еще несколько небольших ролей в итальянских и французских комедиях и мелодрамах и за четыре года стала достаточно опытной актрисой для главных ролей, ее первые большие работы - мелодрамы "Первосортная девушка" (1953) и "Первая любовь" (1953). Самое интересное в этих фильмах - лицо Влади и ее поведение в кадре. Она казалась новым кинотипажем середины 1950-1960-х годов - утомленной мадонной барокко послевоенной мелодрамы, символом рефлекторной физиологической женственности. Более поздние картины выявили внутренний потенциал актрисы. Хрупкие красавицы проявят несгибаемую волю к жизни и власти, их поверхностная инертность, индифферентность и женская слабость будут сопряжены с железной жизненной хваткой.
В 1954 Влади сыграла одну из главных ролей в фильме "Перед потопом" (1954) А.Кайата, в котором группа подростков, испугавшись атомной войны, стремится сбежать на необитаемый остров. Это был первый большой успех актрисы, она получила поощрительный приз Сьюзанн Бьяншетти за роль Лилиан. Романтические фантазии героини Влади часто ограждают ее от неприглядных политических реалий жизни. Квинтэссенция женской привлекательности и неглубокой романтичности - ее героиня в фильме А.Мишеля "Колдунья" (1955; по мотивам повести А.И.Куприна "Олеся"). Лесная красавица-дикарка, готовая в любой момент ускользнуть от невзгод и мужчин, стала очень популярна у зрителей Советского Союза, воспринимавших Влади как явление экзотическое, но в известном смысле родное, "свое".
В откровенных мемуарах "24 кадра в секунду" Марина расскажет о том, что одним из первых ее поклонников был Марчелло Мастроянни, с которым она играла в картине "Черные перья". Именно 27-летний Марчелло давал юной деве первые "уроки флирта" на съемках ленты "Любовные дни". Будущая звезда кружила головы и знаменитым режиссерам - Орсону Уэллсу, Джузеппе де Сантису. Один из столпов "новой волны" Жан-Люк Годар предлагал ей руку и сердце. Однако она остановила свой выбор на Робере Оссейне, в ту пору неизвестном режиссере и актере, имеющем русские корни. Она вышла за него замуж в 17 лет, родила двух сыновей, Игоря и Пьера, и начала сниматься в его картинах. Их совместные работы - "Ночь шпионов" (1959), "Ты - яд" (1960). Фильм "Приговор" (1959) был в том же году отмечен на московском МКФ. Но брак в итоге оказался недолговечным, и несколько лет спустя вторым мужем Марины стал бывший летчик Жан-Клод Бруйе.
Влади чередовала работу во Франции и Италии. В картине "Дни любви" (1954) классика итальянского неореализма Дж.Де Сантиса сыграла крестьянку Анжелу, а почти через десять лет в картине М.Феррери "Современная история" (1963; в русском прокате "Королева пчел") - стервозную нимфоманку Регину, за эту роль получила премию на Каннском кинофестивале.
Феррери не первый обнаружил у Влади способность воплощать темные женские инстинкты: за год до "Современной истории" Ж.Л.Годар снял Влади в роли двуличной, мстительной и жадной до любовных утех владетельницы магазина в новелле "Лицемерие" из киноальманаха режиссеров французской "новой волны" "Семь смертных грехов" (1962). В этом же ключе актерский талант Влади использовали чуткие на психологические нюансы венгерские режиссеры М.Янчо в "Сирокко" (1969) и Марта Мессарош в ленте "Их двое" (1977). В картине Мессарош Влади играет комендантшу женского общежития. У нее чувствительное сердце и жесткие нравственные установки. Социальное положение не позволяет ей заводить любовные интриги. Тем активнее вмешивается она в личную жизнь своих друзей и подчиненных. В этом фильме Влади сыграла вместе с В.С.Высоцким, с которым познакомилась в 1967 году и за которого впоследствии вышла замуж.
Этот удивительный роман начался с момента появления на больших экранах стран фильма "Колдунья". Шестнадцатилетняя француженка Марина Влади , исполняющая главную роль, поистине околдовала всех, кто смотрел этот фильм, - в том числе и Владимира Высоцкого. Встретились они лишь в 1967 году, когда Марину пригласили в театр на Таганке.
После репетиции ее познакомили с актерами, занятыми в спектакле "Пугачев". Все казалось необыкновенным на этом вечере, где собравшиеся были потрясающе талантливы, молоды и переполнены мощной энергетикой творцов. Марина еще не знала, что эти минуты определят ее судьбу на много лет. Высоцкий встретился со своей мечтой и понял, что не ошибался в предчувствии - это была любовь, и любовь, за которую он готов бороться.
В тот же вечер, едва познакомившись, они покинули шумную компанию, уехали к друзьям, и весь вечер он пел только для Марины. Каждое слово под аккомпанемент гитары, как крик, впивалось в душу и сметало барьеры. Впоследствии еще много замечательных песен будет написано для любимой. В них появятся нежность и страсть - все, чем 6ыла полна душа этой удивительной пары.
Марина Влади вспоминает, как они с Володей сумели, наконец остаться одни: "Долгие месяцы лукавых взглядов и нежностей были как бы прелюдией к чему-то неизмеримо большему. Каждый нашел в другом недостающею половину. Мы тонем в бесконечном пространстве, где нет ничего, кроме любви. Наши дыхания стихают на мгновенье, чтобы слиться затем воедино в долгой жалобе вырвавшейся на волю любви... Всей ночи нам не хватило, чтобы до конца понять глубину нашего чувства".
Но была еще и любимая работа, к сожалению, в разных странах, невероятная популярность, были расставания и встречи, были тысячи писем, сотни телеграмм и ночных звонков. Зачастую свои новые песни, написанные для Нее, Высоцкий пел по телефону.
Когда Марина и Владимир оказывались вместе, то окружающим казалось, что от этой пары исходит яркий свет. Уже в первые минуты знакомства Высоцкий заявил, что они станут мужем и женой. Это произошло лишь несколько лет спустя, и очень не скоро они обрели свой уголок в шумной, огромной Москве.
1 декабря 1971 года Влади вышла замуж за Высоцкого. Они решили, что брак позволит Высоцкому уехать из СССР. Но это были лишь иллюзии, которые быстро сменились горьким разочарованием... В России он чувствовал себя пленником, а во Франции - человеком ненужным. Именно с Высоцким связаны и самые счастливые, и самые тяжелые годы ее жизни.
Способность Владимира Семеновича работать, любить и дружить на износ с полной отдачей накладывалась на бешеный ритм "атомного века". Этот период в их жизни, подарил последующим поколениям влюбленных возможность внимать, затаив дыхание:
"Я поля влюбленным постелю -Пусть поют во сне и наяву! Я дышу - и, значит, я люблю! Я люблю - и, значит, я живу!"
В. С. Высоцкий
25 июля 1980 года Высоцкий скончался после затяжной болезни. Для Марины это стало страшным ударом.
С третьим мужем актрису русского происхождения познакомил в 1981 году в Париже Андрей Тарковский. Режиссер уже тогда был болен и лечился у Леона - одного из крупнейших специалистов Франции в области борьбы с раковыми заболеваниями. С энциклопедистом, большим умницей, гуманистом и просто обаятельным человеком Марина быстро подружилась, а затем, когда Леон ушел из семьи, оставив жене свой дом, она приютила его у себя в особняке недалеко от Парижа. Вскоре их отношения переросли в любовь, которая продлилась вплоть до смерти онколога, по злой иронии судьбы, от рака печени, в декабре 2003 года.
Леон Шварценберг стал тем спасительным кругом, который помог ей подняться из глубин депрессии после ухода из жизни российского поэта и барда Владимира Высоцкого. Он был свидетелем первых шагов Марины на литературном поприще, когда она работала над переведенным впоследствии на многие языки знаменитым автобиографическим романом "Владимир , или Прерванный полет"(1989). "Представьте себе пребывающую в любовной гармонии пару, - пишет сейчас в "На пляже, человек в черном" Марина Влади , - в которой женщина день за днем в течение двух лет доносит до мужчины слова трагической страсти к другому, а ее еще надо при этом успокаивать, поддерживать как днем, так и ночью, ибо и сны ее также населены беспокойными призраками..."
Любовь к Владимиру навечно осталась в сердце Марины Влади , но рядом с ней была и любовь к Леону. 23 года, что они прожили вместе, были годами счастья и соучастия: вместе они участвовали в акциях в защиту обездоленных, иммигрантов, которых власти намеревались выдворить из страны, в демонстрациях протеста против войны в Ираке. Последние четыре года совместной жизни были наполнены ужасом перед надвигающейся катастрофой. Тогда-то Марина , с тем чтобы заглушить боль и растущий с каждым днем страх предстоящей потери любимого существа, начала прибегать к алкоголю. Сначала это были легкие марочные вина, затем пошли напитки покрепче. "Я никогда не сторонилась вина, ведь в конце концов у меня русские корни, - рассказывала недавно Марина в одной из передач французского телевидения, посвященной литературе. - Кроме этого, я долго жила с Высоцким. Я начала пить, когда Леон заболел и умирал у меня на глазах. Напивалась, чтобы облегчить страдания".
Мы с Леоном хотели умереть вместе, - рассказала Марина . - Я последний раз от души смеялась только с ним и была абсолютно не готова, что он уйдет.
После смерти Шварценберга перед Мариной разверзлась пропасть. Тогда-то, как она пишет в своей книге, "человек в черном", воплощение алкогольной зависимости, поселился на полных правах в ее доме. Два года с лишним она жила в плену у алкоголя почти в полном одиночестве, если не считать редких звонков от уже взрослых детей. Временами подумывала о самоубийстве. Но от этого спасли ее собаки - их надо было кормить, выгуливать. Марина рассказывает о том, как ездила на велосипеде, с трудом удерживая равновесие, в ближайший магазин за продуктами, а главное - за выпивкой. "Обратный путь, - пишет она, - был гораздо легче. Я даже испытывала некоторую эйфорию, хорошо знакомую алкоголикам. Это в свое время меня удивляло в уникальном человеке - Высоцком, у которого начинала хмельно кружиться голова лишь от одного предвкушения предстоящей выпивки. Теперь пришла моя очередь". С беспощадной откровенностью Марина Влади рассказывает также о том, как после общения с "черным человеком" она часто падала. "Для этого было достаточно, чтобы меня задела одна из собак. Я стояла на четвереньках, а когда сознание возвращалось, то мазала мазью ободранные коленки и лечила ссадины на руках. Меня разбирал смех и презрение к самой себе".
Опустившись практически до дна, тем не менее Марина нашла в себе силы, чтобы всплыть на поверхность. Привязанность к алкоголю она попыталась выбить другой страстью - тягой к писательству. Сначала не прикасалась к алкоголю до шести часов вечера, а затем вообще сократила его потребление до минимума. Год назад появилась ее книга "24 кадра в секунду", в которой она пишет о своих коллегах по кино и, конечно же, о Владимире Высоцком, "вихрем ворвавшемся в ее жизнь".
Сейчас Марина осталась совсем одна. Три сына Влади уехали в Америку, и только собаки стали самыми близкими существами. Тогда-то и пришла Марине идея - писать книги, в которых она изливала душу.
Я больше всего хотела бы вернуть близких мне людей, если бы это было возможно, - говорит Марина . Высоцкий до сих пор ей снится. Во сне они, взявшись за руки, летают, и после таких полетов Марина просыпается, плача от счастья.
Лауреат Каннского кинофестиваля в номинации "Лучшая актриса" за фильм Современная история или Королева пчел (1963).
ФИЛЬМОГРАФИЯ
1949 - Летняя гроза
1952 - Черное оперение
1952 - Мерзавцы идут в ад
1952 - Дама из Бостона
1953 - Первосортная девушка
1953 - Первая любовь
1954 - Дни любви
1954 - Перед потопом
1955 - Приключения Джиакомо Казановы
1956 - Колдунья
1956 - Простите наши оскорбления
1956 - Преступление и наказание
1958 - Ты - яд (Ты ненависть)
1959 - Приговор
1959 - Ночь шпионов
1961 - Принцесса Клевская
1962 - Семь смертных грехов
1962 - Степь
1962 - Семейный очаг
1962 - Очаровательная лгунья
1963 - Веские доказательства
1963 - Клетка
1963 - Современная история или Королева пчел
1965 - Фальстаф (Полуночные колокола)
1966 - Похитители Джоконды
1966 - На прицеле у смерти
1967 - Две или три вещи, которые я знаю о ней
1969 - Сюжет для небольшого рассказа или Лика - любовь Чехова
1975 - Семь смертей по рецепту (В сетях мафии)
1977 - Их двое (Они вдвоем)
1978 - Тайна бермудского треугольника
1978 - Багдадский вор
1982 - Секреты княгини Кадиньян
1986 - В поисках капитана Гранта
1986 - Твист в Москве
1987 - Подвиги молодого Дон Жуана
1991 - Пьющие кровь
1991 - Пылающее небо
1992 - Сны о России
1995 - Сын Гаскони
1996 - Ветер над городом
Мужья и дети
Актер и режиссер: Робер Оссейн (23 декабря 1955-1959). Сыновья: Игорь (живет на Гаити, выращивает жемчуг) и Пьер (гитарист и балалаечник, живет на юге Франции).
Пилот и владелец авиакомпании в Африке: Жан-Клод Бруйе (1963-1966). Сын: Владимир (живет в Парагвае, занимается скотоводством).
Врач-онколог: Леон Шварценберг (1981-2003).
Блогеры написали, что французская певица, актриса и писательница Марина Влади умерла на 75-м году жизни. В частности, о смерти актрисы на своей странице в социальной сети Facebook сообщила телеведущая Светлана Конеген. О смерти Влади в своем Twitter также написала актриса Анастасия Калманович.
Меж тем французские СМИ опровергли слухи о смерти Марины Влади . "Ложное известие о смерти Марины Влади , появившееся в Твиттере, вызвало безумие средств массовой информации. Не паникуйте, 74-летняя французская актриса жива и здорова", - сообщает французское издание MediaMass.
ДИСКОГРАФИЯ
Альбом "Песни В. Высоцкого", композиция "О двух автомобилях"
БИБЛИОГРАФИЯ
1) Владимир , или Прерванный полет
2) Серия: "Романы Марины Влади
":
- Мой вишневый сад;
- Путешествие Сергея Ивановича.
3) "На пляже, человек в черном"
4) 24 кадра в секунду
Биография таких женщин, как Марина Влади, всегда завораживает. Прекрасная актриса и замечательная мать, у нас в стране она не так известна. Мало кто слышал о работе Влади в кино. Но многие знают ее как жену гениального поэта и певца, барда Владимира Высоцкого.
Родители актрисы
У Марины Владимировны Влади русские корни. Влади - это псевдоним актрисы, который она взяла в память об отце. Ее настоящая фамилия - Полякова-Байдарова. Родилась она в Клиши-ла-Гаренн, коммуне, расположенной неподалеку от Парижа, в 6 километрах от Лувра. Произошло это событие 10 мая 1938 года. Марина стала четвертой, младшей дочерью в семье артиста оперы Владимира Полякова-Байдарова и балерины Милицы Энвальд. Отец Влади уехал из России в годы Первой мировой войны, а семья матери - после революции. Там, в эмиграции, они и познакомились.
Марина Влади, биография которой говорит сама за себя, просто должна была стать актрисой. Появившись на свет в семье, непосредственно связанной с миром искусства, она не могла выбрать для себя другой путь. Все дочери пошли по стопам родителей и связали свою жизнь с творчеством. Две старшие сестры Влади стали актрисами (Татьяна и Милица), а Ольга - телережиссером.
Дебют в кино
Марина хотела стать танцовщицей, как ее мама. Она стала заниматься в хореографическом училище при парижской Опере, но предложение сыграть эпизодическую роль в фильме «Летняя гроза» навсегда изменило ее судьбу. Девочка, в 11 лет впервые попавшая на съемки кинофильма, больше не хотела танцевать, теперь ее мечтой был мир кино. После этой работы Марина Влади, фильмография которой быстро пополнялась, снялась еще в нескольких скромных ролях, пока не набрала достаточного актерского опыта для серьезной работы. В 1953 году она снимается в двух мелодрамах, которые позволили говорить о ней, как о талантливой начинающей актрисе - в «Первой любви» и «Первосортной девушке».
Первый успех и популярность в СССР
После фильма «Перед потопом» к Влади пришел успех. В 17 лет ей предложили сняться в экранизации повести Куприна «Олеся» - фильме «Колдунья». Эта роль принесла молодой актрисе оглушительный успех и невероятную популярность в Советском Союзе. Она была и это добавляло ее образу экзотики для советских зрителей. Но было в ней и что-то свое, родное.
Во Франции Влади становится новым типажом, сочетая в себе одновременно хрупкость и несгибаемую волю к жизни.
Марина Влади, фильмография которой насчитывает более 100 фильмов, может по праву гордиться своей творческой карьерой. Такое количество ролей поражает и подтверждает, насколько талантливой актрисой является Марина Влади. Биография, к сожалению, довольно скудно рассказывает о ее ролях, лишь вскользь упоминая самые известные работы артистки в кино.
Замужество
Марина Влади, биография которой полна интересных фактов, всегда оказывала на мужчин сильное впечатление. У нее не было роковой красоты Кармен, их притягивала ее ангельская, невесомая красота: лучистые глаза, золотистые волосы, эмоциональность, и в то же время хрупкость. Именно такой впервые увидел Марину Робер Оссейн, актер, известный у нас в стране по циклу фильмов про Анжелику. Он сыграл в них одну из главных ролей - графа Тулузского, певца и ученого Эти фильмы имели оглушительный успех не только в Советском Союзе. По актеру сходили с ума женщины во всем мире. А он внезапно встретил свою Анжелику в жизни. Произошло это на приеме в доме Поляковых. Влади тогда было 11 лет. Всех четырех сестер считали невероятно красивыми, но Оссейн был очарован только Мариной. Конечно, разница в возрасте не позволяла допустить и мысли о каких-нибудь отношениях, но образ хрупкой девочки надолго запал в душу актеру.
Они встретились вновь, когда Влади было 16 лет. И Робер совершенно потерял голову. Он скупал все журналы с фотографиями Марины, пропадал в гостях в семье Поляковых. На сьемках фильма «Мерзавцы попадают в ад» они подолгу гуляли по пляжу. И хотя Марина Влади не раз говорила Оссейну, что он не в ее вкусе, актеру удалось добиться согласия девушки на брак.
Марина Влади и поженились во время сьемок картины «Преступление и наказание», где они вновь снимались вместе. Актеры прожили в браке 4 года, снялись в 9 совместных фильмах, Марина родила двух сыновей. Но это было сложные годы, полные размолвок и примирений. Оссейн, вспоминая брак с Влади, признается, что его главной ошибкой было согласие жить в доме семьи жены. Она не хотела оставить родителей и сестер, с которыми была очень близка, а он не смог настоять на жизни отдельно. И эта невозможность быть наедине разрушила все отношения. В 1959 году, после одной долгой ссоры, пара окончательно рассталась.
Но такая красивая женщина не могла долго оставаться одна. Вторым мужем Влади стал летчик Жан Бруйе, владелец авиакомпании. От него у Марины остался сын. Этот брак тоже был недолгим, и длился 3 года.
Прерванный полет
Самые счастливые и одновременно тяжелые годы жизни актрисы связаны с ее третьим браком. Владимир Высоцкий и Марина Влади к моменту своего знакомства были известными людьми и состоявшимися личностями. Встретившись в 1967 году, они уже не расставались 12 лет. Сложная жизнь на две страны тяжело давалась актрисе, но ради Высоцкого она готова была на бесконечные перелеты и долгие расставания. Влади говорила, что поэт был для нее не только мужем (поженились они в 1970 году), но и другом. Они снялись вместе в фильме и записали несколько совместных песен.
Интересно, что Марина Влади, рост которой примерно 173 сантиметра, была выше Высоцкого (его рост 170 см). Но никто из них не комплексовал по этому поводу.
Со временем появились проблемы не только с редкими встречами. Власти поэта не признавали, ему практически было запрещено заниматься творчеством. В СССР он чувствовал себя заключенным, но и во Франции жить тоже не мог. Ему нравилось бывать там в гостях, но в этой стране он чувствовал себя чужим. Как найти какой-нибудь компромисс, Высоцкий и Марина Влади не знали.
Книга Марины Влади о Высоцком
После смерти поэта прошло 9 лет, прежде чем Влади смогла собраться с мыслями и написать автобиографическую книгу «Владимир, или Прерванный полет». Книга получилась очень откровенной. Влади честно написала всю правду о последних годах жизни барда и о том, как он сам медленно убивал себя. Актриса всегда была прямолинейной в своих оценках, и после выхода романа многие обиделись на нее за правду, написанную в книге. Для поклонников Высоцкого это произведение было шокирующим - никто тогда не знал, кроме близких и друзей поэта, какие проблемы были в его жизни.
Литературное творчество Марины Влади
После книги о Высоцком в Марине Влади открылся еще один талант - писательский. На ее счету уже много изданных произведений. Это написанная вместе с сестрами книга «Бабушка», «Мой вишневый сад», «На пляже», «Рассказы для Милицы». Творчество Влади как писательницы отмечено несколькими европейскими наградами.
Дети
Марина Влади, биография которой богата и счастливыми, и трагическими событиями, является матерью трех взрослых сыновей. Она редко видится с ними, поскольку они живут в разных частях света. Дети настояли на том, чтобы рядом с Влади всегда был мобильный телефон, хотя она не любит все эти технические новинки. В 1996 году Игорь, попал в страшную автокатастрофу. Он до сих пор не оправился от последствий аварии. В той катастрофе погибли внучки Влади. Этой удивительной женщине столько раз пришлось столкнуться со смертью, что она уже ничего в этой жизни не боится.
Мужья Марины Влади, а в ее жизни было 4 замужества, были все людьми уникальными. Последним супругом актрисы стал известный французский специалист по онкологии Леон Шварценберг. Тарковский, лечившейся у него, познакомил своего врача с Влади. Она тогда не могла отойти от смерти Высоцкого, была в тяжелейшей депрессии. Леон как врач помогал ей справляться с этим состоянием. Их отношения начались как дружба, потом переросли в сильную любовь, и закончились в 2003 году со смертью Шварценберга. По жестокой иронии судьбы, он умер от той же болезни, которую лечил у своих пациентов - рака.
Марина Влади сейчас
Марина Влади осталась последней в семье. Татьяна умерла в 50 лет о рака, Милица - в 57 лет от инсульта. Старшая из сестер, Ольга, прожила долгую жизнь. Ее не стало в 2009 году.
Сейчас актриса живет в предместье Парижа. Она продолжает писать книги, все так же играет в театре.
Одной из последних актерских работ Влади в кино стала роль в фильме режиссера Хаккара "Несколько дней передышки" в 2010 году.
Последнее упоминание об актрисе в прессе было на днях. Марина Влади отсудила у издательского дома «Комсомольская правда» 1 миллион рублей за статью, в которой содержалась порочащая ее информация. Похоже, даже в 75 лет личная жизнь знаменитой актрисы интересует многих.
Её жизнь может вдохновить на создание самых мрачных русских романов… Судьба, с устрашающим упорством, отнимает у Марины Влади самых близких и дорогих ей людей. Один за другим из жизни уходят две сестры, родители, её внучка Мирелла и два любимых мужа – Владимир Высоцкий, и в 2003 году – Леон Шварценберг.
Невероятно долго актриса славянского происхождения несла эти последовательные трауры. Но есть ещё одна рана, которую до сего времени она таила в глубине своего сердца. Это крик матери, чей ребёнок столкнулся со страданием, со страхом и с ужасающим дыханием смерти.
Только после тринадцати лет страданий она обнародовала историю, спрятанную в изголовье своего сына Игоря.
«Сын», - пишет она на первых страницах своей книги «Безумный ребёнок» (Издательство «Fayard»), «никогда не был лёгким». Рожденный от любви 18-летней Марины и актёра Робера Оссейна, Игорь своими шалостями доставил немало тревог своей красивой маме.
В 15 лет он стал наркоманом, и избавился от этой зависимости лишь спустя долгие годы, благодаря поддержке и любви своего окружения.
Искатель приключений и артист, он пытался найти смысл жизни и вдохновение в Полинезии.
«Вспоминаю тот день, когда мне сообщили по телефону, что с сыном случилось несчастье по вине плохого водителя», - рассказывает актриса.
Тогда, в ноябре 1996 года Игорю было 40 лет. Он разговаривал с друзьями на обочине дороги. В этот момент в их компанию на полной скорости въехала машина. Один из друзей Игоря умирает мгновенно, трое других – в тяжелом состоянии.
Вместе со своим мужем, профессором Шварценбергом Марина немедленно прибывает на атолл, где произошла драма.
Сын – в ужасном состоянии, закован в гипс, весь в трубках и аппаратах. И вердикт врача – никто не может сказать, выйдет ли он когда-нибудь из глубокой комы, в которую погружён. Будущее кажется очень тёмным, врачи уверены, что даже если Игорь ускользнёт от смерти, он останется инвалидом.
Но мать не допускает ничего, кроме полного выздоровления. Она приходит к нему каждый день, рассказывает о его детстве, поёт, читает стихи и делится сокровенными мыслями. Время останавливается для них. «Я доверяю тебе мои тайны, в уверенности, что они достигнут глубины твоего сознания», - пишет она в своей книге. Наконец состояние Игоря изменяется. Он начинает дышать, неделями позже, открывает глаза. Но его мать ещё не знает, какой удар ждёт её после возвращения к жизни сына. Ребёнок не узнаёт свою мать. «Каждым жестом ты отталкиваешь меня, ты смотришь на меня безумным взглядом, в твоих глазах я вижу только ненависть и гнев», - сожалеет она. Вспоминая о раннем детстве сына, Марина пытается оживить его притуплённую память. Эти воспоминания пугают его больше всего.
К счастью, Игорь возвращается к жизни, бросая вызов медицинским прогнозам. Он начинает говорить, требует жареный картофель и сигареты и медленно заполняет пробелы своей памяти.
Возрождение, однако, не радует актрису. Марина ужасается, что её ребёнок никогда больше не будет разумным. «Я уже почти сожалею, что смерть пощадила его».
Но, понемногу, Марина начинает снова чувствовать себя матерью. Израненное тело сына получило некоторую самостоятельность, ценой многочисленных операций и изнурительных упражнений. Что касается умственных способностей, они не восстановлены. Марина не увидела еще свет разума в глазах своего 53-летнего ребенка…
День за днём она держит за руку, поёт, читает стихи, шепчет слова любви у постели своего страдания.
Перевод с французского Натальи Эстеван
На фотографии Робер Оссейн и Марина Влади с сыном Игорем.