Кунфу панда комиксы любовь по и тигрицы. Любовь не знает границ: африканский лев и тигрица-альбинос живут вместе в зоопарке
Тигрица
Женщина, жадная до ебли.
Словарь криминального и полукриминального мира: мат, сленг, жаргон . Мельник Ярослав . 2004 .
Смотреть что такое "Тигрица" в других словарях:
тигрица - ы, ж. tigre m. Самка тигра. БАС 1. На него садилась птица.. Говорили про него: Шла голодная тигрица И не тронула его. Полонский Факир. || перен. О женщине, напоминающей повадками, чертами характера тигра, самку тигра. БАС 1. [Бургемейер:] Какова… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
тигрица - ТИГРИЦА, ы, ж. Умная, хитрая женщина, ведущая себя независимо. Возм. влияние уг. «тигрица» проститутка … Словарь русского арго
ТИГРИЦА - ТИГРИЦА, тигрицы, жен. Самка тигра. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
ТИГРИЦА - ТИГРИЦА, ы, жен. Самка тигра. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
ТИГРИЦА - (фр. tigresse). 1) тигровая самка. 2) жестокая злая женщина. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910 … Словарь иностранных слов русского языка
Тигрица - ж. Самка тигра [тигр I]. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
тигрица - тигрица, тигрицы, тигрицы, тигриц, тигрице, тигрицам, тигрицу, тигриц, тигрицей, тигрицею, тигрицами, тигрице, тигрицах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
Тигрица - … Википедия
тигрица - тигр ица, ы, твор. п. ей … Русский орфографический словарь
тигрица - (1 ж), Тв. тигри/цей; мн. тигри/цы, Р. тигри/ц … Орфографический словарь русского языка
тигрица - A сущ; 92 иск см. Приложение II Везде вражда! где райской птицы Воздушный зыблется полет, Где в джунглях страшен стон тигри/цы, Где землю давит бегемот! В. Я. Брюсов, Круги на воде … Словарь ударений русского языка
Книги
- Тигрица и грифон. Сакральные символы животного мира , . Сочинение византийского писателя V в. Тимофея из Газы выступает в роли путеводителя по исчезнувшему миру диких животных Африки и Азии, демонстрируя при этом принципиально отличную от…
Лев Кэмерон и львица Забу не всегда жили в таких роскошных "апартаментах" - до того, как попасть в этот зоопарк, их держали в маленьком зверинце с одной-единственной целью - чтобы получить от них потомство, лигров, которые стоят на рынке дороже, чем лев и тигр по отдельности.
Кэмерон и Забу (Cameron и Zabu) появились на свет в придорожном зверинце в Новой Англии в 2000. Они содержались в очень плохих условиях - Кэмерон был на 90 кг худее, чем необходимо при его размерах, а Забу, родившаяся с дефектом верхней губы, никогда не получала должного ветеринарного ухода и выглядела темно-серой из-за грязи.
Обоих зверей спасли в 2004 году организация Big Cat Rescue. Принцип организации - если животные росли вместе, то их нельзя разлучать. А с этими животными - и подавно: ни лев, ни тигр никогда не общались с другими зверями, кроме друг друга. Поэтому для Кэмерона и Забу построили специальный вольер на двоих.
Чтобы предотвратить размножение, Кэмерону сделали вазэктомию, однако, когда у Забу начиналась течка, лев все равно становился чрезмерно агрессивным. Так что владельцам заповедника пришлось удалить яичники Забу. Это помогло на несколько лет, но потом он снова начал проявлять сильную агрессию как по отношению к Забу, так и к смотрителям вольера.
"Из-за агрессивного поведения Кэмерона, которое сильно зависило от тестостерона, мы оказались перед выбором: либо разлучить его с Забу, либо стерилизовать его полностью. На самом деле решение было очевидным." После стерилизации Кэмерон утратил вся свою шикарную гриву, однако это небольшая цена за то, чтобы быть счастливы вместе со своей подругой.
В обычной жизни такой союз невозможен по нескольким причинам: ареалы львов и тигров не пересекаются, да и сама тигрица вряд ли бы выжила в дикой природе из-за своего яркого окраса. Будучи альбиносом, большой кошке невозможно ни скрыться от врагов, ни затаиться, выслеживая добычу.
"Кэмерон, как и обычный лев в дикой природе, большую часть дня спит, Забу же очень энергична и постоянно пытается вовлечь его в свои игры," - рассказывает один из смотрителей за животными. Однако Забу не обижается. Они все равно находят возможность быть вместе и проявлять друг к другу нежность и заботу. Спустя столько времени, их связь друг с другом по-прежнему очень сильна.
Лигры, животные, которые получаются при скрещивании самца-льва и самки-тигрицы, в природе не встречаются: львы населяют Африку, в то время как тигры - это животное Азии. Но даже если такая пара живет вместе в зоопарке или цирке, потомство получается только у 1-2% пар. В нашем вы можете увидеть и других удивительных созданиях, шансы появиться у которых в дикой природе ничтожно малы.
По материалам thedodo.com
1. В отличие от домашних кошек, тигры имеют круглые, а не щелеобразные, зрачки. Это связано с тем, что домашние кошки от природы являются животными, ведущими ночной образ жизни, а тигры - «сумеречники»: они охотятся на заре и на закате.
2. Несмотря на то, что глаза тигров не слишком адаптированы к темноте, их ночное зрение в 6 раз лучше, чем у людей.
3. Большинство тигров имеют жёлтые глаза, но белые тигры - голубоглазые, в связи с тем, что за цвет глаз и шерсти у тигров отвечает один и тот же ген.
4. Тигры метят территорию, мочась на деревья, и их моча имеет ярко-выраженный запах маслянистого поп-корна.
5. Из запаха мочи другого тигра тигр может получить много информации: возраст, пол, состояние репродуктивной функции.
6. Самцы тигров имеют большую территорию обитания, чем самки, поэтому они могут найти друг друга на общей территории для спаривания. При этом территория взрослой самки никогда не пересекается с территорией других самок, а самцы никогда не встречаются друг с другом.
7. Обычно тигры не рычат на других животных, но могут с помощью рёва общаться с другими тиграми издалека. Если тигр собирается нападать, он не рычит, а фыркает и шипит.
8. Когда после охоты на одну жертву претендует несколько тигров, самцы пропустят вперёд самок и детёнышей, в отличие от львов, которые поступают наоборот. Самцы тигров не будут вступать в спор за еду, а просто подождут своей очереди.
9. Голоса тигров так же уникальны, как отпечатки пальцев человека.
10. Полоски на лбу тигра напоминают китайский иероглиф «Король».
11. Так же, как и у домашних кошек, полоски на шерсти тигра «дублируются» на его коже, поэтому даже побритый тигр всё равно останется полосатым.
12. В отличие от большинства других кошек, тигры любят воду и являются прекрасными пловцами, способными во время охоты проплывать несколько километров и пересекать реки. Нередко тигры купаются и играют в воде просто для удовольствия.
13. Тигры - самые крупные из кошачьих, но при этом размеры подвидов у них сильно отличаются. Самый крупный подвид, сибирский тигр, вырастает до 3,5 м в длину и имеет 300 кг веса, а самый мелкий, суматранский тигр, всего до 2 м и 100 кг.
14. Тигрицы способны зачать потомство всего 4–5 дней в году. В этот период они стараются спариться как можно большее количество раз. Беременность длится 3 месяца, в одном приплоде обычно 2–3 тигрёнка.
15. Первую неделю жизни тигрята полностью слепы. Около половины из них не доживает до зрелого возраста.
17. Тигры предпочитают нападать на жертву из засады. Если объект охоты заметил тигра, вероятность того, что тигр нападёт, довольно мала, так как он растеряется. В некоторых районах Индии люди, заходя в лес, надевают на затылок маску в форме лица, чтобы предотвратить нападение.
18. Обычно тигры не рассматривают людей в качестве жертвы, но, чувствуя угрозу, тигр будет атаковать. В большинстве случаев нападения тигров на людей спровоцированы отсутствием другой добычи на территории обитания.
19. Небольшое количество тигров, попробовав человеческое мясо, становится людоедами. Одна тигрица, защитившая как-то раз своих детёнышей от людей, впоследствии начала нападать только на них. До тех пор, пока её не удалось убить, она съела около 430 человек.
20. Благодаря инстинктивному предпочтению охоты из засады, даже тигры-людоеды не нападают на человеческие поселения и атакуют только человека, находящегося в одиночестве. Как правило, они охотятся на людей ночью, так как знают, что люди плохо видят в темноте.
21. Тигры не способны мурлыкать. Состояние блаженства они показывают щурясь или закрывая глаза. Так как потеря зрения даже на секунду означает уязвимость для нападения, тигр может позволить себе прикрыть глаза только чувствуя себя в абсолютной безопасности.
22. Во время бега на короткие расстояния тигр развивает скорость до 60 км/ч.
23. Тигры могут прыгать вперёд на расстояние до 6 м и на 5 м вверх. Их ноги настолько мускулистые и мощные, что тигры могут остаться стоять даже будучи убитыми.
24. Только 1 охота из 10 заканчивается успешно, так что тигр старается съесть побольше, когда есть возможность. После удачной охоты тигр может набрать до 30 кг веса про запас.
25. Хотя тигр свободно обходится без пищи в течение нескольких дней, он начинает испытывать голод довольно скоро по сравнению с другими животными, так как из-за огромных размеров быстро теряет вес. Тигр умрёт от голода уже через 2–3 недели, в то время как люди без особого вреда для здоровья могут голодать по 30–40 дней.
26. Тигры способны имитировать голоса других животных, чтобы привлечь добычу.
27. Из-за сходных условий обитания медведи составляют немалую часть тигриного рациона. Тигры могут рычать на медвежий манер, чтобы заманить жертву к себе в когти.
28. Тигры убивают добычу путём удушения или перегрызая шею. Если шейные артерии разрываются быстро, животное умирает в считанные секунды. Если же тигр вцепился неудачно, он будет висеть на шее жертвы, не разжимая челюстей, пока та не истечёт кровью или не задохнётся.
29. Изредка тигр использует при нападении лапы. Один удар такой лапы способен раскроить медведю череп или сломать спину.
30. Челюсти тигров настолько мощные, что они способны прокусывать кости.
31. Тигры хорошо адаптируются к условиям охоты. Например, встретившись с крокодилом, тигр не будет пытаться убить его излюбленным способом -прокусывая шею, так как знает, что шея крокодила покрыта толстым слоем крепкой кожи. Вместо этого тигр постарается ослепить рептилию, ударив лапой по глазам, а затем перевернёт её и вцепится в мягкое уязвимое брюхо.
32. Слюна тигров обладает антисептическим эффектом. Они зализывают раны для дезинфекции.
33. Как и у других кошек, язык тигра покрыт мясистыми щетинками, которым можно расчёсывать шерсть при вылизывании.
34. На сегодняшний день на Земле живёт 6 видов тигров: амурский тигр, южно-китайский тигр, индокитайский тигр, малайский тигр, суматранский тигр и бенгальский тигр.
35. Различные подвиды тигров имеют различный окрас: белый, золотистый, чёрный и даже синий. Есть не подтверждённые данные о существовании синих тигров, так называемых мальтийских.
36. За последние 80 лет вымерло три подвида тигров. Балийский тигр был целенаправленно истреблён, так как в Балийской культурной традиции он считался воплощением зла. Яванский тигр вымер после того, как кофейные плантации на Яве лишили его среды обитания. Все каспийские тигры погибли из-за охоты людей на них.
37. Тигры живут около 25 лет как в природе, так и в неволе.
38. В дикой природе Земли осталось всего 3 500 тигров. Однако немало тигров содержится в неволе.
39. Тигры - одиночные животные, только тигрицы проводят какое-то время в группе с тигрятами, пока те не окрепнут.
40. Тигры могут спариваться и производить потомство с другими дикими кошачьими, за исключением львов.
Здравствуйте, уважаемые читатели! В этом обзоре мы рассмотрим мультфильм-трилогию Кунг-фу Панда. Первая часть мультфильма была выпущена в 2008 году компанией DreamWorks Animation SKG и имела серьёзный успех у телезрителей всего мира, собрав почти 632 млн. долларов, при бюджете 130 млн. долларов. В России картина собрала 20 млн. долларов. Мультфильм познакомил нас с мечтательным, добрым пандой, который хотел научиться кунг-фу, и, в итоге, пройдя множество испытаний, стал настоящим воином дракона и защитил долину от грозного Тай Лунга.
Вторая часть вышла на экраны в 2011 году, и при бюджете немногим больше первой части (разница составила 20 млн. долларов) собрала 665,7 млн. долларов в мировом прокате, в России – 32 млн. Эта серия окончательно покорила сердца телезрителей, подарив массу разнообразных эмоций, заставляя то радоваться, то переживать, то сочувствовать главным героям. Наконец-то нам стало ясно, что случилось с настоящими родителями По, и кто виновник этой трагедии. Мы в очередной раз насладились красотой и эстетикой восточной философии. В этой же части, появлением в конце картины настоящего отца По, нам дают понять, что на экраны выйдет и третья часть мультфильма.
К третьей части интерес у телезрителя несколько снизился. На этот раз на картину затратили 145 млн. долларов. Мультфильм про панду, мастерски владеющую кунг-фу, собрал в мире около 500млн. долларов, в России – всего 13 млн. В этой части нас с знакомят с настоящим отцом По – Ли Шанем, которого вскользь упомянули в конце второй части.
Поводом для написания обзора послужил именно выход третьей части, где в отличие от предыдущих частей главного героя картины помещают в очень интересную ситуацию: его биологический отец оказывается жив, и у По ещё есть и приёмный отец. Посмотрим, на данную ситуацию с точки зрения формирования образа семьи. Кроме этого, в третьей части есть ещё некоторые отличия, которые заставляют несколько по иному относиться к этой серии франшизы.
Кунг-фу Панда 1 (2008)
О сюжете
Мультфильм рассказывает о панде по имени По, который волею случая (судьбы) вырывается из своей обыденной жизни и становится «воином дракона». Теперь ему, как воину дракона, предстоит нелёгкий путь: он должен будет не только в совершенстве овладеть кунг-фу, но и познать тайну секретного свитка, а также победить злейшего врага – Тай Лунга, который по предсказанию мастера Угвея вот-вот должен сбежать из тюрьмы.
О персонажах
В целом, хотелось бы отметить, что все персонажи в мультфильме достаточно хорошо проработаны, их образы – чёткие и понятные. Поступки героев подкрепляются строго определённой мотивацией и не выглядят абсурдными и нелогичными. Хорошо передаётся атмосфера культуры древнего Китая с его обрядовостью, следованию традициям, взаимоотношениями учитель-ученик.
Мастер Угвей
Мастер Угвей – легенда кунг-фу, достигший полного просветления и гармонии с миром. Первый раз нам показывают мастера Угвея стоящим (медитирующим) на посохе в нефритовом дворце, и сразу создаётся впечатление, что он – познавший истину и тайну мастерства. Речь его говорит о том же: его наставления – есть проявления высшей мудрости, философия его глубока и пропитана восточной эстетикой. И за это надо отдать должное создателям мультфильма, которым удалось создать настоящий образ восточного мудреца:
- Разве что-то должно случиться, чтобы захотелось увидеть старого друга.
- Нет ничего невозможного.
- Выбрав дорогу, чтобы уйти от судьбы, мы именно там её и встречаем.
- Твои мысли подобны кругам на воде, друг мой. В волнении исчезает ясность, но если ты дашь волнам успокоиться, ответ станет очевидным.
- Знай же, мой друг, тот, кого я выберу, принесёт не только покой в долину, но и в твою душу.
- Новость – есть новость, хорошая или плохая.
- Тебя слишком занимает, что было и то, что будет. Мудрецы говорят: «Прошедшее забыто, грядущее закрыто, настоящее даровано, поэтому его и зовут настоящим».
По ходу мультфильма мы видим Угвея постоянно пребывающим в каком-то своём отрешённом мире, он занят общением с высшими силами, и высшие силы говорят ему о том, что готовит день грядущий. Именно Угвей предрекает бегство Тай Лунга из тюрьмы, он же признаёт волю высших сил (Вселенной, именно так он выразился в мультфильме) в выборе воина дракона. Его советы ученикам, порой, выглядят абстрактными и нелогичными, но в итоге всё в точности по кальке сбывается по предречению Угвея, что свидетельствует о его глубочайшей мудрости. Но мудрый Угвей в середине мультфильма покидает своих учеников, оставляя им возможность самостоятельного принятия решений. Его миссия в этом мире окончена.
Мастер Шифу
Мастер Шифу, являющийся также учителем кунг-фу, по своему образу значительно отличается от мастера Угвея. Если Угвей отрешён от мира, одухотворён, то мастер Шифу более практичен, обладает более прагматичным умом. Шифу во всём ищет логичного обоснования, поэтому считает, что нельзя достичь успеха в кунг-фу без упорных, тяжёлых, каждодневных тренировок. Естественно, в нетренированной панде не самой спортивной комплекции, из-за своего мышления, Шифу не может увидеть воина дракона, поэтому всеми способами пытается избавиться от По. Но при этом Шифу признаёт если не волю высших сил, то волю и наставления своего учителя – мастера Угвея, поэтому всё же берётся обучать По.
Этот момент ярко иллюстрирует взаимоотношения «учитель-ученик». Порой, ученику не всегда понятно, для чего учитель что-то требует от него, для чего просит выполнить то, что, на первый взгляд, кажется совершенно нелогичным и бесполезным. Но в итоге, выполняя задания и получая необходимые навыки, ученик начинает понимать своего учителя, почему тот дал ему именно эти задания, а не другие. Это полностью соответствует взаимоотношениям мастера Шифу и Угвея: в итоге и Шифу увидит в По воина дракона, способного победить Тай Лунга.
Тема взаимоотношений «учитель-ученик» также ярко иллюстрируется во взаимоотношениях мастера Шифу и По. Изначально, мастер Шифу хотел избавиться от По, предлагая ему такие испытания, которые тот не способен пройти. Он не знает, как превратить По в настоящего воина дракона, в чём честно признаётся своему безнадёжному, на первый взгляд, ученику. Но затем, используя главную мотивацию поступков панды – любовь к еде – мастеру Шифу всё-таки удаётся найти подход к своему ученику, и начать обучать его кунг-фу. Иными словами, бывает так, что не ученик (или не только ученик) виноват в том, что не может раскрыть свой потенциал, бывает, что в этом виноват учитель, который не верит в способности своего ученика, не пытается ему помочь в поиске пути реализации своих способностей.
Ещё одна важная сторона персонажа мастера Шифу и на этот раз взаимоотношений «учитель-ученик-сын» – его отцовство. Дело в том, что Тай Лунг оказывается приёмным сыном мастера Шифу. Шифу нашёл его совсем маленьким и впоследствии стал обучать кунг-фу. Мастер Шифу любил Тай Лунга, как своего родного сына, поэтому не замечал, во что превращается его воспитанник. Но то, что не увидели глаза любящего отца, увидели глаза мудреца – Угвей отказал Тай Лунгу в присвоении титула «воин дракона». И вначале даже мастер Шифу не понимал почему. Не говоря уже о Тай Лунге, который считал, что рождён для этого.
И в этом есть глубочайшая мудрость воспитания и обучения: нельзя идти на поводу у ребёнка, потакать его прихотям и страстям, надо уметь остужать свой пылкий любящий ум родителя и объективно судить о поступках отпрыска. В этом есть одна из основных сложностей воспитательного процесса, так как любящий родитель часто прощает своему дитя многие провинности. Конечно же, речь не идёт о том, что за каждый проступок необходимо ребёнка бить ремнём, но и допускать того, чтобы ребёнок, используя рычаг родительской любви, манипулировал вами, тоже не стоит, иначе из него может вырасти не совсем то, чего вы ожидаете. Это и показывает пример взаимоотношений «учитель-ученик-сын» с мастером Шифу и его приёмным сыном Тай Лунгом.
Ещё эта история придаёт некоторую завершённость сюжету: мастер Шифу, получается, не может сразить Тай Лунга, так как слишком любит его, Угвей не может сразить Тай Лунга, так как отправился в мир иной, а значит, победить Тай Лунга может только истинный воин дракона.
Тай Лунг
По сюжету мультфильма Тай Лунг – главный враг воина дракона. Когда-то и сам он претендовал на эту роль. Как уже говорилось ранее, его нашёл мастер Шифу ещё ребёнком и взял к себе на воспитание. Шифу с самого раннего возраста начал учить Тай Лунга кунг-фу, и, конечно же, когда пришло время, стал готовить его к миссии воина дракона, которому суждено познать высшую тайну секретного свитка.
Но Шифу очень любил Тай Лунга, и эта любовь ослепляла его: он не видел, во что превращается его ученик. А душа ученика уже вовсю была поражена болезнью под названием эгоизм. Тай Лунг, подогреваемый постоянными похвалами Шифу, продолжая усердно тренироваться, возомнил себя самым способным в освоении кунг-фу воином, у которого особое предназначение, и, конечно же, именно ему суждено стать великим. Тай Лунг нисколько не сомневался, что именно он станет воином дракона, не было сомнений по этому поводу и у ослепшего мастера Шифу. Но мастер Угвей увидел, что душа Тай Лунга отравлена, и отказал ему в получении статуса воин дракона.
Отсюда следует одна очень важная мысль: воин дракона должен не просто в совершенстве владеть кунг-фу, ещё ему должны быть присущи некоторые нравственные качества, без которых он не сможет, обладая таким могуществом, судить по справедливости.
Тай Лунг же воспротивился воле мастера Угвея и попытался силой взять секретный свиток. Мастер Шифу не смог его остановить, так как сильно любил его, и это наложило определённый отпечаток на его характер: в дальнейшем он станет гораздо более требователен к своим ученикам – неистовой пятёрке и панде По. Тай Лунга остановил мастер Угвей.
Далее Тай Лунг попадает в тюрьму, откуда впоследствии по предсказанию Угвея освобождается. Теперь на его пути к секретному свитку остаётся неистовая пятёрка, мастер Шифу, и новоиспечённый воин дракона – панда по имени По.
Как видим, история Тай Лунга достаточно хорошо проработана, герой мотивирован: его поступки абсолютно логичны в рамках его эгоизма, есть цели, которые ему так и не удалось достигнуть, чтобы стать великим, он должен во чтобы то ни стало познать тайну секретного свитка. Так как он считает себя могущественным воином, то и все вопросы он пытается решать с позиции силы, буквально заставляя делать других то, что он хочет. Что очень важно: зло в лице Тай Лунга не размыто, а показано действительно злом с обнажением его коренной первопричины – эго-центричное мышление.
Неистовая пятёрка
В целом, герои неистовой пятёрки представлены неярко, их истории остаются вне поля зрения, как истории второстепенных персонажей. Наиболее важным с точки зрения смыслов и образов из героев неистовой пятёрки является тигрица. Далее пойдёт речь именно о ней, а пока хотелось бы отметить дух коллективизма, присутствующий в группе учеников мастера Шифу. Когда тигрица отправляется в одиночку остановить Тай Лунга, видя, что воин дракона По на это не способен, то к ней присоединяются её товарищи. Вместе они довольно слаженно работают в противостоянии Тай Лунгу, используя каждый свои преимущества, при этом достаточно эффективно дополняя друг друга.
Почему неистовая пятёрка терпит поражение в схватке с Тай Лунгом?! Вероятно, потому что недооценивает своего соперника. Все члены неистовой пятёрки давно занимаются кунг-фу, поэтому ощущают некую готовность к подобным схваткам, некую уверенность в своих силах, своей победе. Когда Тай Лунг срывается в пропасть на верёвочном мосту, герои неистовой пятёрки полны уверенности, что победили его. Но затем он оказывается прямо у них на пути, и их уверенность тает на глазах. Они понимают, что хоть они и давно занимаются кунг-фу, но им пятерым не удалось сразу победить Тай Лунга. С этого момента понятно, что их ждёт поражение.
Тигрица (немного о женском образе)
Теперь обсудим одного из персонажей неистовой пятёрки – тигрицу. Образ тигрицы в этом мультфильме – единственный минус мультфильма с точки зрения нравственных посылов. Она – сильная, независимая, она знает, чего хочет, знает, как идти к своей цели, она старательно и прилежно занимается кунг-фу. Она – бесспорно, лучший ученик мастера Шифу. Тигрица всё положила на алтарь своих устремлений к высшей цели – стать воином дракона, то есть, говоря современным языком, главное для неё – карьера. Но нельзя забывать, что Тигрица – это женский образ, и, как видим, образ этот не несёт в себе ничего женского: ни стремления стать матерью, ни стать хорошей женой, ни найти свою вторую СИЛЬНУЮ половинку. Она – будущий воин дракона, и не нуждается ни в чьей поддержке и заботе.
Тигрица ради достижения мастерства в кунг-фу, ради звания «воин дракона» пожертвовала абсолютно всем, даже своей женственностью. По сути, тигрица – это прототип современной бизнес-леди, которая стремится выполнять далеко не самые женские функции: построение карьеры, занятие руководящих постов, зарабатывание денег, стремление к «самостоятельности», «независимости», к «атрибутам успеха» (машины, дорогие аксессуары, дорогие мобильные телефоны и т.д.). Понятно что, для достижения таких целей семья и перспектива семейного быта – только помеха.
И тут происходит самое страшное в её жизни: несмотря на все свои старания, Тигрица не становится воином дракона, им становится некий По – неуклюжая панда, которая не имеет никакого представления о боевых искусствах. И эта панда должна остановить могущественного Тай Лунга! Тигрица, исходя из своего типажа, конечно же, не может смириться с таким решением. Она идёт против воли мастера Угвея, против воли судьбы, и решает в одиночку противостоять Тай Лунгу. Она полна ответственности и решимости и готова заплатить за свою ошибку жизнью. Вопрос: но почему в одиночку? Почему она сама не попросила своих товарищей, членов неистовой пятёрки, помочь ей? Может, потому, что просить о помощи – это есть проявление слабости (читай женственности), что не свойственно настоящему воину дракона, каковым она себя до сих пор считает.
Естественно, такой образ деструктивен для психики девочки, которая ещё только вырабатывает для себя ценностные ориентиры и шаблоны ЖЕНСКОГО поведения. Такой образ формирует представления о том, что девочкам вовсе необязательно стремиться к материнству, к тому, чтобы создать семью, чтобы обрести вторую половинку и стать чей-то второй половинкой. Возможно и другое целеполагание – построение успешной карьеры, причём абсолютно на любом поприще без опоры на кого или что-либо, главное – не уступать мужчинам, не давать слабинки.
Конечно, это не относится к случаям, когда родители хотят воспитать свою дочь именно в таком ключе. Но всё же, если родители хотят, чтобы и их дочери узнали счастье материнства и принесли им внуков, то лучше в них с детства закладывать правильные женские образы, формирующие представления о семье, о необходимости стать матерью, о внутрисемейных отношениях и обязанностях. В этом смысле стОит обратить внимание на наши русские сказки, где задан эталон такой женственности.
Панда по имени По
Для того, чтобы наиболее понятно раскрыть персонаж главного героя – панды По, мы начнём повествование с момента, когда он ещё не был воином дракона.
По воспитывается приёмным отцом. Отец его, господин Пинг, содержит забегаловку общественного питания – лапшичную. Готовить лапшу и продавать её – это истинное призвание Пинга, чего нельзя сказать о По. По явно не нравится работать продавцом лапши, и он всячески отлынивает от этой работы. По грезит совершенно о другом: он хочет изучать кунг-фу, стать членом неистовой пятёрки, которые являются его безусловными кумирами. Ведь недаром фильм начинается со сна, где По предстаёт в лице настоящего мастера кунг-фу. Ведь это не просто его сон – это ещё и мечта. Но, увы, жизнь в лице его приёмного отца – отличного повара лапши и в части отсутствия, на первый взгляд, соответствующих задатков определила его участь.
Меняет всё одно событие – церемония назначения воина дракона. По, проявляющий острый интерес к кунг-фу, естественно, хочет попасть на это мероприятие. Пинг отправляет его туда торговать лапшой, но По хочет посмотреть, кого выберут воином дракона. В своём желании попасть на церемонию он доходит до крайности: садится на тележку с фейерверками. Отец застаёт его за этим занятием, и далее идёт очень важный момент:
Отец спрашивает: Я не понимаю, ведь сегодня ты видел лапшичный сон?
По отвечает: Я соврал. Не лапша мне приснилась, пап. Я люблю кунг-фууууууу!!!
Эта главная метаморфоза, которая происходит в панде по имени По. По начинает чётко понимать, чего он хочет в жизни, и честно признаётся в этом отцу. Именно это событие и определяет его дальнейшую судьбу, как героя. Он очень этого хотел, и судьба дала ему такой шанс. Но не наоборот. Именно в такой последовательности: сначала персонаж САМ определился, чего он хочет в жизни, и готов пожертвовать ради этого своим прежним комфортным существованием, а затем уже его преобразование в настоящего героя.
Часто бывает совсем иначе. Сначала главному герою окружающие постоянно твердят, что он избранный, но при этом он не проявляет никаких желаний и стремлений к тому, чтобы таковым стать. Более того, в своей повседневной жизни он не проявляет никаких особенных талантов, зачастую, послушно прогибается под любыми ударами судьбы, что уже не характеризует его как героя, способного изменить ход вещей. Но постоянная мантра об избранности, постоянное сваливание на главного героя всех проблем, так как, по мнению окружающих, только он способен их решить, и случай делают своё дело – герой и вправду становится таковым. Мы вернёмся к этой теме при анализе третьей части, где уже будут совершенно иные посылы.
Становление героя
Итак, По волею случая становится воином дракона. Как уже говорилось ранее, мастер Угвей видит в этом не просто случайность и послушно принимает «подарок судьбы». Но мастер Шифу, столько лет готовивший неистовую пятёрку, абсолютно не согласен с принятым решением. Он начинает строить против По настоящие козни, чтобы тот сам отказался быть воином дракона.
И это первая проверка характера По. Он послушно терпит все удары (в буквальном смысле) и насмешки со стороны окружающих. В какой-то момент он уже почти готов сдаться, но, получив мудрое наставление от мастера Угвея, всё же решает остаться и продолжить обучение.
И в этом очень важный посыл, особенно детям. Очень часто бывает так, что далеко не всё сразу начинает получаться, иногда приходится набить изрядное количество шишек, прежде чем достигнуть желаемого. Это проверка на решительность, на непреклонность сформировавшегося намерения. Важно не бросать начатое, а упорно добиваться поставленных целей, работая над собой каждый день.
С другой стороны мастер Угвей даёт и мудрое наставление мастеру Шифу по поводу того, что ему необходимо выработать подход к обучению панды. Диалог очень образный, и просто пропитан восточной философией, предлагаем ещё раз им насладиться:
Шифу: Панда не может быть воином дракона. Его вообще здесь не должно было быть. Это – случайность!
Угвей: Случайности – не случайны.
Шифу: Да, я знаю. Вы это уже говорили. Дважды.
Угвей: Что ж, и это тоже не случайность.
Шифу: Трижды.
Угвей: Друг ты мой старинный, панда не выполнит своего предназначения, а ты своего, пока не расстанешься с иллюзией, будто всё в этом мире зависит от тебя.
Шифу: С иллюзией?
Угвей: Да. Взгляни на это дерево, Шифу. Я не заставлю его цвести, когда мне будет угодно или принести плоды раньше срока.
Шифу: Но кое-что от нас зависит (бьёт ногой по дереву). Я захотел, и этот плод упал. И от меня зависит, где посадить семя (разбивает плод и кладёт косточку в лунку), и это вовсе не иллюзия мастер.
Угвей: Да, но что бы ты ни делал, из этого семени вырастет персиковое дерево. Ты можешь хотеть, чтобы выросла яблоня, но вырастет персиковое.
Шифу: Персиковое дерево способно победить Тай Лунга?
Угвей: Может, и способно, если ты пожелаешь направить его, взрастить, поверить в него.
и т.д.
Шифу в какой-то момент и сам начинает понимать свою проблему, как учителя – он не знает, как из толстой, ленивой панды сделать воина дракона, в чём честно признаётся По. Но затем опять же случай преподносит ему решение: оказывается По очень любит кушать, и ради еды готов преодолевать любые преграды, карабкаться на любые стены, сидеть в идеальном шпагате. Этот стимул и начинает впоследствии использовать мастер Шифу для тренировки своего нового ученика. Сначала это похоже не на процесс обучения, а как на некую дрессировку, в которой панда бездумно следует за своими инстинктами и рефлексами, не вникая в суть происходящего, подобно собаке Павлова, но сцена с пельмешкой, когда По в конце отдаёт её своему учителю, говорит о том, что По прекрасно понимает, что происходит, и делает он всё это не только ради того, чтобы покушать – он реально хочет научиться кунг-фу.
Идея с едой нужна лишь для того, чтобы обозначить очень важную мысль: в обучении большую роль играют не только способности ученика, но ещё и подход учителя. От учителя в процессе обучения также зависит очень многое, без качественно выстроенной учебной методики даже способный ученик может не достигнуть желаемого результата. Это ещё один важный аспект темы учитель-ученик.
Путь обучения По завершён, его уже познакомили с секретным свитком, где, как оказалось, ничего нет. Проторенные дорожки позади. Теперь перед воином дракона стоят новые задачи: разгадать тайну секретного свитка и победить Тай Лунга. Мастер Шифу возлагал на секретный свиток большие надежды, но они не оправдались, поэтому он предлагает По вместе с остальными жителями покинуть долину, а он попытается остановить своего бывшего ученика.
То, какое решение примет По, и определит его дальнейшую судьбу: станет ли он настоящим воином дракона или будет скрываться в тени грозного Тай Лунга.
Сражение с Тай Лунгом
Беседа с отцом помогает ему По понять тайну свитка. Она состоит в том, что никакого секрета нет, и всё зависит только от него самого. Никто, кроме него, воина дракона, не сможет победить Тай Лунга, и суть состоит лишь в том, готов ли он взять на себя всю полноту ответственности за свои действия, не перекладывая её на чужие, пусть даже более опытные и мудрые, плечи мастера Шифу.
По принимает верное решение – он вступает в бой с Тай Лунгом. И именно бой с Тай Лунгом раскрывает По, как настоящего героя. Так, например, демонстрируется, что бойцы неистовой пятёрки были зажаты в традициях, отформатированы правилами. По, в свою очередь, обладает более живым умом, способен мыслить нестандартно (сцена с кастрюлями на ходулях – явная адаптация палочек с пельмешкой к реальным боевым условиям), так как не настолько погружён в обрядовость и ритуалы. Он умело начинает использовать свои недостатки (свою неуклюжесть, свою полноту) в борьбе с Тай Лунгом, превращая их в свои достоинства. И верхом его достоинств, как героя, становятся его пытливый ум и любознательность, благодаря которым он САМОСТОЯТЕЛЬНО освоил специальный захват уси. С помощь этого захвата По и одерживает окончательную победу над своим врагом.
Кунг-фу Панда 2 (2011)
О сюжете
Во второй части франшизы у воина дракона По появляется новый враг – павлин лорд Шэнь. На этот раз По предстоит не только победить врага, но и столкнуться со своим прошлым, узнать, как погибли его родители, определиться в отношениях со своим приёмным отцом – господином Пингом.
Скелет второй части во многом похож на скелет предыдущей:
- В первой части панда по имени По должен был освоить кунг-фу и, познав тайну свитка дракона, стать настоящим воином дракона. Для решения этой задачи По должен был осознать, кто он есть на самом деле, научиться использовать свои недостатки как достоинства. Во второй части По предстоит новая задача – обрести внутренний покой, и для этого он должен столкнуться со своим прошлым и осознать его.
- В первой части направлял По мастер Угвей, отчасти мастер Шифу, во второй части роль наставника сыграла вещунья и отчасти мастер Шифу.
- Победа над врагом в обеих мультфильмах лежит в плоскости решения внутренних противоречий: в первой части По решает, достоин ли он, неуклюжая, неповоротливая панда, быть воином дракона; во второй части По необходимо смириться со своим прошлым, «переварить» столь значимые и трагичные события его жизни.
Лорд Шэнь
Как уже было сказано ранее, новый враг По – павлин лорд Шэнь. В самом начале мультфильма рассказывается целая предыстория того, как лорд Шэнь встал на тёмный путь. Павлины изобрели фейерверки, благодаря чему стали правителями провинции Гун Мэнь. Но у фейерверков была и обратная сторона: они могли быть использованы как порох для оружия, вместо красоты и света могли нести разрушение и смерть. Это открытие и сделал лорд Шэнь, что очень огорчило его родителей. Они решили обратиться к вещунье за помощью. Вещунья предсказала, что если лорд Шэнь продолжит идти по тёмному пути, то будет повержен чёрно-белым воином.
Отступление. Тут снова надо отдать должное создателям картины за такое детальное погружение в историю Китая, ведь, как известно, именно в Китае изобрели фейерверки и порох.
Лорд Шэнь решил изменить свою судьбу, но следующий поступок определил её. Он уничтожил всех панд, в том числе, как мы узнаем в дальнейшем, и родителей По, за что и был изгнан из провинции Гун Мэнь. Но лорд Шэнь обещал вернуться.
По ходу мультфильма мы наблюдаем, как тщеславие, высокомерие и жажда власти постепенно заполняют душу лорда Шэня – ему уже недостаточно провинции Гун Мэнь, ему уже нужен весь Китай. С изобретением грозного оружия, которое способно остановить любого мастера кунг-фу, лорд Шэнь ощущает своё всесилие, поэтому погружается в абсолютную вседозволенность.
Вещунья пытается вразумить Шэня, указывая на то, что даже покорение всего Китая не заполнит его внутренней пустоты, не наполнит бездонную чашу тщеславия. Но лорд Шэнь её не слышит, считая, что счастье можно только завоевать.
Путь становления лорда Шэня, как главного злодея, абсолютно логичен. Зло предстаёт как зло, без каких-либо оправданий непониманием окружающих, недооценки способностей и безапелляционного осуждения содеянных поступков. Тут лишь мнимое высокомерие, крайне завышенная самооценка, постоянно подогревающая идею, что Шэнь достоин бОльшего. Лорд Шэнь сам принимает решение идти по такому пути, сам, всё больше и больше «подкармливая не того волка», погружается в состояние злобы ко всем окружающим, даже к собственным родителям. Жажда власти также не появляется на пустом месте:
«Безудержная жажда власти – психологическая проблема. И решается она тоже через психологию. Достаточно создать условия, чтобы она не возникала, и никаких проблем нет. А главные условия – правильное воспитание, не позволяющее возникать никаким комплексам неполноценности. Этот комплекс – главная движущая сила самого явления безудержной жажды власти. Ведь кем чувствует человек с этой самой жаждой, когда власть теряет? Правильно! Неполноценным!» «Последний американец» А.Богатырёв
И лорд Шэнь сам взращивает это в себе. Эгоизм и психологические проблемы – и есть самое главное уязвимое место Шеня. Вследствие своего высокомерия он недооценивает воина дракона По, считая его глупым, слабовольным и жалким. Именно поэтому он обречён на поражение.
Господин Пинг
Во второй части нам немного раскрывается этот персонаж. Рассказывается целая история, как молодой Пинг нашёл маленькую панду в коробке с редиской и решился взять её на воспитание. Однако по поводу этого персонажа, несмотря на всю его добродетель, возникает несколько вопросов. Ну, например, почему у него нет семьи, жены, своих собственных детей?
Вообще, по ходу мультфильма, можно заметить, что Пинг – это единственный персонаж, у которого абсолютно стёрты гендерные признаки. Если, например, его бы называли не господином Пингом, а ГОСПОЖОЙ, и говорил бы он женским голосом, от женского лица, то это не вызвало бы никакой диссоциации – было бы всё тоже самое: гусыня, стоящая на кухне в непонятной шапочке, которую заботит лишь состояние сытости своего дитя. И очень важно, что это – ОБРАЗ, пусть и приёмного, но ОТЦА! Запомним эту мысль, она будет дополнять картину при анализе третьей части.
Тигрица
Если персонаж господина Пинга от мультфильма к мультфильму теряет гендерные признаки, то Тигрица всё более обретает черты мужественности. Во второй части По несколько раз вступает с ней в поединок и всё время проигрывает, и не потому, что Тигрица относится к слабому полу, а потому, что она реально сильнее его.
Один показательный поединок произошёл на корабле, когда По бьёт Тигрицу в руку, не причиняя ей никакого вреда, а сам корчится от боли. Тигрица объясняет это тем, что она отрабатывала удары в роще железных деревьев у дворца, поэтому совсем не чувствует боли. Причём занималась она этим двадцать лет, за что По назвал её бронёй (почти железной леди). Победив По буквально одной рукой, Тигрица говорит ему следующее: «А потом, мне кажется, ЖЁСТКИЕ стили – это не твоё!» То есть, стало быть, её?! И это ЖЕНСКИЙ образ!!! И снова в голове встаёт вопрос: «Почему она при всём её упорстве (двадцать лет набивала руки в роще железных деревьев), МУЖЕСТВЕННОСТИ (к ней применимо это слово), силе (воин дракона в противостоянии с ней ни разу не одержал победы, а таковых схваток во второй части было две) не стала воином дракона?»
Очевидно, что образ стальной леди – это маска, которую Тигрица надела, и при общении наедине с По в ней мелькнуло желание её снять, но оно было перебито друзьями из неистовой пятёрки, которые вмешались в этот откровенный разговор. Она настолько привыкла её носить, что эта маска вросла в неё и почти стала её истинным лицом, фактически убив надежду на пробуждение какой-либо женственности.
Кульминацией уничтожения в Тигрице всякого женского начала стала сцена объятий с По в конце мультфильма. По обнимает Тигрицу, но на её лице появляется удивление, дискомфорт. Оказавшись в объятиях, она ощущает себя не в своей тарелке. У её товарищей из неистовой пятёрки при виде такой картины также на лице не возникает ничего кроме удивления – они понятия не имеют, как их броневая подруга отреагирует на такие нежности.
Тема приёмных родителей
Ещё с первой части мультфильма понятно, что Пинг – ненастоящий отец По. Но в первой части он не признаётся в этом своему приёмному сыну-панде, да и сама история с родителями остаётся не освещённой. Во второй части эту тему создатели картины раскрывают «во всей красе».
На деревню, где жили его родители, напал лорд Шэнь со своим войском, так как, исходя из предсказаний вещуньи, хотел уничтожить всех потенциально возможных чёрно-белых воинов. Отец По встал на защиту своей семьи, а мать, спасаясь бегством, оставила По в ящике с редиской. В таком виде По нашёл Пинг.
Пинг рассказывает По об этом. И в какой-то момент По запутывается в своём отношении к приёмному родителю – он не знает, называть ли Пинга отцом, относиться ли к нему как к отцу.
Пинг: Не уходи, По.
По: Я должен идти. Я – воин дракона. Работа у меня такая – спасать кунг-фу. Если не пойду, кто я после этого.
Пинг: Ты – мой сын… Верно?
По не знает, что ответить Пингу, поэтому просто говорит: Ээ, пока.
Эта ещё одна вещь, которую он должен «переварить», чтобы обрести внутреннюю гармонию.
После осознания своего прошлого, обретения душевного равновесия и победы над лордом Шэнем По возвращается домой. Он понял, кто есть Пинг для него. Конечно же, он – его отец, несмотря на то, что приёмный. По теперь понимает, что именно благодаря Пингу он выжил, вырос и стал тем, кто он есть.
По: Я узнал, почему я оказался в корзине с редиской.
Пинг: Узнал?
По: Я знаю кто я.
Пинг: Знаешь?
По: Я – твой сын. Я люблю тебя, пап.
Пинг: Я тоже тебя люблю, сынок.
Мысль, конечно, очень правильная. Если приёмные родители хорошо относятся к своим приёмным детям, любят их, воспитывают, то почему приёмные дети должны относиться к ним как-то иначе, чем как к своим родителям? Это очень важный, серьёзный вопрос, который поднимают создатели мультфильма, пытаясь донести до детей, до всего общества, что приёмные родители – это такие же родители, что они также хотят быть любимыми и востребованными, что они тоже хотят, чтобы их считали мамами и папами.
Внутренний покой
Вся красота философии второй части мультфильма «Кунг-фу панда» раскрывается в этом аспекте. Теперь воину дракона недостаточно простых тренировок кунг-фу, недостаточно освоения новой супертехники кунг-фу или нового суперприёма. Ему необходимо достичь внутреннего равновесия, духовной гармонии.
Мастер Шифу, демонстрируя последнее упражнение мастера Угвея с каплей, объясняет По, что каждый мастер должен найти свой путь к внутреннему покою. Один из путей – это непрерывная медитация в пещере без еды и воды в течение пятидесяти лет, другой – через боль и страдание.
Кстати, сама сцена с каплей очень ярко демонстрирует всю эстетику и глубину восточной философии и восточных боевых искусств в целом, что также говорит о детальной проработке той культуры, куда погружают зрителя.
Напутствие мастера Шифу оказывается пророческим, и По находит своё испытание, преодолев которое он обретёт внутренний покой. Лорд Шэнь – не просто его враг, он – есть встреча По с потрясениями прошлого. И мы видим, что ещё с первой схватки с павлином По сильнее его физически, но при виде символа, впечатанного в его память с самого детства, он начинает испытывать страх, теряет равновесие, поэтому уступает Шэню.
Для По гибель родителей – это настолько пугающие воспоминания, что он заблокировал их, поэтому почти ничего не помнит. «Удивительно, что ты помнишь так мало, – говорит вещунья, – может, ты всё-таки помнишь?»
Но отказ от прошлого, попытка похоронить те события в глубинах своей памяти может быть опасна для психики. По начинают сниться кошмары – столь значимые и трагичные воспоминания пытаются вырваться наружу, нарушая внутреннюю гармонию. Основным мотивом, почему он отправляется остановить лорда Шэня вместе с неистовой пятёркой, как раз и является попытка разобраться в себе. На вопрос Тигрицы, почему он отправился с ними, По отвечает: “Я узнал, что мой папа совсем мне не папа”.
Вот, что движет главным героем, а вовсе не желание одолеть очередного врага.
Не разобравшись в себе, пытаясь остановить лорда Шеня, По, как и следовало ожидать, терпит поражение. Теперь он оказывается в руках мудрой вещуньи, которая помогает найти По путь к внутреннему покою и гармонии. Её напутствие звучит так: «Это прошлое твоё, прими его».
И снова перед По мелькают картины прошлого, но он уже не вздрагивает в испуге, не вскакивает в холодном поту, как от кошмара, он делает последнее упражнение Угвея…
Теперь По возвращается абсолютно готовый встретиться со своим главным кошмаром – убийцей своих родителей – лицом к лицу. Он не испытывает перед ним ни страха, ни злости, нет в нём желания отомстить – он обрёл гармонию, он принял события прошлого, понимая, что уже не сможет их изменить. Теперь он готов двигаться дальше, осознавая, что именно поступки в настоящем определяют, кто ты есть…
Лорд Шэнь: Как ты обрёл внутренний покой? Я лишил тебя родителей, лишил всего. Эти шрамы на всю жизнь.
По: Так в этом всю дело Шэнь… Раны затягиваются… Шрамы исчезают. Ты должен перестать жить прошлым, потому что то, что было, уже не важно. Важен твой нынешний выбор, кем ты хочешь быть сейчас.
Это, пожалуй, главная мысль, которую несёт в себе мультфильм.
Кунг-фу Панда 3 (2016)
В 2016 году на экраны вышел третий мультфильм франшизы Кунг-фу Панда. На этот раз главному герою, панде по имени По, предстоит новое сражение со злодеем по имени Кай. Кай – это огромный бык с большими рогами, который не только мастерски владеет нефритовыми ножами на цепи, но и ещё умеет управлять энергией ци и даже отнимать её. Кай придёт из царства мёртвых и оживит события дней минувших, дней, когда мастер Угвей и Кай были лучшими друзьями. Воину дракона По для победы снова предстоит встать на путь познания, на этот раз он должен научиться управлять энергией ци.
На фоне основного сюжета, как и в предыдущих частях, снова развивается целая история о семье По. Однако в третьей части появляются некоторые моменты, которые в корне отличают эту серию от первых двух, хоть и линия повествования, скелет сценария остаются схожими. Для того чтобы понять, что в третьей части не так, надо немного погрузиться в детскую психологию.
Ребёнок рождается, имея в распоряжении лишь информацию, записанную в своих генах, в плане социального опыта и понимания принципов существования человека среди других людей – он абсолютно чист. И с самого момента рождения он начинает познавать этот мир, формируя в своём мировоззрении образы, а в своей голове – нейронные связи. Чем взрослее ребёнок становится, тем более устойчивы эти образы и менее подвержены каким-либо изменениям. Поэтому крайне важно то, какой мир, какая КУЛЬТУРА окружает ребёнка с самого детства, какие образы они несут.
Под термином «культура» следует понимать, прежде всего, всю ту информацию (знания и теоретически неформализованные навыки), которая в обществе есть, но не передаётся от поколения к поколению в готовом для употребления виде на основе работы генетического аппарата; культура передаётся от поколения к поколению на основе взаимоотношений людей в обществе и на основе «артефактов» - памятников культуры, носителей информации, что в совокупности составляет культурную среду общества в целом.
Чем чаще культура, окружающая дитя, транслирует определённые стереотипы, тем больше вероятность того, что ребёнок станет носителем именно этих стереотипов, и начёт ретранслировать их, воспроизводя ту культуру, в которой он вырос. Поэтому также крайне важно обеспечить определённую чистоту информационного поля ребёнка с самого его рождения, поддерживать те хрупкие образы культуры, которые знакомят маленького человечка с такими понятиями как: добро, любовь, справедливость, честь, ответственность, правда и, конечно же, семья. Именно такие понятия и формируют из биологического материала гомо сапиенс настоящего человека с большой буквы «Ч».
С определённого возраста ребёнок начинается себя самоидентифицировать, определять своё место в социуме. Первая социальная ячейка, с которой сталкивается малыш – это семья. Ребёнок начинает формировать и закреплять в своём мировоззрении, что такое семья, из кого она состоит, кто и какую роль в семье выполняет. Проявляется эта самоидентификация в постоянном поиске членов семьи (пап, мам, братьев, сестёр, бабушек, дедушек) во всех сюжетах, картинках, которые попадают в поле зрения малыша. Об этом прекрасно знали наши предки, поэтому наши сказки несут в себе этот образ.
Посмотрите на сказку «Три медведя» – она очень показательна с точки зрения формирования образа семьи. Девочка попадает в дом к медведям и там находит три чашки, три стула, три кровати – побольше, поменьше и самые маленькие, соответственно. Все эти вещи принадлежат разным членам семьи медведей. Самые большие принадлежат отцу, поменьше – матери, самые маленькие – их ребёнку. Таким образом, сказка рассказывает, что такое семья, из кого она состоит. И важен финал этой сказки. В финале, напомним, девочка ложится в кроватку Мишутки. Сказка таким образом объясняет роль и место ребёнка в семье, помогает читающему (скорее слушающему, так как читают родители) её малышу разобраться, кто он в своей семье, понять, что он – ребёнок и у него есть родители.
Почему так важно заложить в ребёнка образ нормальной, полноценной семьи? Потому что именно такой образ семьи обеспечит воспроизводство потомства – будущих носителей нашей культуры, языка, наших традиций. Именно поэтому важно этот образ постоянно культивировать в среде массмедиа.
Итак, это было небольшое отступление. Оно поможет нам более полно сформировать картину происходящего. Вернёмся к мультфильму Кунг-фу Панда 3.
По сюжету, в долине, где живёт По, появляется его настоящий биологический отец – Ли Шань. По и Ли быстро находят общий язык, так как они оба – панды, и имеют схожие биологические потребности в еде, сне и т.д. Приёмный же отец По быстро оказывается на втором плане, и на этом якобы выстраивается некий конфликт двух отцов: биологического и приёмного.
Далее отцам всё же удаётся найти общий язык друг с другом. Да и сам По одинаково хорошо относится к обоим «родителям». В какой-то момент, видя их слаженную работу в драке с врагами, По даже восклицает: «Ай, да папы!»
И, вроде бы, всё правильно – так и должен поступить сын, обретя родного отца. Но есть одно «но» – это правильно и нормально выглядит в глазах взрослого человека с уже устоявшимися и укоренившимися образами и взглядами на семью. Для ребёнка всё выглядит несколько иначе: ребёнок, как уже сказано было выше, пытается идентифицировать семью – он хочет найти папу, маму и их дитя. Он ещё занимается формированием образа нормальной семьи и ищет примеры в мире, который его окружает. И тут возникает ещё одна вещь, которая, безусловно, в предыдущих частях была изъяном с точки зрения воспитательной функции, но здесь обретает более серьёзное значение – это та вещь, которую мы просили запомнить, а именно: полное стирание гендерных признаков у приёмного отца По.
И если настоящий отец По выглядит мужчиной, то Пинг с этой точки зрения не совсем понятно кто. К тому же в сложившейся «семейной идиллии» Ли Шань и Пинг неплохо дополняют друг друга, так как Пинг выполняет больше роль не отца, а матери: в мультфильме он постоянно готовит, следит за тем, чтобы По был неголодным, собирает еду ему в дорогу, даже есть момент, когда он бегает за ним с тарелкой.
Таким образом, вырисовывается не совсем чёткое и явное, но достаточно осязаемое распределение гендерных ролей между приёмным и биологическим отцом По. В результате этого ребёнок, который, как мы помним, стремится сформировать в своей голове законченный образ семьи, может легко посчитать Пинга – мамой, Ли Шаня – отцом, а По – их ребёнком. И, видя в мультфильме, радостную реакцию По на сложившуюся ситуацию («ай, да папы!») ребёнок, уж будьте уверены, также легко перенесёт её в жизнь. И самая главная опасность здесь состоит в том, что ребёнок, столкнувшись с такой семьёй, состоящей из двух пап, вполне может нормально к этому отнестись, поскольку он уже это где-то видел. И там, где он это видел, это не выглядело как-то необычно, не вызывало какого-то удивления или неодобрения, напротив, всё выглядело очень даже празднично и весело.
Если такой образ в сознании ребёнка будет поддерживаться и подкрепляться массовой культурой, то ребёнок может вырасти уже с совсем иными представлениями о нормальной семье, что мы видим во многих европейских странах (не за год же они стали настолько толерантными, что официально разрешили однополые браки – это результат многолетней работы).
Никто сейчас не говорит и даже не намекает на то, что Ли Шань и Пинг – педерасты, никто не говорит о том, что По либо его отцы как-то неправильно поступили в данной ситуации. Речь сейчас совершенно о другом. Речь о детском восприятии и об образе семьи, формируемом в мультфильме. И этот образ далёк от таковых в традиционных сказках и классических детских произведениях, и может аукнуться в будущем, когда на головы уже взрослых людей, воспитанных на подобных творениях, рухнет очередной законопроект о легализации однополых браков с призывами соблюдать права секс-меньшинств.
В конце мультфильма есть интересный момент: По отправляется в мир духов. Родной отец По предлагает всем собраться в круг и помочь По в потустороннем мире. При этом каждый в круге поднимает ладонь и произносит, кто он есть по сути. Звучит такая фраза: «По, ты открыл нам, кто мы есть по своей сути.» И по сути выходит следующее: биологический отец По произносит «отец», приёмный отец По произносит «семья» (но он тоже отец, его По признал отцом ещё во второй части), и кадр с Пинга снова переносится на Ли Шаня (ребёнку без слов объясняют это – семья). Сие действие происходит на фоне самого острого по переживанию момента картины: По вот-вот должен погибнуть, но в области сердца у него появляется светящаяся ладонь, и он оживает.
Здесь стОит задаться вопросом: «А случаен ли этот момент в мультфильме?» Или это всё-таки вброс в сознание ребёнка определённого ОБРАЗА СЕМЬИ, привязка определённых слов и действий к яркому переживанию, так называемое якорение .
“Якорь получается, когда на пике состояния происходит какое-то событие. И мозг связывает событие (теперь это уже можно называть стимулом или триггером) и состояние – и получается якорь. Например, если в тот момент, когда человек испытывает сильную радость, дотронуться до его плеча, то после при точно таком же прикосновении к его плечу, он опять будет испытывать радость. Как у собаки в экспериментах Павлова текла слюна, когда звенел звонок”.
И всего сказанного следует, что с точки зрения формирования образа нормальной здоровой семьи мультфильм Кунг-Фу Панда 3 не только не полезен, но и можно с полной уверенностью утверждать, несёт определённый вред.
Из этого не следует, что ребёнок, посмотрев такой мультфильм, обязательно станет педерастом и создаст однополую семью. Как уже говорилось ранее, ребёнок ещё только формирует свои стереотипы и если эти стереотипы постоянно подпитываются внешней средой, его окружающим миром, только в этом случае они становятся устойчивыми. Если ребёнок живёт в нормальной здоровой семье, если он помещён в среду, где образ такой семьи преобладает, то и стереотип у него будет соответствующий, и мультфильм, возможно, не особо повлияет на его мировоззрение. Но сейчас уже ни для кого не секрет, что из себя представляет современная массмедиакультура, и какой удар она наносит по институту семьи, постоянно подкрепляя псевдонаучными передачами, статьями, художественными фильмами, медийными персонажами совсем иные образы семьи, мужчины, женщины, материнства, отцовства как такового. Поэтому стереотип, который вбрасывается в детское сознание, ещё неспособное критично мыслить, через вот такой вот мультфильм, может вполне получить подпитку в будущем, и поэтому желательно с самых ранних лет и до определённого возраста ограждать своё чадо от подобных образов и ситуаций.
Следующий момент, который коренным образом отличает третью часть от предыдущих – это процесс обучения.
Если посмотреть на первую часть мультфильма, то там в течение достаточно длительного времени нам демонстрируют процесс обучения По кунг-фу. И пусть сначала По не совсем осознаёт, что его учат, то в конце уже он отдаёт пельмешку мастеру Шифу, подразумевая, что всё это он делал не ради еды, а именно ради того, чтобы научиться кунг-фу.
Во второй части мультфильма По должен обрести внутренний покой, поэтому он сталкивается со своим прошлым, с воспоминаниями, которые будоражат его разум, не позволяя ему сосредоточится, вызывая просто панический страх и ступор перед лордом Шенем. Ему необходимо переварить свои смутные воспоминания, выработать определённое отношение к ним, смириться со своим тяжёлым прошлым, в котором он уже ничего не может изменить. И для этого По прилагает определённые усилия, проходит через поражение, и возвращается настоящим воином, который знает, что делать, знает, как победить своего врага.
В третьей части перед По стоит новая задача – научиться управлять энергией ци. Издревле техникой управления энергией ци как раз и владели панды. Панды – хранители этих древних знаний. Но со временем, в результате многих трагических событий, панды утратили это древнее знание. Тем не менее, родной отец По, Ли Шань, обещает своему сыну, что вернувшись в родную деревню, научит его владеть энергией ци. Но затем выясняется, что Ли Шань соврал По. И что же должен делать По, чтобы научиться древней технике?! Ему предлагается просто вести себя как панда, и, возможно, это поможет ему что-то вспомнить. Почему? Не ясно, но тем не менее…
Что же из себя представляет жизнь панды? Может это какой-нибудь труд? Выращивание риса, например? Или это какое-нибудь ремесло, искусство? Нет. Жизнь панды – это вечный праздник: еда, катание кубарем с горок, пускание бумажных фонариков, танцы и т.д. Возникает резонный вопрос: как, занимаясь этим, По научится управлять энергией ци, как он осознает себя в роли учителя, как он подготовится к битве со злодеем Каем, как он победит его? И только появление побитой тигрицы, которая сообщает ему о том, что Кай одержал очередную победу, забрал всех мастеров Китая, включая мастера Шифу, и отправляется сюда, немного приводит в чувство По, и он начинает каким-то образом организовывать оборону.
Таким образом, в третьей части мультфильма напрочь отсутствует процесс обучения героя, процесс его становления через преодоление каких-то трудностей, испытаний.
В итоге По жертвует собой ради спасения остальных. Далее всё происходящее – вне всякой логики, а скорее из области метафизики. По проводит захват уси с собственным пальцем, обхватив Кая, после этого они почему-то попадают в мир духов. Почему? Непонятно. При этом у окружающих резко открываются сверхспособности, и они помогают По в потустороннем мире, в результате чего По почему-то становится настоящим мастером энергии ци. Почему? Тоже непонятно.
Затем По возвращается в настоящий мир, оставаясь всё тем же мастером ци. Почему? Ведь его уже не поддерживают остальные. В конце мультфильма мастер Шифу вскользь спрашивает По, чтобы тот научил его управлять ци. Но чему По может научить, если он сам лишь при помощи других мог ей управлять? Никакой древней технике он не обучался, поэтому без поддержки окружающих, следуя логике, его вновь приобретённые навыки благополучно исчезнут.
Таким образом, процесс освоения древней техники полностью изъят из сюжета мультфильма. По научился управлять ци просто потому, что он – воин дракона. Он – избранный, поэтому не могло быть иначе.
Для сравнения посмотрите несколько сюжетов . Обратите внимание на то, как там дети, в чьи руки доверено восстановление равновесия в мире, становятся настоящими героями.
Чи-Су спал. Спал, как убитый. Ну, а как же ещё? Попробуйте бежать несколько дней без остановки, когда при этом сохнет в горле и чувствуется адская боль в грудной клетке. После этого в добавок пару ударов по тебе от бандитов, которые колошматили со всей силы.
По и обезьяна подхватили его, когда тигр начал сдавать. Чи-Су дотащили куда-то наверх, куда именно тигр не помнил.
Темнота. Холод. Свежесть. Знакомые запахи и голоса. Чи-Су вновь попал в Астрал, потому как делал это нередко и при необходимости моментально преодолевал расстояния, дабы передавать разные сообщения. Сейчас же он хотел найти того, кто всегда ему помогал и был предан его роду всю свою жизнь.
Я не понимаю…
- И не должен. - эхом пронёсся приятный знакомый голос, - Я слишком много тебе рассказал и смысл в словах моих ты поймёшь только со временем.
Старейшина восседал на высоком красивом престоле. Его белоснежные крылья блестели, как снег, лежащий на солнце. Благодаря этому Чи-Су хоть и немного, но сумел разглядеть своего собеседника в кромешной тьме.
По идеи они оба находились в Храме Иньшина, где всегда светло и пахнет свежим чаем, но в астральном мире было почему-то всё по другому. Храм превратился со своими мрачными цветами в склеп, а пахло здесь сыростью и землёй. Может это из-за эмоционального состояния, в котором сейчас находится Чи-Су? В детстве тигр слышал от Филина много интересных историй про Астрал и помнил, что на него влияют настроение и громкие мысли.
- И…Из твоих слов я понял, что обладаю огромной силой, позволяющая мне призывать моего предка Белого Дракона и защищать нашу долину и астральный мир от зла. Перемещаться по Астралу я уже умею. Что ждёт меня дальше? - тигр развёл руками.
- Поймёшь потом. У тебя мало времени. В параллельном мире тебе долго оставаться нельзя. Но скажу ещё одно… Ты должен как можно скорее научиться использовать свою силу. Тьма сгущается. Опасность близко. - серьёзно и с дрожью в голосе произнёс старейшина и исчез.
Подожди! - выкрикнул Чи-Су, но его голос уже не раздавался эхом в пустой темноте. Он огляделся. Комната, в которой тигр находился, была уютной. Было свежо. На стене висела пара полок, на которых лежали лук и стрелы. Клинок лежал под бамбуковой кроватью.
« Надо бы отблагодарить ребят за помощь.» - подумал тигр и поднялся. Тело ныло ещё сильнее. Голова сильно кружилась. Чи-Су придерживаясь стены и прочей попадающиеся на встречу мебели, побрёл из комнаты и из самого спального домика.
Пятёрка вновь тренировалась во дворе. Теперь за их успехами смотрел сам Воин Дракона. Чи-Су не без улыбки смотрел, как панда ошибался, а остальные мастера выполняя его приказы, калечили друг друга, на что было больно смотреть.
- Нда… Не повезло.- тихо для себя произнёс тигр и облокотился о рядом стоящее дерево.
- Здравствуй, Чи-Су.
Тигр обернулся перед ним стоял легендарный мастер кунг-фу. Мастер Шифу. Чи- Су проявив уважение, поклонился ниже, тем самым поприветствовав мастера.
- Всё хорошо, мастер. Думаю со следующего дня можно начинать. Филин рассказал мне о твоей проблеме. Идём.
- Нефритовый дракон?
- Да, верно. Ты же так мечтал побывать в нашем дворце. - Шифу слегка усмехнулся.
Они подходили к дворцовым дверям.
- Вы молчите, мастер. Я что-то натворил? - Чи-Су посмотрел на мастера немного весёлым взглядом, хотя знал, что сейчас мастер снова будет ругать его за какую-нибудь оплошность, а она найдётся.
Шифу остановился и слегка ударил палкой по перебинтованному месту на груди Чи-Су, от чего тот вздрогнул от неожиданной боли.
- Позволить самым обыкновенным бандитам так изувечить себя, - начал Шифу, - Великий Дракон, что с тобой творится? Как можно было подпустить их так близко?
Тигр не ответил, лишь кисло улыбнулся. Они вошли во дворец. Дворец был освещён зелёным светом, который отражался от нефритовых колонн. Полное умиротворение, тишина, покой. Лишь тихие шаги и голоса двух собеседников.
- Не строй дурацкие рожи. - Шифу подошёл к колодцу со святой водой. - В случившемся нет ничего забавного. Ты теряешь быстроту реакций.
- Преувеличиваете.
- И вовсе нет. Тебе стоит временно воздержаться от драк с бойкими противниками.
- Благодарю за совет. А, вот и он, - произнёс Чи-Су и взглянул на дракона, пригвоздившегося к потолку.- Можно? - он протянул руку навстречу грозному зверю.
- Не сейчас. И потом, ты ещё не научился основам, чтобы вот так просто вторгнуться в его голову. Думаю ему бы не понравилось. Шифу покопался в свитках и нашёл один из древних пергаментов, который нужен в данном случае, чтобы вылечить увечья на теле Чи-Су.
- Помедитируешь позже. Иди, познакомься с остальными.
Смотрите, идёт. - сообщил Обезьяна, увидев белого тигра краем глаза.
Все остановились и обернулись, чтобы увидеть новоприбывшего.
- Здравствуйте, мастера. - Чи-Су поклонился. - Хотелось поблагодарить вас за вчерашнюю выручку и хотелось попросить у вас прощения за доставленные неудобства и хлопоты.
- Да ничего, приятель. Мы уже привыкли к таким событиям. - весело подбодрил По, положив руку на плечо тигра.
- Ты и вправду белый тигр. - проговорил Обезьяна и пожал новому знакомому лапу.
- А шерсть такая мягкая… Ой простите. - тихо сказал Богомол и слез с плеча тигра.
- Чи-Су не хочешь с нами потренироваться? Нам было бы очень интересно взглянуть на твоё мастерство.- Гадюка мило улыбнулась.
- Мне пока не стоит этим заниматься… Ну, понимаете. - тигр потёр ушибленные места. Осмотрелся. Взгляд его остановился неожиданно на Тигрице, он улыбнулся. На мгновение ему показалось, что она тоже слегка улыбнулась и даже немного смутилась. Но так только казалось. - Вам… не буду я мешать. Продолжайте пожалуйста, а я постою с Воином Дракона.
Пятёрка продолжила свою тренировку. Чи-Су снова посчастливилось понаблюдать со стороны мастерство его новых друзей. Панда отдавал приказы, какие только приходили на ум. Сразу чувствуется неопытность. Похоже Воин Дракона впервые пытается провести тренировку для Неистовой Пятёрки.
- Она нереально крутая, да? - внезапно спросил По, уставившись на Тигрицу, но заметив лицо Чи-Су, выражающего полного недоумения, заикнулся и начал переговаривать фразу, - Они… Они нереально крутые. Кхм… Да.
Чи-Су лишь улыбнулся и кивнул. Если честно, он был немножко согласен с утверждением По. Тигрица и вправду ему приглянулась, но скорее всего из-за своего тигриного рода, ведь таких осталось совсем мало.
- А тебе? Как тебе Тигрица? - продолжал расспрашивать По. - Она тигр и ты тигр. Я видел, как между вами что-то промелькнуло. - - панда весело улыбнулся - Колись, друг.
- Тигрица и вправду хороший воин и мастер кунг-фу, - с лица тигра исчезла улыбка. Он старался показать полную серьёзность. - Её мастерство завораживает, а стойкость и стиль оценил бы любой другой легендарный воин кунг-фу.
- Ох, ну ты и зануда. - проворчал По и продолжил список неудачных приказов в выполнении приёмов.
- Слышала, Тигрица? Похоже тебя нахваливают. - Журавль слегка усмехнулся. - Мне кажется ты приглянулась к нашему новому другу.
- Не говори ерунды. Лучше отрабатывай нападение, - бросила ему Тигрица и сделала подсечку Журавлю, - Ему просто понравился мой стиль, ведь у него он такой же… Наверное.
Приятного аппетита!
Сегодня на обед у Пятёрки была фирменная лапша от Воина Дракона. Она и Чи-Су пришлась по вкусу, но не до такой степени, чтобы сводило с ума.
- Так ты из далёких северных земель, где все животные в белых шкурах и уживаются там с вами души ваших предков? - спросил как всегда любопытный По.
- Ну, во-первых не все животные у нас с белой шкурой. Большинство: барсы, совы, филины и бараны. И то их немного, а все остальные нормальные, - ответил тигр потихоньку поедая свой обед, - Живём мы не с духами. Рядом с нашей деревней есть портал в мир Астрал. Оттуда и появился наш предок Белый Дракон, основавший клан белых тигров Шимада. Один из жителей Иньшин должен был посвятить свою жизнь, чтобы защищать свой дом и мир духов. Но это могли сделать только звери из клана Шимада. К сожалению я остался один. И моя судьба была определена после смерти моих родителей.
- Оу, вот это вот совсем не круто. - разочаровался панда.
- А как же ты общаешься со всеми? Как успеваешь оповестить всех, если понадобится? - спросил Богомол.
- Ну, я научился со временем путешествовать по Астралу. Это одна из способностей каждого члена Шимада. И еще один шаг к тому, что я всё-таки стану хранителем между двумя мирами и застряну в своей небольшой деревушке.
- Кхм… Чи-Су, как ты относишься к ночным тренировкам? - снова спросил панда.
- Нормально, а что?
- Да вот Тигрица всё тренируется по ночам. Одна, в одиночестве. Не хочешь составить ей компанию? - предложил По, за что получил хороший подзатыльник от сзади сидящей Тигрицы.
- Это тоже нормально. Тиграм полезны ночные прогулки, особенно после напряжённого дня. А насчёт присоединения… Это как она сама и решит. - спокойно ответил Чи-Су и улыбнулся Тигрице.
Она тоже ему улыбнулась. Искренне и уже по настоящему.