Литвинова год рождения. Три мужчины и одна женщина ренаты литвиновой
Для Земфиры и сама снялась в качестве актрисы в клипе Аллы Пугачёвой «Речной Трамвайчик».
Помимо актёрской и режиссёрской работ, Рената Литвинова известна как телеведущая нескольких программ об истории моды («Пьедестал красоты. История обуви с Ренатой Литвиновой» и «Красота скрытого. История нижнего платья с Ренатой Литвиновой» на телеканале «Культура»), о кино («Ночной сеанс с Ренатой Литвиновой» на «НТВ» , «Кинопремьеры» и «Синемания» на «Муз-ТВ»).
Рената Литвинова является рекламным лицом многих брендов. Так, актриса в разное время рекламировала косметику L"Oreal , часы Rado , автомобили Volvo , ювелирные изделия Carrera Y Carrera. В 2014 году Литвинова при поддержке компании Zarina представила свою авторскую коллекцию одежды в стиле 1950-х годов XX века .
Жизнь и карьера
Рената Литвинова родилась 12 января 1967 года в Москве. Имя Рената актриса получила в честь своего дяди Рината, который был татарином . Мать будущей актрисы - Алиса Михайловна Литвинова работала врачом-хирургом , отец Мурат Аминович Вергазов (1940-1987) также был врачом. Родители разошлись, когда Литвиновой был всего год, но актриса в интервью вспоминала его как очень красивого мужчину. Он был потомком старинного татарского рода из города Касимова Рязанской губернии .
1967-1990: Детство и юность
Мать Ренаты Литвиновой всегда много работала и девочка росла самостоятельной. Помимо общеобразовательной, Рената посещала и музыкальную школу, а также секцию лёгкой атлетики , хотя способностей к бегу не имела. Она была выше своих сверстников, за это ей дали прозвище «Останкинская телебашня». Помимо роста, Литвинова отличалась и особым взглядом на мир, который окружающие не воспринимали и высмеивали, а её классный руководитель называла девочку «не от мира сего» и просила не трогать. Она оставляла её после уроков и учила выкручивать половую тряпку, что Литвинова воспринимала как издевательство. Не имея друзей, Рената большую часть свободного времени проводила наедине с собой, читая книги в домашней библиотеке. Любимым писателем у неё был Гоголь . В старших классах школы Рената Литвинова проходила практику в доме престарелых , где её назначили начальницей приёмного отделения, так как постоянных врачей там не было, а кому-то нужно было выполнять работу по приёму пожилых людей. Врачи приезжали лишь в день самого приёма, и дольше не задерживались. Там Литвинова столкнулась с нарушением закона , когда дети сдавали своих родителей, в то время как по закону можно было принимать только одиноких. В интервью Владимиру Познеру она сказала, что у неё было одинокое детство и школа вспоминается с отвращением.
В молодости у Ренаты Литвиновой были большие финансовые проблемы. Это побудило её сниматься в рекламе. Первый рекламный опыт Литвиновой состоялся в девятом классе. Её внешность, видимо, удачно сочеталась с драгоценностями, поскольку именно их ей предложили рекламировать. Позже она успешно прошла отборочный конкурс для работы манекенщицей, но одновременно была принята и во ВГИК, куда и пошла учиться.
Во время учёбы увлекалась историей кино, и, по её собственным словам, предпочитала сценарную работу актёрской.
При написании своего дипломного сценария под названием «Принципиальный и жалостливый взгляд Али К.» у Литвиновой возникли проблемы с рецензентом, который негативно оценил уже почти готовую работу, обвинив в неумении говорить по-русски. В результате её пришлось переписывать три раза. Преддипломную стажировку Рената проходила в объединении известного режиссёра, сценариста и продюсера Сергея Соловьёва «Круг», с которым она познакомилась ещё тогда, когда он руководил казахской мастерской во ВГИКе. Соловьёв считал, что проза Литвиновой очень своеобразна благодаря ярким личностям и незабываемым манерам, а уровень мастерства уже в ранние годы был выдающимся. Соловьёву очень понравился написанный Ренатой сценарий «Нелюбовь» и он запустил его в своём объединении. В 1988 году Литвинова написала сценарий короткометражного фильма «Очень любимая Рита. Последняя с ней встреча», а в 1989 году дебютировала в роли актрисы эпизодической роли в фильме российского режиссёра Аллы Суриковой «Две стрелы. Детектив каменного века», сыграв человека из рода. Так начался творческий путь Ренаты Литвиновой.
1990-2000: Написание сценариев и сотрудничество с Кирой Муратовой
Сразу после появления в кинематографическом обществе Рената Литвинова произвела большое впечатление. Особо в ней отмечали манеру говорить и жестикулировать . Не сделав ещё ничего существенного, Литвинова стала объектом повышенного внимания кинопрессы и богемного общества 1990-х. Она стала модным персонажем, но пока известность Ренаты ограничивалась узким кругом мастеров искусства и журналистов .
В 1992 году Ренатой Литвиновой был написан сценарий для абсурдистской трагикомедии «Трактористы 2 », в котором в ироничной форме рассматривается проблема выбора между богатством и бедностью. Фильм так и не стал успешным, хотя сама Литвинова утверждает, что братья Глеб и Игорь Алейниковы , которые его срежиссировали, обладают большим талантом.
В 1994 году на большие экраны выходит фильм украинского режиссёра Киры Муратовой «Увлеченья», в котором Рената сыграла одну из главных ролей. Муратова ещё в 1980-х годах, прочитав в альманахе «Киносценарии» дипломную работу Литвиновой «Принципиальный и жалостливый взгляд», хотела снять по ней фильм, но так как сама Рената тогда не снималась, считая своё лицо не фотогеничным, сотрудничества не произошло. Через несколько лет они встретились на одном из кинофестивалей и познакомились лично. Муратова убедила молодого сценариста попробовать себя в роли актрисы. Чуть позже, Муратова позвонила Ренате и предложила прийти к ней на кинопробы. Литвинова пришла. Так появился новый персонаж будущей картины - странная медсестра со своими таинственными монологами. В 1995 году фильм получил две премии «Ника» в номинациях «Лучший фильм» и «Лучший режиссёр» , а также спецприз жюри на кинофестивале «Кинотавр» . Позже Литвинова написала несколько новелл для Муратовой, в числе которых была «Офелия, недавно утонувшая». Новелла понравилась Кире и она включила её в свой фильм «Три истории» вместе с двумя произведениями других сценаристов, а также предложила Литвиновой сыграть одну из главных ролей. Актриса исполнила роль работницы архива Офы во второй истории под названием «Офелия». Офа не любит ни мужчин, ни женщин, а исключительно детей. Особое внимание проявляет к тем матерям, которые в роддоме отказываются от своих детей. После этой роли Рената Литвинова заслужила профессиональную известность и попала в историю кино.
2000-2004
После десяти лет работы сценаристом и небольших ролей в кино, Рената получила всероссийскую известность. В 2000 году на телеэкранах вышел кинороман режиссёра Александра Митты «Граница. Таёжный роман» , пилотная серия которого вышла в эфире канала ОРТ 13 декабря . Литвинова сыграла роль гарнизонного медработника Альбины Ворон, странной, утончённой девушки 25-30 лет, которую тяготит жизнь в глубинке России с ненавистным мужем. Он акцентирует внимание на бытовых проблемах, в то время как Альбина считает себя аристократичной особой и борется с его желаниями. «Как только он касается моей руки, мне становится плохо. Мне плохо, и ему плохо. Поэтому у нас детей нет», - объясняла Альбина своим подругам. Но после встречи с Вадимом Глинским, близким по духу человеком - она просто расцветает и меняется. Любимому человеку Альбина готова и варить борщ, и стирать носки. И «голубая кровь» не играет никакой роли. В 2002 году за роль в этом сериале Рената Литвинова получила Государственную премию России .
В 2000 году Литвинова выпустила собственный документальный фильм «Нет смерти для меня» , в котором взяла интервью у пяти легендарных советских актрис: Нонны Мордюковой , Татьяны Окуневской , Татьяны Самойловой , Лидии Смирновой и Веры Васильевой . Литвинова спрашивает актрис о жизни, о кино, о любви , о браке , о смерти , представляя актрис живыми и человечными. Весь фильм разбит на небольшие части, каждая из которых посвящёна отдельной теме. Между некоторыми режиссёр оставила свои комментарии и выводы к отрывкам. Также в фильме демонстрируются кадры советских кинофильмов с участием героинь. Нонна Мордюкова сыграла в этом фильме свою последнюю роль.
В 2001 году Литвинова снялась сразу в трёх картинах: киноальманахе «Чёрная комната» , фильме «Берлинский экспресс» и криминальной драме «Апрель» . В «Чёрной комнате» Литвинова сыграла роль крупье в последнем эпизоде «Гипноз», вместе с Еленой Кориковой , Маратом Башаровым и Михаилом Ефремовым . В «Берлинском экспрессе» актриса исполнила эпизодическую роль агента спецслужб. Также в этом году Литвинова снялась в клипе Аллы Пугачёвой «Речной Трамвайчик», а в 2003 году в клипе выпускницы «Фабрики Звёзд» Юлии Бужиловой на песню «Ты мне пишешь».
После ряда незначительных проектов, Литвинова вернулась к работе сценариста, благодаря чему в 2002 году вышел фильм «Небо. Самолёт. Девушка» . Он стал ремейком фильма 1968 года «Ещё раз про любовь» . В этой работе Рената выступила как сценарист, продюсер и актриса, сыграв главную женскую роль Лары. Сценарий Литвинова писала, опираясь на пьесу Эдварда Радзинского «104 страницы про любовь». Фильм посвящён проблеме любви и расставания.
В 2003 году британский художник, режиссёр и писатель Питер Гринуэй приглашает Литвинову в свой мультимедийный проект «Чемоданы Тульса Люпера» . Помимо Ренаты в проекте принимали участие итальянские актрисы Орнелла Мути и Изабелла Росселлини . Несмотря на участие мировых кинозвёзд, проект не удалось реализовать полностью. Литвинова прошла путь от сценариста , вдохновившего Киру Муратову , Юрия Грымова , Валерия Тодоровского , до режиссёра собственного фильма «Богиня: как я полюбила ».
2004-2008: Работа в театре и фильм «Богиня: как я полюбила»
В издательстве «Афиша» в 2005 году вышла книга «Богиня. Разговоры с Ренатой Литвиновой», написанная журналистом Алексеем Васильевым. Книга составлена из диалогов и отрывков неопубликованной прозы.
Икона стиля
Рената Литвинова получила широкую известность во многом благодаря своему публичному имиджу , стилю в одежде и поведению . По утверждению историка моды Александра Васильева , Литвинова имеет свой стилистический стержень, который ощущается в манере говорить, двигаться, одеваться, причёсываться.
Взгляды
Неоднократно высказывалась против гомофобии , расизма , фашизма . В 2012 году приняла участие в фотопроекте Harper’s Bazaar «Я против!» . В феврале 2013 года , отвечая на вопрос журнала The New Times , выступила со словами поддержки в адрес гомосексуальных подростков: «Когда ты один против всех - надо внутри себя иметь силу и знание, что наступит время, когда, пойдя против всех, но сохранив именно себя, ты будешь правым» . Позже присоединилась к антигомофобной кампании «Будь сильнее», в видеообращении для которой высказала аналогичное мнение .
Личная жизнь
Рената Литвинова старательно избегает разговоров о личной жизни.
Фильмография
За свою карьеру Рената Литвинова снялась в 34 фильмах в актрисы, срежиссировала 7 фильмов (в числе которых 2 концертных фильма для певицы Земфиры и 2 короткометражных фильма для брендов Rado и L"Oreal . Также Литвинова написала сценарии для 14 фильмов, озвучила 4 роли и выступала продюсером 4 картин. В некоторых работах Рената выступила одновременно и в качестве сценариста, и режиссёра, и продюсера и актрисы («Богиня: как я полюбила » и «Последняя сказка Риты »).
Отрывок, характеризующий Литвинова, Рената Муратовна
Пьер несколько раз пересаживался во время игры, то спиной, то лицом к Наташе, и во всё продолжение 6 ти роберов делал наблюдения над ней и своим другом.«Что то очень важное происходит между ними», думал Пьер, и радостное и вместе горькое чувство заставляло его волноваться и забывать об игре.
После 6 ти роберов генерал встал, сказав, что эдак невозможно играть, и Пьер получил свободу. Наташа в одной стороне говорила с Соней и Борисом, Вера о чем то с тонкой улыбкой говорила с князем Андреем. Пьер подошел к своему другу и спросив не тайна ли то, что говорится, сел подле них. Вера, заметив внимание князя Андрея к Наташе, нашла, что на вечере, на настоящем вечере, необходимо нужно, чтобы были тонкие намеки на чувства, и улучив время, когда князь Андрей был один, начала с ним разговор о чувствах вообще и о своей сестре. Ей нужно было с таким умным (каким она считала князя Андрея) гостем приложить к делу свое дипломатическое искусство.
Когда Пьер подошел к ним, он заметил, что Вера находилась в самодовольном увлечении разговора, князь Андрей (что с ним редко бывало) казался смущен.
– Как вы полагаете? – с тонкой улыбкой говорила Вера. – Вы, князь, так проницательны и так понимаете сразу характер людей. Что вы думаете о Натали, может ли она быть постоянна в своих привязанностях, может ли она так, как другие женщины (Вера разумела себя), один раз полюбить человека и навсегда остаться ему верною? Это я считаю настоящею любовью. Как вы думаете, князь?
– Я слишком мало знаю вашу сестру, – отвечал князь Андрей с насмешливой улыбкой, под которой он хотел скрыть свое смущение, – чтобы решить такой тонкий вопрос; и потом я замечал, что чем менее нравится женщина, тем она бывает постояннее, – прибавил он и посмотрел на Пьера, подошедшего в это время к ним.
– Да это правда, князь; в наше время, – продолжала Вера (упоминая о нашем времени, как вообще любят упоминать ограниченные люди, полагающие, что они нашли и оценили особенности нашего времени и что свойства людей изменяются со временем), в наше время девушка имеет столько свободы, что le plaisir d"etre courtisee [удовольствие иметь поклонников] часто заглушает в ней истинное чувство. Et Nathalie, il faut l"avouer, y est tres sensible. [И Наталья, надо признаться, на это очень чувствительна.] Возвращение к Натали опять заставило неприятно поморщиться князя Андрея; он хотел встать, но Вера продолжала с еще более утонченной улыбкой.
– Я думаю, никто так не был courtisee [предметом ухаживанья], как она, – говорила Вера; – но никогда, до самого последнего времени никто серьезно ей не нравился. Вот вы знаете, граф, – обратилась она к Пьеру, – даже наш милый cousin Борис, который был, entre nous [между нами], очень и очень dans le pays du tendre… [в стране нежностей…]
Князь Андрей нахмурившись молчал.
– Вы ведь дружны с Борисом? – сказала ему Вера.
– Да, я его знаю…
– Он верно вам говорил про свою детскую любовь к Наташе?
– А была детская любовь? – вдруг неожиданно покраснев, спросил князь Андрей.
– Да. Vous savez entre cousin et cousine cette intimite mene quelquefois a l"amour: le cousinage est un dangereux voisinage, N"est ce pas? [Знаете, между двоюродным братом и сестрой эта близость приводит иногда к любви. Такое родство – опасное соседство. Не правда ли?]
– О, без сомнения, – сказал князь Андрей, и вдруг, неестественно оживившись, он стал шутить с Пьером о том, как он должен быть осторожным в своем обращении с своими 50 ти летними московскими кузинами, и в середине шутливого разговора встал и, взяв под руку Пьера, отвел его в сторону.
– Ну что? – сказал Пьер, с удивлением смотревший на странное оживление своего друга и заметивший взгляд, который он вставая бросил на Наташу.
– Мне надо, мне надо поговорить с тобой, – сказал князь Андрей. – Ты знаешь наши женские перчатки (он говорил о тех масонских перчатках, которые давались вновь избранному брату для вручения любимой женщине). – Я… Но нет, я после поговорю с тобой… – И с странным блеском в глазах и беспокойством в движениях князь Андрей подошел к Наташе и сел подле нее. Пьер видел, как князь Андрей что то спросил у нее, и она вспыхнув отвечала ему.
Но в это время Берг подошел к Пьеру, настоятельно упрашивая его принять участие в споре между генералом и полковником об испанских делах.
Берг был доволен и счастлив. Улыбка радости не сходила с его лица. Вечер был очень хорош и совершенно такой, как и другие вечера, которые он видел. Всё было похоже. И дамские, тонкие разговоры, и карты, и за картами генерал, возвышающий голос, и самовар, и печенье; но одного еще недоставало, того, что он всегда видел на вечерах, которым он желал подражать.
Недоставало громкого разговора между мужчинами и спора о чем нибудь важном и умном. Генерал начал этот разговор и к нему то Берг привлек Пьера.
На другой день князь Андрей поехал к Ростовым обедать, так как его звал граф Илья Андреич, и провел у них целый день.
Все в доме чувствовали для кого ездил князь Андрей, и он, не скрывая, целый день старался быть с Наташей. Не только в душе Наташи испуганной, но счастливой и восторженной, но во всем доме чувствовался страх перед чем то важным, имеющим совершиться. Графиня печальными и серьезно строгими глазами смотрела на князя Андрея, когда он говорил с Наташей, и робко и притворно начинала какой нибудь ничтожный разговор, как скоро он оглядывался на нее. Соня боялась уйти от Наташи и боялась быть помехой, когда она была с ними. Наташа бледнела от страха ожидания, когда она на минуты оставалась с ним с глазу на глаз. Князь Андрей поражал ее своей робостью. Она чувствовала, что ему нужно было сказать ей что то, но что он не мог на это решиться.
Когда вечером князь Андрей уехал, графиня подошла к Наташе и шопотом сказала:
– Ну что?
– Мама, ради Бога ничего не спрашивайте у меня теперь. Это нельзя говорить, – сказала Наташа.
Но несмотря на то, в этот вечер Наташа, то взволнованная, то испуганная, с останавливающимися глазами лежала долго в постели матери. То она рассказывала ей, как он хвалил ее, то как он говорил, что поедет за границу, то, что он спрашивал, где они будут жить это лето, то как он спрашивал ее про Бориса.
– Но такого, такого… со мной никогда не бывало! – говорила она. – Только мне страшно при нем, мне всегда страшно при нем, что это значит? Значит, что это настоящее, да? Мама, вы спите?
– Нет, душа моя, мне самой страшно, – отвечала мать. – Иди.
– Все равно я не буду спать. Что за глупости спать? Maмаша, мамаша, такого со мной никогда не бывало! – говорила она с удивлением и испугом перед тем чувством, которое она сознавала в себе. – И могли ли мы думать!…
Наташе казалось, что еще когда она в первый раз увидала князя Андрея в Отрадном, она влюбилась в него. Ее как будто пугало это странное, неожиданное счастье, что тот, кого она выбрала еще тогда (она твердо была уверена в этом), что тот самый теперь опять встретился ей, и, как кажется, неравнодушен к ней. «И надо было ему нарочно теперь, когда мы здесь, приехать в Петербург. И надо было нам встретиться на этом бале. Всё это судьба. Ясно, что это судьба, что всё это велось к этому. Еще тогда, как только я увидала его, я почувствовала что то особенное».
– Что ж он тебе еще говорил? Какие стихи то эти? Прочти… – задумчиво сказала мать, спрашивая про стихи, которые князь Андрей написал в альбом Наташе.
– Мама, это не стыдно, что он вдовец?
– Полно, Наташа. Молись Богу. Les Marieiages se font dans les cieux. [Браки заключаются в небесах.]
– Голубушка, мамаша, как я вас люблю, как мне хорошо! – крикнула Наташа, плача слезами счастья и волнения и обнимая мать.
В это же самое время князь Андрей сидел у Пьера и говорил ему о своей любви к Наташе и о твердо взятом намерении жениться на ней.
В этот день у графини Елены Васильевны был раут, был французский посланник, был принц, сделавшийся с недавнего времени частым посетителем дома графини, и много блестящих дам и мужчин. Пьер был внизу, прошелся по залам, и поразил всех гостей своим сосредоточенно рассеянным и мрачным видом.
Пьер со времени бала чувствовал в себе приближение припадков ипохондрии и с отчаянным усилием старался бороться против них. Со времени сближения принца с его женою, Пьер неожиданно был пожалован в камергеры, и с этого времени он стал чувствовать тяжесть и стыд в большом обществе, и чаще ему стали приходить прежние мрачные мысли о тщете всего человеческого. В это же время замеченное им чувство между покровительствуемой им Наташей и князем Андреем, своей противуположностью между его положением и положением его друга, еще усиливало это мрачное настроение. Он одинаково старался избегать мыслей о своей жене и о Наташе и князе Андрее. Опять всё ему казалось ничтожно в сравнении с вечностью, опять представлялся вопрос: «к чему?». И он дни и ночи заставлял себя трудиться над масонскими работами, надеясь отогнать приближение злого духа. Пьер в 12 м часу, выйдя из покоев графини, сидел у себя наверху в накуренной, низкой комнате, в затасканном халате перед столом и переписывал подлинные шотландские акты, когда кто то вошел к нему в комнату. Это был князь Андрей.
– А, это вы, – сказал Пьер с рассеянным и недовольным видом. – А я вот работаю, – сказал он, указывая на тетрадь с тем видом спасения от невзгод жизни, с которым смотрят несчастливые люди на свою работу.
Князь Андрей с сияющим, восторженным и обновленным к жизни лицом остановился перед Пьером и, не замечая его печального лица, с эгоизмом счастия улыбнулся ему.
– Ну, душа моя, – сказал он, – я вчера хотел сказать тебе и нынче за этим приехал к тебе. Никогда не испытывал ничего подобного. Я влюблен, мой друг.
Пьер вдруг тяжело вздохнул и повалился своим тяжелым телом на диван, подле князя Андрея.
– В Наташу Ростову, да? – сказал он.
– Да, да, в кого же? Никогда не поверил бы, но это чувство сильнее меня. Вчера я мучился, страдал, но и мученья этого я не отдам ни за что в мире. Я не жил прежде. Теперь только я живу, но я не могу жить без нее. Но может ли она любить меня?… Я стар для нее… Что ты не говоришь?…
– Я? Я? Что я говорил вам, – вдруг сказал Пьер, вставая и начиная ходить по комнате. – Я всегда это думал… Эта девушка такое сокровище, такое… Это редкая девушка… Милый друг, я вас прошу, вы не умствуйте, не сомневайтесь, женитесь, женитесь и женитесь… И я уверен, что счастливее вас не будет человека.
– Но она!
– Она любит вас.
– Не говори вздору… – сказал князь Андрей, улыбаясь и глядя в глаза Пьеру.
– Любит, я знаю, – сердито закричал Пьер.
– Нет, слушай, – сказал князь Андрей, останавливая его за руку. – Ты знаешь ли, в каком я положении? Мне нужно сказать все кому нибудь.
– Ну, ну, говорите, я очень рад, – говорил Пьер, и действительно лицо его изменилось, морщина разгладилась, и он радостно слушал князя Андрея. Князь Андрей казался и был совсем другим, новым человеком. Где была его тоска, его презрение к жизни, его разочарованность? Пьер был единственный человек, перед которым он решался высказаться; но зато он ему высказывал всё, что у него было на душе. То он легко и смело делал планы на продолжительное будущее, говорил о том, как он не может пожертвовать своим счастьем для каприза своего отца, как он заставит отца согласиться на этот брак и полюбить ее или обойдется без его согласия, то он удивлялся, как на что то странное, чуждое, от него независящее, на то чувство, которое владело им.
– Я бы не поверил тому, кто бы мне сказал, что я могу так любить, – говорил князь Андрей. – Это совсем не то чувство, которое было у меня прежде. Весь мир разделен для меня на две половины: одна – она и там всё счастье надежды, свет; другая половина – всё, где ее нет, там всё уныние и темнота…
– Темнота и мрак, – повторил Пьер, – да, да, я понимаю это.
– Я не могу не любить света, я не виноват в этом. И я очень счастлив. Ты понимаешь меня? Я знаю, что ты рад за меня.
– Да, да, – подтверждал Пьер, умиленными и грустными глазами глядя на своего друга. Чем светлее представлялась ему судьба князя Андрея, тем мрачнее представлялась своя собственная.
Для женитьбы нужно было согласие отца, и для этого на другой день князь Андрей уехал к отцу.
Отец с наружным спокойствием, но внутренней злобой принял сообщение сына. Он не мог понять того, чтобы кто нибудь хотел изменять жизнь, вносить в нее что нибудь новое, когда жизнь для него уже кончалась. – «Дали бы только дожить так, как я хочу, а потом бы делали, что хотели», говорил себе старик. С сыном однако он употребил ту дипломацию, которую он употреблял в важных случаях. Приняв спокойный тон, он обсудил всё дело.
Во первых, женитьба была не блестящая в отношении родства, богатства и знатности. Во вторых, князь Андрей был не первой молодости и слаб здоровьем (старик особенно налегал на это), а она была очень молода. В третьих, был сын, которого жалко было отдать девчонке. В четвертых, наконец, – сказал отец, насмешливо глядя на сына, – я тебя прошу, отложи дело на год, съезди за границу, полечись, сыщи, как ты и хочешь, немца, для князя Николая, и потом, ежели уж любовь, страсть, упрямство, что хочешь, так велики, тогда женись.
– И это последнее мое слово, знай, последнее… – кончил князь таким тоном, которым показывал, что ничто не заставит его изменить свое решение.
Князь Андрей ясно видел, что старик надеялся, что чувство его или его будущей невесты не выдержит испытания года, или что он сам, старый князь, умрет к этому времени, и решил исполнить волю отца: сделать предложение и отложить свадьбу на год.
Через три недели после своего последнего вечера у Ростовых, князь Андрей вернулся в Петербург.
На другой день после своего объяснения с матерью, Наташа ждала целый день Болконского, но он не приехал. На другой, на третий день было то же самое. Пьер также не приезжал, и Наташа, не зная того, что князь Андрей уехал к отцу, не могла себе объяснить его отсутствия.
Так прошли три недели. Наташа никуда не хотела выезжать и как тень, праздная и унылая, ходила по комнатам, вечером тайно от всех плакала и не являлась по вечерам к матери. Она беспрестанно краснела и раздражалась. Ей казалось, что все знают о ее разочаровании, смеются и жалеют о ней. При всей силе внутреннего горя, это тщеславное горе усиливало ее несчастие.
Однажды она пришла к графине, хотела что то сказать ей, и вдруг заплакала. Слезы ее были слезы обиженного ребенка, который сам не знает, за что он наказан.
Графиня стала успокоивать Наташу. Наташа, вслушивавшаяся сначала в слова матери, вдруг прервала ее:
– Перестаньте, мама, я и не думаю, и не хочу думать! Так, поездил и перестал, и перестал…
Голос ее задрожал, она чуть не заплакала, но оправилась и спокойно продолжала: – И совсем я не хочу выходить замуж. И я его боюсь; я теперь совсем, совсем, успокоилась…
На другой день после этого разговора Наташа надела то старое платье, которое было ей особенно известно за доставляемую им по утрам веселость, и с утра начала тот свой прежний образ жизни, от которого она отстала после бала. Она, напившись чаю, пошла в залу, которую она особенно любила за сильный резонанс, и начала петь свои солфеджи (упражнения пения). Окончив первый урок, она остановилась на середине залы и повторила одну музыкальную фразу, особенно понравившуюся ей. Она прислушалась радостно к той (как будто неожиданной для нее) прелести, с которой эти звуки переливаясь наполнили всю пустоту залы и медленно замерли, и ей вдруг стало весело. «Что об этом думать много и так хорошо», сказала она себе и стала взад и вперед ходить по зале, ступая не простыми шагами по звонкому паркету, но на всяком шагу переступая с каблучка (на ней были новые, любимые башмаки) на носок, и так же радостно, как и к звукам своего голоса прислушиваясь к этому мерному топоту каблучка и поскрипыванью носка. Проходя мимо зеркала, она заглянула в него. – «Вот она я!» как будто говорило выражение ее лица при виде себя. – «Ну, и хорошо. И никого мне не нужно».
Лакей хотел войти, чтобы убрать что то в зале, но она не пустила его, опять затворив за ним дверь, и продолжала свою прогулку. Она возвратилась в это утро опять к своему любимому состоянию любви к себе и восхищения перед собою. – «Что за прелесть эта Наташа!» сказала она опять про себя словами какого то третьего, собирательного, мужского лица. – «Хороша, голос, молода, и никому она не мешает, оставьте только ее в покое». Но сколько бы ни оставляли ее в покое, она уже не могла быть покойна и тотчас же почувствовала это.
В передней отворилась дверь подъезда, кто то спросил: дома ли? и послышались чьи то шаги. Наташа смотрелась в зеркало, но она не видала себя. Она слушала звуки в передней. Когда она увидала себя, лицо ее было бледно. Это был он. Она это верно знала, хотя чуть слышала звук его голоса из затворенных дверей.
Наташа, бледная и испуганная, вбежала в гостиную.
– Мама, Болконский приехал! – сказала она. – Мама, это ужасно, это несносно! – Я не хочу… мучиться! Что же мне делать?…
Еще графиня не успела ответить ей, как князь Андрей с тревожным и серьезным лицом вошел в гостиную. Как только он увидал Наташу, лицо его просияло. Он поцеловал руку графини и Наташи и сел подле дивана.
– Давно уже мы не имели удовольствия… – начала было графиня, но князь Андрей перебил ее, отвечая на ее вопрос и очевидно торопясь сказать то, что ему было нужно.
– Я не был у вас всё это время, потому что был у отца: мне нужно было переговорить с ним о весьма важном деле. Я вчера ночью только вернулся, – сказал он, взглянув на Наташу. – Мне нужно переговорить с вами, графиня, – прибавил он после минутного молчания.
Графиня, тяжело вздохнув, опустила глаза.
– Я к вашим услугам, – проговорила она.
Наташа знала, что ей надо уйти, но она не могла этого сделать: что то сжимало ей горло, и она неучтиво, прямо, открытыми глазами смотрела на князя Андрея.
«Сейчас? Сию минуту!… Нет, это не может быть!» думала она.
Он опять взглянул на нее, и этот взгляд убедил ее в том, что она не ошиблась. – Да, сейчас, сию минуту решалась ее судьба.
– Поди, Наташа, я позову тебя, – сказала графиня шопотом.
Наташа испуганными, умоляющими глазами взглянула на князя Андрея и на мать, и вышла.
– Я приехал, графиня, просить руки вашей дочери, – сказал князь Андрей. Лицо графини вспыхнуло, но она ничего не сказала.
– Ваше предложение… – степенно начала графиня. – Он молчал, глядя ей в глаза. – Ваше предложение… (она сконфузилась) нам приятно, и… я принимаю ваше предложение, я рада. И муж мой… я надеюсь… но от нее самой будет зависеть…
– Я скажу ей тогда, когда буду иметь ваше согласие… даете ли вы мне его? – сказал князь Андрей.
– Да, – сказала графиня и протянула ему руку и с смешанным чувством отчужденности и нежности прижалась губами к его лбу, когда он наклонился над ее рукой. Она желала любить его, как сына; но чувствовала, что он был чужой и страшный для нее человек. – Я уверена, что мой муж будет согласен, – сказала графиня, – но ваш батюшка…
– Мой отец, которому я сообщил свои планы, непременным условием согласия положил то, чтобы свадьба была не раньше года. И это то я хотел сообщить вам, – сказал князь Андрей.
– Правда, что Наташа еще молода, но так долго.
– Это не могло быть иначе, – со вздохом сказал князь Андрей.
– Я пошлю вам ее, – сказала графиня и вышла из комнаты.
– Господи, помилуй нас, – твердила она, отыскивая дочь. Соня сказала, что Наташа в спальне. Наташа сидела на своей кровати, бледная, с сухими глазами, смотрела на образа и, быстро крестясь, шептала что то. Увидав мать, она вскочила и бросилась к ней.
– Что? Мама?… Что?
– Поди, поди к нему. Он просит твоей руки, – сказала графиня холодно, как показалось Наташе… – Поди… поди, – проговорила мать с грустью и укоризной вслед убегавшей дочери, и тяжело вздохнула.
Наташа не помнила, как она вошла в гостиную. Войдя в дверь и увидав его, она остановилась. «Неужели этот чужой человек сделался теперь всё для меня?» спросила она себя и мгновенно ответила: «Да, всё: он один теперь дороже для меня всего на свете». Князь Андрей подошел к ней, опустив глаза.
– Я полюбил вас с той минуты, как увидал вас. Могу ли я надеяться?
Он взглянул на нее, и серьезная страстность выражения ее лица поразила его. Лицо ее говорило: «Зачем спрашивать? Зачем сомневаться в том, чего нельзя не знать? Зачем говорить, когда нельзя словами выразить того, что чувствуешь».
Она приблизилась к нему и остановилась. Он взял ее руку и поцеловал.
– Любите ли вы меня?
– Да, да, – как будто с досадой проговорила Наташа, громко вздохнула, другой раз, чаще и чаще, и зарыдала.
– Об чем? Что с вами?
– Ах, я так счастлива, – отвечала она, улыбнулась сквозь слезы, нагнулась ближе к нему, подумала секунду, как будто спрашивая себя, можно ли это, и поцеловала его.
Князь Андрей держал ее руки, смотрел ей в глаза, и не находил в своей душе прежней любви к ней. В душе его вдруг повернулось что то: не было прежней поэтической и таинственной прелести желания, а была жалость к ее женской и детской слабости, был страх перед ее преданностью и доверчивостью, тяжелое и вместе радостное сознание долга, навеки связавшего его с нею. Настоящее чувство, хотя и не было так светло и поэтично как прежнее, было серьезнее и сильнее.
– Сказала ли вам maman, что это не может быть раньше года? – сказал князь Андрей, продолжая глядеть в ее глаза. «Неужели это я, та девочка ребенок (все так говорили обо мне) думала Наташа, неужели я теперь с этой минуты жена, равная этого чужого, милого, умного человека, уважаемого даже отцом моим. Неужели это правда! неужели правда, что теперь уже нельзя шутить жизнию, теперь уж я большая, теперь уж лежит на мне ответственность за всякое мое дело и слово? Да, что он спросил у меня?»
– Нет, – отвечала она, но она не понимала того, что он спрашивал.
– Простите меня, – сказал князь Андрей, – но вы так молоды, а я уже так много испытал жизни. Мне страшно за вас. Вы не знаете себя.
Наташа с сосредоточенным вниманием слушала, стараясь понять смысл его слов и не понимала.
– Как ни тяжел мне будет этот год, отсрочивающий мое счастье, – продолжал князь Андрей, – в этот срок вы поверите себя. Я прошу вас через год сделать мое счастье; но вы свободны: помолвка наша останется тайной и, ежели вы убедились бы, что вы не любите меня, или полюбили бы… – сказал князь Андрей с неестественной улыбкой.
– Зачем вы это говорите? – перебила его Наташа. – Вы знаете, что с того самого дня, как вы в первый раз приехали в Отрадное, я полюбила вас, – сказала она, твердо уверенная, что она говорила правду.
– В год вы узнаете себя…
– Целый год! – вдруг сказала Наташа, теперь только поняв то, что свадьба отсрочена на год. – Да отчего ж год? Отчего ж год?… – Князь Андрей стал ей объяснять причины этой отсрочки. Наташа не слушала его.
– И нельзя иначе? – спросила она. Князь Андрей ничего не ответил, но в лице его выразилась невозможность изменить это решение.
– Это ужасно! Нет, это ужасно, ужасно! – вдруг заговорила Наташа и опять зарыдала. – Я умру, дожидаясь года: это нельзя, это ужасно. – Она взглянула в лицо своего жениха и увидала на нем выражение сострадания и недоумения.
– Нет, нет, я всё сделаю, – сказала она, вдруг остановив слезы, – я так счастлива! – Отец и мать вошли в комнату и благословили жениха и невесту.
С этого дня князь Андрей женихом стал ездить к Ростовым.
Обручения не было и никому не было объявлено о помолвке Болконского с Наташей; на этом настоял князь Андрей. Он говорил, что так как он причиной отсрочки, то он и должен нести всю тяжесть ее. Он говорил, что он навеки связал себя своим словом, но что он не хочет связывать Наташу и предоставляет ей полную свободу. Ежели она через полгода почувствует, что она не любит его, она будет в своем праве, ежели откажет ему. Само собою разумеется, что ни родители, ни Наташа не хотели слышать об этом; но князь Андрей настаивал на своем. Князь Андрей бывал каждый день у Ростовых, но не как жених обращался с Наташей: он говорил ей вы и целовал только ее руку. Между князем Андреем и Наташей после дня предложения установились совсем другие чем прежде, близкие, простые отношения. Они как будто до сих пор не знали друг друга. И он и она любили вспоминать о том, как они смотрели друг на друга, когда были еще ничем, теперь оба они чувствовали себя совсем другими существами: тогда притворными, теперь простыми и искренними. Сначала в семействе чувствовалась неловкость в обращении с князем Андреем; он казался человеком из чуждого мира, и Наташа долго приучала домашних к князю Андрею и с гордостью уверяла всех, что он только кажется таким особенным, а что он такой же, как и все, и что она его не боится и что никто не должен бояться его. После нескольких дней, в семействе к нему привыкли и не стесняясь вели при нем прежний образ жизни, в котором он принимал участие. Он про хозяйство умел говорить с графом и про наряды с графиней и Наташей, и про альбомы и канву с Соней. Иногда домашние Ростовы между собою и при князе Андрее удивлялись тому, как всё это случилось и как очевидны были предзнаменования этого: и приезд князя Андрея в Отрадное, и их приезд в Петербург, и сходство между Наташей и князем Андреем, которое заметила няня в первый приезд князя Андрея, и столкновение в 1805 м году между Андреем и Николаем, и еще много других предзнаменований того, что случилось, было замечено домашними.
В доме царствовала та поэтическая скука и молчаливость, которая всегда сопутствует присутствию жениха и невесты. Часто сидя вместе, все молчали. Иногда вставали и уходили, и жених с невестой, оставаясь одни, всё также молчали. Редко они говорили о будущей своей жизни. Князю Андрею страшно и совестно было говорить об этом. Наташа разделяла это чувство, как и все его чувства, которые она постоянно угадывала. Один раз Наташа стала расспрашивать про его сына. Князь Андрей покраснел, что с ним часто случалось теперь и что особенно любила Наташа, и сказал, что сын его не будет жить с ними.
– Отчего? – испуганно сказала Наташа.
– Я не могу отнять его у деда и потом…
– Как бы я его любила! – сказала Наташа, тотчас же угадав его мысль; но я знаю, вы хотите, чтобы не было предлогов обвинять вас и меня.
Старый граф иногда подходил к князю Андрею, целовал его, спрашивал у него совета на счет воспитания Пети или службы Николая. Старая графиня вздыхала, глядя на них. Соня боялась всякую минуту быть лишней и старалась находить предлоги оставлять их одних, когда им этого и не нужно было. Когда князь Андрей говорил (он очень хорошо рассказывал), Наташа с гордостью слушала его; когда она говорила, то со страхом и радостью замечала, что он внимательно и испытующе смотрит на нее. Она с недоумением спрашивала себя: «Что он ищет во мне? Чего то он добивается своим взглядом! Что, как нет во мне того, что он ищет этим взглядом?» Иногда она входила в свойственное ей безумно веселое расположение духа, и тогда она особенно любила слушать и смотреть, как князь Андрей смеялся. Он редко смеялся, но зато, когда он смеялся, то отдавался весь своему смеху, и всякий раз после этого смеха она чувствовала себя ближе к нему. Наташа была бы совершенно счастлива, ежели бы мысль о предстоящей и приближающейся разлуке не пугала ее, так как и он бледнел и холодел при одной мысли о том.
Накануне своего отъезда из Петербурга, князь Андрей привез с собой Пьера, со времени бала ни разу не бывшего у Ростовых. Пьер казался растерянным и смущенным. Он разговаривал с матерью. Наташа села с Соней у шахматного столика, приглашая этим к себе князя Андрея. Он подошел к ним.
– Вы ведь давно знаете Безухого? – спросил он. – Вы любите его?
– Да, он славный, но смешной очень.
И она, как всегда говоря о Пьере, стала рассказывать анекдоты о его рассеянности, анекдоты, которые даже выдумывали на него.
– Вы знаете, я поверил ему нашу тайну, – сказал князь Андрей. – Я знаю его с детства. Это золотое сердце. Я вас прошу, Натали, – сказал он вдруг серьезно; – я уеду, Бог знает, что может случиться. Вы можете разлю… Ну, знаю, что я не должен говорить об этом. Одно, – чтобы ни случилось с вами, когда меня не будет…
– Что ж случится?…
– Какое бы горе ни было, – продолжал князь Андрей, – я вас прошу, m lle Sophie, что бы ни случилось, обратитесь к нему одному за советом и помощью. Это самый рассеянный и смешной человек, но самое золотое сердце.
Ни отец и мать, ни Соня, ни сам князь Андрей не могли предвидеть того, как подействует на Наташу расставанье с ее женихом. Красная и взволнованная, с сухими глазами, она ходила этот день по дому, занимаясь самыми ничтожными делами, как будто не понимая того, что ожидает ее. Она не плакала и в ту минуту, как он, прощаясь, последний раз поцеловал ее руку. – Не уезжайте! – только проговорила она ему таким голосом, который заставил его задуматься о том, не нужно ли ему действительно остаться и который он долго помнил после этого. Когда он уехал, она тоже не плакала; но несколько дней она не плача сидела в своей комнате, не интересовалась ничем и только говорила иногда: – Ах, зачем он уехал!
Но через две недели после его отъезда, она так же неожиданно для окружающих ее, очнулась от своей нравственной болезни, стала такая же как прежде, но только с измененной нравственной физиогномией, как дети с другим лицом встают с постели после продолжительной болезни.
Здоровье и характер князя Николая Андреича Болконского, в этот последний год после отъезда сына, очень ослабели. Он сделался еще более раздражителен, чем прежде, и все вспышки его беспричинного гнева большей частью обрушивались на княжне Марье. Он как будто старательно изыскивал все больные места ее, чтобы как можно жесточе нравственно мучить ее. У княжны Марьи были две страсти и потому две радости: племянник Николушка и религия, и обе были любимыми темами нападений и насмешек князя. О чем бы ни заговорили, он сводил разговор на суеверия старых девок или на баловство и порчу детей. – «Тебе хочется его (Николеньку) сделать такой же старой девкой, как ты сама; напрасно: князю Андрею нужно сына, а не девку», говорил он. Или, обращаясь к mademoiselle Bourime, он спрашивал ее при княжне Марье, как ей нравятся наши попы и образа, и шутил…
Он беспрестанно больно оскорблял княжну Марью, но дочь даже не делала усилий над собой, чтобы прощать его. Разве мог он быть виноват перед нею, и разве мог отец ее, который, она всё таки знала это, любил ее, быть несправедливым? Да и что такое справедливость? Княжна никогда не думала об этом гордом слове: «справедливость». Все сложные законы человечества сосредоточивались для нее в одном простом и ясном законе – в законе любви и самоотвержения, преподанном нам Тем, Который с любовью страдал за человечество, когда сам он – Бог. Что ей было за дело до справедливости или несправедливости других людей? Ей надо было самой страдать и любить, и это она делала.
Родилась Рената Муратовна Литвинова 12 января 1967 года в Москве. Родители будущей актрисы не были связаны с творчеством, себя они посвятили медицине.
Отец Ренаты — Мурат Аминович Вергазов. Мужчина имеет благородное происхождение, он является выходцем из древнего княжеско-татарского рода. Но, к сожалению, он не жил с дочкой.
Мать Ренаты — Алиса Михайлова работала хирургом. После того, как состоялся развод с Муратом Аминовичем, женщине пришлось взять обязанности по воспитанию дочери исключительно на себя. Мать много времени проводила на работе, пытаясь обеспечить Ренату всем необходимым.
Детские годы
Рената еще во время обучения в школе стала интересоваться творчеством. Она ходила в кружок народных танцев, много читала, сочиняла рассказы и мини-истории и занималась легкой атлетикой.
Более того, Рената закончила музыкальную школу при консерватории.
Несмотря на все свои таланты и достижения, девочка росла неуверенной в себе с массой комплексов.
Она стеснялась даже своего имени, а все потому , что отец назвала ее в честь своего брата Ринана.
Ей не нравился ее высокий рост, одежда, а больше всего – отсутствие отца рядом. Когда в дом к Литвиновой приходили подружки, девочка вешала на крюк в прихожей мужскую кепку, создавая видимость присутствия мужчины.
Юношество
В 1984 году Рената закончила школу и поступила во ВГИК. Она хотела развивать свой талант в области написания сценариев и дальше. Оказавшись на сценарно-киноведческом факультете, она стала интересна своим сокурсникам. Высокая блондинка тут же заинтересовала студентов, среди них были И. Охлобыстин, Р. Нугманов, А. Баширов. Рената стала часто сниматься в дипломных и учебных фильмах. Там ей и удалось выработать свой особенный стиль игры.
Во время сдачи дипломной работы Рената столкнулась с низкой оценкой комиссии . Решено было отправить ее на доработку. Рената знала, что талантлива, ведь ее первый сценарий, написанный во время стажировки, уже был в работу.
В 1992 году вышел фильм В. Рубинчика «Не любовь». Он имел большой успех на фестивале в Берлине, на Кинотавре, а операторская работа получила Нику и Золотого Овна.
Работа в кино
Благодаря К.Г. Муратовой состоялся актерский дебют Ренаты Литвиновой. Она смогла раскрыть в ней потенциал талантливой актрисы в фильме «Увлеченья». Еще через 3 года их творческий дуэт повторился в работе над фильмом «Три истории», где Литвинова сыграла роль и выступила в качестве автора сценрия.
Следом за этим она сыграла роль в фильме В. Тодоровского «Страна глухих». В 2000 году Литвинова стала популярной . Она снялась в фильме «Границы. Таежный роман» в роли Альбины Ворон.
Рената понравилась зрителям в образе страной и утонченной женщины, которая работает медсестрой в глухой тайге.
В 2000 году Литвинова выпустила на экраны первый документальный проект «Нет смерти для меня». С этого и начался ее первый режиссерский дебют. Фильм получил «Лавровую ветвь» в награду.
Еще через 2 года вышел фильм «Небо. Самолет. Девушка», сценарий принадлежа Литвиновой. Она и сыграла главную роль. В 2004 году она снова вступила в тандем с К. Муратовой и выпустила фильм «Настройщик», следом за этим вышел худфильм «Богиня: как я полюбила».
Интересные заметки:В 2006 году Рената сыграла главную роль в фильме А. Балабанова «Мне не больно». Получила сразу несколько наград за образ золотоволосой Таты — премия «MTV Россия», Кинотавр, Ника, Золотой орел.
В 2007 году Кира Муратова сняла фильм по сценарию Литвиновой «Два в одном», Рената также исполнила одну из ролей. После этого актриса выпустила фильм-концерт «Зеленый театр в Земфире». Была режиссером многих клипов певицы Земфиры.
За этим последовали работы «Последняя сказка Риты», «Все о любви» и много других достойных фильмов.
Работа на телевиденье
Была ведущей вечерних шоу «Ночной сеанс с Р. Литвиновой», «Ночные музы», передачи о моде «Стиль от Р. Литвиновой», кинообзоров «Синемания», «Кинопремьеры», авторских проектов «Красота скрытого. История нижнего платья с Р. Литвиновой» и многих других. Сотрудничала с телеканалами Культура, НТВ, Муз-ТВ.
Пробовала себя в роли клипмейкера не только для видео Земфиры, но и Аллы Пугачевой, группы Агаты Кристи. Литвинова всегда выступает за дискриминацию в любой форме ее проявления, будь-то расизм, гомофобия или же фашизм. В поддержку этого снялась в проекте издания «Harper`s Bazaar», который был посвященном проблеме сегрегации.
Личная жизнь
Первый брак Ренаты Литвиновой состоялся с А. Антиповым. Пара прожила в браке только год.
В 2001 году Рената вышла замуж за Леонида Добровского, российского бизнесмена. Супруги стали родителями дочери Ульяны (на фото ниже Рената с дочкой Ульяной). В 2006 году пара развелась. Отношения испортились, а бракоразводный процесс сопровождался массой конфликтов.
В 2006 году стали ходить слухи, что Рената Литвинова и Земфира состоят в любовных отношениях. Земфира ни раз отрицала этот факт, отвечая, что они лишь близкие подруги.
Хобби и увлечения
Рената Литвинова обожает читать в свободное время, особенно ей по душе произведения Н. Гоголя. Она не только пишет сценарии и эссе, но еще и рисует мелками, карандашом и чернилами. Любимая тема кинодивы – женщины-лисицы и в ретро стиле.
Актриса старается следить за своим питанием . Она не ест жареное, жирное, не употребляет алкоголь. Старается посещать осмотры врача, следить за здоровьем и проводить много времени со своей дочкой.
Рената Муратовна Литвинова – известная актриса, которая прославилась работами в театре и кино. Параллельно с этой работой она является сценаристом, кинорежиссером, телеведущей. С 2003 может похвастаться званием Заслуженной артистки России.
Поражает своих поклонников необычным умением сплетать в один фильм паутинки философии и психологии, страстной любовной лирики и немного сумасшествия. Ее мимику, изящные манеры и пришепетывание стали давно узнаваемым брендом женщины.
Рост, вес, возраст. Сколько лет Ренате Литвиновой (актриса)?
Многие поклонники мечтают узнать некоторые параметры известных людей, которые блистают на подмостках театра или экране телевизора.
Запрос «рост, вес, возраст Ренаты Литвиновой» часто вносится в поисковые системы Интернета.
Рената Литвина родилась в январе 1967, поэтому можно с уверенностью сказать, что ей исполнилось юбилейные 50. По знаку Зодиака она является упрямым и самоуверенным Козерогом. По восточному гороскопу относится к хозяйственным и умным Козам.
Ее рост довольно высок для женщины, он составляет метр и семьдесят шесть сантиметров. В школе Ренату дразнили «останкинской башней», что очень обижало девочку, и она комплексовала из-за своего роста.
Женщина весит 58 килограмм, что идеально для высокого роста. Однако он постоянно меняется согласно требованиям к ролям, которые выдвигает режиссер.
Биография Ренаты Литвиновой (актриса)
Рената Литвинова 12 января 1967 года в Москве. Девочка была довольно талантливой. Еще в школьные годы стала заниматься народными танцами и легкой атлетикой, придумывала короткие рассказы и занимательные истории. Она занималась в музыкальной школе, которая располагалась в Московской консерватории.
У маленькой Ренаты было море комплексов. Девочка очень стеснялась своего мужского имени, высокого роста, старенькой одежды и того, что растет без отца. Ее не любили сверстники, малышка была одинокой и считала свою жизнь настоящим Адом.
Девочку в плохом смысле выделяла классная руководительница, говорила детям, что она – не от мира сего. Называла неумехой и заставляла выкручивать половую тряпку после уроков, утверждая, что Рената и этого толком не умеет.
Когда Рената училась в школе, мама часто брала ее с собой на взрослые фильмы в кинотеатр. Девочка скучала на этих показах, но ее ждал пакет с любимыми яблоками. Постепенно Литвиновой начали нравиться кинокартины с глубоким смыслом, и она могла смотреть их сутками.
Еще одной страстью Ренаты было чтение. Она могла читать и перечитывать классику, особенно Гоголя. Еще девочка часами листала медицинскую энциклопедию.
В старших классах девушка занялась волонтерством и решила пройти практику в местном доме престарелых. Она работала в приемном отделении, но вскоре возненавидела свою работу.
Из-за любви к чтению и хорошим фильмам после окончания школы девушка поступила во ВГИК на режиссерский факультет. Она хотела научиться писать качественные сценарии. На курсе учились одни парни, поэтому эффектная блондинка не только не отталкивала, но и вызывала желание подружиться.
Девушку оберегали и часто приглашали в дипломные и учебные работы в качестве актрисы. Она показала свой особый, ни с чем несравнимый стиль игры, которым восхищались многие.
Рената провалила свою дипломную работу, сценарий которой пришлось переписывать. Дело было в том, что она писалась такими корявыми фразами, что наставники спрашивали, умеет ли девушка говорить по-русски.
А вот по последующим сценариям были сняты прекрасные кинокартины. Например, драма «Нелюбовь» получила «Нику» и «Золотого Овна», впечатлив судей на мировом уровне.
В 1992 дебютировала со сценарием к фильму «Трактористы», однако она прошла мимо зрителей. В 1994 Рената показала себя великолепной актрисой, сыграв обаятельную медсестру из драмы «Увлеченья».
Долгое время снималась в кино проектах Киры Муратовой, писала сценарии для ее картин, например, для кинофильма «Три истории». Мало кто знает, но известнейшая драма «Страна глухих» была снята по сценарию Литвиновой.
Слава к Ренате, как к актрисе, пришла после того, как она снялась в роли медицинского работника гарнизона в картине «Граница. Таежный роман». Этот образ был создан с нее и для нее.
Биография Ренаты Литвиновой дала новый виток в 2004 после кинофильма «Настройщик», в котором она показала зрителям, как правильно целоваться на экране. В этом же году она сняла авторский фильм с весьма интимным названием «Богиня. Как я полюбила», который заставил весь зал рыдать.
После этой были яркие роли в фильмах «Мне не больно», «Жестокость», «Берлинский экспресс», «Про любовь», «Весельчаки», «Последняя сказка Риты», «Девушка и смерть», «Небо. Девушка. Самолет».
Часто появляется в рекламных роликах, которые снимает сама. Ведет телепередачи и обзоры кинофильмов. С 2017 является членом жюри шоу «Минута славы».
Личная жизнь Ренаты Литвиновой (актриса)
Личная жизнь Ренаты Литвиновой скрыта от посторонних глаз. Женщина не желает говорить о ней даже в откровенных интервью. Она была замужем два раза и оба варианта оказались неудачными.
Поговаривали даже о нетрадиционной сексуальной ориентации Ренаты, поскольку сняла ряд клипов Земфиры, после чего влипла в скандальную историю. В Интернете появилась информация под тегом «Рената Литвинова и Земфира целуются фото». Дело в том, что две эпатажные и талантливые женщины часто появлялись на публике вместе, шокируя всех теплыми отношениями. После того, как Литвинова посвятила подруге авторский фильм, все заговорили о невероятно нежной нетрадиционной любви девушек.
Фото и видео поцелуя имеется на самом деле, а Рената и Земфира не отрицают того, что встречались, но разошлись совсем недавно. Хотя в некоторых интервью нетрадиционная ориентация отрицается напрочь.
Семья Ренаты Литвиновой (актриса)
Семья Ренаты Литвиновой довольно обычная, кроме того факта, что ее родители были врачами.
Отец – Мурат Аминович – имел прекрасную родословную и часто упоминал о том, что относится к княжескому роду. По национальности он был татарином. Он назвал дочь женской формой имени своего брата, поэтому малышка ужасно комплексовала. Отец ушел из семьи, а Рената переживала его отсутствие. Когда к ней приходили гости, девочка вешала в прихожей мужскую кепку и пальто, будто бы папа дома.
Мать – Алиса Михайловна – была талантливым челюстно-лицевым хирургом. После развода она работала днями и ночами, стараясь, чтобы ее девочка ни в чем не нуждалась.
Дети Ренаты Литвиновой (актриса)
Дети Ренаты Литвиновой не должны нуждаться в чем-либо решила актриса еще в детстве. Она не могла позволить себе многих вещей из-за бедности, поэтому детей решила родить только от достойного и богатого мужчины.
У Ренаты Литвиновой имеется прекрасная дочка от респектабельного бизнесмена. Пара сейчас не живет вместе, однако малышка ни в чем не нуждается, как и хотела актриса.
Многие папарацци утверждают, что у Ренаты есть еще дети, которые с ней не проживают, но по запросу в поисковых системах выдается информация только об одном ребенке.
Дочь Ренаты Литвиновой (актриса) — Ульяна
Единственная дочь Ренаты Литвиновой — Ульяна появилась на свет в 2001 году. При разводе она сталась со знаменитой матерью, которая ее просто обожает.
Девочка проживает во Франции, обучаясь в традиционной школе. Часто выступает в роли модели и даже снимается в кино. Дебютировала в 7 лет в скандальной ленте «Весельчаки».
Дочь Ренаты Литвиновой (актриса) — Ульяна фото
Бывший муж Ренаты Литвиновой (актриса) – Александр Антипов
Бывший муж Ренаты Литвиновой – Александр Антипов — появился в ее жизни в 1996 году, когда девушке едва исполнилось семнадцать. Он был маститым кинопродюсером, который мог помочь открыть мир кинематографа.
Девушка в то время училась в ГИТИСе и предпочитала стиль гейш, крепко пудрясь и используя ярко-красную помаду. Эпатажная Литвинова кружила головы однокурсникам, но их ухаживания решительно отвергала.
Александр Антипов смог покорить Ренаты, но брак продлился всего три года. Этот разрыв девушка переживала очень непросто.
Бывший муж Ренаты Литвиновой (актриса) – Леонид Добровский
Бывший муж Ренаты Литвиновой – Леонид Добровский – известный московский бизнесмен, который не занимался шоу-бизнесом. Он сразу превратил жизнь избранницы в сказку, подарив ей особняк на Рублевском шоссе и роскошный автомобиль. Леонид готов был носить женщину на руках, исполняя малейшие капризы.
Литвинова родила Добровскому дочку Ульяну. Семья жила дружно, пока не появились слухи о нетрадиционной ориентации Ренаты. Супруг бросался на нее с ножом и душил. На фоне этих сцен брак распался.
Фото Ренаты Литвиновой до и после пластики часто можно увидеть на сайтах различных клиник, которые утверждают, что их доктора приложили к этому свою руку.
Сама актриса не отрицает того, что в 2008 при помощи ринопластики немного подкорректировала свой нос. Хирургами был мастерски отрезан его острый кончик, и женщина стала выглядеть лет на пять моложе. При этом немного выразительнее смотрится ее аристократическая горбинка.
Литвинова, также, убрала мешки под глазами, сделала подтяжку лица и устранила морщины на веках. Она сделала инъекции, который дали эффект раскосых бровей.
Инстаграм и Википедия Ренаты Литвиновой (актриса)
Инстаграм и Википедия Ренаты Литвиновой тоже имеют место быть. В Википедии, на официальной странице актрисы, можно отыскать информацию о личной жизни актрисы.
А в Инстаграм полюбоваться на свежие фотографии, которые были сделаны на съемках и во время премьер. А также, на семейные фотографии с любимой доченькой.
Известная артистка, сценарист, режиссер, постоянная героиня светской хроники Литвинова Рената Муратовна сумела завоевать огромную популярность.
Российских зрителей она покорила талантом сочетать в своем творчестве психологию, философию, любовь и даже, в какой-то мере, безумие. Многие называют Литвинову русской . Актриса невероятно талантлива, умна, хороша собой, она умеет себя эффектно преподнести.
Биография Ренаты Литвиновой незаурядна. Эта яркая женщина всегда привлекала внимание публики своей необычностью и оригинальностью.
Детство
Родилась будущая звезда 12 января 1967 года в Москве, в семье медиков. Родители расстались, когда Рената была еще совсем маленькой, и мать воспитывала дочь одна. Любовь к кино и театру девочке привила мама.
Вначале Литвиновой было скучно на киносеансах, на которые ее водила мать. Но со временем она начала многое понимать и сама загорелась желанием стать актрисой. Юная Рената могла сутками напролет смотреть фильмы, но это было не пустое времяпрепровождение, ведь девочка проводила анализ увиденного, делала выводы для себя.
В школе Литвинова всегда чувствовала себя какой-то другой, не такой, как все. В одном из интервью актриса заявила, что всегда ощущала себя одинокой среди сверстников, мало с кем находила общий язык. Ей было скучно и неинтересно со своими одноклассниками. Рената была слишком далека от того, что их интересовало.
После уроков девочка всегда спешила домой, подальше от скучных одноклассников, к своим книгам. Любимым писателем Ренаты был Николай Васильевич Гоголь, а любимой книжкой – мамина «Большая медицинская энциклопедия».
Еще будучи школьницей, Рената захотела стать сценаристом. Когда она училась в десятом классе, то решила подавать документы во ВГИК. Тогда девушка уже писала сценарии, которые подписывала вымышленным именем «Рытхэу». В институт будущая звезда поступила с первой же попытки. Однокурсниками Ренаты стали дети очень известных родителей.
Литвинова всегда отличалась сложным характером и резкостью. Но, несмотря на это, сокурсники и педагоги относились к молодой студентке просто замечательно. В отличие от школы, институт стал для Ренаты любимым местом, где она наконец нашла единомышленников.
Первым фильмом, в котором блестяще сыграла Литвинова, стала картина «Две стрелы. Детектив каменного века» (1989).
Творчество
После окончания института Рената Литвинова стала проходить практику у Сергея Соловьева в обществе «Круг». Первый сценарий Ренаты под названием «Нелюбовь» вызвал восторг у руководителя. Затем, в 1991 г., был снят фильм с одноименным названием.
Это картина о девушке, которая решила завести отношения одновременно с молодым студентом и пожилым, но успешным фотографом. Ни к одному из этих мужчин юная особа не испытывала чувств.
Рената Литвинова сумела создать собственный творческий стиль, не похожий ни на один другой. То же самое относится и к ее внешности. Многие женщины называют ее «иконой стиля».
Также Литвинова работала над сценарием картины «Трактористы-2». Но данный фильм так и остался незамеченным. Рената исполнила много интересных главных ролей, среди которых одной из самых серьезных является созданный ею образ в фильме «Увлеченья» (1994). Очень яркой стала роль ненавидящей всех вокруг девушки по имени Офа в фильме «Три истории» (1997).
Наибольшую популярность Рената Литвинова получила после выхода следующих фильмов:
- «Настройщик».
- «Богиня. Как я полюбила» (Литвинова является режиссером данной картины).
- Сериал «Граница. Таежный роман».
- «Жестокость».
- «Generation П».
Личная жизнь
В первый раз актриса вышла замуж, будучи совсем молоденькой. О супружеской жизни с первым мужем вспоминать она не любит, да и вообще обсуждать свою личную жизнь Рената Литвинова всегда отказывается.
В молодости она не подпускала к себе никого. Отказывала всем своим ухажерам, что еще больше притягивало к ней представителей сильного пола. Лишь одному мужчине удалось растопить ее сердце – молодому перспективному режиссеру.
Брак с ленинградским режиссером Антиповым просуществовал совсем немного. Супруги прожили вместе всего три года, после чего расстались. Развод очень сильно подействовал на Литвинову. Она тяжело переживала разрыв, этот период был одним из самых тяжелых в ее жизни.
Вторым мужем Ренаты стал Леонид Добровский, успешный предприниматель. Он не имел совершенно никакого отношения ни к кино, ни к театру, ни к эстраде. Сразу после роскошной свадьбы супруги переехали жить на Рублевку. Очень скоро у Ренаты и Леонида родилась дочка Ульяна Добровская.
Однако в семье Литвиновой и Добровского начались большие проблемы после знакомства актрисы с певицей . Женщины начали дружить, часто видеться. При встрече обсуждали музыку, кино, философию, жизнь. Это очень не нравилось супругу Ренаты, да и в обществе поползли всякие неприятные слухи. Из-за этого между мужем и женой постоянно случались ссоры.
Многие твердили об интимной связи Литвиновой и Земфиры. Однако обе женщины отрицают это. Недавно появилась еще более шокирующая новость для поклонников Литвиновой: Земфира и Рената Литвинова заключили брак в Швеции. Но и эту новость подруги опровергают.
Актриса сейчас
Знаменитая Рената Литвинова продолжает свой творческий путь, пишет сценарии и снимается в проектах. Со своей дочерью она общается крайне редко, хотя мать и дочь очень нежно относятся друг к другу. Дело в том, что Ульяна учится во Франции и встречается с родителями только на каникулах. Автор: Ирина Ангелова
В жилах Ренаты Литвиновой течет русская и татарская кровь. Имя девочка получила в честь дяди по матери, Рината.
Мать Ренаты, Алиса Михайловна, обожала кино. Она часто ходила на вечерние сеансы и постоянно брала с собой маленькую Ренату. Именно так зародился интерес девочки к таинственному и притягательному миру кинематографа.
Рената обожала читать — она читала все: от любимого Гоголя до медицинской литературы, которой в доме было много, Литвинова старшая — хирург, практикует до сих пор. А отец актрисы не жил с семьей, из-за чего Рената переживала. Когда в гости приходили подруги, она вешала в прихожей мужское пальто или кепку, чтобы создать видимость присутствия мужчины в доме. Хотя гости у Ренаты бывали редко: она не была в хороших отношениях с одноклассниками.
В 1984 году Литвинова поступила на сценарный факультет ВГИКа. Ее однокурсниками стали Роман Качанов и Аркадий Высоцкий.
Звездный путь актрисы и режиссера
Несмотря на специализацию, Рената построила удачную карьеру по обе стороны экрана. Ее дебют как актрисы состоялся в картине Киры Муратовой« Увлеченья», вышедшей в 1994 году. «Я никогда не чувствовала в себе актерских талантов. Более того, свое лицо я считала нефотогеничным. Я всегда отказывалась, когда меня звали сниматься. А отказать самой Кире — это было невозможно», — признавалась Литвинова. Режиссерский опыт начался с фильма« Нет смерти для меня».
Популярность к Ренате как актрисе пришла после выхода сериала« Граница. Таежный роман» на Первом канале. Рената сыграла странную медсестру, ярко выделяющуюся на фоне простодушных жителей военного городка. Эту роль режиссер Муратова придумала специально для Литвиновой. Она очень хотела видеть актрису в своем новом проекте, но, естественно, никого из типичных персонажей из сценария про жен военных Рената играть не смогла бы.
А режиссерский успех и признание пришли вместе с фильмом Ренаты« Богиня: как я полюбила». В творческой копилке Ренаты режиссура нескольких музыкальных клипов Земфиры и участие в телевизионных программах« Ночные музы», «Стиль от Ренаты Литвиновой», «Ночной сеанс с Ренатой Литвиновой», «Синемания», «Кинопремьеры», «Детали» и многих других.
Вместе с актерской она продолжила и режиссерскую деятельность. В 2008 году Рената работала над документальной картиной« Зеленый театр в Земфире», а в 2012 году представила в рамках ММКФ еще одну выдающуюся работу — фильм« Последняя сказка Риты».
Работы Литвиновой как актрисы и режиссера были отмечены премиями« Кинотавр», «Лавровая ветвь», Литвинова — заслуженная артистка РФ и лауреат Государственной премии России.
Личная жизнь Renata Litvinova
Рената Литвинова дважды была замужем. С первым мужем, кинопродюсером Александром Антиповым, Рената прожила в браке шесть лет. Пара оформила развод в 2006 году.
Со вторым мужем, бизнесменом Леонидом Добровским, Литвинова была вместе еще меньше — в 2009 году после трех лет брака Леонид и Рената расстались. Причиной стала несдержанность Добровского из-за слухов романе Литвиновой и певицы Земфиры. От этого брака у Ренаты осталась дочь Ульяна.
Фото Renata Litvinova: Cosmoshopping