Людмила чурсина биография личная жизнь. Биография людмилы чурсиной
Имя: Людмила Чурсина (Lyudmila Chursina)
Возраст: 78 лет
Место рождения: Душанбе, Таджикистан
Рост: 174 см
Вес: 70 кг
Деятельность: актриса театра и кино
Семейное положение: разведена
Людмила Чурсина - биография
Людмила Чурсина – актриса, любимая миллионами российских зрителей. Она стала звездой советского кинематографа несмотря на голливудскую внешность, «секс-символом» вопреки строгим нравственным установкам.
Биография этой актрисы удивительна. Она появилась на свет в июле сорок первого, и чудом выжила. Она мечтала все детство руководить колхозом, но, окончив школу, поступила в театральный вуз. В юности была «гадким утенком», но после дебюта в кино, ее красотой восхищались как на родине, так и за рубежом.
Людмила Чурсина - детство
Людмила Чурсина родилась в Душанбе. Тогда этот южный город именовался Сталинбадом. Однако по другой версии роды у матери начались во время бомбежки, в душном поезде, направляющемся из Риги в маленький городок Псковской области. Попав под обстрелы, пассажиры бросились врассыпную. В панике и суматохе мать чуть было не потеряла новорожденного ребенка. Женщина долго искала свою дочь среди мертвых тел, и только спустя несколько часов услышала слабый голосок дочери. До Псковской области они не доехали, и странным образом оказались в Душанбе – городе, который является местом рождения Чурсиной по официальным данным.
Так или иначе, детская биография будущей актрисы прошла в столице Таджикистана. И, как и большинство детей, в военные годы мечтала лишь о том, чтобы наестся досыта.
В школе Людмила не числилась среди первых красавиц. Ее не прельщала яркая публичная жизнь, и в школьной общественной жизни она занимала всегда незаметную позицию. Однако втайне Людмила мечтала стать балериной. Подтягивалась на турнике, осуществляла странные телодвижения, которые лишь отдаленно напоминали хореографические.
И возможно благодаря подобным упражнениям к шестнадцати годам ее рост достиг 177 см. По меркам послевоенного времени, Чурсина была долговязой и чересчур высокой. А потому, проходя мимо зеркала, и бросая на свое отражение быстрый взгляд, Людмила проникалась все более глубокой уверенностью в своей непривлекательности.
Школьный театральный кружок будущая актриса не посещала. Она лишь однажды участвовала в спектакле. Впрочем, ее дебют закончился абсолютным провалом. Людмила забыла текст, стушевалась и, возможно, поклялась самой себе больше никогда в жизни не выходить на сцену. Однако судьба распорядилась иначе.
Людмила видела себя в роли председателя колхоза. Ей нравились точные науки, а уважения вызывали представители таких серьезных профессий, как инженер или авиаконструктор. Но однажды, дабы поддержать подругу, Чурсина отправилась в столицу. В Москве девушки подали документы в Щукинское училище. Подруга не прошла по конкурсу. Людмила Чурсина стала одной из студенток легендарной Щуки.
Студенческие годы Людмилы Чурсиной
Лекции в институте девушки из состоятельных московских семей слушали вполуха, позевывая. Людмила и ее подруга – такая же студентка из далекой провинции – были всегда бодры. Ведь они вставали чуть свет, направлялись на Старый Арбат, и мыли аудитории в здании родного вуза. Таким образом они подрабатывали. Стипендии едва хватало на жизнь. А затем были лекции и семинары.
В общежитие студентки возвращались поздним вечером и, проходя по маленьким и уютным арбатским переулкам, Людмила как завороженная смотрела на окна, из которых сочился теплый уютный свет. И ей казалось, что за этими окнами живут невозможно счастливые люди. И так хотелось стать когда-нибудь одной из них…
Людмила Чурсина - начало карьеры
Биографии знаменитостей – излюбленная тема журналистов. Многие актеры и актрисы пишут с удовольствием мемуары и воспоминаниям. Людмила Чурсина не из их числа. Она не издавала автобиографии. Ее воспоминания остаются при ней. А потому ее личная жизнь стала загадкой для поклонников, а в ее биографии немало белых пятен. Что касается профессиональной карьеры, здесь все открыто. Чурсиной было всего двадцать лет, когда она сыграла свою звездную роль. Дебютировала актриса в киноленте «Когда деревья были большими».
Ее партнерами стали Юрий Никулин , Василий Шукшин, Леонид Куравлев . Затем были картины «На семи ветрах», «Две жизни», «Утренние поезда». Но первую серьезную роль Людмила Чурсина сыграла в «Донской повести». И именно на съемках этого фильма молодая актриса познакомилась со своим будущим мужем.
Чурсина и Фетин - Актриса и режиссер
Владимир Фетин был фронтовиком, порядочным человеком и изначально вызывал у молодой актрисы лишь уважение и восхищение. К моменту их знакомства он был разведен. Досужие слухи о том, что юная провинциалка увела зрелого мужчину из семьи, не имели никаких оснований. Каждая актриса мечтает найти своего режиссера. Однако союз с Фетиным не значил для Чурсиной мгновенный успех на актерском поприще. Они долгое время переписывались, встречались урывками. И только после скромной регистрации, актриса переехала в Ленинград.
Все же, Фетину она обязана рядом интересных ролей. Он снимал Чурсину в своих фильмах, знал ее как никто на съемочной площадке. К быту, однако, был абсолютно неприспособлен. И главное, страдал от недуга, до боли известного Василию Шукшину, Олегу Далю, Владимиру Высоцкому и многим другим талантливым людям. Возвращаясь из гастролей, Чурсина выводила супруга из запоя, пыталась образумить, вылечить, спасти. Делала все, что в подобной ситуации совершают жены тяжело пьющих мужей. Однако плодов ее усилия не принесли.
Людмила Чурсина - Народная артистка
Почетное звание Людмила Чурсина получила в 28 лет. Коллеги поздравляли, улыбались в лицо. А за спиной распространялись слухи о любовных связях актрисы с вышестоящими чиновниками. К наградам Чурсина всегда относилась холодно. По ее убеждению главным подтверждением ее профессионализма остаются ее роли. Однако волнительным оказался момент вручения премии на кинофестивале в Сен-Себастьяне. Приз вручала сама Одри Хепберн.
А спустя несколько месяцев Чурсина получила предложения от пятнадцати голливудских режиссеров. Но не пристало советской кинодиве сниматься в фильмах на территории западного капиталистического государства! Это вполне доступно объяснил прославившейся на весь мир актрисе председатель «Госкино».
Людмила Чурсина - личная жизнь актрисы
Вторым мужей Людмилы Чурсиной стал океанолог. Он был красив подобно Алену Делону, а главное – не злоупотреблял алкоголем. Однако душевной близости, которую Чурсина испытывала в браке с Фетиным, не было.
Третьим мужем актрисы стал сын Генерального секретаря Юрия Андропова . Этот брак продлился тринадцать лет. Но и он не принес Людмиле Чурсиной простого женского счастья в биографии личной жизни. Детей у Чурсиной нет. Всю свою любовь и тепло она посвятила семье младшей сестры. Она всегда готова поддержать близких, но, по ее собственным словам, не умеет принимать помощь. И еще, несмотря на преклонный возраст, ее не покидает ощущение, что она всегда в пути, и что, впереди у нее еще немало несовершенных дел.
Людмила Чурсина - фильмография, фильмы
Когда деревья были большими
Донская повесть
Два билета на дневной сеанс
Виринея
Журавушка
Угрюм-река
Гонка с преследованием
Помнить или забыть
Юбилей
Досье на человека в мерседесе
Любовь Яровая
Кто бы мог подумать, что девочка, родившаяся в самом начале войны, чуть было не потерянная на картофельном поле, вырастет в красавицу с королевской статью. Причем о ней не скажешь презрительное – "роковая красотка", нет! В ней столько внутренней врожденной интеллигентности и шарма, что, даже играя разбитных казачек, она все равно оставалась королевой. Это особенность, данная ей при рождении. Дочь военного и медсестры, Людмила Чурсина выросла в постоянных разъездах по СССР. Жила в Душанбе, в Тбилиси, во многих маленьких и больших городах Советского Союза.
К моменту окончания Людой школы семья жила уже в городе Великие Луки, именно оттуда девушка поехала поступать в авиационный институт в Москву. Несмотря на то, что в начале учебы в школе бывало всякое – и наказывали за шалости, ставили двойки по поведению, да и в учебе особых успехов не было, став подростком, Людмила взяла себя в руки и в результате окончила школу с золотой медалью. Долговязая девочка-подросток, стеснявшаяся своего высокого роста, тем не менее в мечтах видела себя успешным председателем колхоза, или капитаном корабля, несущегося по морским волнам среди криков чаек.
К окончанию школы она все же решила, что будет поступать на авиаконструктора, тем более что в то время это была одна из самых романтических и престижных профессий.
Приехав в Москву с подружкой, которая собиралась покорять столицу в качестве актрисы, Людмила ради интереса, и чтобы поддержать подругу, решила попробовать сдать вступительные испытания вместе с ней. Что-то помнилось со школы, что-то абитуриентка Чурсина подучила, и, к своему величайшему изумлению, легко поступила в Щукинское театральное училище. А подружка – нет.
Для того, чтобы выжить в чужом городе, Людмила подрабатывала уборщицей. Приезжая задолго до начала занятий мыла полы в аудиториях, а к тому моменту, когда приходили "местные" зевающие полупроснувшиеся московские сотоварищи по курсу, Люда была уже бодра и свежа. Зарядка со шваброй разгоняла кровь и это помогало легче воспринимать все то, что давалось преподавателями. Кто знает, возможно это было одной из причин, по которой Людмила закончила театральное училище им. Щукина с золотой медалью.
После училища молодая актриса служила в театре Вахтангова на второстепенных ролях. Когда в 1965 году ей предложили сняться в фильме "Донская повесть", Людмила даже не представляла себе, насколько значительным событием в ее жизни станут эти съемки.
Юная красотка, прячущая за внешней высокомерностью массу комплексов, очень хотела с первого же раза оглушить режиссера своей красотой и "модностью". В мини-юбке, на высоченных каблуках, с модным начесом на голове, приехала она в донскую станицу. Только увидев встречавших ее режиссера В. А. Фетина и своего партнера по фильму Евгения Леонова, Люда поняла, насколько глупо и нелепо она выглядит в таком виде среди дорожной пыли, в которой копошатся куры. Но даже и тогда Людмила старалась держать марку. Когда Евгений Леонов, рост которого был не очень большим, в сердцах воскликнул: "Как же я с этой дылдой сниматься буду!", Людмила ответила: "А Вы себе скамеечку закажите!".
Обменявшись "любезностями" при встрече, актеры во время съемок создали незабываемый и сильный по накалу чувств дуэт. До сих пор Чурсина с теплом и благодарностью вспоминает, как помогал и подсказывал ей Леонов во время съемок, насколько по-семейному доброй и дружной была атмосфера на площадке во время, да и после работы.
Лучшие дня
После "Донской повести" было множество разных картин, в которых Людмила Чурсина создавала и продолжает создавать образы сильных, красивых, порой просто роскошных женщин. Проживая каждый раз новую историю, актриса настолько вживается в своих героинь, она всегда так органична на экране, что зрители искренне сопереживают всем женским судьбам, созданным актрисой.
Ей предлагали сниматься в Голливуде, но, по разным причинам, не сложилось. Людмила Чурсина – первая актриса, которая удостоилась чести стать народной артисткой СССР в сорок лет. Обычно это звание присваивается уже гораздо более взрослым артистам.
Постоянные разъезды, съемки в разных концах огромной страны, в разных условиях – не самый лучший способ завести семью и детей. Пылкая и страстная натура на съемках фильма "Донская повесть", Людмила влюбилась в режиссера Владимира Фетина. Это была первая любовь, которая, несмотря на большую разницу в возрасте и развод через несколько лет совместной жизни, осталась в сердце Людмилы на всю жизнь. Даже будучи уже замужем за другим, Чурсина четко ощутила момент смерти Фетина.
Второй брак прошел через жизнь как-то без особых последствий и про мужа-океанографа Людмила Чурсина практически ничего никогда не рассказывает. А вот третий муж был серьезной фигурой в политической жизни Советского Союза. Это был посол СССР в Греции, сын Ю. В. Андропова – Игорь Юрьевич Андропов. Они встретились и поженились уже будучи довольно взрослыми людьми – обоим было далеко за сорок. Казалось бы, в этом возрасте человек уже многое понимает и умеет ценить и дорожить тем, что есть. Но это только казалось… Прожив почти четыре года, пара все-таки рассталась. Игорь Юрьевич вернулся в свою прежнюю семью, а Людмила осталась одна.
Так сложилось, что своих детей у актрисы нет. Но зато есть племянники, которых она очень любит и старается помочь в их воспитании своей сестре. Ее философское отношение к жизни и смерти поражает своей мудростью и простотой. Людмила Чурсина не признает праздности она считает, что это прямой путь к преждевременной старости. Актриса не боится играть роль Смерти в спектакле "Та, которую не ждут", считая, что жизнь и смерть – это все звенья одной цепочки, которые нанизываются друг на друга. Человек приходит неизвестно откуда и туда же уходит…
Стараясь не зацикливаться на неприятностях, Чурсина вывела свою собственную философию: нет смысла предаваться депрессии, ведь жизнь в это время проходит мимо и можно пропустить самое интересное.
Людмила Алексеевна Чурсина родилась в Душанбе 20 июля 1941 года. Мать Геновефа Ивановна Чурсина вместе с супругом кадровым офицером Алексеем на протяжении долгого времени колесили по стране. Семье было непросто, ведь это было военное время. Жила Людмила на Кавказе, Камчатке, Чукотке, Заполярье, а в последующем семья остановилась в Грузии в Тбилиси.
Детские годы и взросление
Людмила пошла в школу в Тбилиси. Она без труда освоила грузинский язык и приняла местные традиции. Ей пришлись по душе грузинские песни. В школе зарекомендовала себя, как хорошая ученица. Больше всего Людмиле нравилась физика и геометрия.
Когда в 7-ом классе пришлось переехать в Великие Луки, Людмила стала учиться еще лучше. Школу она закончила с золотой медалью. В ее планах было поступать в один из лучших технических институтов. Одним из вариантов даже стал авиационный ВУЗ.
Обучение и работа в театре
Людмила Чурсина планировала подавать документы в авиационный институт, но за компанию с приятельницей сдала их в 3 театральных ВУЗа. Так ее приняли сразу в Щукинское, ГИТИС и ВГИК. Ее выбор пал на Щукинское. Судьба же распорядилась так, что подругу не приняли ни в одном из театральных институтов вовсе.
В 1963 году Людмила получила долгожданный диплом Театрального училища им. Щукина и стала работать в труппе театра им. Вахтангова.
В театре им. Вахтангова Чурсина получила роль в массовке постановки «Принцесса Тарандот», в последующем исполнила небольшую роль в спектакле «Русский лес». Следом за этим стала играть в образе Анны в постановке «Ричард III». В 1966 году актриса ушла из театра и играла исключительно в кино.
В 1974 году стала работать в труппе Академического театра им. Пушкина в Санкт-Петербурге. Там она проработала 10 лет. В 1984 году вернулась в столицу в Театр Советской Армии. Ей сделали заманчивое предложение сыграть роль Настасьи Филипповны в «Идиоте» Достоевского. Об этом актриса мечтала долгое время, а потому тут же сменила местожительства и театр. Работа была непростой, но артистка доказала, что способна проделать титанический труд, чтобы радовать зрителей.
Чурсина сыграла баронессу Шталь в «Маскараде» Лермонтова и Эрнестину Тютчеву в «Прощальном свете». Каждый ее образ был сложным и многомерным, чтобы вжиться в роль, актрисе нужно было потратить массу душевных сил, но результат стоит таких жертв всегда.
До сих пор Людмила Чурсина играет на сцене Театра Советской Армии в роли Ив из спектакля «Боже, храни короля» по С. Моэму. Спектакль Л. Хейфица состоит в репертуаре театра больше 10 лет. Премьеры сопровождаются полным аншлагом. Чурсина играет в спектакле «Дуэт для солистки», роль известной скрипачки Стефани Абрахамс в инвалидной коляске; проектах «Императрица» и «Павел I».
Чурсина словно создана, чтобы играть аристократок.
Интересные заметки:![](https://i2.wp.com/rustars.tv/wp-content/uploads/2019/09/Kto-ozvuchivaet-geroev-multfilma-Angry-birds-e1567423901127-90x90.jpg)
Работа в кино
В 1960-е годы Людмила Алексеевна появилась на экранах ТВ впервые, но популярность к ней пришла не сразу. В 1961 году сыграла в фильме «Когда деревья были большими». Это была маленькая роль. В «Донской повести» она сыграла роль Дарьи. Это девушка с сильным характером и непростым нравом. Далее последовала работа в фильмах:
- «Виринея»;
- «Угрюм-река»;
- «Журавушка»;
- «Олеся»;
- «Любовь Яровая».
После чего актриса стала известна во всем мире, а за роль в «Журавушке» получила Гран-при на фестивале кино в Сан-Себастьяно из рук Одри Хепберг. Последующие 3 года она могла работать в Голливуде и сниматься в 15-ти кинокартинах, но банальное незнание языка и нежелание отечественных правителей отпускать звезду заграницу стали препятствием для реализации планов актрисы.
В 1981 году актриса получила звание Народной артистки СССР, на тот момент Чурсиной было 40 лет.
В 2002 году за игру в фильме «Досье на человека в мерседесе», актриса получила премию КГБ и плитку на аллее славы с отпечатком своей руки.
Чурсина продолжает радовать поклонников своими ролями в российских кинопроектах «Маргоша» (2009), «Горячев и другие», «Дом на Английской набережной». В 2011 году сыграла роль в мистическом молодежном телесериале .
В 2012 году сыграла в сериалах «Как выйти замуж за миллионера», «Синдром дракона», «Охота на гауляйтера», «И отцы, и дети», «Поединки: Две жизни полковника Рыбкиной», «Преступление по наследству». С 2013 года по 2015 актрису можно было увидеть в современных проектах кино:
- «До смерти красива»;
- «7 главных желаний»;
- «Как выйти замуж за миллионера 2»;
- «Орлов и Александров»;
- «Иерей-сан. Исповедь самурая»;
- «Так не бывает».
В 2016 году была задействована в съемках фильмов «Элизиум» и «Чистое искусство», сериале «Коготь из Мавритании 2», а также сериале «Чисто московские убийства», премьера которого состоялась в 2017 году.
Фильмография
Год | Фильм | Роль |
1961 | Когда деревья были большими | Зоя |
1962 | На семи ветрах |
Настя, медсестра |
1963 | Утренние поезда | Тонечка |
1964 | Донская повесть | Дарья |
1965 | Погоня | рабочий |
1965 | Год как жизнь | Ильза |
1966 | Два билета на дневной сеанс | Инка-эстонка |
1967 | Весна на Одере | Таня |
1967 | Туманность Андромеды | Лума Ласви |
1968 | Виринея | Виринея |
1968 | Журавушка | Марфа |
1968 | По Руси | Рязанка |
1968 | Щит и меч |
Фрейлейн-ефрейтор |
1969 | Адъютант его превосходительства | Оксана |
1969 | Угрюм-река |
Анфиса Петровна Козырева |
1970 | Любовь Яровая |
Любовь Яровая |
1971 | Олеся | Олеся |
1971 | Шутите? | актриса |
1971 | Гойя, или Тяжкий путь познания | Пепа |
1972 | На углу Арбата и улицы Бубулинас | Ксения |
1972 | Приваловские миллионы |
Зося Ляховская |
1972 | Схватка | Ханна Эккерт |
1973 | Открытая книга |
Татьяна Петровна Власенкова |
1976 | Сказ про то, как царь Пётр арапа женил |
императрица Екатерина I |
1976 | Собственное мнение | Бурцева |
1976 | Дневник Карлоса Эспинолы | монахиня |
1977 | И это всё о нём | Анна |
1977 | Личное счастье |
Анастасия Михайловна Дорошина |
1979 | Гонка с преследованием | Клавдия |
1981 | На Гранатовых островах | Катлен Габю |
1981 | Помнить или забыть | Нина Янсон |
1981 | Факты минувшего дня |
Ксения Павловна Михеева |
1981 | Долгая дорога в дюнах | Катерина |
1982 | Шапка Мономаха |
директор школы |
1982 | Бой на перекрёстке | мать Юнны |
1983 | Демидовы |
императрица Екатерина I |
1983 | Ювелирное дело |
Зоя Семёновна Малинина / Татьяна Семёновна Малинина |
1986 | Русь изначальная | Анея |
1986 | Досье человека в «Мерседесе» | Светлана |
1987 | Следствие ведут ЗнаТоКи. Бумеранг |
Вероника Антоновна Былова |
1987 | Белые розы, розовые слоны… (телеспектакль) | Молли Иган |
1990 | Любовь немолодого человека |
Ирина Дмитриевна Синельникова |
1990 | Убийство свидетеля | Светова |
1991 | Графиня |
Нина Григорьевна |
1991 | Дело Сухово-Кобылина |
Мария Ивановна Сухово-Кобылина |
1991 | Умирать не страшно | Ирина |
1992-1994 | Горячев и другие |
Зинаида Васильевна, мать Горячева |
1993 | Кодекс бесчестия |
мама Сергея Реброва |
1994 | Хаги-Траггер | Наталья |
2000 | Чёрная комната | |
2002 | Тайная сила |
Катерина Степановна, мать Насти |
2003 | Другая жизнь | мать Кати |
2004 | Потерявшие солнце |
Екатерина Васильевна, мама Кеши Солитянского |
2004 | Место под солнцем | мать Кати |
2004 | Надежда уходит последней |
Лидия Михайловна, свекровь Надежды |
2005 | Двое у ёлки, не считая собаки |
Люся, жена хозяина |
2005 | Подлинная история поручика Ржевского | бабушка |
2005 | Рысак | комиссар |
2006 | Рассмешить Бога |
Софья Григорьевна, попутчица в поезде |
2006 | Вакцина | Тамара Галата |
2007 | Погоня за ангелом | Мария |
2007 | Держи меня крепче |
Виктория Святославовна |
2007 | Дом на Английской набережной | Анна |
2007 | Застава | мать Латникова |
2007 | Срочно в номер | Красовская |
2008 | Юбилей |
Анна Сергеевна Грановская |
2008 | Мой муж гений | Кора Ландау |
2008 | Почтальон | |
2008 | Хочу ребёнка |
Лариса Петровна Третяк, мать Леры |
2008 | Райские яблочки |
Имя: Людмила Чурсина
Дата рождения: 20.07.1941
Возраст: 78 лет
Место рождения: город Сталинабад (Душанбе)
Вес: 70 кг
Рост: 1,77 м
Деятельность: актриса
Семейное положение: замужем
Звезда отечественного кинематографа Людмила Чурсина смогла привлечь внимание многих телезрителей своим профессионализмом и невероятным талантом. Несмотря на свой возраст, актриса по-прежнему продолжает завораживать красотой и обаянием. Практически каждый фильм и спектакль, в котором она участвует, становится успешным. Помимо всего прочего, Людмила Чурсина – сильная женщина с богатой биографией, которая смогла преодолеть множество преград на своем пути. В статье мы рассмотрим самые важные этапы жизни актрисы, и узнаем подробности о ее семье и карьере.
Детские годы
Людмила Чурсина родилась 20 июля 1941 года в городе Душанбе (Сталинобад). Ее отец – Алексей Федорович был военным, мама – врачом. По долгу службы отцу часто приходилось переезжать, поэтому семья всегда беспрекословно следовала за ним. Безусловно, им приходилось очень тяжело, но родители никогда не теряли надежды и верили в светлое будущее. Спустя некоторое время они переехали в Грузию и жили там довольно продолжительное количество времени. Люда постепенно росла, учила язык и местные традиции. Затем она пошла в первый класс.
Людмила Чурсина в детстве со своими родителями
Учеба давалась ей очень легко, а самыми любимыми предметами были точные науки (физика, геометрия). Но так как по характеру Людмила была своенравной и слегка взбалмошной, учителя часто жаловались на ее поведение. Затем семье вновь пришлось переехать — они обосновались в Великих Луках.
Чурсина росла, а вместе с ней менялись и жизненные приоритеты. Поэтому она полностью пересмотрела свое поведение и с достоинством смогла окончить школу, получив золотую медаль.
Студенческие годы
После окончания школы, Людмила планировала поступать в технический ВУЗ. Она считала, что ее привязанность к серьезным наукам должна быть чем-то подкреплена. Но все планы нарушило небольшое путешествие в Москву с лучшей подругой. Они отправились посмотреть столичные университеты и подать заявления на поступление.
Людмила Чурсина в молодости
Подруга очень хотела попасть в театральный ВУЗ, а вот Чурсина просто решила попытать свою удачу. Девушки оставили свои документы сразу в трех учебных заведениях – ВГИКе, ГИТИСе и Щукинском училище. Каково же было их удивление, когда Людмилу приняли сразу во все из них, а подруга не смогла сдать ни одного вступительного экзамена.
Несмотря на то, что Чурсина никогда не мечтала о профессии актрисы, она продолжила обучение в Щукинском училище.
Первые театральные выступления
После окончания училища, Людмилу Чурсину пригласили на работу в театр им. Вахтангова. Там актриса работала три года. Некоторое время ей приходилось выступать на сцене с второстепенными ролями, например, в спектакле «Русский лес» и «Принцесса Турандот». Но постепенно режиссер смог рассмотреть в ней особую харизму и талант.
Актриса на сцене театра
Поэтому актриса стала появляться на сцене чаще и показывать зрителям более самостоятельные роли:
- «Новые знакомые»;
- «Ричард III»;
- «Идиот».
Через некоторое время, Людмила Чурсина покинула театр и продолжила развивать свою творческую биографию в кино.
Кинематограф
Впервые кинематографическая биография Людмилы Чурсиной началась в 1961 году. Она сыграла роль в ленте «Когда деревья были большими». Ее коллегами по фильму стали такие известные актеры, как: Леонид Куравлев, Юрий Никулин. Людмила некоторое время не могла поверить в то, что она является частью этой звездной команды.
Кадр из фильма «Два билета на дневной сеанс»
После своего успешного дебюта актриса приняла участие в съемках следующих кинолент:
- «Утренние поезда»;
- «На семи ветрах»;
- «Две жизни»;
- «Донская повесть».
Последняя картина принесла актрисе желаемый успех и удовлетворение от выполненной работы. Она сыграла героиню с волевым и сильным характером, которая сможет справиться с любой сложной ситуацией. После выхода этой киноленты на экраны, Людмилу захлестнула волна популярности. Многие критики отмечали ее особый стиль игры и высокий профессионализм.
Людмила Чурсина и Евгений Леонов в фильме «Донская повесть»
В 1966 году Чурсина сыграла необычную роль Инки в фильме «Два билета на дневной сеанс». Позже актриса призналась, что для этого ей нужно было учить эстонский акцент, и она некоторое время занималась с репетитором. В самом начале, изучение языка давалось ей с трудом, но она постепенно освоила основные слова и даже предложения.
Через два года актрису пригласили на главную роль в фильме «Виринея». А затем на съемки художественного фильма «Журавушка», в котором она выступила в роли Марфы Луниной. Ей нужно было сыграть заведующую фермерским хозяйством. Эта роль давалась ей с большим трудом.
Кадр из фильма «Охота на гауляйтера»
- «По Руси»;
- «Угрюм-река»;
- «Любовь Яровая».
В каждом из этих фильмов актриса играла сильных и независимых русских женщин.
Стоит отметить, что творческая биография Людмилы Чурсиной могла бы сложиться иначе. Актрису несколько раз приглашали в Голливуд и предлагали достойную жизнь. Но это предложение очень обеспокоило Государственный комитет кинематографии, и они настоятельно рекомендовали ей отказаться от предложения. Актриса так и сделала. И никогда не жалела о своем выборе.
Личная жизнь
С первым мужем Владимиром Фетиным актриса познакомилась во время съемок киноленты «Донская повесть». Он был известным режиссером и завидным ухажером. Их отношения развивались очень быстро. И после того, как съемочный процесс был закончен, влюбленные решили пожениться. Семейная жизнь продолжалась на протяжении семнадцати лет.
Но причиной разрыва была пагубная привычка Владимира – алкоголь. После развода Людмила долгое время не могла прийти в себя. Иногда ее посещали страшные мысли о самоубийстве. И в один из дней она даже собиралась спрыгнуть с моста и утонуть. Но ее спас случайный прохожий, который помог ей добраться домой.
Людмила Чурсина и Владимир Фетин
Вскоре она повстречала своего второго супруга Владимира Петровского – инженера и ученого. Их встреча произошла совершенно случайно. Людмиле нужно было как-то доехать до театра, а Владимир оказался неподалеку. Он предложил актрисе помощь, и она согласилась. С тех пор и начался их роман. Чурсиной очень импонировало то, что ее любимый мужчина был красивым и умным. Но через некоторое время она поняла, что между ними никогда не было понимания. Они существовали в разных мирах. Поэтому спустя несколько лет совместной жизни, Людмила подала на развод.
Третий муж – Игорь Андропов, был сыном главного секретаря ЦК КПСС. Они познакомились на вечеринке. Известно, что Людмиле он сразу же приглянулся – высокий, статный мужчина, к тому же, он был богат.
Третий муж актрисы Игорь Андропов
Актрису настолько очаровал этот обаятельный мужчина, что она решила разузнать о нем как можно больше информации. Ей рассказали, что недавно его брак распался и Игорь пока не готов к новым отношениям.
Но для Людмилы уже ничего не имело значения. С Андроповым у них нашлось много общих тем. К тому же, несколько медленных танцев смогли увлечь молодых людей друг другом. Затем вечер подошел к концу, и Игорь предложил проводить актрису до дома. Именно так начались их отношения.
Народная артистка СССР (1981)
Лучшая актриса 1969 года по опросу журнала «Советский экран»
Лауреат Гран-при XVII Международного кинофестиваля в Сан-Себастьяне (1969 год, за фильм «Журавушка»)
Лауреат Государственной премии РСФСР им. братьев Васильевых (1970, за участие в фильмах «Виринея», «Угрюм-река», «Журавушка»)
Лауреат Премии КГБ СССР (за фильм «Досье на человека в Мерседесе»)
Кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени.
Кавалер ордена М. В. Ломоносова (2005 г.)
Академик Российской академии кинематографических искусств «НИКА»
Красавиц в советском кино всегда было достаточно, причем самых разных - каждая для своего времени, каждая со своей изюминкой. Людмила Чурсина - красавица на все времена и для всех народов, так называемый мировой стандарт. В зените популярности, в расцвете своей красоты ее называли Мэрилин Монро и Софи Лорен русского розлива - своенравная красавица источала бесконтрольную, сногсшибательную энергию соблазна, над которой не властно ничто. У ее героинь были разные судьбы, но всех их объединяло одно - необыкновенная сила характера, глубокая, страстная натура и какая-то «несоветская» внешность.
Детство
Людмила Чурсина родилась 20 июля 1941 года в эвакуации в Сталинабадe (ныне - Душанбе). По одной из версий ее рождения это счастливое событие произошло во время бомбежки, где-то в пути. Ее мама, пробираясь из Риги к родственникам, эвакуировалась в Сталинабад, где и зарегистрировали рождение девочки.
Здесь, в Таджикистане, семья девочки и прожила всю войну. Но затем в силу специфики профессии ее отца, Алексея Федоровича, который был военным, они постоянно колесили по всей нашей необъятной стране, от севера до юга. Мама, Геновефа Ивановна, была медиком и всюду следовала за своим мужем.
На относительно долгое время семья остановилась в Грузии, где будущая актриса училась в тбилисской школе. Она хорошо освоила местный язык, очень любила мелодичные грузинские песни. По признанию самой Людмилы Чурсиной, в школьном возрасте она была хулиганкой и, соответственно, за поведение у нее всегда были весьма посредственные оценки, но успеваемость по предметам была в целом неплохой, особенно удавались ей точные науки - геометрия и физика. Ближе к 7-му классу девочка всерьез взялась за учебу и в 1959 году окончила школу с золотой медалью. В то время ее семья уже жила в маленьком тихом городке Великие Луки.
Учеба
Становиться артисткой Людмила Чурсина вовсе не собиралась; она надеялась поступить в какой-нибудь технический вуз, авиационный, к примеру. «Я любила предметы серьёзные, собиралась или самолеты строить, или на мостике корабля стоять - мечтала о чём-то крупном…». Грёзы о романтической профессии, скорее всего, были лишь выражением ее разносторонней, богато одаренной натуры.
Окончив школу, девушка за компанию с подругой, мечтавшей стать артисткой, отправилась в Москву. Рискнув и подав документы сразу в три театральных вуза - ГИТИС, ВГИК и Театральное училище имени Б. В. Щукина, - она прошла отборочный конкурс во все три заведения, однако в итоге Людмила отдала предпочтение знаменитой «Щуке», в то время как подруга ее так и не поступила.
Начало театральной карьеры
Окончив училище в 1963 году, Людмила Чурсина по приглашению Рубена Симонова поступила в труппу Театра имени Евгения Вахтангова, где она прослужила три года. Начав с ролей в массовках в «Принцессе Турандот», «Русском лесе» и других спектаклях, Людмила Чурсина вскоре стала играть самостоятельные роли - официантку Настю в спектакле «Новые знакомые», поставленном Евгением Симоновым, леди Анну в «Ричарде III», где ее партнерами стали Михаил Астангов и Михаил Ульянов. В перспективе были и другие, более значимые роли – в частности, Симонов обещал попробовать Людмилу в роли Настасьи Филипповны в «Идиоте», однако театральная карьера Чурсиной неожиданно прервалась, уступив на некоторое время место киносъемкам.
Первые роли в кино
Кинодебют Чурсиной состоялся в 1961 году в картине «Когда деревья были большими». Самая юная исполнительница с нескрываемым восхищением смотрела на Леонида Куравлева, Юрия Никулина, Василия Шукшина, переполняясь гордостью от того, что ей выпала честь сниматься вместе с ними.
Сыграв небольшие роли в фильмах «Утренние поезда», «Две жизни», «На семи ветрах», Людмила Чурсина получила массу впечатлений, но удовлетворения эти роли ей не принесли.
«Донская повесть»
Серьезное, глубинное отношение пришло лишь с первой серьезной, большой работой - Людмила сыграла Дарью в «Донской повести». В героине Людмилу привлек сильный характер, гордость и крутой нрав.
Будучи ставленницей белой казачьей банды и испытывая из-за этого постоянный страх разоблачения, невенчанная жена красноармейца Шибалока (роль которого исполнил Евгений Леонов) Дарья несла непомерно тяжкий груз; ее сжигало пламя собственничества, с трудом сдерживаемая ненависть к красным переполняла ее душу. Любовь, ненависть, отчаяние - все переплелось в ней неразрешимым узлом. Ее душа напряжена, доведена до смертельно опасного предела отнюдь не единственно внешними обстоятельствами, эта женщина - творец своей беды.
Совсем не напрасно когда-то Людмиле хотелось стать капитаном дальнего плавания, лавировать в бурных морях и сражаться с непокорной стихией. Судьба дала ей шанс попробовать свои силы в стихии психологической, и природная цельность натуры позволила сыграть актрисе точно и сильно, великолепно использовав весь богатейший материал характера героини.
Феноменальный успех «Донской повести» накрыл актрису с головой – на нее, такую красивую, юную и талантливую сразу обратили внимание зрители и критики.
На пике популярности
Спустя 3 года Людмила исполнила роль молоденькой девицы легкого поведения Инки-эстонки в картине «Два билета на дневной сеанс». «…Мне повезло, у нас на студии была женщина-эстонка, и я решила поучиться у нее эстонскому акценту. Слушала ее чтение, сама читала, и когда она сказала: «Ну вот, Людочка, теперь вы прекрасно говорите по-русски», - успокоилась. Поняла, что спецификой акцента овладела».
В 1968 году страна вновь увидела свою героиню в привычном образе женщины с сильным характером – Людмила Чурсина исполнила главную роль в картине «Виринея». Главная героиня олицетворяет собой новый тип, новый характер миллионов женщин России, ставших под знамена пролетарской революции.
В том же году на экраны вышел фильм «Журавушка», где Людмила сыграла Марфу Лунину, лучшую доярку, заведующую фермой. Сложность образа Чурсина поняла сразу. У Журавушки (как называл Марфу муж) внешне очень ровная, неприметная судьба; нет в ней ни яростной одержимости Виринеи, ни трагической обреченности Дарьи. Это повествовательно развивающийся характер, в котором трудно отыскать конкретный поступок или его мотив, чтобы, оттолкнувшись от них, взорвать образ изнутри. Кроме того, Марфа первая героиня, всю жизнь которой - от самых молодых лет до зрелого возраста - актрисе предстояло прожить всего за один час экранного времени. Мужество и лукавство Журавушки, ее ласковость, жизнерадостность и обычные человеческие слабости показаны актрисой очень естественно и органично.
Вслед за этой работой последовали роли: рязанки Татьяны в фильме «По Руси» (единственная страсть которой – найти для себя настоящее человеческое счастье), Анфисы Козыревой из легендарной картины «Угрюм-река», Любови Яровой из одноименного фильма (женщины, способной на самопожертвование ради торжества правды революции). Все эти роли олицетворяют силу, гордость русской женщины, способной совершить настоящий подвиг во имя своей родины. «Я знала определенно, что хочу сыграть Яровую, что судьба этой женщины, время, в которое она жила и боролась, влекли меня неудержимо. Но смогу ли я? Хватит ли сил, умения, требовательности к себе, чтобы поднять эту глыбу, чтобы сыграть этот неповторимый характер? Конечно, у меня был уже определенный опыт, накопленный за годы работы в кино, были Дарья, Виринея, Марфа. С ними я чувствовала себя сильнее, но полной уверенности не было. И тогда я поняла: нужно искать новую Яровую, мою собственную, близкую по духу и мне и тем, кого я уже играла на экране».
За всю свою долгую карьеру Людмила Чурсина не испытывала недостатка в предложенных ролях, образ статной красивой женщины всегда был и остается востребованным. Среди немалого количества главных ролей актрисы можно отметить такие, как Клавдия в «Гонке с преследованием», Нина Янсон в «Помнить или забыть», Зоя и Татьяна Малинины в «Ювелирном деле», Анна в «Доме на Английской набережной», Анна Сергеевна Грановская в «Юбилее». Кроме того, за роль Светланы в фильме «Досье на человека в мерседесе» Людмила Чурсина даже была удостоена Премии КГБ СССР.
Актриса принимала участие в телеспектаклях «Такой странный вечер в узком семейном кругу» Юрия Кротенко (роль Дина Александровна) и «Белые розы и розовые слоны» У. Гибсона (роль Молли Иган), а в 1997 году участвовала в спектакле «Я ничего не помню» Н. Косенковой, который был приурочен к 80-летию американского драматурга Артура Миллера.
Также Чурсина сыграла трех разных героинь в трех телевизионных новеллах по рассказам К. Паустовского. Три не похожих друг на друга образа, разных, но объединенных женственностью, женским страданием, женскими радостями и надеждами. Накопив свое понимание жизни, актриса искала роли, адекватные по глубине и решению. Выразить саму суть страданий и радостей женского начала - вот ее цель.
Приглашение в Голливуд
За роль в картине «Журавушка» помимо Государственной премии РСФСР им. братьев Васильевых актриса была отмечена еще и Гран-при XVII Международного кинофестиваля в Сан-Себастьяне, за что и была приглашена в Голливуд. Командировка намечалась довольно длительная, на 3 года - в предлагаемом контракте числилось целых 15 картин! «На тот момент я не знала английский в той степени, чтобы работать на 15 картинах. А это, по опыту скажу вам, не так просто. Большое напряжение. К тому же в то время я отправилась на съемки в Венгрию, где поняла, насколько тяжело в чужой языковой среде», - признается актриса. Однако «сверху» не были в восторге от того, что наша актриса поедет сниматься в Голливуд: «Вдруг вам предложат раздеться в фильме, а Вы ведь член КПСС!». Неизвестно, что на самом деле послужило причиной отказа от столь заманчивого предложения, - скорее не я языковой барьер, а простое нежелание руководства отпускать нашу «гордость и красоту» к «буржуям». Как бы то ни было, но факт остается фактом - приглашение в Голливуд было проигнорировано.
Снова театр
Спустя годы актрису снова потянуло в театр. С 1974 года Людмила Чурсина работала в Академическом театре драмы имени А. С. Пушкина. В этот период она очень много работала с заслуженным деятелем культуры Российской Федерации Р. А. Сиротой.
Через 10 лет, в 1984 году, московский Театр Советской армии предложил Людмиле Чурсиной роль Настасьи Филипповны, о которой она грезила уже давно, и решение о переходе в другой театр было принято.
Актриса вспоминает о том, насколько мучительно давалась ей эта роль, но, несмотря на это, она все-таки сумела воплотить противоречия этой сложной натуры, смесь страстного озлобления, бешеной гордости и великодушия, отверженности женщины, в которой вся грязь жизни не сумела убить нравственную чистоту. И в каждом появлении на сцене Настасьи Филипповны Людмила Чурсина открывала какую-то неожиданную грань ее характера, вызывая у зрителей чувство сопереживания.
В Театре Российской армии Людмила Чурсина также сыграла баронессу Штраль в лермонтовском «Маскараде», Эрнестину Тютчеву в спектакле «Прощальный свет» Павловского, роли в пьесе Дударева «Рядовые» и в «Ленинградце» Червинского - ролей было, может быть, не так уж и много, но и второсортными их никак не назовешь.
«Царственные» роли
В фильме «Арап Петра Великого» режиссера Митты Людмиле Чурсиной выпала роль Екатерины I, играть которую было тяжело в самом прямом физическом смысле: головной убор ее весил шестнадцать килограммов, а платье со всеми атрибутами - вдвое больше, причем во всем этом надо было расхаживать величаво, непринужденно и легко.
Сейчас, в наши дни, Людмила Чурсина принимает участие в антрепризном проекте «Императрица» по пьесе Елены Греминой «За зеркалом», где играет Екатерину II.
Природная стать и красота актрисы значительно повлияло на выбор ролей на протяжении всей своей кино- и театральной карьеры – она неоднократно примеряла на себя роли «царственных особ», и внешне, и по характеру подразумевающие врожденное величие и гордость… Была в ее биографии императрица Мария Федоровна в громком спектакле Леонида Хейфица «Павел I», княгиня Ольга в одноименном спектакле театрального центра "Весь мир" и Молодежного театра по пьесе Юрия Волкова и в режиссуре Ольги Гарибовой, который, по сути, был спектаклем-монологом, бенефисом Чурсиной. Да и нецарственные героини Чурсиной всегда выглядели царственно: шекспировская леди Макбет и та же Настасья Филипповна на сцене, Анфиса в «Угрюм реке» - роковые, с колдовскими чарами женщины большой природной силы и притягательности.
Сегодня
В последние годы Людмила Алексеевна снимается в кино гораздо реже. Среди последних ее работ за последние 2 десятилетия наиболее известны сериал «Горячев и другие» (Зинаида Васильевна), «Другая жизнь» (мать Кати), «Надежда уходит последней» (Лидия Михайловна), «Дом на Английской набережной» (Анна), «Юбилей» (Анна Сергеевна Грановская), сериал «Маргоша» (Ирина Михайловна).
Людмила Чурсина целиком посвятила себя театральной жизни – в настоящее время она задействована в двух спектаклях театра, с успехом идущих на Малой сцене: «Дуэт для солистки» Тома Кемпински и «Боже, храни короля!» Сомерсета Моэма в постановке Леонида Хейфица.
Героиня Чурсиной в «Дуэте для солистки» - Стефани Абрахамс - всемирно известная скрипачка, страдающая тяжелой болезнью и будущее которой абсолютно безрадостно - только болезнь и инвалидная коляска. Все сценическое время – от начала спектакля до его конца – героиня Чурсиной находится в кабинете врача-психоаналитика, с которым беседует изнурительно и мучительно. При заданной монотонности пьесы, преодолеть которую трудно, роль дает исполнительнице бенефисные возможности, позволяя актрисе показать себя сполна - красавица, не боящаяся быть на сцене в какие-то моменты практически старухой и в считанные мгновения способная вновь обрести совершенство.
Роль Ив в спектакле «Боже, храни короля!» потребовала от Чурсиной нешуточного накала страсти, поскольку героиня, круша всё вокруг, обвиняла в смертном грехе собственного отца. В свое время этот спектакль шел на Большой сцене и уже более 10 лет держится в репертуаре.
Общественная работа
Людмила Алексеевна Чурсина всегда отличалась активностью в общественной жизни - работала в профсоюзах, оргкомитетах многочисленных смотров и конкурсов, была членом жюри на фестивалях в Аргентине, Сирии, в Москве; исколесила всю страну в составе творческих бригад; ездила на БАМ, другие «стройки века», побывала в Афганистане. Ей нередко приходилось выступать на страницах газет, излагая свои взгляды на самые разные общественно-политические события, вплоть до оценок значения ленинской работы «Задачи союзов молодежи» и перестройки.
Личная жизнь
Людмила Чурсина после съёмок в картине «Донская повесть» вышла замуж за режиссёра фильма Владимира Фетина, но пристрастие Владимира к алкоголю послужило причиной развода этой талантливой пары. Отчаявшись спасти мужа от этой пагубной зависимости, актриса даже одно время подумывала о самоубийстве – она хотела утопиться в Неве. И если бы не случайный прохожий, который увидел на мосту зареванную девушку и отвез ее домой, еще неизвестно, чем бы все закончилось…
Вторым супругом Людмилы стал ученый-океанолог, но этот брак довольно быстро распался. Третьим же ее мужем, с которым актриса прожила 7 лет, стал дипломат Игорь Андропов, сын генерального секретаря Юрия Андропова. Многие тогда не верили, им казалось, что это очередная «утка» досужих сплетников, но вскоре эти слухи подтвердились – на всех театральных афишах имя актрисы стали писать длиннее, с двойной фамилией - Людмила Чурсина-Андропова, хотя вторую часть фамилии вскоре убрали с афиш по просьбе самой актрисы.
В интервью ей нередко задают вопрос о том, в чем же причины распада всех трех ее браков. «Наступал момент, когда выяснялось, что нет любви, а есть хозяйственные отношения: общий дом, дела, обязанности... И тогда я уходила первой, потому что ситуация Карениных, когда муж и жена «продолжали жить в одном доме, виделись каждый день, но были чужды друг другу», кажется мне безнравственной» - откровенно признается Людмила Чурсина.
Так сложилось, что актриса так и не испытала радость материнства – поначалу было сложно с жильем, потом одна за другой появлялись роли, от которых трудно было отказаться… Но она всегда, по ее словам, «усыновляла» родственников, мужей и создавала вокруг себя большой взрослый «детский сад».
И все-таки о многом из своей личной жизни Людмила Чурсина распространяться не любит. «Я под одеяло не люблю приглашать. Старомодно? Мне кажется, я - пиковая дама из нафталинового века. Каждому - свое!»
Интересные факты
В 1981 году Людмиле Чурсиной было присвоено звание народной артистки СССР. Получить столь высокое звание в 40 лет – большая редкость. Она опередила знаменитых Марину Ладынину, Тамару Макарову и Любовь Орлову, получивших подобное звание в 42 года, 43 в 48 лет соответственно.
С фильмом «Донская повесть» произошел забавный случай, который в итоге оказался счастливым. Дело в том, что это был первый большой фильм Владимира Фетина, все артисты задействованы были великолепные, но, просмотрев отснятую картину, отчаялся - все получилось как-то пресно, скучно, плоско... От произведения Михаила Шолохова, по которому снималась картина, мало что осталось. Но переснимать что-то было уже поздно, и Фетин решился представить фильм на суд приемной комиссии в том виде, в каком он и был снят.
К еще большей досаде режиссера, механик, запустивший фильм, перепутал части и начал показ с финала картины. Владимир Фетин обреченно махнул рукой, пустив все на самотек - какая уж теперь разница… Но оказалось, что именно в таком виде фильм, показанный с конца, получился значительно интереснее, что единодушно отметили все члены приемной комиссии и признали весьма удачной кинематографической находкой!
P.S. Так играть любовь и так ненавидеть, как это делала и делает Чурсина, способны люди, либо сами немало пережившие, чего в начале карьерного пути у артистки не было, либо глубоко артистичные по природе своей натуры. Всем нам невероятно повезло, что мы являемся современниками этой потрясающей актрисы и имеем возможность наслаждаться ее игрой в кино и театре. Для Людмилы Чурсиной ее профессия – настоящий наркотик, от которого невозможно не впасть в зависимость. В советское время среди кинематографистов ходил такой анекдот: «Вход в кино стоит 30 копеек, а выхода из него нет».