Лия Ахеджакова: Бог разберется, кто из нас "враги народа". "Убивайте всех, Господь узнает своих"
Семь причин страданий –
и десять ответов
«Ибо только Я знаю намерения, какие имею о вас, говорит Господь, намерения во благо, а не на зло, чтобы дать вам будущность и надежду» (Иеремии 29:11).
…Заканчиваются каникулы, которые мы с детьми проводим вдалеке от дома. Завтра наши дети должны находиться в школе. Но так иногда получается, что мы планируем одно, а жизнь поворачивает всё по-другому. По не зависящим от нас причинам мы задержались с отъездом. И вот я смотрю, как мой старший сын пишет на листе бумаги. Пишет строчку за строчкой одну и ту же фразу, заполняя весь тетрадный лист: «Мы опоздали в школу. Мы опоздали в школу. Мы опоздали в школу…» Мой сын испытывал страдания, хотя для нас, взрослых, казалось, что причин для страданий не было. Не всегда мы понимаем душевную боль другого!
Кто-то поранился, кто-то потерял деньги, другой попал в аварию, где-то случился пожар, а где-то утонул человек, а там разразилась война, а здесь пронесся ураган… И для кого-то это не сводки новостей, а личная боль души, сквозь которую прорываются слова: «Почему, Господи?».
И Господь отвечает нам: «Любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу» (Рим 8:28). «Ибо только Я знаю намерения, какие имею о вас… намерения во благо, а не на зло, чтобы дать вам будущность и надежду» (Иер 29:11). Мы все дети у нашего Господа, нашего Отца. И мы все ходим в школу. В школу жизни нашей. Потому сегодня, думая о больших и малых трудностях, которые ожидают каждого из нас, Господь побуждает меня поразмышлять о важном уроке в школе жизни, об уроке страданий, переживаний, испытаний, горя, которое выпадает в нашей жизни. Каждый из нас достаточно пережил в своей жизни, а сколько мы ещё не знаем от чего Господь нас уберег, а сколько ещё ожидает нас впереди. И сегодня по этой причине Господь обращается к нам и говорит: «Итак, скажи мужам Иуды и жителям Иерусалима: так говорит Господь: вот, Я готовлю вам зло и замышляю против вас; итак обратитесь каждый от злого пути своего и исправьте пути ваши и поступки ваши» (Иеремия 18:11).
Господь предупреждает, что у Него есть нечто против нас, с определенной целью. Я часто бываю в дороге и подбираю попутных пассажиров. Однажды я ехал по направлению из Туапсе в Новороссийск, и некоторый морской офицер попросился подвезти его, поскольку его срочно вызвали в часть – такова армейская служба. Мы разговорились. Я сказал ему, что я тоже военный, только другой армии – армии Христа. Это заставило его говорить на другую тему. Рассказав о многих опытах своей нелегкой жизни, он задал мне вопрос: «Для чего Господь сохранил мою жизнь не однажды, многократно?» Я ему ответил: «Скорей всего потому, что ты не готов потерять её». Он: «Нет, я не боюсь! Я не раз смотрел в глаза смерти, и я не боюсь умереть!». «Вопрос не в том, боишься ты умереть, или нет; вопрос в том, готов ли ты к тому, что последует за смертью», – ответил я. Мой попутчик признал, что даже не задумывался об этом.
Наша жизнь – это школа. Тот короткий отрезок времени, который дан нам Господом, ― дан только для того, чтобы приготовиться к подлинной жизни. Мы учимся. Жизнь ещё впереди, но готовы ли мы завершить нашу учебу, завершить нашу школу и перейти в жизнь?
Так часто люди вопрошают: «Почему?! Господи, почему Ты допускаешь то или иное в нашей жизни, в наших страданиях, наших испытаниях, наших переживаниях? Почему это произошло именно со мной, почему так произошло?» Многие люди задают этот вопрос, в то время как нужно спрашивать: «Для чего?» Сегодня я хотел бы предложить вам не семь, а все десять ответов на вопрос: «Для чего Господь допускает то или иное в нашей жизни?» И я уверен, что хотя бы один, а может быть и несколько из этих ответов удовлетворят ваш вопрос о причине страданий. Иногда Господь не просто допускает, чтобы сатана что-то сделал на нашем пути. Но подчас Господь Сам делает то, что нам кажется несправедливым, неправильным и ненужным. И одним из прекрасных примеров этого является жизнь Иосифа, который говорил своим братьям, продавшим его в рабство: «Это не вы сделали, это не вы продали, это не вы посылали, продавали, ― это Господь» (Быт 45:5,8; 50:20). И я хочу чтобы в конце этого размышления мы могли быть уверены: то что с нами происходило, то что, может быть, с кем-то происходит, то что нам ещё предстоит встретить ― это не люди, это может даже и не сатана, это― Господь, с определенной целью.
Итак, семь причин и десять ответов на страдания.
1. Первая мысль при страданиях ― это наказание. Господь наказывает нас за что-то.
«Сын мой! не пренебрегай наказания Господня, и не унывай, когда Он обличает тебя. Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает. Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец? Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы незаконные дети, а не сыны. Притом, если мы, будучи наказываемы плотскими родителями нашими, боялись их, то не гораздо ли более должны покориться Отцу духов, чтобы жить? Те наказывали нас по своему произволу для немногих дней; а Сей — для пользы, чтобы нам иметь участие в святости Его. Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным через него доставляет мирный плод праведности. Итак укрепите опустившиеся руки и ослабевшие колени и ходите прямо ногами вашими, дабы хромлющее не совратилось, а лучше исправилось » (Евр. 12:5-13; см. Прит. 3:11-12).
Если я строю дом и сделал стену кривой, а потом понял, что допустил ошибку. Я падаю на колени и прошу: «Господи, прости меня, что я поступил неправильно». И Господь меня прощает. Но стена в это время не выравнивается. И если я буду жить в этом доме, то он однажды развалится… Если я еду на автомобиле, мчусь с большой скоростью не обращая внимания на знаки, предупреждающие меня. Если я выскакиваю на встречную полосу, не смотря на то, что навстречу мчится другой автомобиль, в это время я могу произнести слова: «Прости меня, Господи». И Господь простит. Господь всегда прощает, но Он не всегда отвращает те последствия, которые я навлек на себя своей неправильной жизнью. Почему? «Ибо когда суды Твои совершаются на земле, тогда живущие в мире научаются правде. Если нечестивый будет помилован, то не научится он правде, ― будет злодействовать в земле правых и не будет взирать на величие Господа» (Ис. 26:9-10). Иногда Господь поступает так, как поступают любящие родители, когда они видят, что их ребенок делает то, что не должно. Они понимают: сейчас будет беда. Но в какой-то момент руки родителей сдерживаются. И они только предупреждают и говорят: «Не делай, иначе…». А ребенок не слушается. И родители его позволяют ему испытать результат, а сами в это время готовят лекарство и бинт. Да, первая причина самая простая: Господь допускает наказание за наше нарушение разных законов и принципов безопасности и здоровья.
2. Но это бывает не всегда, это одна крайность. Одна крайность, когда я заслужил ― вот тебе твое. Но есть другая крайность, когда Господь говорит: «Ты не заслужил, ты не должен был страдать, однако…»
«Возлюбленные! огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного, но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете » (1Пет. 4:12-13).
Библия приводит в пример Иова, о котором и Господь, и сатана признали, что нет такого непорочного как он на земле, тем не менее, страдание его было велико, и не только потому, что он потерял своих детей и свое имущество, но еще и потому, что лучшие друзья стали обвинять его во грехах, которых он не совершал. Почему так бывает? Как-то ученики подошли к Иисусу Христу и спросили: «А кто согрешил, он или родители его, что он родился таким?». А Господь ответил: «Не он и не родители, но это произошло для славы Божьей, чтобы на нем были явлены дела Божьи» (Ин. 9:2-3). В русской Библии используется устаревшее слово: «Мы стали позорищем для мира». Мы стали зрелищем для мира, когда все смотрят на нас! И видят нашу жизнь… Не потому что им интересно как мы проживем, а потому что им интересно каков Бог. Как поступит Бог, когда Его творение отворачивается от Него? «Бог судил быть как бы приговоренными к смерти, потому что мы сделались позорищем для мира, для Ангелов и человеков. Мы безумны Христа ради, а вы мудры во Христе; мы немощны, а вы крепки; вы в славе, а мы в бесчестии. Даже доныне терпим голод и жажду, и наготу и побои, и скитаемся, и трудимся, работая своими руками. Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим; хулят нас, мы молим; мы как сор для мира, как прах, всеми попираемый доныне» (1Кор. 4:9-13).
И мы сегодня защищаем Бога тем, как мы ведем себя, сталкиваясь с трудностями для славы Божьей. И иногда мы можем и не понять это сразу, почему то или иное приключилось с нами. Но каждый из нас рано или поздно проходит через все трудности жизни. В Своё время Иисус Христос говорил Петру: «Сатана просил просеивать вас как пшеницу». И Он в это время не сказал: «Я ему запретил». Он только говорит: «Но Я молил, чтобы не оскудела вера твоя» (Лк. 22:31-32). В то же время Он заверяет: «Верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести » (1Кор. 10:13). Когда я в своё время проходил через мою годину испытаний, когда мне казалось, что я уже не живу, а просто существую, моя мама подошла ко мне и говорит: «Сынок, ты, наверное, силен, если Бог такое допустил тебе». Я сначала хотел возмутиться: «Силен? Я уже не могу подняться, я уже не могу встать, а ты говоришь о какой-то силе?» А потом я понял: Бог никогда не дает сверх силы. И если кому Бог даёт тяжкое страдание, то это только потому, что этот человек способен вынести. И если другой человек идет по жизни легко, и не испытывает никаких трудностей, и мы иногда завидуем таким людям, то Господь как бы хочет сказать: «Не завидуй ему, он слаб, он не смог бы вынести то, что вынес ты». Господь подчас посылает трудности только, по Ему известной причине, для славы Его. Слава Иисуса в том, что Он однажды приведет в вечность искупленных, чей характер очищен и совершенен.
3. Третья причина ― это очищение нашего характера.
«О сем радуйтесь, поскорбев теперь немного, если нужно, от различных искушений, дабы испытанная вера ваша оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнем испытываемого золота, к похвале и чести и славе в явление Иисуса Христа… Итак, как Христос пострадал за нас плотию, то и вы вооружитесь тою же мыслью; ибо страдающий плотию перестает грешить, чтобы остальное во плоти время жить уже не по человеческим похотям, но по воле Божией » (1Пет. 1:6-7; 4:1-2).
Страдающий перестает грешить. Господь имеет средство как нас очистить, как сделать совершенными. Это трудно, но это стоит того. Потому всякие кратковременные страдания наши ничто по сравнению с той славой, которая ожидает нас (2Кор. 4:17), если только мы претерпим до конца. Потому что претерпевший до конца ― спасется (Мф. 24:13). Для чего я страдаю? Может быть для того, чтобы мой характер был очищен.
Однажды я общался с моим другом, и мы говорили о другом человеке, Степане, известном нам обоим. О человеке, с которым поступили очень несправедливо его лучшие друзья. Как обычно, мы можем судить одного и жалеть другого, но давайте посмотрим на всё происходящее с точки зрения Бога, для Которого важно одно: чтобы и ты, и я были идеальными, совершенными, достойными занять место в обителях неба. И Господь берет этого Степана, смотрит на него и говорит: «В нем уже все совершенно. Кажется, он уже почти готов к тому, чтобы занять место среди святых. Вот только у него вот здесь есть некоторая шероховатость, которую надо убрать». И Господь видит, что эту шероховатость никак не уберешь, как только если поместить его в такое место, где самый дорогой и близкий ему человек, самый уважаемый им человек сделает ему ужасно больно. Только так, таким сильным, страшным ударом можно отсечь то, что осталось, ту зазубрину в его характере, которую не удастся отшлифовать иначе. И в этот момент Богу все равно, что ты будешь думать о том человеке, или что этот другой человек делает – с ним Бог разберется позже. Богу сейчас важно, чтобы любой ценой очистить Степана от всех шероховатостей, от всех нехороших качеств характера, которые у него еще остались. Чтобы представить нас потом спасенными, совершенными Господу. Очищение нашего характера гораздо важнее, чем кратковременные страдания наши. Итак, третья причина, почему Господь допускает страдания ― это наше несовершенство, которое должно быть исправлено, чтобы спасти нас.
4. Врачевание болезненно, и доставляет подчас большее страдание, нежели само ранение или болезнь.
«Вот, Я приложу ему пластырь и целебные средства, и уврачую их, и открою им обилие мира и истины, и возвращу плен Иуды и плен Израиля и устрою их, как вначале, и очищу их от всего нечестия их, которым они грешили предо Мною, и прощу все беззакония их, которыми они грешили предо Мною и отпали от Меня » (Иер. 33:6-8).
Врач, предписывающий горькое лекарство, хирург, разрезающий тело или ампутирующий конечность, терапевт, предписывающий болезненные упражнения для восстановления работоспособности органов, – они делают всё это для нашего блага. Господь – наш великий Врач и Целитель. В процессе исцеления нашей души Господь может предписывать нам «горькие пилюли» или «хирургическую операцию», отсекая от нашего характера то, что может мешать нашему вечному спасению. Не является ли ваше страдание частью процесса исцеления?
5. Великий полководец Суворов говорил: «Тяжело в учении, но легко в бою». И страдания это часть нашей школы, часть нашей закалки, подготовка к гораздо более трудной задаче, которую мы без страданий не смогли бы выполнить.
«Знаю, Господи, что суды Твои праведны и по справедливости Ты наказал меня. Благо мне, что я пострадал, дабы научиться уставам Твоим » (Пс. 118:71).
Страдания ― это школа, как мы и говорили. Однажды человеку приснилось, что к нему подошел Господь и сказал: «Вот видишь большой камень? Я тебе поручаю каждое утро, с утра до вечера подходи и толкай этот камень». И этот человек каждое утро вставал и толкал этот камень. Толкал и толкал огромный камень, но не смог сдвинуть его ни на чуть-чуть. Проходит день, проходит неделя, проходит год и опять к нему является Господь, и он спрашивает: «Господи, я каждый день толкаю этот камень и не могу его сдвинуть». Господь говорит: «А разве Я тебе говорил сдвинуть этот камень? Я говорил толкать этот камень. А сейчас, после того, как ты целый год толкал этот камень, посмотри на свои руки, какими сильными они у тебя стали. Вон с той стороны есть другой камень, поменьше. Теперь пойди, подними его и переставь вон на то место». Вы страдаете? Может быть, Господь готовит Вас к чему-то гораздо большему! Известно, что если помочь бабочке выбраться из кокона, разрезав кокон, она никогда не сможет летать. А ведь этот процесс (выхода из кокона) достаточно болезненный для бабочки. Если мы избежим некоторых страданий в нашей жизни, мы можем оказаться не способными «летать» впоследствии.
6. Иногда остановка на нашем пути способна уберечь нас от больших неприятностей, подстерегающих нас впереди.
«Кто усмотрит погрешности свои? От тайных моих очисти меня и от умышленных удержи раба Твоего, чтобы не возобладали мною. Тогда я буду непорочен и чист от великого развращения » (Пс. 18:13-14).
Мы задержались здесь и опаздываем в школу со своими детьми по той причине, что у нас сломался автомобиль. Нам неизвестно, почему это произошло. Как-то на одном перекрестке мой автомобиль заглох, и я не смог его завести. Прибывший механик устранил мелкую неисправность, и когда мы были готовы уже двинуться в путь, вдруг заметили, что большая и важная деталь в двигателе держится, как говорится, на честном слове – несколько болтов крепления потерялись. Спустя несколько километров наш автомобиль сломался бы так, что ремонт стоил бы нам многих дней и многих денег. Но Господь послал маленькую проблему, чтобы обратить мое внимание на нечто большее.
Два человека трудились над тем, чтобы расписать один из прекраснейших храмов в Санкт-Петербурге – Исаакиевский собор. Они работали высоко под куполом. Один из них уже закончил свою картину, и теперь любовался результатом. Чтобы увидеть картину лучше, он отступал назад маленькими шагами. Полшага назад, ещё полшага назад, еще полшага… Его коллега, работавший рядом над своей частью фрески, заметил: ещё полшага, и человек упадет вниз. Что нужно сделать? Крикнуть? Это не остановит – от крика обычно еще больше отстраняются назад. Потому он берет свою кисть с краской и бросает в готовую картину. Работа испорчена. Его друг бросается вперед с криком: «Что ты наделал?!» А в ответ: «Посмотри назад». И спасенный художник благодарил его за испорченную картину…
Если б только мы знали, от чего наши страдания оберегают нас! Мы благодарили бы Бога за то, что Он посылает нам. Когда один человек бежал ночью и споткнулся, побил колени, поцарапал руки: «Господи, почему?» Но, поднимаясь, он нащупал пустоту перед собой ― он поцарапал руки и колени, но остался живым, не упал в пропасть. Шестая причина страданий ― это остановка на нашем пути, чтобы мы не поранились сильнее, чтобы мы не погибли, потому что Господь еще не завершил труд над нами самими.
7. Мы живем не в замкнутом мире. Происходящее с одним непременно касается еще хотя бы одного человека. Мое страдание охватывает другого, который страдает вместе со мной; а иногда другой человек может уберечь меня от страданий.
«Я, Иоанн, брат ваш и соучастник в скорби и в царствии и в терпении Иисуса Христа… » (Откр. 1:9).
Исследуя Священное Писания, я понял, что Господь никогда не допустит испытаний сверх сил, но рано или поздно каждый из нас будет испытан по максимуму. Каждый из нас будет просеян, как пшеница просеивается. Рано или поздно мы должны будем пройти долиною смертной тени. Для каждого из нас есть свой уровень, своя мера выносливости. И если я могу это выдержать, то рано или поздно это со мной приключится, разве что другой, кого это также коснется, не сможет перенести такого испытания, то ради него, и я буду избавлен.
Один пастор с женой возвращались домой после пасторского посещения. День был успешный, они прекрасно провели своё служение, и сейчас, когда уже темнело, они подъезжали на автомобиле к своему дому. Но их ожидал неприятный сюрприз: во дворе дома стояли их дочери, старшая держала на руках младшую. А в доме выгорело всё! И вот они – две дочери, целы и невредимы, и больше ничего, кроме того, что было в их машине…
Если я могу выдержать потерю всего имущества, рано или поздно это случится. Если я могу выдержать тягчайшую болезнь, но если другой, которому придется ухаживать за мной, не сможет выдержать этого, ради него и я буду удержан от испытания. Потому что ни одно страдание не проходит к одному. Оно всегда касается и другого
Почему я страдаю? Я согрешил? ― Не обязательно. Я нуждаюсь в очищении? ― Не обязательно. Может быть я страдаю лишь потому, что я оказался ближним другого страдающего, который является истинной целью страдания. И Господь хочет, чтобы я в этот момент поддержал его. Именно по этой причине самое лучшее лекарство от страдания ― пойдите, и найдите другого страдающего: помогите ему, и это облегчит ваше страдание. Потому что вы увидите, что вы не одиноки, есть другие, кто страдает больше чем вы. Может быть ваше страдание ― это соучастие в страданиях других.
8. Но иногда страдания кажутся совсем беспричинными. И особенно, когда прекращается жизнь нашего близкого и любимого! Почему он страдает? Почему Господь допустил смерть невинного?
«Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов » (Галл. 6:2). «Ибо нищие всегда будут среди земли [твоей]; потому я и повелеваю тебе: отверзай руку твою брату твоему, бедному твоему и нищему твоему на земле твоей » (Втор. 15:11).
Носите бремена друг друга! Может быть, это не ты, а кто-то другой нуждается в твоем страдании. Представим себе ситуацию. Мы торгуем кабелем. И вот приходит к нам покупатель: «Мне нужно два метра кабеля, но вот только денег у меня есть всего лишь на полтора метра. А мне нужно два – полтора метра ничего не сделают, а денег у меня нет!» И мы рады бы ему помочь, но у нас самих нет денег на то, чтобы оплатить за него эти полметра кабеля. Но мы ему говорим: «Постой здесь, подожди немного». И в это время заходит другой человек, ему тоже нужен кабель. Этот человек подходит и говорит: «Я хочу купить два километра кабеля». Мы обращаемся к этому покупателю и предлагаем: «А что если я за ваши деньги дам вам не два километра, а на полметра меньше? Один километр и девятьсот девяносто пять с половиной метров – чтобы помочь вот этому бедному нуждающемуся человеку?» Разве он не согласится? Что значат эти полметра возле двух километров? И он оплачивает те недостающие полметра для нуждающегося. Ему всё равно!
Иногда Господь смотрит на меня и видит: у меня всё хорошо, всё прекрасно, у меня уже есть вечная жизнь. И мои пять, двадцать или сто двадцать лет ― ничто по сравнению с вечностью. Это значительно больше, чем разница между двумя миллиметрами и между двумя километрами! И Господь говорит мне: «Послушай, ты уже готов. У тебя уже есть вечность. А что если ты поделишься кусочком своего, для того чтобы вот этот человек, который не может, не имеет, не знает, у которого еще нет вечной жизни – он ещё не готов, и он не способен выдержать своего». И Господь берет меня и ставит на видное место, и берет этого человека и говорит: «Смотри». Господь берет меня, сильного, готового к Царству Небесному, и Господь делает со мною то, что надо бы сделать с этим человеком, а ему говорит: «Смотри!» И потому что я сильный, потому что я способен вынести то, на что неспособен этот бедный человек, Господь на моем опыте учит его, чтобы его спасти. И даже если этот опыт может потребовать моей жизни, Господь может отнять мою временную жизнь, чтобы спасти рядом находящегося со мною, который сам не смог бы выдержать того. И может быть, потом, потеряв свою временную жизнь, но, очнувшись, как бы через мгновение, в то время, когда Господь придет за всеми нами, я подойду к Господу и спрошу: «Господи, зачем? У меня же были такие планы, я должен был сделать то и другое, там меня ждали, там я должен был ещё проповедовать, там ещё должен был трудиться!» А Господь просто улыбнется и скажет: «А тебе что, здесь плохо? Но посмотри: вот этот человек не попал бы сюда, если бы Я продлил твою жизнь или если бы Я уменьшил твои страдания».
Иногда я страдаю не потому, что я должен быть наказан, я страдаю не потому, что мне нужно стать более совершенным. Я страдаю не потому, что на меня смотрит вселенная, как на защитника Господа. Я страдаю лишь потому, что другой не может выдержать страдания, и потому я несу на себе его бремя.
9. Вы всё поняли в жизни? Вы всегда понимаете волю Божью относительно вас? Или что-то остается непонятным?
«Еще многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить » (Ин. 16:12).
Как-то в помещение нашей церкви влетела ласточка. Она сразу же устремилась вверх, к окну под потолком, сквозь которое виднелась синева неба. Но там было стекло. И окно было глухим, не открывалось. Мы пытались направить ласточку вниз, к двери, но она нас не понимала. Мы пытались привлечь ее кормом, но она нас боялась. Что мы могли сделать? Ласточка лишь сильнее и сильнее билась о стекло окна. Тогда мы сделали сеть из ткани, натянув ее на два шеста, и долго пытались поймать обессилевшую испуганную ласточку. Наконец мы смогли прижать ее к стене. Когда я брал птичку в руки из-под ткани, она клевала мою руку, царапала когтями, била крыльями. Она не могла понять меня, она считала меня злодеем, и на всей скорости улетела вдаль, как только я выпустил ее на волю. Почему эта ласточка страдала, почему поранилась? Всего лишь потому, что она не могла понять меня – она улетала от меня в то время, когда ей следовало просто позволить взять себя в руки и вынести на улицу.
Как часто мы страдаем от того, что не понимаем Бога, не слышим Его голоса, не видим тех путей, на которые Он нас направляет. Мы мечемся по жизни, мы вырываемся из рук Спасителя, мы больно ударяемся в стекло, которое манит ложной свободой. Мы страдаем лишь потому, что не доверяем Богу там, где Он стремится спасти нас.
10. Мы живем в греховном мире. Но мы созданы для вечной жизни. Бог сотворил нас по образу Своему, который мы утеряли по причине греха.
«Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне; и не только она, но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего » (Рим. 8:19-23).
Самые тяжкие страдания – не физические, а духовные. И они-то менее всего видны и понятны. А причина все та же – грех! С того момента, когда за согрешившими прародителями сомкнулись ворота рая, боль, страдания и смерть заполнили жизнь каждого человека (Быт. 3:17-24). И теперь человек мечется по жизни в поисках освобождения от страданий. И нигде ему нет покоя, как только в принятии Господа. Почему? Потому что Бог сотворил человека с пустотою в душе в форме Бога, и ничто кроме Бога не способно заполнить эту пустоту.
Для чего страдания? Чтобы возвратить нас к Богу, Который один может избавить нас от скорбей и даровать подлинную жизнь, даровать вечность!
Вот семь причин и десять ответов: может быть это не все причины, ради которых Господь допускает страдания в нашей жизни. Но я уверен, что хотя бы один из этих ответов принесет успокоение вам, когда вы проходите через долину испытаний. И я уверен, что хотя бы одна из этих причин подходит вам, а может и многие. Обратимся к Спасителю, чтобы услышать ещё одни прекрасные слова, которые Он сказал через апостола Петра: «Бог же всякой благодати, призвавший нас в вечную славу Свою во Христе Иисусе, Сам, по кратковременном страдании вашем, да совершит вас, да утвердит, да укрепит, да соделает непоколебимыми. Ему слава и держава во веки веков. Аминь » (1Петра 5:10-11).
Фраза: "Религия есть опиум для народа". (В значении отравы, наркотика.
)
Контекст: "религия - это вздох угнетенной твари, сердце бессердечного мира, подобно тому, как она - дух бездушных порядков. Религия есть опиум народа".(В значении отдушины, терапии.
)
Фраза: "Убивайте всех, Господь узнает своих" (легат Арно Амальрик, 1209, вырвал Цезарь Хейстербахский сто лет спустя)
Контекст: "Ваше Святейшество, осада Безье завершилась прискорбнейше. Пока я совещался с баронами, решая, как вывести из города добрых католиков, дабы при штурме они не потерпели ущерба, наши слуги и другие люди подлого звания крикнули "К оружию!", ворвались в город без приказа, и прежде чем мы успели вмешаться, предали мечу до 20 000 человек без разбора на катаров и католиков и с криками "Убивайте всех". Молюсь, чтобы Господь узнал своих". (Арнольд Амальрих письмо папе Иннокентию III)
Более подробно
Фраза: "Цель оправдывает средства" - это вовсе не иезуитский девиз.
Контекст: Знаменитый иезуит Эскобар-и-Мендоза на самом деле сказал буквально следующее:
"цель сообщает деяниям их специфическую ценность, и в зависимости от хорошей или дурной цели деяния делаются хорошими или дурными"
Фраза:"Верую, ибо абсурдно".
Контекст: "Распят Сын Божий; не стыдно, потому что постыдно. И умер Сын Божий; оттого и заслуживает веры, что бессмысленно. И похороненный воскрес; несомненно, потому что невозможно" (Тертуллиан, De Carne Christi, 5.4).
Фраза: "О святая простота!" (Приписывается Яну Гусу, который будто бы произнес эти слова на костре, когда увидел, что какая-то старушка в простодушном религиозном усердии бросила в огонь костра принесенный ею хворост.
)
Контекст содержится у Турания Руфина (345-410 гг.) в эпизоде, где описывается рождение Символа Веры в полемике святого Спиридона с одним из философов.Когда он увидел философа, глумящегося над нашими и наслаждающегося хитростью диспута, попросил у всех слова:
"Я бы хотел кратко побеседовать с философом». Тогда наши, которые знали простоту мужа и его неопытность в спорах, испытали некоторую стыдливость и испугались, как бы святая простота не вызвала насмешек у сведущих людей."
(Руфин. "История церкви")
Фраза "Если у них нет хлеба, пусть едят пирожные" (королева Мария Антуанетта про голодные бунты 1780-х гг.)
Контекст: "Припоминаю, что одна известная принцесса сказала "Если у бедняков нет хлеба, пусть едят бриоши" ("Исповедь", Жан-Жак Руссо, 1736)
Фраза: "Люби врагов своих, ненавидь врагов Божиих и бей врагов отечества"
Контекст:"Гнушайтесь убо врагами Божиими, поражайте врагов отечества, любите враги ваша. Аминь."
(Сочинения Филарета, Митрополита Московскаго и Колменскаго)
Фраза: "Каждая кухарка может управлять государством."
Контекст: "Мы не утописты. Мы знаем, что любой чернорабочий и любая кухарка не способны сейчас же вступить в управление государством. В этом мы согласны и с кадетами, и с Брешковской, и с Церетели. Но мы отличаемся от этих граждан тем, что требуем немедленного разрыва с тем предрассудком, будто управлять государством, нести будничную, ежедневную работу управления в состоянии только богатые или из богатых семей взятые чиновники. Мы требуем, чтобы обучение делу государственного управления велось сознательными рабочими и солдатами и чтобы начато было оно немедленно, т. е. к обучению этому немедленно начали привлекать всех трудящихся, всю бедноту.
(В. И. Ленин Удержат ли большевики государственную власть? 1(14) октября 1917 г).
Телеканал «Царьград ТВ», живущий на деньги «православного олигарха» Константина Малофеева, опубликовал «список ста самых ярых ненавистников России». На одной выкладке списка телеканал не остановится. В течение месяца все желающие смогут проголосовать онлайн, чтобы выбрать «победителя». Имя «главного русофоба 2016 года» будет названо 1 февраля 2017 года. Ему, обещает канал, достанутся «печеньки от Нуланд, 30 сребреников от Госдепа и шоколадная медаль от Сороса».
«Греф? Да, «русофоб» и «нацпредатель»
О том, что попала в список ярых русофобов, Лия Ахеджакова узнала только от Sobesednik.ru. Новость не столько расстроила актрису, сколько позабавила и даже... польстила. А еще вызвала живой интерес.
– Проханов, Делягин, Прилепин, Милонов...
– Ясно. Наверное, у меня хорошая компания? Нас-то побольше будет. Расскажите, кто еще, кроме меня, вошел.
– Много зарубежных политиков: Порошенко, Олланд, Меркель. А из наших попадаются и вполне системные персонажи: Игорь Шувалов, Герман Греф.
– Греф? Да, «русофоб» и «нацпредатель». Я с ним знакома. Наверное, Греф попал в этот список, потому что помогает фонду Чулпан Хаматовой «Подари жизнь» и за то, что он современный, умный, благородный человек.
А кто еще с нами?
– Эдуард Успенский – «за критику российских новостей о ситуации на Украине».
– Это чудный человек.
– Режиссер Алексей Учитель. Его внесли из-за фильма «Матильда», который общественные активисты при поддержке Поклонской называют русофобским и оскорбляющим память царской семьи. Хотя картина еще даже не вышла на экран.
– Не знала, что Учитель – наш, «пятая колонна».
– Борис Акунин.
– Этим человеком я восхищаюсь и горжусь. Я даже с ним чуть-чуть знакома.
– Алла Гербер.
– Это первая «предательница».
– Дмитрий и Геннадий Гудковы.
– Согласна, я их поклонница.
– Аркадий Дворкович.
– Странно, что он загремел в нашу бригаду порядочных людей.
«У Прилепина в башке живет товарищ Сталин»
– Касьянов и Мальцев.
– Тут я против. Их, видно, «до кучи» взяли. Мальцев – националист, который вместе с Касьяновым разворотил и развалил ПАРНАС. Своими руками.
– Андрей Пионтковский.
– Вот это гений! Если в чем-то не могу разобраться, ищу, что сказал Пионтковский, и уже думаю, как он.
– Константин Райкин.
– Ксения Собчак.
– Она тоже и нашим и вашим. Я знала ее отца и очень уважала его. А дочь... она совсем другая.
– Павел Лобков.
– Я считаю, что это очень ответственно – быть в списке «русофобов», который составляют Проханов и Ко. Это список благородных людей. «Пятая колонна» должна быть чистой. А Лобков позволил себе написать в фейсбуке омерзительную шутку – якобы мою – о новом американском президенте Трампе («В своем обращении к американскому народу, – написал Лобков, – актриса запрещает Мелании Трамп и ее вульгарному муженьку смотреть фильмы со своим участием»).
Мне уже надоело, что какие-то люди вытирают ноги об меня от моего же лица. Я порвала с «Дождем» навсегда.
– Людмила Улицкая.
– С Люсей дружу, играю ее пьесы и преклоняюсь после «Лестницы Якова» и «Зеленого шатра». Не так много у нас хороших писателей, сохранивших здравость ума. Например, у Прилепина перо замечательное, но в башке – товарищ Сталин. Это уже всё, ничего с этим не поделать...
А где Гинкас? Каму Гинкаса забыли! А ведь он очень наш.
– Зачем вы подсказываете?
– Но он ведь тоже «враг народа». И немедленно надо внести в этот список Аллу Борисовну Покровскую, мою близкую подругу, маму Миши Ефремова. Она этого стоит! А то не тех пишут...
– Ефремова во «враги» тоже записали – за чтение стихов Орлуши.
– Мишенька каким-то невероятным юмором пилит этот гадский сук, на котором мы сейчас все сидим. И правые, и виноватые, и герои, и предатели – все сидим на этом суку. Он трещит, накреняется. Но пока выдерживает.
«Не умею думать, как Проханов»
– Я так понимаю, вы считаете лестным для себя быть в списке «русофобов»?
– Я считаю, что это список замечательных людей. Каждый из них сделал для России что-то очень важное и заметное. А те, кто называет их предателями, кроме того, что получают деньги за то, что поливают порядочных людей, ничего для страны не сделали.
Большинство тех, кого причисляют к «пятой колонне» – прекрасные, лучшие люди, которых я глубоко уважаю. Поэтому для меня честь, что я в такой компании. Хотя мне кажется, что немножко недостойна. Я только говорю, что думаю, и считаю, что это единственное, чем могу быть полезна.
А то, что нас переписывают и называют «врагами народа»... Бог во всем разберется. И время, и история. Кто есть враги – это все очень скоро выяснится. Конечно, многие увернутся. Приспособятся. Перелицуются. Но большинство из них будут названы.
– Лично вас, вероятно, записали во «враги народа» за поддержку Украины и Надежды Савченко.
– В ноябре я приезжала со спектаклем в Тюмень. Федоровские активисты из НОД (Национально-освободительное движение, прославившееся нападениями на оппозиционеров. – Авт.) распространяли огромное количество листовок, я одну привезла. Там список всех моих «преступлений» – политических высказываний, которые я когда-либо делала.
Видимо, я, чтобы не быть «нацпредателем», должна иметь мнение Проханова. Ну что же мне делать, если мы с ним разные люди?! У нас разные судьбы, мы читаем разные книги. Я не умею думать, как он... Поэтому против меня и ведется война. Все эти ложные твиттеры, которые пишут что-то якобы от моего лица... Мне потом приходится каждый раз мучиться, брать адвоката, писать в Роскомнадзор. Мне уже это надоело до чертиков!
«Крушение самолета – это кирдык»
– Лия Меджидовна, если вы – «враг народа», то как называть Проханова, Милонова и прочих?
– А это – «друзья народа»! Только я не знаю, какого. Вот кто их колонна? Я хочу это знать. Кто колонна Проханова, который назвал меня «кровавая Мэри»? Это я случайно по телевизору услышала. Я – «кровавая Мэри», вы представляете?!
– Все с ног на голову.
– Перевертыш и раскол. А сейчас, после того, что произошло с ТУ-154 и моим другом Лизой... Я, когда услышала, что она была на борту пропавшего самолета, сразу стала искать ее номер в записной книжке, чтобы узнать, что случилось. Оказалось, Лиза была у меня на букву «Д» – Доктор Лиза. А потом стало ясно, что уже некуда звонить, только на дно Черного моря... И вот уже Проханов ее присвоил. Она для него друг, любимый человек и даже «праведница».
Мне кажется, гибель этого самолета окончательно разделила наше население на две враждующие половины. Одни убиты известием о крушении борта с артистами и медикаментами. Другие злорадствуют из-за гибели тех, кто летел «попраздновать Новый год с военными, которые бомбили Алеппо». Этот раскол начался с Украины, с Донбасса, продолжился после «Крымнаш», а теперь...
Мы артисты, нас везут – вот в чем ужас. И мы будем танцевать там, куда полетит наш самолет. В Сирию – так в Сирию. Веселиться после того, что случилось в Алеппо. Понимая, какой ценой дался этот праздник. Артисты Ансамбля песни и пляски им. Александрова работали в таком же коллективе, каким для меня является театр.
Кто есть Бог-Отец, до сих пор является темой дискуссий богословов всего мира. Его считают Творцом мира и человека, Абсолютом и одновременно – триединым в Святой Троице. Эти догматы вместе с пониманием сути Вселенной заслуживают более детального внимания и анализа.
Бог Отец - кто он?
О существовании единого Бога-Отца люди знали задолго до Христова Рождества, примером тому – индийские «Упанишады», которые были созданы за полторы тысячи лет до н. э. Там говорится, что вначале не было ничего, кроме Великого Брахмана. Народы Африки упоминают об Олоруне, превратившем водный Хаос в небо и землю, а на 5 день создавшем людей. Во многих древних культурах имеется образ «высший разум - Бог Отец», но в христианстве есть главное отличие – Бог – триедин. Чтобы вложить это понятие в умы поклонявшихся языческим божествам, появилось триединство: Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Дух Святой.
Бог-Отец в христианстве – это первейшая ипостась , Его почитают, как Творца мира и человека. Богословы Греции называли Бога-Отца основой целостности Троицы, который познается через Своего Сына. Намного позже философы назвали Его первоначальным определением высшей идеи, Бог-Отец Абсолют – первооснова мира и начало сущего. Среди имен Бога-Отца:
- Саваоф – Господь Воинств, упоминается в Ветхом Завете и в псалмах.
- Яхве. Описывается в истории о Моисее.
Как выглядит Бог-Отец?
Как выглядит Бог, Отец Иисуса? Ответа на этот вопрос нет до сих пор. В Библии упоминается, что Бог говорил с людьми в виде горящего куста и столба огня, а увидеть Его воочию не может никто и никогда. Посылает вместо себя ангелов, потому что не может человек узреть Его и остаться в живых. Философы и теологи уверены: Бог-Отец существует вне времени, потому меняться не может.
Поскольку Бог-Отец никогда не показывался людям, Стоглавый собор в 1551 году наложил запрет на Его изображения. Единственным допустимым каноном стал образ Андрея Рублева «Троица». Но сегодня есть и «Бог-Отец» икона, созданная гораздо позже, где Господь изображен, как седой Старец. Ее можно увидеть во многих храмах: на самом верху иконостаса и на куполах.
Как появился Бог-Отец?
Еще один вопрос, на который тоже нет внятного ответа: «Откуда появился Бог Отец?» Вариант был один: Бог существовал всегда, как Творец Вселенной. Поэтому теологи и философы дают два объяснения такой позиции:
- Бог не мог появиться, потому что тогда не существовало понятия времени. Он его создал, вместе с пространством.
- Чтобы понять, откуда появился Бог, нужно мыслить за пределами Вселенной, вне времени и пространства. Человек на такое пока не способен.
Бог-Отец в православии
В Ветхом Завете нет обращения к Богу от людей «Отец», и не из-за того, что не слышали о Пресвятой Троице. Просто положение в отношении к Господу был другим, после согрешения Адама людей изгнали из рая, и они перешли в стан Божьих врагов. Бог-Отец в Ветхом Завете описывается, как грозная сила, наказывающая людей за непослушание. В Новом Завете Он уже – Отец всем, кто в Него верует. Единство двух текстов в том, что в обоих для спасения человечества говорит и совершает деяния один и тот же Бог.
Бог-Отец и Господь Иисус Христос
С появлением Нового Завета, Бог-Отец в христианстве упоминается уже в примирении с людьми через Сына Своего Иисуса Христа. Во этом Завете говорится, что Сын Божий был предвестником усыновления людей Господом. И теперь верующие получают благословение не от первой ипостаси Пресвятой Троицы, а от Бога-Отца, поскольку грехи человечества искупил на кресте Христос. В священных книгах написано, что Бог - Отец Иисуса Христа, который во время крещения Иисуса в водах Иордана явился в виде и повелел людям слушаться Своего Сына.
Пытаясь разъяснить суть веры в Пресвятую Троицу, теологи излагают такие постулаты:
- Все три Лица Бога имеют одинаковое Божеское достоинство, на равных. Так как Бог в Своем существе – един, то и свойства Божии присущи всем трем ипостасям.
- Различие только в том, что Бог-Отец ни от кого не исходит, а Сын Господа родился от Бога-Отца превечно, Дух Святой исходит от Бога-Отца.
…они поют по-французски те самые псалмы, которые мы поем по латыни.
Барон дю Валлон де Брасье де Пьерфон
В течение нескольких веков Тулузское графство, по сути, не знало королевской власти. Будучи формальными вассалами королей Франции, графы Тулузские фактически обладали полной независимостью и управляли графством по своему разумению.
Необходимо заметить, что феодальные отношения Высокого Средневековья сильно отличались от привычных современному читателю отношений начальника с подчинённым или государя с подданным. Король считался не более чем первым среди равных, и очень часто в этом словосочетании ключевым оказывалось последнее слово. Даже де-юре сюзеренитет накладывал весьма немногочисленные обязанности как на вассала, так и на сюзерена: а по факту зачастую игнорировались даже они. Так, Раймунд-Рожер Транкавель, виконт Безье, Альби и Каркассона, вассал короля Арагона Педро II не получил от сюзерена никакой помощи, отправившись на переговоры с крестоносцами при осаде Каркассона и угодив вместо переговоров в тюрьму, где и скончался через несколько месяцев. В свою очередь, сам Педро II, будучи вассалом Папы Римского, через четыре года вступил в войну против крестоносцев, благословлённых на поход, между прочим, его сюзереном: на этой войне король и сложил голову в битве при Мюре.
Вспомним также, что государств ни в современном смысле, ни в смысле позднеантичном в это время в Европе не существовало. Были территории, объединяемые общей культурой населения, сходством языков, обычаев и хозяйственных укладов. Поверх этих территорий, далеко не всегда соответствуя их довольно расплывчатым границам, накладывалась сетка феодальных доменов различного ранга, отражающая не культурную общность, но формальное административное подчинение. Границы доменов при этом также не были незыблемы, как и их число, меняясь в зависимости от военной мощи отдельных феодалов, всевозможных политических манёвров, желания и возможности прибрать себе соседние территории.
Собственно Окситания, частью которой являлось Тулузское графство, располагалась на землях бывших римских провинций Аквитания и Нарбонская Галлия и представляла собой страну, даже язык которой отличался от северных регионов. Если на севере Франции, в бывшей Лугдунской Галлии, говорили на языках, именовавшихся ланг д"ойль, языки Окситании назывались ланг д"ок. Лингвисты относят их к отдельной, окситано-романской языковой подгруппе: укажем для примера, что к разным подгруппам ныне относятся языки, скажем, французский и итальянский.
Понятно, что при подобных обстоятельствах сюзеренитет какого-то там парижского короля, до которого ехать минимум две недели в одну сторону, являлся для сеньоров Окситании по важности чем-то близким к современной конвенции, предположим, по охране биоразнообразия: что-то когда-то подписывали, было дело - и что с того?
Тем более что в самом графстве дела шли отнюдь не плохо. Тёплый средиземноморский климат, слегка смягчённый близостью Атлантики, плодородные почвы, спокойный холмистый рельеф долин Роны и Гаронны предоставляли близкие к идеальным условия для сельского хозяйства. Виноградники Минервуа и Корбьер известны здесь ещё с римских времён, и по сей день являются гордостью Франции, а мелкий рогатый скот успешно разводили ещё в неолите. Греческие колонисты в середине первого тысячелетия до нашей эры завезли сюда культуру пшеницы и масличных деревьев. Удобные морские порты, расположенные на побережье Лионского залива, были идеальными перевалочными пунктами торговых путей на север по долине Роны и на запад, в обход Центрального горного массива. Неудивительно, что здесь возник крупный торговый, а затем и культурный центр.
Судя по сохранившимся свидетельствам, окситанские сеньоры, сами будучи католиками, в культуру населения подвластных территорий особо не вмешивались, предпочитая политические игры, направленные на умножение своих владений. В графстве были крупные иудейские общины, постоянно присутствовали мусульмане, прибывавшие морским путём с торговыми делами. Феодальные усобицы происходили в графстве с дивной регулярностью: то Тулуза воюет с англичанами, то с Арагоном, одним из североиспанских королевств; то с Транкавелями, вторым по значимости родом в Окситании; то внезапно признаёт сюзеренитет английского короля Генриха II и его сына Ричарда Львиное Сердце, то поддерживает старшего сына английского короля в усобице против Ричарда - но похоже, они мало затрагивали население. Во всяком случае, ничто не помешало Тулузскому двору считаться самым пышным и самым культурным двором Европы. Именно здесь появился феномен трубадуров, бродячих певцов и поэтов, сформировавших базу так называемой «рыцарской культуры» и оказавших огромное влияние на европейскую литературу, от германских миннезингеров до итальянских поэтов Проторенессанса. Языки д"ок быстро распространялись, имея потенциальную возможность стать таким же международным языком искусства, каким был итальянский в Возрождение или французский в XVIII веке. В обстановке веротерпимости и смешения культур благодатную почву нашли для себя всевозможные проповедники, чей взгляд на веру, скажем так, несколько отличался от официальных взглядов Римского Престола. Иначе говоря, еретики.
Папа Римский Иннокентий III. Фреска в монастыре Святого Бенедикта
Римская церковь имела к тому времени богатые традиции борьбы с еретиками, заложенные ещё римскими императорами после IV века нашей эры, когда христианство было государственной религией Римской империи. К защите государственной религии римляне и подходили по государственному, ссылая подальше несогласных и предавая огню их еретические сочинения. Еретики были повсюду. Каждый Вселенский собор осуждал еретические течения, многие не по одному разу, в перерывах между не менее интересными занятиями, вроде выяснения того, исходит ли Дух Святой только от Бога-Отца, или от Сына тоже, и прочими не менее животрепещущими вопросами: но по крайней мере, пока Рим делил власть с Константинополем, до массовых убийств еретиков дело не доходило. После окончательного оформления раскола церквей на православную и католическую, произошедшего в 1054 году с взаимным преданием друг друга анафеме, Римская церковь обратила внимание на свою паству. Результатом стала серия крестовых походов, изначально предпринимавшихся против мусульман за овладение Иерусалимом, но только мусульманами идея явно не исчерпывалась. Уже в середине XII века был предпринят крестовый поход против прибалтийских и полабских славян, пребывавших в язычестве, а ещё через полвека взор Святого Престола обратился к внутреннему врагу.
Катаризм считается крупнейшей ересью Средневековья и наиболее серьёзным противником Римской церкви до начала Реформации. На сегодняшний день в научный оборот введено довольно много документов, позволяющих реконструировать религию катаров с достаточной достоверностью. На их основании современные исследователи с уверенностью утверждают, что эта религия была исключительно христианской, без всяких примесей зороастризма, в чём катаров обвиняли на протяжении многих веков. Собственно наименование «катары» было дано католическим священником Экбертом де Шонау в 1163 году, сами же себя они называли «добрыми христианами». Название «альбигойцы» также было дано католиками, предполагавшими в городе Альби, одном из владений рода Транкавелей, важнейший центр этой ереси. Во многом катары воспроизводили обычаи первых христиан, явно отказываясь от всех позднейших добавлений, вводимых церковными соборами и решениями высших церковных иерархов, признавая только установления Нового Завета. Нет смысла приводить здесь список всех противоречий и расхождений между катарами и Римской церковью: достаточно отметить, что они не подчинялись многим церковным установлениям и не исполняли церковные ритуалы, имея взамен свои собственные. В принципе, такого инакомыслия было более чем достаточно, а если добавить подчёркнуто скромную, в противовес роскоши римских иерархов, жизнь катарских проповедников, «совершенных» (perfecti), как они себя называли, терпимость к пастве и открытость для дискуссий, которые они неплохо умели вести, опасность для официальной религии становилась очевидной.
Вид на город Альби и кафедральный собор св. Цецилии, постройка которого началась в ознаменование
победы над альбигойцами
В 1145 году аббат Бернар из Клерво, видный деятель цистерцианского ордена, читает в Тулузе и Альби первые проповеди, направленные на возвращение заблудших овец в лоно матери - Римской церкви. Овцы возвращаться предсказуемо не хотели, желая продолжать заблуждение. Цистерцианцы развернули широкую пропаганду, утверждая дехристианизированность всего графства и необходимость истребления ереси любой ценой. В 1163 году сожжения катаров в районе Рейна уже зафиксированы документально. В марте 1179 года созывается Третий Латеранский собор, одной из основных задач которого стало осуждение ересей катаров и вальденсов. В 1198 году на Римский престол вступает новый папа Иннокентий III. Практически сразу он начинает принимать меры, сначала большей частью мирные, для обращения катаров, посылая для этого многочисленных проповедников. В 1206 году молодой проповедник Доминик де Гусман пытается обратить катаров, проповедуя нищенство и смирение своим примером. Ничего принципиально для себя нового «добрые христиане» не увидели, и проповеди будущего святого тоже не достигли успеха.
Святой Бернар Клервосский, один из главных вдохновителей альбигойского крестового похода. Эль Греко
Поведение графов Тулузских можно охарактеризовать как бесконечные колебания. Раймунд V Тулузский писал цистерцианцам с просьбой оказать помощь против катарской ереси, фактически расписываясь в собственной беспомощности. Его сын, Раймунд VI, был более благосклонен к еретикам, но и разрыва с Римской церковью не хотел. К 1206 году, однако, стараниями цистерцианцев и папы обстановка накалилась настолько, что начались отлучения от церкви. Раймунд VI попал под отлучение в мае 1207 года. В начале следующего года он встретился с папским легатом, цистерцианцем Пьером де Кастельно: известно, что в процессе встречи они крупно поссорились, и затем легат был найден зарезанным в своей постели. Убийца остался неизвестным, но обвинили в убийстве, разумеется, графа. Иннокентий III призвал к крестовому походу, обещая всем, кто примет в нём участие, земли графа, а также стандартный набор в виде своего благословения, отпущения грехов, покровительства церкви и защиты от кредиторов. Добавим сюда традиционную надежду на трофеи, двигатель всех средневековых войн, и читатель без труда представит себе, какого именно сорта публика собралась в городе Лион в середине 1209 года, нашив на одежду кресты. Раймунд VI обещал присоединиться к этому походу и выполнил обещание. Отлучение с него сняли.
Взятие Безье. Резня в церкви Марии Магдалины
Раймунд-Рожер Транкавель, двадцатичетырёхлетний сеньор городов Безье, Альби, Каркассона и ещё нескольких, в которых жили крупные катарские общины, поспешил навстречу крестоносцам, чтобы попытаться решить дело миром, но встреча не состоялась: молодого человека попросту не приняли. Тогда, трезво оценивая перспективы военных действий, он призвал граждан Безье покинуть город и следовать за ним в Каркассон, где он надеялся выдержать осаду. Горожане отказались, по всей видимости рассчитывая на свои укрепления, считавшиеся неприступными. Утро 22 июля 1209 года застало армию крестоносцев численностью около десяти тысяч человек под стенами Безье.
Святой Доминик, вдохновитель и фактический создатель инквизиции
Крестоносцы потребовали выдачи из города всех катаров, около двухсот человек, обещая за это оставить город в покое. Но горожане не собирались предавать своих соседей ради каких-то непонятных религиозных разночтений. Посланцам крестоносцев отказали.
Горожане совершили единственную, но роковую ошибку: не имея военного опыта, они отправились на вылазку. На плечах отступавших после вылазки горожан в открытые ворота ворвались рутьеры - сброд, двигавшийся вместе с крестоносцами в надежде на поживу. Папский легат Арнольд Амальрик, сопровождавший армию, так описывал произошедшее:
…в то время как бароны совещались о том, к каким уловкам прибегнуть, чтобы вывести из города католиков, слуги и другие люди низкого звания, а некоторые даже без оружия напали на город, не ожидая приказов вождей. К нашему изумлению, крича „к оружию, к оружию!“, за два или три часа они пересекли ров, перелезли через стены, и Безье был взят. Они не пощадили никого, всех предали мечу, почти 20 000 человек, вне зависимости от ранга, пола или возраста. После этой большой резни целый город был разграблен и сожжён. Так чудным образом осуществилась божья месть…
Ему же приписывают фразу, сказанную при штурме города: «Убивайте всех, Господь узнает своих». Собственно, так и произошло: хотя число в 20 000 человек современные исследователи полагают сильно завышенным, и говорить стоит скорее о семи–десяти тысячах, но мало кто из жителей спасся живым из горящего города. Так пал город Безье, первым в войне, которая продлится ещё почти полвека.
Замок Керибюс, последняя крепость альбигойцев
Последним в этой войне пал замок Керибюс в 1255 году. Всего в альбигойских войнах погибло около миллиона человек; с поправкой на ограниченную территорию, крестовый поход оказывается более чем сопоставим с пришедшей веком позже чумой, убившей порядка 24 миллионов человек по всей Европе.
Катары существовали ещё почти семьдесят лет. Последний известный истории «совершенный», Гийом Белибаст, был сожжён инквизицией в местечке Виллеруж-Термен в 1321 году.
Сожжение катаров. Со средневековой гравюры
Святая инквизиция, созданная в 1215 году, за время альбигойских войн набрала богатый опыт по искоренению ересей, который успешно приумножала ещё несколько веков.
Графы Тулузские и Транкавели лишились всех своих владений, отошедших в конце концов французскому королю. Оба рода пресеклись в течение XIII века.
Языки д"ок никогда больше не распространялись за территорию южной Франции, да и там оказались в положении сначала подчинённых, а к нашему времени уже и вымирающих.
Трубадуры исчезли вместе с субстратом, их породившим. Последний трубадур, Гираут Рикьер, немного не дожил до конца тринадцатого столетия, умерев в 1292 году при дворе кастильского короля. Крупнейший культурный центр Высокого Средневековья был уничтожен полностью и безвозвратно.
Использованная литература:
- Анн Бренон. Истинный образ катаризма. 1990
- Жан Луи Гаск. Взятие Безье.
- Дювернуа Жан. Религия катаров (Сокращенный перевод).
- Долуханов П.М. История средиземных морей. М.: Наука, 1988.
- Бенот Байер де Рик. Средние века и религиозные диссиденты: катары и бегины, XI–XIV столетия. Брюссельский Университет, институт религиозных исследований, Брюссель, 2–3-4 мая 2002