Лека миронова биография личная жизнь. Харассмент в ссср: чем поплатилась манекенщица лека миронова за отказ от эскорт-услуг и съемок ню для цк
В гостях у сайт одна из самых известных советских топ-моделей, любимая манекенщица Славы Зайцева Лека Миронова. Профессиональную судьбу Леки Мироновой легкой не назовешь. Лека Миронова одна из первых открыто заговорила о домогательствах красавиц со стороны власть предержащих.
- Вы единственная в мире топ-модель с пятидесятилетним стажем и любимая модель Славы Зайцева. Какой была советская мода? Как работала эта сфера? Что такое мода вообще? И что она значит для вас?
Каждая женщина хочет хорошо выглядеть. Дом моделей, конечно, тогда был государственный. И наша организация должна была одеть всех женщин. Но и тогда и сейчас, если женщина 54 размера, ей не надо смотреть на меня, а видеть женщин своего размера. Женщина выбирает сама для себя.
На любой показ моделей - такой цветник разнообразный - приходят самые разные женщины, и все женщины - меленькие, тоненькие, полненькие - хотят красиво одеваться. Наш общесоюзный Дом моделей работал, главным образом, для обеспечения работой фабрик. Но с наших моделей делали выкройки и для обычных людей.
- Вот вы прошли по подиуму в красивом платье. И тут же можно было получить выкройку этого платья?
Да, продавали их всем желающим. Пришла женщина, посмотрела, решила, что вот это ей подходит. Она записывает номер модели, идет вниз, покупает выкройку и шьет себе такое платье сама или идет заказывает у портнихи, в ателье.
- Как работал Дом моделей? Часто у вас были показы?
У нас было три сеанса каждый день, кроме субботы-воскресенья. были цеховые и выставочные. Я была выставочная, участвовала в этих показах. Цеховые приходили к девяти и целый рабочий день сидели. Им делали примерки. У нас был цех легкой одежды, цех верхней одежды и экспериментальный цех. Экспериментальный - это самый хороший, особенно ценный тогда, потому что выбор действительно был невелик.
Это сейчас мы уже начинаем цыкать, если нет сыра "Пармезан" или еще какой-то мелочи. А тогда не было вообще ничего, можно было только постараться как-то достать. Нужно было изощриться, чтобы где-то найти нужный кусочек ткани. Одежду-то купить нормальную вообще было нельзя. Мы на сеансе показывали только образцы, эти модели были под номерами, на них уже была выкройка, которую можно было сразу купить.
У нас сеансы были в час, три и пять, потом перенесли на два, четыре и шесть часов. Сеанс - час, потом перерыв, еще у нас бывали примерки. Иногда нас загружали в автобус и везли куда-нибудь на показ, если какая-нибудь организация заказывала показ моделей.
- Это - как сейчас на корпоратив пригласить?
Да, не только Дому моделей деньги платили, но и каждой манекенщице за каждый показ. Если это было в Москве, то платили три рубля, а если за пределами Москвы, то пять рублей. Без этого получала зарплату 76 рублей, всего на 16 рублей больше, чем уборщица.
А выйти на подиум показать - это спектакль. Надо 10 раз переодеться на каждом сеансе. Это по 30 раз в день вы переодеваетесь и выходите на подиум. Да еще в перерывах вы мерите какие-то другие модели.
Современных моделей доводят до истощения
- Вас как-то учили искусству подиума?
Нет, тогда не было никакой школы. Это сейчас занимаются с манекенщицами и делают из красивых девочек что-то такое умопомрачительное. Они все красивые, но все разные, а их под одну гребенку причешут, вместо глаз как будто стекляшки вставят... Как сейчас манекенщицы ходят по подиуму, тогда это нам только в страшном сне могло присниться. Никто бы не поверил, что такое может стать модным.
Мы выступали как артисты, у каждого была своя роль, и все должно сочетаться. Музыка стимулирует, под нее легко идти. Допустим, верхняя одежда - более серьезная музыка идет, потом костюмы - тоже серьезная, но другая.
Какие-то нарядные вещи, вечерние, свадебные - более легкая, воздушная. Музыка идет в тему, и конечно, человек должен идти в ритме музыки, тогда получается авторская работа модельера. Манекенщица - тоже творческий человек. Когда все это совпадает - получается гармония.
- Раньше манекенщицы были более женственные, помягче формами. Сейчас они такие тощие, что, видимо, больны, у них гормональные процессы в организме нарушены. Это совсем не то, к чему нужно стремиться женщине.
Я боюсь, что меня кто-нибудь может просто побить, потому что я борюсь с этим. И сейчас манекенщицы идут по подиуму как на эшафот. Они все какие-то безжизненные, какие-то синтетические куклы, при всем при том, что они все очень красивые от природы.
- Считается, что в советское время были не очень красивые платья...
Конечно, был дефицит на все, на хорошую одежду особенно. Но модели были прекрасные. Наши модельеры старались и творили, доставали какие-то кусочки ткани, для того чтобы делать модели.
- А куда потом отправляли платья с ваших показов?
Отправляли в какой-то специальный магазин для начальства. Были всякие министерские, обкомовские, горкомовские и другие спецраспределители. Там могли покупать только эти важные люди.
"Плейбой" для ЦК
- А вам ничего не доставалось? Вы ничего не покупали из этого?
Шутить изволите. Нам ничего не доставалось. Да и куда было ходить в красивой одежде в наше советское время?
У нас была отдельная коллекция для иностранных делегаций. Там было много всего разного, зависело от того, кому показывали. Меня пригласили на парад лучших манекенщиц мира в 1966-м году со ставкой 2 тысячи долларов в час. Я за всю жизнь столько тогда не заработала. Но меня не пустили - родословная подкачала. Девочки почти все ездили за границу. Я не ездила, потому что дворянского происхождения.
А потом я со Славой Зайцевым познакомилась, меня пригласили, и мы уже долго вместе работаем и дружим. Между мной и Славой - гармония. И он, когда меня увидел, сразу сказал: Будешь моей манекенщицей. Все. И вот 55 лет будет в следующем году, как мы дружим.
- Вы ушли из манекенщиц, потому что кто-то из высоких чиновников очень вами заинтересовался?
Я действительно попала в очень неприятную историю, которая мне грозила очень большими неприятностями. Началось с того, что пришла съемочная группа к дирекции, они сказали: Нам нужна вот эта девушка для проведения съемок. Директор меня вызывает, снимает с сеансов, и я еду на съемки. Приезжаем в очень хорошо обставленную квартиру, к матери одного известнейшего человека, и они мне говорят: У нас съемки для ЦК. Платить будем очень хорошо. Я поинтересовалась, что и как?
Оказалось, они делают для работников ЦК КПСС что-то типа "Плейбоя". Они в этом интерьере полуобнаженную или обнаженную женщину хотели снять. Я сказала, что в такие игры не играю. - А нам пришел на вас заказ из ЦК. Я говорю: мало ли у кого какие фантазии. Это исключено. - Нет, раздевайтесь. Но я умею концентрировать свое внимание. Я тогда где-то взяла, что было под рукой - какую-то электронику дорогую - и говорю: Если вы сейчас же меня не отпустите, я устрою здесь погром, вот эту штуку брошу в окно и буду кричать.
Мне говорят: Вот такая-то артистка уже снималась, такая-то и такая-то... Я говорю: Ну и флаг им в руки. Я не полиция нравов. Им нравится - ради Бога. Я этого не хочу, мне этого не надо.
После этого мне стали звонить и угрожать, где-то подстерегать, преследовать. А потом, когда я ушла, меня полтора года вообще никуда не брали на работу. А когда девочки ездили за границу, за ними следили, как они себя ведут, чтобы они не пошли куда-нибудь. Но сами наши дипсотрудники старались влезть к ним, чтобы девочки их обслуживали. Девочки в ужасе были, жаловались, скандалили, все такое прочее. Кошмар. Это им нужно, так пусть идут на панель и берут. Нет же, им надо было своих.
Подготовил к публикации Юрий Кондратьев
"Юнона и Авось" по-советски
Лека (полное имя - Леокадия) Миронова - одна из самых известных советских моделей. Как и большинство манекенщиц того времени, в Дом моделей на Кузнецком мосту она попала случайно: пришла поддержать подружку, там ее увидел начинающий модельер Вячеслав Зайцев, и тут же предложил остаться работать. Лека только-только окончила школу. Занималась балетом, но с танцами пришлось расстаться из-за болезни ног. Хотела поступать на архитектурный факультет, но тоже не сложилось из-за проблем со зрением. И девушка согласилась попробовать себя в роли манекенщицы.
Позднее Лека много раз вспоминала этот момент с благодарностью, повторяя в интервью: "Родители подарили мне жизнь, а Слава Зайцев - профессию". Она стала настоящей его музой, одной из любимых моделей. Ни он, ни она тогда и подумать не могли, что их сотрудничество продлится больше полувека.
В отличие от Регины Збарской, Милы Романовской и других известных советских манекенщиц, Лека Миронова была "невыездной" из-за своего происхождения. Ее родители, театральные деятели, были потомками дворянских родов. Тем не менее, за рубежом Леку знали и называли "русской Одри Хепберн" за внешнее сходство с великой актрисой. После съемок в американском фильме "Три звезды Советского Союза" (одной из них, к слову, была Майя Плисецкая), Леку пригласили на парад лучших манекенщиц мира. Но за границу ее так и не выпустили.
Лека Миронова - одна из первых, кто открыто заговорил о домогательствах красавиц со стороны власть предержащих.
Мужчины, наделенные властью, во все времена убеждены: все самое красивое в мире должно принадлежать им. Сколько сломанных женских судеб! - рассказывала в одном из интервью Лека Миронова. - Во время международных показов партийцы, приставленные следить за моральным обликом девушек, приходили в номера с вином. А получая от ворот поворот, начинали мстить.
Сама Лека также была одной из пострадавших. Ни разу, ни одному изданию она не назвала имя человека, поломавшего ее карьеру, "потому что живы его дети и внуки", - объясняла она. Но о том, как в один миг перед ней закрылись двери в профессию, как полтора года сидела без работы и жила чуть ли не впроголодь, как грозили посадить ее за тунеядство, но она так и не уступила, рассказывала охотно.
В конце 1960-х меня захотели поставить в эскорт сильных мира сего. Наше начальство открыто говорило: "Либо ты будешь с нами, либо с ними". А я говорила, что ни там, ни там не буду. За что потом поплатилась, - вспоминала Лека.
Личная жизни у Леки Мироновой не сложилась - красота гарантирует внимание мужчин, но не женское счастье. Она была замужем за телережиссером, но рассталась с супругом, когда тяжело заболела мама и нужно было за ней ухаживать. Между мамой и мужем она выбрала маму. Но была в ее жизни и большая любовь - к фотографу из Литвы по имени Антанис. Мимолетно увидевшись на каком-то показе, они влюбились друг в друга с первого взгляда. Но по-настоящему познакомились только через несколько лет. Их роман длился два года, но прибалтийские националисты угрожали Антанису: "Если ты будешь с этой русской встречаться, мы тебя прибьем. А она приедет к тебе, мы и ее на тот свет отправим. А если сам уедешь в Москву, мы твою мать с сестрой в живых не оставим". Лека испугалась за жизнь Антаниса и предпочла расстаться. Но любила его всю свою жизнь, так и не подпустив к себе больше ни одного мужчину, оставшись одинокой и без детей. Его личная жизнь тоже не сложилась - после Леки он так и не женился. Такой вот вариант "Юноны и Авось" по-советски.
Леокадия Миронова. Когда-то она заблистала на подиуме Дома моделей Кузнецкого моста, а потом и на подиумах всего мира.
Лёку Миронову называли русской Одри Хэпберн. Действительно сходство есть. Обе яркие брюнетки, обе худощавого телосложения, обе просто красавицы.
Лёка Миронова – звезда советского подиума, чья блистательная карьера началась с легкой руки Вячеслава Зайцева, недаром именно ее величают первой манекенщицей Советского Союза. Ее сравнивали с актрисой Одри Хепберн и западной моделью 60-х Твигги, в свете софитов она с легкостью была способна воплотить любые образы, и ее фотографии украшали многие журналы не только СССР, но и мира. Сейчас Лёке уже более семидесяти, но она по-прежнему в отличной форме и иногда выходит на подиум.
Смешно и грустно, но зарплата модели в СССР составляла 76 рублей. Сравните – уборщицы получали 60 рублей. И как, заметила в одном из интервью Лёка, уборщицам хоть выдавали ведра, тряпки, моющие средства. Тогда как моделям приходилось все покупать на свои деньги. И сложнее всего было с косметикой, ее практически не было. Кроме знаменитой Ленинградской туши.
Лека до сих пор пользуется той самой тушью. Она разводит ее маслом прополиса, что делает ресницы не только черными, но и питает их, лечит, ухаживает. Также Лёка никогда не пользовалась импортной косметикой, ее фаворит – обычный детский крем. А вместо тоника у знаменитой топ-модели СССР – обычное красное сухое вино. По ее словам, оно отлично тонизирует кожу.
Несмотря на то, что Лёка никогда не испытывала дефицит мужского внимания, она никогда не была замужем, у нее нет детей. Грустно, но это так. В одной из своих первых поездок, в Латвии, она с первого взгляда влюбилась в молодого человека. Любовь была взаимной. Он готов был бросить ради нее все и последовать за ней. Однако молодой человек состоял в националистической группе, и за связь с русской девушкой мог сильно пострадать от рук своих же товарищей. Но его это не пугало. Однако это пугало Лёку, она решила не подвергать любимого опасности. Они расстались.
Вот так, она сама, рассказывает эту историю:
"У меня была большая любовь, которая достойна пера писателя. Как-то на фестивале мод я увидела юношу удивительной красоты. Он был литовец и звали его Антанис. В его внешности было что-то между Брэдом Питтом и Сергеем Есениным. Он работал фотографом на показах мод и всегда меня фотографировал. Разумеется, мы не были с ним знакомы. Но я его заметила в зале и даже, когда шла по подиуму, если встречала глазами, останавливалась и позировала. За кулисами мы не могли общаться, потому что категорически запрещали. Потом фестиваль прошел, но мальчик запал мне в сердце... Меня пробовали с кем-то знакомить, но никто мне был не нужен.
А потом так вышло, что в 1970 году мы поехали в командировку в Вильнюс и там снова встретились и познакомились. Но я его сразу не признала. Я подумала: как же он похож на того шведа (я была уверена, что он швед), который меня фотографировал, а он думал: как она похожа на модель француженку (он не сомневался, что я - иностранка). Через время он приехал ко мне в Москву, я стала ему показывать фотографии, он посмотрел на меня странным взглядом, утром уехал, а вечером прилетел с фотографиями: "Так это была ты?" Мне было на тот момент 27, а ему 19.
Потом он ушел в армию, а когда вернулся, у нас разгорелся фантастический роман, который длился два года. Причем такой силы притяжения к друг другу, что секс был не нужен. Он выглядел как приложение ко всему остальному. Это чувство превратилось в какую-то болезнь. Его мама с сестрой потом мне рассказывали, что он не любил, когда к нему кто-то прикасался, даже если они, его близкие хотели его обнять, он на них шипел, как дикая кошка, а со мной превращался в маленького котенка.
Расстались мы из-за того, что в то время в Литве был жуткий нацизм. Мы попали в эту волну. Из литовского дома моделей мне потом рассказали, что его чуть не зарезали из-за меня. Ему в лицо говорили: "Если ты будешь с этой русской встречаться, мы тебя прибьем. А она приедет к тебе, мы и ее на тот свет отправим. А если сам уедешь в Москву, мы твою мать с сестрой в живых не оставим". Так что в любом случае не дали бы нам жизни. Вот так сломались две судьбы.
Сейчас его уже нет на этом свете, мне сказали, что он погиб в аварии, но так и не женился. Как-то смотрела программу к юбилею фильма "Юноны и Авось", и там задали вопрос: "Могла ли Юнона так долго ждать своего любимого?". А я больше 40 лет к себе никого не подпускала. И никто другой мне был не нужен. "
Эту любовь Лёка пронесла сквозь всю свою жизнь. Позже ее преследовал один из высокопоставленных чиновников СССР, но она была непреклонна. В конце концов, ее поставили перед выбором: или она становится его любовницей, или увольняется. Так, Лёка покинула модельный бизнес.
Имя и слава сегодняшней героини нашей статьи родом ещё из тех времён, когда модельный бизнес в нашей стране не считался чем-то престижным, а те, кто в нём работал, были просто живыми манекенами, а потому и назывались "манекенщицами". А именно поэтому Лека Миронова по праву носит звание первопроходца в этой профессии. И, как любой первопроходец, в молодости Лека Миронова столкнулась со многими трудностями. Жизнь неоднократно испытывала красавицу на прочность, и, к слову, все эти испытания советская манекенщица прошла с достоинством.
Сегодня многие недоумевают и считают неверным прозвище "советской Одри Хепберн ", которое получила Лека Миронова в молодости. Возможно, внешние черты этих двух знаменитостей и не схожи, но в числе общих черт можно назвать субтильное телосложение (при достаточно высоком росте 175 см Лека Миронова в молодости весила 51 кг) и тонкие черты лица. О том, что героиня нашей статьи отличалась красотой и запоминающейся внешностью, не стоит и говорить. Показательно уже то, что Вячеслав Зайцев мгновенно рассмотрел в ней потенциал и она стала не только его первой манекенщицей, но и надёжным и верным соратником на долгие годы. Карьера героини советской красавицы складывалась весьма удачно, а потому и неудивительно, что в сети легко отыскать множество снимков Леки Мироновой в молодости. Правда, имея всесоюзную славу, в годы советской власти доступа за границу она не имела, несмотря даже на огромное число выгодных предложений, поскольку родилась в семье потомственных дворян, что в те годы было существенным недостатком. А домогательства со стороны власть имущих и вовсе заставили её на время — хоть и непродолжительное — уйти из профессии.
Красота не стала также для Леки Мироновой и залогом счастливой личной жизни. Скорее, даже наоборот. Единственный брак оказался неудачным и продлился недолго из-за собственнического характера супруга модели. Довелось Леке Мироновой в молодости испытать и разочарование на любовном фронте, которое даже отдалённо не идёт ни в какое сравнение с переживаниями наших современниц. На пути у двух влюблённых встала и система, и националистические распри двух народов. Единственным выходом из создавшейся ситуации было расставание, вследствие которого и сама Лека Миронова, и её избранник — литовский фотограф Антанас — на все оставшиеся годы так и остались одинокими.
Дружбу с Вячеславом Зайцевым Лека Миронова пронесла через всю жизнь
Тем не менее, знаменитость, как и многие её современники, отличается железным и стойким характером, благодаря которому и переживает все трудности с гордо поднятой головой. Сейчас — в солидном возрасте — Лека Миронова сохранила и привлекательность, и стройность (доказательством чему служат фото из нашей статьи), а потому иногда выходит на подиум.
Они покоряли суровые подиумы Советского Союза, влюбляли в себя знаменитых артистов, сводили с ума представителей высшей власти и в какой-то момент ставили на кон все, что у них было, не ведая, что ждет их дальше. сайт рассказывает об отечественных модельных дивах с эффектной внешностью и невероятно интересными судьбами.
Когда речь заходит о русских моделях, большинство вспоминает имена красавиц, чья карьера началась в конце девяностых - начале нулевых. Как будто до Натальи Водяновой, Саши Пивоваровой, Натальи Семановой, Александры и Лиды Егоровых нашими девушками не интересовались на Западе. На самом деле о первых русских манекенщицах, с трудом прорвавшихся из Советского Союза за границу , известно немного и далеко не всем. На этот раз поговорим о непростой судьбе Лёки Мироновой, которую называли «советской Одри Хепберн». Пронзительный взгляд, брови вразлет, четко очерченные скулы, королевская осанка - эти две хрупкие женщин действительно были удивительно похожи.
Леокадия - таким было полное имя будущей звезды, и за него она должна благодарить свою тетю, дружившую с известной советской оперной певицей Леокадией Масленниковой. «Лёка-кока», - звали будущую звезду близкие, и первая часть милого прозвища так и осталась с ней на всю жизнь.
Детские мечты потерпели фиаско
Выросшая в интеллигентной семьей Лёка Миронова с детства обожала классическую музыку, в шесть лет знала наизусть многие оперные партии и воображала себя певицей или балериной. Но всем этим мечтам не суждено было сбыться - повреждение голосовых связок в юности поставило крест на сценической карьере, развившийся остеопороз разрушил все планы на Вагановское училище, куда в 1948 году Лёку приняла сама Наталья Дудинская (легендарная балерина, - прим. сайт ), а резкое снижение зрения заставило забыть о желании стать архитектором.
После ареста отца (он был репрессирован и объявлен врагом народа), Лёка с мамой переехала в Зеленогорск, а после в - Москву, где однажды за компанию с подругой отправилась в Дом моделей на Кузнецком мосту. Вы уже догадались, что произошло дальше - подругу не приняли, а к Лёке со словами «Не хотите ли вы быть моделью?» обратился интересно одетый молодой мужчина. Это был начинающий дизайнер Вячеслав Зайцев. Произошло это 20 февраля 1968 года, а спустя три дня Миронова впервые приняла участие в показе.
Мисс Провокация
Лёка Миронова была не только красивой, но и смелой девушкой. Она первой среди советских манекенщиц вышла на подиум без бюстгальтера! Дело было так: в конце шестидесятых в Москве проходила Всемирная Неделя моды, одной из участниц показов была Лёка. Дабы не «позориться» перед западными моделями, с которыми приходилось переодеваться бок о бок, она вышла на подиум без страшного советского бюстгальтера. Уже позже Миронова, как и другие выезжавшие за границу девушки, привозила себе красивое нижнее белье (особенно ценились шелковые комбинации из ГДР), а пока ей приходилось тщательно скрывать то, что в СССР считалось женским бельем.
Чтобы вы понимали весь масштаб популярности Мироновой в те годы, приведем один факт. В начале 1970-х группа американских журналистов приехала в Москву на съемки документального фильма «Три звезды Советского Союза», название которого говорило само за себя. Первыми двумя были Валерий Брумель (советский легкоатлет, олимпийский чемпион, - прим. сайт ) и Майя Плисецкая, а третьей стала Лёка Миронова. Решение об ее участии съемочная команда приняла после того, как увидела Лёку на показе мод в Америке и была покорена ее красотой и грацией.
Первая и единственная любовь
Замужем Лёка Миронова была лишь однажды (брак быстро распался - супруг оказался не в меру ревнивым), а вот громких романов в ее жизни случилось несколько. Влюбленные мужчины (среди них был даже младший брат Владимира Познера Николай) предлагали красавице-брюнетке руку и сердце через несколько месяцев после знакомства, но всегда получали отказ.
Во время одной из поездок в Вильнюс, Лика Миронова познакомилась с литовским корреспондентом по имени Антанас. Как позже воспоминала наша героиня, это была ее первая и единственная любовь в жизни.
Головокружительный роман с признаниями под луной, букетами и ужинами в ресторанах длился два года, но, как вскоре выяснилось, возлюбленный Леки был связан с нацистским движением, и отношения с русской девушкой ставили под угрозу не только его карьеру, но и жизнь. А может, проблема заключалась в слежке, которую за Антанасом и Мироновой организовал один из ее тайных воздыхателей из советского правительства? Какой бы ни была истинная причина, но девушка приняла для себя непростое решение - расстаться с любимым.
Сексуальные домогательства со стороны членов ЦК
Тема сексуальных домогательств в то время была не менее актуальна, чем в наши дни . Мужчины, имеющие имя, деньги и власть, считали, что любая будет рада провести с ними время. «Во время международных показов партийцы, приставленные следить за девушками, приходили в номера с вином. А получая от ворот поворот, начинали мстить. Строчили анонимные кляузы, обвиняя давшую отставку в шпионаже и связях с врагами СССР», - вспоминала позднее Миронова. По ее словам, как минимум у двух манекенщиц, работавших в Доме моделей до нее, были внебрачные дети от Берии.
Лёка стала едва ли не единственной, отказавшей одному высокопоставленному лицу. Итогом для нее стал запрет на какую-либо работу в течение полутора лет, а также звонки родным и близким от неизвестных с угрозами.
Лишь сегодня, когда откровенность не угрожает ее жизни, Лёка открыто говорит о том, что происходило в те годы. Правда, имя чиновника, поставившего крест на ее карьере из-за отказа лечь с ним в постель, она не называет даже спустя 50 лет. «Его дети и внуки еще живы, я бы не хотела бы, чтобы они знали подробности», - заключила она.
После всего пережитого Миронова ушла в затишье на два года, а после устроилась в Дом моделей в Химках, где и проработала последующие 20 лет. Разменяв восьмой десяток, она не забыла про карьеру манекенщицы - некоторое время назад она принимала участие в нескольких показах Вячеслава Зайцева и снималась для журналов.
- Правила препинания. Пунктуационная норма. Значение пунктуации в русском языке. Виды знаков препинания, которые есть в русском языке
- Пьесы на немецком языке для детей - Немецкий язык онлайн - Start Deutsch Сценарий детских пьес на немецком языке
- Запятые при обращении и междометии
- Знаки препинания при обращении