Любовная лирика тютчева. Любовь в лирике Ф
Мотив слияния становится и символом истинной любви в лирике Тютчева . Так, вспоминая о Е.А. Денисьевой, первых счастливых, еще ничем не омраченных месяцах их любви, Тютчев пишет:
Сегодня, друг, пятнадцать лет минуло
С того блаженно-рокового дня,
Как душу всю свою она вдохнула,
Как всю себя перелила в меня.
Это слияние двух душ не приносит человеку счастья, ибо и отношения людей подчиняются все тем же законам, тем же силам - вражде и любви. Любовь - это «слиянье», но и «поединок». Характерно, что эпитет у «слиянья» и «поединка» один и тот же - «роковой», «роковое». В стихотворении «Предопределение» , написанном в первые годы любви к Е.А. Денисьевой, поэт признается:
Любовь, любовь - гласит преданье -
Союз души с душой родной -
Их съединенье, сочетанье,
И роковое их слиянье,
И... поединок роковой...
И чем одно из них нежнее
В борьбе неравной двух сердец,
Тем неизбежней и вернее,
Любя, страдая, грустно млея,
Оно изноет наконец.
В осмыслении любви можно увидеть и другой неизменный тютчевский образ: очарование. Любовь - это волшебство, но «чародеем» является сам человек, околдовавший другое сердце, другую душу и - погубивший ее:
О, не тревожь меня укорой справедливой!
Поверь, из нас из двух завидна часть твоя:
Ты любишь искренне и пламенно, а я -
Я на тебя гляжу с досадою ревнивой.
И, жалкий чародей, перед волшебным миром,
Мной созданным самим, без веры я стою -
И самого себя, краснея, узнаю
Живой души твоей безжизненным кумиром.
Чрезвычайно сильно в любовной лирике Тютчева выразилась трагическая сторона человеческих отношений. Любовь - это не только слияние и борьба двух родных душ, но и неизбежная гибель того, кто подчинился роковому чувству. Источник трагедии - не только недобрая судьба, но и общество, «толпа», в конфликт с законами которых вступает любящее сердце. «У Тютчева, - пишет В.Н. Касаткина, характеризуя своеобразие звучания темы любви у поэта, - любовь становится трагедией для людей не в силу виновности одного из них, а в силу несправедливого отношения общества, толпы к любящим». При этом общество выступает как орудие недоброй судьбы:
Чему молилась ты с любовью,
Что, как святыню, берегла,
Судьба людскому суесловью
На поруганье предала.
Толпа вошла, толпа вломилась
В святилище души твоей,
И ты невольно устыдилась
И тайн, и жертв, доступных ей <...>
Этот мотив рождается из драматических реалий действительных отношений Тютчева и Е.А. Денисьевой. Открывшаяся обществу любовь Е. Денисьевой, воспитанницы Смольного института, к Тютчеву, уже немолодому и семейному, сделала Е. Денисьеву, особенно в первые годы этой любви, парией в обществе. Весь тот сложный комплекс чувств, который был связан у поэта с этой любовью, - счастье разделенной любви, благоговение перед возлюбленной, сознание собственной вины в ее страданиях, понимание невозможности противостоять суровым законам общества, осудившего «незаконную страсть», - все это нашло отражение в «денисьевском цикле». Исследователи не случайно видят в героине «денисьевского цикла» предвосхищение образа Анны Карениной и некоторых психологических коллизий знаменитого толстовского романа.
Но все же доминирует в «денисьевском цикле» не мысль о губительном воздействии «толпы», а мысль о виновности человека в переживаниях и страданиях избранницы сердца. Многие стихотворения «денисьевского» цикла пронизаны чувством боли за страдания любимого человека, сознанием собственной вины в этом страдании:
О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепости страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!
Судьбы ужасным приговором
Твоя любовь для ней была,
И незаслуженным позором
На жизнь ее она легла!
Завершая стихотворение теми же строками, которые его открывали, поэт тем самым возводит как бы во всеобщий закон мысль о губительной, а не благодатной силе любви. Этот мотив настойчиво звучит во многих стихотворениях, посвященных Е.А. Денисьевой. Мысль о любви-гибели лирический герой пытается внушить, передать и лирической героине, он стремится сделать ее словами слова об истинной - губительной силе любви, как бы жаждет услышать суровый и справедливый приговор из ее уст:
Не говори: меня он, как и прежде, любит,
Мной, как и прежде, дорожит...
О нет! Он жизнь мою бесчеловечно губит,
Хоть, вижу, нож в его руке дрожит.
То в гневе, то в слезах, тоскуя, негодуя,
Увлечена, в душе уязвлена,
Я стражду, не живу...им, им одним живу я -
Но эта жизнь!.. О, как горька она!
Он мерит воздух мне так бережно и скудно...
Не мерят так и лютому врагу...
Ох, я дышу еще болезненно и трудно,
Могу дышать, но жить уж не могу.
Но любовь не только неизбежная трагедия, но и свет, не только «безнадежность», но и «блаженство». Метафора последней любви - вечерняя заря. В стихотворении «Последняя любовь», где дается этот образ, Тютчев рисует картину волшебного вечера, природы, пронизанной уходящим из мира солнцем. И эта картина глубоко и точно символизирует светлую печаль, безнадежное блаженство последней человеческой любви:
<...>Сияй, сияй, прощальный свет
Любви последней, зари вечерней!
Полнеба обхватила тень,
Лишь там, на западе, бродит сиянье, -
Помедли, помедли, вечерний свет,
Продлись, продлись, очарованье.
Тютчевская лирика любви отчетливо обнаруживает точность закона истинного творчества, некогда сформулированного Л. Толстым: «Чем глубже зачерпнуть, тем общее всем, знакомее, роднее». Исповедь страдающего сердца только тогда становится выражением боли и других людей, когда слова и переживания предельно искренни и глубоки.
Еще одна особенность тютчевских стихотворений из «денисьевского цикла»: написанные в разные годы, они складываются в единую историю, роман в стихах, в котором читатель увидел полные драматизма перипетии любовного чувства, по которому составил историю человеческой любви. Глубокий психологизм этой лирики, поразительная точность в описании противоречивых, сложных человеческих чувств, действительно, позволяют говорить о влиянии поэта на развитие русского романа - ведущего жанра русской литературы конца XIX века.
Федор Иванович Тютчев — русский поэт XIX века, современник Пушкина, Лермонтова, Некрасова. Отличи-тельной чертой его поэтического мировосприятия являет-ся философское осмысление тех художественных задач, которые ставил перед собой поэт. Его по праву считают тонким лириком, а его творческое наследие должно рас-сматриваться всегда в связи с его философским мировоз-зрением.
Тема любви в стихотворениях Тютчева представлена в связи с такими ключевыми понятиями как «судьба», «рок», «предопределение», «страсть». Чувство рождается, как весенний ветер, и захватывает влюбленных очарова-нием. Но Тютчев чаще обращается не к настоящему вре-мени, а к прошедшему. «Былое» больше беспокоит поэта. Стихотворения, написанные на склоне лет, специалисты условно объединяют в один цикл, названный Денисьевским (по имени Денисьевой, которой поэт посвятил мно-го стихотворений). Основная тематика цикла — самопо-жертвование, любовь, страдание русской души, «страсти роковые». «Былое» поэт воспринимает как лучшие годы, «время золотое», согревающее и через годы героя своим теплом. Особое состояние вызывают в душе переживания встречи после долгой разлуки с женщиной, в которую был когда-то влюблен. Эта «душевная полнота» застав-ляет «жизнь заговорить вновь» («Я встретил вас, и все былое...»).
В стихотворении «Предопределение» поэт определяет любовь, по преданию, как союз двух душ, которые обре-тают родство. Две души сочетаются, сливаются и долж-ны познать настоящее счастье, но тут двоих влюбленных подстерегает беда. Тютчев считает, что сердца вступают в противостояние и поражают друг друга «роковыми страстями»:
И кто в избытке ощущений,
Когда кипит и стынет кровь,
Не ведал ваших искушений — Самоубийство и Любовь!
(«Близнецы»)
Роковой перелом в истории любви наступает, конечно же, в момент расставания влюбленных. Причем, поэт час-то предоставляет нам возможность задуматься о концовке страстного чувства:
В разлуке есть высокое значенье:
Как ни люби, хоть день один, хоть век,
Любовь есть сон, а сон — одно мгновенье,
И рано ль, поздно ль пробужденье,
А должен наконец проснуться человек...
(«В разлуке есть высокое значенье...»)
Философская миниатюра стала особой формой поэзии именно у Тютчева, до него четверостишия с их концент-рацией смысла и экономной формой использовались для сочинения сатирических стихотворений — эпиграмм. Та-кое высокое, как у Тютчева, использование миниатюры, то есть философские сентенции, сделали творчество поэта уникальным в своем роде. Ведь именно Тютчев раскрыл поэтический потенциал четверостишия.
Кто б ни был ты, но, встретясь с ней,
Душою чистой иль греховной
Ты вдруг почувствуешь живей,
Что есть мир лучший, мир духовный.
Таким образом, любовь между мужчиной и женщи-ной поднимает влюбленных на новый уровень бытия, где внешние проявления уходят на задний план, а души влюбленных приоткрывают завесу духовного мира.
Образ духовного мира у Тютчева в целом переклика-ется именно со стихийными сущностями — духи, стихии огня, ветра, морская стихия. Любовь же Тютчев видит именно как стихию, управлять которой человек не в си-лах, он может быть лишь влекомый этой стихией. Такое влечение имеет две развязки: «рано ль, поздно ль про-бужденье» или сердце «изноет наконец».
И все же влечение в направлении «роковых страстей» Тютчев находит неизбежным и естественным, как все в природе. Сравнивая любовь с весенним теплом, Тютчев дает уже положительную оценку этому чувству: «Или ве-сенняя то нега?.. Или то женская любовь?..» («Еще земли печален вид...»). Нежность чувства вызывает ассоциации с весной, молодостью, пробуждением животворных токов внутри растений и деревьев. Так же и в человеке «заки-пает кровь».
Рассмотрим стихотворение «Последняя любовь», на-писанное Тютчевым в начале 50-х годов XIX века, то есть относящееся к третьему периоду творчества поэта. Ощу-щение трагичности бытия преследует поэта. В этом сти-хотворении лирический герой восклицает: «Сияй, сияй, прощальный свет любви последней, зари вечерней!» Ге-рой просит вечерний день — образ последних лет жиз-ни — помедлить и продлить очарование. Но небо (образ самой жизни) охватывает тень (приближение смерти). Блаженством и безнадежностью называет Тютчев послед-нюю в жизни любовь:
Пускай скудеет в жилах кровь,
Но в сердце не скудеет нежность...
Последний период творчества характеризуется потря-сением основ Тютчевского мировосприятия, картина сов-ременного поэту мира стремительно меняется, романти-ческое направление в искусстве ослабевает. Фактически Федор Тютчев завершил период романтизма в русской литературе, достойно представив ее в сокровищнице ми-рового лирико-философского наследия.
Любовная лирика Тютчева
План
1.Введение
2.Музы поэта
3.Особенности
Любовная лирика Тютчева значительно обогатила русскую литературу. Поклонник «чистого» искусства в жизни был обычным человеком, которому свойственны ошибки и увлечения. У Тютчева были серьезные романы с несколькими женщинами.
Поэт дважды был женат, но семья и дети не могли заставить его отказаться от тайной «гражданской» жизни. Кто-то может посчитать божественной карой два главных несчастья а. Трагической смертью умерла его первая жена.
Самый серьезный роман поэта с Л. Денисьевой также закончился гибелью возлюбленной в раннем возрасте. Эти потери внесли в любовную лирику поэта мотивы печали и тоски.
Первую сильную любовь поэт испытал к Амалии фон Лерхенфельд во время своего проживания в Мюнхене. Тютчев сделал предложение, но получил решительный отказ со стороны родителей девушки. Во время недолгого отъезда Тютчева из Мюнхена семья выдала Амалию замуж. В начале своего ухаживания поэт посвятил Амалии стихотворение «Твой милый взор, невинной страсти полный…», являющееся признанием в любви.
Значительно позже он вспоминал об этом в произведении «Я помню время золотое…». Амалии также посвящено стихотворение «К. Б.», ставшее широко популярным романсом «Я встретил вас…». Первой женой Тютчева стала молодая вдова с тремя детьми - Элеонора Петерсон. Элеонора была хрупкой женщиной с чувствительной душой. Она тяжело переживала известие об измене мужа с Эрнестиной Дернберг. Нервное переутомление значительно сказалось на ее здоровье. Элементарная простуда нанесла последний удар бедной женщине. Элеонора оставила поэту еще двух дочерей и сына.
Известны два произведения поэта, посмертно посвященные Элеоноре: «Еще томлюсь тоской желаний…» и «В часы, когда бывает…». Вскоре после смерти жены Тютчев венчался со своей давней возлюбленной - Эрнестиной Дернберг. Счастливый брак продолжался долгое время, пока Тютчев не испытал нового увлечения. Эрнестина прекрасно знала об измене мужа, но прощала его ради детей. Любовь к Эрнестине стала богатым источником вдохновения поэта. Ей посвящены такие прекрасные стихотворения, как «Люблю глаза твои, мой друг…», «Она сидела на полу…» и др.
Самыми популярными стихотворениями Тютчева стали произведения, посвященные последнему увлечению поэта - Е. А. Денисьевой. Она была значительно моложе Тютчева, но любила его с невероятным самопожертвованием. Ее презирали и открыто смеялись над положением любовницы. Такая жизнь стала причиной быстро прогрессирующей чахотки. Денисьева умерла в возрасте 40 лет. Результатом романа стал «Денисьевский цикл» стихотворений, включающий «О, как убийственно мы любим», «Не раз ты слышала признанье…», «Нет дня, чтобы душа не ныла…» и другие. Незадолго до смерти Тютчев подвел итог своим любовным отношениям, написав стихотворение «Все отнял у меня казнящий Бог…». Его он посвятил своей самой верной подруге жизни - Эрнестине Дернберг.
Главной отличительной особенностью произведений Тютчева о любви была их особая душевность. Поэт был «неисправимым» романтиком. Его стихи очень целомудренны, в них не упоминаются грубые житейские мелочи. Тютчев преклоняется перед волшебным чувством любви. Свои отношения с женщинами он сравнивает с поклонением божеству. Посвящения любимой очень чисты и насыщены торжественными фразами. В «Денисьевском» цикле появляются трагические мотивы.
«Незаконная» любовь наложила отпечаток на творчество Тютчева. Он описывал то, что испытывал сам. Великое чувство сочеталось с безнадежностью, романтика - с непониманием и отвержением общества, нежные отношения - с невозможностью быть вместе. Любовная лирика Тютчева стала образцом русской поэтической классики. В ней отразились самые сокровенные движения человеческой души как в счастье, так и в страдании.
Талантливый русский поэт Ф. Тютчев был человеком, умевшим глубоко, страстно и преданно любить. В понимании Тютчева, любовь - это «поединок роковой»: и слияние душ, и их противостояние. Стихотворения о любви у поэта полны драматизма:
О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!
У Тютчева в стихах - буря чувств, он описывает любовь во всем разнообразии ее проявлений. Поэт верил, что к истинной любви человека ведет судьба. Стихотворение «Я встретил вас…» посвящено первой любви Тютчева, Амалии Лерхенфельд, к которой поэт посватался, когда ей было 14 лет. Родители девочки не согласились на этот брак. Прошло 34 года, Амалия не забыла своего возлюбленного и приехала проведать его. Тютчев уже умирал, и появление Амалии у своей постели воспринял как чудо. После ее прощального визита поэт написал стихотворение «Я помню время золотое…»:
Как после вековой разлуки,
Гляжу на вас, как бы во сне, -
И вот - слышнее стали звуки,
Не умолкавшие во мне…
Тут не одно воспоминанье,
Тут жизнь заговорила вновь, -
И то же в вас очарованье,
И та ж в душе моей любовь!..
В стихотворении «Близнецы» Тютчев называет близнецами Самоубийство и Любовь. Автор уверен, что любовь может довести человека до самоубийства.
Знаменитый «денисьевский цикл» Тютчева стал отражением глубокой и страстной любви поэта к молодой учительнице его детей Е. А. Денисьевой. Ей посвящено большое количество стихотворений, которые, собранные в цикл, представляют собой своеобразный дневник их отношений, длившихся 14 лет. Денисьева умерла молодой от чахотки.В стихотворении «О, как убийственно мы любим…» поэт говорит о том, что любовь нужно беречь, охранять от зла мира, иначе ее можно потерять. Поэт казнит себя за эту любовь, которая принесла его возлюбленной столько страданий:
…Судьбы ужасным приговором
Твоя любовь для ней была,
И незаслуженным позором
На жизнь ее она легла…
Общество презирало Денисьеву за связь с женатым поэтом. В начале отношений она была веселой и жизнерадостной девушкой, но потом:
Куда ланит девались розы,
Улыбка уст и блеск очей?
Всё опалили, выжгли слезы
Горячей влагою своей.
Эта любовь поэта закончилась смертью возлюбленной. Последние стихотворения, написанные на смерть любимой, потрясают трагичностью:
Любила ты, и так, как ты, любить -
Нет, никому еще не удавалось!
О Господи!.. и это пережить…
И сердце на клочки не разорвалось…
В стихотворениях, написанных после смерти возлюбленной, поэт пытается воскресить ее образ, кается в грехах перед ней, вспоминает моменты их общего счастья, продолжает разговаривать с ней:
Вот тот мир, где жили мы с тобою,
Ангел мой, ты видишь ли меня?
Любовная лирика Тютчева полна желанием понять душу женщины, обожествлением и сочувствием. На этой лирике впоследствии формировались таланты Блока, Цветаевой и многих других поэтов вплоть до наших современников.
- Новое!
Нам не дано предугадать, Как слово наше отзовется, - И нам сочувствие дается, Как нам дается благодать... Ф. И. Тютчев Лирика Тютчева - одна из вершин русской философской поэзии. В его творчестве высокая поэзия соединяется с философским...
- Новое!
Федор Иванович Тютчев (1803-1873) вошел в историю русской литературы как высоко одаренный лирический поэт, выразивший в своем творчестве романтическое понимание душевной жизни человека и жизни природы. Он продолжал традиции Жуковского и немецкой романтической...
Тютчевская "страна" необычна - она то залита солнечным светом, то покрыта сумраком, но всегда узнаваема, близка. Если начать вспоминать стихи Ф. И. Тютчева о природе, то, наверное, большинству людей в первую очередь придет в голову "Весенняя...
Психология - это наука о душе, наука о познании внутреннего мира человека. Люди, занимающиеся психологией, могут глубоко понять своего собеседника, а подчас играть его чувствами, тем самым управляя его сознанием. Вспоминается Порфирий Петрович из романа...
Условно, все поэтические произведения можно разделить на несколько видов, соответственно их настроению и направленности. Так, например, есть стихотворения о войне, о природе, о любви и многие другие. В арсенале каждого поэта найдется немало произведений относящихся к любовной лирике и любой другой направленности из перечисленных. В творчестве Тютчева, например, можно найти большое количество творения на любовную тематику.
Поэт стремился рассказать о о связи любви и природы.
"О, как убийственно мы любим" - одно из моих самых любимых стихотворений. Творение является одним из характерных примеров творчества поэта, так, уже в самом начале читатель может распознать тему стихотворения, которой является любовь. Любовь правит миром, любовь правит людьми. Любовь не всегда окрыляющая и манящая, иногда она может навредить или даже погубить человека. Вот, что по моему мнению хотел донести автор. Тем самым показывая читателю это светлое чувство с разных сторон, давая понять, что с любовью нужно обращаться бережно, чтобы она не навредила самому тебе.
"Она сидела на полу" - тема любви и тут просматривается как нельзя лучше, быть может не самая жизнерадостная, но тем не менее с ярко выраженным любовным посылом.
Автор всеми средствами пытается раскрыть истинную сущность любви. тема данного стихотворения это воспоминания о расставании с любимым человеком, проблема воспоминаний, проблема памяти - они раскрыты в этом произведении. Лирический герой буквально уничтожают всё, что могло бы напоминать о несостоявшейся любви, но из души чувство выкинуть не так легко, как с бумаги. Забыть ее, уничтожить воспоминания о том времени, когда тебе было хорошо. "Я ВСТРЕТИЛ ВАС - И ВСЕ БЫЛО" - стихотворение, показывающее любовь, как прекрасное и неземное чувство. так Тютчев изображает животрепещущий образ, являющуюся силу любви.
Таким образом, тема любви в творчестве поэта представлена неоднозначно. Любовные отношения в жизни поэта отразились в его произведениях, так, поэт показывает через творения все страдания, которые пережил и всю радость, связанную с великим чувством - любовью.