Лилия бернес биография. Марк Бернес
16 августа 1969 года случилась трагедия, умер М. Н. Бернес. Даже после смерти для него не прекращали делать исключения. Его похоронили на Новодевичьем кладбище, хотя оно только народных артистов, а Бернесу звание народного дали только через три дня после его смерти. Изначально, когда еще не подписали разрешение на захоронение на Новодевичьем, его планировали похоронить на Ваганьковском кладбище рядом с могилой его первой жены Паолы.
Для второй жены Бернеса уход мужа из жизни обернулся настоящей трагедией. Сама же она говорила, что ее жизнь закончилась с уходом Марка Наумовича. Но у нее остались двое шестнадцатилетних детей, ради которых нужно было жить, их нужно было ставить на ноги, тем более что шестнадцать лет - это катастрофа, переходной возраст, а отсутствие отца прибавляет хлопот. У Лилии Михайловны целыми днями только и крутилась одна мысль в голове: "Как же сделать так, чтоб дети не чувствовали сиротства?". Ей пришлось починить старый автомобиль и сесть за руль. Именно на ней когда-то Бернес попал в аварию, с тех пор она так и стояла не объезженная. Лилии Михайловне, пришлось учиться ездить и объезжать заново стального коня. Наташа (дочь Бернеса от первого брака) к тому времени уже окончила МГУ. Она отучилась на факультете восточных языков, вышла замуж и уехала в Америку. Вот только жизнь ее, к сожалению не сложилась. Она два раза была замужем, от первого мужа ушла сама, второй ушел от нее. Одна радость в жизни - это сын Жан.
Лилия Михайловна Бодрова-Бернес так и живет одна в квартире мужа на Сухаревской улице в Москве. Жизнь так распорядилась, что с сыном и дочерью покойного супруга она не поддерживает отношений.
После смерти Бернеса она похудела на 18 кг, начались проблемы со здоровьем, открылось язвенное кровотечение, а после перенесла два инфаркта. Врачи рекомендовали сделать операцию на сердце, но она не согласилась, ведь за ней некому ухаживать. Но мир не без добрых людей, фонд Анастасии Вертинской последнее время оказывает вдове великого человека помощь. У нее осталась одна радость в жизни - внучка Люсенька, которая обожает слушать записи песен в исполнении деда.
Лилия Михайловна приложила немало усилий, чтобы на доме, в котором они с мужем жили последние годы, установили мемориальную доску. Трагично то, что Жан, внук Бернеса, долгие годы безуспешно судился с матерью за эту двухкомнатную квартиру, в которой вдова пытается организовать музей Бернеса.
У Бодровой-Бернес личная жизнь так и не сложилась. Нет даже подобных тому человеку с которым она жила и любила...
Марк Наумович Бернес (урожденный Менахем-Ман Неухович Нейман). Родился 25 сентября (8 октября) 1911 года в Нежине Черниговской губернии - умер 16 августа 1969 года в Москве. Советский актёр театра и кино, певец. Народный артист РСФСР (1965). Лауреат Сталинской премии первой степени (1951).
Менахем-Ман Нейман, ставший широко известным как Марк Бернес, родился 25 сентября (8 октября по новому стилю) 1911 года в Нежине Черниговской губернии в еврейской семье.
Отец - Неух Шмуэлевич (Наум Самойлович) Нейман, родом из Старобыхова Могилёвской губернии, был служащим в артели по сбору утильсырья.
Мать - Фрума-Махля Липовна (Фаня Филипповна) Вишневская, домохозяйка.
В 1916 году семья переехала в Харьков, где Марк и вырос.
Окончил школу-семилетку, после чего родители отправили его учиться на бухгалтера в Харьковское торгово-промышленное училище. Однако он училище бросил и поступил в театральный техникум. Параллельно работал статистом в Харьковском театре «Муссури». На сцене этого театра сыграл свою первую роль - заменил заболевшего артиста. Его высоко оценил знаменитый в то время режиссёр Н.Н. Синельников. Именно тогда он и взял себе сценический псевдоним Бернес.
В возрасте семнадцати лет в 1929 году отправился в Москву, где стал работать статистом в нескольких театрах, в том числе Малом и Большом.
В 1930-1933 годах в Московском драматическом театре играл небольшие роли. Позже он называл своим учителем артиста Николая Мариусовича Радина.
С 1936 года снимался в кино, дебютировав в эпизоде картины «Заключённые». В 1937-м сыграл шпиона Красовского в драме «Шахтёры».
Марк Бернес в фильме "Шахтёры"
В 1938-м исполнил роль Кости Жигилёва, красногвардейца Путиловского завода в известной картине «Человек с ружьём». Тогда же обратил на себя внимание исполнением песни «Тучи над городом встали».
Марк Бернес в фильме "Человек с ружьём"
Удачной стала работа 1939 года - главная роль в военной картине «Истребители». Его герой - лейтенант Сергей Кожухаров. В фильме он спел песню «Любимый город».
Марк Бернес в фильме "Истребители"
Звездой первой величины Бернес стал во время войны благодаря своим работам в военных картинах, прежде всего в фильме «Два бойца». В ленте он сыграл бойца Аркадия Дзюбина, бывшего в мирной жизни сварщиком-судостроителем. В фильме он исполнил свои знаменитые песни «Тёмная ночь» и «Шаланды».
Марк Бернес в фильме "Два бойца"
Член КПСС с 1953 года.
В 1950-х-1960-х годах Марк Бернес создал в кино ряд сложных характеров, воплотил образы людей с нелёгкой судьбой - таких, как Умара Магомет («Далеко от Москвы»), Еремей Лукич Окладников («Море студёное»), Чубук («Школа мужества»), Родионов («Они были первыми»), Огонёк («Ночной патруль»).
В 1951 году ему была присуждена Сталинская премия первой степени за исполнение роли Умары Магомета в фильме «Далеко от Москвы».
Марк Бернес в фильме "Море студёное"
Марк Бернес пользовался огромной популярностью не только как актер, но и как исполнитель песен. Его первый публичный концерт как певца состоялся в Свердловске в Доме офицеров 30 декабря 1943 года, после чего последовало концертное турне по Уралу.
Песни Богословского из фильмов («Любимый город», «Спят курганы тёмные», «Шаланды, полные кефали», знаменитая «Тёмная ночь») в исполнении Бернеса зазвучали по радио, были записаны на пластинки (сотрудничество актёра и композитора продолжалось до 1956 года).
Марк Бернес - Темная ночь
В Москве он начал выступать как исполнитель песен с конца 1940-х годов. Сначала на вечерах в Домах творческих союзов. По радио в передаче «Клуб весёлых артистов» от лица своего персонажа шофёра Минутки («Великий перелом», 1945) исполнял «Песенку фронтового шофёра» («Путь-дорожка фронтовая») Мокроусова, «В жизни так случается» Соловьёва-Седого и др.
Продолжая сниматься в кино, Бернес всё больше внимания уделял эстраде, которая давала широкий простор для реализации его творческих замыслов. Он стал активно работать над созданием собственного репертуара. Предъявляя высокие требования и к музыке, и к стихам, артист долго и придирчиво работал с поэтами и композиторами.
В 1950-1960-е годы песенный репертуар Бернеса пополнился такими произведениями, как «Москвичи» (А. Эшпай - Е. Винокуров), «Если бы парни всей земли» (В. Соловьёв-Седой - Е. Долматовский), «Я люблю тебя, жизнь» (Э. Колмановский - К. Ваншенкин).
В 1960 году на стадионе в Лужниках в программе Московского мюзик-холла Бернес впервые исполнил песню «Враги сожгли родную хату» М. Блантера на стихи М. Исаковского, написанную за 15 лет до того, в 1945 году, и лишь однажды прозвучавшую тогда по радио (в исполнении В. Нечаева). В лице Бернеса песня обрела интерпретатора, сумевшего раскрыть весь её трагический смысл и сделавшего песню широко популярной.
Позже вышли другие его песни: «Хотят ли русские войны» (Э. Колмановский - Е. Евтушенко), «Я спешу, извините меня» (Я. Френкель - К. Ваншенкин), «Я работаю волшебником» (Э. Колмановский - Л. Ошанин) и мн. др. В четырёхсерийном фильме «Щит и меч» (1968) за кадром в исполнении Бернеса прозвучала песня «С чего начинается Родина» (В. Баснер - М. Матусовский).
Из 82 песен репертуара Бернеса более 40 создано по его заказу или при его непосредственном участии.
Бернес гастролировал по стране и за границей - в Польше, Югославии, Чехословакии, Румынии, Болгарии, получая множество восторженных откликов СМИ. Выступал на английском телевидении.
Смерть Марка Бернеса
В июне 1969 года Бернесу стало плохо. Врачи, обследовавшие его, предположили, что у него инфекционный радикулит. Однако при более тщательном обследовании был поставлен куда более страшный диагноз: неоперабельный рак лёгких.
8 июля 1969 года, будучи тяжело больным, артист с одного дубля записал песню «Журавли» Яна Френкеля на стихи Расула Гамзатова в переводе Наума Гребнева.
Марк Бернес скончался в субботу 16 августа 1969 года на 58-м году жизни в Москве. При том что на понедельник 18 августа был подготовлен к выходу Указ о присвоении ему звания Народный артист СССР. Однако посмертно почётные звания не присваиваются.
Похоронен на Новодевичьем кладбище Москвы (участок № 7).
В 1978 году советский астроном Н. И. Черник назвал его именем одну из малых планет Солнечной системы - 3038 Bernes.
В 1996 году в Москве, на доме № 1 по Садовой-Сухаревской улице, где последние годы жил М. Н. Бернес, установлена мемориальная доска.
1 апреля 2002 года в Одессе в саду скульптур Литературного музея (ул. Ланжероновская, 2) открыта скульптурная композиция «Шаланды, полные кефали...» (скульптор Т. Судьина), изображающая героев одноимённой песни из кинофильма «Два бойца» - рыбачку Соню и Костю-моряка.
7 октября 2011 года в Нежине в связи со 100-летием со дня рождения Бернеса на доме № 70 по ул. Авдеевской (бывш. Миллионной), где он родился, открыта обновлённая мемориальная доска (с ошибочной датой рождения - 7 октября), а 13 октября 2011 года в Театральном сквере - бронзовый памятник (скульпторы Владимир Чепелик и Александр Чепелик, архитектор Владимир Павленко), в основе которого - кадр из кинофильма «Два бойца»: Аркадий Дзюбин сидит с гитарой в руках. Украден в ночь на 3 мая 2017 года, найден 4 мая 2017 поврежденным (отбитые куски валялись рядом).
Одна из улиц Краматорска носит имя Марка Бернеса.
20 ноября 2015 года на сессии Харьковского городского совета в ходе переименования многих улиц и других объектов города улица Щорса была переименована в честь Марка Бернеса.
Рост Марка Бернеса: 163 сантиметра.
Личная жизнь Марка Бернеса:
Дважды был женат.
Первая жена - Полина (Паола) Семёновна Линецкая (1911-1956). Паола была примой частного Театра Корша, на момент знакомства - замужняя женщина, но ушла от своего мужа, состоятельного инженера, к Марку Бернесу. Поженились в 1932 году. В браке в 1954 году родилась дочь Наталья, она окончила Институт восточных языков при МГУ, ныне живёт в США. Жена умерла от рака спустя два года после рождения дочери, что было сильнейшим ударом для Бернеса.
При этом Бернес, любивший супругу, не стал ей опорой в сложный момент: он испугался - в его семье перед тем от рака умерли отец и сестра, а актер боялся заразиться смертельной болезнью. Муж перестал общаться с женой, приказал домработнице разбить дом на две половины, разделил все вещи. Никто не смог переубедить Бернеса. Жена умерла в больнице, где муж её не разу за два месяца не навестил.
Далее у него был роман с актрисой . Из-за нее он поссорился с зятем Хрущева Алексеем Аджубеем. Как-то Бернес нарушил правила движения и скрылся с места происшествия. Милиция догнала нарушителей, признала за рулем актера и отпустила. Но протокол был сохранен и об этом узнал отвергнутый соперник. Аджубей тогда возглавлял «Комсомольскую Правду» и развернул кампанию против Бернеса. В ход пошло не только обсуждение его творческих успехов и провалов, но главным образом были извлечены на свет подробности его личной жизни. Публично обсуждались его моральные качества.
17 сентября 1958 года одновременно две центральные газеты начали травлю Бернеса. В «Правде» Георгий Свиридов в статье «Искоренять пошлость в музыке» подверг артиста несправедливым и тенденциозным нападкам. В «Комсомольской правде» в фельетоне А. Суконцева и И. Шатуновского «Звезда на "Волге"» нарушение Бернесом правил дорожного движения в максимально мрачных тонах подавалось как «поведение, недостойное советского артиста». Следствием этих и нескольких последующих публикаций стало фактическое отлучение Бернеса от съёмок и записей на радио и грампластинки. Путь на эстраду также был закрыт, опала длилась три долгих года. Бернес выживал, дублируя фильмы.
История с Извицкой закончилась, они расстались. Много лет спустя Алексей Аджубей извинился перед Бернесом.
Изольда Извицкая - любовница Марка Бернеса
Вторая жена - Лилия Михайловна Бодрова (1929-2006). Они познакомились, когда 1 сентября 1960 года Бернес повёл свою дочь Наташу в первый класс 2-й французской спецшколы в Банном переулке. В ту же школу привели своего сына Жана фотокорреспондент журнала "Пари-матч" и его 31-летняя жена Лилия Михайловна Бодрова. Бернес, увидев Бодрову, влюбился в неё с первого взгляда. Их дети сели за одну парту, что вскоре сблизило Бернеса и Бодрову. А в ноябре того же года Лилия Михайловна ушла от мужа и переехала в двухкомнатную квартиру Бернеса на Сухаревской. Она вспоминала: "Марк оформил меня на работу. С тех пор я вела все его концерты. Мы не расставались ни на минуту".
Поженились в 1960 году. Марк Бернес воспитал сына Бодровой от предыдущих отношений - Жана Люсьеновича Бодрова (1953 г.р.), он окончил операторский факультет ВГИКа, живёт в Москве.
Фильмография Марка Бернеса:
1936 - Заключенные - заключенный (нет в титрах)
1937 - Шахтеры - Красовский, шпион
1938 - Человек с ружьём - Костя Жигилёв, красногвардеец Путиловского завода
1938 - Старая крепость
1939, 1946 - Большая жизнь - Борис Николаевич Петухов, горный инженер
1939 - Истребители - лейтенант Сергей Кожухаров (в титрах как Бернэс)
1940 - Преступление и наказание (короткометражный) - следователь
1941 - Стебельков в небесах (короткометражный) - Стебельков
1941 - Последняя очередь (короткометражный) - лётчик Феденко
1941 - Валерий Чкалов - комментатор авиапарада (нет в титрах)
1941 - Боевой киносборник №8 - Михайло Юрченко, командир танка
1942 - Дорога к звёздам - генерал Кожухаров
1942 - Боевой киносборник №9 - польский рабочий
1943 - Жди меня - эпизод (нет в титрах)
1943 - Два бойца - Аркадий Дзюбин
1944 - Большая земля - Алексей Васильевич Козырев
1945 - Великий перелом - "Минутка", шофер командующего
1948 - Третий удар - матрос Чмыга
1950 - Далеко от Москвы - Умара-Магомет, сварщик
1950 - В степи (короткометражный) - Емельянов, отец Сережи
1951 - Тарас Шевченко - Косарев, капитан
1952 - Максимка - корабельный врач
1953 - Огни на реке - старший помощник капитана
1954 - Школа мужества - Афанасий Чубук
1954 - Море студёное - Окладников Еремей Лукич
1954 - Запасной игрок - Лев Павлович Коломягин, тренер
1956 - Они были первыми - Иван Александрович Родионов
1956 - Дело № 306 - Василий Иванович Градов, подполковник милиции
1957 - Цель его жизни - Иван Максимович Ануфриев, лётчик
1957 - Удивительное воскресенье (V šest ráno na letišti) - Командир ТУ-104
1957 - Ночной патруль - Павел Васильевич Обручев / «Огонёк»
1959 - Особый подход - Николай Дмитриевич Налимов
1959 - Звёзды встречаются в Москве (документальный)
1961 - Чёртова дюжина (Maizes ducis) - Исаак Львович, пассажир
1963 - Это случилось в милиции - Сергей Панфилович Прошин, полковник милиции
1963 - Мелодии Дунаевского (документальный)
1963 - Аппассионата (короткометражный) - Гиль, шофёр Ленина
1966 - Сказки русского леса
1967 - Самая высокая... (фильм-спектакль)
1967 - Женя, Женечка и "катюша" - полковник Караваев (озвучил Григорий Гай)
Озвучивание Марка Бернеса:
1947 - Рюи Блаз (Ruy Blas)
1950 - Адрес неизвестен (Sans laisser d"adresse)
1952 - Покорители вершин (роль Зураба Лежава)
1953 - Хлеб, любовь и фантазия (Pane, amore e fantasia)
1953 - Граф Монте-Кристо (Comte de Monte-Cristo, Le) - Жерар де Вильфор (роль Жака Кастелло)
1953 - Банковский билет в миллион фунтов стерлингов (Million Pound Note, The)
1955 - Счастье Андруса (Andruse õnn) (роль Р.Нууде)
1955 - Салтанат - Джоомарт
1955 - Крушение эмирата - Джафар
1955 - Дым в лесу (короткометражный) - Федосеев
1956 - После шторма (Pēc vētras) (роль Ж.Катлапа)
1956 - Война и мир (Guerra e pace) - Пьер Безухов
1957 - Я скажу правду - Коста (роль Г.Шавгулидзе)
1958 - Мари-Октябрь (Marie-Octobre)
1960 - На пороге бури (Vētra) - Силениек (роль Роберта Мустапса)
1962 - Шестнадцатая весна - текст от автора
Вокал Марка Бернеса:
1938 - Человек с ружьём - песня "Тучи над городом встали";
1939, 1946 - Большая жизнь - песня "Три года ты мне снилась" (Н.Богословский - А.Фатьянов);
1939 - Истребители - песня "Любимый город" (Н.Богословский - Е.Долматовский);
1943 - Два бойца - песни "Темная ночь", "Шаланды посные кефали", "Бессмертный Ленинград" ("Споем, товарищ боевой, о славе Ленинграда...") (Н.Богословский - В.Агатов);
1950 - В степи (короткометражный) - песня "Дорожная" ("Городов в России много и дорог красивых много, и людей хороших много - всех их надо повидать...") (А.Лепин - А.Галич);
1954 - Школа мужества - песня "Разгулялся вольный ветер над моею стороной..." (М.Зив - В.Коростылёв);
1957 - Цель его жизни - песня пилотов (В.Юровский - автор слов неизв.);
1957 - Ночной патруль - песня о Родине (А.Эшпай - Л.Ошанин);
1962 - Шестнадцатая весна - песня "Рабочий человек" (Ю.Левитин - М.Матусовский);
1966 - Я родом из детства - поёт песню Владимира Высоцкого "На братских могилах";
1968 - Щит и меч - песня "С чего начинается Родина" (В.Баснер - М.Матусовский);
1970 - Смерти нет, ребята! - песня "Тёмная ночь" (Н.Богословский - В.Агатов);
1970 - Кавказец родом из Цада (документальный) - песня "Журавли";
1971 - Поговорить нам необходимо... (документальный)
Песни Марка Бернеса:
Тучи над городом встали из кинофильма «Человек с ружьём» (муз. и сл. П. Арманда);
Любимый город из кинофильма «Истребители» (муз. Н. Богословского, сл. Е. Долматовского);
Спят курганы тёмные из кинофильма «Большая жизнь» (муз. Н. Богословского, сл. Б. Ласкина);
Огонёк (муз. Н. Богословского, Е. Долматовского);
Письмо в Москву (муз. Н. Богословского, сл. М. Тевелева);
Боевые ястребки из кинофильма «Последняя очередь» (муз. Н. Богословского, сл. Б. Ласкина);
До свиданья, города и хаты из кинофильма «Стебельков в небесах» (муз. Григория Лобачёва, сл. М. Исаковского);
Тёмная ночь из кинофильма «Два бойца» (муз. Н. Богословского, сл. В. Агатова);
Шаланды, полные кефали из кинофильма «Два бойца» (муз. Н. Богословского, сл. В. Агатова);
Песня о Ленинграде из кинофильма «Два бойца» (муз. Н. Богословского, сл. М. Голодного);
Наша любовь из кинофильма «Большая жизнь. 2 серия» (муз. Н. Богословского, сл. В. Агатова);
Три года ты мне снилась из кинофильма «Большая жизнь. 2 серия» (муз. Н. Богословского, сл. А. Фатьянова);
В жизни так случается (муз. В. Соловьёва-Седого, сл. Н. Лабковского и Б. Ласкина);
Песенка фронтового шофёра (муз. Б. Мокроусова, сл. Н. Лабковского и Б. Ласкина);
Полевая почта (муз. Ю. Левитина, сл. Н. Лабковского);
Морская песенка (муз. Н. Богословского, сл. В. Дыховичного и М. Слободского);
Далеко от дома (муз. Ю. Левитина, сл. Н. Лабковского);
В дальнем рейсе (муз. Ю. Левитина, сл. Н. Лабковского);
Дорожная из кинофильма «В степи» (муз. А. Лепина, сл. А. Галича);
Собачка верная моя из кинофильма «Тарас Шевченко» (русская народная песня терских казаков);
Песенка влюблённого шофёра (муз. Б. Мокроусова, сл. В. Бахнова и Я. Костюковского);
Разгулялся вольный ветер из кинофильма «Школа мужества» (муз. М. Зива, сл. В. Коростылёва);
Песня посвящается моя (муз. Б. Мокроусова, сл. Я. Хелемского);
Дружеский подарок москвича (Привет Бухаресту) (муз. М. Табачникова, сл. Я. Хелемского (рус.) и К. Пастрамэ (румын.));
Когда поёт далёкий друг (муз. Б. Мокроусова, сл. Я. Хелемского);
Мы в этом сами виноваты (Мужской разговор) (муз. Н. Богословского, сл. Н. Доризо);
Песня (Романс) Рощина из кинофильма «Разные судьбы» (муз. Н. Богословского, сл. Н. Доризо);
Воспоминание об эскадрилье «Нормандия» (муз. М. Фрадкина, Е. Долматовского);
Песня о Родине из кинофильма «Ночной патруль» (муз. А. Эшпая, сл. Л. Ошанина);
Песня пилотов из кинофильма «Цель его жизни» (муз. В. Юровского, авт. сл. неизв.);
Песенка-импровизация из кинофильма «Звёзды встречаются в Москве» (авторы неизвестны);
Если бы парни всей земли (муз. В. Соловьёва-Седого, Е. Долматовского);
Вечерняя песня (муз. В. Соловьёва-Седого, сл. А. Чуркина);
Злата Прага (Песня о Праге) (муз. Гарри Мацоурека, сл. Я. Хелемского);
Москвичи (Серёжка с Малой Бронной) (муз. А. Эшпая, сл. Е. Винокурова);
Песня туристов (муз. М. Табачникова, сл. Я. Хелемского);
Я люблю тебя, жизнь (муз. Э. Колмановского, сл. К. Ваншенкина);
Перекрёсток (муз. Э. Колмановского, сл. Виктора Орлова);
Старому другу (муз. В. Соловьёва-Седого, сл. М. Матусовского);
С добрым утром (муз. О. Фельцмана, сл. Ольги Фадеевой);
Хотят ли русские войны (муз. Э. Колмановского, сл. Е. Евтушенко);
Течёт река Волга из кинофильма «Течёт Волга» (муз. М. Фрадкина, сл. Л. Ошанина);
Рабочий человек из кинофильма «Шестнадцатая весна» (муз. Ю. Левитина, сл. М. Матусовского);
Где же ты, друг (муз. М. Фрадкина, сл. Л. Ошанина);
Настоящие мужчины (муз. Я. Френкеля, сл. И. Шаферана и М. Владимова);
Песня о кино (муз. Я. Френкеля, сл. М. Танича);
Сыновья (муз. О. Фельцмана, сл. В. Сергеева);
Солдаты (муз. Я. Френкеля, сл. К. Ваншенкина);
Я спешу, извините меня (муз. Я. Френкеля, сл. К. Ваншенкина);
Моя Москва (муз. И. Дунаевского, сл. М. Лисянского и С. Аграняна);
Напиши мне, мама, в Египет (муз. Я. Френкеля, сл. Л. Ошанина);
Американцы, где ваш президент? (муз. Э. Колмановского, сл. Е. Евтушенко);
Песенка моего друга (муз. О. Фельцмана, сл. Л. Ошанина);
Я работаю волшебником (муз. Э. Колмановского, сл. Л. Ошанина);
Пани Варшава (муз. Э. Колмановского, сл. Я. Хелемского);
Слушай, Земля (муз. Э. Колмановского, сл. Александра Кравченко);
Слышишь, я жду, приходи (муз. А. Островского, сл. С. Гребенникова и Н. Добронравова);
Служи, солдат! (муз. О. Фельцмана, сл. В. Сергеева);
Воспоминание об Алжире (муз. В. Мурадели, Е. Долматовского);
Новобранцы (муз. Р. Майорова, сл. Д. Иванова);
Нелётная погода (муз. Я. Френкеля, сл. К. Ваншенкина);
Убийцы ходят по земле (муз. Э. Колмановского, сл. Е. Евтушенко);
Тополя (муз. Я. Френкеля, сл. К. Ваншенкина);
Гитара (муз. В. Соловьёва-Седого, сл. Андрея Лядова);
Песня издалека (муз. Виктора Драманта, сл. Владимира Бута);
Я улыбаюсь тебе (муз. Э. Колмановского, сл. И. Гофф);
Я не забуду (муз. А. Эшпая, сл. В. Котова и Л. Дербенёва);
На братских могилах (муз. и сл. В. Высоцкого);
Холода, холода (муз. и сл. В. Высоцкого);
Всё ещё впереди (муз. Э. Колмановского, сл. К. Кулиева, пер. Н. Гребнева);
Враги сожгли родную хату (Прасковья) (муз. М. Блантера, сл. М. Исаковского);
Красный командир (муз. Б. Терентьева, сл. Марии Швечиковой);
Когда разлюбишь ты (муз. Э. Колмановского, сл. И. Гофф);
Последний урок (муз. Я. Френкеля, сл. В. Лифшица);
Грустная песенка (муз. Я. Френкеля, сл. М. Светлова);
Здравствуйте, дети (муз. И. Якушенко, сл. Л. Дербенёва);
Песня о Белграде (муз. Я. Френкеля, сл. Я. Хелемского);
А самолёты сами не летают (муз. Я. Френкеля, сл. И. Шаферана);
С чего начинается Родина из кинофильма «Щит и меч» (муз. В. Баснера, сл. М. Матусовского);
На площади Красной (муз. Б. Савельева, сл. Л. Дербенёва);
Огромное небо (муз. О. Фельцмана, сл. Р. Рождественского);
Журавли (муз. Я. Френкеля, сл. Р. Гамзатова, пер. Н. Гребнева)
Mark Bernes
Марк Нейман
Родился 8 октября (25 сентября) 1911 года в Нежине, Черниговская губерния, Российская империя (ныне Черниговская область, Украина) в семье служащего артели по сбору утильсырья.
Советский актёр и исполнитель песен.
Заслуженный артист РСФСР (1956).
Народный артист РСФСР (1965).
Когда Марку было 5 лет, семья переехала в Харьков. Там он закончил среднюю школу и родители его отправили учиться на бухгалтера в Харьковское торгово-промышленное училище. Однако никакого желания заниматься счетоводством у Марка не было. Он мечтал о сцене. Впервые он попал в театр в 15 лет и с тех пор заболел им на всю жизнь. Чтобы быть к нему поближе, он нанимался в бригаду расклейщиков афиш, а через некоторое время - работал зазывалой - напялив на себя афишу, приглашал "добропорядочных" граждан посетить театр.
Между тем, страсть своего опрыска к театру родители Бернеса категорически не одобряли. И тогда, в возрасте 17-ти лет, он сбежал от них в Москву. В столице он несколько дней жил на Курсокм вокзале, а днём обивал пороги столичных театров, соглашаясь на любую работу. И его взяли в массовку Малого театра. Одновременно он успел записаться и в массовку Большого театра.
В феврале 1930 года Бернес подал заявление в Московский драматический театр (бывший Корш) и получил положительный ответ. Он стал актёром вспомогательного состава. И уже через 11 месяцев - в январе 1931 года - его зачислили актёром в основной состав. Однако роли в спектаклях ему доставались небольшие: за три года их было всего пять.
Своего угла в Москве Бернес долгое время не имел, поэтому первые несколько месяцев ему приходилось жить в крохотной гримёрной. А когда в доме напротив театра в Петровском переулке надстроили этаж (пятый), то одну из его комнат отдали молодому актёру. В начале 1933 года он перешёл работать в Театр революции.
В середине 1930-х годов он женился на молодой девушке, которую звали Полина (друзья Марка называли её Паолой или просто Пашей) Линецкая. Именно она стала прививать Бернесу интерес к литературе, заразила его чтением.
С 1935 года работал только в кино. А после небольшой роли красноармейца в Фильме Юткевича "Человек с ружьём" (1938) 26-летний Марк Бернес стал знаменит.
В 1938 году успех Бернеса в мире кино закрепляется фильмом "Истребители" (1939), а песня "В далёкий край", которую исполняет герой Бернеса, тут же становится шлягером.
Свою вторую, и как оказалось, последнюю главную роль в кино Бернес сыграл во время войны - роль Аркадия Дзюбина в фильме Леонида Лукова "Два бойца" (1943). Однако съёмки в этой картине были для актёра отнюдь не лёгкими. Этот фильм стал вершиной популярности Бернеса. За исполнение главной роли правительство наградило его орденом Красной Звезды, а жители Одессы присвоили Бернесу звание "Почётный житель города".
В 1954 году в семье актёра произошло радостное событие - у них с Полиной Семёновной родилась дочь, которую назвали Наташей. Однако радость длилась недолго, через два года Полина Семёновна умерла от рака.
Эта смерть настолько потрясла Бернеса, что в течение нескольких месяцев он не мог прийти в себя. Но рядом были друзья, а главное, работа...
В начале 1960-х годов серьёзные изменения произошли и в личной жизни артиста. 1 сентября 1960 года Бернес повёл свою дочь Наташу в первый класс 2-й французской спецшколы в Банном переулке. В эту же школу привели своего сына Жана фотокорреспондент журнала "Пари-матч" и его 31-летняя жена Лилия Михайловна Бодрова. Бернес, увидев Бодрову, влюбился в неё с первого взгляда. Судьбе было угодно, чтобы их дети сели за одну парту, что вскоре сблизило Бернеса и Бодрову. И в ноябре того же года Лилия Михайловна ушла от мужа и переехала в двухкомнатную квартиру Бернеса на Сухаревской. Она вспоминала: "Марк оформил меня на работу. С тех пор я вела все его концерты. Мы не расставались ни на минуту...".
В июне 1969 года Бернесу стало плохо. Врачи, обследовавшие его, предположили, что у него инфекционный радикулит. Однако, при более тщательном обследовании, был поставлен страшный диагноз неоперабельный рак лёгких. Артист был обречён.
8 июля 1969 года будучи тяжело больным, артист с одного дубля записал песню «Журавли» Яна Френкеля на стихи Расула Гамзатова в переводе Наума Гребнева.
Марк Бернес скончался в субботу 16 августа 1969 года на 58-м году жизни в Москве. А в понедельник готовился к выходу Указ о присвоении ему звания "Народный артист СССР". Однако посмертно почётные звания не присваиваются.
Похоронен актёр на Новодевичьем кладбище Москвы (участок № 7).
Марк Бернес - выдающийся исполнитель песен советских композиторов на эстраде, радио и телевидении ("Я люблю тебя жизнь","Прасковья", "Журавли" и многие другие известные песни). Обладал запоминающимся, особым, душевным тембром голоса.
В 1978 году советский астроном Н. И. Черник назвал его именем одну из малых планет Солнечной системы - 3038 Bernes.
В 1996 году в Москве, на доме № 1 по Садовой-Сухаревской улице, где последние годы жил М. Н. Бернес, установлена мемориальная доска. В 2016 году в г.Харькове одна из улиц названа именем Марка Бернеса.
30.01.2013
Его считали мнительным, уверяли, что он выдумывает себе болезни, нарочито хватаясь за сердце. Когда у него случился инфаркт, многие были уверены, что это инсценировка. О его скверном характере ходили легенды. Он отпугивал композиторов и поэтов с той же лёгкостью, с какой и влюблял их в себя. Они мечтали, чтобы Бернес спел их песни. Писали для него тексты, а потом проклинали себя за то, что связались с «привередливым Марком», который будил их по ночам звонками, требуя изменить очередную строку, изводя убийственным аргументом: «Вы написали, а мне петь!» И они переделывали, корёжили - как считали, - а потом включали в свои сборники эти стихи в бернесовской редакции - иначе было уже невозможно: именно в этой редакции песни пела улица - высшая награда для композиторов и поэтов-песенников.
Августовским утром 1969 года на панихиде в Доме кино не было ни речей, ни траурных маршей. Бернес отпевал себя сам. Звучали четыре его песни: «Три года ты мне снилась», «Романс Рощина», «Я люблю тебя, жизнь» и, конечно, «Журавли». Двух последних в том виде, в каком мы их знаем, не было бы вовсе - настолько велико было вмешательство Бернеса в текст.
Четыре песни повторялись без пауз по кругу…
* * *
Он делал свою биографию, не надеясь на актёрский случай и везение. В 1937 году Николай Погодин прочитал сценарий «Человека с ружьём». Роли для молодого Бернеса, дружившего с драматургом, там не оказалось. И тогда он её выдумал: полностью сочинил своего Костю Жигулева, блондина, опоясанного пулемётными лентами. Сочинил его по репликам - изобретательно и хитроумно наращивая объём роли, и в конце концов спел мгновенно прославивший его городской романс Павла Арманда «Тучи над городом встали». С чего он взял, что его персонаж должен вдруг запеть в серьёзном фильме про вождя мирового пролетариата? Этого не знал никто. Просто Бернес так чувствовал. Просто он умел убеждать. И Дмитрий Шостакович согласился включить эту песенку в музыкальную ткань картины. А если бы композитором фильма был не Шостакович?..
Отчасти Бернес поступал так же, как и Раневская, сочинившая большую часть своих эпизодов, а эпизоды превратившая в роли. Это было время, когда одно появление на экране могло сделать актёра всенародным любимцем. Так и случилось с Бернесом, получившим за эпизодическую роль вместе с орденом «Знак Почёта» всеобщее признание. Мгновенный и вертикальный взлёт, после которого режиссёры стали воспринимать Бернеса как счастливый талисман, гарантирующий успех. Сценаристы вместе с композиторами начинают писать на Бернеса. Он снимается в «Большой жизни» и «Истребителях», в которых встречается с Никитой Богословским, сочинившим для него «Любимый город может спать спокойно…». А спустя два года в «Двух бойцах» он спел «Тёмную ночь» и «Шаланды, полные кефали…». В том, что Бернес родился и вырос в Одессе, были уверены почти все.
* * *
Много лет спустя на встречах со зрителями он терпеливо разъяснял, что родом из Нежина - города, в котором провёл гимназические годы Гоголь, что в Одессе никогда не бывал.
Мне кажется, кто-то знает мою биографию лучше, чем я! - удивился Бернес.
Я знаю. - Молодой офицер поднялся со своего места. - Я знаю, Марк Наумович, но… объясню вам всё после концерта.
После концерта он прорвался за кулисы, но был мгновенно нейтрализован двумя здоровяками-одесситами, поклявшимися, что, пока они живы, «у Марка волос с головы не упадёт». Потом выяснилось, что офицер перед концертом похвалился своей жене, что знает Бернеса с детства, что они с одной улицы, учились в одной школе. И вот теперь пытался как-то спасти свою честь.
К слову, такие диалоги со зрителями Бернес отчасти провоцировал сам. Он первый заговорил с эстрады в паузах между песнями - как это потом делал Владимир Высоцкий. Он рассказывал не только о том, как создавались его песни и фильмы, но и о себе, о своей жизни.
Семья бухгалтера в Нежине, постоянное безденежье, долги… Когда Марку было пять лет, семья перебралась в Харьков. Отец мечтал, чтобы у сына была более надёжная профессия. Марк думал иначе. В 15 лет он попал на спектакль в театр, и тема выбора отпала сама собой. Он расклеивал афиши на улицах, а потом сам превратился в живую афишу: ходил по улицам с транспарантом, приглашавшим на очередную премьеру харьковского драмтеатра. Через какое-то время 16-летнего Бернеса представили старосте театральных статистов. В то время статисты были люди востребованные. В них нуждались и в оперетте, и в драме, они были необходимы гастрольным и местным труппам. Его дебют состоялся в «Мадам Помпадур», где он выступил в образе безмолвного кельнера. Ему казалось, что все смотрят только на него. Так оно и было: у взволнованного дебютанта прямо на сцене отклеились огромные войлочные бакенбарды.
Впрочем, Марк готов был работать в театре кем угодно - помогал рабочим сцены, бутафорам, осветителям, суфлёрам. До того как стать артистом, он прошёл в театре весь путь, узнал театральную изнанку.
В 17 лет сбежал в Москву с бутербродами в кармане, уверенный, что его ждут в Малом театре. Где, собственно, находится Малый, он узнал на Курском вокзале от просвещённого носильщика. Самое удивительное, что в Малый его приняли с первого захода. Правда, поручаемые ему роли не отличались многословием: третий слуга, второй копейщик, неизвестный в трактире… Всё в таком духе. Через полгода он перешёл в другой театр. Переход не отнял много времени: достаточно было пересечь Театральную площадь, чтобы оказаться в Большом, тоже испытывавшем нужду в статистах: секундант Онегина, испанский посол.
Теперь кажется неправдоподобным: в сущности, Бернес нигде не учился, не окончил никаких театральных студий. А вернее, учился он всему, что видел в тогдашней театральной Москве. Его кумирами на всю жизнь стали Михаил Чехов и Иван Москвин. Своим учителем он считал Николая Радина.
В начале 1930-го его приняли в театр Корша актёром вспомогательного состава: те же роли на выходах. В трудовой книжке Бернеса появилась запись: «За лучшие качественные показатели работы премирован ордером на обувь. Протокол от 4 июля 1932 года».
У Корша он познакомился со своей первой женой - Паолой Липецкой, Пашей. В то время они жили в Петровском переулке, рядом с филиалом МХАТа, в крохотной комнатушке. Здесь, у Бернесов, Исаак Бабель впервые прочитал свой новый рассказ «Отелло», в котором после посещения театра жена обращается к мужу: «Наум! Ты видел сейчас любовь? А у тебя что?..» Слово «любовь» Бабель произносил без мягкого знака. С тех пор рефреном Бернеса - когда он сталкивался с пошлостью в искусстве и жизни - стала фраза: «Сегодня животные штуки, завтра животные штуки, а где же любов, ребята?..»
В 1932 году театр Корша закрылся, и Бернес перешёл в Театр Революции. Его удел - всё те же роли третьего разбора, но тут неожиданно его приглашают в кино на эпизодическую роль в фильме «Заключённые» с Михаилом Астанговым. Настоящей удачей для Бернеса стало не само появление на экране, а дружба с Астанговым и знакомство с Николаем Погодиным, у которого он в течение года работал литературным секретарём. Как из секретаря он превратился в друга Погодина - история отдельная. Скажем только, что не будь этой дружбы, наверное, и не было бы Кости Жигулева и первой спетой Бернесом песни.
* * *
Впервые он спел на концерте 30 декабря 1943 года, потому что его попросили. Это было сборное театрализованное представление. Волновался он страшно, но успех был настолько очевидным, что его стали приглашать выступить именно с песнями. Бернес-актёр и Бернес-певец мирно уживались до той поры, которую в кино принято называть периодом «малокартинья»: конец 40-х - начало 50-х годов. То, что ему предлагалось, трудно было назвать ролями: эпизоды или служебные, похожие на обкатанные резолюции образы людей в погонах, написанные в расчёте, что Бернес оживит их своим обаянием. Он и оживлял, как мог, брал на себя работу сценариста: дописывал или полностью сочинял текст, придумывал целые сцены, но у всех есть свой запас прочности. Так, постепенно и вынужденно, Бернес уходил в песни.
Он не знал нот, называя их «чаинками», работал мучительно, теребя поэтов бесчисленными ночными звонками и требованиями переделок. Очень долгое время пел только на закрытых вечерах в Доме актёра или Доме кино. Выступать на широкой публике в Москве начал лишь с конца 40-х годов. Говорил, что уверенность в новой профессии придали ему пародии на него Зиновия Гердта. Усреднённое и безликое, как известно, «передразниванию» не поддаётся. Однажды ночью он был разбужен горланящей за окном молодёжью. Прислушавшись, понял, что распевают его репертуар. Бернес на ночной улице - это было пиком его признания и популярности в конце 1950-х.
* * *
В апреле 1958 года Бернес выступал в концерте, посвящённом очередному комсомольскому съезду, на котором присутствовал Хрущёв. Выступления были строго регламентированы - Бернесу отводилось две песни. После второй зал начал бисировать. Продолжалось это невероятно долго. Бернес кланялся, уходил за кулисы и снова появлялся на сцене - зал не унимался. Ситуация требовала разрешения: было ясно, что Бернес должен петь ещё. В очередной раз уйдя со сцены, Марк Наумович начал искать организаторов, чтобы спросить дозволения спеть на бис. За кулисами никого не оказалось, те, кто готовил концерт, в панике разбежались, боясь взять на себя ответственность за «регламент». Бернес вынужден был уйти под несмолкаемые овации. Знал бы он, как используют эту ситуацию некоторые «заинтересованные стороны». Сидевший рядом с Хрущёвым Алексей Аджубей начал демонстративно возмущаться поведением «зазнавшегося» артиста, не пожелавшего «спеть для народа». Не вникавший в тонкости концертного регламента Хрущёв с энтузиазмом подхватил слова зятя: завести Никиту Сергеевича на тему «зазнайства» было проще простого.
Вскоре после этого у Бернеса произошла «встреча» с гаишниками. Возвращаясь домой, он успел проскочить на зелёный свет, но постовой посчитал иначе. За бернесовской «Волгой» пустились в погоню. Зная, как уверенно водил машину Марк Наумович, можно утверждать, что он легко ушёл бы от этих фарсовых преследователей, но он благоразумно остановился. Был составлен протокол - и банальный дорожный инцидент возвели в ранг уголовного преступления.
Реакция последовала незамедлительно - газетные статьи, вышедшие с небольшим интервалом: «Пошлость на эстраде», «Звезда на «Волге». Последняя была особенно опасна. В ней Бернесу инкриминировалось ни много ни мало неподчинение властям. Договорились до того, что актёр протащил несчастного постового несколько метров на капоте. Было заведено уголовное дело, рассыпавшееся довольно быстро: в частности, постовой утверждал, что машина, проскочившая мимо него, была светло-серого цвета, в то время как Бернес ездил на чёрной «Волге». Никаких опровержений, разумеется, не последовало.
Вскоре в квартире артиста надолго замолчал телефон. Прекратились звонки с киностудий, приглашения на концерты. Но больнее всего было видеть реакцию людей, которые ещё вчера подобострастно заглядывали ему в глаза, а теперь отворачивались при встрече.
Это был страшный период в жизни Марка Наумовича. Незадолго до этого от рака умерла его жена Паола. Он остался один с трёхлетней дочерью Наташей и домработницей. Сдвоенный удар обернулся инфарктом. Он почти не выходил на улицу. О том, что Бернес, в сущности, живёт в нищете, знали немногие. За четыре года он не снялся ни в одном фильме, принял участие в считаном количестве концертов.
Лишь в начале 1961 года «тёмная ночь» вокруг Бернеса начала понемногу рассеиваться. Пошли приглашения на съёмки и озвучание.
1 сентября 1961-го, когда Наташа пошла в первый класс, он познакомился с молодой женщиной, сын которой тоже стал первоклассником. Звали её Лилия Бодрова.
На фото: Марк Бернес поёт «Тёмную ночь» в фильме «Два бойца», после премьеры которого он проснулся знаменитым (FOTOBANK)
* * *
Лилия Михайловна Бернес-Бодрова:
Когда я пришла к Марку… Это было страшно: полная нищета. Хвост той истории всё ещё тянулся за ним. Должна вам сказать, что газетные статьи - это результат негласного конфликта Марка с Аджубеем из-за одной актрисы, за которой оба ухаживали. Были люди, которые действительно отвернулись от Марка, - их измену он переживал очень болезненно, но были и те, кто писал в прокуратуру в его защиту. Например, Константин Ваншенкин. Прошло время, и однажды, случайно встретившись, Аджубей извинился перед Бернесом. Помню, он сказал: «Марк, прости за всё, что я сделал…» Думаю, это было искренне. Во всяком случае, Марк его извинения принял. Знаете, самым-то страшным для него во всей этой истории было отлучение от работы, от песни.
- А разговоры шли постоянно, что Бернес купается в роскоши…
Да какая там роскошь! Что у Марка было? Он очень любил музыкальную технику - у него был великолепный приёмник, магнитофон и проигрыватель. И машина. Вот и всё. Кстати, машину в то время можно было купить только с разрешения Министерства торговли. При этом сдав предыдущую - если она у вас была, разумеется. Машине он радовался, любил о ней заботиться. Это было. Единственное, что мы себе позволяли, - это ездить по странам. Начали с Польши. Были в Праге. Когда ввели танки в Чехословакию, он рыдал, зная, что ничего не может сделать, - в Праге у него было много знакомых.
А потом - Югославия, Франция, Англия. В Польше и Югославии Марка обожали, приглашали в Сопот как почётного гостя. Я помню, посол в Варшаве Аристов однажды сказал: «Марк Наумович, вы столько сделали в Польше, сколько не удалось мне». А в Югославию мы приехали туристами - тогда вдруг разрешили индивидуальный туризм. И Марка пригласили выступить. Он сказал, что мы в туристической поездке. Саша Субота, руководитель популярнейшего югославского ансамбля, предложил: «Езжайте, а мы пока подготовим несколько песен, отрепетируем и вам покажем». Так и сделали. И вот концерт. В первом отделении - все югославские звёзды. Во втором - Бернес. Заиграли «Три года ты мне снилась», вышел Марк, и зал встал.
- Насколько достоверны разговоры про скверный характер Бернеса?
Ну, характер-то у Марка действительно был не сахар. Его выводили из себя мелочи. Мог взбеситься из-за того, что режиссёр не так составил программу - он мог ему просто нахамить. Был такой случай. Марк снимался в фильме «Путь к причалу» у Данелия. И параллельно в Риге. И кто-то из группы Данелия прислал ему телеграмму, чтобы он срочно выезжал. А сроки Марк всегда оговаривал точно. И тогда он дал телеграмму: «Пьёте - закусывайте». Я ему: «Марк, что ты делаешь?!» В результате его сняли с роли.
Был случай в Англии… Марку предложили выступить на ТВ. Он согласился спеть три песни. После выступления спросил: «А где гонорар?» Тётка-переводчица ответила: «Я его отдала компартии». Марк позеленел: «Я вас об этом не просил. Деньги вернуть!»
- Неужели вернули?!
Вернули. Триста фунтов, тогда колоссальные деньги.
- Тётя, как я понимаю, деньги просто сама «заныкала»?
Ну конечно. И мы побежали по магазинам. За нами «хвост». Деньги надо было истратить за несколько часов. Привозить их в Союз было нельзя. Помню, Марк накупил мне кучу духов. А вот ещё, к слову, о характере Марка. Ему предлагали выступить и на французском телевидении. Он спросил: «В какое время?» Оказалось, в пять вечера. Тогда Марк спросил: «А когда работают Азнавур и Монтан?» «В девять». Он мне подмигнул: «Ну что, поехали домой?» И мы уехали.
- Марк Наумович любил Азнавура?
Мы ходили на все концерты Беко, Азнавура, Монтана, когда они приезжали. Вообще Марк больше всего ценил личностное, авторское исполнение. Он обожал Синатру. У нас были все записи Вертинского, Галича, Высоцкого. Володя к нам однажды позвонил и пришёл. Он хотел, чтобы Марк спел одну из его песен. Марку очень нравились его песни, они были у нас на кассетах. Но взять он не мог. Сказал: «Володенька, мне нужна мелодия, а не только ритм». И всё-таки Марк спел «На братских могилах…» в одном из фильмов.
- Правда, что Марк Наумович переживал, что у него нет звания народного СССР?
Правда. Я говорила: «Да наплюй ты на эти звания - у тебя есть любовь народа. Утёсов начал гораздо раньше тебя - а у него вообще ничего нет!» По натуре Марка нельзя было назвать пробивным человеком. Для себя он ничего не просил. Надо было очень сильно наступить на его самолюбие, чтобы он завёлся в этом направлении. А другим помогал всегда. Друзьям и знакомым говорил: «Если моя визитка сработает, я тебе помогу» - имел в виду, если его узнают.
- Было ли что-то неосуществлённое, о чём Марк Наумович жалел в конце жизни?
Была одна мечта… Он хотел создать театр авторской песни. А ещё… Однажды Марку позвонил Григорий Михайлович Козинцев и пригласил на роль короля Лира. Марк очень хотел это сыграть. Не вышло… Больше звонков не было. Фильм сняли, но Марк его уже не увидел.
Его увезли прямо с концерта. Во время выступления Бернесу стало плохо. Он допел до конца, вышел за кулисы и упал. Когда у него начались боли в спине, первое, что пришло в голову: радикулит. С этим его и положили в клинику. А на другой день Лилии Михайловне позвонили с просьбой прийти часа на два раньше условленного.
Я приехала. Мне сказали, что Марк умирает. Рак корня лёгких - он был неоперабельный. Отец Марка тоже умер от рака. И Паола, первая жена. Возможно, сказались и газетная травля, и нужда, и безработица. Начиналось всё очень медленно. Марка оставляли силы. Он говорил, что не может петь по пятнадцать - двадцать песен, сокращал выступления. Не было сил гулять, потом передвигаться. А по-настоящему - когда уже поставили диагноз - он болел всего 51 день. Он лежал один в огромной палате. Был консилиум: Перельман, Шехтер, Чазов, Павлов. Кто-то попросил меня выйти. Марк сказал: «Нет, она останется здесь». При мне они его осмотрели, а потом, уже наедине, сказали, что ничего нельзя сделать, можно только облучать.
- Он знал диагноз?
Думаю, догадывался. Однажды сказал: «Пришли Жана (это мой сын), я скажу, к кому пойти в Дом звукозаписи, чтобы он на маленький магнитофон записал четыре песни. Когда будете меня хоронить, чтобы никаких речей и оркестров не было». Жан это сделал. Потом Марк сказал: «Лилька, у тебя будет забота похоронить меня на Новодевичьем». А с другой стороны, говорил врачам: «Вот поправлюсь - такой концерт вам закачу!»
Последние дни он не отпускал меня ни на минуту. Мне даже предлагали лечь рядом в палату. Умер он в субботу, 16 августа 1969-го. Через два дня должны были подписать указ о присвоении ему звания народного артиста СССР.
* * *
Среди песен Бернеса есть одна, которую, наверное, не имеет права петь никто. И не потому даже, что это последняя записанная им - смертельно больным человеком - песня. Просто её слова практически созданы Бернесом на основе текста Гамзатова, который и помещал её потом в этой редакции. Чтобы записать «Журавлей», уже не встававший с кровати Бернес поднялся, зная, что идёт на свою последнюю в жизни запись. Вернувшись, сказал жене: «Кажется, хорошо…»
Марк Наумович Бернес (1911-1969) - один из самых популярных исполнителей советских песен и актёров советского кино. Не имел ни музыкального, ни актёрского образования. В кино прославился ролями в фильмах «Человек с ружьём», «Истребители», «Два бойца» и др. Лучшие песни из его репертуара: «Тёмная ночь», «Шаланды, полные кефали», «Любимый город», «Я люблю тебя, жизнь», «Журавли» и др.
Авторы: Как считается рейтинг
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды
Биография, история жизни Бернеса (Неймана) Марка Наумовича
Начало
Окончил театральные курсы в Харькове (1929).
Блистательно дебютировал, будучи еще подростком, в харьковском музыкальном театре "Миссури" (официант в оперетте "Мадам Помпадур" Лео Фалля, 1928). В 1929 приехал в Москву, был статистом в Малом и Экспериментальном театрах, актером театра бывш. Корша в Москве, играл в Театре Революции. В 1934 артист стал обладателем премии "За лучшие качественные показатели работы". Премия, конечно, не солидная, но артист был замечен.
Кино
В кино - с 1935 года ("Заключенные"), в 1938 снялся в небольшой, но яркой роли Кости Жигулева в фильме "Человек с ружьем", где исполнил ставшую легендарной песню "Тучи над городом встали...", за что был удостоен ордена "Знак почета". С 1935 работал только в кино, известен как выдающийся киноактер и исполнитель песен советских композиторов на радио, эстраде и телевидении.
Именно в кинематографе он нашел себя, прекрасно вписываясь в контекст довоенного кино, где был необходим изначально положительный герой, отмеченный спокойной твердостью и волей, решимостью и верностью отечеству. Все это Марк Бернес умело окрашивал присущей ему мягкостью, лирическим взглядом на любимую женщину, крепкой мужской надежностью. Такими были его летчик Сергей Кожухаров в картине "Истребители", позже - боец Аркадий Дзюбин, обретший всенародную и долгую славу в картине "Два бойца". В роли этого лихого, отважного одессита проявился комедийный талант актера.
Начиная с первых фильмов, герои Бернеса приходили на экран с песней, сразу же уходившей в народ, многие из них живы по сей день. Одними из самых любимых народом, стали песни из фильма "Два бойца" - "Темная ночь" и "Шаланды полные кефали". Бернес не обладал серьезными вокальными данными, но задушевность, теплота, умение актерски "сыграть" песню привели его на эстраду.
После войны он продолжал сниматься в главных и эпизодических ролях. Были интересные работы - вор Огонек в фильме "Ночной патруль", Косарев в "Тарасе Шевченко", Чубук в "Школе мужества". Но постепенно исполнение песен, концерты заняли главное место в его артистической жизни.
ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Личная жизнь
Марк Бернес был женат дважды.
Первая жена - Полина Семеновна умерла в 1956. Дочь - Наталья Марковна (Родилась в 1954. Выпускница восточного факультета МГУ). Живет в Америке.
Вторая жена - Бодрова Лилия Михайловна.
После смерти первой жены Марк Бернес переживал трудные времена. Почти одновременно началась кампания в прессе, которая его чуть не уничтожила. Поводом послужила реплика Хрущева на съезде комсомола. А дело было так… Бернеса пригласили выступить на закрытии съезда комсомола. Тогда все было регламентировано, программа концерта заранее определялась: разрешалось исполнить две песни, и не более того, как бы тебя ни вызывали на "бис". Он спел, но его не хотели отпускать: зал стоя скандировал артисту. За кулисами не оказалось никого из начальства, чтобы можно было спросить разрешения остаться на сцене. Как Марку потом рассказали, Хрущев, сидевший в ложе, с неудовольствием произнес: "Ишь ты, не может удовлетворить потребности молодежи, спеть лишнюю песню". Этого было достаточно для того, чтобы начать травлю Бернеса. Несколько лет у него не было ни концертов, ни фильмов, его никуда не выпускали. В "Правде" появилась статья "Пошлость на эстраде".
Чуть позже, он ехавший на своем автомобиле, нарушил правила. Это послужило поводом для фельетона в "Комсомолке" - "Звезда на Волге..."
В это тяжелое для себя время Марк Бернес познакомился с Лилией Бодровой. Лилия в то время была замужем. Ее муж работал фотокорреспондентом. Он и познакомил их, когда они отводили своих детей в школу, в первый класс - Бернес - свою дочь Наташу, а Лилия с мужем - своего сына. Марк Бернес потом признавался Бодровой: "Я с первого дня решил, что уведу тебя". Когда они познакомились, Марку Бернесу уже исполнилось сорок семь - он был старше Бодровой на восемнадцать лет.
Друзья Бернеса приняли Лилию сразу. Его окружали интересные люди: Лидия Русланова, Зоя Федорова, Зиновий Гердт, балерина Ольга Лепешинская и другие. Часто в их семье бывал тогдашний американский посол Томпсон, множество иностранных корреспондентов - французы, югославы. И дом у нас был веселый, хлебосольный, к нам любили приходить - я хорошо готовила, и много.
Любовь Марка Наумовича к Лилии была огромной. Он старался быть постоянно рядом с ней. Как рассказывала Бодрова: "С Марком я распрямилась. Он никогда мне не говорил: "Ах, какая ты красивая!" Но я знала: он счастлив оттого, что я рядом".
Марк Бернес умер в 1969 году.
Л.БОДРОВА "Его болезнь свалилась на меня как рухнувший дом. Он стал плохо себя чувствовать, жаловался, что нет сил. Конечно, он не один год был болен. Ему упорно ставили диагноз "радикулит", а в результате выяснилось, что это рак легких. Но поздно, уже ничего нельзя было сделать..."
Лилия Бодрова-Бернес осталась одна с двумя шестнадцатилетними детьми, которых надо было ставить на ноги. Наташа окончила МГУ, факультет восточных языков (ИСАА), потом уехала в Америку с мужем. К сожалению, личная жизнь Наташи все не сложилась. От первого мужа она ушла сама, второй ушел от нее. Сын Жан закончил ВГИК, операторский международный факультет, но оператором никогда не работал.
Премии, звания
Лауреат Государственной премии СССР (1951 - за участие в фильме "Далеко от Москвы").
Народный артист РСФСР (1965).