Максимальная скорость танка бт св. Снаряжение для БТ-СВ
В 1937 г. на танкоремонтном заводе № 48 в Харькове под руководством Н. Ф. Цыганова велась работа по созданию легкого колесно-гусеничного танка с усовершенствованным бронированием на базе БТ-7. К концу 1937 г. был изготовлен экспериментальный образец боевой машины, получившей наименование БТ-СВ-2 «Черепаха» (СВ, т. е. «Сталин - Ворошилов»).
От базового варианта новый танк отличался в первую очередь особенностями конструкции корпуса. Бронелисты имели значительно больший угол наклона: если у БТ-7 он составлял всего 15°, то у БТ-СВ-2 - 58°. Ширина носовой части совпадала с шириной корпуса: благодаря этому конструкторскому решению оказалось возможным отказаться от передней трубы и кронштейнов ленивцев. Пружинная рессора подвески опорных передних катков, в отличие от остальных, располагалась наклонно.
Конструкция корпуса БТ-СВ-2 была почти лишена выступающих частей, кроме колпаков вертикальных пружин подвески. Нижние и угловые бронелисты являлись съемными и крепились с помощью болтов. Для повышения жесткости броневой защиты ходовой части между нижним краем бронелиста и внутренней стенкой корпуса с каждой стороны имелось по три специальные перемычки. Баки для топлива устанавливались в бортовых полостях боевой машины. Топливный бак, который на БТ-7 располагался в кормовой части танка, не стали устанавливать на БТ-СВ-2, благодаря чему появилась возможность смонтировать корму боевой машины из наклонных бронелистов.
Еще одним отличием БТ-СВ-2 от БТ-7 было то, что система охлаждения двигателя имела два режима работы - боевой и походный. В боевом режиме жалюзи герметично закрывались, и забор воздуха проходил через сетку воздушных карманов, расположенных в кормовой части танка. В походном режиме воздух поступал через открывающиеся боковые жалюзи. Воздух, нагревшийся от двигателя, выходил наружу через кормовые жалюзи.
БТ-СВ-2 был снабжен радиостанцией, которая располагалась в носовой части боевой машины, т. к. в башне танка отсутствовала ниша. Экипаж БТ-СВ-2 состоял из 4 человек.
Легкий танк БТ-СВ-2 «Черепаха» |
Толщина бронелистов, из которых был изготовлен корпус танка, составляла 10-12 мм, однако в проекте предполагалось дополнительное бронирование либо с применением брони толщиной 40-55 мм, способной защитить от снарядов калибра 45 мм на любой дистанции, либо с применением более слабой брони толщиной 20-25 мм, которая могла обеспечить защиту только от пуль калибра 12,7 мм.
Испытания танка БТ-СВ-2 проходили в конце 1937 - начале 1938 г. Всего в ходе испытаний танк прошел 2068 км. Использованному при изготовлении данной модели принципу бронирования в целом была дана положительная оценка комиссией под председательством Е. А. Кульчицкого. Однако ходовая часть, если учитывать и предполагаемое дополнительное бронирование, вместе с которым масса танка составила бы 24-25 т, оказалась недостаточно мощной.
Планировалось построить образец БТ-СВ-2 с бронированием, заложенным в проект танка, и проверить надежность корпуса и работу ходовой части при увеличенной массе танка, в том числе и подвергнуть образец обстрелу. Однако в начале 1938 г. Н. Ф. Цыганов и другие инженеры из его группы были арестованы, а работы над БТ-СВ-2 прекращены.
В конце 1937 года была изготовлена новая машина, которую назвали БТ-СВ-2 "Черепаха" (СВ - "Сталин-Ворошилов"). Главное, чем этот танк отличался от всех прочих, стала конструкция его бронекорпуса, листы которого располагались под очень большими углами наклона - 15-58 градусов. Носовая часть имела ту же ширину, что и весь корпус. Подвеска передних опорных катков не изменилась, за исключением того, что ее пружинные рессоры отклонили назад под углом в 38 градусов. Корпус БТ-СВ-2 не имел выступающих деталей, за исключением колпаков пружин вертикальной подвески. Все броневые листы выполнялись съемными и к корпусу крепились на болтах. В целях большей жесткости броневого прикрытия гусениц в его нижней части предусматривались специальные перемычки, по 3 с каждой стороны. Кормовой бензобак БТ-7 на танке убрали, поэтому корма тоже стала наклонной, хотя из-за этого баки пришлось размещать по бортам.
Башня танка также не имела кормовой ниши, поэтому радиостанцию из нее перенесли в носовую часть корпуса, где кроме водителя разместили 4-го члена экипажа - радиста. Опытный образец БТ-СВ-2 был сделан из обычной стали толщиной 10-12-мм, а проект реальной боевой машины существовал в двух вариантах . Первый предусматривал использование брони марки ФД толщиной 40-55 мм, защищавшей танк от 45-мм снарядов на любых расстояниях; второй - защиту от 12,7-мм пуль и предполагал применение 20-25-мм брони марки "ИЗ".
БТ-СВ-2 проходил испытание зимой 1937 - весной 1938 года, во время которых он прошел 2068 км. Отмечалось, что такой принцип бронирования можно считать вполне приемлемым, но ходовая часть серийных БТ-7 при реальном бронировании танка и весе БТ-СВ-2 в 24-25 тонны будет слишком слаба. Предполагалось изготовить образец танка с полноценным бронированием и провести его испытание обстрелом. Однако все работы по этой машине, так же как и по БТ-ИС, были прекращены, поскольку в начале 1938 года Н. Цыганов и вся его группа были арестованы. Еще раньше - в марте 1937 года арестовали большую группу конструкторов на ХПЗ, в частности начальника танкового КБ А.Фирсова.
Схема бронирования танка БТ-СВ-2 "Черепаха"
Другие танки
Вопрос о доведении БТ-7 до уровня БТ-ИС с повестки дня так и не был снят. Пока проводились его испытания, Главное автобронетанковое управление РККА в октябре 1937 года выдало заказ ХПЗ на практически такой же танк БТ-20 - в новом принятом обозначении А-20, который был сделан в металле в 1939 году. Привод колесного хода на нем осуществлялся на 6 колесах, как и у танка БТ-ИС, а верхний лобовой лист располагался под углом наклона 53 градуса. Гусеничный А-20 получил обозначение А-32 и стал прототипом знаменитого танка Т-34 , но на нем установили орудие калибром 76,2-мм, более толстую броню и 5 пар опорных катков, диаметр которых по сравнению с танками БТ был увеличен до 400-мм.
Кроме этих танков в 1932-1938 гг. в СССР разрабатывались и другие машины с колесно-гусеничным движителем. Среди них были сразу два плавающих танка Т-43, которые в 1933-1934 гг. делали на заводе опытного машиностроения им. С. М. Кирова (№ 185) в Ленинграде и московском заводе № 37. Два плавающих танка по образцу танков БТ-ПТ-1 и ПТ-1А имели скорость на гусеницах: 62, на колесах - 90 и на плаву - 6 км/ч, а ПТ-1А - 10 км/ч. При весе 14,2 и 15,3 тонны их экипаж составлял 4 человека, а вооружение состояло из одной 45-мм пушки и 4 пулеметов, хотя по толщине брони они уступали БТ. Легкий колесно-гусеничный танк Т-46-1, также изготовленный в 1925 году заводом № 185, получил ведущие колеса спереди и оборудовался синхронизатором хода. Помимо пушки и нескольких пулеметов, включая зенитный, этот танк имел еще и спаренный с орудием пневматический огнемет, запас огнесмеси был на 12 выстрелов. Танк испытали, но на вооружение не приняли.
Легкий танк Т-25
Другой легкий танк Т-25, созданный на Сталинградском тракторном заводе в 1939 году, представлял собой смесь из узлов и деталей танков Т-26 и БТ, но в серию он тоже не пошел, поскольку его скорость на гусеницах составляла всего 28 км/ч. Тогда же, в 1934-1937 гг., была предпринята попытка заменить в производстве гусеничный Т-28 колесно-гусеничным Т-29, отличавшийся от своего прототипа только движителем и трансмиссией.
По проекту ЭКУ ОГПУ - тюремного КБ, где работали арестованные конструкторы, первые танки Т-29-4 и Т-29-5 были изготовлены еще в 1934 году, но затем машину несколько лет улучшали, чтобы начать ее серийно выпускать на Кировском заводе в Ленинграде. В 1936 году этот танк приняли на вооружение, в 1937 году изготовили две машины, однако после этого выпускать танк все-таки не стали. При лобовой броне толщиной 30-мм и экипаже из 5 человек масса танка увеличилась до 28,8 т, что оказалось пределом для колесно-гусеничного движителя, хотя и этот танк на колесном ходу имел ведущими 6 катков из 8.
В декабре 1937 году Котин подписал чертежи ходовой части Т-28, переделанной по типу шасси тяжелого танка Т-35, однако тогда решили, что многобашенные танки ни при каком типе подвески нельзя будет защитить достаточно толстой броней, и чем меньше танк будет иметь башен, тем лучше. Каких-либо других отечественных танков на базе БТ создано не было, как не было создано и каких-либо САУ с использованием их ходовой части.
Источники:
- В.О. Шпаковский. "Танки эпохи тотальных войн. 1914-1945";
- Г.Л. Холявский "Полная энциклопедия танков мира 1915 - 2000 гг";
- М.В. Павлов, И.В. Павлов, И.Г. Желтов "Танки БТ" ("Военный музей");
- М.Барятинский "Легкий танк БТ-7". (Бронеколлекция 5 - 1996);
- Свирин М. Н. Броня крепка. История советского танка. 1919-1937;
- М. Коломиец. Многобашенные танки РККА (Фронтовая иллюстрация 4 - 2000).
< Назад | Вперед > |
---|
БТ-СВ советский легкий танк третьего уровня, который можно встретить в World of tanks крайне редко. Причина этого в том, что этот танк нельзя получить привычными способами он не продается ни в игре, ни в премиум магазине.
Этот танк необычно выглядит, неплохо бронирован, обладает хорошей скоростью, и конкурентоспособным орудием. Внешний вид танка БТ-СВ в WoT можно увидеть на рисунке.
Как же получить танк БТ-СВ в свой ангар? Бонус код на танк БТ-СВ можно получить купив Советский Подарочный Набор или заполучив специальный бонус код .
К сожалению подарочных наборов в продаже сейчас нет, поэтому покупка бонус кода остается единственных вариантом получить танк БТ-СВ в свой ангар:
В состав подарочного набора входили:
- бонус код для русских серверов в Worlf of tanks на получение премиум-аккаунта на 10 дней и танка БТ-СВ со слотом и 100% экипажем
- отличительный значок игрока World of Tanks
- настольный коврик World of tanks
- бандана Мир танков
- кружка с изображением танка ИС-3 и специальную подставку
- двусторонний постер с изображением советской техники
- авто стикер
Цена комплекта была не маленькой, но достаточно посчитать стоимость 10000 золота, 3 месяцев премиума и книги о СУ-152, она составит 3358 рублей. Получается, что в подарочном наборе они стоят гораздо дешевле, плюс вы получаете, танк БТ-СВ, кружку, коврик и прочие интересны е вещи.
Как получить танк БТ-СВ
Чтобы получить танк БТ-СВ вам нужно купить бонус код в интернет магазине . Где нужно будет зарегистрироваться указать способ оплаты и доставки. После получения набора нужно будет ввести полученный бонус код на официальном сайте World of tanks, выполнив вход на свой аккаунт.
Главное, что данный способ получения БТ-СВ надежен и абсолютно безопасен , ведь вы приобретаете официальную продукцию World of tanks, в комплектацию которой входят указанные выше наименования, в том числе бонус код на БТ-СВ, 10000 золота и три месяца премиума.
История появления этого танка довольно любопытна. Дело в том, что еще летом 1937 года, при испытании танков БТ-ИС их конструктор Н.Цыганов предложил усилить их защиту, установив бронелисты «под углом».
К этому времени опыт боев в Испании показал, что малокалиберная артиллерия прошивает противопульную броню с любых дистанций.
Чуть раньше - весной 1937 года - советские конструкторы получили информацию об иностранных танках «с толстой броней», среди которых были признаны заслуживающими внимания следующие машины:
«1. Танки «Рено» и «Гочкис» обр. 35 - легкий тип танков защищенных жидкой броней толщиной до 45 мм.
2. Танк «Форж и Шантье» обр. 36 (речь идет о танке французской фирмы РСМ-36. - Прим. автора) - тип 10-тонного танка с корпусом обтекаемой формы из катаных листов толщиной 42 мм, скрепленных сваркой под большим углом».
Видимо, предложение Цыганова попало в точку - уже в октябре 1937 года конструктор БТ-ИС получил задачку спроектировать танк БТ с бронекорпусом по типу французской машины. 11 января 1938 года С.Гинзбург направил на имя начальника АБТУ РККА Г.Бокиса письмо, в котором сообщал:
«В настоящее время мы закончили разработку обтекаемого броневого корпуса улучшенной защищенности клиновой формы, но макетная комиссия по танку Т-46 отклонила наше предложение об изготовлении в опытном порядке этого корпуса для его всесторонних испытаний...
В то же самое время группа тов. Цыганова получила задание по испытаниям обтекаемого корпуса на примере корпуса французского танка «Форж и Шантье» образца 1936 года.
Как я Вам писал ранее, указанный корпус весьма сложен в изготовлении, особенно при массовом производстве.
Забронированное пространство имеет сложную форму и неудобно для плотной компоновки...
Тем не менее, группа Цыганова уже ведет переделку танка БТ в макет французского танка указанного типа, которая ничего не даст, кроме замера массы, так как корпус изготавливается из небронированной стали.
Прошу Вас пересмотреть указанное решение, так как оно приведет только к бесцельной трате денежных средств.
Ожидаемые характеристики указанного типа танка можно получить расчетами, без его изготовления».
Однако это письмо было оставлено без каких-то последствий, так как Цыганов уже получил в свое распоряжение танк БТ-7 и место на броневой ремонтной базе № 12 (бывший завод № 48). Возможно, ему помог его «высокий покровитель» - нарком обороны К.Ворошилов. Ведь не случайно изготовленная в конце 1937 года машина получила обозначение БТ-СВ (Сталин - Ворошилов), хотя в документах встречается и ее второе название - «Черепаха»
Основным принципиальным отличием нового танка от БТ-7 стал бронекорпус, листы которого располагались под большими углами наклона (15° - 58°). Носовая часть имела ту же ширину, что и весь корпус. Благодаря этому передняя труба и кронштейны ленивцев танка БТ-7 оказались ненужными. Подвеска передних опорных катков была аналогичной остальным, но с наклоном пружинной рессоры назад под углом в 38°.
Корпус БТ-СВ совершенно не имел выступающих частей, за исключением колпаков вертикальных пружин подвески. Все верхние, нижние и угловые листы корпуса выполнялись съемными и крепились с помощью болтов. Для придания броневому закрытию ходовой части большей жесткости предусматривались специальные перемычки (по три с каждой стороны) между нижним краем листа и внутренней стенкой корпуса. В бортовых полостях танка размешались топливные баки. Кормовой бензобак БТ-7 был ликвидирован, в результате корма танка также собиралась из наклонных листов.
Система охлаждения двигателя в отличие от БТ-7 работала в двух режимах: боевом и походном. В боевом положении жалюзи герметично закрывались с места водителя и засос воздуха производился через сетку кормовых воздушных карманов, в походном засос воздуха производился через боковые открывающиеся жалюзи, а выход - через кормовые жалюзи.
Башня БТ-СВ не имела ниши, поэтому радиостанцию перенесли в носовую часть корпуса, где располагался четвертый член экипажа - радист.
Следует отметить, что корпус БТ-СВ изготовлялся из обычных стальных листов толщиной 10-12 мм. Проект реальной бронировки существовал в двух вариантах. Первый предусматривал использование брони марки «ФД» толщиной 40-55 мм, защищавшей от 45-мм снарядов на всех дистанциях; второй был рассчитан на защиту от 12,7-мм пуль и предполагал применение 20-25-мм брони марки «ИЗ».
БТ-СВ проходил заводские испытания зимой 1937 - весной 1938 годов. При этом было проведено «опробование на герметичность от горючей жидкости», а также испытание на прочность ломкой деревьев диаметром 25-30 см. 9 февраля 1937 года БТ-СВ продемонстрировали начальнику АБТУ РККА Г.Бокису, а также представителям завода № 183 - новому начальнику конструкторского бюро - М.Кошкину и Н.Кучеренко. Осмотрев танк, представители КБ оценили машину как «небоеспособную, аргументируя это следующим:
«Стрелять из его башни совершенно невозможно, так как будет невозможно заряжать пушку и работать подъемным и поворотным механизмами, а также то, что гильзоулавливатель будет цеплять за заднюю часть башни и мешать стрельбе».
Для выяснения этого по приказанию начальника АБТУ было проведено испытание БТ-СВ стрельбой, причем для этого привлекались командиры, проходившие огневые сборы в ХВО. Ознакомившись с танком и проведя стрельбу, они сделали следующий вывод:
«Работа экипажа в башне удобна, наводка и стрельба из нее никаких неудобств не имеет по сравнению с серийной башней БТ», после чего танк был доставлен на рембазу № 12 для внесения изменений.
В частности была изменена установка приборов наблюдения в отделении управления, а в башне смонтированы перископический прицел ПТ-1 и командирская панорама ПТК. После повторных испытаний и устранения недостатков танк, получивший новое обозначение БТ-СВ-2, поступил на НИБТ полигон, где в ноябре - декабре 1938 года прошел испытания. Комиссию, которая проводила его испытания, возглавлял майор Е.А.Кульчицкий, хорошо знакомый с предыдущими танками Цыганова БТ-ИС.
В общей сложности «Черепаха» прошла 2068 км. В своих выводах комиссия отмечала:
«1. Конструкция броневого корпуса танка БТ-СВ-2 вполне рациональна.
2. Проходимость БТ-СВ-2 на гусеницах во всех условиях местности вполне аналогична проходимости БТ-7. Проходимость на искусственных препятствиях ниже, чем у БТ-7 вследствие конструктивно ошибочного выноса носовой части корпуса за пределы ленивцев. Управляемость на колесах неудовлетворительна вследствие малого угла поворота управляемых колес, ограниченных бронировкой ходовой части.
3. Операции обслуживания и ремонта танка БТ-СВ-2 хотя и являются несколько более усложненными по сравнению с БТ-7, все же не представляют серьезных затруднений.
4. В процессе испытания установлена слабость передних балансиров, крепление стоек передних балансиров и рычагов управления колес.
5. Корпус БТ-СВ-2 не показал достаточной герметичности от обливания горючей жидкостью.
6. Введение четвертого рабочего места является безусловным плюсом предлагаемой конструкции корпуса.
Размещение экипажа в отделении управления (водитель, радист) вполне удовлетворительно. Размещение экипажа в боевом отделении неудовлетворительно. Теснота, обусловленная малой высотой боевого отделения и малым диаметром основания башни, при значительной ее конусности, в сильнейшей степени связывают свободу экипажа.
7. Вопросы обзорности из боевого отделения, равно как и конструкция смотровых приборов вообще, в танке БТ-СВ-2 совершенно не разработаны.
8. В новой конструкции башни должны быть устранены ее неуправляемость, люфты, в передаче поворотного механизма, и дефекты запорного механизма.
9. Отсутствие зенитной установки снижает боевую ценность танка. В новой конструкции танка следует устранить этот недостаток. Кроме того, следует использовать появившуюся в связи уширением носовой части корпуса возможность установки второго пулемета.
10. Размещение контрольных приборов, арматуры и светильников выполнено неудовлетворительно.
11. Необходимо уменьшение усилий на педалях и рычагах управления (на это обстоятельство уже указывалось в отчетах по испытанию танков БТ-7).
Заключение.
Предусмотренный танком БТ-СВ-2 принцип бронирования вполне целесообразен. Ходовая часть танка БТ-7, как база для танка типа БТ-СВ-2, при условии реального бронирования и увеличения реального веса машины до 24-25 т слаба.
Испытанный образец можно рассматривать только как макетный. Для практической проверки надежности корпуса и влияния его на работу ходовой части в боевых условиях необходимо изготовление образца с реальным бронированием и испытания его обстрелом».
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ ЛЕГКОГО ТАНКА
БТ-СВ-2 "Черепаха" обр.1937 г.
БОЕВАЯ МАССА |
13100 кг |
ЭКИПАЖ, чел. |
|
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ |
|
Длина, мм |
5620 |
Ширина, мм |
2800 |
Высота, мм |
2175 |
Клиренс, мм |
485 \ 505 |
ВООРУЖЕНИЕ |
45-мм пушка 20К и 7,62-мм пулемет ДТ |
БОЕКОМПЛЕКТ |
173 выстрела и 1386 патронов |
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ |
телескопический прицел ТОП и панорамный ТП-1 |
БРОНИРОВАНИЕ (проектное) мм\град. |
Лоб корпуса (верх) - 25\53° |
ДВИГАТЕЛЬ |
М-17Т, карбюраторный, 12-цилинровый, мощностью 500 л.с. |
ТРАНСМИССИЯ |
механическая, 4-скоростная КПП (3 передачи вперед и 1 назад) |
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ |
(на один борт) 4 опорных катка с передней управляемой парой на колесном ходу, заднее ведущее колесо, переднее направляющее колесо, крупнозвенчатая гусеница со стальными траками |
СКОРОСТЬ |
52 км\ч на гусеницах |
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ |
130 км |
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ |
|
Высота стенки, м |
0,90 |
Ширина рва, м |
1,65 |
Глубина брода, м |
1,00 |
СРЕДСТВА СВЯЗИ |
радиостанция 71ТК |
С писок источников: |
БТ-СВ, или Быстроходный Танк «Сталин-Ворошилов» — это советский легкий колесно-гусеничный танк 1930-х годов, который не выпускался серийно.
История создания Быстроходного Танка «Сталин-Ворошилов»
В 1937 году танк БТ-7 считался весьма удачной машиной, а его скорость 72 км/ч на колесном ходу хороша даже для наших дней. Однако из-за 22-мм лобовой брони танка он был очень уязвим, тем более что у французов к тому времени были боевые машины с броней 45 миллиметров.
Именно поэтому в 1937 году на Мариупольском заводе №48 началось проектирование нового танка на базе БТ-7 с более совершенной бронезащитой. По одной из версий, за основу проекта команда инженеров взяла французский танк FCM 36. Впрочем, есть мнение, что этот танк конструкторы наоборот считали образцом того, как делать не нужно, так как французская машина была сложна в производстве, не позволяла нормально компоновать внутренние узлы и имела сложный доступ к гусеницам для ремонта.
В конце года уже был построен опытный образец БТ-СВ для ходовых испытаний, изготовленный из стали 10-12 мм вместо проектных 20-25 мм цементированной брони или 40 мм гомогенной. После испытаний в конструкцию танка внесли несколько изменений, назвав обновленный вариант БТ-СВ-2.
Кроме того, в ходе испытаний стало понятно, что масса машины с требуемой броней будет составлять около 25 тонн, что в два раза больше БТ-7. Чтобы проверить, как ходовая сможет выдержать такую нагрузку, планировалось построить БТ-СВ-2 с нормальным бронированием, но проект осуществлен не был, и работы над БТ-СВ прекратились из-за ареста главного конструктора Цыганова в начале 1938 года.
Фотографии танка
ТТХ БТ-СВ
Общая информация
- Боевая масса – 25 т;
- Компоновочная схема — классическая;
- Экипаж – 4 человека;
- Год производства – 1937;
- Количество выпущенных – 1 штука.
Размеры
- Длина корпуса – 5620 мм;
- Ширина корпуса – 2800 мм;
- Высота – 2175 мм;
- Клиренс – 380 мм;
Вооружение
- Калибр и марка пушки — 45-мм 20К;
- Тип пушки – нарезная;
- Длина ствола – 46 калибров;
- Боекомплект пушки — 140 выстрелов;
- Пулемет — 7,62-мм ДТ, 1386 патронов.
Подвижность
- Тип двигателя — М-17Т;
- Мощность двигателя – 500 л.с.;
- Скорость по шоссе — 51,9 км/ч;
- Скорость по пересечённой местности – 22 км/ч;
- Запас хода по шоссе – 120 км;
- Запас хода по пересечённой местности – 110 км;
- Колёсная формула — 8×2/2;
- Тип подвески — подвеска Кристи;
- Удельное давление на грунт — 0,752 кг/см²;
- Преодолеваемый подъём – 32 градуса;
- Преодолеваемая стенка — 0,9 м;
- Преодолеваемый ров — 1,65 м;
- Преодолеваемый брод — 1,2 м.
- Правила препинания. Пунктуационная норма. Значение пунктуации в русском языке. Виды знаков препинания, которые есть в русском языке
- Пьесы на немецком языке для детей - Немецкий язык онлайн - Start Deutsch Сценарий детских пьес на немецком языке
- Запятые при обращении и междометии
- Знаки препинания при обращении