М л кинг биография. Мартин Лютер Кинг: биография, цитаты
В Атланте (штат Джорджия, США) в семье пастора баптистской церкви. При рождении ему было дано имя Майкл, но позже имя мальчика было изменено на Мартин.
Обучался в начальной школе Дэвида Говарда, а затем — в средней школе Букера Уошингтона. В 1944 году в возрасте 15 лет он сдал экзамены и поступил в колледж Морхауса в Атланте. Тогда же он стал членом Национальной ассоциации прогресса цветного населения (НАПЦН).
В сентябре 1958 года, при раздаче автографов в Гарлеме (Нью‑Йорк), он был ранен ножом в грудь психически больной женщиной.
В 1960 году по приглашению премьер‑министра Джавахарлала Неру Мартин Лютер Кинг провел месяц в Индии, где изучал деятельность Махатмы Ганди .
В этом же году он вернулся в Атланту и стал пастором Эбенезерской баптистской церкви.
В 1960‑1961 годах Кинг принимал участие в сидячих демонстрациях и "маршах свободы" .
В марте — апреле 1963 года он возглавил массовые демонстрации в Бирмингеме (штат Алабама) против сегрегации на производстве и в быту. За нарушения запрета на демонстрации Мартин Лютер Кинг был арестован на пять дней. В это время он написал "Письмо из бирмингемской тюрьмы", в котором призывал священнослужителей поддержать борьбу за равные права всех граждан.
28 августа 1963 года Кинг стал одним из организаторов марша на Вашингтон, который собрал более 200 тысяч участников и во время которого он произнес свою знаменитую речь "У меня есть мечта" (I have a Dream).
Этот марш содействовал принятию закона о гражданских правах (1964), а сам Кинг удостоился Нобелевской премии мира (1964) за вклад в движение ненасильственного сопротивления расовому угнетению.
В 1965 году Мартин Лютер Кинг стал лидером движения за регистрацию избирателей в штате Алабама. В 1965‑1966 годах он возглавил кампанию против расовой дискриминации в жилищной политике в Чикаго (штат Иллинойс). В 1966 году Кинг первым из ведущих афроамериканских лидеров публично выступил против войны во Вьетнаме. В 1968 году он организовал "Кампанию бедных людей" с целью объединения бедняков всех рас в борьбе с нищетой.
28 марта 1968 года возглавил шеститысячный марш протеста в деловой части Мемфиса (штат Теннесси), целью которого была поддержка бастующих рабочих.
4 апреля 1968 года Мартин Лютер Кинг был смертельно ранен , когда стоял на балконе мотеля "Лоррэйн" в Мемфисе. От полученной раны он скончался в госпитале Сент‑Джозефа и был похоронен в Атланте. На похороны пришли свыше ста тысяч человек.
В убийстве Мартина Лютера Кинга был обвинен Джеймс Эрл Рэй (James Earl Ray), в прошлом судимый. В июле 1968 года убийца был пойман в Лондоне (Великобритания) и передан США. На суде Рэй признал себя виновным в преступлении, и был приговорен к 99 годам тюрьмы. Позже он отказался от показаний, заявив, что его сделали "пешкой" и подставили настоящие убийцы. Джеймс Эрл Рэй скончался в тюрьме в 1998 году.
Мартин Лютер Кинг был автором нескольких книг, в числе которых "Шаг к свободе" (Stride Toward Freedom, 1958), "Почему мы не можем ждать" (Why We can"t wait, 1964), "В каком направлении мы пойдем — к хаосу или сообществу? " (Where Do We Go from Here: Chaos or Community?, 1967).
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
самый известный афроамериканский баптистский проповедник, яркий оратор, лидер Движения за гражданские права чернокожих в США
Краткая биография
Ма́ртин Лю́тер Кинг (англ. Martin Luther King; 15 января 1929, Атланта, штат Джорджия, США - 4 апреля 1968, Мемфис, Теннесси, США) - самый известный афроамериканский баптистский проповедник, яркий оратор, лидер Движения за гражданские права чернокожих в США. Кинг стал национальной иконой в истории американского прогрессивизма. Мартин Лютер Кинг стал активным деятелем чёрного движения США и первым ярким борцом за гражданские права чернокожих в США, борясь с дискриминацией, расизмом и сегрегацией. Также активно выступал против участия армии США в войне во Вьетнаме. За важный вклад в демократизацию американского общества в 1964 году Мартину была присуждена Нобелевская премия мира. Убит в Мемфисе, штат Теннесси, предположительно Джеймсом Эрлом Реем.
В 2004 году (посмертно) награждён высшей наградой США - Золотой медалью Конгресса.
Детство и юность
Мартин Лютер Кинг родился 15 января 1929 года в городе Атланта (Джорджия) в семье пастора баптистской церкви. Дом Кингов располагался на Оберн-авеню - районе Атланты, где жили темнокожие, принадлежавшие к среднему классу. В 13 лет он поступил в лицей при университете Атланты. В 15 лет он победил на конкурсе ораторов, проводившемся афроамериканской организацией Джорджии.
Осенью 1944 года Кинг поступил в колледж Морхауз. В этот период он стал членом Национальной ассоциации прогресса цветного населения. Здесь он узнал о том, что против расизма выступают не только чернокожие, но и многие белые.
В 1947 году Кинг был рукоположен как служитель, став помощником отца в церкви. Получив в колледже степень бакалавра по социологии в 1948 году, он поступил в теологическую семинарию Кроузера в Честере, штат Пенсильвания, где в 1951 году получил степень бакалавра богословия. В 1955 году Бостонским университетом ему была присуждена степень доктора теологии.
Кинг очень часто посещал баптистскую церковь Эбенезер, где служил его отец.
Личная жизнь
В январе 1952 года, прожив в Бостоне около пяти месяцев, Кинг познакомился со студенткой консерватории Кореттой Скотт. Через полгода Кинг пригласил девушку поехать вместе с ним в Атланту. Познакомившись с Кореттой, родители дали своё согласие на их брак.
Мартин Лютер Кинг и его жена Коретта Скотт Кинг обвенчались в доме её матери 18 июня 1953 года. Венчал новобрачных отец невесты. Коретта получила диплом по классу вокала и скрипки в Консерватории Новой Англии. После окончания консерватории они с мужем переехали в г. Монтгомери, штат Алабама, в сентябре 1954 года.
Супружеская чета Кингов имела четырёх детей:
- Йоланда Кинг (англ.) - дочь (17 ноября 1955, Монтгомери, Алабама - 15 мая 2007, Санта-Моника, Калифорния)
- Мартин Лютер Кинг III - сын (род. 23 октября 1957 в г. Монтгомери, Алабама)
- Декстер Скотт Кинг (англ.) - сын (род. 30 января 1961, Атланта, Джорджия)
- Бернис Альбертин Кинг (англ.) - дочь (род. 28 марта 1963, Атланта, Джорджия)
Мартин Лютер Кинг носил золотые часы Rolex Datejust на фирменном браслете Jubilee.
Деятельность
В 1954 году Кинг стал пастором баптистской церкви в Монтгомери, штат Алабама. В Монтгомери он возглавил крупную акцию протеста чернокожего населения против расовой сегрегации в общественном транспорте, после того, как в декабре 1955 года произошёл инцидент с Розой Паркс. Бойкот автобусных линий в Монтгомери, длившийся 381 день, несмотря на сопротивление властей и расистов, привёл к успеху акции - Верховный суд США признал сегрегацию в Алабаме неконституционной.
В январе 1957 года Кинг был избран главой организации «Конференция руководства христиан юга», созданной для борьбы за гражданские права афроамериканского населения. В сентябре 1958 года был ранен ножом в Гарлеме. В 1960 году Кинг по приглашению Джавахарлала Неру посетил Индию, где изучал деятельность Махатмы Ганди .
Своими выступлениями (некоторые из них сейчас считаются классикой ораторского искусства) он призывал добиваться равенства мирными способами. Его речи дали энергию движению за гражданские права в обществе - начались марши, экономические бойкоты, массовые уходы в тюрьмы и так далее.
Широкую известность получила речь Мартина Лютера Кинга «У меня есть мечта» («англ. I have a dream»), которую во время марша на Вашингтон в 1963 году у подножья монумента Линкольну слушали около 300 тысяч американцев. В этой речи он восславил расовое примирение. Кинг заново определил суть американской демократической мечты и разжёг в ней новый духовный огонь. Роль Кинга в ненасильственной борьбе за принятие закона, запрещающего расовую дискриминацию, была отмечена Нобелевской премией мира.
Как политик, Кинг являлся поистине уникальной фигурой. Излагая сущность своего лидерства, он оперировал главным образом религиозными терминами. Он определял руководство движением в защиту гражданских прав как продолжение прежней пастырской службы и использовал в большинстве посланий афроамериканский религиозный опыт. Согласно традиционному стандарту американских политических взглядов, он являлся лидером, верящим в христианскую любовь.
Подобно множеству других ярких личностей американской истории, Кинг прибегал к религиозной фразеологии, тем самым вызывая восторженный духовный отклик у своей аудитории.
Убийство
28 марта 1968 года Кинг возглавил 6-тысячный марш протеста в деловой части Мемфиса (штат Теннесси), целью которого была поддержка бастующих рабочих. 3 апреля, выступая в Мемфисе, Кинг сказал: «Впереди у нас трудные дни. Но это не имеет значения. Потому что я побывал на вершине горы… Я смотрел вперёд и видел Землю обетованную. Может быть, я не буду там с вами, но я хочу, чтобы вы знали сейчас - все мы, весь народ увидит эту Землю». 4 апреля, в 18 часов 01 минуту Кинг был смертельно ранен снайпером, когда стоял на балконе в мемфисском мотеле «Лоррейн».
Это убийство вызвало общенациональное возмущение, сопровождавшееся бунтами чернокожего населения более чем в ста городах. В федеральной столице дома горели в шести кварталах от Белого дома, а на балконах Капитолия и лужайках вокруг Белого дома разместились пулемётчики. По всей стране 48 человек были убиты, 2,5 тысячи ранены, а на подавление беспорядков были брошены 70 тысяч солдат. В глазах активистов убийство Кинга символизировало неисправимость системы и убедило тысячи людей в том, что ненасильственное сопротивление ведёт в тупик. Всё больше чернокожих обращали свои взоры к организациям, подобным «Чёрным пантерам»
Убийца, Джеймс Эрл Рей, получил 99 лет тюремного заключения. Официально было признано, что Рей был убийцей-одиночкой, но многие считают, что Кинг пал жертвой заговора. Епископальная церковь США признала Кинга мучеником, отдавшим жизнь за христианскую веру, его статуя размещена в Вестминстерском аббатстве (Англия) в ряду мучеников XX века.Кинг был выдвинут в помазанники Божьи, и считалось, что он стоял у истоков демократических достижений движения в защиту гражданских прав.
Кинг был первым темнокожим американцем, кому был установлен бюст в Большой ротонде Капитолия в Вашингтоне. Третий понедельник января отмечается в Америке как День Мартина Лютера Кинга и считается национальным праздником.
Речи и выступления
- «У меня есть мечта»
- «Пастырь, ведущий свою паству»
Взгляды
Религия
Будучи христианским священником, Кинг в первую очередь находился под влиянием религиозных идей и практически всегда цитировал те или иные тексты соответствующего рода или ссылался на них не только в церковных проповедях, но и в светских речах. Он, в частности, был убежден в необходимости следовать завету о необходимости любить ближнего, как самого себя, причем не только применительно к Богу, но и к своим врагам или оппонентам - благословлять их и молиться о них. Его идеи о мирном сопротивлении восходят также к идеям, изложенным в Нагорной проповеди, согласно которым, получив удар по одной щеке, необходимо подставить другую, и в Евангелии от Матфея, где приведены слова Христа о возвращении меча в ножны. В своем письме из тюрьмы Бирмингема Кинг искал вдохновение во всеобъемлющей любви Христа к людям, а также по своему обыкновению цитировал многих христианских идеологов пацифизма. В своей речи «Я побывал на вершине горы…» он говорил, что желал лишь исполнить божественную волю.
Отказ от насилия
Кинг также был воодушевлен теми результатами, которых добился Махатма Ганди, следуя идеям отказа от насилия. По его собственным словам, он в течение продолжительного периода времени желал совершить путешествие в Индию, и в апреле 1959 года с помощью квакерского Американского комитета Друзей на службе обществу он смог отправиться в эту поездку. Этот опыт оказал на него существенное влияние и углубил его понимание идей мирного сопротивления, равно как и его желание посвятить себя борьбе за гражданские права в Америке. В своем выступлении на радио в последний день пребывания в Индии Кинг говорил, что теперь, после визита в эту страну, он в ещё большей степени, нежели прежде, убежден в могуществе ненасильственного протеста как способа борьбы угнетенных людей за справедливость и человеческое достоинство. В каком-то смысле можно сказать, что на него оказали влияние именно моральные принципы Махатмы Ганди, хотя последний, в свою очередь, сам усвоил их из произведения Л. Н. Толстого «Царство Божие внутри вас», где был изложен принцип непротивления злу насилием. Впрочем, Кинг, как и Ганди, тоже был знаком с творчеством Толстого и прибегал к цитатам из «Войны и мира».
М. Л. Кинг на марше за гражданские права в Вашингтоне
В некоторой степени на Кинга оказал влияние другой темнокожий правозащитник Байард Растин, который также был знаком с идеями Ганди и, по некоторым данным, был тем, кто изначально рекомендовал Кингу посвятить себя принципам отказа от насилия, выступая впоследствии в роли основного советника и наставника в ранние годы его общественно-политической деятельности. Растин также был главным организатором «Марша на Вашингтон» 1963 года. Затем, ввиду открытой гомосексуальности Растина, а также его прежних связей с Коммунистической партией США, Кингу начали активно советовать дистанцироваться от него, на что Кинг в конце концов согласился.
Кроме того, влияние на метод мирного сопротивления Кинга оказали идеи Генри Торо, представленные в его эссе «О гражданском неповиновении», с которым правозащитник ознакомился в студенческие годы. Его внимание, в частности, привлекли положения об отказе сотрудничать со злонамеренной общественной системой. Определенный эффект имело для Кинга также и знакомство с работами протестантских теологов Рейнгольда Нибура и Пауля Тиллиха, равно как и с трудом Вальтера Раушенбуша «Христианство и общественный кризис». Сам Кинг писал в письме Нибуру, что того с Тиллихом идеи повлияли на его идеологию мирного сопротивления даже в большей степени, нежели принципы Махатмы Ганди. Кроме того, на заключительных этапах своей общественно-политической карьеры Кинг использовал концепцию «агапэ» (христианской братской любви), что могло быть обусловлено усвоением воззрений Пола Рэмси.
Политика
Кинг придерживался представлений о том, что ему не следует публично поддерживать какую-либо политическую партию США или определенного кандидата и надлежит оставаться на позиции неприсоединения, чтобы иметь возможность непредвзято судить об обеих основных партиях государства и служить их совестью, а не рабом или хозяином одной из них. В 1958 году в интервью он заявил, что ни одна из партий не идеальна, ни республиканцы, ни демократы не располагают божественным всемогуществом и имеют свои недостатки и слабости, и ни с одной из них он неотрывно не связан.
Кинг также критиковал деятельность обеих партий в области расового равноправия, говоря, что американских негров предали и представители Республиканской партии, и сторонники Демократической: как те, так и другие уступили реакционерам того или иного свойства и позволили им успешно блокировать всякие либеральные инициативы в области гражданских прав населения.
Несмотря на отсутствие публичной поддержки какой-либо партии или какого-либо кандидата, в письме одному из борцов за гражданские права в октябре 1958 года Кинг писал, что не был уверен, голосовать ли за Стивенсона или Эйзенхауэра, но в прошлом всегда отдавал свой голос за демократов. В автобиографии Кинг писал, что в 1960 году он частным порядком голосовал за Дж. Кеннеди, кандидата от демократов, поскольку чувствовал, что тот станет лучшим президентом из возможных; кроме того, он отмечал, что, вполне вероятно, сделал бы исключение из своих правил неприсоединения, если бы Кеннеди баллотировался на второй срок.
Мартин Лютер Кинг проповедовал методы ненасильственного сопротивления и призывал своих сторонников отказаться от беззаконных и агрессивных действий. В своей речи «У меня есть мечта» он говорил:
В стремлении утолить жажду свободы я призываю вас не вкушать из чаши горечи и ненависти. Мы всегда должны вести нашу борьбу на высоком уровне достоинства и дисциплины. Мы не должны позволить, чтобы наш созидательный протест выродился в физическое насилие. Снова и снова мы должны подниматься к величественным высотам и побеждать физическую силу силой духа
Кинг был сторонником введения безусловного основного дохода:
«Самый эффективный метод борьбы с бедностью - её прямая отмена введением гарантированного дохода». (1967)
Оригинальный текст (англ.)
I am now convinced that the simplest approach will prove to be the most effective - the solution to poverty is to abolish it directly by a now widely discussed measure: the guaranteed income.- Martin Luther King jr. Where do we go from here: Chaos or community? - New York: Harper & Row, 1967. (последняя книга Кинга)
По утверждениям Кинга, значительное влияние на его взгляды и мышление оказал преподаватель Бостонского университета Эдгар Шеффилд Брайтмен.
Мартин Лютер Кинг последовательно выступал против антисемитизма и за право евреев на создание своего государства на Земле Израиля. Он был первым крупным политиком-неевреем, публично приравнявшим модный уже тогда среди афроамериканцев «антисионизм» к антисемитизму. Он, в частности, говорил.
Нобелевская премия мира, 1964 г.
Американский священник и борец за гражданские права Мартин (первоначально Майкл) Лютер Кинг родился в Атланте (штат Джорджия), в семье пастора баптистской церкви он был старшим сыном. Когда мальчику было шесть лет, отец изменил его и свое имя на Мартин. Мать К., Алберта Кристина Уильяме, до замужества преподавала в школе. Детство К. пришлось на годы Великой депрессии, однако рос он в благополучной семье среднего достатка.
Обучаясь в начальной школе Дэвида Т. Говарда и средней школе Букера Т. Уошингтона, К. значительно опередил сверстников, т. к. прошел программу самостоятельно. В 1944 г., не окончив средней школы, он сдал экзамены и поступил в колледж Морхауса для цветных в Атланте. Тогда же он стал членом Национальной ассоциации прогресса цветного населения (НАПЦН). В 1947 г. К. принял сан и стал помощником отца в церкви. Окончив колледж со степенью бакалавра социологии в 1948 г., К. поступил в Теологическую семинарию Крозера в Честере (штат Пенсильвания) и в 1951 г. получил в ней степень бакалавра богословия. Назначенная ему стипендия позволила поступить в аспирантуру Бостонского университета, где в 1955 г. К. защитил диссертацию на тему «Сравнительный анализ концепций Бога в системах Пауля Тиллиха и Генри Нельсона Вимэна», став доктором философии. Глубокое влияние на К. в эти годы оказали труды священника и реформиста Вальтера Раушенбуша, Георга Гегеля, Генри Торо, Эдгара Брайтмена, Пауля Тиллиха и Рейнгольда Нибура. «Попытки создания социального евангелия, – говорил К., – свидетельство христианской жизни». В 1953 г. К. женился на студентке Коретте Скотт, у них родилось двое сыновей и две дочери.
Священником баптистской церкви на Декстер-авеню в Монтгомери (штат Алабама) К. стал в 1954 г., исполняя там обязанности до января 1960 г., когда вновь соединился с отцом в Эбинизерской церкви. В Монтгомери К. организовал комитеты социальных действий, собирал средства для НАПЦН, входя в состав местного исполнительного комитета этой ассоциации.
После инцидента с Розой Парке (швея была арестована за отказ уступить место в автобусе белому пассажиру) в декабре 1955 г. в Монтгомери создается Ассоциация совершенствования, и Кинг становится ее президентом. Сохраняя сомнения в отношении оправданности бойкота цветным населением автобусного транспорта Монтгомери, К. колебался, должен ли он принять этот пост, и согласился, вспомнив цитату из Торо: «Сотрудничать с порочной системой больше невозможно». Вечером 5 декабря К. произнес решающую, как он позже вспоминал, речь в своей жизни. «Сопротивлению нет альтернативы», – заявил К. собравшимся и выразил уверенность, что протест поможет отрешиться «от терпения, заставляющего соглашаться на меньшее, чем свобода и справедливость». Под руководством К. негритянская община бойкотировала транспорт Монтгомери 382 дня. В ноябре 1956 г. Верховный суд США признал закон о сегрегации в Алабаме неконституционным. В декабре черные и белые впервые пользовались автобусами совместно. К. приобрел общенациональную известность, в феврале 1957 г. его портрет появился на обложке журнала «Тайм».
Движение за гражданские права середины XX в., к которому примкнул К., уходило корнями еще в предвоенные годы. НАПЦН и Конгресс расового равенства, такие рабочие лидеры, как А. Филип Рэндолф, предприняли ряд шагов в пользу равноправия негров. Кульминацией их достижений стал процесс 1954 г. «Браун против совета по делам образования Топеки». Верховный суд положил конец сегрегации в сфере образования, постановив, что раздельное обучение белых и черных порождает неравенство и, следовательно, противоречит 14-й поправке к Конституции США.
Уникальный вклад К. в дело прав человека сделала возможным его приверженность принципам христианской философии. Примером для себя К. считал деятельность Махатмы Ганди, лидера движения пассивного сопротивления, благодаря которому Индия освободилась от британского господства. «Философия ненасильственного сопротивления Ганди, – заявил К. однажды, – единственный метод, оправданный в борьбе за свободу».
Бойкот в Монтгомери, во время которого дом К. был взорван, а сам он арестован, сделал его героем негритянской общины США. В январе 1957 г. негритянские лидеры юга создали союз церковных организаций за гражданские права под названием «Конференция руководства христиан юга» (КРХЮ), где К. был избран президентом. В это же время К., признанный защитник прав цветного населения, написал книгу «Шаг к свободе. Рассказ о Монтгомери» («Stride Toward Freedom: The Montgomery Story»). В сентябре 1958 г., при раздаче автографов в Гарлеме, он был ранен ножом в грудь психически больной женщиной.
Используя КРХЮ в качестве базы, К. организовал ряд кампаний за гражданские права, нацеленных на уничтожение сегрегации на транспорте, в театрах, ресторанах и т.д. Он путешествовал по всей стране, читая лекции, причем 15 раз подвергался аресту. В 1960 г. по приглашению премьер-министра Джавахарлала Неру он провел месяц в Индии, где углубил знакомство с деятельностью Ганди. В марте – апреле 1963 г. К. возглавил массовые демонстрации в Бирмингеме (штат Алабама) против сегрегации на производстве и в быту, одним из лозунгов было создание комитетов граждан различных рас. Полиция разгоняла демонстрантов (среди которых было много детей) с помощью собак, водометов и дубинок.
За нарушения запрета на демонстрации К. был арестован на 5 дней. В это время он написал «Письмо из бирмингемской тюрьмы» белым религиозным деятелям города, которые упрекали его за «неблагоразумные и несвоевременные действия». «На самом деле время не имеет никакого значения, – писал К. – Прогресс человечества отнюдь не катится на колесах неизбежности. Он наступает вследствие неустанных усилий людей, творящих Божью волю, без которых время становится союзником сил застоя в обществе». Несмотря на периодические вспышки, напряженность в Бирмингеме смягчилась, когда белые и черные лидеры достигли соглашения о десегрегации.
В 1963 г. К. совместно со своим заместителем Ральфом Эбернати, основателем Конгресса расового равенства Байярдом Рустином и другими лидерами организовал крупнейшую в истории США демонстрацию за гражданские права. 28 августа около 250 тыс. белых и черных собралось в Вашингтоне, когда в конгрессе США обсуждалось законодательство о гражданских правах. В тот же день негритянские лидеры совещались с президентом Джоном Ф. Кеннеди. Позже на ступенях Мемориала Линкольна К. произнес речь, в которой выразилась вера в братство людей; речь стала широко известна под названием «У меня есть мечта» – эти слова звучат в тексте речи рефреном.
Книга К. «Почему мы не можем ждать» («Why We can"t wait») была опубликована в 1964 г. В мае – июне того же года К. вместе с членами КРХЮ участвовал в демонстрациях за интеграцию жилищного фонда, проводившихся в Сент-Огастене (штат Флорида). Через месяц президент Линд он Б. Джонсон пригласил его в Белый дом, где К. присутствовал при подписании билля о жилищах, ставшего частью закона 1964 г. о гражданских правах. Закон запрещал сегрегацию в общественных местах и на производстве, в условиях труда и зарплате. В конце года К. была присуждена Нобелевская премия мира.
Во вступительной речи представитель Норвежского нобелевского комитета Гуннар Ян отметил: «Хотя Мартин Лютер Кинг непричастен к международным делам, его борьба служит делу мира... В западном мире он был первым, кто показал, что борьба не обязательно подразумевает насилие».
В своей Нобелевской лекции К. говорил: «Ненасилие означает, что мой народ все эти годы терпеливо переносил страдания, не причиняя их другим... Это значит, что мы не испытываем больше страха. Но из этого не следует, что мы хотим устрашить тех или других или даже общество, частью которого мы являемся. Движение не стремится освободить негров за счет унижения и порабощения белых. Оно не хочет победы над кем бы то ни было. Оно желает освобождения американского общества и участия в самоосвобождении всего народа».
В марте 1965 г. К. организовал марш из Селмы (штат Алабама) в Монтгомери под лозунгом предоставления избирательных прав, однако сам в марше не участвовал. После того как демонстранты подверглись нападению дорожной полиции, К. призвал к новому маршу. В нем участвовало более 3 тыс. белых и черных демонстрантов, и более 25 тыс. присоединилось к ним по дороге. У стен Капитолия в Монтгомери с речью к собравшимся обратился К. 6 августа президент Джонсон подписал закон об избирательном праве, К. был приглашен в Вашингтон и присутствовал на церемонии подписания.
Оставаясь противоречивой фигурой, К. имел много врагов – не только на юге, но и в других частях страны. Наиболее влиятельным критиком К. был, очевидно, директор Федерального бюро расследований (ФБР) Эдгар Гувер, который называл его коммунистом, предателем и глубоко аморальным человеком. Когда К. обвинил агентов ФБР в непринятии мер по жалобам в Олбэни (штат Джорджия), объясняя это их южным происхождением, Гувер не постеснялся назвать негритянского деятеля «самым отъявленным лжецом в стране». ФБР прослушивало телефоны К. и КРХЮ, собрало обширное досье о личной и общественной жизни К. В нем, в частности, нашли отражение внебрачные связи К. во время поездок по стране.
В 1967 г. К. издал книгу «Куда мы пойдем отсюда?» («Where do We go from here?»). В апреле он открыто высказался против войны во Вьетнаме. К. обратился с посланием к большому антивоенному митингу в Вашингтоне; стал сопредседателем организации «Священники и миряне, встревоженные событиями во Вьетнаме».
В последние годы жизни внимание К. было привлечено не только к расизму, но и к проблеме безработицы, голода и бедности во всей Америке. Расширение кругозора обусловила необходимость поддержать радикальные круги негритянской молодежи во время беспорядков в гетто Уоттса, Ньюарка, Гарлема и Детройта, которые противоречили принципам ненасилия. К. стал сознавать, что расовая дискриминация тесно связана с проблемой бедности. Но программу по данному вопросу он создать не успел, чем объясняется неудача усилий по улучшению условий жизни в трущобах Чикаго в 1966 г. Однако в ноябре 1967 г. К. объявил о начале Кампании бедных людей, которая должна была завершиться в апреле 1968 г. сбором белых и черных бедняков в Вашингтоне.
28 марта 1968 г. К. возглавил 6-тысячный марш протеста в деловой части Мемфиса (штат Теннесси), целью которого была поддержка бастующих рабочих. Несколько дней спустя, выступая в Мемфисе, К. сказал: «Впереди у нас трудные дни. Но это не имеет значения. Потому что я побывал на вершине горы... Я смотрел вперед и видел Землю обетованную. Может быть, я не буду там с вами, но я хочу, чтобы вы знали сейчас – все мы, весь народ увидит эту Землю». На следующий день К. был ранен снайпером, когда стоял на балконе в мемфисском мотеле «Лоррэйн». От раны он скончался в госпитале Сент-Джозефа и был похоронен в Атланте.
Деятельность К. изучает и продолжает Центр ненасильственных социальных изменений имени Мартина Лютера Кинга-младшего в Атланте. В 1983 г. конгресс США отклонил предложение отмечать день рождения К. в третий понедельник января. Однако 16 января 1986 г. бюст К. был установлен в Большой ротонде Капитолия в Вашингтоне – темнокожий американец удостоился такой чести впервые. 20 января 1986 г. нация отметила первый День Мартина Лютера Кинга.
Лауреаты Нобелевской премии: Энциклопедия: Пер. с англ.– М.: Прогресс, 1992.
© The H.W. Wilson Company, 1987.
© Перевод на русский язык с дополнениями, издательство «Прогресс», 1992.
Кинг не только консолидировал "черных" граждан Америки, он добивался единения "черных" и белых, он сплачивал все этнические меньшинства страны. Это был первый человек в истории США, которому подобное удалось. Его идеалы - вполне притом христианские - приводили к таким выводам, которые угрожали самым разным интересам, в частности, интересам военно-промышленного комплекса, войне во Вьетнаме, гонке вооружений. То, что говорил Кинг, то единение, которого он добивался, угрожало status quo. И это было неприемлемо. Его застрелил человек по имени Джеймс Эрл Рей . Взял и решил? Ни с того ни с сего? Не знаю, что думаете вы, но я не верю.
Источник - Википедия
Кинг, Мартин Лютер (англ. Martin Luther King; 15 января 1929, Атланта,
штат Джорджия, США - 4 апреля 1968, Мемфис, Теннесси, США) - самый
известный афроамериканский баптистский проповедник, яркий оратор, лидер
Движения за гражданские права чернокожих в США. Кинг стал национальной
иконой в истории американского прогрессивизма. Мартин Лютер Кинг стал
первым активным деятелем чёрного движения США и первым ярким борцом за
гражданские права чернокожих в США, борясь с дискриминацией, расизмом и
сегрегацией. Также активно выступал против колониальной агрессии США, в
частности, во
Вьетнаме. За важный вклад в
демократизацию американского общества в 1964 году Мартину была присуждена
Нобелевская премия мира . Убит в
Мемфисе, штат Теннесси, предположительно
Джеймсом Эрлом Реем .
В 2004 году (посмертно) награждён высшей наградой США Золотой медалью
Конгресса.
Мартин Лютер Кинг родился 15 января 1929 года в городе Атланта (Джорджия)
в семье пастора баптистской церкви. Дом Кингов располагался на Оберн-авеню
- районе Атланты, где жили темнокожие, принадлежавшие к среднему классу. В
13 лет он поступил в лицей при университете Атланты. В 15 лет он победил на
конкурсе ораторов, проводившемся афроамериканской организацией
Джорджии.
Осенью 1944 года Кинг поступил в колледж Морхауз. В этот период он стал
членом Национальной ассоциации прогресса цветного населения. Здесь он узнал
о том, что против расизма выступают не только чернокожие, но и многие
белые.
В 1947 году Кинг был рукоположен как служитель, став помощником отца в
церкви. Получив в колледже степень бакалавра по социологии в 1948 году, он
поступил в теологическую семинарию Кроузера в Честере, штат Пенсильвания,
где в 1951 году получил степень бакалавра богословия. В 1955 году
Бостонским университетом ему была присуждена степень доктора теологии.
Кинг очень часто посещал баптистскую церковь Эбенезер, где служил его
отец.
Личная жизнь
В январе 1952 года, прожив в Бостоне около пяти месяцев, Кинг познакомился
со студенткой консерватории Кореттой Скотт. Через полгода Кинг пригласил
девушку поехать вместе с ним в Атланту. Познакомившись с Кореттой, родители
дали свое согласие на их брак.
Мартин Лютер Кинг и его жена Коретта Скотт
Кинг обвенчались в доме её матери 18 июня 1953 года. Венчал новобрачных
отец невесты. Коретта получила диплом по классу вокала и скрипки в
Консерватории Новой Англии. После окончания консерватории они с мужем
переехали в г. Монтгомери, штат Алабама, в сентябре 1954 года.
Супружеская чета Кингов имела четырёх детей:
Йоланда Кинг (англ.) - дочь (17 ноября 1955, Монтгомери, Алабама - 15 мая
2007, Санта-Моника, Калифорния)
Мартин Лютер Кинг III - сын (род. 23 октября 1957 в г. Монтгомери,
Алабама)
Декстер Скотт Кинг (англ.) - сын (род. 30 января 1961, Атланта,
Джорджия)
Бернис Альбертин Кинг (англ.) - дочь (род. 28 марта 1963, Атланта,
Джорджия)
В 1954 году Кинг стал пастором баптистской церкви в Монтгомери, штат Алабама. В Монтгомери он возглавил крупную акцию протеста чернокожего населения против расовой сегрегации в общественном транспорте, после того, как в декабре 1955 года произошёл инцидент с Розой Паркс. Бойкот автобусных линий в Монтгомери, длившийся более 380 дней, несмотря на сопротивление властей и расистов, привёл к успеху акции - Верховный суд США признал сегрегацию в Алабаме неконституционной.
В январе 1957 года Кинг был избран главой организации «Конференция
руководства христиан юга», созданной для борьбы за гражданские права
афроамериканского населения. В сентябре 1958 года был ранен ножом в
Гарлеме. В 1960 году Кинг по приглашению Джавахарлала Неру посетил Индию,
где изучал деятельность Махатмы Ганди.
Своими выступлениями (некоторые из них сейчас считаются классикой
ораторского искусства) он призывал добиваться равенства мирными способами.
Его речи дали энергию движению за гражданские права в обществе - начались
марши, экономические бойкоты, массовые уходы в тюрьмы и так далее.
Широкую известность получила речь Мартина Лютера Кинга «У меня есть мечта»
(«англ. I have a dream»), которую во время марша на Вашингтон в 1963 году у
подножья монумента Линкольну слушали около 300 тысяч американцев. В этой
речи он восславил расовое примирение. Кинг заново определил суть
американской демократической мечты и разжёг в ней новый духовный огонь.
Роль Кинга в ненасильственной борьбе за принятие закона, запрещающего
расовую дискриминацию, была отмечена Нобелевской премией мира.
Как политик, Кинг являлся поистине уникальной фигурой. Излагая сущность
своего лидерства, он оперировал главным образом религиозными терминами. Он
определял руководство движением в защиту гражданских прав как продолжение
прежней пастырской службы и использовал в большинстве посланий
афроамериканский религиозный опыт. Согласно традиционному стандарту
американских политических взглядов, он являлся лидером, верящим в
христианскую любовь.
Подобно множеству других ярких личностей американской истории, Кинг
прибегал к религиозной фразеологии, тем самым вызывая восторженный духовный
отклик у своей аудитории.
Начиная с 1963 года и вплоть до смерти Мартин Лютер Кинг преследовался
ФБР в рамках секретной программы
COINTELPRO.
28 марта 1968 года Кинг возглавил 6-тысячный марш протеста в деловой части Мемфиса (штат Теннесси), целью которого была поддержка бастующих рабочих. 3 апреля, выступая в Мемфисе, Кинг сказал: «Впереди у нас трудные дни. Но это не имеет значения. Потому что я побывал на вершине горы… Я смотрел вперёд и видел Землю обетованную. Может быть, я не буду там с вами, но я хочу, чтобы вы знали сейчас - все мы, весь народ увидит эту Землю». 4 апреля, в 18 часов 01 минуту Кинг был смертельно ранен снайпером, когда стоял на балконе в мемфисском мотеле «Лоррейн».
Это убийство вызвало общенациональное возмущение, сопровождавшееся бунтами чернокожего населения более чем в ста городах. В федеральной столице дома горели в шести кварталах от Белого дома, а на балконах Капитолия и лужайках вокруг Белого дома разместились пулемётчики. По всей стране 46 человек были убиты, 2,5 тысячи ранены, а на подавление беспорядков были брошены 70 тысяч солдат. В глазах активистов убийство Кинга символизировало неисправимость системы и убедило тысячи людей в том, что ненасильственное сопротивление ведёт в тупик. Всё больше чернокожих обращали свои взоры к организациям, подобным «Чёрным пантерам»
Убийца, Джеймс Эрл Рей, получил 99 лет тюремного заключения. Официально
было признано, что Рей был убийцей-одиночкой, но многие считают, что Кинг
пал жертвой заговора. Епископальная церковь США признала Кинга мучеником,
отдавшим жизнь за христианскую веру, его статуя размещена в Вестминстерском
аббатстве (Англия) в ряду мучеников XX века. Кинг был выдвинут в
помазанники Божьи, и считалось, что он стоял у истоков демократических
достижений движения в защиту гражданских прав.
Кинг был первым темнокожим американцем, кому был установлен бюст в Большой
ротонде Капитолия в Вашингтоне. Третий понедельник января отмечается в
Америке как
День Мартина Лютера Кинга и считается
национальным праздником.
Речи и выступления
«У меня есть мечта»
«Пастырь, ведущий свою паству»
Будучи христианским священником, Кинг в первую очередь находился под влиянием религиозных идей и практически всегда цитировал те или иные тексты соответствующего рода или ссылался на них не только в церковных проповедях, но и в светских речах. Он, в частности, был убежден в необходимости следовать завету о необходимости любить ближнего, как самого себя, причем не только применительно к Богу, но и к своим врагам или оппонентам - благословлять их и молиться о них. Его идеи о мирном сопротивлении восходят также к идеям, изложенным в Нагорной проповеди, согласно которым, получив удар по одной щеке, необходимо подставить другую, и в Евангелии от Матфея, где приведены слова Христа о возвращении меча в ножны. В своем письме из тюрьмы Бирмингема Кинг искал вдохновение во всеобъемлющей любви Христа к людям, а также по своему обыкновению цитировал многих христианских идеологов пацифизма. В своей речи «Я побывал на вершине горы…» он говорил, что желал лишь исполнить божественную волю.
Кинг также был воодушевлен теми результатами, которых добился
Махатма Ганди , следуя идеям отказа от
насилия. По его собственным словам, он в течение продолжительного периода
времени желал совершить путешествие в Индию, и в апреле 1959 года с помощью
квакерского Американского комитета Друзей на службе обществу он смог
отправиться в эту поездку. Этот опыт оказал на него существенное влияние и
углубил его понимание идей мирного сопротивления, равно как и его желание
посвятить себя борьбе за гражданские права в Америке. В своем выступлении
на радио в последний день пребывания в Индии Кинг говорил, что теперь,
после визита в эту страну, он в ещё большей степени, нежели прежде, убежден
в могуществе ненасильственного протеста как способа борьбы угнетенных людей
за справедливость и человеческое достоинство. В каком-то смысле можно
сказать, что на него оказали влияние именно моральные принципы Махатмы
Ганди, хотя последний, в свою очередь, сам усвоил их из произведения Л. Н.
Толстого «Царство Божие внутри вас», где был изложен принцип непротивления
злу насилием. Впрочем, Кинг, как и Ганди, тоже был знаком с творчеством
Толстого и прибегал к цитатам из «Войны и мира».
В некоторой степени на Кинга оказал влияние другой темнокожий
правозащитник,
Байард Растин , который также был знаком
с идеями Ганди и, по некоторым данным, был тем, кто изначально рекомендовал
Кингу посвятить себя принципам отказа от насилия, выступая впоследствии в
роли основного советника и наставника в ранние годы его
общественно-политической деятельности. Растин также был главным
организатором «Марша на Вашингтон» 1963 года. Затем, ввиду открытой
гомосексуальности Растина, а также его прежних связей с Коммунистической
партией США, Кингу начали активно советовать дистанцироваться от него, на
что Кинг в конце концов согласился.
Кроме того, влияние на метод мирного сопротивления Кинга оказали идеи
Генри Торо , представленные в его эссе
«О гражданском неповиновении», с которым правозащитник ознакомился в
студенческие годы. Его внимание, в частности, привлекли положения об отказе
сотрудничать со злонамеренной общественной системой. Определенный эффект
имело для Кинга также и знакомство с работами протестантских теологов
Рейнгольда Нибура и Пауля Тиллиха, равно как и с трудом Вальтера Раушенбуша
«Христианство и общественный кризис». Сам Кинг писал в письме Нибуру, что
того с Тиллихом идеи повлияли на его идеологию мирного сопротивления даже в
большей степени, нежели принципы Махатмы Ганди. Кроме того, на
заключительных этапах своей общественно-политической карьеры Кинг
использовал концепцию «агапэ» (христианской братской любви), что могло быть
обусловлено усвоением воззрений Пола Рэмси.
Кинг придерживался представлений о том, что ему не следует публично
поддерживать какую-либо политическую партию США или определенного кандидата
и надлежит оставаться на позиции неприсоединения, чтобы иметь возможность
непредвзято судить об обеих основных партиях государства и служить их
совестью, а не рабом или хозяином одной из них. В 1958 году в интервью он
заявил, что ни одна из партий не идеальна, ни республиканцы, ни демократы
не располагают божественным всемогуществом и имеют свои недостатки и
слабости, и ни с одной из них он неотрывно не связан.
Кинг также критиковал деятельность обеих партий в области расового
равноправия, говоря, что американских негров предали и представители
Республиканской партии, и сторонники Демократической: как те, так и другие
уступили реакционерам того или иного свойства и позволили им успешно
блокировать всякие либеральные инициативы в области гражданских прав
населения.
Несмотря на отсутствие публичной поддержки какой-либо партии или
какого-либо кандидата, в письме одному из борцов за гражданские права в
октябре 1958 года Кинг писал, что не был уверен, голосовать ли за
Стивенсона или Эйзенхауэра, но в прошлом всегда отдавал свой голос за
демократов. В автобиографии Кинг писал, что в 1960 году он частным порядком
голосовал за Дж. Кеннеди, кандидата от демократов, поскольку чувствовал,
что тот станет лучшим президентом из возможных; кроме того, он отмечал,
что, вполне вероятно, сделал бы исключение из своих правил неприсоединения,
если бы Кеннеди баллотировался на второй срок.
Кинг был сторонником введения безусловного основного дохода:
«Самый эффективный метод борьбы с бедностью - её прямая отмена введением
гарантированного дохода». (1967)
Martin Luther King jr. Where do we go from here: Chaos or community? -
New York: Harper & Row, 1967. (последняя книга Кинга)
По утверждениям Кинга, значительное влияние на его взгляды и мышление
оказал преподаватель Бостонского университета Эдгар Шеффилд Брайтмен