Лес наш друг исследовательская работа. Научно-исследовательская работа "жизнь леса"
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №3 г.Назарово
Как здоровье, лес?
Выполнил: Насырова Екатерина Игоревна,
МБОУ СОШ №3 г.Назарово
Красноярского края, 7 класс
Руководитель: Лисунова Наталья Леонидовна,
учитель биологии МБОУ СОШ №3
г.Назарово
2016
Содержание
Стр.
Введение ………………………………………………….…………………….. 3
Здоровье нашего леса …………………….……………………………..4
Исследование леса……………………………….………………...4
Мероприятия по защите леса………………………………….…..7
Заключение…………………………..…………………………………………..8
Литература………………………………………………………..……………...9
Приложения……………………………………………………………………..12
Введение
Еще в 2013 году, выступая на заседании Госсовета в Улан-Удэ, посвящённом эффективности лесного комплекса РФ, президент Владимир Путин заявил, что «лес нужно спасать», ведь явление массовой гибели лесов распространено на всей территории России. Информация о состоянии лесов собирается в процессе ведения Государственного лесопатологического мониторинга и лесопатологических обследований насаждений. Данные о состоянии лесов и проведённых лесозащитных мероприятий заносятся в Государственный лесной реестр. Российский центр защиты леса с разветвленной сетью из 41 регионального филиала отслеживает ситуацию в стране. Основные проблемы, общие для всех лесных угодий страны – повсеместные пожары, браконьерство и антропогенное загрязнение леса. В 2014 году гибель лесных насаждений, по предварительным данным Государственного лесопатологического мониторинга, составила более 540 тыс. га, что на 40 % превышает среднемноголетний показатель, рассчитанный за период с 1989 по 2013 год – и это очень серьёзный масштаб бедствия. А если учесть количество незаконных браконьерских вырубок, то складывается далеко не благоприятная картина.
Актуальность Специалисты информационно-аналитического отдела центра защиты леса Красноярского края провели предварительный анализ данных о санитарном и лесопатологическом состоянии лесов в 2015 году. Основными причинами ослабления и гибели лесов явились пожары, вредители и болезни леса. Отмечено, что очаги вредителей и болезней леса, по состоянию на 1 ноября 2015 года, действуют на площади более 57 тыс. га. Из них очаги насекомых – более 22 тыс. га, болезней леса – почти 35 тыс. га. Поражает равнодушие со стороны людей по отношению к проблемам леса. По данным опроса, только 31% населения волнует легальность происхождения древесины, 7% знают о лесных вредителях, и только 22% населения осознают всю важность леса для человека. Поэтому к проблемам лесов нужно привлекать внимание населения и помогать экологам формировать у людей экологическую ответственность.
Гипотеза: Если состояние леса в окрестностях г.Назарово ослабленное, то к этой проблеме нужно привлечь внимание людей.
Целью данной работы является разработка мероприятия по охране Назаровского леса на основе выявления проблем леса, находящегося в окрестностях г. Назарово.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1.Изучить методическую литературу
2. Дать оценку исследуемой площадке;
3. Сформулировать выводы о состоянии фитоценоза леса.
4. Разработать мероприятие по охране здоровья леса.
Методы работы: изучение, измерение, обобщение, сопоставление, анализ.
Объект исследования = участок леса в окрестностях г.Назарово, на правом берегу реки Ададым.
Предмет исследования – состояние лесного участка.
При оценке состояния леса использовались общепринятые в лесозащитной практике методики описания жизненного состояния деревьев по визуальным критериям В.А.Алексеева, методика оценки жизненного состояния леса по соснеЮ.А. Буйволова, М.В. Кравченко, методику флористического описания леса В. В. Алехина,возрастные периоды в развитии лесаМ. Е. Ткаченко.
Теоретическая значимость: возможность применять знания о методах изучения состояния леса на уроках биологии и занятиях кружке «Школьное лесничество».
Прикладная ценность полученных результатов – пропаганда лесосбережения среди школьников.
Здоровье леса
Принято считать, что главным богатством Красноярского края являются полезные ископаемые. Это утверждение справедливо лишь отчасти. Не менее значимым и традиционный ресурсом Красноярского края является лес. Красноярский край занимает площадь около двух с половиной миллионов квадратных километров. Почти семьдесят процентов этой территории – девственные леса, составляющие величайшее богатство края.
Леса оказывают огромное влияние на биосферу: на их долю приходится 44% кислорода, поставляемого ежегодно всеми зелёными растениями. Они вырабатывают больше 50% органических веществ, создаваемых наземными растениями. Лес улучшает микроклимат, смягчает резкие колебания температуры, предохраняет почву от замерзания, улучшает водно-воздушный режим почв, защищает поля от губительных засух и пыльных бурь. Сибирский лес веками был источником жизни для человека – давал пищу, жильё, пушнину. Нужно понимать, что всё это богатство принадлежит не только ныне живущим поколениям, поэтому надо стараться делать всё возможное для его сохранения и приумножения.
Все мы в той или иной степени имеем отношение к лесу. Каждый из нас регулярно бывает на природе - в лесу или лесопарке, каждый второй живет в доме с земли, где обязательно растет сосна, ель или береза, и они хотя бы раз в жизни нуждались в нашей помощи. Ведь лесные деревья, как и любые живые организмы, очень остро реагируют на неблагоприятные внешние воздействия: засухи, пожары, ураганные ветра, морозные малоснежные зимы, загрязнение воды и почвы химическими и бытовыми отходами, промышленные выбросы и т.п. сильно ослабляют растения, снижают их защитные реакции, они болеют, в результате чего становятся легкими жертвами многочисленных вредных насекомых и болезней.
1.1 Исследование леса
По данным руководителя Назаровского лесничества Светланы Артуровны Дергуновой, площадь Назаровского района 400тыс.км2, при этом площадь лесов составляет 64тыс.га. Структура лесов не однородна. В восточной части Назаровского района преобладает темно-хвойная тайга, в западной части – главной породой является береза. А сосново-хвойные леса искусственно созданы человеком. В северной части Назаровского района расположен Захаринский бор, где растущая а естественных условиях сосна по своим промышленным характеристикам приравнивается к знаменитой в мире Ангарской сосне.
Объектом нашего исследования был выбран участок леса в окрестностях г.Назарово, на правом берегу реки Ададым. Размер пробной площадки составил 400 кв.м (квадратная площадка20х20м). При оценке состояния леса использовались общепринятые в лесозащитной практике методики описания жизненного состояния деревьев по визуальным критериям В.А.Алексеева, методика оценки жизненного состояния леса по сосне Ю.А. Буйволова, М.В. Кравченко, методику флористического описания леса В. В. Алехина, возрастные периоды в развитии леса М. Е. Ткаченко (приложение 1). Результаты исследования состояния леса на пробной площадке следующие (табл.1).
Результаты исследования лесного участка
Таблица 1
Исследуемые показатели Результат
Географическое и местное положение К юго-востоку от Назарово, 4 км от города, правый берег реки Ададым
Положение в рельефе Ровное место
Описываемая площадка 400 кв.м (квадратная площадка 20х20м).
Описание видового состава растений. В древостое преобладает береза, под пологом основной кроны встречается сосна..
Напочвенный покров – осочковые травы
В мохово - лишайниковом покрове различные виды зеленых мхов
Вывод: лес берёзово-сосновый зеленомошно-разнотравный
Ярусы леса 1 ярус -высокие деревья – береза, сосна
2 ярус - подрост сосны, редко - березы
3 ярус – травы
мхи и лишайники имеют внеярусное расположение, так как не относятся ни к одному из ярусов, и растут на деревьях
Степень сомкнутости крон - доля площади
поверхности земли, занятая проекциями крон.
Показатель необходим для характеристики густоты сообщества, определяют на глаз, и выражается она в долях единицы. За 1,0 принимают такую сомкнутость, при которой внешние контуры крон деревьев расположены настолько плотно, что почти не оставляют просветов.
Результат исследования: приблизительно 70% для 1 яруса - березы, 10% для сосны
Число деревьев. Березы - 44, сосны - 11
Формула древостоя Это доля в древесном и кустарниковом ярусах составляет каждый отдельный вид.
формула древостоя 1 яруса =8Б 2С
формула древостоя 2 яруса =10С+ Б
Средняя высота древостоя Береза –18, 2м
Сосна - 18.4 м
Перечет древостоя по ступеням толщины позволяет определить средний диаметр каждой породы
Средний диаметр древостоя сосны равен 21,5см
Средний диаметр древостоя березы равен 28,75см
Возрастные поколения Средний возраст растений на выбранной площадке - сосна – 50 лет, береза 42года
Результат: береза сосна
Молодняк 3 5
Средневозрастные 2 2
Приспевающие 5 2
Спелые 33 2
Старые 1 нет
Возобновление древесных пород. Молодое поколение деревьев не обнаружено. Возобновление плохое.
Исследования состояния древостоя (ОЖС) По данным исследования выявлено, что количество здоровых деревьев составляет - 50 %,поврежденных - 38 %,больных - 12 %.
Коэффициент состояния Кберезы =22х1+6х4+1х5+15х2=81:44=1,5, Ксосны =5х1+6х2=17:11-1,55
Результат: (1,5+1,55)/2=15,25% - состояние древостоя находится на границе нормы и ослабленного состояния
Вредителей древостоя Не обнаружено
Рекреационная нагрузки на лес. Влияние человека проявилось наличием небольшого количества мусора: жестяной крышки, целлофанового пакета, двух кирпичей и старого носка. Явных вытоптанных тропинок не обнаружено
Кислотность почвы Слабо-кислая, для сосны и березы благоприятная
1.2 Мероприятия по защите леса
Изучив полученные результаты мы решили, что проблема здоровья леса существует, а значит ее надо решать.
Для привлечения внимания школьников к проблемам леса мы провели в школе выставку «Поэзия нашего леса». Для этого мы сделали подборку стихов о деревьях, встречающихся в нашем лесу, и соединили их с гербарными материалами и картинами русских художников.
Участники кружка «Школьное лесничество» провели викторину для учеников начальной школы на тему «Лес - наше богатство», показали фильм о лесе и разработали плакаты.
21 марта – международный день леса, и в связи с этим праздником мы планируем провести конкурс фотографий «Красота родных лесов» и написать статью в газету о проблемах нашего леса.
Заключение
1.Анализируя данные, можно сделать вывод, что наша гипотеза не подтвердилась. Состояние древостоя (оценка жизненной силы) находится на границе нормы и ослабленного состояния. На территории пробной площадки имеются следы деятельности человека. Основными лесообразующими породами являются береза и сосна, преобладает береза. На участке 400 м2 насчитывается деревьев: 44– берез, 11- сосен. Древостой двухъярусный. Предельная высота I яруса – около 18,4 метров. Во II ярусе, высотой до 10 м., произрастают молодняк сосны. В данном лесном участке встречаются лишайники и зеленые мхи, имеющие внеярусное расположение, т.к. не относятся ни к одному из ярусов, и, растущие на самих деревьях и кустарниках. Среди травянистых растений по численности преобладает осока.
2. Проведенная викторина для учеников начальной школы на тему «Лес - наше богатство», выставка «Поэзия нашего леса» повысила знания учащихся о важности леса и необходимости его охраны и защиты.
3. Лес играет очень важную роль для нашей планеты. Хотелось бы, чтобы люди задумались об этом. Для привлечения внимания к проблемам леса нужно проводить мероприятия для населения всего города. Знакомить и расширять знания людей о природе, красоте леса, его богатствах и целебных растениях.
Литература
Биология. Общая биология. Базовый уровень:учеб. Для 10- 11кл., В.И.Сивоглазов, И.Б.Агафонова, Е.Т.Захарова; под ред.проф.Захарова.- 5-е изд., - М.: Дрофа, 2009. – стр. 320.
Исследовательская и проектная деятельность учащихся по биологии. Тяглова Е.В. М.: Глобус, 2007
Лесоведение. Основы лесного хозяйства и таксация леса. А.Н. Мартынов, В. Ковязин.М.: Дрофа, 2009. 336 с.
Лесоведение и лесоводство: учебник для студ.вузов С.Сеннов. М.: Дрофа, 2009. 420 с.
Лесоведение. Журнал./ учрежд.РАМН. М: Наука, 2015, №9
Оценка жизненного состояния леса по сосне.А.С.Боголюбов, Ю.А.Буйволов, М.В.Кравченко. М.:Экосистема, 1999
Полевая геоботаника с основами почвоведения: учеб.пособие / Ю.Н. Краснощеков, Н.В. Сеннов С. Н. Лесоведение и лесоводство: учеб. для студентов вузов. СПб.: Лань,2011. 336 с.
Статистический обзор состояния леса за 2015 год. РАМН. М: Наука, 2015
Школьный атлас определитель высших растений. Новиков В.С., Губанов И. А.М.: Просвещение, 1985
Фенологические наблюдения в школьных лесничествах. Аксенова Н. А., Ремизов Г. А., Ромашова А. Т. М.: Агропромиздат, 1985. 95 с.
Приложение 1.
Геоботаническое описание леса
1. Описание пробной площади. Опытным путем было установлено, что для лесных сообществ минимальный размер пробной площади 400-500 м (квадрат20х20 м). Указывают область, район, населенный пункт, положение в рельефе, микрорельеф. К микрорельефу относятся формы с горизонтальными размерами 2-20(50) м и вертикальными - до 1 м. Чаще всего это различные кочки, впадины и т. д., образующие неровности на поверхности пробной площади. Отмечают их размеры и распределение. Растительность чутко реагирует на микрорельеф, так как он влияет на перераспределение поверхностного стока и других экологических факторов. Характеристика микрорельефа важна и для хозяйственной оценки территории. Микрорельеф может быть фитогенного происхождения, что следует отметить особо. Условия увлажнения: атмосферное, грунтовыми водами, проточное, застойное, наличие стока на склонах. Мертвый покров - степень покрытия почвы подстилкой(в%), ее
толщину, компоненты(листья, кора, ветви-каких видов и т. п.).
2.Описание видового состава растений.
Число видов, входящих в состав леса, может быть различным. Леса, состоящие из одного вида растений, в природе встречаются очень редко, природе встречаются преимущественно сложные лесные сообществ. В полное название лесного фитоценоза включаются четыре основных составляющих растительного покрова - древесный ярус, кустарниковый ярус, мохово-лишайниковый ярус и травяно-кустарничковый ярус. Иногда, в зависимости от цели описания, можно ограничиться упрощенным названием типа леса, с перечислением основных экологических групп растений, формирующих фитоценоз, например: берёзово-сосновый зеленомошно-разнотравный лес. В этом лесу в древостое преобладают сосна и береза, в мохово-лишайниковом покрове - экологическая группа зеленых мхов (различные виды), а в травяно-кустарничковом покрове - злаки и луговые растения богатых почв.
Оценка пород леса по «Шкале оценок обилия Й. Браун-Бланке»
Оценка обилияСловесная характеристика обилия
rВид чрезвычайно редок с незначительным покрытием
+Вид встречается редко, степень покрытия мала.
1Число особей велико, степень покрытия мала (или особи разрежены, но покрытие маленькое)
2Число особей велико, проективное покрытие 5-25%
3Число особей любое, проективное покрытие 25-50%
4Число особей любое, проективное покрытие 50-75%
5Число особей любое, проективное покрытие более 75%.
3. Ярусы леса
Различные виды растений в лесном сообществе имеют разную высоту, поэтому их надземные части расположены в несколько ярусов. Расположение растений по ярусам связано с количеством света, которое определяет температурный режим и режим влажности в лесном сообществе на разной высоте.
1 ярус – высокие деревья;
2 ярус – малые деревья, подлесок;
3 ярус – кустарники
4 ярус – травы
Мхи и лишайники имеют внеярусное расположение, так как не относятся ни к одному из ярусов, и растут на деревьях. .
3. Степень сомкнутости крон - доля площади поверхности земли, занятая проекциями крон. Степень сомкнутости крон. Сомкнутостью называют площадь проекции, ограниченную внешними контурами крон без учета просветов внутри крон, выраженную в процентах от общей площади. Обычно степень сомкнутости выражают в процентах или долях от единицы: сомкнутость60% или0,6 и т.п .
4. Число деревьев. Проводится сплошной пересчет стволов каждой породы на всей пробной площади(учитываются только взрослые деревья). .
5. Формула древостоя. Оценив сомкнутость крон, переходят к составлению формулы леса - оценке того, какую долю в древесном и кустарниковом ярусах составляет каждый отдельный вид. Долю видов в формуле леса принято выражать в баллах - от 1 до 10. Общий объем крон всех растений принимается за 10 и оценивается, какую же часть составляет каждый отдельный вид. Отдельно стоящие растения, по их представленности в лесу не достигающие 10% (менее 1 балла), помечаются в формуле значком "+", а единичные растения (1-2 на исследуемой площади) значком "ед.".Названия видов в формуле леса сокращаются до одной или двух букв, например: береза - Б, дуб - Д, сосна - С, ель - Е, осина -Ос, ольха серая - Ол.с., ольха черная - Ол.ч., липа - Лп, лиственница - Лц, крушина - Кр, малина - Мл и т.д. .
6. Высота деревьев расстояние от корневой шейки до конца вершины дерева; таксационный показатель, используемый для определения объема ствола. Деревья выше 25 м условно относят к деревьям первой величины, от 16 до 25 м - второй величины, от 7 до 15 м - третьей величины и 5-7 м - к низким. В пределах однородного древостоя изменчивость высот составляющих его деревьев выражается коэффициентом вариации 6-10 %. Определяют с помощью эклиметра. Для этого от дерева отмеряют10, 20 или30 м(в зависимости от величины дерева), с найденной точки визируют на вершину дерева и находят угол. По углу и расстоянию устанавливают высоту дерева. В пересеченной местности устанавливают углы на вершину и основание дерева. Возможен глазомерный способ определения высоты с помощью небольшой(около40 см) палочки, на одном конце которой зарубкой отмечена1/10 ее длины. Палочку держат вертикально на вытянутой руке так, чтобы ее верхний конец совместился с вершиной дерева, а нижний - с основанием. На стволе замечают точку (веточку, трещину коры и т. п.), совпадающую с зарубкой на палочке. Не сводя глаз с этой отметки, подходят к дереву и измеряют расстояние от основания ствола до метки. Полученную цифру умножают на10 - это и будет высота дерева. .
7. Диаметр стволов. Измеряется мерной вилкой таксатора на высоте 130 см(на уровне груди) или на этой же высоте измеряется окружность дерева портновским метром с крючком на конце, и полученное значение делится на 3,14. Господствующий диаметр определяют по результатам измерений диаметров всех деревьев на пробной площадке. .
8. Возрастные поколения. Возраст растений определять надежнее всего по годовым кольцам спиленных деревьев, которые при желании можно найти практически в любом лесу. Если спиленных деревьев в лесу нет, то возраст определяют с помощью возрастного бура Пресслера, а у молодых растений ели и сосны можно определить по числу мутовок ветвей на стволе. У этих растений в молодом возрасте (до 30-40 лет) по всей длине ствола сохраняются отмершие (в нижней части кроны) или живые (в верхней части) ветви, которые растут пучками - мутовками, по нескольку ветвей на одном уровне по окружности ствола. Количество таких мутовок - от основания ствола до его вершины, примерно соответствует возрасту дерева, т.к. за один вегетационный сезон дерево прирастает на одно междоузлие (на одну мутовку). К числу лет, полученному при подсчете мутовок, следует прибавить по крайней мере три года, чтобы учесть период укоренения и начала роста.
Использование бура Пресслера. Этот бур позволяет взять образец древесины от коры дерева до его сердцевины. Так можно подсчитать кольца, не спиливая дерево; деревья, обычно, вскоре восстанавливают повреждения в тканях ствола. Длина бура должна быть не менее 75% от диаметра дерева. Расположите бур на уровне груди (1,3 м) от земли. %, 20%, …60%. Вкрутите бур в ствол.10%, 20%, …Убедитесь, что ваш образец содержит сердцевину. Если нет, то вам придется сверлить ствол заново. Сосчитайте количество колец.
Возрастные периоды в развитии леса по М. Е. Ткаченко:
Молодняк: сосна – 20 лет, береза 10 лет,
Средневозрастные: сосна – 40 – 60 лет, береза 21-30 лет,
Приспевающие (замедляют рост):сосна – 61-80 лет, береза 31-40 лет,
Спелые(перестают расти):сосна – 81-100 лет и более, береза более 40 лет, .
9. Возобновление древостоя. Включает всходы и подрост. Всходами принято считать одно-двухлетние деревца. Лесоводы условно все деревца высотой до10 см относят к всходам, более высокие – к подросту, но не выше 1/4 или 1/2 высоты взрослых деревьев. Ни всходы, ни подрост нельзя считать самостоятельными ярусами, т.к. это молодое поколение деревьев; многие из них погибнут, а более сильные со временем достигнут высоты верхнего яруса насаждений. Состояние всходов и подроста - важный показатель развития леса, свидетельствующий о степени обеспеченности естественного возобновления, обустойчивости данного фитоценоза, возможности смены древесных пород и т.д.Приводится его оценка по шкале М.Е.Ткаченко: возобновление хорошее - более 10 тыс./га, удовлетворительное - 10-5, слабое - 5-2, плохое - менее 2 тыс. экз./га. .
10.Исследования состояния древостоя (по В.А.Алексееву)
Категория деревьев Признаки состояния деревьев по породам
хвойные лиственные
1- без признаков ослабления Крона густая, хвоя (листва) зеленая, прирост текущего года нормального размера для данной породы, возраста, сезона и условий местопроизрастания; ствол и корневые лапы не имеют внешних признаков ослабления
2 – ослаб- ленные Крона ажурная; хвоя зеленая, светло-зеленая или объедена (обожжена) не более чем на 1/3; прирост уменьшен не более, чем на половину; усыхание отдельных ветвей, повреждение отдельных корневых лап, местное повреждение ствола Крона ажурная; листва рано опадает или объедена; прирост уменьшен до 1/2; усыхание отдельных ветвей; местные повреждения ствола и корневых лап; единичные водяные побеги
3 – сильно ослабленные Крона сильно ажурная; хвоя светло-зеленая или серая, матовая, либо объедена (обожжена) более чем на 1/3; прирост очень слабый; усыхание до 2/3 кроны; повреждения корневых лап или ствола, окольцовывающие их до 2/3; попытки или местные поселения стволовых вредителей; признаки сильного грибного (вирусного, бактериального) поражения ствола или кроны Крона сильно ажурная; листва очень мелкая, светлая, рано желтеет и опадает; прирост очень слабый или отсутствует; усыхает до 2/3 кроны; повреждения корневых лап или ствола на 2/3 их окружности; сокотечение на стволах и скелетных сучьях; попытки или местные поселения стволовых вредителей; обильные водяные побеги; признаки сильного грибного (вирусного, бактериального) поражения ствола или кроны
4 – усыхаю-щие Крона сильно ажурная; хвоя серая, желтоватая или желто-зеленая, осыпается; прирост очень слабый или отсутствует; усыхание более 2/3 ветвей; повреждение стволов и корневых лап бо- лее 2/3 окружности; признаки заселения стволовыми вредителями Усохло или усыхает более 2/3 кроны; повреждение более 2/3 окружности ствола и корневых лап; признаки заселения стволовыми вредителями; усыхающие водяные побеги.
5 – свежий сухостой (текущего года) Серая, желтая или бурая, частично осыпавшаяся хвоя, частичное опадение коры; признаки заселения или вылета стволовых вредителей Листва усохла, увяла или отсутствует; частичное опадение коры; признаки заселения или вылета стволовых вредителей
6 -старый сухостой (прошлых лет) Живая хвоя (листва) отсутствует; кора и мелкие веточки осыпались частично или полностью; вылетные отверстия стволовых вредителей; под корой грибница дереворазрушающих грибов
Методика А. С. Боголюбова, Ю. А. Буйнова, М. В. Кравченко «Оценка жизненного состояния леса по сосне» . Изучается степень дефолиации и пожелтение кроны деревьев на выбранной площадке. Класс дефолиации определили визуально с помощью бинокля, при этом нами осматривались ветки в средней части кроны. Густоту кроны оценивали по 4 основным классам, где каждому классу соответствует определенный процент потери хвои. Данные заносили в бланк описания ОЖС деревьев. И другой показатель – пожелтение кроны определили визуально по 4 классам по известной шкале. Данные также занесли в бланк описания. Для удобства обработки полученных данных пользуются таблицей (табл.3) и выполнили соответствующие расчёты по формулам.
Определение жизненного состояния сосны обыкновенной
Таблица 3
Балл ОЖС Кол-во деревьев Процент деревьев Сумма %
0 n0 А0=n0/N·100% А0
1 n1 А1=n1/N·100% В1=А0+А1
2 n2 А2=n2/N·100% В2=В1+А2
3 n3 А3=n3/N·100% В3=В2+А3
4 n4 А4=n4/N·100% В4=В3+А4
5 n5 А5=n5/N·100% В5=В4+А5
Сумма N=n0+n1+n2+n3+n4+n5 100 100%
Состояние древостоя леса оценивается по следующим категориям:
K< 1, 5 – здоровый древостой (I)
K= 1, 6 – 2, 5 – ослабленный древостой (II)
K= 2, 6 – 3, 5 – сильно ослабленный лес (III)
K= 3, 6 – 4, 5 – усыхающий лес (IV)
K= 4, 6 – погибший лес (V)
11.Определение вредителей древостоя
Сосна обыкновенная - при вершинном и стволовом типах отмирания - постепенно светлеющая, позднее желтеющая и опадающая хвоя, матовый цвет тонкой коры: ,буровая мука и входные отверстия короедов, насечки усачей, ползающие жуки. на березе - ряды вентиляционных отдушин над маточными ходами, видные на поверхности коры, усыхание ветвей и всего дерева.
12.Определение рекреационной нагрузки на лес.
Рекреационная нагрузка – это степень непосредственного влияния отдыхающих людей (рыболовов, туристов, охотников и т. п.), их транспортных средств и др. на природные комплексы или рекреационные объекты (живописные места, памятники архитектуры и т. д.). Выражается числом людей или человеко-дней на единицу площади или на рекреационный объект за определенный промежуток времени .
13. Определение кислотности почвы
Кислотность – одно из характерных свойств почвы лесной зоны. Повышенная кислотность отрицательно сказывается на росте и развитии растений – нарушается обмен веществ в растениях, задерживается образование генеративных органов, что приводит к нарушению семенного размножения, а иногда вызывают гибель растений. Повышенная кислотность почв подавляет жизнедеятельность почвенных бактерий, участвующих в разложении органики и высвобождении питательных веществ, необходимых растениям. Береза и сосна предпочитают слабо-кислую рН почвы.
Кислотность почв можно определить универсальной индикаторной бумагой.
Оборудование и реактивы:
Образец почвы; большая стеклянная колба с пробкой; воронка; фильтр; универсальная индикаторная бумага; шкала значений рН.
Ход работы:
1.Поместите в колбу примерно 10 г почвы.
2. Добавьте в колбу 25 мл дистиллированной воды.
3. Закройте колбу пробкой, энергично встряхните и дайте отстояться содержимому в течение нескольких часов.
4. Отфильтруйте содержимое колбы и определите рН почвенной вытяжки с помощью универсальной индикаторной бумаги. .
МБОУ «Вышинская СОШ»
Исследовательская работа
на тему:
«Лес наше богатство!»
Выполнила: Чигирь Вика,
ученица 5 класса
Руководитель: Лазарева Н.Е.,
учитель географии
1
20152016
Оглавление
1.Введение…………………………………………………………………….3
1.1. Общий взгляд на проблему охраны лесов...............................................35
1.2. Роль и значение леса для всего живого на Земле ………………………..4
2. Исследование в моём селе………………………………………………….59
2.1. Деятельность Вышинского территориального лесничества в деле охраны
леса………………………………………………….…………………………….4
2.2. Охраняемые природные территории……………………………………….
2.3. Проблема пожаров…….………………………………....………………….5
3. Результаты и выводы …………………………………………………79
4. Заключение …………………………………………………………………….…9
5. Использованные источники ………………………………………………….910
2
Леса занимают большую часть территории ЗубовоПолянского района.
Моё родное село Выша лес окружает со всех сторон. И меня, как и любого
неравнодушного человека, волнует экологическое состояние леса на
территории моего поселения, т.к. мне не безразлична судьба моей малой
Родины.
Цель работы:
Выяснить роль и значение леса для всего живого на Земле, показать
уязвимость и беззащитность природной зоны лесов; выяснить, какие меры
принимаются работниками местного лесного хозяйства для охраны леса, с тем,
чтобы спрогнозировать его судьбу в дальнейшем.
Задачи:
1) Изучить научную литературу по вопросу роли и значения лесов.
2) Проследить статистику лесных пожаров в пределах Вышинского
лесничества и их масштабы.
3) Показать необходимость участия каждого жителя поселка в деле
охраны лесных массивов.
Актуальность работы:
Данная работа имеет познавательное и хозяйственное значение, так как
сделанные выводы позволяют задуматься о необходимости принятия мер по
охране леса на территории села и его восстановлении.
Методы исследования:
Научный (изучение необходимой литературы, анализ статей);
Социологический (опрос специалистов);
Картографическое исследование (изучение географического положения
лесов Вышинского лесничества на территории Республики Мордовия);
Составление схемы «Значение леса».
3
Сроки исследования:
Исследование проводилось с декабря 2015 года по март 2016 года.
Результаты исследования
Было выявлено, что лес – богатство, которым природа одарила наше село.
Но даже сотни тысяч гектаров могут со временем оскудеть и обеднеть, если
пользоваться им неумело и нерационально.
1. Введение
1.1. Общий взгляд на проблему охраны лесов
Охрана леса это насущная проблема современности, к которой никто не
должен оставаться равнодушным. Ведь будущая жизнь людей в полной мере
зависит от того, удастся ли нам защитить лес, а также многие виды растений и
животных от исчезновения.
Как защитить лес? Зачем нужно охранять биологическое разнообразие?
Лес, как известно, это легкие планеты Земля. Без растущих зеленых
растений человечество будет обречено на скоропостижную гибель. Людям
просто не хватит кислорода, столь необходимого им для дыхания. Также лес
является кормильцем и врачом для человека. Здесь можно найти съедобные
грибы, ягоды, орехи и разнообразные травы, обладающие целебными
свойствами.
Кроме того, в лесу на законных основаниях обитают различные виды
диких животных, птиц, рыб. Лесные прогулки полезны для здоровья людей,
находиться на лоне природы истинное удовольствие для глаз и для души.
Одним словом, лесные ресурсы являются национальным достоянием каждой
страны, поэтому следует уделять особое внимание их защите.
1.2. Роль и значение лесов.
4
1. Лес позволяет улучшить гидрорежим всех крупных и мелких
водоемов, чьи бассейны расположены на территории массивов. Защита почвы
от разрушения осуществляется как за счет видов, произрастающих в
естественных условиях, так и благодаря специальным посадкам, которые с
недавних пор все чаще используются людьми. Леса помогают сохранить
минеральный состав почвы. Стоковые воды, проходя через слои грунта,
освобождаются от вредных твердых примесей.
2. Лес – главная кладовая растительного вещества на планете. Именно
поэтому в сообществе имеется большое видовое разнообразие травоядных,
хищных и всеядных животных, которые образуют пищевые цепочки. Благодаря
этим связям в природе сохраняется равновесие. Многие лесные обитатели
являются опылителями растений, участвуют в распространении семян, помогая
представителям флоры размножаться и выживать. Звери и птицы имеют
промысловое значение в хозяйственной деятельности людей. Человек добывает
здесь ценный мех, мясо. Сегодня охота на животных регулируется законом, что
способствует восстановлению и сохранению некоторых видов.
3. Рассматривая роль леса в природе и жизни людей, нельзя обойти
вниманием потребность человека в древесине. Она всегда была велика, не стала
меньше и сегодня. Более того, в современной хозяйственной деятельности она
приобретает глобальный характер. Прогнозы, касающиеся сокращения
использования древесного сырья, не оправдываются ни в России, ни на
мировом рынке. Наметившаяся тенденция может привести к тому, что
древесина станет дефицитным сырьем, а это окажет влияние на производство
многих товаров потребления, необходимых для человека.
4. Роль леса в природе и жизни людей очень важна в период
стремительного роста городов. Терапевтическое воздействие зеленых
насаждений на организм человека доказано медиками. Именно по этой причине
дома отдыха, санатории, реабилитационные центры чаще всего располагают в
5
лесной зоне. Люди, прогуливаясь по рощам, паркам, скверам, получают
огромное эстетическое наслаждение, что приводит к улучшению общего
самочувствия.
2. Исследование в моём селе
2.1. Деятельность Вышинского территориального лесничества в деле
охраны лесов
В нашем селе вопросами охраны леса занимается ГКУ «Вышинское
территориальное лесничество». Свое исследование я провела при помощи
опроса специалистов данного учреждения. Мне были предоставлены все
необходимые статистические и картографические данные.
Мною было выяснено, что Вышинское территориальное лесничество
расположено в югозападной части Республики Мордовия, на территории
ЗубовоПолянского муниципального района. Лесничество на западе граничит с
Рязанской областью, на юге с Пензенской областью. Северная граница
проходит смежно с ЗубовоПолянским территориальным лесничеством.
В приложении 1 показано местоположение Вышинского
территориального лесничества на территории Республики Мордовия.
Вышинское территориальное лесничество организовано приказом
Рослесхоза от 27.06.2007 № 295. Общая площадь Вышинского лесничества
составляет 55791 га, в него входят 3 участковых лесничества. Структура
Вышинского территориального лесничества, площади участковых лесничеств,
приведены в таблице 1.
Структура Вышинского территориального лесничества
№№
п.п.
Наименование
участковых
Административный
район
Общая
площадь,
Таблица 1
6
лесничеств
2
(муниципальное
образование)
3
Известковское
ЗубовоПолянский
Вышинское
ЗубовоПолянский
Ширингушское
ЗубовоПолянский
1
1.
2.
3.
Всего по лесничеству
ЗубовоПолянский
Всего:
га
4
22405
17384
16002
55791
55791
Лесные земли занимают 95,8 % от общей площади земель лесного фонда;
земли, покрытые лесной растительностью – 93,7 %, что свидетельствует о высоком
уровне использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов на его площади.
Нелесные земли занимают 4,2 % общей площади лесничества. Преимущественно
они представлены болотами (1,6 %), дорогами и просеками (1,0 %).
ГКУ «Вышинское территориальное лесничество» активно занимается
лесовосстановлением,
которое осуществляется в целях восстановления
вырубленных, погибших, поврежденных лесов. Лесовосстановление должно
обеспечивать восстановление лесных насаждений, сохранение биологического
разнообразия лесов, сохранение полезных функций лесов. Лесовосстановление
проводится на вырубках, гарях, рединах, прогалинах, и других пригодных для
лесовосстановления землях.
Искусственное восстановление лесов осуществляется путем создания
лесных культур: посадки сеянцев, саженцев, черенков или посева семян лесных
растений. И в этом большую помощь оказывает школьное лесничество. Члены
школьного лесничества занимаются выращиванием саженцев, принимают участие в
их посадке, уходе; проводят экологические акции, трудовые десанты.
2.2. Охраняемые природные территории.
Изучая «Лесохозяйственный регламент Вышинского территориального
лесничества», я с удивлением узнала, что на территории Лесничества имеются
особо охраняемые природные территории (ООПТ) – памятники природы, к
которым относятся:
«Дерево сосны черной». Памятник природы создан для сохранения
одиночного экземпляра редкого древесного североамериканского вида
сосны черной (возраст 80100 лет). Находится он в границах квартала 7 на
кордоне Зеленый Известковского участкового лесничества.
«Искусственный лес из лиственницы посадки 1917 года». Данный
памятник природы создан с целью сохранения самых старых насаждений
лиственницы на территории республики. Расположена охраняемая зона в
границах квартала 18 выдела 2 Известковского участкового лесничества и
занимает площадь 0,4 га.
«Сосновая роща» участок соснового леса, имеющий рекреационное
значение, занимает площадь 1,6 га. Расположена в границах квартала 59
выдела 26 Ширингушского участкового лесничества.
«Торфяное болото Большое». Данный памятник природы создан с целью
сохранения редкой в Республике Мордовия экосистемы болота низинного
типа с присутствием таежной флоры и фауны. Занимает территорию
площадью 82,0 га и расположено в границах квартала 106 выделов 13, 32,
48, квартала 107 выделов 117 Вышинского участкового лесничества.
2.3. Проблема пожаров.
Большой урон лесному хозяйству приносят пожары, которые нередко
уничтожают лесных площадей больше, чем их восстанавливают.
8
Причины лесных пожаров разнообразны. Возгорания попрежнему
происходят вблизи населенных пунктов, и основными их виновниками являются
местные жители. Неконтролируемые сельскохозяйственные палы, начало сбора
дикорастущих растений, вырубка лесов – все это способствует возгоранию.
Нельзя забывать и главную экономическую причину – низкий жизненный уровень
людей, когда грибы и ягоды являются важным источником их дохода.
Мне были предоставлены данные о лесных пожарах на территории
Вышинского лесничества с 2010 года. В этом 2010ом пожароопасном году было
зафиксировано 15 возгораний и уничтожено леса 3500 га. В 2011, 2012, 2013
годах возгораний не зафиксировано. В 2014 году – зафиксировано 1 возгорание,
уничтожено 0,5 га леса.
3. Результаты и выводы
Чтобы подвести итог сказанному, обязательно нужно упомянуть несколько
важных факторов:
1. Компоненты, образующие экосистему, тесно взаимосвязаны.
2. Леса влияют на климат Земли.
3.
Древесное сырье активно используется человеком в хозяйственной
деятельности.
4. Насаждения оказывают оздоровительное воздействие на человеческий
организм.
Как результат, мною составлена схема "Значение леса в природе и жизни
людей",
МБОУ «Петропавловская основная общеобразовательная школа Новошешминского муниципального района Республики Татарстан»
Исследовательская работа по теме:
« Экология леса »
Выполнила:
Учитель географии
Беляева Вера Анатольевна.
Введение ……………………………………………………………3
Антропогенные факторы и охрана природы ……………………..4
Возобновление леса ………………………………………………..4
Типы лесов ………………………………………………………….5
Значение лесной типологии ……………………………………...6
Типология леса академика П.С.Погребняка ……………………...7
Основные лесообразующие породы Ракашевского лесничества Калейкинского леспромхоза……………………………………………..9
Виды лесных пользований ……………………………………...14
Список используемой литературы ………………………..16
Введение
В современной жизни людей лес приобрел исключительно многообразное значение. Являясь важнейшим компонентом биосферы, он поддерживает в ней экологическое равновесие, служит аккумулятором огромной биологической массы, источником кислорода, защищает почвы от выдувания и размыва, реки и водоемы от обмеления, благотворно воздействует на окружающую среду, является поставщиком разнообразной и ценной продукции, служит прекрасным местом для отдыха.
Слобода Петропавловская окружена лесными массивами, входящие в состав Ракашевского лесничества Калейкинского леспромхоза. Побывав на экскурсиях в лесу, я обратила внимание, что большое количество здорового лесного массива уничтожается под антропогенным действием человека. Для развития инфраструктуры района используется большое количество древесины, если не соблюдать нормы вырубки лесов, то через несколько лет нарушится экологическое равновесие лесной экосистемы. Лес – это «легкие» нашей планеты. Поэтому в своей работе «Экология леса » хотела рассмотреть проблемы и найти способы перспективного развития и рационального использования лесов, а также методов борьбы с потерями в лесном хозяйстве.
Лес представляет собой сложный природный организм, состоящий из различных древесных пород, кустарников, многочисленных представителей травянистой растительности. В лесу обитает большое количество видов птиц и зверей, множество насекомых, почвенных животных и микроорганизмов.
Лес представляет собой природную саморегулирующуюся систему, которая характеризуется единством, взаимодействием и взаимообусловленностью входящих в нее компонентов и среды, находящуюся в постоянном развитии. Лес обладает способностью к самовозобновлению, смене поколений, но только в условиях лесной зоны. В степной и других засушливых зонах господствующее положение в освоении и удержании земельных пространств принадлежит травам. Появление леса в таких условиях возможно только искусственным путем – лесоразведением.
Антропогенные факторы и охрана природы
Действие этих факторов связано с результатами хозяйственной деятельности человека, последствиями воздействия ее на природу.
Вмешательство человека в природу началось с древнейших времен, нередко путем бессистемной вырубки и выжигания лесов под пашню, чрезмерной распашки степей, интенсивного выпаса скота. Уничтожение горных лесов, истребление и животных приводило к оскудению и опустыниванию некогда цветущих районов.
По мере развития промышленности, сельского хозяйства и транспорта воздействие людей на природу неизмеримо возросло. Проблема охраны природы встала в ранг государственных задач.
Охрана природы собой плановую систему государственных, международных и общественных мероприятий, направленных на рациональное использование, охрану и восстановление природных ресурсов, на защиту окружающей среды от загрязнения и разрушения для создания оптимальных условий существования человеческого общества, удовлетворения материальных и культурных потребностей ныне живущих и грядущих поколений человечества.
В области охраны растительности ведущее место принадлежит сбережению лесных богатств. Успешная реализация этой задачи может быть достигнута путем правильной эксплуатации земель лесного фонда, методов возобновления лесов и т.д.
Всевозрастающее внимание уделяется охране заповедных территорий, из которых наиболее распространенными являются заповедники, заказники и природные национальные парки. Охрана и поддерживание их на необходимом рациональном и эстетическом уровне является также актуальной задачей общества.
Возобновление леса
Лесовозобновление происходит двумя способами – семенным и вегетативным. Семенное возобновление связано со способностью размножения всех лесообразующих древесных и кустарниковых пород семенами. Вегетативное возобновление обусловлено свойством многих пород воспроизводить новое поколение порослевыми побегами, корневыми отпрысками, отводками, образующимися соответственно от пня, корня, стебля из спящих или придаточных почек.
Типы лесов
Разнородные лесорастительные условия, наиболее существенными из которых являются степень богатства и увлажнение почвогрунтов, обусловливают формирование различных по породному составу, продуктивности и другим признакам насаждений. В то же время определенные участки леса имеют ряд общих характеристик и объединяют понятие «тип леса».
Название отдельных типов леса издавна употреблялись среди русского народа. Так, сосновый лес на песчаных почвах назвали бор; сосновый, еловый на супесях – суборь; лес на суглинках – рамень. Эти названия сохранились в лесоводственной науке и практике до настоящего времени.
Г. Ф. Морозов придавал большое значение практическому использованию типов леса и указывал, что организация хозяйства должна строиться не по типам, а на основании типов насаждений. Его типология получила название экологической, так как она базируется на учете единства лесных насаждений и условий среды. Типы леса Г. Ф. Морозов подразделял на основные и временные.
Основные типы, возникшие в результате длительной эволюции почв и древесной растительности: ельники на суглинистых подзолистых почвах, сосняки на супесях, дубравы на темно-серых суглинках. К временным типам леса он относил насаждения, возникшие в результате смены пород под воздействием рубок, пожаров и других антропогенных причин, например березняк, осинники на месте еловых, сосновых и дубовых насаждений.
В. Н. Сукачев разработал полную типологическую классификацию сосновых и еловых лесов и обобщенную – для других лесообразующих пород. Исходя из того, что основной тип леса в конечном итоге окажется временным, он предложил подразделять типы леса на коренные и производные. Производные сменяют коренные типы леса, но через производные коренные со временем вновь утверждают себя. Нетрудно заметить, что по типологии В. Ф. Сукачева тип леса устанавливается по преобладающей породе и наиболее характерному представителю (индикатору) живого напочвенного покрова (ельник – кисличник), реже – по типичному представителю подлеска (сосняк липняковый) или по типичным условиям местопроизрастания, например низинного (ельник – лог).
Значение лесной типологии
Практическое значение лесной типологии заключается в выработке для каждого участка леса (типы или группы типов леса) обоснованного прогноза его развития и прежде всего повышения продуктивности и устойчивости древостоев. Это связано с тем, что разные типы леса отличается по общей биологической продуктивности, запасам древесины. Наибольшей продуктивностью обладает кисличные, сложные и травяные группы типов леса. Наименьшей – сфагновые, долгомощные и лишайниковые.
Мероприятия по содействию естественному возобновлению леса, посадке и посеву леса, уходу за лесом, лесоэксплуатации и охране леса не дадут высокого эффекта, если они не учитывают типы леса, типы лесорастительных условий. Достаточно сказать, что даже один и тот же способ рубки в разных типах леса может привести к различным, порой нежелательным результатам.
Так, постепенные рубки одинаковой интенсивности, проведенные в свежем и влажном ельнике-черничнике, могут привести к ветровалу во втором случае в большей степени, чем в первом.
С типами леса тесно связано и его возобновление. Как отмечает И. С. Мелехов, в таежных лесах естественное возобновление сосны успешнее всего происходит в чистых сосновых борах-брусничных, лишайниковых и особенно в вересковых, что обусловлено почвенным условием и влиянием лесных пожаров.
В сосново-еловых и еловых лесах зеленомошного типа на свежих и влажных почвах, а также в травяных типах после рубки леса возобновление хвойных проходит с большими трудностями, нередко наблюдается смена лиственными породами (осиной, березой, ольхой серой). В долгомощных и сфагновых типах леса последующее возобновление происходит обычно березой пушистой.
Важной задачей является более широкое и обстоятельное использование лесной типологии при лесоустройстве, занимающимся разработкой проектов организации и развития лесного хозяйства.
Типология леса академика П.С.Погребняка
Необходимость разработки украинскими лесоводами (Е.В.Алексеевым, П.С. Погребняком, Д.В. Воробьевым) нового лесотипологического направления была вызвана тем, что роль живого напочвенного покрова как показателя лесорастительных условий при интенсивном и длительном воздействии человека на леса Украины оказалась крайне незначительной. Они называют это направление по-разному: экологическое, лесоводственно-экологическое, лесоводственное, лесоводственно-типологическое.
В основу разработанной Е.В. Алексеевым и П.С.Погребняком эдафической (почвенной) классификации типов условий произрастания и типов леса положена два следующих показателя –богатство, или плодородие почвы, и степень ее влажности. Эти показатели, отражающие различные условия произрастания, сведены в таблицу и получили название эдафической сетки.
Основные лесообразующие породы Ракашевского лесничества Калейкинского леспромхоза
На территории сельского поселения Слободы Петропавловской Новошешминского района находится лесничество «Ракашевское» Калейкинского леспромхоза. Лес играет большую роль в жизни человека. Он дает для народного хозяйства древесину, лекарственные растения, множество съедобных плодов и семян, корм для диких и домашних животных.
На общей площади – 9 338 га Ракашевского лесничества преобладает следующие лесообразующие породы:
Семейство березовые включает в себя листопадные, однодомные, ветроопыляемые деревья. Листья простые, по краю зубчатые, очередные. У представителей семейства березовых плоды крылатые или бескрылые семянки. Широко распространенными родами семейства является береза и ольха.
Береза повислая (бородавчатая) – дерево высотой 20-30 метров с диаметром ствола 0,6-0,8 метра яйцевидно-конической ажурной формы кроны. Ствол и ветви покрыты берестой желтоватого цвета. У основания стволов кора черная, груботрещиноватая. Побеги красновато-бурые, сплошь усеяны мелкими светлыми железками-бородвками. Почки яйцевидно-конические, желтовато-бурые, голые, клейкие, длиной 4-5 мм. Листья треугольно-ромбические, гладкие, по краю двоякозубчатые. Начинает плодоносить с 10-15 лет. Обильное плодоношение в сочетании с хорошим распространением и быстрым ростом обеспечивает успешное заселение березой1 свободных лесных территорий и образование чистых молодняков. К почвам малотребовательна – может расти на бедных песчаных и каменистых почвах. Древесина этой породы обладает высокими техническими свойствами и успешно применяется в фанерном и мебельном производствах. Почки и листья находят применение в медицинской и парфюмерной промышленности.
Ольха серая – дерево высотой до 15-20 метров с диаметром ствола 30-40 см, имеет узкояйцевидную форму кроны и ребристый ствол. Кора светло-серая, гладкая. Побеги бурые с серым опушением. Почки красно-бурые волосистые, длиной 8-15 мм. Листья эллиптические, заостренные, по краю двояпильчатые, длиной 4-10см, сверху темно-желтые, почти голые, снизу серо-зеленые, опушенные. Женские цветки в коротких волосках, разрастающиеся в шишечки. Мужские сережки сидячие или на коротких цветоножках по 3-5 шт. Шишки располагаются группами по 6-10 шт., черно-бурые, деревянистые, эллиптические, длиной 1,5 см. орешки светло- или темно-коричневые с более развитым перепончатым крылышком. Корневая система развита достаточно хорошо, благодаря симбиозу с азотфиксирующими клубеньковыми бактериями. Является теневыносливой и холодостойкой породы. Размножается семенами и корневыми отпрысками, а после рубки дает пневую поросль. Используется для закрепления откосов, оврагов и берегов рек. Среди редкостойных зарослей развивается хороший травостой. Древесина мягкая, легкая, слегка розоватая. Используется в мебельном и тарном производствах, служит сырьем для химической промышленности.
Семейство буковые. Дуб черештатый. Дерево высотой до 40 метров с диаметром ствола до 1,5-2 метра. Крона раскидистая или широкоцилиндрическая. Кора бурая или красновато-бурая с многочисленными чечевичками. Почки яйцевидные, притупленные, светло-серые. Порода однодомная с раздельнополыми цветками. Желуди располагаются обычно по 1-3 шт. на удлиненной плодоножке. Созревает осенью в год цветенья. Цветет одновременно с распусканием листьев. Начинает плодоносить на открытых участках с 10-20 лет, в насаждениях семенного происхождения с 35- до 40 лет, а порослевого с 25-30 лет. Цветение и плодоношение наступает ежегодно, но обильно через 4-5 лет. В естественных условиях размножается желудями или порослью от пня. В первые годы жизни дуб растет медленно, в силу требовательности к свету не выносит верхушечного затенения (превращается в торчки), но всегда нуждается в боковом отенении пород – липы, вяза, клена. Дуб предпочитает аэрированные темно-серые и серые лесные суглинки. Переносит сухость почвы и воздуха, используют в озеленительных работах. Дуб – долговечная лиственная порода, возраст превышает 500 лет. Древесина находит применение в мебельном и столярном производствах, в жилищных и гражданских строительствах, отходы древесины и кора – сырье для дубильных веществ и в медицине. Желуди служат кормом для птиц, кабанов и других животных.
Род тополь. Наиболее распространенный на нашей территории является тополь дрожащий (осина).
Осина или тополь дрожащий – листопадное, быстрорастущее дерево с колонновидным стволом, широкоцилиндрической ажурной кроной. Высотой до 35 м и диаметром до 1 м. кора зеленовато-оливковая, гладкая, лишь на нижней части старых стволов темно-серая. Побеги округлые, зеленовато-бурые, блестящие с пятиугольной сердцевиной. Листовые почки блестящие, яйцевидно-заостренные, клейкие. Листья округлые или ромбовидные, по краю с редкими не ровными зубчиками. Цветет в апреле – начале мая до распускания листьев и опыляется с помощью ветра. Семена мелкие, желтовато-серые, располагаются в коробочках, созревают в июне- начале июля, благодаря наличию волосков разносятся ветром на значительные расстояния. Плодоносят с 10-12 лет ежегодно. Очень светолюбивая и морозостойкая. Растет на различных почвах, застоя воды не выносит. Применяется для облесения оврагов. Древесина белая, мягкая, легкая. Используется в спичечном целлюлозных и фанерных производствах.
Род клен . На нашей территории распространены два вида: клен остролистный и татарский (черноклен).
Клен остролистый – высотой до 30 м с диаметром ствола более 1 м с густой широкой кроной. Кора гладкая, красновато-серая, позднее темно-серая, мелкотрещиноватая. Побеги красновато-бурые с белой сердцевиной, листья темно-зеленые, блестящие, супротивные, крупные длиной до 18 см, шириной до 20 см, лопастные с 3-5 заостренными лопастями и округлыми выемками между ними. Черешки длинные, цветки зеленовато-желтые, опыляются насекомыми. Цветет до распускания листьев. Крылатки созревают осенью и постепенно опадают до весны. Плодоносит ежегодно, но обильные урожаи через 3-4 года. Дает поросль от пня, требователен к плодородию и влажности почвы. Живет 15-120 лет. Используется как полезащитное и декоративная порода. Является медоносом, кленовый сок употребляют в пищу. Прочная древесина с красивым рисунком используется в изготовлении мебели, фанеры и музыкальных инструментов.
Клен татарский – дерево высотой 10-12 м, с раскидистой кроной или крупный кустарник. Крона на стволе гладкая, темно-серая, почти черная. Побеги красновато-бурые, ребристые, голые или слабоопущенные, усеянные светлыми чечевичками. Листья цельные или слегка трехлопастные, по краю двоякопильчатые, у основания слегка выемчатые или округлые, сверху темно-зеленые, голые, снизу – более светлые, по жилкам опушенные. Листовая пластинка длиной 5-10 см, шириной 3-7 см. Черешок длиной 2-8 см. Цветет после полного облиствения в конце мая – начале июня. Цветки зеленовато-белые, в прямостоячих метелках, душистые. Крылатки сначала ярко-красные, при полном созревании – бурые, располагаются под острым углом друг к другу. Длина каждой крылатки до 3,5 см. Семя темно-красноватое, овальное, слабовыпуклое, длиной 1 см. Размножается семенами, дает поросль от пня, теневынослив и морозостоек. Используется при озеленения дорог и населенных пунктов, древесина используется на дрова, из коры получают краску.
Род липа – липа мелколистная . Стройное дерево высотой 30 м с диаметром ствола до 1 м, с густой шарообразной кроной. Кора гладкая, темно-серая, с красноватым оттенком. С возрастом темно-бурая, неглубокобозчатая. Листья сердцевидные, заостренные на верхушке, по краю мелкоостропильчатые, листовая пластинка темно-зеленая, голая, снизу светло-зеленая, опушенная в углах жилок рыжеватыми волосками. Черешок длиной до 5 см. цветет в конце июня – в начале июля, цветки мелкие, желто-белые. Плоды созревают в августе-сентябре. Плодоносит обильно и ежегодно. Встречаются на различных почвах, отличаются зимостойкостью. Является теневыносливой породой, живет 300-400 лет. Хороший спутник для других пород обогащает почву известью, восстанавливает структуру, повышает плодородие за счет опада листвы. Древесина мягкая, легкая, прочная, находит большое применение в производстве мебели, фанеры, резных изделий и детских игрушек. Луб идет на изготовление мочала, молодые ветви на корм животным, липовые цветки в медицине.
Список используемой литературы
Антрохин В.Г. Лесоводство. М. Лесная промышленность, 2015 г.
Верхунов П.М., Дворецкий М.Л. Лесоводственные признаки и таксационные показатели древостоя. Горький, Госуниверситет, 2016 г.
Горюнов А.К., Садовничий В.П. Лесоэксплуатация и основа лесного товароведения. Лесная промышленность 2015 г.
Новосельцев В.Д., Справочник лесничего, Агропромиздат, 2015 г.
Рульков В.В., Лесоводство и лесная таксация, Агропромиздат, Москва, 2016 г.
Имщенецкая Л.И. Мир растений. Москва 2016 г.
Иванова Р.Г. Словарь справочник по флоре Татарстана. Казань, 2016 г.
Журнал «Биология в школе» №5, 2002 г, 2015 г.
Красная Книга Республики Татарстан, 2015 г.
Введение ………………………………………………………………….3
1. Теоретическая часть…………………………………………………...4
1. 1. Значение лесов…………………………………………………4
1.2. Причины сокращения лесов ……………………………….....4
1.3 Решение проблем…………………………………………….…5
2. Практическая часть………………………………………………….. ..6
Заключение……………………………………………………………….8
Литература ……………………………………………………………… .9
Введение
Из всех растительных ресурсов Земли самое важное значение в природе и жизни человека имеют леса. Они больше всего пострадали от хозяйственной деятельности и раньше других стали объектом охраны.
Леса, в том числе посаженные людьми, занимают площадь около 40 млн. км2, или около 1/3 поверхности суши. На планете 30% хвойных и 70% лиственных лесов. Леса оказывают влияние на все компоненты биосферы, играют огромную средне образующую роль.
Леса – восстановимые природные ресурсы. Их рациональное использование основано на экологических законах сохранения, восстановления и изменения растительных сообществ.
Учёные подсчитали, что на Земле каждую минуту люди вырубают примерно 20 гектаров леса. Каждую минуту с Земли исчезает столько леса! Мне стало интересно, а сколько за 10 минут? А за час? А за год? Не случится ли так, что на Земле совсем не останется лесов? Я хотела раскрыть некоторые тайны леса, порой совсем знакомого, а иногда абсолютно загадочного, выяснить, чем является лес для человека. Всегда ли человек справедлив по отношению к лесу, не по его ли вине возникают экологические проблемы леса? Чем мы можем помочь в решении этих проблем. Все это и стало целью моей работы.
1. Теоретическая часть
1.1. Значение лесов
Леса играют большую роль в развитии экономики, улучшении окружающей среды, повышении благосостояния народа. Из древесины получают пластмассу, удобрения, взрывчатые вещества. Из древесных опилок получают спирт, сахар, синтетический каучук. Древесина идет на изготовление шпал, тары, фанеры, она используется в целлюлозно-бумажной и мебельной промышленности.
Лесной воздух является одним из мощнейших средств оздоровления человеческого организма. Леса планеты представляют собой мощный источник атмосферного кислорода (1 га леса выделяет в атмосферу 5 тонн кислорода в год. Лесной воздух насыщен фитонцидами. Их количество зависит от вида деревьев, произрастающих в лесу. Один гектар леса за сутки выделяет в атмосферу до пяти килограммов фитонцидов. Количество фитонцидов в лесном воздухе зависит от погоды. Эти вещества уничтожают многие патогенные грибки и бактерии.
Лесная зона – крупнейшее в мире охотничье угодье: белка и соболь, куница и горностай, бобр и выдра, тетерев, глухарь, рябчик – чего только не приносят охотники из лесов.
1. 2. Причины сокращения лесов
Лесом в РФ покрыто 771 млн. га земель. Эта площадь резко сокращается. Причины сокращения разные. В первую очередь, это пожары. Основными лесных пожаров является деятельность человека, грозовые разряды, самовозгорания торфяной крошки и сельскохозяйственные палы в условиях жаркой погоды или в так называемый пожароопасный сезон.
В зависимости от характера возгорания и состава леса лесные пожары подразделяются на низовые, при которых выгорает только лесная подстилка, мхи и лишайники; верховые, при которых сгорает весь лес, и почвенные (подземные). В Республике Башкортостан с начала текущего года ущерб от лесных пожаров достиг 26,7 миллиона рублей. По данным Министерства лесного хозяйства Башкирии, в республике с начала 2010 года зарегистрировано 403 лесных пожара, площадь которых составляет 8 тысяч 232,8 гектара.
Также одной из причин сокращения лесов является вырубка. Ежегодный объём рубок составляет более 4,5 млрд. м 3 . Основной причиной вырубки леса является строительство. Древесина служит сырьем для получения ценных химических продуктов и бумаги. Оказывается, что на получение 10 000 кв. метров бумаги требуется 1 га леса.
Следующей проблемой является загрязнение леса. Леса, часто посещаемые туристами, настолько основательно захламляются консервными банками, бутылками, тряпками, бумагой и т. д. Увеличивается площадь лесов, погибших от промышленных выбросов.
Браконьерство всегда наносит сокрушительные удары по животному миру России, что способствует исчезновению многих видов диких животных.
1.3 . Решение проблем
Для повышения пожароустойчивости лесов в крупных масштабах проводят работы по противопожарному устройству лесного фонда, создают системы противопожарных разрывов и барьеров, сеть дорог и водоёмов, леса очищают от захламлённости.
Важная мера по рациональному использованию лесов – это борьба с потерями древесины. Нередко в местах рубок остаются ветви, хвоя, которые являются ценным материалом для приготовления хвойной муки – витаминного корма для скота.
Лес очень трудно поддаётся восстановлению. Но всё же, лес восстанавливают на вырубленных территориях, сеют на непокрытых лесом площадях. Чтобы уберечь природу от разрушений, люди создают заповедники. Общая площадь особо охраняемых природных территорий Республики Башкортостан составляет 1045952,22 тысячи гектаров, или 7,3 процента от площади республики. На территории республики расположены три заповедника («Башкирский», «Шульган-Таш», «Южно-Уральский»), национальный парк «Башкирия», три природных парка («Аслы-Куль», «Кандры-Куль», «Мурадымовское ущелье»), 29 государственных природных заказников, в том числе 15 зоологических, 178 памятников природы, 7 округов горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов, ландшафтный природный парк местного значения «Зилим».
Существенно экономить древесину позволяет использование макулатуры. Так как 60 кг макулатуры спасет жизнь одной ели и уменьшить вырубку лесов. Кроме того, экономически целесообразно использовать макулатуру как сырье для получения новой бумаги в виду гораздо более низкой стоимости конечного продукта в этом случае. Ведь для получения целлюлозы из древесины требуется гораздо больше ресурсов чем при переработке макулатуры!
2. Практическая часть
1. Узнав, что одно дерево средней величины производит столько кислорода, сколько необходимо для трех человек, я задумалась: достаточно ли посажено деревьев на школьном участке для того чтобы обеспечить всех учеников и учителей кислородом?
В школе обучается 564 ученика, и работают 45 учителей. Всего 609 человек. Посчитаем, какое количество деревьев необходимо, чтобы обеспечить 609 человек кислородом: 609: 3= 203 дерева необходимо.
На нашем школьном участке растет 185 деревьев. То есть, 203 -185 = 18 деревьев надо досадить, чтобы обеспечить всех людей кислородом.
Вывод: На школьном участке посажено недостаточное количество деревьев.
2. В нашем селе большое количество лесопосадок. Они занимают площадь, равную примерно 300 га. Если 1 га леса выделяет в сутки до 5 кг фитонцидов, то сколько фитонцидов выделяют наши деревья?
300*5= 1500 кг = 1 т. 500 кг фитонцидов выделяют деревья нашего села.
Теоретически таким количеством антисептиков можно освободить от микроорганизмов большой город.
Вывод: Воздух нашего села экологически чистый, благодаря большому количеству лесных насаждений.
3. Для производства 10 000 м 2 бумаги требуется 1 га леса. Сколько га леса нужно вырубить для того, чтобы издать тираж учебника «Математика 4 класс» Л.Г. Петерсона, по которому мы учимся?
Измерив размеры учебника (20 см * 26 см), найдем площадь одной страницы. 20*26= 520 (см 2). Учебник состоит из трех частей. Каждая часть учебника состоит из 96 страниц. То всего 3*96 = 288 (стр) – в трех частях.
288: 2 = 144 (листа) - в трех частях.
То площадь всех листов: 144 * 520 = 74 880 (см 2) Тираж составляет 725 000 книг. Общая площадь бумаги на весь тираж: 74880 * 725 000 = 54288000000 (см 2)= 5428800 (м 2) Узнаем, сколько леса ушло на этот тираж:
5428800: 10 000 = 542 га 88 ар
Это приблизительно 543 га. Если площадь жилой части нашего села составляет около 1000 га, то 543 га это больше половины площади Кармаскалов.
Вывод: Для издания учебника «Математика 4 класс» Л.Г. Петерсона нужно вырубить лес, площадью больше половины площади нашего села.
Проанализировав сделанные выводы, задумалась: как мы можем помочь сохранению деревьев, лесов? Из Интернета узнала, что 60 кг макулатуры спасет жизнь 1 ели. А сколько макулатуры мы выбрасываем? После уроков взвесила бумажный мусор нашего класса. Было выброшено 125 г бумаги за один день. Если посчитать, за учебный год один класс выбрасывает
125*200 = 25 000 г = 25 кг. В нашей школе 28 классов: 25* 28 = 700 кг макулатуры выбрасывает в год школьники. 700: 60 ~ 12 елей можно было спасти.
Вывод: Сбор макулатуры существенно сохранит количество лесов. Давайте собирать и сдавать макулатуру!
Заключение
Во все времена люди пользовались лесом. В наше время лесоводство – это очень важная отрасль промышленности, в которой трудится много людей, производящих массу полезных вещей.
Еще сотни лет тому назад огромная часть земной поверхности была покрыта лесами. Долгие годы люди нещадно вырубали деревья на топливо и строительные материалы для жилья. Площадь, занимаемая лесами, резко сократилась, а кое-где они и вовсе исчезли.
Многие леса и теперь продолжают гибнуть, поскольку за ними нет надлежащего контроля и ухода. Вместо того чтобы оберегать и охранять природу, человек чрезмерно использует ее дары в своей хозяйственной деятельности.
Леса стоят на страже нашего здоровья.
У леса много экологических проблем.!
Леса должны существовать ради того, чтобы существовал сам человек, ради сохранения великого богатства животного и растительного царства для грядущих поколений нашей Планеты.
Не разводите в лесу костры, убирайте за собой мусор!
Посадите самостоятельно хотя бы одно дерево!
Собирайте и сдавайте макулатуру!
Сохраните природу, не губите себя!
Смотрите на неё, как на людей, любя!
Ведь будущее может пропасть навсегда!
Любите природу, любите себя!
Литература
1. И.Н. Балбышев «Из жизни леса, С-П.: ЛЕНИЗДАТ, 1990», стр.3-5, 152-161, 164-167
2. Ю.В. Новиков «Экология, окружающая среда и человек», М.: ЮНИТИ, 1998 стр.240-260
3. www. ecosystema. ru
МОУ Покрово-Пригородная
средняя общеобразовательная школа
Тамбовского района Тамбовской области
Экологический проект
Тема: «Войди в лес другом».
Спонсоры: колхоз - племзавод
им. Ленина, председатель депутат Областной Думы Гагулин В. Д.
НПП ООО “Измерон - В” г. Воронеж
Президент кружка: Волобуев Никита.
Руководители:
Бабаев Игорь Борисович
Федоровых Тамара Николаевна
Покрово - Пригородное
Войди в лес другом.
Из опыта проведения урока похода.
Тема: « Многообразие живых организмов. Осенние явления в жизни растений и животных. Отработка правил личного природоохранного поведения проведения ».
«Если будет вода и в ней ни одной рыбки - я не поверю воде.
И пусть в воздухе кислород, но не летает в нем ласточка - я не
поверю и в воздух. И лес без зверей ….-не лес»
М. М. Пришвин
1. План работы:
1.Задачи урока-похода.
3. Маршруты.
4.Ход урока-похода.
5.Практическая направленность.
6.Подведение итогов.
7. Литература.
8. Дополнительный материал для учителя.
Цель:
активизация познавательной деятельности, формирование навыков исследовательской и аналитической деятельности учащихся.
формирование у учащихся активной жизненной позиции по отношению к природе и обществу на основе личностно ориентированных методик.
Задачи :
Показать многообразие растений и животных, их связи с окружающей средой; ознакомить учащихся с осенними явлениями в жизни растений и животных.
Формирование экологической культуры и принципов здорового образа жизни;
Осознание детьми «принципа Эко - Я», то есть себя, как части живой природы;
Определение системности компонентов природной среды и опасности потери биосферой жизнепригодных качеств.
Формирование умений работать с информацией, полученной экспериментальным путём.
Уроки - походы проводятся в курсе преподавания биологии в возрастной группе учащихся 6-9 классов. На эмоциональной основе ребята лучше понимают закономерности изменений, происходящих в природе. Познают мир окружающего живого пространства в непосредственном контакте. Вместе с тем учатся правильной организации своего отдыха. Уроки - походы проходят посезонно:
Осенние: «Войди в лес другом,»(6 класс), «Уж небо осенью дышало» (7 класс), «Унылая пора очей очарованье» - (8класс), «Листопад» (9 класс), зимние: «Жизнь леса зимой».
Весенние: «Первоцветы»-(6класс), «Пробуждение природы» - (7 класс), «Единение с природой» - 8 класс, «Нас много, а природа одна» 9класс, «Все больше окружающей среды» -9 класс.
Для учащихся 6 классов походы однодневные. Для семиклассников весенний поход двухдневный, так как основная задача - услышать весенние голоса птиц. Практикуем августовские походы: «Звездопад».
Программа проведения интегрированных уроков-походов
(экология, география)
«Экосистемы Тамбовской области»
Цели: Создание положительной мотивации и активизации познавательной деятельности учащихся, а так же углубленная работа над проблемами современного мира на этапе осмысления (обсуждения) социального опыта и оценки полученного результата с использованием краеведческого материала.
Наблюдения за явлениями природы, работой ветра, воды. Экологические нарушения и их объяснение. Растения и животные своего края. Правила личного природоохранного поведения в природе. Описание состояния водоёма, участка леса. Осенние явления в природе. Источники загрязнения и меры охраны экосистемы. Ориентирование в лесу. Зимние явления в жизни растений и животных. Описание экосистемы леса, водоёма. Экологические нарушения, разработка мер по их ликвидации, частичное устранение. Осенние явления в экосистеме. Воздействие тепла и влаги на экосистему. Сезонные явления в экосистеме. Воздействие человека на экосистему. Взаимосвязи компонентов в экосистеме. Описание экосистемы с разработкой мер по охране и рациональному использованию. Описание экосистемы. Антропогенное воздействие на экосистемы. Разработка мер по охране и рациональному использованию одного-двух компонентов природы. Антропогенные экосистемы. Мониторинг состояния экологической обстановки села, экосистем леса, водоёма. Разработка рекомендаций мер по охране и рациональному использованию Экологическая минутка» (очистка экосистем от мусора, очистка родников и т.д.) на каждом уроке. |
Отчёты по результатам исследовательской деятельности учащиеся оформляют в виде презентаций, фотовыставок, экологических проектов и т.д.
Результативность: Учащиеся приобретают и совершенствуют знания о взаимодействии природы и общества, формируются практические и исследовательские умения и навыки, навыки работы с ИКТ.
В нашей школе уроки - походы,часто интегрированные уроки биологии и географии.
При подготовке к уроку с детьми проводится предварительный инструктаж о правилах подготовки к походу, о поведении в походе, о маршруте, о правилах взаимовыручки в походе.
С классом работают два учителя. Учитель географии - инструктор по туризму и учитель биологии. Желательно привлечь к работе классного руководителя, родителей.
Время проведения похода с 9.00 утра до 16.00 - зимой; весной и осенью до 18.00.
Работа проходит по разработанным маршрутам, позволяющим наиболее глубоко связать маршрут с программным материалом.
Первый маршрут протяженностью - 7 километров, второй маршрут - 10 километров, третий маршрут - 8 километров.
Способ передвижения: из села Покрово - Пригородное до отправной точки маршрута движемся на автобусе, затем продолжается пешее движение с 10 минутным перерывом - привалом через каждые 30 минут движения. Обратный путь с заключительной точки маршрута проходит на автобусе до села.
В поход учащиеся идут с полным туристическим снаряжением. Питание на привалах - проводится за счет бутербродов. На основной стоянке готовится горячая пища, приготовленная на костре: суп, картофельное пюре, чай.
Готовят дрова и разводят костер мальчики под руководством учителя - инструктора. Приготовление пищи лежит на девочках.
На привалах маршрута проводятся наблюдения, исследования. Всего привалов, в зависимости от маршрута, два или три.
По прибытии на основную стоянку у реки Гремячка, проводится инструктаж по ориентированию в лесу в пределах видимости учителя и инструктаж по правилам поведения.
Традиционно общий привал начинается и заканчивается «экологической охотой». После разведения костра дети отдыхают, устраиваются, играют в течение часа. Урок продолжается по разработанному плану от 45 минут до 1,5 часов. Время урока определяется особенностями возрастной категории учащихся. Ребята работают по инструкционным карточкам, в группах. Учитель комментирует задания и дает необходимые объяснения. Завершение урока, после чаепития, проходит у костра,где подводятся итоги работы на маршруте. Отрабатываются навыки культуры общения с природой.
В игре дети отдыхают до определенного времени. Готовятся бутерброды на обратный путь. После «экологической охоты» класс покидает место постоянного привала и уходит на маршрут, где продолжается работа по программе инструкционных карт.Итоги урока -похода оформляются отчетом. Для учащихся 6 классов - это творческие работы. Для учащихся 7-8 классов - отчеты с защитой на конференции. Для учащихся 9 классов отчетная работа в форме реферата по заданной теме. В отчете используются знания собственных наблюдений и материалы учебника по программе. Отчетная конференция дает возможность не только подвести итоги урока, но и помогает детям формировать свои эмоциональные переживания. Здесь работают с успехом даже слабоуспевающие дети.
Уроки-походы позволяют не только приобщить ребят к природе, к непосредственному соприкосновению с ней, ее познанию, но вместе с тем формирует человеческие качества, формирует духовное богатство.
Результатом походов стал питомник саженцев дуба черешчатого на учебно-опытном участке школы, «аллея Солдата» в парке «Скорбящая мать» села Покрово - Пригородное, школьный проект «Шумите дубравы», учащиеся набираются сил и здоровья.
Ход урока - похода:
Вводная беседа о задачах экскурсии и правилах поведения в природе.
Учитель проводит учащихся от объекта к объекту по заранее разработанному маршруту. В ходе похода учитель знакомит учащихся с видами растений и животных, встречающимися на данной территории,с особенностями растений и животных,связанными с условиями их обитания; обращает внимание учащихся на разнообразие плодов и семян,способы их распространения, на различие осенней окраски листьев и листопада у растений, на поведение животных осенью .
3.Самостоятельная работа учащихся:
Учащиеся распределяются на группы и выполняют работу по следующим заданиям.
Задание 1:
1.Отметьте, какие растения встречаются на данном участке,
какие изменения произошли у них осенью (по сравнению с летом).
2.Отметьте, каких животных или следы их пребывания вы нашли на данном участке.
Задание 2:
Отметьте, какие травянистые растения встречаются непосредственно у дороги, в нескольких метрах от нее, на опушке леса, в глубине леса. Каковы отличительные особенности у этих растений?
Какие особенности в поведении и жизнедеятельности животных вы можете связать с наступлением осени.
Задание 3:
1. Выясните, у каких растений созрели плоды и семена.
Рассмотрите их, определите по особенностям строения способы их распространения.
2.Какие насекомые вам встретились? Отметьте их поведение осенью.
Задание 4
1.Отметьте, как изменилась окраска листьев у различных деревьев и кустарников осенью.
2.Соберите листья с различной осенней окраской для гербария.
Задание 5
Выясните, у каких растений осенью листья опадают раньше, а у каких - позже.
Опишите приспособления к определенным условиям жизни у встречающихся животных.
Подведение итогов урока-похода. Закрепление Правил поведения на природе «Языком плаката».
Задание на дом.
Оформить творческую работу - отчет. Выполнить задания на с. 12 учебника.