Линейный корабль "Пантелеймон" (1915 год). Линейный корабль "Пантелеймон" (1915 год) Пантелеймон корабль
(Гангут #30-31)
*По материалам РГАВМФ. Ф.241. Оп.1; Ф.418. Оп.1; Ф.421. Оп.1, 8, 10; Ф.604. Оп.1; Ф.609. Оп.1; Ф.870. Оп.6.
6 октября 1905 года в списках русского флота (приказ главного командира Черноморского флота и портов) исчезло наименование броненосца «Князь Потемкин-Таврический» и появилось другое - «Пантелеймон». Высочайшее повеление об этом состоялось еще 26 сентября. Так было угодно императору Николаю II, который не мог простить недавно бунтовавшему кораблю свой страх перед вставшим вдруг во весь рост призраком революции. Замыслы утопить корабль со всей командой или «жестоко», как того страстно желал самодержец, на виду всей Одессы наказать всю команду не осуществились, и теперь приходилось лишь поосновательнее выжечь на корабле скверну мятежа. Горделивое звучное название, осиянное блеском великой для российской истории екатерининской эпохи, заменили нарочито простым, обыденным (без обычно применявшихся ранее добавлений «Святой» или «Виктория») и далее каким-то безликим, давно забытым на флоте (последний корабль с таким именем закончил службу в 1838 году) наименованием «Пантелеймон».
«Теперь же уничтожить все служебные бланки с надписями "Князь Потемкин-Таврический"», - этой резолюцией от 27 октября Г.П.Чухнин окончательно подводил черту под историей мятежного броненосца.
Успев 15 ноября 1905 года еще раз поднять красный флаг, но уже не участвуя явно в восстании лейтенанта П.П.Шмидта, корабль должен был затем пройти болезненный путь «перевоспитания» и превращения в действительно боевую единицу.
Именно таким, первым на флоте в годы его послецусимского восстановления и возрождения стал «Пантелеймон» в 1906- 1908 годах, когда настало время действительного, проверенного опытом овладения высшим искусством морского боя. Это произошло благодаря школе новой тактики, которую в русском флоте суждено было развернуть контр-адмиралу Г.Ф.Цывинскому. Флагман, не участвовавший в войне, не проявлявший ранее заметных артиллерийских инициатив и окончивший даже не артиллерийский, а только минный офицерский класс, волею судьбы стал таким же учителем флота, каким в свое время адмирал Г.И.Бутаков. Созданную этим адмиралом в 1860 году школу маневрирования Г.Ф.Цывинский гармонично дополнил слившейся с ней воедино школой артиллерийского искусства.
Отработку новых методов стрельбы Г.Ф.Цывинский начал еще на Балтике, но имевшиеся в его распоряжении современные корабли - «Цесаревич» и «Слава» - передали в гардемаринский отряд.
Таким образом, из трех новых броненосцев, имевшихся в составе флота, два балтийских стали школой плаваний для молодого поколения, а черноморский - «Пантелеймон» - должен был разработать современную школу артиллерийского искусства.
Кроме «Пантелеймона» в Практическую эскадру Черного моря входило еще три эскадренных броненосца: «Три Святителя», «Ростислав» и «Синоп».
Опубликовал бы всю статью но боюсь в данный формат не вместится-так что читайте по ссылке: http://keu-ocr.narod.ru/Panteleymon/ Статья хоть и большая но очень интересная,заодно объясняет большое колличество непопаданий канониров второй тихоокеанской эскадры Рожественнского
После «Ростислава» от попыток экономить деньги за счет боевых качеств отказались, и все последующие черноморские броненосцы развивали проект «Трех Святителей». Основным конструктивным отличием от прототипа стало увеличение высоты борта в носовой части благодаря дополнительной палубе. Это улучшило мореходные качества корабля и позволило орудиям носовой башни вести огонь при встречной волне. Энергетическая установка осталась прежней. Водотрубные котлы Бельвиля располагались поперек корпуса, в трех котельных отделениях.
Бронирование представляло двойную преграду: внешнее (по борту и палубе) защищало от прямых попаданий снарядов; внутреннее - от осколков снарядов, которые, пробив наружную броню, взрывались внутри. Жизненно важные части корабля от поражения осколками защищала 51-мм броня жилой палубы - в средней части горизонтальной, а возле бортов опускавшейся к нижнему скосу броневого пояса.
Двойная защита предусматривалась и от продольного огня. Ее первой линией являлись броневые траверзы. образовывавшие вместе с броней пояса замкнутую цитадель почти по всей длине корабля. За траверзами на нижней палубе в носу и корме находились 38-мм броневые переборки, служившие продолжением соответствующих переборок нижнего каземата. Нижняя палуба имела 38-мм настил для задерживания осколков снарядов, пробивших цитадель либо броню жилой палубы.
«Потемкин» имел тот же самый корпус, что и «Три Святителя» с добавленным полубаком. Он отличался от предшественника применением новых котлов Бельвиля, несколько измененной схемой бронирования и типом брони (крупповская отечественного производства), увеличением числа 6-дюймовых орудий, внедрением электропривода 12-дюймовых орудий вместо устаревшей гидравлики.
В результате этих изменений получился достаточно мощный и хорошо защищенный броненосец, хотя его машины, несмотря на меньшую перегрузку корабля, смогли обеспечить лишь 16-узловый ход. Проект являлся весьма удачным, но традиционный российский долгострой свел на нет все достоинства: только стапельный период занял 40 месяцев. А в состав действующего флота броненосец вступил через 80 месяцев (!) после закладки.
За время своего пребывания в строю корабль три раза переименовывался. В октябре 1905 г. после вооруженного восстания матросов он получил новое название- «Пантелеймон». В апреле 1917 г. за «революционные заслуги» ему вернули прежнее имя «Потемкин Таврический» (исключив слово «князь»). Наконец, со следующего месяца корабль стал называться «Борец за свободу».
В ходе ремонта и модернизации в 1911 г. на броненосце заменили изношенные котлы, демонтировали носовой торпедный аппарат, броневой пояс по ватерлинии продлили до штевней, установив 25,4-мм плиты. Значительно перестроили надстройки: исчезли передний командный мостик, штурманская и командирская рубки, отходившие от них к бортам крылья.
В составе 2-й бригады линейных кораблей «Пантелеймон» в 1914-15 гг. обстреливал укрепления Босфора, поддерживал огнем русские войска на Кавказском побережье. трижды вступал в артиллерийский бой с германо-турецкими крейсерами «Goeben» и «Bres-lau». Гражданская война и интервенция привели корабль в состояние полного разрушения. Восстановить его было невозможно и в начале 1923 г. броненосец разобрали на металл, а мачты использовали для того, чтобы установить на них створные маячные огни в Днепро-Бугском лимане. Броненосцы «Евстафий» и «Златоуст» фактически повторяли конструкцию «Князя Потемкина». Лишь артиллерия среднего калибра усилилась за счет замены четырех 152-мм орудий на 203-мм и еще было улучшено бронирование рубки.
Правда, в ходе строительства в проект внесли множество мелких изменений, вызванных опытом русско-японской войны. Сложность их осуществления заключалась в том, что ни в коем случае нельзя было перегружать корабль. Памятуя печальный опыт Цусимы, МТК в сентябре 1905 г. издал специальный циркуляр, категорически запрещавший принимать от подрядчиков судовые конструкции и элементы даже с малейшим перевесом. Это возымело действие: Металлический завод ухитрился изготовить орудийные башни легче, чем предусматривал проект. Экономия веса только за счет более равномерной прокатки башенной брони составила на «Евстафии» 18 тонн, на «Златоусте» -14,5 тонн.
Однако постоянные изменения и переделки, забастовки рабочих и прочие неурядицы привели к тому, что когда наконец броненосцы были готовы, они морально полностью устарели. К тому времени великие морские державы уже вводили в строй дредноуты.
Корпусную сталь поставляли российские заводы. Форштевни и ахтерштевни отливали по моделям, сохранившимся от «Потемкина» на Екатеринославских сталелитейных заводах. Непотопляемость «Евста-фия» обеспечивали главные водонепроницаемые поперечные переборки, разделявшие корпус на десять отсеков, двойное дно между 18 и 82 шпангоутами, а также продольные переборки и бортовые коридоры, выполнявшие функцию противоминной защиты.
Для бронирования бортов, орудийных башен, боевых рубок, труб подачи боезапаса применялись цементированные броневые плиты; на крыши рубок и башен шла маломагнитная, на палубы и скосы - хро-моникелевая броневая сталь. Главный броневой пояс при среднем углублении 8,3 метра уходил под воду ниже ватерлинии на 1,05 метра. В носу он утоньшался до 76 мм, в корме - до 51 мм. Броня верхнего пояса и казематов противоминной артиллерии составила 152 мм. 3-дюймовую защиту получила центральная батарея 75-мм пушек на спардеке.
С учетом опыта русско-японской войны признали нецелесообразным размещение на броненосцах минных катеров, а также якорных мин заграждения. Сняли носовой торпедный аппарат. Остались лишь бортовые подводные аппараты, которые демонтировали в июне 1915 года.
Главный калибр составили 305-мм орудия с длиной ствола 40 калибров, угол возвышения которых довели до 35 градусов. В угловых казематах спардека разместили 203-мм орудия в 50 калибров, а на батарейной палубе 6-дюймовки. От 47-мм пушек отказались (заодно избавились от тяжелых и бесполезных боевых марсов) в пользу 75-мм пушек, из которых восемь установили в батарее спардека, две в носовой части и четыре на мостиках.
В ходе войны с кораблей сняли 75-мм орудия и установили на «Евстафии» 3, на «Златоусте» 4 зенитки того же калибра. В мае 1916 г. эти зенитки демонтировали, а в октябре установили другую зенитную артиллерию (76-мм, 64-мм, 40-мм).
Оба броненосца имели трехцилиндровые машины тройного расширения, вращавшие четырехлопастные гребные винты диаметром 5,15 м. Котельная установка состояла из шести групп, расположенных в трех водонепроницаемых отделениях. Заметным отличием «Златоуста» и «Евстафия» от протипа явилось отсутствие высоких и широких вентиляционных раструбов, замененных грибовидными воздухозаборниками.
Первым сошел на воду «Иоанн Златоуст», полгода спустя - его «брат». Однако достройка кораблей заняла еще почти пять лет. Всего на их строительство ушло, по словам морского министра И.К. Григоровича, «к стыду нашему, около 7 лет». Лишь 19 марта и 15 мая 1911 г. «Иоанн Златоуст» и «Евстафии» были зачислены в состав действующего флота.
В Первую мировую войну броненосцы использовались очень интенсивно: блокировали Босфор, прикрывали перевозки войск и минно-заградительные действия, обстреливали побережье, трижды вели бой с «Goeben» и «Breslau». Они привлекались и для обстрела береговых объектов - Зонгулдака, Килимли, Козлу, Варны. С вступление в строй линейных кораблей «Императрица Мария» и «Императрица Екатерина Великая» боевая нагрузка на корабли старой постройки снизилась, их стали привлекать для решения менее ответственных задач. После заключения Брестского мира старые броненосцы уже не выходили в море - ни при немцах, ни при англичанах.
Последние, уходя в апреле 1919 г. из Крыма, подорвали на броненосцах паровые машины. Еще несколько лет «Евстафии» и «Златоуст» ржавели в Севастополе. Брошенные Врангелем, они успели формально побывать в составе Красного Флота, «Евстафии» в 1921 г. даже переименовали в «Революцию». В 1922-23 гг. их сдали на слом.
Пантелеймон (броненосец)
«Князь Потёмкин-Таврический», с 12 октября 1905 «Пантелеймон», с 13 апреля 1917 - «Потемкин-Таврический», с мая 1917 - «Борец за свободу» |
||
---|---|---|
Основная информация | ||
Тип | Броненосец | |
Государство флага | Россия |
|
Принадлежность | Черноморский флот | |
Верфь | Николаевское адмиралтейство | |
Строительство начато | 15 декабря 1897 | |
Спущен на воду | 13 сентября 1900 | |
Введён в эксплуатацию | 20 мая 1905 | |
Выведен из состава флота | 1923 | |
Современный статус | Разобран на металл | |
Параметры | ||
Тоннаж | 13500 тонны | |
Длина | 115,4 м. | |
Ширина | 22,2 м. | |
Осадка | 8,2 м. | |
Бронирование | Пояс крупповской брони в средней части 229 мм в оконечностях - 178 мм, каземат 127 мм, палуба 38/63 мм, бронирование башен главного калибра 254 мм, рубки 229 мм | |
Технические данные | ||
Силовая установка | 2 вертикальные паровые машины тройного расширения, 22 котла Бельвиля | |
Винты | 2 винта | |
Мощность | 10600 л.с | |
Скорость | 16.6 узла | |
Автономность плавания | 3000 миль | |
Экипаж | 28 офицеров и 788 матросов | |
Вооружение | ||
Артиллерия | 4 х 305-мм орудия, 16 х 152-мм орудия, 14 х 75-мм орудия, 2 х 63-мм, 6 х 47-мм, 2 х 37-мм | |
Торпедно-минное вооружение | 4 х 456 мм. торпедных аппарата |
«Князь Потёмкин-Таврический» - броненосец русского Черноморского флота . Назван в честь Г. А. Потёмкина .
История постройки
После восстания броненосец был переименован в «Пантелеймон». В 1910 году прошёл капитальный ремонт в Севастополе. Участвовал в первой мировой войне. 29 декабря 1917 года вошёл в состав Красного Черноморского флота. С марта 1918 года находился в Севастопольском военном порту на хранении, где 1 мая 1918 года был захвачен германскими оккупантами, а 24 ноября 1918 года англо-французскими интервентами и 22-24 апреля 1919 года по приказу английского командования взорван и выведен из строя. 29 апреля 1919 года был освобождён частями Украинского фронта РККА, но 24 июня 1919 года захвачен белогвардейцами. После освобождения 15 ноября 1920 года Севастополя частями РККА в строй не вводился, в 1923 году сдан Комгосфонду для демонтажа и разделки на металл и 21 ноября 1925 года исключён из списков судов РККФ. В данное время одна из мачт броненосца используется в Крыму как основа для одного из маяков.
См. также
Ссылки
- Краткое содержание (синопсис) оперы Чишко «Броненосец «Потемкин» на сайте «100 опер»
Эскадренные броненосцы ВМФ Российской империи | ||
---|---|---|
Тип Пётр Великий | Пётр Великий | |
Тип Екатерина II | Екатерина II · Чесма · Синоп · Георгий Победоносец | |
Тип Двенадцать Апостолов | Двенадцать Апостолов | |
Тип Гангут | Гангут | |
Тип Наварин | Наварин | |
Тип Император Александр II | Император Александр II · Император Николай I | |
Тип Три Святителя | Три Святителя | |
Тип Сисой Великий | Сисой Великий | |
Тип Полтава | Полтава · Петропавловск · Севастополь | |
Тип Ростислав | Ростислав | |
Тип Пересвет | Пересвет · Ослябя · Победа | |
Тип Князь Потемкин-Таврический | Князь Потемкин-Таврический (с 1905-го - Пантелеймон) | |
Тип Ретвизан | Ретвизан | |
Тип Цесаревич | Цесаревич | |
Тип Бородино | Бородино · Император Александр III · Орёл · Князь Суворов · Слава | |
Тип Евстафий |
100 лет назад, 10 мая 1915 года произошло событие,ныне именуемое как "Бой Черноморского флота с линейным крейсером "Гебен" или "Бой у Босфора 1915года".
Нужно отметить, что интерес и изучение деталей этого боя (естественно на моем,любительском уровне..) был тем мощнейшим импульсом, сподвигшем меня к постройке этой модели, модели линкора "Пантелеймон", явившемся "главным героем" Боя у Босфора.
Так что же произошло у пролива Босфор 100 лет назад, и чем так отличился линкор "Пантелеймон"...?
Не буду долго описывать предисторию, показывать баланс сил и средств, обсуждать те или иные решения должностных лиц..., только по факту.
А по факту ситуация получалась такая: утром 10 мая 1915 года, практически весь Черноморский флот находился у пролива Босфор, началась очередная операция по бомбардировке босфорских (турецких) батарей.
Линкоры "Пантелеймон" и "Три Святителя" образовывали ударную группу, именно они должны были бомбардировать турецкие укрепления. С моря их прикрывали линкоры "Евстафий", "Иоанн Златоуст" и "Ростислав".Кроме того, при линкорах находились тральщики,эсминцы,крейсера и гидроавиакрейсер "Император Александр I".
Около 06:00 ударная группа начала занимать позицию,а в 07:10 по русским тральщикам,производящим траление перед ударной группой, открыл огонь турецкий эсминец"Нумуне", но немедленно сам попал под обстрел с "Пантелеймона" и был вынужден отойти вглубь пролива.
Ударная группа еще не успела занять позицию для бомбардировки, как последовал приказ командующего флотом, адмирала А.А.Эбергарда, немедленно идти на соединение с главными силами, к группе прикрытия (а это и были главные силы) стремительно приближался германский линейный крейсер "Гебен"...
Немного о "Гебене".
Новейший германский линейный крейсер "дредноутного" типа,введен в строй в 1912 году, был вооружен 10 орудиями 280мм, 12 орудиями 150мм, 12 орудиями 88мм.Скорость хода 28 узлов.С августа 1914 года в составе турецкого флота под наименованием "Султан Селим Грозный". Крейсер действовал под турецким флагом,а германские моряки "на людях" красовались в турецкой военно-морской форме одежды, вот пожалуй и вся турецкость крейсера, поэтому я, как и русские моряки тех лет, буду называть крейсер его германским именем.
Нужно сказать,что "Гебен", обладавший большой скоростью хода и мощным вооружением,именно на Черном море, действуя против устаревших и тихоходных линкоров русского флота, как нельзя лучше реализовывал концепцию линейного крейсера,обогнать-обойти, нанести удар-уничтожить,быстро уйти при неблагоприятных обстоятельствах.
"Гебен" являлся настоящей "головной болью" для русского командования, вплоть до появления на Черном море новейших отечественных линкоров "дредноутного" типа.
Тем временем,командующий А.А. Эбергард, убедившись в том,что времени для соединения с группой "Пантелеймона" не остается,в 07:41 разворачивает корабли на обратный курс.(до этого корабли шли курсом на Босфор,в надежде успеть соединится и дать бой всей полноценной 1-й бригадой линкоров).
В 07:51 (по другим данным 07:53) линкор "Иоанн Златоуст", с дистанции 94каб, делает первый пристрелочный залп по приблизившемуся "Гебену"."Гебен",повернувший вправо на почти параллельный курс, начал отвечать пятиорудийными залпами.Вскоре по "Гебену" открывает огонь головной "Евстафий". Идущий концевым "Ростислав" огня не открывал,чтобы "не сбивать стрельбу" головных линкоров.
Русские 305мм снаряды сосредоточенных четырехорудийных залпов,разрывались недолетами, попаданий в "Гебен" не было...
"Гебен", в свою очередь,хоть и взял в "вилку" флагманский "Евстафий", но попаданий так же не было, хотя его залпы ложились очень кучно. "Евстафий" порой совершенно пропадал из вида в громадных водяных столбах, на корабль обрушивались гигантские массы воды, заливая стекла дальномеров и мешая эффективной ответной стрельбе.
Ситуация была предельно опасная, один удачный залп "Гебена" грозил пусть и не уничтожить флагманский "Евстафий", но мог гарантированно вывести его из строя, деморализовав тем самым остальной флот, а далее, пользуясь преимуществом в скорости и заняв удобную для себя позицию,"Гебен" наверняка взялся бы за "Иоанн Златоуст" и далее по списку...
Ситуацию ПЕРЕЛОМИЛ линкор "Пантелеймон" !
Группа "Пантелеймона" спешила к месту боя.
Вот как описывает этот эпизод старший лейтенант А.М.Чернушевич,участник тех событий:
"...В это время "Пантелеймон",лучший ходок из трех однотипных кораблей(он свободно развивал 17 узлов),казалось,не шел,а летел...Громадный белый бурун поднимался под его штевнем...Далеко отстал от него "старичок "III Святителя".
Таким образом, "Пантелеймон" несся на соединение с главными силами флота.Около 08:05 он поравнялся с "Ростиславом".В это время капитан "Пантелеймона",капитан I-го ранга М.И.Каськов, приказал открыть огонь по "Гебену" с предельной дистанции,не дожидаясь окончания маневра по соединению с главными силами.
Старший артиллерист "Пантелеймона" лейтенант В.Г.Мальчиковский вторым залпом накрыл "Гебена", ПОРАЗИВ его в среднюю часть корпуса,ниже ватерлинии.
Вот что пишет старший офицер "Пантелеймона", капитан II-го ранга Г.К.Леман:
..."Когда около 8ч 12мин.. "Пантелеймон" дал залп,легший за кормой "Гебена",лейтенант Мальчиковский скомандовал "четыре влево",и около 8ч 13мин,подходя к линейному кораблю "Три Святителя, "Пантелеймон" вновь дал залп с исправленной установкой целика и с прицелом, если не ошибаюсь,104 кабельтовых. В это время "Гебен" держал нас на курсовом угле градусов 120-130. Слыша отчетливо предуведомления гальванера "товьсь","падение!", я увидел,что одно падение этого залпа легло за кормой "Гебена" саженях в 30-40,причем снаряд разорвался о воду, другое же падение дало попадание в район задней трубы и третьей башни...Снаряд при разрыве дал густое облако черного дыма,которое прорезалось ярким красноватым пламенем".
Около 08:15 "Пантелеймон" занял место в колонне,таким образом вся 1-я бригада линкоров была вместе.Вскоре в "Гебен" попали еще два 305мм снаряда,один предположительно с "Евстафия", в бак и один с "Пантелеймона", разорвался у кормовой башни.
Андрей Августович Эбергард докладывал в ставку:
"...После нескольких наших попаданий, стрельба "Гебена" стала значительно хуже. В его залпе вместо пяти было уже по три, иногда по два выстрела".
Русские линкоры увеличили ход до 12 узлов и подвернули вправо,начала сокращаться дистанция боя,очевидным стало артиллерийское превосходство русской эскадры, теперь уже вокруг "Гебена" вода "закипала" от разрывов снарядов.
Когда дистанция сократилась до 73каб, "Гебен", со свесившейся за борт из разбитого ящика, противоторпедной сетью и скорее всего коптящий в местах попаданий(что не факт), резким поворотом вправо, вышел из боя....
Прототип.
Был заложен 28 сентября 1898 года в городе Николаев на Николаевском адмиралтействе как эскадренный броненосец "Князь Потемкин Таврический".
26 сентября 1900 года спущен на воду.
20 мая 1905 года на броненосце завершились достроечные работы, но полностью вступление корабля в строй сорвалось из-за участия команды в реолюционнных событиях 1905 года.
6 октября 1905 года броненосец был переименован в "Пантелеймон".
В конце марта 1917 года корабль переименован в "Потемкин-Таврический".
28 апреля 1917года переименован в "Борец за свободу"
21 ноября 1925 года исключен из списков судов РККФ и разделан на металл.
Некоторые ТТХ корабля на 1915 год:
Водоизмещение - 12 582 т;
скорость - 16,7 узлов;
Вооружение:
4 - 305мм орудий в двух башнях;
16 - 152мм орудий в казематах;
14 - 75мм орудий
4 - 381мм подводных торпедных аппарата (пятый-носовой, демонтирован в мае 1911года, остальные сняты в феврале 1916 года)
По модели.
Хочу выразить огромную благодарность нашему коллеге Алексею Никитину, который с самого начала моей работы (работу с моделью вел так сказать в прямом эфире, на нашем сайте, в разделе "сказки о стройке") помог мне разобраться в самом прототипе модели и собственно задал правильный вектор в самой работе.
Огромное спасибо и другим коллегам, так или иначе оказавшим помощь при работе над моделью.
Сама постройка длилась год и семь месяцев. В основе модели, всем известный пластиковый набор от "Огонька" - "броненосец Потемкин".Естественно было проведено множество переделок, перепилов, многие детали изготовлены заново. Добавлено всяческое фототравление различных производителей. Деревянная палуба-заготовка "артвокс"
Краски "звезда", "тамия", лак "звезда".
При постройке модели использовал следующую литературу:
Н.А.Кузнецов
Эскадренный броненосец "КНЯЗЬ ПОТЕМКИН-ТАВРИЧЕСКИЙ";
Р.М.Мельников
"Пантелеймон"- "Борец за свободу" в мировой войне и революции;
И.Максимихин
"Броненосец Потемкин".
Ну и естественно, чуть ли не самымым главным источником информации по внешнему виду "Пантелеймона" были фотографии из сети.
Не все удалось сделать,в силу разных причин. Тут и недостаток информации, и личная невнимательность...Так например, на модели имеется очень досадный "неперепил" носовой переборки спардека, при наличии отличных чертежей упустил этот момент, разглядел уже после сборки этого узла..
Тем не менее модель готова и представлена вашему взору коллеги.
Линейный корабль "Пантелеймон" малым ходом входит в пролив "прихожая"..
После ухода со своим отрядом "Мольтке", от покупки которого русский император отказался, "Андрей Первозванный" смог, наконец, приступить к всесторонней боевой учебе в составе бригады. Надо было немедля догнать по подготовке обладавшие уже обширным опытом ""Рюрик" и "Цесаревич". Всем вместе кораблям предстояло освоить те еще незнакомые флоту новые методы стрельбы, которые в Черном море были практически осуществлены отрядом во главе с линейным кораблем "Пантелеймон" (бывший "Князь Потемкин-Таврический"). Теперь флот должен был на новом этапе развития дальномерной техники в полной мере овладеть этим искусством ведения эскадренного боя. Заново должны были учиться и командиры кораблей, и артиллерийские офицеры, и комендоры. Командир корабля должен быть отрешиться от прежде господствовавшего взгляда на стрельбу, как на второстепенный элемент боя. "Маневрирование" никогда не связывалось со стрельбой, и, еще будучи мичманом, мне приходилось слышать такие фразы: "Что же думаете - як вам буду приноравливаться? Я буду ходить, как мне надо, а вы стреляйте! - говорил на своих лекциях в офицерском классе лейтенант Н.И. Игнатьев (1880-1939). Руководя обучением в классе а 1908-1912 г., организационно-тактической частью МГШ в 1912-1915 г., а в 1915-1917 г. состоя флагманским артиллерийским офицером штаба Командующего флотом Балтийского моря. Н.И. Игнатьев по справедливости должен быть назван создателем курсов тактики артиллерии и новой артиллерийской культуры послецусимского флота.
В числе лучших его учеников был и первый старший артиллерист "Андрея Первозванного" старший лейтенант Владимир Александрович Свиньин (1881-1915), ставший уже в октябре 1911 г. флагманским артиллерийским офицером штаба начальника бригады линейных кораблей, а с мая 1913г. - штаба морских сил Балтийского моря. (Погиб от нелепо удачного попадания шрапнели на линейном корабле "Слава" во время инспекции). От офицеров Н.И. Игнатьев требовал непременно (независимо от специализации) знания тактики артиллерии, принципы руководства стрельбой и ее организацию в той же мере, что и старший артиллерийский офицер.
Неизмеримо возрастала и роль хорошо подготовленных и сознательно действующих комендоров. В полной мере осуществлялся и главный принцип обучения: стрельба должна быть только эскадренная, а не одиночная как было, на смотрах в Тихоокеанской эскадре: свое место занимал теперь и один из главных, до войны вовсе отсутствовавших, показателей боевой подготовки - скорострельность. На этот счет в лекциях лейтенанта Н.И. Игнатьева прямо говорилось, что "незнание требований в наикратчайший срок нанести наибольший вред, привело нас к медленной стрельбе". Японцы же, как оказалось, эти требования положили в основу своей стрельбы. Теперь флот всецело стремился восполнить упущенное.Прохождением этой науки вместе со всей бригадой и был занят "Андрей Первозванный". Корабль наконец-то укомплектовали полностью. В его списках было 26 офицеров, 12 гардемарин, 12 кондукторов, 833 матроса.
Многократно в течение года корабль выходил в море в составе бригады линейных кораблей, иногда соединявшейся с бригадой крейсеров, 1-й и 2-й минными дивизиями и заградителями "Амур" и "Енисей". Он побывал во многих портах Балтики, много и успешно стрелял, участвовал с флотом в торжествах закладки 29 июня на ревельском рейде морской крепости императора Петра Великого и каким-то образом сумел оказаться не зараженным антиправительственной пропагандой. Эта пропаганда готовила мятеж на кораблях и, видимо, из-за ее последствий запланированный на 14-20 июля поход в Травемюнде - в глубине Мекленбургской бухты - пришлось отложить. Плавание состоялось только 8-17 сентября, в значительно более широком составе, включавшем почти всю эскадру, и в другой порт - Копенгаген.
"Андрей Первозванный" 8 сентября вышел из Ревеля с бригадой линейных кораблей и тремя "добровольцами": "Пограничник", "Охотник" и "Генерал Кондратенко". В полном составе шла и бригада крейсеров. В 10 часов утра 7 сентября в назначенном рандеву у о. Борнхольм к флоту присоединились еще 11 эсминцев из состава 1-го и 2-го дивизионов и Бельтом пошли в Копенгаген. Всего в плавании участвовало 5 кораблей линейной бригады (считая "Рюрика"), 5 крейсеров, 15 эскадренных миноносцев (включая прикомандированный временно к крейсерской бригаде "Новик") и учебный транспорт машинной школы "Океан".В море провели плавание без огней и занимались общим маневрированием. На рейд Копенгагена 12 сентября вошли двумя кильватерными колонами. Вместе с салютом нации 31 выстрелом салютовали штандарту вдовствующей императрицы Марии Федоровне на "Полярной Звезде". На "Новике" императрица обошла корабли крейсерской бригады. 13 сентября в день рождения датского короля, вышедшего на рейд на яхте "Даннеброг", корабли расцветились флагами, салютовали 27 выстрелами.
Вообще, 1912 год, как никогда был богат торжественными событиями. Памятен был флоту выдающийся, хотя и фатально запоздалый законодательный акт принятия 6 июня Государственной Думой "программы спешного усиления Балтийского флота", то есть ассигнование на флот тех самых 500 млн руб., о которых красочно, хотя и не совсем верно вспоминал А.Н. Крылов (Воспоминания, 1956). Знаком возрождения флота стало торжество 29 июня закладки порта Императора Петра Великого на о. Карлос в Ревеле. Со всей страной отмечал флот и широко праздновавшееся 26 сентября 100-летие Бородинской битвы. Россия, казалось, уверенно развивала свою мощь и патриотическое самосознание. Подстать этой обстановке были и как никогда частые визиты и плавания наших кораблей заграницу. Кроме эскадры, ходившей в Копенгаген, здесь же побывали (с вдовствующей императрицей) яхты "Полярная Звезда" и "Царевна".
В Стокгольм на торжества открытия пятых Олимпийских игр ходили яхта морского министра "Нева" и яхта "Стрела", которая на время игр была представлена в распоряжение Главного Уполномоченного России на играх свитского генерал-майора Воейкова. Четыре раза за навигацию 1912 г. в России принимали отряды шведских кораблей (из них один - в Биорке во главе с королем), четыре раза - корабли из Германии (включая отряд во главе с императором) и один раз особенно мощный отряд британских крейсеров ("Индомитебл", "Кохрейн", "Ахиллес", "Уорриор", "Натал"), находившихся в Ревеле с 22 по 26 сентября. С 27 июля по 3 августа в Кронштадте находился французский крейсер "Конде", доставивший президента Р. Пуанкаре (1860-1934). Но во всех этих встречах (кроме визита Вильгельма II) "Андрей Первозванный" и вся бригада, занятые напряженной боевой подготовкой, не участвовали. Тревога в мире, вызванная двумя балканскими войнами, заставляла пренебречь правилами этикета и поручить встречу гостей эсминцам и крейсерам.
Итоги боевой учебы были оптимистичны. Новые корабли, получили, наконец, долгожданную систему продувания орудий, быстро подтягивались к уровню подготовки ветеранов "Цесаревича" и "Славы". Офицерский состав, принеся с собой опыт собственных плаваний, уже вполне владел кораблем. В 1912 г. "Андрей Первозванный" получил и нового командира. Им стал бывший в 1910-1912 г. флаг-капитаном штаба начальника Балтийского отряда, а затем бригады линейных кораблей капитан 2 ранга А.П. Зеленой (1872-1922). Он имел внушительный опыт службы в 1906-1908 г. в должности старшего офицера на минном крейсере "Доброволец", крейсере "Алмаз", линкоре "Цесаревич" и командования в 1908-1910 гг. миноносцами "Боевой" и "Доброволец".
Наверное, это было не совсем правильно, - смещать командира, претерпевшего почти титанический труд достроечной страды и только-только в полной мере изучившего свой корабль. Его опыт был бы для корабля, наверное, более полезен, чем чисто строевое продвижение того, кто был назначен взамен его. Но зигзаги прохождения службы бывают столь причудливы и полны многих загадочных обстоятельств и факторов, что объяснять карьеру того или иного офицера как правило, не удается. Еще более странными были и предшествующие почти фиктивные назначения на должность командира "Андрея Первозванного" - П.И. Новицкого в 1906-1907 г. и М.В. Бубнова в 1908-1909 г.Сейчас приходится лишь гадать, что именно - преждевременная смерть, какой-то надлом в карьере или иные обстоятельства привели к тому, что командиром "Андрея Первозванного" перестал быть капитан 1 ранга Шванк и его имя из списков офицеров флота исчезло навсегда.
Между тем корабль в 1912 г. все еще не мог полностью избавиться от тянувшегося за ним "хвоста" недоделок. 2 июля морской министр И.К. Григорович на рапорте командира на очередном списке невыполненных работ положил резолюцию: "Тов. морского министр, неужели до сих Адмиралтейский завод не может покончить с "Андреем Первозванным"? Возмутительно. Кто виноват? Что касается иллюминаторов, то их необходимо сделать. Прикажите составить смету и делать их постепенно, начав для "Павла" с кормы, для "Андрея" - с носа. Работу производить не снимая брони". Работы по установке этих бортовых иллюминаторов теперь предлагалось внести в смету 1913-1914 гг.
Но иллюминаторы не могли быть установлены в скором времени, и при обилии других невыполненных работ со временем перешли в разряд неосуществимых пожеланий. Ведь даже к ликвидации доцусимского "гриба" крыши боевой рубки на "Славе" сумели подступиться только к 1916 году. Затянулось и усовершенствование конструкции момеринцев башен 305 и 203-мм орудий. Они, как выяснилось при стрельбе на "Андрее Первозванном", повреждались даже "выстрелами из соседних башен". Окончательной доработки ожидала и система погрузки угля. Опыт кампании 1912 г. выявил существенные преимущества устройства, разработанного строителем "Андрея Первозванного" поручиком В.А. фон Озаровским. Четыре стрелы в углах каземата, подававшие уголь через желоба в его крыше в погрузочные трубы на навесной палубе, позволяли принимать до 160 т угля в час. Это было чуть ли не в 8 раз больше, чем удавалось на "Павле I". Конструкцию Озаровского Адмиралтейский завод и предлагал применить для обоих кораблей.
Таким вступал "Андрей Первозванный" в последний предвоенный 1913 г., и не было уверенности, что и в этом году с оставшимися недоделками можно будет справиться.